За годы существования театра «Современник» через него прошло десятки актеров. Некоторые из них умерли. В 2012 году ушел из жизни Игорь Кваша, в прошлом году не стало Нины Дорошиной, Юрия Рашкина, Анатолия Узденского. Это далеко не весь список.

Знаменитый драматический театр «Современник», основанный в 1956 году группой молодых выпускников школы МХАТ, находится на Чистопрудном бульваре города Москвы. Лидером и первым художественным руководителем учреждения был Олег Николаевич Ефремов.

Театр имеет огромное значение в культурном развитии СССР и России, в его репертуаре представлены спектакли на основе работ только современных авторов. За путь, длиной более 60-ти лет «Современник» выпустил несколько поколений замечательных актеров, многие из которых, к сожалению, уже ушли из жизни.

Вниманию читателя предлагаются истории самых знаменитых и талантливых актеров театра, не доживших до наших дней.

Людмила Иванова


Рисунок 1. Людмила Ивановна всегда была жизнерадостным человеком.

Заслуженная артистка РСФСР, актриса театра и кино Людмила Ивановна Иванова, родившаяся в 1933-м, с 24-летнего возраста посвятила себя театру «Современник». Женщина покорила публику своей игрой, искусно перевоплощаясь в самые разные и интересные образы. За все время работы на сцене она сыграла более 40 разноплановых ролей, в том числе в таких легендарных спектаклях, как «Вечно живые», «Голый король», «Обыкновенная история».

Помимо работы в театре Людмила Ивановна снималась в кино и телесериалах, была автором многих бардовских песен, занималась преподавательской деятельностью. Артистка внесла неоценимый вклад в историю отечественного театра и продемонстрировала потрясающую преданность профессии.

Она умерла в 2016-м году по причине почечной недостаточности, церемония прощания была проведена в родном для нее театре «Современник».

Игорь Кваша

Рисунок 2. Игорь Кваша в молодости.

Одним из основателей театра являлся Игорь Владимирович Кваша́ — Народный артист РСФСР, советский и российский актёр и режиссёр театра и кино, телеведущий.


Игорь Владимирович родился в 1933 году, в 51-м молодой человек поступил в школу МХАТ, после ее окончания в 55-м на протяжении двух лет играл на сцене МХАТа им. М. Горького. В 57-м Кваша вместе с Галиной Волчек и Олегом Ефремовым стали основателями театра «Современник». Своей великолепной игрой и чувством каждого образа он быстро покорил публику.

За долгие годы актер сыграл в огромном количестве спектаклей и был ведущим актером театра. Самые интересные его роли:

  • Гаев в «Вишневом саде» А.П.Чехова;
  • Фальстаф в «Виндзорских насмешницах» Уильяма Шекспира;
  • Пьетро в «Титуле» Александра Галина;
  • Саймон в «Трудных людях» Йосефа Бар-Йосефа;
  • Степан Верховенский в «Бесах» Ф.М. Достоевского.

Необычную фамилию актера знал почти каждый житель страны. Также мужчина исполнил множество ролей в кино, вел популярную передачу «Жди меня».

Скончался Игорь Владимирович на 80-м году жизни 30 августа 2012 года по причине серьезной болезни бронхов. Прощание с артистом состоялось на главной сцене театра «Современник».

Лилия Толмачева

Рисунок 3. Фото Лилии Толмачевой в молодости.

Еще одним из основателей «Современника» являлась известная артистка театра и кино Лилия Михайловна Толмачёва.


После окончания школы девушка поступила в школу МХАТ, обучение в котором успешно завершила 50-м. С 52-го начинающая артистка служила в Саратовском ТЮЗ, а с 1955 по 56-й в Театре им. Моссовета.

С 56-го Толмачёва стала актрисой театра «Современник». С первых лет существования театра она была одной из ведущих его актрис, и играла в спектаклях по пьесам Розова «В поисках радости» и «Традиционный сбор», «Пяти вечерах» и «Старшей сестре» А. Володина. Самые известные ее роли — Елизавета Александровна в «Обыкновенной истории» И. Гончарова и Милда в «Крутом маршруте» Е. Гинзбург.

Женщина занималась также постановкой спектаклей, режиссерской деятельностью, играла в кино. Лилия Толмачёва умерла в 2013 году после продолжительной болезни.

Виктор Сергачев

Рисунок 4.Виктор Сергеев в последний год жизни.

Виктор Николаевич Сергачёв родился в 1934 году, после окончания школы он решил связать свою жизнь с театром и поступил в МХАТ, который закончил в 56-м. Проработал один год в труппе Центрального театра Советской армии, после чего стал одним из основателей театра «Современник».

