Виа долороза

Via Dolorosa — это одна из главных улиц Иерусалима. Считается, что по этой улице Иисус нес свой крест к Голгофе. Современная трасса улицы и 9 «внешних» (из 14) остановок на Крестном Пути была сформирована в 18 веке (до этого Крестный Путь размечался различными течениями христианства по-разному, да и до сих пор разночтения имеют место быть — так, например, в храме Гроба Господня — к которому, собственно, и ведет Долороза, есть «православная» и «католическая» Голгофы).

Так получилось, что по Via Dolorosa я проходил каждый день, несколько раз и в разное время суток — это был кратчайший путь к Львиным воротам, за которыми находился мой отель. Мне хочется показать немного снимков Долорозы и рассказать о том, как можно от нее попасть в храм Гроба (так как это отдельный квест).

Фотографии, к сожалению, получились не очень — хотя, на мой взгляд, Долороза это отличный объект для фотопрактики и будь бы я получше экипирован и не стеснителен в фотографировании людей — рассказ получился бы куда более впечатляющим — чего стоят одни только местные кошки совершенно дикого вида (я их сначала принял за крыс) появляющиеся на улице ближе к ночи, когда закрываются лавки..


С исторической и градостроительной точек зрения — Via Dolorosa — это фрагмент Decumanus Maximus — одной из двух широтных магистралей Aelia Capitolina — города, построенного около 130 года императором Адрианом по типовому римскому плану на месте разрушенного в период Иудейской войны Иерусалима.
«Чистому» соблюдению римских принципов градостроительства мешала Храмовая Гора — в результате в городе были построены два декумануса (так назывались широтные магистрали) и два кардо (так назывались магистрали меридиональные).

Кардо соединялись друг с другом на площади у современных Дамасских ворот (часть древнего кардо, идущего вдоль и под улицей An-Nabi Daoud я фотографировал и надеюсь еще выложить) дальше он продолжается по трассе улицы Suqkhan Az-Zeit, второй кардо шел по трассе улицы Al-Wad, ведущей от Дамасских ворот к Стене Плача.
Северный декуманус продолжается после окончания трассы Via Dolorosa по улице Aqabat Al-Khanqua, а южный идет от Яффских ворот по трассе улицы As-Silsileh (Ключарей — в смысле «мастеров, изготавливающих ключи и замки») заканчивающейся одноименными воротами, ведущими на Храмовую Гору.
Из-за необходимости обогнуть «угол» Храмовой Горы трасса северного декумануса (нынешней Via Dolorosa) была разбита на два фрагмента пересечением с восточным кардо (улицей Al-Wad).

Для большей ясности я нанес трассу Via_Dolorosa и номера станций Крестного Пути на фрагмент русской паломнической карты 1906 года.


Виа долороза

Львиные или Иосафатские ворота города.
Виа долороза

Как и остальные ворота и стены они построены турками в период правления Сулеймана Великолепного (около 1538 года). За ними начинается Долороза — по легенде справа от них, в городской черте располагалась крепость Антония, где Пилат приговорил Христа к смерти. Где именно состоялся приговор — до сих пор достаточно дискуссионный вопрос — но прямо за Львиными воротами, справа — сохранился дом (вернее сказать — пещера на подвальных уровнях существующего здания), которая, опять же по легенда — была местом жительства Иоакима и Анны — родителей Богоматери (а она, насколько следует из этой легенды, была «коренной иерусалимкой»). Пещера производит мощное впечатление…для меня именно она была отправной точкой Долорозы (а могила, вернее сказать — фамильный склеп семьи Богородицы находится совсем близко — на другой стороне Кидронской долины по левую руку от Львиных ворот — если выходить из города, а не входить в него).

Начало Долорозы — это достаточно широкая открытая улица — группа (кажется, индонезийских) паломников около армянского подворья/хостела

Виа долороза

Russische Iconen — вдоль всей Долорозы, в каждой арке расположены лавки самых разных владельцев — преимущественно арабов, армян, греков. Набор продающегося стандартен, в ряде лавок сидят юноши не имеющие другой работы — по принципу «ну раз ты больше ничего не можешь делать — сиди и продавай, может хоть что-то продашь». Товар в лавках ждет продажи иногда годами и продается (если попадается не торгующийся турист, типа меня) в 10-20 раз дороже, чем в «официальных магазинах». Ценников на товаре, конечно, нет
Виа долороза

Вторая станция — францисканский храм Бичевания (1927-29)
Виа долороза

Витраж в храме Бичевания
Виа долороза

Фрагмент тройной арки форума Адриана, встроенный в здания Долорозы и известный как арка Esse Homo — под которой, по легенде, Пилат произнес «Се, человек»


Виа долороза

Участок Долорозы (вернее, улицы Al-Wad) от третьей до пятой станций Крестного пути наиболее оживлен — здесь поток христианских паломников пересекается с потоком еврейских паломников, движущихся к Стене Плача и мусульманских паломников, двигающихся к входу на Храмовую Гору через ворота Ключарей.
Виа долороза

Станции — здесь третья, место первого падения Христа — обозначены черным полукругом на брусчатке улицы
Виа долороза

Четвертая станция (место встречи Христа с матерью) — ворота армянской (польско-армянской) капеллы
Виа долороза

Напротив — торговля майками с лицами мировых лидеров в арафатках или с пейсами — кому что нравится
Виа долороза

