Во многих источниках о городе Беэр-Шева (Израиль) встречаются достаточно противоречивые и неоднозначные отзывы. Кто-то пишет, что это знойный провинциальный городок, расположенный в пустынной местности, а кто-то рассказывает, что это стремительно развивающийся населенный пункт. Чтобы составить собственное мнение про Беэр-Шеву, сюда нужно приехать и прогуляться по городу.

Город Беэр-Шева

Фото: Беэр-Шева, Израиль

Общие сведения про город Беэр-Шева в Израиле

Колодец Авраама
«Колодец клятвы»

Беэр-Шева — город с историей более 3,5 тысячелетий. В этом месте Авраам вырыл колодец, чтобы напоить стада, здесь же заключил соглашение с царем и пожертвовал семью овцами. Именно поэтому название города в переводе означает «Колодец семи» или «Колодец клятвы».


Расположена столица Негева рядом с южной границей Иудеи Расстояние до Иерусалима — немного больше 80 км, до Тель-Авива — 114 км. Площадь — 117,5 кв.км. Беэр-Шева — крупнейший город на юге Израиля и четвертый по величине в стране. Населенный пункт многократно упоминается в Библии, хотя современный облик город принял только в 1900 году. Заблуждаются туристы, которые полагают, что здесь нет ничего интересного кроме пустыни. Поездка в Беэр-Шеву кардинально изменит ваше впечатление об этом израильском городе, который внешне напоминает американские мегаполисы.

Интересный факт! Город Беэр-Шева в Израиле — единственный на Ближнем Востоке населенный пункт, где площадь назвали в честь создателя Турции — Мустафы Кемаля Ататюрка.

Площадь Мустафы Кемаля Ататюрка, Беэр-Шева
Площадь Мустафы Кемаля Ататюрка

Современный населенный пункт основан в 1900 году. Беэр-Шева — название старинного поселения, которого располагалось ранее на месте города. За три года здесь построили 38 домов, а население составляло 300 человек. Строительство продолжалось — появилась мечеть, дом наместника, в Беэ-Шеву проложили железную дорогу, связывавшую город с Иерусалимом. Таким образом, уже в начале 20 века на карте Израиля появился крупный промышленный центр. На сегодняшний день здесь проживает около 205 тысяч человек.

Температура воздуха в Беэр-Шева

Погода в Беэр-Шева характерная для степной зоны — летом тут жарко, дождей не бывает. Осадки бывают только зимой, больше всего их выпадает в январе. По ночам бывают песчаные бури, а утром — туманы. Летом температура воздуха поднимается до +33°C (ночью +18°C), а зимой снижается до +19°C (ночью — +8°C). Из-за низкой влажности воздуха жара переносится легче, чем в прибрежных городах.

Исторический экскурс

Раньше на месте Беэр-Шева располагался достаточно крупный торговый и религиозный центр Ханаана, В разные годы поселением управляли римляне, византийцы, турки и британцы. К сожалению, новая власть безжалостно уничтожала все следы пребывания в городе предшественников. Именно поэтому история Беэр-Шевы в Израиле  осталась преимущественно на страницах учебников по истории.


Турецкий мост

В 19 столетии после разрушений, которые принесли за собой арабы, на месте поселения остались лишь руины и выжженная пустыня. Османцы возродили город, при этом план предполагал четкую структуру шахматной доски — проспекты и улицы располагались строго перпендикулярно. В период правления Османской империи на городе появились важные религиозные и социальные объекты: железная дорога, мечеть, школы, дом наместника. Однако ускоренные темпы строительства не помешали англичанам атаковать город, выбить турок с его территории. Произошло это в 1917 году.

Современный Беэр-Шева — это светлый, просторный, зеленый город, который местные жители называют университетским, поскольку тут расположен университет имени Бен-Гуриона. Внешним обликом населенный пункт отличается от типичных израильских поселений — вы не найдете типичных для Израиля мостовых, но в старинных кварталах много достойных ресторанов.

Университет имени Давида Бен-Гуриона
Университет имени Бен-Гуриона

Интересный факт! В Беэр-Шева построен второй по площади госпиталь Сорока, а историческая часть города вместе с национальным парком внесены в перечень объектов Всемирного наследия.

Достопримечательности Беэр-Шевы

Многовековая история израильского поселения оставила богатое культурное и религиозное наследие и, конечно, много достопримечательностей. Тем не менее, сегодня Беэр-Шева претендует на статус высокотехнологического населенного пункта.

Международный центр посетителей Колодец Авраама

Путешественникам доставляет удовольствие гулять по старинным кварталам, гости обязательно заглядывают на улицу Дерех Хеврон, где сохранился библейский источник. Неподалеку есть музей «Колодец Авраама», тут посредством компьютерных технологий, анимации демонстрируют развитие Беэр-Шевы. Больше всего достопримечательностей сосредоточено именно в исторических кварталах. Дети с удовольствием посещают тематический музей, здесь знакомят с историей развития железнодорожного сообщения, а также городской зоопарк. Уже больше века городское население приходит на бедуинский базар, здесь представлены экзотические товары — ковры, медные изделия, восточные сладости, специи, кальяны.


Одна из улиц Беэр-Шевы

В Беэр-Шеве много зеленых насаждений. В промышленной парковой зоне находится ткацкая фабрика. В 5 км от города расположен национальный парк, где сохранились руины древнего поселения, датируемые 11 веком до н.э., тут есть музей авиации Израиля. Скрыться от изнуряющей жары приглашает парк Нахаль Беэр-Шева, расположенный в лесу. В парковой зоне длинной 8 км организованы туристические дорожки, игровые площадки, зоны для пикников.

Интересный факт! Город Беэр-Шева не имеет выхода к морю, но властям удалось смягчить этот недостаток — в Сити-парке установили огромный фонтан протяженностью 5 км, а возле – оборудовали пляж.

