Приехал в Сочи или только собираешься посетить благословенное Черноморское побережье Кавказа? Знай, за глаза местное население будет называть тебя «бздыхом» и пытаться на тебе максимально заработать. Зная то, как сочинцы определяют «бздыхов», ты можешь прикинуться местным жителем и заметно сэкономить.

«Бздых» — звучит не очень толерантно, но иронично. Версий происхождения термина «бздых» несколько – от обидного созвучного глагола, до убыхского (есть такой народ на Кавказе) слова «гздых», в переводе на русский означающее «чужак». Некоторые сочинцы считают, что «бздыхами» окрестили сочинских туристов за их постоянные глубокие вздохи по поводу заоблачных сочинских цен и специфичного южного сервиса.

Умелые и опытные «бздыхи» давно поняли, что если закосить под местного жителя, то пребывание в Сочи встанет в гораздо меньшие деньги. Для этого нужно знать, как жители Сочи определяют приезжих. Об этом они рассказали «СочиСтрим».

«Бздых» в машине

В Сочи много автомобилей с иногородними номерами, но не все кто едут в таких авто – «бздыхи». Здесь много сезонных и постоянных работников: тех, кто перебрался в город несколько лет назад и до сих пор не поменял номера. Много местных ездит с номерами Абхазии, где нет высоких пошлин на подержанные заграничные авто.


«Бздыха» за рулем видно издалека – он ПРИСТЕГНУТ ремнем безопасности. Да, на вольной Кубани, увы, не всегда принято пристегиваться. И за ремень наказывают не очень часто. Это и подводит «бздыхов».

Жители сочи называются
pos-admin.ru

Ашот, сочинский таксист:

«Если ты пристегнут – значит, ты не хочешь привлекать к себе внимания. Значит, вчера ты бухал или у тебя есть неоплаченные штрафы. Бздыхи не знают этого, пьют с вечера, на утро пристегиваются и часто попадаются».

«СочиСтрим» предупреждает всех гостей города-курорта Сочи: Краснодарский край занимает первое место в России по смертности на дорогах. Никакой местный колорит не отменяет ремня безопасности. Пристегиваться нужно обязательно. Тем более, в условиях горной местности. Лучше засветиться в Сочи в качестве «бздыха», чем лежа ехать на далекую родину в виде рефрижераторной грузоперевозки.

Гости Сочи на дороге

В Сочи динамика езды достаточно деликатная и предупредительная. Здесь не принято гонять, тут пропускают на перекрестках, пускают в поток. На сочинских дорогах отдельных ретивых «бздыхов» видно за версту: они лихо обгоняют и подрезают, ощущая себя в четвертой полосе МКАДа, и поэтому часто бьются.

Василий Тушкин, гость Сочи, Москва:


«В Сочи я третью неделю. За рулем. Для себя понял – устраивать гонки в этом городе весьма чревато. Каждый день аварии и ДТП. Ездим аккуратно. Пропускаем друг друга, не нервничаем. Не гоним на серпантинах. Если нет уверенности на горных дорогах – заскакиваем в специальные «карманы» на обочинах, чтобы пропустить колонну, скопившуюся за спиной. Лучше ехать так, чтобы доехать!»

Отдыхающие в общественном транспорте

На большинстве городских маршрутов местные жители выходят из автобуса через переднюю дверь, рассчитываясь с водителем на выходе. И только праведные «бздыхи», зайдя в салон, начинают передавать деньги за проезд и пытаться сразу оплатить дорогу. Чтобы не засветиться «бздыхом» — плати как все и выходи как все. И будет тебе счастье.

Жители сочи называются

«Бздых» на переходе

На пешеходном переходе «бздыхов» видно за версту. Они не знают, что задержки при переходе улиц приводят в Сочи к длинным и долгим пробкам. «Бздых» либо готов метнуться через дорогу под моргающий зеленый сигнал, либо медленно тащится через переход на уже загоревшийся красный в полной уверенности, что так оно и нужно.


