Монастырь Гегард

Монастырь Гегард является истинно ценной реликвией Армении и ее народа. Это удивительное архитектурное сооружение поражает в первую очередь не столько своей красотой, как отдельно взятого сооружения, сколько красотой общей композиции. Монастырь обрамлённый с 4-х сторон величественными отвесными скалами. Создается впечатление, что сооружение в буквальном смысле врезается в пещеру, становясь ее частью, органично сливаясь с окружающим пейзажем. Однако подлинная красота Гегарда выражена не во внешнем виде ансамбля, а в его исторической ценности, как объекта всемирного наследия ЮНЕСКО.

Garni gexard
Монастырь Гегард

История

История появления монастыря берет свое начало в IV веке. На тот момент комплекс носил гордое имя Айриванк, что в переводе с Армянского – пещерный монастырь. В силу исторических и многих других факторов данному сооружению было суждено пасть от рук варваров и иноземных захватчиков, в 923 году монастырь был разграблен и полностью уничтожен.


Позже, в начале XIII века Айриванк переродился в прекрасный Гегард, каким мы знаем его сегодня. Название монастыря является крайне интересным с точки зрения толкования. Церковные легенды гласят, что в Иисуса пронзили копьем Лонгина, которое было позже привезено в Армению благодаря апостолу Фадею. Возвращаясь к названию церкви, Гегард дословно «монастырь копья».

Garni gexard
Внутри Гегарда

Архитектура

Монастырь искусно украшен резьбой по камню внутри. Холодные и величественные колонны внутри него создают впечатление будто ты внутри пещеры. Посетители данной достопримечательности не раз отмечали то, что им приходилось пользоваться фонариком.

Центральное сооружение комплекса – церковь Катогике, основанная в 1215 году. Войдя в данное помещение, посетитель столкнется лицом к лицу с двумя львами, быком и орлом, высеченными на стене главного зала. Данная композиция является гербом династии Захаридов, благодаря которым Гегард, которым знает его весь мир, появился на свет.

Так как монастырь уже давно стал частью армянской истории, то данный исторический факт не мог не повлиять на сооружение. Вместе с гербом династии в помещении, обратите внимание на отверстие в стене (внизу), дыра ведет в туннель. Когда турки захватили монастырь то армянам сказали сколько в церкви людей поместиться столько в живых и оставим, вот так и появилась этот «проход».

Языческий храм Гарни


Храм Гарни в Армении является языческим храмом, который чудом сохранился до наших дней. Сооружение было возведено по приказу царя Трдата I в 1 в. н.э. и на сегодняшний день является культурной достопримечательностью Армении, которую может посетить каждый желающий. Этот древнейший языческий храм Гарни связан с богом солнца – Митрой, который приносил победу и отождествлялся со справедливостью.

Garni gexard
Храм Гарни

История

Самое невероятным считается факт того, что храм уцелел после принятия христианства, так как все языческие храмы на территории Армении были разрушены. Возможно данное совпадение произошло из-за его неприступного расположения на треугольном мысе, огибаемым рекой Азат. Глубокие ущелья и отвесные склоны кажутся искусственными представляя собой идеальную крепость для языческого храма Гарни.

Garni gexard
Храм Гарни ремонт

В 1679 году храм был разрушен, как и большинство сооружений Армении из-за сильного землетрясения. Его восстановлением занимались не только реставраторы, но и местные жители, которые успели полюбить одну из самых красивых достопримечательностей Армении.

Архитектура


Языческий храм Гарни Армении можно легко перепутать с известным храмом Афины, так как обе архитектурные достопримечательности выполнены в древнегреческом стиле. Фасад сооружения украшен величественными 24-мя колонами с роскошной отделкой. Подняться в удивительный храм можно по широкой каменной лестнице.

Несмотря на все греческие мотивы, это храм Армении, поэтому на ряду с атлантами и колоннами в орнаменте присутствуют гранат, виноградные листья и многочисленные цветы. Исторический религиозный памятник обладает особым очарованием, которое невозможно передать словами. Святилище, что находится внутри храма представляет собой небольшое помещение, где находилась статуя Митры.

Как добраться до Гарни-Гегарда

До монастыря общественный транспорт не ходит. Поэтому самым комфортным вариантом является такси. Если вы все-таки предпочитайте любоваться прекрасным видом, то вы можете сесть на автобус №284, который ходит от храма Гарни и проехать до селения Гохт, после этого вам предстоит 4 км до монастыря Гегард.

