Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова в Ярославле – первый русский профессиональный театр, основанный в 1750 году. Театр назван в честь основателя – купеческого сына Федора Волкова, режиссера, актера, художника, предпринимателя, культуртрегера: начав с амбара на берегу Волги и любительской труппы, он вывел свой театр на профессиональный уровень, за что и был призван в Петербург поднимать театральное дело там.

В XIX веке ярославский театр был знаменит не только как старейший, но и как один из лучших, к XX веку за ним окончательно закрепилось имя Волкова. В советское время театр получил статус академического.

Театр располагается в здании постройки 1911 года (архитектор – Н. Спирин).

В настоящее время коллектив возглавляют художественный руководитель Евгений Марчелли и директор Юрий Итин. Сейчас в афише «Первого русского» – имена ведущих российских и европейских режиссеров, смелые и остросовременные постановки.
егодно театр организует два форума: Международный Волковский фестиваль под девизом «Русская драматургия на языках мира», вошедший в пятерку крупнейших театральных форумов страны, и молодежный фестиваль «Будущее театральной России». В 2011 году был дан старт новому проекту театра: на Камерной сцене заработал Центр им. Константина Треплева, своеобразная лаборатория, где пульс старейшего театра страны сверяется с дыханием современности… Помимо этой площадки, в театре несколько экспериментальных пространств: Средняя сцена, расположенная непосредственно в пределах сценической коробки большого зала, и арт-кафе.

Театр – обладатель множества престижных наград, в том числе четырех национальных театральных премий «Золотая маска»: народная артистка России Наталия Терентьева получила ее в номинации «за честь и достоинство», актриса Анастасия Светлова – за главную роль в спектакле «Екатерина Ивановна» в постановке Евгения Марчелли. Другой спектакль Марчелли – «Без названия» – обладатель двух «масок»: за лучшую мужскую роль (Виталий Кищенко – Платонов) и как лучший драматический спектакль большой формы в 2013 году.

Источник: www.culture.ru

Федор Волков – основатель русского театра

Сын костромского купца Федор рано осиротел. Новое замужество его матери привело к смене местожительства — из Костромы семья переехала к отчиму – состоятельному и доброму купцу — в Ярославль. В небольшом городе модной была тема народных игрищ и театрализованных ярмарочных представлений, которые очень нравились Федору. Когда мальчику исполнилось 12 лет, его отправляют на учебу в Москву, на стажировку к немцам-промышленникам.


Ярмарочные представления на картине Б.Кустодиева "Балаганы"Ярмарочные представления на картине Б.Кустодиева «Балаганы»

Пребывание в Москве сыграло большую роль в развитии таланта Федора Волкова. Во-первых, он в совершенстве овладел немецким языком, что впоследствии помогло в переводе западных пьес на русский язык. Во-вторых, он познакомился и сам принимал участие в театрализованных спектаклях Славяно-греко-латинской академии, активно ставившихся ее учащимися. В-третьих, время прихода к власти Елизаветы Петровны способствовало развитию искусств во всех его проявлениях.

В 17-летнем возрасте юноша попал в Петербург. Великолепие города, его парадные улицы и дворцы, роскошь храмов и площадей – все было ново и торжественно. В столице Федор видит представление спектакля придворной труппы, что производит на него неизгладимое впечатление. Волков остается в Питере на некоторое время и посвящает это пребывание изучению различных искусств, прежде всего – сценического.


Эпоха расцвета искусств при дворе Елизаветы ПетровныЭпоха расцвета искусств при дворе Елизаветы Петровны

В 19 лет он становится наследником отчима и возвращается в Ярославль, но там решает передать управление делами одному из братьев, а сам собирает группу единомышленников и полностью занимается созданием театра.

Для первого театрализованного представления была выбрана пьеса «Эсфирь», которую Федор сам перевел с немецкого. Также была осуществлена постановка пасторали «Эвмон и Берта». Уже через год (1751 г.) для уникального городского развлечения строится специальное здание, правда деревянное, но на Волжской набережной. Это был уже настоящий общегородской театр, у которого были в наличии костюмы, репертуар, артисты. Артистами этого театра становились молодые увлеченные люди – два брата Федора, парикмахер и секретарские служащие, даже священнослужители. Талантливо играл в постановках первого публичного театра и сам его основатель.

