Сиена — один из самых удивительных городов Италии, и без нее невозможно понять страну. Сиена сохранила свою старину — город имеет на удивление средневековый облик, свою красоту — иконы и картины большей частью остались на своих местах в церквях, а пейзажи городских окрестностей не превратились в индустриальный фон. И при этом Сиена не стала музеем под открытым небом и верна своим традициям до сих пор.

ynnbUTNzMgE Сиена — один из самых удивительных городов Италии.

Осмотреть Сиену нетрудно. Даже во время короткой прогулки панорамы, которые открываются в просветах между домами, виды на долины и холмы вокруг оставляют сильное впечатление подлинности. Короткий маршрут стоит начать на Кампо Сиены с фонтаном Гайа, затем посетить палаццо Пубблико с его фресками, величественный Дуомо с его инкрустированными мраморными полами и кафедрой проповедника, зайти в Музей собора, чтобы увидеть «Маэсту» Дуччо.


В маршрут на целый день, помимо этого, войдут церкви, дом Екатерины Сиенской и Пинакотека. В Сиену можно попасть через восемь городских ворот. На дороге, ведущей к центру от ворот Сан-Марко (Porta San Marco), множество указателей. Исторический центр, который до сих пор окружен средневековыми стенами, легко обойти пешком, хотя в лабиринте улиц вокруг piazza Jl Campo (пл. Кампо) можно заблудиться. От ж/д вокзала можно доехать на автобусе до p.Matteotti (пл. Маттеотти); via Pianigniani (ул. Пьяниньяни) выведет от остановки на via Banchi di Sopra, которая идет к Кампо.

udKW5mgHcdA Сиена — один из самых удивительных городов Италии.

Площадь Кампо (рiazza il Campo).

Главная площадь города, на которой св. Бернардино Сиенский в XV веке собирал на проповеди толпы народа, кажется специально приспособленной для публичных выступлений. Это не случайно: формапьяццы повторяет очертания римского театра, камень которого пошел на ее строительство. Подобно античным театрам, часто размещавшимся на склонах холмов, площадь понижается к палаццо Пубблико. Однако для истинного сиенца Кампо — это плащ Девы Марии, укрывающий сердце города. Одна из самых красивых площадей Европы вымощена камнем разных оттенков и разделена полосами из травертина на 9 секторов, в память о том времени, когда городом правил Совет Девяти.

_sob12OgZQo Сиена — один из самых удивительных городов Италии.

Палаццо Пубблико.


Палаццо Пубблико начали строить в 1297 году. В 1299 году возведен главный корпус, а в 1310 году закончено строительство боковых крыльев. Главный корпус палаццо выполнен в стиле тосканской готики. Верхний ярус фасада украшают солнечные часы с монограммой Христа, а двумя ярусами ниже красуется герб семьи Медичи, напоминающий о присоединении Сиены к Великому герцогству Тосканскому. Со времени строительства палаццо Пубблико подвергся лишь незначительным переделкам. В  конце XVII века знаменитый римский архитектор Карло Фонтана надстроил боковые крылья и несколько изменил интерьер с целью укрепления его внутренней конструкции.

Aldrm7GIibk Сиена — один из самых удивительных городов Италии.

Башня-кампанила Торре-дель-Манджа.

Башня-кампанила Торре-дель-Манджа, примыкающая к палаццо Пубблико (1338—1348), построена, согласно преданию, по проекту Липпо Мемми, ученика и затем зятя Симоне Мартини. Колокола Торре-дель-Манджа, которая получила название по имени звонаря Джованни ди Дуччо, прозванного Ман-джагваданьи (итал. Mangiaguadagni — «тот, кто проедает весь свой заработок»), первый раз зазвонили в 1348 году, когда в город пришла чума — «черная cмерть»

Y8gxfnUYHEg Сиена — один из самых удивительных городов Италии.

Капелла ди-Пьяцца (Cappella di Piazza).


Окончание великого мора сиенцы отметили строительством у подножия башни лоджии Капелла ди-Пьяцца (Cappella di Piazza). Ее завершили в 1352 году, но перестроили в следующем столетии в стиле ренессанс: нижние части пилястр до карниза отделаны готической скульптурой и острыми арками, верхние — ренессансными нишами с раковинами, гирляндами и античными мотивами. Высота Торре-дель-Манджа — 88 м (с громоотводом — 102 м), и, чтобы подняться на ее вершину, где расположена смотровая площадка, придется преодолеть 512 ступеней.

MYPKEgJ4f4s Сиена — один из самых удивительных городов Италии.

Городской собор Сиены (Duomo di Siena).

Городской собор Сиены (Duomo di Siena), один из прославленных памятников архитектуры Италии, стоит на месте древней церкви IX века. Официально новый трехнефный храм (90 x 50 м) в честь вознесения Девы Марии освятил в 1179 году папа Александр III, великий уроженец Сиены, но строительные работы продолжались еще несколько столетий. Купол завершили в 1263 году, романскую колокольню — в 1313-м. Строителем собора называют Джованни Пизано.

tBsvlGTjlJY Сиена — один из самых удивительных городов Италии.


Городской собор Сиены (Duomo di Siena).

Архитектурное решение и убранство здания соединяют романский и готический стили. Фасад завершен в конце XIV века. В нем нетрудно узнать черты собора города Орвьето, бывшего для строителей объектом соперничества и подражания. Храм отделан белым мрамором с использованием мрамора других цветов. Чередование светлых и темных полос (здесь из белого и зеленого мрамора) в боковых нефах — узнаваемая черта тосканской архитектуры.

svsP9MlqqHA Сиена — один из самых удивительных городов Италии.

Городской собор Сиены (Duomo di Siena).

К оформлению фасада приложил руку еще Джованни Пизано. Порталы декорированы барельефами Тино ди Камайно, которые изображают свв. Иоакима и Анну, родителей Девы Марии. В верхней части фасада расположено окно-роза, а вокруг него — скульптурные изображения ветхозаветных патриархов.

g9VNY7hpjrc Сиена — один из самых удивительных городов Италии.

Городской собор Сиены (Duomo di Siena).


Главная достопримечательность интерьера собора — мозаичные полы. В конце главного нефа неизвестный мастер в 1372 году изобразил колесо Фортуны. На вершине колеса на троне сидит король со скипетром и державой, три мужские фигуры, цепляясь за колесо, стремятся на нем удержаться. По сторонам в медальонах изображены мудрецы древности: Эпиктет, Аристотель, Сенека и Еврипид со свитками в руках. Начертанные на свитках латинские изречения расширяют смысл аллегории, темой которой становится не только случай, правящий миром, но и мудрость, созерцающая земную суету.

Xx62isDzYmw Сиена — один из самых удивительных городов Италии.

Сиена. Национальный Археологический музей.

Национальный Археологический музей Сиены входит в комплекс Оспедале-ди-Санта-Мариа-делла-Скала. Ядро собрания — артефакты из раскопок в округе Сиены. Среди них — этрусская керамика (прекрасная коллекция чернолаковых, с имитацией металлической поверхности, ваз «буккеро»), расписные греческие — кампанские и апулийские — и этрусские вазы, в том числе знаменитый кратер с изображением «Смерти Эгисфа», римские саркофаги III—IV веков, произведения античной скульптуры (например, так называемый портрет Сенеки, I в.).

UXMdiia-XgI Сиена — один из самых удивительных городов Италии.

Церковь Блаженного Августина.


Церковь Блаженного Августина 10 (Sant’ Agostino) находится на расстоянии около 200 м на юг от Пинакотеки по via di San Pietro (виа ди-Сан-Пьетро). Храм построен в XIII веке и перестроен в XVI веке. Фасад создан в XVIII столетии, тогда же, после пожара, был обновлен интерьер. Здесь хранятся «Почитание Распятия» Перуджино, многочисленные произведения Ванни и Манетти. В капелле Бики можно увидеть фрески Симоне Мартини и Луки Синьорелли, а в капелле Пикколомини — Амброджо Лоренцетти, Маттео ди Джованни и Содому. На via di Citta (виа Читта) — одной из самых красивых улиц Сиены — и на продолжающей ее via Banchi di Sopra (виа Банки-ди-Сопра) расположены палаццо, некогда принадлежавшие местной знати. Via di Citta начинается от p. Postierla (пл. Постьерла) 11 , или площади Четырех углов, украшенной бронзовым фонтаном с изображением орла (знаком контрады «Орел»). Это один из 17 фонтанов (по числу контрад города), в котором проходит благословение лошадей перед скачками.

zQcaXtzVQhY Сиена — один из самых удивительных городов Италии.

Палаццо Пикколомини.


