В Эфиопии имеется множество разных достопримечательностей, способных удовлетворить запросы самых искушённых путешественников: это и древние города, и уникальные храмы, и природные объекты, аналогов которых нет в мире.

Скальные церкви Лалибелы

Комплекс скальных храмов Лалибелы, бывшей столицы страны, расположенной на севере Эфиопии в регионе Ахмара, путешественники часто сравнивают с иорданской Петрой, затрудняясь определить, что же из них интереснее.

Всего в Лалибеле насчитывается 13 храмов, объединённых в четыре группы: восточную, западную, северную и южную. Первая из них представлена святынями Бет Габриэль-Руфаэль, Бет Абба Либанос, Бет Мекориос и Бет Амануэль. В западной группе, самой изящной и хорошо сохранившейся, можно увидеть церковь Бет Гиоргис в форме креста размерами 12×12×12 метров.
 севере расположен храм Бет Мехдане Алем (здесь хранится 800-летний крест из чистого золота весом 7 кг, принадлежавший самому Лалибеле), соседствующий с Бете-Голгофа, Бете-Марьям, а также с могилой Адама и часовней Селассие. Южная часть представлена церквями Йимрехане Кристос со зданием монастыря Ашетан Марьям.

Скальные церкви Лалибелы — объект паломничества христиан со всего мира, а также любителей древней истории и архитектуры.

Аксумский обелиск

На севере страны в Аксуме располагается большой гранитный обелиск — древнеэфиопский памятник архитектуры. Обелиск высотой 24 м был создан в эпоху Аксумского царства (IV в.), его вес достигает 160 тонн. Вся поверхность памятника покрыта узорами, среди которых изображения дверей и окон. Вершина обелиска закруглена и накрыта металлическими фрагментами.

В 1937 г. итальянцы вывезли Аксумский обелиск к себе в страну, его установили в Риме. ООН ещё в 1947 г. предписала вернуть этот памятник Эфиопии, однако итальянцы возвратили его только в 2005 г. Для перевозки использовали самолёт Ан-124, чтобы его принять, в аэропорту Аксума пришлось реконструировать взлётную полосу. Транспортировка осуществлялась в три этапа — за раз перевозили треть памятника.


В 2008 г. обелиск установили в Аксуме рядом со стелой царя Эзаны.

Крепость Фасил-Гебби

Крепость Фасил-Гебби расположена в районе города Гондэр в регионе Амхара.

Она являлась бывшей резиденцией императора Эфиопии Фасилидаса и его преемников.

В комплекс, площадь которого составляет около 70 000 кв.м, входят храмы, дворцы, замки, купальни XVI — XVIII вв., их окружает почти километровая крепостная стена. Строения выполнены в самых разных архитектурных стилях — индийском, арабском, нубийском, барокко.

С 1979 г. крепость Фассил-Гебби включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. После реставрации, длившейся 11 лет, в 2005 г. объект открылся для туристов.

Харэр-Джуголь

Город Харэр находится на востоке Эфиопии на плато, рассечённом глубокими ущельями, в окружении пустынь и саванн. Его укреплённая историческая часть называется Джуголь и является мусульманской святыней. Это место считается четвертым по религиозному значению городом ислама, имея 82 мечети, три из которых были основаны ещё в Х в., и 102 места поклонения. Харэр-Джуголь застроен своеобразными домами, в том числе в индийском, африканском и исламском стиле.


Укреплённый исторический город Харэр-Джуголь входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО с 2006 г.

Впадина Данакиль

В северной части Афарской котловины на границе Эфиопии и Эритреи находится впадина Данакиль — одно из самых необычных мест в мире.

Впадина Данакиль (она же Данакильская или Афарская котловина) — самое жаркое место на Земле, если учитывать температуру не «рекордную высокую», а «среднюю высокую» в течение всего года. Так, здесь зимой температура воздуха может достигать +37°С, а летом — выше +40°С, тогда как в целом на протяжении всего года столбики термометров не опускаются ниже +34°С. При этом максимальная температура в Данакильской впадине достигает +63°С. И дождей здесь практически не бывает.

Впадина Данакиль считается родиной человечества: американский палеоантрополог Джохансон в 1974 г. именно здесь обнаружил останки Люси — австралопитека афарского возрастом 3,2 млн лет.

Данакиль также является одним из самых низких мест на планете: местность располагается на отметке 125 м ниже уровня моря, в списке самых низких мест Африки уступая только озеру Ассаль (−153 м) и впадине Каттара (−133 м).

Географически Данакильская котловина является частью так называемого Афарского треугольника — пустыни, занимающей часть Африканского рога на его пересечении с Восточно-Африканской рифтовой долиной, который охватывает части Эфиопии, Эритреи, Джибути и Сомали вплоть до Красного моря.


 этой территории находятся самые известные природные объекты Эфиопии: вулкан Даллол с инопланетными пейзажами, вулканы Эртальского хребта, включая Эрта-Але с постоянно активным лавовым озером, несколько соляных озёр, где и в наши дни ведётся добыча соли теми же методами, что и столетия назад.

Несмотря на удалённость от цивилизации и отсутствие дорог, впадина Данакиль является популярной туристической достопримечательностью. Однако самостоятельное посещение местности запрещено — возможны только организованные экскурсии с группами. Туры организуют местные турагентства (ETT Travel, Ethiodanakil Tours, Awaze Tours и т. д.). Чаще всего стандартный тур длительностью 2–4 дня включает поездку на внедорожниках с выездом из Микеле, трёхразовое питание, питьевую воду, сопровождение гидов. Как правило, стоимость такой поездки — 400–600 долларов с человека. Если турист планирует выезд на экскурсию из столицы Аддис-Абебы, к стоимости тура прибавляется цена перелёта Ethiopian Airlines в Микеле — это примерно 150–200 долларов.


Вулкан Даллол

Гвоздём программы любого путешествия в Данакиль считается посещение вулкана Даллол, окрестности которого напоминают неземные пейзажи.

Вулкан действующий, он имеет небольшую высоту — менее 100 м от подножия до кратера, диаметр кратера составляет 1 450 м. Вулкан располагается на отметке 48 м ниже уровня моря.

Достопримечательностью считается именно кратер, поскольку его ландшафт в зависимости от ракурса похож на поверхность Марса, Луны или спутника Юпитера Ио. Кратер сложен из твёрдой породы с образованиями различных форм из солей, серы и андезита с озерцами диаметром до нескольких метров с характерной желтоватой окраской воды. Здесь на поверхность выходят горячие серные источники и в воздухе ощутим запах тухлых яиц. В основном этот пейзаж сформировался в ходе последнего извержения Даллола в 1926 г.

Вулкан Эрта-Але

Эрта-Але (Эртале) — самый беспокойный вулкан Эфиопии, его название переводится как «дымящаяся гора». Он располагается в самом сердце Афарского треугольника — зоны сильнейшей вулканической активности, где по-прежнему, как и миллиарды лет назад, продолжается формирование поверхности Земли. Непрерывная активность вулкана продолжается с 1967 г.

Активный щитовой вулкан является одним из пяти вулканов на планете, обладающих постоянным лавовым озером.
бственно, именно ради этого озера к вулкану и едут туристы. Добраться к нему можно, поднявшись на вершину вулкана только пешком по каменистой тропе. Время в пути от базового лагеря составит не менее 2,5 часов. После извержения Эрта-Але в 2010 г. уровень лавы существенно упал, и озеро несколько утратило зрелищность: за потоками лавы теперь можно наблюдать только издалека. К тому же, в ветреные дни из-за дыма из кратера увидеть озеро весьма проблематично.

