Загадочные языки Востока до сих пор волнуют умы общественности, в особенности благозвучный персидский язык, на котором величайшие поэты древности писали свои стихи. Древнейшее персидское наречие включено в состав иранской группы языков, численность носителей которых достигает около 200 миллионов. Кто они, эти восточные люди, входящие в арийскую ветвь индоевропейской языковой семьи? Подробности в данной статье!

Иранская языковая группа

Само название «иранские языки» датировано серединой XIX века. Это группа языков связана с Ираном как со своим этносом настолько близко, как это возможно, либо напротив, сильно была удалена от него, сохраняя лишь некоторые родственные черты.

Данная ситуация относится в первую очередь к персидскому языку, считавшемуся долгие годы ведущим языком иранской группы.

Под самим же понятием «иранский» стоит понимать не только персидский, но и целый комплекс языковых наречий, в которые входит уже упомянутый язык персов.

Происхождение

Иранская группа языков образовалась еще в древности (II тыс. лет до н. э), когда на территории Средней Азии господствовал общий праарийский язык, именно тогда возник протоиранский говор – прародитель современного «иранского» наречия. Сегодня в том же новоперсидском от него остались лишь отголоски.

Выделившись в отдельный язык из общеарийского, протоиранский обрел следующие фонетические особенности:


  • Утрата звонких согласных, которые произносились с придыханием, например, «бх» перешло в простое «б», «гх» — «г», «дх» — «д» и т. д.
  • Фрикативизация глухих, например, «пф» перешло в долгое «ф».
  • Процессы палатализации, к примеру, переход «с» в «з», «ж» в «з» и т. д.
  • Развитие придыхания из «с» в «сш».
  • Процессы диссимиляции «тт» в «ст», «дт» в «зд».

Иранская группа индоевропейской языковой семьи стоит в одном ряду с албанским, армянским, балтийскими, германскими и арийскими языками. В ту же группу, что и иранские языки, входят также такие мертвые наречия, как анатолийский, иллирийский и тохарский. Первые два были языками греческих стран, а последний имеет балканские корни.

История и классификация

Исторически иранская группа языков существует уже около 3000 лет. Всего насчитывают три периода: древний, средний и новый. Больше всего известно о древнем языке, который сохранял все арийские традиции и флективный синтетический строй.


Средние и новые периоды иранской группы языков пошли по пути разрушения флективности. Это «правнуки» арийского, которые становятся больше аналитическими языковыми наречиями. Последний тип или новоиранские языки – это группа наречий, которая сейчас жива или недавно вымерла, так как покинули мир их последние носители.

Более четкую последовательность развития можно проследить по самой известной ветви иранской группы языков – персидскому. Он также делится на древнеперсидский-среднеперсидский и новоперсидский(фарси).

Другие иранские ветви либо вовсе не сохранили своих письменных источников, либо вымерли задолго до их возникновения. Именно поэтому изучать новоиранские языки сложно, так как налицо полное отсутствие генетических связей.

Однако ученые, изучающие иранские языки, не унывают, собирая все новые факты по раскопкам на местах бывших поселений. О каждом периоде стоит рассказать подробнее.

Древнеиранские языки

Данный период имеет приблизительную дату с IV-III в. до н.э. Территория охвата – носители древнеиранской группы языков жили на юго-западе от Загроса до Китая, Алтая и Северного-Причерноморья на северо-западе. Такое огромное пространство поспособствовало расколу внутри языковой группы и послужило формированию отдельных языков древнего Ирана.

Документально подтвержденными и зафиксированными по исследованиям ученых-востоковедов считаются:


  1. Древнеперсидский язык – наречие Ахеменидских царей, предок всей юго-западной иранской группы, а также язык официальных надписей на монументах и исторических памятниках.
  2. Авестийский язык – письменный или книжный язык Авесты, которая являлась священной книгой зороастрийцев. Это наречие ранее было только устным и связывалось у древних иранцев исключительно с религиозной составляющей их жизни. Это язык притч, молитв и зороастрийских песен.
  3. Мидийский язык – наречие Мидии, которое имеет в себе частицы праарийского языка. Предположительно мидийское наречие – предок западной группы иранских языков.
  4. Скифский язык – наречие скифов и частично сарматов, демонстрирующее сложные дифтонги с придыханием – визитную карточку всех иранских языков. Скифы и сарматы жили в степях Кавказа и в Северном Причерноморье. Это наречие — одно из самых загадочных и таинственных в иранской группе, о скифских и сарматских племенах известно только благодаря греческим источникам. Славянская группа также встречалась со скифским языком, однако в то время на будущей территории Руси существовала только клинопись, которая представлялась собой черты и «резы» — насечки. Естественно, что такое примитивное на тот момент «письмо» не могло отразить никаких ярких фонетических особенностей.

