Общая информация
Республика Абхазия (Апсны) – суверенное, демократическое, правовое государство, исторически утвердившееся по праву народа на свободное самоопределение. Наименования Республика Абхазия и Апсны равнозначны.

Официальное название
Республика Абхазия (Аԥсны Аҳәынтқарра)

Столица
Сухум (Аҟәа). Один из древнейших городов мира. История города насчитывает более 2500 лет.

Административно-территориальное деление
Республика Абхазия состоит из исторических земель Садз, Бзып, Гума, Дал-Цабал, Абжуа, Самырзакан, на которых расположены Гагрский, Гудаутский, Сухумский, Гулрыпшский, Очамчырский, Ткуарчалский, Галский районы и города Гагра, Пицунда, Гудаута, Новый Афон, Сухум, Очамчыра, Ткуарчал, Гал.

Территория
Общая площадь – 8,7 тыс. кв. км. Общая длина границ около 600 км. Из них 390 км — сухопутные и 214 км — морские границы. 64 % территории занимают горы. Лесами покрыто 57 % территории. Территория Абхазии разделена на 7 административных районов: Гагрский, Гудаутский, Сухумский, Гулрыпшский, Очамчырский, Ткуарчалский, Галский.


Границы
Абхазия занимает территорию, ограниченную с севера склонами Главного Кавказского хребта, с юга – побережьем Черного моря. Отроги Главного Кавказского хребта – Кодорский хребет, Бзыбский хребет, Абхазский хребет и Гагрский хребет составляют приблизительно 75% территории страны. Наивысшей точкой Абхазии является гора Домбай-Ульген (4046 м над уровнем моря). На западе, по реке Псоу, Абхазия граничит с Российской Федерацией, на востоке, по реке Ингур – с Грузией.

Население
243 936 (2017). В Абхазии проживают более 25 национальностей.

Государственный язык
Государственный язык Республики Абхазия – абхазский. Русский язык наряду с абхазским признается языком государственных и других учреждений, является языком межнационального общения. Государство гарантирует всем этническим группам, проживающим в Абхазии, их право на свободное использование родного языка. Абхазский язык – один из древнейших языков мира, вместе с родственными языками (абазинский, адыгейский, черкесский, кабардинский) образует абхазо-адыгскую группу, насчитывающую сегодня несколько миллионов человек.

Религия
Преобладающее большинство верующих абхазов – христиане, незначительная часть населения исповедует традиционную религию, ислам и католицизм.


Климат
Природа Абхазии разнообразна. На протяжении всего полусотни километров от берега Черного моря до Главного Кавказского хребта можно проследить все климатические зоны – от влажных субтропиков до вечных снегов и ледников. Вечные снега лежат на высоте от 2700-3000 м.

Зима в Абхазии самая теплая на всей территории Кавказа. Снег выпадает редко. Средняя температура в середине зимы в районе побережья от +4 ºС до +7 ºС, в горной местности от -2 ºС до +2 ºС. Самая жаркая погода в августе — средняя температура месяца +30 +32 °C. Среднегодовая температура воздуха +15°С. Температура морской воды летом от +22 ºС до +28 ºС. Влажность воздуха превышает 70%. Среднее количество осадков – около 1500 мм в год.

Время
Часовой пояс UTC+3. Разницы во времени между Абхазией и Москвой нет.

Валюта
Расчетной денежной единицей в Абхазии является российский рубль (rub).

Транспортное сообщение с Россией
Автомобильное. Имеется пассажирское железнодорожное сообщение по маршруту Москва – Сухум, в летний период (примерно с мая по октябрь) – отправление ежедневное, в остальное время график движения может меняться от отправления через день до одного раза в четыре дня. От аэропорта и железнодорожного вокзала в Адлере до границы с Абхазией организовано движение маршрутных такси. С абхазской стороны от границы до основных населенных пунктов также можно добраться на маршрутках.


Морские порты
В Абхазии три морских порта: Сухумский, Очамчырский, Пицундский.

Международный аэропорт «Сухум»
В Советское время из аэропорта совершалось множество рейсов самолётов во многие города СССР. С 1993 году регулярные рейсы не выполняются. В аэропорту ныне базируется национальная авиакомпания — «Абхазские авиалинии», а также авиация ООН.

Аэропорт «Сухум» способен принимать любые пассажирские самолеты массой до 125 тонн класса аэробус. Аэродром 1-го класса имеет взлетно-посадочную полосу длиной 3,64 км (одна из самых длинных в СНГ). 14 сентября 2008 г. в аэропорту сел первый за 15 лет гражданский самолет – самолет министра иностранных дел России С.В. Лаврова.

Основные виды топлива
На АЗС можно заправиться дизельным топливом и бензином АИ-92, АИ-95.

Аренда автотранспортных средств
Возможность аренды автотранспортных средств в Абхазии ограничена.

Необходимость уплаты дорожного налога
Платных автодорог в Абхазии нет.

Напряжение в сети
220 Вольт (розетки российского образца).

Сотовая связь
В Абхазии функционируют два оператора мобильной связи — «Аквафон» и «А-мобайл». Есть возможность пользоваться мобильным интернетом в формате 3 G и 4 G.

