Эта статья нуждается в ссылках на используемые источники!

Если вы можете восполнить этот пропуск, пожалуйста, отредактируйте статью.

В современной Японии в основном распространены две основных религии: синтоизм и буддизм. Также определенной популярностью пользуется христианство и разнообразные секты.

Синтоизм — это древнейшая японская религия. Ее название происходит от слова «синто» (китайское «шен-дао») — «путь богов» или «священный путь». В основе ее лежит поклонение всевозможным ками — сверхъестественным существам. Основные виды ками — это:

  • Духи природы (ками гор, рек, ветра, дождя и т.д.);
  • Незаурядные личности, объявленные ками;
  • Силы и способности, заключенные в людях и природе (скажем, ками роста или репродукции);
  • Духи умерших.

В Японии поклоняются бесчисленному количеству ками. В каждой деревне и местности есть местный ками-покровитель. Никакого особенного разделения между ками и обычными людьми нет — есть множество мифов и легенд о браках людей и ками. Смерть осмысляется как переход в мир ками. Ребенок считается воплощением ками-предка (удзигами), поэтому в Японии с большим уважением относятся к маленьким детям.

Ками делятся на Фуку-но-ками («добрые духи») и Магацу-ками («злые духи»). Задача синтоиста — призвать побольше добрых духов и помириться со злыми. В принципе, добрые духи могут становиться злыми, если к ним обращаться недолжным образом. Поэтому по всей Японии во множестве храмов и часовен прихожане и священники приносят ками жертвы и молятся о помощи и поддержке. Вообще, все происходящее в мире в синтоизме объясняется индивидуальной волей ками, а не какими-либо законами или Судьбой.

Синтоистский храм состоит из двух помещений — молельного зала (хайдэн) и комнаты (хондэн), в которой находится предмет, связанный с соответствующим ками. Важной частью храма являются тории — П-образные ворота, являющиеся символической границей между миром людей и миром ками. Часто строятся маленькие святилища на исторических и легендарных местах, оборудуются места поклонения у больших древних деревьев, также считающихся жилищами ками.

С развитием имперской системы возникло представление о верховной ками — богине Аматэрасу. Соответственно, возник и культ самого императора. Мифы и легенды об Аматэрасу и ее семье многие годы (до середины XX века) официально считались началом истории Японии.


С момента прихода в Японию буддизма начинается процесс взаимовлияния и взаимопроникновения этих религий. Во многих храмах происходит одновременное поклонение ками и буддам.

В отличие от синтоизма, японский буддизм разбивается на множество учений и школ. Основой японского буддизма считается учение Махаяны («Большой колесницы») или северный буддизм, противопоставленное учению Хинаяны («Малой колесницы») или южному буддизму. В Махаяне считается, что Спасение человека может достигаться не только его собственными усилиями, но и помощью уже достигших Просветления существ — будд и бодхисаттв. Соответственно, раздел между буддийскими школами происходит из-за различных взглядов на то, какие именно будды и бодхисаттвы лучше всего могут помочь человеку.

Так, в основе амидаизма или школы Дзёдо («Чистой земли») лежит поклонение будде Амиде (или Амитабхе), повелителю райских земель (собственно, «Чистой земли») на Западе. Основным элементом поклонения является постоянное произнесение фразы «Наму Амида буцу» («Слава будде Амиде»). Многие правители Японии пытались уничтожить эту школу, но она все еще остается одним из популярнейших в Японии направлений буддизма.


Во многом очень схожа с амидаизмом секта Нитирэн, для которой священной фразой является «Наму мёхо рэнгэ кё» («Слава сутре о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы»). Здесь объектом поклонения является сам Будда и «Сутра Лотоса» — один из основных для северного буддизма текстов.

Другой буддийской школой является Миккё или эзотерический буддизм. Ее учение куда более сложно для понимания, но зато ее последователи считаются обладателями невероятных способностей — летать, творить чудеса, сражаться с демонами. Ее священники часто живут отшельниками в горах. Тогда они называются ямабуси. Ямабуси также известны как создатели ряда японских школ боевых искусств. Их можно узнать по большим четкам (нэндзю) в виде ожерелья на шее и посоху с кольцами (сякудзё).

Особняком стоит Дзэн, учение, основанное на Хинаяне. В его основе лежит представление о Спасении исключительно своими силами (и только для монахов). Основным методом достижения Просветления считается осознание мироздания, достигающегося за счет размышления над притчами — коанами, или моментальное случайное прозрение, вызванное каким-то неожиданным событием (скажем, ударом по спине палкой).

Сам по себе даосизм в Японии никогда особой популярностью не пользовался. Тем не менее, влияние китайских даосских легенд на японскую культуру и литературу весьма значительно.

Основой учения Дао считается труд китайского философа Лао Цзы «Дао дэ дзин». Мироздание с точки зрения даосизма существует за счет неизъяснимого Дао («Пути»), движущего и управляющего всем сущим. Следование законам Дао — это путь жизни и блаженства.


