«Кровавая крепость»

Крепость Эребуни находится на холме с поэтическим названием Арин-Берд, что означает «Кровавая крепость». Несмотря на то, что история этой земли изобилует кровавыми трагедиями, на этот раз название не связано ни с каким кровопролитием. Просто на этом холме всегда росло огромное количество прекрасных маков, и года они зацветают, кажется, что весь холм залит кровью.

История

Именно на этом холме располагался древний город государства Урарту — Эребуни. Город был построен в 782 г. до н.э. царем Агришти I, и был стратегическим пунктом обороны в Араратской долине. Жители Урарту построили в долине систему искусственного орошения — этим искусством они владели в совершенстве, и превратили это место в цветущий сад. В период своего расцвета Урарту было одним из самых могущественных государств в Азии.

Целых шесть веков Эребуни оставался единственным городом во время Араратской долине. Но затем Агришти I построил еще один крупный город — Аргиштихинили, который уже выполнял не столько военные задачи, сколько хозяйственные.


Между названиями Эребуни и Ереван слышно явное созвучие, поэтому многие ученые склонны считать, что Эребуни — это и есть древнейший Ереван. Гипотеза не лишена истины – точно известно, что здесь жили люди, и что они называли свой город почти так же, как сейчас называется столица Армении.

В VI веке до н.э. государство Урарту прекратило свое существование, но город продолжал жить уже в качестве раннеармянского города. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки, с которыми сейчас можно познакомиться в музее.

Изучение Эребуни

Впервые холм Арин-Берд привлёк внимание учёных в 1894 году, когда российский учёный А. А. Ивановский приобрёл у жителя окрестного села Чолмакчи (ныне район Еревана Старый Норк) камень с урартской клинописью. Местный житель, Папак Тер-Аветисов, утверждал, что нашёл его в 1879 году на холме Арин-Берд.

Рисунок и приблизительный перевод надписи был вскоре опубликован М. В. Никольским. Надпись на камне сообщала, что на этом месте урартский царь Аргишти I построил зернохранилище «ёмкостью 10 100 капи». Однако в течение длительного периода времени холм оставался без внимания археологов и только в 1947 году археологическая экспедиция под руководством Б. Б. Пиотровского, занимавшаяся в Ереване раскопками Кармир-Блура, провела на холме разведывательные работы. В 1950 году эта же археологическая экспедиция начала на холме систематические археологические раскопки.


Устройство города

Город Эребуни состоял из цитадели, расположенной на вершине холма Арин-Берд, а также из городских кварталов, расположенных у подножья холма. Общая площадь территории города составляла 200 га.

Кроме этого, на вершинах двух соседних небольших холмов археологи обнаружили остатки урартской керамики, поэтому возможно, что их вершины также входили в состав древнего города. К сожалению, возможная территория расположения городских кварталов к середине XX века была включена в состав пригородов Еревана и интенсивно застраивалась, а поэтому плохо сохранилась для археологов. Вместе с этим исследователи отмечают, что в отличие от других урартских городов Закавказья (Тейшебаини, Аргиштихинили) крепость Эребуни не была предназначена для тесной интеграции с городскими постройками, что, вероятно, вызвано её изначальным военным предназначением.

Учёные полагают, что место расположения Эребуни было обусловлено исключительно военно-стратегическими соображениями: с холма Арин-Берд хорошо просматриваются как Араратская долина, так и большинство дорог, проходящих в регионе.

Устройство крепости

Крепость Эребуни имела треугольную форму и занимала вершину холма Арин-Берд высотой около 65 метров. При строительстве крепости верхушка холма была искусственно выровнена. Общая площадь цитадели составляла около 8 гектаров.

Фундамент крепости был сооружён из базальтовых глыб, сложенных на выровненную скалу, составляющую основу холма. Единственный подъезд к крепости располагался у её юго-восточной части, остальные склоны Арин-Берда слишком круты. Здесь и находились главные ворота крепости, в фундаменте которых в 1958 году была обнаружена надпись Аргишти I об основании Эребуни.


Внутренние помещения крепости

В крепости выделяется дворцовая часть, расположенная слева от главных ворот. Дворец Эребуни находился с юго-западной стороны крепости (с видом на гору Арарат) и, вероятно, регулярно использовался царями Урарту. На территории дворцовой части находился храм «Суси», перистильный дворик, хозяйственные помещения, которые включали две винные кладовые, заполненные карасами.

Справа от главных ворот находился внутренний двор крепости размером 14×17 метров и примыкающий к нему храм бога Халди. В состав храма входила колоннада и многоуровневое помещение башенного типа, напоминающий маленький зиккурат. В остальных секциях крепости располагались зернохранилища, другие хозяйственные помещения, а также жилища военного гарнизона, охранявшего крепость. Как и в других урартских городах, в Эребуни находились несколько винных кладовых, самая крупная из которых размером 13×38 метров вмещала 100 винных карасов. Общая ёмкость винных кладовых Эребуни составляла по разным оценкам от 750 до 1750 литров.

В Ахеменидский период храм «Суси» и храм бога Халди были перестроены в персидские сооружения: «Храм Огня» и «Ападану» соответственно, названные так археологами Эребуни за схожесть с одноименными персидскими постройками в Сузах и Персеполисе.


Архитектура крепости

Внешняя крепостная стена состояла из сложенного из базальтовых камней (иногда в качестве камней фундамента использовался также туф) цоколя высотой 2 метра и стены, сложенной из кирпича-сырца, высотой около 7 метров. Крепостная стена была усилена через каждые 8 метров контрфорсами пятиметровой ширины. В некоторых местах общая высота стен достигала 12 метров. Для скрепления камней и сырцового кирпича использовался глиняный раствор. Вокруг крепостных стен с внешней стороны была сделана отмостка, дополнительно укрепляющая фундамент и позволяющая охранникам делать обходы крепости.

