Названия жителей Турции

Страна Турция имеет полное официальное название Турецкая Республика и буквенные коды TR и TUR. Официальные названия граждан Турции:

Не путайте слова турчанка и турка. Многие люди ошибочно называют жительниц Турции турками, что неверно. Турка — посуда для приготовления кофе. Жителей района горы Арарат называют: араратцы, араратец, араратка.

Склонение по падежам

Склонение названия страны и названий жителей по падежам.


ПадежВопросСтранаВопросМужчинаЖенщинаЖители
Именительный что? Турция кто? турок турчанка турки
Родительный чего? Турции кого? турка турчанки турок
Дательный чему? Турции кому? турку турчанке туркам
Винительный что? Турцию кого? турка турчанку турок
Творительный чем? Турцией кем? турком турчанкой турками
Предложный о чём? о Турции о ком? турке турчанке турках

Города Турции

Список крупных и известных городов Турции в алфавитном порядке с указанием названий граждан. Если у города отсутствует название жителей женского рода, используют оборот вида «жительница города…».

ГородМужчиныЖенщиныГраждане
Анкара анкарец анкарка анкарцы
Анталья анталец жительница Антальи антальцы
Стамбул стамбулец стамбулка стамбульцы

Жители стран мира, названия по-русски — Полный список

%MINIFYHTML81c5eeec57a73889a43263e093b1f7207% %MINIFYHTML81c5eeec57a73889a43263e093b1f7208%

Ранее мною публиковались этнохоронимы городов России, Белоруссии и Украины, теперь я взялся за государства. Как было написано в той статье, если вам неловко называть какого-либо жителя одним словом, как указано в списке, можно называть людей жителями такой-то страны. Допустим, житель Марокко или жительница Эстонии.

Жители стран мира, как и жители городов России, публикуются списком в один столбик. Также обращаю ваше внимание на то, что жители некоторых стран мира называют себя не как обычно: например жители Мадагаскара предпочитают называть себя малагасийцами, жители Кипра – киприоты, Монако – монегаски, далее – по списку.

P.S. В связи с частыми запросами о том, как называют жителя любой страны или любого города, отвечаю: житель страны – гражданин, а житель города – горожанин.

Европа

Австрия – австрийцы (австриец, австрийка). Албания – албанцы (албанец, албанка). Андорра – андорранцы (андорранец, андорранка). Белоруссия (Беларусь) – белорусы (белорус, белоруска). Бельгия – бельгийцы (бельгиец, бельгийка). Болгария – болгары (болгарин, болгарка). Босния и Герцеговина – боснийцы (босниец, боснийка). Великобритания – британцы (британец, британка). Венгрия – венгры (венгр, венгерка). Германия – немцы (немец, немка).


Голландия – см. Нидерланды

Греция – греки (грек, гречанка). Дания – датчане (датчанин, датчанка). Ирландия – ирландцы (ирландец, ирландка). Исландия – исландцы (исландец, исландка). Испания – испанцы (испанец, испанка). Италия – итальянцы (итальянец, итальянка). Кипр – киприоты (киприот, киприотка). Косово – косовары (косовар, косоварка). Латвия – латвийцы (латвиец, латвийка). Литва – литовцы (литовец, литовка). Лихтенштейн – лихтенштейнцы (лихтенштейнец, лихтенштейнка). Люксембург – люксембуржцы (люксембуржец, люксембурженка). Македония – македонцы (македонец, македонка). Мальта – мальтийцы (мальтиец, мальтийка). Молдова (Молдавия) – молдаване (молдаванин, молдаванка). Монако – монегаски (монегаск, монегаска). Нидерланды – нидерландцы (нидерландец, нидерландка). Норвегия – норвежцы (норвежец, норвежка). Польша – поляки (поляк, полька). Португалия – португальцы (португалец, португалка).

Россия – россияне (россиянин, россиянка); нац. – русский, русская.

Румыния – румыны (румын, румынка). Сан-Марино – санмаринцы (санмаринец, санмаринка). Сербия – сербы (серб, сербка). Словакия – словаки (словак, словачка). Словения – словенцы (словенец, словенка). Украина – украинцы (украинец, украинка). Финляндия – финны (финн, финка). Франция – французы (француз, француженка). Хорватия – хорваты (хорват, хорватка). Черногория – черногорцы (черногорец, черногорка). Чехия – чехи (чех, чешка). Швейцария – швейцарцы (швейцарец, швейцарка). Швеция – шведы (швед, шведка).


Эстония – эстонцы (эстонец, эстонка).

Азия

Абхазия – абхазцы (абхазец, абхазка). Азербайджан – азербайджанцы (азербайджанец, азербайджанка). Армения – армяне (армянин, армянка). Афганистан – афганцы (афганец, афганка). Бангладеш – бангладешцы (бангладешец, бангладешка). Бахрейн – бахрейнцы (бахрейнец, бахрейнка).

Бирма – см. Мьянма

Бруней – брунейцы (брунеец, брунейка). Бутан – бутанцы (бутанец, бутанка). Восточный Тимор – тиморцы (тиморец, тиморка). Вьетнам – вьетнамцы (вьетнамец, вьетнамка). Грузия – грузины (грузин, грузинка). Израиль – израильтяне (израильтянин, израильтянка). Индия – индийцы (индиец, индианка). Индонезия – индонезийцы (индонезиец, индонезийка). Иордания – иорданцы (иорданец, иорданка). Ирак – иракцы (иракец, иракша). Иран – иранцы (иранец, иранка). Йемен – йеменцы (йеменец, йеменка).

Казахстан – казахстанцы (казахстанец, казахстанка); нац. – казах, казашка.

Камбоджа – камбоджийцы (камбоджиец, камбоджийка). Катар – катарцы (катарец, катарка).

Киргизия – киргизстанцы (киргизстанец, киргизстанка); нац. – киргиз, киргизка.

Китай – китайцы (китаец, китаянка). Корея/Южная Корея – корейцы (кореец, кореянка). Кувейт – кувейтцы (кувейтец, кувейтка). Лаос – лаосцы (лаосец, лаоска). Ливан – ливанцы (ливанец, ливанка). Малайзия – малайзийцы (малайзиец, малайзийка). Мальдивы – мальдивиане (мальдивианин, мальдивианка). Монголия – монголы (монгол, монголка). Мьянма – бирманцы (бирманец, бирманка). Непал – непальцы (непалец, непалка). Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ) – эмиратовец (эмиратовцы, эмиратовка). Оман – оманцы (оманец, оманка). Пакистан – пакистанцы (пакистанец, пакистанка). Саудовская Аравия – аравийцы (аравиец, аравийка). Сингапур – сингапурцы (сингапурец, сингапурка). Сирия – сирийцы (сириец, сирийка).


Таджикистан – таджикистанцы (таджикистанец, таджикистанка); нац. – таджик, таджичка.

Таиланд – таиландцы (таиландец, таиландка).