Телефонный код Абхазии
+7 940 (+ номер мобильного телефона)
+7 840 (+ номер городского телефона)


Бесплатные экстренные службы
Служба спасения/пожарная охрана – 001, 911
Милиция – 002
Скорая помощь – 003

Источник: apsadgil.info

Барон Петр Карлович Услар, генерал-майор русской армии, военный инженер прибыл на Кавказ в разгар Кавказской войны на службу в саперском батальоне. Однако вошел в историю кавказских народов не как завоеватель, а как созидатель. Главной страстью и призванием Услара стала лингвистика и этнография. Он входил в состав Кавказского отдела Императорского Русского географического общества, был членом-корреспондентом по разряду лингвистики Историко-филологического отделения Академии наук Российской Империи. И по заданию Академии все свое пребывание на Кавказе с небольшим перерывом, с 1837 до самой своей смерти в 1875 году, Услар работал над составлением истории Кавказа. Это стало делом его жизни и даже по воспоминаниям дочери Услара, несколько дней до смерти он бредил и «громко говорил, беспрестанно призывая горцев, с которыми занимался в Шуре, особенно Казанфера». (Казанфер-Бек, житель села Мамрач в Дагестане, лезгинский информатор Услара — прим. ред.).

Услар видел в языке надежный источник истории народа и потому он первым делом обращается к изучению кавказских языков. Он начал свое исследование с языков западного Кавказа — с черкесского, убыхского и абхазского. По первым двум ему удалось собрать немного информации, краткие заметки о черкесском и убыхском были опубликованы уже после смерти Услара. Однако, более подробно Услар изучил абхазский язык.


Свое исследование грамматики абхазского языка он начал в 1861 году в Сухуме и продолжил в 1862 уже в Тифлисе. Всего за два года ему удалось разобраться в структуре одного из самых сложных языков Кавказа и разработать его алфавит на основе бзыбского его наречия. Он создал букварь из 55 знаков, который имел в своей основе кириллицу. Так началась история абхазской письменности.

Через три года в 1865 году появляется букварь другого русского генерала Ивана Бартоломея, использовавшийся впоследствии еще тридцать лет. В нем с минимальными изменениями использовался алфавит Услара.

В 1882 году педагог сухумской Горской школы Константин Мачавариани и его ученик Дмитрий Гулиа совершенствуют абхазскую азбуку. В частности, сокращают количество букв до 51, изъяв из алфавита буквы для обозначения фонем бзыбского диалекта. Именно букварь Мачивариани и Гулиа стал впервые активно использоваться в школах Абхазии.

Алфавит Мачавариани и Гулиа был усовершенствован педагогом и общественным деятелем Андреем Чочуа и использовался в абхазских школах с 1909 года. Этот алфавит в 64 знака действовал до 1926 года, на нем издавалась учебная и художественная литература, газеты.

Впоследствии на протяжении всего ХХ века абхазский алфавит менял графическую основу, с кириллицы, на латинскую, грузинскую и снова на кириллицу.


В 1954 году было решено вернуться к алфавиту Андрея Чочуа, который с некоторыми модификациями используется и сегодня.

Источник: www.abaza.org

Адыго-абхазская (ашуйская) группа языков.
Абхазская подгруппа: абхазы (апсуа), абазины.
Убыхская подгруппа: убыхи (апёх).
Касогская подгруппа: адыгейцы, кабардинцы, черкесы.

Сафронов В.А. «Индоевропейские прародины».
Майкопская культура была сформирована в районах Средней и Верхней Месопотамии и принесена на Северный Кавказ выходцами из районов Харрана, которые находились в сфере влияния государства западных семитов – Эблы (23-20 гг. до н.э.). Импульсом к подвижности населения Тель-Хуэйры было разрушение ее Саргоном и устойчивая направленность интересов династий Аккада на запад. Миграция была единовременной и быстрой: имеются только слабые следы передвижения в Закавказье. По Северному Кавказу носители семитской (майкопской) культуры продвинулись от моря до массива гор Дагестана. Они вышли в степи Предкавказья и Причерноморья, достигнув Поднепровья (Михайловка, Соколовка-Шапошникова), вошли в контакт с индоевропейскими культурами – кеми-обинской, нижнемихайловской, древнеираноязычным населением Поволжья (древнеямная культура), индоариями Прикубанья (кубано-днепровская культура), протохеттскими племенами (культура дольменов Новосвободной) Восточного Причерноморья.
еды пребывания семитоязычных племен на Северном Кавказе подтверждаются 12 изоглоссами культурной лексики, выявленной Милитаревым, Старостиным между семитскими (в основном, западносемитскими) и восточно-кавказским языками. Археологическими эквивалентами общности, говорящей на этих (северно-кавказских) языках можно считать восточную группу куро-аракской культуры, распространенной как в Закавказье, так и в восточной части Северного Кавказа.

Время существования единого адыго-абхазского (ашуйского – названного так по имени ашуйской археологической культуры) праязыка относится к III тыс. до н.э. Древнейшими археологическими реалиями ашуйской цивилизации были майкопская и колхидская культуры. Имеется влияние дольменной культуры. Письменные памятники ашуйского языка охватывают период с середины III тысячелетия до н.э. до 4-5 вв. н.э. К ашуйским племенам, по многочисленным данным, относились тавры (Крым), меоты и таны (Дон), синды, дардарии, тореаты, арехи (Кубань). Древние греки называли население Кубани, Черноморского побережья и севера Малой Азии – гениохи. “У моря лежит азиатская часть Боспорского царства и Синдика, а за ней живут ахеи, зиги, гениохи, керкеты и макропогоны (длиннобородые). Выше их лежат теснины фтейрофагов (вшеедов). За гениохами находится Колхида…” (Страбон).

