Театр Сатиры: история и современность, таланты и поклонники уникального творческого коллектива Москвы

Московский академический театр сатиры – легенда среди драматических театральных площадок столицы. Здание его расположено на Триумфальной площади, и это символично. Триумф был заложен много десятилетий назад. Таланты сменяются, а поколения поклонников по-прежнему спрашивают лишний билетик на очередной спектакль Театра Сатиры. Часто бывает не достать: все места заняты задолго до даты, особенно если заявлена премьерная постановка.

Становление: как начиналась острая сатира и тонкая ирония

История столичного Театра Сатиры началась давно, еще в далекие дореволюционные времена. Родоначальником этой легендарной столичной площадки, как ни странно, был известный цирк братьев Никитиных. Впрочем, почему странно? Цирк – это веселье и развлечения, а именно они лежат в основе деятельности Театра Сатиры, хотя это лишь одна из его граней.

  • Цирк был вынужден съехать. Животным не хватало пищи и дело было даже не в средствах на ее приобретение, но это другая история. 
  • Свято место пусто не бывает. В здание въехал Московский мюзик-холл, но не слишком преуспел.
  • Его сменил Театр оперетты, но и он оказался не слишком востребованным. 
  • Следующим на очереди оказался Театр Сатиры. Он пришел надолго. Быть может, навсегда?

Официально отсчет истории театра идет с 1 октября 1924 года. Именно тогда в Большом Гнездниковском переулке, в подвальном помещении, на месте кабаре «Летучая мышь» он и начал собственную творческую жизнь. Ознаменовал ее начало спектакль «Москва с точки зрения»" В. Я. Типота и Н. Р. Эрдмана в постановке режиссера Д. Г. Гутмана.

  • Первое юмористическое представление создавали молодые писатели-сатирики В.Типот, Н. Эрдман, Вл.Масс. Они сотрудничали в те времена с журналами «Красный перец» и «Крокодил». 
  • Совместно с режиссером Давидом Гутманом сатилики представили зрителям своеобразное «театральное обозрение» под названием «Москва с точки зрения». Оно состояло из сатирических зарисовок, высмеивающих мещанский быт. 
  • Сорокалетний режиссер был полон творческих планов, обладал неуемной фантазией, умел увлечь актеров веселыми предложениями, на ходу подхватывал и обогащал выдумки своих собеседников. 
  • Каждая сценка, которую представляли зрителю, имела собственный миниатюрный сюжет, облаченный в интересную драматическую форму. Зритель оценил старания труппы. 

Благодаря этому спектаклю в театр пошли. У него появились поклонники, которые признали его «своим в доску»! Новаторский жанр обозрения определил его будущее практически на все 20-е годы. 

  • Отличительной особенностью тогдашних представлений была молниеносная реакция на злобу дня, что требовало от актеров умелой импровизации. 
  • Спектакли строились по принципу нанизывания животрепещущих острот на единое драматургическое основание. 
  • Динамичные эпизоды переплетались с остроумными куплетами, интермедиями, зажигательными танцами, которые непринужденно укладывались в канву спектакля. 

Мгновенные перемены на сцене требовали от художников определенного оформления, и им приходилось становиться настоящими виртуозами. С театральных обозрений начинали свой актерский путь О. Поль, Ф. Курихин, Р. Зеленая.

Все двадцатые годы минувшего столетия московская театральная афиша пестрела необычными заголовками, которые интриговали и заманивали. А вы бы не купили билеты на такие спектакли, как «Всесвалка», «Мишка, верти», «Ст. 114 уг. код.», «Таракановщина», «Европа что надо» и аналогичные? Конечно, последовали аншлаги и рост популярности Театра Сатиры. 

Смена места и направления: новая жизнь Театра Сатиры

В 30-е годы полюбившееся многочисленным зрителям культурное заведение сменило адрес. Из подвального помещения театр перебрался на Садово-Триумфальную. Возможно это повлияло и на кардинальные изменения направления. Курс был взят на водевильные и комедийные постановки.


  • В 1932 году в репертуаре появилась великолепная постановка «Город Глупов», созданный по произведению М. Е. Салтыкова-Щедрина. Над оформлением его декораций трудились прославленные Кукрыниксы.
  • «Город» вдохновил на очередные подвиги и достижения. Родилась комедия И. Штока под названием «Вагон и Марион». Она была создана по впечатлениям от путешествия драматурга на Магнитстрой. 

Увы, обе эти постановки нельзя называть удачными. Чувствовалась нехватка сильной режиссерской руки. Труппа жаждала реального руководителя, который совместил бы в себе театральный талант и мастерство режиссуры. 

«Рука» появилась в 1933 году. Это была рука Николая Горчакова — ученика Станиславского и Вахтангова. Он был воспитан в лучших традициях строгой режиссерской дисциплины, продуманных постановок, но не был чужд эксперимантов.

