Крупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев впервые возник в 1764 году как частное собрание Екатерины II. Музей был открыт для посещения в 1852 году в специально построенном для этой цели здании Нового Эрмитажа. Сегодня основная экспозиционная часть занимает пять зданий, расположенных вдоль набережной Невы.

Начало истории

История коллекции Государственного Эрмитажа официально начинается с правления Екатерины II. Но ее великий предшественник Петр I тоже внес свою лепту. За время его правления в частном императорском собрании появилось множество экспонатов, которые сегодня находятся в Эрмитаже. Например, знаменитое «скифское золото» – драгоценные украшения в виде зверей, хранящиеся в Золотой кладовой. Их купил князь Гагарин для Сибирской коллекции Петра.

Вплоть до Екатерининской эпохи пополнений императорского собрания почти не было, либо они происходили случайно. Ярким примером служит коллекция «золота Моголов». В середине XVIII века иранский шах завоевал империю Великих Моголов, которая находилась на территории Индии.


посольством он отправил царице Анне Иоанновне золотые украшения и другие ювелирные изделия, буквально осыпанные бриллиантами, рубинами, сапфирами. В Петербург их доставили на слонах. Однако подарки получала уже императрица Елизавета Петровна, взошедшая на престол в результате дворцового переворота. Слоны долго будоражили жителей Петербурга, периодически убегая из вольеров. А подарки были приняты и благополучно забыты; их передали в собрание Эрмитажа уже после революции. В конце XX века выяснилось, что в Иране сокровищ Моголов почти не осталось, и самая большая коллекция драгоценностей их эпохи находится в России.

Эрмитаж в царское время

Один из наиболее важных периодов в истории музея, бесспорно, связан с именем Екатерины II, которую по праву называют его основательницей. К Зимнему дворцу, по ее указанию, была сделана пристройка, которая называлась Эрмитажем. Здесь давали обеды для круга приближенных. Гости обсуждали политику и искусство. В этой части дворца действовал особый свод правил, таких как: «оставлять все чины вне дверей», «спорить без горячности» и т. д. Здесь же хранилась частная коллекция живописи Екатерины II, она началась с приобретения собрания коммерсанта И. Э. Гоцковского, в которое входили произведения нидерландских художников. В правление Екатерины II коллекция пополнилась полотнами Тициана, Рубенса, Рафаэля и других великих мастеров, была куплена единственная в России скульптура Микеланджело «Скорчившийся мальчик». По всей Европе эмиссары императрицы приобретали для нее картины десятками и даже сотнями, нередко просто скупая уже сформировавшиеся собрания. Помимо множества картин, в Эрмитаже появилось более 10 000 монет и медалей, более 10 000 рисунков, бессчетное количество гравюр, камней и книг.


Павел I, чуждый взглядам своей матери и питавший к ней сильнейшую неприязнь, тем не менее, продолжал коллекционировать искусство, преимущественно итальянское. Однако он велел на всех картинах в коллекции поставить букву «П». Таким образом, ученые смогли точно установить, какие именно полотна поступили в Эрмитаж до начала XIX века.

С правлением Александра I связана реформа, проведенная графом Дмитрием Бутурлиным. Коллекцию поделили на несколько частей, при каждой из них появился хранитель. В эпоху Александра I собрание Эрмитажа пополнилось испанской и английской живописью. Но самые ценные приобретения связаны с центральным эпизодом его правления – войной 1812 года. Как и многие представители французской знати, графиня Богарне, бывшая супруга Наполеона Бонапарта, была обеспокоена сохранением привилегий после победы русской армии. Она решила сделать подарок Александру I, тот долго отказывался его принимать, однако Жозефина настояла. Таким образом в коллекцию Эрмитажа попала знаменитая «Камея Гонзага».

Николай I, увлеченный военным делом, оставил после себя 600 картин с изображением батальных сцен. В его правление, в 1826 году, была создана знаменитая Военная галерея 1812 года. Сам император увлекался живописью и часто позволял себе вписывать изображения солдат на полотна мастеров батальной живописи. При нем некоторые экспонаты из коллекции были раздарены или уничтожены. Однако благодаря ему появился Новый Эрмитаж, был реконструирован ансамбль уже существующих зданий.


А в 1852 году музей впервые открылся для посетителей под названием «Императорский Эрмитаж». Следующие полвека его коллекция пополнялась с разной степенью интенсивности. Одним из знаменитых приобретений того времени стала «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи, купленная в 1914 году.