Туркмения – туркменистанцы (туркменистанец, туркменистанка); нац. – туркмен, туркменка.

Турция – турки (турок, турчанка).

Узбекистан – узбекистанцы (узбекистанец, узбекистанка); нац. – узбек, узбечка.

Филиппины – филиппинцы (филиппинец, филиппинка). Шри-Ланка – шриланкийцы (шриланкиец, шриланкийка). Южная Осетия – югоосетины (югоосетин, югоосетинка).

Япония – японцы (японец, японка).

Америка (Северная и Южная)

Антигуа и Барбуда – антигуанцы (антигуанец, антигуанка). Аргентина – аргентинцы (аргентинец, аргентинка). Аруба – арубанцы (арубанец, ж – нет). Багамские острова – багамцы (багамец, багамка). Барбадос – барбадосцы (барбадосец, барбадоска). Белиз – белизцы (белизец, белизка). Бермудские острова – бермудцы (бермудец, бермудка). Боливия – боливийцы (боливиец, боливийка). Бразилия – бразильцы (бразилец, бразильянка). Венесуэла – венесуэльцы (венесуэлец, венесуэлка).


ити – гаитяне (гаитянин, гаитянка). Гайана – гайанцы (гайанец, гайанка). Гватемала – гватемальцы (гватемалец, гватемалка). Гондурас – гондурасцы (гондурасец, гондураска). Гренада – гренадцы (гренадец, гренадка). Доминика – доминиканцы (доминиканец, доминиканка). Доминиканская Республика – доминиканцы (доминиканец, доминиканка). Канада – канадцы (канадец, канадка). Колумбия – колумбийцы (колумбиец, колумбийка). Коста-Рика – костариканцы (костариканец, костариканка). Куба – кубинцы (кубинец, кубинка). Мексика – мексиканцы (мексиканец, мексиканка). Никарагуа – никарагуанцы (никарагуанец, никарагуанка). Панама – панамцы (панамец, панамка). Парагвай – парагвайцы (парагваец, парагвайка). Перу – перуанцы (перуанец, перуанка). Пуэрто-Рико – пуэрториканцы (пуэрториканец, пуэрториканка). Сальвадор – сальвадорцы (сальвадорец, сальвадорка). Сент-Винсент и Гренадины – сентвинсентцы (сентвинсентец, сентвинсентка). Сент-Китс и Невис – сенткитсцы (сенткитсец, ж – нет). Сент-Люсия – сентлюсийцы (сентлюсиец, сентлюсийка). Соединённые Штаты Америки (США) – американцы (американец, американка). Суринам – суринамцы (суринамец, суринамка). Тринидад и Тобаго – тринидадцы (тринидадец, тринидадка). Уругвай – уругвайцы (уругваец, уругвайка). Чили – чилийцы (чилиец, чилийка). Эквадор – эквадорцы (эквадорец, эквадорка).

Ямайка – ямайцы (ямаец, ямайка).

Африка

Алжир – алжирцы (алжирец, алжирка). Ангола – ангольцы (анголец, анголка). Бенин – бенинцы (бенинец, бенинка).


тсвана – ботсванцы (ботсванец, ботсванка). Буркина-Фасо – буркинийцы (буркиниец, буркинийка). Бурунди – бурундийцы (бурундиец, бурундийка). Габон – габонцы (габонец, габонка). Гамбия – гамбийцы (гамбиец, гамбийка). Гана – ганцы (ганец, ганка). Гвинея – гвинейцы (гвинеец, гвинейка). Гвинея-Бисау – бисау-гвинейцы (бисау-гвинеец, бисау-гвинейка). Демократическая Республика Конго – конголезцы (конголезец, конголезка). Джибути – джибутийцы (джибутиец, джибутийка). Египет – египтяне (египтянин, египтянка). Замбия – замбийцы (замбиец, замбийка). Зимбабве – зимбабвийцы (зимбабвиец, зимбабвийка). Кабо-Верде – кабовердианцы (кабовердианец, кабовердианка). Камерун – камерунцы (камерунец, камерунка). Кения – кенийцы (кениец, кенийка). Конго – конголезцы (конголезец, конголезка). Кот-д’Ивуар – ивуарийцы (ивуариец, ивуарийка). Лесото – лесотцы (лесотец, лесотка). Либерия – либерийцы (либериец, либерийка). Ливия – ливийцы (ливиец, ливийка). Маврикий – маврикийцы (маврикиец, маврикийка). Мавритания – мавританцы (мавританец, мавританка). Мадагаскар – малагасийцы (малагасиец, малагасийка). Малави – малавийцы (малавиец, малавийка). Мали – малийцы (малиец, малийка). Марокко – марокканцы (марокканец, марокканка). Мозамбик – мозамбикцы (мозамбикец, мозамбийка). Намибия – намибийцы (намибиец, намибийка). Нигер – нигерцы (нигерец, нигерка). Нигерия – нигерийцы (нигериец, нигерийка). Руанда – руандиец (руандийцы, руандийка). Сан-Томе и Принсипи – сантомийцы (сантомиец, сантомийка). Свазиленд – свазилендцы (свазилендец, свазилендка).

йшельские острова – сейшельцы (сейшелец, сейшелка). Сенегал – сенегальцы (сенегалец, сенегалка). Сомали – сомалийцы (сомалиец, сомалийка). Судан – суданцы (суданец, суданка). Сьерра-Леоне – сьерралеонцы (сьерралеонец, сьерралеонка). Танзания – танзанийцы (танзаниец, танзанийка). Того – тоголезцы (тоголезец, тоголезка). Тунис – тунисцы (тунисец, туниска). Уганда – угандийцы (угандиец, угандийка). Центральноафриканская Республика – центральноафриканцы (центральноафриканец, центральноафриканка). Чад – чадцы (чадец, чадка). Экваториальная Гвинея – экваторогвинейцы (экваторогвинеец, экваторогвинейка). Эритрея – эритрейцы (эритреец, эритрейка). Эфиопия – эфиопы (эфиоп, эфиопка). Южно-Африканская Республика – южноафриканцы (южноафриканец, южноафриканка).

Южный Судан – суданцы (суданец, суданка).

Австралия и Океания

Австралия – австралийцы (австралиец, австралийка). Вануату – вануатцы (вануатец, вануатка). Кирибати – кирибатцы (кирибатец, кирибатка). Маршалловы острова – маршалловцы (маршалловец, маршалловка). Микронезия – микронезийцы (микронезиец, микронезийка). Науру – науруанцы (науруанец, науруанка). Новая Зеландия – новозеландцы (новозеландец, новозеландка). Палау – палауанцы (палауанец, палауанка). Папуа — Новая Гвинея – папуасы (папуас, папуаска). Самоа – самоанцы (самоанец, самоанка). Соломоновы острова – соломоновцы (соломоновец, соломоновка). Тонга – тонганцы (тонганец, тонганка). Тувалу – тувалийцы (тувалиец, тувалянка).

Фиджи – фиджийцы (фиджиец, фиджийка).

