За тот почти месяц, который я провела в Армении, у меня сложилось чёткое мнение, что символом страны являются монастыри. Монастырей в небольшой Армении много, почти все они интересные и достойны внимания. И это неудивительно, ведь как я уже упоминала, именно Армения установила христианство государственной религией, первой во всем мире.

Поэтому уж совсем предсказуемым стал тот факт, что я посетила около десятка разных монастырей.

В предыдущей статье я рассказывала об озере Севан и монастыре Севанаванк, ну а в этой будет пятерка мест, которые запомнились мне больше всего.

Все эти монастыри можно посетить бесплатно. Часто на их территории находятся минеральные источники.

Содержание статьи:

  1. Монастырь Агарцин
  2. Монастырь Гошаванк
  3. Нораванк
  4. Монастырь Воротнаванк
  5. Татев

Монастырь Агарцин

Этот монастырский комплекс мы посетили проезжая Дилижан. Агарцин находится всего в 18 км от города.


Так как мы передвигались автостопом, то доехать в монастырь не составило труда. Нас подвезли, свернув с дороги :), просто чтобы мы посмотрели это место.

Агарцин — это комплекс из пяти зданий: церковь Сурб Аствацацин (1281 год), церковь Сурб Степанос (1241 год) и церковь Сурб Григор — самая древная церковь на территории монастыря (датируется примерно 11 веком).

Там же находится усыпальница рода Багратуни, трапезная (1248 год). Раньше на территории Агарцина можно было увидеть часовню и притвор (место, где служили молебен, а также склеп).

Есть 2 варианта возникновения слова Агарцин: «хах» — игра, «арцив» — орёл или «агр»— тигр, «цин» — рожденный. Второе из-за того, что в лесах возле монастыря когда-то жили тигры.

Монастырь был известен своей школой и в определенном смысле был одним из духовных и культурных центров Армении в 13 веке.

Монастырь Гошаванк

Следующим монастырем, который к тому же находится недалеко от Агарцина, был Гошаванк. Другое название Нор Гетик.

Монастырь находится также недалеко от Дилижана (20 км). Место красивое и распологает к прогулкам :).

Монастырь нужно посмотреть хотя бы из-за того, что на его территории находится хачкар, который был назван самым красивым в Армении.

А еще монастырь славился своей семинарией, университетом, в стенах которого выросли многие ученые того времени.


Он более старый, чем Агарцин, был основан в 1188 году. На этом же месте еще до Гошаванка находился древний монастырь, который к сожалению, был разрушен во время землетрясения. Гошаванк основал ученый, писатель, а также политический деятель — Мхитар Гош, который впоследствии был похоронен в стенах монастыря.

Как и Агарцин, Гошаванк состоит из нескольких церквей и других зданий: церковь Аствацацин (1191 год), церковь святого Григория (1208 год), церковь Лусаворич (1237 год), книгохранилище (1291 год), часовни, школа, галерея.

Нораванк

Один из красивейших, на мой взгляд, монастырей Армении — Нораванк. Его мы посетили по дороге в Татев, потому что он недалеко от города Ехегнадзор. Основан в 1205 году и находится в очень красивом месте — на уступе в ущелье. Дорога до монастыря живописная: скалы, местами похожа на узкий каньон.

Монастырь состоит из двух известных церквей: Сурб Аствацацин (1339 год) и Сурб Карапет (1227 год), а также часовни Сурб Григор, которая пристроена к церкви Сурб Карапет.

Сурб Аствацацин — это церковь, которая также являет собой предмет архитектурного искусства. Это двухэтажное здание очень красивое и украшено сложной резьбой религиозного характера. Как и в Гошаванке на территории Нораванка находился университет, а также это была резиденция епископов Сюника. Нораванк был известен и почитаем на территории всей Армении. И до сих пор это одно из самых посещаемых мест Армении.

Монастырь Воротнаванк


По дороге в Татев, нам удалось посмотреть еще один монастырь, который старее Агарцина, Гошаванка и Нораванка.

Монастырь Воротнаванк находится в красивейшем месте Армении, с высоты уступа можно увидеть долину Воротан и одноименную реку.

Этот монастырский комплекс один из древнейших в Армении и его еще называют: Кармир ванк, Сурб Карапети Авак ванк, Вагадни Сурб Карапет.

Воротнаванк — это 2 церкви, притвор, кладбище, а также разные сооружения.

Самая старая церковь — Сурб Степанос Нахавка, её построила Сюникская царица Шаандухт в 1000 году. Причем уже до этого времени на этом месте находилась древняя церковь Сурб Григор, которая, к сожалению, не сохранилась (остались лишь руины).

В 1006 году сын Шаандухт, князь Севада построил церковь Сурб Карапет.

Там же и находятся могилы царицы Шаандухт и её сына — Севады.

