Большой театр – великая достопримечательность Москвы. Государственный академический Большой театр, находящийся на Театральной площади в центре Москвы, является не только крупнейшим театром России. Этот храм культуры стоит в одном ряду с такими мировыми «титанами», как итальянская «Ла Скала» и английский «Ковент Гарден».

В Большом театре впечатляет все: и его величественное здание, и бессмертный репертуар, и невероятная атмосфера, и, конечно же, драматическая история.

Сложная история

У Большого театра два дня рождения. Днем, в который эта грандиозная достопримечательность Москвы была открыта, считается 30 декабря 1780 года. Первое здание театра построили по инициативе князя Петра Урусова, которого Екатерина II наделила полномочиями проводить зрелищные мероприятия различного рода. Поскольку вход в театр находился на улице Петровка, его стали называть Петровским. Но просуществовал он недолго – в 1805 году здание выгорело дотла.


Через 11 лет московским губернатором Дмитрием Голицыным было принято решение возродить театр. Проект нового строения поручили профессору Андрею Михайлову, но он оказался слишком дорогим. После корректировок, произведенных архитектором Осипом Бове, который не только снизил стоимость строительства, но внес множество улучшений в планировку, работы по возведению начались.

Второй день рождения Большого театра – 6 января 1825 года. Стараниями зодчих Михайлова и Бове было построено монументальное здание с восьмью колоннами и колесницей Аполлона под портиком, ставшее центром городской площади. Величина храма искусства, гармония его форм и роскошное внутреннее убранство поразили современников. Театр перестали называть просто Петровским, к этому слову добавился эпитет Большой, ведь он превзошел по своим размерам даже Каменный театр в Петербурге.

В 1853 году Большой театр снова загорелся. Пожар, который не могли потушить три дня, сильно повредил здание. Его реконструкцию возглавил Альберт Кавос – главный архитектор всех имперских театров. Поскольку приближалась коронация Александра II, на восстановления храма искусства не жалели средств. Он был открыт всего лишь через три года после пожара и стал называться Императорским. Кавосу удалось сделать не только великолепную сцену и шикарный зрительный зал, но и уникальную акустику в помещении.

После Октябрьской революции над Большим театром, который стал именоваться Государственным, а затем Академическим, нависла угроза закрытия. Только в 1922 году удалось получить законное основание для сохранения театра: его официально признали памятником культуры.


Во времена Второй мировой войны эта достопримечательность Москвы снова пострадала – в здание попала бомба. Но уже в 1943 году после восстановительных работ состоялось открытие сезона. С тех пор в Большом театре время от времени проводили реставрационные работы, но самая грандиозная реконструкция осуществлялась с 2005 по 2011 год. В ней участвовали лучшие мировые специалисты, задачей которых было не только усовершенствование сцены и зрительного зала, но и сохранение легендарных черт Большого театра.

Архитектурная ценность и роскошь интерьеров

Здание Большого театра является образцом русской классической архитектуры. Оно представляет собой прямоугольное строение с двухскатной крышей и восьмиколонным портиком, выдвигающимся в сторону Театральной площади. Высота колонн портика – 15 метров.

Внутри здания располагаются сцена, пятиярусный зрительный зал, вмещающий почти 1800 людей, а также целый ряд других помещений: фойе, гримерные, буфет и так далее. Кроме того, есть подземный концертный зал, находящийся под площадью.

Интерьеры этого храма искусства поражают своей роскошью и красотой. Во время реставрации мастера старались восстановить исторический облик помещений. Основные цвета внутреннего убранства – это красный и золотой. На декорирование всего театра ушло около четырех килограмм золота. Полы здания покрыты мозаикой и плиткой, а потолки украшает лепнина и роспись. Люстра в зрительном зале, диаметр которой превышает 6 метров, весит две тонны и состоит из тысяч хрустальных подвесок.


Большой театр – достопримечательность Москвы, которая впечатляет не то только богатством внутреннего и внешнего убранства, но и уровнем технического совершенства. Обновленные подмостки состоят из семи двухуровневых динамичных площадок, благодаря которым сцена может становиться ступенчатой или наклонной. Оснащение пространства около сцены позволяет использовать во время представлений звуковые и визуальные спецэффекты. А оркестровая яма способна вместить больше сотни музыкантов.