В Лазаревском районе Сочи «бздыхи» особенно любят атаковать проезжую часть медленно идущими стаями по 30-50 человек, создавая длительные заторы на дорогах, полностью игнорируя отсутствие «зебры». Сегодня на «горячих» сочинских переходах дежурят кубанские казаки. Они собирают местных и «бздыхов» в организованные группы и безопасно проводят на другую сторону.

Голышом по площади

«Кормильцы» Сочи любят появляться на улицах города в полураздетом виде. Трусы, голое пузо, лифчики от купальников, банка в пенным напитком в одной руке и вареная кукуруза в другой – типичные признаки «бздыха». Гармоничную картину семьи «бздыхов» дополняют детишки со сладкой ватой.

Да, в отличие от большинства горожан, «бздыхи» любят есть и пить на ходу. И еще курить. Если большинство обычных сочинцев уже привыкли к тому, что курить где попало – моветон, равно как и кидать на улице и из окна автомобилей окурки, то «бздыхи» этим часто грешат.

Марина, жительница Сочи, Адлерский район:

«Мы привыкли жить в чистом городе. Сами стараемся не мусорить и приучаем детей. За отдыхающими, конечно, приходится часто убирать. Но люди все равно стали более культурны. Или это Сочи на них так действует? Не знаю. Но там, где нет мусора – и мусорить не хочется».


В магазинах и на рынке

«Бздыхи» часто жалуются на заоблачные сочинские цены. Жалуются справедливо. НО! Кусачие ценники обычно представлены в небольших частных лавках по пути с пляжа, или в местах прогулок. Им сочинцы предпочитают сетевые магазины (пресловутый «Магнит», кстати, родом с Краснодарского края), где цены умеренные, либо муниципальные рынки и ярмарки, на которых, в отличие от стихийной уличной торговли, можно выбрать нужный товар и от души поторговаться.

Жители сочи называются
yuga.ru

Многие ярмарки в Сочи, куда везут продукты с Кубани, работают с четверга по воскресенье. Да будет известно благословенному «бздыху»: мясо на таких ярмарках сочинцы стараются купить в четверг — в день открытия, пока оно не протухло, а овощи-фрукты – в воскресенье в день закрытия, когда торговцам надо быстрее сбыть товар.

Да, и если ты будешь в начале лета спрашивать на рынке свежий ли это чеснок или картошка – торговцы тебя запалят как матерого «бздыха». И базилик в Сочи называют реганом – не попадись на местной специфике.

«Бздыхи» и лаврушка


Частый сувенир из Сочи, который любят привозить туристы в свои города и веси – нанизанный на нитку лавровый лист. Он повсеместно встречается в Сочи у уличных торговцев. Цена – от 50 рублей и выше. Любимый сочинский «бздых», подними глаза вверх: во многих случаях продавцы будут стоять и впаривать тебе «экологически чистую лаврушку», скрываясь от солнца под сенью лавровых деревьев. Уважаемый отдыхающий, лавров в Сочи столько же, сколько березок под Рязанью. Достань из своей сумки походный швейный набор и насади на нитку листья лаврового дерева. Это бесплатно.

Жители сочи называются
megayg.ru

Немного о дерматологии

Сочинские «бздыхи» бывают трех видов: «бледнолицые», как доблестные ивановские ткачихи, «жареные», как дети Туниса и Египта, и «облезлые», как «бздыхи». По состоянию кожи отдыхающего видно за версту, ибо трудно совладать с ярким солнцем русского Юга. Если ты хочешь быть как местный – то ходи на море с утра и к вечеру. По лохмотьям облезающей кожи тебя в сфере торговли и услуг вычислят в один миг и попытаются включить тебе все «прелести» пребывания в Сочи.

Жители сочи называются


Любимое «домашнее»

Сочинцы знают, что настоящее домашнее красное или белое в городе – исключительная редкость. И оно не продается на каждом углу. А то, что часто предлагают на разлив в пластиковые бутылки – дешевый суррогат, к домашним виноградникам и погребам имеющий весьма отдаленное отношение. Да и никто в домашних условиях не разливает напитки в алюминиевые кеги под давлением. Но «бздыхи» верят, что уж на Юге они точно изведают плоды трудов местных тружеников виноградной лозы.