Пятая станция — легендарный дом Симона Киренеянина, помогшего Христу нести крест
Виа долороза

«Отпечаток» руки Христа на доме Симона Киринеяниня
Виа долороза

Шестая станция — легендарный дом Святой Вероники, утершей лицо Христа своим платком (дом, кстати, высокий, многоэтажный)

Виа долороза

Еще до шестой станции Долороза становится «преимущественно крытой», теряются ориентиры (кроме похожих друг на друга лавок) и паломники идут под сводами
Виа долороза

Над которыми происходит «другая жизнь», впрочем не менее хаотичная, чем внизу
Виа долороза

Седьмая станция — место второго падения Христа — уже полностью перекрыта сводами, чем ближе мы приближаемся к храму Гроба — тем больше лавок
Виа долороза

Имхо — самое сложное на Долорозе — понять, куда идти после восьмой станции (обращение Христа к женщинам Иерусалима). Я пошел прямо — но это оказалась уже не Долороза, а улица Al-Khanqua (на снимке) — в этом случае (если же мы все же хотим попасть в храм Гроба), необходимо свернуть налево на улице с простым названием Christian Quarter…
Виа долороза

По ней следует пойти перпендикулярно прежнему пути (это я нарисовал на карте вверху поста) и свернуть на улицу Святой Елены, которая, как бы ведет к воротам мечети Омара…

Виа долороза

Но свернув налево мы уже видим чисто русские надписи
Виа долороза

И попадаем в дворик перед храмом Гроба
Виа долороза

Который практически постоянно заполнен паломниками из самых разных стран
Виа долороза

Над двориком действительно возвышается минарет мечети Омара и кипарис рядом с ним
Виа долороза

А вход в храм украшен «чисто византийскими» колоннами
Виа долороза

Но — есть и еще один путь к храму Гроба. Если от восьмой станции повернуть под сводами сразу налево по улице An-Nabi Daoud (это тоже нарисовано на карте вверху поста) и не прозевать лестницу в «коптский монастырь» то можно подняться к магазинчику под названием Mike’s Center который предлагает туристу/паломнику просто все что угодно
Виа долороза

При магазине жил вот такой мелкий котег

Виа долороза

От Mike’s Center по прямой недалеко до официальной девятой станции Долорозы — места третьего падения Христа (считается, что он упал, споткнувшись о «порог Судных врат» — ворот Иерусалима через которые он был выведен на Голгофу, о месте этого порога идет спор — русская православная церковь считает, что он находится внутри здания «русского подворья у храма Гроба» — и там действительно есть порог, я видел)
Виа долороза

От девятой станции через «зеленую дверь в стене» мы попадаем на «задний», коптский двор храма Гроба
Виа долороза

Откуда отлично виден сам храм
Виа долороза

Причем часть коптских — и не только коптских — капелл храма расположены прямо под этим двором
Виа долороза

Пройдя через храм, в котором я практически не фотографировал (хотя это не запрещено, по-любому фотографируют внутри почти все паломники) можно выйти во дворик — а из него, через малозаметную арку — на площадь Муристан
Виа долороза

Площадь Муристан всегда заполнена народом, на ней расположены «чуть более официальные» чем вдоль Долорозы, лавки торговцев, несколько дешевле продающих абсолютно аналогичный товар

Виа долороза

В центре Муристана — фонтан, собранный из четырех, попавшихся под руку колонн и иных фрагментов византийских зданий
Виа долороза

А над фонтаном видна кампанилла Редимера, откуда я снимал панорамы города
Виа долороза

Ну и здесь «говорят по-русски», конечно
Виа долороза

Источник: alexjourba.livejournal.com

Политика конфиденциальности

Мы публикуем Политику конфиденциальности, чтобы информировать вас о нашей политике и механизмах сбора, способах получения, использования и распространение информации с помощью сервиса Ever.Travel.

Обратите внимание, что по нашему усмотрению настоящая Политика конфиденциальности в любое время может быть изменена. Обо всех изменениях в Политике конфиденциальности мы будем уведомлять своевременно.


I. Как мы собираем информацию

1. Мы обрабатываем информацию, которую вы добровольно размещаете на нашем Сервисе для того, чтобы стать зарегистрированным Пользователем, или когда используете отдельные возможности нашего Сервиса (например, вводите адрес электронной почты в настройках своей учетной записи).

2. Мы обрабатываем информацию, которую вы предоставляете, регистрируясь на сайте Ever.Travel при помощи уже имеющейся у вас учетной записи в других социальных сетях (включая, но не ограничиваясь Facebook и ВКонтакте). Например, наш Сервис позволяет создать учётную запись и войти на сайт Ever.Travel, используя данные учетной записи в Facebook через подключение Facebook Connect.

3. Когда вы загружаете или используете наш Сервис, некоторые технологии, включая «Логирование данных» и файлы «Cookies», могут использовать определенную информацию, описанную в разделе 2.

II. Какую информацию мы собираем и как мы ее используем

1. Персональные данные. В случае если вы создаете учетную запись с помощью нашего Сервиса, мы запрашиваем определенную личную информацию, которая может быть использована для связи с вами или вашей идентификации («Персональные данные»). Персональные данные могут включать, но не ограничены, ФИО, полом, фотографией профиля, местонахождением/родным городом, вебсайтом и адресом электронной почты. Если вы хотите создать учётную запись, воспользовавшись уже имеющейся у вас учетной записью в других социальных сетях, вы используете те Персональные данные, которые указывали ранее в этой социальной сети (например, настоящее имя, адрес электронной почты и другую общедоступную информацию в этой социальной сети); информация, которую мы обрабатываем, может зависеть от настроек приватности, используемых в социальных сетях, поэтому, пожалуйста, учитывайте ваши настройки приватности и исходные данные.
примеру, используя подключение Facebook Connect, вы даете Ever.Travel согласие на доступ к Персональным данным учетной записи Facebook в соответствии с Правилами Пользования сетью Facebook в части относящейся к пользованию нашим Сервисом через Facebook.

