Достопримечательности Милана

Рубрика: Милан

Ла Скала

Заочное ознакомление с достопримечательностями в преддверии посещения той или иной страны — отличительная черта любого настоящего туриста. Интересных мест в мире много, как говорится, на любой вкус и цвет, однако есть так называемый вечный список, пункты которого обязательны для визита и осмотра, и в случае с Италией — это миланский театр Ла Скала (La Scala, полное название — Teatro alla Scala). Открытый в 1778 году, он уже не первый век выступает Меккой для ценителей оперного искусства, регулярно приезжающих сюда со всего мира.

История Teatro alla Scala

История La Scala полна непредсказуемых событий и любопытных фактов, и самый первый из них — само название театра. Если перевести с итальянского на русский слово scala, получится простое «лесница», однако прототипом для наименования послужило вовсе не устройство подъёма на высоту, а старинный знатный род делла Скала. В XIV веке эта фамилия была приписана к названию церкви, возведённой на месте сегодняшнего Teatro alla Scala — Санта-Мария делла Скала, в качестве указателя на её покровителей.


Зимой 1776 года крупный пожар полностью уничтожил Королевский герцогский театр — тогдашний центр культурной жизни Милана, и императрица Мария-Тереза Австрийская, чтобы сохранить за Миланом статус столицы оперного пения, повелела вместо восстановления прежнего здания выстроить новый «оперный дом». Местом для этого и была выбрана площадь со старинной церковью Санта-Мария делла Скала.

За основу архитектурной композиции был принят проект, представленный зодчим Джузеппе Пьермарини. Он не только создал по-настоящему элегантный стиль постройки в духе неоклассицизма, снабдив её удобным порталом для подъезда гостей в конных экипажах, но и разработал революционную систему акустики зала, сравниться с которой многие века не мог ни один театр в мире.

Строительные работы заняли два года (1776—1778), в сумме было потрачено около миллиона лир. За это время территория, где стояла церковь, была расчищена и переоборудована, сохранив для потомков лишь название — La Scala.

Оперный зал: интерьер и постановки

Внешне стилистически строгий и лаконичный, изнутри новый театр поражал великолепием убранства: тёплые и «богатые» оттенки золотистого цвета пронизывали весь интерьер — от холла до зрительских мест. В качестве формы оперного зала была выбрана огромная подкова с 5-этажным расположением лож. Вместимость каждой из них — до 10 гостей. Таких лож конструкция насчитывала порядка 200, и, таким образом, Teatro alla Scala одновременно мог принять рекордное для того времени число посетителей.


Из-за своих внушительных размеров театр быстро стал не только местом для масштабных костюмированных постановок, но и площадкой для корриды, плацдармом для карточных турниров и т. д. А благодаря тому что внутренняя инфраструктура включала и пространства для всевозможных развлечений — от буфетов до игорных комнат, — очень скоро за Ла Скала закрепился статус центра светской жизни как Милана, так и Италии в целом.

Следующий шаг, к достижению славы уже мирового уровня, театр сделал в начале августа 1778 года — именно тогда состоялась премьера оперы «Узнанная Европа». Антонио Сальери написал это произведение специально для знакового мероприятия, которое в итоге прошло с большим размахом и открыло новую страницу в истории европейского театрального искусства.

Кроме оперных спектаклей, репертуар регулярно пополнялся и балетными представлениями. Штат La Scala конца XVIII века включал постоянно действующую труппу: вокалистов и танцоров, музыкантов и дирижёра, главного режиссёра и даже обслуживающий персонал. Тщательный подход к каждой репетиции и слаженная работа мастеров своего дела неизменно собирали полные залы, почти любая постановка становилась культурном событием и долго обсуждалась, причём как среди высшего света, так и простыми горожанами.

Хорошо проработан был и сезонный график спектаклей: весной, летом и осенью ставились в основном оперные произведения на серьёзные тематики, в то время как в сезон карнавала можно было увидеть более лёгкие и комичные постановки, перемежающиеся с балетом.

Вклад Джоаккино Россини и Джузеппе Верди


Начало XIX века для делла Скала было ознаменовано сотрудничеством с Джоаккино Россини — гениальным композитором, основоположником моды на серьёзную оперу и бельканто — технику вокального исполнения с плавными переходами от звука к звуку. Дебютным произведением маэстро на сцене театра стала опера «Пробный камень», и после её успеха у широкой публики большую часть репертуара La Scala составили работы Россини.

В 1822 году ассортимент спектаклей было решено пополнить творениями Винченцо Беллини («Капулетти и Монтекки», «Беатриче ди Тенда», «Сомнамбула») и Гаэтано Доницетти («Анна Болейн», «Фаворитка», «Дочь полка»). При этом каждая постановка, кроме авторства именитых композиторов, включала и виртуозное исполнение. Оперные дивы Мария Малибран, сёстры Гризи, Джудитта Паста и другие звёзды итальянской оперы исполняли главные партии, поэтому все премьеры имели гарантированный аншлаг и проходили с триумфом.

Представления и мероприятия, которыми славился миланский театр, формировали театральную моду не только Италии. Достоверно известно, что, побывав в его стенах и посетив ряд спектаклей, под большим впечатлением остались английский поэт Джордж Гордон Байрон и французский романист Стендаль. А Михаил Глинка, лично познакомившись с Доницетти и Беллини, позднее написал серию работ в стиле Италии, и эти произведения до сих пор считаются лучшими из всего музыкального наследия композитора.


Приход в Ла Скала Джузеппе Верди за короткий срок превратил итальянскую оперу в настоящую визитную карточку страны, и теперь уже ни одно государство Европы не могло соперничать с ней за звание «оперного центра».

Творения Верди, кроме прочего, ненавязчиво, но красноречиво призывали к национальному объединению и освобождению от влияния Австро-Венгерской империи. Умело маскируя революционные настроения и посылы под исторические сюжеты («Жанна Д’Арк», «Фальстаф», «Набукко, или Навуходоносор» и т. д.), композитор очень скоро заслужил народное звание «маэстро революции».

Именно его творчество открыло в истории сценического искусства новую главу — социально-патриотическую, когда театр престал восприниматься как чистое развлечение, превратившись в площадку для серьёзных речей и рассуждений о судьбах страны и мира.

Эра Артуро Тосканини

Следующая веха в развитии Teatro alla Scala — принятие на должность художественного директора и главного дирижёра Артуро Тосканини. Позднее, записывая историю театра, это событие назовут одновременно случайным и судьбоносным, так как за пульт Тосканини попал благодаря простому стечению обстоятельств: временно замещая прежнего руководителя оркестра, уволенного за непрофессионализм.


В ту пору Артуро Тосканини было всего 20 лет, и на его счету числилось лишь исполнение «Аиды», однако энергичность и харизматичность молодого человека вкупе с виртуозной работой и быстро завоёванной любовью публики убедили администрацию театра решиться на эксперимент и оставить должность за талантливым музыкантом.

Будучи активным, предприимчивым и не страшащимся перемен, Тосканини за короткое время произвёл в театральном пространстве Ла Скала целый ряд реформ. В частности, репертуарный план пополнился операми Роберта Вагнера и чисто симфоническими произведениями, ещё больше расширив охват аудитории и привлекая зрителей из самых разных слоёв общества.

Не обошёл вниманием новатор и внутреннюю инфраструктуру и порядки — именно с его подачи занавес перестал подниматься вверх, сменившись горизонтальным раздвижением по сторонам, что было не только более красиво, но и в разы безопаснее в случае нарушения работы подъёмного механизма. В сами же правила посещения театра добавился пункт: оставлять головные уборы в гардеробе, чтобы гарантировать всем зрителям, вне зависимости от удалённости места от сцены, одинаково хороший обзор.

