Видео: Сиднейская опера

История строительства

В конкурсе на право разрабатывать дизайн Сиднейского оперного театра участвовало 223 архитектора. В январе 1957 г. победителем конкурса был объявлен проект датского архитектора Йорна Утзона, а двумя годами позже на мысе Беннелонг в гавани Сиднея был заложен первый камень. По предварительным расчетам возведение театра должно было занять 3-4 года и обойтись в 7 млн долларов. К несчастью, вскоре после начала работ возникло немало сложностей, который вынудили правительство отойти от первоначальных планов Утзона. И в 1966 г. Утзон уехал из Сиднея после особенно крупной ссоры с городскими властями.

Команда молодых австралийских архитекторов взяла на себя ответственность за окончание стройки. Правительство Нового Южного Уэльса разыграло лотерею, чтобы добыть денег на продолжение работ. И 20 октября 1973 г. новый оперный театр Сиднея был торжественно открыт. Вместо планируемых 4 лет театр строили 14, и обошлось это в 102 млн долларов.

Видео: Лазерное шоу на Сиднейском оперном театре


Архитектурные особенности

Здание Сиднейского оперного театра имеет длину 183 м и ширину 118 м, занимая площадь более 21 500 кв. м. Оно стоит на 580 бетонных сваях, вбитых на глубину 25 м в глинистое дно гавани, а его грандиозный купол поднимается на 67 м в высоту. Чтобы покрыть всю поверхность купола, было использовано более миллиона глазурованных, переливающихся, как жемчуг, белоснежных черепиц.

В здании помещается 5 театров: Большой концертный зал на 2 700 мест; собственный театр на 1 500 мест и менее вместительные драматический театр, игровая и театральная студии на 350 и 500 мест каждая. В комплексе имеется более тысячи дополнительных служебных помещений, включая аудитории для репетиций, 4 ресторана и 6 баров.

Факты

  • Расположение: Сиднейский оперный театр находится на мысе Беннелонг в гавани Сиднея, в штате Новый Южный Уэльс, Австралия. Его архитектор – Йорн Утзон.
  • Даты: первый камень был заложен 2 марта 1959 г. Первое представление состоялось 28 сентября 1973 г., а следом за ним – официальное открытие театра 20 октября 1973 г. Всё строительство заняло 14 лет и обошлось в 102 млн долларов.
  • Размеры: здание Сиднейского оперного театра имеет длину 183 м и ширину 118 м, занимая площадь более 21 500 кв. м.
  • Театры и число мест: в здании помещается 5 отдельных театров с общим числом мест более 5 500.
  • Купол: неповторимый купол Сиднейского оперного театра покрывает более миллиона керамических черепиц. Комплекс обеспечивается электроэнергией с помощью 645 км кабеля.

Источник: wikiway.com

История создания

Местоположение

Сиднейский оперный театр находится в гавани Порт-Джэксон на Беннелонг Поинт[en]. Это место получило своё название по имени австралийского аборигена из племени эора[en], Вуллараварре Беннелонга[2], друга[3] первого губернатора колонии. Ранее на этом месте находилось небольшое строение, которое занимал его дом. Затем тут был построен форт, который был снесён в 1902 году. После чего здесь было возведено трамвайное депо[2].

Данное местоположение было выбрано Юджином Гуссенсом, он настаивал именно на нём, вопреки мнению премьер-министра Нового Южного Уэльса Джозефа Кэхилла[en], который считал, что его лучше всего возвести в районе железнодорожной станции Виньярд[en] на северо-западе от города (ныне находится в черте), что облегчило бы доступ.


м находилось трамвайное депо, установленное после сноса Форта, которое также было разрушено, когда совет принял сторону Гуссенса[4][5].

Поиск проекта

До постройки здания оперы, город из достопримечательностей мог похвастаться только всемирно известным мостом, открытым в 1932 году[6]. А правительство Нового Южного Уэльса давно планировало сделать город туристическим курортом. Требовалось что-то новое, чего не было ранее. В 1952 году Гуссенс, скрипач и композитор, посетив Сидней[6], заметил у горожан «необычайно горячий интерес» к музыкальному искусству и классической музыке, который практически негде было удовлетворить[7][8].

В 1954 году был объявлен конкурс проектов нового здания оперы, которое должно было стать визитной карточкой города Сидней. В нём приняло участие 220 заявок (хотя было зарегистрировано около 1000) из 32 стран мира, однако никакая из них не вызывала явного ажиотажа.


когда молодой, двадцатидевятилетний датский архитектор Йорн Утзон прислал свой, в международном жюри разгорелись жаркие споры. Данный дизайн был причудлив, но при этом впечатлял: с крайне характерной крышей, он напоминал структуру храмов Майя[9]. По мнению жюри они отлично подходили для гавани, «смотрясь настолько же естественно, насколько и паруса яхт, стоящих в ней»[10].

Наибольшие споры вызвала амбициозность проекта, показывающаяся в расположенных друг на друге десяти сводах, достигавших высоты 60 метров. В довершении почему-то оно перекрывалось странной оболочкой, напоминающей птичье крыло. Однако именно это, по мнению Утзона, и должно было превратить здание в самое узнаваемое произведение архитектуры в городе. Говоря о концепции здания, он приводил слова знаменитого финского архитектора Алвара Алто о вишне: «Каждый цветок на одной и той же ветке уникален, хотя все они состоят из одинаковых частей… в этом основа многих моих проектов»[11][12].

Второе и третье места заняли проекты из США и Англии. Группа американских архитекторов, занявшая второе место, расположила театры «спина к спине», объединив их сцены в одной центральной башне. В британском проекте, получившем третье место, заметно сходство с нью-йоркским Линкольн-центром — здесь театры стоят один за другим на огромной замощённой площади. Однако все они меркли по сравнению с проектом Утзона[13].


Дискуссии по этому поводу проходили долго. Проект был трижды отклонён судьями, но в 1957 году была принята именно идея молодого датчанина благодаря американскому архитектору Ээро Сааринену, объявившему его самым выдающимся из конкурсантов. За свой дизайн Утзон получил 5000 фунтов стерлингов[14].

