Московский академический драматический театр сатиры входит в десятку лучших театров столицы. Он ведет свою историю с 1924 года, идея о его создании возникла у творческой группы, в которую входили режиссеры, актеры и сатирики из нескольких московских театров и журналов. Тогда же было придумано и название учреждения.

Первые годы Театр сатиры располагался в подвальном помещении в Большом Гнездниковском переулке, его репертуар состоял из пародий на политические и бытовые темы. После переезда в здание на Садово-Триумфальной площади добавились водевили и классические пьесы. Впоследствии театр еще несколько раз менял адрес и в 1964 году занял помещение на Триумфальной площади. К этому времени программа заведения наполнилась такими произведениями, как «Ревизор», «Горе от ума», «Безумный день, или Женитьба Фигаро» и др.

Здание Театра Сатиры на панораме:


Одним из лучших режиссеров Театра Сатиры считается Валентин Плучек, отдавший работе здесь более 50 лет. Талантливый мастер собрал труппу из актеров, которые стали легендами — Андрей Миронов, Татьяна Пельтцер, Анатолий Папанов, Ольга Аросева, Валентина Токарская, Георгий Менглет и другие известные артисты сделали театр настолько востребованным, что попасть в него было очень сложно, билеты раскупали за месяцы. При Плучеке были поставлены спектакли, ставшие основой репертуара.

После смерти Валентина Николаевича пост художественного руководителя Театра Сатиры занял актер и режиссер, народный артист России Александр Анатольевич Ширвиндт.

Афиша Театра сатиры на Июнь 2021

С афишей на ближайшие месяцы можно познакомиться на сайте театра. При выборе спектакля обращайте внимание на значок возрастной категории — есть постановки для зрителей старше 18 лет.

Онлайн-трансляции

В разделе Афиша некоторые спектакли отмечены значком «Онлайн». Это значит, что данные постановки транслируются в интернете. Это отличный вариант для тех, кто по каким-либо причинам не может посетить театр. Кроме того, онлайн-трансляция стоит значительно дешевле, чем билет, всего 300 рублей.

Стоимость билетов


Цены на спектакли Основной сцены начинаются от 200 рублей на дальние ряды амфитеатра. Лучшие места в партере обойдутся в 2000–5000 рублей. Места на «Чердаке Сатиры» стоят от 500–1000 до 2000–3000 рублей.

Спектакли Театра сатиры

Сегодня на сцене театра можно увидеть постановки, которые срывали овации еще в 60-х годах, что является прямым подтверждением того, что классика никогда не устаревает. «Ревизор» Гоголя, «Платонов» Чехова, «Собака на сене» Лопе де Вега, «Укрощение строптивой» Шекспира, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»​ Линдгрен не сходят с подмосток Основной сцены Театра сатиры уже многие годы и до сих пор остаются популярными.

Постановки текущего репертуара — фантасмагория «Где мы?∞!…», ​мюзикл «Дороги, которые нас выбирают»​, комедии «Слишком женатый таксист» и «Опера нищих» — относятся к современной драматургии, основанной на известных произведениях отечественной и зарубежной литературы.

Актеры Театра сатиры

Труппа постоянно получает восторженные отзывы благодарных зрителей. Актерский состав по праву можно назвать звездным — Александр Ширвиндт, Максим Аверин, Олег Вавилов, Вера Васильева, Игорь Лагутин, Наталья Селезнева, Алена Яковлева, Федор Добронравов и другие артисты Театра сатиры известны отличной актерской игрой, умением сыграть самые сложные роли.

Залы


Основная сцена Театра сатиры и сцена «Чердак Сатиры» располагаются в одном здании. Зал на «Чердаке» небольшой — всего на 150 мест. Основная сцена способна вместить больше 1000 зрителей.

Схемы залов можно посмотреть при покупке билета (открывается для выбора места), а также на официальном сайте театра, в информационном разделе (ссылки находятся внизу страницы).

Источник: www.tourister.ru

История

Театр сатиры как добраться на метро
Панорама Триумфальной площади,1934

Театр сатиры как добраться на метро
Московский академический театр сатиры на Триумфальной площади, 2011


Театр сатиры как добраться на метро
Фасад театра, 2011
Летом 1923 года у группы энтузиастов, состоящей из сатириков журналов «Красный перец» и «Крокодил», режиссёров и актёров театра-кабаре «Летучая мышь» и камерного театра миниатюр «Кривой Джимми» появилась идея организовать сатирический театр[2][3]. Весной следующего года после успеха у публики обозрения «Смешанное общество», руководство театра «Кривой Джимми» окончательно решило изменить профиль на сатирический и показывать только политические и бытовые обозрения. Для решения вопросов по организации нового театра был создан специальный совет, в который вошли драматург Виктор Типот, режиссёр Давид Гутман, режиссёр Георгий Холмский, ставший позже директором Театра сатиры[4][3].