Накаляющаяся политическая обстановка в стране и распространение национал-социализма в конце концов вынудили Артуро Тосканини переехать в Соединённые Штаты, но, невзирая на расстояние и обстоятельства, даже из-за океана маэстро продолжал заботиться о своём детище как мог.

Вторая мировая война и послевоенные годы


В 1943 году театр Ла Скала подвергается практически полному разрушению под натиском артобстрелов и бомбёжек, но уже через два года, сразу после освобождения страны от фашистских захватчиков, Тосканини находит способ и устанавливает связь с миланскими властями, чтобы спонсировать реконструкцию здания. На переданный им 1 000 000 лир в течение года театр восстанавливают, и вскоре он вновь обретает своего художественного директора и покровителя.

Оказавшись на родине, в стенах любимого театра, Тосканини берётся за работу с двойным усердием, постепенно возрождая труппу, открывая новые таланты и возвращая итальянцам радость посещения оперы, а вместе с ней и жажду жизни.

1948 год для Teatro alla Scala был ознаменован дирижёрским дебютом молодого Гвидо Кантелли. Несмотря на то что музыканту тогда не исполнилось и 20 лет, его талант был высоко оценен Тосканини. Кантелли, обладая особой манерой руководства оркестром — энергичной и экспрессивной, — начинает работу над целым циклом спектаклей по произведениям Верди и Вагнера, а также организует выступления в сотрудничестве с рядом именитых маэстро: Гербертом фон Караяном (Австрия), Бруно Вальтером (Германия) и другими.

По мере того как театр возвращал себе довоенную славу и открывал новые творческие горизонты, накалялись страсти и внутри труппы. Чтобы завоевать звание примы, сразу две оперные дивы — Рената Тибальди и Мария Каллас — начали конкурировать в борьбе за главные роли, вступая в нешуточные конфликты. И хоть симпатии коллектива находились явно не на стороне высокомерной и неуживчивой Каллас, режиссёрский состав единогласно поддерживал именно её — за удивительную артистичность и актёрский талант вкупе с неповторимыми вокальными данными.


В 1955-м ведущую партию в «Травиате» отдают Марии Каллас, и это событие превращает её в визитную карточку и лицо Ла Скала на многие годы, попутно закрепляя за певицей звание истинной богини оперы.

В конце 1957 года Артуро Тосканини умирает, после чего 8 лет место главного дирижёра фактически пустует — никто из претендентов не задерживается на нём долго. В 1965-м руководить оркестром доверяют Клаудио Абаддо, и «текучка кадров» наконец останавливается. Спустя 7 лет Абаддо официально становится главным дирижёром театра. При нём наряду с успешными постановками классических оперных произведений в Ла Скала начинают ставить и балет, привлекая к сотрудничеству звёзд мировой сцены.

Так, во второй половине XX столетия на подмостках миланского театра «побывали» Энрико Карузо, Монсеррат Кабалье, Федор Шаляпин, Пласидо Доминго, Тамара Милашкина, Лучано Паваротти, Рудольф Нуриев и другие. Вместе с этим установился и регулярный гастрольный график труппы — постановки Ла Скала увидели не только зрители других государств Европы, но и театралы из Штатов и Канады.

Реконструкции и обновления

Восстав, словно птица Феникс, из послевоенного пепла, Teatro alla Scala пережил не одну реконструкцию и в дальнейшие годы. Последний проект авторства Марио Ботта был успешно завершён в 2004-м, и теперь «главная сцена Италии» может похвастаться поистине королевскими размерами.


Количество зрительских мест было, наоборот, уменьшено. Причём вовсе не из-за расширения сценического пространства — сократить вместимость зала до 2 030 кресел потребовали современные правила пожарной безопасности. Конструкция же самой «подковы» осталась прежней: пять ярусов лож, включая королевскую, плюс партер. По мнению постоянных посетителей театра, самые лучшие места — в галереях, и если есть желание насладиться представлением с безупречным обзором и звуком, билеты стоит покупать именно сюда.

Не изменились и даты начала театральных сезонов: двери открываются в 7-й день декабря, когда итальянцы отмечают festa di Sant’Ambrogio — праздник святого Амвросия, считающегося покровителем Милана. До лета идут оперные постановки, потом следует перерыв до осени, и с сентября начинается время симфонических концертов и балета.

Репертуар, музей и достопримечательности

Неугасающая популярность Ла Скала в XXI веке обусловлена тем, что здесь спектакль по душе найдёт, действительно, каждый. Кроме постановок неустаревающих шедевров классики, режиссёрский состав театра внимательно следит за современными тенденциями и регулярно пополняет репертуар модными новинками, в том числе в духе востребованных сегодня альтернативных прочтений известных произведений.


Цена билетов в театр стартует от 29 евро, самые дорогие места с самым лучшим обзором могут стоить несколько сотен евро. При желании внести посещение Teatro alla Scala в своё туристическое расписание о билетах стоит позаботиться заранее, лучше всего ещё до поездки. Забронировать билеты можно онлайн непосредственно на сайте театра.

Визит в миланскую оперу рекомендуется совместить с походом в музей делла Скала, действующий при театре. Портреты оперных див, изваяния и бюсты композиторов и дирижёров, посмертная маска Джузеппе Верди, макеты декораций к ряду известных постановок и многие другие экспонаты помогут буквально оживить историю и лучше прочувствовать атмосферу, в которой творили легенды сцены.

После посещения театрального комплекса можно по живописной аллее дойти до собора Дуомо, построенного в Средние века в готическом стиле, либо прогуляться до памятника Леонардо да Винчи, также расположенного неподалёку.

Ла Скала

Ла Скала

Ла Скала

Ла Скала

Ла Скала

Официальный сайт: www.teatroallascala.org

Адрес: Via Filodrammatici, 2, 20121 Милан, Италия.

Метро: CORDUSIO; DUOMO M1; MONTENAPOLEONE.

Карта расположения:


Источник: www.hobbysalon.ru

История театра Ла Скала

Театр Ла Скала в Милане

История театра впечатляет. В 1778г, когда по проекту Джузеппе Пьермани, известного архитектора-неоклассициста, он был возведен, Ломбардия принадлежала Австрийской империи. Мария-Терезия, по заказу которой и началась это строительство, характеризовалась особенным отношением к искусству.

Она тогда предрекла его судьбу, сказав о том, что он затмит славу знаменитейших театров Италии, и оказалась совершенно права. Ла Скала – это не просто театр, это бренд, который создавали, а служили ему настоящие профессионалы в своем деле. Это неизменный на протяжении веков постановочный стиль, сохранившийся с тех времен, когда опера из простого развлечения превратилась в музыкальную драму, стала ведущим жанром искусства.

Стиль этот основан на творчестве гениальных артистов, режиссеров, музыкантов…. Даже обслуживающий персонал подбирается очень тщательно. Декорации, реквизит создается на территории бывшего завода в мастерских «Ansaldo». Они играют существенную роль в Ла Скала, это еще одна особенность театра. Их натуральность, качество костюмов поражают не одно поколение ревностных ценителей-театралов.

Театр Ла Скала

Итальянская публика внесла большой вклад в формирование бренда Ла Скала. Капризная и требовательная, с утонченным вкусом, она «воспитывала» звезд мирового масштаба. Возносила до небес великие таланты, и сбрасывала их с пьедестала за малейшие ошибки. И только сильные характером гении «выживали» на этих подмостках.

Подробная инструкция о том, Как добраться из аэропорта до Милана в нашем лайфхаке

Интерьер

Огромный зал в форме подковы устроен так, что из любой его точки хорошо видна сцена. Он вмещает в себя более двух тысяч человек, имеет замечательные акустические характеристики, они просто легендарные, судя по мифам, живущим под этой крышей. Реконструкции строение подвергалось два раза. Первое – после серьезных разрушений во время II мировой войны. «Второе рождение» в 1946г нисколько не изменило его.