После избрания проекта Утзона в британском журнале The Builder вышла критика проекта, в которой его называли слишком ненадёжным[15]. Один из судей конкурса, Кобден Паркс, младший сын отца-основателя австралийской федерации Генри Паркса и правительственный архитектор Нового Южного Уэльса, представляя правительство страны[16] опровергал эту критику. Он говорил, что лишь настолько ненадёжный, на первый взгляд, и амбициозный проект и должен был быть принят комиссией, желающей построить новое чудо света[15].

Строительство при руководстве Утзона


Aquote1.png The Opera house project is based on the desire to bring people from the world of daily routine to the world of fantasy, where musicians and actors live. В основе проекта Оперного театра лежит желание привести людей из мира ежедневной рутины в мир фантазии, где обитают музыканты и актёры. Aquote2.png

Как и многие из архитекторов, приславших свой проект, Утзон никогда не видел, а лишь знал по фотографиям место, где должна была быть построена опера. Но это не помешало ему, прибыв на место, сразу разобраться, что к чему[9].

Добро на строительство дали ещё до принятия плана Утзона 17 мая 1955 года при условии, что не понадобятся бюджетные деньги[6]. Реализовать данный проект было очень сложно, ведь он сильно отличался от других, что существовали до него. Сама идея, её нетрадиционность, амбициозность и стоимость вызывали жаркие дискуссии не только среди жюри и архитекторов, но и среди жителей города. По проекту было очень много возмущений от сиднейцев, которые не понимали, на что расходуются деньги с их налогов. Архитектору приходилось защищаться от многочисленных нападок[7][8].


В строительстве здания было задействовано 10 000 рабочих[14]. Изначально было решено построить подиум. Его строили с катастрофическим отставанием из-за ненастной погоды (всё время лили ливневые дожди, из-за чего возникали большие трудности с отливом воды) и проблем с технической документацией. Окончательно работы над ним были завершены лишь к 3 августа 1962 года[17][18].

Попутной целью стала разработка парусов. В самой первой версии проекта они были сконструированы по типу параболы. Однако инженерам так и не удалось найти возможности их создания. В середине 1961 года, когда подиум ещё строился, Утзон нашёл своё решение проблемы: парабола была преобразована в сферу и крепилась на так называемых рёбрах-ракушках. Это позволило значительно упростить сборку: благодаря данному решению стало возможно собирать черепицу на земле и крепить целыми листами, а не отдельно. Также лучи начинались с точки, открывающейся, как веер, и их трассировка проводилась по меридианам сферы, поэтому линия, определяющая их, имела одинаковый радиус для всех лучей.


нако это всё же было не совершенно[17][18]. Затем Утзон придумал систему ребристых оболочек, основанных на геометрии сферы, а подрядчик разработал стальную арку, удерживающие это всё. Позже арка из стали была заменена на панели из железобетона[18]. Это и привело к успешному окончанию работы[9]. В память об этом на здании висит табличка с цитатой Утзона[19]. Изначально строительство парусов планировалось закончить к 1965 году, однако с каждым годом оно всё откладывалось. Окончательно они были завершены лишь в конце самого строительства к 1972 году[6][17].

В 1965 году произошла смена правительства Сиднея и всего Нового Южного Уэльса — премьером был избран Роберт Аскин[en]. Он заявил, что проект отныне находится в ведении Министерства отчётных работ и требовал частых отчётов. В конечном счёте невозможность уложиться в графики и постоянно сдвижение окончания работ на более поздний период привело к тому, что новый министр общественных работ, в чьём ведении находилась постройка здания, Дэвис Хьюз отказал в разрешении на строительство прототипов из фанеры для интерьеров.


о всё в итоге привело к ссоре Аскина с Утзоном и уходу последнего из проекта[6][17]. Это объявление вызвало массовый протест среди архитектурной группы, а также протесты со стороны политической оппозиции Аскину в парламенте штата[20]. 20 февраля 1966 года Утзон, крайне опечаленный, всё же отстранился от дел. В марте того же года ему была предложена должность архитектора-дизайнера с сокращёнными функциями без каких-либо надзорных полномочий, но Утзон их отверг[17][20]. После ухода, по пути домой в Данию он прислал открытку со словами «У меня всё хорошо. Иду на Юкатан. Руины в любом случае прекрасны, так чего мне волноваться? Оперный театр тоже однажды превратится в руины»[21].

Несмотря на то, что Утзон театр так и не достроил, он всё равно был награждён за него множеством наград, среди которых орден Австралии, высшая награда страны[22]. Она была получена в 1985 году. Помимо этого за строительство Утсон получил символические ключи от города[23], в 2003 — почётную степень доктора архитектуры от Сиднейского университета[24] и Прицкеровскую премию, которая является наиболее значимой архитектурной наградой в мире[25].


Строительство после ухода Утзона

После ухода Утзона новым главным архитектором (в основном интерьера и оформления) стал Питер Холл. Сформированная им команда выдала свою программу. Вместо того, чтобы следовать указаниям датчанина, они стали прислушиваться к инструкциям будущего владельца здания — Австралийской радиовещательной корпорации[17][20] — что крайне негативно сказалось на итоге[9], внеся 4 значительных изменения в проект[17][20]:

  1. Облицовка подиума и тротуара (по плану Утзона подиум не должен был быть облицован, также отличался материал);
  2. Строительство внутренних прозрачных витражных стен вместо обшивки их фанерой. Изначально создатели хотели сделать такими все стены, чтобы вокруг здание казалось прозрачным, похожим на известное японское сооружение «Дом без стен», однако им не удалось найти столь прочного стекла, чтобы оно смогло удержать массивную крышу[26];
  3. Переработано назначение залов (главный зал из оперно-концертного стал просто концертным, а малый зал, который изначально предполагалось использовать лишь для небольших постановок, стал ещё и оперным. Это полностью изменило систему установки оборудования);
  4. Внутреннее оформление (были отменены оформление коридоров с помощью листов фанеры и акустические расчёты Утзона. Вместо этого для акустики применяются пластиковые кольца, свисающие с потолка).

Проект стал одним из первых, где массово применялись тогда ещё несовершенные компьютерные расчёты, чтобы решить все проблемы изначальной задумки[27]. Этим опытом позже будут пользоваться многие строители архитектурных сооружений мира[28].