ВАЖНО! Гарни-Гегард Армения– это совершенно разные вещи, хоть и расположены рядом. Гегард – это пещерный монастырь, расположенный в нескольких километров от языческого храма Гарни.


Источник: armeniya.info

Доброго дня!

Продолжительность новогодних праздников прямо-таки провоцирует на какую-нибудь поездку, но в то же время и ограничивает её длительность, вынуждая находить некий компромисс. Желание совершить эту поездку с друзьями, а не одним, также не упрощает выбор направления, но вариант, устраивающий всех, всё-таки был найден: летим на неделю в Армению. Да, многие скажут, что лучше ехать туда летом. Спору нет, летом лучше практически везде, но что ж теперь, зимой вообще сидеть дома? К тому же, есть всё-таки своя прелесть как в самой зиме, так и в том, чтобы увидеть Армению не такой, какой её видит большинство туристов.

Билеты удалось найти недорогие, по 10 тысяч с человека, квартиру с четырьмя спальнями на неделю – тысяч за 30, что в пересчёте на семерых получилось более чем по-божески, а ещё за примерно 1300 рублей Гурген — хозяин квартиры — встретил нас в аэропорту. Вообще Армения – страна весьма доступная с точки зрения цен: продукты дешевле чем в Москве раза в полтора, такси по городу нам обходилось обычно рублей в 50, ужин в ресторане на семерых с алкоголем – тысяч 5-6, неделя парковки в центре – 130 рублей, и далее по списку. Парковка у достопримечательностей бесплатна, как зачастую и их посещение. В общем, достойное направление для бюджетного отдыха.


На следующий после прилёта день была запланирована поездка в Гарни и Герард, но поскольку для более глубокого погружения её планировалось совершить на маршрутках и такси, машины мы на этот день не бронировали. Однако погода внесла свои коррективы: было 10-15 градусов мороза, и единогласно было решено звонить Гургену:) Забегая вперёд скажу, что 4-х-с-лишним-часовая поездка с водителем на уютном праворульном Альфарде стоила нам всего 2,5 тысячи в пересчёте на рубли. Вообще правый руль у них в большом почёте, многие машины я вообще видел впервые, у нас такие появляются, наверно, только за Уралом — по не вполне понятным мне причинам праворульки у них стоят ощутимо дешевле, а страна, прямо скажем, небогатая.

Первая остановка – смотровая площадка с видом на Арарат. Хорошо, что мы не упустили эту возможность, т.к. в виду погодных условий больше мы Арарата не увидим. Да и здесь он приоткрылся нам ненадолго: буквально минут через 10 вокруг сгустился туман, в котором без следа растворилась легендарная гора.

Вообще туманы (хотя я так и не понял до конца, туман это или облака) весьма характерны для зимней Армении. Поднимаясь по горным серпантинам, нередко приходилось пробиваться через слой этого тумана, лежащий, как мне показалось, на высоте порядка 1300-1500 метров. Зато над ним светит солнце, бегут ручьи, и вообще погода более всего напоминает нашу весну.

Начали с Герарда (Гехарда, Гегарда – везде пишут по-разному, но Гурген произносил это название скорее через «р»). Дословно это переводится как «копьё», и отсылает нас к копью Лонгина, которое, как утверждается, было привезено сюда апостолом Фаддеем. Я говорю «утверждается», потому как подлинность его является предметом для дискуссий, на право считаться подлинным претендуют также копья, хранящиеся в Ватикане и Вене. Как бы то ни было, по армянской версии до 13-го века подлинная реликвия хранилась именно здесь, после чего была перевезена в Эчмиадзин.


Монастырь был основан ещё в 4-м веке и изначально назывался «пещерным» (Айриванк). Однако тот комплекс был разрушен арабами в 9-10 веках, и самые старые из сохранившихся до наших дней построек и храмов датируются 13-м веком. Часть из них полностью выдолблены в скале.

Будучи включённым в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, «монастырь Копья» является одной из самых известных и посещаемых достопримечательностей Армении. Но вместе с монастырём в этот список входит и само ущелье реки Гохт, в котором он так органично расположился.

Тропинка, перебегая по горбатому мостику, ведёт в пещёру, откуда открывается вид на монастырь с другого ракурса. Ну точнее почти открывается, а летом, когда деревья зелены, наверно, не открывается вовсе.