Монастырь Воротнаванк был известным местом паломничества, а также именно здесь монахи и ученые переписывали разные рукописи и книги. В 13 веке церковь была известна как место, где можно было излечится от укуса змей. Многие известные философы и ученые жили и творили в монастыре: Ован Воротнеци (известный теолог), Григор Татеваци (философ) и другие.

В церкви Сурб Степаноса мы увидели сохранившуюся фреску со звездным небом и ангелом, там же находится глубокий колодец. Как рассказал нам один армянин, когда-то этот колодец спас многие жизни. Во времена осады монастыря турками, жители близлежайшей деревни носили воду и еду в монастырь через этот колодец-проход.

К сожалению, монастырь сейчас — не действующий. Но очень своеобразный и красивый.

Находится он в 4 км от города Сисиан.

Татев


И наконец, Татев, монастырь, в котором я побывала дважды: первый раз с попутчиками и второй раз с хостом и девушкой из Франции.

В первый раз мы добирались до монастыря автостопом и, пожалуй, это также было в первый раз, чтобы стоп в Армении был сложным. Нам пришлось долго ожидать, потом 3 км идти, а под конец, из-за того, что машин не было совсем, а время подходило к 15.00, мы застопили грузовик и ехали в кузове. А дорога до Татева отличается серпантином, так что нас нещадно трясло из стороны в сторону. И ехали мы, как мне показалось, минут 30.

Второй раз был более спокойным и красивым: я прокатилась на самой длинной канатной дороге в мире (этот факт даже внесен в книгу рекордов Гиннесса). Канатная дорога носит романтичное название: «Крылья Татева» и её длина 5752 м. Высота, над которой едет кабина — 320 метров. По времени — это 12 минут «полёта» над ущельем реки Воротан.

Стоимость поездки в две стороны — 5000 армянских драм (10.5$). Купить поездку в одну сторону у нас не получилось, так что это только в две стороны.

Ехать приятно: внизу находятся разные покинутые посёлки, горы, река. Очень красиво.


Я увидела чертов мост с высоты.

А также Большую татевскую пустынь или руины отшельников Харанц. С 1608 по 1658 год там жили монахи отшельники, которые покинули обитель после сильного землетрясения.

Когда мы ехали назад, был сильный ветер и дождь. Кабинку сильно раскачивало, и пару раз она останавливалась минуты на 2-3.

Раньше дорога до монастыря занимала почти целый день, а теперь туда можно добраться за 12 минут. Это конечно впечатляет.

Теперь о самом монастыре: Татев очень красив, да и само место заслуживает внимания.

Был основан в 906 году князем Сюника — Ашотом.

В средние века был духовным и культурным центром. На его территории жило больше 1000 человек, монастырь взимал налоги с окрестных деревень. Известен университет Татева, а также татевская школа миниатюры. Интересно, что обучение в Университете длилось 8 лет и включало в себя многие дисциплины (математика, письмо, философия, языки и другие).

Татев — это комплекс из трёх церквей: Сурб Погос-Петрос (906 год), Сурб Григор Лусаворич (1295), Сурб Аствацацин (11 век). Гробница Святого Григора Татеваци, маслодавильня (17 век), а также «качающийся» столб или Гавазан (904 год).

Вот этот вот Гавазан — очень интересное сооружение, так как построен уникальным способом: на шарнире, благодаря которому может раскачиваться и при этом не падает, а стоит вертикально. Гавазан был построен с целью предупреждения монахов об опасности: войска, землетрясения и прочие вещи. Начинал раскачиваться при любых колебаниях Земли.


Конечно монастырь Татев особенно красив со смотровой площадки, откуда его можно увидеть полностью. Такой миниатюрно красивый Татев, гордость и красота Армении.

Вот такая пятерка монастырей получилась у меня.

Я не написала здесь о монстыре — Гегард, а также храме Гарни, так как ездила смотреть эти места без фотоаппарата. Они оба тоже заслуживают времени: монастырь посредине скал — Гегард и древний языческий храм — Гарни.

Источник: www.wishallworld.com

Основанный в IX в., он один из важнейших центров науки и просвещения в Армении (XIV-XV вв.). Он был основан в IX в. на месте древнего языческого святилища. Выгодное стратегическое расположение в труднодоступном месте благоприятствовало созданию здесь мощных укреплений. Некоторое время Татевский монастырь был не только религиозным, но и политическим центром Сюникского княжества.