Портрет Ф.Волкова на стене Ярославского драматического театраПортрет Ф.Волкова на стене Ярославского драматического театра


Слава о ярославском театральном детище достигла столицы, и уже через год после постройки театрального здания, Волков был вызван в Петербург к Елизавете Петровне. Это было в 1752 году. Федору было 23 года. Ему оставалось жить чуть более 10 лет. Из Ярославля выезжала не просто группа актеров, а полноценный театральный коллектив, со своим разросшимся хозяйством (костюмы, декорации и прочее), сложившимся репертуаром и профессиональной труппой.

Покинув Ярославль, Федор Волков в него больше не вернулся. Но ярославцы чтят память о своем знаменитом земляке. В честь него названа бывшая Театральная площадь, на которой, при входе во Власьевский сад установлен Памятник — Ф.Волкову (1973г.).

Памятник Ф.Волкову на Волковской площади ЯрославляПамятник Ф.Волкову

Дальнейшая судьба Волкова была полностью посвящена театру. Его труппа играла вначале перед императорским двором и шляхетским корпусом. Затем появился царский Указ о создании Русского театра (1756 г), начавший отсчет создания в стране императорских театров. 

Должность первого директора созданного театра занимал А.Сумароков, пьесы которого вошли в театральный репертуар. Позднее эта должность перешла к Волкову, которому ради этого пришлось отказаться от большинства привилегий, от крепостных душ и доли в наследстве.


Театральный спектакль 18 векаТеатральный спектакль 18 века

Федор сам писал пьесы, участвовал в художественном оформлении спектаклей, писал музыку к постановкам, играл на многих инструментах. Талантам его не было предела. Считается, что Волков имел определенное отношение к возведению на престол Екатерины Второй и к устранению Петра Третьего. 

Однако коронация новой императрицы стала губительной для актера. Сильно простудившись на большом московском маскараде в честь прихода Екатерины к власти, Федор Волков скоропостижно умирает. Ему было всего 34 года!

Московский маскарад в честь коронации Екатерины ВторойМосковский маскарад в честь коронации Екатерины Второй

Местом успокоения его стал Некрополь Златоустовского монастыря. Сегодня нет ни того монастыря, ни могилы Ф.Волкова. В 60-е годы 20 века в Спасо-Андрониковом монастыре появилось памятное надгробие.

Надгробие Ф.Волкова в Спасо-Андрониковом монастыреНадгробие Ф.Волкова в Спасо-Андрониковом монастыре

История театрального здания


Выше упоминалось, что первым зданием Ярославля, где начались выступления Публичного Профессионального Русского театра, служил кожевенный амбар, принадлежавший отчиму Федора — купцу Полушкину.

Созданный театр соответствовал своему названию на сто процентов. Он действительно являлся русским, ибо спектакли шли только на родном языке. И по-настоящему общедоступным, ведь на постановки придворных или студенческих театров простые горожане попасть не могли, а в новое развлекательное заведение билеты продавались всем. 

Постоянный состав труппы вполне уже можно было считать профессиональным, а как же иначе, ведь актеры существовали исключительно на свою зарплату. У театра был полноценный репертуар, своя костюмерная, отличные декорации. Около 20 подвод перевозили из Ярославля в Санкт-Петербург театральную организацию, возникшую на ярославской земле.

Занавес сцены Ярославского театра драмы им.Ф.ВолковаЗанавес сцены Ярославского театра

После отъезда волковского коллектива в Петербург, в Ярославле театральной жизни практически больше не было довольно длительное время. Не нашлось ни достойного приемника, ни финансовой составляющей. Хотя отдельные театральные коллективы в городе появлялись. Например, какое-то время существовал театр при Губернаторском Доме (во времена Мельгунова и Голицина). Позднее появился Урусовский театр (при князе Урусове) со специальным зданием около Ильинской площади (ныне Советской).


В начале 19 века специальное помещение для своего театра построил и Петр Паньков, который был не только губернаторским архитектором, построившим Губернаторский Дом на Волжской набережной, но и известным театральным деятелем города.