Антропология(см. страницу «Антропологические типы Понтийской ветви»):
 1 абхазы, абазины – колхидский тип понтийской ветви.
 2 адыгейцы и черкесы – северо-западный тип понтийской ветви
 3 западные адыги – юго-западный тип понтийской ветви.
 4 кабардинцы – пятигорский микс понтийской ветви.


Характеристика языков:
Характерным для адыго-абхазских языков является огромное кол-во согласных звуков: в убыхском языке – 82, в бзыбском диалекте абхазского языка – 67, в адыгейском – 55, в кабардинском – 48. Гласных очень мало: в абхазском языке – две, в абазинском – две в ударном и одна в безударном слоге, в убыхском – три. А всего в северокавказских языках (ашуйских и нахско-дагестанских) суммарно насчитывается 299 различных звуков. Ашуйские языки имеют около 400 общих корней. Фонетические соответствия очень малочисленны. Грамматика и словоборазование различаются довольно сильно.
Ашуйские языки (вкл. хаттский), как и большинство сино-кавказских, являются эргативно-агглютинативными.

Абхазы (апсуа):
Абхазский этнос сформировался к 8 в. н.э. Этнооснову составили древние ашуйские племена абешла (апсилов), касков (кашков), абазгов, санигов. От этнонима «кашк» произошло наименование «касог»: каск – кашк – кашаг (картвельская транскрипция) – касог. Этноним «абешла» предшествует «апсуа»: абешла – абсиле (латин.) – апсилай (греч.) – апшуа – апсуа.
Где «апс» (абеш) – «душа», а “-уа” – окончание множественного числа.
Консолидация ашуйских народов связана с принятием в 6 в.
э. христианства, которое сменило местные языческие культы, в том числе культ человеческих жертвоприношений.
В 6 в. на территории совр. Абхазии сложились такие образования как Абазгия, Апсилия, Мисиминия и Санигия. Слово «абхаз» представляет грузинскую транскрипцию этнонима «абазг».
Абхазы делятся на 7 терр. этногрупп: асадзуа, бзыбь (бзып), гудаут (гудоут), дал, цабал, абжуа, самурзакан (“са-” – притяжательный падеж от “сара”–«я»; Мурзакан – имя одного из правителей), псхувы.
Абхазский язык подразделяется на два диалекта: кодорский (к нему отнесены говоры – абжуйский, самурзаканский, гумский <гудоут>) и бзыбский. Основой литературного языка является абжуйский говор.
Характерные окончания фамилий: -ба (Чанба, Ардзинба), -аа (Ашхараа).
Окончание “-ба” является видоизменённым абхазским словом «ипа» – «его сын». Например, Агрба изначально звучало как Агыруа-ипа – «сын мегрела». Женские формы абхазских фамилий произносятся отлично от мужских. Муж. Тар-ипа – жен. Тар-пха. По новым правилам “-ипа” и
“-пха” заменяются на “-ба”. В случае с абхазированными мегрельскими фамилиями окончания “-ипа” и “-пха” заменяются прибавляются к цельной фамилии. Например, муж. Берулава-ипа – жен. Берулава-пха. Но эта фамилия по-абхазски произносится как Бырулаа.
Мегрельские фамилии стали широко распространяться среди абхазов в 17-19 веках. Сначала мегрелами был ассимилирован Самурзакан (Гальский район Абхазии). Начали появлялись такие «мегрельские» фамилии, как Эшбая (от абх.
ба), Килбая (от Килба), Эмухвари (от Аимхаа, Эмхаа), Дзяпшискуа (от Дзяпш-ипа), Маршания (от Амарщан), Тарбая (от Тарба), Зухбая (от Зухба), Шакирбая (от Шакрыл) и т.д.
Собственно мегрельские фамилии появились у абхазов со вступлением в состав России. Когда стали прибывать мегрельские священники, которые переписывали паству, давая им удобные фамилии. Большинство обладателей мегрельских фамилий среди абхазов, помнят свои старые абхазские фамилии. Так, например, абхазы с фамилией Дзидзария имеют исконную фамилию Лажв-ипа. В переводе с абхазского означает «дети кобеля» и используется редко. “-уа” в абхазском языке является суффиксом множественного числа, поэтому фамилии с таким окончанием часто считаются этимологически абхазскими.
Профессор Т. Мибчуани насчитывает порядка 450 фамильных единиц, из них:
 а) грузинизированные, в ч. мегрелизированные фамилии (из них половина имеет абхазские корени) составляют 80 %
 б) чисто абхазские фамилии и северо-кавказские – 13 %
 в) иное происхождение – 7 %
Чисто абхазские фамилии: на “-ба” (этнические абхазы), на “-аа” (абхазированные мегрелы), Смыр, Бгуец, Барциц, Инал-Ипа, Кове, Киут, Лакербай, Мантой (абх. евреи), Патейпа, Симсим, Тапанц, Таркил, Шакрыл, Шуген, Чукбарь, Хашиг, Эник, Аджинджал и др.
Численность – 115 тыс. человек в Абхазии (Апсны – «Страна души»), по другим данным 64 тыс.
Основная масса верующих – православные.