Эрта-Але — постоянно растущий вулкан: с каждым извержением и выбросом лавы гора все выше поднимается над землёй. Сейчас его высота составляет 613 метров.

Соляные озёра котловины Данакиль

Данакильская впадина известна своими соляными озёрами, где туристы могут наблюдать процесс добычи соли старинными методами.

Озеро Карум находится на высоте 116 м ниже уровня моря, его площадь — 50 кв. км, является одним из трёх крупных соляных озёр Данакиля и местом промышленной добычи.

Вдоль берега озеро покрыто толстой соляной коркой, по которой можно проехать на автомобиле, что и делают туристы, прибывающие сюда понаблюдать за процессом соледобычи. Работники выламывают из этой соляной корки глыбы, которые сразу же отшлифовывают в плиты размером примерно 1.5×1.5 метра. Процесс продолжается весь световой день, а к вечеру готовые плиты погружают на верблюдов и отправляют в сторону Берхале, где соль перекладывают в грузовики и развозят по всей стране. Неподалёку от Берхале находится деревушка Хамед Эла с кэмп-лагерем, в котором останавливаются туристы, отправляющиеся в Данакиль.


Озеро Бакили, также соляное, расположено неподалеку от Карума, его площадь составляет 40 кв. км.

Соляное озеро Афдера (Афрера или озеро Джульетти) раскинулось рядом с одноимённым вулканом, его площадь — около 100 кв. км. Озеро находится на отметке 102 м ниже уровня моря и имеет глубину 160 м. Здесь также добывают соль в промышленных масштабах, хотя и другим способом — её выпаривают из солёной воды.

Озеро с гейзерами, известное также как пруд Гаэт-але (Gaet’ale Pond), — маленькое, но живописное. Оно находится в 4 км южнее вулкана Даллол и образовано горячим источником. Это озеро — второе по солёности воды (43%) в мире. Оно появилось относительно недавно — после землетрясения в 2005 г. Температура воды в озере +50…+55 °C, вода «бурлит» у поверхности из-за выделяющихся газов. Туристы едут сюда, чтобы увидеть гейзер с жёлтой водой.


Пещера Соф-Омар

Пещера Соф Омар, расположенная к югу от Харэра, включена во Всемирный список природных объектов, особо привлекательных для туристов. Пещера длиной более 15 км считается самой длинной в Эфиопии. Она входит в состав национального парка Бале, хотя формально и не относится к его территории.

Пещера с многокилометровыми ходами образовалась благодаря реке Веб, прокладывающей себе путь сквозь гору на протяжении тысячелетий. Река Вэб образует глубокий, живописный каньон, втекая в пещеру в месте под названием Ayiew Maco (1 345 м) и вытекая в 1 200 метрах далее в месте Holuca (1 330 м). Внутри пещеры можно увидеть колонны, образовавшиеся из остатков стен промытых рекой ходов.

Долгое время пещера являлась местом паломничества для мусульман и представителей местных языческих культов. Европейские учёные начали исследовать пещеру с конца XIX в. Постепенно в ней открывались новые ходы и проводились уникальные археологические изыскания.

Сейчас пещера Соф-Омар, включённая в 2018 г. в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, открыта для посещений.

Источник: www.tourister.ru

В наше непростое время, когда новая холодная война не то что виднеется на горизонте, а развивается прямо на наших глазах, самое время вспомнить передовой исторический опыт. А отыскать этот опыт удаётся, подчас, в самых неожиданных местах.


В школьных учебниках истории говорится, что в конце XIX века европейские державы произвели раздел Африки, в короткое время захватив большую часть континента, а единственной страной, отбившейся от колонизаторов, была Эфиопия (она же Абиссиния). Этот факт упоминается кратко, и легко не заметить его истинного значения.

Во второй половине XIX века Европа совершила резкий прорыв в военных технологиях. За короткое время были изобретены нарезное оружие, бездымный порох, пароходы, пулемёт. Получив огромное преимущество перед остальными народами и цивилизациями, европейские страны и их бывшие колонии в Новом свете стремительно захватили практически все мало-мальски привлекательные территории. Количество стран, не попавших под контроль Запада, можно пересчитать по пальцам рук, что хорошо видно на карте ниже:

Причём даже эта иллюстрация чересчур оптимистична. Обе Америки претерпели европейскую колонизацию ранее – в XVI-XVIII веках, а крупнейшая переселенческая держава – США – к началу XX столетия сама встала на путь колониальной экспансии, аннексировав Гавайи, Гуам, Филиппины, Пуэрто-Рико и ряд других территорий. Такие страны, как Китай или Персия, были независимы на бумаге, но де-факто оказались поделены на сферы влияния колониальными державами. Другие – например, Непал и Неджд (ядро будущей Саудовской Аравии) – не представляли интереса для Европы.


Не так обстояли дела с Эфиопией. Она прошла через войну с европейской державой – Италией, вышла из неё победительницей и осталась (до времени) непроницаемой для внешнего влияния. Более того, в той же второй половине XIX века территория Эфиопии выросла более, чем втрое. Если вы увидите в интернете фото явных негроидов, которые носят тарелки в губах или клыки в ушах, а ниже подпись "племя, живущее в Эфиопии", помните, что в Эфиопии они живут чуть больше ста лет, а предыдущие две с лишним тысячи лет своей истории эта страна лежала существенно севернее.

История противостояния Эфиопии и европейских держав выглядит так, словно серьёзные люди собрались отужинать, накрыли стол, а молочный поросёнок вдруг сбежал прямо посреди банкета, прихватив по дороге гуся в яблоках.

Что интересно, к середине XIX века Эфиопия отнюдь не выглядела сильнейшим государством Африки. После тяжелейшего по своим последствиям нашествия мусульман под предводительством Ахмеда Граня в XVI столетии страна потеряла восточную часть Эфиопского нагорья и оказалась ввергнута в многовековой кризис. Власть императора ослабла, удельные князья вели себя как практически независимые правители, а власть от лица марионеточных монархов осуществляли правители столичного города Гондэр. С трёх сторон страна была окружена провинциями и сателлитами Османской империи: порт Массауа и Данакильский архипелаг на севере находились под непосредственным управлением Стамбула, протянувшийся вдоль западной границы Судан был частью полунезависимого Египта, а в восточной части Эфиопского нагорья лежал султанат Харэр. И, несмотря на это, именно Эфиопия смогла отстоять независимость, тогда как более сильные, казалось бы, державы пали под натиском европейцев.

В работах Сергея Переслегина употребляется термин "фазовое доминирование". Он обозначает ситуацию, когда одно общество, качественно опережая другие в развитии, побеждает их в войне вне зависимости от соотношения сил. Раздел мира между колониальными империями в конце XIX века представляет замечательный пример принципа фазового доминирования, а пример Эфиопии – редкое и вопиющее исключение из него. Тем интереснее понять его причины.

В последние десятилетия XIX века по соседству с Эфиопией находилось другое государство, ставшее головной болью европейцев – махдистский Судан. Но в 1898 году экспедиция Герберта Китченера покорила его, полностью уничтожив армию махдистов при минимальных потерях со своей стороны. А в 1896 году Эфиопская империя нанесла катастрофическое поражение Италии, чем обеспечила себе международное признание. Десятью годами ранее между Эфиопией и Суданом случилась война, окончившаяся вничью. Столь разная судьба этих государств позволяет провести почти лабораторное сравнение, что для истории редкость.

Я в своё время заинтересовался этим вопросом и, почитав немного литературы, составил о нём собственное мнение, которым хочу поделиться с вами. Это будет захватывающая история про элиту, которая почувствовала смертельную угрозу для себя и подведомственной страны и стала делать всё возможное и невозможное, чтобы её избежать.