Культурно-историческое значение

Красота и запутанная история Большого театра меркнут по сравнению с его культурной ценностью. На протяжении всего своего существования он был местом рождения лучших оперных и балетных произведений. Здесь работали наиболее выдающиеся композиторы, актеры и дирижеры разных времен. Симфонический оркестр Большого театра считается одним из самых виртуозных в мире.

С этим храмом искусства связаны такие имена, как Петр Чайковский, Антон Рубинштейн, Федор Шаляпин, Сергей Рахманинов, Майя Плисецкая, Галина Уланова и многие другие. А самые громкие представления, происходившие в его стенах – это «Евгений Онегин», «Лебединое Озеро», «Спящая красавица», «Борис Годунов», «Жизнь за царя» и так далее.


Большой театр – это не только достопримечательность Москвы, но и символ богатой духовной культуры всей России. Обладающий невероятно величественной атмосферой, он привлекает к себе множество посетителей и дает им возможность окунуться в красоту мира оперы и балета.

Источник: v-puty.com

Как добраться до большого театра?

Распечатайте для удобства карту.

  • Адрес: Москва, ул. Большая Дмитровка, 4/2
  • На метро. Станция «Театральная» (выход к Большому театру) или «Охотный ряд» (выход в сторону Театральной площади).
  • Телефон: +7 495 455‑55-55, +7 495 692‑19-92, +7 495 692‑34-91, +7 495 692‑08-18, +7 495 692‑00-50, +7 495 692‑92-72

Как выглядит большой театр

К истокам театра: история

Точкой «старта» Государственного академического Большого театра России (ГАБТ) принято считать 28 марта 1776, когда императрица Екатерина ІІ дала позволение князю Петру Васильевичу Урсову на проведение всевозможных увеселительных мероприятий. «Привилегия» давалась на 10 лет.

В отличие от нынешнего коллектива труппы, артисты которой отличаются особым профессионализмом и талантом, в самом начале она включала в себя не только мастеров своего дела, но и представителей студенчества, крепостных крестьян.


Воплощение и содержание столь масштабного замысла было крайне затратным делом (было потрачено 130 тыс. серебряных рублей), так что Урсов решил обзавестись поддержкой компаньона, коим выбрал обрусевшего англичанина М. Е. Меддокса.

Возведение постройки происходило под руководством архитектора Х. Розберга. Строительство протекало на Петровке, вследствие чего будущий храм Мельпомены и получит своё изначальное название «Петровский».

Длительные 13 лет оправдали все ожидания. В 1786 новостройке выпала честь считаться самым массивным, комфортабельным и красивым публичным местечком столицы. Самые богатые люди Москвы отдавали огромные деньги за место в ложе, чтоб насладиться ярким и красочным представлением при максимальном удобстве.

В свою очередь, сословие менее обеспеченное имело возможность приобрести места за рублёвый билет в партере. Шикарная масляная люстра, вес которой можно сравнить с современным внедорожником, постоянно напоминала им о том, почему же цена за зрелище была так снижена – они беспрерывно вытирали капельки масла со своих макушек. Помимо всего этого в портере отсутствовали кресла и желающим сэкономить приходилось стоять.

Триумфальное открытие новоиспеченного учреждения проходило 30 декабря 1780 года. Первыми произведениями, действия которых развивались в стенах заведения, стали «Странники» А. Аблесимова и «Волшебная школа» Парадиза.


Однако, Михаила Егоровича ждала череда неудач. Из-за больших затрат на различные увеселения публики он не вылезал из долгов. В конечном итоге, 1796 год — дата истечения срока разрешения празднований, и он был вынужден передать результат своих стараний в руки Опекунского совета. Так «Петровский» обрел статус Императорского.

В 1802 г. его отдали под крыло Волконского. Однако пробыл он там не долго. 1805 г. стал роковым – произошло возгорание, пожар уничтожил почти всё. Актерский состав, фактически, остался на улице и принужден выступать на частных площадках. Через долгие 14 лет, которые для самой империи оказались весьма насыщенными, было решено заново отстроить здание театра и вновь вдохнуть в него жизнь. Новый проект принадлежал О. И. Бове.

