Carrying Nevsky Prospekt across the Fontanka River, the first Anichkov Bridge was a wooden structure erected as early as 1716. Its name honors the engineer of that first bridge, Mikhail Anichkov. In the 1780s, a series of almost identical stone bascule bridges were built across the Fontanka, and Anichkov Bridge was one of them — Lomonosov Bridge is the most famous to have survived intact. There are numerous historic pictures of Anichkov Bridge in this period, and the bridge was a popular attraction thanks to its central location.

By the 1840s, however, Anichkov Bridge, with its four towers housing the raising mechanism, was unable to cope with the ever-increasing volumes of traffic along Nevsky Prospekt, and the decision was taken broaden the bridge, making it a similar width to the avenue itself. The result was the modern bridge, although it had to be fundamentally reconstructed in 1906-1908 due to structural flaws in the arches.

A simple but elegant structure, Anichkov Bridge consists of three arched spans faced with pink granite, and measures 54.6 meters. To decorate the bridge, cast-iron railings were installed to a design by Karl Friedrich Schinkel for Berlin’s Palace Bridge. They have ornate symmetrical designs featuring mermaids and fantastical seahorses.


The most striking decorations on Anichkov Bridge, however, are the Horse Tamers by Pyotr Klodt, who also sculpted the equestrian statue of Nicholas I on St. Isaac’s Square, and the quadriga above the portico of the Bolshoi Theatre in Moscow. These beautiful bronze cast proved so popular that copies of the sets at the eastern end of the bridge, installed in 1841, were sent as Imperial gifts to Frederick William IV of Prussia and to the City of Naples within a decade. The sculptures at the western end were erected in 1850. During the Siege of Leningrad, the sculptures were removed and buried in the grounds of the Anichkov Palace nearby. Thus, unlike the bridge, they survived the war intact. All damage was repaired, however, and the statues were restored to their rightful place on 1 May 1945, a week before victory was declared.

Источник: www.saint-petersburg.com

Аничков мост в XVIII веке

В первое время существования Невского проспекта перевоз через реку производился, по всей видимости, при помощи парома. Но нагрузка на него постоянно росла. Поэтому в 1715 году Пётр I распорядился устроить постоянную деревянную переправу: «За Большою Невою на Фонтанной реке по першпективе зделать мост» [Цит. по: 3, с. 395].


Приказ к маю следующего года выполнили солдаты адмиралтейского «строительного батальона», располагавшегося поблизости. Ими руководил подполковник М. О. Аничков, фамилия которого закрепилась в названии переправы.

На строительство первого Аничкова моста потратили 50 рублей. Его длина составляла 150 метров. Он перекрывал не только Фонтанку, но и заболоченную пойму реки. Проезжая часть оказалась так узка, что на переправе не могли разъехаться две подводы. О размерах Аничкова моста можно судить по докладу от 15 мая 1716 года:

При проводке мачтовых судов под Аничковым мостом упомянутые в докладе подъёмные щиты снимались и возвращались на место вручную. То есть разводного пролёта здесь изначально не было.

Как любая деревянная постройка того времени Аничков мост быстро обветшал. 3 апреля 1719 года генерал-полицмейстер А. М. Девиер докладывал обер-комиссару Канцелярии городовых дел А. М. Черкасскому:

На следующий год за реконструкцию Аничкова моста взялся инженер Герман ван Болес. Это стало одной из первых его забот в Петербурге. В дальнейшем ван Болес прославился как мастер по установке шпилей и устройству разводных мостов. По всей видимости, ван Болес только составил проект, тогда как его реализацией занимался Доменико Трезини. Об этом свидетельствует доношение в Канцелярию городовых дел:


При реконструкции по проекту Германа ван Болеса Аничков мост приобрёл разводной пролёт, что значительно упростило проводку судов по Фонтанке. Вместо ручной разборки одного из пролётов теперь было достаточно поднять крылья моста при помощи цепей и деревянного рычажного устройства. Это могли делать только два человека. В 1723 году Канцелярия от строений распорядилась покрасить переправу. Перила Аничкова моста тогда были выкрашены в красный цвет [3, с. 396].

