ТАСС-ДОСЬЕ /Павел Дурягин/. С момента распада СССР балетную труппу Государственного академического Большого театра (ГАБТ) возглавляли девять человек. 30 июля 2015 г. генеральный директор ГАБТ Владимир Урин сообщил, что контракт с действующим руководителем труппы Сергеем Филиным, истекающий в марте 2016 г., не будет продлен. С 2016 г. должность художественного руководителя будет упразднена, вместо нее будет учрежден пост директора балетной труппы.

Юрий Николаевич Григорович (род. 1927) руководил балетной труппой Большого театра в 1964-1995 гг. (до 1988 г. должность называлась «главный балетмейстер»). Народный артист СССР (1973). Был солистом Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова, там же работал балетмейстером в 1961-1964 гг. На сцене Большого театра поставил 8 оригинальных балетов, а также 7 редакций классических. С 2008 г. — штатный хореограф балетной труппы ГАБТ.

Вячеслав Михайлович Гордеев (род. 1948) занимал пост руководителя балетной труппы в 1995-1997 гг. Народный артист СССР (1984). Танцевал в составе труппы ГАБТ в 1968-1989 гг. На посту руководителя балетной труппы Большого театра, возобновил балет «Ромео и Джульетта» в постановке Леонида Лавровского; поставил одноактный балет «Последнее танго» на музыку Астора Пьяццоллы. С 2008 г. (а также в 1984-1995 и 1997-2007 гг.) — художественный руководитель Московского государственного областного театра «Русский балет».


Александр Юрьевич Богатырев (1949-1998) был исполняющим обязанности художественного руководителя Большого театра в 1997-1998 гг. Народный артист РСФСР (1981). В 1969-1989 — солист Большого театра. С 1986 г. преподавал в Государственном институте театрального искусства им. Луначарского (ныне — Российский университет театрального искусства — ГИТИС), а также за рубежом. В 1995-197 гг. был управляющим балетной труппой ГАБТ.

Алексей Николаевич Фадеечев /род. 1960/ занимал пост художественного руководителя балетной труппы Большого театра в 1998-2000 гг. Осуществил в ГАБТ постановку балета «Дон Кихот» в собственной редакции. Заслуженный артист РСФСР (1987). В труппе Большого театра выступал с 1978 г. до 1990-х гг.

Борис Борисович Акимов /род. 1946/ был художественным руководителем балетной труппы Большого театра в 2000-2003 гг. Народный артист СССР (1989). Выступал в Большом театре в 1965-1989 гг. С 1989 г. — педагог-балетмейстер. В 2013 г. стал председателем художественного совета балетной труппы ГАБТ, ныне — заместитель председателя худсовета.


Алексей Осипович Ратманский /род. 1968/ занимал пост художественного руководителя балета Большого театра в 2004-2009 гг. Заслуженный артист Украины (1993). Поставил в ГАБТ балеты «Светлый ручей» и «Болт» Дмитрия Шостаковича, «Игра в карты» Игоря Стравинского и др. В разное время был солистом Национального академического театра оперы и балета Украины им. Тараса Шевченко, Королевского Виннипегского балета (Канада) и Королевского датского балета. С 2009 г. — хореограф Американского театра балета.

Юрий Петрович Бурлака (род. 1968) был художественным руководителем балетной труппы Большого театра в 2009-2011 гг. Заслуженный артист России. С 1986 г. был ведущим солистом Московского государственного областного театра «Русский балет». В Большом театре осуществил постановки балетов в хореографии Мариуса Петипа: «Корсар» Адольфа Адана (совместно с Алексеем Ратманским; 2007), «Эсмеральда» Цезаря Пуни (совместно с Василием Медведевым; 2009) и др. С 2003 г. преподает в Московской государственной академии хореографии.