Восстановление театра

Новое здание строилось 6 лет и, в январе 1825 г., Премьерной постановкой на новых подмостках стало «Торжество муз», которое аллегорично повествовало о возвращении «Петровского». После перерыва группа исполнителей продемонстрировала зрителям восхитительный балет «Золушка». Представление повторно поставили на следующий день. Такое шоу вызвало восторженные отзывы критиков. На высоте было всё: начиная с величия архитектуры и заканчивая блеском нарядов героев.

Новый «Петровский» превзошёл по масштабам даже самую большую сценическую площадку Петербурга. Он явно намного превышал по размерам своего предшественника. Зал вмещал около 2000 человек. Театр воспринимался не только как дом искусства, но и модным местом встречи знати. В случае проведения маскарадов и балов пол поднимался и получался замечательный «танцпол».


В 1842 году «Петровский» перешёл во владения петербургской дирекции. Через год была назначена реставрация.

После того, как помещение простояло почти три десятка лет, его, как по колдовству, настигла та же участь, что и вначале века. В 1853 году оно сгорел дотла. Пламя бушевало трое суток и сохранило после себя лишь голые стены из камня да колонны портика. Огонь испепелил костюм и декорации, ноты и шикарное убранство столь полюбившегося всем пристанища драматургии.

Решение вновь отстроить театр не заставило себя ждать. Почти сразу решили, что новым проектом будет заниматься Альберт Кавос — главный архитектор Императорских театров. Воскрешение длилось в течение 3 лет. Причиной такого темпа стала предстоящая коронация Александра ІІ. Строительство нужно было завершить до этой знаменательной даты.  В 1856 г. еще более вместительный и изумительный обитель драматургии был готов принимать своих посетителей.

Открылся новый театр под партии «Пуритане» В. Беллини.

До конца 19 столетия структура и планировка несколько раз видоизменялась, но с каждым разом становилась всё более вящей.

Смена власти. СССР.

Последний спектакль Императорского театра состоялся в феврале 1917 г. В марте он уже утратил своё Императорское звание. С 1919 г. его стали называть академическим. Длительные споры по поводу закрытия учреждения увенчались тем, что это посчитали нерентабельным и провели генеральную диагностику здания, в которой приняли участие видные московские архитекторы. Состояние было признано критическим. Предстояла еще одна реконструкция, но она уже была направлена на укрепление и надёжность, а не расширение и украшение.


Большевики постепенно начала приспосабливать театр под свои нужды. В нем проходили съезды Советов, заседания, конгрессы. Заявление об образовании СССР прозвучало именно со сцены Большого театра.

Как выглядит большой театр

Советское правительство проявили инициативу в создании более современного, отечественного репертуара. С середины 20-х гг. начинают ставиться творения советских авторов: Золотарева, Триодина, Потоцкого, Прокофьева, Римского-Корсакова и многие другие.  В отличие от прошлых программ, когда преобладали итальянские произведения, теперь акцент делал на творения отечественных композиторов. Проявлялось почтение к русской оперной классике. Однако, творения западных авторов всё равно периодически радовали глаз жителей Москвы.

Параллельно с бессмертной классикой уживались новые, полные революционного духа и амбиций, произведения. Именно поиск героико-революционных мотивов и принес советской хореографии первый успех.  «Красный мак» (1927 г.)  Галиэра — одно из первых воплощений советской революционной романтики.


В 1941 г. театр ожидала реконструкцию, которая предусматривала снос некоторых построек позади него и наладку противопожарной системы и вентиляции. Планы были сорваны, спустя пару месяцев началась Великая Отечественная война.

В октябре этого же года в здание попал снаряд, который нанес ему неизмеримый ущерб. Основная часть коллектива была эвакуирована в Куйбышев, где им предстояло работать и творить ближайшие 2 года.  Зимой 1942 г. начались восстановительные работы. Оставшаяся часть труппы не прекращала свою деятельность в филиале. 14 января 1941 года состоялась премьера «Черевичка». Этому спектаклю не просто удалось пережить войну, но и оставаться на сцене еще долгие годы.

Эвакуированная часть труппы тоже не сидела без дела. Они активно работали в местном Дворце культуры. Они дали 11 премьер, 4 из которых – балетные, 7 – оперные. Было проведено 521 концерта (на колхозных полях, в госпиталях, военных частях и полигонах) и 10 спектаклей. Большой не просто пытался поднять боевой дух народа, но и помогал материально. Они были донорами крови, работали на заводах, помогали солдатским семьям, собирали пожертвования на постройки и ремонты зданий.