Несмотря на применённую концепцию сферических оболочек, решавшую все проблемы строительства и удачно подходящую для массового производства, точного изготовления и простоты монтажа, — строительство затянулось, в основном из-за внутренней отделки помещений. Планировалось, что строительство театра займет четыре года и будет стоить семь миллионов австралийских долларов и закончится уже к 1963 году. Однако опера строилась на семь лет дольше — около десяти лет (не считая проектирования, которое затянулось ещё на 4 года[29]), и окончательная стоимость составила свыше 100 миллионов долларов. К счастью, большую часть этих денег удалось получить через гранты и лотереи (за исключением первоначального взноса в 100 тысяч долларов[30])[9]. В современном эквиваленте стоимость создания оценивается в 2 миллиарда австралийских долларов[31]. Все отчёты о строительстве сооружения были открыты общественности 28 марта 1997 года по указу премьера Нового Южного Уэльса[32].

Открытие и последующие события

Театр был формально открыт 20 октября 1973 года королевой Австралии Елизаветой II при стечении большого количества народа. Церемония прошла под исполнение Девятой симфонии Бетховена и сопровождалась фейерверком[33]. В этот же день Утзон был награждён золотой медалью Королевского австралийского архитектурного института[en], однако он отказался приезжать на церемонию открытия[14]. На следующий день театр уже был открыт и для широкой публики. Первой постановкой 28 октября стала опера русского и советского композитора Сергея Прокофьева «Война и мир» (хотя ещё в 1960 году, в ходе строительства американский певец Поль Робсон дал импровизированный концерт, что де-факто можно и считать первым выступлением на этом месте[9])[34]. На следующий день, 29 октября, в Концертном зале состоялся первый публичный концерт в исполнении Сиднейского симфонического оркестра под управлением Чарльза Маккерраса и при участии шведской оперной певицы с голосом сопрано Биргит Нильссон в качестве солистки[34][35]. Изначально здание было популярным местом для просмотра фильмов о сёрфинге[14].

В 1980 году здесь прошёл чемпионат по бодибилдингу, на котором свой последний титул «Мистер Олимпия» выиграл Шварценеггер[14]. В 1997 году известный французский скалолаз и покоритель небоскрёбов Ален Робер (по кличке Человек-паук) используя лишь голые руки и ноги без какой-либо дополнительной страховки взобрался на вершину здания. Это событие привлекло внимание организаторов Олимпийских игр 2000 года, проходивших в Сиднее. Здание было включено в маршрут Олимпийского огня, наверх его подняла австралийская пловчиха Саманта Райли[17]. Оно стало центром всего мероприятия, а также здесь проводилось соревнование по триатлону[14]. Два фрагмента зубчатой крыши театра были использованы на олимпийской эмблеме[7][8]. Незадолго до этих самых игр, на 20-летие строительства, в 1998 году, правительство Нового Южного Уэльса направило письмо Утзону с предложением заняться ремонтом и реставрацией театра[20]. Утзон отверг данное предложение, заявив, что находится на пенсии, но всё же добавил, что не держит зла на правительство штата[36]. Однако в 2007 году 88-летний архитектор всё же прибыл и предложил свой план по реставрации и реконструкции здания, чтобы решить его основную проблему в лице нехватки места для артистов и слишком мелкой сцены. По его словам было необходимо уйти вниз, под воду[37]. Но проект так и не был реализован[21].

Безопасность здания оперы была значительно повышена в связи с угрозой терактов после 11 сентября 2001 года[17][20].

На 2006 год в сиднейской опере давалось более 1700 спектаклей в год для миллиона посетителей[20]. К 2013 количество представлений увеличилось до 3000, а количество посетителей удвоилось[14]. При этом самым посещаемым представлением становится Лунный Новый год, когда всё здание окрашивается красными цветами, а представление идёт на китайском языке. В 2019 году на нём побывало около 25 000 человек[38]. От 8 (на 2006 год[39]) до 10,9 миллионов (по данным самого театра на 2019 год) человек в год посещают театр посмотреть архитектуру и внутреннее убранство[38], среди них около 200 000 на 2013 год делают это с гидом[14][40].

Архитектура

Проект был вдохновлён парусами яхт, что стояли в сиднейском порту[11]. Здание Сиднейского оперного театра выполнено в нетривиальном, по некоторым неформальным определениям, «экспрессивном» стиле. Занимает площадь размером в 1,8 гектара[41], а используемая в целом территория составляет 2,2 гектара (территория же самого Беннелонг-Поинт — 4,5 гектара)[40]. По внешнему виду напоминает полуостров, поскольку с трёх сторон окружено водой. Также оно построено на нескольких искусственных платформах. Одна из них «разрезает» здание на две части: внешнюю, на которой и проходят представления и которая открыта глазам обывателя, и внутреннюю, которая находится под водой и на которой готовятся все многочисленные спектакли[42].

Всего в оперном театре около ста помещений, его длина составляет 185 метров, а максимальная ширина 120 метров. Здание весит 161 000 тонн и опирается на 580 свай, опущенных в воду на глубину почти 25 метров от уровня моря[43]. Его энергопотребление эквивалентно потреблению электричества городом с населением в 25 000 человек[44].

Кровля оперного театра состоит из 2194 заранее изготовленных секций, её высота 67 метров, а вес более 27 тонн, всю конструкцию удерживают стальные тросы общей длиной в 350 километров (если использовать сквозную прокладку, то это расстояние от здания театра до столицы страны Канберры[14]). Кровлю театра образует серия «раковин» из несущей бетонной сферы. Эти сферы обычно называют «скорлупками» или «парусами». Они созданы из сборных бетонных панелей в форме треугольника, которые опираются на 32 сборные нервюры из того же материала. Все они составляют часть одного большого круга, что позволило очертаниям крыш иметь одинаковую форму, а всему зданию законченный и гармоничный вид[7][8]. Все окружающие сферы имеют окружность в 74 метра[21].

Само здание снаружи отделано розовым гранитом, привезённым из Тараны, что находится также в штате Новый Южный Уэльс. Дерево для отделки внутреннего интерьера было доставлено из двух лесов, расположенных на севере штата[45].

Вся крыша обита кровлей, изготовленной в Швеции, всего около 1 056 006 самоочищающихся (но всё равно нуждающихся в периодическом обновлении) «чешуек» типа азулежу двух цветов — белого глазурованного и матово-кремового. Хотя издалека конструкция кажется сделанной исключительно из белой плитки, при разном освещении плитки создают разные цветовые гаммы. Благодаря механическому способу укладывания плитки, вся поверхность кровли получилась идеально гладкой, что было невозможным при ручном покрытии. Все плитки представляют из себя квадраты со стороной размером около 12 см. Ступенчатая структура крыши создала эксплуатационные трудности, так как не обеспечивала должной акустики в залах. Для решения этой проблемы были сделаны отдельные потолки, отражающие звук[17][46].

