Томский театрТоржественное открытие драматического театра «Версия» состоялось 5 декабря 2006 года. Это стало заметным событием не только для артистов и работников театра, но и культурного пространства России, о чем свидетельствовали многочисленные публикации в центральной прессе, сюжеты на всех телеканалах центрального телевидения, приглашение художественного руководителя театра в Москву для участия в различных передачах.
    Такой интерес к театру был вызван, в первую очередь, тем, что специально для «Версии» было построено и оснащено без единой бюджетной копейки уникальное театральное здание в центре города.
    С самого начала театр «Версия» ставит перед собой серьезные художественные задачи. В основе репертуара – только лучшие образцы классического и современного драматургического материала.


сцене «Версии» с успехом идут пьесы по произведениям Чехова, Набокова, Акунина, Карамзина, Гоголя, Фаулза.
    Талантливое, эмоционально воздействующие на зрителя соединение психологической глубины и яркой формы — вот суть успеха спектаклей театра!
     Одна из важнейших составляющих нашей работы – активное творческое взаимодействие с ведущими мастерами Российской сцены: С.Ю. Юрским, А.А. Ширвиндтом, С.А. Виноградовым, Л.К. Дуровым, М.Г. Розовским, В.В. Меньшиковым, В.В. Алентовой…
    Наши знаменитые коллеги приезжают к нам, играют на нашей сцене спектакли, проводят мастер – классы с участием артистов «Версии», для которых открыта уникальная возможность повышения своего профессионального уровня и знакомства с тенденциями театрального пространства столицы.
    Результаты творческих встреч с мастерами сцены трудно переоценить. Некоторые из знаковых режиссеров уже поработали в театре «Версия», либо пока еще планируют, не смотря на свою занятость, сотрудничество с нами.
    Несколько спектаклей на нашей сцене поставил самобытный, уникальный режиссер, хореограф, Заслуженный артист России Сергей Виноградов, чье мастерство, чья эстетика восхищают наших зрителей и всех, кому посчастливилось работать под его руководством.
    Мы понимаем, что та высокая «планка», которую мы определили с самого начала жизни своего театра, ко многому обязывает, требует самоотверженности, тонкого вкуса, высокого профессионализма. Немало намечено и сделано, и как много еще предстоит! Но когда читаешь отзывы зрителей, которые они оставляют после каждого спектакля в специальном альбоме, или видишь, как, аплодируя, весь зал поднимается в едином эмоциональном порыве, понимаешь, что театр «Версия» движется в нужном направлении!


Источник: teatr-versia.tomsk.ru

Томский театр драмы, один из старейших в Сибири, ведет свое начало с 1850 года, когда купец и городской голова Н. Е. Филимонов, частью на деньги, собранные по подписке, частью на собственный капитал, выстроил деревянной здание, предназначенной для театральных постановок. Оно просуществовало 32 года, пик деятельности пришелся на сезон 1881-1882 гг., когда было поставлено более 60 многоактных пьес и столько же водевилей.
В 1885 купец 1-й гильдии, коммерции советник и потомственный почетный гражданин Е. И. Королев по проекту архитектора П. П. Нарановича выстроил первое в Сибири каменное театральное здание. Оно было рассчитано на тысячу зрителей, удобно, соразмерно и очень красиво. Обновленная труппа также пришлась по душе томичам. Открытие в городе университета, а затем технологического института оказали серьезное влияние на репертуарную политику театра, в его афише значительное место заняли пьесы Грибоедова, Островского, Сухово-Кобылина, Шекспира, Шиллера. Здание “королевского” театра, как его называли в городе, сгорело во время черносотенного погрома в октябре 1905 года, театральные спектакли ставились на сцене Общественного собрания, бесплатной народной библиотеки и на других площадках.


