Сценическая зона подверглась глобальной модернизации. Ведь современные постановки невозможны без использования сложных конструкций и техники. Устаревшее техническое оборудование, большая часть которого была изготовлена еще в начале прошлого века, было обновлено. Были заменены верхние и нижние механизмы сцены, световое оборудование. Установлены двухъярусные сценические механизмы, благодаря которым сцена Большого театра теперь может быть и горизонтальной, и наклонной, и ступенчатой.

Семь многофункциональных платформ позволяют устанавливать декорации на двух уровнях: на уровне сцены и на уровне трюма. Все это вкупе с различными световыми, звуковыми и визуальными эффектами элементов верхней механизации позволяет придавать поверхности сцены любой рельеф. Была также осуществлена установка крупнейшей в Европе гидравлической станции на глубине двадцати метров под сценой. Гидравлический привод двигает подъемно-опускные элементы театральной механики с точным контролем плавности и скорости передвижения декораций. Благодаря современной механике оркестровая яма стала многофункциональным комплексом, состоящим из трех составных подъемно-опускных площадок. Оркестр теперь может располагаться на разных уровнях по отношению к сцене. А во время проведения концертов, когда оркестр находится на сцене, оркестровую яму можно поднимать на уровень пола, чтобы получить дополнительные зрительские места.


В рамках общей модернизации в театре были улучшены звонница и орган. Уникальная, единственная в мире звонница Большого театра появилась в 1920-е годы. Она собрана из тридцати пяти колоколов ряда московских храмов, спасенных от переплавки. Звонница не является для театра излишеством: многие русские оперы немыслимы без звучания колоколов, звон которых вплетен в партитуру. Колокола старинные, а орган – совсем новый. (Этот инструмент нередко и с большим эффектом звучит в операх).

Орган был изготовлен в Бельгии с учетом архитектурных и акустических особенностей здания. Подобного музыкального инструмента в Большом ранее не было. Орган оснащен 1 819 металлическими трубами, сотней деревянных труб, тридцать одним регистром и двумя клавиатурами. Его общий вес, включая меха и компрессы, составляет восемь тонн. Самое пристальное внимание, разумеется, было уделено звучанию инструмента. Техническое задание для бельгийских мастеров разрабатывалось при участии кафедры акустики МГУ им. М.В. Ломоносова и приглашенных международных экспертов. Акустики и проектировщики вместе решили довольно сложную задачу. Орган, расположенный в верхнем сценическом пространстве, и оркестр должны звучать для зрителей как единое целое. Для этого специально проектировалась мощность звучания органа. Главный механический пульт (шпильтиш) органа встроен в сам музыкальный инструмент. Второй, электронный, пульт, с помощью которого музыкант сможет играть на огромном инструменте дистанционно, установлен в оркестровой яме


28 октября 2011 года реконструированное историческое здание Большого театра открылось торжественным гала-концертом с участием ведущих артистов оперной и балетной труппы и звезд мировой оперной сцены.

Источник: bolshoi.ru

История Большого театра


История театра началась в марте 1776 года, когда московский губернский прокурор Пётр Урусов, известный меценат, получил от императрицы Екатерины II разрешение организовать и содержать "театральные всякого рода  представления, <…> концерты, воксалы и маскарады". Для театра было выбрано место на Петровке, поэтому он получил название Большой Петровский театр.

 

К сожалению, театр сгорел ещё до окончания строительства, и Урусов дистанцировался от затеи, передав стройку своему компаньону — английскому предпринимателю Майклу Меддоксу (в русской традиции — Михаил Медокс). Под руководством Меддокса по проекту архитектора Христиана Розберга было построено трёхэтажное кирпичное здание с белокаменными деталями; в зале были оборудованы партер, 3 яруса лож и галерея, вмещавшие в общей сложности около 1000 человек. Торжественное открытие Большого Петровского театра состоялось 30 декабря 1780 года. В 1794 году у Меддокса возникли финансовые трудности, и предприниматель передал театр государству: он превращается в Московский Императорский театр.


 

К сожалению, в 1805 году здание театра опять сгорело, и труппа стала выступать на разных площадках в домашних театрах московской знати. В 1806 году по проекту архитектора Карла Росси был построен новый деревянный театр на Арбатской площади, но уже в 1812 году он сгорел при городском пожаре, и труппа стала выступать в доме Апраксиных на Знаменке (в котором тоже время от времени случались пожары, но без фатальных последствий).