После смерти Петра I положение его вдовы императрицы Екатерины I не было твёрдым. Ради предосторожности 17 февраля 1726 года она издала указ о постройке у Аничкова моста караульного дома [2, с. 17]. До этого укрытием для солдат служил простой шалаш. Этот караульный дом располагался на месте дома №66 по Невскому проспекту. У переправы была устроена рогатка (шлагбаум), которая в ночное время перекрывала проезд. Здесь находилась застава, через которую въезжали в Санкт-Петербург. На заставе проверяли паспорта, брали плату за въёзд. Причём такой платой могли быть не только деньги, но и камни, которые городу были нужны для мощения улиц.

В 1742 году под переправу были подведены новые сваи. В 1749 году по проекту архитектора Семёна Волкова Аничков мост был перестроен. Его основательно укрепили, так как по нему должны были пройти слоны — подарок персидского шаха русской императрице. Мост перестал быть разводным. Его обшили досками и оформили под гранит. При въезде на переправу установили фонари на высоких деревянных столбах. Длина того Аничкова моста была более 200 метров, что почти в четыре раза больше длины современного.


В 1780-х годах берега Фонтанки одевали в гранит. Тогда же через Фонтанку по проекту Ж. Р. Перроне было построено семь однотипных каменных переправ. В 1783-1787 годах по типовому проекту был перестроен и Аничков мост. С этого времени он представлял собой трёхпролётный гранитный мост, средний разводной пролёт которого был деревянным. На его быках находились башни с разводным механизмом. Аничков мост оградили каменные парапеты. В начале XIX века их заменили решётки с каменными тумбами, повторяющие ограду набережных Фонтанки. При въезде на мост установили каменные обелиски, на каждом из них повесили по два фонаря.

Булыжную мостовую на Аничковом мосту в 1832 году сменила торцевая мостовая.

Аничков мост. Кони Клодта

К середине XIX века Аничков мост для главной улицы Петербурга стал слишком узок. В 1839 году было принято решение о его перестройке. Соответствующий проект, утверждённый в декабре 1840 года, разработали инженеры И. Ф. Буттац, А. Х. Редер и А. Д. Готман [5, с. 17]. Для наблюдения за его реализацией был создан специальный комитет, который возглавил директор Путейского института генерал-лейтенант А. Д. Готман.

Строительные работы осуществлялись подрядчиком Макаром Пименовым. Они были начаты с разборки старой переправы, а 22 мая 1841 года в основание нового Аничкова моста был положен первый камень. Три арки выложили всего за четыре месяца- нужно было как можно скорее восстановить движение по магистрали. На период строительства движение транспорта осуществлялось по временному обходному деревянному мосту.


Кирпичные своды нового Аничкова моста облицевали розовым гранитом, который в то время завозили в Петербург для возведения Исаакиевского собора. Все работы были завершены уже к осени, они длились всего шесть месяцев.

Изначально предполагалось украсить своды моста бронзовыми декоративными накладками, на каждом из быков поставить бронзовые вазы, а на береговых устоях — конные группы. Но в процессе строительства было решено ограничиться только последними.

В начале ноября 1841 года на Аничковом мосту были установлены перила и гранитные пьедесталы для статуй. Ограда была создана по рисункам немецкого архитектора Карла Шинкеля. Точно такой же рисунок ранее (в 1822-1824 годах) был использован для сооружения перил Дворцового моста в Берлине. По отчётам Министерства финансов строительство переправы обошлось в 195 294 рубля серебром.

Торжественное открытие переправы состоялось 20 ноября 1841 года (?). Движение по Аничкову мосту было открыто в январе 1842 года. Современник этих событий писал:

В те годы петербургский скульптор-анималист Пётр Карлович Клодт работал над проектом художественного оформления пристани на набережной Невы у Адмиралтейского бульвара. Тогда её собирались украсить двумя скульптурами коней, ведомых юношами. Но планы изменились. На пристани были установлены львы и вазы. Укротителей коней же, по предложению скульптора, было решено установить на перестроенном Аничковом мосту.


Из литейной мастерской на Васильевском острове к Фонтанке клодтовских коней переместил взвод сапёров. По сведениям А. Л. Пунина это произошло 20 ноября 1841 года, а через два дня их установили на пьедесталах у западного берега реки [6, с. 235]. Это противоречит тому, что именно 20 ноября произошло торжественное открытие переправы. С восточной стороны установили гипсовые копии скульптурных групп, выкрашенные краской под бронзу.

