Когда, будучи в Париже, я узнала, что мы побываем на Монмартре, то очень воодушевилась. А как же! Знаменитые холмы Монмартра, Мекка живописцев, где творил маленький уродливый Тулуз-Лотрек, любивший рисовать проституток и танцовщиц кабаре «Мулен-Руж»; где, живя в общежитии для бедных художников Бато-Лавуар – «плавучей прачечной» – писал картины «розового периода» Пабло Пикассо; посещал занятия в Академии Коларосси непризнанный, никому не известный художник-экспрессионист Амедео Модильяни.

Но первое, что я увидела на вершине Монмартрского холма, был белый храм с куполами.

Я уже так привыкла к вечной готике, что отсутствие горгулий и химер, острых шпилей, зазубренных башенок и витражных окон с розетками стало полной неожиданностью.

Монмартр – самая высокая точка Парижа. И именно на вершине 130-метрового холма стоит базилика Сакре-Кёр, или базилика Святого Сердца Христова. Говорят, что, выстроенная из травертина, под яркими лучами солнца базилика сверкает белизной, но в серый апрельский день, репутацию которого то и дело подмачивал мелкий моросящий дождик, Сакре-Кёр погрузилась в меланхолию, и даже травертин посерел – видимо, совсем утонув в ипохондрии.


Плохая погода никак не повлияла на количество желающих посидеть на холме или подняться к базилике.

Но если у её подножия более-менее свободно и было где расположиться, то наверху царило столпотворение. Пожалуй, такого скопления людей я не видела даже возле Нотр-Дам.

Колорита добавила конная полиция: туристы, народ и так крайне возбудимый, не знали, на что вперёд смотреть и чем восхищаться: то ли любоваться фантазийной византийской эстетикой знаменитого храма, то ли бежать с криками «ути, какая лошадка!» и гладить гнедую красавицу по крутой шее.

Полицейских было двое: молодой парень и женщина гренадерского сложения, больше похожая на мужчину.

Женщина была настроена благодушно, охотно позировала и улыбалась, а парень был, кажется, в некотором замешательстве.

Я, как известный запойный шопоголик, тут же по достоинству оценила щегольские сапоги блюстителей порядка, но со своими восторгами по этому поводу благоразумно решила не высовываться.

Стараясь не обращать внимания на шумные толпы, волнующиеся у входа в храм и ручейками текущие внутрь, я подняла голову.


Базилика Святого Сердца удивляет отсутствием острых углов и господством мягких плавных линий, округлостей, арок, вытянутых куполов. В её облике нет ничего, присущего готике: никакой мрачной сакральности, отсыла к образам средневековья, никаких демонов и чудовищ, победоносной мощи и тёмной силы.

Сакре-Кёр к средневековью и не имеет отношения: cтроилась она в 1875–1914 годах по проекту архитектора Поля Абади в римско-византийском стиле.

Храм был сооружён в память о жертвах франко-прусской войны, и при закладке первого камня в землю холма был положен бронзовый медальон «Франция преподносит Христу монмартрскую базилику», французские медали в ящичке и пергамент с протоколом основания базилики.

Строительство храма вскоре после его начала было остановлено. Дело в том, что Монмартрский холм весь изрыт старинными каменоломнями, и почва могла попросту не выдержать нагрузок, вызванных весом столь монументального сооружения.

Читайте также:💖

Чтобы избежать рисков, были вырыты и залиты бетоном, по аналогии с современными сваями, шахты глубиной более 30 метров.

Четыре купола венчают базилику Святого Сердца, а центральный купол является смотровой площадкой, с которой открываются ещё более головокружительные виды на бескрайний Париж, чем от подножия храма.


Монументальная 100-метровая колокольня, чем-то напомнившая колокольню Джотто собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, произвела на меня чуть ли не более сильное впечатление, чем весь Сакре-Кёр.

Именно отсюда раздаётся голос самого большого колокола Парижа – «Савояра» (la Savoyarde). Такое имя дано колоколу не случайно: он был отлит в Анси в департаменте Верхняя Савойя, весит 19 тонн, а его язык – 850 кг. Так что долгожитель Эммануэль в Нотр–Дам по сравнению с Савояром просто пушинка.

Центральной на главном фасаде является статуя Иисуса Христа, а портик украшен двумя бронзовыми конными статуями: Людовика IX, известного также как Людовик Святой, и Орлеанской девы Жанны д’Арк.

Если обойти храм, вы увидите на крыше базилики ещё одну бронзовую скульптуру, изображающую архангела Михаила с поднятым копьём, повергающего дракона.

Кстати, здесь я убедилась, что горгульи в Сакре-Кёр всё-таки есть, но за счет общего архитектурного облика и светлого цвета камня они не так заметны и не кажутся такими устрашающими.

Слева от главного фасада базилики я заприметила маленькую церковку, которая сразу привлекла моё внимание.


Обойдя Сакре-Кёр, я приблизилась к ней и за оградой увидела три тёмных распятия: в центре Христос, справа и слева Гестас и Дисмас – преступники, казнённые вместе с Спасителем на Голгофе.

Не знаю, ненастный ли день и непроглядное небо, или серые стены маленькой церквушки, от которых веяло стариной и сыростью, так повлияли на восприятие, но вид этой скульптурной группы задел меня за живое. Помню, я даже зябко содрогнулась, настолько реальными мне увиделись изваяния трёх мучеников.

Оказалось, эта церковь носит имя Сен-Пьер-де-Монмартр (Saint-Pierre de Montmartre), она является одной из старейших католических церквей Парижа и ведёт свою историю с XII века.