Мы используем ваши Персональные данные (а в некоторых случаях, также Личную информацию, не позволяющую идентифицировать пользователя, см. ниже) для того, чтобы предоставить вам возможность пользоваться Сервисом. Например:

1.1. Регистрация Пользователя. На основе представленных вами Персональных данных мы создаем вашу учетную запись для того, чтобы вы могли пользоваться Сервисом.

1.2. Уведомления. Мы используем ваши Персональные данные, чтобы оповещать вас о новых событиях на нашем сервисе, направлять вам письма, рекламные и промо-материалы, а также другую информация, которая может быть вам интересна. Уведомления будут приходить на адрес вашей электронной почты или появляться в вашем таймлане на Facebook. В настройках профиля вы можете откорректировать процесс получения уведомлений.

1.3. Служба поддержки. Мы используем Персональные данные для связи с вами, в случае ответа на ваше обращение и/или для запроса информации.

2. Личная информация, не позволяющая идентифицировать пользователя. Мы также обрабатываем другую информацию, предоставленную вами при регистрации и использовании сервиса Ever.Travel, которая по определению не может быть использована для персонализации или связи с вами (например, возраст и индивидуальные предпочтения) (далее «Личная информация, не позволяющая идентифицировать пользователя»). Определенная Личная информация, не позволяющая идентифицировать пользователя, может быть рассмотрена как составная часть Персональных данных в случае, если она указана совместно с другими идентификаторами (например, индекс в сочетании с домашним адресом), которые позволяют персонифицировать личность или связаться с вами. Мы можем использовать Персональные данные в совокупности с Личной информацией, не позволяющей идентифицировать пользователя, а также объединять её с информацией других Пользователей Ever.Travel для улучшения контента, повышения функциональности, общего качества и ценности Сервиса, а также для анализа работы Сервиса. Мы также можем использовать комбинированную информацию без объединения с информацией других пользователей для того, чтобы предлагать продукты, отвечающие именно вашим интересам с учетом пожеланий и ограничений.

3. Log Data. Когда вы заходите на сайт, неважно зарегистрированы вы или нет, наши сервисы автоматически сохраняют информацию, которую посылает ваш браузер каждый раз, когда вы заходите на вебсайт («Log Data»). Log Data может содержать следующую информацию: тип браузера или предыдущую страницу, открытую в нем, перед тем, как вы зашли на наш сервис, страницы нашего Сервиса, которые вы открывали, продолжительность работы на этих страницах, информацию, которую вы искали с помощью нашего Сервиса, время и дата доступа, а также другие статистические данные. Мы используем эту информацию для мониторинга и анализа пользования Сервисом и технического администрирования Сервиса с целью повышения функциональности и удобства, а также улучшения Сервиса с учетом нужд посетителей Сервиса. Например, некоторая информация собирается и хранится таким образом, что, когда вы снова используете Сервис, система распознает вас и в дальнейшем эта информация может быть использована для предоставления рекламы и другой информации, удовлетворяющей вашим интересам. Мы также используем данную информацию, чтобы убедиться, что критерии Сервиса отвечают запросам посетителей.

4. Cookies. Как многие онлайн сервисы, Ever.Travel использует файлы «cookies» для получения информации. Файл cookie – это небольшой файл, содержащий строку символов и отправляемый на ваш компьютер, когда вы заходите на определенную страницу. При повторном посещении этого веб-сайта такой файл позволяет сервису идентифицировать ваш браузер. Файлы cookie способны хранить настройки пользователя и другие сведения. Мы используем cookies в двух случаях. Во-первых, «постоянные» cookies позволяют сохранить логин для последующего использования Сервиса, во-вторых, мы повторно используем cookies с идентификаторами сессии для реализации определенных функций Сервиса, с целью определить, как вы взаимодействуете с Сервисом, а также с целью контролировать совокупную работу Пользователей Ever.Travel и маршрутизацию веб-трафика на Сервисе. В отличие от «постоянных» cookies, «сессионные» cookies удаляются с вашего компьютера, когда вы выходите из системы и затем закрываете браузер. Можно настроить браузер так, чтобы отклонять все файлы cookie или оповещать об их получении. Если вы настроите ваш браузер так, чтобы не принимать cookie, то некоторые функции или службы веб-сайтов без файлов cookie могут работать некорректно.

III. Доступ к вашей информации

1. В случае если вы регистрируетесь на Сервисе и предоставляете Персональные данные для создания вашей Учетной записи или визуальных данных, другим пользователям Ever.Travel будет видно ваше имя. Если вы захотите разместить в своем профиле дополнительную персональную информацию, такая информация станет доступна другим пользователям Ever.Travel, включая, но не ограничиваясь, фотографией, местонахождением, веб-сайтом и биографией. Размещение дополнительной персональной информации является добровольным и зависит от вашего уровня открытости и степени взаимодействия с другими пользователями Ever.Travel. Мы рекомендуем бережно относиться и не раскрывать информацию, которую вы считаете конфиденциальной.