Через год Клодтом были изготовлены бронзовые копии конных групп. Когда бронзовые скульптуры уже были готовы к установке, их в 1842 году по указанию Николая I подарили прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. Кони Клодта оказались в Берлине. В качестве ответного жеста прусский монарх в 1845 году подарил Санкт-Петербургу два изваяния Славы, которые установили на Конногвардейском бульваре.

Гипсовые скульптуры на восточном берегу Фонтанки быстро пришли в негодность. Обер-полицмейстер сообщал президенту Академии художеств, что «у алебастровой фигуры лошади оказалась трещина, а алебастр местами начал отваливаться, отчего фигура делается безобразной» [Цит. по: 5, с. 25]. В конце концов у лошади отвалился хвост, и обер-полицмейстер докладывал об опасности для пешеходов.


Новые бронзовые скульптуры на Аничковом мосту были установлены 9 октября 1843 года. Но в апреле 1846 года их сняли с переправы. Их снова подарили, на этот раз королю Сицилии Фердинанду II. Этим подарком русский царь отблагодарил сицилийского монарха за пышный приём его супруги. Скульптуры отправились в Неаполь, их место снова заняли гипсовые копии. В конце концов Клодт отказался от установки на Аничковом мосту копий и решил создать две новые композиции, развить сюжет «Покорение коня человеком». О работе над скульптурами писал сын Клодта Михаил:

Эскизы последних двух групп были готовы в 1848 году. Спустя ещё два года замысел Клодта был завершён. По замыслу скульптора находясь на Аничковом мосту нельзя увидеть все четыре фигуры. Их нужно рассматривать постепенно, одну за другой. Наиболее полно сюжет Клодта раскроется, если начать обзор ансамбля с западной стороны, от первой группы, изображающей укротителя с кордой в руках. Затем надо перейти Невский проспект, затем через мост на его восточную сторону. Вторая скульптура передаёт усиленную динамику борьбы. Человек повержен конём, который почти вырвался на свободу. В третьей группе драматизм постепенно спадает, а четвёртая показывает укротителя, спокойно шагающего рядом с конём, чья спина укрыта шкурой барса. Процесс укрощение коня символизируется в том числе тем, что кони третьей и четвёртой группы, в отличие от первых, подкованы.

Кони на Аничковом мосту стали одним из символов Санкт-Петербурга. Ещё три пары таких же скульптурных групп впоследствии были установлены в Стрельне, в Петергофе и в усадьбе Голицыных Кузьминки под Москвой.


Несмотря на протесты Академии художеств, городская администрация продолжала совершенствовать Аничков мост. Вскоре после его открытия на нём появились фонари только входящего в моду газового освещения. В 1890-х годах здесь появилась часовенка высотой не более 1,5 метров.

А. Блок писал о скульптурах Аничкова моста:

Аничков мост. XX век и наше время

При осмотре Аничкова моста 9 октября 1902 года его состояние было признано аварийным. Когда по Невскому проспекту было решено пустить трамвай, с ремонтом переправы медлить стало невозможно. Для замены старых сводов требовалось разобрать и устои, то есть старый мост подлежал полной разборке. Воссоздание Аничкова моста по старому проекту требовало больших временных и финансовых затрат. Поэтому комиссия городской железной дороги под руководством инженера А. П. Пшеницкого альтернативный вариант реконструкции, который предполагал создание металлической однопролётной переправы вместо кирпичной трёхпролётной. Это предложение взволновало общественность города, требующую воссоздание Аничкова моста. 25 апреля 1905 года Академия художеств высказалась за сохранение исторического облика переправы. Мало того, даже патина на скульптурах Аничкова моста должна была остаться нетронутой, дабы клодтовские скульптуры не казались новоделом.

Принятый к реализации проект реконструкции Аничкова моста составили С. П. Бобровский и Н. Г. Кривошеин. Восстановительные работы проводились в 1906-1908 годах под руководством архитектора П. В. Щусева. При этом устои и быки остались прежними, тогда как кирпичные своды были переложены. Для удобства пешеходов узкие сходни с моста заменили широкими ступенями.


