Старейшая и одна из самых известных высоток Манхэттена, Флэтайрон («Утюг») обязан этим прозвищем треугольной форме, ставшей результатом блестящего решения архитектора, проектировавшего здание с учетом особенностей его месторасположения – на перекрестке Пятой авеню и Бродвея, входящего в число немногих улиц Манхэттена, пересекающих его по диагонали. Флэтайрон является самым узнаваемым зданием города.

  • Расположение: Нью-Йорк (США)
  • Дата: 1902 год
  • Проект: Дэниел Бернем
  • Высота: 87 метров
  • Стиль: Боз-ар
  • Материалы: сталь и терракота
  • Год постройки: 1902

Его горизонтальный план – как и план таких зданий, как Таймс-Тауэр (Айдлиц и Маккензи) и Эквитэбл-билдинг (Эрнст Грэм) -«растянут» до максимальной степени, какая позволительна в отношении здания, чтобы оно при этом соответствовал о модели «жилого здания» чикагской школы Луиса Салливана. Затем чикагская школа обратилась к модели «колокольни», наиболее известным образцом которой является построенный в 1913 году по проекту Касса Гилберта Вулворт-билдинг.


Здание было построено в 1902 году, и оно стало настоящей сенсацией. А вскоре, наряду с Бруклинским мостом и статуей Свободы, его начали считать символом осовремененного Нью-Йорка. Это отнюдь не первый небоскреб в городе, и он недолго оставался самым высоким (87 метров), но перекресток Бродвея и 23-й улицы без него представить совершенно невозможно.

Небоскреб в нижнем Манхэттене построен известной строительной компанией Джорджа А. Фуллера. Высокому зданию из-за его треугольной формы люди тут же дали имя «Утюг». «Утюг» – символ Америки времен Теодора Рузвельта, власти и растущего благосостояния, взлета промышленности.

Даниэль Бернэм, архитектор, создал его именно таким – уникальным и необычным, чтобы вокруг него не смогли настроить других зданий, чтобы 22-этажный небоскреб, высокий и свободный, был виден отовсюду.

Поскольку модель «жилого здания» строилась на каркасной основе, позволявшей пристраивать дополнительные этажи, ее вертикальный рост при этом ограничивался; модель «колокольни», напротив, могла обладать более приземистым основным корпусом, но при этом увенчанным дополнительной структурой, имеющей форму колокольни.


Флэтайрон билдинг. Flatiron-Building

С самого начала мнения о здании возникали разные – им восхищались. его ругали. Прохожие жаловались на то, что на улице возле него дует очень сильный ветер и сбивает всех с ног. Мужчины ходили на угол Бродвея и 23-й улицы, чтобы посмотреть. как ветер раздувает и поднимает женские юбки, они толпились там и не давали прохода, полицейским приходилось их разгонять. Даже в среде архитекторов не могли прийти к единому мнению о новом сооружении «дядюшки Дэна».

И старое, и новое

Флэтайрон изначально были известен как Здание Фуллера по имени энтузиаста его строительства Джорджа Фуллера. Он был спроектирован Дэниелом Бернемом и Джоном Уэлборном Рутом. Проект подвергся в свое время критике многих архитекторов, основанием для которой послужило то обстоятельство, что Бернем, будучи организатором Всемирной выставки в 1893 году в Колумбии, при ее архитектурном оформлении обратился не к модернистским идеям, типичным для Чикаго того времени, а к идеям неоклассицизма, что привело, по словам Салливана, «к ущербу, последствия которого ощущались на протяжении полувека».


«Утюг» удивительным образом сочетает в себе абсолютно современные технологии и наследие прошлого. Как и в первых небоскребах в Чикаго, здесь используются новые возможности, новые высоты – стальные опорные конструкции. Незаметные внутренние опоры в сочетании с немалой высотой здания вызывали у жителей Нью-Йорка такое впечатление, что здание вот-вот упадет. Но Фуллер гордо заявлял – мол, прочнее здания никогда еще не бывало.

Новых технологий там было много, они были везде – от самой конструкции здания до его защиты от пожара, от устройства систем связи и коммуникаций до финансирования и строительства, которое было прекрасно организовано. Несомненно, это было одно из новых «святилищ коммерции», символ эпохи модерна.