Когда-то на этом месте стоял римский храм бога Марса, от него сохранились четыре мраморные колонны. В IX веке как перевалочный пункт для паломников, идущих в Сен-Дени, была построена первая христианская церковь, а в 1133 году Людовик VI приобрёл эти земли, чтобы основать аббатство на Монмартре.

В 1147 году церковь была перестроена и повторно освящена папой Евгением III, а супруга короля Аделаида Савойская стала первой настоятельницей нового монастыря. Именно в этом аббатстве были приняты обеты, приведшие к созданию Ордена Иезуитов.

Трагические события принесла в аббатство Великая Французская революция: настоятельница Луиза де Монморанси была казнена на гильотине, аббатство разрушено, а из всего комплекса зданий уцелела только церковь Сен-Пьер-де-Монмартр.


Распятия, которые я увидела, склонили головы над маленьким кладбищем Кальвэр, где похоронены несколько знаменитых жителей Парижа. Кладбище открыто для посещений только один день в году – 1 ноября, в День Всех Святых.

Здесь царит особенная атмосфера. не знаю, смогу ли я её передать. Это глубокая печаль, тихая грусть, мудрость столетий и кротость веков.

Покинув нарядную Сакре-Кёр и маленькую Сен-Пьер-де-Монмартр, излучающую грусть, мы спустились по многочисленным ступенькам вниз и углубились в улочки Монмартра, чтобы проникнуться художественной атмосферой, царящей на площади Тертр, где художники-портретисты, карикатуристы, абстракционисты и графики выставляют свои полотна, и чтобы поглазеть на многочисленные достопримечательности знаменитого богемного района Парижа.

Но это – уже совсем другая история.

Вас может заинтересовать:

Ранее:

Далее:

Источник: zen.yandex.ru

Базилика Сакре-Кер в Париже — молитва об искуплении грехов


На высочайшей точке горы Монмартр стоит белоснежный собор Базилика Сакре-Кёр (Sacre Coeur).

Выполненный в римско-византийской манере, он виден практически из любой точки Парижа, как и Эйфелева башня.

Находясь на высоте 130 м, строение действительно возвышается над городом, который обступил его тесным хороводом домов, словно внимая мудрому слову наставника, ища защиты и благословения в лучах его сияния.

Чтобы подняться к нему, надо преодолеть 237 ступеней многоярусной лестницы, что выглядит неким паломничеством с глубинным сакральным смыслом. А если устали в пути, можно отдохнуть, присев на скамью, каменный бортик или просто на траве, как поступают многие путники.

Собор Сакре-Кёр значит – «базилика Святого Сердца» или «Сердца Христа», которое пробито в момент казни, и с тех пор кровоточит за все человечество.

Задумка базилики Сакре-Кёр

Началась история Сакре-Кер 4 сентября 1870 года.

Эта дата знакома каждому французу, так как в тот день парижане узнали про разгром армии и пленение Наполеона IIIв битве при Седане в рамках Франко-прусской войны.

Горожане начали массовые протесты, которые привели к провозглашению Третьей Республики и отставке императора. А германцы тем временем шли к Парижу, чтобы спустя две недели взять столицу в осаду.


4 сентября, вместе с провозглашением Республики, епископ Нанта, который является также главой католической епархии Франции, выпустил свой текст, в котором клеймил несколько последних десятилетий жизни государства и утверждал, что поражение в войне – божье наказание за «эпоху распутства».

По прошествии войн и революций многие в конце XIX столетия оказались за чертой бедности, продолжая и дальше опускаться на самое дно. По мнению истинно верующих из столь безвыходной ситуации может быть лишь один путь – вымолить прощение у высших сил.

Этим вдохновился Александр Лежентиль, богатый французский торговец и филантроп, который в январе 1871 года поклялся построить католический храм, чтобы «получить бесконечную милость святого сердца господа Иисуса Христа».

Sacre coeur

Александр и Юбер обратились к людям с речью, в которой призывали собрать деньги на новый храм, а ключевым постулатом было: «Построить новую базилику в Париже – значит искупить все свои мирские грехи!».

Надо сказать, люди не нашли в идее ничего грандиозного, и не понимали, чем они провинились перед Всевышним, желая лишь освободиться от ига монаршей власти.

К тому же, задумка проекта нового сооружения, как всегда, не понравился привередливым столичным жителям внешне, привыкшим к окружающему их пышному барокко.

Sacre coeur

В образе же нового храма наблюдалось переплетение готики, ренессансного и византийского зодчества, а также элементы романского направления.


Такое смешение показалось горожанам слишком вульгарным, и они с ехидцей называли будущую базилику «национальным тортом».

Однако не только облик стал причиной негативного отношения.

Выбор места на вершине холма Монмартр сторонниками республики воспринялось как личное оскорбление. Поскольку именно тут зарождалась Парижская коммуна и тут она погибла, церковь восприняли антинародным памятником, посвященным разгромным действиям, направленным против революционного движения.

Sacre coeur

Проект подвергся резкой критике со стороны политиков, в частности Жора Клемансо, и людей искусства, от лица которых Эмиль Золя не уставал негодовать по поводу «всеподавляющей каменной массы, доминирующей над городом, где началась наша Революция».

Но далеко не все придерживались подобного мнения, и сторонники проекта присоединили свои голоса к обету Александра и Юбера, обращаясь к парижскому архиепископу Гиберу с ходатайством о возведении базилики.

Архиепископ не только поддержал идею собора, но и одобрил для него высшую точку столицы – холм Монмартр, зная его долгую и непростую историю.