Каждая конструкция крыши состоит из трёх основных элементов-кожухов: основных, боковых и «жалюзи». Каждая из оболочек первого и третьего типа представляет собой составную из двух полуоболочек структуру. Относительно центральной оси зала каждая из этих половин зеркально отражает другие. Боковые же оболочки представляют собой сферические треугольники, чья задача — соединить две предыдущие[46].

В ходе строительства данную плитку укладывали лицевой стороной вниз между алюминиевыми рёбрами, которые выполняли роль подставки. Когда они были уложены, расстояние между ними было заполнено животным клеем, нагретым до температуры плавления. После этого оставшиеся полости заполнили цементно-песчаным раствором, который уплотняли с помощью вибраторов. Раствор затвердел в виде выпуклости, что могло привести к появлению ржавчины. Чтобы этого избежать всё было ещё раз уплотнено смесью эпоксидного наполнителя и оксида титана IV в соотношении 20:3[47].

Два самых крупных свода из раковин образуют потолок Концертного зала (англ. Concert Hall) и Театра оперы (англ. Opera Theater)[48]. В первом зале находится крупнейший механический орган в мире, он состоит из 10 154 труб[14]. Орган был сдан лишь 30 мая 1979 года, через 4 с половиной года после открытия[32]. Первый зал рассчитан на 2679 зрителей, меньшего размера оперный — на 1507. В этом же здании свои концерты даёт и филармонический хор Сиднея. Помимо этого в здании находятся ещё меньшие по размеру Драматический театр на 544 места и Игровой зал на 398 мест[49]. Самый мелкий из залов назван в честь архитектора и вмещает до 210 человек, всего же в здании 1000 комнат[14]. В двух последних залах потолки образуют группы сводов поменьше вместо одного общего. Также перед зданием находится площадка для выступлений на свежем воздухе, вмещающая до 6000 человек[49].

На территории комплекса находится несколько десятков баров и ресторанов, часть из которых находится в здании, а часть на открытом воздухе[49]. В самой маленькой раковине, в стороне от главного входа и парадной лестницы, находится самый большой ресторан комплекса — «Беннелонг» (англ. Bennelong)[50]. В целом эти торговые точки обслуживают около 2 000 000 посетителей в год[49].

На территории комплекса располагаются различные розничные магазины и прочие торговые точки, продающие сувениры и лицензированные продукты. Посещают же их, по данным на 2006 год, до 200 000 человек в год[49].

Помещения, в которые могут попасть туристы, размещаются над цоколем. Благодаря этому открывается красивейший вид на гавань[11]. В 1997 году была разработана система, позволяющая попасть туда людям с ограниченными возможностями[51].

Под Королевским ботаническим садом напротив здания театра находится подземная парковка. Изначально она вмещала 1100 автомобилей[32]. К 2006 году количество мест расширили до 1200[49]. Парковка была построена компанией Enacom совместно с департаментом общественных работ штата и открыта 17 марта 1993 года[32].

По состоянию на 2005 год в здании работало 654 человека[49]. На 2013 год в здании ежегодно меняли 15 500 лампочек[14].

Чтобы защитить уникальную архитектуру крыши каждые пять лет её простукивают на предмет трещин, сколов и разрушений. С помощью альпинистского снаряжения это делают специально обученные инженеры. В 2019 году при участии Сиднейского университета и Фонда Пола Гетти[en] молоточки были снабжены специальными сенсорами и датчиками. Помимо этого идёт активное изучение робототехники, чтобы получить возможность полностью автоматизировать затратный и трудоёмкий процесс[52].

Признания на высшем уровне

Признание объектом всемирного наследия

Театр был внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО 28 июня 2007 года. Решение об этом было принято на 31 сессии — специальном заседании комитета по вопросам образования, науки и культуры в Крайстчерче, Новая Зеландия. Комитет охарактеризовал дизайн здания как беспрецедентный и не имеющий аналогов в мире. В опубликованном сообщении комитета было сказано, что: «это смелый и дальновидный эксперимент, который оказал стойкое влияние на зарождающуюся архитектуру конца XX века», а также что «здание является прекрасным памятником искусства и иконой». В целом на данном совещании рассматривалась возможность внесения 45 объектов природного и культурного характера[53]. Здание также является единственным произведением из 70-х, которое удостоилось такой чести[54].

Внесение в реестры Австралии и Нового Южного Уэльса

Здание входит в многочисленные государственные реестры недвижимости и списки памятников, в частности:

  • Национальный реестр недвижимости[en][55];
  • Национальный фонд[en][55];
  • Архитектурный реестр Сиднея[55];
  • Реестр государственного наследия (Новый Южный Уэльс)[en][56];
  • Реестр государственного наследия (Австралия)[en][57].

Внесение в датский культурный канон

Здание внесено в культурный канон, составленный правительством Дании. В данный список попали произведения искусства, имеющие наибольшее значение для датского общества вне зависимости от страны, в которой данное произведение находится[58].

Номинация на «Новые семь чудес света»

Сиднейский оперный театр был в числе 21 финалиста в номинации на Новые семь чудес света в категории рукотворных произведений искусства. Он являлся уникальным кандидатом, поскольку был единственным, главный архитектор которого был жив на момент номинации 21 ноября 2006 года[39]. В день номинации у оперного театра было устроено массовое утреннее чаепитие, организованное премьером Нового Южного Уэльса Моррисом Йемой[en]. В конечном итоге комплекс всё же не был выбран[41].

Оценки

Aquote1.png I heard several times after we finished the Opera House that it is the greatest asset for the city. That was what we were aiming at — all the people who worked with me and all the people who asked for the building. For an architect and for all the poeple who have worked on it, (this recognition gives us) the real feeling of what we are here for. После того, как мы закончили строительство Оперного театра, я несколько раз слышал, что это величайшее достояние города. Это было то, к чему мы стремились — все люди, которые работали со мной, и все люди, которые просили здание. Для архитектора и для всех людей, которые работали над этим, [это признание даёт нам] настоящее понимание того, для чего мы здесь. Aquote2.png

Всемирно признанный шедевр мировой архитектуры, «визитная карточка» города и одно из самых узнаваемых зданий мира[2][59]. Премьер министр Нового Южного Уэльса Моррис Йема назвал его величайшим достижением мировой архитектуры XX века[39]. Он же в 2006 впервые назвал его впечатляющим образцом «застывшей, молчаливой музыки», цитируя знаменитое выражение Гёте[39].