 

В 1816 году Комиссия о строении Москвы, организованная для ликвидации последствий пожара 1812 года, объявила конкурс на строительство нового здания театра на прежнем месте, обязательным условием которого было включение в новое здание обгоревшей стены бывшего театра Меддокса. В конкурсе приняли участие Доменико Жилярди, Пьетро ди Готтардо Гонзаго, Алексей Бакарев и другие именитые архитекторы, но ни один из представленных проектов не был принят. После повторного конкурса был выбран проект профессора Императорской Академии художеств Андрея Михайлова, однако, его признали слишком дорогим и чрезмерно масштабным, и проект поручили переработать архитектору Осипу Бове. Бове сохранил основы композиции Михайлова, но изменил пропорции, уменьшив размер здания, и внёс коррективы в отделку.


авный фасад был акцентирован портиком, на вершине которого размещалась скульптура Аполлона. По замыслу Бове, театр должен был включиться в разработанный им план послепожарной реконструкции Москвы и стать новым композиционным центром города, для чего перед ним была запланирована большая прямоугольная площадь, сначала называвшаяся Петровской, но в 1820-х переименованная в Театральную.

 

Императорский Большой театр открылся 18 января 1825 года представлением "Торжество муз", сюжет которого в аллегорической форме передаёт историю театра и повествует, как Гений России объединился с музами и создал из руин сгоревшего театра новый.

 

К сожалению, в 1853 году театр опять сгорел. Пожар длился несколько дней и уничтожил всё, кроме внешних стен и портика. В объявленном конкурсе на восстановление здания победил главный архитектор Императорских театров Альберт Кавос. Новое здание театра в основном сохраняло объём и планировку старого, но его высота была увеличена, а архитектурное оформление полностью переработано. Вместо скульптуры Аполлона портик увенчала бронзовая квадрига работы Петра Клодта, а на фронтоне разместили барельефного двуглавого орла — герб Российской империи. Обновлённый театр открылся 20 августа 1856 года.


 

После Революции 1917 года Большой театр стал называться академическим. Изначально ему грозило закрытие, но в конечном итоге театр был сохранён, а обветшавшее здание укреплено; имперскую символику на фасаде заменили советской. В 1976-1991 годах он носил название Государственный дважды ордена Ленина академический Большой театр СССР.

 

В 2005 году театр был закрыт на реконструкцию, которая должна была завершиться в 2008 году, но продолжалась до 2011. Реконструкция здания была неоднозначно принята общественностью: в конечном итоге от него остались всего 3 несущих стены (главный и боковые фасады), всё остальное было полностью перестроено. Тем не менее, в ходе реконструкции главный фасад Большого театра был качественно отреставрирован, а советский герб был заменён историческим двуглавым орлом.

 

На сегодняшний день театр носит название Государственный академический Большой театр России (ГАБТ), но гораздо чаще его называют просто Большим театром.

 

 

Половые органы Аполлона


После реконструкции Большого театра 2005-2011 годов горожан взволновал вопрос наличия мужских половых органов у скульптуры Аполлона в квадриге работы Петра Клодта на вершине портика.

 

Дело в том, что москвичи привыкли видеть Аполлона обнажённым, и именно таким он изображён на 100-рублёвой купюре, но после реставрации скульптуры промежность мужчины вдруг оказалась закрыта фиговым листком.


 

По мнению работавших над Аполлоном реставраторов, фиговый листок был там и раньше, но отвалился в советские годы, поэтому Аполлон долгое время стоял без него, и горожане просто привыкли видеть его именно таким — тем более, что помимо листка был утрачен ещё и венок в правой руке покровителя искусств; таким образом, прикрытие полового органа листком было необходимо для восстановления исторического облика скульптуры. Однако, многие горожане убеждены, что такого быть не может, ведь даже если листок и отвалился в советские годы, не вполне понятно, откуда на его месте появился анатомически точный половой член, ведь Клодт едва ли задумывал листок съёмным, и в таком случае он едва ли был бы так аккуратно отлит.

 

Спустя несколько лет разговоры о члене Аполлона стихли, но в целом горожане по-прежнему не пришли к единому мнению по этому вопросу.

 


 

В наши дни, как и планировал Осип Бове, здание Большого театра стало одним из композиционных центров города и даже его символом. Театральная площадь превратилась в точку притяжения для горожан и туристов, и даже если кто-то из гостей столицы совершенно не интересуется театральными представлениями, он всё равно приходит сюда, чтобы своими глазами увидеть архитектурные достоинства Большого театра.