Строительство храма Святого Сердца

Когда в 1875 г. закладывали краеугольный камень, в фундамент захоронили протокол, описывающий процедуру основания сооружения, ларец с французскими медалями и медальон из бронзы «Франция преподносит Христу монмартрскую базилику».

Произошло это после того, как Поль Абади победил в тендере, и был приглашен для создания нового святилища.

Собственно, результат несложно было предугадать, ведь он являлся ведущим столичным архитектором и успел поучаствовать в реставрации многих церквей, в том числе и Собора Парижской Богоматери (Нотр-Дам).

К сожалению, Абади не дожил до момента, когда его детище было завершено, и эстафету передавали друг другу еще целых пять зодчих, воплощая по очереди во внешнем облике и внутреннем убранстве собственное видение прекрасного.

Sacre coeur

Хотя авторство идеи в данном случае нельзя приписывать одному Полю Абади, его заслуге принадлежит самая главная удача – выбор идеального материала для строительства.

Его предпочтение пало на редчайший по своим качествам минерал, добыча которого велась лишь в маленьком селении Шато-Ланон.

Исключительность материала в том, что он способен самоочищаться от копоти и пыли. Стоит ему соприкоснуться с водой, как он мгновенно преображается, становясь торжественно-белым, но с легким розоватым отливом при определенном естественном освещении.


Не привыкшим к его ослепительному наряду кажется, что стены здания сами излучают сияние, идущее из камня.

Одни пытаются объяснить это хитростями современных технологий, другие убеждены в божественно-неземном благословении.

Прежде, чем церковь Сакре-Кёр в Париже была полностью отстроена, понадобилось более 40-а напряженных лет, и не обошлось без трудностей, которые непременно сопровождают все грандиозные задумки.

Sacre coeur

Поскольку в течение долгого времени под холмом добывали гипс, внутри он превратился в дырявый сыр, изобилуя многочисленными заброшенными шахтами.

Практически полая земля не могла удержать столь тяжелое здание, а потому пришлось вырыть 83 дополнительных ниш с перекрытиями, которые уходили вниз на 35 м.

Наложило свой отпечаток и время, ведь в процессе строительства не раз происходила смена моды на разные стили, что тоже внесло некоторые коррективы в первоначальный план Абади, который предполагал сделать здание в южно-французском направлении.

Вследствие художественных экспериментов остальных архитекторов базилика Сакре-Кёр обрела стиль греко-византийского храма с увеличено-вытянутым куполом, а также дополнительной колокольней.

Sacre coeur

По официальным документам святилище достроили в 1914 г., но в реальности это случилось только в 1923 г., да и то, лишь снаружи, а над внутренним оформлением работа продолжалась еще долго.

Внешняя архитектура Сакре-Кёр в Париже

Уже не первый раз годы расставили в восприятии парижан все по местам, помогая разглядеть уникальность и полюбить очередное новшество в их городе.

Из «народного торта» церковь незаметно превратилась в редчайшую жемчужину, сияющую небесной чистотой и привлекающую туристов посетить не только ее, но и достопримечательности поблизости.

Особенно впечатлительные люди не могут сдержать восторженного вздоха, глядя на необычный храм, в котором переплелось как минимум три разных направления.

Но особенно бросается в глаза форма куполов и высота главного – 83 м. Аналогичные можно встретить в Перигё на базилике XII столетия.

Sacre coeur

Поднимитесь по лестнице или на фуникулере, и у главного входа на фасаде вас встретят две бронзовые конные фигуры: справа Жанны д’Арк (Орлеанской девы), а слева – Людовика Святого.

Выше, под самым куполом, как гостеприимный хозяин, приветствует пилигримов у порога своего дома Иисус Христос, изваянный из того же материала, что и здание.

Sacre coeur

Примыкает к святилищу высокая 100-метровая колокольня, внутри которой среди семейства колоколов главенствует неповторимый, внушительный «Савояр», весом 19 тонн, где 850 кг приходится только на его язык.

Колокол считается самым большим в Париже и одним из крупнейших в мире, а создали это чудо в 1891 году в восточной французской провинции Анси.

Снизу не разглядеть, но если подняться на смотровую площадку собора, легко увидеть крылатых мифологических существ, по контуру рассевшихся у самого верха, и ангелов по углам сооружения, держащих в руках скрижали.

 

Внутренний дизайн Сакре-Кёр

Переступая порог, сразу окунаешься в величественную, но приветливую атмосферу базилики.

Первое, что притягивает взор, это чудесная мозаика в лазорево-золотых оттенках под самым сводом – Преклонение перед Святым Сердцем Христа и благословение Франции. Над масштабной композицией с 1912 по 1922 года работал живописец Люк-Оливье Мерсон.

Sacre coeur

Внутри Сакре-Кёр представлены ослепляющие великолепием и роскошью скульптуры и изображения ангелов, святых и библейских сцен.

Под куполом находится большая, излучающая радость и свет фреска.

В ее центре – фигуры ликующих, поющих, играющих на музыкальных инструментах ангелов в белых одеждах на фоне неба, сделанного из золота. Они приносят весть о воскресении Христа. На нижнем плане расположены фигуры святых, которые радуются этой вести. Яркое, солнечное золото неба усиливает это всеобщее ликование во славу Иисуса.

Sacre coeur

Особенной радостью наполняются сердца во время службы, когда пение хора плавно сливается со звуками старинного органа, заполняющего все внутреннее пространство, и проникающего в наиболее отдаленные уголки души.

Этот орган является наиболее старым и большим в мире, и сам по себе ценное достояние Франции.

Sacre coeur

Но время неумолимо, с упрямой настойчивостью оно постепенно разрушает детали музыкального инструмента, и чтобы сохранить его в рабочем состоянии, специалисты должны действовать с мастерством истинных кудесников.