И даже обновление в 2004г швейцарским архитектором Марио Ботта очень деликатно затронуло внешнюю и внутреннюю отделку. Основательным изменениям подверглась часть театра, скрытая от глаз публики. Сцена увеличилась почти в три раза, теперь можно только позавидовать ее техническим возможностям, которые воплощают практически любые постановочные задумки режиссера.

Театр Ла Скала в Милане

Улучшились помещения для репетиций, гримёрки стали более удобными. Несмотря на то, что это было капитальное переустройство, внесшее в работу театра современные компьютерные технологии, очистившее интерьер, обстановка имеет вид обеспеченной старины. Мрамор, позолота, текстиль — всё это выглядит так, как будто простояло тут уже как минимум двести лет и восхищает пышной роскошью.

Миланский собор: билет с посещением террас
Миланский собор и террасы на лифте: билет с быстрым входом
Милан: обзорный автобусный тур — 1 день или 48 часов
Милан: билет на 1-часовой осмотр стадиона и музея Сан-Сиро
Serravalle Designer Outlet: автобус в обе стороны из Милана
Карта MilanoCard: изучайте Милан по-своему

Дресс-код

Театр Ла Скала в Милане

Все это шикарное великолепие отражает добротный консерватизм, традиционный для Ла Скала. С давних времен публика посещала театр не только ради представления. Новые наряды, прически, меха и бриллианты демонстрировались перед спектаклем именитыми и не очень дамами, которыми в свою очередь хвастались благородные кавалеры. Тут проводились деловые встречи, велись светские беседы.

Ложи соединены между собой коридором, где всегда продавались закуски и различные напитки. Многие представители элиты проводили время именно здесь, а не в зрительном зале. В наши дни все также практикуется дресс-код. В джинсах и без галстука сюда просто не пускают, а женщины должны быть в платьях.

Театр Ла Скала в Милане

Хотя прикоснуться к легенде, к бренду Ла Скала, можно в музее. История создается личностями. Таких в этом театре предостаточно. Страсти, кипевшие за этими кулисами более двухсот лет, продолжающие кипеть и в наши дни, порождают массу преданий, иногда даже неправдоподобных, но всегда поражающих воображение. Экспонаты, собранные тут повествуют о событиях, связанных с величайшими триумфами и рядовыми выступлениями самых одаренных артистов.

Из музея есть выход в зал, где любопытные экскурсанты могут увидеть прославленную сцену. За небольшим столиком в театральном кафе, ощущается атмосфера, в которой тысячи раз обсуждались идеи для очередных шедевральных творений.

Театр Ла Скала в Милане

Театр находится по адресу: Via Filodrammatici, 2. Если вы прогуливаетесь по площади перед собором Дуомо, то вам нужно лишь пройти через Galleria Vittorio Emanuele II (Галерея Витторио Эмануеле II). Так вы сможете выйти прямо к оперному театру.

Если едете на метро, то можете выйти на любой станции: Duomo, Montenapoleone или Cordusio. Каждая из них находится на одинаковом расстоянии от нужного вам места.

Планируете добраться на трамвае? Тогда вам нужен транспорт, следующий по маршруту №1 или 2. Выходите на остановке Manzoni Scala или S.Margherita Scala.

Театр Ла Скала

Дневные концерты начинаются в 14:00, 14:30, 15:00 и 16:00, вечер ние — в 18:00, 19:00 и 20:00. Музей театра работает ежедневно с 9 утра до 17:30. Есть перерыв на один час с 12:30. Выходные дни: 7.12, 24-26 декабря, 31.12, 1 января, Пасха, 01.05 и 15 августа. Стоимость билета в музей для взрослого 7 евро. Дети до 12 лет проходят бесплатно.

Театр Ла Скала

Цены на билеты значительно варьируются. Самая низкая стоимость билета на оперу 11 евро, самая высокая 2000. Стоимость билетов на балет начинается от 5 евро и верхний порог составляет 250 евро. Самый дешёвый билет на концерт стартует от 5 евро, самый дорогой обойдётся в 40 евро. Билеты на симфонический оркестр варьируются от 6,5 до 85 евро.

Купить билеты можно на официальном сайте театра — teatroallascala.org. Если интересует конкретная дата, то рекомендуем позаботиться о покупке заранее, и внимательно следить за стартом продаж. Обратите внимание, за бронирование онлайн удерживается комиссия. Дело в том, что перекупщики знают своё дело и неплохо зарабатывают на туристах. Если вы не успели приобрести заветный билет, приходите в день концерта к театру за несколько часов. Конечно, желающих перекупить билет там будет много, поэтому не зевайте.

Театр Ла Скала в Милане

Увидите человека с собакой, бегите к нему, возможно, сейчас он уже не работает, но пару лет назад о нём писали все «бородатые» путешественники не только из России, но и из других стран. Именно у него можно приобрести то, что вам нужно по цене, которая включает вполне сносную комиссию.

Театр Ла Скала на карте

Ла Скала видео

Источник: GuruTurizma.ru

История театра

История Teatro La Scala полна загадок и невероятных поворотов. Даже само название театра не так просто, как кажется на первый взгляд. Итальянский термин «scala» в переводе означает “лестница”, однако вовсе не такой прозаичный предмет вдохновлял его создателей.

Здание театра было возведено на месте старинной миланской церкви имени Санта-Марии делла Скала. Датированная второй половиной 14 века, эта церковь имела свою покровительницу – Беатриче-Регину из знатного рода делла Скала.

Ласкала театр в милане

В феврале 1776 года, трагическая случайность привела к пожару, поглотившему Королевский Герцогский Театр. Идея создания нового театра была благосклонно воспринята императрицей Марией-Терезой Австрийской. Она хотела, чтобы Милан сохранил за собой славу столицы итальянской оперы.

Разработкой архитектурного проекта занимался Джузеппе Пьермарини, и в середине 1776 года был дан старт грандиозного строительства. Все работы, начиная с расчистки территории и заканчивая наведением финального лоска, заняли 2 года. Исключительной заслугой уважаемого архитектора и его команды стали элегантный неоклассический стиль здания, оборудованный специальным порталом для подачи конных экипажей. А потрясающая акустика зала стала легендой на века.

Найти отель в Милане

Театр оперы

Оперный зал был исполнен в форме громадной подковы (100 х 38 м), снабженный классической ярусной моделью расположения лож (5 ярусов и почти две сотни лож). Учитывая, что каждая ложа могла принять до 10 посетителей, общая вместимость театра получалась внушительной.

Внешняя строгость здания театра подчеркивала богатство и красоту внутреннего убранства. Отделка, выполненная в светлых и тепло-золотистых тонах, поражала своим изяществом.

Ласкала театр в милане
Между тем, внутренние помещения постройки предусматривали ряд развлечений для нарядной публики, как то – игорные комнаты и буфеты.

Самые знатные семьи Италии, проникшиеся любовью к театру, вложили внушительную сумму – около миллиона лир для создания Ла Скалы.

И для большего удовольствия завсегдатаев в стенах театра происходили не только камерные постановки, но и такие экстравагантные мероприятия, как коррида и большие картежные посиделки. По сути, театр становится центром светской и культурной жизни страны.

Путь к славе самого знаменитого театра оперы, Ла Скала начала 3 августа 1778 года. Событие было пышно оформлено и ознаменовалось премьерой оперы «Узнанная Европа». А.Сальери специально создал свое произведение к этому важному для европейского театрального мира дню. Вслед за оперой была организована постановка нескольких балетных представлений. Неизменно полный зал показал, что публика благоволит к новому театру, не зависимо от сословий и рангов.