Элемент, свойственный исключительно для армянской культуры – хачкары, что дословно переводится как «крест-камень». На территории страны их насчитывается несколько тысяч, и каждый отличается своим неповторимым узором. Среди них есть как своего рода мемориалы, установленные в честь какого-либо значимого события, так и могильные памятники. Наряду с армянским лавашем, ЮНЕСКО включила символику хачкаров и искусство их резьбы в список нематериального культурного наследия человечества.


Не претендуя на оригинальность маршрута, из Герарда едем посмотреть на другую здешнюю достопримечательность – храм Митры в Гарни, единственный в Армении памятник, относящийся ко временам язычества. Он был частью дворцового комплекса, расположенного в стенах некогда неприступной крепости и являвшегося летней резиденцией армянских царей. Храм был построен в эллинистическом стиле из добываемого поблизости базальта и имел довольно скромные размеры — примерно 5 на 8 метров, не считая окружающей его колоннады. Считается, что он предназначался исключительно для религиозных нужд царя и его семьи.

Но увы, говорить о храме приходится в прошедшем времени – в 1679-м году он был практически полностью уничтожен землетрясением. Впрочем, это уже неплохой результат — насколько мне известно, ни один из его ровесников столько не выстоял. В 20-м веке здесь начались археологические раскопки, в ходе которых была найдена значительная часть обломков, что позволило говорить о возможности восстановления.

В результате реконструкции 60-70х годов храм восстал из руин в том виде, в котором мы его и можем видеть сейчас. Вокруг него, в черте бывшей крепости, раскинулся парк. Это – единственная из посещённых нами достопримечательностей с платным входом. Дополнительно за скромные 2500 драм (примерно 300 рублей) можно взять экскурсию, но нам не повезло, экскурсоводов не было. Видимо, не сезон.


И если на смотровой площадке утром ясная солнечная погода резко сменилась туманом, то сейчас произошла обратная метаморфоза, и сквозь туман, окутавший территорию древней крепости, постепенно стали пробиваться солнечные лучи, и нашему взгляду открылись потрясающие виды на защищающее крепость с двух сторон ущелье.

Ещё одно место, которое обычно включают в этот маршрут — так называемая «Каменная симфония», или «Базальтовый орган». Но похоже на то, что зимой «симфония» недосягаема, и хотя это совсем рядом с Гарни, и кажется, мы даже видели её вдали, стоя на краю ущелья – увы.

Ну а вечером мы уже забирали машины в прокате, чтобы наутро выдвинуться на юг…

Продолжение:
Часть 2 – Хор Вирап, Нораванк, Татев.
Часть 3 – Гошаванк, Агарцин, Севанаванк.
Часть 4 – Ереван, Цахкадзор, Сагмосаванк, Эчмиадзин.

Источник: www.drive2.ru

Как добраться до Гарни и Гегарда из Еревана

Сначала добираемся до Армении:

  • Путеводитель по этому путешествию (Армения+Грузия)
  • 5 способов попасть в Армению
  • Путеводитель по Армении

Маршрутка/автобус

Уехать на общественном транспорте можно только до храма Гарни. Сделать это можно со станции, что напротив автоцентра «Mersedes» (еще один ориентир — памятник со всадником). Вам нужна либо маршрутка №266, либо автобус №284. Чтобы попасть вк храму Гарни, можете сообщить об этом водителю, он остановится у поворота, далее до храма метров 500 пешком.

  • Расстояние: 30 км до Гарни
  • Время в пути: около 40 минут
  • Стоимость проезда: 250 драм
  • Интервал: каждый час

До монастыря Гегард, как вы уже поняли общественный транспорт не ходит, потому что это отдельная тупиковая ветка, уходящая к скалам. От Гарни до Гегарда около 10 км. Прямо на дороге от Гарни ездят таксисты, которые будут останавливаться и предлагать отвезти до Гегарда примерно за 1000 драм в одну сторону (можно договориться за 2000 драм в обе стороны с ожиданием в 1 час). Или же проехать 10 км на попутках.

Такси из Еревана

Опять же в столице можно найти машину на 3-4 человек примерно за 15 000 драм, в эту стоимость входит поездка до обоих храмов Гарни и Гегард и обратно, включая ожидание.