По оценке ЮНЕСКО, это «городское скульптурное сооружение, построенное на мысе полуострова в Сиднейском заливе, прекрасно вписывается в пейзаж океанского побережья и уже на протяжении многих лет оказывает большое влияние на современную архитектуру»[60][61].

Для жителей страны это здание является одним из самых (если не самым) красивых из тех, что были построены после Второй мировой войны, а некоторые называют его самым красивым зданием на свете[8][21][62][63]. Также одной из лучших считается его акустика[4].

Известный австралийско-американский архитектор и профессор архитектуры Уильям Джон Митчелл[en] в своей работе для американского журнала Science сравнивает работу Утзона со зданием Фрэнка Гери — Музеем Гуггенхейма в Бильбао. Он пишет, что цель у них была одна, и даже проектирование было чем-то похоже. Но при этом у Утзона работа выдалась намного более трудозатратной из-за того, что в его время не были так распространены компьютерные технологии. Митчелл называет оба эти здания неповторимыми произведениями искусства, каждое из которых является символом своего города и своего времени[10].

Оперный театр периодически подвергается критике за излишне маленькие размеры, например, сцена там значительно меньше, чем аналогичная в Викторианском центре искусств в Мельбурне[en][9][17]. Стоимость одного только этого расширения определена в 750 миллионов австралийских долларов, что является излишне дорогим по мнению властей[17], учитывая, что на реставрацию и содержание театра тратится в целом по 150—250 тысяч долларов ежегодно[64].

Согласно аналитике Массачусетского технологического института на 2010 год, на содержание и регулярную реставрацию здания оперного театра уходит в среднем в полтора-два раза больше денег, чем составляет его операционная прибыль. Остальные деньги он получает от правительства. То есть без дотаций театр всегда был бы в долгах[65]. Согласно этому же исследованию, на 2010 год оперный театр имеет 2,7 миллиарда доходов и 7,5 миллиардов (включая 2 миллиарда в современном эквиваленте на строительство) расходов, то есть в целом −4,8 миллиарда долларов (или −2,8, исключая затраты на строительство). Таким образом, с точки зрения коммерции театр является крайне невыгодным предприятием[66]. Также, согласно их расчётам, причин для изменения в лучшую сторону нет, и здание так и останется дефицитным для бюджета[67]. Но здание считается культовым как для мира в целом, так и для страны и города в частности, поэтому, согласно этому исследованию, этот очевидно невыгодный проект и поддерживается в рабочем состоянии[68].

Источник: wiki2.org

История строительства

До середины XX века в Сиднее не было ни одного здания пригодного для оперных постановок. С приходом нового главного дирижера в Сиднейский симфонический оркестр Юджина Гусенса проблема была озвучена вслух.

Сіднейський оперний театр

Но создание новейшего здания для оперных и оркестровых целей не стало делом первой важности. В это время весь мир находился в состоянии восстановления после войны, администрация Сиднея не спешила начинать работы, проект был заморожен.

Сборы на строительство оперного театра в Сиднее начались в 1954 году. Они продолжались вплоть до 1975 года, всего же было собрано около 100 миллионов долларов.

Местом для одного из крупнейших культурных сооружений был выбран мыс Беннелонг. По требованиям здание должно было иметь два зала. В первом из них, предназначенном для оперных и балетных постановок, а также симфонической музыки, должно было вмещаться примерно три тысячи человек. Во втором, с драматическими постановками и камерной музыкой – 1200 человек.

Йорн Утсон, по мнению комиссии, стал лучшим архитектором из 233, приславших свои работы. Вдохновителем для создания проекта для него стали стоящие в Сиднейской гавани парусные корабли. На реализацию проекта у строителей ушло 14 лет.

Сіднейський оперний театр

Стройка началась в 1959 году. Тут же начали возникать проблемы. Правительство потребовало увеличить количество залов с двух до четырех. Вдобавок спроектированные крылья-паруса оказалось невозможно реализовать, поэтому ушло еще несколько лет на проведение экспериментов, чтобы найти нужное решение. Из-за начавшихся разбирательств в 1966 году Утсона сменяет группа архитекторов из Австралии, возглавляемая Петером Халлом.

28 сентября 1973 года Оперный театр в Сиднее открыл свои ворота. Премьерной стала постановка оперы «Война и мир» С. Прокофьева. Официальную церемонию открытия провели уже 20 октября в присутствии Елизаветы II.

Сиднейский Оперный Театр

Видео: Сиднейская опера

В конкурсе на право разрабатывать дизайн Сиднейского оперного театра участвовало 223 архитектора. В январе 1957 г. победителем конкурса был объявлен проект датского архитектора Йорна Утзона, а двумя годами позже на мысе Беннелонг в гавани Сиднея был заложен первый камень. По предварительным расчетам возведение театра должно было занять 3-4 года и обойтись в 7 млн долларов. К несчастью, вскоре после начала работ возникло немало сложностей, который вынудили правительство отойти от первоначальных планов Утзона. И в 1966 г. Утзон уехал из Сиднея после особенно крупной ссоры с городскими властями.

Команда молодых австралийских архитекторов взяла на себя ответственность за окончание стройки. Правительство Нового Южного Уэльса разыграло лотерею, чтобы добыть денег на продолжение работ. И 20 октября 1973 г. новый оперный театр Сиднея был торжественно открыт. Вместо планируемых 4 лет театр строили 14, и обошлось это в 102 млн долларов.

Архитектурные особенности

Здание Сиднейского оперного театра имеет длину 183 м и ширину 118 м, занимая площадь более 21 500 кв. м. Оно стоит на 580 бетонных сваях, вбитых на глубину 25 м в глинистое дно гавани, а его грандиозный купол поднимается на 67 м в высоту. Чтобы покрыть всю поверхность купола, было использовано более миллиона глазурованных, переливающихся, как жемчуг, белоснежных черепиц.