Сам термин «театр оперы» подразумевал наличие постоянной труппы, оперных вокалистов, собственного оркестра, дирижера и, конечно же, режиссера.

Поскольку в Teatro La Scala во главе угла стояла опера, то его активная деятельность была разделена на несколько сезонов – весна, лето, осень и сезон карнавала. Первые три сезона содержали серьезные произведения, в то время, как  карнавальный сезон перемежал легкие сюжеты с театральными постановками и балетом.

Ласкала театр в миланеВ начале 19 века значительную часть репертуара делла Скала составляли произведения великого мастера бельканто – Россини. Именно он ввел моду на многогранную вокальную технику и оперу-сериа (серьезную оперу). Дебютом Джоаккино Антонио Россини на сцене Ла Скала стало опера Пробный камень. В последующие 13 лет в стенах театра прозвучали – Аурельяно в Пальмире, Дева озера, Турок в Италии, Золушка, Севильский цирюльник, Отелло.

Начиная с 1822 года, репертуар театра пополнился произведениями Беллини и Доницетти. В центре постановок находились знаменитые оперные дивы – М.Малибран, Дж.Паста, обе сестры Гризи. Творческий союз композиторов и талант исполнительниц обрекали каждую новую постановку на успех. Вплоть до 1850 года в стенах делла Скала блистали, подобно алмазам, опера-сериа и опера-буффа – Анна Болейн, Лукреция Борджиа, Фаворитка, Линда ди Шамуни, Дочь полка за авторством Доницетти. А также лучшие произведения Беллини – Капулети и Монтекки, Сомнамбула, Беатриче ди Тенда, Пуритане.

Ласкала театр в миланеВ свое время блеск итальянской оперы и пышные светские мероприятия, проходившие в Della Scala, вскружили голову английскому поэту Байрону, французскому писателю Стендалю и произвели неизгладимое впечатление на русского композитора Михаила Ивановича Глинку. Знакомство последнего с композиторами Беллини и Доницетти сильно повлияло на музыкальные взгляды Глинки, помогло ему превратиться в полноценного мастера нотного стана. В последствие Глинка напишет свои лучшие произведения в итальянском стиле.

Ласкала театр в миланеС приходом в Ла Скала виртуозного итальянского композитора Джузеппе Верди, итальянская опера становится главным искусством страны и даже Европы. Помимо чисто эстетического удовольствия, итальянцы получали эмоциональный посыл к единению нации, призыв освободиться от власти Австро-Венгерской империи. Верди умело маскировал революционные порывы в исторических сюжетах своих произведений, однако звание «маэстро революции» прочно закрепилось за ним. Его перу принадлежат – Жанна Д’Арк, Оберто, граф ди Сан Бонифачо, Набукко, Фальстаф. Творчество Верди имело оглушительный успех и преобразило сущность театра. Отринув легкость и веселье, зритель внимал пламенным речам истинного патриота своей страны.

Ласкала театр в миланеПоявление молодого Артуро Тосканини в Ла Скала – это одновременно невероятное стечение обстоятельств и судьба. Прежний дирижер театрального оркестра не отвечал запросам высокородной публики и был с позором изгнан. Тогда за пульт пригласили Тосканини, который не смотря на свои 20 лет, прославился исполнением оперы Аида. Экспрессивный и харизматичный, Тосканини играючи завоевал любовь пресыщенных театралов.

Артуро Тосканини становится дирижером и художественным директором театра оперы, что предопределило большие перемены в жизни делла Скала. Кипучая деятельность маэстро затронула все, начиная от подъема занавеса — не горизонтально вверх, а раздвижение по вертикали, до обязательного правила сдавать головные уборы в гардероб, чтобы гарантировать хороший обзор зрителям, сидящим в задних рядах партера.

Взяв за основу творческое наследие Джузеппе Верди, Тосканини постоянно работал над обновлением театрального репертуара. Именно ему принадлежала идея обратиться к опере, созданной Робертом Вагнером. Помимо этого, репертуар оркестра значительно расширился за счет симфонических произведений. И только столкновение с новой итальянской властью, придерживающейся национал-социалистических взглядов, вынуждает Тосканини оставить Ла Скала и переехать в США.

Тучи политических интриг все больше сгущались над Европой, не обошли стороной они и Италию. В 1943 году в ходе Второй мировой войны знаменитый оперный театр Ла Скала был разрушен. Однако труппа продолжает репетировать в непростых военных условиях и давать представления на подмостках других заведений. Неугомонный Тосканини даже за границей не перестает волноваться о своем детище.

В 1945 году, после освобождения Италии, Тоскани связывается с городскими властями Милана и пересылает им миллион лир на реконструкцию театра.

Подобно птице Феникс, в 1946 году, Ла Скала восстает из пепла войны, чтобы вернуть итальянцам любовь к опере, жажду к жизни. Естественно, Артуро Тосканини вновь стал повелителем оркестра и строгим гением театра. Послевоенный упадок сказался на актерском составе труппы, в последующие годы делла Скала превращается в кузницу театральных талантов.

Ласкала театр в миланеВ 1948 году в качестве дирижера в стенах оперного театра дебютирует Гвидо Кантелли. Живая манера управления оркестром, страсть и несомненный талант были по достоинству оценены Тосканини. В свои неполные 20 Кантелли организовывает цикл оперных представлений по творчеству Вагнера и Верди, дает ряд совместных концертов с другими уважаемыми маэстро – Гербертом фон Караяном, Дмитрием Митроуполосом и Бруно Вальтером.

Ласкала театр в миланеПомимо драмы, написанной композиторами, на сцене Ла Скала начинают кипеть нешуточные страсти – самые великие оперные дивы 20 века Мария Каллас и Рената Тибальди сражаются за звание примы. Непростой характер Каллас делает ее мало популярной среди участников труппы, однако потрясающая артистичность певицы нравится режиссерам. В 1955 году, Мария Каллас исполняет ведущую партию в опере Дж.Верди Травиата. Интерпретация произведения режиссером Висконти помогла Каллас превратиться в богиню оперы, стать лицом Ла Скала.

На заре 1957 года умер Артуро Тосканини, человек, сделавший столь много для делла Скала. До 1965 года, место дирижера занимали различные музыкальные деятели, однако надолго никто не прижился. Клаудио Абаддо, дирижировавший впервые в миланском оперном театре показал интересную подачу материала и большой потенциал. Ему принадлежат следующие успешные постановки — Севильский цирюльник, Итальянка в Алжире, Золушка, Макбет, Симон Бокканегра и другие произведения. В 1972 году Абаддо становится главным дирижером Ла Скала. В это же время в опере дают множество симфонических концертов, ставят балет с привлечением итальянских и зарубежных звезд.

Артисты, выступавшие в Ла Скала

Во второй половине 20 века колыбель оперы стремится стать ближе к публике. В стенах della Scala выступали звезды мировой оперы – Энрико Карузо, Пласидо Доминго, Монсеррат Кабалье, Лучано Паваротти, а также российские голоса – Федор Шаляпин, Тамара Милашкина, Леонид Собинов, балерина  Светлана Захарова, артист балета – Рудольф Нуриев, . Параллельно с этим, театральная труппа регулярно гастролирует по странам Европы, побывала в США и Канаде.

Современный облик Ла Скала

В послевоенные годы, Teatro della Scala пережил несколько реконструкций. Последняя из них была начата в 2001 г. архитектором Марио Ботта (Mario Botta) и продлилась вплоть до 2004. В частности была переработана главная сцена театра, которая отныне может вмещать до трех действий одновременно. Помимо строительных работ и реставрации внутренних интерьеров, в театре было сокращенно общее количество мест для зрителей. Современные требования пожарной безопасности оставили на откуп зрителям 2030 мест. Подкова зала вытянулась вдоль королевской ложи, партера и пяти ярусов лож. Истинные ценители оперы предпочитают устраиваться в галереях, где, по их мнению, наблюдается самая лучшая акустика.