Статьи по теме

Жители городов России, Белоруссии, Украины

как называются которые живут люди в Турции

как называются которые живут люди в Турции

  • 31-05-2013 15:56
  • Просмотры: 5

  • Нужно решить геометрию — 50 баллов
  • Если к некоторому грузу,колеблющемуся на пружине,подвесить гирю массой 100г,то частота колебаний уменьшится в…
  • Длина прямоугольного участка земли 540 м., а ширина 250м., Найдите площадь участка и выразите их в арах. Помогите!…
  • Общая причина распада империи Карла Великого и Арабского халифата. Помогите пожалуйста
  • Скорость катера стоячей воде 25 км/ч, а скорость те- в чения реки 5 км/ч. Сколько времени потратит катер на движе�…
  • начертите отрезок ав длиной 12 см. затем начертите отрезок cd =2/3, 3/6, 1/2, 4/6
  • Если сумма трёх последовательных положительных целых чисел равна 99, то произведение цифр первого из них равн…
  • Предаточные это какие части речи? Приведете пример и объясните
  • ПОМОГИТЕ! кто из: барсуков, кабанов, глухарей, рысей, волков, куниц, медведей, лосей, зубров, лисиц хищники? всея…
  • 5 задача. Какое количество ортофосфата кальция и серной кислоты необходимо для получения 19,6г ортофосфорной �…

Жители Турции – общество и этикет

Вы слышали о бесконечных чаепитиях, шашлыках, и о том, как турки торгуются на базаре. Эта статья поможет вам действительно понять Турцию и её местных жителей.


1. Не все турецкие мужчины носят усы.

Этот стереотип удивительно стойкий. Многие представители старого поколения действительно носят пышные усы, однако молодое поколение практически всегда гладко выбрито.

2. Там нет никаких верблюдов.

В турецких курортах это не редкость, чтобы встретить пару верблюдов, но они скорее стратегически выставлены возле туристических достопримечательностей, чтобы сфотографироваться.

3. Официальным языком является турецкий.

Единственным официальным языком Турции является турецкий, хотя и другие языки, на которых говорят группы меньшинств, включая арабский и курдский. Турецкий является частью тюркской семьи языков; на подобных языках говорят в Азербайджане и странах Центральной Азии, таких как Туркменистан и Узбекистан. Турецкий не связан с арабским языком, хотя эти два языка имеют общие термины и слова. Хотя большинство турок являются мусульманами, они не являются арабами.

4. Каждый прием пищи связан с барбекю.

Завтрак, обед или ужин: гриль можно использовать в любое время суток. Жители Турции очень любят пикники и портативные мангалы (барбекю), как правило, пользуются большой популярностью. Там также целый формат ресторанов, посвященных шашлыку: здесь посетители могут готовить его самостоятельно. В заведении вы получите предварительно разогретый мангал и тарелку маринованного сырого мяса. Остальное зависит от вас.

5. Количество турецких сериалов просто огромно.

Местные студии снимают сериалы в большом количестве впечатляющими темпами. Почти каждый турецкий регион имеет свою собственную мыльную оперу. Роль домашнего очага в Турции очень высока и смотреть телесериалы является любимым времяпрепровождением. Турецкие телесериалы не только популярны внутри страны; они также транслируются во всем арабском мире и Центральной Азии. Эти шоу даже положительно повлияли на поток арабских туристов в Турцию.

6. Турецкий народ чрезвычайно гостеприимный.

В стране Турция местные жители, которые приглашают вас в свой дом спустя лишь пол часа после знакомства – не повод для паники.

Турки невероятно дружелюбны и гостеприимны и как Misafir (гость), вы высоко ценитесь. Многие будут считать это честью, если вы примете их приглашение. Оказавшись внутри, вас угостят всем, чем только можно, с чашечкой крепкого черного чая или турецкого кофе.

7. Турецкий народ также очень любознателен.

Жители восточной Турции очень любознательные. Будьте готовы к тому, что любознательный местный захочет узнать все о вас и вашей стране, и будет с упоением об этом слушать. По сравнению с другими национальностями, турецкий народ гораздо более свободно говорит о личных темах, даже с кем-то они не очень хорошо знают.

8. До недавнего времени ношение платка было запрещено в общественных зданиях.

Это означало, что девушка, которая носила платок, не могла учиться в университете. Некоторые нашли способы обойти эту проблему, например, путем ношения париков. Благодаря новым правилам, теперь это вопрос личного выбора. Доля женщин, носящих хиджаб, все варьируется в зависимости от того, в каком городе или даже в какой части города она проживает. Интересно, что недавнее исследование показало, сколько жителей в Турции носит платок. В то время, когда большинство турок думало что ношение платка набирало популярность, на самом деле мода сходила на нет: с 73% в 1999 году до 64% ​​в 2006 году.


Источник: regaus.ru

ПЦР-тест не проверяли

Начнём с того, что нынешние условия для полёта в Турцию взяты с потолка. Логика там и не ночевала. Я могу полететь в Стамбул с сертификатом о вакцинации из Москвы (хотя в России ежедневно заболевает 20 000 человек), но, если я следую из Египта (там каждый день диагностируют COVID-19 лишь у сотни жителей), мне как гражданину РФ для посадки на рейс требуется ПЦР-тест, сертификата недостаточно. Почему? Объяснить никто не может, просто таковы правила. При прилёте в Стамбул из Хургады скучающий в будке турецкий пограничник не интересуется ни наличием ПЦР-теста, ни вакцинацией, он лихо шлёпает печать в паспорт: «Хорошо вам отдохнуть в Турции». Жду багаж, по залу аэропорта курсируют специальные люди в форме, которые просят пассажиров, спустивших маски на подбородок, натянуть их обратно. Зато в самолёте на Бодрум персонал полон пофигизма: в прошлом году среднее место в ряду кресел авиалайнера была заклеено красной лентой, теперь людей в салоне битком. Правда, стюардесса требует надевать маски. В гостиницу не заселяют без HES — QR-кода: его обязан получить любой турист, за 72 часа до въезда в Турцию заполнив анкету на специальном интернет-сайте.

Фото: АиФ/ Георгий Зотов

«Не надо расслабляться»

— Бодрум находится в «зелёной зоне» по заболеваемости COVID-19, тут меньше всего случаев по Турции, у нас довольно сурово за этим следят, — говорит главный менеджер отеля Six Senses Марк Матар. — Весь персонал нашей гостиницы получил оба укола вакцины против коронавируса, и ни одного отказа прививаться не было: заболеть никто не хочет. Как видите, служащие строго в масках, в номерах есть антисептики. За последний год, к счастью, в гостинице было только два случая заболевания COVID-19, и оба лёгкие: люди самоизолировались в номерах, мы им доставляли еду, они перенесли нормально. Основное — никогда не расслабляться, не снижать уровень безопасности.