*********

История Эфиопии насчитывает две с половиной тысячи лет. Многие века территория государства "дышала": во время расцвета занимая побережье Красного моря и южный Йемен, а в трудные годы сжимаясь до Эфиопского нагорья, изрезанного речными долинами и труднопроходимого для больших армий. В XVI веке страна оказалась на грани гибели и только напряжением всех сил и с помощью португальцев смогла отбиться от мусульманских завоевателей. Но те сумели закрепиться в восточной части нагорья, основав султанат Харэр, за которым стояла могучая Османская империя. К началу XIX века Эфиопия пришла в состоянии крайней раздробленности: князья воевали между собой, а императоры были марионетками в руках правителей столицы страны – Гондэра. Только к середине века положение изменилось.

Возрождение Эфиопии связано с именем одного мелкого феодала – Касы из Куары. Совершив ряд удачных кампаний против других эфиопских князей и египтян, он к 1855 году объединил под своей властью север страны и короновался как император под именем Теодроса II. На следующий год Теодрос покорил крупнейшее царство юга – Шоа и тем воссоединил эфиопские земли.

В победе над шоанцами значительную роль сыграл тот факт, что владетель этой земли – Хайле Мелекот – умер при невыясненных обстоятельствах накануне решающего сражения. Теодрос разбил его армию, а сына и наследника Сахле Мариама забрал в свою столицу – крепость Мэкдэлу, – где держал в качестве почётного заложника. Он даже женил его на своей дочери, но в 1865 году Сахле Мариам бежит из Мэкдэлы в родное Шоа. Так начиналась политическая карьера будущего царя Шоя и императора Абиссинии, вошедшего в историю как Менелик II.

Здесь надо сделать небольшое пояснение. В феодальной Эфиопии существовала своя, весьма прихотливая лестница званий. Мы не будем погружаться в неё подробно – кому интересно, может прочитать соответствующую статью в Википедии. Остановимся только на первых трёх ступенях. Первым лицом в государстве был "нгусэ нэгест" – "царь царей", которого в русскоязычной литературе обычно именуют императором. Правители крупнейших областей имели титул царя ("нгусэ", в русифицированной форме – «негус»). Правители большинства других областей имели княжеский титул – "рас". В XX столетии титул «нгусэ» был законодательно закреплён только за императором, но в рассматриваемую эпоху разнице между «царём» (именно этот титул носили правители Шоа) и расом придавали большое значение.

Большую часть своего правления Теодрос проводил в походах, усмиряя бунты по всей империи. Одновременно он старался укрепить страну при помощи ряда крутых мер, вызывающих в памяти царя Ивана Васильевича и генсека Иосифа Виссарионовича. Чтобы успешно противостоять внутренним и внешним врагам – а главным из последних выступала Османская империя – император пытался установить контакты с европейцами. Так вышло, что в это время до практически отрезанной от мира страны добралось несколько англичан. Они стали приближёнными Теодроса и через них император смог установить связи с Великобританией.

В целом, Теодрос не испытывал иллюзий по поводу целей и методов европейской политики в Африке. Сохранились его слова:

«Знаю я тактику европейских правителей. Когда они хотят захватить восточную страну, они сначала присылают миссионеров, затем консулов для поддержки миссионеров и, наконец, батальоны для поддержки консулов. Я не индийский раджа, чтобы дать одурачить себя подобным образом. Я предпочитаю иметь дело сразу с батальонами».

Вместе с тем он надеялся, что Великобритания как христианская страна окажет ему поддержку в борьбе с Турцией.

Однако обстоятельства складывались против намерений императора. Английский консул Плоуден, который пользовался доверием Теодроса и поддерживал его начинания, был убит одним из мятежных князей. Англия вместе с Францией и Сардинским королевством вступила в Крымскую войну, поддержав Турцию в войне против христианской России. Новое обращение Теодроса к королеве Виктории оставалось без ответа два года. Раздражённый, Теодрос приказал взять в заложники всех европейцев, находившихся в пределах империи, чтобы хоть так обратить на себя внимание.

Ответ был нескорым, но жёстким. Британские элиты решили, что, каким бы ни было поведение собственных дипломатов, зарвавшегося туземного царька следует примерно наказать. Пресса стала готовить общественное мнение, а в Индии начали готовить военную экспедицию под командованием генерал-лейтенанта Роберта Нэпира.

Г. В. Цыпкин и В. С. Ягья пишут об этой операции:

"В Англии со всей серьезностью подошли к подготовке и снаряжению военной экспедиции. В стране все еще не улеглось недовольство действиями английской армии в Крымской войне, и действия в Эфиопии должны были подтвердить целесообразность ряда мер, предпринятых для повышения ее боеготовности. Достаточно сказать, что в эфиопской кампании английская армия впервые применила ряд технических средств и видов оружия, включавших в себя пароходы для доставки войск, новейший тип водной помпы, разборную железную дорогу для выгрузки снаряжения и боеприпасов, оборудование для фотографического размножения карт, ружья, заряжающиеся с казенной части, и нечто вроде прототипов современных прожекторов".

("История Эфиопии в новое и новейшее время")

Численность экспедиционного корпуса составила около 60 тыс. человек, две трети из которых были индийцами.

Когда в октябре 1867 года англичане высадились на красноморском побережье, империя Теодроса уже находилась в кризисе. Непрестанные репрессии против политических противников и разорительные походы по усмирению бунтовщиков восстановили против императора знать, церковь и, в конце концов, простой народ. Обширные области отложились от империи. Нэпир первым же делом распространил обращение, в котором указывал, что англичане не намерены завоёвывать страну, а лишь хотят освободить европейских заложников. Этим он успокоил мятежную знать. Британцы при содействии местных правителей прошли через Тыграй и Ласту и оказались во внутренних областях Эфиопии.

Там их встретила немногочисленная – не более 15 тыс. человек – армия императора. Разбив с минимальными потерями (двое убитых, 28 раненых) передовой отряд эфиопов, британцы начали штурм горной крепости Мэкдэла – резиденции Теодроса. 13 апреля крепость была взята. Теодрос, чтобы не попасть в плен, застрелился из пистолета, который ранее получил в подарок от королевы Виктории.

Захватив богатые трофеи, англичане покинули страну. Большую часть оружия вывозить не стали. Его оставили Касе, правителю Тыграя, в благодарность за поддержку. Он получил 12 пушек, 725 мушкетов и 130 винтовок, а также боеприпасы к ним. Уаг шум Гобэзе, правитель Ласты, получил от англичан столицу Теодроса Мэкдэлу, где практически сразу короновался как император Тэкле Гийоргис II.

Зато Нэпир потрудился забрать с собой вдову Теодроса и его малолетнего сына Алемайеху. Мальчик 11 лет прожил в Британской Индии и самой метрополии, получил замечательное аристократическое образование, но умер от плеврита в возрасте 18 лет. Любители альтернативной истории могут порассуждать, как сложилась бы судьба Эфиопии в конце XIX столетия, окажись у британцев свой наследник абиссинского престола. В нашей реальности такой опции у царицы морей не оказалось, однако сюжет «абиссинский император на содержании Лондона» ещё повторится.

Падение и гибель императора-объединителя Эфиопии прошла, таким образом, при благосклонном нейтралитете большей части страны. Правители крупнейших областей: уаг шум Гобэзе из Ласты, Каса из Тыграя, Сахле Мариам из Шоа – внимательно наблюдали за происходящим. Они видели, как иноземная армия прошла через неприступные нагорья и с минимальными боевыми потерями разгромила эфиопское войско. Все эти люди в своё время займут императорский престол. Он запомнят и учтут опыт первой встречи с европейцами.

