ТЕАТР НА ТАГАНКЕ, Московский театр на Таганке – создан в 1964 на основе труппы Московского театра драмы и комедии (организован в 1946), в которую вошли выпускники Театрального училища им. Щукина. Главные режиссеры: Ю.П.Любимов (1964–1984), А.В.Эфрос (1984–1987), Н.Н.Губенко (1987–1989), Ю.П.Любимов (с 1989). С каждым из этих имен связан свой, бурный и драматичный, период истории театра.

Начало 1960-х были временем реформации советского театра. Утверждалась новая эстетика, гремели имена молодых режиссеров О.Ефремова, А.Эфроса, в Ленинграде – Г.Товстоногова. Театр, наряду с поэзией, становился главным искусством периода хрущевской оттепели, провозвестником новых идей, оплотом либеральной интеллигенции.

В 1963 третий курс Щукинского училища под руководством Ю.Любимова показал спектакль Добрый человек из Сезуана Б.Брехта. Эстетика спектакля резко выбивалась из существовавших тогда направлений; она провозглашала яркую театральность, принципиальное отсутствие «четвертой стены», множественность, даже избыточность сценических приемов, удивительным образом сплавлявшая зрелище в единую цельность. В нем явственно чувствовалось возрождение театральных традиций динамичных 1920-х, режиссуры В.Э.Мейерхольда и Е.Вахтангова. Ю.Любимову было предложено возглавить Московский театр драмы и комедии, и он переформировал его труппу из выпускников своего курса.


Около года длилась подготовка к открытию обновленного театра. Его знаком стали портреты, помещенные в фойе театра: В.Мейерхольд, Е.Вахтангов, Б.Брехт, К.Станиславский. Они продолжают украшать фойе театра.

Театр драмы и комедии на Таганке открылся 23 апреля 1964 спектаклем Добрый человек из Сезуана. Однако его актерский состав был уже несколько иным. Ю.Любимов тщательно формировал труппу театра, набирая актеров, близких ему по эстетическим принципам, готовых совершенствовать свою технику, осваивать новые приемы и способы сценического существования. Наверное, главное достижение первого таганковского спектакля – это невозможность разделить участников на «своих» и «пришлых»: все они говорили на одном языке, сохраняя единство эстетики спектакля и обогащая ее своим личностным и актерским опытом.

Так начался первый этап жизни, наверное, самого «громкого» московского театра – Театра на Таганке. Здесь максимально нашли свое отражение принципы «шестидесятников», о которых пел Б.Окуджава: «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке…» Любимов объединял в постановочных группах своих спектаклей близких себе по духу писателей и поэтов (А.Вознесенский, Б.Можаев, Ф.Абрамов, Ю.Трифонов), театральных художников (Б.Бланк, Д.Боровский, Э.Стенберг, Ю.Васильев, Э.Кочергин, С.Бархин, М.Аникст), композиторов (Д.Шостакович, А.Шнитке, Э.Денисов, С.Губайдулина, Н.Сидельников).


обым явлением стал художественный совет театра, каждый из членов которого обладал весомым профессиональным и общественным авторитетом и готов был отстаивать спектакли Таганки в самых «высоких» кабинетах.

Главным творческим направлением Таганки стал поэтический театр, но не камерной, а публицистической поэзии. Это направление в определенном смысле было «обречено на успех»: именно поэты-публицисты собирали в конце 1960-х полные стадионы зрителей и слушателей, становились кумирами своих современников. Не случайно в репертуар театра были включены два спектакля по произведениям А.Вознесенского – Антимиры и Берегите ваши лица (второй из них был запрещен вскоре после премьеры, что только добавило спектаклю популярности). Зеркалом художественной программы театра были поэтические спектакли Павшие и живые, Послушайте, Пугачев и др. Однако и в постановках прозаических или драматургических произведений господствовал дух вольной и общественно значимой поэзии, яркая сценическая метафора, исполненная современных аллюзий. Так было со спектаклями Десять дней, которые потрясли мир, А зори здесь тихие, Гамлет, Деревянные кони, Обмен, Мастер и Маргарита, Дом на набережной и др.


Театр на Таганке дал старт огромной популярности его актеров. Многие из них начали много сниматься в кино (В.Золотухин, Л.Филатов, И.Бортник, С.Фарада, А.Демидова, И.Ульянова и др.). Однако легендарными становились и имена тех артистов Таганки, чья кинематографическая жизнь сложилась менее успешно. Ярчайший пример – З.Славина, практически не имеющая громких ролей в кино, но, несомненно, бывшая в те годы звездой первой величины. И, конечно, В.Высоцкий, чья известность была абсолютной, и такой же «скандальной», как и слава всего театра на Таганке. Актерские работы театра поражали не только публицистическим темпераментом и непривычным способом сценического существования, но и уникальной пластической разработкой образов. Так, например, знаменитый монолог Хлопуши в спектакле по С.Есенину Пугачев В.Высоцкий исполнял, казалось, за гранью физических возможностей человека.