Практичные китайцы поняли даосизм как изучение законов природы и мироздания. Даосам — мудрецам, постигшим Дао, приписывалась вечная жизнь и разнообразные магические умения. Именно даосизм породил дальневосточную алхимию, основным интересом которой был не «философский камень» европейских алхимиков, а поиск «эликсира бессмертия». Даосов, достигших бессмертия, называли «сэннин». Считалось, что они, как ямабуси, живут отшельниками в горах. Разнообразные истории о великих даосах и о рецептах бессмертия пересекли море и стали очень популярны в Японии.

Во многом именно на этих легендах основывается искусство Оммёдо («Путь гармонии Инь и Ян») — японское искусство призвания и управления демонами, предсказания судьбы, астрологии, магического исцеления и так далее.

Христианство пришло в Японию в середине XVI века, вместе с католическими миссионерами Франсиско Хавьера. Знаменитый японский военачальник и князь Ода Нобунага поддержал христиан и сам принял эту веру, так как нашел в них материальную опору (поставки огнестрельного оружия) для борьбы со своими врагами.

После прихода к власти клана Токугава с христианами стали безжалостно бороться. Христианство было запрещено до Реставрации Мэйдзи в 1867 году, когда была объявлена свобода совести.


В настоящее время около одного процента населения Японии считают себя христианами. Тем не менее, такой атрибут христианства как «венчание» становится сейчас все более и более популярен, так как оказывается намного дешевле свадьбы по традиционному обряду. Многих из участвующих в христианских обрядах привлекает не религиозная, а эстетическая сторона богослужения. Поэтому неожиданно значительной популярностью в Японии пользуется православие.

Уже в середине XIX века в Японии начался постепенный кризис традиционных религий. Синтоизм и буддизм перестают отвечать насущным религиозным потребностям многих (особенно молодых) японцев. Поэтому на сцену начали выходить разнообразные «новые секты» разной степени радикализма. Для них характерны безусловный культ Учителей — руководителей сект, упрощение богослужения и вероучения, готовность верующих отдать все, что у них есть (включая жизнь), на благо секты, фанатизм, нетерпимость к другим религиям, вера в скорый Конец Света.

Наиболее известной сейчас такой сектой является Аум Синрикё, основанная Асахарой Сёко. Впрочем, обычно секты не занимаются терроризмом и не особенно мешают жить тем, кто в них не входит.

В отличие от культур стран Запада, в культуре Японии наблюдается значительное пересечение и взаимовлияние всех ее религий. Несмотря на периодически вспыхивавшие религиозные конфликты и споры (обычно за близость к государственной власти), большую часть времени этим вероучениям приходилось сосуществовать. Особенно близко пересечение буддизма и синтоизма — как уже отмечалось, часто один храм является местом поклонения и буддам, и ками.


В течение жизни японцы часто отправляют обряды разных религий в разных жизненных ситуациях. Скажем, женятся по христианскому обряду, а хоронят по буддийскому. Это совершенно естественно и не вызывает никаких трудностей. Связано это именно с тем, что религия прежде всего ассоциируется с определенной обрядностью (разного характера, эстетики и стоимости), и японцы просто проявляют завидную практичность. Цель же всех вероучений полагается одинаковой — снятие жизненных осложнений, а потому и противоречий не возникает.

Источник: ru.teopedia.org

Синто

Быть синтоистом для жителя традиционной Японии и быть японцем — вещи одного порядка. Справедливо и обратное утверждение: нельзя быть синтоистом, не будучи японцем. Слово синто записывается двумя иероглифами, где син значит «божества», а то — «путь». В отличие от буддизма или христианства, которые именуются по-японски «учением»  Буккё дословно — «учение Будды», кирисутокё дословно — «учение Христа»., у синто нет основателя.
nbsp;настоящему времени за синтоизмом прочно закрепилось звание исконной японской религии, в основе которой лежит почитание многочисленных божеств ками. Термин «синто» впервые встречается в хронике «Нихон сёки» (720 год), где в записи за 586 год сообщается: «Император верил в учение Будды и почитал путь богов». Однако представления о божествах-ками, обитающих в реках, горах, деревьях, камнях и даже отдельных вещах, появляются значительно раньше. Ко времени составления «Нихон сёки» уже можно говорить о наличии пантеона божеств и тесной связи между синто и государством. Так, чем древнее было божество, от которого вел начало тот или иной аристократический род, тем на более высокую ступень в иерархии он мог претендовать.

В синтоизме не существует понятия греха, однако считается, что совершение определенных действий может привести к ритуальному загрязнению, именуемому кэгарэ. Для очищения от скверны, охараэ, проводятся ритуалы и совершаются подношения божествам. Для синто нехарактерно разделение божеств на добрых и злых, благих и вредоносных — все они могут принести верующему пользу при отправлении правильных обрядов.
рушение правил общения с ками способно разгневать божество и привести к татарэ — мести с его стороны. Но и на эти случаи предусмотрены ритуальные действа по его умиротворению. Почитание ками осуществляется синтоистскими священниками в святилищах, именуемых ясиро или дзиндзя. По всей стране действует более 80 тысяч святилищ. Синтоистские религиозные церемонии и связанные с ними празднества называются мацури. Мацури стали неотъемлемой частью повседневной жизни японцев и в значительной степени утратили сакральный смысл.