Эрмитаж в XX веке

История Эрмитажа в XX веке больше напоминает остросюжетный детектив, среди героев которого сотрудники музея, советские власти и российская армия. В революционный период коллекция Эрмитажа удивительным образом не пострадала. Серьезные утечки из нее начались в первые годы советской власти.

Сначала в 1920-е годы за счет царского собрания пополняли коллекции музеев союзных республик. Частично эти потери Эрмитаж компенсировал поступлениями из национализированных частных коллекций. Но в целом довоенные годы его истории пройдут под эгидой лавирования между жесткими требованиями властей открыть запасники, чтобы продавать экспонаты на запад, и искренним стремлением сотрудников сохранить самое ценное. За границу все же были проданы «Венера перед зеркалом» Тициана, «Святой Георгий» и «Мадонна Альба» Рафаэля, «Пир Клеопатры» Тьеполо и многие другие шедевры французской и итальянской живописи.


отивостояние советского агентства «Антиквариат», занимавшегося продажей ценностей, и сотрудников Эрмитажа ярко иллюстрирует эпизод с отделом Востока, который возглавлял Иосиф Орбели. Комиссия агентства «Антиквариат» пришла в Эрмитаж, чтобы забрать на продажу сасанидское серебро. Попасть внутрь ее представители так и не смогли. Говорят, что Орбели грозил проглотить ключ и надолго похоронить коллекцию отдела Востока за тяжелыми дверьми музея. Разразился скандал. Директор Эрмитажа Борис Легран и Иосиф Орбели пошли на авантюру. Они написали письмо Сталину, который в итоге их поддержал. Письмо от вождя стало защитой музея. Все попытки «Антиквариата» конфисковать вещь, даже не относящуюся к отделу Востока, ни к чему не приводили. Любой экспонат, который планировали изъять, неожиданно оказывался на хранении в отделе Востока.

Благодаря сотрудникам Эрмитажа в периоды самых крупных «распродаж» из коллекции Эрмитажа он утратил минимальное количество самых ценных экспонатов. Но плата за это оказалась весьма высока. В разные годы более пятидесяти сотрудников музея были репрессированы.

Во время Великой Отечественной войны коллекцию эвакуировали на Урал, но здания музея значительно пострадали. Об уроне, который был им нанесен, свидетельствует список стройматериалов, необходимых для реставрации. Он включал 100 тонн цемента, более 60 тонн гипса, 30 километров тканей и прочее.


После окончания войны работа в Эрмитаже началась с удвоенной силой. Музею предстояло принять трофейные произведения искусства, в огромных количествах вывезенные из Германии. Как известно, Гитлер собирался открыть музей, собрав все самое лучше, что ему удалось захватить в Европе. На момент взятия Берлина советскими войсками музей готовился к открытию. Совершенно случайно в плен был захвачен его будущий директор, который рассказал о местонахождении запасников. Произведения искусства вывозили из Германии вагонами.

Жемчужины европейской коллекции

Диптих Робера Кампена, «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи, «Юдифь» Джорджоне, «Женский портрет» Корреджо, «Св. Себастьян Тициана», «Лютнист» Караваджо, «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Дама в голубом Гейнсборо».

За последующие годы кое-что возвратилось в европейские коллекции. Но многое осталось на территории России и по сей день. Сегодня в экспозиции Эрмитажа представлены трофейные картины Мане, Ван Гога, Тулуз-Лотрека и других. Однако вполне вероятно, что содержание некоторых из запасников по-прежнему не известно ни широкой публике, ни научному сообществу. Споры вокруг трофейных произведений ведутся до сих пор.

Сегодня Эрмитаж – еще и крупный научно-исследовательский центр.

Комплекс зданий музея Эрмитаж

Зимний дворец

Резиденция российских императоров, построена по проекту Бартоломео Растрелли. Работы по ее возведению начались в эпоху царствования Елизаветы Петровны и закончены при Петре III в 1762 году.


Малый Эрмитаж

Дворец. Построен при Екатерине II Ю. М. Фельтеном и Ж. Б. Валлен-Деламотом.

Большой Эрмитаж

Дворец, построенный Ю. М. Фельтеном в 1787 году для хранения пополнившейся коллекции Екатерины II.

Театр Эрмитажа

Построен по указу Екатерины II архитектором Джакомо Кварнеги для показа спектаклей и проведения маскарадов.

Новый Эрмитаж

Здание построено при Николае I архитектором Лео фон Кленце специально для демонстрации экспонатов императорской коллекции.

За последние годы в известных музеях мира появились специальные выставочные залы, связанные с Эрмитажем. Открылись его новые филиалы: Музей фарфора и Музей гвардии в здании Главного штаба.

