Прежде: Диоскуры — братья Кастор и Поллукс

Содержание книги

Далее: Мифы о Прометее


ГЕФЕСТ (Вулкан), бог огня

Рождение Гефеста, бога огня. — Свержение бога Гефеста с Олимпа. — Тип и атрибуты бога Гефеста (Вулкана) в античной мифологии. — Месть бога Гефеста (Вулкана) своей матери — богине Гере (Юноне). — Бог Гефест (Вулкан), водворенный на Олимпе богом Дионисом (Вакхом). — Сети бога Гефеста (Вулкана). — Кузница бога Гефеста (Вулкана). — Циклопы, работники кузницы Гефеста.

 


Рождение Гефеста, бога огня

Свержение бога Гефеста с Олимпа

Греческий бог Гефест (в римской мифологии — бог Вулкан), — бог огня. Гефест олицетворял собою силу и творчество. Огонь был элементом бога Гефеста (Вулкана) подобно тому, как вода была элементом бога Посейдона (Нептуна).


По античным мифам, земной огонь происходит от небесного огня; этот земной огонь находился главным образом внутри вулканов, выбрасывающих его часто наружу, и вот древние греки, желая олицетворить эту силу природы, сложили миф о боге Гефесте. В современном греческом языке (новогреческом) до сих пор слово, обозначающее вулкан, происходит от имени бога Гефеста — ηφαίστειο [ифэ́стио].

Бог Гефест (Вулкан) — сын Зевса (Юпитера) и Геры (Юноны). Подобно пламени, которое вначале слабо и ничтожно и только потом разгорается и усиливается, бог Гефест (Вулкан) родился слабым, хилым и хромым. Красавица Гера (Юнона), стыдясь подобного сына, сбросила его с вершины Олимпа.

Гефест упал в море и был воспитан двумя Нереидами, Фетидой и Эвриномой. В продолжение девяти лет бог Гефест занимался изготовлением украшений из драгоценных камней и металлов для дочерей Океана.

Так как люди стали заниматься ремеслами только после открытия огня, то бог Гефест (Вулкан) является богом — покровителем и поощрителем ремесел и промышленности. Бог Гефест (Вулкан) сам работает и придумывает разные искусные и полезные вещи для богов. Гефеста называют «искусным художником», «плавильщиком металлов» и «кузнецом».


Хромота бога Гефеста и искривленные ноги должны напоминать о том, что пламя коверкает и искривляет все, что попадается ему на пути, даже самые твердые металлы.

Прожив несколько лет на дне моря, бог Гефест (Вулкан) вернулся на Олимп, но, заступившись за мать во время одной ее ссоры с Зевсом (Юпитером), Гефест навлек на себя гнев Громовержца. Зевс, схватив Гефеста за ногу, сбросил его обратно на землю.

В продолжение целого дня летел Гефест (Вулкан) в пустом пространстве, пока не упал почти без признаков жизни на остров Лемнос, который с тех пор стал любимым местопребыванием бога Гефеста (Вулкана). Там, на горе Мосихле (Μόσυχλος) устроил Гефест свою кузницу, где работал дни и ночи вместе со своими учениками — одноглазыми Циклопами.

На острове же Лемносе находился храм в честь бога Гефеста, выстроенный на том месте, куда, по древним мифам, упал Гефест. Там ежегодно бывал праздник в честь огня, который поддерживали на жертвеннике круглый год.

 


Тип и атрибуты бога Гефеста (Вулкана) в античной мифологии

Поэты античности описывали бога Гефеста (Вулкана) в виде сильного, искусного кузнеца, но неуклюжего и смешного, подвергавшегося частым насмешкам красивых олимпийских богов.

Архаическое искусство изображало Гефеста в виде хромоногого карлика в остроконечной шапке. Только в эпоху расцвета древнегреческого искусства бога Гефеста стали представлять сильным и мужественным, с густою бородою и со всеми принадлежностями кузнеца.