Все перечисленные языки, и те, которые были утрачены, можно восстановить только методом сравнительно-исторического языкознания.

Для древнеиранских языков было характерно неполногласие, а также долгота и озвончение согласных.

Среднеиранские языки

Второй период, или среднеиранский, датирован IV — IX веками до н. э. Такая хронология немного условна, так как составить ее помогают только исторические документы древних персов. Ситуация изучения осложняется еще тем, что среднеиранский период не оставил никаких новоиранских «потомков». Именно поэтому данное время называется мертвым периодом в развитии иранской группы языков.

Флектические черты языка еще сильнее разрушаются, и слова образуются не при помощи окончаний, а аналитическим способом.

Это интересно! В языках западного Ирана флективная система разрушилась до конца, и осталось только глагольное спряжение.

Территория охвата и распространения

Ареал распространения языков Ирана начал иметь более четкое разделение на западную и восточную группы. Линия раздела проходила по границе Парфии и Бактрии.

Всего ученые-востоковеды, судя по найденным памятникам письменности, выделяют следующие среднеиранские языки:

  1. Среднеперсидский язык – наречие Сасанидского Ирана или «пехлеви». Это известный зороастрийский язык, обладающий богатой письменностью – множество литературных памятников той эпохи написано на данным языке, который использовался даже на монетах царей Фарса.

  2. Парфянский язык – наречие Парфии, представляющее собой последователя мидийского. Это язык государства Аршакидов. Данное наречие было утрачено примерно в V веке, когда повсеместно распространился древнеперсидский.
  3. Бактрийский язык – наречие Кушанов и эфталитов с применением греческой письменности. Это наречие было вытеснено в IX-X в. в. новоперсидским.
  4. Сакский язык – одно из самых загадочных наречий Иранской группы языков. Сакский относится к языковой группе хотанских наречий, связанных с буддийской культурой и, соответственно, с ее языковым особенностями. Поэтому на данном наречии найдено очень много памятников именно буддийской литературы. Сакский был вытеснен тюркским уйгурским языком.
  5. Согдийский – наречие согдийских колонистов из Центральной части Азии. Литературных памятников согдийское наречие оставило множество. В X веке он был вытеснен новоперсидским и тюркским. Однако, по мнению ученых, у него остался потомок – это ягнобский язык.
  6. Хорезмийский язык – наречие Хорезма, существовавшее недолго и вытесненное тюрским языком.
  7. Сарматский язык – наречие сарматов, которое полностью пришло на смену скифскому языку по всей территории Северного Причерноморья. Это степное наречие восточных племен, которые дольше всего были носителями данного языка среднеиранского периода, почти до XIII века. Позднее сарматский язык стал прародителем аланского.

Новоиранские языки

Народы иранской группы индоевропейской языковой семьи на сегодняшний день имеют множество разновидностей древних иранских наречий. Новоиранский период начался после завоевания Ирана арабами и продолжает свою традицию в настоящее время.

Новоиранские языки имеют большую диалектную практику, которая чаще всего характеризуется отсутствием письменности. Многие диалекты возникают и пропадают так быстро, что ученые-востоковеды не успевают досконально зафиксировать даже источник. Из-за такой стихийности многие языковые общности лишены своей собственной литературы, да и вообще являются наддиалектной формой языка с неопределенным статусом.

Большое влияние на новоиранский язык, естественно, оказало арабское наречие. На первый план сегодня выходит новоперсидский – государственный язык Ирана. На переферии, в горных районах Большого Ирана, можно встретить и неперсидские диалекты, например, курдский и белуджский. Самый известный среди неперсидских диалектов – это наречие осетинов, которые являются потомками древних аланов.