Пересказать всю историю Эрмитажа – все равно что изложить историю России, настолько важным явлением в жизни страны является этот музей. Будучи непосредственно связанным со многими событиями отечественной истории, Эрмитаж всегда оставался домом. Что бы ни происходило, здесь всегда кто-то жил. И каждый оставлял после себя что-то свое.

Источник: www.culture.ru

Билеты


Экскурсии

История создания и развития

История музея «Государственный Эрмитаж» началась более 250 лет назад, когда частная коллекция произведений живописи Екатерины II пополнилась 225 ценными картинами фламандских и голландских мастеров. Их передал императрице в счет долга купец Иоганн Гоцковский. Собрание разместили в дворцовом флигеле – Эрмитаже, впоследствии это и стало названием музея.

Ermitage с французского переводится как «место уединения или затворничества». Изначально строение Малого Эрмитажа как раз для этого и предназначалось. Екатерина II обустраивала его как интимный уголок, где она могла уединиться, отдохнуть в неформальной обстановке или развлечься. Идею с музеем воплотили в жизнь намного позже.

Серьезное пополнение коллекции предоставило императрице возможность прославиться в качестве «просвещенной государыни» и ценительницы искусства. По отданному Екатериной II приказу продолжали скупать имеющие ценность произведения искусства. Постепенно экспонаты заняли и новое здание, именуемое Старым Эрмитажем. Свой вклад в расширение коллекции внесли посол Д. Голицын, Александр I и Николай I. Коллекции для императрицы Всероссийской покупал и французский философ Дени Дидро.


Идею с публичным музеем реализовал уже Николай I. Хотя изначально посмотреть на картины знаменитых на весь мир творцов могли далеко не все: вход в музей осуществлялся по специальному пропуску, который нужно было получить в придворной конторе.

До 1925 г. в качестве музея использовался только Новый Эрмитаж. Спустя некоторое время для посетителей открыли и другие здания: среди них Малый и Старый Эрмитаж, резиденция царской семьи Зимний Дворец, Эрмитажный театр. В 1981 г. в состав Государственного Эрмитажа вошел Меншиковский дворец, что находится на Васильевском острове.

В советский период экспозиция музея существенно пополнилась благодаря собранию Академии художеств, а также национализированным частным коллекциям.

Музейный комплекс продолжает активно развиваться и совершенствоваться. Количество посетителей превышает 3 млн в год.

Здания Эрмитажа

Главный музейный комплекс

В состав Императорского Эрмитажа вошли шесть зданий, которые связаны между собой. Наиболее известное сооружение – Зимний дворец, построенный на Дворцовой площади.


Зимний дворец

Шестую резиденцию семьи Романовых строили около 8 лет (1754-1762 гг.) под руководством архитектора Б. Ф. Растрелли. Стиль барокко, множество колонн, декоративная лепнина – особняк на набережной Невы впечатляет своей монументальностью. Внутри устроено около 1000 парадных и жилых залов, более 1700 дверей и почти 2000 окон, а еще десятки лестниц и дымовых труб.

Елизавета Петровна, по указу которой началось строительство Зимнего дворца, очень хотела переехать в новую резиденцию как можно скорее. Но до заветного переезда не дожила, скончавшись за год до окончания строительства.

Зимний дворец проектировался как архитектурная доминанта и самое высокое светское сооружение в городе. В течение 100 лет после завершения строительства в Петербурге запрещали возводить дома выше дворца императорской семьи.

Взошедшая на престол Екатерина II не являлась поклонницей барокко, поэтому стала активно перестраивать резиденцию. Интерьеры, созданные Растрелли, были почти полностью уничтожены. Впоследствии каждый император добавлял что-то от себя в убранство царской резиденции.

При императрице Екатерине II дворец стал центром светской и культурной жизни. Здесь проводились помпезные празднества и балы. Зимний дворец прославился и тем, что стал последним пристанищем Романовых перед Октябрьской революцией.

Большой или Старый Эрмитаж

Трехэтажный особняк построили в 1771-1787 гг. по проекту Ю. Фельтена. Старый Эрмитаж тоже расположился на набережной и продолжил дворцовые сооружения, удачно вписавшись в ансамбль. Он выступает как промежуточное звено между роскошными Зимним дворцом и Малым Эрмитажем и созданным в классическом стиле Эрмитажным театром. Здание соединено с театром аркой и оснащено переходом в Малый Эрмитаж.


В 1850-е особняк серьезно перестраивали, проектом руководил архитектор Штакеншнейдер. Главные особенности фасада сохранились, в те времена проводились в основном масштабные внутренние перестройки.