Какая религия в японии
Продажа утвари для буддийского алтаря. Фотография Т. Энами. Иокогама, 1898–1905 годы © Okinawa Soba / flickr.com

Буддизм

Точная дата знакомства японцев с буддизмом также не поддается вычислению, однако сведения древних хроник позволяют предположить, что на официаль­ном уровне учение Будды получило поддержку в 538 году, когда правитель Пэкче, одного из древних корейских государств, прислал японскому правителю статую Будды для почитания. Между придворными разгорается спор о том, стоит ли почитать Будду.
сударь велит сторонникам «бога соседних стран» попробовать почитать его. После отправления буддийских обрядов разразились болезни. Чиновники решили, что в этом виноват Будда, и выбросили статую в канаву. Однако после этого в императорской резиденции случился пожар. Тогда решили, что гневить «новое божество» не стоит, и начали ему поклоняться. Новое воспринимается через знакомое. Вера в Будду на раннем этапе мало отличалась от веры в ками. Высокая степень синкретичности религиозных воззрений и, как следствие, веротерпимость являются постоянными характеристиками японской культуры и социума. Нельзя говорить также о единственном «правильном» варианте буддийского вероучения, представленного в Японии множеством школ, которые отличаются между собой и в доктринальном, и в ритуальном аспектах.

Какая религия в японии
Комусо — монахи дзенской школы Фуке. Начало XX века © Okinawa Soba / flickr.com

Японские религии — общие черты

Согласно данным последнего социологического опроса, на 2010 год 100 с лишним миллионов японцев причисляли себя к синтоистам, 85 миллионов — к буддистам, а 1,9 миллиона человек заявили о приверженности христианству.
и этом общая численность населения Японии на тот момент составляла 128 миллионов человек. Ситуация, при которой число верующих превосходит население страны, немыслима для западных культур и совершенно естественна для Японии. Даже будучи христианином, японец не отказывает себе в удовольствии поучаствовать в синтоистских празднествах или попросить у Тэндзин — божества, покровительствующего образованию и ученым, —помощи при сдаче экзаменов.

Несмотря на существенные ритуальные и доктринальные различия, синтоизм и японский буддизм имеют несколько общих черт. К ним относятся: политеизм, отсутствие канонического текста, развитый культ предков, наличие местных культов, тесная связь ритуалов с аграрным циклом, отсутствие доминирующей школы, установка на извлечение «выгоды в этом мире» (гэндзэ рияку). Разумеется, различий между синто и буддизмом куда больше. Так, уже в Средневековье складывается некоторое разделение ритуальных обязанностей между буддийскими монахами и синтоистскими жрецами, сохраняющееся в общих чертах и по настоящее время. Рождение ребенка сопровождается отправлением синтоистских обрядов, тогда как похоронами занимаются буддийские монахи.  

Источник: arzamas.academy

Религия в Японии

 Добрый всем вечер. Вот, решила сделать такой небольшой пост про народную японскую веру. На самом деле, буквально недавно спорили с домашними по поводу верований японцев и их религиозной принадлежности. И я поняла, что вобщем-то очень мало знаю о таком явлении как религия — для японцев, во что они верят и чему поклоняются. И вот решила совместить полезное с приятным и , ознакомившись с небольшим колличеством информации (чай, не докторскую пишу))), предоставить и вам, дорогие сплетницы такую же возможность — кое-что по памяти, кое-что, передрав из инета на эту же тему…ну а тем, кто знаком с культурой и религией Японии, думаю, просто понравятся красивые фото, которым я иллюстрирую свой пост…))) от некоторых прямо дух захватывает — какая красотаКакая религия в японииИтак, национальная религией Японии  —  синтоизм, от слова  «синто» — путь богов. Сын или ками — это боги, духи, которые населяют весь окружающий человека мир. Как считает каждый японец, исповедующий синтоизм, существует восемь миллионов божеств, которые живут не только в раю, окружают нас в реальном мире буквально повсюду .

Какая религия в японии

Они живут в горах, реках, озерах, лесах, в скалах и домах. Любой предмет может быть воплощением ками.  С незапамятных времен японцы верят в ками и поклоняются им – такова национальная религия, возникшая в мифической далекой древности.Божество Инари 稲荷, «Носильщик риса», — один из первых богов ками, кого стали изображать. Инари может выглядеть и как мужчина крестьянского вида со снопами риса, и как красавица-дама в богатом одеянии. Но неизменно в сопровождении лисиц 狐, кицунэ.(Божество Инари 稲荷, «Носильщик риса», — один из первых богов ками, кого стали изображать. Инари может выглядеть и как мужчина крестьянского вида со снопами риса, и как красавица-дама в богатом одеянии. Но неизменно в сопровождении лисиц 狐, кицунэ. )Какая религия в японииКакая религия в японии(Самое знаменитое святилище Носильщика Риса — это Фусими-Инари-тайся к югу от города Хэйан (в современном городе Киото).