Убыхи (апёх, пэху, асадзуа, уббух, брухи):
Промежуточный этнос между адыгами и абхазами, которые считали убыхов своей этногруппой. Жили в районе Сочи. С 17 века известны как вайяпиха (от имени двух племён – гуайя <роды Керзедж, Куйцук, Хатираме, Бирдж, Черч> и пэху). В 19 веке турецкие источники их называют суачалилер (жители Сочи). В верховьях рек Сочи и Хоста находилась область проживания локальной этногруппы убыхов – Садаша. Убыхские земли делились на Саше-и-Хамыш (Сочи), Убых-и-Ворданэ, которые распадались на Ворданэ, Псахо, Субешх (+ Берзеки), Хизе. В результате Русско-Кавказской войны они были в полном составе изгнаны в пределы Османской Империи в 1861-64 гг., где растворились в местном населении, а частью погибли – это являлось одним из итогов совершённого Царской Россией геноцида. В 1992 году в Турции умер последний носитель разговорного убыхского языка – Тефвик Есенч. Говорили на реликтовом адыго-абхазском языке, промежуточном между абхазской подгруппой и адыгской. Религия представляла собой микс христианства, ислама и язычества.

Абазины (абаза):
Произошли от этнической общности абазгов, впервые упоминавшихся во 2 в. Тогда абазги населяли северную часть современной Абхазии, от Сухума до реки Бзыбь; в 3-5 вв. абазги, вытесняемые мегрелами, продвинулись на север, до реки Псоу и дальше, оттесняя и ассимилируя другой адыго-абхазский этнос санигов. С 8 в. абазги политически господствуют в образовавшемся Абхазском царстве (8-10 вв.), отчего вся территория этого государства, включая современную Абхазию и Западную Грузию (Самегрело, т.е. Мегрелия, искаженно – Мингрелия), называется в письменных источниках разных стран того времени Абазгией (даже в 12 в. в русских источниках Грузия иногда называется Обезия, т.е. Абазгия). В период распада единой Грузии (1466 г.) начинается новое движение абазгов на север и северо-восток, на земли, опустошенные походом Тамерлана на Северный Кавказ (1395). Оседая на новых местах, абазги вступают в тесные контакты с адыгскими племенами, родственными абазгам по языку. В ходе этно-исторического развития часть абазгов стала одним из основных этнических компонентов в этногенезе абхазского народа (прямые потомки абазгов – абхазы Гудаутского района Абхазии, говорящие на бзыбском диалекте абхазского языка), другая часть вошла в состав некоторых адыгских этногрупп (группа т.н. «абадзе»: бжедуги, натухаевцы, шапсуги и особенно абадзехи (16-17 вв.), третья – образовала самостоятельный этнос абазинов.
В XIX веке часть абазин переселилась на равнину, а часть была изгнана царской властью на Ближний Восток.
Выделяются субэтнические группы (т.н. безшаги: абазакты, апсуа, кубинцы-эльбурганцы, кувинцы и псыж-красновостокцы), говорящие на диалектах: ашхаруа (кувинский и апсуйский говоры) и тапанта (кубино-эльбурганский и красновостокский говоры). Кубино-эльбурганский говор – основа литературного языка. Диалекты ашхаруа близки абхазскому языку.
Разделение абхазского и абазинского языков произошло в 8-9 вв. н.э.
В настоящее время насчитывается около 45 тыс. человек – в Карачаево-Черкессии и на Ближнем Востоке. Сунниты.

Адыгские народы.
Под этим термином подразумеваются носители т.н. языков касогской (адыгской) подгруппы ашуйской (адыго-абхазской) группы, а именно: адыги, черкесы и кабардинцы. Самоназвание этих народов («адыгэ») происходит от древнеадыгской формы «а-дыгъэ» – «народ солнца». По другой версии – от “адзэхэ” («войска» или «народ войск»). На рубеже н.э. древнеадыгские племена занимали территории по побережью Чёрного моря вплоть до Сочи, где жили убыхи. В 5 в. н.э. образовалось государство Синдика, в 6 в. н.э. – Зихский, Абазгский и Касогский союзы. С 13 в. применяется тюркское слово черкес. В XI в. часть адыгских племён стала продвигаться на восток. К XIII-XIV вв. можно отнести обособление кабардинских племён. Черкесская династия аль-Мамляка аз-Захира Баркука аль-Черкеси правила в Египте и Сирии с 1382 по 1517 гг.
В 17-18 веках состояли из нескольких кланов: Абадзех, Шапсуг, Надкуадж, Кабертей, Бесленей, Мохошь, Кемгуй-Темиргой, Хатукай, Бжедуг (Черченей, Хамыш), Жаней. Кланы Чёбсин и Хегайк слились с натухаевцами, Хетук (Адале) переселились на п-ов Тамань и смешались с ногайцами.
В формировании адыгских народов участвовали также киммерийцы (народ, живший в Причерноморье, имеющий, вероятно, смешанное ашуйско-индоевропейское происхождение) и ахейцы (арийские племена, пришедшие из Причерноморья).
По совокупности в мире насчитывается 5 млн. носителей адыгских языков: в Турции (130 тыс.), Иордании (44 тыс.), Сирии (25 тыс.), Ираке (19 тыс.), Израиле, США, Нидерландах (Голландии), Швеции. До недавнего времени проживали Косово-Метохии (Югославия).