Бог Гефест — неутомимый работник и придумывает для богов Олимпа всевозможные вещи. Гефестом сделаны скипетр и эгида Зевса (Юпитера), трон бога сна, корона и колесница Гелиоса, корона Ариадны, медные быки, охраняющие золотое руно. Гефест также выковал для Аполлона стрелу, которая всегда попадала в цель и вновь возвращалась к нему. Богиня Артемида (Диана) также обратилась к Гефесту (Вулкану), когда ей понадобились колчан, лук и стрелы.

 


Месть бога Гефеста (Вулкана) своей матери — богине Гере (Юноне)

Желая отомстить своим безжалостным родителям, бог Гефест (Вулкан) придумал выковать золотое кресло, которое не выпускало неосторожного, рискнувшего сесть на него, и только повинуясь воле Гефеста, отпускало свою жертву.

Однажды богиня Гера (Юнона), придя навестить сына в его кузницу и ничего не подозревая, села на золотое кресло. Гефест (Вулкан), несмотря на все ее просьбы, не захотел ее освободить. Тогда бог войны Арес (Марс) вступился за свою мать и принудил Гефеста отпустить Геру.

Бог Гефест (Вулкан), водворенный на Олимпе богом Дионисом (Вакхом)

Бог Гефест (Вулкан) страшно рассердился, он не захотел более возвращаться на Олимп и ничего не стал делать для богов.

Огорченные боги напрасно просили Гефеста вернуться — он был неумолим. Наконец, богу Дионису (Вакху) удалось напоить Гефеста вином и привести пьяным на Олимп. С тех пор дружба между Гефестом и Вакхом упрочилась. В этом мифологическом моменте надо видеть намек на то, что виноград (Дионис) созревает лучше и обильнее на вулканической почве, как бы согреваемый подземным огнем (Гефестом).


 


Сети бога Гефеста (Вулкана)

По «Одиссее» и по некоторым другим греческим мифам, супругою бога Гефеста (Вулкана) была Афродита (Венера), богиня красоты. По другим античным мифам, богиня Афродита (Венера) была супругой Ареса (Марса), бога войны. Желая примирить эти противоречия мифологии, поэты античности измыслили другую версию на более поэтичной и любовной подкладке.

Богиня Афродита (Венера), не любя своего хромого, вечно покрытого сажей и занятого грубыми работами мужа, изменила Гефесту ради красивого, статного бога войны.

Всевидящий Гелиос первым рассказал об этом богу Гефесту — обманутому мужу. Тогда Гефест (Вулкан) выковал тончайшую проволоку, из которой он изготовил почти невидимую, но крепкую сеть. Подкравшись к ничего не подозревающим жене и Аресу (Марсу), бог Гефест набросил на них эту сеть. Затем Гефест призвал остальных богов для того, чтобы они могли полюбоваться на смятение двух любовников.

Но бога Гефеста (Вулкана), по-видимому, мало огорчала измена Афродиты (Венеры). В шутливой форме повествует одно античное стихотворение о том, что Гефест (Вулкан) более всего тревожится о судьбе даров, преподнесенных им в разное время Афродите (Венере), и решил не выпускать ее из сетей до тех пор, пока не получит их обратно.

Античные барельефы, сохранившиеся до наших дней, изображают плененных Вулканом Марса и Венеру и осмеивающих их богов.


 


Кузница бога Гефеста (Вулкана)

Циклопы, работники кузницы Гефеста

Кузница бога Гефеста (Вулкана) и его работники, одноглазые Циклопы, служили не раз темой для разных произведений искусства. Гефеста и Циклопов за работой изображали на камеях, античных барельефах и картинах.

Из художников новейшего времени Веласкес изобразил мастерскую бога Вулкана в тот момент, когда Гелиос пришел сообщить ему об измене Венеры: бог огня занят работой, а три Циклопа, опустив свои молоты, с любопытством прислушиваются к рассказу Гелиоса.

В Лувре находится небольшая картина Романо: в мастерской, окруженные амурами, сидят рядом Венера и Вулкан, он показывает ей только что выкованные стрелы и колчан.

Исполняя заказ кардинала Савойского, поручившего ему написать плафон с изображением четырех элементов, Альбано написал бога Вулкана и его кузницу как олицетворение огня.