После реконструкции переправы на ней появилась табличка «Аничкин мост». Это не осталось незамеченным потомками М. О. Аничкова, обратившимся в городскую управу с просьбой исправить ошибку, ведь их предки носили фамилию Аничковы, а не Аничкины. После наведения справок, городская управа, будучи не полномочной изменять название, обратилась в городскую думу, которая и восстановила историческую справедливость.

Предложения по «улучшению» Аничкова моста возникали и после его ремонта. В 1912 году гласный член городской думы архитектор А. П. Ковшаров предлагал нарастить пьедесталы гранитными плитами дабы кони были видны ещё лучше.

В 1938 году на Аничковом мосту, равно как и на всём Невском проспекте, торцевую мостовую сменил асфальт.

Во время Великой Отечественной войны, когда немецкие войска оказались рядом с Ленинградом, в октябре 1941 года Исполкомом Ленгорсовета было принято решение о сбережении скульптур Аничкова моста. В постановлении говорилось:

Укрытием конных групп руководил инженер В. Макаров. Скульптуры прятали в уже промёрзшую землю, которую пришлось долбить дабы вырыть четыре ямы. Каждая фигура была помещена в деревянный ящик. Бронзовые фигуры были смазаны тавотом и оклеены бумагой. Пустоты между ними и стенками ящиков засыпали песком. Опустили в землю их только на половину, дабы не подвергать скульптуры воздействию грунтовых вод. Над ними насыпали холмы, которые стали частью газонов.


После укрытия скульптур в саду Дворца пионеров на освободившихся постаментах были выставлены ящики с засеянной травой. От прямых попаданий бомб мост сильно пострадал. В ночь на 6 ноября 1942 года 250-килограммовая бомба попала в переправу, отчего 30 метров чугунной решётки и гранитная тумба оказались в Фонтанке. Но уже 7 ноября здесь было восстановлено трамвайное движение, а спустя пять дней восстановили ограду. Новые части решётки можно отличить от старых только по клейму «Лентрублит». Конные статуи были возвращены на Аничков мост накануне 1 мая 1945 года. Ленинградский поэт Николай Браун писал:

В 2000 году проводилась реставрация бронзовых конных групп. Восстановительные работы возглавлял скульптор В. Г. Сорин. Очередной капитальный ремонт Аничкова моста был проведён в 2008 году.

Длина Аничкова моста составляет 54,6 метра, ширина — 37,9 метров.

Источник: walkspb.ru

Аничков мост находится на реке Фонтанке там, где она пересекается с Невским проспектом. Его начали строить в 1715 году по указу Петра I.

Это был первый мост на Фонтанке, его строили быстро, потому что прокладываемый Невский проспект играл важную роль в городе: переправа через широкую реку была совершенно необходима.

В 1716 году деревянный мост на свайных основаниях был готов. Его перебросили не только через русло реки, но и через ее заболоченную пойму. Считается, что длина первого моста была не менее 150 метров.

Строительство вели солдаты инженерной воинской части под командованием подполковника Михаила Аничкова. Его имя дало название мосту. Солдаты жили в финском поселении, и это место тоже стали звать Аничковой слободой.

По реке Фонтанке до окончания XVIII века проходила городская граница, хотя Петербург ее вскоре перешагнул, и пригородная территория активно застраивалась.

Мост перекрывал шлагбаум, рядом находилось помещение, где бралась плата за проезд. Рассчитаться можно было не только деньгами, но и камнем, в котором постоянно нуждался строящийся город.

Чертежи первого моста утрачены, известно только, что он был узким, поэтому через несколько лет переправу пришлось расширять. Фонтанку к этому времени расчистили, по ней могли ходить суда. Для их прохода среднюю часть моста сделали подъемной.

Движение по Аничкову мосту было интенсивным, в течение XVIII века его приходилось несколько ремонтировать. Для придания конструкции презентабельного вида доски были раскрашены под каменные русты, перила крепились к тумбам, украшенным вазами и шарами.

Аничков мост попал в программу перестройки мостов, осуществленную в 1780-е годы. В это время построили семь однотипных мостов. Из их до наших дней дошли только Ломоносов и Старо-Калинкин, по которым можно представить вид Аничкова моста тех лет.