> Адыги (киахи):

Прямые потомки ашуйских народов, живших на Кубани и Западном Кавказе с древности.
Говорят на адыгском языке, который распадается на несколько диалектов, на которых говорят субэтнические группы: абадзехи, бесленеевцы, егер-укаевцы, адамиевцы, мамхеги, махошеи, жанеевцы, натухаевцы, темиргоевцы-чемгуйцы (литературный диалект) и хатукаевцы (хакучинцы). Особо выделяются западные адыги: шапсуги и бжедуги (хамышеевцы и черченеевцы), которых даже выделяют в отдельный этнос. Генетически различаются причерноморские и прикубанские шапсуги. В 16-18 веках они делились на «аристократические племена» (жанеевцы, бжедуги, хатукаевцы) и «демократические племена» (шапсуги, абадзехи, натухайцы).
В результате колониально-захватнической войны России на Кавказе, вошедшей в мировую историю под названием Русско-Кавказская война, подавляющее большинство уцелевших адыгов (не менее 2 млн. человек) и все убыхи (около 100 тыс.) были изгнаны в пределы Османской Империи. На Кавказе осталось лишь 5 %.
 • Абадзехи – до Кавказской войны насчитывали 250 тыс. чел. Жили на северном склоне Кавказа. Делились на горных и равнинных. Выделялись дворянские роды: Бешок, Инемок, Джанчат, Анчок, Даур, Нешок. В настоящее время насчитывают 150 тыс. в селе Хакурино-Хабль и др.
 • Агучипс – обобщенное название пяти кланов-зэтхьярогу (одноклятвенники), которые распределялись между шапсугами и натухаевцами.
— шапсуги (Кобле, Схапете, Соотх-Гоаго): «шэпси» – молочная река, «шэстопсы» – сторечье. Дворянские роды: Абат, Немере, Шеретлук, Кадрук, Джасте, Улагай, Екутеч, Тхагус. Говоры: прикубанский и причерноморский <от Джубги до Туапсе> (вкл. хакучинский). Хакучи жили в труднодоступных районах. Для шапсугского диалекта характерны: шипящие, 88 звуков <67 – лит. норма>. Ислам приняли в 18 веке. В настоящее время – 5 аулов в Адыгее и 14 – в Туапсинском и Лазаревском районах. 15 тыс. чел. В 30-е гг. 20 в. существовал Туапсинский район.
— натухаевцы (Натхо – сероглазые, Нетахо): До Кавказской войны было около 200 тысяч. Жили от Джубги до Анапы. В 19 веке в них влились племена гуайя, хегаки, хатукаевцы, жанеевцы. Число натухаевских родов точно неизвестно (от 44 до 64). Дворянские: Сюпако, Мегу, Зан, Каз, Чах, Ерыку, Деды. Дольше всех сохраняли христианство. В наст. Время – аул Натухай и несколько сёл в Краснодарском крае и Адыгее.
Численность: 124 тыс. чел. носителей данных адыгских диалектов проживают в Республике Адыгея, в Лазаревском, Туапсинском и Новокубанском районах Краснодарского края. Абадзехи (16 тыс. чел.) живут в посёлке Хакурино-Хабль. Шапсуги (10 тыс. чел.) проживают в районе Джубга – Сочи.
Религия: С Х века н.э. на Западном Кавказе господствовало христианство, что в 18 в. сменилось суннитской ветвью ислама.
Субэтносы абадзехов, шапсугов и натухаевцев составляют до 2/3 всего числа адыгов.

> Черкесы и кабардинцы:

Предки кабардинцев – часть касогских племён – в 14 в. переселились в местность Пятигорье (Беш-Тау), где они потеснили алан-осетин. Первоначально кабардинцы относились к понтийскому расовому типу, но впоследствие в результате многовекового смешения с вайнахами (мыстаками) и аланами, образовали смешанный кабардинский (пятигорский) антропотип. Названием этнос обязан князю Кербертею.
Различали Большую Кабарду (Кэбэрдэй), состоящую из нескольких родов – Джинбот, Месост, Хатошхок, Кайток; Малую Кабарду (Глехстан, Джылэхстэнэй) – род Гилосхан; Среднюю Кабарду – род Татлостан. В России их делили на кабартынских и пятигорских черкесов.
Чиленность – 400 тыс. чел. в Кабардино-Балкарии и Северной Осетии.
В большинстве своём – сунниты, моздокские кабардинцы – православные.
Черкесский этнос возник вследствие смешения касогов-бесленеевцев (родоначальник тейпа – Беслан) с родственными им кабардинцами в 18 в. н.э. «Черкес» – литературное наименование кавказских народов в 18 в. Это слово, по наиболее распространённым версиям, происходит от тюркского «чер-кесмек» (“перерезающий дорогу”) или от названия племени керкетов.
Значительная часть кабардинцев в XIX в. переселилась в Турцию.
Численность черкесов – 52 тыс. человек в Карачаево-Черкессии.
Говорят на диалектах кабардино-черкесского (или просто – черкесского/кабардинского) языка:
 • Кабардинский диалект
 — баксанский литературный говор Большой Кабарды (выполняющий функции государственного языка КБР)
 — малкинский говор Большой Кабарды
 — малокабардинский говор
 • Моздокский диалект
 • Черкесский диалект (выполняющий функции государственного языка КЧР)
 • Бесленеевский диалект
 • Кубанский диалект

Alexice Schneider (c) 2003-2005
www.randevu-zip.narod.ru
www.randevu.nm.ru
[email protected]

Антропологические типы Понтийской ветви (обзор).
Развилась в Малой Азии или на северо-западном Кавказе в IV-III тыс. до н.э в результате смешения переднеазиатских брахикефальных и средиземноморских долихокефальных племен. Описан в 1932 году учёным Бунаком. Выделяют колхидский, северо-западный, юго-западный и пятигорский, нижнедунайский, византийский кластеры и типы. Юго-западный тип понтийской ветви схож с каспийским типом индо-иранской. Очень высок % распространения II группы крови, в частности редкого фенотипа А2 (5 % носителей II группы). Подобный высокий % группы А2 встречается у кавкасионцев и лаппоноидов.