Сергей Юрьевич Филин (род. 1970) занимает пост художественного руководителя балетной труппы Большого театра с 2011 г. Народный артист России (2001). Солист ГАБТ в 1988-2008 гг. В 2008-2011 гг. был художественным руководителем балета Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича- Данченко.


Галина Олеговна Степаненко (род. 1966) исполняла обязанности художественного руководителя балетной труппы в 2013 г., пока Сергей Филин находился на лечении после совершенного на него 17 января 2013 г. нападения. Народная артистка России (1996). Выступала в ансамбле «Московский классический балет», труппах театра им. Станиславского и Немировича-Данченко и Большого театра. С 2013 г. — заведующая балетной труппой ГАБТ.

Источник: tass.ru

В 1991-1994 годах Григорович руководил основанной им труппой «Большой театр — студия Юрия Григоровича».

В 1993-1995 годах сотрудничал с балетной труппой Башкирского государственного театра оперы и балета.

В 1996 году он стал фактическим основателем тетра балета в Краснодаре (балетная труппа краснодарского Музыкального театра ТО «Премьера»).

В Краснодаре состоялись премьеры постановок Григоровича «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Дон Кихот», «Спартак», «Ромео и Джульетта», «Золотой век», «Тщетная предосторожность», «Каменный цветок», «Легенда о любви», «Корсар», «Баядерка», «Иван Грозный», «Спящая красавица» и др.

В 1999 году Григорович вернулся на московскую сцену, осуществив постановки в театре «Кремлевский балет» – «Ромео и Джульетта» (1999) и «Иван Грозный» (2001), затем «Корсар» (2007).


В 2008 году в Московском академическом музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко им был поставлен балет «Каменный цветок».

В 2001 году Юрий Григорович вернулся к сотрудничеству с Большим театром, начав репетиции балета «Лебединое озеро» в новой редакции, затем были возобновлены постановки «Легенды о любви», «Раймонда», «Щелкунчик», «Спартак», «Золотой век» и другие.

В феврале 2008 года Юрий Григорович по предложению руководства Большого театра стал штатным балетмейстером труппы.

18 ноября 2011 года с триумфом прошла первая балетная премьера на исторической сцене Большого театра после реконструкции – «Спящая красавица» в постановке Юрия Григоровича.

В ноябре 2012 года состоялась премьера балета «Иван Грозный» Прокофьева в новой хореографической редакции балетмейстера.

В октябре 2016 года Большой театр представил возобновленный балет «Золотой век» Шостаковича в новой редакции Юрия Григоровича.

В декабре 2016 года в новой хореографической редакции Григоровича в Мариинском театре состоялась премьера балета «Каменный цветок» Прокофьева. Премьера приурочена 125-летию композитора и 90-летию балетмейстера.


Источник: ria.ru

Репертуар в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова
1947 — «Татьяна» А. Крейна, балетмейстер В. Бурмейстер — Николай
1948 — «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, В. Чабукиани, Н. Зубковского — Золотой божок
1949 — «Красный мак» Р. Глиэра, балетмейстер Р. Захаров — Акробат и Ли Шанфу
1949 — «Медный всадник» Р. Глиэра, балетмейстер Р. Захаров — Шут
1950 — «Шурале» Ф. Яруллина, балетмейстер Л. Якобсон — Шурале
1951 — «Половецкие пляски» в опере «Князь Игорь» А. Бородина, хореография М. Фокина — Половчанин
1951 — «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, балетмейстер Р. Захаров — Нурали и Юноша
1951 — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Л. Лавровского — Шут
1951 — «Вальпургиева ночь» в опере «Фауст» Ш. Гуно, хореография Л. Лавровского — Пан
1951 — «Конёк-Горбунок» Ч. Пуни, хореография М. Петипа, А. Горского, редакция Ф. Лопухова— Украинский танец
1951 — «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро и М. Петипа — Ганс
1952 — «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа, редакция К. Сергеева — Кот в сапогах
1954 — «Щелкунчик» П. Чайковского, балетмейстер В. Вайнонен — Паяц и Китайский танец
1955 — «Тарас Бульба» В. Соловьёва-Седого, балетмейстер Б. Фенстер — Петро
1956 — «Спартак» А. Хачатуряна, балетмейстер Л. Якобсон — Ретиарий — первый исполнитель
1957 — «Каменный цветок» С. Прокофьева, балетмейстер Григорович — Северьян