 

Можно сказать, что здание стало одной из культовых достопримечательностей Москвы на одном уровне с Кремлём, Красной площадью и другими историческими местами и постройками, которые входят в число "обязательных" к посещению туристами.


 

Большой театр находится по адресу Театральная площадь, 1. Добраться до него можно пешком от станции метро "Театральная" Замоскворецкой линии.

Источник: mosprogulka.ru

Екатерина II 28 марта (17-го по ст. стилю) 1776 года подписала прокурору князю Петру Урусову «привилегию» на содержание спектаклей, маскарадов, балов и прочих увеселений сроком на десять лет. Эта дата считается днем основания московского Большого театра, которому в 2016 году исполнилось 240 лет. Однако здание Большого, которое уже в течение многих лет воспринимается как одна из главных достопримечательностей Москвы, появилось лишь много лет спустя.

История создания. На первом этапе существования театра состав трупп был разношёрстным: от приглашённых зарубежных звёзд до крепостных артистов. Содержание увеселительного заведения было делом финансово обременительным, и к 1804 году оно переходит в ведение Опекунского совета. Но уже через год случается первый пожар, уничтоживший старое здание театра.

Иначе, как «Большим» здание театра, возведенное в XIX веке, назвать было невозможно. Построенный на месте сгоревшего в 1805 году театра Большой Петровский театр, который был назван так по месту расположения на улице Петровка, открылся 18 января 1825 года.


Его строил Осип Бове по приказу тогдашнего московского губернатора князя Дмитрия Голицына. Он улучшил дорогостоящий проект профессора Академии художеств Андрея Михайлова и воздвиг здание колоссального размера.

Фасад был украшен портиком из восьми белокаменных колонн с конной тройкой Аполлона на фронтоне.

На протяжении 30 лет Большой Петровский театр был самым величественным театром России, превосходя даже петербургский Большой (Каменный) театр. Но 11 марта 1853 года в театре вспыхнул пожар, который продолжался три дня и уничтожил почти все здание.

За восстановление театра взялся известный архитектор Альберт Кавос. Работы проводились стремительно, поскольку надо было успеть к торжествам по случаю коронации императора Николая II. Кавос значительно изменил облик фасада, добавив второй фронтон, а конную тройку Аполлона заменил бронзовой квадригой работы Петра Клодта. В августе 1856 года театр снова открылся в Москве.

Роскошное внутреннее убранство зала и фойе с вензелем Николая II было подвергнуто значительным изменениям с приходом советской власти. Некоторые детали интерьера были уничтожены по идеологическим соображениям: в советское время в Большом театре проводились крупные политические мероприятия.

Реконструкция театра. Восстановить убранство XIX века удалось только после реконструкции 2005–2011 годов. Реставраторы не только постарались воссоздать исторический облик здания, но и сделать театр более удобным для зрителей. Площадь самого театра увеличилась почти в два раза: прибавилось несколько подземных этажей с репетиционными классами и Бетховенский зал.


Источник: www.culture.ru

Достопримечательности нашей страны хранят множество загадок. «Историю пишут победители», — сказал однажды один известный политик, и эта цитата актуальна и по сей день. Едва ли не раз в несколько десятков лет историю корректируют под интересы сильных мира сего – к этому уже все привыкли. Однако помимо мелких инсинуаций, вроде того, кто был прав, а кто виноват, часто можно столкнуться с откровенной ложью и сокрытием важнейших фактов. Но существуют немые свидетели того, что происходило на территории нашей страны, — это памятники архитектуры, и, только лишь внимательно присмотревшись к ним, можно найти ответы на многие вопросы. Впрочем, чаще всего наоборот: этих вопросов становится ещё больше.

Одной из таких «говорящих» достопримечательностей является Государственный академический Большой театр России. Это здание расположено на Театральной площади в самом центре Москвы и, как мы сможем заметить, таит в себе немало загадок, в которых мы и попробуем разобраться.

  • Здание Большого театра — не первая версия постройки.
  • Осип Бове — автор современной версии здания.
  • Здание Большого театра могло быть храмом Аполлона.
  • Подземные сооружения театра имеют глубину 27 метров.

Постараемся открыть тайны Большого театра, тщательно скрытые от нас официальной исторической версией.