Существует много изображений Циклопов, этих одноглазых великанов, производивших, по мнению древних греков, такой адский шум в недрах вулканов. Циклопы сильно занимали народное воображение, и им приписывали в античности, подобно тому как в средние века дьяволу, все постройки и памятники неизвестного происхождения.

Циклопы своим видом нагоняли на всех ужас. В одном античном гимне рассказывается о том, как богиня Диана в сопровождении нимф отправилась в кузницу Вулкана просить его выковать ей колчан и стрелы. Там они видят Циклопов, и нимфы, объятые ужасом, бледнея и дрожа, смотрят на великанов, единственный глаз которых зловеще сверкает посреди лба.

От ударов тяжелых молотов Циклопов дрожит и колеблется вся Италия, искры сыплются во все стороны, вылетая из недр вулканов, где живут эти страшилища. Даже матери пугали Циклопами своих непослушных детей.

 




Прежде: Диоскуры — братья Кастор и Поллукс

Содержание книги

Далее: Мифы о Прометее

 


© ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с латинского и древнегреческого; все права сохранены.

Источник: zaumnik.ru

Итак, что же за боги обитали на священной горе Олимп?

 

Зевс — верховный бог Олимпа.
древнегреческой мифологии является богом неба, грома и молний. В римской мифологии Зевс отождествлялся с Юпитером. В славянской мифологии Зевс схож с богом Перуном, который также является богом грома и молний, властителем неба. В германо-скандинавской мифологии Зевс также отождествляется с одним из высших богов — Тором. Интересно, что атрибутами Зевса в древнегреческих представлениях были щит и двусторонний топор. Топор также является атрибутом Перуна и Тора (мьёльнир). Исследователи предполагают, что атрибут топор появился у этого бога в связи с одной из его божественных обязанностей — метатель молний, которые расщепляют деревья пополам, словно бы бог-громовержец ударил сверху топором. В Древней Греции Зевс был не только отцом богов, но также и отцом всех людей.

 

Боги ОлимпаГера — самая могущественная богиня на Олимпе. Является женой Зевса. Гера является покровительницей браков и рожениц. Сложно сказать, с какой из славянских богинь может быть тождественная Гера, так как по своим функциям она схожа и с Макошью (верховная богиня, покровительница браков и рожениц), и с рожаницей Ладой. Интересно, что Геру с человеческим лицом стали изображать в относительно поздние времена, однако и после этого её часто изображали по древним обычаям — с головой лошади. Точно также, в виде олених, лосих или лошадей изображали древние славяне Макошь и Ладу.


 

Посейдон — один из самых почитаемых богов Олимпа. Является покровителем морей, рыбаков и мореплавателей. После того, как боги победили титанов, Посейдону досталась во владение водная стихия. Женой Посейдона считается Амфитрита — нереида, дочь морского бога Нерея и Дориды. Сыном Посейдона и Амфитриты является Тритон. До нас дошли крайне скудные свидетельства существования морского бога у славян. Известно только лишь то, что в новгородских землях его называли Ящером.

 

Деметра — богиня Олимпа, древнегреческая богиня плодородия и земледелия, рождения и процветания. В Древней Греции являлась наиболее почитаемой богиней, так как от её благосклонности зависел урожай, а следовательно — жизнь древних греков. Считается, что культ Деметры является индоевропейским или даже доиндоевропейским культом богини-матери. Богиня-мать или Великая мать в индоевропейскую эпоху являлась Матерью-Землёй. В нашем, славянском язычестве, Деметра безусловно является тождественной славянской богини Макоши.

 

Дочерью Деметры является Персефона. Персефона — полное соответствие славянской богини Мораны. Персефона, несмотря на то, что являлась дочерью почитаемой олимпийской богини, непричастна к богам Олимпа. Персефона является богиней подземного мира мёртвых, поэтому на Олимпе она не присутствует.


 

По этой же причине к богам Олимпа не относят и Аида (сын Кроноса и Реи). Аид — бог подземного мира мёртвых. В славянской мифологии соответствует Чернобогу.