Постановки в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова — Мариинском театре
1953 — танцы в опере «Садко» Н. Римского-Корсакова
1954 — танцы в опере «Риголетто» Дж. Верди
1957 — «Каменный цветок» С. Прокофьева
1957 — танцы в опере «Мать» Т. Хренникова
1959 — танцы в опере «Большая любовь» («Русалка») А. Дворжака
1959 — танцы в опере «Три толстяка» В. Рубина
1961 — «Легенда о любви» А. Меликова
1994 — «Раймонда» А. Глазунова

Постановки в Новосибирском театре оперы и балета
1959 — «Каменный цветок» С. Прокофьева
1961 — «Легенда о любви» А. Меликова
1962 — «Лебединое озеро» П. Чайковского
1977 — «Спартак» А. Хачатуряна, возобновление — 2011

Постановки в Большом театре
Оригинальные балеты
1959 — «Каменный цветок» С. Прокофьева
1965 — «Легенда о любви» А. Меликова, возобновление — 2002
1966 — «Щелкунчик» П. Чайковского
1968 — «Спартак» А. Хачатуряна
1975 — «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева
1976 — «Ангара» А. Эшпая, возобновление — 1987
1979 — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, возобновление — 2010
1982 — «Золотой век» Д. Шостаковича, возобновления — 1994 и 2006

Редакции классических балетов
1963 — «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М.


типа, 2-я редакция — 1973, 3-я редакция — 2011
1969 — «Лебединое озеро» П. Чайковского, хореография М. Петипа и Л. Иванова, 2-я редакция — 2001
1984 — «Раймонда» А. Глазунова, хореография М. Петипа, возобновление — 2003
1987 — «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро и М. Петипа
1991 — «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, В. Чабукиани, Н. Зубковского и К. Сергеева
1994 — «Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Горского
1994 — «Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа

Танцы в операх
1964 — «Октябрь» В. Мурадели
1972 — «Руслан и Людмила» М. Глинки

Постановки в Краснодарском театре балета
1996 — сюита из балета «Золотой век» Д. Шостаковича
1997 — «Лебединое озеро» П. Чайковского
1997 — «Шопениана» на музыку Ф. Шопена
1997 — «Щелкунчик» П. Чайковского
1998 — «Раймонда» А. Глазунова
1999 — «Дон Кихот» Л. Минкуса
2000 — «Спартак» А. Хачатуряна
2000 — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева
2002 — «Золотой век» Д. Шостаковича
2002 — «Тщетная предосторожность» П. Гертеля
2003 — «Баядерка» Л. Минкуса
2004 — «Каменный цветок» С. Прокофьева
2005 — «Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа
2006 — «Легенда о любви» А. Меликова
2006 — «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева
2007 — «Жизель» А. Адана
2008 — «Спящая красавица» П. Чайковского

Постановки в других театрах (в хронологическом порядке)
1955 — «Вальс-фантазия» М.


