Сиднейский оперный театр – выдающееся архитектурное сооружение XX в. Оно номинировалось на звание нового чуда света, и оказалось среди финалистов. Включённое в список ЮНЕСКО, это здание – популярный туристический символ Австралии.

Находится Сиднейский оперный театр в местной гавани, на мысе Bennelong point. Здание сооружено на 580 бетонных сваях, забитых в дно. Его протяжённость – 183 м, ширина – 118, а занимаемая площадь – более 21,5 тысяч м2. Максимальная высота здания – 67 м.

Интересные факты о Sydney Opera House относятся не только к истории строительства и архитектурной реализации (речь о них пойдёт ниже). Ни в каком другом театре в репертуаре нет произведения о нём. Опера «Восьмое чудо» – единственный прецедент.

Sydney opera

История Сиднейского оперного театра


Сидней до середины XX в. вообще не имел оперного театра. Приглашённый дирижёр местного симфонического оркестра Юджин Гусенс счёл такое положение недопустимым. Власти Сиднея согласились с ним, но не располагали средствами на строительство. В 1954 г. они объявили сбор пожертвований, продолжавшийся два десятилетия. За этот период было собрано около 10000000 AUD. Первоначально заявленная стоимость сооружения в 7000000 AUD в итоге обернулась реально истраченными 102000000 AUD.

По условиям объявленного конкурса, местом постройки театра назначалась ограниченная территория мыса Беннелонг. Главный зал на 3 тысячи мест проектируемого здания отводился для оперы и балета. Малый зал на 1200 зрителей планировался для камерных театральных и музыкальных постановок. Среди 233 конкурсантов победил молодой датский архитектор Йорн Утсон. По его проекту здание внешне напоминало многопарусный корабль на водной глади, окружавшей мыс.

Начавшееся в 1959 г. работы тянулись 14 лет вместо планировавшихся четырёх, продлив дату постройки до 1973 г. Затягивание сроков имело как объективные, так и субъективные причины. К первым относится требование властей добавить два дополнительных зала. А первоначально спроектированные Йорном Утсоном парусообразные оболочки крыши имели акустические недостатки. Архитектору потребовалось несколько лет на нахождение альтернативного технического решения. Новый свод оказался слишком тяжёлым для сделанного фундамента, и пришлось делать новый.


Sydney opera

Дополнительные траты и затягивание строительства накалили отношения Утсона с местными властями, и он покинул Сидней. В 1966 г. строительство продолжили местные архитекторы. По мнению многих специалистов, это негативно сказалось на интерьере здания. Театр внутри существенно уступает потрясающему фасаду.

Новостройка Сиднея фактически открылась 28 сентября 1973 г. оперой Сергея Прокофьева «Война и мир». Официальная церемония состоялась 20 октября с участием британской монархини Елизаветы II, являющейся формальным главой Австралии.

Архитектор Сиднейского оперного театра на открытии не присутствовал, и даже не был упомянут. Нет его имени и на бронзовой табличке авторов у входа. Правда, в том же году местный Институт архитекторов удостоил Йорна Утсона золотой медали. А в 2003 г. он получил за свой проект Притцкеровскую премию – высшую награду архитекторов.

В 1999 г. Йорн Утсон всё же спроектировал реконструкцию Зала приёмов, позже переименованного в его честь. Работами руководил сын Йорна архитектор Ян Утсон. А сам Йорн после 1966 г. не возращался в Сидней. Он умер в 2008 г., так и не увидев воочию своё знаменитое творение. Прожекторы, освещающие Sydney Opera House, были выключены на час в память о великом архитекторе.

Sydney opera

Сиднейский оперный театр его архитектор и архитектора


Оперные театры, как правило, строятся в классическом стиле. В отличие от них, здание сиднейской оперы – яркий образец архитектурного стиля экспрессионизм. Уникальная крыша реализована в форме парусов разных размеров. Окружённое с трёх сторон водой здание издали похоже на большой многопарусный корабль, пришвартованный в сиднейской бухте. Именно таким увидел будущий театр его архитектор. Он говорил, что хотел увести зрителей из привычной рутины в мир фантазии, где обитают актёры и музыканты.