• Северо-западный/кубанский («основной») тип :
<Адыги – кроме западных, черкесы>
— Высокий рост (> 170 см).
— Телосложение нормокостное, туловище длинное.
— Волосы жесткие, прямые. Цвет чёрный. Часто встречаются светло-каштановые волосы.
— Мезокефалия (черепной указатель – 80-81), часто встречаются суббрахикефалы.
— Оттенки глаз: черные (50 %), карие и серые (50 %).
— Глазная щель узкая. Расположение глаз горизонтальное или “переднеазиатское”. Брови прямые, часто сросшиеся.
— Волосяной покров развит нормально. Усы и борода негустые.
— Лицо узкое, длинное. Черты лица угловатые. Скулы заметны в профиль. Лоб высокий.
— Нос: длинный, узкий, прямой, невыступающий. Кончик расположен горизонтально, иногда приподнят. Часто нос и лоб образуют одну линию.
— Губы толстые.
— Подбородок высокий, невыступающий.
— Затылок выпуклый.
— Высокие уши с длинными мочками.

• Юго-западный тип (отличия от северо-западного):
<Западные адыги – шапсуги и бжедуги>
— Рост средний (164-165 см).
— Волосы чаще чёрные.
— Глаза чаще чёрные (светлые оттенки почти не встречаются).
— Лицо широкое.

• Пятигорский микс (отличия от северо-западного):
<Кабардинцы, часть ингушей и осетин>
— Лицо широкое.
— Нос иногда с горбинкой. Кончик расположен горизонтально.

• Колхидский тип (отличия от северо-западного):
<Абхазы, абазины, мегрелы, лечхумцы, лазы, гурийцы, имеретинцы, имерхевцы>
— Рост: лазы (166-167 см), остальные (164-165 см).
— Широкий нос с плоской спинкой (иногда вогнутой).
— Широкое лицо.
— Встречаются светлые волосы и серые глаза, в основном у абхазов и абазинов.
— Развитый волосяной покров.
— Затылок плоский.

 

КАВКАСИОНСКИЙ ТИП
Тип сформировался в III тыс. до н.э. на основе прото-переднеазиатского в высокогорных условиях Кавказского хребта. Встречается только на Кавказе. Описан учёными Натишвили и Абдушелишвили в 1954 году. Некоторые учёные полагают, что кавкасионский тип сложился на основе древнейшего кроманьонского населения горного Кавказа и пришедших сюда хуррито-урартов переднеазиатского типа. По многим показателям кавкасионцы близки понтийцам. Параллельной формой являются представители ультра-динарского типа (балканские борреби), живущие в Черногории, Албании и на Крите. Они, правда, отличаются более низким черепом и более темной окраской. В российской антропологии (Алексеев, Алексеева) кавкасионский тип отождествляется с динарским, что в корне не верно.
Выделяют центральный, южный и дагестанский кластеры. Высок процент носителей II группы крови (А2).

• Центральный кластер:
<Карачаевцы, балкарцы, осетины, ингуши, чеченцы, бацбийцы, аваро-андо-цезские народы, часть горских евреев>
— Высокий рост (> 170 см)
— Телосложение нормокостное, туловище длинное.
— Волосы жесткие, прямые, черные (часто встречаются светло-рыже-каштановые и русые)
— Глаза карие и серые.
— Глазная щель узкая. Расположение глаз горизонтальное. Брови прямые.
— Развитый волосяной покров.
— Лицо широкое (14,6-14,8 см) , невысокое. Черты лица угловатые. Скулы широкие, но незаметные. Лоб низкий.
— Брахикефалия (черепной указатель – 84-85)
— Нос длинный, широкий (переносица узкая, к кончику нос постепенно расширяется). Профиль прямой и, реже, выпуклый. Кончик расположен горизонтально или загнут вниз.
— Губы толстые.
— Побородок низкий, острый, выступающий. Узкая челюсть.
— Затылок выпуклый.
— Высокие уши с длинными мочками.

• Южный кластер (отличия от центрального):
<Сваны, хевсуры, мохевцы, тушинцы, пшавы, мтиулы, гудамакарцы, рачинцы, южные осетины>
— Средний рост.
— Нос длинный, широкий. Профиль с горбинкой в верхней трети. Кончик расположен горизонтально.

• Дагестанский кластер (отличия от центрального):
<Лезгинские, даргинские, лакские народы, хиналугцы, часть карабахцев>
— Средний и низкий рост.
— Черные волосы (светлые почти не встречаются)
— Мезокефалия (черепной указатель – 78-79)
— Характерны чёрные глаза.
— Волосяной покров развит слабо .