Для почитателей активного отдыха работает спортивный комплекс «Кунхия», обустроена зона для катания на скейтах.


Дом Арефа эль-Арефа

В 1929 году Ареф-эль-Ареф занял должность наместника, напротив собственной резиденции построил дом. Колонны для здания привезены из Иерусалима. Во дворе сохранился фонтан. Сегодня здание занимает строительная компания, которая провела реконструкцию здания. Вилла кардинально отличалась от большинства домов в городе, построенных из желтого песчаника.

Полезно знать! Ареф-эль-Арефа — арабский историк, политик, известный общественный деятель, журналист, а также офицер турецкой армии. Во время войны он три года провел в русском плену.

Находится рядом с авиабазой Хацерим, считается лучшим музеем авиации не только в Израиле, но и в мире. В коллекции представлены самолеты, вертолеты разных исторических периодов, гражданская авиация. Есть зенитная артиллерия, ракетные комплексы, элементы сбитых самолетов, средства противовоздушной обороны. В коллекции представлены современные модели самолетов, старинные транспортные средства, принимавшие участие в исторических событиях. Среди техники много экземпляров периода второй мировой войны, есть выставка, посвященная советской авиации.

Музей авиации Израиля

Фото: Беэр-Шева, Израиль.


Примечательно, что военную базу построили местные жители, а не англичане. В 1966 году на ее территории открыли первую летную академию. Музейный комплекс основан в 1977 году, но для посещения достопримечательность открылась только в 1991 году.

Интересный факт! Основатель комплекса — командир военной летной базы Яаков Тернер, реализовать идею помог генерл-майор Давид Иври.

Ракета в музее авиации Израиля

Практическая информация:

  • туристам демонстрируют исторические фильмы, зал для просмотра оборудован прямо в салоне самолета Боинг;
  • посетить выставку можно каждый день кроме субботы с 8-00 до 17-00, в пятницу – работает по сокращенному графику — до 13-00;
  • стоимость билетов: взрослый — 30 шекелей, детский — 20 шекелей;
  • доехать до достопримечательности можно автобусом — №31, отправление каждый час, а также поездом, расписание смотрите на официальном сайте железной дороги;
  • инфраструктура: сувенирный магазин, кафе, зона для отдыха, игровые детские площадки, парк.

Самолет F-4E Phantom

Достопримечательность представляет собой четыре небольшие комнаты, где проводятся временные выставки. Построено здание в 1906 году и является частью комплекса правительственных построек.

Негенский музей искусств

Музей расположен в двухэтажном здании. Фасад которого украшают сводчатые арки. Внутренне убранство в полной мере соответствует статусу дома губернатора. В период Первой мировой войны здесь жили офицеры британской армии. В 1938 году здесь располагалась школа для девочек. В середине 20 века в здании разместился местный муниципалитет. Спустя два десятка лет резиденция губернатора начала использоваться как художественный филиал Археологического музея.

Полезно знать! В 1998 году здание признано аварийным. Реконструкция проводилась с 2002 по 2004 годы.


Работы художников

Современная достопримечательность — это две выставочные галереи, где представлены временные экспозиции. Здесь всегда можно посмотреть работы известных и молодых израильских мастеров — скульпторов, художников, фотографов.

Также на территории комплекса находится Археологический музей, где представлены артефакты, обнаруженные во время раскопок неподалеку от Беэр Шевы. Экспозиция детально описывает историю заселения города в Израиле, начиная от эллинского этапа и до наших дней.

Интересный факт! Отдельная выставка посвящена традициям в иудаизме и еврейской культуре. В музее есть обширная библиотека, поэтому сюда часто приходят студенты.

Экспозиция в Негенском музее искусств

Практическая информация:

  • адрес: улица Ха-Ацмут, 60;
  • график работы: понедельник, вторник, четверг — с 10-00 до 16-00, среда — с 12-00 до 19-00, пятница и суббота — с 10-00 до 14-00;
  • стоимость билетов — взрослый — 15 шекелей, детский — 10 шекелей;
  • доехать до достопримечательности можно автобусом №3 или №13, а также поездом.

На кладбище похоронены солдаты, погибшие в годы Первой мировой войны, защищавшие подступы к Иерусалиму от нападения османской империи. Кладбище организовано по принципу британцев — перед Богом все равны. Здесь в одном ряду похоронены офицеры и рядовые, мусульмане и иудеи, протестанты и католики. До сих пор на кладбище есть могилы неопознанных солдатов. Многие останки были перенесены в Беэр-Шеву из Иерусалима.

Британское военное кладбище

Полезно знать! Расположена достопримечательность на горе Скопус рядом с госпиталем Хадасса и неподалеку от университета.

Традиция подписывать надгробия появилась благодаря Фабиану Вэеру — британскому добровольцу Красного креста. Власти поддержали инициативу солдата и провели перепись погибших в Первой мировой войне, для этого была создана государственная комиссия по ведению военных захоронений.

На Британском военном кладбище в Беэр-Шеве

На территории достопримечательности установлен мемориал в честь солдат, погибших в Египте в годы Первой мировой войны. Всего на кладбище захоронено 1241 человек.

Достопримечательность в Беэр-Шеве в Израиле знаменита и популярна среди туристов. Сюда часто приезжают историки. В этой части Израиля обнаружено десять археологических слоев, найдена древнейшая водокачка. К слову, благодаря раскопкам специалисты определили, что уже в библейские времена люди обладали инженерными знаниями и применяли их на практике.

Национальный парк Тель Беэр-Шева

Все обнаруженные объекты реконструированы. На большей части древнего поселения располагались жилые дома, рынок находился у городских ворот, а от нее лучами расходились улочки. Главным зданием в городе было зернохранилище, уникальным является тот факт, что в нем обнаружены следы зерна. Самая крупная постройка в древнем Беэр-Шеве — замок правителя.