Как сообщили мне в личных беседах турецкие эксперты по туризму, проблема с российскими курортниками в Турции в следующем: на отдыхе наши люди ведут себя так, словно коронавируса в помине нет, ведь за почти полтора года все (а не только жители России) изрядно устали от драконовских законов эпидемии. Впрочем, приезжие из РФ всё же не являются главной причиной новой вспышки COVID-19 в Турции. Быстрое распространение инфекции произошло на фоне мусульманского праздника Курбан-Байрам, когда в республике аж 10 выходных дней (вроде нашего Нового года) и множество турок едут в гости к родственникам плюс отдохнуть на море. В Бодруме сейчас полностью (на 100%) забиты все гостиницы, а ведь ещё недавно в целях борьбы с коронавирусом было разрешено заполнять отели только на 50%. Туриндустрия государства потеряла из-за весеннего карантина и двухмесячного запрета на полёты из России миллиарды долларов, поэтому турки нынче стараются выжать побольше денег из летнего сезона. Увы, число заболевших увеличивается с такой космической скоростью, что по Турции вовсю поползли слухи о новых отменах рейсов из России в Анталью.

Фото: АиФ/ Георгий Зотов

«Не спастись без русских»

— Я лично знаю людей, которым пришлось закрыть свои маленькие гостиницы, и хозяев разорившихся туристических магазинов: их сотни, — заявил мне директор небольшого турагентства Мехмет Ордоглу. — Правительство пытается спасти туризм и турецкую лиру, обесценивающуюся каждый месяц. По данным 2014 года, Турция ежегодно зарабатывала на иностранных туристах $34 млрд, а сейчас даже близко об этой сумме речь не идёт. Мы все здесь затаили дыхание, ведь в туристической индустрии нашей страны работает 5 миллионов человек. Как мне кажется, республика может немного ужесточить меры для российских туристов: повысить штрафы за отказ от ношения масок, например. Но закрывать полёты на август никто не будет, нашему бизнесу не выдержать без денег сотен тысяч отдыхающих из России. Уменьшение потока туристов вызовет новое падение лиры и даже протесты.

«Россия захлопнет двери»

Есть и люди с другим мнением. Владелец мини-гостиницы возле аэропорта Сабиха Гёкчен в азиатской части Стамбула Мурат Ортанбей рассказал, что уже «потерял последние нервы», гадая, что случится с рейсами между Россией и Турцией до конца лета. «Ходят слухи, что якобы решение о полном закрытии курортов Антальи уже принято, — утверждает он. — О нём будет объявлено буквально на этой неделе. Систему обещали следующую, по принципу Шри-Ланки: туристы должны будут сдавать ПЦР-тест на коронавирус каждые три дня (разумеется, за свой счёт), и им запретят выходить за пределы отелей на 7 дней. Фактически это означает карантин в пределах гостиницы. Рассматриваются и предложения полностью запретить чартеры на курорты Турции, оставив только полёты в Стамбул и Анкару». С этой точкой зрения в корне не согласны опрошенные мной владельцы кафе и турагентств в Бодруме и Стамбуле: они уверены, что меры безопасности, безусловно, станут построже, однако допуск к пляжам сохранят. «Вспомните, в апреле именно Россия прекратила рейсы в Турцию, — объясняет директор сети кафе в Стамбуле Орхан Карабек. — Наш туристический бизнес деньги терять совершенно точно не пожелает. Но другое дело, если у нас, как и 3 месяца назад, снова появится по 65 000 заболевших за сутки. Россия тогда сама первой захлопнет двери».

Фото: АиФ/ Георгий Зотов

Что тут сказать? Никакой ясности в нынешней ситуации нет. Правила международных полётов и пересечения границ меняются по нескольку раз в день, как и данные о заражённых COVID-19: и в Турции, и в России. Гарантий не дают нигде. Но крайне обидно… ведь случись чего, крайним опять окажется наш турист: забыв о долгожданном отпуске, он будет вынужден заняться вышибанием денег из турагентства. Продавшие же путёвку агенты вряд ли захотят возвращать средства, ссылаясь на «форс-мажор». Иногда у меня ощущение, что мы актёры в безумном фильме… и у этого кино постоянно выходят новые серии.

Фото: АиФ/ Георгий Зотов

Источник: aif.ru

Турция всегда отличалась этнорелигиозной пестротой. Несмотря на длительную тюркизацию, исламизацию, и в конечном итоге — ассимиляцию, в стране проживает множество этнических и религиозных групп, которые с каждым годом все отчетливо говорят о своей идентичности.

Кто такие турки? Этот вопрос никогда не терял свой актуальности, особенно среди турецких граждан, которые пытаются больше узнать о своих корнях. Стоит вспомнить об открытии национального реестра населения Турции для широкой публики в начале прошлого года, которое было направлено на продвижение концепции мусульманского национализма как центральной составляющей турецкой идентичности и с треском провалилась.

Открытие реестра, содержащего документы, относящиеся к 1880-м годам, в феврале 2019 года вызвало большой общественный интерес. Веб-сайт, связанный с данными, потерпел крах в течение нескольких часов, поскольку миллионы турок бросились выяснять свое происхождение. Многие были удивлены, обнаружив, что у них греческие, еврейские или армянские корни. В отчете 2012 года, опубликованном в журнале Annals of Human Genetics, указывалось, что по отцовской линии у жителей Турции было 38 % европейцев, предки 35 % из Ближнего Востока, 18 % из Южной Азии и только 9 % потомки выходцев из Центральной Азии. Это не совсем соответствует тому нарративу, который турецкие правительства и националистические круги поддерживали и пропагандировали десятилетиями. В их повествовании редко учитывалась сложность человеческой генеалогии и утверждалось, что турки пришли из степей Средней Азии. Несмотря на то, что этот тезис полностью провалился, власти Турции продолжают «раскручивать» его, чтобы не вызывать кризис идентичности среди своих граждан. Так что же стояло за открытием регистров населения? Антропологи назвали этот шаг «революционным» и «серьезным признаком нормализации» в похоронении мифа о турецкой этнической чистоте. Остальные были встревожены. Некоторые турецкие левые опасались, что это может привести к трайбализму или даже гражданской войне.

Этнические группы в современной Турции

Тюркские группы

Власти Турции всегда скрывали настоящую численность этнических групп страны. Последняя перепись населения, определяющая этнический состав, была проведена в 1965 году. Сами турецкие исследователи никогда не воспринимали всерьез результаты данной переписи, полагая, что она не имела ничего общего с реальной картиной. И сейчас исследователи не доверяют официальной статистике Турецкой республики, которая признает турок доминирующим народом в стране. В 2019 году население Турции составило 83,2 миллиона человек при темпах роста 1,39% в год. По данным этой переписи турки — самая большая этническая группа, за ними идут курды.

Независимые источники заявляют о 30 % тюркском населении страны, чьи предки —выходцы из Средней Азии, и которые в процессе обитания в других регионах, переняли этнические, религиозные и культурные черты соседних народов.

