Киев (др.-рус. Кыѥвъ, укр. Київ [ˈkɪjiu̯] произношение (инф.)) — столица и крупнейший город Украины, Город-Герой. Расположен на реке Днепр, центр Киевской агломерации. Отдельная административно-территориальная единица Украины; культурный, политический, социально-экономический, транспортный, научный и религиозный центр страны. Кроме того, Киев — административный центр Киевской области и Киево-Святошинского района Киевской области, хотя и не входит в их состав, имея особый правовой статус (см. раздел Особый правовой статус города). Расположен на севере центральной части Украины. Киев — седьмой по населению город Европы после Стамбула, Москвы, Лондона, Санкт-Петербурга, Берлина и Мадрида.

За свою историю Киев был столицей полян, Киевской Руси, Киевского княжества, Украинской Народной Республики, Украинской Народной Республики Советов, Украинской державы, Украинской Советской Социалистической Республики, а с 1991 года — независимой Украины. Город имеет свой герб и флаг. В силу его значения как исторического центра Руси, город именуют «матерью городов русских».

Название

Происхождение названия

По одному из преданий, название города происходит от имени Кия — самого старшего из трёх братьев, которые, согласно легенде, считаются основателями Киева. Эта легенда дошла до нашего времени в летописи XII века «Повесть временных лет»:


В «Повести временных лет» сказано:

Летописец на это отвечал так:

Любопытную версию происхождения названия города даёт Славянская хроника Гельмольда:

Особенности транслитерации названия на другие языки

В славянских языках значительно варьирует вторая гласная в названии этого города, что в некоторых случаях обусловлено особенностями образования прилагательного от имени Кий. Например, в русском языке город называется Киев, в польском — Kijów ([ˈkijuf], Ки́юв, но польск. w Kijowie, в Киёве), в сербском — Кијев, хорватском — Kijev, болгарском — Киев и т. д. Поскольку Киев длительное время находился в составе Российской империи и СССР, название города усваивалось в неславянских языках через русский: английское Kiev (также Kieff в середине XIX века), немецкое Kiew и т. д. После обретения Украиной независимости власти распорядились брать за основу украинские названия всех имён собственных при их передаче «средствами английского языка», несмотря на сложившиеся традиции этого языка. Это коснулось, в частности, и английского названия Киева: в результате появилось слово Kyiv, которое, однако, непривычно для англоговорящих и потому используется ими реже, чем Kiev.

История


Археологические раскопки показывают, что поселения на территории Киевской области существовали уже 15 000—25 000 лет назад. Период неолита и энеолита (медный век) представлен трипольской культурой, памятники и периоды которой исследователи разделяют на три этапа: ранний (4500—3500 до н. э.), средний (3500—2750 до н. э.) и поздний (2750—2000 до н. э.). Для периода бронзового века территориям юго-западной части характерна белогрудовская культура. Зарубинецкая культура характерна для северо-запада Киевщины второй половины I тысячелетия до н. э. — первой половины I тысячелетия н. э.

Железный век на территории современного Киева и Киевской области представлен черняховской археологической культурой, которую также называют «киевской культурой» и которая существовала на рубеже II—III веков — рубеже IV—V веков в лесостепи и степи от Нижнего Подунавья на западе до левобережья Днепра и Черниговщины на востоке.

Согласно легенде, Киев основан тремя братьями Кием, Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью как центр племени полян и назван в честь старшего брата.

Согласно летописному преданию, в конце IX века в Киеве княжили дружинники варяга Рюрика, варяги Аскольд и Дир; в 882 году Киев был завоёван родственником Рюрика, новгородским князем Олегом, который перенёс туда свою резиденцию, сказав: «сє буди м͠т(и) городомъ Русьскꙑмъ». С этого момента Киев стал столицей Древнерусского государства. Византийский император Константин Багрянородный, писавший в середине X века, отмечал, что у Киева существовало второе название — Самватас. Вероятно, оно было либо древним названием города, либо его обозначением в неславянской среде. Слово, возможно, происходит из хазарского языка и в этом случае может означать «верхние укрепления».