В 1792 г. под руководством Кваренги к зданию пристроили корпус, где разместили лоджии Рафаэля, копии известной галереи Папского дворца, размещенной в Ватикане. Старый Эрмитаж строили целенаправленно для хранения коллекций работ художников. Сейчас в нем представлено искусство Италии эпохи Возрождения.

Малый Эрмитаж

Строительство Малого Эрмитажа стартовало в 1764 г. и закончилось в 1775. Над внешним обликом здания работали российский и французский архитекторы Ю. Фельтен и Ж. Валлен-Деламот. Двухэтажный корпус сооружения стал связующим звеном между резиденцией и Большим и Новым Эрмитажем. В облике строения можно увидеть особенности уходящего барокко и черты зарождающегося классицизма.

Позже построили второй корпус – павильон с парадным залом, гостиными и оранжереями, расположившийся на берегу Невы. Строение оформили в стиле раннего классицизма. Северный и Южный корпуса соединяются Висячим садом.

Архитектурное сооружение назвали Малым Эрмитажем, поскольку в Северном павильоне императрица проводила «малые эрмитажи», увеселительные вечера с постановкой спектаклей и играми.

В продольных галереях размещались художественные коллекции, что стали основой экспозиции Императорского музея. В Павильонном зале в Малом Эрмитаже посетители могут рассмотреть часы «Павлин». В галереях сейчас размещены произведения искусства из стран Западной Европы.

Эрмитажный театр

Здание для театральных постановок построили в 1783-1787 гг. вместо Зимнего дворца Петра I. Для внешнего облика итальянец Кваренги выбрал античную архитектуру. Фасад сооружения выходит прямо на Дворцовую набережную р. Нева.

Зрительный зал внешне напоминает античный амфитеатр. Колонны и стены строения декорированы цветным мрамором искусственного происхождения. В нишах установлены скульптуры Аполлона и муз, вверху – барельефы с портретами прославившихся поэтов и музыкантов.

Первый театральный сезон открылся в ноябре 1785 года. Эта сцена «видела» многих выдающихся личностей: Ф. Шаляпина, М. Кшесинскую, А. Ваганова и др. Эрмитажный театр сыграл серьезную роль в том, как развивалась русская культура под конец XVIII века.

После драматических событий 1917 года в здании театра размещался Рабочий университет им. Луначарского. В 1930-е годы здесь организовывали концерты, балеты, оперные спектакли. С 1935 года по 1991 деятельность театра была прекращена. Строение использовалось в качестве Лектория Государственного Эрмитажа.

Сейчас Эрмитажный театр – популярная сценическая площадка Санкт-Петербурга. Здесь же проходят семинары, научные конференции и симпозиумы.

Запасной дом

Особняк построили в конце XIX ст. на месте старых построек. Он имеет 4 этажа, балконы и флигель. Над проектом в разные годы работали архитекторы Д. Трезини и Н. Ф. Беккер.

Запасной дом для резиденции Зимнего дворца перестроили для великого князя Алексея Александровича, хотя вскоре он перешел в руки графа Менгдена. Позже строение стали использовать как доходный дом. В свое время здесь жили такие известные личности, как государственный деятель С. Ю. Витте и советский педагог Е. В. Тарле.

Здание Запасного Дома расположено на 1-м Адмиралтейском острове, вблизи с Эрмитажным театром. Фасады сооружения выходят на Дворцовую набережную и улицу Миллионную. Сейчас строение входит в музейный комплекс и используется как служебное помещение.

Отдельные здания

В состав Государственного Эрмитажа включены и два отдельно стоящих здания, которые тоже заслуживают внимания.

Здание Главного штаба

Строительство исторического здания длилось с 1820 по 1830 год. Внешний облик сооружения придумал архитектор К. И. Росси. Комплекс включает в себя два крыла, оформленных в классическом стиле и соединенных триумфальной аркой. Строение расположено напротив императорской резиденции.

По задумке Росси, основой проекта стала идея соединить два независимых здания в единое целое. Восточный и западный корпуса объединены двойной аркой, увенчанной скульптурной композицией «Колесница Славы». Произведение олицетворяет победу России в Отечественной войне 1812 года.

Планировку Главного штаба продумали под нужды государственных учреждений. Каждый департамент обустроили отдельным въездом.

В 1988 г. восточную (левую) часть здания отдали Государственному Эрмитажу. Сейчас здесь размещены картины XIX-XX вв. художников-импрессионистов. Особую ценность в сооружении имеют парадные апартаменты квартиры министра иностранных дел К. Нессельроде, оформленные архитектором Росси в стиле ампир.

Правая или западная часть здания Главного штаба используется командованием Западного военного округа России.