*********

После самовольного воцарения Тэкле Гийоргиса II основные его соперники не стали выступать против нового императора. Правитель Тыграя Каса формально признал его, а царство Шоа было далеко и не стремилось пока определять общеэфиопскую политику. Однако более мелкие правители постоянно поднимали голову. Всё своё недолгое правление (царствовал он три года и три месяца) Тэкле Гийоргис провёл в военных походах.

Вскоре среди "белого шума" повсеместных бунтов определился главный противник — деджазмач Каса из Тыграя. Он получил от экспедиции Нэпира бóльшую часть оружия и теперь взялся за подготовку армии. Для этого он пригласил британского офицера Дж. Киркхэма, который обучал солдат деджазмача обращению с подаренным оружием, стратегии и тактике. К 1871 году Каса почувствовал себя достаточно сильным, чтобы в открытую бросить вызов императору. Войско Тэкле Гийоргиса, брошенное на подавление бунта, превосходило по численности армию мятежников в пять раз (60 тысяч человек против 12 тысяч), но потерпело поражение, а сам император попал в плен и вскоре умер. Каса короновался как новый император, приняв имя Йоханныс IV.

Образ Йоханныса в историографии достаточно противоречив. Цыпкин и Ягья отмечают:

"Сохранилось немало отзывов европейских современников, которые рисуют Йоханныса как незначительную личность, малопригодную для руководства страной. Так, К. Маркхэм пишет о нем как о «марионетке в руках более могущественных вождей», «жалком существе». Вместе с тем деятельность Йоханныса на императорском троне на протяжении 17 лет свидетельствует о нем как о личности, если и уступавшей Теодросу, то, во всяком случае, разумной и ясно осознающей свои цели".

Со своей стороны хотел бы отметить, что умение казаться меньше, хуже и слабее, чем ты есть на самом деле (а этим среди эфиопской знати отличался не только император Йоханныс), это тоже боевое преимущество, ибо оно расслабляет противника. Полагаю, что оно сыграло свою роль в итогах противостоянии Эфиопии и колониальных держав. Однако нельзя не отметить, что манера управления Йоханныса действительно отличалась от подхода его предшественников и преемников. Он стремился, насколько возможно, договориться со своими соперниками, построить систему сдержек и противовесов и избежать военных действий. Хотя воевать он умел, что ему пришлось неоднократно демонстрировать в ходе своего правления. Данная особенность императора Йоханныса объективно помогла сберечь силы эфиопского государства и народа перед решающим столкновением с европейцами, хотя лично для него сыграла трагическую роль.

На долю Йоханныса выпала очень непростая задача сохранить и укрепить единство страны в условиях сильного внешнего давления. Про последнее мы поговорим в следующий раз, а во внутренней политике император придерживался стратегии, проверенной временем: церковного единства в сочетании с системой сдержек и противовесов в отношениях между князьями. В 1878 году был созван собор в Бору-Меда, на котором принятый на севере страны толк кара был призван общеобязательной формой религии. Толк тоуахдо, принятый в Шоа, объявили ересью. Восстановление церковного единства должны были обеспечить четыре абуны (архиерея), присланных из Александрии по настоятельным просьбам Йоханныса. Это было беспрецедентное новшество – ранее эфиопская церковь управлялась единственным абуной.

В том же 1878 году император предпринял поход против Шоа. Полномасштабной войны не получилось – после первых же поражений совет шоанских военачальников рекомендовал негусу Менелику (такое имя и титул принял к тому времени правитель Шоа Сахле Мариам) воздержаться от дальнейшего сопротивления. Стороны пошли на компромисс: Менелик признавал за Йоханнысом титул императора и отказывался от вмешательства в дела остальных территорий империи, тогда как последний сохранял за Менеликом титул царя (негуса), давал ему практически полную самостоятельность в управлении Шоа, вплоть до возможности заключать договора с другими державами, и позволял расширять свои владения за пределами исторических эфиопских земель. Также Менелик сохранял власть над населённой оромо областью Уолло (позже, в 1882 году Йоханныс пересмотрит это условие).

Царство Шоа находилось в уникальном положении. Практически отрезанное от остальных эфиопских земель после вторжения кочевников оромо в XVI-XVII веках, оно могло позволить себе не участвовать во внутриимперских распрях. В то же время оно лежало дальше всего от моря, поэтому все новшества, в том числе современное оружие и европейские специалисты, доходили туда в последнюю очередь. Правители Шоа предпочитали укреплять свою власть, наращивать экономическую базу и копить силы. Договор с Йоханнысом давал для этого большие возможности. В царствование негуса Менелика Шоа приросло многими землями, богатыми золотом и слоновой костью, а его население выросло вдвое. Среди территориальных приобретений был и старый враг – султанат Харэр, оказавшийся на тот момент без сильного покровителя. Присоединение Харэра в 1887 году позволило расширить владения Менелика в сторону моря в обход остальных эфиопских земель.

На возвышение Шоа обратили внимание итальянцы. Они тогда расширяли свои владения на побережье Красного моря и были крайне заинтересованы в ослаблении власти императора Йоханныса. Итальянские эмиссары наладили контакты с двором Менелика, которые привели к установлению дипломатических отношений между Италией и Шоа в 1883 году и заключению союза в конце 1887-го. Итальянцы поставляли Менелику крупные партии оружия в надежде укрепить его армию для борьбы с императором Йоханнысом.

Последний ясно видел угрозу и попытался создать противовес Шоа в лице соседнего царства Годжам. Правивший там рас Адаль Тэсэмма также получил титул негуса, который он принял под именем Тэкле Хайманот, и моральную поддержку в деле расширения своего царства. Последнее, однако, встретило сопротивление со cтороны Шоа. В 1882 году, в битве при Ымбабо шоанская армия разбила войска Годжама. После этого царство Шоа могло беспрепятственно расширяться в южном направлении, укрепляя свою мощь, которая к концу 1880-ых годов стала сопоставима с силами остальных эфиопских земель вместе взятых.

Тэкле Хайманот явно оказался не на высоте предоставленных ему историей возможностей. Вместе с тем у него были и объективные трудности. Годжам прикрывал империю с западного направления. Обострившиеся к концу 1880-х годов отношения с махдистским Суданом вынуждали годжамского царя тратить значительные силы на оборону. Шоа не сталкивалось с такими проблемами.

Эфиопская империя в 70-80 годы, как и прежде, напоминала перегретый котёл. Котёл этот, однако, перестал взрываться, чего внешние наблюдатели поначалу не заметили. Политики, которые любили быстрый успех и могли его добиться, такие как Теодрос и Тэкле Гийоргис, полегли в междоусобной борьбе. Выжившие и укрепивший свои позиции Йоханныс и Менелик были людьми крайне осторожными и неторопливыми. Они словно сидели на двух берегах реки и ждали, когда мимо проплывёт труп врага. Обычно в такой ситуации кто-нибудь да дожидается.

А в это время вокруг Эфиопии происходили события, которым предстояло радикально изменить судьбы страны, континента и всего мира. О них мы поговорим в следующий раз.

Автор — Николай Килячков

Источник: zen.yandex.ru

Понять[править]

География[править]

Эфиопия граничит с Эритреей на севере, Джибути на северо-востоке, Сомали на востоке, Кенией на юге, Суданом и Южным Суданом на западе.