Ками — это и качества (развитие, продуктивность), и стихийные явления (ветер и гром), и природные объекты (солнце, горы, реки, деревья, скалы). К числу ками относятся некоторые животные и духи предков, например духи предков Императора и других знатных семейств. Очевидно, духи природы имели преимущество перед людьми, поскольку, в отличие от людей, даже самые жалкие и бессильные из них все равно были ками.Какая религия в японииКакая религия в японии(Для японцев волк не был просто животным, а созданием с трансцендентальными способностями, лесным духом (йама но ками), который был хорошо настроен к людям.)

Поначалу верования синто не имело упорядоченной системы. Основными источниками мифологии синто являются сборники Кодзики и Нихонги, созданные, с в 712 и 720 годах. В них были включены объединённые и переработанные сказания, ранее передававшиеся изустно из поколения в поколение. Японская мифология утверждает, что вначале существовали Небо и Земля, затем появились первые боги, среди которых была супружеская пара Идзанаги и Идзанами, сыгравшая основную роль в творении мира. Они возмущали океан огромным копьем с наконечником из драгоценного камня, капающая с наконечника морская вода образовала первый из японских островов. Затем они стали бегать вокруг небесного столба и породили другие японские острова. 

Какая религия в японии

Какая религия в японии

Какая религия в японииПосле смерти Идзанами ее супруг Идзанаги посетил царство мертвых, надеясь ее спасти, но не смог. Возвратившись, он совершил обряд очищения, во время которого произвел из своего левого глаза богиню Солнца — АматерасуКакая религия в японииИз правого — бога Луны, из носа — бога дождя, который опустошил страну наводнением (прямо как библейский Потоп) Во время наводнения Аматерасу ушла в пещеру и лишила землю света. Все боги, собравшись, уговаривали ее выйти и вернуть Солнце, но удалось им это с большим трудом. В синтоизме это событие как бы воспроизводится в праздниках и обрядах, посвященных приходу весны.Какая религия в японииСогласно мифологии Аматерасу отправила своего внука Ниниги на землю, для того чтобы он управлял людьми. От него ведут свою родословную японские императоры, которых называют тэнно (небесный государь) или микадо. Т.е. японские императоры — прямые потомки Богов.Какая религия в японии

Какая религия в японии(Дзимму или Дзимму-тэнно, в японской мифологии первый правитель Японии, божественный основатель императорской династии, потомок солнечной богини Аматэрасу и внук Хикоко-но Нинигино Микото, чьи наследники именовали себя тэнно — «потомки неба». При жизни он был известен под именами Тоё-микэ-но и Камуямато-иварэбико и только после смерти приобрел имя Дзимму-тэнно («правитель Дзимму»).

Уровни синтонизма.

Династийный синто является достоянием императорской семьи. Существуют боги, к которым могут обращаться только члены семьи, и ритуалы, которые могут выполняться только членами семьи.Какая религия в японии

Культ императора (тэнноизм) — обязателен для всех японцев.

Храмовый синто — поклонение общим и локальным богам, которые есть в каждой местности и охраняют людей, проживающих под их покровительством.Какая религия в японии

Какая религия в японии

Какая религия в японии

Какая религия в японии

Домашний синто — поклонение родовым богам.Какая религия в японии(алтарь богу кухонного очага – Коджину. Он также считается защитником земли и лошадей, оберегал от несчастий и приносил удачу. За это его периодически «кормили» едой)Какая религия в японии(Буцудан – традиционный буддийский домашний алтарь)

Ками-хранители. Каждый ками обладает определенным характером, возможностями и выполняет свою задачу; ему поклоняются как создателю или хранителю какого-либо предмета или явления. Особое место среди ками занимают хранители родов (удзи), которых обычно называют удзигами, которым поклоняются обязательно в храмах.Какая религия в японии

Какая религия в японии

Какая религия в японииНо есть и злые божества. Многочисленные демоны, или они, считаются злыми сверхъестественными силами, которые отражают темную сторону человеческого существа. Эта могучая сила вселенной разрушительна для мира людей и несет отрицательную энергию, от которой необходимо защищаться или очищаться. Миллионы японцев носят маленькие амулеты, отгоняющие демонов и неудачу, которую они могут принести. Многие японские домохозяйки совершают ритуал изгнания демонов, отмечая таким образом конец зимы в день, называемый сэцубун. Такие обычные явления природы, как ветер и гром, являются воплощением демонов – это духи бури и грозы, и гнев их разрушителен.

 

Какая религия в японии

Водяной демон

Какая религия в японии

Демон ветра

Какая религия в японии

Демон металла

Ну и , конечно, как же без «женского» коварного браза, присутствующего во всех религиях мира —  сексуальной пожирательницы мужчин. ))) В японском фольклоре это — лиса-оборотень, демон пришедший из китайского фольклора, называемого Хули. Оборачивается красивой девушкой, влюбляет в себя, разоряет и вытягивает жизненную энергию. Является демоном как похоти по сути, так и демоном стяжательство — наказывает жадных и похотливых. Но если ты устоишь от этих искушений, то может наградить, сделать богатым и знатным.Какая религия в японииКакая религия в японииКакая религия в японии

А еще в японской мифологии огромное колличество призраков. Ознакомившись с этой стороной японской религии, сразу становится понятно, откуда они черпают идеи для своих, таких жутких и по-настоящему страшных, фильмов ужасов))).Вот некоторые из мифических японских существ-призраков:

Юрей — если человек погиб насильственной смертью, совершил самоубийство или если обряды над его телом проведены неправильно, душа превращается в юрэй и получает возможность проникать в мир живых. Юрэй можно встретить в месте его смерти, но стремиться к этому не стоит, ведь главное занятие неупокоенных призраков — месть.Какая религия в японии

Ао-бодзу — циклоп-коротышка, живущий в молодой пшенице и утаскивающий туда детей.Какая религия в японии

Ао-андон — в эпоху Эдо люди часто собирались в комнате, зажигали большой синий фонарь с сотней свечей и начинали рассказывать друг другу страшные истории. В финале каждой из них тушилась одна свеча. После сотой истории свет угасал полностью и появлялся ао-андон.Какая религия в японии

Ами-кири — летом в Японии много комаров и призраков. Один из них, выглядящий, как помесь птицы, змеи и лобстера, обожает рвать москитные сетки, а также рыбацкие снасти и сушащееся белье.Какая религия в японии

Бакэ-нэко, который превращается в старушку. Старушка эта поджидает молодых девушек около храмов и приглашает их зайти к себе домой. Где выпивает их кровь. А выслеживает девушек в облике кота. В общем, если вы заметили около храма кота, не соглашайтесь зайти в гости к незнакомым старушкам.

Какая религия в японии

И это только  еще маленькая часть)))

Отношение к смерти:

Честно говоря, тут все как-то мутно, я ничего не поняла, прочитав разные источники, поняла только одно — японцы считают, что духи мервых постоянно присутствуют рядом с нами и могут защищать, но могут и вредить нам. О самой загробной жизни  —  были представления о том, что после смерти люди уходят в горы. Было и понятие подземного мира, или страны Жёлтого источника (это последнее, видимо, заимствовано из Китая). Также представлялась страна посмертного существования Токоё, которая находится за морем. Люди представляли себе, что покойник уходит из общества в какие-то дальние края. Синто, кстати,  принимает и идеи реинкарнации, но инкарнировать душа может только в пределах одного рода. Каждый умерший становится ками и присоединяется к душам предков.  Тут еще и примешано понятие !чистоты», а мертвый человек в японской религии считается «абсолютно и несмываемо грязным», потому их никогда не отпевают в синтоистских храмах.Какая религия в японииЯпонское кладбище в Киото

В начале VI в. в Японии становятся известны буддизм и конфуцианство. Постепенно буддизм начинает играть значительную роль в жизни Японии, происходит взаимопроникновение буддизма и синтоизма, их взаимодополнение.

Какая религия в японии

Какая религия в японии(Священное жилище Вайрочаны Храм Дайбуцудэн (Тодайдзи), Нара, Япония)

Какая религия в японии

Какая религия в японииОдним из фундаментальных принципов храмового синтоизма стал дух гармонии и сотрудничества, дружелюбие и терпимость по отношению к другим религиям. Если говорить о храмовом синтоизме, то в нем в порядке вещей так называемое «двоеверие». Храмы не только не возражают против того, чтобы их прихожане были еще и буддистами, христианами или последователями других ветвей синтоизма, но и считают это вполне естественным. Храмовый синтоизм рассматривает свои храмы как нечто совершенно отличное от церквей других конфессий и не видит причин для конфликта с ними.

И еще немного красивых фотографий:

Какая религия в японии

Какая религия в японии

Какая религия в японии

Какая религия в японии

Какая религия в японии

Какая религия в японии

 

Какая религия в японии

Какая религия в японии

Какая религия в японии

Какая религия в японии

Какая религия в японии

Какая религия в японии

Какая религия в японии

Какая религия в японии

Какая религия в японии

Какая религия в японии

Какая религия в японии

Какая религия в японии

Какая религия в японии

Какая религия в японии

Какая религия в японии

Какая религия в японии

Какая религия в японии

Какая религия в японии

Какая религия в японии

Какая религия в японии

Какая религия в японии

Какая религия в японии

Источник: www.spletnik.ru

Корни древней религии Японии

Примерно в 6 веке в Японии начались процессы по объединению нескольких религий, которые уже тогда были популярны в стране. Изначально простые верования японцев базировались на одухотворении всего живого на земле. Они считали, что мир появился в результате спонтанного желания неба и земли. Богиня Идзанами и Бог Идзанаги породили Богиню солнца Аматэрасу, которую особо почитали в Японии. А сами Японские острова, согласно легенде, появились из капель, что упали с поднятого из Мирового океана копья и затвердели. Именно Бог Идзанаги поднял это копье, и до сих пор считается основателем этого государства.

Какая религия в японии

Вышеприведенная легенда является основной в древней религии японцев «синто», или синтоизме. Кстати, это религиозное течение формировалось без китайского влияния. И заключало в себе следующие постулаты:

  • Жизнь присутствует везде. Камень, человек, насекомое, вода – все обладает духом, живет и мыслит;
  • У любого материального предмета в мире есть ками (душа);
  • Особое отношение к камням. Японцы верили, что после смерти душа человека заключалась в камень, чтобы оберегать свой род;
  • Единение природы и людей – высшая ценность в синтоизме;
  • Нет контрастов, делений на хорошее и плохое;
  • Инь и Янь существуют в гармонии, являясь основой мироздания.