Виктор Николаевич играл в репертуаре «Современника» таких спектаклях как: «Традиционный сбор» В. С. Розова, «На дне» М. Горького, «Оглянись во гневе» Д. Осборна. Мастерски вживаясь в роль, артист завораживал публику каждым выходом на сцену.

Талантливый актер много снимался в кино, работал в качестве режиссера. Виктор Сергачев умер в 2013 году от разрыва аорты.

Владимир Земляникин


Рисунок 5. Земляникин в молодости.

Один из популярнейших отечественных актеров — Владимир Михайлович Земляникин родился в 1933-м. После Великой отечественной войны юноша занимался в городском Поступил в Щукинское училище, работал актёр Театра-студии киноактёра в Москве.

В конце 1950-х годов талантливый актер был одним из самых известных в СССР. Успех пришёл с ролью Сережи Давыдова в фильме «Дом, в котором я живу». В самый пик популярности в 59-м он пришел в «Современник». Работал, много снимался в кино, был занят в репертуаре и не собирался уходить в другие театры.

Владимир Земляникин скончался в 2016 по причине онкологической болезни.

Александр Вокач

Рисунок 6. Александр Вокач в фильме «Звездочет».


Народный артист РСФСР, актер театра и кино Александр Андреевич Вокач родился в марте 1926-го. В 1951-м молодой человек окончил ГИТИС и стал актёром Курганского областного театра. В период с 1968 по 71-й работал режиссёром Калининского драматического театра.

С 1971-го мужчина стал актёром театра «Современник», где покорил публику великолепной игрой и исполнил свои самые яркие роли: Николая Чернова в спектакле «Вечно живые», Коровина в пьесе «С любимыми не расставайтесь», помещика Бориса Пищика в постановке «Вишневого сада».

Вокач исполнил ролей в кино, в «Современнике» играл до последних дней. Умер актер в 89-м по причине болезни сердца.

Николай Пастухов

Рисунок 7. Пастухов в образе советского солдата.

Народный артист РСФСР, актер театра и кино Николай Исакович Пастухов родился в мае 1923-го, и очень рано увлекся театром – играл небольшие роли в школьном драмкружке. В возрасте 16 лет он поступил в театральную студию Бауманского дворца пионеров, а в 41-м начал обучение в Театральное училище им. Щепкина.

После окончания учебы молодой артист выступал на сцене Центрального театра Красной Армии, затем в Тамбовском драмтеатре. Стремление к главным ролям послужило переходу актера в 57-м в театр «Современник», но уже через год он вернулся родной Театр Советской Армии.

Мужчина регулярно снимался в кино, самые известные картины в его биографии: «От зари до зари» (Фёдор Васильевич Рожнов), «Свой среди чужих, чужой среди своих» (чекист Степан Липягин), «В день праздника» (Пантелеймон Дмитриевич Гринин).

Известный русский актер скончался в мае 2014-го в возрасте 91 года.


Анатолий Узденский

Рисунок 8. Узденский на сцене.

Народный артист РФ, актер театра и кино Анатолий Ефимович Узденский родился в 1952 году. После окончания школы юноша определился с будущей профессией и поступил в Новосибирское театральное училище.

С 82-го по 2004-й мужчина работал в Новосибирском драмтеатре «Старый дом», в 2005-м талантливый актер вступил в труппу театра «Современник». В репертуаре артиста такие роли как Пейдж в “Виндзорских насмешницах” Шекспира, Беккер в “Трех товарищах” Эриха Марии Ремарка, Василий Ефимович Чечков в “Джентльмене” А.И. Сумбатова-Южина.

Узденский исполнил огромное количество в отечественных фильмах и телесериалах, перевоплощаясь в абсолютно разные образы.

Артист скончался 12 августа 2018 по причине заболевания с сердечно-сосудистой системы.

Нина Дорошина


Рисунок 9. Нина Михайловна в фильме «Любовь и голуби».

Нина Михайловна Дорошина — известная актриса, сыгравшая более 20 киноролей. Зрителям она запомнилась по комедии «Любовь и голуби», где предстала в роли Нины.

Талантливая актриса родилась в 1934-м, с ранних лет девочка увлеклась сценой и стала заниматься в театральном кружке. После окончания Щукинского училища, в 1959 году Дорошина вступила в труппу театра «Современник», которому посвятила всю жизнь. Она была одной из ведущих актрис, настоящим символом театра. На ее счету десятки ролей, самые узнаваемые из которых:

  • Жюли в спектакле «Четыре строчки для дебютантки»;
  • Инна в «Мурлин Мурло»;
  • Она в «Заяц love story».

Женщина активно снималась в кино, играя второстепенные роли, занималась преподавательской деятельностью.

В 2018 году 21 апреля Нина Дорошина скончалась от тяжелого заболевания сердца. Прощание с умершей артисткой состоялось в театре «Современник».

