Один из старейших театров России. Основан в 1756 году. Расположен на пл. Островского близ Невского проспекта.

Театр был учрежден по указу императрицы Елизаветы Петровны 30 августа 1756 года в день Св. Александра Невского. Первым его директором стал драматург А.П. Сумароков, труппу возглавил Федор Волков (в 1763 году его сменил г. И.А. Дмитревский). В 1759 году театр получил статус придворного.  Здесь ставились пьесы Сумарокова, Д.И. Фонвизина, Я.Б. Княжнина, Ж.Б. Мольера, Ж. Расина, П. Корнеля, П. Бомарше, Вольтера.

Первое здание театра на месте Александринского было построено в 1801 году для оперной труппы итальянца Казасси (архитектор В. Бренна). В 1828-1832 годах по проекту Карла Росси было возведено здание Александринского театра (назван так в честь жены Николая I Александры Федоровны). Оно было выполнено в стиле ампир и является выдающимся памятником архитектуры. Торжественное открытие театра состоялось 31 августа.  В 1841 году театр уже мог принять 1700 зрителей.


В XIX веке «Александринка» была главным императорским театром. Ставились здесь в основном легкие жанры – водевиль и комедия. В 1810-е годы в театре шли пьесы М.Н. Загоскина, А.А. Шаховского, Н.И. Хмельницкого, комедии А.С. Грибоедова «Молодые супруги» (1815), «Притворная неверность» (1818). Также после Отечественной войны 1812 года в театре ставились патриотические трагедии В.А. Озерова с участием знаменитых трагиков А.С. Яковлева и Е.С. Семеновой.

В 1820-е годы театр обратился к романтическому репертуару. На его сцене можно было увидеть спектакли по поэмам Пушкина, Жуковского, романам В. Скотта. 

В 1830-1850-е  на сцене Александринского театра играли выдающиеся актеры: А.В. Каратыгин, И.И. Сосницкий, В.Н. Асенкова, А.Е. Мартынов. Ставились пьесы А.Н. Островского, «Горе от ума» Грибоедова, «Ревизор» Гоголя, произведения И.С. Тургенева, А.В. Сухово-Кобылина, драматургов «натуральной школы».  

Во второй половине XIX века театр прославили такие актеры, как П.В. Васильев, В.В. Самойлов, В.Н. Давыдов, М.Г. Савина, М.В. Дальский, П.А. Стрепетова, В.Ф. Комиссаржевская. С театром сотрудничали художники К.А. Коровин, А.Н. Бенуа. Неудачей закончилась попытка поставить в «Александринке» «Чайку» А.П. Чехова в 1896 году. В это время в театре преобладал бытовой реализм, граничивший с натурализмом, и пьеса осталась непонятой.


В 1908-1917 годах главным режиссером театра был В.Э. Мейерхольд. При нем были поставлены «Дон Жуан» Мольера (1910), «Гроза» Островского (1916), «Маскарад» Лермонтова (1917). Ведущим актером того периода был крупный представитель героико-романтического направления Ю.М. Юрьев.

В 1920 году театр стал именоваться Петроградским государственным театром драмы (Акдрама), в 1937 году ему было присвоено имя А.С. Пушкина. Начиная с 1920-х  в разное время в театре работали знаменитые режиссеры  С.Э. Радлов, Н.В. Петров, Г.М. Козинцев, Г.А. Товстоногов и др.

Во время ВОВ театр находился в эвакуации в Новосибирске. Вернулся в Ленинград в 1944 году.

В 1975-1991 годы художественным руководителем театра был И.О. Горбачев, его ведущий актер с1954 года. Основой репертуара продолжала оставаться русская и зарубежная классика.

На сцене «Александринки» работали такие артисты, как А.Ф. Борисов, В.В. Меркурьев, Н.К. Симонов, Ю.В. Толубеев, Б.А. Фрейндлих, И.П. Дмитриев, Н.Н. Ургант и др.

В 1990-е годы театр официально получил  название «Александринский».

В 2005-2006 годах проходила его генеральная реконструкция, в результате которой был воссоздан исторический облик интерьеров здания. Торжественное открытие состоялось 30 августа 2006 года во время празднования 250-летия театра. В 2010 году завершилось строительство малой сцены «Александринки». 13 мая 2013 года здесь состоялась премьера – спектакль «Преступление», основанный на романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». В ноябре 2012 года отмечалось 180-летие здания театра.