Как заметил фотограф Альфред Штиглиц, «казалось, что здание движется прямо на меня, будто нос огромного океанского лайнера – новый образ Америки все еще создается». При всем этом Даниэль Бернэм во время учебы впитал идеалы школы изящных искусств, он любил монументальные строения в старинном стиле, и потому его удивительно современное здание внешне выглядело весьма старомодным. Величественный фасад венчал широкий карниз, неровные стены из терракоты и известняка были украшены цветами и греческими вазами.


Французское Возрождение времен XVI века как будто бы перенеслось в современный Нью-Йорк – именно вокруг стиля здания и было больше всего споров и критики. Очень многие в то время говорили, что высокие стены должны выглядеть, как несущие, напоминать прочную каменную кладку, а не утонченную облицовку. Стены всем покоя не давали.

Прошло более 100 лет, и теперь мы можем посмотреть на все это иначе, по-современному. Небоскреб кажется нам удачным сочетанием старого и нового – технические новшества сделали здание удобным и крепким, а элементы прошлого и стиль, который Бернэм взял из традиции изящных искусств, нисколько не испортили его. Три нижних этажа, с широкими окнами и грубой известняковой облицовкой, визуально как будто заземляют все здание.

На средних этажах множество более узких окон, это подчеркивает тонкость и высоту здания, взгляд будто бы сам поднимается наверх, к резным колоннам, аркам и карнизу, что венчает небоскреб.

В 1912 году Бернэм умер, а в 1929 году компания Фуллера переехала в другое здание (еще больше прежнего), но небоскреб и по сей день привлекает людей. Его постоянно фотографируют. Это символ времен успеха и изобилия, и в то же время -краха идей об идеальном устройстве общества. В 1979 году здание официально занесли в Национальный регистр исторических достопримечательностей США.

Архитектурные особенности Флэтайрон-билдинг


  • Основные архитектурные черты особенно хорошо видны, если смотреть на него спереди: форма равнобедренного треугольника со скошенным углом придает ему сходство с гигантской колонной, возвышающейся посередине Манхэттена.
  • Другая характерная черта Флэтайрона — деление его фасада по горизонтали, большой выступающий карниз, идущий по периметру верхней части здания, и основание из блоков тесаного камня напоминают о дворцах эпохи Возрождения.
  • справа вверху Флэтайрон-билдинг на стадии строительства. Стальной каркас обкладывался терракотой, а затем декорировался элементами в классическом стиле.
  • величественный Флэтайрон располагается на перекрестке Пятой авеню и Бродвея в центре делового Манхэттена. Бизнесмен, финансировавший строительство Флэтайрон-билдинга, считал его самым мощным из всех архитектурных сооружений.

Сбалансированными пропорциями и делением фасада на три части – на основание, облицованное тесаным камнем, среднюю основную часть со многими уровнями и верхнюю часть, состоящую из пентхауса с очень высокими арками и нависшими над ними карнизами — Флэтайрон повторяет модель ренессансных дворцов.

Говорят, что здание имеет два облика: если смотреть сбоку, Флэтайрон выглядит как жилой многоквартирный дом, если смотреть спереди, он напоминает колонну.
зделенный на основание, среднюю и верхнюю части, с острым передним углом, ширина закругления которого всего два метра, Флэтайрон несет в себе также черты античного стиля. Первые три этажа основания, сложенного из массивных блоков тесаного камня с большими пролетами между ними, крепко опираются на землю, тогда как средняя часть придает всему зданию легкость и стройность. Верхняя часть украшена арками, колоннами и резным карнизом. Фасад облицован терракотой и декорирован в ренессансном стиле.

Флэтайрон стал одним из первых зданий со стальным каркасом. Это и позволило создать здание высотой в 87 метров. Набор эклектических и классических элементов декора позволил замаскировать тяжелую нижнюю часть здания.

Источник: delovoy-kvartal.ru

Паровое судно, океанский лайнер был наиболее мощной метафорой начала XX века. Морской, флотский дизайн требовал подчинения формы и внутреннего пространства объекта, исключительно сообразуясь с его функциональным назначением. И это не случайное совпадение, то, что здание Flatiron (Утюг) чрезвычайно напоминает сделанный из камня пароход.