Мозаика в апсиде

В апсиде, дальней части базилики, под куполом расположена огромная золотая мозаика «Величие Господне». По своему размаху и исполнению она уникальна во всем мире. Она изображает сцену воскресения Христа.

В центре мозаики – фигура Иисуса, облаченного в белые одежды. Он развел руки в стороны, обнажив сердце. Контуры сердца запечатлены золотом на белой одежде. Это отсылает к названию базилики – Сакре-Кёр, «святое сердце».

Окружают фигуру Христа образы практически всех людей и святых. Все они варьируются в размере, но не превышают размеры изображения Иисуса.

Эта грандиозная мозаика композиционно разделена на две части, соединенные фигурой Христа.

По левую сторону от Иисуса, или «святого сердца» – группа изображений, символизирующих церковь. Они представлены Папой Римским Климентом XIII, Блаженным Пием IX, Львом XIII – все они сыграли значительную роль в становление церкви Святого сердца, к которой принадлежит базилика.

Папа Римский Лев XIII протягивает Христу глобус, метафору всего человечества. Дальше, за спинами фигур Пап Рисских, в левом нижнем ряду представлены группы изображений людей разных национальностей. Они символизируют все пять континентов, которые благословляет Церковь Сакре-Кёр.

Sacre coeur

Справа от фигуры Христа – группа изображений, демонстрирующая важные события в истории Франции и Церкви Святого сердца. Эти сцены рисуют преклоненных в молитве колена прихожан во время разных исторических потрясений: чумы 1720 года, казни Людовика XVI и всей королевской семьи и других.

Главной среди них является персонифицированный образ Франции. Она протягивает корону Иисусу, что символизирует благословление всего французского народа.

Два верхних ряда состоят из ликов святых. Левый ряд представлен святыми, наиболее почитаемыми в Церкви Святого сердца, а правый – мучениками Франции. Они расположены параллельно друг другу и смыкаются над головой Христа. В точке их соединения, в самом центре купола, изображена Святая Троица: Святой Дух предстает в форме голубя.

Композицию поддерживают самостоятельные фигуры большого размера: Дева Мария справа и Святая Жанна Д’Арк слева. Это придает мозаике объемность изображения.

Насладившись роскошной архитектурой зала и преисполнившись благочестия после посещения службы с ее хором и органной музыкой, можно посетить крипту, спустившись под алтарную часть.

Тут выставлены бесценные церковные артефакты, а величественная статуя Христа позволяет еще раз подойти и поклониться Спасителю с полыхающим сердцем за все человечество.

Sacre coeur

Sacre coeur Если хотите сделать фото базилики Сакре-Кёр, это возможно только с наружной стороны здания напротив медных всадников, поскольку снимки внутри храма, как и шумное поведение, недопустимы.

Смотровая площадка и шикарный обзор

Сегодня Монмартр пользуется огромной популярностью у туристов, которые специально приходят сюда, чтобы полюбоваться роскошной базиликой, удивляющей своим вечно белоснежным одеянием невесты.

Sacre coeur

Уже с площади рядом с храмом открывается прекрасный вид на Париж, а чтобы увидеть его как на ладони, поднимитесь по винтовой лестнице в 300 ступеней на самый верх под купол здания, и вам откроется панорама на 50 км вокруг.

Sacre coeur

Смотровая площадка имеет оригинальное декоративное оформление с орнаментами и небольшими скульптурами, которые украшают даже водостоки, замаскировав их головами диковинных животных и горгулий, а стальная кованая дверь словно вынырнула из средневековья. Интересно, что за ней скрывается?

Тут же на террасе вы найдете подзорную трубу, которая выглядит вызывающим свидетельством современности рядом с изумительным старым декором каменных стен Sacre Coeur. И хотя она не вписывается в антураж, зато позволяет рассмотреть все детали Парижа, скрытого в дымке за горизонтом.

Если обойти купол по кругу, можно залюбоваться изумительным видом на разные части столицы. Сверху отлично видно играющий солнечными зайчиками коммерческий район Ла Дефанс, церковь Перта, самую стильную кокетку – Эйфелеву башню, одинокий среди маленьких домиков небоскреб Монпарнас и площадь Тетр.

Страшная история одного памятника

Собор Сакре-Кёр в Париже огибает улица Сент-Элетер, знаменитая памятником Шевалье де ла Барру, размещенном в сквере Надар.

Этот памятник можно считать парадоксом, особенно учитывая, что стоит он рядом с храмом, который построен во имя искупление человеческих грехов и в честь затравленных во время революционных волнений.

Sacre coeur

Дело в том, что Жан-Франсуа Лефевр де ла Барр был молодым, слегка заносчивым в силу своего возраста дворянином 19-и лет. Его обвинили и казнили за пение порочащих церковь песен, разрушение распятия и то, что он не захотел снять шляпу, когда рядом проходило церковное шествие.

Впоследствии было признано, что парня оклеветали, поскольку нужен был «козел отпущения». Подозрения в осквернении святых реликвий и неподобающем поведении пали на троих юношей.

Однако один сбежал, второй оказался совсем «зеленым» – 15 лет, а потому отделался штрафом, и только де ла Барру не повезло остаться без алиби, поскольку в момент инцидента он был дома один.

Усугубилось все тем, что следствие вел его личный враг – инспектор де Бельваль, который не гнушался принимать за факты лживые доносы и непроверенные слухи типа: «Я слыхал, как кто-то слыхал…».

Вначале шевалье осудили на галеры, но затем в назидание остальным решили приговорить к смерти, несмотря на рьяную защиту Вольтера.