Современная Иранская языковая семья

К иранской языковой группе относятся:

  1. Новоперсидский, поделенный на дочерние литературные формы: фарси, дари и таджикский.
  2. Татский.
  3. Луро-бахтиярский.
  4. Диалекты Фарса и Лара.
  5. Курдшули.
  6. Кумзари.
  7. Курдский, со своими диалектными формами: курманджи, сорани, фейли и лаки.
  8. Дейлемитский.
  9. Прикаспийский.
  10. Тюркский.
  11. Семнанский.
  12. Белуджский.
  13. Пушуту и ванеци – наречия Афганистана.
  14. Памирская группа диалектов.
  15. Ягнобский язык.
  16. Осетинский.

Таким образом, народы иранской языковой группы наследуют интересные диалектные особенности. Основным языком Ирана на сегодня является новоперсидский, однако на территории этого обширного государства – Большого Ирана — можно найти множество загадочных диалектов и дочерних литературных форм, начиная от языка фарси и заканчивая осетинским.

Источник: FB.ru

Курдский язык в Иране

Введение

Иранские языки являются частью индоиранской группы индоевропейской семьи. Иранский язык делится в своем развитии на три периода: древнеиранский (1000 до 331 г. до н.э.), среднеиранский  ( пехлеви, или язык Авесты(331 г. до н.э. — 876 г. н.э.) и новый иранский (с 876 г. н.э.). Курдский язык принадлежит к иранским языкам, и на нем говорили  мидяне,  считающиеся  предками сегодняшних курдов. Курдский язык состоит из  диалектов курманджи, сорани, хеврами, келхури / файли, зазаки / димилки / кирманки. За исключением Зазаки, на всех других курдских диалектах  языках говорят и  в Иране.


Курдоговорящие группы  живут в шести провинциях Ирана: Курдистане, Иламе, Керманшахе, Западном Азербайджане, Северном Хорасане, Разави. На келухри и фейли говорят соответственно в Керманшахе и Иламе, а некоторые говорят на сорани и хеврами в провинции Керманшах. Курды  в провинции Курдистан  используют  сорани и хеврами. В  провинции Западный Азербайджан курды, живущие на юге, говорят на сорани,  на севере используется  курманджи. В этой провинции тоже живут тюркоязычные азербайджанцы. Северный Хорасан — это в основном курманджи,  некоторые города, говорящие на этом диалекте, расположены в провинции Разави. Две последние провинции находятся на северо-востоке Ирана, а остальные четыре — на западе страны.

Статус курдского языка  в иранской конституции

Исторически , персидский язык (фарси) был объявлен официальным языком Ирана в три этапа:  первый – в 1906 г., когда Мозафарадин Шах из династии Каджаров подписал Закон Машрута (первую иранскую конституцию), но сохранялось свободное использование языков других этнических групп.  На втором этапе первый правитель из династии Пехлеви, Реза- Шах Пахлави издает в 1932 году указ, провозглашающий  персидский язык  государственным с и запрещающий использование в государственных учреждениях любых других языков, включая курдский.


рдский язык был объявлен «местным диалектом фарси», а курды — «горными персами». Третий этап восходит к Исламской революции 1979 года, приведшей к принятию новой, теперь уже республиканской конституции. Ее   статья 15 провозглашает персидский язык официальным языком, но разрешает «преподавание литературы на других языках», в том числе курдском, в начальных школах. Впервые в истории Ирана курдский  был объявлен отдельным языком. Эта статья никогда не была полностью реализована в области преподавания в школах, но в последние годы она постепенно реализуется: создан отдел курдского языка и литературы в  администрации провинции Курдистан, ведется  преподавание курдского языка в школах некоторых курдских городов.  Университеты курдских городов могут свободно открывать больше кафедр курдского языка и литературы, обеспечивая необходимый академический персонал. Больше всего от ст.15 выиграла курдская пресса. Сотни курдских альманахов, журналов, газет, периодических издании публикуются на курдском или  же на двух языках- курдском  и фарси. Например, в провинции Курдистан  есть более 430 журналов на курдском или же двуязычны.   При этом издания на файли, келхури, хеврами и курманджи очень ограничены,  большинство прессы выходит на языке сорани. Это означает, что сораниязычные  курды  гораздо более активны, чем другие группы курдского населения в Иране,  хотя в количественном отношении их не больше чем сообществ, говорящих на других диалектах.