История возведения этого оригинального здания берет начало в самом начале века — 1901-1902 гг. Автор сего примечательного строения — Дэниэл Бернхэм (Daniel Burnham). Кстати, Флэтайрон-билдинг было одним из первых многоэтажных строений, конструкции которого крепились на каркас из стальных балок.
сота небоскреба — 94 метра, на которых разместился 21 этаж. Вообще же, идея треугольных небоскребов, стоящих на пересечении улиц, уже была ранее реализована в Филадельфии, и здание также получило название ‘Утюг’; а следом появились канадский треугольный небоскреб в Торонто, аналогичное здание в Ливерпуле, затем — в Коннектикуте. Так, можно уверенно сказать, что ‘Утюг’ как часть городского пейзажа был в конце позапрошлого века довольно модным.

Американский фотограф-модернист Альфред Стиглиц (Alfred Stieglitz [1864 -1946]), показавший на своих снимках наиболее известные образы здания Флэтайрон, невесомо плывущего над снегом Мэдисон Сквер парка, писал: «Здание как будто двигалось на меня, подобно носу огромного океанского парохода. Это как бы картина новой Америки в процессе её создания». С его волнистой терракотовой отделкой, Флэтайрон, и действительно, как будто выплывает из классического прошлого в грядущую эпоху, эпоху стального небоскрёба. Прекрасный образец небоскрёба, подобно двуликому Янусу, смотрящего назад в прошлое, но, одновременно и предвосхищающего будущее.

На момент постройки здание явилось одним из самых высоких строений в Нью-Йорке, а его первоначальным названием стало Fuller Building (Здание Фуллера), и лишь в 30-х годах прошлого века оно получило нынешнее название. Шли годы, обстановка (и, особенно — высота) в городе менялась, и сегодня высота Флэтайрон-билдинг, конечно, уже никого не может удивить, однако, здание по-прежнему остается самой примечательной частью городского пейзажа.


Примечательно, что, глядя на сохранившиеся фотографии строительства небоскреба Флэтайрон-билдинг, можно заметить довольно интересную деталь — дело в том, что строители начала века имели довольно оригинальные представления о технике безопасности, не пользовались страховками и выполняли совершенно безумные трюки на верхних этажах.
Флэтайрон-билдинг — неизменная и обязательная деталь городского пейзажа Нью-Йорка, предмет гордости горожан и восхищения туристов.

Первоначально построенное, как штаб-квартира строительной компании Джорджа А. Фуллера (George A. Fuller), здание только в течение короткого срока называлось зданием Фуллера (Fuller Building). Довольно скоро, благодаря своей характерной форме, оно получило прозвище Утюг (Flatiron). Компания Фуллера построила многие известные здания в Нью-Йорке, такие, как вокзал Пенсильвания, отель Плаза, а после Второй Мировой войны, Lever House (1952) и Seagram Building (1958), ставшими, между прочим, одними из первых небоскрёбов со сплошным остеклением фасада. А 21-этажное здание Flatiron, 307 футов (93, 6 м) высотой, было на момент окончания строительства, самым высоким к северу от Уолл-Стрит.

Весьма распространена ошибка, повторяемая во многих источниках, говорящих о том, что небоскрёб Утюг был в то время самым первым зданием со стальным каркасом или самым высоким зданием в мире. Однако, это не так. Например, здание Парк Роу было возведено в 1899 году с применением той же технологии и было более высоким.


Фуллер правильно заметил, что Flatiron датирован эпохой, когда «архитекторы всё ещё притворялись, что не существует стали». Но Чикагская архитектурная фирма Дэниэла Х. Бёрнхэма (Daniel H. Burnham) была уже на один шаг впереди других. Бёрнхэм максимально использовал дельтовидный участок для возведения небоскрёба как свободностоящего скульптурного объекта. Но любой созерцатель этого объекта интуитивно чувствует, что стены здания вроде как тонковаты для того, чтобы выдержать его вес. Случайный пешеход помимо собственной воли будет сметён в водоворот движения на острие этой шестифутовой вершины в пересечении Бродвея и Пятой Авеню. Чрезвычайно узкий угол как будто сжимает пространство, заставляя зрителя посмотреть вверх в поисках потерявшегося объёма здания, усиливая для себя ощущение его безграничной высоты.