инки — ЛХУ
1958 — танцы в опере «Эсмеральда» А. Даргомыжского — МАЛЕГОТ
1961 — «Каменный цветок» С. Прокофьева — Шведская Королевская опера
1961 — «Каменный цветок» С. Прокофьева — Театр оперы и балета «Эстония»
1962 — «Легенда о любви» А. Меликова — Азербайджанский театр оперы и балета имени М. Ф. Ахундова
1963 — «Легенда о любви» А. Меликова — Национальный театр (Прага)
1965 — «Каменный цветок» С. Прокофьева — Софийская народная опера
1973 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Венская государственная опера
1976 — «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева — Опера де Пари, 2-я редакция — 2003
1978 — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева — Опера де Пари
1981 — «Жизель» А. Адана — Оперный театр Анкары (Турция)
1981 — «Лебединое озеро» П. Чайковского — Римский оперный театр, возобновление — 1999
1983 — «Дон Кихот» Л. Минкуса — Датский Королевский балет
1985 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Финский Национальный Балет
1989 — «Раймонда» А. Глазунова — Ла Скала
1990 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Софийская народная опера
1992 — «Жизель» А. Адана — Софийская народная опера
1993 — «Тщетная предосторожность» П. Гертеля — Башкирский театр оперы и балета
1995 — хореографическая сюита «Полтавский бой» в опере «Мазепа» П. Чайковского — Театр Вельки, Варшава
1995 — «Дон Кихот» Л. Минкуса — Башкирский театр оперы и балета
1995 — «Щелкунчик» П.

йковского — Башкирский театр
1995 — «Лебединое озеро» П. Чайковского — Башкирский театр
1996 — «Спящая красавица» П. Чайковского — Театр Вельки, Варшава
1997 — «Раймонда» А. Глазунова — Большой театр Республики Беларусь
1997 — «Легенда о любви» А. Меликова — Екатеринбургский театр оперы и балета
1998 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Национальный театр оперы и балета Республики Молдова
1998 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Национальный театр (Прага)
1999 — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева — Кремлёвский балет
1999 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Грузинский театр оперы и балета им. Палиашвили
1999 — «Лебединое озеро» П. Чайковского — Театр оперы и балета Республики Саха (Якутия)
2000 — «Легенда о любви» А. Меликова — Оперный театр Стамбула
2000 — «Спартак» А. Хачатуряна — Римский оперный театр
2000 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Национальный Балет Кореи
2001 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Оперный театр Стамбула
2001 — «Лебединое озеро» П. Чайковского — Национальный Балет Кореи (Сеул)
2001 — «Раймонда» А. Глазунова — Национальный театр (Прага)
2001 — «Спартак» А. Хачатуряна — Национальный Балет Кореи (Сеул)
2001 — «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева — Кремлёвский балет
2004 — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева — Театр оперы и балета Республики Саха (Якутия)
2007 — «Корсар» А. Адана — Кремлёвский балет
2007 — «Спартак» А.

чатуряна— Красноярский театр оперы и балета
2008 — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева — Национальный Балет Кореи (Сеул)
2008 — «Каменный цветок» С. Прокофьева — Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко
2009 — «Спартак» А. Хачатуряна — Армянский театр оперы и балета
2009 — «Тщетная предосторожность» П. Гертеля — Московская государственная академия хореографии на сцене Большого театра
2010 — «Раймонда» А. Глазунова — Национальный Балет Кореи (Сеул)
2012 — «Корсар» А. Адана — Башкирский театр оперы и балета

последнее обновление информации: 15.03.20

Источник: www.kino-teatr.ru

Молодой и талантливый

«У меня вправду была очень бурная, насыщенная событиями жизнь», — рассказывал в интервью «АиФ» хореограф. Свой первый балет он поставил через год после окончания Ленинградского хореографического училища. Ему было 20 лет, а его «Аистёнок» и ряд других постановок уже заметили профессионалы. Одним из ценителей того, что делал Григорович, был Симон Вирсаладзе. Впоследствии художник и хореограф очень плодотворно сотрудничали друг с другом, до самой смерти Симона Багратовича.    

Слава о талантливом молодом человеке быстро дошла до руководства Театра оперы и балета им. С.М. Кирова (так долгое время назывался Мариинский театр). В 1957 году на сцене легендарной «Мариинки» Григоровичу доверяют поставить «Каменный цветок» Прокофьева. Публика восприняла работу очень тепло. Два года спустя этот же балет был с успехом показан уже в Москве, на сцене Большого.