По его краям стояли четыре башни, между ними шли тяжелые цепи, поднимающие разводную часть моста. Говорят, что для подъема благодаря специальному механизму требовались усилия всего двух человек.

В первые десятилетия XIX века Невский проспект стал шире проезжего полотна моста, который не справлялся с потоком телег и экипажей. Аничков мост разобрали в 1841 году и за семь месяцев построили новый. Его облик сохранился до наших дней.

Угловые башни исчезли за ненадобностью, опоры и пролеты получили гранитную облицовку. Чугунные перила были отлиты из чугуна по рисунку немецкого архитектора К. Шинкеля.

Они представляют собой чередующиеся изображения русалок и морских коньков.

Специалисты утверждают, что с архитектурной точки зрения Аничков мост не представляет собой ничего интересного. Однако благодаря удивительным конным скульптурам его трудно спутать с другими петербургскими мостами.

История появления коней на Аничковом мосту достойна отдельного рассказа.

Сначала скульптурная группа бронзовых коней предназначалась для украшения Университетской набережной. Заказ выполнял скульптор П.К. Клодт. Однако это место отдали двум египетским сфинксам.

К.И. Росси предложил установить коней Клодта на пристани около Адмиралтейства. Идея не была одобрена, тогда скульптор сам выбрал Аничков мост для установки своих творений.

Готовы были две скульптуры, их установили на западной стороне моста. На противоположном берегу поставили гипсовые копии, раскрашенные под бронзу.

На отливку двух недостающих скульптур потребовался еще год. Но Николай I сразу подарил их прусскому императору: теперь их можно увидеть в Берлине.

Следующая пара коней, благополучно отлитая П.К. Клодтом, простояла на мосту всего два года и отправилась в Неаполь в качестве подарка королю. Следующие копии коней изготовлены для Петергофа, Стрельны и московской усадьбы князей Голицыных.

Заготовки коней скульптор изваял с натуры, моделью ему служил арабский жеребец чистых кровей. При этом Клодту помогала его дочь, которая держала коня во время зарисовок и заставляла его принимать нужные позы.

Только в 1851 году Аничков мост получил полный комплект «Укротителей коней». В последний раз скульптор отливал не копии, а создал новые композиции, изображающие четыре стадии укрощения коней.

Благодаря фантазии комментаторов насчитывается несколько вариантов сюжета укрощения. Сначала дикий конь усиленно сопротивляется, поднимается на дыбы, повергает на землю юношу-укротителя.

Юноша из последних сил, натягивая узду, удерживает прекрасное, но дикое животное. Следующая композиция изображает укротителя, который уверенно держит покоряющегося коня.

Давно замечено, что на конях, обращенных в сторону Литейного проспекта, есть подковы, а пара других коней остается без подков. Это объясняют тем, что на Литейном проспекте и в Кузнечном переулке находились кузницы, поэтому оттуда кони возвращаются уже подкованными.

В блокадные годы конные статуи были сняты и закопаны на территории Аничкова дворца. Предосторожность оказалась не лишней, потому что в мост несколько раз попадали снаряды, повреждая парапеты и перила.

В память о войне на одном из постаментов, где стояла статуя, специально оставлен след от осколка немецкого снаряда и укреплена памятная дощечка с объясняющей надписью.

Мост несколько раз реставрировали. В начале ХХ века по проекту академика П.В. Щусева были переложены и облицованы гранитом кирпичные своды.

Общая ширина моста после перестройки стала равняться 37,9 метра при ширине проезжей части составляющей 31,9 метра.

В 1990-е годы заново отливали чугунное ограждение Аничкова моста, проводили гидроизоляцию, заменили кирпичную кладку арок. Были также заменены каменные блоки, не выдержавшие силовых и температурных перегрузок.

Скульптурная конная группа последний раз покидала свои постаменты для реставрации в 2001-2002 году в период подготовки к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга. Реставраторы обновили бронзу по новой методике, защищающей ее от коррозии и выхлопных газов.

Кони, отлитые П.К. Клодтом, приобрели первоначальную оливковую масть.

Источник: 29palms.ru


Categories: Вопросы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.