Интересный факт! Во время археологических работ на территории поселения в Израиле обнаружен рогатый жертвенник. В Библии указано, что рога священны — если дотронуться до них, человек приобретает неприкосновенность.

На экскурсии в парке Тель Беэр-Шева

Практическая информация:

  • добраться до достопримечательности можно по трассе Беэр-Шева, следовать необходимо до перекрестка Шокет, который находится южнее поселений бедуинов (10 минут от Беер-Шевы);
  • график работы: с апреля по сентябрь — с 8-00 до 17-00, с октября по март — с 18-00 до 16-00;
  • стоимость билетов: взрослый — 14 шекелей, детский — 7 шекелей.

Где остановиться и стоимость питания

Отель Esel Mansion - Boutique Suites
Eshel Mansion — Boutique Suites

Сервис Букинг предлагает 20 вариантов размещения для туристов. Самый бюджетный вариант — 55$ — апартаменты с двумя спальнями. Классический двухместный номер-студио в гостинице категории 3 звезды обойдется от 147$, а за улучшенный номер придется заплатить 184$.

Что касается питания – проблем в Беэр-Шеве нет. Кафе и ресторанов много, также можно перекусить в ресторанах сети Макдональдс. Расценки варьируются от 12,50$ за обед в Макдональдсе до 54$ в среднем ужин в ресторане за двоих.

Источник: kuku.travel

Водопад Баниас

Водопады Беер-Шевы

Водопад Баниас располагается не далеко от одноименного заповедника в сторону Кирьят Шмоны.

Это один из самых красивых и мощных водопадов Израиля. К водопаду можно спуститься по ступенькам, где на некотором расстоянии друг от друга стоят скамейки, чтобы путешественники могли передохнуть. Спускаясь, можно услышать шум водопада и увидеть множество снующих по камням ящериц.

На самом деле водопад Баниас – это не один водопад, а два! Правый большой, а левый – намного меньше. Ветви деревьев прячут часть водопада, но зрелище от этого не становится менее восхитительным. Рядом с водопадом имеется смотровая площадка, откуда можно сделать фотографии водопада на память.

Аэропорт Тейман

Аэропорты Беер-Шевы

Недалеко от небольшого израильского города Беэр-Шева располагается одноимённый аэропорт, который также называют аэропортом Тейман. Аэропорт не используется для приёма бесконечных потоков туристов, не располагает терминалами и какой-либо инфраструктурой.

Аэропорт Тейман будет в первую очередь интересен любителям экстремального вида спорта — прыжков с парашютом, а также желающим пройти курсы пилотажа. Руководит аэропортом организация под названием SkyKef. Её владельцем является капитан Эли Перетц, который работает в аэропорту на протяжении 25 лет.

А какие достопримечательности Беер-Шевы вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Тель Беер Шева

На холме Тель-Шева, расположенном в 15 километрах от города Беэр-Шева, в месте, крайне выгодном для возведения крепости, были обнаружены руины древнего города Тель Беэр-Шевы. Археологические находки подтверждают существование на караванном пути из Палестины в Аравию города еще в 4 тысячелетии до нашей эры. С иврита Беэр-Шева переводится как «семь колодцев» или «колодец клятвы». В библии сказано, что Авраам и Исаак — каждый в свое время — вырыли здесь по колодцу и принесли в жертву семь овец в знак клятвы верности царю Авимелеху.

При раскопках было обнаружено 15 археологических слоев. Особенный интерес здесь представляют тщательно спланированные гидротехнические сооружения, которые позволяют высоко оценить незаурядный талант и технические знания их создателей. Центром этой системы был внушительных размеров прямоугольный ров 15 метров глубиной, выложенный изнутри черепицей. Во время разлива реки Хаврон вода стекала по рву в 70-метровый колодец, служивший городу водохранилищем.

На холме Телль-Шева были обнаружены руины римской крепости, языческого храма и дворца времен правления царя Ирода. Для реставрации был выбран израильский город 8 века до нашей эры. Он был окружен двойной стеной с нишами, возведенной на крутом скользком скате, чтобы затруднить штурм города. В город вели Большие городские ворота, открывающие вход на центральную площадь города. Из центра расходилось множество радиальных улиц. На площади находилась двухэтажная резиденция правителя. В северной части города обнаружено удивительнейшее сооружения для того времени – водокачка, самая древняя из всех водокачек, найденных в Израиле.

В режиме фото вы можете просматривать достопримечатальности в Беер-Шеве только по фотографиям.

Музей ВВС Израиля

Музеи Беер-Шевы

На юге страны, бок о бок с авиабазой «Хацерим» расположен крупнейший и общепризнанно один из лучших авиационных музеев мира.

Всё, что вы хотели знать о летающей технике, можно узнать здесь, в музее ВВС Израиля. Огромная коллекция военных самолетов и вертолетов, а также примеры из гражданской авиации страны исчерпывающе раскрывают тему. Помимо разнообразных самолетов, бывших в разные годы на вооружении ВВС Израиля, среди экспонатов — захваченные у врага зенитная артиллерия и ракетная техника, фрагменты сбитых самолетов и другие любопытные вещи.

Музей был создан по инициативе командира авиабазы «Хацерим» полковника Яакова Тернера при поддержке командующего ВВС Израиля генерал-майора Давида Иври в 1977 году. Вначале он входил в состав авиабазы и был закрыт для посещений.

Для широкой публики он открылся в июне 1991 года. Теперь он открыт для свободного посещения каждый день, кроме субботы, с 08:00 до 17:00 (в четверг музей работает до 13:00).

Стадион Артур Вазермил

Стадионы Беер-Шевы

Беэр-Шева, что в переводе означает «колодец семерых» или «колодец клятвы», — это город, который находится на юге Израиля и является административным центром страны. Здесь есть окружной суд, городской театр, региональные отделения различных правительственных служб, и, конечно же, стадион.