Экскурсии

Индивидуальные экскурсии:

  • Гарни + Гегард
  • Гарни+Гегард+оз. Севан

Личный опыт

Мы добрались до вышеуказанной автостанции, где ждал автобус ПАЗ. До его отъезда мы тщетно пытались найти хоть какую-нибудь «харчевню», где бы было что-либо кроме хачапури, фруктов или мяса (на тот момент я еще была вегетарианцем). Зато наткнулись на армянский сыр. Нам отрезали кусочек с зеленью тархуна. Оказался довольно соленым, но вкусным. Взяли полкило, а ели его с лавашом уже на заднем сидении автобуса.


По пути познакомились с водителем автобуса, который пропитался к русским туристам дружелюбием, пригласив к себе на угощение, а если понадобиться, то и предоставить крышу над головой на ночь. Снова можно было только пожалеть о краткосрочности пребывания в этой стране.

После выхода на нужном повороте мы решили сначала доехать до дальней точки (храма Гегард), а уж на обратном пути заскочить в Гарни, ибо не известно сколько времени нам потребуется на два храма.

После Гарни была территория таксистов, буквально за 1000 драм они могли доставить нас до места. Мы же как «зажравшиеся коты» только носы воротили. Показалось странным, что на шоссе почти не было «гражданских», в основном только такси. Раз «колеса» нам не светят, пошли пешком, зато пополнили запасы воды, в одном из дворов, и даже удалось попробовать ежевику с куста и алычу. Для эксперимента решили таки остановить таксиста, узнать расценки. Оказалось, что 1000 драм — это только доехать до места, а если мы хотим вернуться обратно, то надо заплатить 2000 драм. Мы отказались, так как все еще надеялись на попутку. Встретившиеся китайцы, которым, судя по всему, тоже не везло с попутками, пояснили на английском, что нужно повернуть налево, а то утопали бы не туда.

Неожиданно рядом остановилась нива. Двум армянам хоть и нужно было в другую сторону, но они согласились подбросить нас до Гегарда. Только когда мы уже стояли перед монастырем, мы поняли, почему никто не останавливался. Дорога, ведущая сюда, была тупиковой. То есть сюда либо ехали конкретно в крепость, либо не ехали вообще.

Монастырь Гегард (Гехард)

Уже издалека монастырь впечатляюще красовался перед посетителями, будучи окруженный со всех сторон живописными горами, и возвышаясь над дорогой, действительно, как скала.

Вид на монастырь Гегард с дороги

Где находится

Монастырь расположен в 40 км от Еревана в скалах, что выше по ущелью реки Азат. Этот архитектурный памятник притягивает своей исключительностью. Гегард в переводе означает «копьё». Название происходит от копья Лонгина, которым пронзили тело Иисуса Христа на Кресте. Сейчас копьё находится в сокровищнице Эчмиадзина. Здесь же и кроме копья было на что посмотреть.

Что посмотреть

1. Не доходя до главного входа, можно подняться по сыпучей тропинке к остаткам части монастыря, которые выглядывают прямо из скалы.

Остатки монастыря Гегард в скалах

Отсюда открывается великолепный вид как на сам Гегард, так и на потрясающие зеленые горы в противоположной стороне.

Вид со скал на горы и дорогу

Армяне, которые нас сюда привезли, рассказывали, что всю эту зеленую красоту (деревья, кусты) от основания до пика, собственноручно посадил один из великих правителей Армении (к сожалению, сейчас не вспомню его имени). Нам же скорее хотелось попасть в сам монастырь.

Остатки монастыря Гегард в скалах

2. Территория монастыря и стены Гегарда поражают своим размахом. Да, часть его все же была сделана из каменных блоков, но очень искусно и ровно подогнанных друг к другу.

Территория монастыря Гегард

3. Отсутствие электрического освещения внутри. Все, что было в распоряжении наших глаз – это свечи, зажженные верующими, которые придавали монастырю мистический вид. Единственный, кто «страдал» в таких условиях — фотоаппарат. Многие фотографии получались не очень удачными.

Внутри монастыря Гегард нет электричества

Просторные залы, высокие потолки, колонны, резной церковный и не очень орнамент. Некоторые рисунки были качественно сделаны, чем заставили меня сомневаться в их ручном изготовлении.

Орнамент на стенах монастыря Гегард

Особенно впечатлили куполообразные своды залов. «Готичного» вида орнамент как бы нависал над головой, при этом не вызывая никакого чувства угнетения, скорее восхищение.