Источник: aeternamemoria.ru

15 апреля 1956 года группа выпускников Школы-студии МХАТ показывает свою самостоятельную работу — спектакль "Вечно живые" по пьесе Виктора Розова в постановке Олега Ефремова.
показали на крошечных учебных подмостках ночью, начало в 24 часа. Эта ночь положила начало знаменитому "Современнику".
В 1957 году "Студия молодых актеров" ставит спектакль "В поисках радости" по пьесе Виктора Розова в постановке Олега Ефремова и Виктора Сергачева.
В 1958 году официально объявлено о создании Театра-студии "Современник", Главным режиссером назначен Олег Ефремов.
В послевоенной истории страны, в годы разоблачения культа личности он стал первым театром, рожденным свободным творческим объединением группы единомышленников и сумевшим отстоять себя как целостный художественный коллектив. Основатели театра "Современник" — Олег Ефремов, Галина Волчек, Игорь Кваша, Лилия Толмачева, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков, были недавними выпускниками Школы-студии Московского Художественного театра.
Изменения в политической жизни России, пришедшиеся на 1970 годы, значительно затруднили работу "Современника". Театр все чаще стал подвергаться цензурным ограничениям. Кроме того, "Современник" лишился одного из своих основателей и идейных вдохновителей — Олега Ефремова, который был приглашен возглавить московский МХАТ. Вместе с ним из труппы ушли другие выдающиеся актеры. "Современник" оказался на грани закрытия.
r /> В 1972 году руководство театром "Современник" приняла на себя Галина Волчек. За короткое время ей удалось вернуть театру его былую популярность и привлечь к работе в "Современнике" талантливых актеров и авторов, среди которых был Чингиз Айтматов. Спектакль "Восхождение на Фудзияму", поставленный Галиной Волчек в 1973 году, показал, что театр не только не распадется, но и впредь будет радовать зрителей, оставаясь верным своим художественным принципам.
За годы работы "Современник" добился не только общероссийского, но и международного признания. С небывалым успехом прошли гастроли театра в Нью-Йорке, где труппа представила спектакли "Три сестры" и "Вишневый сад" по произведениям Антона Чехова и "Крутой маршрут" Евгении Гинзбург. "Современник" стал единственным зарубежным театром, удостоенным общенациональной премией США в области драматического искусства "Drama Desk Award".

По материалам издания "Газета",сайта rosculture.ru

Источник: www.kino-teatr.ru

Очередная встреча с наследием «Современника» в рубрике #современниквсреду. Сегодня смотрим легендарный спектакль Галины Волчек «На дне», премьера которого состоялась в 1968 году.

В ролях: Евгений Евстигнеев, Игорь Кваша,Expand text… Андрей Мягков, Валентин Никулин, Лилия Толмачева, Валерий Хлевинский, Алла Покровская, Нина Дорошина, Пётр Щербаков, Виктор Сергачев, Олег Табаков, Владимир Земляникин, Рогволд Суховерко, Елена Миллиоти, Людмила Иванова, Авангард Леонтьев, Григорий Острин.