Футбольный стадион в городе Беэр-Шева носит название «Артур Вазермил», это самый большой стадион на территории Израиля. Он насчитывает 80597 мест. Стадион был построен еще в 1960 году. А в 2001 году была проведена реконструкция стадиона и капитальный ремонт. На ремонт поля с беговыми дорожками, вспомогательных помещений для тренировки и переодевания команд было потрачено около 50 миллионов долларов США.

На стадионе «Артур Вазермил» тренируются и проводят свои соревнования два популярных футбольных клуба Израиля: «Хопоэль» и «Маккаби». Оба клуба местные, и поэтому стадион всегда заполнен болельщиками, когда играют эти команды.

Холм Тель-Беэр-Шева

Тель-Беэр-Шева является библейским холмом, расположенным вблизи города Беэр-Шева. В результате научных раскопок было выяснено, что первое поселение здесь возникло в 4 веке до нашей эры, после чего, спустя несколько тысячелетий, Тель-Беэр-Шева пребывал в заброшенном состоянии, пока в XI веке до нашей эры здесь снова не заселились древние народы.

Площадь холма составляет около 4 гектаров. Здесь был расположен одноименный древний город —

симметричный, деленный аккуратными улицами на три части и укрепленный мощными стенами. Особенность была в том, что все здания стены домов оказались пристроенными к защитной стене, а все улицы вели к центральной площади.

Главными зданиями города считались хранилища, площадь которых составляла 600 квадратных метров и Царский дворец, состоящий из трех длинных залов с множеством комнат. На сегодняшний день, в результате раскопок, около 60% холма было изучено, и большинство строений разных веков уже видны, а ЮНЕСКО внесло Тель-Беэр-Шева в список объектов Всемирного наследия.

Музей боевой славы имени Давида Мудрика

Музеи Беер-Шевы

Музей боевой славы имени Давида Мудрика располагается в городе Димона в Израиле. В музее собраны документы и материалы о евреях, которые участвовали в Великой Отечественной войне.

Экспонаты музея рассказывают о жизни местного населения в годы войны и о событиях прошлых лет. Большинство предметов, выставленных в музее, предоставлены самими ветеранами Великой Отечественной войны. Это позволяет более четко и достоверно описать события тех лет.

В одном из разделов музея можно ознакомиться с историей партизанского движения на Украине и еврейского партизанского движения. Давид Мудрик, в чью честь назван музей, являлся предводителем еврейского партизанского движения.

Музей бедуинской культуры Албадия

Музеи Беер-Шевы

Албадия – музей, который рассказывает о бедуинской культуре. В этом месте с этой экзотичной культурой можно познакомиться разнообразнейшими способами: с помощью лекций, видео, рассказов и фильмов. Также здесь постоянно организовываются фестивали бедуинской культуры, встречи с писателями, церемонии бедуинской свадьбы. Здесь вам подадут настоящий бедуинский чай и кофе, а также еду.

Центр бедуинского наследия располагается в Рахате – крупнейшем бедуинском поселении. Директором музея является Салем Абу-Сиам.

Музей посещает много организованных групп из израильских школ, военные, туристические группы, а также частные лица. Чтобы посетить музей, нужно предварительно договориться с работниками музея, позвонив им по телефону.

Музей «Колодец Авраама»

Музеи Беер-Шевы

Расположен в старинном городе Беэр-Шевы, в месте, где пересекаются улицы Derech Hevron и HaAyin Lamed. Существует легенда, что колодец был выкопан праотцом Авраамом.

Диаметр его — 3,5 метра, а глубина – 13,5 метров. Частично колодец облицован камнем, относящимся к IV-VII векам (периоду Византии). Из этого древнего колодца сначала Авраам поил свои стада, а затем и его сын, и многие поколения людей, которые жили в Беэр-Шеве. Считается, что Авраам заключил соглашение с царем Герары, Авимелехом, принеся в жертву семь овец. Сделано это было для того, чтобы показать свою верность царю. Исаак, сын Авраама, после смерти отца тоже скрепил союз с правителем Герары.

На месте колодца в настоящее время находится музей, посвященный истории города Беэр-Шевы, начиная с периода патриархов до наших времен. Название города Беэр-Шева и колодца Авраама имеет не один перевод. «Беэр» — это «колодец» с иврита, а «шева» — «клятва» или «семь». Если сложить слова в фразу, то получается: «колодец клятвы», «семь колодцев» или «колодец семи».

Рядом с колодцем Авраама вырыт другой старинный колодец, однако он относится к более позднему времени.

Музей Негева

Музеи Беер-Шевы

Музей Негева в городе Беер-Шеве представляет собой четыре выставочных зала, в которых проходят временные выставки.

Музей располагается в знаменитом «Доме губернатора», который был построен в 1906 году. Фасад дома украшен четырьмя стрельчатыми арками. Во время Первой мировой войны в нем находилась резиденция британских офицеров. В 1938 году в здании обосновалась школа для бедуинских девочек.

Уже после основания города здание служило резиденцией для муниципалитета. В семидесятых годах здесь разместился художественный отдел Археологического музея.

В 1998 году здание было признано аварийным, а с 2002 по 2004 год в нем проходил капитальный ремонт, после которого и были созданы новые выставочные залы. Внутреннее пространство специально подготовили для размещения экспозиций, встроили лифт и возвели стеклянный фасад.

В музее постоянно проходят выставки, которые сменяют одна другую. Тематика варьируется. Здесь проходят выставки как молодых художников, так и уже известных и признанных мастеров своего дела.

Музей Мицпэ Рэвивим

Музеи Беер-Шевы

Музей Мицпэ Рэвивим расположен в Киббуце Рэвивим в двадцати пяти километрах от Беер-Шева и рассказывает историю еврейских поселений в Негеве с 1943 по 1948 годы.