От фонтана на север протянулась череда богатых городских дворцов — палаццо Пикколомини (Palazzo Piccolomini, XV в.), палаццо Киджи-Сарачини (Palazzo Chigi-Saracini, XIII—XVIII вв.) и лоджия деи-Мерканти 12 (Loggia dei Mercanti). В 100 м от лоджии на левой стороне улицы стоит палаццо Толомеи 13 (Palazzo Tolomei, XIII в.), фасад которого смотрит на маленькую одноименную площадь. Наконец, улица приведет на p. Salimbeni (пьяцца Салимбени), названную по имени извечных врагов семьи Толомеи. Дворцы, стоящие на ней, выдержаны в трех разных стилях: палаццо Салимбени 14 (Palazzo Salimbeni) — готический, дворец Спаннокки 15 (Palazzo Spannocchi) — ренессансный, а палаццо Тартуччи (Palazzo Tartucci) — барочный.

gXebNT3S1pY Сиена — один из самых удивительных городов Италии.

Сиена. Базилика Св. Доминика.

Базилика Св. Доминика (Basilica di San Domenico) возведена на холме Кампореджо, на котором, если верить сиенскому хронисту, флорентийцы, подступившие к Сиене в 1260 году, намеревались после покорения города возвести крепость. Строительство церкви велось в 1226—1265 годах, а в XIV веке она была расширена, переделана в готическом стиле, тогда же в ней разместилась резиденция ордена доминиканцев. В церкви молилась св. Екатерина Сиенская, поэтому это одна из особо чтимых церквей в городе.


Источник: travellgide.ru

Сиена — город с древнейшей культурной традицией; местный университет основан 775 лет назад, а кроме него в городе есть престижная Музыкальная академия Киджи, Университет для иностранцев, Академия наук Сиены и Академия Интронати. Здесь каждый камень имеет многовековую историю; атмосфера Сиены уникальна, потому что её жители сохранили живые традиции предков — прежде всего те из них, что связаны с праздничными скачками Палио, событием, которое сиенцы каждый год проводят с неизменной энергией и энтузиазмом.

 

История

Вид на исторический центр Сиены / Shutterstock.com

Первоначально на месте Сиены находилось поселение этрусков. Древние римляне основали здесь колонию под названием Сена-Юлия. В средние века Сиена — крупный и важный город; сначала её захватывают лонгобарды, затем — Каролинги; с IX по XI вв. городом управляет епископ, а в 1147 г. он становится свободной коммуной и начинает прибирать к рукам соседние земли. Эта захватническая политика с неизбежностью ведёт к противостоянию с Флоренцией; война между двумя городами то возобновляется, то прерывается вплоть до 1555 г., когда после долгой осады флорентийцы берут Сиену штурмом, в результате чего город теряет свою самостоятельность и входит в состав Великого Герцогства Тосканского, оставаясь его частью вплоть до присоединения к Итальянскому королевству в 1861 г.


 

Что посмотреть

Площадь пьяцца-дель-Кампо

Пьяцца-дель-Кампо © pisaphotography / Shutterstock.com

Эта площадь издавна была и остаётся местом встреч сиенцев и ареной главного события местной жизни — Палио. Она имеет необычную форму раковины и входит в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО. Пьяцца-дель-Кампо — сердце Сиены; именно здесь расположены важнейшие памятники её славного средневекового прошлого.

 

Палаццо-Пубблико и башня Торре-дель-Манджа

Палаццо-Пубблико / Shutterstock.com

Палаццо-Пубблико на пьяцца-дель-Кампо — это главное здание Сиены, где когда-то размещались городские власти сначала сеньоры, затем подеста, а начиная с конца XIII в. — Совет Девяти). Поскольку в течение своего шестимесячного правления девять членов Совета не имели права покидать здание дворца, они достроили балкон, обращённый в сторону площади пьяцца-Меркато — так называемую «Лоджию Девяти», — чтобы иметь возможность «подышать воздухом».


Башня Торре-дель-Манджа / Shutterstock.com

Сегодня в здании находится городской музей (Museo Civico), где выставляются такие шедевры, как «Маэста» и «Гвидориччо да Фольяно» Симоне Мартини, великого художника сиенской школы, или цикл Амброджо Лоренцетти «О хорошем и дурном правлении».

Башня Торре-дель-Манджа, символ величия Сиены, является частью дворцового комплекса. Башню строили с 1338 по 1348 гг.; её отличает лёгкая и изящная архитектура: кирпичный корпус венчает каменное завершение и звонница. Название же колокольни восходит к первому звонарю, прозванному Манджагваданьи (что буквально переводится как «проедатель заработков» — звонарь якобы любил хорошо поесть). С башни открываются великолепные виды на город, оттуда можно охватить взглядом весь его исторический центр.

 

Кафедральный собор Санта-Мария-Ассунта и крипта

Кафедральный собор Санта-Мария-Ассунта / Shutterstock.com

Сиенский Дуомо (или собор Санта-Мария-Ассунта) находится на одноимённой площади , расположенной выше Пьяцца-дель-Кампо. Это великолепное здание в готическом стиле, украшенное множеством шедевров таких мастеров, как Донателло, Пизано и Микеланджело, а также фресками знаменитого Пинтуриккьо. Собор настолько потрясает своей красотой, что уже при взгляде снаружи производит глубочайшее впечатление.

Здание строилось с 1214 по 1263 гг. и имеет в плане латинский крест; оно увенчано не слишком выступающим куполом, а рядом высится колокольня. И экстерьер, и интерьер отделаны блоками белого мрамора, которые чередуются с более тонкими полосами чёрно-зеленоватого цвета — это цвета Сиены.

В невероятной красоты интерьере собора колонны воспроизводят мотив чередования белого и чёрного мрамора. Подняв взгляд, вы увидите бюсты сиенских религиозных деятелей прошлого.

Пол также заслуживает внимание: именно здесь вы обнаружите самые поразительные произведения искусства во всём соборе. Целых 56 сцен, высеченных в мраморе между 1369 и 1547 гг. сорока крупнейшими художниками того времени — сиенцами по происхождению, за исключением Бернардино ди Бетто, более известного как Пинтуриккио (он был родом из Умбрии). Для окончания работ потребовалось около 600 лет: последняя панель была завершена в 1800 г.

Интерьер собора Санта-Мария-Ассунта © Eddy Galeotti / Shutterstock.com

В центральной части здания, в левом трансепте, можно увидеть потрясающее «Избиение младенцев» Маттео ди Джованни (1481 г.). Художник был одержим этой темой и создал в Сиене сразу несколько картин на этот сюжет: в Палаццо-Пубблико и в церкви Санта-Мария-дей-Серви.

Пинтуриккьо. Интерьер Библиотеки Пикколомини © Anilah / Shutterstock.com

Среди других шедевров собора необходимо назвать великолепный баптистерий работы Донателло справа от Библиотеки Пикколомини, готическую розу Дуччо Буонинсеньи и мраморный амвон Никола Пизано.

Обязательно загляните в крипту под главным зданием собора. Здесь сохранились невероятные фрески сиенской школы XIII в. со сценами из Ветхного и Нового Завета.

 

Библиотека Пикколомини

Пинтуриккьо. Потолок Библиотеки Пикколомини / Shutterstock.com

Внутри Сиенского собора таится ещё одно сокровище несравненной красоты — Библиотека Пикколомини. Она создана в 1492 г. по воле кардинала Франческо Пикколомини Тодескини с тем, чтобы разместить в ней собрание ценных книг папы римского Пия II (в миру — Энеа Сильвио Пикколомини), и украшена великолепными фресками Пинтуриккио (начало XVI в.), которые рассказывают о жизни понтифика. Здесь хранятся большие антифонарии (обиходные книги) с миниатюрами XV-XVI вв.

Стены разделены на 10 сцен с самыми важными событиями в биографии Пия II: назначение посланником европейских дворов, момент, когда он приветствует нового императора и когда представляет Элеонору Фридриху III, получение кардинальского, а затем и папского сана, и многое другое.

Пинтуриккьо. Библиотека Пикколомини. Деталь / Shutterstock.com

Потолок расписан великолепными фресками: главный прямоугольник и половина свода окрашены в синий, красный и золотой цвета с фресками в стиле гротеск. Фамильный герб, как и полагается, расположен в центре; но если поискать полумесяц во всём зале и на фресках, вы внезапно обнаружите, что он здесь буквально повсюду.

 

Баптистерий Сан-Джованни

Баптистерий построен в 1316-1325 гг. у основания апсиды собора. Неоконченный фасад относится ко второй половине XIV в. Интерьер, завершённый в 1325 г., был дополнен замечательной скульптурой и живописью в последующем столетии.