Sacre coeur 

Чтобы казнить де ла Барра, приехало пятеро палачей. Вначале несчастному вырвали язык, затем отрубили правую руку, далее он лишился головы. После этого планировалось медленно сжигать его на слабом огне, но решили смягчить приговор, и сделать это быстро, хотя это уже не имело значения.

Перед тем, как предать огню мертвое тело, в его единственную руку положили «Философский словарь» Вольтера.

Данная история красочно иллюстрирует нередкие проявления человеческой глупости и жестокости, а памятник стал символом протеста против фанатичной веры и религиозной нетерпимости.

Во Франции день казни юного дворянина стал поводом для манифестов против преследования тех, кто исповедует иную религию или не принадлежит ни к одной.

Сейчас монумент стоит чуть в стороне от базилики Сакре-Кёр, а установили его после войны.

Лефевр де ла Барр словно бросает вызов своей молодостью и дерзкой позой, что разительно отличается от первоначального варианта 1905 года, где молодой человек выглядит настоящим мучеником, ожидающим сожжения, привязанный к столбу.

Таким образом, памятник стал ответом на возведение роскошного святилища на деньги буржуазии, вновь поднявшейся после поражения Парижской коммуны.

Этот монумент был демонтирован и переплавлен нацистами еще в 1941 г., но после войны о свободолюбивом юноше не забыли, и вернули его в новом облике.

Sacre coeur

Предупреждение туристу

Как бы замечательно вы себя не чувствовали в столице Франции, об осторожности тоже не следует забывать. У подножия базилики вы встретите представителей местного населения, которые настойчиво предлагают туристам необычную услугу – закрепить на запястье жгутик «счастья».

Если вы находитесь в команде с гидом, он должен вас предупредить, чтобы вы быстро проходили мимо, даже не глядя на них. Это обычные жулики, которые работают в паре. Пока один плетет на вашей руке жгут, приправляя паутиной лжи в лестных комплиментах, и отвлекает ваше внимание, его подельник поможет вам избавиться от тяжести в карманах и сумочке.

Если им это не удастся, в ход пойдут приставания с настойчивыми просьбами помочь деньгами.

Sacre coeur

Источник: www.flyexpress.ru

Базилика Сакре-Кёр в Париже

На высочайшей точке горы Монмартр стоит белоснежный собор Базилика Сакре-Кёр (Sacre Coeur). Выполненный в римско-византийской манере, он виден практически из любой точки Парижа, как и Эйфелева башня. Находясь на высоте 130 м, строение действительно возвышается над городом, который обступил его тесным хороводом домов, словно внимая мудрому слову наставника, ища защиты и благословения в лучах его сияния.

Чтобы подняться к нему, надо преодолеть 237 ступеней многоярусной лестницы, что выглядит неким паломничеством с глубинным сакральным смыслом. А если устали в пути, можно отдохнуть, присев на скамью, каменный бортик или просто на траве, как поступают многие путники.

Монмартр – начало истории

У холма, на котором красуется базилика Сакре-Кёр, насыщенное, увлекательное прошлое. По одной из версий в античные времена это место называлось Марсовым из-за стоящих тут святилищ Марсу и Меркурию. Но имеется и другая легенда, по которой название Монмартр идет от Mons Martyrium, что значит – «холм мученика», а это название он получил в честь христианского священномученика и первого парижского епископа – Дионисия, жившего в III столетии.

Базилика Сакре-Кёр
Базилика Сакре-Кёр

В сопровождении сподвижников он проповедовал учение Христа, но однажды во время гонения христиан их схватили и обезглавили на вершине горы Монмартр. Дионисий поднялся, взял в руки свою голову, омыл ее в ручье, медленно прошел 6 км, и только у подножия храма упал замертво.

Читайте также: Пантеон в Париже: памятник честолюбию и страстям

На этом месте впоследствии образовалась коммуна Сен-Дени, но в II–III веках среди мелких речушек и болот тут был населенный район Катколак, что значит – «очень грязное место».

В середине веков возвышенность превратилась в место поклонения. Там, где некогда стоял храм Марсу, по инициативе Людовика VI (XII век) орден св. Бенедикта строит церковь с монастырем Сен-Пьер-де-Монмартр вблизи одного из давних священнейших мест столицы – площади Тертр. В эти же времена вокруг начали появляться новые виноградники и ветряки, призванные перемалывать гипс, который на холме добывали очень активно вплоть до XIX столетия.

Вид на Сакре Кёр и Монмартр
Вид на Сакре Кёр и Монмартр

Весной 1871 года начались народные волнения, которые вылились в революционное движение, после чего в конце марта состоялись выборы в Парижскую коммуну. Однако уже в мае коммунарам устроили кровавое линчевание, в ходе которого пострадало также много обычных жителей, и все это на Монмартре.

Событие легло в историю столицы неприглядным пятном, и в знак памяти невинных жертв через три года после битвы на вершине было решено возвести собор Сакре-Кёр. Сегодня она является прекрасным символом города, его чистой душой и очаровательной достопримечательностью.

Кроме того, Монмартр помнит множество известных людей, ведь тут жили и работали небогатые живописцы и поэты, снимая комнатки в дешевом бараке Бато-Лавуар. Там не было никаких удобств, но зато поблизости их всегда с радостью принимали местные пабы и кабаре «Черный кот», «Шустрый кролик» и Мулен Руж, примадонн которого на своих картинах увековечил Тулуз-Лотрек. Помимо него тут писали свои полотна Ван Гог, Ренуар, Аполлинер, Утрилло, Анри Руссо, Модильяни, Пикассо и Брак.