Спектакль «Современника» «На дне» называют самой значительной постановкой этой горьковской пьесы на советском пространстве. Успех его был грандиозным. По мнению театроведов, в этом блестящем актерском ансамбле, возможно, каждый из главных исполнителей сыграл свою лучшую роль в жизни.
Галина Волчек: «Идея поставить «На дне» пришла неожиданно, при достаточно сложных драматичных для меня обстоятельствах. Но именно они дали импульс иными глазами перечитать пьесу. И я буквально заболела – насколько точно каждое слово попадало в настроение, ощущение времени, его болезней и его вопросов. Практически сразу сложилось распределение ролей: Сатин – Евстигнеев, Лука — Кваша, Пепел — Даль, Настенка – Лаврова, Толмачева, Наташа — Покровская, Василиса — Дорошина… На встречу с художником Петром Кирилловым я пришла с точным знанием того, что хочу видеть на сцене: абсолютно черное пространство, неуютное, заполненное деревянными нарами, длинная изломанная лестница, уходящая наверх – там узкая дверь, когда ее открывают, то вниз, в этот бункер, пробивается луч тусклого дневного света. Пространство должно было быть населено множеством людей – каждый со своим образом. Нужна была среда, которая бы в спектакле создавала ощущение непрерывного движения, жизни, провоцировала конфликты, задавала ритм действия.
Мне лично никогда не было интересно биться головой о стену, доказывая, что власть несостоятельна. Открытая, кричащая, конфликтная позиция – мы боремся против чего-то или кого-то – казалась общим местом и не давала мне лично творческих импульсов. Конечно, не потому, что мне хотелось отгородиться оттого, что происходящего вокруг, и забыть, в какой стране мы живем. Но важнее всегда было другое — разобраться в проблеме, найти свою вину, нашу общую вину, проанализировать ее, понять, почему мы сами все это допустили, где истоки наших ошибок. Одни из самых страшных кадров, виденных мною в жизни, — кадры кинохроники, где взрывают Храм Христа Спасителя. Пыль поднимается в воздух, валятся вниз, раскалываясь на куски, купола и плывут восторженно-загипнотизированные лица толпы-массовки. Мне всегда хотелось досконально подробно разглядеть каждое это лицо.
Понять нашу «вину», осознать, что происходит с нами, что каждый сделал для того, чтобы мы жили так, а не иначе – стало задачей спектакля. У Сатина есть реплика: «вы все скоты, дубьё», и я помню, как добивалась от Евстигнеева, чтоб это «вы» звучало как «мы» — от этого он мучается, от этого знания, что ничего и никого изменить не может, даже себя.
Также как для меня было очевидно, что неверна ни одна из однозначных трактовок Луки – его нельзя ни очернять Луку, ни играть его как «луч света в темном царстве». Мы добивались с Игорем Квашой, чтобы он был человеком, на самом деле знающим истину. Но этим людям он сказать ее не может, понимая, что эту правду – жестокую и страшную — здесь не готовы услышать. Открыть ее – лишить последней надежды. Он мучился, но лгал им, не в силах оставить без надежды.
Мы искали верную интонацию монолога Сатина. «Человек – вот правда. Что такое человек? Это не ты, не я, не они… нет! — это ты, я, они… в одном! Всё в человеке, всё для человека – остальное дело его рук и его мозга. Человек – это великолепно. Это звучит гордо…» Этот монолог в советском театре произносили только патетически. У нас же он звучал под хохот ночлежников – такой, что сотрясались стены подземелья. Мы сознательно, жестко снижали пафос, добиваясь трагического сарказма.
Мы собрали спектакль, закончился сезон, все уехали в отпуск. И вдруг, неожиданно – август 1968 года — советские танки входят в Чехословакию. Это событие, думаю, очень сильно повлияло на все наше поколение. По западным радиостанциям звучали сдавленные голоса людей, среди которых были и те, кого мы лично хорошо знали, — наши коллеги, актеры знаменитого режиссера Отомара Крейчи. Ужасно и невыносимо было слышать это отчаяние и понимать, что не можешь помочь. Для меня было очевидно — уже готовый четвертый акт нельзя не переделать. Ситуация не позволяла смеяться над тем, что человек звучит гордо. Сейчас над этим можно только плакать, кричать. До монолога о человеке и после него Сатин вместе с компанией выпивали. И когда Барон — Мягков начинал иронизировать над исчезновением Луки («от полиции убежал»), Сатин задумывался и неожиданно произносил: «Старик не шарлатан. Что такое — правда? Человек – вот правда… Выпьем.. за человека!». И они выпивали. Еще и еще. И вот мысли очищались от «шелухи», он чувствовал себя свободным – именно в эту минуту неожиданно для всех и самого себя Сатин формулировал то, что уничтожал в своем сознании: «Человек – это великолепно…». Не о себе или тех, кто рядом, он говорил это. Его восхищала сама идея человека – удивительного, прекрасного создания. Но люди – никто из них – никогда не стали и не станут такими. Никогда!!! Евстигнеев потрясающе играл эту сцену – каждое слово давалось Сатину с трудом, он рождал мысль о Человеке – со слезами, через невыносимую боль.
Мы ставили спектакль о трагической безысходности и беспомощности нашего существования, о невозможности сопротивления, противостояния. Человек был абсолютно одинок и выброшен на обочину. Его жизнь ничего не стоит, его голос не был слышен, его воля парализована. И только напившись, в подполье – на дне, можно закричать о ценности человеческой жизни.
На выпуске «На дне» до меня дошли слухи, что в ЦК готовятся какие-то запреты. Уверена, это были не только слухи. Горький ведь стал определенной разменной монетой для власти, ее знаменем. Неукоснительность трактовки, кратко изложенной в школьном учебнике и подробно в многочисленных пропартийных трудах, не подвергалась обсуждению. К тому же был принятый на официальном уровне эталон – спектакль МХАТа. Чтобы как-то обезопасить приемку спектакля, я придумала хитрый по тем временам ход – пригласить на репетицию известного тогда официального горьковеда Бориса Бялика, вроде как обратиться за советом то или не то мы делаем. Мы показали ему почти весь спектакль — кроме четвертого действия, сказав, что финал еще не доделан, ищем, «посмотрите на премьере». Бялик был доволен, сказал нам какие-то хорошие слова, видимо, написал отчет о том, что все правильно и «по Горькому». Таким образом, мы отвели от себя удар. Спектакль вышел».

Телевизионную версию спектакля снял режиссер Леонид Пчелкин в 1972 году.

Источник: vk.com


Categories: Театр

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.