Спектакли Ю.Любимова всегда были, несомненно, авторскими, и отличались чрезвычайно интересной работой с текстом. Автором многих композиций была тогдашняя жена Любимова, актриса театра им.Вахтангова, Л.Целиковская (А зори здесь тихие, Деревянные кони, Товарищ, верь…и др.).

К концу 1970-х Театр на Таганке приобретает мировую известность. На Международном театральном фестивале «БИТЕФ» в Югославии (1976) спектакль «Гамлет» в постановке Ю.Любимова с В.Высоцким в главной роли был удостоен Гран-при. Первую премию Ю.Любимов получил и на II Международном театральном фестивале «Варшавские театральные встречи» (1980). Многие эстетические приемы Театра на Таганке стали поистине новаторскими и вошли в классику современного театра (световой занавес и т.д.). В разработку визуального образа спектаклей огромный вклад внес один из лучших сценографов нашего времени, постоянный художник театра Д.Боровский.


Однако, наряду с художественным, особый интерес представляет общественный, социальный авторитет Театра на Таганке того времени. С каждым спектаклем его политическое звучание становилось все более острым и откровенным. Противоречивые и неоднозначные отношения сложились у театра с официальной властью. С одной стороны, Ю.Любимов занял положение «официального диссидента»: чуть ли не каждый его спектакль с трудом пробивал себе дорогу к зрителю, испытывая серьезное давление и находясь под угрозой запрета. В то же время, к 1980, власти построили для Театра на Таганке новое здание с современным техническим оснащением. Демократичные, антимещанские и весьма сложные эстетически спектакли театра насчитывали среди своих поклонников не только либеральную интеллигенцию, но и управленческую, чиновничью элиту. В 1970-х билет в Театр на Таганке стал знаком престижа и у т.н. «буржуазной» прослойки, – наряду с дубленкой, фирменными джинсами, машиной, кооперативной квартирой.

Этот этап жизни театра сопровождался громкими скандалами; еще до выпуска его спектакли входили в контекст художественной жизни Москвы. Такое положение не могло продолжаться долго. В определенном смысле знаком, отметившим завершение этого этапа жизни театра, стала смерть В.Высоцкого в 1980. В том же году по приглашению Ю.Любимова в Театр на Таганке вернулся Н.Губенко.


В начале 1980-х спектакль Владимир Высоцкий, посвященный Любимовым памяти поэта и артиста, был категорически запрещен к показу. Был закрыт и следующий спектакль, Борис Годунов, а также репетиции Театрального романа. А в 1984, в то время как Ю.Любимов был в Англии на постановке спектакля Преступление и наказание, его освободили от должности художественного руководителя Театра на Таганке и лишили советского гражданства.

Коллектив Театра на Таганке находился в полной растерянности. И в это время власти делают очень сильный политический ход, ведущий театр к цугцвангу, к ситуации, когда ни при каких условиях он не мог выиграть: главным режиссером назначается А.Эфрос. Творческая индивидуальность А.Эфроса очень сильно отличалась, – если не сказать противоречила, – индивидуальности Ю.Любимова. Правда, еще в 1975 Любимов пригласил А.Эфроса в Театр на Таганке на постановку Вишневого сада. Тогда это, несомненно, было шагом солидарности с опальным режиссером; а разовая работа актеров с представителем иного эстетического течения расценивалась как обогащение творческой палитры коллектива. Но в 1984 смена художественного руководства должна была бы означать кардинальное изменение всей эстетической платформы театра. Однако причины глубокого конфликта «Таганки» с Эфросом в середине 1980-х были, несомненно, не творческими, а социально-нравственными: был нарушен главный принцип «шестидесятников» – единение.


Сам Любимов расценил приход А.Эфроса на Таганку как штрейкбрехерство и нарушение корпоративной солидарности. Некоторые из артистов, присоединившись к его мнению, демонстративно покинули труппу (например, Л.Филатов). К творческому сотрудничеству оказались способны немногие – В.Золотухин, В.Смехов, А.Демидова. Большинство «любимовских» артистов фактически объявило Эфросу бойкот. В этом конфликте не было правых и виноватых: правы были все; и проиграли тоже все. А.Эфрос восстановил в театре на Таганке Вишневый сад, поставил На дне, Мизантропа, Прекрасное воскресенье для пикника. А в 1987 А.Эфроса не стало.