В 1918-1919 гг. в Томске интересно работала драматическая студия режиссера И. Г. Калабухова, затем она была преобразована в театр совдепа, который слился с прибывшим в Томск осенью 1920 года Театром студийных постановок, возглавляемый А. Д. Поповым, впоследствии известным режиссером и педагогом. Совместными силами был поставлен ряд блистательных спектаклей — “Потоп” Бергера, “Сверчок на печи” по Диккенсу и др. В спектаклях театра совдепа принимали участие профессионалы высокого класса — А. Э. Рошковский, Э. Л. Шиловская, В. П. Редлих.
В ноябре 1922 года в помещении бывшего Общественного собрания открылся Большой городской театр, преобразованный через год в Театр драмы и комедии им. Луначарского, в котором ставились драматические и оперные спектакли (в 1926 театр перебрался в здание бывшего кинотеатра “Новый” в переулке Нахановича, где он работал до 1978 года).

Сезон 1935-36 гг., когда художественным руководителем стала известный театральный деятель и актриса Л. С. Самборская, а заведующим литературной частью работал ссыльный драматург Н. Р. Эрдман (автор знаменитых пьес “Мандат” и “Самоубийца”) был последним сезоном предвоенного подъема — было поставлено 100 спектаклей, число зрителей превысило 100 тысяч человек.
В августе 1941 года Томский театр был переведен в Кемерово, а в Томск прибыл Первый Белорусский государственный ордена Трудового Красного Знамени драматический театр — ныне Национальный академический театр им.


ки Купалы. Он пробыл в городе три года, восстановив 11 прежних и создав 14 новых постановок, показав 870 спектаклей, которые посмотрело 747 тысяч зрителей. Осенью 1944 г. после отъезда белорусского театра на освобожденную родину, в Томск на постоянное местожительство прибыл фронтовой театр им. В. Чкалова, к его труппе присоединились артисты, вернувшиеся из Кемерово и из Нарымского окружного театра. Воссозданный областной театр открылся 30 апреля 1945 года спектаклем “Давным-давно” по пьесе Гладкова. Постановки первых пьес осуществил известный поэт и режиссер П. Г. Антокольский.
Афиша театра в 50-х — 70-х годах была достаточно традиционна, отличало ее постоянное обращение к сибирской тематике: были поставлены спектакли по произведениям В. Шишкова, Г. Маркова и молодых томских драматургов. Так пьеса Д. Лившица в постановке М. Юфы, в оформлении С. Постникова и с музыкой С.Королева многие годы была визитной карточкой театра на гастролях по сибирским городам. Среди тех, кто оказал влияние на творческое лицо театра в этот период, следует назвать главных режиссеров Н. А. Смирнова, Г. И. Иванова, И. Б. Колтынюка, главного художника С.

Постникова. Гордость творческого коллектива составляли народный артист СССР М. П. Кузнецов, народные артисты РСФСР Л. И. Долматова, Т. П. Лебедева, А. В. Ратомский, народная артистка Украины Н. Н. Юргенс, заслуженные артисты РСФСР А. А. Аркин, В. А. Афонина, Л. А. Баум, А. М. Затонский, В. А. Калинченко, Г. М. Лесников, Б. М. Молотов, Г. Ф. Непорожнева, народный артист Удмуртской АССР М. А. Исаев. В 1964 году томичи показали три спектакля в Кремлевском театре, получив хорошую прессу. “…Самое хорошее, интересное, что есть в Томском театре — это его актеры” писала 27 августа 1964 года “Советская культура”.

С 1975 по 1984 год главным режиссером Томского театра драмы был Ф. Г. Григорьян, выведший театр на всесоюзную арену, отмеченный за свою работу званием заслуженный деятель искусств РСФСР. Гастроли театра проходили в Москве, Ленинграде, Харькове, Саратове и других крупных культурных центрах, театр получал дипломы Всесоюзных и Всероссийских фестивалей, был награжден орденом Трудового Красного Знамени, многие актеры получили почетные звания. К наиболее значительным постановкам Григорьяна принадлежат “Женитьба” Гоголя, “Золотой слон” Копкова, “Гроза” Островского, “Прошлым летом в Чулимске” Вампилова. “Сирано де Бержерак” Ростана и “Соленая падь” по роману Залыгина, за которую постановщик и исполнитель главной роли артист В. В. Варенцов были удостоены Государственной премии им. К. С. Станиславского. О работе театра много писали столичные газеты и журналы. В эти же годы общее признание получили театральный факультет межвузовского университета искусств, Дни театра для крупных промышленных предприятий, НИИ, вузов, разнообразные формы работы с жителями села и северянами.