Баптистерий Сан-Джованни © mikestravelguide.com

Самое значительное произведение искусства, которое хранится в баптистерии, — это, вне всякого сомнения, знаменитая купель — шедевр раннего тосканского Возрождения, созданный по проекту, который приписывают Якопо делла Кверча. Шестиугольная купель украшена панелями из позолоченной бронзы со сценами из жизни святого Иоанна Крестителя работы всё того же делла Кверча, а также Турино ди Сано, Джованни ди Турино, Лоренцо Гиберти и Донателло. Между панелями располагаются статуи с аллегориями добродетелей (Вера и Надежда — дело рук Донателло, остальные принадлежат Джованни ди Турино и Горо ди Нероччо). Дароносица украшена четырьмя музицирующими ангелами из бронзы работы Донателло и ди Турино и барельефами делла Кверча, а выше помещается статуэтка Крестителя. Среди других важных произведений искусства в баптистерии можно отметить статуи школы Джованни Пизано, триптих с Мадонной, святыми и сценами из жития святого Стефана Андреа Ванни и Джванни ди Паоло, а также фрески Веккьетты с атрибутами веры.

 

Палаццо-Толомеи

Палаццо-Толомеи © panoramio.com

Палаццо-Толомеи — это старинное здание на одноимённой площади, поблизости от главной улицы Сиены. Род Толомеи обосновался в Италии после похода Карла Великого, и в Сиене это семейство одним из первых сделало себе состояние в банковском деле, сделавшись могущественной силой. Толомеи владели башнями и замками на территории между Монтаньола-Сенезе и Мареммой.

В этой части Сиены, которая тогда находилась вне городских стен, этот род в XI-XII вв. имел замок, который свидетельствовал об их благосостоянии на тот момент. Нынешнее здание начали строить в 1205 г., что делает его древнейшей частной резиденцией, сохранившейся в Сиене; правда, верхние этажи дворца переделали после 1267 г., когда здание едва ли не разрушили гибеллины. В 1277 г. дом Толомеи стойко перенёс пожар; в 1971 г. его отреставрировали, и сейчас здесь офис флорентийского банка Cassa di Risparmio di Firenze.

Фасад палаццо из серого камня обнажает его типичные для XIII в. очертания: два этажа находятся на почтительном расстоянии друг от друга и разделены профилем, а два ряда по пять элегантных окон-бифор с арочками и сквозными отверстиями в форме трелистника облегчают массивный фасад.

 

Палаццо Салимбени

Палаццо Салимбени © Ellie King / Flickr.com

Палаццо-Салимбени стоит в глубине одноимённой площади. Его готическое здание построено в XIV-XV вв., а в 1879 г. оно было отреставрировано и достроено в неоготическом стиле Джузеппе Партини. Внушительное сооружение сегодня является главным офисом банка Монте-дей-Паски — одного из главных кредитных учреждений Италии, образованного в 1624 г. на основе Монте-Пио, в свою очередь возводящего свою историю к 1472 г.

Название банка связано с тем, что в качестве гарантии своих операций он брал доходы с пастбищ сиенской Мареммы, которые тогда назывались «паски» и принадлежали государству.

Трёхэтажное здание предваряется лестницей; основные элементы фасада — изящный портал с сиенской аркой, элегантные окна-трифоры в третьем этаже, вписанные в стрельчатые арки, и внушительных размеров карниз с арочками и зубцами.

В здании сохранились фрагменты древних складов Салимбени и драгоценный исторический архив банка, в котором есть работы Пьетро Лоренцетти, Сассетты, Якопо делла Кверча, Доменико Беккафуми, Риччо, Рутилио Манетти и Алессандро Франки.

 

Санта-Мария-делла-Скала

Санта-Мария-делла-Скала / Flickr.com

Больничный комплекс Санта-Мария-делла-Скала — это прежде всего один из первых госпиталей Европы, где принимали паломников, шедших по Дороге франков, и помогали бедным и брошенным детям.

Здание расположено в сердце Сиены, напротив собора, и в нём невероятным образом сохранились в целости свидетельства тысячелетней истории, включая эпоху этрусков и римлян, средние века и Ренессанс.

В этом комплексе смешиваются в единое целое изображения этрусков, усталых паломников, путников и больных, благородных господ, византийских императоров, брошенных детей и молящихся братьев. Всё это распределено по монументальным помещениям и узким коридорам, где то и дело можно неожиданно обнаружить фрески с историями из жизни, тёмные крипты, переходы, высеченные в туфе, и огромные пространства с кирпичными сводами.

Доменико ди Бартоло, отделение для паломников в Санта-Мария-делла-Скала © Wikimedia Commons

Самые важные части огромного комплекса — это отделение для паломников (Pellegrinaio), старая сакристия (la Sagrestia Vecchia) с росписями Лоренцо Веккьетты, Капелла-дель-Манто (Cappella del Manto) с люнетом Доменико Беккафуми, Капелла Мадонны (Cappella della Madonna) и церковь Сантиссима-Аннунциата (chiesa della Santissima Annunziata). Кроме того, здесь проходит множество временных выставок.

 

Национальная картинная галерея (Pinacoteca Nazionale)

Дуччо ди Буонинсенья. Полиптих №28 в Национальной картинной галерее Сиены © Wikimedia Commons

В грандиозной Национальной картинной галерее можно совершить путешествие в историю сиенской живописи с XIII по XVII вв. Её собрание — одна из самых богатых коллекций искусства Средневековья и Ренессанса во всей Тоскане. Здание галереи — позднеготическое палаццо Бонсиньори (первая половина XV в.). Разумеется, именно здесь в наибольшем масштабе представлена сиенская школа живописи. Речь прежде всего о XIV-XV вв., но в коллекции есть и шедевры эпохи маньеризма и барокко. Из представленных в собрании художников можно назвать Дуччо ди Буонинсенью, Симоне Мартини, Пьетро и Амброджо Лоренцетти, Джованни ди Паоло, Доменико Беккафуми.

 

Палио

Палио в Сиене © Migel / Shutterstock.com

Сиена неразрывано связана со своим главным праздником — Палио, одним из самых известных исторических конных состязаний в мире. Оно проходит дважды — 2 июля и 16 августа — среди ярких цветов, пёстрой толпы, криков, на покрытой туфом главной площади города. Наездники, скачущие на лошадях без седла, бросают друг другу вызов в гонке, которая длится меньше минуты. Сиенцы ждут этого события весь год, относясь к своей истории со страстью и огромным уважением. Игра превращается в настоящую жизнь, где чередуются радость и горе, где есть место отваге и интригам, верности и предательству. Скачки включают в себя три круга вокруг площади по дорожке из туфа, проложенной по верхнему кольцу площади, нависающему над раковинообразным углублением. Стартуют всадники от участка, разграниченного двумя канатами (он называется «Мосса»); порядок лошадей на старте определяет жребий. Побеждает та контрада, чья лошадь пробежит три круга первой — со всадником или без.

 

Кухня

Сиенская кухня включает в себя традиционные тосканские блюда (овощной суп риболлита, запечённая свинина ариста, фасоль «алл-учеллетто»), которые здесь часто трактуют на свой лад, обильно сдабривая чесноком и душистыми травами вроде мяты и эстрагона.

Сиенские пичи © foodfrankly.com

Классическая сиенская паста — это «пичи»; похожие на спагетти макароны делают вручную, причём в длину они могут достигать аж трёх метров. «Современный» рецепт предписывает использовать яйца для приготовления теста, однако некогда эта паста была традиционной едой бедных крестьян, которые делали тесто из одной только муки да воды. Едят пичи на первое с рагу (из утки, дичи и т.п.) или с томатно-чесночным соусом («пичи алл-альоне»).

Среди мясных деликатесов почётное место принадлежит прошутто и салями из мяса свиней породы Чинта-Сенезе, которые отличаются белой полосой в верхней части тела. Это деревенская порода с древним происхождением (её разводили ещё в средние века); растят её на свободе или в полусвободном состоянии. Охраной и продвижением этой породы занимается Консорциум компании Чинта-Сенезе.

Чинта-Сенезе © cinellicolombini.it

Также Сиена и её окрестности знамениты своими сырами. Самые известные из них — это «мардзолино», качотта краткой выдержки из овечьего молока, и пекорино «делле-Крете-сенези», овечий сыр, который делают в местности с тощими почвами и обилием душистых трав (дикая мята, тимьян, индау и др.), благодаря чему молоко получается особенно ярким на вкус. Помимо типа пастбища и навыков мастеров-сыроваров, важное значение имеет полное отсутствие молочных ферментов в производстве сыра, отчего он медленно созревает и приобретает несравненный вкус.

Район производства Брунелло ди Монтальчино / Shutterstock.com

С вином у вас в Сиене если и будут какие-либо проблемы, то только проблема выбора. В сиенской провинции каждый год производится порядка 750 000 гектолитров вина. Большая часть приходится на пять защищённых наименований категории DOCG (Брунелло ди Монтальчино, Кьянти Классико, Кьянти Колли Сенези, Кьянти DOCG, Верначча ди Сан-Джиминьяно) и 12 наименований категории DOC, которые производятся на этих землях.