История[править]

Эфиопия — одно из старейших независимых государств в мире. Уже долгое время она была перекрёстком цивилизаций Северной Африки, Ближнего Востока и Тропической Африки. Эфиопия занимает уникальное место среди африканских стран тем, что никогда не была колонизована, отстаивая свою независимость со времён борьбы за новые колонии в Африке, за исключением пяти лет (1936–41), когда она находилась под итальянской военной оккупацией. В тот период итальянцы заняли лишь несколько ключевых городов и главных маршрутов и столкнулись с постоянным сопротивлением местного населения, пока не потерпели окончательное поражение во время Второй мировой войны от эфиопо-британских союзников. Эфиопия — давнишний член международных организаций: она стала членом Лиги Наций, подписала Декларацию о создании ООН в 1942 году, учредила штаб-квартиру ООН в Африке, выступила в роли одного из 51 первоначальных членов ООН, является одним из учредителей и местом нахождения штаб-квартиры бывшей Организации Африканского Единства (ныне Африканского Союза).

Исторически Эфиопия называлась Абиссинией, от «хабеша» (самоназвание местного населения). В ряде стран Эфиопию по-прежнему называют словами, родственными слову «Абиссиния», взять хотя бы турецкое Habesistan, что значит земля людей хабеша. Русское название «Эфиопия» происходит от греческого слова «Αἰθιοπία» (Айфиопия), от «Αἰθίοψ» (айфиопс) — «эфиоп», производного от греческих слов, означающих «с обожжёнными (αιθ-) лицами (ὄψ)». Однако эта этимология спорна, поскольку в Книге Аксума, летописи на языке геэз, впервые составленной в XV веке, говорится, что название это происходит от Итьйопписа (‘Ityopp’is), сына (неупомянутого в Библии) Куша, сына Хама, который, согласно легенде, основал город Аксум.

Климат[править]

В Эфиопии преобладает тропический муссонный климат со значительными вариациями, обусловленными топографией местности. Поскольку Эфиопия — высокогорная страна, её климат в целом значительно прохладнее по сравнению с другими регионами, столь же близко расположенными к экватору. Большинство значительных городов находятся на высоте около 2-2,5 тысяч метров над уровнем моря, в том числе и такие исторические её столицы как Гондэр и Аксум.

Современная столица страны, Аддис-Абеба, находится у подножья горы Энтото на высоте ок. 2400 м над уровнем моря, и климат там круглый год здоровый и приятный. При довольно одинаковых круглогодичных температурах времена года в Аддис-Абебе в основном определяют дожди: сухой сезон длится с октября по февраль, сезон малых дождей с марта по май, и большой сезон дождей с июня по сентябрь. В среднем за год выпадает ок. 1200 мм осадков. Солнце светит в среднем 7 часов в сутки, 60% светлого времени суток. Сухой сезон — самый солнечный период в году, хотя даже в пик сезона дождей в июле и августе солнце обычно ярко светит в течение нескольких часов.

Среднегодовая температура в Аддис-Абебе — 16°C, при этом дневные максимумы в среднем составляют 20-25°C в течение всего года, а ночные минимумы — 5-10°C. По вечерам рекомендуется надевать лёгкий пиджак (жакет), хотя многие эфиопы одеваются консервативно и носят лёгкий пиджак даже днём.

Большинство крупных городов и туристических мест находятся на таком же возвышении над уровнем моря, что и Аддис-Абеба и климат там сопоставим, хотя в более низменных регионах, особенно на востоке страны, климат значительно жарче и суше. У вулкана Даллол (Dallol), в Данакильской котловине (Danakil Depression) на востоке Эфиопии среднегодовая температура самая высокая в мире — 34°C.

Рельеф[править]

Значительная часть территории Эфиопии представляет собой плоскогорье, при этом центральные горные цепи разделяет Восточно-африканская зона разломов, впрочем на востоке и на западе имеются низины, а самой низшей точкой является впадина Данакиль, лежащая на 125 м ниже уровня моря.

Самая высшая точка — Рас Дежен (Рас Дашен) в горах Сымен (4620 м над уровнем моря).

Геологически активная Восточно-африканская зона разломов подвержена землетрясениям и извержениям вулканов. В Эфиопии часто случаются засухи.

Эфиопия отрезана от моря — вся береговая линия красноморского побережья была утрачена после обретения Эритреей независимости «де юре» 24 мая 1993 года. Голубой Нил, главный приток Нила, берёт начало в озере Тана на северо-западе Эфиопии. Считается, что Эфиопия — родина трёх значительных земледельческих культур: кофе, сорго и клещевина (касторовое семя).

Время и календарь[править]

В Эфиопии в ходу эфиопский календарь, который восходит к коптскому календарю 25 года до н.э. и так и не перенял реформы ни юлианского, ни григорианского календаря. Один эфиопский год состоит из двенадцати месяцев, продолжительностью тридцать дней каждый, и ещё из тринадцатого месяца продолжительностью пять или шесть дней (отсюда туристический лозунг «Тринадцать месяцев солнца»). Эфиопский новый год начинается 10 или 11 сентября (по григорианскому календарю) и отстаёт на 7—8 лет от григорианского календаря: поэтому, к примеру, первые девять месяцев 2007 года по эфиопскому календарю был 1999 год. 11 сентября 2007 года Эфиопия отпраздновала Новый год (Энкутатеш) юлианского 2000 года.

В Эфиопии отсчёт 12-часовых циклов начинается не в полночь и не в полдень, а с разницей на шесть часов. Тем самым у эфиопов полночь (или полдень) наступают в 6 часов. В расписаниях авиарейсов используется 24-часовая система на основе григорианского календаря, а при общении с иностранными туристами, дабы свести к минимуму возможные недоразумения, эфиопы используют 12-часовую систему, принятую в англоязычных странах (17 часов = 5 p.m.). Во избежание путаницы на этом сайте во всех «эфиопских» статьях используется 24-часовой формат.

Население[править]

Население Эфиопии крайне разнообразно и насчитывает свыше 80 национальностей. Самые крупные этносы — это оромо (34% населения) и амхара (27%). Крупнейшая религия — христиане (63% населения — из них 44% принадлежат к Эфиопской православной церкви и 19% к другим вероисповеданиям) и мусульмане (34%).

Регионы[править]

Административные районы «Харари», «Аддис-Абеба» и «Дыре-Дауа» находятся в регионе «Оромия»

Амхара
Афар
Бенишангул-Гумуз
Гамбела
Народов и народностей юга
Оромия
Сомали
Тыграй

Города[править]

  • Аддис-Абеба
  • Ауаса
  • Аксум
  • Бахр-Дар
  • Гондэр
  • Дыре-Дауа
  • Лалибэла
  • Мэкэле
  • Харэр

Другие места назначения[править]

Древние города[править]

  • Этот объект входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО Аксум
  • Гондэр
  • Харэр

Природные объекты[править]

  • Озеро Тана и водопады Голубого Нила
  • Озеро Ланагано
  • Данакильская котловина

Национальные парки[править]

  • Национальный парк Абиятта Шалла
  • Национальный парк Аваш
  • Национальный парк Горы Бале
  • Национальный парк Гамбелла
  • Национальный парк Маго
  • Национальный парк Нечирсан
  • Национальный парк Омо
  • Национальный парк Горы Сымен
  • Национальный парк Янгуди

Как добраться[править]

Виза[править]