С четвертого века, когда племена монголов заняли территории будущей Японии, существовали верования в магию, анимизм и тотемизм. Вплоть до 7 века эти направления активно развивались вместе с самими народами. Затем, благодаря влиянию Китая, его языка и культуры в Японии появились конфуцианство и буддизм.

Храм в Японии

Синтоизм — это мифологические верования в божественное происхождение японского народа. Исходя из аспектов религии, любой японец считался потомком второразрядных духов, а сам император являлся потомком духов самого неба.

Культ предков и поклонение матери-природе – вот те тезисы, которые вызывали у каждого жителя Японии священный трепет. Как таковой централизации божественной власти не было, но было многообразие сфер, где обитали разные ками (души).

Кроме огромного пантеона официальных Богов и Богинь, у всех семей в Японии были свои божества, которые почитались ими прямо во дворах их домов. Для обожествленных предков возводились небольшие каменные сооружения. Согласно записям того времени особых обрядов или ритуальных действий тогда не существовало. И даже сама религия получила свое название от китайцев, а не от японцев. Ее название в переводе звучало, как «путь местных Богов».

Какая религия в японии

Буддизм, проникший в страну Восходящего Солнца, и пустивший там крепкие корни в средние века, можно именовать надстройкой основной японской религии. Синтоизм и буддизм плотно срослись между собой, почти не противореча друг другу. Так даже храмы двух религий выглядели похоже. В буддистских храмах иногда возводился отдельный алтарь для почитания духов-предков. А в синтоистских храмах все же существовали упрощенные ритуалы поклонения фигуркам-тотемам, символизировавшим божества. После произнесения магических формул, в синтоистских храмах жрецы (каннуси) и прихожане оставляли скромные дары: морепродукты, овощи, фрукты и рис.

Те, кто исповедовал религию предков, должны были беспрекословно подчиняться божественной власти императора, а также власти тех, кто выше на публичной иерархической лестнице. В 19 веке буддизм подвергся запрету, а синтоизм распался на мелкие ответвления, которые гармонично дополняли друг друга. Но в 1889 году для японцев издали закон, который разрешил свободу вероисповедания. И буддизм вновь вернулся в Японию на законных основаниях. Синтоизм же стал семейной религией, где каждый род мог исповедовать свою версию синто, или сменить ее на другую по желанию.

Храм в Японии

Современные проявления синтоизма в Японии заключены в 80 тысячах действующих святилищ. В них проводят обряды более 27 тысяч священнослужителей каннуси. Жизнь жрецов практически ничем не отличается от жизни простых японцев. Они могут жениться, заводить детей, работать на других работах.

Доходы храмы получают от паломничества, также служители храмов реализуют различные обереги и амулеты. В стенах священных зданий проводятся свадебные церемонии. Регулярно организуются разнообразные фестивали.

Во время жертвоприношений каннуси молят духов о благосклонности. Стараются призвать наибольшее количество положительно настроенных ками, а также задабривают и мирятся со злыми духами.

В деревнях религиозная составляющая «синто» выделяется сильнее, чем в городах-миллионниках. Там люди обращаются к покровителю деревни в случае неурожая, стараются решать бытовые проблемы через обращения к предкам. Верят в мифы и легенды. Соблюдают приметы.

Храм в Японии

Городские жители редко совершают ежедневные ритуальные действия. В основном их соприкосновение с религиями ограничивается праздничными обрядами.

В письменном виде информация о древнем веровании содержится в трудах «Кодзики» и «Нихонги». Мифологические трактаты были созданы 700-хх годах нашей эры. И содержат сказания, которые ранее передавали из уст в уста.

Высшее божество в синтоизме – Богиня Аматэрасу. Помимо верховной богини в мифологии «синто» насчитывается более 8 миллионов ками. Синтоизм можно считать чем-то большим, чем просто религией. Это своеобразная смесь мировоззрений, духовных методик и идей. Где главное – не молитва, а действия и образ жизни. Поэтому многие жилища японцев выглядят так аскетично, а рацион прост и непритязателен.

Главными обрядами синтоизма являются очистительные хараи. Среди целей обрядов можно выделить стремление очиститься от лишнего и наносного, чтобы видеть мир ясно и четко.

Синтоизм

Гармония мира людей, мира духов и мира природы – высшая цель данной религии. К тому же, имеет немалое значение «божественное» происхождение японского народа. Согласно постулатам «синто», японцы – прямые потомки богов, созданные по их осознанному желанию. Идеология превосходства над остальными людьми в мире красной нитью проходит через всю синтоистскую мифологию. Каждый японец верит, что после смерти он также станет ками, поэтому уважительно относится к разным духам и божествам. Для приверженцев синтоизма мир не делится на хороший и плохой, а является цепочкой взаимосвязей, где все зависит от обстоятельств. А абсолютного зла, как и абсолютного добра не существует.