В 1961 хореограф вновь сумел покорить зрителей: его постановка «Легенда о любви» после премьеры в северной столице тоже «переехала в Москву». К этому моменту переехал и сам Григорович — он занял пост главного балетмейстера Большого театра, на котором оставался вплоть до 1995 года.

Главный балетмейстер Государственного академического Большого театра СССР Юрий Николаевич Григорович. 1969 год Фото: РИА Новости/ Александр Макаров

Смелое решение

На московской сцене каждая работа Григоровича сопровождалась успехом, хотя подступиться к некоторым шедеврам ему было нелегко. Хореограф испытывал огромное желание поставить «Спартак». Однако выступать с подобным предложением не решался, ведь до него над балетом трудились легендарные Якобсон и Моисеев. К счастью, помог случай. Директор Большого театра Михаил Чулаки однажды посетовал, что «Спартака» нет в актуальном репертуаре. Григорович вызвался решить этот вопрос, поговорив с Моисеевым о возможной постановке. Но тот заявил, что у него катастрофически нет времени для столь масштабной работы. Вернувшись к руководству Большого с отказом Моисеева, Григорович услышал: «Кто у нас главный балетмейстер? Вот вы и делайте». То, что нужно было Григоровичу. Эта постановка признается шедевром, в главных ролях блистали Марис Лиепа и Владимир Васильев.

Увы, работа в Большом театре сопряжена не только с творческими победами. Григоровичу приходилось решать множество других задач, а еще учиться не замечать критику. Главного балетмейстера часто обвиняли в том, что он пользуется данной ему властью и не пускает на столичную сцену других хореографов, опасаясь конкуренции. А его смелое решение отправить на заслуженный отдых плеяду выдающихся танцовщиков, среди которых, кстати, была не только легендарная Плисецкая, но и жена самого Григоровича — Наталия Бессмертнова, вызвало огромный скандал. Жить и работать в такой атмосфере было непросто. Хотя супруга решение Юрия Николаевича поддержала.

Жена и подруга  

С Наталией Бессмертновой хореограф познакомился, разумеется, в стенах Большого. Но чувства между ними вспыхнули не сразу. После очередного класса, где танцовщица вместе с Ниной Сорокиной отрабатывала партию Лейли из балета «Лейли и Меджнун», они с коллегой сели на ступеньках лестницы и увлеченно о чем-то болтали. Вдруг перед ними возник молодой человек в джинсах и футболке. Он ловко перескочил через девушек и быстро побежал дальше. Наташа спросила, кто это. И когда узнала, что это — «главный», сильно удивилась, ведь она представляла его себе совсем иначе.

Григорович долго не обращал никакого внимания на балерину. Все изменилось во время гастролей труппы в США, которые состоялись в 1968 году. Когда они вернулись в Москву, весь театр уже обсуждал бурный роман хореографа и танцовщицы и делал свои прогнозы, как долго просуществует эта пара. Большинство из них, естественно, были пессимистичными. Мало кто мог представить, что они поженятся в том же году и останутся вместе до самой смерти Наталии Игоревны.  

Балерина не только вдохновляла супруга, но и заботилась о нем. Несмотря на постоянную занятость в театре, Бессмертнова делала все, чтобы муж абсолютно не отвлекался на бытовые проблемы. В одном интервью она заметила с улыбкой, что даже если Григорович захочет есть, а ее поблизости не окажется, максимум, что он может сделать — проткнуть сырое яйцо и выпить его. Ибо даже яичница для маэстро была бы слишком сложна в исполнении.

Балетмейстер Юрий Григорович (справа) и балерина Наталья Бессмертнова (слева) во время репетиции. 1977 г. Фото: РИА Новости/ Александр Макаров

Новый этап

Расставание с Большим театром после 30 лет работы далось Григоровичу нелегко. Но он чувствовал, что с каждым годом работать становится все тяжелее, а потому решил первым написать заявление об уходе. Наталия Игоревна сама отвезла соответствующую бумагу в Министерство культуры.  