Иногда называемые «Барокко Бёрнхэма», как будто подёрнутые мелкой рябью, терракотовые стены украшены объёмными изображениями львиных голов, венков и масок. Несомненно, в этом ощущается связь с классическим наследием архитектуры прошлых веков. На уровне четвёртого этажа изображения овальных венков чередуются с таинственными древнегреческими женскими масками. Терракотовые облицовочные блоки украшены глубоким рельефным орнаментом, создающим витиеватую игру света и тени по всей поверхности здания. Глубоко утопленные окна выглядят как тёмные пустоты на поверхности стен.


Выступающие из стен на высоту восьми этажей, выпуклости, относительно редко встречающиеся в Нью-Йоркских офисных зданиях, более характерные для небоскрёбов Чикаго, таких, как Fisher Building, построенный Бёрнхэмом в 1896 году, придают фасаду ритмичность струящейся волны. Терракотовые блоки имеют чёткие горизонтальные границы, усиливая ощущение множества слоёв, расположенных один поверх другого.

Флэтайрон является одной из наиболее ярких реализаций высотного здания в виде классической колонны с чётко выделенным основанием, правильно оформленным стволом и орнаментальным завершением в верхней части. Основание, которым могут считаться нижние четыре или пять этажей (из-за того, что первый этаж имеет двойную высоту) отличается массивным рельефом крупных блоков известнякового облицовочного камня. Бёрнхэм оснастил верхнюю часть здания массивным, нависающим зубчатым карнизом. Тот факт, что с определённых углов зрения здание видится как колонна, является удивительной буквальной демонстрацией эссенции свободно стоящей башни.

Форма колонны была результатом для небоскрёба такой высоты, но для высот в 30-40 этажей, которых вскоре достигли здания в Нью-Йорке, тяжёлый классический карниз казался довольно нелепым. Однако Флэтайрон является вполне современным объектом в том смысле, что он требует от смотрящего на него завершения общей картины, поскольку не существует единственного образа этого здания. Его образ зависит от точки обзора, в которой находится наблюдатель в данный момент. Задрав голову вверх, можно увидеть летящий в небе клин, вблизи здание кажется головокружительной стеной, похоже, толщиной своей не превышающее колонну. Сбоку, 190-футовый (58 м) фасад, обращённый к Бродвею, напоминает палаццо почти невообразимой высоты. Массивная стена заостряется подобно носу корабля. Образ здания не постоянен, он резонирует между статикой и движением, даёт ощущение динамизма, предвосхищая собой весь динамичный XX век.

После окончания строительства прошло 10 лет. На улицах все еще много конных повозок, все еще мало автомобилей, но обратите внимание — из за Флэтайрона по 22ой улице выезжает настоящий даблдеккер.

Для фанатов Джека Финни напомню — 1912г. — это время действия «Меж трех времен». Ключевая сцена книги — Сай Морли присутствует при встрече «Тедди» Рузвельта с его таинственным посланником в Европе в окрестностях Флэтайрон билдинг. Для того , чтобы остаться незамеченным, Сай залазит на карниз над вторым этажом. Вот кусок текста, описывающий как он это сделал.

Поднявшись со скамейки ( в сквере — см. в левом нижнем углу снимка), я вновь пересек Бродвей и остановился возле «Флэтирон-билдинг». Что дальше? Я много раз проходил мимо этого здания, но лишь сейчас, подойдя совсем близко, присмотрелся к нему как следует и заметил, что его стены сложены из больших каменных блоков, между которыми выдолблены борозды. Я вцепился пальцами в борозду на уровне плеч, поставил правый ботинок боком на первую от тротуара борозду, выпрямил колено — и так стоял, повиснув на стене здания в десяти дюймах над тротуаром. А потом понял, что должен сделать это снова, немедленно, сейчас, не задумываясь, иначе вообще никогда на это не решусь.
Одной, затем другой рукой я дотянулся до следующей борозды, переставил выше носок левой ноги, выпрямил колени. И тотчас же проделал это снова и снова. Грубо отесанный камень царапал мою одежду, цеплялся за пуговицы, задевал, холодный на ощупь, щеку.