о участие более заметно в 24-часовом иранском телеканале «Сохар» на  курдском языке, где 22 часа транслируются  передачи на сорани и лишь , 2 часа на  курманджи и  других диалектах. Стоит отметить, что на курдских диалектах есть шесть провинциальных телеканалов. Тегеранское курдское радио (на сорани и курманджи) и семь провинциальных радиостанций также доступны для курдских слушателей. Также сорани признан официальным языком бюро официального перевода иранской судебной системы, то есть может использоваться в судопроизводстве.

  Все это означает, что курды Сорани в Иране более активны, чем другие,  и  большое количество  сораниязычных курдских студентов в иранских университетах также является доказательством.  Языковая политика Ирана одинакова для всех.

Заключение

Курдский язык, на котором говорят миллионы людей в Иране, официально признан языком, а не «местным диалектом» фарси,  при этом сорани более распространен, чем другие. Несмотря на их существенное количество  в Иране, курды, говорящие на курманджи, не являются лингвистически активными, в семьях  курманджиязычных курдов  в провинциях Хорасана  ( исторической области на северо-востоке Ирана)не очень заинтересованы в том, чтобы говорить на курдском со своими детьми, в то время как использование  курдского языка (всех его диалектов) в западной части  Ирана считается престижным. Полностью осуществив статью 15 Конституции, государство могло бы предпринять более эффективные шаги, чтобы проложить путь к развитию курдского языка, но и сами  курды также должны сделать больше. Ведь хотя стоит задача большего развития курдского языка, курдские интеллектуалы, особенно говорящие на курманджи, менее заинтересованы  писать на нем.

 Али Паксерешт   Basnews      Перевод  RiaTaza.com

Язык жителей ирана

Источник: riataza.com

ИРА́НСКИЕ ЯЗЫКИ́, груп­па ин­дои­ран­ских язы­ков. Рас­про­стра­не­ны в Ира­не, Та­джи­ки­ста­не, Аф­га­ни­ста­не, Па­ки­ста­не, Рос­сии, Ира­ке, Тур­ции, Си­рии, Гру­зии, Азер­байд­жа­не, Турк­ме­нии, Уз­бе­ки­ста­не, Из­раи­ле, а так­же в ди­ас­по­ре в стра­нах Ев­ро­пы и Аме­ри­ки. Пре­ж­де бы­ли пред­став­ле­ны в Сев. При­чер­но­мо­рье, Центр. Азии, Вост. Тур­ке­ста­не, на Вост. Па­ми­ре и в Вост. За­кав­ка­зье. Об­щее чис­ло го­во­ря­щих ок. 135 млн. чел. (нач. 21 в., оцен­ка).

Ис­то­ри­ко-ге­не­тич. клас­си­фи­ка­ция де­лит И. я. на за­пад­ную под­груп­пу (с чле­не­ни­ем её на се­вер­ные и юж­ные язы­ки) и вос­точ­ную под­груп­пу. К се­вер­ным за­пад­нои­ран­ским язы­кам от­но­сят­ся: мёрт­вые – ми­дий­ский язык, пар­фян­ский язык; жи­вые – курд­ский язык, бе­лудж­ский язык, та­лыш­ский, ги­лян­ский, ма­зан­де­ран­ский, ряд ма­лых бес­пись­мен­ных язы­ков Ира­на, Ира­ка, Тур­ции и язы­ки па­ра­чи и ор­му­ри; к юж­ным: мёрт­вые – древ­не­пер­сид­ский язык, сред­не­пер­сид­ский язык; жи­вые – пер­сид­ский язык, тад­жик­ский язык, да­ри (фар­си-ка­бу­ли), тат­ский язык, ха­за­ра, кум­за­ри, ряд ма­лых язы­ков и диа­лек­тов Ира­на. К вос­точ­но­иран­ским язы­кам от­но­сят­ся: мёрт­вые – скиф­ский язык, алан­ский, со­гдий­ский язык, хо­рез­мий­ский язык, бак­трий­ский, сак­ские язы­ки (хо­тан­ский, тум­шук­ский и др.); жи­вые – осе­тин­ский язык, яг­ноб­ский язык, пуш­ту (аф­ган­ский яз.) и ряд язы­ков, со­став­ляю­щих аре­аль­ную груп­пу, из­вест­ную как па­мир­ские язы­ки (шуг­нано-ру­шан­ская груп­па язы­ков, яз­гу­лям­ский язык, ва­хан­ский язык, иш­ка­шим­ский, санг­лич­ский, мунд­жан­ский и йид­га). Аве­стий­ский язык, вы­мер­ший, но ис­поль­зуе­мый как язык бо­го­слу­же­ния у зо­ро­аст­рий­цев, име­ет ряд при­зна­ков зап. и вост. под­групп.