Большой театр — один из крупнейших театров России. Строительство самого здания относят к 1856 году. Однако сама история театра на данном месте берёт своё начало с 1776 года, когда князь Урусов получил разрешение императрицы Екатерины Алексеевны воздвигнуть постройку на этом месте. Театр при загадочных обстоятельствах сгорел ещё до официального открытия. Строительство нового театра было начато под руководством Майкла Меддокса, английского предпринимателя. 

Автором здания стал архитектор Христиан Розберг, который к 1789 году закончил строительство театра. На строительство довольно внушительного трёхэтажного здания было потрачено всего пять месяцев — поразительная скорость работы, которой могли бы позавидовать многие современные строители с их новейшими технологиями. Собственно, вот изображение самого строения. 

Согласитесь, что за пять месяцев построить такое здание в XVIII веке довольно затруднительно. И это при том, что театр строится рядом с рекой Неглинка, точнее, на правом, низменном берегу, который в весеннее время превращался в грязевое месиво. Поэтому считается, что здание было поставлено на сваи из морёного дуба. Учитывая размер здания, понадобилось бы несколько тысяч свай. И проделать такую работу за пять месяцев едва ли возможно.

Саму степень сложности постройки можно видеть на чертеже продольного разреза здания из альбома Маддокса. И всё это — за пять месяцев.

Спустя 25 лет успешной работы театра здание… снова сгорело. Перед началом представления, в четыре часа вечера, гардеробмейстер Карл Фелкер забыл в гардеробе две горящие свечи, которые и стали причиной пожара. Снова какая-то тёмная история. Неужели в таком величественном здании не было освещения? Да, официальная историческая версия говорит нам о том, что всё здание освещалось свечами: они висели на стенах, под потолком и так далее. Верится в это с большим трудом, учитывая объёмы здания. На его освещение потребовались бы тысячи свечей, которые бы коптили, капали воском, их приходилось бы постоянно менять. Даже если предположить, что это возможно, представление в театре могло длиться более трёх часов; каким же образом всё это время удавалось освещать здание без замены свеч? Или они менялись прямо во время представления?

Однако вернёмся к официальной исторической версии. После пожара вопрос о восстановлении театра встал лишь после кровопролитной войны с Наполеоном. В 1816 году Комиссией о строении Москвы был объявлен конкурс на постройку нового театра. Победителем конкурса стал профессор Михайлов и его проект нового здания. Однако, видимо, посовещавшись, чиновники пришли к выводу, что проект Михайлова слишком дорогостоящий, да и по масштабу не подходит; одним словом, переделать проект поручили некоему архитектору Осипу Бове, которого и принято считать автором современного здания Большого театра. Стоит отметить, что Бове не вносил никаких существенных изменений в проект Михайлова: он лишь уменьшил его пропорционально и изменил внутреннюю отделку.

Интересна сама личность Осипа Бове, который, конечно же, был никакой не Осип, а Джузеппе; впрочем, это известный приём – давать иностранцам русские имена, чтобы, видимо, у потомков не возникало лишних вопросов о том, почему в истории нашей страны так часто мелькают имена иностранцев.

Итак, получив образование архитектора в училище при Экспедиции Кремлёвского строения, Бове поступает на службу в 1801 году. Далее была служба в Иркутском гусарском полку. В звании корнета Бове прошёл Отечественную войну 1812 года. А уже в 1813 году, после войны, он стал архитектором четвёртого участка в Комиссии о строении Москвы, а спустя год и вовсе был назначен главным архитектором «фасадической части», то есть отвечал за «лицо» Москвы и, согласно официальной исторической версии, преуспел на этом поприще.

И здесь снова можно видеть загадочное несоответствие. Обратите внимание на даты: несмотря на все свои успехи, начиная с 1813 года, само звание архитектора Бове получает только в 1816 году, а фактически отстраивал Москву в 1814 году он в звании не пойми кого. Дальше — больше: вскоре Бове подал прошение в Императорскую Академию художеств о присвоении ему звания академика архитектуры, но прошение было отклонено, так как он не смог выполнить задание академии — создать проект театра. Интересно: значит, согласно официальной исторической версии, Бове едва ли не реанимировал Москву после пожара 1812 года, реконструировал Красную площадь, построил Манеж, создал Театральную площадь и так далее, а проект театра создать не смог? Что это — внезапный приступ слабоумия или просто очередное несоответствие в официальной исторической версии? И самое интересное: такой гениальный архитектор не был удостоен ни одной государственной награды. Быть может, потому, что он ничего не проектировал?