Растопырясь по-крабьи, я полз все выше и выше по стене «Флэтирон-билдинг», не смея задуматься, отметая прочь все мысли, покуда не ткнулся макушкой в каменный карниз, который тянулся вдоль всего здания. Карниз преградил мне путь, и я висел на стене, отчетливо сознавая, что если свалюсь с этой высоты — примерно тридцать футов, — насмерть, скорее всего, не разобьюсь, хотя кто знает? Но уж наверняка переломаю себе кости, запросто сломаю спину, если падение окажется особенно неудачным, а то и разобью голову — такое тоже возможно. Не думай об этом, сказал я себе, действуй, и все; и я очень осторожно разжал пальцы правой руки, протянул ее вверх, задев костяшками низ каменного уступа; пальцы ощупью проползли по нему и вцепились в его край. Тогда я ухватился за карниз и второй рукой — очень быстро, потому что моим ногам не было никакой опоры, и я едва заметно покачивался, подвешенный над тротуаром; наконец я подтянулся и лег подбородком на карниз. Еще усилие — и я выпрямил руки, перегнулся вперед и сумел лечь на карниз всем телом; ноги, правда, все еще болтались без опоры в воздухе, но теперь я был в безопасности и мог облегченно вздохнуть.
Отдохнув, я подтянул колени, вскарабкался на карниз и уселся на этом любимце мойщиков окон, который тянулся, ни разу не обрываясь, вокруг всего здания.

Несколько мгновений я мысленно поздравлял себя с победой, восседая в темноте на стене «Флэтирон-билдинг», удобно привалившись спиной к тесаному каменному блоку между окнами какой-то конторы — на окнах была надпись, но я, как ни поворачивал голову, не мог ее разобрать.

Если внимательно изучить ФлэтАйрон Билдинг, например с помощью Google Maps, то видно — то что сделе Сай реально но только в двух местах — у входов в здание со стороны 5ой Авеню и Бродвея. Да и то — требуется приличная сила и решительность. Судя по всему и сам автор романа тщательно изучил проблему.

Флэтайрон — один из самых популярных небоскрёбов в Нью-Йорке, его образ запечатлён на множестве фотографий, во многих фильмах, с ним связано немало интересных историй и событий. Вскоре после завершения его строительства в 1902 году, обнаружилось, что рядом со зданием часто возникают сильные восходящие воздушные потоки, это явление породило то, что потом назвали «23-skidoo». Вообще-то, в ту пору далеко не каждый отваживался прогуливаться рядом со зданием, поскольку, многие опасались, что оно может упасть на них (и их можно понять, учитывая невероятно тонкий острый угол небоскрёба, обращённый к перекрёстку Бродвея и Пятой авеню).

Стены здания украшены объемными венками, львиными головами, всевозможными масками. На уровне 4-го этажа венки перемежаются с изображениями женских древнегреческих масок. Окна утоплены глубоко, и на поверхности стен они выглядят темными пустотами. Горизонтально расположенные блоки создают видимость многослойности здания. Нижние 4-5 этажей служат основанием здания, на котором установлена классическая колонна. Верхняя часть небоскреба украшена довольно массивным зубчатым карнизом.

Сегодня Флэтайрон-билдинг — один из главных символов Нью-Йорка, описанный во множестве литературных произведений, не говоря уже о фильмах и видеоматериалах.

Интересно, что знаменитый Утюг имеет и одну довольно примечательную особенность — образ здания не одинаков и всякий раз зависит от точки обзора, в которой находится наблюдатель в данный момент. Так, задрав голову вверх, можно увидеть некий летящий в небе клин, а вблизи здание кажется головокружительной стеной, при этом его толщина покажется не более колонны. Со стороны Бродвея Утюг напоминает палаццо почти нереальной высоты, а его стена напоминает своим заострением нос корабля. Вообще же, здание это выглядит удивительно динамичным, насколько бы неуместно это ни звучало.

Однако, находились «отважные мужчины», которые буквально «дежурили» рядом с «Утюгом» в ожидании момента, когда воздушным потоком задерёт кверху юбку у кого-нибудь из прогуливающихся поблизости от здания дам, и тогда взору счастливчика откроются прекрасные дамские лодыжки. Вот такие были времена!
Стали возникать даже целые группы таких ценителей женских прелестей. Их-то и прозвали «23-skidoo», по названию улицы, пересекающей Бродвей и Пятое авеню рядом с Флэтайроном. «Skidoo» — это устарелый вариант слова «Scrum!», которое на американском сленге означает «уходить», «сматываться», «проваливать». Именно так, по-видимому, обращались нью-йоркские полисмены к группам зевак мужского пола, слоняющимся поблизости небоскрёба в надежде улицезреть дамские прелести, открытые порывами ветра.