Главную сцену в Москве окончательно отремонтировали осенью 1943 г. Часть труппы вернулась из Куйбышева. Продолжая выполнять свой долг, работники культуры проводили спектакли и собирали средства в различные фонды. Они сами покупали подарки для бойцов, выезжали на линии фронта и давали там концерты. 5 мая 1945 г. лучшие из артистов участвовали в концерте прям на входе в рейхстаг.

По окончанию войны театр продолжил жить своей размеренной жизнью. В 1976 году он получил название Государственный дважды ордена Ленина академический Большой театр Союза ССР. Это название он гордо носил вплоть до развала Советского Союза в 1991 году.

XXI ВЕК


В 2002 г. Новая сцена открылась премьерой оперы Римского-Корсакова.

Летом 2005 г. историческое здание закрыли на длительную и тщательную реконструкцию, в ходе которой оставили всего 3 стены исторического здания, а под фундаментом вырыли яму, глубина которой составляла 30 м. Всего стоимость проделанного оценивают в 35,4 млрд российских рублей. Открытие обновленного театра происходило в октябре 2011 г. Историческое здание открыл спектакль Глинки «Руслан и Людмила».

Как выглядит большой театр

Реконструкция исторической сцены стала не только данью истории и культуре, но и символом того, что поистине прекрасное не подвластно времени и обстоятельствам. Большой театр – гордость русской культуры. Он стал колыбелью для многих мировых шедевров, воспитал не одно поколение профессионалов. Его стены стали свидетелями многих исторических событий.

Он не одни раз горел и восставал из пепла. Как гласит крылатое выражение: «Жизнь коротка, искусство вечно». С трепетом в сердце хочется верить, что стены Большого театра простоят еще не один век, что Квадрига Аполлона донесет славу этого колосса мировой культуры нашим потомкам.

Свои пожелания, отзывы и интересные истории о большом театре Вы можете оставить в комментариях.

Источник: wikimoskva.ru

Фото и описание

При одном лишь упоминании Большого у театралов всего мира захватывает дух и начинает чаще биться сердце. Билет на его спектакль – лучший подарок, а каждая премьера сопровождается шквалом восторженных откликов как поклонников, так и критиков. Государственный академический Большой театр России имеет солидный вес не только в нашей стране, но и за рубежом, ведь на его сцене всегда выступали лучшие певцы и танцоры своей эпохи.

Как начинался Большой театр

В начале весны 1776 года императрица Екатерина II своим высочайшим указом повелела организовать в Москве «театральные … представления». Исполнить волю государыни поспешил князь Урусов, служивший губернским прокурором. Он приступил к возведению здания театра на Петровке. Открыться храм искусства не успел, так как погиб в пожаре еще на этапе строительства.

Тогда за дело взялся предприниматель Майкл Меддокс, под руководством которого возвели кирпичное здание, украшенное белокаменным декором и имевшее в высоту три этажа. Театр, названный Петровским, открыли в самом конце 1780 года. Его зал вмещал около тысячи зрителей, еще столько же поклонников Терпсихоры могли смотреть спектакли с галерки. Меддокс владел зданием до 1794 года. За это время на сцене Петровского театра было поставлено более 400 спектаклей.

В 1805 году новый пожар уничтожил уже каменную постройку, и долгое время труппа скиталась по сценам домашних театров московской аристократии. Наконец, спустя три года знаменитый зодчий К. И. Росси закончил строительство нового здания на Арбатской площади, но и его не пощадила огненная стихия. Новый храм музыкального искусства погиб в большом пожаре, который случился в Москве во время оккупации столицы наполеоновской армией.

Спустя четыре года московская комиссия о застройке объявила конкурс на лучший проект нового здания музыкального театра. Конкурс выиграл проект профессора Императорской академии художеств А. Михайлова. Позже в чертежи внес существенные доработки претворявший идею в жизнь архитектор О. И. Бове.

Историческое здание на Театральной площади

Как выглядит большой театр

При строительстве нового здания был частично использован фундамент сгоревшего Петровского театра. Идея Бове состояла в том, что театр должен был символизировать победу над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. В результате здание представляло собой стилизованный храм в стиле ампир, а величие постройки подчеркивалось широкой площадью, разбитой перед главным фасадом.