Площадь, отведённая под строительство, была ограничена. Отклонённые жюри конкурса проекты имели общий недостаток – громоздкость. Эту проблему Йорн Утсон решил перенесением внимания на архитектурную доминанту здания – крышу. Её общий диаметр – 150 м. Каркас крыши состоит из 2 тысяч бетонных секций и весит 30 т. Два самых больших паруса венчают оба основных зала, задуманных изначально. Под самым маленьким парусом находится ресторан Bennelong. Вся конструкция крепится металлическими тросами, общей протяжённостью 350 км.

Неравномерная высота крыши первоначально вызвала проблемы с акустикой. Они были сняты с помощью звукоотражающего потолка со специальными желобами. Последние, кроме практической функции, выполняли и эстетическую, подчёркивая арки сцены.

Sydney opera

Сверху крыши-паруса покрыты белой полированной и кремовой матовой плиткой азулежу (португальские изразцы). Она была специально изготовлена для театра. По краям преобладает матовая плитка, а в центре – блестящая, что позволило создать переливчатый эффект. На облицовку общей площадью 1,62 га потребовалось более миллиона кусков плитки. Механический способ укладки позволил добиться идеальной ровности, недостижимой при ручной облицовке.


Хотя издали паруса кровли кажутся белыми, они меняет свой оттенок в зависимости от освещения. Как говорил архитектор, солнце и облака сделают крышу живой, на неё никогда не надоест смотреть. Он оказался прав.

Sydney opera

Сиднейский оперный театр внутри

Функциональное назначение главных залов претерпело изменения. Главный зал, вначале планировавшийся для оперных и балетных постановок, было решено перепрофилировать под концертный. Собственно оперным стал второй по размерам зал. Сейчас в комплексе функционируют 6 основных залов.

  • Concert Hall (Концертный) на 2679 зрителей. В нём установлен один из крупнейших в мире органов с 10 тысячами труб. Сцена размерами 17*11 м может быть расширена за счёт 85 передних зрительских мест.
  • Opera Theatre (Оперный) вмещает 1547 зрителей. Его занавес-гобелен, именуемый «Солнечным» – самый большой на планете.
  • Drama Theatre (Драматический) на 544 зрителя используется для театральных и танцевальных спектаклей. Его тёмный занавес-гобелен называют «Лунным».

  • В зале Playhouse на 398 мест проходят камерные театральные постановки, лекции и кинопросмотры. Сцену зала можно расширить в два этапа, пожертвовав 46 зрительскими местами.
  • В открытом в 1999 г. зале «Студия» могут собраться 364 любителя авангардистских пьес, современной музыки или корпоративов.
  • Небольшой зал Йорна Утсона украшает шерстяной гобелен в ярких тонах, сотканный по его эскизу.

В комплекс театра входит около тысячи разных помещений. Кроме залов, в здании действуют репетиционные аудитории, театральные помосты, звукозаписывающая студия, магазины, кафе, рестораны и другие многочисленные объекты. Человеку, не знающему план театра, нетрудно в нём заблудиться.

Sydney opera

Известен анекдотичный случай с начинающим курьером, доставившим посылку. Он запутался в помещениях и оказался на сцене во время спектакля. К счастью, один из актёров не растерялся и произнёс: «Наконец-то доставили посылку!». Зрители сочли его реплику частью сюжета.

Другой комичный случай произошёл во время представления оперы Мусоргского «Борис Годунов». В её декорации входили настоящие цыплята. Один из них перелетел со сцены на голову музыканта. После этого поверх оркестровой ямы установили сетку.

Sydney opera


В Сиднейском оперном театре по адресу Bennelong point, Sydney NSW 2000, ежегодно проводится около трёх тысяч культурных мероприятий, участниками которых становятся миллионы зрителей. Ознакомиться с репертуаром и заказать билеты можно на официальном сайте.

300 тысяч туристов ежегодно посещает театр в рамках организуемых экскурсий. Они проводятся с 9 до 17 часов каждый день, за исключением Рождества и Страстной пятницы, и длятся около часа.

Стоимость обычной экскурсии – 35 AUD. Практикуются и вечерние экскурсии, совмещённые со спектаклем, а также ужином в ресторане или кафе. Например, экскурсию и оперу Моцарта «Волшебная флейта», хорошо дополнит ужин в бистро Mozart.