Сейчас Нью-Йорк можно по праву назвать городом небоскребов. Здесь их ровно 140 — зданий из бетона и стали, разной этажности, разного стиля и назначения, которые рассекают небесную гладь американского «большого яблока».

Источник: ucrazy.ru

Contents

  1. Plans for Construction
  2. “Burnham’s Folly”?
  3. An Enduring Icon

The distinctive triangular shape of the Flatiron Building, designed by Chicago architect Daniel Burnham and built in 1902, allowed it to fill the wedge-shaped property located at the intersection of Fifth Avenue and Broadway. The building was intended to serve as offices for the George A. Fuller Company, a major Chicago contracting firm. At 22 stories and 307 feet, the Flatiron was never the city’s tallest building, but always one of its most dramatic-looking, and its popularity with photographers and artists has made it an enduring symbol of New York for more than a century.

Plans for Construction

Though the Flatiron Building is often said to have gotten its famous name from its similarity to a certain household appliance, the triangular region contained by Broadway, Fifth Avenue, and 22nd and 23rd Streets had in fact been known as the “Flat Iron” prior to the building’s construction. The brothers Samuel and Mott Newhouse, who made their fortune in the mines of the West, bought the property in 1899. At the time, efforts were being made to create a new business district in New York, north of the current hub of Wall Street. In 1901, the Newhouses joined a syndicate led by Harry S. Black, head of the George A. Fuller Company, and filed plans to build a 20-story building on the triangular plot.

The Flatiron Building would not be the tallest building in the city–the 29-story, 391-foot Park Row Building that had gone up in 1899 already held that spot. But its design by Daniel Burnham, a member of the prominent Chicago School of architecture, would make it one of the most unusual looking of the steel-framed skyscrapers being constructed at the time. (The first of these was the Home Insurance Building in Chicago, which had been completed in 1885.) Whereas many of the new tall buildings featured high towers emerging from heavy, block-like bases, Burnham’s tower soared directly up from street level, making an immediate and striking contrast against the lower buildings surrounding it.

“Burnham’s Folly”?

This characteristic of the Flatiron Building’s design–its look of a freestanding tower–initially inspired widespread skepticism about whether it would actually be stable enough to survive. Some early critics referred to “Burnham’s Folly,” claiming that the combination of triangular shape and height would cause the building to fall down. Newspaper reports at the time of the building’s completion focused on the potentially dangerous wind-tunnel effect created by the triangular building at the intersection of two big streets.

Despite these critiques, crowds gathered around to gawk at the Flatiron Building when it was completed, and in the ensuing years it became a frequent sight in photographs, paintings and postcards and one of the most popular symbols of New York City itself. Photographers Edward Steichen and Alfred Stieglitz captured particularly memorable images of the building, as did the impressionist painter Childe Hassam.

An Enduring Icon

Built around a skeleton of steel, the Flatiron Building is fronted with limestone and terra-cotta and designed in the Beaux-Arts style, featuring French and Italian Renaissance influences and other trends seen at the 1893 World’s Columbian Exposition. Shaped like a perfect right triangle, it measures only six feet across the narrow end.

The Fuller Company moved out of the building in 1929, and for years the area around the Flatiron Building remained relatively barren. Beginning in the late 1990s, however, building’s enduring popularity helped drive the neighborhood’s transformation into a top destination for high-end restaurants, shopping and sightseeing. Today, the Flatiron Building mainly houses publishing businesses, in addition to a few shops on the ground floor.

Источник: www.history.com

Небоскреб «Утюг» или Флэтайрон Билдинг (Flatiron Building) – одно из самых известных зданий в Нью-Йорке. Он расположен в месте соединения Бродвея, 5-ой Авеню и 23-й Восточной улицы. Не трудно догадаться, что своему названию небоскреб обязан своей необычной форме, которая напоминает утюг. Хотя здание очень часто сравнивают то с паровым кораблем, то с океанским лайнером, рассекающим воды.

«Здание как будто двигалось на меня, подобно носу огромного океанского парохода. Это как бы картина новой Америки в процессе её создания».

Альфред Стиглиц.