Здание Дворца Меншикова

Дворец возвели в 1710 г. по проекту Д. М. Фонтаны и Г. И. Шеделя. Он предназначался для первого губернатора Петербурга А. Д. Меншикова, который также был приближенным Петра I. Здание возведено в стиле петровского барокко, а еще это первое каменное сооружение в городе.

Бывшая резиденция Александра Даниловича удачно вписалась в архитектурный вид Васильевского острова. Дворец признан самым большим строением прошлой эпохи из сохранившихся до наших дней. В общем стиле резиденции Меншикова отразились и исконно русские приемы, и на тот момент новые архитектурные решения по части укладки камня и росписи. Главный фасад выходил к реке и был оснащен большим входным крыльцом. Отделка крыльца включала в себя изогнутые фронтоны и оригинальные золоченные короны.

Меншиков поселился в трехэтажной постройке дворца на берегу Невы в феврале 1714 года. Дом постоянно достраивался вплоть до 1727 года, когда генерал-губернатора отправили в ссылку.

Сейчас здание Меншиковского дворца – одно из подразделений музея. В нем представлена экспозиция отдела русской культуры начала XVIII века.

Источник: ermitazh.net

Information about some of the collections of the Hermitage Museum

Primitive Culture

Ancient sculpture of a woman, the Hermitage. The Hermitage has about 2 million items related to ancient civilizations and early Middle Ages. This is one of the best collections in Russia. Presented in the museum objects belong to the era of the Paleolithic and Iron Age, before formation of the first states. Here you can see the female figures and the figures of animals, which were made by people about 20 thousand years ago.

Culture and art of the ancient world

Hermitage has more than 100,000 exhibits which illustrate the culture and art of ancient Greece, ancient Italy and ancient Rome. Age of the most ancient objects is about 5000 years. The collection includes ancient Greek and Italic vases, Roman sculptures, terracotta figurines from Greece, gold products.

Western European art

Collection of Western European art has about 600 000 exhibits. This is one of the best collections in the world. Here you can see paintings and sculptures that reflect all stages of the development of art from the Middle Ages to our time. The museum contains works, made by artists from England, Germany, Holland, Spain, Italy, Flanders, France and other Western European countries.

Russian Culture

Sarcophagus lid from Egypt. Hermitage, photo. The Hermitage has a large collection of objects and works of art related to the culture of the Russian people. The museum displays objects that were found at the archaeological sites in Novgorod, Kiev, Pskov and other cities on the territory of ancient Russia. Here you can see a collection of icons, paintings of Russian artists. There is also a Russian museum in St. Petersburg, which specializes in Russian art.

Weapons

The history of the development of weapons from ancient times to the 20th century is represented in the collections of the Hermitage Museum. You can see melee weapons (bladed weapon and blunt weapon) and firearms made by Russian craftsmen and artists of other countries in the museum. Collection of Western European arms content more than eight thousand exhibits. Most of the museum weapon items are not only monuments of technology and weapons, but also works of art. In «Knight Hall» is exhibited a large collection of medieval knight’s armor and weapons of European knights.
If you are interested in weapons, be sure to also visit the museum of artillery and naval museum.

Eastern culture and art

Knightly armor photo, the Hermitage. Hermitage Museum has a large number of exhibits relating to the history and culture of Asia and Far East. Dedicated to east cultures exposure have approximately 180,000 exhibits and occupy more than 50 rooms of the museum. The museum presents art of ancient Egypt, Mesopotamia, Central Asia, the Caucasus, Byzantium, the Middle and Far East, India.

Numismatics

Coins, money, medals, badges are on the displays in numismatics department. The museum has a large collection of ancient coins, coins of different countries represented.

Treasure Gallery

«Treasure Gallery» collection got its name during the reign of Catherine the Great in the XVIII century. Here you can see the ornaments and jewelry, which were made thousands of years ago. The collection consists two sections: Gold exhibition and Diamond room. The museum has about a thousand of gold products. Works of jewelry of different times are stored in «Diamond Room» (from the III century BC to the beginning of XX century).

Источник: www.visit-plus.com

Эрмитаж (Государственный Эрмитаж) — российский художественный музей мирового значения.

Музей расположен в пяти основных зданиях на Дворцовой набережной, связанных между собой и составляющих единый музейный комплекс. Одним из зданий Эрмитажа является Зимний дворец, в прошлом являвшийся главным императорским дворцом, нынешнее здание которого было построено в 1754-1762 годах.

Также в состав комплекса входит Малый Эрмитаж (Северный и Южный павильоны и Висячий сад), Большой Эрмитаж (также именуемый Старым Эрмитажем), Новый Эрмитаж и Эрмитажный театр, возведённый над частично сохранившимся Зимним дворцом Петра I.