Путь к Татевскому монастырю пролегает через ущелье, спуск к которому очень крут. По дну ущелья течет бурная река Воротан, уходящая в скалы на несколько десятков метров. Природа здесь загадочна и прекрасна. Добраться до татевского монастыря можно на машине (или на небольшом автобусе) через ущелье, или по кантной дороге. Кабинная супер-современная канатная дорога Татев — самая длинная в мире (5.7 км), зарегистрированная в книге мировых рекордов Гинесса. С кабины канатной дороги, с высоты 320м над ущелием открывается неописуемый пейзаж слияния неба и земли…


Tatevi vank
Кликабельно

Плоскогорье, на котором возведен Татевский монастырь, является неповторимым чудом природы. На этом плоскогорье в дохристианскую эпоху находились языческие капища.


Tatevi vank
Кликабельно

С этимологией наименования Татевского монастыря связано множество версий. Одна из них рассказывает, что когда завершилось сооружение главной церкви монастыря, и оставалось только поставить крест на куполе, один из учеников мастера изготовляет крест, соответствующий великолепию храма, и ночью тайком устанавливает его. Он, однако, не успевает спуститься с купола незамеченным и заметив разъяренного мастера, бросается в пропасть, прося у Бога крылья («тал тев» — «дать крылья»). По преданию именно тогда и появилось название «Татев». Согласно другой версии с просьбой дать крылья — «тев» обратились к Богу оказавшиеся в опасности крестьяне.

По официальной версии монастырь получил свое название в честь Св. Евстафия — ученика апостола Фадея, проповедовавшего, как и его учитель, христианство, и мученически погибшего за новую веру, в области Сюник исторической Армении. Первая церковь монастыря (церковь Св.Григория) была построена в X в. (перестроена в XIII веке). Позже к ней добавились церковь Св.Погоса и Петроса (X в.) и надвратная церковь Св.Аствацацин (XI в)


Tatevi vank
Клкиабельно

В 848 году князем Филипом была построена первая церковь имени Св. Григора Лусаворича (Просветителя). Она, однако, была разрушена во время нашествия турок-сельджуков, восстановлена в 1138 году и вновь разрушена землетрясением. На том же месте, в том же композиционном стиле (односводчатый зал) и вновь с тем же именем Григора Просветителя в 1295 году была сооружена такая же церковь вместе с притвором с западной стороны. Церковь Св. Григора Просветителя прилегает к главной церкви в юго-восточной части. Она имеет односводчатый молельный зал и полукруглый алтарь.

В целом, во внешней простоте архитектуры храма своими богатыми формами выделяются парные крестообразные окна на восточном фасаде и западный парадный вход. Главной церковью монастыря является церковь Св. Погоса-Петроса (Павла-Петра). Она воздвигнута рядом с церковью Св. Григора Просветителя в 895-906 годах. В 895 году епископ Ованнес при покровительстве Великого князя Сюникского Ашота и его супруги Шушан разрушает старую церковь и на ее месте возводит новую. Он извлекает из стен старой церкви мощи апостолов Погоса (Павла) и Петроса (Петра) и вновь помещает их в стены заново сооружаемой церкви.


Tatevi vank

По внешнему периметру церкви как на восточной, так и на западной стороне расположены ризницы с полукруглыми нишами. Хотя по композиции она похожа на тип, именуемый купольной базиликой, однако имеет определенные отличия. В четырехугольном молельном зале на расстоянии 3 метров от главного алтаря расположена только одна пара купольных пилонов. С западной стороны ту же роль играют углы ризницы молельного зала. Посредством такого решения получился двухпилонный вариант упомянутого типа, что уже является новшеством. Первоначальный купол храма был разрушен еще во время землетрясения 1138 года. Барабан и купол вновь возведены в 1274 году.

Tatevi vank

Главный вход в собор расположен с западной стороны. Имеется еще один вход с южной стороны, к которому впоследствии была пристроена часовня. Окна по средневековому образцу довольно велики. Особый интерес представляют своды тех окон, в верхней части которых изваяны изображения людей, на которых с обеих сторон направлены головы извивающихся змей (последним приписывается защитное назначение).

Вместо разрушенной старой колокольни в конце прошлого века к церкви с западной стороны пристроена новая колокольня.


Tatevi vank

Внутренние стены собора в 930 году по инициативе епископа Акопа Двинеци покрыты фресками, некоторые из которых были написаны иностранными мастерами. Эти фрески, которые представляют высокую художественную и искусствоведческую ценность, сохранились частично. Особенно значимыми являлись изображенная на западной стене фреска «Страшный Суд» и изображенная на северной стене фреска «Рождение Христа».

Следующая церковь комплекса – церковь Св. Аствацацин (Богородицы), расположенная над комнатами-склепами (предположительно — усыпальницами) в северо-восточном углу стен монастыря. Церковь построена в 1087 году при настоятеле монастыря епископе Григоре. Учитывая расположение церкви на возвышенности ей придавалось значение и как сторожевой вышке.