Хочется вкусняшки? Ступай в нормальный магазин, или езжай в Адлерский район, на границу с Абхазий, там есть несколько «дьютиков». Границу переходим в пешем порядке, бросая автомобиль рядом с пунктом пешего перехода – ближайшие парковки нагуглить легко. На авто можно надолго встрять.

Марина, жительница Адлера:

«Сообщу маленький лайфхак от коренных сочинцев: через границу можно перенести не больше трех литров. Но в рюкзаки за плечами пограничники заглядывают редко. Загранпаспорта для перехода границы не надо. Достаточно российского паспорта и отсутствия долгов перед судебными приставами. Мобильники в Абхазии выключаем — зачем платить за роуминг?

Обувь пилигрима

Мой милый «бздых», ты не будешь похож на сочинца, если станешь носить сланцы или сабо с носками. Да и носки здесь носят не высокие, как принято на Руси Великой, а с низкой резинкой. А то и вовсе — следки. Следки бывают и мужскими — знай.


Если же тебя понесло в горы – то не надо тащиться туда в тапочках без задника или, как часто принято у туристов, в босоножках на каблуке. Одень кроссовки, не зли судьбу. На горных тропках туристы часто падают и потом проводят остаток отпуска в обездвиженном состоянии.

Жители сочи называются
temavoronezh.ru

И помни, замечательный «бздых», тебя в Сочи любят и ждут. Ты — подлинный создатель и инвестор этого города.

Конечно, тебя захотят «покусать» ценами, но постараются сделать так, чтобы тебе было комфортно и приятно. А закосив под местного ты сможешь немного урезать свои расходы на отдыхе. Да, и отдыхающие, прознав о термине «бздых», придумали жителям русского Юга ответное прозвище: «кубаноиды». Хотя, сами сочинцы так называют тех кто живет в русле гордой Кубани.

 

Источник: sochistream.ru


Ответ прост – никакой, из ныне проживающих. Но есть одно но…

Сегодня на территории Сочи проживают четыре большие этнические группы – русские, армяне, греки и грузины. Все четыре переселились на эти земли после окончания Кавказской войны (1864 года). Причем русские начали массово заселять Сочи уже после установления Советской власти.

С. М. Прокудин-Горский. [Вид на Сочи.] 1912 год

А до 1863-1864 годов территорию, которую сейчас называют Большой Сочи (Лазаревское, Сочи, Хоста, Адлер) населяли совсем другие народы. От реки Псоу до реки Хосты жили садзы-джигетты, от Хосты до Шахе жили убыхи, от Шахе до Джубги – шапсуги. Эти народы в разной степени родственны современным абхазам и адыгам.

После поражения в Кавказской войне все туземное население «попросили» либо на Кубанские равнины, либо в Османскую империю, и Черноморское побережье Кавказа опустело.

В литературе и кино образ североамериканского индейца романтизирован. Кто не переживал за последнего могиканина в романе Фенимора Купера или за апачей в одноименном советском фильме? А вот о наших «индейцах» 99% населения России знает мало или не знает ничего. Даже на великом курсе «Кубановедения» в университете, нам про сочинских убыхов не рассказали ни слова. История началась сразу с казаков.


Убыхов и садзов-джигетов уже нет. Они «растворились» где-то на осколках Османской империи. В Лазаревском районе сохранилось несколько шапсугских аулов (шапсуги – субэтнос адыгского народа), в которых проживает около 4 тысяч человек. Это потомки адыгов, которым после завершения Кавказской войны разрешили поселиться на Черноморском побережье. Сейчас сложно точно определить проживала ли ранее эта группа шапсугов в этих же местах, или жила где-то на других землях. В любом случае, жители адыгских аулов в Лазаревском районе единственные во всем Большом Сочи могут с полным правом считать себя коренным народом города Сочи.