Русский театр первой половины 19 векаРусский театр первой половины 19 века — фото

Желая вернуть в Ярославль прославившее его театральное искусство, Паньков на собственные средства построил новое театральное здание, заказал костюмы с декорациями, организовал актерскую труппу. Это новое сооружение появилось около Власьевской площади, недалеко от Знаменской башни. Позднее площадь перед театром будет названа Театральной, а еще позднее, объединившись с Власьевской — Волковской.

Знаменская башня и здание театра на Театральной площади 19 век.Знаменская башня и здание театра 19 век

Труппа нового городского театра работала в Ярославле только в зимний период, а на летний переезжала в Рыбинск. Кстати, в Рыбинске театральное здание также было построено Паньковым.

Во второй половине 19 века это театральное здание отойдет к городскому ведомству, и после реконструкций именно оно станет первым Городским Театром (1882 г.).


Здание Первого городского театра Ярославля в конце 19 векаЗдание Первого городского театра

Уже к концу 19 столетия Театр Ярославля станет одним из лучших театров страны, стены которого видели П.Стрепетову, И.Москвина, Л.Собинова, К.Станиславского и многих других прославленных актеров. 150-летняя годовщина Русского Театра (1900 г.) торжественно отмечалась именно в здании ярославского городского театра, считающимся приемником самого первого профессионального театра страны.

В начале 20 века было принято решение о постройке нового театрального здания, что и было осуществлено по проекту архитектора Н.Спирина (1911 г.), победившего в проведенном конкурсном отборе.

Драматический театр Ярославля построен в 1911 годуДраматический театр Ярославля построен в 1911 году

Фасадные стены и портик строения оформлены украшениями из групповых скульптур. Скульптурная композиция портика содержит изображения Аполлона (по центру) с Музами. С левой стороны от него – Муза трагедии — Мельпомена, с правой – Муза комедии Талия.


Фасадное оформление Театра драмы им.Ф.ВолковаФасадное оформление Театра

Внутреннее интерьерное оформление всех трех этажей роскошно и достойно дворцового ансамбля. Зрительный зал украсил живописный фриз художников Н.Верхотурова и В.Сакен — «Торжество Диониса». 

Внутренние интерьеры театра им.Ф.ВолковаВнутренние интерьеры

Вновь построенный и начавший свою деятельность театр был назван именем Ф. Волкова, что было вполне логично и исторически верно. И сегодня именно это здание является основной площадкой театрального Ярославля.

Театральный фасад с вечерней подсветкойФасад с вечерней подсветкой

Театр сегодня

В советский период ярославский театральный драматический коллектив был одним из лучших среди нестоличных театров страны. С 2000 года он был повышен в статусе, став федеральным.


Сегодня Драматический Театр им.Ф.Волкова, под художественным руководством Е.Марчелли, также остается одним из ведущих и популярных провинциальных коллективов. Постановки театрального коллектива можно увидеть на Основной (900 мест) и на Камерной сценах (100 мест), на Средней сцене (148 мест) и в арт-кафе.

Основной зал Ярославского драматического театраОсновной зал Драматического театра

Действующий репертуар театра состоит почти из 30 пьес. Наравне с классикой, зарубежными и отечественными режиссерами ставятся пьесы современной драматургии

Сцена из спектакля Ярославского драматического театраСцена из спектакля

Ежегодно в осенний период на театральной сцене выступают театральные коллективы страны, принимающие участие в традиционном известном театральном Волковском фестивале, а весной сцена предоставляется для участников молодежного фестиваля «Будущее театральной России».

Афиша Волковского фестиваля в Театре драмы им.Ф.ВолковаАфиша Волковского фестиваля

Постановки сегодняшнего Ярославского Театра Драмы им.Ф.Волкова любят посещать и местные жители, и многочисленные гости города. Театральный коллектив много гастролирует, активно участвует в театральных конкурсах и фестивалях. Его сцена часто предоставляется и  для выступлений гастролирующих театральных коллективов.