Изначально небоскреб предназначался для строительной компании Джорджа Фуллера (Fuller Company) поэтому историческое название «Утюга» — Фуллер Билдинг (Fuller Building). Какое-то время компания использовала небоскреб в качестве штаб-квартиры, занимая весь 19-ый этаж «Утюга». Само же здание было построено в 1902 году на небольшом участке треугольной формы по проекту Дэниела Бернхэма (Daniel Burnham), архитектора из Чикаго и Фредерика Динкельберга (Frederick P. Dinkelberg), которому Бернхэм поручил часть работ.

Архитектурный стиль здания очень часто определяют как неоренессанс, боз-ар, но очень часто можно услышать и такое определение как «барокко Бернхэма». Такое определение возникло благодаря ряду особенностям, которые составляют фирменный почерк этого архитектора.

Флэтайрон Билдинг среди небоскребов Большого Яблока выделяется не только тем, что он треугольный. К примеру, «Утюг» имеет массивный, нависающий зубчатый карниз – решение не характерное для небоскребов Нью-Йорка. А выступающие на высоту восьми этажей выпуклости на фасаде Флэтайрона – явление и вовсе редкое для нью-йоркской архитектуры. А вот для Чикаго — явление обычное. Подобные выступы, характерны, к примеру, для Фишер Билдинг (Fisher Building), спроектированный фирмой Бернхэмом за несколько лет до того, как он взялся за проектирование «Утюга».

Знаменитый Флэтайрон Билдинг также имеет одну довольно любопытную особенность: образ здания не одинаков и всякий раз он зависит от точки обзора, в которой находится наблюдатель. К примеру, задрав голову вверх, можно увидеть некий летящий в небе клин, который образует массивный карниз здания. В то же время, вблизи здание кажется головокружительной стеной. С некоторых ракурсов кажется, что толщина здания — не более колонны. Своим острым здание обращено к 23-й улице, и если смотреть отсюда, небоскреб и вовсе кажется плоским, как доска.

Ссылка на источник: http://bashni.info/fletajron-bilding-flatiron-building-new-york/

Источник: chrontime.com

Флэтайрон-билдинг: от порицания к символу Нью-Йорка

Кто не слышал о нью-йоркском Бродвее! Улица театров и мюзиклов, место премьерных постановок и концертов! Гуляя по Бродвею (а он очень длинный, и только небольшая часть может похвастаться своим «культурным наполнением», остальное — обычная улица), то и дело видишь пересекающиеся с ним под прямым углом улицы — авеню. На пересечении Бродвея с 5-й авеню в глаза обязательно бросится высокое, непохожее на остальные, здание. Это Флэтайрон-билдинг (Flatiron Building), или по-простому, «утюг» — одно из тех зданий, которые принято считать своеобразными символами Нью-Йорка.

 

Как выглядит Флэтайрон-билдинг

Это здание на 22 этажа, высотой 87 метров, считается одним из первых небоскрёбов Нью-Йорка. Строители назвали его «Фуллер-билдинг», в честь компании-застройщика, но горожане сразу заприметили, что дом сильно смахивает на обыкновенный утюг. А с народным творчеством, как известно, соперничать трудно, поэтому кличка — «дом-утюг» (flatiron– утюг англ.) — прижилась прочно и навсегда.

Впрочем, описывая это здание, было бы несправедливым ограничиться только утюгом. Его фундамент имеет треугольную форму, с основанием 26 метров, и узкой, двухметровой вершиной. Поэтому издалека, если смотреть прямо на этот «носик», можно легко увидеть перед собой корабль. Собственно, архитектор, проектирующий здание, стремился именно к тому, чтобы горожане, завидя дом, угадывали в нём именно гордый океанский лайнер.

Флэтайрон-билдинг

Насколько далеки друг о друга корабль и утюг, настолько же и разнились отзывы о здании у людей, впервые увидевших его. Максим Горький, посетивший Штаты в начале века, назвал сооружение «безмолвной и тёмной скребницей неба». Герберт Уэллс написал, что здание оставляет впечатление «огромной незавершённости», а один художник из Англии и вовсе нарёк дом «необозримым кошмаром». Но были и творческие натуры, которым дом понравился; к примеру, известному композитору Сен-Сансу.

Флэтайрон-билдинг

Почему же здание воспринималось столь неоднозначно? Ответ, возможно, отыщется в его истории.