Фундаменты стен у основания не имели расширения, как у более поздних урартских построек, например, в Тейшебаини. Кирпичи изготовлялись из глины с добавлением (для прочности) мелкорубленой соломы, аналогично другим урартским и месопотамским сооружениям. Кирпичная кладка тщательно перевязывалась, для этого использовались кирпичи двух размеров: прямоугольные 32,3×47,4×12,5 см и квадратные 47,4×47,4×12,5 см. Для кладки использовался глиняный раствор. Стены были оштукатурены глиной с примесью мелкорубленой соломы.

Пол в большинстве помещений устроен на скальной основе, выровненной стяжкой из глиняной массы толщиной 8—9 см. Поверх стяжки был уложен слой кирпичей, поверх которого во многих помещениях был уложен слой дерева, напоминающий современный паркет. Перекрытия главным образом были изготовлены из дерева, лишь в некоторых случаях были использованы арки из кирпичей.


Нижняя часть внутренних помещений крепости была также сложена вперемешку из базальтовых и туфовых камней, верхняя из сырцевого кирпича. Археологические раскопки позволили установить, что в качестве дверных балок использовался толстый деревянный брус, двери были деревянные и массивные толщиной 12 см, крыша состояла из деревянных балок переплетенных камышом.

Архитектура храмов

Архитектура храмов бога Халди и храма «Суси» в Эребуни отличается от архитектуры цитадели и по-своему примечательна.

Храм бога Халди

Храм бога Халди в Эребуни примечателен тем, что является самой крупной хотя бы частично сохранившейся урартской храмовой постройкой. Храм бога Халди был заложен Аргишти I, о чём свидетельствует обнаруженная в 1968 году частично сохранившаяся клинописная табличка.

Храм состоял из четырёх частей: подсобной комнаты 7,2 × 7,2 м, большого зала 7,2 × 37,0 м, квадратной башни с лестницей иперистильного П-образного двора. Пол большого зала в отличие от других помещений был выложен из деревянных дощечек, напоминающих паркет.

Перистильный двор храма — уникальное для урартской архитектуры сооружение, хотя типичное для архитектуры других древневосточных культур. Крышу двора поддерживали 12 колонн, под полом, вымощенным мелким булыжником, была обустроена система отвода сточных вод. Башня с лестницей отдаленно напоминала небольшой месопотамский зиккурат, весь храм был ориентирован по диагонали к сторонам света, что также согласуется с месопотамской традицией. Стены храма были расписаны настенными рисунками, преимущественно на голубом фоне.


В ахеменидский период половина храма богу Халди использовалась для хозяйственных нужд, а другая половина стала частью крупной ападаны.

Архитектура храма «Суси»

Храм «Суси» представляет собой прямоугольное помещение с внутренними размерами 5,05 × 8,08 м, внешними 10,00 × 13,45 м, площадью 40 кв. метров, и был очевидно предназначен лишь для небольшого числа посетителей.

Храм был расположен строго по диагоналям к сторонам света, что характерно для храмов Месопотамии. В глубине помещения размещался жертвенник. Освещался храм через верхнее отверстие, которое также использовалось для отвода дыма от жертвенного костра. Внутренние стены храма были украшены настенными росписями.

В храме был один дверной проём, по обеим сторонам которого остались клинописные надписи царя Аргишти I о закладке сооружения. Фундамент храма выполнен из более крупных и тщательнее вытесаных блоков, чем другие фундаменты Эребуни, что архитектурно сближает его с урартскими крепостями на северном берегу озера Ван. В связи с этим учёные предполагают, что храм возможно сооружался при помощи неурартского населения Эребуни (либо, более вероятно, при помощи переселенцев из страны Хати, либо при участии местного населения страны «Аза»). В ахеменидский период храм был также перестроен в персидский храм.


Монументальные росписи

По-видимому, благодаря тому, что урарты оставили Эребуни без боя, именно в этом городе лучше всего сохранились монументальные внутренние росписи стен, следы которых были обнаружены археологами почти во всех урартских городах. Первые росписи были обнаружены в первый год раскопок, в 1950 году, в храме бога Халди. После этого археологи, исследовавшие Эребуни, проделали большую работу по сохранению упавших кусков стен и штукатурки с фрагментами росписей и по их консервации.

Урартская технология окрашивания сохранила до наших дней яркую гамму красок настенных росписей. Уцелевшие оригинальные фрагменты росписей хранятся в музеях Армении, в основном в Историческом музее Армении. В музее «Эребуни», на развалинах самого Эребуни и в других музеях также выставлены многочисленные копии и реконструкции этих росписей.

Туристам

Все археологические работы в крепости Эребуни, расположенной на вершине холма, в настоящее время законсервированы. Многие объекты крепости, включая большие участки фундаментов стен, фундаментов храмов частично реставрированы. Отдельные элементы храма бога Халди и хозяйственных помещений крепости, где наилучшим образом сохранились участки кирпичной кладки, фрагментарно реставрированы и частично реконструированы, чтобы продемонстрировать посетителям принцип их устройства в урартское время.

У подножья северо-западной части холма в 1968 году открыт Музей «Эребуни», где собраны находки собственно из Эребуни и из соседнего Тейшебаини, при этом оригиналы некоторых наиболее ценных предметов материальной культуры из обоих городов заменены копиями, а сами предметы находятся в Историческом музее Армении или в его запасниках.


У противоположного склона холма, где в урартское время располагались городские постройки, в 2002 году возобновились археологические раскопки, финансируемые Фондом Сороса, в которых участвуют армянские и западные археологи.

Слово «Эребуни» популярно в современной Армении и часто используется в названиях коммерческих структур и торговых марок. Один из районов Еревана носит название «Эребуни», так же назван один из аэропортов Еревана.

Адрес:

Армения, Ереван, холм Арин-Берд

Часы работы:

вт-сб 11.00-17.00

Цена:

билет — 1000 драм, с экскурсией — 3500 драм.

Источник: wikiway.com

Erebuni yerevan

5-й класс, затасканный учебник истории с гнутыми углами и неприличной надписью ручкой на отступе 25-й страницы. Или купленная мамой иностранная детская энциклопедия на лоснящейся, приятно пахнущей бумаге в твёрдой обложке с колючими углами. Может чёрно-белые в учебнике, а может быть красочные.