Конечно, после увольнения у хореографа началась совсем другая, но не менее насыщенная жизнь. Будучи главным балетмейстером, он отказывался от многих предложений по работе, однако когда в истории с Большим театром была поставлена жирная точка, Григорович стал отзываться на приглашения. Он ставил в Риме, Сеуле, Праге, Париже и других городах мира, а также создал балет в Краснодаре. Благодаря хореографу юг России увидел легендарные постановки «Золотой век», «Иван Грозный», «Спартак» и многие другие. Для Юрия Николаевича было не важно, где он работает — в Париже или Краснодаре. Главное кредо маэстро — «никакой халтуры!»

В 2008 году в жизни балетмейстера произошла трагедия. Когда он был на гастролях в Корее, после продолжительной болезни скончалась его муза — Наталия Игоревна. Пережить очередной удар судьбы Григоровичу помогла работа. В этом же году, после длительного перерыва, он вернулся на сцену ГАБТ в качестве штатного хореографа балетной труппы. Тогда об этом «большом» возвращении писали все газеты.

2017 год главный театр страны встретит масштабным фестивалем в честь 90-летия Юрия Николаевича. В течение двух месяцев на сцене Большого можно будет увидеть легендарные работы мастера: «Щелкунчик», «Спартак», «Жизель», «Легенда о любви», «Золотой век», «Раймонда», «Ромео и Джульетта» и многие другие постановки. Время идет, но созданные Юрием Николаевичем балеты до сих пор смотрятся на одном дыхании, хотя когда-то его недоброжелатели в один голос утверждали, что хореография Григоровича якобы устарела. 

Источник: aif.ru

Юрий Григорович

Юрий Григорович

Юрий Николаевич Григорович. Родился 2 января 1927 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Советский и российский артист балета, хореограф, балетмейстер, режиссер, сценарист, педагог. Главный балетмейстер Большого театра в 1964-1995 годах. Герой Социалистического Труда (1986). Народный артист Узбекской ССР (1981). Заслуженный деятель Казахстана (1995). Народный артист Республики Башкортостан (1996). Народный артист СССР (1973). Лауреат Ленинской премии (1970), двух Государственных премий СССР (1977, 1985), Государственной премии России (2017) и двух Премий Правительства РФ (2002, 2011). Один из самых выдающихся хореографов XX века.

Юрий Григорович родился 2 января 1927 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).

Отец — Николай Евгеньевич Григорович, служащий.

Мать — Клавдия Альфредовна Григорович (в девичестве — Розай).

Дядя — Георгий Розай, артист Мариинского театра, знаменитый участник Дягилевских сезонов в Париже. Георгий Розай умер за десять лет до рождения Юрия. Позже, когда Григорович пришел в балетную школу на улицу Росси, где еще работали педагоги и товарищи Розая, его часто сравнивали с дядей. «В частности, считалось, я унаследовал его высокий прыжок и амплуа гротескового танцовщика», — говорил Юрий Николаевич.

Юрий Григорович обучался в Ленинградском хореографическом училище у Бориса Шаврова и Алексея Писарева. Будучи выпускником, в 1946 году он стал первым исполнителем партии Дона Карлоса в балете Леонида Якобсона «Каменный гость».

После окончания училища в 1946 году был принят в труппу Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова, где танцевал сольные характерные и гротесковые партии.