Япония и буддизм

Сегодня традиционная религия Японии – буддизм. Наравне с синтоизмом эта религиозная философия прочно пустила корни в духовную составляющую страны. До Второй мировой войны в стране Восходящего солнца официальной религией признавали синтоизм, а буддизм был лишь вспомогательным направлением духовного развития. Сегодня Япония считается светским государством, а все религии на ее территории – личным выбором каждого японца.

Какая религия в японии

В 467 году пять монахов из Китая посетили земли, на которых теперь располагается современная Япония, и привнесли основы буддизма в культуру народов, проживавших там.

Позднее новая вера обрела в Японии, как ярых сторонников, так и категоричных противников. Род Сога выступал за новую религию, а члены семьи Мононобэ отвергали буддизм полностью. Противостояние двух известных родов привело к победе Сога. И буддизм стали официально признавать и развивать.

Вопреки мировым стереотипам, буддизм – религия неоднородная, и не такая мирная, как кажется на первый взгляд. Существуют исторические свидетельства о том, что буддистские школы враждовали между собой, иногда доходило и до кровавых междоусобиц.

В 8 веке существовало шесть школ буддизма в Японии. Это были следующие школы:

  • Санрон-сю. Для школы был характерен «средний путь», как неприятие крайностей, а также философия пустоты;
  • Хоссо-сю. В данной школе верили, что сознание является хранилищем всех идей, которые были и будут на земле;
  • Куся. В основе этого учения лежали общие доктрины буддизма;
  • Дзедзицу. Считалась японским ответвлением Сарон;
  • Риссю. В ней чтили монашеские заповеди винаи, нивелируя философские теории;
  • Кэгон-сю. Для представителей этой школы мир – единое целое, и все является взаимопроникающим.

Многие из вышеперечисленных школ сегодня не действуют. Другие же объединились в одну школу. Простые люди не могли в полной мере постичь все аспекты учений, а вот знать и духовенство всерьез развивало данные теории. Буддизм мирно уживался с другими религиями, впитывал в себя их особенности, и в ответ насыщал духовную жизнь своими тонкостями.

Какая религия в японии

В 9 веке при Императорском дворце успешно развивались две школы буддизма: Сингон-сю и Тэндай-сю. В 11 веке получило популярность учение «о чистой земле». В 12 веке распространилось учение школы Дзэн. Далее разные школы завоевывали первенство с переменным успехом. На сегодняшний день классические школы буддизма представлены в Японии в виде 60 групп, которые имеют членство во Всеяпонской буддийской ассоциации.

В стране также зародился и необуддизм. Он отличается от традиционного верования большим монотеизмом и культом лидера. Цель ритуалов – получение земных благ. Еще в этом направление ведется очень активная работа с молодежью. Каждый обряд продумывается лидерами школы до мелочей, и, обычно, выглядит, как красивая и яркая постановка.

Разнообразные школы буддизма соединяют в себе почти все аспекты философии, или довольствуются лишь несколькими из них. Философия, культура, медитация, ритуалы, мантры – все это входит в классические постулаты буддизма. Отсюда вытекает и деление на классы, которое присутствует в каждой школе. Ведь то, что хорошо для самураев, для простого народа смерти подобно.

Конфуцианство по-японски

Конфуцианство – это религиозно-философская система, которая основана на учении философа Конфуция. Согласно этому учению от рождения в человеке заложен гуманизм, а также ждут своего развития милосердие, доброта, сдержанность, альтруизм, скромность, человеколюбие и сострадание. Отдельное место в этом религиозном направлении занимает долг. По мнению Конфуция, долг является высшим законом среди моральных обязательств, которые человек принимает на себя совершенно добровольно.

Конфуций

Еще конфуцианство пронизано четким представлением о верности. Человек обязан быть верен своему повелителю, должен уважать и чтить родителей, для него важные авторитеты – это величина абсолютная.

Комплекс морально-эстетических знаний, из которых и состоит конфуцианство, делает это течение более светским, чем религиозным. В Японии данная религия прижилась благодаря тем догматам, которые связаны с почитанием предков, почтением, а также верностью власти. В этом конфуцианство тесно перекликается с синтоизмом.

Конфуцианство, привнесенное в Японию из Китая, получило одобрение правительства еще и потому, что в нем предусмотрено воздействие на общество в целом, а не на психологию отдельного индивида в частности, как в буддизме.

Конфуцианское течение сыграло не только идеологическую роль. Немало оно значило и для образования. Так обучение грамоте проводилось с использованием трактатов Конфуция. С 1603 года по 1868 год неоконфуцианство все-таки стало основной религией Японии.

Конфуций

Считается, что прочную базу в Японии конфуцианство получило в 6 веке. Исходя из исторических документов, можно утверждать, что в 609 году была создана так называемая японская миссия. В составе знатной группы для обучения в Китай был отправлен потомок императора Одзин Минабутино Саен. Благодаря этому мировоззрение было поддержано японскими правителями в период становления государства.

Последователи философского течения стали первыми летописцами японской истории. Активно участвовали в строительствах храмов, складов, вели учет и просветительскую деятельность.

С 7 века владение конфуцианскими догмами считалось отличительным знаком аристократической прослойки. Во времена правления Тэндзи открылось первое училище, которым управляли ученые-конфуцианцы. Далее училище было модифицировано  в Императорскую школу.