Готические своды монастыря Гегард

4. В одном из залов находится источник. Мы решили поменять наш запас воды на ту, которая бежала прямо из скалы. Здесь постоянно толпится много людей, в результате приходится выстоять очередь. Один рассеянный армянин оставил на камне свои темные очки, которые я не заметила и безжалостно наступила, когда выходила от источника. Было очень неловко, но, слава богу, дело закончилось миром, армянин понял, что он сам виноват, положив очки в неподходящее для этого место.

Источник монастыря Гегард

5. За стенами монастыря бежит небольшая горная речка Гохт, вдоль которой можно прогуляться, или по мосту через нее перебраться на противоположный берег, заглянуть в нишу одной из скал.

За стенами монастыря Гегард

Сколько стоит

Как всегда вход в армянский монастырь бесплатный.

Время работы

Гегард монастырь действующий, поэтому попасть туда можно в течение светового дня. Оно и логично, ибо если будет темно на улице, то в монастыре вообще хоть глаз выколи. Естественно в разное время года — световое время дня разное.

Что купить

У основания скалы храма стоят несколько лавочек с местными «вкусностями». Наше внимание, конечно же, не могло пройти мимо. Особенно заинтересовал медовый пирог, картинками которого мы налюбовались в интернете. Странное дело, но больше нигде мы его не встречали в Армении. Мой друг был большим любителем выпечки, поэтому поинтересовался о стоимости пирога: 3000 драм за пирог с размером со среднюю пиццу (возможно, для России это и не так дорого). Одна бабуля, увидев расстроенное лицо русского туриста, сначала долго препиралась на армянском со своей «конкуренткой» по торговле, а потом протянула оставшийся у нее отломанный кусок пирога (где то четверть от целого) ему со словами, что это подарок. Вот это да!

Медовый пирог из Гегарда

На обратном пути, жуя вкусный пирог, мы долго гадали, почему она так поступила. Возможно, потому что был конец дня, и кусок этот некуда было бы деть, все равно зачерствеет, а может, потому что выглядели мы как бедные студенты (нас часто спрашивали, не учимся ли мы), да еще и худые, как велосипеды. Все-таки армяне – щедрый народ. Я с каждой новой встречей убеждаюсь в этом все больше и больше.

Форельный бизнес Армении

Из «тупика» Гегарда нам все равно пришлось топать пешком до шоссе. Однако, пирог, который достался в подарок от местных торговок, еще не успел закончиться, как возле нас остановилась иномарка. Из окна второго сидения нас с любопытством рассматривала девочка лет 10. Долго уговаривать мы себя не заставили. За рулем сидел бизнесмен, а девочка была его дочкой. Удивительно, но нам, оказалось, по пути.

По дороге Армянин рассказал нам, что у него ресторанный бизнес рядом с Гарни, местом, которое было следующим в списке нашего маршрута. Он неплохо говорил по-русски, и даже использовал сленговые слова. А по манерам полностью соответствовал своему «блатному» статусу. Ему необходимо было заехать купить рыбы (форель – царская рыба, армяне вообще гордятся тем, что она тут в изобилии водится) до того, как мы доберемся до места. Мы были только «за». За рыбой заехали в частный дом, где на территории было несколько бассейнов для ее разведения. Нас даже пригласили пройти туда.

У самого входа был небольшой дворик с «виноградным потолком» над головой, а чуть левее сидел мужчина с кучей банок на столе. Судя по уже заполненным банкам, здесь варили варенье. Мне в глаза бросился фаллообразный камень темного цвета, который выполнял роль фонтанчика с питьевой водой. Хм, вполне логично его здесь увидеть, так как подобная вещь несет в себе смысл плодородия, что для бизнеса только в плюс.

Мы спустились ниже, и увидели несколько небольших водохранилищ, в которых выращивали форель. Для нашего «друга» выловили парочку взрослых рыбешек, и прямо при нас оглушили палками по голове. Не очень приятное зрелище, но любопытное. Оказывается до таких размеров, форель вырастает за два года.

Пока армянин расплачивался, наметанный глаз моего друга заметил сад справа, где росли сливы. Плоды деревьев были настолько крупными, что он просто не мог их не заметить, о чем заявил восхищенно вслух. Наш попутчик радушно предложил нам угоститься, собрав специально для нас большую горсть. Здесь же в фонтанчике мы помыли фрукты и счастливые поехали дальше.