О первоначальной идеи названия театра — «Комедия» — отказались, потому что оно не подчёркивало главной идеи и не привлекало внимание зрителей к недостаткам, порокам и их исправлению, через смех. За театром закрепилось итоговое название — «Театр сатиры»[5].

Смеяться над тем, что смешно, бичевать всё мерзкое, тупое, косное, всё, что уродливым наростом торчит из нового советского быта.
Лозунг появившегося Театра сатиры,1924 [6]

Московский театр сатиры открылся 1 октября 1924 года[6] в подвальном помещении дома № 10 в Большом Гнездниковском переулке, где ранее располагался «Кривой Джимми». Первым спектаклем был «Москва с точки зрения» Виктора Типота и Николая Эрдмана. В начале деятельности в театре преобладали политические, бытовые и пародийные обозрения[7][8]. Сюжеты для спектаклей искали в быте простых московских граждан и служащих[6]. В состав первой труппы входили артисты, выступавшие в «Кривом Джимми»: Павел Поль, Дмитрий Кара-Дмитриев, Надежда Адамовна Нурм, Ева Яковлевна Милютина, Рафаил Корф, Фёдор Курихин, Алексей Бонди, Иван Иванович Зенин, Яков Рудин[9][10][11].

Публика не только много хохочет, но и поминутно разражается аплодисментами, подчёркивая то свежую остроту, то удачную выдумку режиссёра, то актёрскую находчивость. Театр сатиры показал хорошее, поистине классное мастерство автора, режиссёра и актёра — дружный ансамбль этих трёх элементов спектакля. Давно не было так весело в театре.
отзыв Владимира Блюма о «Москва с точки зрения»,1924 [12]

В 1930-х годах театр переехал в дом 1/29 на Садово-Триумфальной площади. Новый зал вмещал более 800 зрителей[13][6]. Основой репертуара стали бытовая комедия и водевили[8][14][15], например, «Мелкие козыри» Виктора Ардова (1937) и «Страшный суд», «Вредный элемент», «Чужой ребёнок» Василия Шкваркина (1940)[16][15]. Также в театре ставили спектакли классической драматургии: «Господин де Пурсоньяк» Мольера (1938), «Слуга двух господ» Карло Гольдони и другие[15].


В период Великой Отечественной войны актёры театра, разбившись на несколько бригад, выезжали со спектаклями в действующую армию[14][17].

На рубеже 1949/1950 годов театр переместился в здание на Малой Бронной улице, дом 4 ст. 2.

В конце 1940-х — начале 1950-х популярность театра снизилась, критики отмечали, что постановки «серые и однообразные». Выйти из этого застоя театр смог в 1953 году благодаря постановке спектаклей по пьесам Владимира Маяковского «Баня», «Клоп» и «Мистерия-буфф»[15][18].

Много я видела радостного в Москве. Жизнь хорошеет, веселеет… В области искусства особенно порадовала «Баня» в Театре сатиры. Итак, неудача, которую Маяковский потерпел в театре четверть века тому назад, оказалась всего лишь сражением, потерянным на пути к победе: оказалось, что «Баня» великолепно доходит не только до читателя и слушателя, но и до зрителя. Оказалось, что каждое слово диалога перелетает через рампу и попадает в цель без промаха. Доказала это постановка Театра сатиры.
Эльза Триоле, [18]

Значимыми событиями стали постановки «А был ли Иван Иванович?» Назыма Хикмета в 1957, «Тёркин на том свете» по Александру Твардовскому в 1966 и «Доходное место» Александра Островского. Эти спектакли определили публицистическую направленность театра и установили новый уровень зрелищности спектаклей[15][16].


В 1958 году труппа театра впервые отправилась на гастроли за границу в Польшу[19].

В 1963-м театр переехал в здание 32/2 на Ленинградском проспекте, но пробыл там недолго, уже в 1964 году был переведён на Триумфальную площадь. В постановках того времени преобладала философская трагическая сатира[7][14]. Основными спектаклями были: «Дон Жуан, или Любовь к геометрии (нем.)русск.» Макса Фриша, «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Пера Бомарше, «Ревизор» Николая Гоголя, «Горе от ума» Александра Грибоедова и другие[15].