Театр регулярно проводит международный театральный фестиваль «Александринский».

Сейчас его художественным руководителем является народный артист России, лауреат Государственных премий Валерий Фокин. 

Источник: w.histrf.ru

Александринский театр является старейшим национальным театром России. Он был учрежден Сенатским Указом, подписанным дочерью Петра Великого императрицей Елизаветой 30 августа 1756 года в день Святого Александра Невского. Именно этот театр является прародителем всех Российских театров, а дата его основания – Днем рождения Русского профессионального театра. Учреждение театра послужило началом государственной политики Российского государства в области театрального искусства.
Российский государственный театр драмы на протяжении двух с половиной столетий служил атрибутом Российской государственности. В 18, 19 и начале 20 веков он являлся главным императорским театром, судьбой которого занимались Российские императоры.
С 1832 года Российский государственный театр драмы получил великолепное здание в центре Невского проспекта в Санкт-Петербурге, построенное по проекту великого архитектора Карла России.
о здание было названо Александринским театром (в честь супруги императора Николая Первого Александры Федоровны) и с тех пор имя Александринского театра неразрывно связано с мировой историей сценического искусства.
Именно здесь, в Александринском театре состоялись премьеры практически всех произведений русской драматургической классики от «Горя от ума» А. С. Грибоедова до пьес А. Н. Островского и А. П. Чехова. Александринский театр – это учебник истории русского театрального искусства. Именно на этой сцене играли знаменитые русские актеры – от В.Каратыгина и А.Мартынова до Н.Симонова, Н.Черкасова, В. Меркурьева, И.Горбачева, Б.Фрейндлиха. Эту сцену украшали дарования прославленных русских актрис от Е.Семеновой, М.Савиной (основательницы Союза театральных деятелей России), В.Комиссаржевской до Е.Корчагиной-Александровской, Е.Тиме, Н.Ургант. Сегодня на сцене Александринского театра работают такие артисты, как С.Паршин, В.Смирнов, Н.Буров, Н.Мартон, И.Волков, А.Девотченко, С.Смирнова, И.Вознесенская, М.Кузнецова, К.Петрова и др.

В театре работали великие театральные режиссёры Вс.Мейерхольд, Л.Вивьен, Г.Козинцев, Г.Товстоногов, Н.Акимов. Сегодня Александринским театром руководит известный режиссер, народный артист России, лауреат Государственных премий Валерий Фокин. Спектакли александринцев вошли во все мировые энциклопедии театра. С театром сотрудничали великие художники А.Бенуа, К.Коровин, А.Головин, Н.Альтман, выдающиеся композиторы А.Глазунов, Д.Шостакович, Р.Щедрин.
Академик Д.С.Лихачёв неоднократно говорил и писал о том, что Александринский театр «является поистине национальным достоянием России».


Источник: www.kino-teatr.ru

Санкт-Петербург называют культурной столицей России, немаловажное значение при этом отводя театральному искусству. Александринский театр – старейший профессиональный театр русской драмы, — и в наши дни радует и ошеломляет зрителей своими постановками, одаривая радужными эмоциями и духовно обогащая, оставляет неизгладимый след от прикосновения к творческому гению настоящих мастеров сцены.

Историческая справка

Прошло более двух с половиной столетий с момента подписания императрицей Елизаветой высочайшего указа об учреждении в России первого государственного национального театра. Он положил начало созданию Императорских театров России. Этот день 30 августа 1756 года считается не только днем рождения Александринского театра, но и Днем рождения всего Русского театра.

Из Ярославля пригласили группу артистов, которые, не будучи профессионалами, уже успели прославиться и приобрели известность даже при дворе. Тем же указом Федор Волков, известный нам как основатель русского театра, был назначен первым актером, а директором – Александр Сумароков, первый русский профессиональный литератор. Именно Сумароков познакомил читающую Россию с Шекспиром, хотя его трактовка не являлась переводом, а скорее собственным творчеством по мотивам оригинала, вызвавшая резкую критику великих современников: М.
Ломоносова, В. К. Тредиаковского. И все-таки его Гамлет выдержал многократные постановки и даже приучил публику воспринимать принца Датского в исполнении Ивана Дмитриевского как человека решительного, обладающего сильной волей. Изменил автор и сюжет трагедии, превратив ее в пьесу с оптимистическим победным финалом. После дворцового переворота 1762 года цензура усмотрела в ней намек на убийство Петра III и спектакль запретили.