Ти­по­ло­ги­че­ски И. я. не­од­но­род­ны. В во­ка­лиз­ме др.-иран. язы­ки – аве­стий­ский и древ­не­пер­сид­ский – со­хра­ня­ют кор­ре­ля­цию дли­тель­но­сти, ко­то­рая в язы­ках по­сле­дую­щих пе­рио­дов ут­ра­чи­ва­ет по­зи­ции, удер­жи­ва­ясь лишь в час­ти фо­нем­ных пар (в бе­лудж­ском, яг­ноб­ском, язы­ках шуг­на­но-ру­шан­ской груп­пы), пе­ре­хо­дя в кор­ре­ля­цию ус­той­чи­во­сти (осн. часть язы­ков) или ис­че­зая пол­но­стью (в ма­зан­де­ран­ском). В кон­со­нан­тиз­ме – 4 ти­па сис­тем. 1-й тип – близ­кий к пра­си­сте­ме (древ­ние язы­ки, а так­же перс., тадж., тат­ский, ги­лян­ский, ма­зан­де­ран­ский, часть курд­ских диа­лек­тов). Ос­таль­ные ти­пы – с позд­ней­ши­ми кор­ре­ля­ция­ми: 2-й – ас­пи­ра­ции (сев. курд­ские диа­лек­ты, вост.-бе­лудж­ские диа­лек­ты, па­ра­чи); 3-й – це­реб­раль­но­сти (пуш­ту, мунд­жан­ский и йид­га, ва­хан­ский, иш­ка­шим­ский, па­ра­чи, ор­му­ри, бе­лудж­ский, ха­за­ра; сле­ды так­же в яз­гу­лям­ском яз. и шуг­на­но-ру­шан­ской груп­пе); 4-й – аб­руп­тив­но­сти (осе­тин­ский). В мор­фо­ло­гии др.-иран. язы­ки со­хра­ня­ют флек­тив­ное фор­мо­об­ра­зо­ва­ние (см. Флек­тив­ность) и аб­ла­ут кор­ня и аф­фик­са; скло­не­ние и спря­же­ние мно­го­тип­ные. Тро­ич­ные сис­те­мы чис­ла (ед., двойств., мн. ч.), ро­да (муж., жен., ср. род). В име­ни – мно­го­па­деж­ная флек­тив­ная па­ра­диг­ма. В гла­го­ле ли­цо и чис­ло вы­ра­же­ны флек­си­ей, оп­по­зи­ция «ак­тив – ме­диа­лис» (вер­сия) – то­же флек­си­ей, «ак­тив – пас­сив» (соб­ст­вен­но за­лог) – суф­фик­саль­но. Ви­до­вые ха­рак­те­ри­сти­ки (дли­тель­ность; од­но­крат­ность, за­вер­шён­ность; ре­зуль­та­тив­ность, со­стоя­ние) вы­ра­же­ны ти­па­ми ос­нов (со­от­вет­ст­вен­но пре­зент­ной, ао­ри­ст­ной, пер­фект­ной), ка­те­го­рия вре­ме­ни – ти­пом флек­сии и ауг­мен­том (осо­бым пре­фик­сом при фор­мах прош. вр., гл. обр. пер­фек­та). На­кло­не­ния свя­за­ны с ти­па­ми ос­нов и флек­сии. Есть ана­ли­тич. кон­ст­рук­ции (см. Ана­ли­тизм в язы­ко­зна­нии).