2. Объединенная информация и Личная информация, не позволяющая идентифицировать пользователя. Мы можем раскрывать объединенную информацию, которая не включает Персональные данные, а в некоторых случаях мы также можем раскрыть Личную информацию, не позволяющую идентифицировать пользователя и лог третьим лицам с целью проведения отраслевого анализа, создания демографического профиля и в других целях. Любая совокупная информация, раскрытая в этой связи, не содержит Персональные данные.

3. Агенты и Поставщики услуг. Мы можем нанять третью сторону (юридическое или физическое лицо) для продвижения нашего Сервиса, представления Сервиса от нашего имени, предоставления смежных сервисов (например, техническое обслуживание, базы данных, веб аналитика и исправление особенностей Сервиса) или проведения анализа работы Сервиса. Третья сторона имеет доступ к Персональным данным от нашего имени только в рамках поставленных задач и не имеет права распространять или использовать эти данные в других целях.

4. Соблюдение законности и правопорядка. Ever.Travel в своей текущей деятельности обязуется всемерно сотрудничать с официальными властями в целях обеспечения защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц. В связи с этим предупреждаем о возможности раскрытия персональных данных пользователей правоохранительным и иным правовприменительным органам в случае поступления от них соответствующих запросов, а также в случае выявления нами фактов угрозы безопасности пользователей и иных третьих лиц и в целях предотвращения совершения правонарушений.

5. Юридические сделки. Ever.Travel может продать, вывести, передать, уступить, заложить или иным другим способом распорядиться своими активами или частью активов, включая любую или всю информацию, описанную в настоящей Политике, в ходе продажи, ликвидации, реорганизации, несостоятельности (банкротства), заключения партнерского соглашения или в любом другом случаем.

IV. Способы получения информации

1. Почтовые уведомления. В любой момент вы можете отказаться от получения почтовых уведомлений, для этого, пожалуйста, обновите настройки своего профиля.

2. Cookies. В любой момент вы можете отказаться от получения файлов cookies, посылаемых с нашего Сервиса, для этого вам нужно внести изменения в настройки вашего браузера. вы может отключить cookies или попросить систему каждый раз предупреждать вас о получении файлов cookies. За более подробной информацией обратитесь к технической поддержке вашего браузера. Некоторые функции или службы Сервиса без файлов cookies могут работать неправильно или не в полном объеме. Если у вас возникли вопросы, как отключить или изменить настройки cookies, пожалуйста обратитесь в нашу службу технической поддержки. Контакты для связи указаны ниже.

3. Изменение или удаление информации. Все Пользователи могут просматривать, обновлять, редактировать или удалять Персональные данные в своей учетной записи (включая все загруженные контакты), для этого вы можете связаться с нами или сами внести изменения в свой профиль на Сервисе. Если вы удалите все Персональную данные, то ваш профиль может быть отключен. Мы можем хранить архивную копию вашей учетной записи в соответствии с требованиями законодательства или в силу законных коммерческих целей или на случай если у вас возникнет потребность восстановить данные.

V. Ссылки на другие сайты и сервисы.

Наш Сервис содержит ссылки на веб-сайты и сервисы третьих лиц. Если вы захотите посетить другой сайт или онлайн сервис, перейдя по ссылке, вы будете перенаправлены на вебсайт или онлайн сервис третьих лиц. Ссылки на веб-сайты или онлайн сервисы третьих лиц не означают, что мы одобряем, уполномочиваем, рекомендуем или продвигаем такие сайты и сервисы в качестве наших аффилированных лиц, а также не означает, что мы поддерживаем их политику конфиденциальности или способы защиты информации. Мы не несем ответственность за информацию, размещенную на сайтах и сервисах третьих лиц, также эти третьи лица могут направлять на ваш компьютер свои собственные файлы cookies или другие файлы, собирать исходные данные или запрашивать ваши Персональные данные, а также Личную информацию, не позволяющую идентифицировать пользователя. Сбор, использование и раскрытие Персональных Данных и Личной информации, не позволяющей идентифицировать пользователя, на сайтах и онлайн-сервисах третьих лиц регулируются иными правилами и соглашениями. Мы настоятельно рекомендуем ознакомится с политикой конфиденциальности и партнерским соглашением того или иного вебсайта или онлайн сервиса (например, использование сервиса Google Maps API – https://www.google.com/privacy.html) прежде, чем вы начнете работу с ними.

VI. Как мы храним и защищаем информацию

1. Информационная безопасность. Мы заботимся о безопасности вашей информации. Мы принимаем разумные меры для поддержания целостности и безопасности информации, собранной и содержащейся на Сервисе. Тем не менее мы не можем гарантировать безопасность любой информации, которую вы предоставляете нам или гарантировать, что информация на Сервисе не получена, разглашена, изменена или удалена посторонними лицами.

2. Фишинг. Представление сайта/форм ввода данных идентичными оригинальным с целью кражи персональных данных пользователей – серьезная проблема в интернете. Вам необходимо знать, что мы не спрашиваем номер вашей кредитной карты, регистрационные данные, или государственные идентификационные данные ни по электронной почте, ни по телефону.

3. Уведомления о взломе. В случае взлома системы безопасности, нарушения конфиденциальности или целостности хранимых Сервисом персональных данных мы официально оповестим вас по электронной почте или с помощью публикации на заметном месте на Сервисе в разумные сроки и без необоснованных задержек.