В последующие годы в театре сменилось несколько главных режиссеров, наиболее интересно работали М. Б. Борисов и О. Р. Пермяков. В 1999 году А. И. Жеравина, проработавшего 18 лет на посту директора театра сменил М. М. Мучник, который пригласил на должность главного режиссера засл.деятеля искусств, лауреата Государственной премии и национальной театральной премии “Золотая маска” Б. И. Цейтлина. Спектакль Цейтлина “Ангел приходит в Вавилон” был номинирован на “Золотую маску” и представлен в Москве. Театр принял участие в международном проекте “Истории школьного двора”, в рамках которого спектакль “Куба -любовь моя”по пьесе Бартенева показал в Берлине и Лионе. В этих спектакля главные роли сыграл заслуженный артист РСФСР О. Афанасьев, любимый зрителями актер и режиссер. Работа Бориса Ильича в Томске ограничилась двумя сезонами. В эти и последующие годы театр показывал свои спектакли на фестивалях “Сибирский транзит”, “Реальный театр”, “Всероссийский фестиваль современной драматургии им. А.Вампилова”, “Золотой лев” (Львов) и др.
Постановки осуществляются на двух стабильно работающих площадках — основной и малой сценах.
В настоящее время в театре работают народные артисты России В. В. Варенцов и Д. Д. Киржеманов, заслуженные артисты России В.


Бекетова, Е. М. Козловская, В. И. Козловский, О. А. Мальцева, А. П. Пермяков, Г. П. Поляков, Л. С. Попыванова, В. И. Тарасов, заслуженная артистка Украины Т. В. Аркушенко.
Сезон 2001-2002 гг. театр начал с новым руководством — директором лауреатом Государственной премии им. Н. К. Крупской Г. А.Сокуровым и главным режиссером Ю. А. Пахомовым, который несколько лет возглавлял Томский ТЮЗ и является трижды лауреатом областного театрального конкурса “Маска”.
В последние годы за спектакль “Венский стул” Юрий Пахомов был награжден призом “за лучшую режиссуру”, а исполнительница главной роли Татьяна Аркушенко — “за лучшую женскую роль” на Третьем открытом театральном фестивале “Золотой конек” (г.Тюмень), а молодая актриса Олеся Казанцева-Латыпова стала лауреатом на четвертом «Золотом коньке», она же получила награду «За лучшую женскую роль» на фестивале «Театр без границ»(Магнитогорск-2003). Театр получил дипломы и ценные призы на фестивалях “Сибирский транзит» в Иркутске и Улан-Удэ. Жюри и пресса давали высоко оценили выступления томской драмы на Международном фестивале “Золотой лев” во Львове и на Вампиловском фестивале в Иркутске. Успешно прошли гастроли в Новосибирске и Кемерово. Театр постоянно выезжает со спектаклями и концертами в села области. Большим успехом пользуются бенефисы ведущих актеров.

В 2002 году при Томском театре драмы открыт филиал Екатеринбургского государственного театрального института, а в 2006 восемь воспитанных в театре выпускников пополнили труппу.

Источник: www.kino-teatr.ru

Первый театр


В XIX веке в городе еще не было своей труппы, да и театра тоже. Все представления давались приезжими актерами в солдатских казармах, которые находились там, где сейчас стадион «Труд». Конечно, публика собиралась на выступления, поэтому местным городским главой было решено создать театр. Это случилось в 1850 году, и открыт театр был частично на его деньги.

Отстроили его в городской роще (которая со временем превратилась в Университетскую, о ней, кстати, можно почитать здесь).

Однако открыли с условием, что здание снесут, если потребуется место для сибирского университета. Наверное, именно поэтому его сделали немного хилым: не из камня, как обычно строили театры, а из дерева. Располагалось здание на месте, где сейчас находится главный корпус СибГМУ.