Киббуц Рэвивим сыграл важную роль в войне за независимость Израиля. Киббуц был осажден египтянами, но поселенцам удалось выиграть тяжелую битву и отстоять свою местность.

Посетив музей, вы сможете осмотреть траншеи, боевые позиции и бункеры. В музее организована выставка предметов быта, которые сопровождали местных жителей в тяжелые дни войны.

Экспозиция также включает в себя просмотр общих столовых, душевых и комнат отдыха. Вы сможете пройти через оружейный зал, где хранится оружие тех времен, старая сельскохозяйственная утварь и тракторы.

Музей бедуинской культуры

Музеи Беер-Шевы

Музей бедуинской культуры — крупный этнический музей, посвященный культуре кочевых народов Ближнего востока. Музей расположен в 20 километрах от города Беер-Шева, в Израиле.

Музей бедуинской культуры был основан в 1985 году, войдя в состав музейного комплекса «Центр Джо Алона». Музей ставит своей задачей сохранение культурного наследия бедуинов, чьи традиции постепенно разрушаются современной цивилизацией. В музее представлено богатое собрание различных экспонатов — традиционное оружие и предметы быта кочевников, их одежда и различные культовые предметы. Все экспонаты оформлены с большой фантазией и очень красочно, а осмотр музейной коллекции сопровождается познавательной лекцией.

При музее также работает небольшое кафе, где можно перекусить после экскурсии и попробовать блюда традиционной бедуинской кухни — разнообразные лепешки и другую снедь.

В целом, Музей бедуинской культуры производит благоприятное впечатление — внутри очень интересно, и любой человек, интересующийся культурой бедуинов, проведет здесь немало времени, рассматривая старинные артефакты кочевых племен.

Источник: www.openarium.ru

Здесь праотец семитских народов Авраам, вырыл колодец, чтобы напоить свои стада, и клятвой подтвердил союз с Авимелехом, царём Герары.

Беэр-Шева — город на юге Израиля. Население — 187,8 тыс. человек.
Город является административным центром юга Израиля. Здесь расположен ряд учебных учреждений, в том числе Университет Бен-Гуриона, больница Сорока (вторая по величине в Израиле), городской театр, региональные отделения различных правительственных служб.

В настоящее время город также является крупным культурным и промышленным центром.

Библейская Вирсавия (Тель Беэр-Шева) расположена северо-западнее современного города; в 2005 г. получила статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История
Согласно Библии, Авраам, а впоследствии и Исаак вырыли здесь колодцы; здесь же Исаак заключил союз с Авимелехом, царем Герары, принеся при этом в жертву — в знак клятвы верности — семерых овец. Название «Беэр-Шева» возводится к обоим этим событиям.

Сейчас на месте легендарного колодца работает музей. Расположена Беэр-Шева в Северном Негеве, в 81 км от Иерусалима, в 115 км от Тель-Авива и в 240 км от Эйлата. Если считать возраст города от первого упоминания в письменных источниках, а именно в Торе, получается цифра около 3700 лет.

Со времен Авраама и до наших дней Беэр-Шева остаётся транспортным узлом, контролирующим дороги к Красному морю, Египту и Палестине. Вследствие этого за контроль над этим важным стратегическим пунктом из века в век разгорались кровопролитные бои. Здесь проливали кровь и египтяне, и римляне, и византийцы, и крестоносцы.

Бесконечные войны не способствовали росту численности населения Беэр-Шевы, и в XIII в. город прекратил своё существование.

Но в 1900 г., во времена турецкого правления, Беэр-Шеву начали отстраивать заново как административный центр, контролирующий южные территории Палестины.

В ходе кровопролитных боев войска Британской империи под командованием генерала Алленби в 1917 г. выбили турок из Беэр-Шевы, и, в настоящее время, в городе существует кладбище погибших в боях австралийских солдат (Беэр-Шеву брали подразделения, сформированные из жителей британских доминионов).

В 1948 г. Британская империя покидает Палестину, и в ходе Войны за независимость Израиля Беэр-Шева вошла в состав Израиля.

Медный век
В период халколита на берегах вади Беэр-Шева существовала т. н. беер-шевская культура, от которой сохранилось 7 объектов, из которых три находятся в пределах города: колодец Абу-Матар, колодец Цафад (район Неве-Ной) и руины Батар. По некоторым мнениям, эти поселения никак не были связаны между собой, по другим, они являлись частями большой разбросанной деревни, причём каждая часть специализировалась на производстве разных орудий: в Абу-Матар плавили металл, а в Цафад изготавливали предметы из кости, камня и слоновой кости.

Интересно развитие в этой культуре жилья, которое на ранних этапах характеризовалось подземными помещениями, что уникально для Палестины (некоторые исследователи усматривают в этом доказательство того, что население этих жилищ пришло в данный регион из мест, где почва позволяла строить подобное жильё).

На первом этапе выкапывались большие залы, служившие для ночлега и хранения, вход в которые был через дворик на склоне холма, где занимались ремеслом; из-за величины помещений, выкопанных в мягком лёсе, своды часто обрушались, поэтому на следующем этапе жители перешли к строительству небольших подземных помещений, которые соединялись узкими коридорами. После этого все объекты были заброшены на некоторое время.

На третьем этапе строения являлись полуподземными, то есть землянками- это были круглые помещения, обычно устроенные на месте обрушения подземных залов. И, наконец, на последнем этапе появились настоящие каменные надземные дома. Существует мнения, что подземные помещения никогда не являлись жилыми, а лишь служили складами.

В Беэр-Шеве были сделаны и другие находки, выделяющие её из остальных археологических объектов Палестины: например, известные статуэтки из слоновой кости, изображающие мужчину с углублениями на лице (видимо, символизировавшие волосы), и женщину с подчёркнутыми половыми органами, названную «беер-шевской Венерой» и другие предметы из этого материала. Слоновая кость, несомненно, доставлялась из Африки, что указывает на связь с Египтом; а базальтовые инструменты, которые не могли быть изготовлены в Беэр-Шеве, демонстрируют наличие связей с северным Ханааном.