Для путешествий в Эфиопию необходимо иметь туристическую визу. Для граждан и постоянных резидентов России и ряда других стран (включая США, Израиль и страны Евросоюза, но НЕ включая, к примеру, Украину и Белоруссию) процесс её получения на сегодняшний день максимально упрощён: есть возможность получить визу непосредственно по прибытии в Эфиопию, если оно осуществляется через международный аэропорт Аддис-Абебы. В этом случае, впрочем, вам придётся по прилёту отстоять две очереди — сперва в окошко выдачи визы, затем на паспортный контроль. Поэтому лучше воспользоваться не так давно введённой возможностью получить через интернет «электронную туристическую визу» (eVISA) заранее, тем более стоимость этой услуги будет такой же, как и по прибытии — около 50 долларов США. Официальная страница для подачи заявления на электронную визу — https://www.evisa.gov.et. Как и виза по прибытии, электронная виза выдаётся только для прибытия через аэропорт Аддис-Абебы. Для заявления нужно заполнить простую форму, загрузить первую страницу паспорта и паспортное фото (предъявление обратных билетов или гостиничных ваучеров обычно не требуется) и уплатить сбор с помощью банковской карты, после чего вы в течение нескольких дней получите по электронной почте подтверждение и визу, которую нужно распечатать и иметь с собой для прохождения паспортного контроля, а также в течение всего времени пребывания на территории Эфиопии. Гражданам стран, для которых не предусмотрена упрощённая процедура выдачи виз, а также тем, кто планирует въезжать в Эфиопию не через аэропорт Аддис-Абебы, необходимо заранее подавать заявление на визу в ближайшей к ним дипломатической миссии Эфиопии.

На самолёте[править]

«Эфиопские авиалинии» (Ethiopian Airlines) — одна из наиболее успешных и солидных авиакомпаний Африки и предлагает неплохое обслуживание как на международных, так и на внутриэфиопских рейсах. Международный аэропорт Боле в Аддис-Абебе является главным транспортным узлом для «Эфиопских авиалиний», а также принимает рейсы компаний Lufthansa, Sudan Airways, Kenya Airways, British Airways, KLM, Turkish Airways, Emirates, Gulf Air, Egypt Air, Fly Dubai. Новая ВПП и международный терминал, как утверждается, крупнейший в Африке южнее Сахары, открылись в 2003 году. Терминал 2 обслуживает международные рейсы, а терминал 1 — внутренние и некоторые региональные (Джибути, Найроби, Хартум, и т. п.). Из США есть прямые рейсы из Лос-Анджелеса, Ньюарка и Вашингтона в Аддис-Абебу. Прямой рейс фактически таковым не является, поскольку на этих трёх рейсах есть промежуточная посадка либо в Дублине, либо в Ломе в зависимости от конкретного рейса. Прямые рейсы не следует путать с беспосадочными рейсами, которые представляют собой рейсы без промежуточных посадок. Прямых рейсов в Эфиопию из России и других постсоветских стран нет, но благодаря возможности пересадки в Дубае до Аддис-Абебы можно долететь с одной пересадкой из ряда городов России. Также до Аддис-Абебы как минимум из Москвы можно долететь через Стамбул, Бейрут, Тель-Авив и другие крупные хабы.

Возможно, что некоторые встречающие рейс лица будут предлагать вам помочь с багажом. В принципе, они безобидны и просто охотятся за чаевыми, но тут легко можно и потерять какой-нибудь чемодан. Если вы позволите помочь вам одному из них, то на чай будут просить двадцать человек. Если вы всё же позволите кому-то помочь вам, то будет достаточно дать от одного до пяти быр, но у большинства прибывших впервые может не оказаться с собой эфиопских денег и придётся давать валюту. Если вас в аэропорту встречает водитель, то обычно он позаботится о чаевых за вас.

Внимание: Въезжать в страну без основной валюты вроде евро или долларов США не рекомендуется, особенно если вы не получили визу до приезда (впрочем, с марта 2015 года в аэропорту установлены банкоматы, принимающие банковские карты Visa и Mastercard, а также имеется обменный пункт, где принимают широкий спектр валют). Дорожные чеки и наличные обычно можно обменять в аэропорту. По прилёте на иностранцев часто набрасывается орда местных жителей, пытающихся «помочь» загрузить багаж в автомобиль. За это они ожидают получить деньги, и если вы еще плохо ориентируетесь в только что полученных эфиопских деньгах, то легко можете дать им денег больше чем надо. В целом, нормальной платой за такую мелкую работу как погрузка багажа в автомобиль будет 5-15 быр (игнорируйте просьбы дать более значительную сумму по той причине, что вы иностранец).

Другие международные аэропорты Эфиопии находятся в Дыре-Дауа, Мэкэле и Бахр-Дар, однако понятие «международный» здесь весьма относительно и регулярные пассажирские рейсы есть разве что в соседние страны типа Джибути или Кении. Подавляющее большинство иностранных туристов прибывает в Эфиопию через аэропорт Аддис-Абебы, и только там можно получить визу по прибытии.

На поезде[править]

Действует новая железнодорожная линия от Джибути до Аддис-Абебы.

На автомобиле[править]

На автобусе[править]

Международных рейсовых автобусов в Эфиопию нет, но есть возможность пересечь границу пешком, после чего доехать уже на местном автобусе непосредственно от погранперехода до ближайшего города. В частности, имеются общедоступные погранпереходы на границе с Суданом, Кенией и Джибути. Зато Эритрея считается враждебным государством, и граница с ней наглухо закрыта, прямое авиасообщение также отсутствует (правда, в июле 2018 года было объявлено о восстановлении дипотношений между двумя государствами и даже о планах по возобновлению взаимного транспортного сообщения).

Кораблём[править]

Эфиопия не имеет выхода к морю, потеряв его в 1993 году с отделением Эритреи, и добраться непосредственно туда водным путём невозможно. Ближайший крупный морской порт находится в Джибути.

Транспорт[править]

На самолёте[править]

Связь между крупными городами по воздуху обеспечивает национальная авиакомпания «Эфиопские авиалинии» (Ethiopian Airlines). Единственным хабом является международный аэропорт Аддис-Абебы, и если вам надо добраться на самолёте из одного города Эфиопии в другой, то в большинстве случаев придётся делать там пересадку. Авиабилеты легко купить в электронном виде на официальном сайте Ethiopian Airlines, причём на покупку внутренних авиабилетов предоставляется внушительная скидка, если у вас имеется также билет на один из международных рейсов этой авиакомпании (или же если вы резидент Эфиопии). Имейте это в виду, если планируете прибыть в Эфиопию и отбыть оттуда рейсом другой авиакомпании (например, Flydubai).

На поезде[править]

Железнодорожный транспорт не развит. Единственное исключение — построенная недавно китайцами товарно-пассажирская линия из Аддис-Абебы в Джибути. Имеются промежуточные станции, например, в Дыре-Дауа.

На автобусе[править]

Автобус является в Эфиопии самым популярным видом общественного транспорта для передвижения между населёнными пунктами. Практически везде существуют коммерческие маршрутки (minibus), которые отправляются по мере наполнения, а «багажный отсек» имеют на крыше. Излишне говорить, что этот вид транспорта хоть и дёшев, но весьма некомфортен. Для более притязательных путешественников в Эфиопии существует несколько национальных операторов междугородних автобусных маршрутов: Sky Bus, Selam Bus, Ethio Bus и пр.. На ряде популярных междугородних маршрутов этими компаниями используются современные автобусы с кондиционером, туалетом, беспроводным интернетом и прочими благами цивилизации. Стоит иметь в виду, что на сколь бы роскошном автобусе вы ни путешествовали, охват и качество дорог в Эфиопии оставляет желать сильно лучшего, и даже на шоссе между столицей и крупнейшими городами средняя скорость передвижения зачастую не превышает 50-60 км в час. Так, поездка на автобусе из Аддис-Абебы в Бахир-Дар, при расстоянии в 600 км, займёт целый день.