В здании помещается 5 театров: Большой концертный зал на 2 700 мест; собственный театр на 1 500 мест и менее вместительные драматический театр, игровая и театральная студии на 350 и 500 мест каждая. В комплексе имеется более тысячи дополнительных служебных помещений, включая аудитории для репетиций, 4 ресторана и 6 баров.

Факты

  • Расположение: Сиднейский оперный театр находится на мысе Беннелонг в гавани Сиднея, в штате Новый Южный Уэльс, Австралия. Его архитектор – Йорн Утзон.
  • Даты: первый камень был заложен 2 марта 1959 г. Первое представление состоялось 28 сентября 1973 г., а следом за ним – официальное открытие театра 20 октября 1973 г. Всё строительство заняло 14 лет и обошлось в 102 млн долларов.
  • Размеры: здание Сиднейского оперного театра имеет длину 183 м и ширину 118 м, занимая площадь более 21 500 кв. м.
  • Театры и число мест: в здании помещается 5 отдельных театров с общим числом мест более 5 500.
  • Купол: неповторимый купол Сиднейского оперного театра покрывает более миллиона керамических черепиц. Комплекс обеспечивается электроэнергией с помощью 645 км кабеля.

История Сиднейского оперного театра

Сидней до середины XX в. вообще не имел оперного театра. Приглашённый дирижёр местного симфонического оркестра Юджин Гусенс счёл такое положение недопустимым. Власти Сиднея согласились с ним, но не располагали средствами на строительство. В 1954 г. они объявили сбор пожертвований, продолжавшийся два десятилетия. За этот период было собрано около 10000000 AUD. Первоначально заявленная стоимость сооружения в 7000000 AUD в итоге обернулась реально истраченными 102000000 AUD.

По условиям объявленного конкурса, местом постройки театра назначалась ограниченная территория мыса Беннелонг. Главный зал на 3 тысячи мест проектируемого здания отводился для оперы и балета. Малый зал на 1200 зрителей планировался для камерных театральных и музыкальных постановок. Среди 233 конкурсантов победил молодой датский архитектор Йорн Утсон. По его проекту здание внешне напоминало многопарусный корабль на водной глади, окружавшей мыс.

Начавшееся в 1959 г. работы тянулись 14 лет вместо планировавшихся четырёх, продлив дату постройки до 1973 г. Затягивание сроков имело как объективные, так и субъективные причины. К первым относится требование властей добавить два дополнительных зала. А первоначально спроектированные Йорном Утсоном парусообразные оболочки крыши имели акустические недостатки. Архитектору потребовалось несколько лет на нахождение альтернативного технического решения. Новый свод оказался слишком тяжёлым для сделанного фундамента, и пришлось делать новый.

Сіднейський оперний театр

Дополнительные траты и затягивание строительства накалили отношения Утсона с местными властями, и он покинул Сидней. В 1966 г. строительство продолжили местные архитекторы. По мнению многих специалистов, это негативно сказалось на интерьере здания. Театр внутри существенно уступает потрясающему фасаду.

Новостройка Сиднея фактически открылась 28 сентября 1973 г. оперой Сергея Прокофьева «Война и мир». Официальная церемония состоялась 20 октября с участием британской монархини Елизаветы II, являющейся формальным главой Австралии.

Архитектор Сиднейского оперного театра на открытии не присутствовал, и даже не был упомянут. Нет его имени и на бронзовой табличке авторов у входа. Правда, в том же году местный Институт архитекторов удостоил Йорна Утсона золотой медали. А в 2003 г. он получил за свой проект Притцкеровскую премию – высшую награду архитекторов.

В 1999 г. Йорн Утсон всё же спроектировал реконструкцию Зала приёмов, позже переименованного в его честь. Работами руководил сын Йорна архитектор Ян Утсон. А сам Йорн после 1966 г. не возращался в Сидней. Он умер в 2008 г., так и не увидев воочию своё знаменитое творение. Прожекторы, освещающие Sydney Opera House, были выключены на час в память о великом архитекторе.

Сіднейський оперний театр

Сиднейский оперный театр его архитектор и архитектора

Оперные театры, как правило, строятся в классическом стиле. В отличие от них, здание сиднейской оперы – яркий образец архитектурного стиля экспрессионизм. Уникальная крыша реализована в форме парусов разных размеров. Окружённое с трёх сторон водой здание издали похоже на большой многопарусный корабль, пришвартованный в сиднейской бухте. Именно таким увидел будущий театр его архитектор. Он говорил, что хотел увести зрителей из привычной рутины в мир фантазии, где обитают актёры и музыканты.

Площадь, отведённая под строительство, была ограничена. Отклонённые жюри конкурса проекты имели общий недостаток – громоздкость. Эту проблему Йорн Утсон решил перенесением внимания на архитектурную доминанту здания – крышу. Её общий диаметр – 150 м. Каркас крыши состоит из 2 тысяч бетонных секций и весит 30 т. Два самых больших паруса венчают оба основных зала, задуманных изначально. Под самым маленьким парусом находится ресторан Bennelong. Вся конструкция крепится металлическими тросами, общей протяжённостью 350 км.

Неравномерная высота крыши первоначально вызвала проблемы с акустикой. Они были сняты с помощью звукоотражающего потолка со специальными желобами. Последние, кроме практической функции, выполняли и эстетическую, подчёркивая арки сцены.

Сіднейський оперний театр

Сверху крыши-паруса покрыты белой полированной и кремовой матовой плиткой азулежу (португальские изразцы). Она была специально изготовлена для театра. По краям преобладает матовая плитка, а в центре – блестящая, что позволило создать переливчатый эффект. На облицовку общей площадью 1,62 га потребовалось более миллиона кусков плитки. Механический способ укладки позволил добиться идеальной ровности, недостижимой при ручной облицовке.

Хотя издали паруса кровли кажутся белыми, они меняет свой оттенок в зависимости от освещения. Как говорил архитектор, солнце и облака сделают крышу живой, на неё никогда не надоест смотреть. Он оказался прав.

Сіднейський оперний театр

Сиднейский оперный театр внутри

Функциональное назначение главных залов претерпело изменения. Главный зал, вначале планировавшийся для оперных и балетных постановок, было решено перепрофилировать под концертный. Собственно оперным стал второй по размерам зал. Сейчас в комплексе функционируют 6 основных залов.