 

Ещё одной богиней Олимпа является Гестия. Богиня домашнего очага. Олицетворяет чистоту, семейное счастье и покой. Гестия была покровительницей не только домашнего очага, то также покровительницей вечного огня, который никогда не должен был погаснуть. В древнем мире вечный огонь присутствовал у разных народов, в том числе у греков и славян. Вечный огонь поддерживали в честь богов и душ умерших людей. Как явление вечной памяти, вечный огонь дожил до наших дней.

 

Боги ОлимпийцыАфина — богиня войны. Дочь Зевса и богини мудрости Метиды. От своего отца Зевса Афина унаследовала силу, а от матери — мудрость. Её изображали в доспехах и с копьём в руках. Помимо своей воинственной черты, Афина является богиней мудрости и справедливости. По преданиям, Афина подарила древним грекам оливу (оливковое дерево). По этой причине оливковым венком всегда награждали прославленных воинов, героев и победителей спортивных игр и соревнований.


 

Ещё одним богом войны, также обитающем на Олимпе, считается Арес. Сын Зевса и Геры. Афина и Арес являются богами немного противоположными. Если Афина — это справедливая богиня, которая выступает за войну ради правды, то Арес — покровительствует войне ради войны или даже коварной войне. Его спутниками являются богиня раздора Эрида и кровожадная богиня Энио. Кони Ареса носят имена: Пламя, Шум, Ужас и Блеск.

 

Афродита — богиня красоты и любви. Дочь Зевса и Дионы. Одна из двенадцати олимпийских богов, то есть одна из наиболее почитаемых в древнегреческом пантеоне божеств. В Риме эту богиню называли Венерой. И в наше время Венера — есть образ красоты и любви. Родилась из пены морских вод. Также Афродита считается богиней весны, рождения жизни и плодородия. Любовная власть этой богини считается настолько сильной, что ей подчиняются не только люди, но и боги. Мужем Афродиты был Гефест. Дети Афродиты — Гармония и Эрот.

 

Гефест — бог-кузнец, покровитель кузнечного ремесла. Сын Зевса и Геры. В славянской мифологии Гефеста сравнивают с богом Сварогом, который также является богом-кузнецом, сковавшим Землю и научившим людей обрабатывать метал. Помимо того, что Гефест был богом кузнечного ремесла, он был и богом огня. В римской мифологии Гефеста называли — Вулканом. Его кузница находится в горе, которая дышит огнём, то есть в действующем вулкане.

 

Гермес — бог торговли, красноречия, богатства, прибыли. Считается вестником богов, посредником между богами и людьми. Также Гермеса представляли, как покровителя всех путников. Как посредник между небом и землёй, Гефест считается и проводником душ умерших в иной мир. К этому богу взывали о помощи и покровительстве, и путники, и торговцы, и мудрецы, и поэты, и даже воры. Гермес всегда считался хитрецом и плутом. В раннем детстве он украл стало коров у Аполлона, а также скипетр у Зевса, трезубец у Посейдона, щипцы и Гефеста, пояс у Афродиты, стрелы и лук у Аполлона, меч у Ареса. Гермес является сыном Зевса и нимфы гор плеяды Майи. По своим божественным характеристикам Гермес очень схож со славянским богом Велесом, которого также представляют покровителем богатства и торговли, посредником между людьми и богами, проводником душ.

 

Аполлон — древнегреческий бог, один из олимпийцев. Аполлона также называли — Феб. Аполлон является богом света, олицетворением Солнца. Помимо этого, является покровителем искусств, прежде всего музыки и пения, богом-врачевателем. В славянской мифологии Аполлон очень схож с Даждьбогом — покровителем солнечного света, богом-подателем света, тепла, жизненной энергии. Бог Аполлон родился от союза Зевса (Перуна) и Лето (Лады). Сестрой-близнецом Аполлона является богиня Артемида.

 

Артемида — богиня красоты, молодости и плодородия. Покровительница охоты. Богиня Луны. Луна (Артемида) и Солнце (Аполлон) — брат и сестра близнецы. Культ Артемиды был распространён в Древней Греции повсеместно. В Эфесе находился храм, посвящённый Артемиде. В этом храме находилась статуя многогрудой покровительнице деторождения. В славянской мифологии Артемиду сравнивают с дочерью Лады, покровительницей весны, красоты и молодости — богиней Лелей.