оскошью, и тем ценнее становится тот факт, что на посостветском пространстве есть свой краешек Древнего Мира. Прямо в черте Еревана находятся важнейшие памятники древней державы Урарту, которую в советских учебниках истории прямо именовали "Первым государством на территории нашей страны". В прошлой части я показывал последнюю урартийскую столицу Тайшебаини, а сегодня, в завершение рассказа об армянской столице, поднимемся на Эребуни.

Эребуни находится весьма далеко от Кентрона (центра), на южных окраинах, в окружении невзрачных пыльных районов, и от ближайшего ориентира, — железнодорожного вокзала, — до городища ехать ещё 3-4 километра. Зато по карте не заблудишься — к подножью увенчанного урартийскими руинами холма Арин-Берд ведёт широченная улица Эребуни:

2.
Erebuni yerevan

На которой попадаются весьма внезапные сюжеты: Ленин — худший для Армении из советских вождей, который дружил с Ататюрком, поставлял ему оружие на армяно-турецкой войне и чуть ли не по доброте душевной одарил Карсом. Но может дело в том, что Ереван, как говорилось уже в прошлой части — это город заброшенных заводов, и на этих окраинах первично не сознание, а бытие:

3.


Erebuni yerevan

Вот и Арин-Берд, холм с жутковатым переводом Кровавая крепость. Воображение, конечно, само рисует башни из отрубленных голов и мрачного царя, пирующего среди пыток, но историком известно, что трагедий с этим холмом связано не было и даже урартийцы оставили Эребуни без боя. При этом городище Тайшебаини армяне называли Кармир-Блур, то есть Красный холм, так что скорее дело тут было в многочисленных осколках красноватой керамики и маках, по весне обильно расцветавших на покинутых руинах.

4.
Erebuni yerevan

Ехать в Эребуни удобнее всего троллейбусом (см. здесь) — тут у него конечная, а вот маршрутки по большей части сворачивают где-то на пол-пути. Справа, обратите внимание, "Берле" — редкая для постсоветская стран французская машина, в Ереван попавшая из Лиона. Ну а по обе стороны остановки — разбитый у подножья Арин-Берда парк Эребуни:

5.
Erebuni yerevan

Не менее интересна, чем история самой Урарту, история знаний о ней. 3000 лет назад мир был слишком велик и малолюден, цивилизации не всегда даже соприкасались друг с другом, и из современных ей держав Урарту была известна в первую очередь своему главному врагу — Ассирии. В войнах они истрепали друг друга, и к моменту падения Ассирии Урарту слишком ослабела, чтобы запомниться новым хозяевам Передней Азии — Вавилону, Мидии или Персии. Погибнув в 585 году до нашей эры, Урарту так и канула в небытие, и даже живший всего сотней лет позже Геродот не счёл её достойной уопминания. Разве что "горы Урарту", к которым причалил Ноев Ковчег, в переводах Библии стали "горой Арарат". Сохранившиеся на краю Османской империи урартийские памятники отождествлялись с Ассирией и лично царицей Семирамидой. Проверять упоминания о её посещении города Тушпа на озере Ван в 1829 году поехал французский археолог Фридрих Шульц (да, я в курсе, что имя немецкое), и хотя вскоре его зарезали курды, он успел установить, что город на Ванской скале построил кто угодно, но только не ассирийцы. Затем ассирийские клинописи, иногда дублированные на других языках, образовали в закромах европейских географических обществ достаточную критмассу, чтобы можно было дешифровать их язык. И начав читать клинописи Ассирии, европейцы вдруг узнали, что у неё был могучий враг в мрачных горах на севере: слово "Урарту" с ассирийского значило Высокая страна. Клинописи подсказывали и то, где искать её осколки, и вот к началу ХХ века Урарту стала одной из самых хорошо изученных древних цивилизаций. В 1920-30-х годах учёные смогли расшифровывать её язык, и узнать о древней стране натурально всё из её же клинописей. В том числе — два альтернативных имени. Наири — по племени куро-араксинской культуры, которое первым здесь освоило железо и покорило соседей, и самоназвания Байани, то есть Ванское царство. При этом именно царство дало название озеру, а не наоборот — наири называли его Арсене, а слово "ван", вошедшее во многие армянские топонимы — это попросту "место", "страна".

6.
Erebuni yerevan

А в утлой губернской Эривани в 1894 году антрополог Алексей Ивановский купил у местного жителя Папака Тер-Аветисяна, обломок камня с клинописью, который тот нашёл 15 годами ранее на холме Арин-Берд. Расшифровка клинописей показала, что на этом месте построил огромное зернохранилище царь Аргишти I. К тому времени наука уже знала, что при нём Урарту достигла расцвета и чуть не поставила на колени Ассирию, а это, что было ясно, примерно как сейчас США пошатнуть. Само собой, где попало такой царь строить стратегические объекты не стал бы, и в 1947 года работавшая на Кармир-Блуре экспедиция Бориса Пиотровского переключилась на Арин-Берд. К 1958 году на его вершине была найдена отлично сохранившаяся за 2500 лет крепость со множеством артефактов и клинописей. Находки не оставляли сомнений, что это — упоминавшийся во многих других урартийских надписях Эребуни, центр колонизации страны Аза, покорённой царём Аргишти I в 782 году до нашей эры. Дальше так и представляю диалог с чиновниками ереванского горкома:
-То есть, археолог-джан, в 1982 году 2750-летие Еревана будет?
-Почему в 1982-м? Года же до нашей эры на убыль шли…
-Так, так, так, археолог-джан! 1968-й год… То есть до 2750-летия Еревана осталось 10 лет?! Вай! Срочно, зови машинистку! У нас каждая секунда на счету!
Что Ереван старше Рима, конечно и так знал любой армянин — ведь очевидно же, что город основал Ной, лишь сойдя с Ковчега. И вдруг археологи раскопали вполне материалистическую дату, и она, чёрт возьми, действительно на 33 года опережает основание Рима! Вдобавок, Ереван и Эребуни — названия явно созвучные и скорее всего действительно связанные, ну а то, что из этих 2700 лет от 1000 до 2000 приходится на разрывы, когда по холмам Еревана лишь ветер гулял да чабаны хоронились за камнями, прислушиваясь с грохоту кочевничьих копыт, — это уже детали. История собственно Еревана прослеживается лишь с 16 века, когда он стал крепостью в тюркском ханстве, а между Эребуни и Ираваном в черте нынешнего города возникали и разрушались какие-то ещё города вроде показанного в позапрошлой части Авана.
В общем, учёные не любят, когда основание Эребуни считают основанием Еревана. Но официально городу в 2018 году исполнилось 2800 лет, а 50 годами ранее Арин-Берд был оборудован для посещения, и у подножья его выстроен музей:

7.
Erebuni yerevan

Что же до самой Урарту, то она выросла из куро-араксинских племён, живших в дальней периферии Двуречья и уже умевших строить большие укреплённые селения с ирригационными каналами, как показанный в прошлой части Шенгавит. Эти же племена стали данниками и поставщиками рабов в Ассирию — первую в мире империю, преуспевшую в производстве железа и таким образом переживую "бронзовый коллапс". Последний ещё называют "первыми тёмными веками": Урарту и Ассирия хоть и Древний Мир, а всё же не из первой волны цивилизаций, как Египет или Шумер. Со временем ковать железо научилось и племя наири, жившее на Ревандузе близ озера Урмия, и вскоре наирийцы построили свою империю, главным козырем которой стали не грозные армии, как у Ассирии, а неприступные крепости, в искусстве строительства которых с урартийцами не мог сравниться ни один народ. Первые упоминания Высокой страны в ассирийских хрониках известны 3200 лет назад, но судя по тому, что ассирийцы в них хвастаются своими успехами в победах над беззащитным врагом, о мощном государстве там говорить не приходится. В 844 году, однако, ассирийцы встретили на озере Ван мощную крепость, которую не смогли взять, и сидящего в ней царя Сардури I, с которым пришлось считаться. Его сын Ишпуини и внук Менуа порядком расширили границы государства и своими крепостями перекрыли ассирийцам кислород, то есть торговые пути через Малую Азию.

8.
Erebuni yerevan

Следующий царь Аргишти I в 786-64 годах выиграл долгую войну с Ассирией и начал расширять свои владения на север, покорив в том числе Аза — нынешнюю Айраратскую долину, благодаря мощной ирригации превратившуюся для Ванского царство в крепкий тыл. Учитывая, что суффиксом места в урартском языке (вместе с хурритскими языками слагавшим ныне вымершую семью) было -ини, некоторые усматривают в слове "Эребуни" — "страну ариев". Сама же Урарту была типично почвеннической страной: позаимствовав у Ассирии клинопись, наири писали ей на своём языке, а переняв религию, во главе пантеона (где отличались имена богов, но совпадали сущности и символы) поставили Халди — демиурга и покровителя, которому, видимо, наири молились ещё до своего возвышения. Культ Халди имел для Высокой страны огромное значение, цари короновались в его священном городе Мусасире, а когда ассирийцы сумели разрушить этот город, царь Руса I покончил с собой. Гегемония Урарту была недолгой, меньше века, и уже в 730-20-х ассирийские цари Тиглатпаласар III и Саргон II совершали опустошительные вторжения в Ванское царство. Но и на Ассирию всё сильнее напирали с другой стороны, да и внутренние распри терзали империю, и в 7 веке до нашей эры между Страной Железа и Страной Камня установилось шаткое равновесие, фактически, как сказали бы сейчас — раздел сфер влияния. Повторить успех Менуа, строительством крепостей заложившего фундамент для завоеваний, пытался Руса II, но на Земле просто сменились времена, и всё новые страны овладевали секретом железа. В 605 году Ассирия была низвергнута Вавилоном, а Урарту за считанные дисятилетия разорвали Мидия с юга и кочевники с севера. Что интересно, в Айраратскую долину никогда не входили армии древних цивилизаций, но именно скифы или киммерийцы сожгли Тайшебаини — последний наирийский оплот.

9.
Erebuni yerevan

Музей в Эребуни, честно сказать, по размеру и подробности дай бог 10% от Ванского музея в Турции, но до него мы ещё когда доедем? А в наших краях всё же здесь лучшая экспозиция, которую, в отличие от Исторического музея на площади Республики, ещё и фотографировать не запрещено. Витрины рассказывают об отдельных гранях жизни Урарту периода её расцвета. Например, от жителей Двуречья урартийцы здорово научились обращаться с водой, строить хоть плотины и каналы для сельхозугодий, хоть водопроводы для городов. Эребуни получал воду из реки Азат близ Гарни, а в его дворцы и храмы она подавалась вот такими каменными трубами до метра длиной и до 40см в диаметре. В орошённых полях урартийцы растили пшеницу, ячмень, просо, нут, чечевицу, коноплю и кунжут, служивший основным источником масла. Для их обработки здесь использовали ступы с пестами и квадратные либо овальные жернова. Ещё урартийцы любили грецкие орехи, сливы, абрикосы, арбузы, но в первую очередь виноград, и многие выведенные ими сорта существуют поныне — например, воскеат или мсхали. Здесь пили вино и хранили его в огромных подземных кувшинах — карасах; известны даже урартийские меры объёма — акарка (240 литров) и теруси (1/9 акарки). Кроме того, помимо виноградного вина здесь делали ещё и "овсяное вино", как обозвал его Ксенофонт в своём "Анабазисе" — по-нашему говоря, пиво, только крепкое, как потрвейн.

10.
Erebuni yerevan

От земледелия не отставало скотоводство: урартийцы держали коров, коз, свиней и баранов, но особенно, конечно же, ценили лошадей, одним из главных центров разведения которых стали берега Севана. Ездить верхом для наири явно было не правом, а обязанностью, и в одной из клинописей сообщается, что лично царь Менуа поставил рекорд, прыгнув на коне на по клички Орёл (Арциби) на 22 кангуна (почти 12 метров). Кони были важным активом в тогдашних войнах, а на вооружении Урарту стояли даже ультрасовременные по тем временам колесничники. Для древнего мира Байани имела мощнейшую металлургию — собственно, я давно твержу, что вплоть до середины ХХ века мощь страны определялась в первую очередь производством железа. Саргон II в своём походе на Урарту взял трофеями 25 тыс. щитов, 305 тыс. (!) мечей, а ещё 105 тонн бронзы, 10 тонн серебра и 2 тонны золота, в том числе — в виде многочисленных статуй царей и богов из Мусасирского храма. От кузнецов и ювелиров не отставали гончары и ткачи. Строили в Урарту в основном из сырцового кирпича или самана с деревянными каркасами, но — на мощных фундаментах из туфа или базальта. А вот идолы с каменными головами — не наири наследие, а покорённых народов, живших в земле Аза до них.