Ласкала театр в милане

Сегодня, как и несколько столетий назад, оперный театр Ла Скала начинает свой сезон 7 декабря, в праздник святого Амвросия, покровителя города Милана. Всю зиму, до июня месяца, театр является храмом оперы. Осенью же начинается пора симфонических концертов, которые дает филармонический оркестр, основанный в 1982 году. Помимо этого, в театре существует собственный хор и балетная труппа.

Репертуар

Ласкала театр в милане
Современный репертуар театра рассчитан на самый разнообразный вкус, здесь можно пойти на постановку классиков – Верди, Вагнера, Пучини, Беллини, Россини, Гуно, Чайковского, Мусорского, Доницетти. Однако новые веяния также не чужды режиссерам театра, модные новинки и альтернативное прочтение известных произведений регулярно присутствует в репертуаре Ла Скала.

Стоимость и заказ билетов

Стоимость билетов в Ла Скала колеблется от 29 до нескольких сотен евро. Места с хорошим обзором будут стоить больших денег. Наиболее ценны  места в партере, на галерее, фронтальные ряды в ложах. В день открытия сезона происходит наиболее яркое и ожидаемое действо, взглянуть на которое можно только выложив внушительную сумму. Бронирование и заказ билетов осуществляется при помощи онлайн системы театра или же непосредственно в Милане. Однако опера Ла Скала ценится превыше всяческих земных богатств, о билетах стоит позаботиться заранее.

Найти отель рядом с театром Ла Скала

Адрес театра

Адрес театра Ла Скала – Виа Филодрамматичи, 2 (Via Filodrammatici, 2).

Ближайшая станция метро – Dante Cordusio.

Официальный сайт театра Ла Скала на английском www.teatroallascala.org

Просмотреть Театр оперы и балета Ла Скала в Милане на карте большего размера

Музей Ла Скала

В заключении стоит упомянуть, что при делла Скала функционирует музей, наполненный красивыми, удивительными и чудесными вещами, имеющими непосредственное отношение к жизни  театра. На стенах музея можно увидеть портреты знаменитых оперных див. Особой популярностью пользуется полотно, на котором изображена Дж.Паста в костюме Анны Болейн, написанное К.Брюлловым. Помимо этого экспозиция включает в себя погрудные бюсты нескольких выдающихся композиторов, посмертную маску Дж.Верди, макеты к наиболее выдающимся постановкам и другие памятные экспонаты. Стоимость билета в Музей театра Ла Скала составляет 6 евро.

Достопримечательности, расположенные рядом с театром Ла Скала

 Неторопливая прогулка от стен театра по изукрашенной мозаикой аллее, приведет на площадь, где расположен миланский собор Дуомо (Doumo). Готическая средневековая постройка поражает стрельчатыми пиками крыш и богатой отделкой. Еще одна любопытная достопримечательность расположилась неподалеку – это памятник итальянскому изобретателю, художнику и ученому, Леонардо да Винчи.

Источник: Italy4.me

Teatro alla Scala

«Ла Скала» (итал. Teatro alla Scala или La Scala) — мировой центр оперной культуры. У этого театра блестящая история. Здание театра построено в 1776-1778 годах на месте церкви «Санта Мария делла Скала», откуда театр и получил свое название «Ла Скала» — оперный театр в Милане. Любопытно, что при раскопке площадки для строительства театра была найдена большая мраморная глыба, на которой был изображен Пилад — знаменитый мим Древнего Рима. Это было воспринято как добрый знак.

  • Театральное бюро путешествий «Бинокль» →

Здание театра, построенное архитектором Дж. Пьермарини, было одним из красивейших зданий в мире. Оно выдержано в строгом неоклассическом стиле и отличается безукоризненной акустикой. Художественная отделка зрительного зала сочеталась с удобным расположением мест в нем и соответствовало всем строжайшим требованиям оптики. Здание театра равнялось 100 метрам в длину и 38 — в ширину. В середине фасада возвышался портал для въезда карет с дамами и их кавалерами.

Зал имел форму подковы. В нем было пять ярусов лож и галерея. Лож было всего 194 (еще и королевская ложа). В каждой ложе помещалось от 8 до 10 человек. Все ложи были связаны между собой коридором. За ним следовал второй ряд лож, в котором располагались столы для карточной игры и торговли напитками. Сцена театра была довольно невелика. В партере первоначально не было кресел — их заменяли складные и передвижные стулья.

Освещение было довольно скудным. В ложах зажигали свечи, а те, кто сидел в партере, не рисковали снимать своих шляп и прочих головных уборов, так как на них капал расплавленный воск. Отопления в театре не было. Но зал театра был чудесным — выполнен в белых, серебряных и золотых тонах. В этом чудесном зале происходило все — от балов до азартных игр и корриды. Здание театра стоило Милану около 1 миллиона тогдашних лир. Расходы распределили между собой 90 аристократов города. Здание театра не раз реставрировалось. Во время Второй мировой войны оно было разрушено и восстановлено в первоначальном виде инженером Л. Секки. Театр «Ла Скала» вновь открыли в 1946 году.

«Скала» (как называют театр итальянцы) открылась в августе 1778 года двумя операми, в том числе и специально написанной к этому случаю оперой А. Сальери «Признанная Европа». За ними последовали два балета. Миланцы быстро полюбили свой театр. И простой люд, и аристократы толпились у дверей театра, желая в него попасть. Но, конечно же, далеко не все стремились в театр, чтобы слушать оперу. Значительная часть публики проводила время в коридорах, выпивая и закусывая.

До конца XVIII века на сцене театра ставились также драматические спектакли. В них выступали популярные в то время труппы театра марионеток и драматические, но оперные сезоны, имевшие названия «карнавальные», «осенние», «весенние», «летние», сразу стали регулярными. В период «карнавального сезона» ставились оперы-сериа и балеты, в остальное время главным образом оперы-буффа.

В конце XVIII — начале XIX столетий в репертуаре театра появились оперы итальянских композиторов П. Анфосси, П. Гульельми, Д. Чимарозы, Л. Керудини, Дж. Паизиелло, С. Майра. В 1812 году на сцене театра состоялась премьера оперы Дж. Россини «Пробный камень». Она положила начало так называемому россиниевскому периоду. Театр «Ла Скала» первым поставил его оперы «Аурельяно в Пальмире» (1813), «Турок в Италии» (1814), «Сорока-воровка» (1817) и др. Одновременно театр ставил широко известные оперы Россини. На его сцене впервые были поставлены оперы Дж. Мейербера «Маргарита Анжуйская» (1820), «Изгнанник из Гренады» (1822), а также наиболее значительные произведения С. Меркаданте.

Начиная с 30-х годов XIX века история «Ла Скала» связана с творчеством крупнейших композиторов Италии — Г. Доницетти, В. Беллини, Дж. Верди, Дж. Пуччини, произведения которых здесь были поставлены впервые: «Пират» (1827) и «Норма» (1831) Беллини, «Лукреция Борджа» (1833) Доницетти, «Оберто» (1839), «Навуходоносор» (1842), «Отелло» (1887) и «Фальстаф» (1893) Верди, «Мадам Баттерфляй» (1904) и «Турандот» Пуччини.

Портрет Джузеппе Верди работы Джованни Больдини, 1886

Верди, например, не слишком поначалу жаловал этот театр. В одном из своих писем он говорил графине Маффеи: «Сколько раз я слышал, как в Милане говорят: „Скала“ лучший театр на свете. В Неаполе: „Сан-Карло“ лучший театр на свете. В прошлом и в Венеции говорили, что „Фениче“ лучший театр на свете… А уж в Париже опера самая лучшая в двух, а то и в трех мирах…» Великий композитор предпочел бы такой театр, «который не так хорош». Тем не менее в 1839 году Верди успешно дебютировал в «Скала». Но он был недоволен тем, как поставили его «Жанну д’Арк», считал постановку «позором», разорвал с театром контракт, хлопнул дверью и ушел.