Языческий храм Гарни

Ресторан и, правда, находился почти у самых ворот Гарни. Армянин пожелал нам удачи, сказав, что если мы тут пробудем до 23:00, то он и до Еревана нас подвезет. Я уже устал удивляться широте души армян. Мы поблагодарили, но, естественно, при всем раскладе, так долго здесь совершенно нечего было делать.

Сколько стоит

На входе в храм есть кассы, стоимость билета в Гарни — 1200 драм. В последнюю субботу месяца вход бесплатный для всех.

Время работы

  • ВТ-СБ: с 09:00 до 22:00 (в не сезон меньше)
  • ВС: с 09:00 до 15:00
  • ПН: выходной

Источник: litetrip.ru

История[править | править код]

Монастырь был основан в IV веке на месте священного источника, берущего начало в пещере. Поэтому изначально он получил название Айрива́нк (арм. Այրիվանք), что означает «пещерный монастырь». Согласно преданию, основателем монастыря был Св. Григорий Просветитель.

Первый монастырь в IX веке был разрушен арабами. Из более ранних сооружений Айриванка не уцелело ничего. Согласно сведениям средневековых армянских историков, монастырский комплекс включал в себя помимо религиозных строений, также хорошо оснащённые жилые и служебные строения. В 923 году Айриванк очень серьёзно пострадал после захвата его Насром, вице-регентом арабского халифа в Армении, разграбившим все ценности, включая уникальные рукописи, и сжёгшим величественные монастырские сооружения. К менее значительным разрушениям привели землетрясения.

Несмотря на то, что имеются надписи, датируемые 1160 годом, главная часовня была построена в 1215 году под покровительством братьев Закаре и Иване Закарянов, военачальников грузинской царицы Тамары, отвоевавшей бо́льшую часть Армении у сельджуков. Гавит (притвор), частично свободно стоящий, частично вырезанный в скале, был построен ранее в 1225 году, а церкви, высеченные в скалах, — в середине XIII века. После этого монастырь был приобретён князем Прошем Хахбакяном, являвшемся наместником Закарянов и представителем рода Хахбакянов. За короткий период Хахбакяны (Прошяны) построили пещерные сооружения, принёсшие Гегарду заслуженную славу — вторая пещерная церковь, родовая гробница, жаматун Папак и Рузакан, зал для собраний и обучения (обвалившийся в середине XX века), а также многочисленные кельи. Комната, протянувшаяся из северо-восточной части гавита, в 1283 году стала гробницей князя Проша Хахбакяна. Была также высечена смежная комната с гербом рода Прошянов — орёл, держащий в своих когтях ягнёнка. Ступени на западе гавита ведут к погребальной комнате, высеченной в 1288 году для Папака Прошяна и его жены Рузакан. В 1200-х годах Прошяны оборудовали монастырский комплекс системой водоснабжения. В те времена Гегард был также известен как «Монастырь семи церквей» и «Монастырь сорока алтарей». Со всех сторон монастырь окружают скалы, пещеры и хачкары.

Некоторое время монастырь не был действующим, а главная церковь зимой использовалась как убежище от карапапахских кочевников до того, как был приведён в прежнее состояние несколькими монахами из Эчмиадзина после присоединения к Российской империи.

Гегард известен также и реликвиями, которые хранились в нём. Самая важная из них — копьё, которым сотник Лонгин пронзил тело Иисуса Христа, распятого на кресте, как считается, привезённое апостолом Фаддеем, отчего и произошло название монастыря, которое используется и по сей день — Гегардаванк, впервые записанное в документальном источнике в 1250 году. Это обстоятельство сделало монастырь популярным местом для паломничества армян в течение многих веков. Реликвии апостолов Андрея и Иоанна были подарены в XII веке. Благочестивые посетители в течение последующих веков одаривали монастырь землёй, деньгами, рукописями и т. д. В одной из пещерных келий в XIII веке жил известный армянский историк Мхитар Айриванеци. Кроме легендарного копья, в Гегарде не уцелело ни одного произведения прикладного искусства. На конце рукоятки копья имеется присоединённая к ней ромбовидная пластина, на которой вырезан греческий крест с расширяющимися концами. В 1687 году для копья, хранящегося сейчас в сокровищнице Эчмиадзина, был изготовлен специальный оклад из позолоченного серебра.