Ещё можно отметить то, что в Беэр-Шеве найдены свидетельства существования металлургии, самые древние в Израиле. В основном, там выплавлялись медные предметы среднего качества. Выплавка производилась в небольших печках радиусом 30-40 см и высотой 12-15 см, которые были сделаны из глины, укреплённой соломой.

[exec]require(‘single_promo.php’);[/exec]

Экономика данной культуры была основана на культивации пшеницы и ржи и разведении овец и коз.

Культура медного века исчезла в Беэр-Шеве и остальном Ханаане ок. 3150 г. до н. э. так же внезапно, как и появилась. В бронзовом веке, в течение около 2000 лет, этот район был полностью заброшен.

Библейский период
Беэр-Шева неоднократно упоминается в Библии в качестве самого южного города колена Иуды и всего Ханаана, например в выражении «от Дана до Беэр-Шевы» (3 царств 5:5). В тот период в Негеве существовали, в основном, большие неукреплённые поселения, и Беэр-Шева была значительным центром активности в регионе. Библейская Беэр-Шева расположена восточнее современной, в Тель-Беэр-Шева, далее указаны культурные слои при раскопках этого теля.

На первом этапе (IX слой) в каменистом холме вырубались ямы для жилья, работы и хранения; вероятно, рядом стояли и простые жилые постройки. На следующем этапе (VIII слой) в ямах добавились стены, рядом были возведены каменные строения. Считается, что эти слои относятся к XII в. до н. э.

После этого вершину холма разровняли и на ней было воздвигнуто поселение с овальным укреплением (VII слой). Жилые дома были возведены изнутри и прилегали к стенам крепости. В конце XI-ого века поселение разрослось за пределы укрепления в сторону колодца. От укрепления был найден только юго-восточный угол. Видимо, опасное время продолжалось недолго, потому что в следующем, VI-ом слое, дома были построены на месте разобранного укрепления. После этого слоя, вероятно, в начале царствования Давида, что соответствует первой четверти 10 века до н. э., холм вновь разровняли и там возвели настоящий укреплённый город.

В четырёх верхних слоях (V-I) Беэр-Шева являлась большим укреплённым городом, административным и религиозным центром Негева. Особенно заметна толщина укреплений, сопоставимая с городами, бо’льшими в 5 раз. Колодец специально был оставлен за стенами, для использования караванами и прохожими. V слой полностью погиб в большом пожаре, поэтому есть много находок того времени. Видимо, это являлось следствием экспедиции в Ханаан фараона Шишака, возможно, город упоминается в его списках под названием «Хегер Аврам». Впоследствии (IX-ый век) город был восстановлен по первоначальному плану, не считая мелких изменений.

В позднеизраильский период город был полностью перестроен. Из-за масштабных раскопок и малого размера теля, на сегодняшний день Тель-Беэр-Шева является наиболее сохранившимся из израильских городов того времени. Жилые дома занимали около двух третей площади города: существовало 60 домой, вмещавших в себя около 500 человек. Остальная территория была занята улицами, укреплениями, складами, системой водоснабжения и святилищем. Город был превосходно спланирован для того времени: он был возведён на вершине холма, предоставлявшем возможность наблюдения и обороны и прохладу в жаркие дни; ни один дом не выходил за линию улицы, в III слое укрепления были перестроены и усилены и улучшена система водоснабжения, представляющая собой квадратную шахту со ступенями, позволяющими спуститься до уровня подземных вод. Улицы расходятся веером от главных ворот, ещё одна идёт по его окружности. Площадь у городских ворот являлась центром города, где происходила торговля, суды и прочая общественная деятельность. В городе была система дренажа, уводящая дождевую воду через улицы за город, в колодец. Кроме обогащения колодца дождевымыми водами, система предотвращала разрушение глинобитных домов. Главным зданием города был склад, где хранилось в основном зерно, он состоял из трёх залов, средний из которых являлся проходом; эта находка прояснила назначение подобных зданий, раскопанных ранее во многих израильских городах, и названных конюшнями, так как в них были найдены лишь кольца для привязывания скотины, а до раскопок в Тель-Беэр-Шева не было замечено следов зерна. Самое роскошное здание города- двухэтажный дворец правителя. Были найдены фрагменты «рогатого жертвенника», самого большого и красивого в Израиле; их нашли вделанными в стену склада, это, скорее всего, было сделано во время религиозной реформы царя Хизкии. II слой был разрушен во время похода ассирийского царя Санхериба в 701 году до н. э., и это место пустовало до постройки персидского укрепления через 300 лет после этого.

Римско-византийский период
В элленистическую эру в Беэр-Шеве существовали только маленький сторожевой пост и храм, разрушенные Александром Янаем при захвате этих мест.

В римский и византийский периоды город стоял на месте нынешнего старого города, на Тель-Беэр-Шева были найдены руины византийской церкви. С римских времён почти не осталось свидетельств, в то время Беэр-Шева уступила звание регионального центра таким городам как Газа или Мемфис, к тому же, при постройке города в XX-ом веке турки использовали камни с развалин, поэтому сведения о Беэр-Шеве того времни основаны, в первую очередь, на письменных источниках.

Беэр-Шева была пограничным городом между Иудейским царством и набатейскими районами. Когда в 63-64 г. до н. э. Помпей захватил Иудею, она стала римским пограничным городом. Веспасиан и последующие императоры стали строить на границах империи укреплённый барьер- лимес (лат. limes), и Беэр-Шева стала его частью. После 268 года, при иллирийских императорах, город достиг вершины своего процветания — регион стал безопасным, торговля процветала, здесь был центр епархии. После вторжения персов Беэр-Шева сильно пострадала, а после арабского вторжения вовсе исчезла с карты, остались только руины домов и соборов, которые видели путешественники и в 19-ом веке.