Источник: latuaitalia.ru

Достопримечательности Сиены

Какой город мне понравился больше всего в Тоскане? Конечно, Сиена! С первых же шагов по Сиене я почувствовал, что оказался дома. Помните, как я страдал во Флоренции, что прогулки по местным улочкам мне не в радость? Казалось бы, в Сиене, такие же каменные мешки, ан нет, что-то здесь совсем другое в воздухе. Можно сказать, что уже с первых минут я стал счастлив и в дальнейшем это ощущение только нарастало. Теперь пора поделиться своей радостью с уважаемыми читателями. В первой части про Сиену предлагаю прогуляться через весь город от ворот Камоллия на севере до южных Римских ворот.

Добираться до Сиены из Флоренции очень просто. Есть несколько вариантов с автобусами, но я предпочел прямой поезд. Он идет около часа, что совсем недолго, но вот добираться от вокзала до центра города в Сиене не слишком близко. Пешком дорога может занять минут двадцать.

Сиена расположена на высоком холме, а вокзал находится у его подножия. Неподготовленному человеку будет не так очевидно, как быстрее дойти до центра. А надо всего лишь… зайти в торговый центр, который находится напротив вокзала. Внутри будет расположен эскалатор, который ведет наверх горы в центральную часть города. В общем, вместо общественного транспорта тут эскалатор. Очень оригинальное решение! Подъем и спуск по цепочке эскалаторов довольно длинный, занимает минут десять, так что на поезд выходите заблаговременно, хотя по карте может показаться, что тут метров 300 всего.

Для осмотра Сиена требует минимум один полный день. Я бы рекомендовал тут заночевать, тем более, что город живой и даже в 11-12 вечера можно найти себе развлечение, например, работающий бар на Кампо. А так, даже с моей скоростью одного дня оказалось маловато. Да, я успел обойти практически весь исторический центр и самые значимые храмы, но при этом пришлось буквально носиться по местным холмам, до некоторых удаленных достопримечательностей не успел добраться, и самое печальное, что времени не хватило на прекрасные музеи Сиены.

Долго ломал голову, как бы получше скомпоновать материал по Сиене. Но решил, что оставлю хронологический порядок прогулки, тем более, что к походу по городу я тщательно подготовился, и наш с товарищем маршрут был вполне осмысленным и без повторов. И, да, Сиены в моем жж будет много, ничего с этим не поделаешь.

Достопримечательности Сиены

Карта достопримечательностей Сиены.

Как и большинство других тосканских городов, Сиена расположена на высоком холме. Время от времени при прогулке по городу открываются прекрасные виды на окружающую долину и холмы.

Достопримечательности Сиены

А вот и первая достопримечательность Сиены — 1. ворота Камоллия. Когда-то приезжие из Флоренции проходили именно через эти ворота, ну, а раз мы только что оттуда, не будем нарушать традицию и войдем в Сиену через эти ворота.

Согласно легенде, Сиену основали сыновья Рема Аскио и Сенио, которые бежали сюда от брата-маньяка Ромула. Ромул послал на поиски племянников своего сыщика Комулия, который разбил свой поисковый лагерь, как раз на месте этих ворот.

Правда, нынешние ворота к Средним Векам не имеют отношения, в свое время флорентийцы во время осады уничтожили оригинал, а эта версия построена уже в 17-м веке.

Достопримечательности Сиены

И сразу же в сотне метров от ворот иллюстрация, почему я полюбил Сиену. Церковь 10-го века!

Достопримечательности Сиены

Понятно, что изящностью 2. di San Pietro alla Magione (т.е. приют для пилигримов) не блещет, но ведь какая древность, и подобное старье встречается в Сиене на каждом шагу.

Достопримечательности Сиены

3. Santa Maria in Portico a Fontegiusta практически встроена в стену. Из-за такой близости она имеет очень редкую внутреннюю планировку, почти квадратную.

Достопримечательности Сиены

После Флоренции, которая хотя имеет совсем скромные размеры (меньше моей родной Твери, например), но смотрится городом развитым и современным, Сиена кажется совсем провинциальной. Люди с утра на улицах постоянно узнают друг друга, здороваются, а дальше забывают про свои дела и надолго увлекаются беседой. Мы зашли на завтрак в кафешку со столиками на улице, и показалось, что на эти полчаса ты стал членом семьи, которая содержит заведение. Все это так мило, что как я уже сказал, с первых минут, даже не дойдя до центра, я был полностью  покорен Сиеной.

Достопримечательности Сиены

С другой стороны, несмотря на провинциальность, Сиена не кажется мертвым городом, как та же Пиза. На улицах очень оживленно, и даже на ночь глядя, жизнь тут не останавливается.

Достопримечательности Сиены

Последнее время очень полюбил города с ярко выраженным рельефом, Сиена как раз идеальный пример такого места.

Достопримечательности Сиены

Одна из особенностей Сиены — крохотные по размеру, но очень уютные площади. Типичный пример 4. Piazza Salimbeni, на которую выходят фасады трех интересных палаццо. Правда я слегка разочаровался, когда узнал, что внешний вид площади изрядно изменен в 19-м веке, скажем, фасад здания напротив меня — это неоготика.

Достопримечательности Сиены

Неподалеку находится еще одна подобная площадь 5. Piazza Tolomei. Здесь главная доминанта — 6. церковь San Cristoforo. Не скажу, что она чем-то интересно в архитектурном плане из-за перестроек после землятресения в начале 19-го века, но место определенно историческое. В 1260-м году здесь происходили переговоры между Советом 24-х и послами Флоренции. Наглые Флорентийцы требовали разрушить стены Сиены и построить в каждой части города свои крепости. Дерзких послов выгнали из города, а Сиена стала готовиться к войне. И тут в церковь пришел купец Салимбени и притащил сюда мешки с деньгами на подготовку к войне. Считается, что благодаря его форинтам Сиена тогда одержала историческую  победу на Флоренцией. Правда, со временем Флоренция оказалась сильнее и все-таки дожала свою соседку.

На фасаде установлена статуя св. Екатерины Сиенской, которая также посещала эту церковь. Но про эту святую я расскажу чуть позже, когда дойдем до ее родного дома.

Достопримечательности Сиены

Терпение, мы почти уже дошли до главной площади Сиены. По дороге еще одна достопримечательность — 7. Лоджия делла Мерканция. Здание построено для цеха купцов Сиены, знаменито своими статуями. Как видите, тут уже не совсем чистая готика, а чувствуется наступление Возрождения.

Достопримечательности Сиены

Тут мы наконец добрались до нашего отеля на майдане площади Независимости. Из окна отеля открывался неплохой вид на какую-то лоджию 19-го века, средневековый 8. дворец Ballati и его брутальную каменную башню.

Достопримечательности Сиены

Но основное достоинство однозвездочного Hotel La Perla не вид из окна, а что в двух шагах находится главная достопримечательность Сиены.

Достопримечательности Сиены

Когда я попал на 9. Пьяцца-дель-Кампо, у меня были ощущения сравнимые с переживаниями от Сан-Марко в Венеции или Пьяцца-дель-Пополо в Риме.

Достопримечательности Сиены

Эта мраморная "табуретка" называется 10. Cappella di Piazza и пристроена к палаццо в 1352 году в благодарность деве Марии за избавление Сиены от чумы.

Достопримечательности Сиены

11. Фонтан Радости.

Около 1340 года сиенская Синьория постановила соорудить общественный фонтан на главной площади города Пьяцца дель Кампо. Работы были поручены сиенским скульпторам и архитекторам Агостино и Аньоло, которые соорудили прямоугольную чашу фонтана и провели к ней по свинцовым и глиняным трубам воду. Через тригода состоялось торжественное открытие фонтана. После этого Аньоло уехал в Ассизи. Агостино же начал делать рисунки для мраморного украшения фонтана. Делая рисунки, он и умер на площади около созданного им фонтана.

В 1408 году на родину в Сиену вернулся скульптор Якопо делла Кверча, прославившийся работами в Болонье, Лукке и Флоренции. Городская Синьория незамедлительно заказала ему мраморное украшение фонтана за вознаграждение 200 скуди золотом. Якопо украсил мраморными скульптурами три стены фонтана. В центре он поставил скульптуру Девы Марии с младенцем Христом на руках, а вокруг нее мраморные же скульптуры двух ангелов, семи Добродетелей и Реи Сильвии с младенцами Ромулом и Ремом на руках. Также выполнены мраморные рельефные композиции — «Изгнание из Рая» и «Сотворение Адама». Внизу же под фигурами и рельефами он поставил скульптуры львов и волков, служивших эмблемой города Сиены. Мраморное украшение фонтана было готово в 1419 году и вызвало такой восторг сиенцев, что скульптора Якопо делла Кверча после этого стали звать Якопо делла Фонте (Яков Фонтанов).

Достопримечательности Сиены

Больше всего поражает, что Кампо находится под уклоном. Под уклоном, Джованни! Эх, не был я тогда еще в Ареццо, где с главной площади буквально можно скатиться при неосторожности, такая там гора крутая, но всему свое время.