Но все же этот театр — заветная цель музыкантов всего мира. Всегда. Во все времена. Место певца или дирижера в «Ла Скала» — это всемогущая визитная карточка. С ней он будет всегда и везде принят. В этот театр также целенаправленно стремится и публика. Богатые туристы из Европы, Америки и Японии всегда требуют от турагентств возможности провести вечер в этом знаменитом театре.

В начале XIX века в «Скала» рождаются «звезды», специально для него композиторы пишут оперы. Вокруг театра создаются музыкальные журналы, а также открываются кафе для любителей пения. Балерины и певцы становятся любимцами города. Иноземцы начинают проявлять к театру интерес. Так, знаменитый англичанин Байрон и не менее знаменитый француз Стендаль каждый вечер, будучи в Милане, проводят в «Ла Скала» и информируют о новых спектаклях знатоков своих стран.

Наступает время сопрано. Капризные и красивые дамы-певицы вытесняют со сцены кастратов. Вновь в театр возвращается Верди. Теперь он уже влюблен в него. Маэстро руководит постановками своих опер.

В 1887 году впервые за дирижерский пульт «Ла Скала» встал двадцатилетний гений — Артуро Тосканини. На пальце у него красовался золотой перстень, подаренный в Бразилии за исполнение «Аиды». В этот день он вынужден был заменить освистанного публикой дирижера театра. Его буквально привезли из отеля прямо на сцену. Его дирижерский дебют в «Скала» прошел с триумфом.

Тосканини страстно любил Вагнера, но в Милан и в театр приехал с тем, чтобы познакомиться с Верди. Тосканини был маленького роста и нетерпимого характера. Его всюду обожали и ненавидели, но всюду приглашали. Он всегда проводил бесконечное количество репетиций, совершенно не замечая чужой усталости. В 1898 году Тосканини стал главным дирижером театра «Скала». Целый месяц он репетировал Вагнера — в Милане это воспринималось как вызов национальной опере. Но он доказал этим спектаклем, что «Скала» может все, что «Скала» — великолепный театр.

Тосканини наводит в театре железную дисциплину: и на сцене, и в зале. От дам, например, потребовал оставлять свои шляпы в гардеробе, дабы не заслонять другим сцены. Он отменил и показ балетов перед оперным спектаклем. Он потребовал, чтобы занавес в театре не поднимался вверх, а открывался в стороны (как в Байрейте, у Вагнера). Ибо если он поднимается вверх, то публика видит сначала ноги исполнителей, а потом головы, что Тосканини категорически не нравилось.

Именно благодаря этому железному человеку «Скала» превращается в лучший в мире музыкальный театр. Тосканини руководил им очень долго — не частое и завидное долголетие! Но в начале 30-х годов нового века дирижер не может больше оставаться в Италии из-за столкновений с национал-социалистами. Тосканини отказывается исполнять перед спектаклем их гимн. Он попросту прятался за кулисами. В 1931 году он уезжает в Америку. А через 12 лет (в 1943 году) он узнает, что «Скала» разрушена бомбами.

Но труппа продолжала давать спектакли на разных площадках. Война для Италии закончилась 25 апреля 1945 года. В этот день на сцене театра шел моцартовский солнечный «Дон Жуан». Тосканини всегда следил за судьбой «Ла Скала». Он жертвует 1 миллион лир на восстановление театра. Мэр города Милана дает ему телеграмму, в которой говорит: «Вы должны дирижировать на открытии „Скала“, сейчас мы ее восстанавливаем». В апреле 1946 года Тосканини возвращается в Милан в восстановленный театр. Его первый концерт остался для всех незабываемым.

Во второй половине XIX и в XX веке основу репертуара театра по-прежнему составляют произведения итальянских композиторов — Бойто, Понкьелли, Каталани, Джордано, Чилеа, Альфано, Пиццетти, Казеллы и др. Все чаще на сцене театра «Ла Скала» ставятся произведения мировой классики и оперы современных композиторов. Среди них: «Парсифаль» и «Золото Рейна» Вагнера, «Пиковая дама» Чайковского, «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси, «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева и «Катерина Измайлова» Шостаковича и многие другие.

В «Ла Скала» выступали выдающиеся итальянские и иностранные исполнители. В XX веке это — Э. Карузо, Т. Руффо, де Лука, Т. Скипа, Б. Джильи, Г. Бензанцони, М. Канилья, М. Дель Монако, М. Каллас, Р. Тебальди, Б. Христов, Ф. Корелли, Ф. Шаляпин, Л. Собинов.

Мария Каллас (Maria Callas)

Новая эра в деятельности театра связана с именами Тебальди и Каллас — главными примадоннами и главными соперницами в «Скала». Каллас многие актеры ненавидят, зато режиссеры ее обожают. Великий режиссер Дзеффирелли оставался ее другом до самой смерти певицы. Висконти дал ей возможность заслужить титул «божественной» своей постановкой «Травиаты». Это был 1955 год. Каллас была великолепна и потрясающа. Для всего мира эта певица стала олицетворением «Скала».

В этом театре Каллас никогда не пропускала ни одного спектакля, тогда как в Римской опере, например, могла не явиться на спектакль, сославшись на «дурное настроение». Ее постоянный партнер — Ди Стефано, также великолепный певец, как и его соперник Дель Монако. Соперничество же Каллас и Тебальди дошло до того, что в городе появляются клубы приверженцев той или другой певицы. Сторонников этих клубов часто приходилось разнимать полиции. Этой борьбы Тебальди не выдержала и уехала в Америку. В «Скала» она больше не вернулась.

В 1957 году, 18 февраля, «Скала» прощалась с 90-летним старцем — великим Тосканини.

В театре по-прежнему идут оперы, представляющие мировую классику, и выступают лучшие артисты разных стран. Первой советской певицей, выступившей в «Ла Скала», была Т. Милашкина. В спектаклях театра также участвовали В. Норейка, И. Архипова, М. Решетин, В. Атлантов, Е. Образцова, М. Гулегина и другие. Вообще интерес к оперным певцам довольно значителен. Л. Паваротти, давший в 1984 году концерт во Дворце спорта в Болонье, доказал, что у оперного артиста может быть ничуть не меньше болельщиков, чем у знаменитых футболистов.

Театр периодически выезжает на гастроли в Австрию, Германию, Великобританию, Бельгию, Канаду. Осенью 1964 года состоялись обменные гастроли «Ла Скала» в Москве и Большого театра в Милане. В 1974 году «Ла Скала» вновь гастролировал в России, в Москве. Один из ярких периодов в жизни театра был связан с именем Паоло Грасси, ставшего в 1974 году директором театра. Именно он показал театр всему миру, организовав масштабные гастроли. Именно он привлек в театр талантливых артистов и музыкантов.

В 1982 году при «Скала» был создан Филармонический оркестр. Его первый руководитель — Клаудио Аббадо, музыкант мирового масштаба. Концерты оркестра — всегда праздники для слушателей. C 1986 года театр возглавлял выдающийся дирижер Риккардо Мути. В театре гастролировали крупнейшие дирижёры Караян, Заваллиш, Клюитенс, Бём.

В 1955 году спектаклем «Тайный брак» Чимарозы был открыт филиал «Ла Скала» — «Пиккола Скала». На малой сцене в 500 мест ставятся произведения композиторов XVII-XVIII и начала XIX веков, оперы, предназначенные для небольших ансамблей (камерного оркестра, хора и солистов), а также сочинения молодых авторов.