Задумка базилики Сакре-Кёр

По прошествии войн и революций многие в конце XIX столетия оказались за чертой бедности, продолжая и дальше опускаться на самое дно. По мнению истинно верующих из столь безвыходной ситуации может быть лишь один путь – вымолить прощение у высших сил.

Сакре-Кер в Париже (Фото)
Сакре-Кер в Париже (Фото)

Самыми ревностными католиками оказались Александр Лежанти и Юбер де Флери, которые в 1875 году решили, что спасти Францию может только возведение базилики. По католическому верованию именно она является средоточием веры, куда приходят помолиться за избавление от прегрешений и процветание своей страны люди со всех ее уголков.

Александр и Юбер обратились к людям с речью, в которой призывали собрать деньги на новый храм, а ключевым постулатом было: «Построить новую базилику в Париже – значит искупить все свои мирские грехи!».

Надо сказать, люди не нашли в идее ничего грандиозного, и не понимали, чем они провинились перед Всевышним, желая лишь освободиться от ига монаршей власти. К тому же, задумка проекта нового сооружения, как всегда, не понравился привередливым столичным жителям внешне, привыкшим к окружающему их пышному барокко.

Сакре-Кер в Париже
Сакре-Кер в Париже

В образе же нового храма наблюдалось переплетение готики, ренессансного и византийского зодчества, а также элементы романского направления. Такое смешение показалось горожанам слишком вульгарным, и они с ехидцей называли будущую базилику «национальным тортом».

Однако не только облик стал причиной негативного отношения. Выбор места на вершине холма Монмартр сторонниками республики воспринялось как личное оскорбление. Поскольку именно тут зарождалась Парижская коммуна и тут она погибла, церковь восприняли антинародным памятником, посвященным разгромным действиям, направленным против революционного движения.

Базилика Сакре-Кер
Базилика Сакре-Кер

Проект подвергся резкой критике со стороны политиков, в частности Жора Клемансо, и людей искусства, от лица которых Эмиль Золя не уставал негодовать по поводу «всеподавляющей каменной массы, доминирующей над городом, где началась наша Революция».

Но далеко не все придерживались подобного мнения, и сторонники проекта присоединили свои голоса к обету Александра и Юбера, обращаясь к парижскому архиепископу Гиберу с ходатайством о возведении базилики. Архиепископ не только поддержал идею собора, но и одобрил для него высшую точку столицы – холм Монмартр, зная его долгую и непростую историю.

Строительство храма Святого Сердца

Собор Сакре-Кёр значит – «базилика Святого Сердца» или «Сердца Христа», которое пробито в момент казни, и с тех пор кровоточит за все человечество.

Сакре-кер в разрезе (Фото)
Сакре-кер в разрезе (Фото)

Когда в 1875 г. закладывали краеугольный камень, в фундамент захоронили протокол, описывающий процедуру основания сооружения, ларец с французскими медалями и медальон из бронзы «Франция преподносит Христу монмартрскую базилику».

Читайте также: Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари), описание, фото!

Произошло это после того, как Поль Абади победил в тендере, и был приглашен для создания нового святилища. Собственно, результат несложно было предугадать, ведь он являлся ведущим столичным архитектором и успел поучаствовать в реставрации многих церквей, в том числе и Собора Парижской Богоматери (Нотр-Дам).

К сожалению, Абади не дожил до момента, когда его детище было завершено, и эстафету передавали друг другу еще целых пять зодчих, воплощая по очереди во внешнем облике и внутреннем убранстве собственное видение прекрасного.

Базилика Сакре-кер
Базилика Сакре-кер (Париж, Франция)

Хотя авторство идеи в данном случае нельзя приписывать одному Полю Абади, его заслуге принадлежит самая главная удача – выбор идеального материала для строительства. Его предпочтение пало на редчайший по своим качествам минерал, добыча которого велась лишь в маленьком селении Шато-Ланон. Исключительность его в том, что он способен самоочищаться от копоти и пыли. Стоит ему соприкоснуться с водой, как он мгновенно преображается, становясь торжественно-белым, но с легким розоватым отливом при определенном естественном освещении.

Не привыкшим к его ослепительному наряду кажется, что стены здания сами излучают сияние, идущее из камня. Одни пытаются объяснить это хитростями современных технологий, другие убеждены в божественно-неземном благословении.

Прежде, чем церковь Сакре-Кёр в Париже была полностью отстроена, понадобилось более 40-а напряженных лет, и не обошлось без трудностей, которые непременно сопровождают все грандиозные задумки.

Храм Сакре-Кер в Париже
Храм Сакре-Кер в Париже

Поскольку в течение долгого времени под холмом добывали гипс, внутри он превратился в дырявый сыр, изобилуя многочисленными заброшенными шахтами. Практически полая земля не могла удержать столь тяжелое здание, а потому пришлось вырыть 83 дополнительных ниш с перекрытиями, которые уходили вниз на 35 м.

Наложило свой отпечаток и время, ведь в процессе строительства не раз происходила смена моды на разные стили, что тоже внесло некоторые коррективы в первоначальный план Абади, который предполагал сделать здание в южно-французском направлении. Вследствие художественных экспериментов остальных архитекторов базилика Сакре-Кёр обрела стиль греко-византийского храма с увеличено-вытянутым куполом, а также дополнительной колокольней.

Церковь Сакре-Кер Париж
Церковь Сакре-Кер Париж

По официальным документам святилище достроили в 1914 г., но в реальности это случилось только в 1923 г., да и то, лишь снаружи, а над внутренним оформлением работа продолжалась еще долго.