Достопримечательности Сиены

Забежал внутрь дворика в 12. Палаццо Публико.

Достопримечательности Сиены

Достопримечательности Сиены

Достопримечательности Сиены

Я как мог, старался запихнуть максимум Кампо в свой объектив. Пока не буду подробнее про нее писать, т.к. на Кампо мы еще вернемся. Сейчас на часах полдень, снимать в это время здесь непросто, т.к. самые интересные здания находятся на южной стороне, поэтому мы пока не стали задерживаться на площади и отправились дальше гулять по Сиене.

Достопримечательности Сиены

Достопримечательности Сиены

13. Церковь св. Мартина (12 в.) — одна из важнейших в средневековой Сиене, по ней даже была названа одна из третей города.

Достопримечательности Сиены

Полдень — народ понемногу начинает выползать на обед.

Достопримечательности Сиены

Но мы недавно позавтракали, поэтому пока гуляем и ищем неочевидный проход в 14. Гетто. А вот и он.

Достопримечательности Сиены

Главная достопримечательность Гетто Сиены — это 15. Синагога 18-го века. К сожалению, была закрыта, а так ее можно посетить.

Достопримечательности Сиены

16. Башня Обжоры видна из любого уголка Сиены. Башня обжоры или Torre del Mangia (дословно переводится как «башня любителя вкусно поесть») была построена в первой половине 14-го века. Нижняя ее часть сложена из кирпича, а верхняя – из белого травертина. Высота ее 88 м, что делает ее 3-й по высоте среди построенных в средневековье итальянских башен.

Прозвище свое сиенская башня получила в честь первого звонаря ди Бальдуччио, который тратил все деньги на вкусную итальянскую пасту. В башне находится колокол, отлитый в 1666 г весом под 7 тонн. Звучание колокола очень неровное, поэтому в него звонят только в честь самых грандиозных торжеств – например, в честь местных конных скачек (Палио).

Достопримечательности Сиены

После правильной Флоренции на подобных картинках глаз просто отдыхает.

Достопримечательности Сиены

От Синагоги мы отправились по via Salicotto в южную часть Сиены.

Достопримечательности Сиены

На 17. Рыночной площади есть неплохие обзорные площадки только полуденное солнце немного мешало.

Достопримечательности Сиены

А вот и сама Рыночная площадь, в будни тут устроили банальную парковку, но все равно красиво.

Достопримечательности Сиены

Что посмотреть в Сиене. Достопримечательности Сиены. Фото Сиена. Как добраться до Сиены.

Достопримечательности Сиены

Достопримечательности Сиены

Достопримечательности Сиены

Фотка 18. Слоника с Башней как бы намекает, что пора рассказать про 19. Контрады Сиены. Одним из главных туристических развлечений в Сиене является поиск символов контрад. Можно также задаться целью посетить все контрады и отыскать все их фонтаны и символы, но у меня на это не было достаточно времени.

Контрада — округ или район итальянского города. Семнадцать контрад Сиены получили мировую известность благодаря устраиваемым ими скачкам Сиенский Палио. Каждая сиенская контрада носит имя животного или какого-то объекта, и у каждой имеется богатая история, геральдика и мифология.

Контрады сложились в Средние Века, и основной их задачей было снабжать продовольствием и пополнениями войска, которые Сиена нанимала для защиты или для борьбы с Флоренцией. Со временем военные функции отпали, а контрады стали не только административным, но и социальным образованием. Все значимые события в жизни сиенцев: рождения, свадьбы, похороны, праздники происходят внутри родной контрады как в большой семье. Свадьба не меняет принадлежность к контраде. Если женятся люди из разных контрад, то, обычно, родившиеся девочки принадлежат к контраде матери, а мальчики — к контраде отца. У каждой контрады имеется свой музей, фонтан, площадь, крестильня, девиз, дружественная контрада (у контрад Гуся и Волчицы нет союзников) и противник. У четырёх контрад (Гусеницы, Дракона, Жирафа и Леса) нет официальных противников. Чаще всего соперниками оказываются граничащие друг с другом контрады.

Изначально было 59 контрад, но со временем их число сократилось до 17.

Достопримечательности Сиены

Каждую минуту открывается очередной вид, от которого ты замираешь в восторге на некоторое время.

Достопримечательности Сиены

Оцените чертей на кольцах.

Достопримечательности Сиены

Достопримечательности Сиены

Достопримечательности Сиены

Следующая достопримечательность Сиены почти секретная, по крайней мере при нас сюда больше никто не заглядывал.

Достопримечательности Сиены

20. Переулок Ювелиров (Vicolo degli Orefici) – тупиковый аппендикс, узкий и тихий, почти всегда безлюдный и пустынный, с древними домами и арками, куда редко заглядывает солнце. В конце переулка находится одна из сохранившихся средневековых систем трубопровода.

Достопримечательности Сиены

А вот и тот самый средневековый трубопровод из глиняных горшков.

Достопримечательности Сиены

Трубопровод, конечно, фигня, но сам переулок просто шикарен. Извини Флоренция, но вот такие улочки мне по нраву, так что мое сердце теперь принадлежит Сиене.

Достопримечательности Сиены

Достопримечательности Сиены

Достопримечательности Сиены

Достопримечательности Сиены

После тишайшего переулка Ювелиров сразу попадаем на шумную 21. via Roma. Количество молодежи тут объясняется близостью 22. Сиенского Университета, между прочим одного из старейших в Европе.

Достопримечательности Сиены

Очередной символ контрады напротив 23. Arco di San Maurizio, в этот раз 24. Волчица. Напомню, что по легенде основатели Сиены — это дети Ромула и Рема, т.е. римская волчица приходится бабушкой жителям Сиены.

Достопримечательности Сиены

Достопримечательности Сиены

Обратите внимание на форму факелов в стене среди зелени, это тоже символы очередной Контрады.

Достопримечательности Сиены

Сюда мы еще завернем на обратном пути, уж больно соблазнительно смотрится эта лестница.

Достопримечательности Сиены

Но вот и крайняя точка центра Сиены в ее южной части. Вдалеке виднеются ворота Рима а на переднем плане вход в… 25. Психиатрическую больницу 19-го века. По территории психушки можно в теории прогуляться, там судя по картинкам довольно интересно.

Больница развивалась очень быстро и скоро стала настоящим «городом сумасшедших» со своими улицами, ремесленными мастерскими, прачечными и тавернами. Философия излечения основывалась на трудотерапии. До сих пор сохранились старые вывески и указатели, поржавевшие от времени.

Но пока прервусь на этом замечательном месте, продолжим прогулку по лучшему городу Тосканы на следующей неделе. Вторая часть прогулки по Сиене.

Достопримечательности Сиены

Нажмите, чтобы увидеть оглавление всех рассказов о моих путешествиях

(с) kolllak.livejournal.com

Источник: kolllak.livejournal.com

Главная — Италия — Тоскана

Сиена

Сиену называют средневековой жемчужиной и одним из самых очаровательных городов Италии. В 1995 году ее исторический центр был внесен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, но в туристическом плане Сиена находится в тени Флоренции.
Но с другой стороны их можно назвать полюсными городами Тосканы, отражающими дух разных эпох и настроений.
Древнее предание рассказывает, что Сиена была образована Сением, сыном Рема, легендарного основателя Рима. Сений спасался от преследования Ромула, убившего Рема, и нашел приют в этих краях. С тех пор римская волчица стала символом Сиены.
Живописные территории приглянулись этрускам, которые заложили здесь свой город. Позже его завоевали римляне, основав при императоре Октавиане Августе колонию Saena lulia.
Дорога, ведущая через Сиену в Рим, способствовала развитию коммерческих и торговых связей. В X веке город стал важным центром. В последующие столетия Сиена росла, строились новые здания, заключались выгодные альянсы. Город всегда находился в отличных отношениях с Папской областью, что хорошо сказывалось на экономической ситуации. Единственным препятствием, мешающим дальнейшему процветанию Сиены, был сильный сосед в лице вечной соперницы Флоренции.
В XII веке Тоскану разрывали разборки между гвельфами и гибеллинами. И Сиена тоже становилась театром военных действий и интриг.
XIII век принес максимальный пик культурного и экономического развития города.
Но в 1348 году разразилась страшная эпидемия чумы, которая скосила большую часть населения. От этого удара Сиенская Республика не смогла оправиться, начался ее медленный закат.
В 1472 году в Сиене был образован самый старый действующий банк Италии и мира – Banca Monte dei Paschi di Siena.
21 апреля 1555 года стал последний днем Сиенской Республики. Больше года Сиена держалась на осадном положении, но из-за голода была вынуждена сдаться Флоренции и войти в состав Тосканского герцогства.
В 1624 году в Сиене открылся Университет, который считается одним из старейших в Италии.
В 1737 году умер Жан Гастон де Медичи, он не оставил после себя наследников, и власть перешла к Габсбург-Лотаринскому дому.
1799-1800 гг. вошли в историю, как наполеоновский период.
В 1859 году Сиена вошла в состав объединенной Италии, став первым тосканским городом примкнувшим к молодому государству.