В те годы в театре идут и другие трагедии А. П. Сумарокова, среди них наибольшим успехом отмечены «Хорев», «Синав и Трувор», а также драмы Ф. Г. Волкова, который сочинил 15 пьес, помимо этого писал музыку к постановкам и занимался их художественным оформлением.

Здание театра — шедевр архитектуры

Ныне существующее здание театра в стиле ампир было построено в 1832 году знаменитым архитектором Карлом Росси. Театр и разбитый по его проекту сад получили название Александринский – в честь большой поклонницы театрального искусства императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I. Театральный ансамбль, задуманный для прославления высокого искусства, включал также Театральную улицу (нынешняя улица Росси), спроектированную по четким канонам: ширина равняется высоте зданий (22 м), а длина превышает ее точно в десять раз (220 м).

Пальму первенства Александринки на театральном поприще разделяют и заложенные в проекте новаторские инженерно-технические идеи, разработанные при участии М. Е. Кларка. Талантливый инженер, выходец из Шотландии, будучи директором литейного завода в Петербурге, посвятил себя инженерному делу и созданию металлоконструкций. Под его руководством построен один из первых пароходов, первая подводная лодка. Он привлекался к реконструкции Зимнего дворца после пожара, строительству Нового и Малого Эрмитажа.


Новая металлоконструкция кровли здания театра вызывала серьезные опасения и повлекла даже остановку строительства на некоторое время. На что Росси ответил письмом к министру Волконскому, выражая твердое убеждение в точности всех расчетов и прочности конструкций, выставляя в качестве гарантии предложение: повесить его самого на стропилах здания, если что-то произойдет с крышей. А произошло лишь то, что здание театра стоит и по сей день, и впервые капитальному ремонту оно подверглось в 2005 году. Тогда же были обнаружены и другие свидетельства надежности инженерно-технических решений:

• сохранившая абсолютную пригодность система вентиляции, почти 200 лет защищавшая здание от пожаров;
• замурованный в стене действующий термометр парового отопления, которое в ту пору само по себе уже являлось диковинкой.

Важным элементом украшения здания служит скульптура. Бог искусств и покровитель девяти муз Аполлон управляет квадригой запряженной четверкой вздыбленных коней, сдержав их стремительный бег на краю аттика здания. В нишах фасада расположились музы – Терпсихора и Эвтерпа, Мельпомена и Талия, символизирующие искусство танца, поэзии, трагедии и комедии.


Напротив здания установлен памятник Екатерине II. Всем своим видом театральный ансамбль внушал поистине императорское величие, нашедшее отражение в стихах поэта-эмигранта Н. Я. Агнивцева, воспевавшего «блистательный Санкт-Петербург»:

«… Там, где Российской Клеопатры
Чугунный взор так горделив,
Александрийского театра
Чеканный высится массив …»

Не менее впечатляющей роскошью отличался блестящий зал на 1700 зрителей, отделанный голубым трипом небесного оттенка, плафоном с изображением Олимпа и Парнаса. В дальнейшем закоптившаяся от масляных ламп обивка была заменена пунцовым бархатом, обновлена вся живопись потолка и стен.

В знак огромной благодарности Карлу Росси после открытия Александринского театра была пожалована театральная ложа в бесплатное пожизненное пользование. Знаменитый архитектор, создавший величественный облик центра столицы, отчаянно нуждался в средствах и просил заменить подарок денежным эквивалентом. Такую просьбу сочли неудобной и даже не стали докладывать императору. Тогда он был вынужден регулярно продавать места в ложе. Однажды его представитель продал билеты лицам, принадлежавшим к разным социальным слоям. Они не пожелали делить одну ложу, разразился скандал, в результате которого архитектор лишился своего права.

В 1832 году Карл Росси отошел от дел, рассорившись с придворным окружением, и умер в полном забвении в 1849 году. Александринский театр – одно из последних его творений, поражает грандиозным классическим внешним видом и декором фасадов. В былые времена считалось верхом неприличия приходить в столь великолепный театр пешком. Огромная очередь экипажей теснилась перед входом, ведь даже студенты брали извозчика в ближнем квартале, чтобы достойно появиться перед театром.