Источник: russo-travel.ru

Своим рождением театр на берегу Волги обязан актеру и режиссеру Федору Григорьевичу Волкову, которому в ту пору было всего 21 год. 29 июня 1750 года у большого каменного амбара, где прежде купец Полушкин хранил свой кожевенный товар, пасынок Полушкина Федор Волков с товарищами дал свое первое представление. В репертуаре театра Федора Волкова были пьесы Дмитрия Ростовского, трагедии Ломоносова и Сумарокова, а также сатирические постановки самого Волкова — «Шемякин суд», «Увеселение московских зрителей о масленице», «Всяк Еремей про себя разумей». Первыми гастролями театра стала поездка в Петербург по приглашению императрицы Елизаветы Петровны.
Волков создал новые театральные формы, явившись постановщиком «общенародного зрелища», маскарада «Торжествующая Минерва», устроенного в Москве в честь коронации Екатерины II. Он утвердил сценическое искусство как школу гражданских чувств, связал его с проблемами эпохи. Необычайно важным для дальнейшего развития отечественной сцены было стремление Волкова к демократизации театра и его общедоступности.
Традиции Волкова были развиты в дальнейшем Иваном Дмитревским, соратником Волкова, которому суждено было пройти путь от писчика Ярославской провинциальной канцелярии до академика. Дело Волкова продолжили ученики Дмитревского, великие русские трагики Катерина Семенова и Алексей Яковлев, идущие следом Павел Мочалов и Михаил Щепкин, новые поколения мастеров русского театра.
В первой половине XIX века лучшие актеры труппы Волковского театра утверждали новую сценическую правду, в их творчестве в противовес рутинной манере игры зрело яркое реалистическое начало.