Внешняя архитектура Сакре-Кёр в Париже

Уже не первый раз годы расставили в восприятии парижан все по местам, помогая разглядеть уникальность и полюбить очередное новшество в их городе. Из «народного торта» церковь незаметно превратилась в редчайшую жемчужину, сияющую небесной чистотой и привлекающую туристов посетить не только ее, но и достопримечательности поблизости.

Особенно впечатлительные люди не могут сдержать восторженного вздоха, глядя на необычный храм, в котором переплелось как минимум три разных направления. Но особенно бросается в глаза форма куполов и высота главного – 83 м. Аналогичные можно встретить в Перигё на базилике XII столетия.

 Конные фигуры Сакре-Кер
Конные фигуры Сакре-Кер

Поднимитесь по лестнице или на фуникулере, и у главного входа на фасаде вас встретят две бронзовые конные фигуры: справа Жанны д’Арк (Орлеанской девы), а слева – Людовика Святого.

Выше, под самым куполом, как гостеприимный хозяин, приветствует пилигримов у порога своего дома Иисус Христос, изваянный из того же материала, что и здание.

Базилика Сакре-кер (Иисус Христос)
Базилика Сакре-кер (Иисус Христос)

Примыкает к святилищу высокая 100-метровая колокольня, внутри которой среди семейства колоколов главенствует неповторимый, внушительный «Савояр», весом 19 тонн, где 850 кг приходится только на его язык. Он считается самым большим в Париже и одним из крупнейших в мире, а создали это чудо в 1891 году в восточной французской провинции Анси. Снизу не разглядеть, но если подняться на смотровую площадку собора, легко увидеть крылатых мифологических существ, по контуру рассевшихся у самого верха, и ангелов по углам сооружения, держащих в руках скрижали.

Внутренний дизайн Сакре-Кёр

Переступая порог, сразу окунаешься в величественную, но приветливую атмосферу базилики. Первое, что притягивает взор, это чудесная мозаика в лазорево-золотых оттенках под самым сводом – Преклонение перед Святым Сердцем Христа и благословение Франции. Над масштабной композицией с 1912 по 1922 года работал живописец Люк-Оливье Мерсон.

Сакре-Кер внутри!
Сакре-Кер внутри!

В окружении красочных витражей, скульптурных композиций святых, проникновенной росписи и льющихся внутрь потоков света каждый невольно ощутит торжественность момента, словно прикосновение Святого Духа принесло в душу умиротворение, легкость, радость и понимание мимолетности нашей жизни в масштабах вселенной.

Мозаика Сакре-Кер
Мозаика Сакре-Кер

Особенной радостью наполняются сердца во время службы, когда пение хора плавно сливается со звуками старинного органа, заполняющего все внутреннее пространство, и проникающего в наиболее отдаленные уголки души. Этот орган является наиболее старым и большим в мире, и сам по себе ценное достояние Франции.

Храм Базилика Сакре-Кер внутри
Храм Базилика Сакре-Кер внутри

Но время неумолимо, с упрямой настойчивостью оно постепенно разрушает детали музыкального инструмента, и чтобы сохранить его в рабочем состоянии, специалисты должны действовать с мастерством истинных кудесников.

Насладившись роскошной архитектурой зала и преисполнившись благочестия после посещения службы с ее хором и органной музыкой, можно посетить крипту, спустившись под алтарную часть. Тут выставлены бесценные церковные артефакты, а величественная статуя Христа позволяет еще раз подойти и поклониться Спасителю с полыхающим сердцем за все человечество.

Если хотите сделать фото базилики Сакре-Кёр, это возможно только с наружной стороны здания напротив медных всадников, поскольку снимки внутри храма, как и шумное поведение, недопустимы.

Смотровая площадка и шикарный обзор

Сегодня Монмартр пользуется огромной популярностью у туристов, которые специально приходят сюда, чтобы полюбоваться роскошной базиликой, удивляющей своим вечно белоснежным одеянием невесты.

Уже с площади рядом с храмом открывается прекрасный вид на Париж, а чтобы увидеть его как на ладони, поднимитесь по винтовой лестнице в 300 ступеней на самый верх под купол здания, и вам откроется панорама на 50 км вокруг.

Смотровая площадка Сакре-Кер
Смотровая площадка Сакре-Кер

Смотровая площадка имеет оригинальное декоративное оформление с орнаментами и небольшими скульптурами, которые украшают даже водостоки, замаскировав их головами диковинных животных и горгулий, а стальная кованая дверь словно вынырнула из средневековья. Интересно, что за ней скрывается?

Тут же на террасе вы найдете подзорную трубу, которая выглядит вызывающим свидетельством современности рядом с изумительным старым декором каменных стен Sacre Coeur. И хотя она не вписывается в антураж, зато позволяет рассмотреть все детали Парижа, скрытого в дымке за горизонтом.

Если обойти купол по кругу, можно залюбоваться изумительным видом на разные части столицы. Сверху отлично видно играющий солнечными зайчиками коммерческий район Ла Дефанс, церковь Перта, самую стильную кокетку – Эйфелеву башню, одинокий среди маленьких домиков небоскреб Монпарнас и площадь Тетр.

Достопримечательности рядом

Как и мост Александра 3, собор Сакре-Кёр послужил фоном в знаменитом французском фильме, снятом в жанре комедии – «Амели» режиссера Жан-Пьера Жене. Для сцены, когда героиня звонит из телефонного автомата, а герой проезжает мимо на скутере, специально установили уличный таксофон так, чтобы за ним в кадре было видно базилику.