Художественный руководителем Театра на Таганке по просьбе коллектива стал Н.Губенко. Он же возглавил двухлетнюю борьбу за возвращение на родину и в театр Ю.Любимова. В 1989 Ю.Любимов стал первым известным эмигрантом, которому возвратили гражданство. Его имя было официально возвращено в контекст художественной жизни России; восстановлены запрещенные ранее спектакли. Однако «возвращения на круги своя» не получилось. Ю.Любимов не мог уделять Театру на Таганке столько же времени, как прежде – он был вынужден совмещать работу с постановками по уже заключенным зарубежным контрактам. Существование актеров осложняли и тогдашние социальные потрясения, связанные с гиперинфляцией и изменением политической формации. Театр вновь оказался расколотым. На этот раз нарастал конфликт уже с Ю.Любимовым.


В 1993 значительная часть коллектива Таганки (в том числе – 36 актеров) выделились в отдельный театр под руководством Н.Губенко. «Содружество актеров Таганки» работает на новой сцене театра. Ю.Любимов, с оставшимися и вновь набранными актерами, работает в старом здании. Среди них такие «ветераны» Таганки, как В.Золотухин, В.Шаповалов, Б.Хмельницкий, А.Трофимов, А.Граббе, И.Бортник и др.

С 1997 Ю.Любимов отказался от зарубежных контрактов, решив вновь полностью посвятить себя театру на Таганке. После возвращения он поставил ряд классических спектаклей: Пир во время чумы А.С.Пушкина, Самоубийца Н.Эрдмана, Электра Софокла, Живаго (Доктор) Б.Пастернака, Медея Еврипида, Подросток Ф.М.Достоевского, Хроники У.Шекспира, Евгений Онегин А.С.Пушкина, Театральный роман М.Булгакова, Фауст И.В.Гете. В репертуаре – и современные произведения: Марат и маркиз де Сад П.Вайса, Шарашка по А.Солженицыну и др. Театр на Таганке пользуется популярностью у зрителей, однако, это, несомненно, уже совсем другой театр.

В декабре 2010 Любимов ушел в отставку. Причиной его ухода стал конфликт с труппой.

В июле 2011 директором театра и художественным руководителем стал Валерий Золотухин. В марте 2013 Золотухин оставил пост в связи с состоянием здоровья.

Источник: www.krugosvet.ru


Юрий Любимов прожил 97 лет — без малого век. И этот его век включил в себя столько событий, поворотов, бурь и триумфов, что хватило бы на приключенческий роман в нескольких томах. Первую половину жизни он был актером, вторую — режиссером. В годы войны служил в Ансамбле песни и пляски НКВД, сыграл довольного жизнью колхозника в фильме «Кубанские казаки», а потом создал театр, по всем статьям перпендикулярный режиму, дружил с диссидентами и правозащитниками, наконец, стал эмигрантом… Ему довелось увидеть закат и агонию своего главного детища — Театра на Таганке, но это печальное зрелище не сломило Любимова. До самого конца он ставил не только спектакли по всему свету, он режиссировал свою жизнь.

Юрий Любимов в 1939 году закончил Театральное училище им. Щукина, в 1946-м стал актером Театра им. Вахтангова. Играл Олега Кошевого в «Молодой гвардии», легкомысленного скульптора Шубина в инсценировке романа Тургенева «Накануне», правильно мыслящего политика Марка Пино в спектакле по пьесе Николая Вирты «Заговор обреченных», Ганю Иволгина в «Идиоте», Сирано де Бержерака, Ромео, Треплева. По меркам тогдашнего малокартинья Любимов довольно много снимался в кино — в ролях неглавных. Словом, актер он был успешный, но не первый. Ничто тогда не обнаруживало в нем бунтаря, носителя авангардных художественных идей.

С 1953 года Любимов преподавал в родном Щукинском училище. В 1963 году он взялся поставить со студентами курса Анны Орочко дипломный спектакль по пьесе Бертольда Брехта «Добрый человек из Сезуана» (в переводе на русский пьеса «Добрый человек из Сычуани» впервые была опубликована незадолго до того — в 1957 году).