Tatevi vank

На протяжении прямоугольного контура по всему фронту, кроме западной стороны, расположено сооружение, имеющее по две треугольных ниши, без ризниц, а вход с западной стороны. Внешняя архитектура характерна для стиля эпохи. Высокий цилиндрический барабан, возвышающийся над фасадами, решенными в общем целом с ясной простотой, убран орнаментом, охватывающим парные полуколонны и увенчан складчатой мантией.

Одной из известнейших построек Татевского монастырского комплекса является памятник-обелиск – «Посох — столп» или «Вардапетский Посох» (“Архимандритский Посох”), посвященный Святой Троице. Он воздвигнут в восьмигранном углублении, окруженном бордюрами. Трехступенчатая композиция имеет высоту около 6 метров. Поднимающиеся к монолитному каменному постаменту многогранные первая и вторая ступени завершаются карнизами, а третья – вделанным в постамент крест-камнем.

Tatevi vank

С точки зрения зодчества столп представляет из себя исключительно интересное сооружение. Имеющий каменную облицовку и известково-бетонную сердцевину столп по всей своей высоте не только сопротивляется всякого рода стихиям, но и качке, и благодаря этому в основном известен под названием «Качающийся столп». Объяснение этому беспрецедентному явлению еще нуждается в уточнении. По мнению некоторых ученых это происходит по причине наличия в основании шарнирных соединений, другие же считают, что качание происходит посредством придания нижней плоскости плиты столпа определенного наклона.

Говорят, что в свое время столп назывался «Вардапетским Посохом», так как семинаристы сдавали экзамен у столпа и, если от их внушительных голосов, звуков духовных песнопений (шараканов) столп начинал качаться, то они удостаивались рукоположения в различные церковные саны: иерея, дьякона, иеромонаха и др. Он также служил в качестве системы оповещения, предупреждая качанием о приближении вражеского войска.

Tatevi vank

В более позднее время (в XVII – XVIII веках) на территории за крепостными стенами монастыря были возведены ряд гражданских сооружений: библиотека, духовная семинария. Особенно знаменита трапезная, в которой имелись длинные столы и каменные скамьи на 80 человек. Жилые постройки находились в южной части комплекса. В этой части были апартаменты игумена и часть кельей монахов, стены которых составляют непосредственное продолжение одной из сторон Татевского ущелья и их балконы нависают прямо над пропастью.

Кромe этих светских и церковных строений, находящихся за стенами монастыря, имелись и сооружения вне крепостных стен. Таковыми являлись гумно и сенник, баня, школа и маслобойня. Их них сохранилась лишь последняя.

Tatevi vank

Весной 1931 года в Сюнике произошло сильное землетрясение. По оценкам ученых, мощность его достигла 8—9 баллов по шкале Рихтера. Жертвами бедствия стали в том числе памятники архитектуры — Воротнаванк, Анапат… Серьезно был поврежден и Татевский монастырь — рухнул купол храма Погос-Петрос, обрушилась трехъярусная колокольня.

Tatevi vank

Tatevi vank

Tatevi vank
Татев после землетрясения. Сильно пострадала Церковь Св. Погоса и Петроса (построен в Х веке), надвратная церковь Аствацацин (XI век).

Tatevi vank
Кликабельно,  Монастырь Татев до 1931 год

Tatevi vank
Кликабельно,  Монастырь Татев после землятресения

Tatevi vank

В настоящее время он полностью не восстановлен. Центром ансамбля Татева (арм. "дай крылья") служит большой храм Сурб Погос-Петрос. У главного входа в монастырь стоит двухэтажная крестовокупольная часовня. В монастырской ограде, с северной стороны, усиленной двумя башнями, находятся также покои настоятеля, капитально перестроенные в XVII в., зально-сводчатая трапезная с кухней и кладовыми, монастырские службы, в одном из помещений устроен небольшой музей. Расположенные в ряд по периметру ограды, эти жилые и хозяйственные помещения монастыря как бы продолжают его скальное основание, придавая всему комплексу большое своеобразие и величественность.

В X в. Монастырь насчитывал около тысячи обитателей, в его ремесленных мастерских создавались произведения прикладного искусства. Среди них — золотой оклад Татевского Евангелия XVII в., на нем, кроме евангельских сцен, изображены и портреты Ована Воротнеци и Григора Татеваци — основателей Татевского университета. Образец высокого искусства резьбы по дереву являют собой двери Татевского храма (хранятся в Историческом музее в Ереване). Полотна дверей и стороны обрамляющих их коробок сплошь покрыты тончайшей резьбой, в центре помещено крупное изображение креста над щитом, выше — трестрочная наставительная надпись.