  • Concert Hall (Концертный) на 2679 зрителей. В нём установлен один из крупнейших в мире органов с 10 тысячами труб. Сцена размерами 17*11 м может быть расширена за счёт 85 передних зрительских мест.
  • Opera Theatre (Оперный) вмещает 1547 зрителей. Его занавес-гобелен, именуемый «Солнечным» – самый большой на планете.
  • Drama Theatre (Драматический) на 544 зрителя используется для театральных и танцевальных спектаклей. Его тёмный занавес-гобелен называют «Лунным».
  • В зале Playhouse на 398 мест проходят камерные театральные постановки, лекции и кинопросмотры. Сцену зала можно расширить в два этапа, пожертвовав 46 зрительскими местами.
  • В открытом в 1999 г. зале «Студия» могут собраться 364 любителя авангардистских пьес, современной музыки или корпоративов.
  • Небольшой зал Йорна Утсона украшает шерстяной гобелен в ярких тонах, сотканный по его эскизу.

В комплекс театра входит около тысячи разных помещений. Кроме залов, в здании действуют репетиционные аудитории, театральные помосты, звукозаписывающая студия, магазины, кафе, рестораны и другие многочисленные объекты. Человеку, не знающему план театра, нетрудно в нём заблудиться.

Сіднейський оперний театр

Известен анекдотичный случай с начинающим курьером, доставившим посылку. Он запутался в помещениях и оказался на сцене во время спектакля. К счастью, один из актёров не растерялся и произнёс: «Наконец-то доставили посылку!». Зрители сочли его реплику частью сюжета.

Другой комичный случай произошёл во время представления оперы Мусоргского «Борис Годунов». В её декорации входили настоящие цыплята. Один из них перелетел со сцены на голову музыканта. После этого поверх оркестровой ямы установили сетку.

Сіднейський оперний театр

Билеты в театр

В Сиднейском оперном театре по адресу Bennelong point, Sydney NSW 2000, ежегодно проводится около трёх тысяч культурных мероприятий, участниками которых становятся миллионы зрителей. Ознакомиться с репертуаром и заказать билеты можно на официальном сайте.

300 тысяч туристов ежегодно посещает театр в рамках организуемых экскурсий. Они проводятся с 9 до 17 часов каждый день, за исключением Рождества и Страстной пятницы, и длятся около часа.

Стоимость обычной экскурсии – 35 AUD. Практикуются и вечерние экскурсии, совмещённые со спектаклем, а также ужином в ресторане или кафе. Например, экскурсию и оперу Моцарта «Волшебная флейта», хорошо дополнит ужин в бистро Mozart.

Сиднейский оперный театр

Сіднейський оперний театр
Ночной вид с моста Харбор-Бридж

Информация о здании

Расположение

Сидней

Страна

АвстралияСіднейський оперний театр Австралия

Архитектор

Йорн Утзон

Начало строительства

Завершение строительства

Стоимость

A$102 млн (A$915 млн в ценах 2015 года)

Архитектурный стиль

экспрессионизм

Сайт

Сіднейський оперний театр Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 166
рус. • англ. • фр.

Сиднейский оперный театр (англ. Sydney Opera House) — музыкальный театр в Сиднее, одно из наиболее известных и легко узнаваемых зданий мира, являющееся символом крупнейшего города Австралии и одной из главных достопримечательностей континента — парусообразные оболочки, образующие крышу, делают это здание непохожим ни на одно другое в мире. Оперный театр признан одним из выдающихся сооружений современной архитектуры в мире и с 1973 года является, наряду с мостом Харбор-Бридж, визитной карточкой Сиднея. 28 июня 2007 года театр внесён ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия.

Сиднейский оперный театр был открыт 20 октября 1973 года королевой Великобритании Елизаветой II.

История создания

Сиднейский оперный театр находится в сиднейской гавани на Беннелонг-Пойнт. Это место получило такое название по имени австралийского аборигена, друга первого губернатора колонии. До 1958 года на месте театра находилось трамвайное депо, а ещё ранее — форт.

Архитектором оперного театра является датчанин Йорн Утзон, который получил Притцкеровскую премию в 2003 году.

Несмотря на применённую концепцию сферических оболочек, решавшую все проблемы строительства и удачно подходящую для массового производства, точного изготовления и простоты монтажа, — строительство затянулось, в основном из-за внутренней отделки помещений. Планировалось, что строительство театра займет четыре года и будет стоить семь миллионов австралийских долларов. Однако опера строилась целых четырнадцать лет и обошлась в 102 миллиона долларов.

Театр был формально открыт 20 октября 1973 года королевой Великобритании Елизаветой II при стечении большого количества народа. Церемония прошла под исполнение Девятой симфонии Бетховена и сопровождалась фейерверком.

Архитектура

Здание Сиднейского оперного театра выполнено в стиле экспрессионизма с радикальным и новаторским дизайном. Здание занимает площадь в 2,2 гектара. Его длина составляет 185 метров, а максимальная ширина 120 метров. Здание весит 161 000 тонн и опирается на 580 свай, опущенных в воду на глубину почти 25 метров от уровня моря. Его энергопотребление эквивалентно потреблению электричества городом с населением в 25 000 человек. Энергия распределяется по 645 километрам кабеля.

Кровля оперного театра состоит из 2 194 заранее изготовленных секций, её высота 67 метров, а вес более 27 тонн, всю конструкцию удерживают стальные тросы общей длиной в 350 километров. Кровлю театра образует серия «раковин» из несущей бетонной сферы диаметром 492 фута, их обычно называют «скорлупками» или «парусами», хотя это неверно с точки зрения архитектурного определения такой конструкции. Эти скорлупки созданы из сборных бетонных панелей в форме треугольника, которые опираются на 32 сборные нервюры из того же материала. Все нервюры составляют часть одного большого круга, что позволило очертаниям крыш иметь одинаковую форму, а всему зданию законченный и гармоничный вид.

Вся крыша покрыта 1 056 006 плитками азулежу белого и матово-кремового цветов. Хотя издалека конструкция кажется сделанной исключительно из белой плитки, при разном освещении плитки создают разные цветовые гаммы. Благодаря механическому способу укладывания плитки, вся поверхность кровли получилась идеально гладкой, что было невозможным при ручном покрытии. Все плитки были изготовлены шведской фабрикой «Höganäs AB» с технологией самоочистки но, несмотря на это, регулярно проводятся работы по очищению и замене некоторых плиток.