Османский период
Со времени арабского вторжения в 7 веке в Беэр-Шеве не существовало постоянных поселений, она была предана забвению, европейские исследователи не могли указать её расположение, некоторые считали, что она находилась на месте Бейт-Гуврин, и только в 1806 году исследователь Зетцен определил её настоящее местонахождение.

В 19-ом веке Палестиной владела Османская империя, но её власть над южными землями была чисто номинальной: города были далеко, дороги контролировались племенами кочевников, между которыми то и дело разгорались яростные войны. В 1887 году, когда началась война между племенами Тарабин и Азазме, которые обратились к властям за помощью, турки послали в пустыню военные части и навели порядок. Тогда же главный шейх Азазме установил на месте нынешней Беэр-Шевы свой шатёр и предоставил свои услуги властям; вдобавок, тот период характеризовался развитием и заселением во всей империи.

Существует несколько причин основания османской Беэр-Шевы (как и предыдущих поселений) именно на данном месте:

Беэр-Шева являлась точкой, где граничили три крупных бедуинских племени: Азазме на юге, Тиаха на востоке и Тарабин на западе.
На этом месте пересекались главные дороги, ведущие в Хеврон, Газу, Ницану, Араву, Акабу, Синай и Египет.
Удобная переправа через вади Беэр-Шева
Большое сосредоточение колодцев (высокий уровень грунтовых вод)
Последний фактор являлся наиболее важным, ведь колодцы Беэр-Шевы продолжали служить караванам и кочевникам и при отсутствии всяких поселений, здесь встречались бедуины со всей округи. Подземный водоносный слой позволил туркам построить красивый город с садами и фонтанами, и город снабжался исключительно местной водой до основания государства Израиль.

В 1900 было официально принято решение основать здесь город, который стал административным и экономическим центром Негева, выделенным для этого из округов Газа и Хеврон. Для создания города власти приобрели у бедуинов 2500 дунамов земли и стали продавать землю желающим поселиться там, бедуинам в таком случае земля передавалась бесплатно. По одному источнику, архитекторами, спроектировавшими город, являлись два турка, которым помогали иностранцы — швейцарец и немец. Они хотели построить современный город с сетью перекрещивающихся улиц, игнорируя местные условия, что впоследствии затрудняло прокладку городской инфраструктуры. Большинство домов было построено из камней византийских развалин или из добытых на местной каменоломне (ныне — геологическо-ботанический парк).

Первым построенным зданием была Сарайя (мэрия), построенная вторым наместником, Мухаммадом Джар-Аллой. После этого город стал быстро развиваться — в 1903 году, по описанию профессора Шейнфельда, в городе было 38 готовых домой и 12 в процессе строительства, на главной улице работали 12 лавок, а население города составляло 300 человек; в 1912 году оно возросло до 1000 человек и появились многие общественные здания: мечеть (1906), школа для бедуинских детей (1913), дом наместника, станция и железная дорога в Иерусалим и Дамаск. Первая мировая война дала толчок развитию города, который служил для турок южной военной базой для войны с британцами, находившимися в Египте. Для этой цели были построены укрепления, дороги, обычные и железные, население города выросло ещё больше.

Британский мандат
В Первую мировую Беэр-Шева играла для турок ту же роль, что и для римлян: она являлась восточным опорным пунктом в южной линии обороны, начинавшейся в Газе, и построенной в 1917 году; она хорошо подходила для этой роли, так как она контролировала дороги и в ней было много колодцев.

Командующий Египетским экспедиционным корпусом был сэр Арчибальд Мюррей, но после провала двух лобовых атак на мощно укреплённую Газу, его сменил на посту генерал Алленби, которого послали в Египет посли неудач на западном фронте. Алленби решил атаковать Беэр-Шеву. Благодаря эффективной дезинформации и молниеносной атаке австралийской лёгкой кавалерии он добился успеха, и вслед за Беэр-Шевой пал южный фронт осман, а потом — и вся Палестина.

При английском правлении развитие города остановилось, многие организации, работавшие на военные нужды, стали ненужными, нарушились связи между городом и окружающими племенами. В первую очередь британцы занялись восстановлением разрушенных инфраструктур и колодцев, так как стала остро ощущаться нехватка воды. Беэр-Шева всё-же продолжала играть роль торгового центра — каждую среду действовал базар, на который приезжали торговцы не только с округи, но даже из Египта, Саудии и Ирака. В 1928 год в городе действовало 14 «заводов» — на большинстве из них работало не более четырёх человек.

Как и предыдущая война, Вторая мировая дала городу стимул к развитию — снова появились военные базы, а жители стали подрядчиками, строителями и поставщиками британской армии. Заводы и магазины тоже процветали, возросший спрос привёл к росту доходов горожан и окрестных крестьян.

В 1937 году был опубликован план развития города, в котором была предусмотрена большая часть для жилого сектора и выделен участок на востоке для промышленности. Англичане устроили в городе военное кладбище, разобрали железную дорогу, построили школы и полицейский участок. На перекрёстке Уджа-эль-Хафир-Курнуб была построена таможня, и с 1929 года бедуины, въезжавшие в город, должны были оставлять там оружие. После ликвидации железной дороги были отремонтированы и заасфальтированы грунтовые дороги, ведущие в Беэр-Шеву.

Население города выросло с 2356 человек в 1922 году до 6490 в 1946.

Государствоа Израиль
По решению ООН Беэр-Шева отходила арабскому государству (южная оконечность центральной части). В начале Войны за независимость в ней базировались нерегулярные арабские подразделения. В мае 1948 года в город вошли египтяне, а 21 октября Беэр-Шева была взята израильской армией.