Торжественное открытие состоялось 6 января 1825 года, и зрители, присутствовавшие на представлении «Торжество муз», отмечали великолепие здания, красоту декораций, восхитительные костюмы и, конечно, непревзойденное мастерство исполнителей главных ролей в первом спектакле на новой сцене.

К сожалению, судьба не пощадила и эту постройку, и после пожара 1853 года от нее остались лишь портик с колоннадой и внешние стены из камня. Восстановительные работы под руководством главного архитектора Имперских театров Альберта Кавоса продолжались три года. В результате пропорции здания были немного изменены: театр стал значительно шире и просторнее. Фасадам были приданы эклектичные черты, а скульптуру Аполлона, погибшую в огне, заменила бронзовая квадрига. Премьера спектакля «Пуритане» Беллини в обновленном здании состоялась в 1856 году.

Большой театр и новые времена

Как выглядит большой театр

Революция принесла множество изменений во все сферы жизни, и театр не стал исключением. Сначала Большому присвоили звание академического, а потом и вовсе хотели закрыть, но ВЦИК вынес постановление о сохранении театра. В 20-х годах здание подверглось некоторым ремонтным работам, в результате которых были не только укреплены стены, но и уничтожена любая возможность для зрителей продемонстрировать свою ранговую иерархию.

Великая Отечественная война стала непростым временем для труппы. Театр эвакуировали в Куйбышев, и спектакли ставились на местной сцене. Артисты вносили немалый вклад в фонд обороны, за что труппа удостоилась благодарности от руководителя государства.

В послевоенные годы ГАБТ неоднократно реконструировался. Последние работы велись на исторической сцене в период с 2005 по 2011 годы.

Репертуар в прошлом и настоящем

Как выглядит большой театр

В первые годы существования театра его труппа не придавала слишком большого значения содержанию постановок. Обычными зрителями спектаклей становились аристократы, проводившие время в праздности и развлечениях. Каждый вечер на сцене могли играть до трех-четырех спектаклей, и, дабы не наскучить немногочисленной публике, меняли репертуар очень часто. Популярными были и бенефисы, которые устраивали как знаменитые и ведущие актеры, так и второй состав. За основу спектаклей брались произведения европейских драматургов и композиторов, но и танцевальные зарисовки на темы русского народного быта и жизни также присутствовали в репертуаре.

В XIX веке на сцене Большого начинают ставить значительные музыкальные произведения, которые становятся историческими событиями в культурной жизни Москвы. В 1842 году впервые играют «Жизнь за царя» Глинки, а в 1843 году зрители аплодируют солистам и участникам балета А. Адана «Жизель». Вторая половина XIX столетия ознаменована работами Мариуса Петипа, благодаря которому Большой известен как первая сцена для «Дон Кихота Ламанчского» Минкуса и «Лебединого озера» Чайковского.

Расцвет главного московского театра приходится на конец XIX – начало ХХ вв. В этот период на сцене Большого блистают Шаляпин и Собинов, чьи имена становятся известны всему миру. Репертуар обогащается оперой «Хованщина» Мусоргского, за дирижерский пульт встает Сергей Рахманинов, а в работе над декорациями для спектаклей принимают участие великие русские художники – Бенуа, Коровин и Поленов.

Советская эпоха принесла множество изменений и на театральную сцену. Идеологической критике подвергаются многие спектакли, и хореографы Большого стремятся находить новые формы в танцевальном искусстве. Опера представлена произведениями Глинки, Чайковского, Мусоргского и Римского-Корсакова, но и имена советских композиторов на афишах и обложках программок мелькают все чаще.

После окончания войны самыми значимыми премьерами ГАБТа стали «Золушка» и «Ромео и Джульетта» Прокофьева. В главных ролях в балетных постановках блистает несравненная Галина Уланова. В 60-х годах зрителей покоряет Майя Плисецкая, танцующая «Кармен-сюиту», и Владимир Васильев в роли Спартака в балете А. Хачатуряна.

В последние годы труппа все чаще прибегает к экспериментам, которые не всегда однозначно оцениваются зрителем и критиками. В работе над спектаклями участвуют драматические и кинорежиссеры, партитуры возвращаются к авторским редакциям, концепция и стиль декораций все чаще становятся предметом ожесточенных споров, а постановки транслируются в кинотеатрах в разных странах мира и на интернет-каналах.