7 декабря 2001 года театр Ла Скала в последний раз открыл сезон оперой Верди «Отелло». Театр закрылся на реконструкцию, которая заняла три года (последняя реконструкция была после войны). На окраине Милана, в районе Бикокка, в суперсовременном здании театра дельи Арчимбольди 19 января 2002 года состоялась следующая за «Отелло» премьера: «Травиата».

В первые месяцы 2002 года началось строительство новой сцены и работы по обновлению зрительного зала, рабочих кабинетов, складских помещений. Координатор проекта — швейцарский архитектор Марио Ботта. Он должен был построить новую сценическую структуру, вне исторического здания восемнадцатого века. Следующее открытие сезона состоялось в старом здании 7 декабря 2004 года оперой Антонио Сальери «Признанная Европа».


«Ла Скала» (La Scala, полн. назв. — Teatro alla Scala) — оперный театр в Милане, один из крупнейших центров мировой оперной культуры. Открыт 3 августа 1778 специально написанной к этому случаю оперой А. Сальери «Признанная Европа». Здание построено в 1776-78 на месте церкви «Санта-Мария делла Скала» откуда театр получил своё назв. Строгое, в неоклассическом стиле театр. здание с безукоризненной акустикой (арх. Дж. Пьермарини) было одним из красивейших в мире. Неоднократно реставрировалось Во время 2-й мировой войны 1939-45 было разрушено-восстановлено в первоначальном виде инж. Л. Секки и вновь открыто в 1946.

До кон. 18 в. на сцене «Ла Скала» ставились также драм. спектакли, выступали популярные в то время труппы Т-ра марионеток и др., но оперные сезоны («карнавальные», «осенние», «весенние», «летние») сразу же стали регулярными; в период «карнавального» сезона ставились оперы-сериа и балеты, в остальное время гл. обр. — оперы-буффа. В кон. 18 — нач. 19 вв. в репертуаре «Ла Скала» — произв. итал. композиторов П. Анфосси, П. Гульельми, Д. Чимарозы, Л. Керубини, Дж. Паизиелло, Н. А. Цингарелли, С. Майра. В 1812 на сцене т-ра прошла премьера оперы Дж. Россини «Пробный камень», положившая начало т.н. россиниевскому периоду: «Ла Скала» первым пост. его оперы «Аурельяно в Пальмире» (1813), «Турок в Италии» (1814), «Сорока-воровка» (1817), «Бьянка и Фальеро» (1819); одноврем. т-р ставил и др. уже широко известные произв. Россини. Также впервые были пост. оперы Дж. Мейербера «Маргарита Анжуйская» (1820) и «Изгнанник из Гренады» (1822) и наиболее значит. произв. С. Меркаданте — «Элиза и Клаудио» (1821) и «Клятва» (1837).

Начиная с 30-х гг. 19 в. история «Ла Скала» связана с творчеством крупнейших композиторов Италии — Г. Доницетти, В. Беллини, Дж. Верди, Дж. Пуччини, мн. произв. к-рых были пост. здесь впервые, в т.ч. «Пират» (1827) и «Норма» (1831) Беллини, «Лукреция Борджа» (1833); «Оберто» (1839), «Навуходоносор» (1842), «Отелло» (1887) и «Фальстаф» (1893) Верди, «Мадам Баттерфляй» (1904) и «Турандот» (1926) Пуччини. Во 2-й пол. 19 в. и в 20 в. основу репертуара по-прежнему составляют произв. итал. композиторов, в т.ч. впервые исполнены «Мефистофель» Бойто (1868) «Джоконда» (1876), «Марион Делорм» (1885) Понкьелли, «Валли» Каталани (1892), «Андре Шенье» Джордано (1896), а также мн. оперы Ф. Чилеа, Ф. Альфано, И. Пиццетти, О. Респиги, А. Казеллы, Дж. Ф. Малипьеро и др. Всё чаще на сцене «Ла Скала» осуществляются пост. произв. мировой классики и совр. композиторов. Впервые в Италии т-р ставит оперы «Фауст» (1862), «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1889), «Зигфрид» (1899), «Парсифаль» и «Золото Рейна» (1903), «Евгений Онегин» (1900), «Пиковая дама» (1906); «Саломея» (1906), «Электра» (1909) и «Кавалер роз» (1911) Р. Штрауса, «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси (1908), «Борис Годунов» (1909) и «Хованщина» (1926); «Короткая жизнь» де Фалья (1934), «Питер Граймс» Бриттена (1947), «Лисичка-плутовка» Яначека (1958), «Любовь к трём апельсинам» Прокофьева (1947), «Катерина Измайлова» (1964) и др. Здесь прошли первые пост. опер «Триумф Афродиты» Орфа (1953), «Давид» Мийо (1955), «Диалоги кармелиток» (1957) и «Человеческий голос» (1959) Пуленка, «Атлантида» де Фалья (1962).

В «Ла Скала» выступали выдающиеся итал. и иностр. певцы: в кон. 18 — нач. 19 вв. — К. Габриелли, А. Каталани, Ф. М. Феста, И. Кольбран, Дж. Б. Рубини, Л. Лаблаш, А. Тамбурини; с 30-х гг. 19 в. — Джудитта Гризи, Дж. Паста, Джулия Гризи, М. Малибран, Дж. Стреппони, А. Котоньи; в 70-90-е гг. 19 в. — Т. Штольц, И. Кампанини, С. X. Гайярре, А. Патти, Ф. Таманьо, М. Баттистини, Э. Кальве, X. Даркле, Н. Мелба, Р. Сторкьо, А. Бончи, Э. Джиральдони, Э. Карелли; с нач. 20 в. — Э. Карузо, Титта Руффо, Де Лука, Р. Страччари, Н. Де Анджелис, М. Баррьентос; в 10-20-е гг. 20 в. — Л. Бори, К. Галеффи, К. Муцио, Т. Скипа, Б. Джильи, Г. Безанцони, Т. Даль Монте, А. Пертиле; с 40-х гг. 20 в. — М. Канилья, Дж. Ди Стефано, М. Дель Монако, М. Каллас, Р. Тебальди, Дж. Симионато, Ф. Барбьери, Дж. Гуэльфи, Б. Христов, Г. Шутти, Г. Туччи, Ф. Корелли и мн. др.; здесь пели рус. артисты — Ф. Литвин, Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, укр. певица С. А. Крушельницкая. В 19 в. в т-ре работали крупнейшие дирижёры — Ф. Фаччо, Л. Муньоне, Э. Маскерони, Р. Феррари. В 1898-1903 и 1921-29 гл. дирижёром «Ла Скала» был А. Тосканини, с деятельностью к-рого связан наивысший расцвет т-ра. Преемниками Тосканини стали А. Гуарньери и В. Де Сабата. В 40-60-е гг. 20 в. здесь регулярно выступали дирижёры В. Гуи, А. Вотто, Г. Сантини, К. М. Джулини, Дж. Гаваццени, Н. Сандзоньо, Ф. Молинари-Праделли и др. С 1968 гл. дирижёр т-ра — К. Аббадо.