4. Передача информации. Ваша информация может быть передана, сохранена и обработана на серверах, расположенных за пределами вашего государства, области, страны, где законы о конфиденциальности персональной информации могут быть другими или отсутствовать. Предоставляя свои персональные данные Сервису, вы подтверждает свое согласие с Политикой конфиденциальности.

7. Политика в отношении информации о малолетних.

Этот Сервис не предназначен для малолетних детей младше 16 лет. Мы намеренно не собираем личную информацию о малолетних детях младше 16 лет. Если одному из родителей или официальному представителю стало известно, что его ребенок размещает свои персональные данные на нашем Сервисе без его согласия, то он должен незамедлительно сообщить нам об этом по электронной почте: [email protected]

Источник: ever.travel

Обновлено

Виа Долороза (Via Dolorosa) – такое красивое название носит, пожалуй, самое скорбное для христиан всего мира место. Так называется путь, который, как считается, прошел Иисус Христос перед тем, как был распят на горе Голгофа, а затем погребен недалеко от нее.

С латыни выражение «Виа Долороза» (также на русском можно встретить названия Виа Долороса, Виа Делароса и Виа Де Ла Роса) переводится как путь скорби. В наши дни это название носит одна из улиц Старого города в Иерусалиме, которая начинается у Львиных ворот и ведет к Храму Гроба Господня. Если вам посчастливится побывать в Иерусалиме, то я очень советую пройти этим скорбным путем и почувствовать себя современником событий, которые произошли более двух тысяч лет назад.

Надеюсь, вас не смутят сегодняшние декорации Виа Долорозы, ведь, скорее всего, такая атмосфера царила в Иерусалиме в Страстную пятницу. Шествия,  которые устраивают современные туристы и паломники, проходили еще в IV веке, однако в XI веке мусульмане запретили публичные мероприятия. Ситуация изменилась после того как Старым городом завладели крестоносцы, возродившие традиции. Главным причиной стало большое число паломников, которые потянулись к святым местам.

Виа Долороза

Крестный путь зародился здесь

На основе легенд и преданий, а порой и слухов, возникали новые паломнические маршруты. Так начала формироваться традиция крестного пути. Она подкреплялась тем, что этим путем ходила в последние годы своей жизни Дева Мария. Она молилась и плакала на всех тех местах, где бывал ее сын.

В XIVвеке монахи францисканцы стали организовывать благочестивые процессии по следам страстного пути Иисуса в Иерусалим. Тогда же возникло понятие станций или остановок, на которых процессия верующих останавливалась и читала молитвы. Обрывочные указания о станциях до наших дней дошли благодаря Евангелию. Слово станции римляне использовали для обозначения военных застав. Позднее термин станции  в христианской литературе употреблялся в отношении тех или иных святынь.

Изначально количество станций на крестном пути составляло более 20, затем оно неоднократно менялось – то уменьшаясь, то увеличиваясь. И лишь в XVIIвеке замерло на числе 14. Примечательно, что под влиянием Виа Долорозы во многих европейских городах образовывались аналогичные дороги скорби. Их устраивали паломники, которые побывали в Иерусалиме.

Виа Долороза

Кто сказал Виа Долороза

Термин «Виа Долороза» впервые употребил монах-францисканец в середине XVIвека и означал он не столько определенный маршрут, сколько особый ритуал шествия пилигримов по улицам Иерусалима . А вот в качестве названия маршрута и тем более определенной улицы Виа Долороза впервые появляется только в конце XIX века в одном из путеводителей для паломников.

Via_Dolorosa30

Скорее всего, путь пройденный Иисусом (если допускать, что эти события, действительно, имели место) не совпадает с современной Виа Долорозой. Ведь улицы Иерусалима давно не соответствуют тем улицам, по которым ходили современники римского владычества. Сегодня на Виа Долороза в Иерусалиме находятся девять из 14 остановок крестного пути Христа. Последние пять остановок расположены на территории Храма Гроба Господня.

Виа Долороза

Вдоль всего пути находятся многочисленные часовни, храмы и мемориальные знаки. Все они построены сравнительно недавно – в конце XIXначале XXвека. Кстати, обычно они закрыты, и посетить их можно только с процессией монахов-францисканцев, чьи потомки их и основывали. Каждую пятницу в 15:00 отцы францисканцы устраивают впечатляющую  процессию, которая начинается вблизи Монастыря Бичевания и завершается в Храме Гроба Господня .

Скорбный путь начинается недалеко от Львиных ворот и первая станция Виа Долороза напоминает об осуждении Иисуса на смерть. Но описание всех станций скорбного пути заслуживает отдельной полновесной статьи, поэтому о них я расскажу в следующий раз.

Источник: tripandme.ru

Маршрут Виа Лолороза

Длина маршрута 500 м, продолжительность 1 ч с остановками на каждой станции.

Начните со Станции I у медресе Эль-Омария, расположенной рядом с Храмовой горой, в 300 м от Львиных ворот.

1. Станция I

Место, где Понтий Пилат приговорил Иисуса к смерти, как полагают, расположено во дворе мусульманской школы Эль-Омария (открыто: пн— чт, сб 14.30-18.00, пт 14.30-16.00. Вход свободный).

Прямо напротив Станции I находится Станция II.