Источник: SnovaDoma.ru

Видео: Сиднейская опера

История строительства

В конкурсе на право разрабатывать дизайн Сиднейского оперного театра участвовало 223 архитектора. В январе 1957 г. победителем конкурса был объявлен проект датского архитектора Йорна Утзона, а двумя годами позже на мысе Беннелонг в гавани Сиднея был заложен первый камень. По предварительным расчетам возведение театра должно было занять 3-4 года и обойтись в 7 млн долларов. К несчастью, вскоре после начала работ возникло немало сложностей, который вынудили правительство отойти от первоначальных планов Утзона. И в 1966 г. Утзон уехал из Сиднея после особенно крупной ссоры с городскими властями.


Команда молодых австралийских архитекторов взяла на себя ответственность за окончание стройки. Правительство Нового Южного Уэльса разыграло лотерею, чтобы добыть денег на продолжение работ. И 20 октября 1973 г. новый оперный театр Сиднея был торжественно открыт. Вместо планируемых 4 лет театр строили 14, и обошлось это в 102 млн долларов.

Видео: Лазерное шоу на Сиднейском оперном театре

Архитектурные особенности

Здание Сиднейского оперного театра имеет длину 183 м и ширину 118 м, занимая площадь более 21 500 кв. м. Оно стоит на 580 бетонных сваях, вбитых на глубину 25 м в глинистое дно гавани, а его грандиозный купол поднимается на 67 м в высоту. Чтобы покрыть всю поверхность купола, было использовано более миллиона глазурованных, переливающихся, как жемчуг, белоснежных черепиц.

В здании помещается 5 театров: Большой концертный зал на 2 700 мест; собственный театр на 1 500 мест и менее вместительные драматический театр, игровая и театральная студии на 350 и 500 мест каждая. В комплексе имеется более тысячи дополнительных служебных помещений, включая аудитории для репетиций, 4 ресторана и 6 баров.

Факты


  • Расположение: Сиднейский оперный театр находится на мысе Беннелонг в гавани Сиднея, в штате Новый Южный Уэльс, Австралия. Его архитектор – Йорн Утзон.
  • Даты: первый камень был заложен 2 марта 1959 г. Первое представление состоялось 28 сентября 1973 г., а следом за ним – официальное открытие театра 20 октября 1973 г. Всё строительство заняло 14 лет и обошлось в 102 млн долларов.
  • Размеры: здание Сиднейского оперного театра имеет длину 183 м и ширину 118 м, занимая площадь более 21 500 кв. м.
  • Театры и число мест: в здании помещается 5 отдельных театров с общим числом мест более 5 500.
  • Купол: неповторимый купол Сиднейского оперного театра покрывает более миллиона керамических черепиц. Комплекс обеспечивается электроэнергией с помощью 645 км кабеля.

Источник: wikiway.com

Символ застывшей музыки

Находится это удивительное здание в Сиднее, самом крупном городе Австралии, в гавани Беннелонг-Пойнт (на карте его можно отыскать по следующим координатам: 33° 51′ 24.51″ ю. ш., 151° 12′ 54.95″ в. д.).

Мировую известность оперный театр в Сиднее приобрёл прежде всего благодаря своей крыше, сделанной в форме расположенных друг за другом парусов (ракушек) разных размеров, которые делают его непохожим ни на один театр во всем мире. Фасад оперы получился до того интересным, необычным, а потому – узнаваемым, что считается одним из наиболее выдающихся зданий современной архитектуры, которое вот уже несколько лет как занесено в список всемирного наследия ЮНЕСКО.


Творец этого уникального здания, Йорн Уотсон, является единственным человеком в мире, чью работу эта организация признала ещё при его жизни (умер он через год после этого события, в 2008 году).

Описание

Оперный театр в Австралии прежде всего необычен тем, что в отличие от других сооружений подобного типа, выполненных в классическом стиле, являет собой яркий образец экспрессионизма, демонстрирующий новый взгляд на архитектуру. Сиднейский оперный театр с трёх сторон окружен водой, а сам возведён на сваях.

Площадь театра огромная и составляет 22 тыс. м2: длина его – 185 м, ширина – 120 м, а в самом здании находится огромное количество помещений, среди которых несколько театральных залов, множество мелких студий и театральных помостов, а также рестораны, бары и магазины, где любой желающий может купить себе на память сувенир о посещении театра.