Интересные факты о Большом театре

Как выглядит большой театр

За время существования ГАБТа с ним было связано множество интересных событий. В театре работали выдающиеся люди своего времени, а главное здание Большого стало одним из символов российской столицы:

На момент открытия Петровского театра его труппа составляла около 30 артистов и чуть более десятка аккомпаниаторов. Сегодня в ГАБТ служит около тысячи артистов и музыкантов.

— В разное время на сцене Большого выступали Елена Образцова и Ирина Архипова, Марис Лиепа и Майя Плисецкая, Галина Уланова и Иван Козловский. За время существования театра более восьмидесяти его артистов были удостоены звания народных, а восьми из них было присвоено звание Героя Социалистического труда. Балерина и хореограф Галина Уланова была удостоена этого почетного звания дважды.

Античная колесница с четырьмя запряженными конями, называемая квадригой, часто изображалась на различных зданиях и сооружениях. Такие колесницы использовались в Древнем Риме во время триумфальных шествий. Квадрига Большого театра была выполнена известным скульптором Петром Клодтом. Не менее знаменитые его работы – скульптурные изображения коней на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге.

— В 30-50 х гг. прошлого века главным художником Большого был Федор Фёдоровский – ученик Врубеля и Серова, работавший в начале века с Дягилевым в Париже. Именно он в 1955 году создал знаменитый парчовый занавес ГАБТа, названный «золотым».

В 1956 году балетная труппа впервые отправилась в Лондон. Так началась серия знаменитых гастролей Большого в странах Европы и мира.

— Большой успех на сцене ГАБТа имела Марлен Дитрих. Известная немецкая актриса выступала в здании на Театральной площади в 1964 году. Она привезла в Москву свое знаменитое шоу «Marlene Expirience» и за время выступлений была вызвана на поклон двести раз.

— Советский оперный певец Марк Рейзен установил на сцене Большого рекорд Гиннесса. В 1985 году в возрасте 90 лет он исполнил в спектакле «Евгений Онегин» партию Гремина.  

— В советское время театр был дважды награжден орденом Ленина.

— Здание исторической сцены ГАБТа находится в списке объектов культурного наследия народов России.

Последняя реконструкция главного здания Большого обошлась в 35,4 млрд. руб. Работы длились шесть лет и три месяца, и 28 октября 2011 года театр был торжественно открыт после ремонта.

Новая сцена

Как выглядит большой театр

В 2002 году на улице Большая Дмитровка была открыта Новая сцена ГАБТа. Премьерой стала постановка оперы Римского-Корсакова «Снегурочка». Новая сцена служила основной во время реконструкции главного здания, и в период с 2005 по 2011 годы на ней ставился весь репертуар Большого.

После торжественного открытия обновленного основного здания Новая сцена стала принимать гастролирующие труппы из театров России и мира. Из постоянного репертуара на Большой Дмитровке по-прежнему ставятся оперы «Пиковая дама» Чайковского, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева и «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова. Поклонники балета могут увидеть на Новой сцене «Светлый ручей» Д. Шостаковича и «Кармен-сюиту» Ж. Бизе и Р. Щедрина.

Источник: www.votpusk.ru

Большой театр – великая достопримечательность Москвы. Государственный академический Большой театр, находящийся на Театральной площади в центре Москвы, является не только крупнейшим театром России. Этот храм культуры стоит в одном ряду с такими мировыми «титанами», как итальянская «Ла Скала» и английский «Ковент Гарден».

В Большом театре впечатляет все: и его величественное здание, и бессмертный репертуар, и невероятная атмосфера, и, конечно же, драматическая история.

Сложная история

У Большого театра два дня рождения. Днем, в который эта грандиозная достопримечательность Москвы была открыта, считается 30 декабря 1780 года. Первое здание театра построили по инициативе князя Петра Урусова, которого Екатерина II наделила полномочиями проводить зрелищные мероприятия различного рода. Поскольку вход в театр находился на улице Петровка, его стали называть Петровским. Но просуществовал он недолго – в 1805 году здание выгорело дотла.