В бо­лее позд­них язы­ках – уни­фи­ка­ция ти­пов фор­мо­об­ра­зо­ва­ния в име­ни и гла­го­ле, от­ми­ра­ние аб­лау­та. Дво­ич­ные сис­те­мы чис­ла (во всех язы­ках), ро­да (ре­лик­ты ср. ро­да толь­ко в сак­ских и со­гдий­ском); в ря­де язы­ков род от­ми­ра­ет (в перс., тадж. и др.). Уп­ро­ще­ние па­деж­ной сис­те­мы с пе­ре­строй­кой во мно­гих язы­ках по агг­лю­ти­на­тив­но­му прин­ци­пу (в осе­тин­ском – под кавк. влия­ни­ем; в ги­лян­ском, ма­зан­де­ран­ском, та­лыш­ском, бе­лудж­ском и др.; см. Аг­глю­ти­на­ция). От­ми­ра­ние па­де­жей (перс., тадж., тат­ский и др.) с аг­глю­ти­на­цией аф­фик­са чис­ла. Пост­по­зи­тив­ный (в перс., тадж., сан­ги­са­ри, ги­лян­ском, бе­лудж­ском, па­ра­чи, курд­ском и др.) и пре­по­зи­тив­ный (в не­сколь­ких язы­ках) не­оп­ре­де­лён­ный ар­тикль. В гла­го­ле – но­вые ана­ли­ти­че­ские и вто­рич­ные флек­тив­ные фор­мы на ба­зе при­час­тий. Ли­цо и чис­ло вы­ра­же­ны флек­си­ей (но­вой и ста­рой), энк­ли­ти­ка­ми (см. Кли­ти­ка), от­де­ляе­мы­ми по­ка­за­те­ля­ми, связ­ка­ми, вспо­мо­гат. гла­го­ла­ми; за­лог – на­ли­чи­ем вто­рич­ных форм пас­си­ва; ви­до­вые ха­рак­те­ри­сти­ки – ана­ли­тич. фор­ма­ми, пре­вер­ба­ми, слож­но­вер­баль­ны­ми гла­го­ла­ми; ка­те­го­рия вре­ме­ни – ти­па­ми ос­нов, окон­ча­ний, по­строе­ни­ем фор­мы в це­лом, ре­же ауг­мен­том (яг­ноб­ский яз.).

Для син­так­си­са ря­да язы­ков ха­рак­тер­на иза­фет­ная кон­ст­рук­ция (см. Иза­фет) с пре­по­зи­ци­ей оп­ре­де­ляе­мо­го, оформ­лен­но­го осо­бым по­ка­за­те­лем (перс., тадж., курд­ский, ав­ро­ма­ни и др.). Во мно­гих язы­ках – эр­га­тив­ное (или эр­га­тив­но­образ­ное; см. Эр­га­тив­ный строй) по­строе­ние пред­ло­же­ния с пе­рех. гла­го­ла­ми в про­шед­ших вре­ме­нах с объ­ект­ным (пуш­ту, мунд­жан­ский, курд­ский и др.) или субъ­ект­ным (яз­гу­лям­ский, ру­шан­ский и др.) со­гла­со­ва­ни­ем гла­го­ла.

Де­ле­ние И. я. на древ­ние, сред­не­иран­ские и но­во­иран­ские ба­зи­ру­ет­ся на экс­т­ра­лин­гвис­тич. дан­ных (куль­тур­но-ис­то­ри­че­ские и др.). По лин­гвис­тич. при­зна­кам вы­чле­ня­ет­ся 2 пе­рио­да: древ­ний (др.-перс., аве­стий­ский, ми­дий­ский, скиф­ский язы­ки) и по­сле­дую­щий (все ос­таль­ные язы­ки).

Пер­вые па­мят­ни­ки др.-перс. пись­мен­но­сти – кли­но­пис­ные над­пи­си (на­чи­ная с 6 в. до н. э.; см. Кли­но­пись). Аве­стий­ские гим­ны, пе­ре­да­вав­шие­ся мно­гие ве­ка изу­ст­но, за­пи­са­ны ок. 4 в. н. э. спе­ци­аль­ным ал­фа­ви­том на ос­но­ве сред­не­пер­сид­ско­го. Па­мят­ни­ки ср.-перс. (со 2–3 вв. н. э.), пар­фян­ско­го (с 1 в. до н. э.), со­гдий­ско­го (с 4 в. н. э.) и час­тич­но хо­рез­мий­ско­го (с 3 в. до н. э.) язы­ков на­пи­са­ны раз­но­вид­но­стя­ми ара­мей­ско­го пись­ма (часть хо­рез­мий­ских тек­стов дош­ла в ара­боя­зыч­ных со­чи­не­ни­ях 12–13 вв. н. э. на араб. ал­фа­ви­те). Для хо­та­но­сак­ско­го яз. (с 7 в.) ис­поль­зо­ва­лась раз­но­вид­ность брах­ми (см. Ин­дий­ское пись­мо), для бак­трий­ско­го (ок. 2 в.) – греч. ал­фа­ви­та (см. Гре­че­ское пись­мо). Пись­мен­но­сти для перс., да­ри, афг., бе­лудж­ско­го язы­ков пред­став­ля­ют со­бой раз­но­вид­но­сти араб. ал­фа­ви­та (см. Араб­ское пись­мо); ал­фа­ви­ты для тадж., осет., тат­ско­го язы­ков соз­да­ны на ос­но­ве рус. гра­фи­ки. Кур­ды быв. СССР ис­поль­зу­ют рус. гра­фи­ку, часть кур­дов Си­рии и Ира­ка – ла­тин­скую, ос­таль­ные – араб­скую. Про­чие язы­ки прак­ти­че­ски бес­пись­мен­ны.