2. Станция II

Место, где Иисус принял крест и терновый венец, находится напротив францисканского монастыря Бичевания (открыто: ежедневно 8.00-11.45, 14.00-18.00. Вход свободный). Витражи в окнах изображают Понтия Пилата, который бичует Иисуса и надевает ему на голову терновый венец.

Поверните налево, на рынок арабского квартала на углу Виа Долороза и улицы Эль-Вад. Слева вы увидите часовню, которой отмечена Станция III.

3. Станция III

Третья станция отмечает место, где Иисус в первый раз упал под тяжестью креста.

Тут же (в 20 м), на улице Эль-Вад, находится Станция IV.

4. Станция IV

На четвертой станции Иисус, согласно преданию, встретил свою мать Марию. Это место отмечено маленькой армянской церковью.

Станция V находится правее, в месте пересечения улицы Эль-Вад с Виа Долороза.

5. Станция V

На том месте, где римские солдаты заставили Симона Киринеянина взять у Иисуса крест, стоит маленькая францисканская часовня.

Идите дальше по улице до Станции VI.

6. Станция VI

На месте дома святой Вероники, где, согласно Евангелию, Вероника отерла лицо Иисуса платком, был построен монастырь Малых сестер Иисуса.

Седьмая станция находится на пересечении улиц Сук Хан аз-Зейт и Эль-Ханка.

7. Станция VII

Место второго падения Иисуса отмечено францисканской часовней.

В 30 м дальше по улице Эль-Ханка находится табличка, указывающая на Станцию VIII.

8. Станция VIII

На этом месте Иисус обратился к женщинам, оплакивавшим его: «Не по мне плачьте, дщери Иерусалимские».

Вернитесь назад на улицу Сук Хан аз-Зейт и поверните направо. В 50 м будет лестница, ведущая в часовню, где находится Станция IX.

9. Станция IX

В часовне стоит римская колонна, у которой Иисус упал в третий раз.

Идите по улице Сук Хан аз-Зейт и в ее конце поверните на улицу Сук Аль-Дабаха. Станции X—XIV находятся внутри храма Гроба Господня.

10. Станции X—XIV

Эти станции указывают на места, где с Иисуса сняли одежды, распяли, где он принял смерть на кресте, был положен во гроб и воскрес. Тем же маршрутом вернитесь к Храмовой горе.

Источник: wikiway.com

Система святых мест

Между евангельскими событиями и моментом, когда началось их почитание, прошел большой срок – лет триста. Когда император Константин I Великий задумал создать систему почитания мест, в которых разворачивались события, описанные в евангелиях, Иерусалим… уже не существовал. Его место занимал римский город Элия Капитолина, куда вход евреям был запрещен. В этом случае очень трудно говорить, что кто-то что-то помнил.

Эта «мелочь» не помешала Константину справиться с поставленной задачей: он же император, все-таки, что сказал, то и правда.

Элия, сохранив свою конфигурацию и планировку, потихоньку, без официального переименования стала Иерусалимом. Одна за другой в этом городе стали появляться церкви, посвященные разным эпизодам Нового Завета. Вместе они составили гигантскую декорацию для спектакля на сюжет Евангелия.

При этом, особого почитания маршрута движения Иисуса от суда до могилы не существовало.

Но этим дело не ограничилось – рядом с этой системой святых мест возникла еще одна, посвященная матери Иисуса, деве Марии. К концу VI века обе системы были завершены. К моменту захвата Иерусалима крестоносцами обе системы оказались полностью уничтожены. Большинство церквей были разрушены. До них дошла только главная из них, церковь Воскресения (которую католики называли латинским словом Сепулхра – Гроб Господень), но и она была уже не той, что во времена Византии.

Новые хозяева вынуждены были создавать систему евангельских святых мест почти с нуля. В каких-то случаях они опирались на прежнюю традицию, которая дошла до них в виде руин на местах и письменных воспоминаний паломников прежних столетий. В других они действовали самостоятельно и выдвигали собственные версии.

За 88 лет своей власти крестоносцы создали свой вариант декораций к Новому Завету. Цельный, законченный, убедительный. И в нем тоже не было особого почитания маршрута следования Иисуса от суда до могилы!

Но все-таки, первый шаг в этом направлении был сделан. Незаметный, на первых порах.

Тамплиеры

Этот орден был создан в знак преемственности к великим библейским царям, Давиду и Соломону. Его родиной и главной базой стала Храмовая гора с возведенными на ней мусульманскими постройками, куполом Скалы и мечетью Аль-Акса. Теперь первое из этих зданий стало церковью Храма, а второе – церковью Соломона и общежитием братьев ордена.

В прежние времена христиане не видели Храмовую гору в упор, не воспринимали ее ценности. Теперь же тамплиерам стало важно провести через нее поток паломников. Они воспользовались Воротами Милосердия, которые поставил император Ираклий для возвращения в Иерусалим Честного Креста, незадолго до того похищенного персами.

Эти ворота были обращены к Масличной горе, на вершине которой начинались шествия Страстной недели. Более того, они находились точно напротив Гефсиманской церкви, отмечавшей место ареста Иисуса, и через них проходила прямая линия, соединявшая ее с церковью Гроба Господня.