Комплекс[править | править код]

Над главным (западным) входом расположены небольшие пещерные кельи, часовни, хачкары и иные сооружения, высеченные в склоне холма. Сразу после входа находятся крепостные валы, защищающие комплекс с трёх сторон, а также утёсы, которые защищают четвёртую. Пройдя через комплекс, можно увидеть второй (восточный) вход, а также мост через ручей.

Одно- и двухэтажные служебные помещения, расположенные по периметру монастырского двора, со времён их постройки были дважды перестроены, впервые — в XVII веке, затем — в 1968—1971 годах. Известно, что большинство монахов жило в кельях, выдолбленных внутри скалы, за пределами крепостной стены. На всём своём протяжении скалы покрыты вырезанными в них хачкарами. Более двадцати различных по форме и размерам структур было выдолблено в прочном скальном массиве, окружающем главные пещерные сооружения. Те из них, что находятся в западной части комплекса, предназначались для служебных целей, остальные — прямоугольные часовни с полукруглыми апсидами, а также алтарь. Есть спаренные и тройные часовни с одним входом, некоторые из входов орнаментированы резьбой. Имеется много, часто богато орнаментированных, хачкаров, высеченных в скале и на стенах сооружений или установленных на земле, в пределах монастырского комплекса, установленных в память об умерших или в ознаменование празднований по случаю дарения.

Катогике[править | править код]

Катогике — это главная церковь в комплексе и традиционно наиболее почитаемая. Церковь построена прямо напротив неприступной горы. Внешние очертания плана напоминают равноплечий крест, вписанный в квадрат и покрытый куполом на квадратной основе. По углам расположены небольшие двухэтажные часовни с цилиндрическими сводами и лесенками, выступающими из стены. Внутренние стены содержат много надписей с упоминаниями о дарениях, принесённых монастырю.

На южном фасаде Катогике установлены ворота с великолепной резьбой. Тимпан украшен изображениями деревьев с плодами граната, свисающими с их веток, а также листьями, переплетающимися с гроздьями винограда. Изображения голубей располагаются между сводом и внешней несущей конструкцией. Головы голубей повёрнуты в сторону ворот. Над воротами изображена сцена со львом, нападающим на быка, символизирующая княжескую мощь.

Сводчатый верх барабана купола содержит обстоятельные рельефы, изображающие птиц, человеческие лица, головы животных и т. д.

Гавит[править | править код]

На западе от главного храма имеется закреплённая в скале ризница, построенная между 1215 и 1225 годами, которая связана с главной церковью.

Четыре массивных свободно стоящих в центре колонны поддерживают каменную крышу с отверстием, пропускающим свет, в центре. Периферийные помещения, получающиеся вследствие соответствующего расположения колонн, имеют различные крыши, тогда как центральное пространство увенчано куполом со сталактитами — лучший, чем где бы то ни было в Армении, пример подобной техники. Гавит использовался для обучения и собраний, а также для принятия паломников и посетителей.

Западные ворота отличаются от прочих ворот того времени формой кромок дверей, которые украшены великолепными растительными узорами. Орнаментация тимпана состоит из больших цветов с лепестками различной формы на сплетённых ветвях и продолговатых листьях.

Скальная церковь с родником[править | править код]

Первая пещерная церковь, Авазан (дословно — «водоём»), располагается на северо-запад от гавита. Она была высечена в 1240 годах на месте древней пещеры с родником (место поклонения во времена язычества).

Церковь целиком выкопана в скале, в плане представляет собой равноплечий крест. Особенностью внутренней части помещения являются два перекрещивающихся свода со сталактитовым куполом в центре. Надпись гласит, что эта церковь является работой архитектора Галдзака, который в течение сорока с небольшим лет также занимался строительством и других скальных церквей и жаматунов. Его имя вырезано на основании перекрытия, украшенном рельефами с изображениями гранатов.

Основное пространство церкви, прямоугольное в плане, увенчано кафедрой и соединённой с алтарём апсидой, а также двумя глубокими нишами, которые придают интерьеру форму незавершенного крестообразного купола. Две пары остроконечных перекрещивающихся сводов образующих основание перекрытия, остальная часть держится на полуколоннах стен. Так же как и в гавите, внутренняя поверхность перекрытия вырублена в грациозной форме сталактитов, которые также украшают капители полуколонн, а также полукруглый выступ апсиды алтаря. Композиционно наиболее интересны украшения южной стены. Вырезанные на ней тройные дуги с различными по форме апсидами вверху и внизу соединяются при помощи блестяще выполненных растительных орнаментов.