В российской историографии принято называть народы демократическими, проживавшие на Черноморском побережье Кавказа в период до 1864. Т.е. у них не было княжеской власти, ярко выраженной аристократии. Очень интересны были обычаи, бытовая этика черноморских адыгов, неписанный свод правил и законов.

Например, был обычай – аталычества. Ребенок через некоторое время после рождения переходил на несколько лет на воспитание в приемную семью. У черноморских адыгов часто дети из знатных семей воспитывались в «простых» семьях.

Жалко, что в нашей художественной культуре о черноморских адыгах практически ничего нет. Русские писатели служили в 19 веке в основном на Северном Кавказе, поэтому про Пятигорск, Гуниб и имама Шамиля писали, а про Сочи и убыхов нет.


Я надеялся, что во время церемонии открытия Олимпийский игр в Сочи как-то упомянут туземные народы (как, например, сделали это в Австралии во время Сиднейской Олимпиады), но ошибся.

— Почему фраза "только славянам" в объявлении — это расизм?

— Как я ездил в древнюю столицу Северной Руси.

— Как сухумские армяне стали сочинскими?

— Грузино-абхазская война — война мародеров.

— Знаете, что на севере Кипра есть непризнанное государство?

Подписывайтесь на канал

Источник: zen.yandex.ru

Сочи — город многонациональный. По официальной статистике, здесь более 110 различных национальностей.

СЛАВЯНЕ

Большая часть населения города, более половины, это представители славянских народов. Русские, украинцы, белорусы.

Русские появились в Сочи как солдаты, примерно в начале XIX века. В самый разгар Кавказской войны. Первым русским укреплением на месте будущего города стал так называемый Навагинский форт, призванный закрыть доступ к морю враждебным царской армии абхазам, убыхам и шапсугам — коренному населению этих мест. После победы в Кавказской войне всех абхазов, убыхов и большинство шапсугов царские власти изгнали в Турцию. А территорию начали заселять колонистами со всей Российской Империи. Большинство, естественно, были русскими.

Сейчас славяне в Сочи преобладают еще и за счет того, что город во время зимней Олимпиады-2014 года «притянул» на заработки и ПМЖ множество русских со всей страны. И продолжает притягивать до сих пор. Немало в городе и недавних беженцев из Донбасса.

В Сочи можно встретить немало потомков кубанских казаков, переселившихся из внутренних районов Краснодарского края. А сами кубанские казаки при униформе патрулируют улицы города, который сейчас — часть Кубани.

Стоит отметить, что исторически казачьим Сочи никогда не был. В царское время город входил в состав отдельной Черноморской губернии с центром в Новороссийске, и войску Кубанскому не принадлежал.

АРМЯНЕ

Вторая по величине община черноморского города-курорта. Первые армяне появились в Сочи в конце 60-х годов XIX века. Были приглашены из Армении. Еще одна волна армянских беженцев последовала из Османской империи уже в 1915 году, во время печально известного геноцида. Переселялись армяне в Сочи и после разрушительного Спитакского землетрясения, и во время войны в Карабахе начала 90-х.

В Сочи существует интересный населенный пункт, где преобладают армяне. Это селение Вишнёвка Лазаревского района города. Здесь действует Армянская апостольская церковь Святого Саркиса, торжественно освящённая 5 октября 1993 года.

Сейчас армяне очень многочисленны в городе. Стоит отметить, что большинство сочинских армян достаточно «русифицированы», занимают высокое положение в обществе. Это, как правило, учителя, врачи, бизнесмены, артисты, элитные парикмахеры. Один из самых известных представителей сочинских армян — комик Михаил Галустян.

ГРУЗИНЫ

Грузинская диаспора в Сочи считает себя одной из самых древних. По словам грузинских историков, территория будущего города входила в состав владений царицы Тамары еще в XIII веке. На этом основании меньшевистская Грузия еще в 1918 году требовала передачи ей Сочи со всем прилегающим районом. Грузинские войска даже заняли город во время гражданской войны, но были с треском выбиты отсюда армией генерала Деникина.