Tatevi vank
Кликабельно

Главный памятник монастыря — храм Сурб Погос-Петрос, возведенный в 895-906 гг. Сооружение представляет собою купольную базилику, обогащенную, однако, некоторыми новыми чертами. К ним относится устройство в западной части храма приделов, углы стен которых образуют опоры купола. Лаконичный облик храма усиливает впечатление значительной высоты здания. Гладкие, без излишней деталировки, фасады храма украшены изображениями человеческих лиц, к которым обращены головы змей, почитаемых у армян в качестве покровителей жилища. Интерьеры храма в 930 г. Были украшены фресками, сейчас практически полностью утрачеными. Справа от входа в небольшой усыпальнице похоронен армянский философ Григор Татеваци (1346-1409).

Tatevi vank
Кликабельно 2000 рх

В XIX в. перед входом в главный храм была сооружена трехъярусная колокольня. В настоящее время от нее остался лишь первый ярус. К южной стене главного храма примыкает церковь Сурб Григор, сооруженная в 1295 г. На месте более ранней постройки IX в. Это церковь зального типа с полуциркульной алтарной апсидой. Декоративное убранство ее весьма скупо, портал входа украшен ажурным геометрическим орнаментом.

В монастыре сохранилось уникальное произведение инженерного искусства Армении — монумент  Гавазан, воздвигнутый в 906 г. во дворе монастыря. Это восьмигранный, сложенный из небольших камней чистой тески столб высотою более 8 метров. На вершине его утвержден хачкар с прорезным орнаментом и полукруглым навершием. Благодаря шарнирному соединению со стилобатом и чрезвычайно точному расчету центра тяжести сооружения столб наклонялся и возвращался в исходное положение под воздействием сейсмических колебаний и даже от простого прикосновения человеческой руки. В старой летописи рассказывается, что арабы, вторгшиеся в Зангезур и уничтожившие многие храмы, увидев это чудо, в страхе отступили, не в силах разгадать секрет этого инженерного шедевра.

Tatevi vank

Татевский монастырь был известен не только своей красотой, величием, неприступностью и уникальным природным расположением, но и своей культурно-просветительской деятельностью.

В XIV-XV веках Армения постоянно подвергалась нашествиям иноземных захватчиков и разорительные войны повергли страну в политический и культурный кризис. И лишь Сюникскому княжеству, благодаря своему географическому положению, временно удалось сохранить стабильное положение и предотвратить культурный спад. В XIV в. при Татевском монастыре был создан университет, где изучали богословение, гуманитарные и естественные науки, а также искусству письма, миниатюры, музыки и т. д.

Основателем этого славного очага армянской письменности и культуры был бывший воспитанник Гладзорского университета, талантливый ученый Овнан Воротнеци (1315-1386 гг.). После упадка Гладзорского университета он перебирается в Воротнаванк и приступает к созданию нового очага образования. Получив покровительство князей Орбелянов, он в середине 1340-х годов перебирается в Татев и ставит дело образования на более крепкую основу. За короткий срок школа Воротнеци преобразовалась в полноценный университет. Сюда приходили обучаться не только из Сюника, со всей Армении, но и из Киликии и других армянонаселенных мест.

Tatevi vank
Клкиабельно 3000 рх

Блистательный подъем Татевского университета был продолжен и достиг своего пика при талантливом воспитаннике Воротнеци, Григоре Татеваци (1346-1409 гг.) Это был наиболее плодотворный и цветущий период в жизни университета. Именно благодаря усилиям этих разносторонне развитых, оставивших необъятное научное наследие талантливых мужей и их учеников, Татевский университет стал крупнейшим научно-культурным центром своего времени. Это наиболее впечатляет на фоне политической жизни страны, когда из-за гонений иноземных тиранов монахи и семинаристы вынуждены были вести скитальческий образ жизни. Обладая громадным национально-общественным весом, Татевский университет возглавил и развернул имеющую важное общенациональное значение акцию — борьбу против униатского движения. Руководители и воспитанники университета внесли свой весомый вклад в дело перевода Католикосского престола из Сиса в Эчмиадзин (1441 г.), что явилось одним из крупнейших событий этой эпохи в истории Армении.

После кончины Григора Татеваци, который за свою патриотическую деятельность был причислен к Лику Святых, Татевский университет начал переживать спад. Несмотря на значительные усилия новых руководителей университета Матевоса Джугаеци, Мхитара Татеваци и других деятелей, Татев вследствие дальнейшего осложнения политико-экономической ситуации, стал угасать и окончательно перестал существовать в качестве университета в середине 20-х годов XV века.

Tatevi vank

Татевский университет наряду с возглавляемыми им школами около восьми десятилетий сохранял существование культурных традиций прошлого и внес значительный вклад в сокровищницу средневековой армянской культуры.

Таков Татевский монастырь — шедевр архитектурной школы Армении и, в частности, Сюника. В восхитительной панораме гор он звучит гармонично, представляя собой неповторимый образец проявления таланта и деятельности созидательных рук человека.

Армения богата достопримечательностьями, но Татев имеет особое место среди этих достопримечательностей своей уникоальностью и красотой!