Источник: web-kapiche.ru

Бог огня, которого римляне называли Вулканом, а греки Гефестом, олицетворял собой в античной мифологии силу и творчество. Огонь был его элементом подобно тому, как вода была элементом Нептуна. По древним сказаниям, земной огонь происходит от небесного огня; этот земной огонь находился главным образом внутри вулканов, выбрасывающих его часто наружу, и вот римляне, желая олицетворить эту силу природы, сложили легенды о Вулкане.

Кузница Вулкана. Картина Тинторетто, 1576-77

 

 

Рождение Вулкана и свержение его с Олимпа. Вулкан – сын Юпитера и Юноны. Подобно пламени, которое вначале слабо и ничтожно и только потом разгорается и усиливается, он родился слабым, хилым и хромым. Красавица Юнона, стыдясь подобного сына, сбросила его с вершины Олимпа. Он упал в море и был воспитан двумя нереидами, Фетидой и Эвриномой. В продолжение девяти лет он занимался изготовлением украшений из драгоценных камней и металлов для дочерей Океана.

Так как люди стали заниматься ремеслами только после открытия огня, то Вулкан является богом – покровителем и поощрителем промышленности. Он сам работает и придумывает разные искусные и полезные вещи для богов; его называют «искусным художником», «плавильщиком металлов» и «кузнецом». Его хромота и кривые ноги должны напоминать о том, что пламя коверкает и искривляет все, что попадается ему на пути, даже самые твердые металлы.

Прожив несколько лет на дне моря, Вулкан вернулся на Олимп, но, заступившись за мать во время одной ее ссоры с Юпитером, он навлек на себя гнев Громовержца, и тот, схватив его за ногу, сбросил обратно на землю. Целый день летел Вулкан в пустом пространстве, пока не упал почти без признаков жизни на остров Лемнос, который с тех пор стал его любимым местопребыванием. Там, на горе Мосихле устроил он свою кузницу, где работал дни и ночи вместе со своими учениками – одноглазыми циклопами.

На Лемносе же находился храм в честь этого бога, выстроенный на том месте, куда, по древним сказаниям, Вулкан упал. Там ежегодно бывал праздник в честь огня, который поддерживали на жертвеннике круглый год.

 

Внешность и атрибуты Вулкана. Древние поэты описывали Вулкана в виде кузнеца сильного, искусного, но неуклюжего и смешного, подвергавшегося частым насмешкам красивых олимпийских богов. Архаическое искусство изображало его в виде хромоногого карлика в остроконечной шапке, и только в эпоху расцвета греческого искусства его стали представлять сильным и мужественным, с густою бородою и со всеми принадлежностями кузнеца.

Он неутомимый работник и придумывает для богов Олимпа всевозможные вещи; им сделаны скипетр и эгида Юпитера, трон бога сна Гипноса, корона и колесница Гелиоса, корона Ариадны, медные быки, охраняющие золотое руно. Он также выковал для Аполлона стрелу, которая всегда попадала в цель и вновь возвращалась к нему. Диана также обратилась к Вулкану, когда ей понадобились колчан, лук и стрелы.

 

Месть Вулкана. Желая отомстить своим безжалостным родителям, Вулкан придумал выковать красивое золотое кресло, которое само приковывало к себе неосторожного, рискнувшего сесть на него, и только повинуясь воле Вулкана, отпускало свою жертву. Однажды Юнона, придя навестить сына в его кузницу и ничего не подозревая, села на золотое кресло. Вулкан, несмотря на все ее просьбы, не захотел ее освободить. Тогда бог войны Марс вступился за свою мать и принудил его отпустить Юнону.

Вулкан страшно рассердился, он не захотел более возвращаться на Олимп и ничего не стал делать для богов. Огорченные боги напрасно просили его вернуться – он был неумолим, пока наконец Вакху (Дионису) удалось напоить его вином и привести пьяным на Олимп. С тех пор дружба между Вулканом и Вакхом упрочилась, и в этом надо видеть намек на то, что виноград созревает лучше и обильнее на вулканической почве, как бы согреваемый подземным огнем.