Основными помещениями являются четыре зала:

  • Концертный зал – самое большое помещение театра, способное вместить 2679 зрителей. Именно здесь установлен самый большой в мире орган: состоит он из 10 тыс. труб;
  • Оперный театр – в этом зале помещается 1507 зрителей, а на его сцене можно увидеть не только оперу, но и балет;
  • Драматический театр – рассчитан на 544 человека;
  • Малая драматическая сцена – рассчитана на 398 человек и считается самым уютным помещением оперы.

Крыша из парусов

Самой примечательной частью здания, благодаря которой театр оперы в Сиднее стал одним из наиболее интересных театров в мире, является его крыша, сделанная в форме расположенных друг за другом раковин или парусов. Кровля, высота которой составляет 67 м, а диаметр – 150 м, состоит более чем из 2 тыс. секций, а весит около 30 тонн.

Конструкция закреплена с помощью металлических тросов, общая протяжённость которых составляет 350 км. Две основные раковины находятся над двумя самыми большими залами оперы. Другие паруса расположены над меньшими помещениями, а под самым маленьким расположен один из ресторанов.

Сверху раковины механическим способом покрыты белыми полированными и кремовыми матовыми плитками, благодаря чему поверхность получилась абсолютно гладкой – эффект, которого вряд ли бы добились, укладывая её вручную. Интересный факт: несмотря на то что издали может показаться, будто кровля покрашена в белый цвет, в зависимости от освещения, она постоянно изменяет свой оттенок.

Такая структура кровли выглядит очень красиво и оригинально, но при строительстве из-за неравномерной высоты крыши, внутри здания возникли проблемы с акустикой, и чтобы решить недостаток пришлось отдельно сделать звукоотражающий потолок. Для этого были изготовлены специальные желоба, способные исполнять одновременно практическую и эстетическую функции: отражать звук и привлекать внимание к аркам, расположенных над передней частью сцены (длина наибольшего желоба составляет около 42 метров).

Автор идеи

Интересный факт: возвести в Сиднее оперный театр была идеей британца сэра Юджина Гуссенса, который прибыл в Австралию в качестве дирижёра для записи концерта на радио. Можно только представить себе его удивление, когда он обнаружил, что в Сиднее нет театра оперы.

В городе также отсутствовали сооружения, рассчитанные на большую аудиторию, в которых сиднейцы могли бы прийти послушать музыку.

Поэтому решение сделать всё для того, чтобы возвести театр, в котором зрители будут иметь возможность ознакомиться как с классическими, так и последними музыкальными произведениями, было им принято незамедлительно. Он сразу занялся поисками подходящего места для строительства – им оказался скалистый мыс Беннелонг Пойнт, возле которого была расположена набережная, являющаяся ключевым узлом, поскольку местные жители с паромов пересаживались на поезда или автобусы.

Подыскав подходящее место (здесь в то время находилось трамвайное депо, которое впоследствии снесли), Гуссенс провёл соответствующую кампанию и, заразив своей идеей немало влиятельных людей Сиднея, добился того, чтобы правительство разрешило строительство Оперного театра. Власти сразу же объявили международный конкурс на лучший проект. И тут дело застопорилось: у Гуссенса появились враги. После одной из международных поездок таможенники обнаружили предметы «черной мессы», оштрафовали, уволили с работы – и он вынужден был покинуть Австралию, несмотря на все уверения, что вещи ему не принадлежат.

Конкурс

На конкурс было прислано более двухсот работ со всех уголков планеты. Ещё одним важным моментом являлось то, что Гуссенс не только успел отобрать квалифицированную комиссию, но и дал характеристику конкурсного проекта.

Проект должен был предусматривать два зала – один для более крупных, второй – для мелких постановок. В здании обязательно должны были быть помещения, где можно было бы проводить репетиции, хранить реквизиты, а также отведено место для ресторанов.

Задача усложнялась тем, что площадь, на которой планировалось возвести сооружение, имела довольно ограниченные размеры, поскольку с трёх сторон была окружена водой. Поэтому большинство проектов было отклонено по одной простой причине: выглядели они слишком громоздко, а фасад здания – угнетающе.