 

 

 

КАСПИЙСКИЙ ТИП
Сформировался на основе памиро-ферганской (низкорослые брахикефалы), индо-иранской и балкано-кавказской ветви (переднеазиатский тип) европеоидной расы. Описан Бунаком в 1947 году. Наименее коррелируемый тип. К постоянным величинам относятся: рост, цвет глаз, цвет волос, строение черепа. Спинка носа чаще всего прямая, но при метисизации с арменоидами (ассирийцы, армяне, евреи) проявляется выпуклая форма. Для народов каспийского типа самой характерной является третья группа крови. Выделяют западный (см. ниже) и восточный (туркмены) кластеры.
<Азербайджанцы, кумыки, персы, иракские арабы (восток страны), кувейтские арабы, персы, таты-мусульмане и другие западно-иранские народы (кроме – курдов, луров и бахтиаров), ингилойцы>
— Рост низкий и средний (< 164–166 см).
— Телосложение толстокостное.
— Волосы чёрные и тёмно-каштановые (93 %)
— Мезокефалия и суббрахикефалия (черепной указатель – 77–80).
— Глаза, как правило, чёрные (80 %). Наблюдаются матово-зелёные, переднеазиатского типа.
— Глазная щель нормальная, глаза расположены горизонтально, в 30 % случаев разрез “монголоидный”. Расстояние между глазами большое.
— Брови дугообразные.
— Лицо круглое, среднее и узкое, высокое. Скулы не выступают.
— Подбородок низкий, невыступающий. Нижняя челюсть широкая.
— Большое расстояние между носом и верхней губой.
— Нос короткий, широкий, выступающий. Спинка прямая. Кончик расположен горизонтально или приподнят.
— Губы толстые.
— Затылок выпуклый.
— Волосяной покров развит нормально.
— Уши с длинными мочками.

 

 

 

ПЕРЕДНЕАЗИАТСКИЙ ТИП
Первоначальными носителями этого типа были древние ностраты (читай «Макросемьи»), жившие от Палестины (пракартвелы-рефаим) до Междуречья и хребта Загрос в Иране (древние семиты) и алародии (сино-кавказцы). Тип лёг в основу типов индо-иранской ветви (смешение с веддоидами австралоидной расы в Иране и Индии), включая семито-аравийский (смешение арменоидов с дравидами и средиземноморцами в Аравии). Описан в 1911 году фон Лушаном. По многим показателям переднеазиаты сближаются с кавкасионцами и динарцами (Балканы), но отличаются малым ростом, формой носа и плоскостью затылка. Другие названия этого типа: арменоидный, алародийский, сирийско-загросский, семитический, понтийско-загросский, хеттский, ассириоидный, таврический. Деникер называл этот тип ассириоидным и считал, что для него характерен прямой, узкий нос. Частота встречаемости прямой спинки носа не имеет географической привязки, это связано с частой метисизацией армян и евреев с другими народами (в основном, если представители другого народа исповедуют иудаизм или григорианство, т.к. часто религиозная принадлежность к моноэтнической религии отождествляется с этнической). Встречаются альбиносы, обычно, в рамках центрального кластера – переднеазиатские черты плюс светлые волосы и глаза. Некоторые из альтернативных названий переднеазиатского типа используются для обозначения родственных типов, к примеру ассириоидный тип, распространенный среди курдов и ассирийцев, отличается меньшей брахикефальностью и прямым узким носом. Семитическим часто именуют семито-аравийский тип.
Для народов переднеазиатского типа характерной является вторая группа крови.

• Центрально-переднеазиатский кластер:
<Армяне, турки (центр и восток страны), турки-месхетинцы, евреи Израиля, сирийско-палестинские арабы (Палестина, Сирия, Ливан, Иордания), некоторые западно-иранские народы (луры, бахтиары, талыши, курды-мусульмане), джавахи, месхи>
— Рост низкий.
— Телосложение толстокостное.
— Волосы чёрные, жесткие, вьющиеся.
— Глазная щель широкая, расположение глаз “переднеазиатское” – внешний уголок глаз ниже внутреннего.
— Оттенки глаз: чаще всего чёрные, но встречаются и экзотические расцетки (тёмно-синие, матово-зелёные, черные с бирюзой).
— Брахикефалия (указатель – 86-88)
— Лицо овальное, широкое (до 143 мм), невысокое. Брови дугообразные. Скулы невыступают.
— Побородок маленький, невыступающий. Челюсть широкая.
— Нос длинный, выступающий, широкий. Профиль: выпуклый, горб – в средней трети спинки. Кончик загнут книзу. Видна носовая перегородка.
— Губы толстые. Верхняя выступает над нижней.
— Сильно развитый волосяной покров (захождение волос на лоб, сросшиеся брови, волосы на спине).
— Плоский затылок – отличительный элемент переднеазиатского типа.
— Уши маленькие, часто без мочек.

• Иберийско-кавказский кластер (отличия от центрального):
<Кахетинцы, картлийцы, ферейданцы>
— Средний рост
— Прямой, длинный, широкий нос.
— Широкое лицо.
— Сетло-каштановые и чёрные волосы.
— Карие и серые глаза.
— Горизонтальное положение глаз.