11.
Erebuni yerevan

Урартийцы, как уже говорилось, молились своими богам, фанатично поклоняясь демиургу и покровителю Халди. Собственно, потому и сыграло взятие ассирийцами священного Мусасира такую фатальную роль: раз Халди позволил осквернить свой храм — значит, он проиграл поединок своему ассирийскому коллеге Ашуру, и можно ли верить в него теперь?! Правители, конечно, быстро выкрутились, сочтя, что зря мы молились Халди, важнее Тайшеба — бог грома и войны, сочетавший черты ассирийского Адада и хурритского Ташуба. Завершал верхнюю тройку пантеона бог солнца Шивини, аналог Шамаша и видимо какой-то дальний родич Шивы. Всего в пантеоне Урарту было 70 богов и богинь, каждому из которых приносилось строго регламентированное жертвоприношение — чаще всего 1 бык и 2 овцы или большее количество в той же пропорции: например, 17 быков и 34 овцы для Халди. Хотя например бог Артухарасау требовал 2 быков и 34 овцы — более ничего о нём неизвестно, но можно предположить, что он был покровителем скота, пастухов и пастбищ.

11а.
Erebuni yerevan

Конечно же, в крупной империи не могло не быть развитого искусства, в первую очередь скульптур и фресок. Немалая часть была перевезена из оставленного без боя Эребуни в Тайшебаини, а тысячелетиями позже возвращена сюда уже в музей. Но фрески явно туда-сюда не возили:

12.
Erebuni yerevan

В целом, понять пространство и время Урарту мне помогла вот эта вещица — древнеегипетский амулет:

12а.
Erebuni yerevan

Ну а вот эти вещи — тоже с Эребуни, но принадлежат культуре Персии времён династии Ахеменидов, которую позже сокрушит Македонский. Оставленный без боя, в ходе организованной эвакуации, Эребуни избежал разорения. Он пережил Урарту на несколько веков, успев стать дальней периферией Ирана, а окончательно опустел в 4-5 веках до нашей эры, когда ещё даже Ервандиды не провозгласили своё Араратское царство.

13.
Erebuni yerevan

В архаичного вида музейном атриуме — небольшой лапидарий:

14.
Erebuni yerevan

Где с клинописями соседствуют хачкары и армянские надписи. Наири от своего народа были страшно далеки, их язык и письменность не были понятны покорённым племенам, а племён этих было много — империя покорила мелкие царства с названиями вроде Арме, Ишкува или Шубрия. Известно, что строить Эребуни царь Аргишти I переселил мушков из страны Хати в районе нынешней турецкой Малатьи, которые уже тогда считались лучшими в мире каменщиками. Не знаю, с этим ли было связано то, что их язык со временем стал для урартийских низов "лингва-франка", а в конце концов и просто родным языком. Как вы уже поняли, от него произошёл армянский.

15.
Erebuni yerevan

За музеем же встречают плиты с клинописями — как я понимаю, реплики клинописей из Ирана и Турции. Клинописи начинались с оттисков и зарубок, но в конце концов образовали полноценный слоговый алфавит из 50 "букв" — устоявшихся комбинаций.

16.
Erebuni yerevan

За музеем начинается подъём на городище:

17.
Erebuni yerevan

17а.
Erebuni yerevan

Эребуни в стране Аза был в чистом виде колониальной крепостью — в отличие от Тайшебаини, он стоял практически изолировано от небольшого поселения у подножья, и жили здесь не столько местные туземцы, сколько наирийские воины и мушкские мастера, также обслуживавшие крепость. Для хозяйства и торговли Аргишти I в 776 году до нашей эры заложил в прямой видимости Эребуни ещё один город Аргиштихинили — нынешний Армавир, ну а Руса II выстроил Тайшебаини между ними, видимо просто чтобы как-то скрепить всю эту систему. Вот так примерно, не считая деревянно-соломенных крыш, мог выглядеть Эребуни в годы своего расцвета:

18.
Erebuni yerevan

На другом макете реконструированы лишь 4 его важнейших здания — слева направо пост стражи у ворот, крупнейший во всей Урарту храм Халди, торжественный Колонный зал и собственно дворец с Сузским храмом (чаще храм Суси), прозванным так за сходство с аналогом в иранских Сузах.

19.
Erebuni yerevan

То же самое — на плане, и подъём от музея выводит примерно к грифону в правом верхнем углу. Обратите внимание на самую верхнюю надпись — урартийская с армянским и английским дубляжом:

20.
Erebuni yerevan

Чтобы попасть от лестницы из музея к главному входу, нужно обойти практически всё городище. Длина каждой стороны его треугольника — около 200 метров:

21.
Erebuni yerevan

Это фундаменты, над которыми на 10-12 метров поднимались собственно стены из сырцового кирпича. С упадком Эребуни он просто оплыл, и каменный город сохранился в этой глине, словно муха в янтаре. Странные "рёбра" наверху — остатки уже других зданий:

22.
Erebuni yerevan

Есть в этом всём что-то очень армянское. Не вникая в древнюю лингвистику и антропологию, Урарту действительно очень легко принять за древнеармянское царство:

23.
Erebuni yerevan

Главные ворота со стороны самого пологого склона отмечает реплика сторожевого поста, служившего, видимо, и лобным местом для жителей окрестных деревень. Нанесённые советскими реставраторами фрески уже успели обветшать, придав всему этому странное чувство подлинности. Теперь вместо охраны на посту сидят красивые девушки с приятными лицами, и за отдельную плату поют туристам традиционные армянские духовные песни (см. здесь):

24.
Erebuni yerevan

За постом — и главный вход. Обратите внимание, что стены имели двойную линию, шириной 3,5 и 2,1 метра соответственно:

25.
Erebuni yerevan

На входе висит и "паспорт Еревана", как называют здесь в инфостенде клинопись царя Аргишти I. Она гласит: "Бога Халди величием, Аргишти, сын Мену, эту крепость построил, дал ей имя Эребуни для могущества страны Байани и для устрашения враждебных стран. Аргишти говорит: землея была пустынна, и затеял я здесь великое дело. Бога Халди величием, Аргишти, сын Менуа, царь могущественный, царь страны Байани, правитель города Тушпа".