Помимо названых объектов к комплексу также относятся Запасной дом Зимнего дворца и Эрмитажный гараж. Первый представляет собой особняк конца 19 века, второй — здание действующего гаража, построенного в 1911 году для императора Николая II.

Малый Эрмитаж на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге
Малый Эрмитаж

Современный Эрмитаж, расположенный в Санкт-Петербурге по адресу: Дворцовая набережная, 32-38 (Главный музейный комплекс), — это музей изобразительного и декоративно-прикладного искусства, открытый для посетителей ежедневно за исключением понедельника с 10.30 до 18.00 (по средам и пятницам музей работает с 10.30 до 21.00). Выходными являются 1 января и 9 мая.

Приобрести билеты на посещение Эрмитажа можно в кассах музея, которые закрываются за час до завершения работы комплекса. Посетить музей также можно по электронным билетам и подарочным картам. Вход для посетителей с электронными билетами осуществляется в Главный музейный комплекс через Шуваловский проезд (с Миллионной улицы или с Дворцовой набережной). Данный вход также открыт для членов творческих союзов художников, архитекторов и дизайнеров РФ, членов ICOM.

Индивидуальные посетители могут приобрести билеты в Эрмитаж в кассах вестибюля, вход в который осуществляется со стороны Дворцовой площади через Большой двор Зимнего дворца, а также в терминалах по продаже входных билетов (без льгот) в Большом дворе Зимнего дворца. Для последних вход осуществляется через Салтыковский подъезд (проход по левой стороне Большого двора).

Покупка билета в кассах Эрмитажа
Кассы Эрмитажа

Добраться до музейного комплекса можно на метро (станции «Адмиралтейская» — 700 метров, «Невский проспект» — 900 метров и «Гостиный двор» — 1,3 километра), а также автобусами (7, 10, 24 и 191) либо троллейбусами (1, 7, 10 и 11). Остановка наземного городского транспорта — «Дворцовая площадь».

Эрмитаж включает не только объекты на Дворцовой набережной, но и Меншиковский дворец — первое каменное здание Санкт-Петербурга, построенное для первого губернатора города Александра Меншикова. Также в распоряжении музея находится Восточное крыло Главного штаба, представляющее собой музейный выставочный комплекс.

Меншиковский дворец в Санкт-Петербурге
Меншиковский дворец

Кроме того, одно из крупнейших и значительных учреждений культуры России включает Музей Императорского фарфорового завода и Здание биржи на Васильевском острове, в котором расположен музей Русской гвардии и геральдики.

Особую значимость имеет Реставрационно-хранительский центр Государственного Эрмитажа «Старая Деревня», представляющий собой фондохранилище музея. Здесь же имеются выставочно-лекционный, реставрационный, инженерный и административный корпуса.

Реставрационно-хранительский центр Государственного Эрмитажа «Старая Деревня»
Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня»

Данный объект используется не только для хранения музейных предметов, но также открыт для экскурсионного обслуживания посетителей, которое доступно ежедневно, за исключением понедельника и вторника. Посетить Фондохранилище Эрмитажа можно в 11.00, 13.00, 13.30 и 15.30. При этом для заказа экскурсии потребуется предварительная запись по телефону.

Общая площадь комплекса Эрмитажа составляет свыше 230 тысяч квадратных метров, из которых свыше 65 тысяч занимает экспозиционно-выставочная площадь.

Помимо зданий, используемых Эрмитажем в Санкт-Петербурге, открыт ряд объектов, функционирующих в других городах страны. Одним из таковых является выставочный центр «Эрмитаж-Казань», расположенный в здании бывшего юнкерского училища на территории Казанского кремля.

Выставочный центр "Эрмитаж-Казань"
«Эрмитаж-Казань»

Ещё один выставочный центр расположен в городе Выборг в модернистском здании бывшего художественного музея. Также планируется открытие центров «Эрмитаж-Сибирь» в Омске и «Эрмитаж-Урал» в Екатеринбурге. Первый из объектов будет располагаться в здании бывшего страхового товарищества «Саламандра», второй расположится в здании филиала городского Музея изобразительных искусств.

В настоящее время Эрмитаж также имеет представительства за рубежом. Первыми в 2000 году появились «Эрмитажные комнаты» в Лондоне в Сомерсет-Хаус (Somerset House). В следующем году было открыто представительство в Лас-Вегасе в музее Соломона Гуггенхайма. Однако, спустя 7 лет после открытия оба представительства были закрыты.