становка произвела сенсацию в театральной Москве. И стала первым спектаклем обновленного московского Театра на Таганке, руководителем которого был назначен в 1964 году Юрий Любимов. Он привел в театр многих выпускников Щукинского училища, участников дипломного спектакля: Зинаиду Славину, Аллу Демидову, Бориса Хмельницкого. Постепенно труппу пополнили Валерий Золотухин, Николай Губенко, Владимир Высоцкий, Леонид Филатов, Инна Ульянова. Любимовская Таганка быстро приобрела репутацию авангардного театра с «острым» репертуаром и непривычной манерой активного вовлечения зрителя в игру. Поэт Андрей Вознесенский — многолетний друг и автор театра — назвал Таганку «эпицентром свободолюбивой интеллигенции». За основу на Таганке взяли брехтовскую идею «эпического театра». Портрет драматурга встречал зрителей сразу при входе в театр. Антураж был нарочито спартанским: ни занавеса, ни богатых, тщательно выделанных декораций. Вместо них — многофункциональные конструкции, условные выгородки. В репертуаре любимовского театра всегда большое место занимали поэтические спектакли: «Товарищ, верь…» по произведениям Пушкина, «Послушайте!» по Маяковскому, «Антимиры» по Вознесенскому, «Павшие и живые» — из стихов поэтов-фронтовиков. Позже настал период инсценировок прозаических произведений: романа «Герой нашего времени», повестей «Живой» Бориса Можаева и «А зори здесь тихие…» Бориса Васильева. Этапными для театра стали спектакли Любимова «Десять дней, которые потрясли мир» (1965), «Жизнь Галилея» (1966), «Гамлет» (1971), «Мастер и Маргарита» (1977), «Владимир Высоцкий» (1981), «Борис Годунов» (1982). Два последних были запрещены к показу.


С самого начала существования Театра на Таганке Любимов отбивался от нападок чиновников, от их попыток закрыть спектакли. Театр был окружен мощным кольцом влиятельных друзей — деятелей культуры и науки, они очень помогали в борьбе с косной цензурой, но основной удар всегда принимал на себя руководитель Таганки. В 1984 году, находясь в командировке за рубежом, Любимов поделился с интервьюером газеты Times своими критическими размышлениями относительно культурной политики в СССР. Это стало для советских властей последней каплей, Любимов был лишен гражданства Советского Союза. Для сотрудников Театра на Таганке это стало страшным ударом. Многие, увы, в порыве демонстрации своей преданности Любимову некорректно вели себя по отношению к не менее гениальному режиссеру Анатолию Эфросу (он был назначен главным режиссером Таганки после лишения Любимова гражданства). До самой перестройки Юрий Петрович не мог вернуться в Москву и свой театр, но был чрезвычайно востребован в Европе, Израиле, США, ставил спектакли в знаменитых театрах мира.

Советское гражданство Любимову вернули в 1989-м, он приехал, чтобы восстановить некогда запрещенные спектакли и поставить новые. Но довольно быстро стало понятно, что многие актеры не готовы общаться с Любимовым в прежней манере, предполагавшей не просто жесткий, менторский тон режиссера, но и неприятные, провокационные комментарии, определения, на которые не скупился Юрий Петрович. Такова была его установка — не давать актерам поблажки. И раньше они его слушались, как строгого отца. Но «дети» выросли, выстояли в тяжелейшие годы отсутствия «отца» и теперь претендовали на элементарную человеческую благодарность. Часть труппы, возглавляемая актером и режиссером Николаем Губенко, отделилась от театра и стала существовать автономно под названием «Содружество актеров Таганки». Началась неприятная, стыдная пора дрязг и судов — две части некогда славного коллектива боролись за имущество. В итоге команде Губенко отошла Новая сцена театра, а коллектив Любимова остался в старом, историческом здании.

В начале 2000-х годов Юрий Любимов поставил в родном театре несколько спектаклей, высоко оцененных критикой — что позволило говорить о своеобразном ренессансе в творчестве мастера: композиции по роману «Евгений Онегин», по «Фаусту» Гете. Но в 2011 году в театре вновь вспыхнул скандал, и снова его причины лежали сугубо в материальной плоскости… Любимов ушел с поста главного режиссера Театра на Таганке, но не из профессии. В 2012-м, спустя полвека, он вернулся в Театр им. Вахтангова и поставил там четырехчасовой спектакль по роману Достоевского «Бесы». Следующей премьерой стала опера «Князь Игорь» в Большом театре. А последним спектаклем мастера стала опера-буфф «Школа жен» в московском театре «Новая опера». Юрия Петровича Любимова не стало 5 октября 2014 года, и с его кончиной закончилась очень важная глава истории отечественного театра второй половины XX века.

Источник: www.culture.ru

Театр драмы и комедии

Театр на Таганке был создан в 1946 году, почти сразу после окончания войны. В то время главным режиссером назначили Александра Плотникова, который предложил для премьерного спектакля «Народ бессмертен» по мотивам романа Василия Гроссмана. Труппу набрали быстро — из учеников московских театральных студий и различных театров помельче.