На автомобиле[править]

Наём индивидуального автомобиля с водителем или вызов такси для многих достопримечательностей вдали от городов является единственным доступным способом их посещения. Стоимость аренды будет зависить от класса автомобиля, относительно дешёвый вариант с водителем обойдётся примерно от 100 долларов в день. Возможность взять машину напрокат без водителя обычно не предоставляется, к тому же самостоятельное вождение машины в Эфиопии неместному жителю не рекомендуется из-за низкого качества дорог и практически отсутствующей культуры вождения.

Городской транспорт[править]

Основной вид общественного транспорта в городах — такси, которое грубо можно разделить на автомобили (дорого, но относительно комфортно) и моторикши (дёшево, некомфортно, небезопасно, к тому же особо далеко на них не уедешь). В Аддис-Абебе моторикши с некоторых пор запрещены, зато есть более-менее полноценный городской общественный транспорт в виде автобусов, а также построенного несколько лет назад китайскими подрядчиками скоростного трамвая. Имеются две линии, билет стоит от 2 до 8 быров (впрочем, его наличие практически не контролируется), поезда ходят довольно редко (даже среди бела дня запросто можно прождать 15-20 минут) и, как следствие, обычно ходят переполненные, а в часы «пик» — и вовсе забитые под завязку.

Язык[править]

Государственный язык — амхарский. В ряде регионов распространены также языки местных народов (тигринья, оромо, афарский и др.), однако и там большая часть населения помимо родного языка владеет амхарским. Английский язык относительно широко распространён благодаря повсеместному преподаванию его в школах, но следует учесть, что далеко не все эфиопы, особенно в сельской местности, вообще посещали школу, и более 50 процентов населения страны неграмотно. Впрочем, английский язык активно используется в туристической отрасли и в крупных городах многие им владеют хотя бы на начальном уровне, а вывески магазинов и заведений общепита обычно дублируются на английский. В 1980-х годах, благодаря тесным связям пытавшейся тогда построить социализм Эфиопии с Советским Союзом, имел некоторую популярность и русский язык, но с тех пор поколение сменилось, к России в Эфиопии сегодня относятся не лучше чем к любой другой европейской стране, и случайно встретить здесь местного жителя, понимающего по-русски, крайне маловероятно. Правда, в Аддис-Абебе до сих пор работают больница Российского Красного Креста и даже Российский культурный центр.

Покупки[править]

Валюта страны — эфиопский быр (ETB). Доллар США и (в немногим меньшей степени) евро также популярны среди населения и ими, как правило, можно расплачиваться за услуги, хотя нередко вам будет навязан довольно невыгодный курс. Гостиницы, кроме быров, принимают к оплате наличные доллары или евро. Зато банковские карты принимаются к оплате редко и крайне неохотно. При этом банкоматы встречаются практически повсеместно, особенно в городах. Они, как правило, без проблем выдают наличные быры по банковским картам международных платёжных систем, хотя нередки ситуации, когда банкомат по непонятным причинам не работает или отключён. Ещё можно обменять наличные доллары или евро на быры в любом банке, для чего необходимо иметь с собой паспорт, даже при обмене мелких сумм. Обмен производится по официальному курсу эфиопского центробанка. Многие эфиопы меняют валюту на чёрном рынке, но делать это иностранному туристу настоятельно не рекомендуется — это является нарушением закона, при этом разница в курсе будет не такой уж высокой, чтобы ради неё имело смысл рисковать нарваться на неприятности. Если же вдруг у вас по отъезде из Эфиопии остались лишние быры, вы можете их обменять в банке, опять-таки по официальному курсу, по предъявлении паспорта и авиабилета, подтверждающего отбытие из страны.

Торговля в основном сосредоточена на рынках, стихийных развалах и в мелких торговых точках (наподобие ларьков или мелких лавок). Супермаркеты распространены только в Аддис-Абебе, но и в них выбор продуктов оставляет европейца желать лучшего. Также в Аддис-Абебе имеется несколько крупных торговых центров с магазинами, кофейнями и ресторанами быстрого обслуживания (например, Dembel City Center).

Стоимости[править]

Еда[править]

Путеводитель по ценам:

  • 10 быров — чашка кофе
  • 10-15 быров — безалкогольный напиток: Кока-кола, Фанта, Спрайт, Севен ап, Миринда или Пепси
  • 10-25 быров — сок
  • 15-20 быров — пирожные
  • 30-50 быров — завтрак
  • 40-60 быров — ынджера со всеми видами уота (приправа)
  • 80 быров — пицца, гамбургер, рыба с картошкой или спагетти
  • 80-200 быров — торт
  • 100 быров — 1 кг кофе
  • 100-150 быров — ресторан азиатской или африканской кухни
  • 250 и более быров — дорогие рестораны, гостиницы, рестораны для иностранцев

В Эфиопии самое любимое блюдо — «уот». Это очень острое нарезанное кусочками тушёное мясо в томатном соусе, к которому подают специальный пористый кисловатый хлеб «ынджера» из местного злака — тэффа. Ынджера широко распространена в Эфиопии. Популярные «уоты»: «доро уот» (из курицы), «йебег уот» (из баранины) и «аса уот» (из рыбы).

Ынджеру кладут на большое круглое блюдо или поднос и раскладывают на ней уот симметрично вокруг центра. Отдельно на тарелках подаётся ынджера. Ынджеру едят правой рукой: отрывайте куски от блина ынджеры, лежащего на тарелке и зачерпывайте ими часть «уота» с главного блюда. Есть левой рукой считается проявлением неуважения, поскольку именно эта рука традиционно используется для личной гигиены в туалете и поэтому считается нечистой. Ещё одним популярным блюдом из ынджеры является «фирфир»: жаренная, покрошенная ынджера. Её подают с мясом или без мяса или со всеми видами овощей.

Если вы предпочитаете вегтарианскую пищу, попробуйте «широ уот», представляющий собой маслянистое жаркое из бобов, подаваемое вместе с ынджерой. «Широ уот» обычно едят во время постов в Эфиопии, когда верующие эфиопы едят преимущественно вегетарианское.

Одним из самых знаменитых блюд эфиопской кухни является «тиббс» или «тибс», острая говядина или баранина, жаренная на сливочном масле (нитре киббех). Тибс бывает нескольких видов, наиболее распространён «чикина тибс», обжаренный в соусе со специей бербере, луком, болгарским перцем и помидорами, и «зиль-зиль тибс», жареный во фритюре в панировке и подаваемый с острыми соусами. Не менее известен «китфо», мясной фарш перчёный с чили. Его могут подать сырым (этот способ приготовления предпочитают местные, но нельзя исключать риск заражения паразитами), «леб-леб» (слегка обработанным) или полностью приготовленным. Его подают с местным сортом сыра «айеб» и шпинатом. В регионе Харар, можно встретить производные блюда от китфо, в том числе верблюжатину. Многие рестораны, где готовят китфо, указывают это слово в своём названии (напр., «Сами Китфо» (Sami Kitfo), «Месоб Китфо» (Mesob Kitfo), и т. д.), но обычно там имеется более широкий выбор блюд, чем просто сырое мясо.