Alexice Schneider (c) 2003-2005
www.randevu-zip.narod.ru
www.randevu.nm.ru
[email protected]

Типология языков
Типология языка определяется его морфологией, т.е. системой склонения и спряжения слов, структурой слова, наличием суффиксов, префиксов и окончаний, и синтаксисом, т.е. системой построения предложения.

&覐 На основании морфологического аспекта выдеяют несколько типов.

• Корневые языки:
— изолирующие, для которых характерно полное отсутствие словоизменения и наличие грамматической значимости порядка слов, представленных только корнями. Непротивопоставление служебных слов и имён собственных, неразличение частей речи.
— основоизолирующие отличаются от изолирующих более развитой глагольной морфологией.

• Агглютинативные языки:
Характеризуются развитой системой употребления суффиксов, приставок, добавляемых к неизменяемой основе слова, которые используются для выражения числа, падежа, рода и др. Включение служебных частиц (до 12) в состав слова – т.н. явления полисинтетизма и инкорпорации. Чёткое разграничение частей речи. Неиспользование окончаний.

• Флективные языки:
Флективная морфология характерна, в основном, для большинства индоевропейских языков, а именно, для многих славянских, балтийских, албанского, греческого, санскрита, немецкого и исландского (английский и скандинавские относятся к смешанному типу, имеющему черты основоизолирующих и агглютинативных языков; романские, голландский, армянский, болгарский, македонский и индоиранские языки – профлективные). Характерно развитое употребление окончаний (флексий) для выражения рода, числа, падежа, сложная система склонения глаголов, чередование гласных в корне. Строгое различение частей речи. Порядок слов не всегда имеет значение.

• Профлективные (агглютинативно-флективные):
Промежуточное звено между агглютинативными и флективными языками. Для именного словоизменения характерна агглютинация, а для глагольного – флексия и чередование гласных (аблаут).

&覐 Синтаксически языки подразделяются на следующие типы.

• Нейтральный строй:
Харктеризуются бедностью морфологии и зависимостью значения слова от тона и высоты голоса (в языках мяо-яо 11 различных тонов). Одно и то же слово может иметь до двух десятков значений, в зависимости от контекста. Дупликация слова для выражения того или иного дополнительного смысла. Неразличение частей речи. Как правило, в морфологии преобладает корневая структура. Выделяют классный подтип, в котором существует согласование между словами в предложении, зависящее от того, к какому классу относится главный член предложения (мужчина, женщина, одушевлённый, неодушевлённый и т.д.).

• Эргативный строй:
На уровне лексики явно прослеживается различение агентивных (преобразующих, считающихся переходными – “есть”, “ломать”) и фактитивных (поверхностного действия, считающихся непереходными – “спать”, “целовать”) глаголов. Агентивные глаголы не требуют согласования через суффиксы или приставки, а фактитивные – требуют. Предлоги употребляются редко. Отсутствует пассивный (страдательный залог).
— для эргативного строя с лабильной структурой характерна второстепенная значимость подлежащего. Строгий порядок слов.
— для эргативного строя со стабильной структурой характерна первостепенная значимость подлежащего и свободный порядок слов.

• Номинативный (аккузативный) строй:
Характерен упор на явное обозначение ролей подлежащего и сказуемого. Различение частей речи. Развитая система склонений и падежей. Дополнение может быть главным членом предложения. Наличие и частое использование страдательного залога. Развитая временная структура у глагола.
— классный подтип номинативного строя имеет много показателей класса у всех частей речи, склонение отсутствует, которое компенсируется приставками и суффиксами притяжательного и определительного характера.
— восточно-азиатский (корейско-японский) подтип характеризуется бедной фонетикой, незначимостью тона, развитием смыслоразличительного ударения, отсутствием прилагательных, выражаемых как существительное. Отстутствие спряжений у глагола.
— выделяют т.ж. активный подтип – отсутствие падежей, зависимость активности/пассивности глагола от контекста.

• Прономинативный (эргативно-номинативный) строй:
Переходный тип, характеризующийся чертами, как номинативными, так и эргативными.

Многие языки совмещают в себе нескольких типов с превалированием того или иного.

  изолирующие основоизолирующие гглютинативные профлективные флективные
эргативные    

Баскский, шумерский, адыго-абхазские, хуррито-уартские, хаттский, некоторые папуасские и австралийские, языки майя и некоторых других индейских групп.

Аварские, даргинские, лакские, хиналугскийНахские языкирономинативныеЛезгинские, чукотско-камчатские, эскимосско-алеутскиеЛазский и бурушаскинейтральныеКитайский, австроазиатские, тайские, центрально-африканские, кроме банту, мон-кхмерские, гвинейские языки, английский, шведский, датский, норвежскийАвстронезийские, тибето-бирманские, кордофанские, некоторые из папуасских.номинативныеЯзыки на-дене, эламский, древнеиндоевропейский, японский, банту, корейский, алтайские, часть уральских языков (пермские, волжские, обские), кетский, юкагирский, нивхский, нило-сахарские, индейские, армянский, индоиранскиеКартвельские, дравидские, часть афразийских (вкл. семитские), уральские (венгерский, эстонский, финский, самодийские), романские, голландский, македонский, болгарский, ивритСлавянские, некоторые центрально-германские, балтийские, кельтские, албанский, греческий, древний аккадский языкAlexice Schneider (c) 2003-2005
www.randevu-zip.narod.ru
www.randevu.nm.ru
[email protected]

Источник: aheku.net


Categories: Язык

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.