 

Сети Вулкана. По «Одиссее» и по некоторым другим мифам супругою Вулкана была Венера, богиня красоты; по другим же сказаниям, она была супругой Марса, бога войны. Желая примирить эти разноречивые сказания, поэты измыслили другую версию на более поэтичной и любовной подкладке. Венера, не любя своего хромого, вечно покрытого сажей и занятого грубыми работами мужа, изменила ему ради красивого, статного бога войны. Всевидящий бог солнца Гелиос первым рассказал об этом обманутому мужу. Тогда Вулкан выковал тончайшую проволоку, из которой он изготовил почти невидимую, но крепкую сеть, и, подкравшись к ничего не подозревающим жене и Марсу, набросил на них эту сеть, затем призвал богов для того, чтобы они могли полюбоваться на смятение двух любовников.

Но Вулкана, по-видимому, мало огорчала измена Венеры; в шутливой форме повествует одно стихотворение о том, что он более всего тревожится о судьбе даров, преподнесенных им в разное время Венере, и решил не выпускать ее из сетей до тех пор, пока не получит их обратно. Античные барельефы, сохранившиеся до наших дней, изображают пленных Марса и Венеру и осмеивающих их богов.

 

Кузница Вулкана. Кузница Вулкана и его работники, одноглазые циклопы, служили не раз темой для разных произведений искусства; их изображали на камеях, античных барельефах и картинах.

Из художников новейшего времени Веласкес изобразил мастерскую Вулкана в тот момент, когда Гелиос пришел сообщить ему об измене Венеры: бог огня занят работой, а три циклопа, опустив свои молоты, с любопытством прислушиваются к рассказу бога солнца.

Кузница Вулкана. Картина Д. Веласкеса, 1630

 

В Лувре находится небольшая картина Романо: в мастерской, окруженные амурами, сидят рядом Венера и Вулкан, он показывает ей только что выкованные стрелы и колчан.

Исполняя заказ кардинала Савойского, поручившего ему написать плафон с изображением четырех элементов, Альбано написал Вулкана и его кузницу как олицетворение огня.

Существует много изображений циклопов, этих одноглазых великанов, производивших, по мнению древних, такой адский шум в недрах вулканов. Они сильно занимали народное воображение, и им приписывали в древние века, как в средние века дьяволу, все постройки и памятники неизвестного происхождения. Циклопы своим видом нагоняли на всех ужас.

В одном гимне рассказывается о том, как Диана в сопровождении нимф идёт в кузницу Вулкана просить его выковать ей колчан и стрелы. Там они видят циклопов, и нимфы, объятые ужасом, бледнея и дрожа, смотрят на великанов, единственный глаз которых зловеще сверкает посреди лба. От ударов их тяжелых молотов дрожит и колеблется вся Италия, искры сыплются во все стороны, вылетая из вулканических недр, где живут эти страшилища. Даже матери пугали ими своих непослушных детей.

 

Источник: rushist.com

Греческий бог Гефест: рождение

Гефест был рожден Герой. А вот насчет отцовства Зевса мнения расходятся. По одним мифам, Гера произвела на свет отпрыска без участия своего мужа. Тем самым она отомстила последнему за рождение Афины, которая, как известно, появилась на свет из головы Громовержца. Но более популярна версия о том, что Гефест — сын Геры и Зевса.

Вот только с рождения малыш не отличался силой. Он был страшненьким и слабеньким. Гера устыдилась такого сына и избавилась от него, сбросив с Олимпа в море. Но не суждено было тому погибнуть, так как нашедшие его океаниды Фетид и Эвринома прониклись жалостью к несчастному младенцу. Они укрыли его в глубоком гроте и целых девять лет ухаживали за ним. Впрочем, будущий бог огня не остался в долгу. Он сотворил для своих приемных родителей множество чудесных украшений.

Возвращение на Олимп состоялось после примирения Гефеста с Герой. Сам Дионис сопровождал его обратно.