Вернёмся к истории восстановления театра. Так, в 1821 году проект Бове наконец-таки был утверждён, и уже в 1825 году здание театра было открыто и в нём прошло первое представление, «Торжество муз». Театр простоял несколько лет, успешно исполняя свои функции, и лишь в 1843 году была проведена серьёзная реконструкция здания по проекту архитектора Никитина. А уже в 1853 году здание Большого театра снова постигла судьба его предшественников: пожар пылал несколько дней, оставив после себя лишь скелет из каменных стен и колоннады.

Интересно, что в официальных исторических источниках нет ни единого упоминания о человеческих жертвах во время всех вышеописанных пожаров. И это также весьма странно: обширный пожар в месте большого скопления людей, который полностью уничтожает здание, почему-то происходит без человеческих жертв.

Снова был объявлен конкурс на восстановление здания, в котором победил проект Кавоса. В целом он сохранил задумку Бове, но увеличил высоту строения и изменил его ,пропорции. Это чертёж проекта Кавоса.

Восстановительные работы продолжались три года, и торжественное открытие обновлённого здания произошло в 1856 году: в театре прошла опера Беллини «Пуритане».

И тут ещё один интересный факт: при пожаре алебастровая скульптура Аполлона над главным входом была уничтожена, и её заменили бронзовой квадригой авторства Петра Клодта. Интересно, для чего над главным входом в театр была в своё время установлена скульптура Аполлона? А самое главное: здание театра очень напоминает по своим очертаниям храм Аполлона.

Интересно, что думала об этом тогдашняя православная церковь, которая, согласно официальной исторической версии, была широко популярна в народе и вообще имела большую власть и влияние на все процессы в обществе? И как же получилось, что в центре Москвы вдруг возник храм Аполлона? Или, может, внешнее сходство здания театра с храмом Аполлона и наличие его статуи над входом — это просто совпадение? А может быть, в этот исторический период православие не было уж столь популярным и влиятельным? Что там говорят о дате крещения Руси? 988 год? А почему же в XVIII–XIX веках в центре Москвы строят храм Аполлона? Кстати, Санкт-Петербургский Большой театр украшен скульптурой Минервы. Тоже, наверное, совпадение. Очередное. Через десять лет здание Большого театра также подверглось некоторым восстановительным работам: была проведена реконструкция тыльной стороны театра, а ещё спустя несколько лет реконструировали фундамент, но в целом здание сохранило свою форму.

Подземные сооружения театра уходят в глубину на 27 метров. Это примерно уровень Московского метрополитена. И самое интересное, что на чертежах проекта Бове, как и на чертежах предыдущих версий построек театра, нет никаких подземных сооружений. Вот, к примеру, чертёж главного фасада Большого театра по проекту Бове.

Вот чертёж бокового фасада проекта Бове: также никакого намёка на подземные сооружения.

Может быть, подземные сооружения будут видны на продольном или поперечном разрезе здания? Увы, ничего подобного там нет. Вот чертёж поперечного разреза здания по проекту Бове.

А это продольный разрез здания.

Таким образом, на чертежах Бове нет и намёка на подземные сооружения. А ведь, согласно исторической версии, после последнего пожара здание Большого театра, построенное по проекту Бове, было восстановлено архитектором Кавосом с сохранением его объёма и планировки. Он лишь немного изменил высоту здания и архитектурный декор. Так откуда же тогда взялись подземные сооружения, если ни на одном из чертежей проектов здания их нет? Этот вопрос пока что остаётся без ответа, но совершенно очевидно, что подземные сооружения глубиной 27 метров никак нельзя списать на какие-нибудь «подвальные» или «подсобные» помещения. Такая объёмная работа могла быть проведена только с какой-то конкретной и, видимо, очень значимой целью. Так что же из себя представляют подземные сооружения Большого театра? Быть может, они были созданы в качестве укрытия? Или, может, подземные ходы ведут к открытию очередной тайны Москвы, тщательно скрываемой историками? Вопросов много, ответов пока нет.

Таким образом, Большой театр скрывает в себе множество тайн. Сама история его создания, регулярные загадочные пожары, нестыковки в исторических версиях, загадочные малоизвестные архитекторы и многое другое — всё это свидетельствует о том, что в официальной истории очень много белых пятен.

Источник: www.oum.ru


Categories: Театр

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.