В 2007 году состоялось открытие научного и культурного центра «Эрмитаж-Италия» в Ферраре. С 2013 года данный центр располагается в Венеции в помещениях на площади Святого Марка в здании Старых Прокураций.

Ещё один выставочный центр музея расположен в Амстердаме, он известен как «Эрмитаж Амстердам» или «Эрмитаж на Амстеле».

Выставочный центр "Эрмитаж на Амстеле" в Амстердама
Эрмитаж на Амстеле

Свою историю Государственный Эрмитаж ведёт с коллекции, которая в 1764 году была приобретена императрицей Екатериной II и включала 317 ценных картин. Первоначально произведения искусства располагались в специальном дворцовом флигеле, который назывался Эрмитажем, что в переводе с французского означает «келья, место уединения». Сегодня это Малый Эрмитаж, включённый в общий музейный комплекс, на который распространилось первоначальное название флигеля.

Со временем коллекция стала расширяться, в результате чего первоначальное помещение, в котором хранились произведения искусства, оказалось недостаточным. Как следствие было принято решение о строительстве в 1771—1787 годах Большого Эрмитажа, архитектором которого являлся Юрий Фельтен. Новое здание предназначалось для размещения дворцовых художественных коллекций.

Большой Эрмитаж на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге
Большой Эрмитаж

Сегодня в коллекцию Эрмитажа включено около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры. В коллекции представлены предметы начиная с каменного века и заканчивая современностью. Так, в Эрмитаже хранится свыше миллиона произведений изобразительного и прикладного искусства, более миллиона памятников нумизматики, около 800 тысяч археологических памятников, почти 14 тысяч единиц оружия, а также более 200 тысяч других экспонатов.

К числу наиболее значительных коллекций, которые были приняты на хранение в музей с момента его основания, относятся собрания И.-Э.Гоцковского, Г.Брюля, П.Кроза, Р.Уолпола и Ф.Бодуэна, а также кабинет резных камней герцога Орлеанского, поступившие в Эрмитаж в 18 веке.

Среди наиболее значимых коллекций, пополнивших фонд музея в 19 веке, представлены картины из Мальмезонского дворца Жозефины Богарнэ, собрания маркиза Дж.-П.Кампаны и А.П.Базилевского, а также Царскосельский арсенал.

Коллекции Государственного Эрмитажа
Коллекции Эрмитажа

В 20 веке к музейным коллекциям добавились собрание П.П.Семенова-Тян-Шанского, коллекции Шереметевых, Строгановых, Шуваловых, Юсуповых и других русских родов. Также в первой половине века в Эрмитаж было передано собрание музея Центрального училища технического рисования (барона А.Л. Штиглица). В послевоенный период фонды музея пополнились коллекцией новой европейской живописи (конец 19 – начало 20 века) главным образом из собраний С.И.Щукина и И.А.Морозова, а также собранием знамён и знаменных принадлежностей, знаменной графики и архив из Артиллерийского исторического музея. Наиболее ценными экспонатами, пополнившими фонды учреждения стали музейные предметы из коллекции музея Ломоносовского фарфорового завода.

Со времени своего появления и до середины 19 века Эрмитаж был открыт лишь для избранных. Открытие музея широкой публике состоялось 5 (17) февраля 1852 года. С этой целью был построен Новый Эрмитаж, который являлся первым зданием в России, специально построенным для публичного художественного музея.

Новый Эрмитаж в Санкт-Петербурге
Новый Эрмитаж

Желающим стали доступны к просмотру памятники древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур. Здесь же демонстрировались произведения искусства Западной и Восточной Европы. В экспозиции также были представлены археологические и художественные памятники Азии, русской культуры 18-19 веков.

После смены власти в 1917 году Эрмитаж стал пополняться произведениями из национализированных частных коллекций. Сюда также попали предметы из Императорской Академии художеств, которая являлась высшим учебным заведением в области изобразительных искусств Российской империи и была упразднена в 1918 году. В то же время часть экспонатов музея была утрачена.

В годы войны значительную часть собрания эвакуировали на Урал. Эрмитаж перестал выполнять функции музея, в его подвалах были организованы бомбоубежища. Однако, несмотря на все трудности, музейные сотрудники продолжали заниматься научной работой.

После войны в музей были возвращены все эвакуированные экспонаты (восстановительные работы в залах осуществлялись ещё до окончания войны) и Эрмитаж вновь стал принимать посетителей. С 1957 года посетители также получили доступ к третьему этажу Зимнего дворца, где разместились произведения из Музея нового западного искусства.