Tatevi vank

В1171г. монастырь подвергается нападению и разграблению турками-селджуками, которые предали огню более десяти тысяч уникальных рукописей. Пика своего величия Татев достигает в XIII веке, когда в монастыре проживают около 1000 человек, а сам монастырь превращается в крупного феодала, владея многими окрестными сёлами. Благополучие заканчивается в конце XIV века из-за нашествия войск Тамерлана, после чего Татев приходится долго восстанавливать.

Татев снова был разграблен во время вторжения персидского войска в 1796 году, пока в 1836г. царская Россия не положила конец этому бесконечному чередованию разрушения и восстановления уникального монастыря. Но не навсегда… В 1931г. сильнейшее землетрясение вновь низводит Татевский монастырь до состояния разрухи.


Tatevi vank

Сейчас Татевский монастырь — недействующий, в нём то и дело ведутся реставрационные работы, при этом он всегда открыт для туристов. Добраться до него стало гораздо легче, чем раньше — в 2010г. через Воротанское ущелье была открыта Татевская канатная дорога, соединяющая сёла Алидзор (недалеко от Ереванского тракта) и, собственно, село Татев.

Будете в Армении — не пожалейте времени на эту экскурсию: безмолвный, словно парящий над окружающими горами, Татев производит очень сильное впечатление.