Большим событием в жизни Ярославля стали гастроли крупнейших русских актеров, мастеров театрального искусства В. П. Самойлова, В. И. Живокини – представителей династии Садовских. На сцене Ярославского театра гастролировали в разное время Г. Н. Федотова, А. Е. Мартынов, Ф. П. Горев, В. В. Чарский, К. Н. Полтавцев, П. М. Медведев, Н. Х. Рыбаков, знаменитый негритянский трагик Айра Олдридж, братья Адельгейм, М. В. Дальский, П. Н. Орленев, М. Н. Ермолова, В. Ф. Комиссаржевская, К. А. Варламов, В. Н. Давыдов, М. Г. Савина, певицы Н. В. Плевицкая, А. Д. Вяльцева, Варя Панина. В 1890-х годах здесь несколько раз выступал К. С. Станиславский
Сезон 1899 – 1900 годов ознаменован подготовкой к юбилею и празднованием 150-летия российского национального театра. На юбилейные Волковские торжества в 1900 году были приглашены лучшие силы императорских – Петербургского и Московского Малого – театров. Торжества в Ярославле в честь рождения Первого русского театра стали праздником всей России.
В 1909 году был объявлен конкурс на лучший проект здания нового городского театра, прежнее здание обветшало, и Дума постановила построить новый театр вместимостью более 1000 зрителей. Первая премия в этом конкурсе была присуждена архитектору Н. А. Спирину (1882 – 1938).
В 1911 году новое здание театра было торжественно открыто при огромном стечении народа.
На открытии театра была зачитана приветственная телеграмма от К. С. Станиславского: «Примите сердечную благодарность за приглашение и память… Искренне желаю, чтобы на родине основателя русского театра зародилось и расцвело симпатичное молодое дело. Примите поздравления и передайте участникам дела. Станиславский».
В этом же году театру было присвоено имя Федора Григорьевича Волкова.
Два года (1914 – 1916) в театре держал антрепризу молодой, но уже известный в России режиссер И. А. Ростовцев, собравший очень сильную труппу, привлекший зрителей талантливыми постановками «Мещан» М. Горького, «Чайки»
А. П. Чехова, вниманием к русской классической драматургии.
В первые годы советской власти Ярославский театр получает название «Советский имени Волкова театр».
Во второй половине 30-х годов труппа Волковского театра объединяется в замечательный, строгий и стройный ансамбль мастеров сцены, на многие десятилетия определивших творческое лицо театра. Это С. Ромоданов, А. Чудинова, А. Магницкая, В. Соколов, С. Комиссаров, В. Политимский, Г. Свободин. Репертуар 30-х годов представлен русской классикой, прежде всего драматургией Островского («Гроза», «Бесприданница», «Без вины виноватые», «Последняя жертва»).
В годы Великой Отечественной войны многие волковцы ушли на фронт, встав с оружием в руках на защиту Родины. Среди них актеры Валериан Соколов, Владимир Митрофанов, Дмитрий Аборкин, Владимир Мосягин, декоратор, а впоследствии актер Константин Лисицын, удостоенный звания Героя Советского Союза, актриса, ставшая фронтовой разведчицей, Софья Аверичева, актриса Мария Рыпневская, художественный руководитель театра Давид Манский. Молодой режиссер Семен Оршанский пришел в театр в 1940 году. Дебютировал спектаклем «Горячее сердце»
А. Н. Островского, успел поставить «Парень из нашего города», «Овод». В 1942 году погиб в боях за Сталинград.
Начиная с 50-х годов театр вступает в пору подлинного расцвета. Лучшие мастера сцены – народные артисты СССР и РСФСР, лауреаты Государственных премий Григорий Белов, Валерий Нельский, Сергей Ромоданов, Александра Чудинова, Клара Незванова – несут в своем творчестве немалый заряд старой русской классической театральной культуры. Спектакли Волковского театра отмечены единством и цельностью почерка.
С 1960 года по 1978 год руководство театром осуществляет выдающийся деятель советского театрального искусства, народный артист СССР, лауреат Государственных премий Фирс Шишигин. С именем Шишигина, возглавлявшего театр почти два десятилетия, связан значительный этап истории Волковской сцены.
В начале 60-х годов на Волковской сцене работает энергичный, пленяющий своими спектаклями режиссер Виктор Давыдов.
Рядом со старейшинами Волковской сцены – Г. Беловым, В. Нельским, А. Чудиновой, Г. Свободиным, К. Незвановой, С. Ромодановым наиболее ярко проявляются талант и дарования мастеров Волковской сцены новой генерации – Николая Кузьмина, Юрия Караева, Владимира Солопова, Натальи Терентьевой, Сергея Тихонова, Феликса Раздьяконова.
На рубеже 70 – 80-х годов традиции русской сценической школы продолжены возглавившим театр Владимиром Кузьминым. Остросовременно и психологически насыщенно решены «Варвары» и «Фальшивая монета» М. Горького. Романтической окрыленностью и взволнованным лиризмом отмечена «Соловьиная ночь» В. Ежова, эпической широтой покоряло «Материнское поле» Ч. Айтматова.
С 1983 года по 1987 год театром руководит режиссер Глеб Дроздов.
Впервые руководитель театра столь открыто декларирует установку на отказ от прежних традиций, оправдывая это необходимостью освобождения от «академизма» и консервативных способов сценического существования. Впервые столь резко театр отрывается от своих истоков, от корней, от сердцевины. Дроздов отстаивает театр зрелища и представления, угадывая наступающую стихию рынка и коммерциализации зрелищных предприятий.
В начале 90-х годов театр возглавил режиссер Владимир Воронцов, предугадавший и отразивший в своем творчестве ритмы катастрофического времени. К его несомненным удачам следует отнести остропсихологическую постановку «Профессора Сторицына» Л. Андреева, зрелищно-площадную «Корсиканку» И. Губача, поэтическую исповедальность «Вье карре» Т. Уильямса.
Общественные сдвиги, повлекшие за собой распад СССР, и последующие события, несомненно, отразились на резких попытках кадрового реформирования театра и на состоянии коллектива, пережившего в этот период немало потрясений.
С 1996 года главным режиссером театра становится Владимир Боголепов, вдумчивый художник, в прошлом учившийся у знаменитых волковских «стариков», чтящий исторические традиции и художественные завоевания театра. Театр берет курс на русскую и мировую классическую драматургию.
В 1997 году со спектаклем «Детоубийца» Ф. Горенштейна театр был приглашен в Прагу, на сцену Национального театра «Народны дивадло». В мае – июне 1998 года при поддержке Российских центров культуры театр провел гастрольную поездку со спектаклями «Фома» Достоевского и «Платонов» Чехова по городам Европы – Париж, Прага, Будапешт, Братислава, Берлин. Гастроли имели большой художественный резонанс и способствовали установлению новых творческих связей театра. В 1999 году состоялись новые гастроли театра по Северной Европе – театр представил свое искусство в Финляндии, Дании и Норвегии.

Источник: www.kino-teatr.ru


Categories: Театр

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.