Как строилось здание-утюг

К концу XIX века в Америке начали строить первые высотные здания, невиданные доселе в других странах мира. Лидерами в этом новом архитектурном деле оказались Чикаго и Филадельфия. Но Нью-Йорк тоже не хотел оставаться в стороне, и в 1901 году строительная компания «Фуллер» решила возвести один из первых в городе небоскрёбов. Его треугольное основание диктовалось очертаниями места, которое был выкуплено для строительства. А ещё — взглядами архитектора, Дэниэла Барнэма. Он уже строил высокие дома в Чикаго, и решил возвести здание в стиле итальянского неоклассицизма, а обилием капителей и колонн (да оно и само должно было напоминать исполинскую колонну).

 

При строительстве впервые в мире применили технику «стального каркаса». Многие элементы сваривали заблаговременно, на заводе-изготовителе. Впоследствии их собирали на месте, подобно домику из кубиков. Это обеспечило невиданные по тем временам темпы: один этаж за неделю! Стальной каркас здания возвели всего за полгода, и тут же начали облицовывать его терракотовой плиткой. К лету 1902 года здание было сдано в эксплуатацию; его постройка заняла всего один год!

Флэтайрон-билдинг строительство

Люди частенько принимают всё новое с подозрением, даже с недовольством. Эта участь не обошла и Флэтайрон-билдинг. Помимо того эстетического отторжения, о котором было сказано выше, многим (и даже архитекторам), казалось, что узкое, непривычно высокое здание, обязательно рухнет под напором первого же сильного ветра. Ведь тогда считалось правильным строить высокие дома с обязательным сужением кверху, подобно пирамиде. Флэтайрон-билдинг не сужался, а устремлялся ввысь, подобно огромной готической колонне.

Флэтайрон-билдинг

Интересно! Вдоль здания нередко гуляют сильные воздушные завихрения, и сохранилось много свидетельств, как в первые десятилетия после завершения строительства зеваки-мужчины всего города специально приходили к дому. Здесь они наблюдали неизменную картину: ветер поднимал подолы широких, длинных юбок у дам, спешащих в соседний магазин модной одежды, на мгновение высоко обнажая ноги. В то время это было весьма эротичное зрелище!

Кроме самой формы дома, многие не восприняли и обилие окон на его фасаде, и слишком узкие, треугольные комнаты внутри «носика». Скептики утверждали, что только дурак снимет офис в таком здании.

Флэтайрон-билдинг внутри

Дальнейшая судьба Флэтайрон-билдинг и его настоящее

Но они были посрамлены! Чуть выше мы сказали, что люди с опаской относятся к новому. Но оно одновременно и манит людей, особенно творческих, нестандартных. Через полгода после сдачи дома в нём не было уже ни одного свободного офиса! Причём первыми раскупались именно узкие, треугольные комнаты. Представители богемного мира считали их особенно привлекательными.

Интересно! Одно время в здании снимала офис под своё Консульство Россия, а в годы Первой мировой здесь работала Русская военная миссия, отвечавшая за закупки в США вооружения.

 

Флэтайрон-билдинг быстро сделал Пятую авеню популярным местом на Манхеттене. Его несколько раз перепродавали, последний раз — в 2009 году, когда половину здания выкупила одна из итальянских корпораций. Размер покупки составил чуть меньше 200 млн.$. Поговаривают, что итальянцы намерены постепенно выкупить всё здание, но им придётся немало ждать: многие офисы арендованы на десятки лет вперёд.

Сейчас в «утюге» по-прежнему много компаний, редакций газет и представительств. Причём, как и раньше, особо ценятся офисы в узкой части, ведь отсюда открывается отличный вид на город, и в частности, на другой знаменитый небоскрёб — Эмпайр Стэйт Билдинг.

Флэтайрон-билдинг

И, безусловно, это туристическая достопримечательность, одно из самых узнаваемых зданий «Большого яблока». Здесь всегда много туристов, задирающих головы ввысь, чтобы определиться, что же они видят: необычный утюг, океанский лайнер, или огромную римскую колонну? Смотрят, и не могут понять, ибо Флэтайрон-билдинг, как любая стоящая вещь в нашем мире, имеет множество обличий.

 

Источник: www.usa-info.com.ua


Categories: Вопросы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.