Основную тюркскую этническую массу Турции представляют манавы, юрюки и другие потомки огузских племен. Важнейшей тюркской этнической группой считаются чепни, проживающие в районе Турецкого Причерноморья, также бейдилли, афшары, варсак и каракечили, которые считаются прямыми потомками туркмен. Все эти группы и составляют основной костяк тюрок Турции. Кроме них тюркскими этническими группами принято считать гаджалов (мусульман-гагаузов), а также шиитов-амуджа, проживающих на границе с Болгарией, тахтаджей, которые проживают на юге — в районе Мерсина и в некоторых частях Европейской Турции, абдалов- тюркских цыган, проживающих в центральной Анатолии, терекеменцев — предков азербайджанских тюрок — выходцев из Туркмении, которые населяют Карс, Игдыр и внутренние районы Анатолии. Также имеются и другие группы азербайджанцев, как шиитов, так и суннитов.

Крымские татары и ногайцы населяют центральные регионы Анатолии и особенно Анкару и Эскишехир, тюрки-кыпчаки — месхетинцы в основном проживают в районе Пософа, Эрзрума и Бурсы. Значительную группу представляют турки из Болгарии, у которых смешанный этногенез. Проживают они во многих городах и селах Европейской части Турции и на севере страны.

В Стамбуле проживают родственные турецким тюркам- уйгуры, численность которых в стране достигает 50 тыс. человек. Также имеются отдельные общины казахов, которые были переселены из Китая и Пакистана. Еще в 1980 -х в бывших армянских селах региона Вана были расселены памирские киргизы. Узбеки, эмигрировавшие в Турцию в 1952 году из Афганистана, проживают во многих частях страны.

Тюркские народы Северного Кавказа представлены как ногайцами, так и карачаевцами, балкарцами и кумыками. Карачаевцы и балкарцы проживают в Конье и Эскишехире, а кумыки в селах Яловы Токата и Бурсы.

Курды

Этнические курды составляют существенную часть населения Турции — порядка 20 %, по официальной информации турецкого национального совета, курды составляет от 15 до 25 % всего населения Турции. Основные места расселения курдов — это юг и юго-восток, однако, в результате периодических репрессий со стороны турецких властей курды теперь разбросаны по всей стране. Значительные их группы можно встретить в Стамбуле, Хаймане — Анкара, провинциях Самсун, Эскишехир и Бурса, и особенно в центральной Анатолии. Несмотря на ярко выраженную национальную идентичность, часть курдов сильно тюркизировалась.

Арабы

Согласно официальным турецким данным арабы — вторая после самих турок (учитывая многочисленных сирийско-арабских беженцев) или третья по численности этническая группа без учёта беженцев (после турок и курдов), проживающая на территории Турции.

Они являются потомками арабов, живших на территории Малой Азии ещё до образования Османской империи. Примечательно, что до сих пор арабы официально не признаны национальным меньшинством. По вероисповеданию — мусульмане-сунниты и алавиты, а также христиане — греко-католики и греко-православные. Последние проживают в провинции Искандерун.

Турецкие арабы, исповедующие ислам, живут вдоль юго-восточной границы Турции с Сирией и Ираком в провинциях Батман, Битлис, Газиантеп, Хатай, Мардин, Муш, Сиирт, Ширнак, Шанлыурфа, Мерсин и Адана. Численность турецких арабов — до 8 млн. человек.

Цыгане

Считается, что цыгане являются четвертой крупнейшей этнической группой в Турции. Хотя и нет официальных данных о численности цыган в стране, однако, исследователи полагают, что их количество превышает 5 млн. Цыгане компактно проживают во многих стамбульских районах. Они преобладают в стамбульском районе Ортакей. В Восточной Фракии и в Измире также имеются значительные группы цыган. В целом, они населяют все регионы Турции и делятся на множество этнографических групп с региональными отличительными чертами. Например, на востоке Турции можно встретить армяноязычных цыган — поша, которые между собой общаются как на армянском, так и на своем языке- ломаверен. Основная группа армяноязычных цыган- поша была истреблена в период геноцида армян в Турции с 1915-21 гг. Однако некоторые их группы сохранились в районе Артвина ( особенно район Шавшата и Хопы), Ардагана и Эрзрума (район Олту), также в провинциях Чорум и Кастамону.

Албанцы

Оттоманизация албанцев является достижением турецкой этнической и религиозной экспансии. Миллионы албанцев в течение нескольких столетий были ассимилированы и тюркизированы. Целые группы албанцев были переселены на территорию современной Турции в период Османской Империи, Кемалистской Турции и даже в более позднее время вплоть до 1990-х годов. Более ранние переселенцы полностью растворились в турецкой среде, албанские переселенцы из Македонии, Косово, самой Албании и Греции были расселены во многих регионах Турции. Сегодня в Турции насчитывается почти 5 млн. потомков албанцев. Основная их масса проживает в Стамбуле, Измире, Бурсе, Сакарье, Эдирне. Сами албанцы называют город Бурса — столицей турецких албанцев. Выходцы из Косово проживают в провинции Самсун, где имеются десятки сел этнических албанцев.

Черкесы

Исторически черкесы являются одной из значимых групп — переселенцев в Османскую Империю. Исследователи приводят различные данные о реальной численности этой группы в Турции. Многие полагают, что количество турецких граждан с черкесскими корнями составляет до 5 млн. человек. Турецкие ученые утверждали, что потомками черкесов можно считать от 140.000 до 2 миллионов граждан Турции. Однако только кабардинцев в стране почти 200.000, потомков убыхов почти 300.000, значительные группы абадзехов, шапсугов, а также бжедугов, натухаевцев и других адыгских групп можно встретить во многих частях Турции. Но основные массивы компактного проживания черкесов — это Причерноморье Турции, центральная Анатолия и западная часть страны.

Боснийцы

Боснийцы — одна из самых крупных исламизированных славянских общин Турции. Не зря эту группу называют пятой колонной Анкары на Балканах. На боснийцев повлияло религия и культура османов, более того, многие боснийцы переняли нравы и этническую характеристику турок, что повлияло на процесс интенсивной тюркизации этой славяноязычной мусульманской группы. Как и албанцы, боснийцы массово переселялись в современную Турцию в разные исторические периоды, особенно с 1877-81 гг. Количество потомков боснийцев в Турции ныне составляет почти 5 млн. человек. Основная масса боснийцев проживает в Стамбуле, Измире, Бурсе, Кыркларели, Сакарье, Измите, Эскишехире, Кютахье и других регионах страны. Внутри боснийцев выделяется группа славяноязычных мусульман — выходцев из сербского региона Санджак. Их потомки проживают в районе Cтамбула, а также в Сивасе, Кайсери и Элязыге и самсунского района Чаршамба.

Картвелоязычные мусульманские группы — грузины и лазы

Турция считается основным местом проживания картвелоязычных мусульман.