  • С его приходом ситуация резко изменилась. Работать коллективу было нелегко. 
  • Талантливые исполнители, привыкшие к актерской вольнице «театральных обозрений», просто не умели работать в необычном для них ключе. 
  • Однако Горчаков, сделавший ставку на жанр бытовой комедии, упорно продвигался вперед. 

В 1934 году в Театр Сатиры пришел король эстрады с непререкаемым авторитетом. Речь идет о Владимире Хенкине, и он поддержал метод режиссера Горчакова. Кульминацией этого периода можно считать постановку лирической водевильной комедии «Чужой ребенок» В. Шкваркина. 

  • Успех спектакля превзошел все ожидания. Билеты раскупались мгновенно, несмотря на то, что спектакль давали 1500 раз! 
  • Он стал истинным торжеством актерского мастерства Поля, Зенина и других актеров, великолепно сыгравших комедию положений с небольшой грустинкой.

В театральном репертуаре стали появляться все новые и новые спектакли, в основу которых ложились пьесы современных авторов — В. Катаева, М. Булгакова, Н. Дьконова. Они соседствовали с мировой классикой — К. Гольдони, У. Шекспира, Ж. Б. Мольера, А. Островского.

Новый этап развития театра

В Театре Сатиры был некоторый период застоя. Шла смена режиссеров и худруков, но никто из них не мог «потянуть» не просто руководство, а уникальность этой площадки. Только с приходом  Валентина Николаевича Плучека в Театре Сатиры началось время, впоследствии названное «золотым веком» подмостков.

Одаренный ученик великого Мейерхольда, Плучек прибыл в театр в 1950 году. Он сразу же поставил успешный спектакль «Не ваше дело» по пьесе Полякова. Пожалуй, наиболее примечательными вехами в истории театра того времени можно назвать премьеры «Бани», «Клопа», «Мистерии-буфф». Все эти спектакли Плучек создавал в соавторстве с Юткевичем и Петровым по пьесам В. Маяковского.

С 1957 года начал длительный путь Театра Сатиры под руководством Плучека. Буквально сразу зрители увидели спектакль «А был ли Иван Иванович?» Н. Хикмета, имевший ошеломляющий успех. Достижения худрука оценила и труппа. 


  • Спектакли были настолько аншлаговыми, что перед театром выстраивалась конная милиция для поддержания порядка. 
  • Порой действие приостанавливали из-за длительных аплодисментов публики. 
  • После 5 показов по личному приказу У. Фурцевой, тогдашнего министра культуры, спектакль оказался под запретом. Действующая власть испугалась реальной конкуренции власти сатиры. 

Пятидесятые годы минувшего века стали для Театра Сатиры периодом становления психологической остроты характеров персонажей, образных сценических решений. В это время формировался и развивался талант Г. Менглета, Б. Рунге, В. Лепко, А. Папанова, Н. Архиповой и других талантливых актеров.

Источник: www.satira-ru.ru

— Где мы?
— К черту подробности. Кто мы?
Примерно так можно пересказать сюжет спектакля-фантасмагории "Где мы?", поставленного московским театром Сатиры.
Все действие пьесы проходит, как вы уже догадались, в психбольнице, в палате, в которой и встретились наши герои.
Петр Павлович Зарайский, старый клоун, ушедший на пенсию и никому в этом мире не нужный.


гда -то тут был дом ветеранов сцены, в котором он жил, но после пожара из дома сделали больницу и теперь старый клоун живет здесь, в больничной палате, потому что в пожаре сгорели все его документы, да и уходить ему некуда. В роли клоуна блестящий Александр Ширвиндт, который в свои 84 года на сцене не уступает молодым партнерам.

Олег Порох — молодой суперпопулярный шоумен, потрясающе узнаваемый собирательный телевизионный образ,этакий микс из Малахова, Нагиева и Олешко, сыгранный Александром Олешко. Олег Порох или Олежка, как он любит себя называть, сошел с ума прямо во время очередного шоу в прямом эфире, разгромил телестудию, нахамил директору телеканала ….. и пришел в себя лишь в больничной палате. Человек, все время привыкший быть в центре внимания, поклоняющийся "его величеству рейтингу" вдруг оказывается в дурдоме, где его никто не узнает, где нет мобильных телефонов, компьютеров и телевизора. Олешко настолько органично сыграл роль Олежки, словно играл самого себя.

Савва Праваторов в исполнении Федора Добронравова — раздолбай, пьяница, гармонист, участник всевозможных телепрограмм, тоже свихнувшийся на ниве шоу-бизнеса. Правда в палате не он сам, а его душа, ибо тело лежит в коме в реанимации.
Савва умеет все — и забор починить, и гроб сколотить, и в лесу выжить, и на гармошке играть. Он из тех, чья цель в жизни это "Минута славы" на телеэкране. Пожалуй этот персонаж вносит самую веселую и живую нотку в спектакль.
Как ни странно, но самый разумный человек во всей этой компании — старый клоун. Многие его рассуждения вызывали бурные аплодисменты зала, а на деле заставляли задуматься.