Кладбище на Монмартре в Париже
Кладбище на Монмартре в Париже

Оказавшись в районе Монмартр, помимо Sacre Coeur тут есть еще много интересных мест для любопытного путешественника. Неподалеку находится одноименное с районом кладбище, где отдыхают политики, ученые, люди искусства. Работает оно с 1825 года и успело приютить более 20 000 выдающихся личностей.

В этом же районе угол улиц де-Соль и Сен-Венсен славен виноградной плантацией. Целых 1566 кв. м отдано под лозу, которая ежегодно дает 400-500 л превосходного монмартрского вина, что равняется примерно 1000 бутылок хмельного напитка.

Кабаре Мулен-Руж
Кабаре Мулен-Руж

Тут расположено притягательное и интригующее кабаре Мулен-Руж, а в верхней части улицы сохранился ветряк Мулен де ла Галетт, который стал излюбленным образом на работах Пабло Пикассо, Ван Гога, Рамона Касаса, Сантьяго Русиньола, Анри Тулуз-Лотрека, Ренуара, Жан-Батиста Коро, Теодора Руссо и Жоржа Мишеля.

Читайте также: Мулен Руж: описание, история, фото

Внизу под ним рад всех приветствовать у себя одноименный ресторанчик, который тоже запечатлен на одном из полотен Ренуара, выставленном в музее Орсе – «Бал в Мулен де ла Галетт».

Страшная история одного памятника

Собор Сакре-Кёр в Париже огибает улица Сент-Элетер, знаменитая памятником шевалье де ла Барру, размещенном в сквере Надар. Этот памятник можно считать парадоксом, особенно учитывая, что стоит он рядом с храмом, который построен во имя искупление человеческих грехов и в честь затравленных во время революционных волнений.

Памятник Шевалье Де Ла Барру
Памятник Шевалье Де Ла Барру

Дело в том, что Жан-Франсуа Лефевр де ла Барр был молодым, слегка заносчивым в силу своего возраста дворянином 19-и лет. Его обвинили и казнили за пение порочащих церковь песен, разрушение распятия и то, что он не захотел снять шляпу, когда рядом проходило церковное шествие.

Впоследствии было признано, что парня оклеветали, поскольку нужен был «козел отпущения». Подозрения в осквернении святых реликвий и неподобающем поведении пали на троих юношей. Однако один сбежал, второй оказался совсем «зеленым» – 15 лет, а потому отделался штрафом, и только де ла Барру не повезло остаться без алиби, поскольку в момент инцидента он был дома один.

Усугубилось все тем, что следствие вел его личный враг – инспектор де Бельваль, который не гнушался принимать за факты лживые доносы и непроверенные слухи типа: «Я слыхал, как кто-то слыхал…».

Вначале шевалье осудили на галеры, но затем в назидание остальным решили приговорить к смерти, несмотря на рьяную защиту Вольтера.

Шевалье Де Ла Барру
Шевалье Де Ла Барру

Чтобы казнить де ла Барра, приехало пятеро палачей. Вначале несчастному вырвали язык, затем отрубили правую руку, далее он лишился головы. После этого планировалось медленно сжигать его на слабом огне, но решили смягчить приговор, и сделать это быстро, хотя это уже не имело значения. Перед тем, как предать огню мертвое тело, в его единственную руку положили «Философский словарь» Вольтера.

Данная история красочно иллюстрирует нередкие проявления человеческой глупости и жестокости, а памятник стал символом протеста против фанатичной веры и религиозной нетерпимости. Во Франции день казни юного дворянина стал поводом для манифестов против преследования тех, кто исповедует иную религию или не принадлежит ни к одной.

Сейчас монумент стоит чуть в стороне от базилики Сакре-Кёр, а установили его после войны. Лефевр де ла Барр словно бросает вызов своей молодостью и дерзкой позой, что разительно отличается от первоначального варианта 1905 года, где молодой человек выглядит настоящим мучеником, ожидающим сожжения, привязанный к столбу.

Таким образом, памятник стал ответом на возведение роскошного святилища на деньги буржуазии, вновь поднявшейся после поражения Парижской коммуны. Этот монумент был демонтирован и переплавлен нацистами еще в 1941 г., но после войны о свободолюбивом юноше не забыли, и вернули его в новом облике.

Предупреждение туристу

Как бы замечательно вы себя не чувствовали в столице Франции, об осторожности тоже не следует забывать. У подножия базилики вы встретите представителей местного населения, которые настойчиво предлагают туристам необычную услугу – закрепить на запястье жгутик «счастья».

Если вы находитесь в команде с гидом, он должен вас предупредить, чтобы вы быстро проходили мимо, даже не глядя на них. Это обычные жулики, которые работают в паре. Пока один плетет на вашей руке жгут, приправляя паутиной лжи в лестных комплиментах, и отвлекает ваше внимание, его подельник поможет вам избавиться от тяжести в карманах и сумочке. Если им это не удастся, в ход пойдут приставания с настойчивыми просьбами помочь деньгами.

Сакре-Кер на карте

Адрес и полезная информация

  • Адрес: 35, rue du Chevalier de la Barre
  • Время работы: ежедневно 06:00 – 22:30
  • Вход в базилику доступен бесплатно всем, но чтобы подняться на смотровую галерею в период 09:00 – 19:00 (зимой до 18:00), надо заплатить 6 €, а в крипту – 3 €, если же покупать единый билет, он обойдется в 8 €.
  • Метро: Anvers или Abbesses + фуникулер
  • Телефон для справок: 01 53 41 89 00
  • Официальный сайт: http://www.sacre-coeur-montmartre.com/

Базилику Сакре-Кёр (Видео)

Источник: paris-life.info


Categories: Вопросы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.