Второе падение, после которого божественный кузнец стал хромым, случилось уже по воле Зевса. Разъяренный властитель Олимпа сверг его с неба за то, что во время ссоры тот имел смелость вступиться за Геру. Считается, что это падение было очень долгим. Бог Гефест летел целый день, пока не упал на острове Лемнос уже на закате.

Стихия огня

Стихия огня всегда вызывала уважение, смешанное со страхом. Огонь волен созидать, а волен и беспощадно уничтожать. Пламя, вырывающееся из кратеров вулканов, сметает все на своем пути. Но то же пламя способно плавить металлы, придавая им форму оружия или утвари. Очень часто огонь воспринимается людьми как некое очищение. Стихия, которая может убить или возродить.

Бог огня Гефест символизирует в полной мере сложную природу пламени. Он сам не раз проходил через полное падение к новому возвышению. Его хромота и уродство есть следствие принадлежности к столь неукротимой стихии. Вулкан (а именно так называли Гефеста римляне) часто вызывает страх, он не кажется прекрасным. Но яркое пламя, горящее внутри него, – это огонь, полыхающий в горнах. Это выкованные доспехи, мечи, орудия труда, сосуды.

Место в пантеоне

Теперь уже становится понятным, почему греки, несмотря на их преклонение перед физическим совершенством, почитали кузнеца с Олимпа.

Именно Гефест, греческий бог огня, научил людей мастерству. Он считается покровителем ремесел. Ему человечество обязано знаниями по укрощению металла. В некотором роде он близок Афине. Как и богиня искусства, Гефест осеняет своей милостью художников, работающих с огнем. Те же ювелиры, создавая свои изящные изделия, используют стихию огня для плавки серебра либо золота. Да и кузнецы порой выковывают истинные шедевры. Из-под их молота выходят на свет хитроумные сплетения стеблей, бутонов и цветов. Не зря в жены столь необычному богу досталась Венера. Богиня красоты рядом с грубым и уродливым мужем, чьи руки создавали удивительные вещи, подчеркивала мысль, что в подобном союзе рождается истинная гармония.

Бог-кузнец

Бог Гефест относится к тем редким богам, что не чурались труда и изобретательства. Даже всесильные жители Олимпа порой прибегали не к хитрости или божественному могуществу, а шли к хромому кузнецу за его чудесными «поделками». Гефест не отказывал в просьбе никому. Его руками созданы были скипетр и эгида Зевса, щит Геракла, трезубец Посейдона, вооружение Ахилла. На Олимпе возвышался дворец из бронзы, в котором была оборудована большая кузница. В ней-то и творил свою затейливую утварь Гефест.

Атрибуты бога-творца

У каждого олимпийца есть свой личный атрибут. Это своего рода олицетворение его сил и личностных качеств. Символ бога Гефеста – это наковальня и инструменты кузнеца. Именно они передают саму сущность божества.

Вообще, в искусстве принято изображать Гефеста очень сильным мужчиной с мощным торсом и руками молотобойца. При этом на голове у него часто красуется яйцевидный колпак, такой в Греции носили ремесленники. А ещё на Гефесте всегда надета короткая туника. Она характерна для рабочих, которые к тому же для удобства оставляли обнаженным правое плечо.

Ритуалы и поклонение

Как уже говорилось выше, греки с большим почтением относились к Гефесту. Особенно его культ был силен на Сицилии и в Кампании. Объясняется сей факт просто. Расположенные там Этна и Везувий всегда повергали местных жителей в трепет. Казалось, внутри этих гор постоянно бушует пламя. И никто, кроме Гефеста, неспособен вовремя его укротить. А ещё было поверье, что именно внутри этих вулканов располагаются знаменитые кузни бога.

Но и в Афинах отдавали дань уважения Гефесту. В его честь устраивались по большим праздникам ритуальные состязания с факелами. В подобных забегах участвовали юноши. Каждому их них в руки давали по зажженному факелу. А затем звучал сигнал к началу состязания. Все участники устремлялись к заранее обговоренной цели. Победителем объявлялся тот, кто достигнет финиша с непогасшим огнем. Именно ему и доставался приз.

В Риме культ огненного кузнеца не угас. Его храм располагался на Марсовом поле, неподалеку от цирка Фламиния. В честь хромого Вулкана устраивались даже специальные праздники, которые так и назывались – Вулканалии.