После войны в городе селили демобилизованных солдат (население в конце 1949 года — 200 человек); в феврале 1950 года был учреждён городской муниципалитет и в Беэр-Шеву стали направлять новых репатриантов. В результате политики рассредоточения населения страны, город стремительно рос- с 8300 человек в 1950 до 20500 в 1955 и 65200 в 1965 году. В 70-ые годы рост населения затормозился и даже наблюдался отрицательный баланс, но в 90-ые годы, во время Большой алии, развитие возобновилось и в городе поселилось около 35000 новых репатриантов.

Городское планирование Беэр-Шевы всегда характеризовалось многочисленными ошибками и пренебрежением реальной ситуацией: турки решили построить в пустыне город по римско-европейской модели, проигнорировав ландшафт и речное русло; первые израильские архитекторы города собирались создать город-сад, разделённый на концентрические замкнутые районы (Алеф, Бет, Гимель), в результате чего на окружающих холмах были построены районы, совершенно оторванные друг от друга, сообщение между которыми заметно страдало во время зимних дождей. Позже власти поняли, что допустили ошибку, и стали стягивать всю деловую и прочую активность в нынешний городской центр.

[exec]require(‘single_promo.php’);[/exec]

Использованы материалы (http://guide-israel.ru/)

Источник: isroe.co.il

Beer sheva
Фото: Светлана Середина

Израильские театральные завсегдатаи в предвкушении: в январе нового 2020 года в Беэр-Шеве, Ашдоде, Хайфе и Тель-Авиве пройдут гастроли одного из самых успешных спектаклей московской сцены «За закрытой дверью» с суперзвездами театра и кино — заслуженными артистами России Андреем Соколовым и Ириной Алферовой в главных ролях. В основе этой крайне необычной для российского театра постановки — одна из наиболее концептуальных пьес идеолога экзистенциализма Жан-Поля Сартра. Жанр ожидаемого в Израиле действа постановщики и исполнители определили как «Сартр по-русски» – в нем французское изящество, тонкость и ирония дополнены русской страстностью и бесшабашностью.

Написанная еще в 1943 году одноактная пьеса «За закрытой дверью» сегодня является программной и одной из самых репертуарных у Сартра — французского философа, писателя, драматурга, эссеиста, Лауреата Нобелевской премии по литературе за 1964 год, от которой он отказался. Она стала знаковой не только для его творчества, но и для французского экзистенциализма в целом. В первой, журнальной публикации она имела заголовок «Другие». Остальные варианты названия – «За запертой дверью», «Взаперти», «Нет выхода» также довольно точно отражают основной философский посыл автора.

В некий гостиничный номер с мягкими стенами, как в сумасшедшем доме, некто Коридорный по очереди приводит нервного молодого человека и двух встревоженных дам. Как скоро выясняется, все они — грешники. И у каждого – впечатляющий список совершенных при жизни грехов и неблаговидных поступков. Например, журналист-пацифист Жозеф Гарсен (роль его мечущейся души блестяще исполняет Андрей Соколов) годами методично третировал свою красавицу-жену, а в решающих ситуациях вел себя как трус, вследствие чего и был расстрелян за дезертирство. Лесбиянка-интеллектуалка Инес Серано (известная актриса театра и кино Елена Медведева) отбила у своего кузена его подругу. Наконец, обольстительная Эстель Риго (в ее образе пред публикой предстает несравненная Ирина Алферова) многие годы изменяла мужу, за которого вышла ради денег.

В спектакле — четыре персонажа, один из которых, Коридорный, появляется только в нескольких эпизодах. То ли проводник из мира живых в мир мертвых, то ли аккуратный сотрудник Чистилища, то ли сам Господь Бог, то ли хитрый Сатана, он, то искушает героев, то сторонне, но невыносимо для них самих за ними наблюдает. В этой роли перед публикой предстает продюсер спектакля, известный российский актер театра и кино Вячеслав Бондарчук.

Этот спектакль, поставленный в 1998 году, несмотря на определенную долю риска, стал настоящим триумфом и режиссера Рудольфа Саркисова, и заслуженных артистов России Андрея Соколова и Ирины Алферовой — блистательные актеры открывают неизвестные широкой публике грани своего таланта, ведь они оба достаточно редко играют отрицательные роли.
Вся эта полная трагического фарса и блестящего черного юмора «адская история» разворачивается под аккомпанемент то благозвучных гармоний, то изломанных ритмов музыки известного композитора и телеведущего, одного из соавторов культовых «Веселых ребят» и многих других популярных телепроектов, заслуженного артиста России Сергея Шустицкого, специально написанной для этого спектакля.
Сразу после премьеры спектакль «За закрытой дверью» был представлен в трех номинациях театральной премии «Чайка», а в течение последующих лет, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, неоднократно демонстрировался во многих городах России и за рубежом: в США, Канаде, Финляндии, Армении, Украине, Казахстане, Беларуси, Литве, Латвии и других странах.

В Израиле посмотреть экзистенциальный спектакль «За закрытой дверью», в котором всего четыре персонажа, три двери, две суперзвезды театра и кино и один общий успех на всех, можно:

18 января 2020 года, в субботу, в 20.00 — в Беэр-Шеве («Гейхал Ха-Тарбут Гистадрута»);
19 января 2020 года, в воскресенье, в 20.00 — в Ашдоде (Центр сценических искусств);
20 января 2020 года, в понедельник, в 20.00 – в Хайфе («Театрон Ха-Цафон»);
21 января 2020 года, во вторник, в 20.00 – в Тель-Авиве («Театрон Тель-Авив»).

Купить билеты: https://beer7.kaccabravo.co.il/announce/65158

Организаторы  гастролей – компании YM Productions и «Bezalel Event».

Пиар-агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting

Источник: www.beer7.net


Categories: Вопросы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.