Исламизация лазов началась с 1700 годов, а позже к этому процессу присоединились и грузины Аджарии, Гурии, Шавшет- Имерхеви и Месхетии. Многие из них в процессе исламизации полностью отуречились, образовав ареалы проживания на северо- востоке Турции, часть этих отуреченных лазов и грузин переселилась в Стамбул. Грузины — мусульмане массово начали переселяться на территорию современной Турции в период русско-турецких войн, особенно в 1788-78 годах. Они образовали места компактного проживания во многих частях современной Турции, особенно в Самсуне, Орду, Гиресуне, Токате, Бурсе, Дюздже, Амасье, Cинопе, Коджаэли, Сакарье, Ялове, Балыкесире и Бурсе. По оценкам местных грузинских организаций число этнических грузины в Турции составляет порядка 3 млн. человек. Количество лазов — 1.5 млн. человек. В Турции имеются также села грузин-ингилойцев из Азербайджана. Примечательно, что многие этнические грузины и лазы Турции являются консервативными мусульманами.

Исламизированные армяне и криптоармяне

Назвать точное количество исламизированных и криптоармян армян Турции практически невозможно, так как этот процесс был длительным и затрагивал разные слои населения. Исламизация армянского населения происходила со дня появления турок-сельджуков в регионе. Однако интенсивный процесс исламизации начался в период геноцида армян 1915-21 гг. Недавно появилась факты, подтверждающие насильственное обращение армян в ислам в 1938-41 годах. Исламизации были подвергнуты армяне, уцелевшие в годы геноцида армян, которые обосновались в ряде горных районов восточной Турции. Это были армяне Дерсима, Муша, Батмана и Диарбекира. Большинство независимых исследователей полагают, что как минимум 3 млн. потомков исламизированных и криптоармян можно встретить во многих регионах Турции. Отличаются некоторые группы исламизированных армян и криптоармян.

Так, одной из важнейших исламизированных групп армян считаются хемшилы. Они до сих пор населяют северо-восток Турции, занимая территории от Артвина до Ризе. Отдельные группы хемшил проживают в Эрзруме, Самсуне, Орду, Трабзоне, Гиресуне, а также на западе Турции, в частности, в провинциях Сакарья и Дюздже. Многие хемшилы переехали также в Измир и Стамбул.

Другая группа исламизированных армян — это потомки армян, принявших ислам в период массовых погромов 1894—1896 годах, Киликийской резни 1909 года и геноцида армян 1915-21 гг., и этнических чисток в Дерсиме 1938-43 гг,. Многие из них полностью утратили армянское самосознание и считают себя турками, малая часть сохраняет историческую память, но в религиозном плане мусульмане-сунниты. Они проживают почти во всех регионах страны, особенно в Cивасе, Малатье, Кайсери, Чоруме, Синопе, Кастамону, Токате, Амасье, Диарбекире и др.

Еще одна группа- это курдизированные армяне, часть которых, утратив язык и национальное самосознание, полностью слилась с курдами, а другая часть, несмотря на ассимиляцию, до сих пор сохраняет армянскую идентичность. Они в основном являются жителями исторической армянской области Сасун, а также проживают в районе озера Ван и на юге Турции — вдоль границы с Ираком и Сирией.

Арабизированные армяне. Большая их часть сохранила армянское самосознание, но придерживается ислама. Они сосредоточены в Муше и Батмане, а также в Мардине и Диарбекире.

Армяне Дерсима. В отличие от остальных армян, исповедующих ислам суннитского толка, армяне горного региона Дерсим являются последователями алевитского течения. Что касается криптоармян, то их чаще всего можно встретить в Адыямане, Амасье, Малатье и в других регионах, где ранее армяне составляли большинство.

Заза

Заза — иранский этнос, который переселился из области Дайлам, расположенной к югу от Каспийского моря. Большинство этого народа проживает в провинции Тунджели (историческая армянская область Дерсим). Они имеют ряд этнографических и религиозных особенностей. Так, северные заза населяют Дерсим. Центральные заза проживают в провинции Бингёль. Южные — район города Сиверек в провинции Шанлыурфа. Заза также проживают в районе города Диярбакыр.

После подавления восстания курдов в Дерсиме в 1938 году, многие из них были насильно переселены в турецкие города: Айдын, Биледжик, Бурдур, Бурса, Балыкесир, Денизли, Зонгулдак, Кыркларели, Кютахья, Мугла, Спарта, Текирдаг, Чанаккале, Эдирне и Эскишехир. Большая часть заза- алевиты, однако имеются и заза-сунниты, которые подвержены тюркизации. Общая численность носителей языка зазаки неизвестна, поскольку не учитывается переписями. Приблизительные оценки колеблются от 2 млн. до 4 млн чел.

Исламизированные греческие группы

Предки многих нынешних граждан Турции — этнические греки. Несмотря на этнические чистки и геноцид, в Турции сохранились отдельные эллиноязычные группы. Они в основном мусульмане, причем, в некоторых районах, как например, в районе Трабзона — этнические греки считаются консервативными мусульманами, а район Офа считается местом проживания наиболее консервативных греков-мусульман. Многие выходцы из Офа представляют духовенство Турции. Греки-мусульмане проживают почти во всех районах провинции Трабзон. Исследователи полагают, что основная часть населения города Трабзон — потомки принявших ислам греков. Понтийские греки-мусульмане проживают также в провинциях Артвин, Самсун, Гиресун, Орду, Ризе, Сакарья, Чанаккале.

Среди этнических греков-мусульман Турции выделяются критские мусульмане. Это общее название многочисленной и очень своеобразной мусульманской общины острова Крит, имевшей долгую и сложную историю, особенно в арабский период между 825 и 961 годами (Критский эмират), а также в османский период в 1648—1923 годах. Греки Крита перешли в ислам довольно поздно (в XVII—XIX веках) в основном по экономическим соображениям. При этом, в отличие от других регионов Османской империи, большинство местных мусульман не подверглось тюркизации и сохранило греческий язык в качестве родного. И даже после переселения в Турцию многие этнические греки -мусульмане острова сохранили язык и культуру. Они расселены в Стамбуле, Измире, Бурсе и в районе Мерсина и Аданы.

Другой грекоязычной этнической группой являются исламизированные греки-киприоты. Они проживают как в Турции, так и в оккупированной турками северной части острова Кипр. Там они населяют почти 50 населенных пунктов.

Валлахиды или как их называют в Турции — «патриоты». Еще одна группа грекоязычных мусульман. Они являются более поздними переселенцами. До переселения в Турцию они населяли север Греции, образовывая целые районы. Предки валлахидов приняли ислам в период Османской империи, однако, до сих пор не утратили греческий язык. Все они были переселены в Турцию в 1921 году. Валлахиды проживают в основном в Стамбуле, Мугле и Нигде.

Греки-мусульмане проживают и в других частях Турции. Их можно встретить и в исторической Каппадокии, но в этом регионе они полностью утратили национальное самосознание и язык, ассимилировавшись с местным тюркским населением.

Количество греков-мусульман ориентировочно составляет от 3 до 5 млн. человек.