Театр. сезон в «Ла Скала» продолжается с декабря по июнь. Осенью в т-ре проводятся симф. концерты. Наиболее значит. постановки 60-70-х гг. — «Богема» (1963), «Кольцо нибелунга» (1963); «Макбет» Верди (1964), «Хованщина» (1967 и 1971), «Борис Годунов» (1967); «Дочь полка» Доницетти (1968), «Осада Коринфа» (1969; впервые в 20 в.) и «Севильский цирюльник» (1969) Россини, «Норма» (1972). В труппе т-ра (1975): певицы — Ф. Барбьери, Ф. Коссотто, И. Лигабуэ, Л. Маральяно, Р. Орланди-Маласпина, М. Ринальди, А. М. Рота, М. Сигеле, Р. Скотто, М. Френи; певцы — К. Бергонци, И. Винко, В. Ганцаролли, Дж. Гуэльфи, Н. Гяуров, К. Кава, Р. Капекки, П. Каппуччилли, Л. Паваротти, Б. Преведи, Дж. Раймонди, М. Серени, Д. Чеккеле и др. В т-ре также выступают известные заруб. певцы — Т. Берганса, П. Глоссоп, Р. Креспен, П. Лоренгар, М. Кабалье, Б. Силе, П. Доминго, Р. Массар, Б. Нильсон, Л. Прайс, Дж. Сатерленд, М. Тальвела, С. Юринац и др.; дирижёры — Г. Караян, А. Клюитенс, В. Заваллиш, Ж. Претр и др. Первой сов. певицей, выступившей в «Ла С.», была Т. А. Милашкина («Битва при Леньяно» Верди, 1961). В спектаклях «Ла Скала» участвовали также В.-К. Л. Норейка («Мадам Баттерфляй», 1966), И. К. Архипова («Хованщина», 1967, 1971; «Борис Годунов», 1967, 1973), М. С. Решетин («Хованщина», 1967), Л. А. Никитина («Борис Годунов», 1967), В. А. Атлантов («Тоска», 1975), E. В. Образцова («Вертер», 1976). С 60-х гг. в «Ла Скала» стажировались молодые советские певцы.

Т-р периодически выезжает на гастроли (Австрия, Германия, Великобритания, Зап. Берлин, ФРГ, Бельгия, Канада). Осенью 1964 состоялись обменные гастроли — «Ла Скала» в Москве и Большого т-ра в Милане, послужившие началу творч. сотрудничества двух коллективов; в 1974 «Ла Скала» вновь гастролировал в Москве.

26 дек. 1955 спектаклем «Тайный брак» Чимарозы был открыт филиал «Ла Скала» — «Пиккола Скала». Здесь, на малой сцене (зал на 500 мест), ставятся произв. композиторов 17-18 и нач. 19 вв., оперы, предназначенные для небольших ансамблей (камерного оркестра, хора и солистов), а также соч. молодых авторов. Среди опер, поставленных в 60 — нач. 70-х гг. на сцене «Пиккола Скала»: «Язык цветов» Росселини (премьера, 1963), «Несчастный Орфей» Мийо, «Груди Терезии» Пуленка, «Дидона и Эней» Пёрселла, «Возвращение Улисса» Монтеверди, «На дне» Тести (по М. Горькому; премьера, 1966), «Герои Бонавентуры» Малипьеро (премьера, 1969), «Поворот винта» Бриттена.

В. В. Тимохин


История балета

Со дня основания театра «Ла Скала» балет занимал значительное место в его репертуаре. В день открытия вместе с оперой «Признанная Европа» Сальери были показаны балеты: «Пафио и Мирра, или Кипрские пленники» Сальери (балетмейстер Легран) и «Умиротворённый Аполлон, или Появление Солнца после падения Фаэтона» де Байу (балетмейстер Дж. Канциани).

Первые десятилетия существования театра тесно связаны с деятельностью балетмейстеров: Г. Анджолини (1779-1803 с перерывами), Д. Росси, П. Франки, Ф. Клерико, Л. Дюпена, Г. Монтичини, У. Гарсия и Г. Джоя.

На рубеже 18-19 веков здесь работали: танцовщицы — Вулькани, Пелозини, Р. Клерико-Панцери, К. Питро-Анджолини, А. Трабаттони, Т. Монтичини, Т. Коралли, Ф. Анджолини; танцовщики — братья Вулькани, Фабиани, Франки, Г. Вестрис; художники-декораторы — П. Гонзаго, К. Каччанига, Ф. Фонтанези, Г. Галлиари и др.

В 19 веке труппа «Ла Скала» стала одним из центров балетного искусства Европы. В 1813 при театре была основана балетная школа, где преподавали Л. Ла Шапель, К. Вильнёв, Гарсия. С 1812 в труппе работал С. Вигано, поставивший свои хорео-драмы: «Творения Прометея» (1813), «Гуситы под Нейбургом» (1815), «Отелло, или Венецианский мавр» (1818), «Весталка» (1818), «Титаны» (1819), «Жанна д’Арк» (1821) — все на сб. муз.

На сцене «Ла Скала» выступали крупнейшие танцовщицы: Ф. Черрито (1838-43), М. Тальони (с 1841), Ф. Эльслер (1838-48). В 1837-50 школу «Ла Скала» возглавлял К. Блазис (совместно с А. Рамаччини), после него — О. Юс.

Во 2-й половине 19 века в «Ла Скала» работали балетмейстеры П. Тальони, Дж. Казати, А. Кортези, И. Монплезир, Дж. Рота и др., постановки которых ознаменовали кризис романтического балета. Ставились балеты-феерии Л. Манцотти («Эксцельсиор», 1881; «Любовь», 1886; «Спорт», 1897) и его продолжателей и эпигонов — А. Коппини, Дж. Пратези и др.

В то же время балетная школа воспитала плеяду выдающихся танцовщиц, получивших широкую известность: Г. Сальвиони, Р. Сангалли, Ф. Брамбилла, А. Грасси, А. Белла, Ч. Черри, К. Брианца, П. Леньяни, В. Цукки.

С конца 90-х годов балетная труппа и школа переживали длительный период застоя. Новый этап развития балетной школы начался с приходом на преподавательскую работу О. И. Преображенской, а затем Э. Чеккетти (1925-28), которого сменила Ч. Форнароли (1928-33).

В 30-40-х годах труппа пополнилась талантливыми танцовщицами. В 50-60-е годы школой руководила Э. Балнс, с середины 70-х годов — А. М. Прина.

Возрождение балета в «Ла Скала» связано с приходом балетмейстера А. Миллоша (1924-75, с перерывами), ставившего балеты И. Ф. Стравинского, Б. Бартока, С. С. Прокофьева и современных итальянских композиторов (А. Казелла, Г. Петрасси, Ф. Малипьеро, Л. Даллапиккола, В. Букки, Л. Берио, Р. Влада, Н. Рота и др.).

В театре работали художники: М. Помпеи, Дж. Де Кирико, Э. Прамполини, Р. Гуттузо, Н. А. Бенуа и др.

С 1976 труппой руководит П. Добриевич. В репертуаре балеты классического наследия: «Коппелия», «Жизель», «Лебединое озеро», «Щелкунчик»; постановки Дж. Баланчина, М. Бежара, С. Лифаря и др.

Среди постановок конца 70-х годов (в скобках фамилии балетмейстеров): «Дафнис и Хлоя» (1975, Ж. Скибин); «Симфония псалмов» на музыку Стравинского (М. Шпаремблек), «Буря» на музыку Сибелиуса (Л. Гай), «Отелло» на музыку Дворжака (Дж. Батлер), «Ромео и Джульетта» (Р. Фашилла по Дж. Кранко) — все в 1976; «Золушка» (П. Бортолуцци); «Дон Жуан» Глюка, «Бунт Сизифа» Петрасси (Миллош) — все в 1977.

В труппе (1977): солистки — Л. Кози, Л. Савиньяно, А. Аккола, М. Каваньини, Б. Джерольди, Р. Ковач, Э. Морини, А. М. Рацци; солисты — Р. Фашилла, М. Пистони, А. Моретто, Д. Морганти, П. Подини, Б. Теллоли, Б. Весково.

В «Ла Скала» выступали балетные труппы и солисты из других стран.

Источник: Энциклопедия «Балет», 1981

Публикации

Главы из книг

Источник: www.belcanto.ru


Categories: Театр

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.