Партии Юрия Григоровича в Ленинградском театре оперы и балета:

  • Николай — «Татьяна» А. Крейна, балетмейстер В. Бурмейстер;
  • Золотой божок — «Баядерка», Л. Минкуса, хореография вставного номера Н. Зубковского;
  • Акробат и Ли Шанфу — «Красный мак» Р. Глиэра, балетмейстер Р. Захаров;
  • Шут — «Медный всадник» Р. Глиэра, балетмейстер Р. Захаров;
  • Шурале — «Шурале» Ф. Яруллина, балетмейстер Л. Якобсон;
  • Половчанин — «Половецкие пляски» в опере А. Бородина «Князь Игорь», хореография М. Фокина;
  • Нурали и Юноша — «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, балетмейстер Р. Захаров;
  • Шут — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Л. Лавровского;
  • Пан — «Вальпургиева ночь» в опере Ш. Гуно «Фауст», хореография Л. Лавровского;
  • Украинский танец — «Конёк-Горбунок» Ц. Пуни, хореография М. Петипа, А. Горского, редакция Ф. Лопухова;
  • Ганс — «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, редакция М. Петипа;
  • Кот в сапогах — «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа, редакция К. Сергеева;
  • Паяц и Китайский танец — «Щелкунчик» П. Чайковского, хореография В. Вайнонена;
  • Петро — «Тарас Бульба» В. Соловьёва-Седого, хореография Б. Фенстер;
  • Ретиарий — «Спартак» А. Хачатуряна, хореография Л. Якобсона (первый исполнитель партии);
  • Северьян — «Каменный цветок» С. Прокофьева в собственной постановке.

Параллельно с артистической карьерой начал ставить в балетной студии ленинградского Дворца культуры имени А. М. Горького. Именно в балетной студии Ленинградского Дворца культуры имени А. М. Горького он начал сочинять танцы. Там в 1947 году он поставил свои первые балеты — «Аистёнок» Д. Д. Клебанова и «Славянские танцы» А. Дворжака, а в 1948 году — «Семеро братьев» на музыку А. Е. Варламова.

Сам он говорил, что решил стать хореографом, когда ему не было еще и двадцати лет. Когда с непрофессиональными артистами ставил трехактный балет «Аистенок», он начал искать многоактную форму с развивающимся сюжетом, живыми характерами, столкновениями — все то, что позже возникнет в его балетном театре. На его первой премьере были Агриппина Яковлевна Ваганова, Симон Багратович Вирсаладзе и Юрий Иосифович Слонимский.

Юрий Григорович в молодости

Юрий Григорович в молодости

В Театре оперы и балета им. С. М. Кирова сначала ставил танцы в операх, а в 1957 году ему доверили сделать полномасштабную работу — балет Сергея Прокофьева «Каменный цветок». Этот балет декларировал симбиоз советского драмбалета и до того отвергавшегося балетного симфонизма, тем самым, став поворотным пунктом в развитии хореографического искусства СССР второй половины XX века. С этого спектакля также началось многолетнее творческое сотрудничество балетмейстера с Симоном Вирсаладзе — художником-постановщиком, ответственным за многие художественные и концептуальные решения в постановках Григоровича и позднее, вместе с ним, изменившим эстетику балета Большого театра.

В 1961 году Григорович в содружестве с Вирсаладзе поставил балет Арифа Меликова «Легенда о любви», который считается его наивысшим достижением как балетмейстера.

В 1961-1964 годах был балетмейстером Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова (Мариинский театр), поставил там: танцы в опере Н. Римского-Корсакова «Садко»; танцы в опере Дж. Верди «Риголетто»; «Каменный цветок» С. Прокофьева; танцы в опере Т. Хренникова «Мать»; танцы в опере А. Дворжака «Большая любовь» («Русалка»); танцы в опере В. Рубина «Три толстяка»; «Легенда о любви» А. Меликова; «Раймонда» А. Глазунова.

Главный балетмейстер Большого театра

В 1964 году стал главным балетмейстером московского Большого театра, занимал этот пост более тридцати лет, вплоть до 1995 года. На следующий год после переезда в Москву, в 1965 году, окончил Государственный институт театрального искусства им. А. В. Луначарского.