Творческая деятельность

Открылся Александринский театр 31 августа 1832 года трагедией М. В. Крюковского «Пожарский, или Освобожденная Москва», которую предваряло исполнение увертюры из оперы «Иван Сусанин» К. А. Кавоса, прозвучавшей в момент появления императорской семьи в Царской ложе.

Среди первых спектаклей можно отметить большой успех оперы «Фенелла» Даниэля Обера (оригинальное название «Немая из Портичи»), которая примечательна тем, что главная героиня исполняет большую балетную партию без слов. Автор, не находя поющей и одновременно танцующей актрисы, придумал сделать героиню немой. Исполнение выпускницы театрального училища Марии Новицкой, дебютировавшей в этой роли, было столь блестящим, что нашло отражение в других видах искусства. М. Ю. Лермонтов упомянул это событие в повести «Княгиня Лиговская», а художник из династии Брюлловых — Иван Павлович Брюллов – зарисовал все сцены постановки. Литография одного из рисунков хранится в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве.

На сцене шли балеты и оперы, водевили и драмы, комедии и трагедии, блистали актеры Н. О. Дюр, В. Н. Асенкова, А. В. Каратыгин, И. И. Сосницкий, пока во второй половине XIX века не произошло разделение императорских театров по жанрам. Александринка с тех давних пор и поныне остается драматическим театром. Сложилась труппа актеров, имена которых прославили русскую драму: В. Н. Давыдов, К. А. Варламов, П. А. Стрепетова и, конечно же, В. Ф. Комиссаржевская.


Огромный репертуар театра, включавший лучшие произведения отечественной и зарубежной драматургии, оказал влияние на весь ход развития российской театральной культуры. На его сцене впервые увидели свет почти все спектакли русской классики, впрочем, не всегда удачно. Известен провал чеховской «Чайки», которая через несколько лет имела поразительный успех в постановке МХАТа.
После революции сюда пришло новое искусство, тесно связанное с именем В. Э. Мейерхольда. Сменилось название театра на Государственный академический театр драмы имени А. С. Пушкина.

Первоначальное название вернулось в театр в 1991 году, а исторический облик интерьеров возвратился в 2006 году в результате генеральной реконструкции.
В 2013 году спектаклем-лабораторией «Преступление» открылась «Новая сцена Александринского театра», которая включает в себя современную сцену-трансформер, учебный корпус, медиа-центр и Интернет-театр. Здесь проходят лекции, встречи, музыкальные проекты и экспериментальные постановки. Сцену современного театра украшают гастроли российских и зарубежных театров, а также постановки известных европейских режиссеров.

Художественный руководитель театра Валерий Фокин позиционирует себя как последователь Всеволода Мейерхольда, что вполне демонстрируют его постановки «Ревизор» и «Гамлет».

В 2014 году Александринский театр получил статус Национального достояния, а 2016 году здание театра включено в реестр шедевров архитектуры РФ и ЮНЕСКО.

Источник: spbguidebook.ru

Описание

Главный фасад театра обращен к Невскому проспекту. На аттике здания мы видим колесницу Аполлона с четверкой лошадей. Скульптурное убранство раскрывает назначение величественного строения:

  • Знаменитая квадрига — это символ театра и одна из эмблем города на Неве
  • Аполлон – покровитель искусства. В одной руке он держит венок, предназначенный победителю на театральной сцене, а в другой — античный струнный инструмент – кифару
  • В нишах главного фасада Вы видите Терпсихору (музу танца) и Мельпомену (музу трагедии). На фасаде, выходящем на улицу Росси и площадь Ломоносова, установлена скульптура Клио, музы истории и Талии, музы комедии. Все это говорит о том, что на сцене должны были идти спектакли всех жанров.

Надо отметить, что великий зодчий при проектировании здания проявил себя как настоящий новатор. Для перекрытия всей постройки и зрительного зала, пролет которых составляет соответственно 30 и 21 метр, Росси совместно с инженером Матвеем Кларком создал оригинальную систему из металлических арочных ферм. Причем, архитектор был полностью уверен в прочности своей конструкции и утверждал, что если случится какое-либо происшествие, то «пусть тот же час меня повесят на одной из стропил театра».

Зрительский зал просторный и нарядный. Для его оформления применены резной орнамент и позолота, роспись и яркая обивка кресел.

К сожалению, большая часть отделки, а также живописный плафон работы итальянского художника Антонио Виги не сохранились до наших дней.

Источник: www.spb-guide.ru


Categories: Вопросы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.