В 1984 году Министерство культуры СССР присвоило театру звание академического[8][14][16].

Новый дом и новый руководитель

Через два года театр открыл филиал в небольшом помещении на Спартаковской улице. Через несколько месяцев его закрыли (из-за непродуманной организации) — и открыли новый на Садово-Триумфальной площади. Филиал был задуман как экспериментальная площадка советской сатирической комедии. В это же время из театра ушел Давид Гутман. Вместо него на основной сцене спектакли начал ставить режиссер, актер и драматург Алексей Алексеев, в филиале — Эммануил Краснянский, бывший художественный руководитель оперной мастерской «Молодое творчество».

Окончательно в здание на Садово-Триумфальной площади из помещения в Большом Гнездниковском переулке театр переехал в 1930-е годы. Новым художественным руководителем стал Николай Горчаков. При нем спектакли-обозрения окончательно исчезли из репертуара Театра сатиры. Вместо них появились постановки по произведениям Жан-Батиста Мольера, Максима Горького, Николая Лескова, Антона Чехова, Михаила Салтыкова-Щедрина.


Горчаков, ученик Евгения Вахтангова, до прихода в Театр сатиры работал сначала в 3-й студии МХТ, затем — во МХАТе. В Художественном театре он занимался восстановлением «Горя от ума», поставил под руководством Станиславского мелодраму «Сестры Жерар». Лирический водевиль «Квадратура круга», который Горчаков создал во МХАТе 1928 году, показали 646 раз. Сначала Горчакову удавалось совмещать работу в двух театрах, но руководство и коллектив Театра сатиры настояли на окончательном переходе.

Театр сатиры как добраться на метро

Персоналии

Подробное рассмотрение темы: Персоналии Московского театра сатиры

Руководители

  • 1924—1926 — Алексей Алексеев[14][22]
  • 1926—1929 — Давид Гутман[8][23][24][16]
  • 1933—1948 — Николай Горчаков[8][14][25][16]
  • 1948—1953 — Николай Петров[8][14][16]
  • 1953—1956 — Пётр Васильев[16][26]
  • 1957—2000 — Валентин Плучек[7][8][14][27]
  • 2000 — н. в. — Александр Ширвиндт[7][8][14][28]

Актёры

В разные годы в труппе театра работали Рина Зелёная, Владимир Лепко, Владимир Хенкин, Татьяна Пельтцер, Валентина Токарская, Георгий Тусузов, Иван Любезнов, Евгений Весник, Татьяна Васильева, Анатолий Папанов, Андрей Миронов и другие[7][8][15].

Залы

Основная сцена Театра сатиры и сцена «Чердак Сатиры» располагаются в одном здании. Зал на «Чердаке» небольшой — всего на 150 мест. Основная сцена способна вместить больше 1000 зрителей.

Схемы залов можно посмотреть при покупке билета (открывается для выбора места), а также на официальном сайте театра, в информационном разделе (ссылки находятся внизу страницы).

Схема Театра сатиры на официальном сайте

Театр сатиры как добраться на метро

© Andrey Korzun

Примечания

  1. Культура.РФ: Московский академический театр сатиры.
  2. Велехова, 1999, с. 66.
  3. 12
    Бертенсон, 1966, с. 12—13.
  4. Кривой Джимми, 2013.
  5. Велехова, 1999, с. 65.
  6. 1234
    Млечин, 1934, с. 49.
  7. 12345
    Маршак, Иванова, 2013.

  8. 123456789
    Московский академический театр Сатиры. Справка, 2009.
  9. Млечин, 1934, с. 50.
  10. Алексеев, 1984, с. 225.
  11. ТЭ, 1964, с. 271.
  12. Бертенсон, 1966, с. 14.
  13. Алексеев, 1984, с. 229.
  14. 123456789
    Белялова, 2014.
  15. 1234567
    РДТ, 2001, с. 300.
  16. 1234567
    БРЭ, 2013, с. 303.
  17. Бертенсон, 1966, с. 39.
  18. 12
    Бертенсон, 1966, с. 25.
  19. Бертенсон, 1966, с. 43.
  20. Мельникова, 2014.
  21. В Москве назвали самые посещаемые театры в 2020 году, 2016.
  22. Алексеев, 1984, с. 229—230.
  23. ТЭ, 1963, с. 243.
  24. РДТ, 2001, с. 356.
  25. ТЭ, 1963, с. 82.
  26. Велехова, 1999, с. 76.
  27. РДТ, 2001, с. 122.
  28. РДТ, 2001, с. 537.
  29. Иевлев, Туркин, 2011.
  30. Москва, 1980.
  31. Мехдиева, 2020.