Tatevi vank

Tatevi vank
Кликабельно 4000 рх

Tatevi vank

Tatevi vank

Tatevi vank

Tatevi vank

Tatevi vank
Кликабельно

Татевская пустошь

Tatevi vank

Tatevi vank

Tatevi vank

Tatevi vank

Tatevi vank

Tatevi vank

Tatevi vank

Tatevi vank

Tatevi vank

Tatevi vank

Tatevi vank

Tatevi vank

Tatevi vank

Tatevi vank

Tatevi vank

Tatevi vank

Tatevi vank
Клкиабельно

Tatevi vank

Tatevi vank
Кликабельно

Tatevi vank

Источник: masterok.livejournal.com

Tatevi vankՏաթևի վանքը (Ս.Եվստաթեոս առաքյալի ուխտ) եղել է հոգևոր-մշակութային կենտրոն, խոշոր վանական կալվածատիրական հաստատություն Մեծ Հայքի Սյունիք նահանգի Ծղուկք գավառում (այժմ` Սյունիքի մարզի Տաթև գյուղում):Հիմնադրվել է IVդ., V-VIIIդդ. եղել է դպրության առաջնակարգ կենտրոն, VIIIդ. վերջից՝ Սյունյաց եպիսկոպոսության աթոռանիստը: Կառուցապատվել է աստիճանաբար, հիմնականում՝ IXդ. վերջին — Xդ. սկզբին և XVII-XVIIIդդ.։ Տաթևի եպիսկոպոսությունն ունեցել է 47 սեփական գյուղ, 677 գյուղից ստացել տասանորդ։ Տնտեսապես հզորանալով, Տաթևի եպիսկոպոսությունը 940-950-ական թթ. փորձել է անկախանալ։ Ի պատասխան Հակոբ եպիսկոպոսի անջատողական գործողությունների, Հայոց կաթողիկոս Անանիա Ա Մոկացին բանադրել է նրան։ 958թ.-ին եպիսկոպոս ընտրված Վահանին (հետագայում՝ Հայոց կաթողիկոս Վահան Ա Սյունեցի) հաջողվել է մասամբ վերականգնել Տաթևի եպիսկոպոսության իրավունքները և կալվածները։ XIդ. 1-ին կեսին Տաթևում եղել են մոտ 1000 միաբան, մեծ թվով արհեստավորներ (աշխատել են վանքի գործարանում)։ 1044թ.-ին հարևան ամիրայությունների զորքերն ավերել են Գրիգոր Լուսավորչի եկեղեցին, գործատներն ու կից կառույցները, որոնք, սակայն, շուտով վերականգնվել են։ 1087թ.-ին համալիրի հարավ-արևմտյան կողմում կառուցվել է Ս.Աստվածածին երկհարկ դամբարան-եկեղեցին։ XIIդ. սելջուկյան թուրքերի արշավանքների և 1136թ.-ի երկրաշարժի հետևանքով Տաթևի վանքը վերածվել է ավերակների։ 1170թ.-ին Բաղաբերդը գրաված սելջուկյան թուրքերը կողոպտել են Տաթևի եպիսկոպոսարանի գանձերը, այրել ձեռագրերը (մոտ 10 հազար)։ Ստեփանոս Եպիսկոպոսի ջանքերով XIIդ. վերջին վանքը նորոգվել է։ Մոնղոլական տիրապետության շրջանում Տաթևի վանքը ձեռք է բերել ապահարկության իրավունք, Օրբելյանների աջակցությամբ վերականգնել տնտեսական հզորությունը։ Տաթևի վանքն ավելի է հզորացել, երբ 1286թ.-ին Օրբելյանները եպիսկոպոսության ղեկավարությունը վերցրել են իրենց ձեռքը (Սյունյաց մետրոպոլիտ է օծվել Ստեփանոս Օրբելյանը)։ Նրա ջանքերով նահանգի տարանջատված թեմերը կրկին միավորվել են Տաթևի գերիշխանության ներքո։ XIIIդ. վերջին Տաթևի վանքը դարձել է ունիթոռության դեմ պայքարի կենտրոն։ 1295թ.-ին վերստին նորոգվել է Գրիգոր Լուսավորչի եկեղեցին։ XIVդ. Տաթևի վանքը հայկական մշակույթի կենտրոններից էր։ Գործել են Տաթևի մանրանկարչության դպրոցը, Տաթևի մատենադարանը, Տաթևի համալսարանը։ Լենկթեմուրի 1381-1387թթ.-ին Սյունիք կատարած արշավանքի ժամանակ Տաթևի վանքը կողոպտվել է և հրկիզվել, կորցրել կալվածների գգալի մասը։ Տաթևի վանքը նոր ծանր հարված է ստացել 1434թ.-ին՝ Թեմուրյան գահակալ Շահռուխի արշավանքի ժամանակ։ Տաթևի Շմավոն եպիսկոպոսը միաբանների հետ տեղափոխվել է Լոռի և հաստատվել Սանահինի վանքում։ Տաթևի վանքը կրկին բարգավաճել է XVIIդ. 2-րդ կեսին — XVIIIդ. սկզբին։ Վանքին հարկատու են դարձել 14 գավառի 264 գյուղ։ Վերանորոգվել են գրեթե բոլոր շինությունները, կառուցվել նորերը։ 1796թ.-ին վանքը ենթարկվել է Աղա Մահմեդ խանի պարսկական զորքերի ասպատակությանը և կողոպուտին։ 1837թ.-ին վերացվել է Տաթևի մետրոպոլիտությունը։
Տաթևի պարսպապատ վանքային համալիրի կազմում են երեք եկեղեցի, գրատունը, սեղանատունը, զանգակատունը, դամբարանը, տնտեսական և օժանդակ շինություններ։ Նրա տարածքից դուրս են ձիթհանը, աղբյուրը, դպրոցը և այլն։ Համալիրի պահպանված հնագույն կառույցը Պողոս-Պետրոս տաճարն է։ Այն հիմնադրվել է 895թ.-ին Հովհաննես եպիսկոպոսի նախաձեռնությամբ, Սյունյաց գահերեց իշխան Աշոտի և իշխաններ Գրիգոր Սուփանի ու Ձագիկի նյութական օժանդակությամբ, շինարարությունն ավարտվել է 906թ.-ին։ Տաճարը ճարտարապետական հորինվածքով արևմուտքից արևելք ձգված ուղղանկյուն դահլիճ է, արևելքում աբսիդով և նրան հարող զույգ ավանդատներով։ Արևելյան ճակատը մասնատված է խոր խորշերով, որոնցից վերև տեղավորված են Աշոտ գահերեց իշխանի և նրա կնոջ՝ իշխանուհի Շուշանի դիմաքանդակները։ Նրանցից աջ և ձախ, խորշերի պսակների մեջ վիշապ օձերի, այլ ավանդական պահպանիչ էակների քանդակներ են։ Տաճարի պատերը 930թ.-ին ծածկվել են հարուստ որմնանկարներով, որոնցից այժմ քիչ բան է պահպանվել: Տաճարի գլխավոր աբսիդում պատկերված է եղել գահի վրա նստած Քրիստոսը, ավելի ցած՝ առաքյալներ և սրբեր։ Արևմտյան պատի վրա մնացել են ահեղ դատաստանի մեծ կոմպոզիցիայի մնացորդները, իսկ հյուսիսային պատին ծննդյան սյուժեի հետ առնչվող տեսարաններ։