Художественное наследие

Бог Гефест знаком нам не только по дошедшим до нас греческим фрескам, росписям на вазах, скульптурам. Его мощная фигура легко узнается в более поздних римских изображениях.

Потом наступил небольшой период забвения. Казалось, греческие боги навсегда покинули умы людей. Они забыты и уже не вернутся. Однако эпоха Возрождения подарила нам новый взлет олимпийцев. Зевс, Ахилл, Венера, Арес – забытые было небожители, вновь воссияли во всей своей красе. Не обошли своим вниманием художники и божественного кузнеца. Вновь воспылал огонь в горне, снова сильные руки подняли молот.

Сюжет обыгрывается и современными художниками. Конечно, их произведения уже очень далеки от канона. Но зато они прекрасно передают саму суть огненного божества.

Творческий импульс

Вы можете задать вопрос: «А зачем нам знания о каком-то древнем божестве?» На самом деле, божество это на своем примером доказывает необходимость творческой активности и несгибаемости даже в условиях, когда все против вас. Несмотря на физические недостатки, Гефест смог стать одним из олимпийцев. Невзирая на болезненные падения, он вновь занимал свое место среди совершенных небожителей. Его тяга к творчеству вызывала и у божественных, и у человеческих созданий заслуженное уважение.

Часто приходится слышать сетования о том, что те или иные надуманные препятствия мешают самовыражению. Неудачи повергают в уныние, собственное несовершенство кажется непреодолимым. А приобретенное увечье ставит крест на дальнейшей жизни.

Но на примере Гефеста можно наблюдать, как неукротимый внутренний огонь и сила способны поднять из любой бездны. Для творческого начала неважно, насколько идеальными вы будете. Важно лишь ваше стремление к созиданию.

Источник: FB.ru

Вулкан римский бог огня и его разрушительной силы

Вулкан, лат., греч. Гефест — римский бог огня, особенно его разрушительной силы.

Об этой первоначальной его функции римляне не забыли даже тогда, когда со временем почти полностью отождествили его с греческим Гефестом. Однако отцом Вулкана обычно считался бог неба Цел (греч. Уран). В соответствии с этими более поздними представлениями Вулкан, как и Гефест, был кузнецом и оружейником; в работе ему помогали одноглазые великаны Киклопы. В этой новой функции он назывался также Мальцибер, т. е. «мягчитель (металлов)» или «укротитель (огня)»; его почитали также как защитника от пожаров. Обычно считалось, что он обитает под Этной на Сицилии или на Липарских островах. Один из этих островов, «крестный отец всех вулканов», до сих пор называется Волкано.

Вулкан римский бог огня и его разрушительной силы

На иллюстрации: картина «Кузница Вулкана», Диего Веласкес.

Культ Вулкан — один из древнейших в Риме. В конце Форума, под Капитолием, у него был алтарь, вырубленный в скале (Вулканаль), к которому согласно традиции народ сходился на собрания еще во времена царей. В его честь 23 августа проходил праздник Вулканалий, во времена Империи этому празднику сопутствовали игры в цирке.

В жертву Вулкану, прежде всего, приносилась живая рыба, олицетворяющая стихию, враждебную огню. Особенно высоко почитали Вулкана кузнецы, считая его патроном своего ремесла. После победных сражений в честь Вулкана сжигали оружие побежденного врага.

Вулкан римский бог огня и его разрушительной силы

На иллюстрации: картина «Вулкан, вручающий Венере оружие для Энея», Франсуа Буше.

На Форуме, неподалеку от арки Септимия Севера, до сих пор сохранились руины Вулканаля. От храма Вулкана на Марсовом поле не осталось даже развалин, зато сохранилось множество изображений Вулкана, особенно в виде металлических статуэток. Статуи в честь Вулкана воздвигали главным образом люди, спасшиеся от молнии. О его роли в мифах и в искусстве говорится в статье «Гефест». Напомним лишь, что во многих языках его имя издавна является синонимом самого вулкана.

Источник: drevniebogi.ru


Categories: Вулкан

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.