И только одна работа привлекла внимание членов жюри, заставляя их раз за разом возвращаться к проекту: на эскизе театры были поставлены вплотную друг к другу, проблема громоздкости оказалась снята благодаря акцентированию внимания на белой крыше в виде парусов, а декорации и театральные реквизиты автор предлагал хранить в специальных углублениях, решив, таким образом, проблему кулис.

Автором работы оказался датчанин Йорн Уотсон (подобных оригинальных проектов у этого архитектора было много, но этот оказался одним из немногих, который был осуществлён). Несмотря на то что представленный им проект являлся эскизом, стоимость работ была оценена в 7 млн. австрал. Долларов, что являлось приемлемой ценой. Деньги на начало строительства были собраны при помощи лотереи.

Строительные работы

Тогда как проект оказался одобрен, было очевидно, что над ним следует ещё хорошо поработать (некоторые вопросы не решены и поныне). Основная проблема состояла в том, как сделать нестандартной формы крышу, тем более что подобного опыта в мире на данный момент не существовало.

Этот вопрос Уотсон решил путём придания каждой раковине форму треугольника, собрав её для этого из меньших треугольников изогнутой формы, покрытых плиткой механическим способом при изготовлении. После этого паруса были установлены на бетонные нервюры (рёбра каркаса), расположенные по кругу – это дало возможность крыше получить законченный и гармоничный вид.

Эта форма породила проблемы с акустикой зала, которую архитектору хоть и удалось впоследствии решить, но потянула она за собой немалые финансовые траты (например, поскольку новый свод оказался значительно тяжелее предыдущего, пришлось взрывать уже сделанный фундамент и начать возводить более крепкий и прочный).

Вместо предполагаемых 7 млн. австрал. дол. строительство обошлось в 102 миллиона. Строительство шло очень медленным темпом, что не могло не обратить на себя внимания местных депутатов и противников архитектора.

А после того как партия лейбористов, поддерживающая строительство, потеряла поддержку населения и к власти пришла оппозиция, деньги, вырученные за лотерею, сначала заморозили (благо, предлог имелся), а потом и вовсе пустили на строительство дорог и больниц, заставив Уотсона в 1966 году бросить работу и покинуть Сидней навсегда.

После этого главным архитектором был назначен Холл, которому хоть и удалось окончить строительство в 1973 году, но по мнению многих специалистов, проводимые им работы значительно испортили вид здания, а интерьер оказался непримечательным (интересный факт, во время подготовки Олимпиады в Австралии в 2000 году, австралийцы предложили Уотсону вернуться и закончить работы над оперой, согласившись сделать всё, что он скажет, но тот отказался).

Вот так и получилось, что Сиднейский оперный театр, являющийся одной из самых великолепных построек нашего времени, которую упоминают наряду с Тадж-Махалом и другими чудесами света, внешне хоть и выглядит великолепно, но внутри ничем особым не отличается. Правда, это не помешало зданию взять участие в конкурсе на звание одного из семи чудес света и хоть и не войти в призёры, оказаться среди основных претендентов.

Источник: awesomeworld.ru

Описание

Общеизвестно, что абсолютное большинство других театров в мире построено в строгом стиле классицизма. А Сиднейский оперный театр – это настоящий экспрессионизм в архитектуре, свежий взгляд на классическую музыку и оперное пение.

Он обладает необычной крышей и стоит на сваях в воде, которой окружен. Театр имеет огромную площадь – около 22 000 кв. м, множество больших залов, студий, кафе, ресторанов, бутиков, сувенирных лавок и иных помещений.

Сиднейский оперный театр в АвстралииСамый масштабный по площади зал театра – это концертный зал, где могут разместиться более 2,6 тысячи человек. В этом зале установлен гигантский орган, часто бывают концерты органной музыки.

Второй по величине зал называется оперный театр, его вместимость – 1,5 тысячи человек, здесь ставят оперы и балеты. Третий зал называется драматическим театром, он рассчитан на 500 зрителей, и предназначен для театральных постановок.

Крыша театра

Сиднейский оперный театр - АвстралияВысота кровли этого здания – почти 70 м, а радиус – 75 м. Она сделана в форме множества лепестков или парусов, вложенных друг в друга. Общая масса кровли составляет более 30 000 кг.

Поверхность сегментов, которыми покрыта крыша оперы в Сиднее, оклеена гладкой белой плиткой. Интересно, что в течение дня в зависимости от освещения ее цвет меняется от чисто белого до светло-бежевого тона.