Правда, дело как-то не задалось: театр не пользовался популярностью у зрителей. К 1964 году ситуация сложилась настолько плохая, что Театр драмы и комедии имел самые низкие рейтинги и был последним по посещаемости театром. Именно тогда главным режиссером назначили Юрия Любимова, в то время актера театра имени Вахтангова, который и сделал театр на Таганке таким, каким мы его знаем и любим.

Юрий Петрович Любимов.
Юрий Петрович Любимов. Источник: pinterest.com

Дебют Любимова

Дебютной постановкой Любимова в качестве режиссера на сцене театра на Таганке был спектакль по пьесе Брехта «Добрый человек из Сезуана», ставший настоящим символом театра и сохранившийся в репертуаре и по сей день. Это была дипломная постановка его учеников по Щукинскому училищу, которых он и привел с собой в труппу. Следующие спектакли только подкрепили успех Любимова. Одними из самых известных были «Десять дней, что потрясли мир» по Риду, «А зори здесь тихие», «Гамлет», «Деревянные кони» и «Мастер и Маргарита».

Брехт в основе Таганки

Вообще Любимов был поклонником идей «эпического театра» Брехта. Немецкого драматурга он ставил в один ряд с такими знаменитыми писателями, как Шекспир и Мольер. Взойдя на режиссерский трон, Любимов повесил в фойе театра портреты «трех столпов театра»: Брехта, Вахтангова и Мейерхольда. Правда, райком партии настойчиво порекомендовал ему добавить к этой троице еще и Станиславского.

Кстати, именно Любимов добавил к названию «Театра драмы и комедии» знаменитое «на Таганке», которое с легкой руки московских театралов быстро превратилось в просто «Таганку». Любимов перевернул все с ног на голову не только в области репертуара, но и относительно декораций. При нем довольно консервативный театр на Таганке стал самым авангардным в стране. Он обходился почти без занавеса и декораций. Спустя 10 лет Таганка стал самым посещаемым театром в Москве.

Поэзия и проза: новое видение

Любимов привнес в работу театра новые идеи. Например, слова на сцене перестали иметь такой большой смыл, на передний план вышли музыка, пени и движение. Первым спектаклем, основанным на стихах, стали «Антимиры» по Вознесенскому. На сцене появлялись Чехов и Брехт, Пушкин и Маяковский, Булгаков, Пастернак и Достоевский, здесь встречались Серебряный век и стихи военной поры. Все это органично уживалось в авангардном театре на Таганке.

На сцене работали знаменитые актеры, в том числе Валерий Золотухин, Леонид Филатов, Вениамин Смехов, Зинаида Славина, Алла Демидова и сам Владимир Высоцкий! Он был по-настоящему скандальной личностью, например, многие критики отмечали, что знаменитый монолог Хлопуши из «Пугачева» по Есенину он исполнял за гранью физических возможностей человека. А в 1976 на театральном фестивале «БИТЕФ» в Югославии спектакль «Гамлет» с Высоцким в главной роли получил гран-при. В 80-х в честь артиста был поставлен спектакль, названный его именем, но он вскоре был запрещен.

Владимир Высоцкий в роли Гамлета.
Владимир Высоцкий в роли Гамлета. Источник: pinterest.com

Разлука и раскол

Из-за необычного взгляда на принципы театрального искусства у Любимова не прекращались проблемы с советской властью. Закончилось все тем, что в 1984 режиссер был вынужден покинуть страну и разлучиться с любимым театром. Полоса отчуждения длилась 5 лет, и жизнь театра на Таганке разделилась на «до» и «после».

Все это время на посту режиссера находился Эфрос, чье творческое видение в корне расходилось с точкой зрения Любимова. В начале перестройки Любимову позволили вернуться, и он с новыми силами принялся возрождать свое любимое детище. Именно благодаря нему на сцене Таганки появились знаменитые спектакли «Живой», «Владимир Высоцкий» и «Борис Годунов», которые были запрещены. Поставил он и новые спектакли: «Самоубийца», «Электра», «Евгений Онегин».

В 1992 труппа театра раскололась надвое, и от Таганки отделилась группа, назвавшая себя «Содружество театров Таганки», которая под руководством Николая Губенко заняла новое здание театра на Таганке. Но это не сломило железную волю Любимова: он продолжил творческую работу, взялся за «Фауста» и даже поэзию обэриутов. В 2011 Юрий Любимов покинул пост руководителя театра.

Источник: diletant.media


Categories: Театр

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.