Сиена

Большинство зданий и построек Сиены датируются XII-XIV вв. Дуччио, братья Лоренцетти и Симоне Мартини украсили улицы прекрасными архитектурными сооружениями. В XV веке, когда роль Сиена стала менее значимой, а экономическая ситуация ухудшилась, строительство сбавило обороты, новые здания практически не возводились, что сыграло современным туристам на руку – Сиена сохранила свой средневековый облик, сложенный из узких улиц, каменных домом и мрачных палаццо.
Город можно назвать музеем под открытым небом, где легко и увлекательно изучать историю по архитектурным элементам, значимым строениям и урбанистическому плану.

Центральной площадью Сиены является знаменитая пьяцца дель Кампо (piazza del Campo). Огромный веер расходится девятью сегментами, образуя ракушку характерной формы.

В одном из исторических документов 1169 года говорится, что площадь используется в качестве «поля для проведения Палио». Campo переводится с итальянского как «поле». До конца XIII века на площади устраивали ярмарки и праздники, шла буйная торговля, и ее внешний вид мало напоминал тот, что мы видим сейчас. В 1287 году власть Правительства Девяти решила благоустроить Сиену, под план реконструкции попала и площадь, которую разбили на две части – piazza del Campo и piazza del Mercato. Возвели Городской дворец (Палаццо Коммунале), который стал резиденцией мэра, пристроили к нему башню. В 1346 году установили фонтан.
Правительство Сиены выпустило эстетически важный закон, согласно которому все фасады должны быть выполнены в едином стиле, иметь заданные промежутки и расстояния, сочетаться в архитектурном оформлении.
В тот период сложилась необычная форма площади, на которой сходились три главные улицы Сиены. Площадь разделена на девять секторов, в честь Правительства Девяти, и отделили друг от друга белыми полосами. Диаметр площади составил 333 метра.
В наше время на piazza del Campo проходит знаменитое сиенское Палио, т.е. скачки, в которых участвуют все кварталы (контрады) Сиены. Кстати, сама площадь является «нейтральной» территорией и не входит ни в одну из контрад.

Взгляд привлекает красный палаццо с высокой башней. Это городской дворец, возведенный в 1288-1309 гг., в котором заседало правительство Девяти. Власть правительства Девяти длилась с 1287 по 1355 гг., несмотря на то, что его называли «хорошим правительством», этот период закончился экономическим кризисом.
Внутри палаццо обустроен городской музей, в котором собрана художественная коллекция местных творцов.
Башню, которая называется Torre del Mangia, пристроили в 1325 году. Она считается одной из самых высоких в Италии. Точнее занимает третье место и имеет высоту 88 метров. (См. «Самые высокие колокольни Италии»).
На самом деле башня является колокольней. Исторически сложилось так, что сиенский колокол называют mangia, от глагола mangiare, т.е. «есть». Потому что первый звонарь славился своей любовью к вкусной еде. И, несмотря на то, что он проработал недолго, название сохранилось до наших дней.
В 1798 году в Сиене произошло разрушительное землетрясение, но башня осталась невредимой.

В 1349 году на башню водрузили первый колокол, в 1666 году его заменили на новый, посвятив Деве Марии. Огромный колокол весит почти 7 тонн. Обычным способом он только тогда, когда начинается Палио, что является сигналом приближающихся скачек. В остальное время в колокол ударяет механический молоточек.
До 1425 году молоточек был металлический, а потом его заменили каменным, который сейчас хранится в Палаццо Комунале. Нынешний молоточек используют с 1780 года.

Пьяцца дель Кампо.
Пьяцца дель Кампо.

Не будем спешить уходить с площади, среди многочисленных баров, ресторанов и винотек, здесь находится еще некоторые достопримечательности.
У подножия башни стоит Мраморная часовня, возведенная в 1352 г. в знак благодарности Деве Марии от избавления от чумы, той, что уничтожила большую часть населения Сиены.
Привлекает внимание фонтан «Источник Радости», установленный в 1386 году. Он стал первым городским фонтаном Сиены. Его название происходит от эмоций, которые испытали жители. В 1409-19 г. фонтан украсили великолепными статуями и рельефами работы Якопо делла Куерча. Сейчас мы видим копии, выполненные в 1868 г. Тито Сарроки.

Источник Радости на пьяцца дель Кампо.
Фонтан «Источник Радости».

Пройдем по Via del Porrionee.
В квартале, который очерчивают Via del Porrionee и Via di Salicotto , в XVI веке располагалось еврейское гетто. Характерной особенностью являются узкие темные переулки, наклонные улицы и вереницы лестниц.

Сиена
Сиена. Тоскана.

Сиена
Сиена. Тоскана.

В1929 году в эру фашизма некоторые улицы были перепланированы, вследствие чего получилась смесь архитектурных противоположностей.

Войдем в гетто по Vicolo delle Scotte, которая представляет собой узкий и крутой спуск, вдоль которого стоят старые здания, соединенные арками и сводами. В доме № 14 располагается Синагога.
Продолжим маршрут по Via degli Archi (Улица Арок), направляясь к городскому саду по длинному и узкому переулку Vicolo della Fortuna (Переулок Удачи). Полюбуемся симпатичным видом на башню Манджа и сиенские крыши.
Далее преодолеем крутой Vicolo di Codaci, который приводит на Via di Salicotto – длинная улица, соединяющаяся с piazza del Campo, но мы пойдем в противоположную сторону.
На этой улице открываются панорамы на Сиену и зеленую долину.

Сейчас мы находимся в контраде Башня (Torre). На одной из маленьких площадей можно увидеть символ – слон с башней на спине.

контраде Башня
Контрада Башня

Сиена разбита на 17 контрад, т.е. кварталов. В XIII веке их насчитывалось 23, каждая из них должна была обеспечивать продовольствием войска. В настоящее время контрады остались в качестве административных единиц, внутри которых отмечаются значимые события, например, ребенка, свадьбу или похороны. Каждая контрада имеет свой музей, символ, флаг, фонтан, церковь и площадь.

Выходим на Via Pagliaresi, ее название происходит от фамилии знатного семейства, проживающего здесь в XIV веке.

Vicolo degli Orefici.
Vicolo degli Orefici.

Примерно по середине улицу пересекает тупиковый переулок Ювелиров (Vicolo degli Orefici). Он утопает в зелени и цветах, укрывает от солнца каменными арками и старыми домами, но самое интересное находится в конце переулка. Здесь сохранилась средневековая система трубопровода.

Средневековый трубопровод Сиены
Средневековый трубопровод Сиены (на фото слева сверху).

Вернем из переулка на улицу Via Pagliaresi.
От улицы Via Pagliaresi повернем вправо на via Roma и дойдем до Римских ворот, строительство которых началось в 1327 году.
Рядом находится ограда бывшей психиатрической больницы, построенной в XIX веке на основании монастыря Святого Николая.

Бывшая психиатрическая больница и Римские ворота
Бывшая психиатрическая больница и Римские ворота (слева).

Больница росла очень быстро, количество больных становилось все больше и больше, поэтому скорее появился настоящий «город сумасшедших» с улицами, ремесленными мастерскими, прачечными и тратториями. Трудотерапия была основополагающим фактором лечения. До сих пор сохранились старые вывески и указатели, поржавевшие от времени.

Бывшая психиатрическая больница
Бывшая психиатрическая больница.

Сад де’ Печчи когда-то принадлежал больнице. Сейчас здесь находится огород и мини-зоопарк, в котором живет вечно голодный ослик. Он с удовольствием ест морковку и траву, поэтому захватите с собой угощение, если решите заглянуть в зоопарк.

Сад де'Печчи.
Сад де’Печчи.

Покинем территорию бывшей психиатрической больницы и чуть вернемся по улице, по которой пришли до первого поворота налево (Via Val di Montone). Крутой подъем с лестницей приводит нас к базилике Сан Клементе-ин-Санта-Мария-деи-Серви (Basilica di San Clemente in Santa Maria dei Servi).

Базилика Сан Клементе-ин-Санта-Мария-деи-Серви.
Базилика Сан Клементе-ин-Санта-Мария-деи-Серви.

Сервиты, т.е. монахи ордена служителей Девы Марии появились в Сиене около 1250 года. Сначала они селились на окраинах, за городскими стенами, но храм возвели внутри стен на месте нынешней церкви Сан Клементе. Постройка базилики длилась три века, в результате получился архитектурный микс из разных стилей. Внутри сохранились фрески XIV века и художественные полотна XIII-XIV вв.

От церкви начинается via del Sole (Солнечная улица), которая спускается вниз. Она приводит ко второму входу в сад де’ Печи, но мы пройдем дальше, преодолев небольшой подъем и выйдем на Рыночную площадь (Piazza del Mercato).