– По-вашему, народ устал и требует развлечений, А от чего он устал? От Пушкина? От Байрона? От Бомарше? От Бабеля? По телевизору только и видишь бесконечные пародии… Круглые сутки – кулинарные передачи с продуктами, не доступными населению. А взять эту свору дрессированных политологов!..

– У нас всё так устроено, строим аквапарк, получается крематорий.

— Чаще мой руки, чтобы к ним не приставали деньги и кровь.

— Почему в нашей стране так часто горят дома престарелых?

Да, я не назвала еще одного главного героя пьесы. Это главврач клиники в исполнении Юрия Нифонтова. Со своими рассуждениям о том, что все будет хорошо он постепенно тоже начинает казаться немного ненормальным. Он из тех редких врачей, кто не утратил способности к состраданию, однако боль его вызвана тем, что медицина хотя и может облегчить участь своих пациентов, но повлиять на причину, изменить запросы времени она не в состоянии.

Пересказать сюжет спектакля очень сложно, да и пожалуй не нужно. Первое действие это комедия, где зритель постоянно смеется, зачастую угадывая в словах и действиях героев пьесы реальных людей. Однако вторая часть спектакля вдруг перестает быть смешной и становится больше философски-грустной, в какие-то моменты даже тяжелой, а финал спектакля совершенно непредсказуемо трагичен.


О чем все это? О том, что нельзя идти на поводу чужого мнения и вкуса, о том, что нужно самому быть хозяином своей судьбы.

На мой взгляд это хороший сатирический спектакль, но вот только конец мне не понравился, какой-то он получился инородный, словно автор не понимал, чем и как закончить.

Обычно я не читаю отзывы до просмотра и всегда читаю после, что бы сравнить свое мнение и мнение других зрителей. Спектакль "Где мы?", пожалуй, один из немногих, где мнения разделились почти поровну на "ужас-ужас" и "восторг-восторг", обычно все же какая-то чаша весов перевешивает, а тут полное равновесие. Если брать по 5-балльной системе, то я бы поставила 4+ и порекомендовала бы сходить посмотреть по двум причинам: первая — на сцене один их мэтров старой театральной школы Александр Ширвиндт, вторая — сюжет, который при всей своей странности заставляет думать.

Источник: www.afisha.ru

Афиша Театра сатиры на Сентябрь 2020

С афишей на ближайшие месяцы можно познакомиться на сайте театра. При выборе спектакля обращайте внимание на значок возрастной категории — есть постановки для зрителей старше 18 лет.

Онлайн-трансляции


В разделе Афиша некоторые спектакли отмечены значком «Онлайн». Это значит, что данные постановки транслируются в интернете. Это отличный вариант для тех, кто по каким-либо причинам не может посетить театр. Кроме того, онлайн-трансляция стоит значительно дешевле, чем билет, всего 300 рублей.

Стоимость билетов

Цены на спектакли Основной сцены начинаются от 200 рублей на дальние ряды амфитеатра. Лучшие места в партере обойдутся в 1500–5000 рублей. Места на «Чердаке Сатиры» стоят от 500–1000 до 2000–3000 рублей.

Спектакли Театра сатиры

Сегодня на сцене театра можно увидеть постановки, которые срывали овации еще в 60-х годах, что является прямым подтверждением того, что классика никогда не устаревает. «Ревизор» Гоголя, «Платонов» Чехова, «Собака на сене» Лопе де Вега, «Укрощение строптивой» Шекспира, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»​ Линдгрен не сходят с подмосток Основной сцены Театра сатиры уже многие годы и до сих пор остаются популярными.

Постановки текущего репертуара — фантасмагория «Где мы?∞!…», ​мюзикл «Дороги, которые нас выбирают»​, комедии «Слишком женатый таксист» и «Опера нищих» — относятся к современной драматургии, основанной на известных произведениях отечественной и зарубежной литературы.

Актеры Театра сатиры


Труппа постоянно получает восторженные отзывы благодарных зрителей. Актерский состав по праву можно назвать звездным — Александр Ширвиндт, Максим Аверин, Олег Вавилов, Вера Васильева, Игорь Лагутин, Наталья Селезнева, Алена Яковлева, Федор Добронравов и другие артисты Театра сатиры известны отличной актерской игрой, умением сыграть самые сложные роли.

Залы

Основная сцена Театра сатиры и сцена «Чердак Сатиры» располагаются в одном здании. Зал на «Чердаке» небольшой — всего на 150 мест. Основная сцена способна вместить больше 1000 зрителей.

Схемы залов можно посмотреть при покупке билета (открывается для выбора места), а также на официальном сайте театра, в информационном разделе (ссылки находятся внизу страницы).

Источник: www.tourister.ru


Categories: Театр

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.