Помаки

Помаки — еще одна славяноязычная мусульманская группа, проживающая в Турции. Большинство из них являются выходцами из Болгарии. Они считаются исламизированными в период Османской империи болгарами, однако, ряд исследователей выдвинули гипотезу об армянском происхождении помаков, рассматривая их потомков армянских павликиан, которых византийский император армянского происхождения Иоанн I Цимисхий в 970 году переселил из Малой Азии во Фракию с центром в Филиппополе для охраны границы, гарантировав им полную религиозную свободу. Далее их попытались обратить в православие, чему они упорно сопротивлялись. В период османского владычества Болгарии местные павликиане приняли ислам.

В течение последних нескольких столетий помаки интенсивно переселялись в современную Турцию. Они обосновались во многих частях страны — вплоть до Черноморского побережья. Но основная их масса сконцентрирована в европейской части Турции. Они проживают в провинциях Айдын, Биледжик, Кыркларели, Самсун Текирдаг, Чанаккале, Измир, Маниса, Бурса, Эскишехир, Коджаэли, Сакарья и Конья. По данным самих помакских объединений Турции, свыше 1, 5 млн. граждан Турции имеют помакское происхождение.

Другие славяноязычные мусульманские группы

В результате переселения жителей Балкан в нынешнюю Турцию в стране появились этноконфессиональные группы славян-мусульман. Среди них отличаются македонские мусульмане — славяне, которые именуются также «торбешами». Торбеши проживают в Бурсе, Измире, Манисе, Стамбуле и Кютахье. По оценкам македонского правительства, в Турции проживает 500.000 выходцев из Македонии. Среди них 50% торбеши.

Горанцы- еще одна исламизированная группа славян на Балканах. Часть из них вместе с другими славянами -мусульманами переселилась в Турцию. В отличие от других групп славяноязычных мусульман, которым удалось сохранить идентичность, горанцы Турции практически тюркизировались.

В Турции проживают также другие группы славян-мусульман такие как средчане, подгоряне, рафчане. Являясь потомками сербов и славянских групп Косово и Албании, последние в период балканских войн поддержали Османскую империю и частично переселились в современную Турцию, где «успешно» ассимилировались.

Еще одной группой славян-мусульман Турции считают потомков черногорцев-мусульман. Большинство из них также тюркизировалось.

Абхазы и абазины

Историческая связь абхазов и абазин с Османской империей традиционно была прочной. Первые абхазы во внутренних регионах Османской империи стали появляться задолго до так называемого «махаджирства». Согласно абхазским демографам, абхазская диаспора Турции является самой крупной и старейшей абхазской диаспорой в мире, количество абхазов в Турции в несколько раз превышает количество абхазов на родине и составляет почти 500.000. Столицей турецких абхазов считается город Адабазар. Большинство абхазов проживает в провинциях Дюздже и Сакарья, а также в Адане, Стамбуле, Анкаре, и в причерноморском регионе Турции. Примечательно, что в Турции проживают представители ныне отсутствующих в Абхазии этнографических групп: садзы, псхувцы, гумцы и другие. Абазины сосредоточены в Адане, Сивасе, Кайсери, Йозгате.

Вайнахи (чеченцы, ингуши и орстхойцы)

Чеченцы, как и родственные им другие вайнахские народы- ингуши и орстхоевцы, переселились в Османскую империю после Кавказской войны 1817—1864 и русско-турецкой войны 1877—1878 годов как беженцы. Основная масса вайнахов обосновалась в районах, в которых проживали армяне. Так, чеченцы были расселены в Кахраманмараше, Карсе, Сивасе, Йозгате и Кайсери. Ингуши поселились в районе Коньи (Бейшехир), но проживают также в больших городах Турции. Орстойхцы проживают в бывших армянских селах Муша, где большая их часть ассимилировалась с курдами.

Дагестанские народы (аварцы, лезгины, лакцы, даргинцы и другие)

Эмиграционный процесс дагестанских народов в Османскую империю начался в 20-х годах XIX века. В регион переселялись не только тюрки Дагестана, но и автохтонные народы. Среди потомков дагестанских переселенцев можно встретить как аварцев ( проживают в Балыкесире, Анталье, Адане, Кахраманмараше, Cивасе, Муше, Ялове, Эрзруме), так и других многочисленных народов Дагестана, например, лезгин ( проживают в Ардагане, Бурсе и Измире), лакцев ( населяют села Карса, Измира, Сиваса и Ардагана), даргинцев (проживают в Бурсе, Кахраманмараше, Cивасе, Токате и Ялове). В районе Сиваса и Муша проживают также представители малочисленных дагестанских народностей.

Исламизированные ассирийцы/арамейцы

Эта группа не достаточна изучена. Однако в последние годы в ряде регионов Турции были исследованы группы, которые признавались в своем арамейском-ассирийском происхождении и создавали организации, которые пытались консолидировать вокруг себя ассирийцев/арамейцев, исповедующих ислам. Известно, что до истребления большинства ассирийского/арамейского населения в Османской Турции эти христианские группы проживали на юге и юго-востоке страны от Хаккяри и до Мардина. Впоследствии они лишились присутствия на исторических территориях проживания, часть была исламизирована и сейчас среди последних происходит процесс возрождения национального самосознания.

Афротурки

Уникальная этническая группа, проживающая в ряде провинций Турции. Они являются потомками выходцев из Африки, которые появились на территории Малой Азии в результате работорговли. Предки нынешних афротурок происходят из Танзании, Нигера, Саудовской Аравии, Ливии, Кении и Судана. В XIX веке в Измире существовало несколько африканских кварталов: Сабирташи, Долапкую, Тамашалык, Икичешмелковик и Баллыкую. Некоторые из них сохранились до сих пор. Определенная часть афротурок разговаривает на критском диалекте греческого языка. Ныне районы со значительной долей афротурецкого населения находятся в Эгейском регионе, особенно городах Измир, Айдын и Мугла. Афротурки живут и в некоторых деревнях и муниципалитетах провинций Анталия и Адана. По данным независимых источников, количество афротурок составляет почти 100.000 человек.

Осетины

В XIX веке тысячи осетин-мусульман из Северной Осетии переселились в Турцию, основав там поселения, которые в дальнейшем опустошились, так как многие осетины начали переселяться в города. Ранее сельское осетинское население проживало в Карсе и Йозгате, ныне их потомки проживают в Стамбуле, Анкаре, Измире. Численность осетин составляет порядка 50.000 человек.

Меглено-румыны

Предки этого православного народа жили на севере Греции, однако, в результате репрессий со стороны Османской империи часть меглено-румынов была вынуждена принять ислам. Исламизированные мегрело-румыны в процессе греко-турецкого обмена населения в 1921 года покинули Грецию и обосновались в Турции, где основали село Нотия. Мегрело-румыны проживают также в других населенных пунктах европейской части Турции.