Два самых крупных свода из раковин образуют потолок Концертного зала (англ. Concert Hall) и Театра оперы (англ. Opera Theater). В других залах потолки образуют группы сводов поменьше. В самой маленькой раковине, в стороне от главного входа и парадной лестницы, находится ресторан «Беннелонг» (англ. Bennelong).

Ступенчатая структура крыши очень красива, но создала проблемы высоты внутри здания, так как полученная высота не обеспечивала должной акустики в залах. Для решения этой проблемы были сделаны отдельные потолки, отражающие звук.

Интерьер здания отделан розовым гранитом из карьера в районе городка Тарана (штат Новый Южный Уэльс), деревом и фанерой.

> См. также

  • Перекрытие-оболочка
  • Пекинский оперный театр

Как создавался театр: краткая история

Сіднейський оперний театр

Театр в Сиднее / Jim Bowen, flickr.com

Когда речь заходит о далекой Австралии, большинство туристов, да и обычных людей, обязательно вспомнит оперный театр Сиднея. Порой даже кажется, что именно Сидней – фактическая столица государства, хотя на деле это не так. Грандиозное архитектурное сооружение пользуется любовью не только у коренных австралийцев, но и у приезжающих гостей.

Началась же история его создания в середине 20 века, когда дирижером симфонического оркестра стал Юджин Гусенс. Проблема с отсутствием помещения для оперы была всегда, а концерты устраивались в ратуше, но именно Юджин заявил об этом во всеуслышание. Мечтой этого человека было создание такого зала, где музыка зазвучит по-новому, и можно будет ставить оперу.

Впрочем, на тот момент такое заявление было очень смелым, если не сказать – абсурдным. Австралия переживала далеко не лучшие времена, оправляясь после военных лет. В экономике царил хаос, а деньгам было не откуда найтись. Но в 1954 году слова Юджина вспомнились властям, и они назначили сбор средств. За 20 лет, пока величественная опера строилась, удалось собрать более сотни миллионов долларов.

Перед архитекторами долгое время стоял вопрос: где расположить оперу? Идеальным местом стал мыс Беннелонг. Здание не просто выделяется среди городской инфраструктуры, а будто королевская яхта, находится у берегов океана.

Сіднейський оперний театр

“Икона” в Сиднее / Andrew Fysh, flickr.com

Проект оперы в Сиднее разрабатывали на конкурсной основе – архитекторы со всего мира предложили жюри сотни интересных и необычных проектов. Однако победа досталась мастеру из Дании. Йорн Утсон по прибытии в Австралию увидел проплывающие корабли, которые вдохновили его парусами, шармом и грацией.

Специалистов же проект привлек свежестью – здание смотрелось настолько необычно, уникально и инновационно, что не могло не притянуть взгляды. Впрочем, недоброжелатели сравнивали новое чудо со спаривающимися черепахами – задумка была крайне смелой.

Стройку планировалось завершить через 4 года, однако работы затянулись на целых 14 лет. Тем не менее, в конце концов Австралия увидела Сиднейский оперный театр – роскошный и неповторимый, такой, что удивился целый мир.

Внутреннее убранство и залы

Сіднейський оперний театр

Интерьер Оперного театра / Andrew Fysh, flickr.com

Архитектура театра удивительна – и это выражается не только во внешнем виде, уникально убранство, акустика, вместимость залов, интерьеры. Вот некоторые детали:

  • Оперный театр в Сиднее состоит из тысячи помещений;
  • высота паруса составляет 57 м;
  • кровля выполнена из мелкой плитки белого цвета;
  • по проекту архитектор планировал создать 2 зала, фактически было построено – 5;
  • залы театра декорированы розовым гранитом.

Ежедневно стены оперы посещают тысячи человек, многие из них – туристы, спешащие воочию убедиться в величии и красоте сооружения. Заказать билеты на спектакль или экскурсию в здание оперы можно на сайте .

Видео: Сиднейский оперный театр.

Каждый зал театра имеет строгое назначение:

  1. Концертный – рассчитан почти на 2700 человек, отличается богатым убранством и невероятной акустикой – такой эффект не удалось повторить больше никому. Здесь проводятся массовые концерты;
  2. Оперный – его вместимость – чуть больше 1,5 тысяч человек, поклонников оперы и балета. Отличительной особенностью этого зала являются вращающиеся платформы и необыкновенный театральный занавес, выполненный по индивидуальному проекту;
  3. Драматический – вмещает более 500 человек, тут устраиваются спектакли, постановки, пьесы;
  4. Плей Хаус – небольшое помещение, где редко проводятся сеансы кино, а традиционно назначаются тренинги;
  5. Студия – зал, расположенный под открытым небом, где устраиваются спектакли в стиле авангардизма.

Залы, невероятное убранство, колоссальные усилия, затраченные на строительство, удивительная задумка и гениальное воплощение – таков Сиднейский театр. Он манит, очаровывает и притягивает посетителей.

Полезные и интересные факты о театре

Сіднейський оперний театр

Matthew Wu / flickr.com

Оперный театр, находящийся в Сиднее, всегда был окружен тайнами, загадками и удивительными историями:

  • Ходили слухи, что председатель жюри выбрал проект случайно, просто вытянув его из общей пачки бумаг. Сделал он это, изрядно выпив и устав после череды бесконечных просмотров. Хотя, бесспорно, такие слухи создали завистники талантливого архитектора.
  • Уотсон никогда не видел своего детища, еще до завершения строительства он поругался с властями и покинул Австралию. Даже когда ему были вручены престижные премии, а здание пополнило фонд ЮНЕСКО, он не вернулся сюда, а вскоре – скончался.
  • Надевать вечерний наряд для посещения театра необязательно, дресс-код здесь полностью отсутствует;
  • Кроме спектаклей и концертов, в опере проводятся постоянные экскурсии, где туристы могут просто пройтись по красивым залам.
  • Посетить театр можно за 35 долларов для взрослых и 13 – для детей, именно столько стоит осмотр внутреннего убранства.

Попасть в оперный театр несложно – он доступен для всех слоев населения, а билеты на концерт обходятся недорого. На официальном сайте учреждения представлен полный репертуар, постоянно курсируют автобусы и паромы, доставляющие гостей. Так что если вы хотите побывать в Сиднее, посещение этой достопримечательности должно быть в вашем расписании на первом месте.

Источник: edelweiss-dolina.ru


Categories: Театр

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.