Через 11 лет московским губернатором Дмитрием Голицыным было принято решение возродить театр. Проект нового строения поручили профессору Андрею Михайлову, но он оказался слишком дорогим. После корректировок, произведенных архитектором Осипом Бове, который не только снизил стоимость строительства, но внес множество улучшений в планировку, работы по возведению начались.

Второй день рождения Большого театра – 6 января 1825 года. Стараниями зодчих Михайлова и Бове было построено монументальное здание с восьмью колоннами и колесницей Аполлона под портиком, ставшее центром городской площади. Величина храма искусства, гармония его форм и роскошное внутреннее убранство поразили современников. Театр перестали называть просто Петровским, к этому слову добавился эпитет Большой, ведь он превзошел по своим размерам даже Каменный театр в Петербурге.

В 1853 году Большой театр снова загорелся. Пожар, который не могли потушить три дня, сильно повредил здание. Его реконструкцию возглавил Альберт Кавос – главный архитектор всех имперских театров. Поскольку приближалась коронация Александра II, на восстановления храма искусства не жалели средств. Он был открыт всего лишь через три года после пожара и стал называться Императорским. Кавосу удалось сделать не только великолепную сцену и шикарный зрительный зал, но и уникальную акустику в помещении.

После Октябрьской революции над Большим театром, который стал именоваться Государственным, а затем Академическим, нависла угроза закрытия. Только в 1922 году удалось получить законное основание для сохранения театра: его официально признали памятником культуры.

Во времена Второй мировой войны эта достопримечательность Москвы снова пострадала – в здание попала бомба. Но уже в 1943 году после восстановительных работ состоялось открытие сезона. С тех пор в Большом театре время от времени проводили реставрационные работы, но самая грандиозная реконструкция осуществлялась с 2005 по 2011 год. В ней участвовали лучшие мировые специалисты, задачей которых было не только усовершенствование сцены и зрительного зала, но и сохранение легендарных черт Большого театра.

Архитектурная ценность и роскошь интерьеров

Здание Большого театра является образцом русской классической архитектуры. Оно представляет собой прямоугольное строение с двухскатной крышей и восьмиколонным портиком, выдвигающимся в сторону Театральной площади. Высота колонн портика – 15 метров.

Внутри здания располагаются сцена, пятиярусный зрительный зал, вмещающий почти 1800 людей, а также целый ряд других помещений: фойе, гримерные, буфет и так далее. Кроме того, есть подземный концертный зал, находящийся под площадью.

Интерьеры этого храма искусства поражают своей роскошью и красотой. Во время реставрации мастера старались восстановить исторический облик помещений. Основные цвета внутреннего убранства – это красный и золотой. На декорирование всего театра ушло около четырех килограмм золота. Полы здания покрыты мозаикой и плиткой, а потолки украшает лепнина и роспись. Люстра в зрительном зале, диаметр которой превышает 6 метров, весит две тонны и состоит из тысяч хрустальных подвесок.

Большой театр – достопримечательность Москвы, которая впечатляет не то только богатством внутреннего и внешнего убранства, но и уровнем технического совершенства. Обновленные подмостки состоят из семи двухуровневых динамичных площадок, благодаря которым сцена может становиться ступенчатой или наклонной. Оснащение пространства около сцены позволяет использовать во время представлений звуковые и визуальные спецэффекты. А оркестровая яма способна вместить больше сотни музыкантов.

Культурно-историческое значение

Красота и запутанная история Большого театра меркнут по сравнению с его культурной ценностью. На протяжении всего своего существования он был местом рождения лучших оперных и балетных произведений. Здесь работали наиболее выдающиеся композиторы, актеры и дирижеры разных времен. Симфонический оркестр Большого театра считается одним из самых виртуозных в мире.

С этим храмом искусства связаны такие имена, как Петр Чайковский, Антон Рубинштейн, Федор Шаляпин, Сергей Рахманинов, Майя Плисецкая, Галина Уланова и многие другие. А самые громкие представления, происходившие в его стенах – это «Евгений Онегин», «Лебединое Озеро», «Спящая красавица», «Борис Годунов», «Жизнь за царя» и так далее.

Большой театр – это не только достопримечательность Москвы, но и символ богатой духовной культуры всей России. Обладающий невероятно величественной атмосферой, он привлекает к себе множество посетителей и дает им возможность окунуться в красоту мира оперы и балета.

Источник: v-puty.com


Categories: Театр

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.