В связи с тем, что поверхность крыши не гладкая, внутри него возникли серьезные проблемы, связанные с акустикой. Поэтому пришлось дополнительно сделать потолок со звукоотражением. Отражательную функцию выполняют особые желоба на потолке.

Первый автор театра

Идея построить в Сиднее оперный театр пришла в голову английскому дирижеру Юджину Гуссенсу, который прибыл в Австралию, чтобы записывать концерты на радио. Не было и ни одного здания, где оперу можно было разместить.

Юджин Гуссенс - автор Сиднейского оперного театраПо просьбе Гессенса властями Австралии было принято решение о строительстве театра, где бы можно было послушать не только классическую музыку, но и современные музыкальные произведения.

В Сиднее на берегу моря рядом с набережной был выбран мыс. Там тогда находился трамвайный парк, его перенесли в другое место, и немедленно объявили профессиональный конкурс на лучший проект будущего оперного театра.

У Гуссенса в связи с развитой бурной деятельностью по строительству этого театра появились враги и завистники. Внезапно таможня нашла в его багаже запрещенные предметы, и он был вынужден покинуть Австралию.

Конкурс

Была создана квалифицированная комиссия из лучших австралийских архитекторов, она и дала характеристики будущему проекту оперы в Сиднее. На конкурс из множества стран мира поступило более 200 проектов.

Первоначально предполагалось, что в проекте должно быть два больших зала, а также помещение, где будут проходить репетиции, помещение для реквизита, несколько ресторанов и пр. Позже условия значительно изменились.

Сиднейский оперный театр - история созданияСложность проекта была в том, что оперный театр необходимо было строить на воде, площадь строительства была небольшой, поэтому многие предлагаемые варианты выглядели слишком массивно, тяжело. В итоге почти все они были отклонены комиссией.

И только благодаря уникальной, похоже на паруса, воздушной белой крыше, члены комиссии обратили внимание на проект, автором которого был Йорн Уотсон из Дании, обладатель множества оригинальных архитектурных идей.

Он был знаменит своим неординарным взглядом на современную архитектуру, но большинство его проектов никогда не были воплощены в жизнь, они считались слишком вычурными, оторванными от реалий жизни.

Однако в Сиднее за оперу с парусами немедленно взялись, оценили ее в семь миллионов австралийских долларов, что вполне адекватная цена. Первые денежные средства были собраны при помощи лотереи.

Строительные работы

После одобрения проекта выяснилось, что по нему еще придется много работать, целый ряд ключевых вопросов не решен, не сделано этого и сегодня. Такое здание строилось впервые, у строителей не было соответствующего опыта, они экспериментировали.

Множество неординарных решений принималось в процессе строительства, приходилось переделывать уже построенное. Постепенно стоимость проекта значительно увеличилась: с 7 до 102 млн. австралийских долларов.

Сиднейский оперный театр в АвстралииСтройка начала затягиваться, на что обратили внимание местные парламентарии, появились толпы противников строительства Сиднейской оперы. Потом правящая партия проиграла очередные выборы и ушла в оппозицию.

Деньги, выделяемые на стройку из лотерейного фонда, были заморожены, позже их растратили на строительство социальных объектов. В результате главный архитектор Уотсон бросил недостроенный объект и навсегда уехал домой в Данию.

Был назначен новый архитектор Холл, но многие австралийцы убеждены, что он испортил оперный театр. Хотя он и сумел его закончить в начале 70-х годов прошлого века, но с недоделанными интерьерами.

Через 30 лет ему поступило предложение вернуться и достроить оперу, но он отказался. Такой долгострой похлеще, чем иногда бывают в нашей стране. Однако Сиднейский оперный театр считается одной из самых величественных построек XX столетия.

Интерьеры театра отделаны драгоценной древесиной и розовым гранитом, иногда они напоминают местами недоделанные каюты и палубу старинного парусника, соединенные с огромными парусами на крыше.

Однажды Сиднейский оперный театр участвовал в международном конкурсе на предмет признания его одним из чудес света.  В итоге он проиграл другим проектам, но оказался в числе призеров, чем чрезвычайно гордятся австралийцы.

Источник: vsya-planeta.ru


Categories: Вопросы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.