Левантинцы

Левантинцы имеют южноевропейские, в основном итальянские и реже французские корни и происходят от купцов и колонистов, осевших на восточных берегах Средиземного моря в разные века, начиная с периода Крестовых походов. В XIX веке к ним прибавились диссиденты, ремесленники, инженеры и специалисты в области кораблестроения. Предки левантинцев переселялись по большей части из Генуи, Венеции, в меньшей степени — из Пизы, итальянских колоний Крыма и Приазовья и из других средиземноморских христианских территорий. В XVI веке турецкий султан предоставил итальянским купцам торговые привилегии, и в дальнейшем они составили особый социальный класс, которому была подконтрольна вся торговля между итальянскими городами и Востоком. К концу XIX века к этой группе стал применяться термин «левантинцы». Далее в эту группу включили голландцев и немцев. К левантинцам также относят общину сефардских евреев из итальянского Ливорно, прибывших в Турцию в XVIII веке и находившихся под протекцией французского консульства. Большинство левантинцев покинуло Турцию в результате Стамбульского погрома 1955 года. Ныне левантинцы проживают в Стамбуле ( район Галата) и в некоторых кварталах Измира.

Армяне — последователи Армянской апостольской церкви, католики и протестанты

Основная часть армянского населения современной Турции проживает в Стамбуле. Их количество составляет от 60 до 70 тыс. Имеются также традиционные общины армян католиков и протестантов. На сегодняшний день, армянская община в Стамбуле имеет 17 школ, 17 культурных и общественных организаций, три газеты, два спортивных клуба и два медицинских учреждения, а также многочисленные религиозные организации, созданные для поддержки различных видов деятельности.

Кроме Стамбула незначительное количество армянского христианского населения проживает в Анкаре и Диарбекире. Единственная сохранившаяся армянская деревня в Турции — Вакыфлы. Однако армян-христиан из числа сельских жителей можно встретить и в районах Муша, Дерсима, Адыямана и Батмана.

Евреи

Активная деятельность еврейских общин Турции началась в средние века, когда многие испанские и португальские евреи, высланные из Испании, нашли приют в Османской империи — включая регионы, являющиеся частью современной Турции. Еврейские кварталы были образованы во многих крупных городах современной Турции, особенно на Западе. И хотя значительная часть евреев Турции покинула страну, в некоторых городах по-прежнему действуют синагоги, общинные структуры. Известно, что салоникские евреи или так называемые "денме" переселились из Греции в Турцию и полностью ассимилировались с местным населением. Ныне евреи проживают в Стамбуле, Анкаре, Измире, Бурсе и Антакье.

Езиды

Малочисленные езиды сегодня проживают в основном на юге Турции, где их села соседствуют с арабскими, курдскими, тюркскими и ассирийскими селами. Большинство езидов были уничтожены в период геноцида армян 1915-21гг. Малочисленные группы езидов ныне проживают в Мардине, Сиирте, Шанлыурфа и Диярбакыре.

Ассирийцы/арамейцы

Ассирийцы и другие группы арамейского христианского населения в современной Турции- остатки некогда значительной христианской общины, которая была истреблена младотурками в период геноцида армян и других христианских народов в 1915-21 годах. Ныне основным местом проживания ассирийцев/арамейцев являются Мидьят и Нусайбин. Незначительная группа ассирийцев проживает в Адыямане и Мардине. В этих районах проживают также ассирийцы-католики, которые именуются «халдеями».

Греки

Из некогда значительного греческого населения Турции сейчас осталось всего 5 тыс. православных греков. Почти все они проживают в Стамбуле, малая часть — на западе страны.

Другие этнические группы

Еще в середине 19 века на территории современной Турции проживали исламизированные группы румын, венгров и поляков. Все они полностью тюркизированы. Сохранилась лишь топонимика, связанная с ними.

Большинство из вышеперечисленных автором народов и этнических групп записаны как «турки». Несмотря на то обстоятельство, что граждане с тюркскими корнями составляют всего 30% населения современной Турции, процесс тюркизация страны не только не прекращается, но и усиливается. Политика изменения этнической и демографической картины в регионах страны преследует множество целей. В течение многих столетий османские правители меняли этническую и религиозную структуры путем расселения на территории проживания коренных народов иных этнических и религиозных групп, так, армяне перестали быть доминирующим народом на своей же исторической родине, впоследствии армяне и греки были переселены в Царскую Россию, а на их месте обосновались различные мусульманские этнические элементы. Христиан — болгар «заменили» мусульманами- помаками, а районы проживания ассирийских христиан заселили курдами и различными тюркскими племенами.

Процесс изменения этнической картины страны усилился в период Турецкой республики. Основатель республики Кемаль Ататюрк жестко пресекал любые попытки этнического ирредентизма. Так, политика тюркизации Ататюрка привела к тому, что многие северокавказские организации и структуры были закрыты, а их руководители либо ликвидированы, либо смещены с должностей. В период президентства Ататюрка черкесы Турции стали проявлять активность в вопросе создания черкесских автономий. Однако все эти попытки остались на бумаге.

В 30-50-х годах прошлого столетия турецкие власти начали использовать тактику борьбы против этнорелигиозных групп, «представляющих угрозу» для Турции. Один из таких примеров — Дерсимская резня, произошедшая в провинции Дерсим (сейчас Тунджели) в 1937 и 1938 годах, когда после восстания местного населения вооружённые силы Турции жестоко подавили его, устроив массовые погромы и чистки среди алевитов. В результате по разным данным было убито от 14.000 до 70.000 жителей. Среди них были и армяне, уцелевшие во время геноцида.

В период с 1950- 1980 гг, турецкие власти стали переселять тюркские группы из Афганистана, Пакистана и Китая. Последних расселяли внутри курдских общин, чтобы изменить этническую картину регионов. Так, в Турции обосновались уйгуры, киргизы, узбеки, казахи и другие тюркские группы. Турецкие власти пытались изменить и этническую картину в местах проживания не тюркских групп. Часть греков — мусульман власти переселили на запад страны, либо предлагали им новые места проживания, которые соседствовали с тюркскими группами. Это по замыслу властей, ускорило бы процесс их тюркизации. Так, к примеру, жители понтийского греческого мусульманского села Кадахор в 1965 году были переселены в район озера Ван, где для них основали село YeniDönerdere.

Турецкие власти использовали фактор тюрок — соплеменников, чтобы изменить этническую картину вдоль своих границ. Так, на армяно-турецкой границе появились азербайджанские тюрки, вдоль болгарской границы расселили тюркоязычных гаджалов и амуджа, а на юг стали направлять тюркские группы из внутренней Анатолии.

Турция Эрдогана, пожалуй, продолжает политику предшественников. Несмотря на подъем этнического самосознания у многих народов, проживающих в этой стране, вопросы связанные с идентичностью, все еще не столь актуальны, так как многих граждан Турции связывает религия, а не этническое происхождение.

Арман Акопян

Подписывайтесь на наш канал!

Источник: zen.yandex.ru


Categories: Житель

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.