Тамплиеры распечатали Ворота Милосердия, которые до них замуровали мусульмане. С противоположной стороны, обращенной к городу, в начале улицы. ведущей к церкви Гроба Господня они построили Ворота Страданий (Порто Долороза). Они находились на месте нынешних Железных ворот, и от их изначальной архитектуры не осталось и следа. Увы…

Францисканцы

Через сорок с лишним лет после полного изгнания крестоносцев со Святой Земли в Иерусалиме появились монахи-францисканцы. Нищенствующие, безоружные, готовые подчиняться всем ограничениям, которые накладывал на них ислам, и способные, при этом, платить все требуемые налоги, они были приняты местными властями. И остались здесь навсегда.

Они восстановили практику шествий Страстной недели по уже сложившемуся маршруту. Но теперь пройти через Храмовую гору было невозможно – мусульмане опять замуровали Ворота Милосердия. Францисканцам ничего не оставалось, как обходить ее с северной стороны.

Новый маршрут проходил мимо строящегося дворца градоначальника Иерусалима (сейчас это школа Эль Умария). Они знали, что во времена Иисуса на этом месте была крепость Антония. О том, что в те годы в ней находился римский гарнизон, говорится в «Деяниях святых Апостолов» – ведь его солдаты спасли апостола Павла от побиения камнями возмущенной толпой.

Так почему же францисканцам было не предположить, что, именно, в этой крепости Пилат разместил свою преторию, где вынес приговор Иисусу? Вот они и предположили. Только, в отличие от науки, которая начинается с сомнений, религия все знает совершенно точно. А тут еще и Римский папа дал ордену св. Франциска почетное право быть хранителем Святой Земли (Кустодием Терра Санта). Значит, что францисканцы решат, где что было, то и правда.

Маршрут и остановки Виа Долороза

Конечная точка «Крестного пути» была известна с самого начала – это церковь гроба Господня с Голгофой и святой Могилой.

В разные времена в Иерусалиме был «Дом Пилата». В византийскую эпоху и при крестоносцах его адреса не совпадали. В любом случае, эти места нам точно не известны, имеется несколько версий. При этом, в обоих случаях почитания «Крестного пути» не было.

В XIV в. францисканцы определились: Пилат устроил свою преторию в крепости Антония. С момента появления начала возник и весь маршрут. Его средняя часть прошла по улицам Элии Капитолины (уже ставшей Иерусалимом), рисунок которых не изменился до сего дня.

Вскоре францисканцам стало ясно, что просто пройти по этому пути – мало. Нужно, непременно, останавливаться по дороге и в особых молитвах и песнопениях проживать его отдельные этапы. Ведь, именно, такие остановки и локальные службы могут создать духовное напряжение, которое было конечной целью долгого действа.

Таких эпизодов в евангелиях совсем немного. Поэтому, на первых порах, число остановок было небольшим. Но само появление этого маршрута, который назвали Виа Долороза, стало толчком к религиозному творчеству. В Западной Европе существовало множество различных легенд о страданиях Иисуса – они стали «кристаллизоваться» в тех или иных пунктах этого пути.

В какой-то момент остановок стало слишком много. Возможно, францисканцы ощутили, что в этом деле нужен какой-то оптимум. И после некоторых колебаний их количество остановилось на красивом числе 14. Это два раза по семь, что само по себе хорошо. В родословной Иисуса по Матфею это число повторяется трижды – столько поколений прошло от Авраама до Давида, от Давида до вавилонского пленения и от Вавилона до Христа. И оно было канонизировано в XVII в.

Сегодня главным атрибутом внутреннего убранства католической церкви являются отметки 14 остановок Виа Долороза, хотя бы, в виде римских цифр. Если вы их на стенах не найдете, значит, попали в гости к кому-нибудь из протестантов.

Остановка номер 1: суд Пилата

Сегодня все остановки, расположенные в городе (с Первой по Девятую), отмечены стандартными металлическими кругами с римскими цифрами.

Первая из них находится на стене школы Эль Умария. Считается, что здесь. в крепости Антония, находилась претория Пилата, к которой толпа привела Иисуса для суда и расправы. Здесь наместник вынес ему приговор. Поэтому ее называют «Осуждение».

Вторая – это двор перед преторией, в котором собралась толпа противников Иисуса, требовавших его распятия. Здесь Пилат попытался воспользоваться «праздничной привилегией» и освободить одного из двух осужденных. Он предложил дать свободу Иисусу, но толпа предпочла ему Варраву. После недолгих пререканий наместник проявил слабину и уступил крикунам. В других известных нам случаях он плевать на толпу хотел, а здесь как-то сломался.

В евангелии от Матфея он еще и проигнорировал просьбу жены о помиловании Иисуса. У Луки мнение Пилата в невиновности Иисуса поддержал еще и тетрарх (четвертовластник) Ирод. Но и это не помогло. Ну, вымыл руки, показав, что не виноват – кому стало легче от самооправдания наместником собственного бессилия? Не видел вины Иисуса, не хотел его казнить, но сломался. И приказал, для начала, его бичевать. А дальше уже солдаты сами издевались над ним, как над царем.

Местом всех этих событий принимается двор францисканского монастыря с двумя церквами – Бичевания и Осуждения. Недавно к ним прибавилось еще и свето-музыкальное представление в мрачноватых сводчатых помещениях монастыря.

Остановка номер 2

Едва ли, не самая важная, так как к ней относится весь евангельский рассказ о суде. Наиболее сложным и интересным он выглядит в Евангелии от Иоанна.