Труппа

чемоданчик театр сатиры

Театр сатиры (Москва) собрал на своей сцене замечательных, талатливых актёров.

Труппа:

  • Ю. Васильев.
  • З. Зелинская.
  • А. Ширвиндт.
  • Ф. Добронравов.
  • К. Мишулина.
  • Е. Хазов.
  • Н. Архипова.
  • М. Державин.
  • П. Мисаилов.
  • В. Шарыкина.
  • А. Буглак.
  • И. Лагутин.
  • А. Яковлева.
  • А. Зенин.
  • С. Рябова.
  • Р. Хабиев.
  • И. Гайшун.
  • Ю. Нифонтов.
  • М. Козакова.
  • Н. Селезнева.
  • В. Васильева.
  • А. Кирсанова.
  • Е. Подкаминская.
  • О. Вавилов.
  • М. Горбань.
  • К. Карасик.
  • В. Агапова.
  • Н. Корниенко и многие другие.

Литература

  • Авторский коллектив.
    Русский драматический театр. Энциклопедия / Гл. ред. А. П. Горкин; Под общ. ред. М. И. Андреева, Н. Э. Звенигородской, А. В. Мартыновой, Е. Ю. Бегляровой. — М.: Большая российская энциклопедия, 2001. — 568 с. — 7000 экз. — ISBN 585270167X.
  • Монголы — Наноматериалы. — М. : Большая российская энциклопедия, 2013. — 768 с. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 21). — ISBN 978-5-85270-355-2.
  • Велехова Н. А.
    Валентин Плучек и привал комедиантов на Триумфальной, 2. — М.: Московский академический театр сатиры, при участии издательства «Рутена», 1999. — 400 с. — ISBN 5-8261-0006-0.
  • Алексеев А. Г.
    Серьёзное и смешное. — М.: Искусство, 1984. — 280 с.
  • Московский театр сатиры / Редактор-составитель М. В. Бертенсон. — М.: Искусство, 1966. — 96 с.
  • Театры Моссовета: в помощь культработнику, завклубу, теаорганизатору / редактор В. М. Млечин. — М.: Упр. Московскими зрелищными предприятиями, 1934.
  • Театральная энциклопедия / гл. ред. П. А. Марков. — М. : Советская энциклопедия, 1963. — Т. 2. Гловацкий — Кетуракис. — С. 82, 243.
  • Театральная энциклопедия / гл. ред. П. А. Марков. — М. : Советская энциклопедия, 1964. — Т. 3. Кетчер — Нежданова. — С. 271.
  • Москва: Энциклопедия / Редкол.:. — М.: Советская энциклопедия, 1980. — 688 с. — 200 000 экз.

Репертуар сегодня

Конечно, каждый должен посетить Театр сатиры (Москва). Спектакли в нем проходят с завидной регулярностью и зачастую собирают полные залы. В настоящее время все поклонники сатиры смогут посетить потрясающие спектакли, в которых задействованы лучшие актеры современности:

  • «Двенадцатая ночь» — последняя постановка Уильяма Шекспира, где он прощается с веселостью прежнего бытия. Романтика, поэзия, реалии обыденной жизни, прелесть смешных и порой необдуманных поступков — все это переплелось в сложном сюжете пьесы. Павел Сафонов постарался показать вполне земные чувства всех персонажей, в вот мир, в котором они живут… Впрочем, вы сами все узнаете, купив билеты на это спектакль.
  • «Дороги, которые нас выбирают» — постановка по мотивам рассказов О. Генри. В поиске ответа на серьезные жизненные вопросы Театр сатиры на этот раз обратился к смешным и незатейливым рассказам О. Генри, придав им современный окрас.

Театр сатиры (Москва): спектакли

  • «Никогда не поздно» — комедия американского драматурга Сэма Бобрика, которая впервые поставлена на российской сцене Александром Ширвиндтом. Любовь, ревность, предательство прекрасно обыграны талантливыми Аленой Яковлево и Юрием Васильевым. Отличная постановка, собирающая аншлаги.
  • «Свадьба в Малиновке» — любимая многими музыкальная комедия, действия которой разворачиваются в годы гражданской войны. Сюжет постановки знаком многим, но профессиональным актерам удается вдохнуть в нее новую жизнь.

Это лишь небольшая часть репертуара Театра сатиры, он регулярно обновляется и пополняется новыми постановками, вызывающими восхищение публики.

Источник: HotelBars.ru


Categories: Театр

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.