Томский театр

Сама постройка, как отмечают современники, мало напоминала храм Мельпомены. Она была больше похожа на деревянный сарай, крытый тесом. Но, несмотря на это, просуществовала она 32 года, правда так и не смогла себя окупить. Тут давали представления как гости, так и местные актеры. Интересно то, что зрителям приходилось «украшать» свои места самим: они приносили ковры, столики, а еще там подавали чай и печеньице. Короче, почти современный кинотеатр с попкорном и колой.
Со временем здание совсем обветшало и пришло в негодность, и его разобрали на дрова.

Королёвский театр


И вот, спустя 2 с лишним года после закрытия прежнего здания театра, было отстроено новое (в 1885 году). Да и по всем правилам: из камня, с хорошим фойе, залом на 1000 мест, уборными и буфетом.

Томский театр

Отстроил его томский миллионер Евграф Королёв, в честь него он и был назван. Потенциально интеллектуальным зрителем его мог обеспечить Университет, который как раз возводили в тот период. Именно на это и была сделана ставка миллионера.
Театр располагался напротив Новособорной площади, территориально почти на месте главного корпуса ТУСУРа. Однако это вызывало недовольство церкви, так как храм Мельпомены располагался как раз рядом с главным городским храмом – Троицким собором (о нем можно прочитать в статье про Новособорную площадь). Поэтому возле здания сначала воздвигли забор, а потом отгородили его корпусом управления железной дороги.


Когда открыли железную дорогу, запросы жителей к выступлениям артистов изменились. Стали больше ставить оперетты и спектакли легких жанров, заставляющих отвлечься от действительности. Наверное, это вполне понятно: кто из нас не любит посмотреть легкие комедии?

При театре работал буфет, который имел свои особенности, и в связи с этим набирал популярность. Все дело в том, что антрепренёр заключал договоры с актрисами, чтобы те после выступления ужинали с гостями.
К сожалению, театр пережил своего предшественника не намного. В 1905 году во время первой революции случилось страшное. А именно: 20 октября (2 ноября) в здании Королёвского театра собралось около 3 тыс. человек на митинг, назначенный рабочей партией. На них напали черносотенцы и подожгли здание. Это был самый крупный теракт в истории города. Людей, которые пытались выбежать из здания, расстреливали или добивали. Погибло около трехсот человек, хотя местная газета об этом умолчала.

Томский театр

Здание театра так и не восстановили, так как он находился на одной территории с церковью, а томский епископ был против.

Театры в XX веке

После того, как Королевский театр трагически погиб, представления стали проходить в разных городских зданиях. Это и сцена Общественного собрания (сегодня – Дом Офицеров), и библиотека, и другие места. Так, например, на сцене Общественного собрания выступали известные актеры: Григорий Ге, Вера Комиссаржевская, Константин Варламов и пр. Тут же играл и собственный оркестр.

Томский театр

Скитание театра продолжалось до 1926 года: именно тогда он осел в новом здании на переулке Нахановича, где находился кинотеатр «Новый» (сейчас это здание ТЮЗа).
В военное время томский театр перевели в Кемерово, а на сцене города работали актеры Белоруссии. И вот, когда война близилась к концу, 30 апреля 1945 года из Кемерова и Нарыма вернулись артисты и собрали труппу фронтового театра им. В.П. Чкалова. Они давали представления все в том же бывшем кинотеатре «Новый» вплоть до 1978 года, пока для них не отстроили здание на площади Ленина.

Томский областной драматический театр

Он так и носит имя Валерия Чкалова. Находится театр на главной площади города, кстати, как бы не было иронично, рядом с главным храмом – Богоявленским собором.

Томский театр

У него две сцены: малая и большая. В сентябре 2015 года в театре открылся 165 сезон. Это одно из старейших культурных учреждений Сибири. Более подробно о нем можно прочитать тут.

Театр имени Алевтины Буханченко в Томске

Театр является камерным, он небольшой, со своей постоянной труппой. Одно время Театр Буханченко носил второе название – Интим. Но со временем от него отказались.
Появился театр в 1991 году, и первоначально его спектакли шли на сцене Драмы. Я посещала несколько представлений: все они были веселые, но с помощью этой маски смеха и иронии артисты говорят о вечных проблемах.