25а.
Erebuni yerevan

Справа от входа, на фоне района Нор-Норк, который я показывал в позапрошлой части, лежит Большой Колонный зал — некогда официальное место приёмов и празднеств. Когда-то у него были стены с роскошными фресками, сюжетами процветания Урарту в рамках из символических узоров и орнаментов:

26.
Erebuni yerevan

Теперь остались только основания 5 колонн с одинаковыми надписями "Аргишти, сын Менуа, построил этот дом"… 2800 лет назад.

26а.
Erebuni yerevan

При персах фрески облупились, а крыша обветшала, и Большой Колонный зал стал хранилищем карасов. Роль же зала приёмов принял стоявший с другой стороны от входа храм Халди:

27.
Erebuni yerevan

Крупнейший из сохранившихся (в смысле, хотя бы в такой степени сохранившихся) от Урарту, он состоял из зиккурата (от него остался оплывший глиняный фундамент), пары подсобных комнат (каждая 7,2 на 7,2 метров) и П-образного зала-двора (7,2 на 37 метров) с крышей на 12 колоннах. Ахемениды перестроили его в Ападану — так называют гигантский колонный зал их дворца в Персеполе, и это, уже с 30 колоннами, была его уменьшенная версия. На заднем плане — стена дворца и реплика характерных для урартийских домов порталов:

28.
Erebuni yerevan

Во дворце находился второй храм Суси, то есть Сузский. Совсем маленький (5 на 8 метров внутри, 10 на 13,5 снаружи), он предназначался, видимо, лично для наместника и его приближённых или навещавшего долину Аза царя. В идентичных клинописях на его воротах (одна из них, на заглавном кадре — подлинная, а другая — копия) сказано: "Богу Иварша этот храм Аргишти, сын Менуа, построил. Аргишти говорит: земля была в этом месте пустынной, ничего на ней не было построено. Аргишти, сын Менуа, царь могущественный, царь страны Байани, правитель города Тушпа". Кто такой бог Иварша — до сих пор неизвестно, во всей Урарту это его единственное упоминание, и одни считают Иварша духом Айраратской долины, а другие — божеством мушков, которые строили крепость.

29.
Erebuni yerevan

Персы сделали храм Суси частью своего зороастрийского храма, к которому относятся руины перед входом. Как видите, в отличие от заброшенного Тайшебаини здесь активно работают археологи:

30.
Erebuni yerevan

Храм окружали другие дворцовые помещения, дворы и покои, многие из которых так же были расписаны фресками:

31.
Erebuni yerevan

А эти помещения окружают в свою очередь казармы гарнизона и стражи да хранилища зерна, вина и пива, в урартийских крепостях традиционно огромные — до сотен тонн каждое.

32.
Erebuni yerevan

Реплики домов, крыш, кладки, порталов, штукатурки… правда, они ещё и пол имели из деревянных дощечек наподобие паркета

33.
Erebuni yerevan

А над руинами — седой Масис, как называют Арарат армяне:

34.
Erebuni yerevan

И виды на долину, по которой расползся теперь Ереван, впечатляют:

35.
Erebuni yerevan

Прежде мы любовались уже городом с Парка Победы, Цицернакаберда и Тайшебаини, ну а теперь полюбуемся с Эребуни. Каждый следующий вид — правее предыдущего, и слева панораму открывает стоящий под Араратом район Эребуни:

36.
Erebuni yerevan

Правее Арарата — Ереванская ТЭЦ (1963, 550 МВт) с низкими сейсмостойкими трубами и высокими, как и положено в жаркой стране, градирнями. Где-то на заднем плане — турецкий Игдир и перевал от него к Баязету.

37.
Erebuni yerevan

Завод искусственного каучука "Наирит" (1933-36) — пожалуй, самая огромная заброшенная промзона (2 на 1 километр) во всём бывшем СССР:

38.
Erebuni yerevan

А какова одна лишь высота этих сооружений! Подробнее о судьбе "Наирита" я рассказывал в прошлой части:

39.
Erebuni yerevan

Гораздо дальше, в 30 с лишним километров отсюда, видна Армянская АЭС (1977, 401 МВт) — натурально, третья доминанта Айраратской долины после Арарата и Арагаца. Для Армении же она, пущенная в 1996 году после "чернобыльско-спитакского" закрытия, натурально стала воплощением Халди, основой безопасности страны. Перед АЭС просматривается Вагаршапат (Эчмиадзин) — место главных святынь уже не древних язычников, а Армянской апостольской церкви:

40.
Erebuni yerevan

Шпиль вокзала, куда ж без него — натурально, это самое заметное здание во всём Ереване!

41.
Erebuni yerevan

Далёкий Цицернакаберд, на вершине которого видны СКК им. Демирчяна (1983-87) и обелиск мемориала (1965) жертвам геноцида армян. Левее можно разглядеть красные корпуса коньячного завода "Арарат", микрорайон на месте Ираванской крепости и справа оранжевый куб посольства России:

42.
Erebuni yerevan

Кентрон же, как и Каскад с торчащей верхушкой Монумента, скрыты склоном холма, облепленным трущобами старинного Саритакха. Выше по склону — Ереванская телебашня (1974-77, 312м или 1170 над уровнем моря), а вдали потухший вулкана Араилер (2576м). На этом и закончу рассказ о Ереване — городе, где я провёл 3 недели и проникся колоритом, но так его и не полюбил. Армения всё же из тех стран, как Иран или Киргизия, где худшее место — столица, и куда больше понравилось мне путешествовать по её глубинке.