Вид на базилику Сан Клементе-ин-Санта-Мария-деи-Серви от Рыночной площади.
Вид на базилику Сан Клементе-ин-Санта-Мария-деи-Серви от Рыночной площади.

От площади нас ждет крутой подъем по Via del Casato, которая является одной из главных улиц древней Сиены. Она делится на две части – Sotto (нижняя) и Sopra (верхняя), в месте деления улица сворачивает налево. Вокруг расположены типичные средневековые дома.

Сиена
Сиена. Италия.

В переулке Vicolo dei Percennesi можно найти характерные для гибеллинов зубцы в виде ласточкиных хвостов, украшающие стены. Это единственное место в Сиене.

Via Casato di Sopra выводит на via P. A. Mattioli.
На перекрестке можно увидеть фонтан контрады Черепаха. За время нашего маршрута мы прошли через несколько контрад. Но наблюдательный путешественник заметит, что в каждая контрада отличается фонарями и маленькими табличками на стенах домов.

Справа по улице находится Сиенская Пинакотека.
А слева — церковь Святого Августина (Prato di Sant’Agostino) на одноименном лугу. Когда-то луг назывался «Дорога плюща» (Via della Lellera), так как все здания были обвиты плющом – “леллера» на местном диалекте. Луг Святого Августина – площадь, засаженная деревьями, которая выходит на долину Вальдимонтоне.
В церкови Святого Августина хранятся ценные художественные работы, среди которых фрески Амброджио Лоренцетти, Франческо ди Джиорджио Мартини и один из самых старых органов Сиены.

Вернемся по Via P. A. Mattioli, перед Пинакотекой свернем налево, via Castelvecchi приведет на via Stalloreggi, здесь налево.
Пройдем по длинной Via del Fosso di Sant’Ansano.

Сиена
Сиена. Италия.

Канава Святого Ансана, так переводится название улицы с итальянского. Согласно легенде святой покровитель Сиены Ансан спасся здесь от мученичества. Святого приговорили к смерти и должны были сварить в кипящем масле, но он вышел невредимым из котла. Язычники на этом не остановились и обезглавили святого Ансана.
Из земли, куда упала его голова, забил источник со святой водой.

Отсюда мы уже видим колокольню Кафедрального собора, к которому и направляемся.
Piazzetta della Selva, лестница вверх Vicolo di San Girolamo, направо Via dei Fusari и выходим на площадь Piazza del Duomo.

На площади Дуомо сразу привлекает внимание Кафедральный собор.

Кафедральный собор Сиены.
Кафедральный собор Сиены.

Он был возведен в XII в., хотя вполне возможно, что церковь на этом месте существовала и раньше. В 1313 году пристроили колокольню высотой 77 метров. Чуть позже собор расширили.
Фасад Кафедрального собора покрыт белым мрамором с декоративными элементами, выполненными из красного и зеленого мрамора по проекту Джованни Пизано в романо-готическом стиле.
Сейчас собор является музеем, который поражает богатством и великолепием.
Не будем останавливаться на каждом шедевре, их слишком много, отметим лишь некоторые.

Кафедральный собор Сиены.
Кафедральный собор Сиены.

В левом нефе в алтаре Пикколомини находятся работы молодого Микеланджело: Святой Петр и Святой Пий – слева, Святой Павел и Святой Григорий Великий – справа. Микеланджело в это время стал получать более важные заказы, поэтому алтарь остался незаконченным.
В правом нефе в капелле Сан Джованни Батиста – скульптура Святого Иона Батиста работы Донателло. Капелла Мадонна дел Вото выполнена по проекту Бернини, здесь также находятся статуи работы великого скульптура – Святая Мария Магдалена и Святой Иероним.
Особый интерес представляет пол собор, выполненный в техники инкрустация. На нем хочется остановится подробнее.

«Самый великолепный и роскошный пол, когда-либо выполненный», — так сказал о поле Кафедрального собора Сиены Вазари.
Но пол поражает не только красотой, но и загадочностью своих эзотерических символов, напоминающих карты Таро. Сразу оговоримся, что речь идет не обо всех квадратах.
Пол состоит из 56 инкрустированных панелей: мраморные плитки разных цветов, на которых изображены фигуры, относящиеся к христианству и язычеству. Неизвестно, почему все это поместили на пол собора. Но точно ясно, что сделано это с большой любовью к символам.
Работы происходили в период с 1369 по 1547 гг. Над ними трудились 40 мастеров. Пол был сильно поврежден ногами миллионы посетителей. Панели были полностью отреставрированы (читаем, переделаны) в 1839 г.

Маршрут осмотра:

Центральный неф: примечательны 5 квадратов: Гермес Трисмегист ( 1488,Giovanni di Stefano); Сиенская волчица с символами союзных городов (автор неизвестен, переделан Леопольдо Маккари в 1864-65); Императорский Орел (оригинал датируется XIV в. , автор неизвестен, переделка после 1865); Аллегория Холма Мудрости (1505, Бернардино ди Бетто, названный Пинториккьо); Колесо Фортуны.

Сиена

В большом квадрате изображен лабиринт, на черном фоне находится фигура Мудреца в шляпе с желтой каймой. Квадрат датируется 1488 г. работа Джованни ди Стефано.
В это время увлекались произведениями греческих и латинских гуманистов. Мудрец – это Гермесе Трисмегисте (Меркурии). Это подтверждает и надпись: HERMIS MERCURIUS TRIMEGISTUS.

Правой рукой он передает открытую книгу варвару в тюрбане в одежде с красной каймой (символ восточной мудрости?). За ним стоит другой персонаж, завернутый в белую тунику (символ Запада?).

В открытой книге можно прочитать: SUSCIPITE O LICTERAS ET LEGES EGIPTII. Это нас отправляет к земле фараонов и древним знаниям.

Сиена

Самая старая плитка та, на которой изображена сиенская Волчица в окружении символов союзных городов (1373).
Волчица кормит близнецов Сено и Аскьо, изображенных на красном фоне. Римское наследие Сиены.
На черном фоне изображены города-союзники, которые были заложены во временя Тушии: Перуджа (аист), Витербо (единорог), Орвьето (гусь), Ареццо (лошадь), Флоренция (лев), Лукка (пантера), Пиза (заяц), Рим (слон).
Весь сюжет заключен в большой квадрат, в четырех углах которого находятся животные-символы: грифон – Гроссето, орел – Вольтерра, дракон – Пистойя, лев с лилиями – Масса Мариттима.

Сиена

Квадрат с императорским Орлом: огромное белое колесо на черном фоне, вписанный в красный квадрат. В центре Орел, который символизирует максимальную власть в средние века.

Сиена

Аллегория холма Мудрости. Здесь большую роль играют цвета. Белый – путь, серый – волнующиеся море, черный – земля, красный – холм Знаний.
Пилигримы, поднимающиеся на холм, застыли в разных позах. В желто-черном тюрбане спит, прижимая к себе закрытую книгу. Другой в желтой шапке со странным предметом в руках поворачивается к Фортуне.
Один принес палку, которая напоминает тау-крест – Антониевский крест. Первый в очереди ползет на коленях, он уже почти у цели и видит женскую фигуру на троне, которая олицетворяет Знания.
«Мудрецы» тоже проходят этот путь, они должны помогать Фортуне, которая изображена в виде обнаженной женщины справа с раздувающимся парусам в руках. Слева – рог изобилия.
Так же по пути следуют змеи, черепахи, разные зверушки.
Смысл квадрата: путь к добродетели труден и тяжел, то кто настойчив, тот будет вознагражден.

Квадрат Колесо Фортуны изображено на красном фоне, вписанном в ромб. Король в белых одеждах на троне со сферой в руках, которая символизирует власть над миром и скипетром в другой руке. В шестиугольниках вне зоне действия колеса изображены 4 античных философа.

В боковых нефах можно найти десять изображений Сивилл, среди них Сивилла из Кумы со своими знаменитыми книгами.

Проследуем дальше:
Охота Ирода (1485,Benvenuto di Giovanni); Дорога Невинных (1482,Matteo di Giovanni); История Юдифь (1473,Francesco di Giorgio Martini); История Самсона (возможно 1426, Stefano di Giovanni называемый detto «il Sassetta»).
Прямо под куполом, символизирующим небо, находится огромный шестиугольник, который является символом земли.

Выйдя из Кафедрального собора, увидим длинный фасад из красного кирпича – это бывший госпиталь Санта Мария делла Скала, один из старейших в Европе. Сейчас здесь расположен музейный комплекс, в котором хранятся археологические и художественные экспонаты.
Рядом баптистерий Сан Джованни Батиста, возведенного в первой половине XIV в. Здесь хранятся скульптурные работы великих мастеров итальянского Возрождения — Донателло, Лоренцо Гиберти и Япоко делла Куерча.