Для привередливых путешественников почти во всех заведениях Эфиопии также подаётся спагетти (благодаря недолгой итальянской оккупации) — но совсем не в таком виде как у итальянцев. Итальянские рестораны встречаются часто, равно как и так называемые «American style pizza and burger» (пиццерии и бургерные в американском стиле), которые мало что имеют общего с распространёнными в Америке пиццами и бургерами. В Эфиопии сохраняется спрос на питание в более американском стиле со стороны не только иностранцев, но и эфиопов. Есть такие рестораны как «Country Kitchen» (отнюдь не этой сети), где готовят жареных цыплят и куриные крылышки по-американски, владельцем которого является эфиоп, родившийся и выросший в США. Неплохой пиццой можно полакомиться в «Метро Пизза» (Metro Pizza) в гостинице Dagim Millenium Hotel.

В семьях с достатком на свадьбах и на пирах по другим поводам гостям традиционно подаётся «тере сега» (или «горед горед»), сырое мясо телятины. Это блюдо подаётся и в некоторых ресторанах. В качестве рекламы у входа в такое заведение может висеть разделанная коровья туша, напоминая лавку мясника. Поскольку сырое мясо трудно жевать, это блюдо сопровождается острым ножом, которым нужно отрезать от мяса маленькие кусочки. К сырому мясу также подают острый соус «авази» и «бербере». Хотя это традиционное эфиопское блюдо и представляет собой большое искушение для жаждущего новых впечатлений путешественника, нельзя забывать о возможном наличии в не прошедшем тепловую обработку мясе глистов и иных паразитов.

Ночная жизнь[править]

Ночная жизнь в Эфиопии не столь интенсивна, как в Европе, и практикуется в основном в Аддис-Абебе и крупных городах.

Где остановиться[править]

В Аддис-Абебе и крупных туристических центрах имеется множество гостиниц разного уровня вплоть до самых что ни на есть фешенебельных типа Хилтона, но для бюджетно путешествующего туриста как правило найдётся и несколько на порядок более дешёвых, но по местным меркам неплохих гостиниц, остановиться в которых будет стоить в пределах 20-50 долларов за ночь на человека. Впрочем, именно что «по местным меркам», ибо по уровню сервиса и комфорта эти гостиницы сильно уступают европейским сопоставимого класса. За пределами столицы в номерах гостиниц запросто может отсутствовать горячая вода, завтрак с высокой долей вероятности окажется невкусным, почти наверняка будут проблемы с интернетом (см. также #Связь). В сельской местности вообще сложно для ночёвки найти что-либо, по уровню комфорта хоть отдалённо напоминающее гостиницу. В частности, гостиниц для туристов нет в Данакильской котловине, и остановиться там можно, в лучшем случае, в т.н. «гостевом доме» (guest house) с минимальным комфортом (несколько матрасов на полу в комнате без мебели, удобства во дворе и т.п.). Аналогичная ситуация — в национальных парках страны. Правда, в настоящее время предпринимаются меры по улучшению туристической инфраструктуры и идёт строительство новых гостиниц в том числе и в отдалённых местах, а в Данакильской котловине китайцы строят новую автодорогу непосредственно к подножию вулкана Эрта-Але.

Меры предосторожности[править]

В некоторых регионах велика активность террористов. В частности, не рекомендуется посещать территории близ границы с Сомали и Эритреей (включая Данакильскую котловину) без сопровождения местного гида и охраны. Впрочем, в Эфиопии принято считать, что угроза от террористов есть везде, и поэтому знакомый россиянам «театр безопасности» в виде охраны и шмона на входе в заведения там практикуется практически повсеместно. Правда, вполне возможно, что столь огромное количество охранников на душу населения обусловлено не столько соображениями безопасности оного, сколько желанием государства трудоустроить значительную часть населения этой весьма бедной страны, что в общем-то можно понять.

Уличная преступность наиболее высоко развита в Аддис-Абебе, где очень распространено карманное воровство с помощью отвлекающих манёвров, а иногда также происходят нападения на туристов с целью ограбления. Чаще всего кражи осуществляются детьми. Не рекомендуется носить с собой крупные суммы денег, а если незнакомый ребёнок вдруг протягивает вам руку, ни в коем случае не поддавайтесь на это. Держите ваш мобильный телефон в надёжном месте, смартфоны крадут особенно охотно.

Впрочем, большинство эфиопов всё же вполне мирные люди, и нападать на иностранных туристов как правило не будут. Но вот всячески надувать и обманывать вас, навязывая все возможные и невозможные товары и услуги и беря за всё в несколько раз дороже, чем со «своих» — очень даже будут. Чтобы минимизировать это надувательство, лучше путешествовать по Эфиопии в составе организованной группы, или же в сопровождении доверенного лица из местных жителей, чтобы он каждый раз объяснял алчным дельцам, что-де вы его «брат» и чтобы с вас поэтому брали не больше, чем с него самого. Заодно это снимет проблему языкового барьера.

Не забывайте, что в Эфиопии (как и много где в Африке) не развито медицинское обслуживание, и вдали от крупных городов оно может попросту отсутствовать. Водопроводную воду пить нельзя. Для питья, приготовления еды и чистки зубов следует использовать питьевую воду в пластиковых бутылках, которая продаётся повсеместно (цена 10-15 быров за бутылку 1,5 литра). При покупке следите, чтобы на горлышке бутылки была оригинальная упаковка, которую нужно оторвать. Как правило, она имеется. Это знак того, что вода настоящая от производителя, и её можно пить без опаски.

Обычаи[править]

Большинство эфиопов — глубоко верующие православные христиане. При входе в культовое заведение обычно необходимо снимать обувь. Существуют мужские монастыри, в которые женщинам доступ закрыт (Дэбрэ-Дамо и др.). Для иностранцев посещение действующих монастырей и церквей чаще всего является платным. Вознаграждение в виде чаевых принято давать повсеместно во всей сфере услуг, и если вы, например, вашему гиду забыли их дать или дали по его мнению слишком мало, он не постесняется вежливо, но настойчиво попросить вас дать ещё.

Связь[править]

Международный телефонный код Эфиопии: +251. Национальный домен высшего уровня — .et.

Единственный оператор телефонной и сотовой связи и интернет-провайдер — это государственная компания Ethio Telecom. Мобильные телефоны широко распространены по всей стране, в том числе в отдалённой сельской местности, хотя сигнал может не ловиться вдали от населённых пунктов. Если вы посещаете Эфиопию в качестве туриста, рекомендуется приобрести местную СИМ-карту. Для этого, прежде всего, необходимо пойти с паспортом и телефоном в одну из точек продаж Ethio Telecom и зарегистрировать там ваш телефон, ибо иначе местная СИМ-карта в нём не будет работать. Это стоит 30 быров, и за эту сумму вам зарегистрируют телефон и выдадут СИМ-карту с начальным балансом. Этот баланс можно пополнять, покупая скретч-карты на определённую сумму, которые продаются во всех торговых точках.

С интернетом в Эфиопии всё довольно плохо. Ethio Telecom (читай — государство) запросто может заблокировать весь интернет на несколько дней в целом городе, регионе, а то и по всей Эфиопии. Но даже когда интернет не заблокирован, более-менее стабильно он работает только в Аддис-Абебе. За пределами столицы мобильный интернет как правило не работает вообще (обязательно учитывайте это при пополнении баланса СИМ-карты), а стационарный — с частыми перебоями и на невысокой скорости. Сегодня все мало-мальски приличные гостиницы по всей Эфиопии обычно предоставляют гостям беспроводной интернет (вай-фай), часто это даже входит в стоимость проживания. Другой вопрос — как этот интернет будет работать на практике. За пределами Аддис-Абебы он скорее всего будет довольно медленным и часто обрываться, причём зачастую сигнал вай-фай до номера не доходит и нужно спуститься в ресторан или лобби, чтобы его словить.

Источник: ru.wikivoyage.org


Categories: Страна

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.