В нем торг с толпой, кого из осужденных отпустить, носит второстепенный характер. На первом плане диалог Пилата с Иисусом, в конце которого наместник понимает, кто же, все-таки, стоит перед ним. И поднявшись на каменный помост (литостратос) в качестве судьи, он выносит окончательный приговор, и пишет его на доске, которую прибьют к кресту: «Иисус Назорей, царь иудейский». Толпа не хочет этого признавать, но здесь наместник с ней не считается.

Именно этот диалог, один из самых сильных в мировой литературе, и воспроизвел в своем романе «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков. Этой части второй остановки посвящен монастырь ордена Нотр Дам де Сион. Последнее действие этой сцены – положение креста. Считается, что отсюда Иисус понес его на Голгофу.

Остановка номер 3

Несение креста… О событиях этой части Крестного пути евангелия говорят очень мало, поэтому францисканцам пришлось дать волю своей фантазии.

На месте третьей остановки Иисус упал под крестом в первый раз. Здесь находятся маленькая, но замечательная польская часовня.

Напротив нее, словно сам по себе, стоит большой австрийский хостель «Святого семейства». Его плоская крыша представляет собой отличную смотровую площадку, с которой можно увидеть Старый город в непривычном ракурсе. И охватить взглядом весь маршрут Виа Долороза.

Остановка номер 4

Несколько лет назад место четвертой остановки было изменено, и сейчас она, буквально, соприкасается с третьей. По своему сюжету – это место встречи с матерью, девой Марией.

Ее отмечает просторная церковь Армяно-католического патриархата. В ее крипте показывают мозаику V в., в которой изображена пара сандалий. По непонятной мне логике владельцы церкви считают их древним указанием на место встречи Сына и Матери. Может быть. С ними не согласен путеводитель «Ариэль», относящий мозаику к византийской церкви св. Софии на месте «Дома Пилата». Ох, уж, эти ученые израильские буквоеды…

Остановка номер 5

Пятая остановка находится в самой низкой точке всего пути. Здесь заканчивается спуск и начинается долгий подъем на соседний холм. Где еще, как не здесь, римляне должны были заставить крестьянина Симона из селения Кирена, отца Александра и Руфа, ненадолго помочь Иисусу нести крест? В отличие от двух предыдущих, это евангельский эпизод.

Место отмечает маленькая францисканская часовня. В ее стену вмонтирован камень, о который оперся Иисус.

Остановка номер 6

Шестая остановка – «св. Вероника вытирает лицо Иисуса» своим белоснежным платком. На нем отпечатываются черти святого лика.

Отметкой является небольшая греко-католическая часовня «Дом св. Вероники».

Под ней есть замечательная крипта с нагромождением каменных сводов. Не то, что бы она что-то доказывала, но выглядит романтично.

Остановка номер 7

Отметка седьмой остановки видна в просвете улицы Виа Долороза издалека, так как находится на стене францисканской часовни, замыкающей долгий подъем. В этом месте Т-образный перекресток – Виа Долороза упирается в осевую улицу города Элия Капитолина, Кардо Максимус.

Считается (доказательств этому нет), что по линии Кардо проходила городская стена. А в этом месте были ворота (с этим активно не согласна Русская православная церковь, которая показывает «Порог Судных врат» в Александровском подворье). Выходя из города Иисус упал под крестом во второй раз.

Восьмая остановка – особая

Во-первых, в отличие от двух предыдущих и последующей, ее сюжет взят из Евангелия. Здесь Иисус обратился к шедшим за ним женщинам и сказал: «дщери иерусалимские, не плачьте обо мне, плачьте о себе и о чадах ваших». Более подробно смотрите в Евангелии от Луки.

Во-вторых, она находится в стороне от дальнейшего пути, на улице Ханка. К ней надо подойти и вернуться обратно.

В третьих, там ничего нет, кроме современной отметки с римской цифрой VIII и еще одна, более старая, включенная в кладку стены.

Остановка номер 9

Место девятой остановки найти труднее всего. Двигаясь по кардо в сторону церкви Гроба Господня, нужно не пропустить широкие ступени, уходящие вперед-вверх с правой стороны. Поднявшись по ним, вы окажетесь в пространстве, которое прежде занимала Базилика Константина, входившая в первоначальный комплекс церкви Гроба Господня.

Далее нужно следовать по проходу между Александровским подворьем и Коптским патриархатом, пройти мимо зеленой двери в эфиопский монастырь, пока впереди не окажется знакомый круг с цифрой IX.

Отсюда Иисус впервые увидел Голгофу, отчего упал под крестом в третий раз.

На этом заканчивается проход по улицам города. Остальные остановки находятся внутри церкви Гроба Господня. На них нет никаких отметок, но они и так известны каждому.

Распятие Иисуса

Десятая остановка – это часть здания церкви. которая лучше видна снаружи. Это небольшая пристройка над тем местом, где когда-то заканчивалась Голгофа. Туда ведет широкая каменная лестница справа от главного входа. Это место «Снятия одежд».

Две следующие остановки являются приделами единой капеллы Голгофы, куда нужно подниматься по крутой лестнице уже внутри здания.

Одиннадцатая остановка – это место «Прибивания к Кресту». Сейчас это небольшое владение францисканцев, которое оформил в ХХ в. блестящий Антонио Берлуцци.

Двенадцатая – придел «Распятия», принадлежащий Греческой церкви.

Тринадцатая – камень Миропомазания, что находится напротив главного входа. Латинское название этой остановки – «Пьета», Оплакивание.

Четырнадцатая остановка – это часовня Гроба Господня.

Источник: loveisrael.ru


Categories: Вопросы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.