Изу­че­ние жи­вых И. я. на­ча­лось с кон. 17 в., древ­них – с 18 в. На ру­бе­же 19–20 вв. свод­ным тру­дом «Grundriss der ira­nischen Philologie» под­ве­дён итог пред­ше­ст­вую­щим ис­сле­до­ва­ни­ям. В 20 в. от­кры­ты но­вые па­мят­ни­ки мёрт­вых язы­ков (в т. ч. не­из­вест­ных ра­нее), изу­ча­лись (и от­кры­ва­лись) жи­вые язы­ки. Об­об­ще­ние ма­те­риа­ла с ис­то­ри­ко-ге­не­тич. по­зи­ций – в тру­дах И. М. Оран­ско­го; с ис­то­ри­ко-ти­по­ло­ги­че­ских – в «Опы­те ис­то­ри­ко-ти­по­ло­ги­че­ско­го ис­сле­до­ва­ния иран­ских язы­ков» (т. 1–2, 1975). Опи­са­ние И. я. по еди­но­му ти­по­ло­гич. прин­ци­пу осу­щест­вле­но в трёх то­мах в се­рии «Язы­ки ми­ра», по еди­но­му срав­нит.-ис­то­рич. прин­ци­пу – в се­ми то­мах «Ос­нов иран­ско­го язы­ко­зна­ния».

Источник: bigenc.ru

На каком языке говорят Иранцы? Исламская республика Иран выступает в качестве многонационального государства, на территории которого живет порядка 85 000 000 человек. Именно поэтому в качестве основного языка Ирана называют персидский язык.

На нем общается более 60% населения государства. Иначе персидский язык называется фарси. Он входит в иранскую группу индоевропейской языковой семьи.

В целом, в Конституции Ирана именно персидский язык и персидский алфавит выступает в качестве официального на территории страны, написания различных произведений. Кроме того, на нем издаются учебники, ведется преподавание в школах. При этом, также в Иране используются языки меньшинств в случае издания учебников и газет.

Вторым по распространенности и популярности языком выступает азербайджанский. На нем говорит порядка 12 000 000 человек. Кстати, два языка меньшинств Ирана находится под угрозой исчезновения. Ими являются новоарамейский и брауни.

Помимо персидского языка и азербайджанского языка, на территории современного Ирана можно встретить курдский, туркменский, арабский языки. Также несколько распространены армянский и гилянский языки.

Современный вариант фарси обладает тремя близкородственными (языки Афганистана, Таджикистана, Ирака).

Долгое время персидский язык выступал в качестве языка построения международных связей между государствами. Особенно на территории восточной части исламского мира.

Кстати, именно персидский язык оказал особое влияние на развитие турецкого языка и хинди. Также многие языки заимствовали слова из фарси.

Основу персидской письменности составляет арабский язык. При этом, в алфавите фарси используются различные символы и звуки, которые были заимствованы из других языковых групп.

Кроме Ирана, фарси получил широкое распространение на территории многочисленных государств Персидского залива (ОАЭ, Оман и прочие).

Современный вариант фарси имеет многочисленные варианты. В частности, тут представлены книжный слова, разговорные словосочетания, а также ненормативная лексика.

Важно понимать, что помимо фарси, современные жители Ирана могут общаться и на английском языке. Правда, стоит помнить, что английский язык широко распространен среди молодого населения государства.

Взрослые жители Ирана практически не владеют иностранными языками. Поэтому, приезжая в Иран, стоит заручиться поддержкой переводчика или взять с собой соответствующий разговорник.

Если вы хотите прочитать, на каком языке говорят во Львове,  переходите по ссылке.

Поделиться ссылкой:

Источник: hellolanguage.ru


Categories: Язык

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.