43.
Erebuni yerevan

Окрестности Еревана я в основном уже показал, кроме Арагацотнской области. Но сейчас мне хочется спокойного Севера — поэтому в ближайшую неделю-две, возможно, из Армении и Азербайджана перенесёмся в Карелию и Ленобласть.

АРМЕНИЯ-2019
Обзор поездки и ОГЛАВЛЕНИЕ.
Арарат. Виды и подножья (Армения, Турция).
Армения. Церковь и зодчество.
Армения. Народы Армении.
Армения. Исторические области и народы.
Армения. Транспорт.
Армения. Кухня и современная этнография.
Армения. Становление и реалии.
Армения/Азербайджан. Вражда и люди.
Айрарат (марзы Айрарат, Армавир, Арагацотн, Котайк)
Ереван. Парк Ахтанак и городской пейзаж.
Ереван. Вокзалы и особенности.
Ереван. Метро и наземный транспорт.
Ереван. Каскад и Северный проспект.
Ереван. Площадь Республики и бывшая крепость.
Ереван. Кентрон. Осколки Эривани.
Ереван. Кентрон. Разное.
Ереван. Бульварное кольцо.
Ереван. Раздан.
Ереван. Нор-Норк, Канакер и Аван.
Ереван. Ераблур, Шенгавит, Тайшебаини.
Ереван. Эребуни.
Вагаршапат. Эчмиадзин
Вагаршапат. Разное и окрестности (Звартноц).
Сардарапат.
Хор-Вирап, Армавир, Мецамор.
Акналич, Димитров. Езиды и ассирийцы.
Сардарапат. Этнографический музей Армении.
Гарни.
Гегард.
Аштарак
Ошакан и Амберд
Сагмосаванк и Ованаванк
Талин, Аруч, Даштадем.
Гюмри — см. отдельно.
Гугарк — см. отдельно.
Сюник — см. отдельно.

Источник: varandej.livejournal.com

Где находится крепость Эребуни

Крепость Эребуни – это то место, с которого началась история города Ереван 2800 лет назад. Оно находится на краю современного Еревана.

Крепость располагалась на холме, где сейчас можно увидеть остатки древних зданий – в основном все они восстановленные, то есть новодел, но все же довольно показательно и интересно.

У подножия холма построено небольшое здание музея. С холма открываются красивейшие виды на армянское нагорье и на город Ереван.

Музей Эребуни — время на осмотр, стоимость билета, адрес, режим работы

Музей небольшой, но представление о тех древних временах дает и при этом не утомляет. На осмотр музея и крепости у нас ушло около 1,5 часов.

Стоимость билета включает посещение музея и руин крепости и составляет 1000 драм (130 рублей).

Фотографировать здесь можно на всей территории, стоимость фотосъемки дополнительно 1000 драм. Это едва ли не единственный музей в Армении, где хоть и за деньги, но можно фотографировать.

Возможно, что это связано с тем, что большинство экспонатов музея Эребуни – это копии, а оригиналы хранятся в музее истории Грузии. Разрешена только любительская съемка без вспышки.

Также примечательно, что в музее Эребуни стенды и подписи к экспонатам сделаны кроме армянского и английских языков, еще и на русском, в музее истории Армении русского языка нет.

Адрес музея: ул. Эребуни, 38.

Время работы: музей Эребуни открыт с 10:30 до 16:30 все дни, кроме понедельника и национальных праздников. Уточнить время работы или стоимость можно на сайте музея, он сделан на армянском и английском языках.

На площади перед музеем стоит очаровательный памятник жителю Урарты, вход на лестницы украшают 2 прекрасные статуи крылатых существ, примечателен также и вход в сам музей.

Он оформлен завораживающим барельефом. Благодаря этому, уже на подходе к Эребуни начинаешь пропитываться особой атмосферой древности.

Erebuni yerevan

Памятник на площади перед музеем

Erebuni yerevan

Крылатое существо перед входом в музей

Erebuni yerevan

Еще одна птица у лестницы к музею

Erebuni yerevan

Барельеф над входом в музей, из «третьего глаза» выглядывает женское личико

Мы были в музее Эребуни в субботу около 12 часов дня единственными посетителями музея, и по холму и раскопкам тоже ходили в полном одиночестве, что конечно было классно и дало возможность почувствовать место и его силу.

И когда мы уже уходили, видели, что в музей пришло еще 3 человека. Туристов в Ереване вообще мало, а этот музей находится вдали от центра. Несмотря на это, Эребуни стоит того, чтобы его посетить, так как является истоком истории города.

Erebuni yerevan

Восстановленное строение с колоннами

Erebuni yerevan

Фрагмент росписи стен

Как добраться до музея Эребуни

Нам не удалось выяснить откуда и на каком общественном транспорте можно добраться до улицы Эребуни, но так как мы жили всего в 3-х километрах от этого места, то добрались туда пешком. Поэтому могу лишь посоветовать доехать до музея Эребуни на такси, а обратно в центр города уже совсем просто будет уехать на троллейбусе или маршрутках.

Остановка общественного транспорта находится через дорогу прямо напротив музея Эребуни и у водителя можно уточнить куда идет конкретный маршрут. Стоимость проезда на любом виде общественного транспорта в Ереване 100 драм. Мы на первой же маршрутке, не простояв на остановке и 2-х минут уехали в центр города.

Панорамы от крепости Эребуни, что взять с собой при посещении

Как я уже сказала, с холма открываются чудеснейшие панорамы на город и горы, подъем на холм осуществляется по удобной лестнице.

Единственное, что может помешать получить удовольствие на Эребуни — это жара, летом на холме может довольно сильно палить солнце, сильнее, чем в городе.

Поэтому удобная обувь, головной убор и вода могут сделать эту экскурсию более комфортной. Воду нужно купить заранее, в музее или его окрестностях магазинов нет.