Томский театр

У театра есть свои традиции: так сезон открывается ежегодно 14 сентября – это день рождения их ведущей актрисы Алевтины Буханченко. Более подробно я рассказываю о нем в этой статье.

Театр «Версия»

Знаете, чем меня удивляет этот театр? На самом деле, всем: и внутренним убранством, и красотой здания, и популярностью среди томичей. А еще это признание в любви. Ведь построил его томский предприниматель для своей супруги. И кстати, без единой бюджетной копейки. Именно по этим причинам «Версия» является особой достопримечательностью города.

Томский театр

И, несмотря на свой молодой возраст (он был открыт в 2006 году), за эти десять лет театр полюбили жители и гости города. О нем более подробно можно почитать тут.

Театр 2КУ

Но все-таки самым интересным и любимым местом в Томске для меня является театр живых кукол «2КУ». Ведь он единственный в своем роде. Открыл его Владимир Захаров в 1990 году. Все его куклы из дерева, они продуманы до мельчайших деталей.
Удивительно, но они живые: вяжут носки, разговаривают и дают представления.

Томский театр

У меня после посещения его спектаклей остается какое-то ощущение чуда. Да и само здание заставляет в него поверить: оно полностью из дерева, точно какая-то сказочная избушка. Поэтому настоятельно рекомендую посетить как детям, так и взрослым. А более подробно об истории театра, как до него добраться и прочих деталях можно узнать здесь.

Театр куклы и актера «Скоморох» имени Романа Виндермана

Томский театр «Скоморох» был создан как детский сразу после войны. Но в 1980 годах у него появилась новая история: в город приехал режиссер Р.М. Виндерман, после чего на сцене стали играть спектакли и для взрослых. Репертуар у них регулярно обновляется, постоянно есть представления для детей, рассчитанные даже на полуторагодовалых малышей. Жду не дождусь, когда моя дочка подрастет, и я познакомлю ее с этим чудесным миром кукол.

Томский театр

Театр находится в здании, которое является памятником архитектуры, в Доме Науки им. П.А. Макушина (о нем я рассказывала тут).
Театр регулярно участвует в различных фестивалях, как российского уровня, так и международного. О «Скоморохе» можно узнать больше из этой статьи.

Театр юного зрителя

ТЮЗ в Томске начал свое существование в 1980 году. На сцене театра ставят рок-оперы и классику, адаптированную под современность. Мне всегда казалось, что именно ТЮЗ больше всего любит молодежь и студенты города.

Томский театр

На базе театра работает театральная школа для детей, а также у них есть отличный проект «Дышите свободно». В основе него одновременное сосуществование различных театральных форм, где в качестве режиссеров, сценаристов, художников и даже танцоров выступают сами актеры, ведется прямой диалог со зрителем.
Более подробно о Театре юного зрителя, об его истории и о том, как до него добраться можно прочитать в этой статье.

Пару советов напоследок

На мой взгляд, все томские театры хороши по-особенному, и никакой из них не стоит обходить стороной. Если хочется посмотреть классику, то прямая дорога в драматический театр. Если вы молоды или любите «новое прочтение» той же классики, то ТЮЗ – это место для вас. Если хочется поднять себе настроение и от души посмеяться, то вперед в театр Алевтины Буханченко. В последнем, кстати, комедии комедиями, но финалы всегда очень поучительны.
Если у вас ребенок, то «Скоморох» оптимально подойдет: детских постановок там множество.

Но два театра в городе поистине уникальны: театр живых кукол «2КУ» и «Версия». Поэтому, если в Томске вы находитесь короткий промежуток времени, то настоятельно рекомендую посетить именно их. «Версия» поразит вас интерьером и постановками, «2КУ» же лучший способ погрузиться в сказку!

Томский театр

А еще эти театры отлично мотивируют. Они прекрасный пример того, как люди занимаются любимым делом, которое еще и приносит им доход.

P.S. Благодарю за столь редкие старые фотографии данный ресурс.

Источник: travelask.ru


Categories: Театр

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.