В современное время грузины появились в городе в конце XIX века. Ныне грузинская диаспора в Сочи представлена по большой части беженцами-мегрелами из Абхазии, перебравшимися сюда в лихие 90-е. Грузинская кухня широко отмечена по всему городу многочисленными ресторанами и хачапурными. Из Сочи в Батуми с весны по осень ходит рейсовый паром-«комета», в Грузию же отсюда можно улетать на самолете.

Но вот прямой автомобильной дороги в Грузию нет — через грузино-абхазскую границу далее в Мегрелию вас просто не пропустят грузинские пограничники.

Под Сочи находится уникальная деревня — Пластунка. Это единственная в России деревня с чисто грузинским населением. Здесь построен храм Святой Нино, действует этнографический грузинский музей.

Улицы Пластунки носят названия Джапаридзе и Леселидзе.

ГРЕКИ

Греки тоже называют себя древнейшими жителями Сочи. На том основании, что еще до нашей эры в здешних местах стояли греческие города-колонии, сгинувшие потом в темных веках.

Явно жили греки в Сочи и в средние века. Например, при строительстве Олимпийского парка в начале 2010-е годов в Адлере были обнаружены руины византийского православного храма X века нашей эры.

Современные сочинские греки — потомки понтийских греков, бежавших в XIX веке от гонений в Османской империи. Их здесь было столько, что, например, в начале XX века в Красной Поляне жили почти исключительно только греки, в селении действовала греческая школа. А в самом Сочи греки составляли большинство населения.

Сильно ударила по эллинской общине города малоизвестная сталинская депортация 1940-х годов. Тогда большинство причерноморских греков, как «политически неблагонадежные» были высланы в Казахстан и Среднюю Азию. Далеко не всем удалось вернуться в Сочи.

ЭСТОНЦЫ

Эстонцы переселились в эти места в конце XIX века из-за голода и безземелья, царивших тогда в нищей Прибалтике. Представители этого народа и сейчас живут в Сочи, но их уже практически невозможно выделить в толпе.

Однако эстонский вклад в город можно проследить по названиям. Например, Роза-Хутор назван так по имени его основателя — эстонца Адула Рооза. Близлежащий Эсто-Садок раньше назывался Эстонский сад.

КОРЕННЫЕ НАРОДЫ

Коренные жители этих мест до прихода Российской империи — адыги-шапсуги, убыхи, абхазы-джегеты.

Большая часть их жестоко воевала против царской армии и покинула район Сочи сразу после поражения в Кавказской войне. Переселились либо за Кубань в нынешнюю Адыгею, либо были насильственно высланы в Османскую империю как беженцы-мухаджиры.

Ныне в Сочи остались только шапсуги. Их всего примерно 4-5 тысяч человек. В удаленном Лазаревском районе Сочи существует несколько шапсугских аулов.

В городе можно встретить и множество абхазов. Это не джегеты, а «новые» абхазы из-за речки Псоу. Кто-то приезжает в город продавать чачу и мандарины, для кого-то Сочи это возможность купить редкие в самой «непризнанной» Абхазии товары — например, одежду известных брендов. Автомобили с зелеными абхазскими номерами можно увидеть сейчас по всему городу. У большинства абзахов — российские паспорта, так что они свободно ездят туда-сюда.

МУСУЛЬМАНЕ В СОЧИ

Исламская община «южной столицы России» достаточно велика — около 10-15 тысяч мусульман со всего Кавказа и Средней Азии. Это чеченцы, азербайджанцы, узбеки и другие народы. В 2017 году в Сочи на улице Высокогорной открыли первую мечеть и Исламский культурный центр. До того была только старинная мечеть в шапсугском ауле Тхагапш Лазаревского района.

Стоит отметить, что все народы Сочи научились жить в мире друг с другом. Этнических конфликтов тут практически не бывает.
источник…

Источник: pikabu.ru


Categories: Житель

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.