От центрального входа в собор повернем направо на via Pellegrini, далее Via delle Terme, где в эпоху Древнего Рима находились термы.
Дойдем по указателям до сантуария Святой Екатерины, который находится на Costa di Sant’Antonio.

Сантуарий Святой Екатерины.
Сантуарий Святой Екатерины.

Здесь в 1347 г. родилась Екатерина Бенинказа, причисленная к лику святых в 1461 году папой Пием II. Святая Екатерина Сиенская одна из самых почитаемых католических святых и главная покровительница Италии, известная тем, что в мистическом экстазе написала более 400 писем, обладала «божественной отметкой» — «незримыми» стигматами, летала во время молитвы и имела значительное влияние на церковную политику.

Стена дома напротив украшена изображением Мадонны с Гусем. Все верно, мы находимся в контраде Гуся.

Сиена
Сиена. Италия.

Отсюда совсем близко до базилики Святого Доминика (Basilica di San Domenico) , расположенной на одноименной площади, от сантуария к ней ведут указатели. Это одна из самых важных церквей Сиены.

Сиена
Базилика Святого Доминика. Сиена. Италия.

Базилику возвели в XIII в., в ней хранится важная реликвия – голова святой Екатерины Сиенской. (Мощи святой находятся в Риме в базилике Санта-Мария-сопра-Минерва).
Доминиканские монахи появились в Сиене в 1220 году. Несколькими годами позже им была дарована земля для строительства церкви. Позже базилику расширили и придали ей готические черты.
В церкви хранятся многочисленные художественные работы представляющие интерес.
Портрет Екатерины Сиенской, написанный ее другом Андреа Вани, работы Содома, Джованни ди Стефано и другие.

Зона вокруг базилики богата водными источниками. В средние века здесь селились мастера, работающие с тканями – прядильщики, красильщики. Например, отец святой Екатерины, дом которых находился рядом, был красильщиком. Обилие воды – необходимое условие для их работы. Спускаясь вниз от базилики Святого Доминика, можно увидеть фонтан Фонтебранда (на фото выше у подножия холма видна красивая постройка с тремя арками и стрельчатым украшением сверху), построенный в XIII веке в стене, отделяющий контрады города.
Джованни ди Стефано возвел фонтан из травертина, который сохранился до наших дней. Но на этом месте фонтан существовал и раньше, о нем есть упоминания в «Божественной комедии» Данте.
Вода собирается в три ванны, закрытые арками. Из первый ванны воду можно было пить, вторая ванна служила для утоления жажды животных, а третья – самая низкая – для стирки. Кроме этого, воду из фонтана использовали для мельниц и окраски тканей. Сейчас каждые полчаса фонтан «говорит», издавая звуки Сиены XIV в.

Если вы спускались к фонтану, то поднимитесь обратно к базилике святого Доминика, отсюда широкая аллея viale dei Mille вдоль стадиона приводит к крепости Медичи (Fortezza Medicea).
Крепость Медичи известна как Форт Святой Варвары была возведена в 1561-63 гг. по приказу флорентийского герцога Козимо I Медичи.
Цитадель, которая находилась на этом месте прежде, выдерживала многочисленные атаки неприятелей, в 21 апреля 1555 г. после годовой осады сдалась. Козимо I приказал возвести новую крепость, проект разработал архитектор Бальдасар Ланчи. До XVIII в. крепость выполняла военную роль, после этого ее открыли для посещений. В 1937 г. цитадель отреставрировали и переделали в городской парк. Сейчас здесь находятся винотека, проходят выставки и концерты (например, Сиена Джаз).
Расположенная в крепости винотека – Энотека Итальяна – одна из крупнейших в Италии. В древних погребах находится музей, где представлены значимые вина всех регионов Италии (вход в музей бесплатный), в баре можно продегустировать вина, в винотеке постоянно проходят семинары и мастер-классы. (PS: в 2017 году энотека была закрыта.)

Энотека Итальяна.
Энотека Итальяна.

Если вы сможете оторваться от великолепных тосканских вин, то нам осталась последняя точка маршрута – базилика Святого Франциска и ее евхаристическое чудо.

От крепости через зеленую площадь со скульптурой двух лошадей (а в Сиене все «кричит» о Палио), находим via Montenini, по ней идем до пересечения с via Rossi, которая приводит к базилике Святого Франциска Сиенского (Basilica di San Francesco a Siena) на площади piazza San Francesco.
Базилика Святого Франциска – одно из самых важных религиозных сооружений Сиены. Базилику возвели в XIII в. в романском стиле, позже ей придали готические черты.
С базиликой Святого Франциска связано евхаристическое чудо.
В 1730 году воры украли из церкви Святого Франциска в Сиене серебряную дароносительницу, в которой хранился литургический хлеб (просфора). Поиски продолжались три дня, после этого похищенное было найдено в церкви Санта Мария ди Провендзано в Сиене в ящике для сбора милостыни. На следующий день процессия доставила просфоры обратно в церковь Святого Франциска, где они находятся и по сей день.
В 1780 году провели экспертизу, чтобы убедиться, что это те самые настоящие просфоры. Тогда и зафиксировали чудо, заключающееся в необычной сохранности освященного хлеба, который за 50 лет никак не изменился и оставался свежим.
Надежная и неподкупная комиссия проверяла просфоры и в 1789, 1889, 1815, 1854, 1914, 1922 гг. И каждый раз она убеждалась, что 223 просфоры находились в отличном состоянии, изначально было 351 просфора.
В 1950 г. просфоры поместили в новый драгоценный ковчег.

Палио
С XII века Сиена была разделена на три части, терции, сходившиеся на центральной площади. В свою очередь, терции подразделялись на 17 контрад, автономных районов, по сути имеющих статус отдельных городков, каждому был присвоен свой флаг и герб с изображением животного-покровителя.
Такое разделение существует до сих пор, вместе с традициями, пришедшими из далёких веков. Жители разных контрад издревле соперничают друг с другом, а преданность своей контраде достигает порой фанатизма.
Основное событие, при котором соперничество районов достигает своего пика – это проходящие в Сиене 2 июля и 16 августа ежегодные конные соревнования — Палио.
Каждой контрада выставляет свою лошадь с наездником в средневековом костюме, но к гонке отбираются только десять контрад, соревнования проводятся на площади Пьяцца дель Кампо, специально засыпанной по такому случаю песком.
Два раза в год Сиену охватывает лихорадка, местные жители и туристы ждут решающего момента. Перед Палио в церкви каждой контрады проходит служба, на которой присутствуют наездники вместе с лошадьми, в конце службы священник провозглашает: «Идите и вернитесь с победой!»
Но с победой вернется лишь один из них, обеспечив славу своей контраде до следующего Палио. До и после скачек проходят различные мероприятия, такие как ужины, накрытые на длинных столах прямо вдоль улиц, костюмированные шествия и маскарады.

Что попробовать в Сиене:

Сиена

Паста – самое универсальное и популярное блюдо итальянской кухни. Но в каждом регионе Италии есть своя паста, в Сиене это пичи (pici) – большие спагетти, которые подают с различными соусами. Ценятся пичи ручной работы, обычно их производят на севере провинции Сиена.
Овощной суп – риболлита (ribollita), отличное блюдо для вегетарианцев. Вместе с тем много и мясных блюд, особенно дичи – кабан, заяц, косуля.
Особая часть – сиенские сладости, которые уступают, наверно, лишь сицилийским.
Знаменитый Панфорте (panforte) – пряник из сухофруктов, орехов и специй. В классическом варианте Маргарита — белый, но может быть с шоколадом, острыми специями и множеством других вариаций.
Ричарелли (Ricciarelli) — миндальные пирожные, которые появились в XIV в. при тосканском дворе. Легенда упоминает кавальера Ричардетто Делла Герардеска, который привез рецепт из Крестового похода. Ричарелли прямо созданы для сладкого десертного вина Вин Санто, которое сделано из заизюмленного винограда.
Также хочется упомянуть и о тирамису – самом известном итальянском десерте. Существует версия, что впервые тирамису приготовили в XVII в. в Тоскане при дворе Козимо II Медичи.
Не стоит забывать, что Сиена находится практически в зоне производства самых престижных вин не только Италии, но и мира – Брунелло ди Монтальчино, Нобиле ди Монтепульчано, Кьянти, Верначча ди Сан Джиминьяно.

Как правило, каждая местность в Италии славит не только своей собственной кухней, но и ремеслом.
В Сиене – это майолика. Производство керамики здесь существовало уже в 1265 году. Было много мастерских, которые делали бокалы на ножках, украшенные растительными и зоологическими мотивами. А в 1510 году стали производить майолику, которая отличалась изяществом и богатством декора. Так керамический сосуд из Сиены, датируемый 1510 г. хранится в музее Виктории и Альберта в Лондоне. Потрясающе красивая вещь.

Источник: www.biancoloto.com


Categories: Вопросы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.