Именно благодаря конфуцианству образование «пошло» в массы. И перестало быть прерогативой знати. Некоторые японские феодалы противились принятию этого философского направления. Все дело было в том, что оно мешало им бороться за власть, а также порицало клановые междоусобицы.

Япония – удивительная и очень многогранная страна. Переживая распри и войны, японский народ умудрился сохранить, и усилить свои традиции. В Японии гармонично соединились все три главные религии: буддизм, синтоизм и конфуцианство. Каждая из них заняла свою нишу, а также нашла ту область, где могла быть применена в реальной жизни. Духовная культура японцев остается богатой и сегодня. И подтверждением этому служат те правила поведения в обществе, которые можно встретить в современной Японии.

Какую религию в Японии можно назвать преобладающей?

На вопрос, какая религия в Японии преобладает, сложно дать однозначный ответ. Если составить импровизированный рейтинг, то буддизм и синтоизм разделят между собой первое место. А конфуцианство окажется  на последнем.

Если мерить роль религий в культуре Японии меркой времени, то древнее всех окажется как раз «синто». Жить в единстве с природой и чтить духов японцы продолжают и сегодня. И поскольку страна Восходящего солнца считается светской, законодательно ни одна из вышеперечисленных религий не закреплена, как главенствующая.

Какая религия в японии

Степень влияния конфуцианства на Японских островах не так велика, как может показаться на первый взгляд. Но каждый образованный японец на сегодняшний день знаком с постулатами, которые проповедовал Конфуций. Да и само правительство старается искусственно развивать данное направление, так как видит в нем много пользы.

Поэтому официальной религией Японии называют смесь буддизма с синтоизмом. Подобное разнообразие религиозных течений не только не разобщило страну, а, напротив, обогатило ее быт и культуру новыми знаниями и представлениями. В Японии до сих пор существует множество школ и храмов, привносящих в повседневную жизнь совершенно разные догматы и правила. И любой японец волен выбирать сам, приверженцем какой религии он станет.

Магия и религия Японии: две стороны одной медали

Многие религиозные ритуалы японцев носят не только сакральный, но магический смысл. Само существование магии в Японии (или веры в нее) подтверждается наличием на этой земле колдунов Оммедзи. Эти мастера умеют поддерживать равновесие вселенной, когда в ходе магических ритуалов влияют на ход событий земной жизни. Также таким людям приписываются способности предсказывать будущее. Согласно легендам они умеют творить магию наравне с ками и другими сверхъестественными существами.

Какая религия в японии

Оммедзи совершают магические действия, используя пять элементов: металл, огонь, дерево, землю и воду. Многие из них берут плату за свои услуги. Конкуренцию им могут составить лишь жрецы «синто» и буддистские монахи. И то только в том случае, когда требуется изгнать нечисть из человека или жилища.

Есть свидетельства, что во все времена были такие люди, которых считали живым воплощением ками. Некоторые из них были особо приближены к императорской семье.

Люди, идущие путем Оммедзи, изучают буддизм, синтоизм и другие направления для практических действий, а не для философских измышлений. Помимо колдунов в японской мифологии много иных представителей магического мира, которые влияют на повседневную жизнь в разных областях.

Считается, что японские колдуны не имеют четкого деления на черных и белых. Но есть среди них и такие, которые выбирают путь света или тьмы, и придерживаются его до конца.

Ходят слухи, что монахи и жрецы разных конфессий также умеют делать множество необычных вещей. Но не развивают эти способности специально, а получают их, как побочный эффект от духовного развития.

Отношение к религии в Японии сегодня

Исследователи японской культуры не раз выдвигали теории о том, что японцы «псевдорелигиозны». Такие выводы делались, потому что религии, преобладающие в стране Восходящего солнца, не требуют соблюдения жестких ежедневных ритуалов. На самом деле, религиозность японцев можно считать довольно глубокой. Ведь вся их жизнь пронизана нормами, взятыми из «синто», конфуцианства и буддизма.

Религиовед Амо Тосимаро объяснил мнимую «псевдорелигиозность» японского народа отсутствием в синтоизме основателя. Поэтому централизация поклонения культу предков и природе просто не может быть реализована на практике.

В христианстве ключевой фигурой является Христос, в Исламе – Аллах, а в «синто» все берет начало в тотемных верованиях и стихийных силах. К тому же, каждый род почитает именно своих прародителей, благодаря чему общий знаменатель в этой религии найти очень сложно.

Японский быт до сих пор окутан догмами конфуцианства, а праздники в Японии имеют сильный языческий оттенок. Из-за того что национальная религия Японии собрана из разных учений, определить общий уровень религиозности японцев не представляется возможным.

Япония – страна независимая, способная подстроить под собственные тенденции что угодно. Ее красивая культура настолько гармонична, что вызывает неподдельное восхищение у других народов. Проявления естественной религии в ней вполне современны, и отвечают последним веяниям и изменениям в мире. Недаром экономика Японии находится на таком высоком уровне. Хотите узнать о Японии намного больше? Тогда постарайтесь понять, как ее народ смог соединить в себе жесткую дисциплину и свободу творческой мысли.

Источник: MirJapan.ru


Categories: Япония

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.