В 1991 году Государственный Эрмитаж согласно Указу Президента был включен в список особо ценных объектов национального наследия народов Российской Федерации. С 1996 года музей находится под покровительством Президента России. В 1996 году был принят Устав, согласно которому учредителем Эрмитажа является Правительство РФ.

Устав Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный Эрмитаж»
Устав Эрмитажа

В 2007 году музеем был запущен проект «Эрмитаж 20/21», целью которого является привлечение внимания зрителя к произведениям современного искусства. В рамках проекта осуществляется организация выставок, а также ведётся научно-просветительская работа. Выставочная деятельность охватывает пять направлений, в числе которых персональные показы классиков современного искусства, групповые выставки молодых художников из разных стран, архитектурные выставки, а также публичное представление фотографий, проект «Скульптура в Большом дворе Зимнего дворца».

Сегодня при Эрмитаже функционирует Служба волонтёров, объединяющая всех желающих помочь музею. Основным направлением деятельности данной службы является помощь отделам музея, а также реализация собственных проектов, задача которых — воспитание чувства ответственности за сохранение культурного наследия страны.

Важное место в работе музея также отводится образовательным программам, представляющим собой встречи с художниками и кураторами. Также организуются круглые столы и мастер-классы, проводятся конкурсы среди художников.

При Эрмитаже действует Молодёжный центр, представляющий собой новое музейное пространство по созданию программ для студентов. Такие программы предполагают мастер-классы известных деятелей культуры и искусства, циклы лекций, касающиеся истории и теории искусства, и другое.

Программы Молодёжного центра Государственного Эрмитажа
Программы Молодёжного центра Эрмитажа

Став членом Студенческого клуба «Эрмитаж», Вы сможете заниматься на экспозициях по авторским курсам. Кроме того, это даст Вам возможность принимать участие в тематических вечерах, а также праздниках, которые проводятся в залах музея.

Своим посетителям Эрмитаж также предлагает специальные программы, предусматривающие посещение музея до его официального открытия или после закрытия. Такие программы готовятся специально для конкретного посетителя или группы специалистом отдела туризма и специальных программ, который также будет сопровождающим во время её проведения.

Следует помнить, что проведение специальных программ возможно только по предварительному заказу, который делается не менее чем за 15 дней до самого посещения. Посмотреть реставрационные мастерские, а также фонды хранения можно по предварительному заказу, сделанному не менее чем за месяц.

Эрмитаж — музей, посещение которого окажется интересным как для взрослых, так и для детей. Взрослые смогут посетить различные тематические экскурсии, присоединиться к авторским экскурсиям-беседам, принять участие в тематических встречах, а также побывать на вечерах-концертах. Для детской публики музей организует тематические экскурсии, лекционные циклы, игры-путешествия (квесты) и программы, рассчитанные на несколько лет обучения.

Сегодня посетить музей можно не только купив билет и походив по многочисленным залам комплекса, но также обратившись на официальный сайт Эрмитажа, где доступен виртуальный визит. При этом Вы сможете выбрать желаемый объект и приступить к показу тура.

Виртуальный визит в Эрмитаж на официальном сайте музея
Виртуальный визит в Эрмитаж

Сайт Эрмитажа — это не только возможность виртуально посетить музей, но и приобрести билеты на реальное посещение музейного комплекса. Для этого необходимо перейти в раздел «Билеты» и выбрать вкладку «Заказать билет». Такой документ будет действительным в течение 180 дней с момента оформления заказа. Также в данном разделе представлена информация о стоимости билетов, которые могут быть приобретены в кассах музея в день посещения. Здесь же размещена информация о возможности бесплатного посещения музея.

Тем, кто желает увидеть экспонаты музея, также стоит запомнить правила посещения комплекса. Так, в музее нельзя курить, запрещается проносить жидкости и большие сумки, запрещено входить в Эрмитаж с животными. Также не разрешается принимать пищу в залах, фотографировать со вспышкой, входить в верхней одежде.

Правила для посетителей Государственного Эрмитажа
Правила для посетителей Эрмитажа

Своим посетителям музей предлагает ряд услуг и сервисов. Так, здесь имеется обычное и интернет кафе, музейный магазин. Посетители также могут воспользоваться услугами аудиогида, оставить вещи в гардеробе. Музей доступен для лиц с ограниченными возможностями.

При желании Вы также можете посетить интернет-магазин Эрмитажа, который позволит приобрести оригинальные сувениры, продукцию ручной работы, высококачественные копии произведений искусства, книги, товары из детской коллекции и многое другое.

Интернет-магазин Эрмитажа
Эрмитажный магазин

Источник: ermitazh.org


Categories: Вопросы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.