Ходили слухи, что к его назначению главным балетмейстером Большого приложил руку Никита Хрущев, который видел балет Григоровича «Легенда о любви» во время гастролей Кировского театра в Кремлевском дворце. В то же время сам Юрий Николаевич отмечал, что в Большой попал благодаря Евгению Светланову, который возглавлял театр. Именно Светланов и сказал высокому руководству: «Мне нужен здесь Григорович». К тому времени Григорович уже поставил в Большом два больших спектакля — «Каменный цветок» и «Спящую красавицу», хорошо знал труппу. «Хрущев к моему назначению, наверное, не был причастен. А вот Екатерина Алексеевна Фурцева, министр культуры СССР, конечно. Она занималась театром ежедневно! Знала артистов, всегда стояла на их стороне, принимала их у себя часто, не все платили ей потом добром. Было официальное представление в заполненном Бетховенском зале. Мне советовали запасти инаугурационную речь. Но я не готовился — сказал как думал, без громких обещаний, эффектных лозунгов. Ничего такого. И пошли работать — и тридцать два года как не бывало», — делился балетмейстер.

балетмейстер Юрий Григорович

Постановки Юрия Григоровича в Большом театре:

  • 1959 — «Каменный цветок» С. Прокофьева;
  • 1963 — «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа;
  • 1964 — «Октябрь» В. Мурадели;
  • 1965 — «Легенда о любви» А. Меликова;
  • 1966 — «Щелкунчик» П. Чайковского;
  • 1968 — «Спартак» А. Хачатуряна;
  • 1969 — «Лебединое озеро» П. Чайковского, хореография М. Петипа и Л. Иванова;
  • 1972 — «Руслан и Людмила» М. Глинки;
  • 1975 — «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева;
  • 1976 — «Ангара» А. Эшпая;
  • 1979 — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева;
  • 1982 — «Золотой век» Д. Шостаковича;
  • 1984 — «Раймонда» А. Глазунова, хореография М. Петипа;
  • 1987 — «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро и М. Петипа;
  • 1991 — «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, В. Чабукиани, Н. Зубковского и К. Сергеева;
  • 1994 — «Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Горского;
  • 1994 — «Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа.

В 1980 году Юрий Григорович был балетмейстером-постановщиком церемоний открытия и закрытия Летних Олимпийских игр в Москве.

Сотрудничал с Новосибирским театром оперы и балета, в котором поставил: «Каменный цветок» С. Прокофьева; «Легенда о любви» А. Меликова; «Лебединое озеро» П. Чайковского; «Спартак» А. Хачатуряна.

Григорович никогда не был членом КПСС, хотя получил при этом массу государственных наград. Он говорил, что непартийность делала его более свободным. «Я не обязан был соблюдать партийную дисциплину, вписываться в идеологические схемы. Несколько раз предлагали, я благодарил и уклонялся: мол, не созрел еще. А партийное влияние на театральную политику, конечно, существовало. Мы зависели от многих обстоятельств и не все из них могли обойти», — признавался он.

Целый ряд ныне всемирно известных танцевальных площадок были открыты благодаря Юрию Григоровичу и его балетам — это Альберт-холл в Лондоне, где до него не давали балетных представлений, это и специальная сцена в историческом пространстве Цирка Массимо и Римского Колизея, это и гора Ахун в Сочи, это и стадионы в Латинской Америке. «Важно не растеряться, а использовать новые обстоятельства, что мы и делали с Большим балетом, который трудно чем-нибудь сбить с главной задачи. Мы и в этом были именно Большим балетом», — с гордостью говорил хореограф.

В 1991-1994 годах параллельно руководил основанной им труппой «Большой театр — студия Юрия Григоровича».

В 1993-1995 годах сотрудничал с балетной труппой Башкирского театра оперы и балета.

хореограф Юрий Григорович

Источник: stuki-druki.com


Categories: Театр

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.