Տաճարի հարավային պատին կից, 1043թ.-ին կառուցվել է կամարակապ սրահ (քանդվել է 1931թ.-ի երկրաշարժից)։ 1087թ.-ին համալիրի պաշտպանական համակարգի հյուսիս-արևմտյան անկյունում, մուտքի և դամբարանի ծածկերի վրա, իբրև երկրորդ հարկ կառուցվել է Ս.Աստվածածին եկեղեցին։ 1295թ.-ին, երկրաշարժից կործանված Ս.Գրիգոր եկեղեցու տեղում Սյունյաց մետրոպոլիտ, նշանավոր պատմիչ Ստեփանոս Օրբելյանը մի եկեղեցի է կառուցել, դարձյալ Ս.Գրիգոր անվամբ (ենթադրվում է, որ ճարտարապետը Մոմիկն է)։ Ուշ միջնադարում մեծ տաճարի արևմտյան կողմում կառուցվել է գավիթ, տանիքի վրա՝ զանգակատուն։ Տաճարի հարավային մուտքի առջև 1787թ.-ին կառուցվել է Գրիգոր Տաթևացու դամբարանը, իսկ XIXդ. վերջին — XXդ. սկզբին՝ տաճարի արևմտյան մուտքի առջև մի զանգակատուն:
Այս հիմնական կառույցներից զատ, բակի կենտրոնում, Xդ. սկզբին կառուցվել է ճոճվող հուշասյունը («Գավազան»)՝ միակ կառույցը, որը բազմաթիվ երկրաշարժներից պահպանվել է անխաթար, վկայելով հայ ճարտարապետների կառուցողական մեծ հմտության մասին: XIVդ. հիմնական կառույցների հարավային, արևմտյան և հյուսիսային կողմերում կառուցվել են պարիսպները, բնակելի, օժանդակ և տնտեսական մի շարք շենքեր: XVIIIդ. շինարարական աշխատանքների արդյունք են առաջնորդարանը, վանականների խցերը, շտեմարանը, սեղանատունը, խոհանոցը, հացատունը, գինետունը և այլն: 1970-ական թվականներից համալիրը վերականգնվում է:
Տաթևի վանքի պարսպից հյուսիս-արևելք կանգուն է վանքի ձիթհանը (կառուցել է Հովակիմ արքեպիսկոպոսը XVIIIդ, վերջին)։ Այն բաղկացած է չորս արտադրասենյակից, որոնց թվում են գմբեթածածկ կալատունն (բովման վառարանով) ու թաղածածկ մամլման բաժինը։ Տաթևի ձիթհանը Հայաստանի միջնադարյան նույնատիպ կառույցներից ամենալավ պահպանվածն է ու արժեքավորը։ Ձիթհանից արևելք, ձորալանջի եզրին, վանքի բաղնիքի (XVIIդ.), երեք մասից բաղկացած (քառակուսի հատակագծով հանդերձարան, լողասենյակ և ջեռուցման խուց) թաղածածկ շենքն է։ Տաթևի վանքից արևմուտք, Որոտանի վտակի վրա, դեպի Տանձատափ տանող ճանապարհին կանգուն է միաթռիչք (7,2մ), գլանաձև թաղով կամուրջը (ըստ արևմտյան ճակատի արձանագրության կառուցվել է 1672թ.-ին)։ Գյուղի հարավային եզրին աղբյուրի շենքն է (կառուցել է Հովհաննես վարդապետը 1745թ.-ին)։ Տաթևի վանքի արևելյան պարսպին գրեթե ուղղահայաց, դարպասի անկյունից դեպի արևելք ձգվում է վանքի դպրոցի բավական երկար (74,5մ) շենքը (կառուցել է վանահայր Աբրահամ Աստապատցին XVIIIդ. 3-րդ քառորդում)։ Դպրոցը գործել է մինչև XXդ., քանդվել է դարասկզբին (բացվել է պեղումներով, 1981-82թթ.-ին)։ Ընդհանուր պատ-պարսպին կից են դպրոցի ուղղանկյուն, թաղածածկ 16 դասասենյակները, որոնց դռները բացվել են դեպի շենքի առջևով, ողջ երկարությամբ ձգվող փայտե պատշգամբը։ Դասասենյակները տաքացվել են բուխարիկներով։ Կիսանկուղային ստորին հարկի սենյակները հաղորդակից են եղել միմյանց և դրսից ունեցել են առանձին դռներ։ Տաթևի դպրոցն արժեքավոր է որպես Հայաստանի ուշ միջնադարի ուսումնական կառույցի մեզ հասած եզակի օրինակ, որը պատկերացում է տալիս XVII-XVIIIդդ. վանական դպրոցների ճարտարապետության մասին։ Գյուղի կենտրոնական մասում կանգուն է Ս.Մինաս եկեղեցին (ըստ հարավային մուտքի կիսաշրջանաձև կամարի արձանագրության կառուցել է Ներսես վարդապետը, 1646թ.-ին)։ Հարդարանքում ուշագրավ է արևմտյան դռան ճոխ շքամուտքը։
Տաթևի վանքի դիմաց, դեպի հարավ, ձորի մյուս կողմում գտնվում է պատմական Տամալեք գյուղի Ս.Աստվածածին եկեղեցին (կառուցել է վանահայր Հակոբ եպիսկոպոսը, Xդ. կեսերին)։ Արևելյան պատի մոտ կանգուն է XIIIդ. խաչքար, Հովհաննես քահանայի արձանագրությամբ։

Источник: blognews.am


Categories: Вопросы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.