Erebuni yerevan

Вид на армянское нагорье с холма крепости

Erebuni yerevan

Вид на горы и город с Эребуни

Вид на Ереван с крепости Эребуни

Панорамы армянского нагорья там просто шикарны, а яркие цветочки среди камней радуют глаз, хотелось сесть и смотреть на все это, замереть, растворившись в красоте природы.

Еще на территории Эребуни разлита такая интересная энергетика, тело вытягивается вверх, подбородок поднимается, возникает такое гордое состояние внутреннего достоинства, можно сказать, что Эребуни ерепенит изнутри. 🙂

Erebuni yerevan

Цветочки на руинах Эребуни

Erebuni yerevan

Кусочки черного обсидиана в бетонной кладке крепости

Царство Урарту и центр в Эребуни — от возникновения до упадка

Царство Урарту или по-другому Ванское царство, вследствие того, что оно было сформировано в районе озера Ван, располагалось на территории Армянского нагорья – современной Армении, восточной Турции, северо-западного Ирана и части Азербайджана.

Существование Урарту отсчитывают от 13 века до нашей эры. В 9 веке до нашей эры царство достигло своего расцвета. В 782 году до н.э. с целью укрепления царства была возведена крепость Эребуни, как одна из крепостей вдоль северной границы.

Эребуни стала административным, экономическим и военным центром. Закат существования Урарту произошел примерно в середине 6 века до н.э. из-за бунтов внутри царства, а также вследствие нападения скифских кочевников и маров.

После распада Урарту крепость Эребуни оказалась под владычеством державы Ахеменидов, а далее ее сменяли другие государства. Власть множество раз сменялась, но город никогда полностью не запустевал и просуществовал до нынешних дней – сегодня это столица Армении.

Erebuni yerevan

Черно-белая фотография Эребуни 1968 года

Холм, на котором находится Эребуни называется Арин-Берд (Arin Berd), кажется, что они сделали ошибку в английском слове Bird, так как тогда название холма означало бы – птица Арин, ведь еще на подступах к музею мы видим двух чудесных существ с крыльями, а потом и на всех музейных стендах.

Erebuni yerevan

Символ Эребуни на музейной этикетке, то же крылатое существо, что встречает при входе

Происхождение названия Ереван и «паспорт» Еревана

Само название Еревана произошло от слова Эребуни. У историков, конечно, есть споры на этот счет, но как по мне, так слово Эребуни совершенно легко могло морфировать в Ереван, Эребуни – Эревани.

Археологические раскопки на холме были начаты в 1950 году, тогда же была найдена клинописная запись, повествующая об основании города-крепости Эребуни урартским царем Аргишти I, так сказать «паспорт» Еревана. Примеры Урартской клинописи можно увидеть и в музее, и на руинах.

Erebuni yerevan

Клинопись на руинах

Артефакты урартского и ахеменидского периодов

Кроме клинописи в музее есть другие многочисленные артефакты урартского и ахеменидского периодов – посуда, керамика, украшения, шлемы, наконечники стрел, щиты, серебряные монеты, фрески, статуэтки божеств.

Erebuni yerevan

Дворец и храмы Эребуни богато украшали фресками, это фрагмент одной из них

Erebuni yerevan

Изображение монет

Erebuni yerevan

Серебряный кубок с всадником, 5 век до н.э.

Erebuni yerevan

Искусство хождения по головам

Erebuni yerevan

Бронзовая статуэтка бога Тейшеба, 7 век до н.э.

Каменный водопровод в Эребуни

Впечатлил каменный водопровод, который был протянут от родников к городу под землей на протяжении несколько километров, даже трудно представить сколько труда стоило производство такого водопровода.

Он представляет собой выточенные из каменных глыб круглые отрезки по типу труб с круглым отверстием приличного диаметра, которые по-видимому плотно подгонялись друг к другу, чтобы при закапывании под землю внутрь водопровода ничего не попадало и из него ничего не вытекало.

Армянский колорит

Ну и немного армянского колорита. В музее возле больших каменных валунов с клинописными надписями работница музея сказала нам: «Это копии, оригиналы находятся на территории Турции. Мы землю то свою скоро вернем, но что оставят нам турки из этих памятников неизвестно, скорее всего ничего, поэтому мы их там тайком фотографируем и здесь у себя делаем копии.»

Откуда такая уверенность, что Армения вернет себе потерянные когда-то земли, нам осталось не понятным. Но видимо они живут такими надеждами.

Erebuni yerevan

Клинопись в музее

И еще впечатлила подпись в нижней части всех информационных стендов на территории крепости. Надо отметить, что такую надпись мы видели на стендах возле абсолютно всех достопримечательностей в Армении, которые посетили:

«Данная публикация подготовлена при поддержке Европейского Союза и американского народа, осуществленной через Агентство по международному развитию США. Ответственность за содержание публикации несут авторы, и она не отражает точку зрения ЕС и США.»

Видимо без американского народа описаний к своим достопримечательностям сами армяне напечатать не могут. И похоже, что с тех пор американский народ оставил армян на произвол судьбы, так как многие из существующих стендов давно не приводились в порядок и имеют крайне выцветший и потрескавшийся вид. 🙂

Erebuni yerevan

Фрагмент информационного стенда

Erebuni yerevan

С холма Арин-Берд город как на ладони

Источник: horoshiy-otzyv.ru

  • Услуги консьержа
  • Ежедневная уборка номера
  • Круглосуточная стойка регистрации
  • Трансфер (за дополнительную плату)
  • Прачечная
    ОПЛАЧИВАЕТСЯ ОТДЕЛЬНО
  • Лифт
  • Номера для некурящих
  • Индивидуальная регистрация заезда/отъезда
  • Пресс для брюк
    ОПЛАЧИВАЕТСЯ ОТДЕЛЬНО
  • Трансфер от/до аэропорта
  • Камера хранения багажа
  • Экскурсионное бюро
  • Услуги по глажению одежды
    ОПЛАЧИВАЕТСЯ ОТДЕЛЬНО
  • Семейные номера
  • Ускоренная регистрация заезда/отъезда
    ОПЛАЧИВАЕТСЯ ОТДЕЛЬНО
  • Чистка обуви
  • Факс/ксерокопирование

Источник: 101Hotels.com


Categories: Вопросы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.