Жаматун[править | править код]

Усыпальница Прошьянов и вторая пещерная церковь Богоматери (Аствацацин) расположены в восточной части Авазана. Они были вырублены в 1283 году, предположительно, также Галдзаком. Они также являются проходами через гавит. Жаматун представляет собой практически квадратную выдолбленную в скале комнату с глубоко вырезанными рельефами на стенах. Интересен довольно старомодный для того времени рельеф на северной стене, над сводчатыми проходами: в центре — головы львов с цепью на шеях, их головы повёрнуты к наблюдателю; вместо пучков хвоста — головы смотрящих наверх драконов — всё это сближает рельеф с изображениями языческих времён. Между львами, над цепью — орёл с полураскрытыми крыльями и ягнёнком в когтях. Это, вероятно, — герб княжеского рода Прошьянов.

Рельефы восточной стены — не менее живописны. Входы в маленькую часовню и церковь Аствацацин украшены прямоугольными наличниками, соединёнными двумя рельефами с изображением крестов. На воротах часовни вырезаны изображения сирен, а на стенах церкви — человеческие фигуры с согнутыми в локтях руками, одетые в длинные платья, и с нимбами над головами. Возможно, это — члены княжеского рода.

Под полом находится усыпальница.

Скальная церковь за жаматуном[править | править код]

Путь через усыпальницу ведёт ко второй скальной церкви. Она, как указано в надписи, была построена в 1283 году на пожертвование князя Проша. В плане имеет крестообразную форму. Углы — кривые, а барабан купола отмечен полуколоннами, перемежающимися с глухими окнами. Купол украшен кругом. Поверхность стен содержит рельефы, изображающие животных, воинов, кресты, а также рельефы на растительные мотивы.

В отличие от сталактитов в форме трилистника и четырёхлистника, украшения церкви Аствацацин (Богоматери) включают орнаменты в виде розеток и различных геометрических фигур. Передние ворота кафедры алтаря украшены узорами в форме прямоугольников или ромбов. Реалистическое изображение козла найдено на стыке ступеней алтаря. На хачкаре, слева от апсиды алтаря, обнаружены человеческие фигуры. Человек с посохом в правой руке и в той же позе, что и фигуры на стенах жаматуна, может быть изображением князя Проша, основателя церкви. Другая фигура, держащая копьё в левой руке, опущенной вниз, и дующая в поднятый вверх духовой инструмент, изображена практически в профиль.

Верхний жаматун[править | править код]

Жаматун Папак и Рузакан был построен в 1288 году на втором уровне, к северу от усыпальницы Прошьянов, в качестве внешней лестницы (рядом с дверью в гавит). Верхний жаматун также вырублен в скале. Его форма повторяет форму гавита. В нём имеются гробницы князей Мерика и Григора, а также гробницы других принцев, ныне пропавшие.

В южной части коридора, ведущего в верхний жаматун, вырезаны многочисленные кресты. Колонны, вырубленные в цельном камне, держат гораздо меньшие по размерам полукруглые арки, умещающиеся в трапециевидные рамы, представляющие в плане квадрат. Они служат основанием сферического купола, из вершины которого проникает свет. Отверстие в нижнем правом углу позволяет увидеть нижний этаж усыпальницы.

Этот жаматун обладает ярко выраженной акустикой.

Часовня Св. Григория[править | править код]

Часовня Св. Григория Просветителя (прежде, Часовня Богоматери) построена не позже 1177 года. Расположена над дорогой, в ста метрах от входа в монастырь. Часовня частично вырублена в твёрдой скале, и, вероятнее всего, на её структуру повлияла форма имевшейся там пещеры. Часовня, прямоугольная в плане и имеющая подковообразную апсиду, с востока и северо-востока примыкает к коридорам и пристройкам, вырытым на различных уровнях и даже один над другим.

Следы штукатурки с остатками фресок указывают на то, что в часовне имелись образцы настенной росписи. Хачкары с различными орнаментами вставлены во внешние стены, а также вырезаны на поверхности прилегающей скалы.

См. также[править | править код]

  • Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Армении

Литература[править | править код]

  • Сапнян А., Гарни и Гегард, М., 1958.

Источник: ru.wikipedia.org


Categories: Вопросы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.