Результаты некоторых археологических раскопок можно интерпретировать таким образом, что уже в VI—VII веках поселения на правом берегу Днепра будут считаться городскими. Эта концепция, подкреплённая празднованием в 1982 году 1500-летия Киева, рассматривалась[когда?] как общепринятая. Однако часть исследователей указывает, что обнаруженные археологические источники не дают достаточных оснований для выдвинутого толкования. В противоположность «юбилейной концепции» часть историков и археологов считает, как и прежде, что образование Киева как города проходило в VIII—X веках. Только в конце этого периода отдельные поселения слились в единое поселение городского характера.

В Древнерусском государстве владение Киевским великокняжеским столом принадлежало (по крайней мере теоретически) старшему в роде и обеспечивало верховную власть над удельными князьями. Киев оставался реальным политическим центром Киевской Руси, по крайней мере до смерти Владимира Мономаха и его сына Мстислава Великого (в 1132 г.). В период раздробленности Киев формально продолжал считаться старшим столом Руси и служил постоянным объектом борьбы между сильными князьями.


рьёзный удар городу нанесли захват и разграбление войсками владимирского князя Андрея Боголюбского в 1169 году, ставшее первым в истории случаем разорения великокняжеского престола, и погром войсками смоленского князя Рюрика Ростиславовича в 1203 году, окончательно ослабивший Киев перед монгольским нашествием. В 1240 году Киев был разграблен и разрушен монголо-татарами. В дальнейшем Киевское княжество продолжило своё существование под монголо-татарским игом, им продолжали править Рюриковичи, однако княжение они получали по ярлыку.

Новый период в истории Киева начался с победой литовцев в битве на реке Ирпень, произошедшей примерно в 1324 году. В ней великий князь литовский Гедимин наголову разбил войско великого князя киевского Станислава Ивановича, в итоге чего Киевское княжество стало вассалом Литвы, а его новым правителем стал Миндовг Гольшанский — основатель новой династии киевских правителей — князей Гольшанских. В 1331 году Рюриковичи осуществили последнюю попытку овладеть киевским престолом — новым князем при помощи ордынцев стал Фёдор, однако после победы войск литовского князя Ольгерда в битве на Синих Водах в 1362 году Рюриковичи окончательно утратили киевский стол.

С 1362 года по 1569 год Киев входит в состав Великого княжества Литовского, с 1569 года по 1654 год он входит в состав Речи Посполитой. В 1654 году в городе происходит антипольское и антилитовское восстание и Киев переходит «под руку московского царя», что официально подтверждается при подписании Андрусовского перемирия в 1667 году.


В период вхождения в состав Русского царства (с 1667 г.) Киев продолжал играть важную роль одного из культурных и религиозных центров государства.

После 27 октября 1625 года и до 1708 года город Киев был полковым центром Киевского полка — административно-территориальной и военной единицы Войска Запорожского.

18 декабря 1708 года при первом разделении государства Русского царства на губернии образована Киевская губерния с губернским городом Киевом и включала 55 городов.

После 22 октября 1721 года Российское царство стало именоваться Российской империей частью которой стала и Киевская губерния.

В сентябре 1781 года Киевская губерния преобразована в наместничество.

В ноябре-декабре 1796 года учреждена новая Киевская губерния, причём часть территории, находившаяся на левобережье Днепра, отошла к Малороссийской губернии.

В августе 1862 года в городе расположилось управление Киевского военного округа Императорской русской армии.

После Февральской революции в России 3 марта 1917 года город перешёл в подчинение Временному правительству России.

1 сентября 1917 года город, губерния, управление военного округа вошли в состав Российской Республики.

После Октябрьской революции в России 25—26 октября по старому стилю (7 — 8 ноября по новому стилю) город, губерния, управление военного округа перешли в подчинение Временного рабоче-крестьянского правительства.


Начиная с ноября 1917 года Киев многократно переходил из рук в руки, власть постоянно менялась:

7 (20) ноября 1917 года власть в городе взяла Украинская Центральная рада.

16 (29) января 1918 года началось Январское восстание большевиков. Восстание подавлено 22 января (4 февраля) 1918 года, провозглашена независимость Украинской Народной Республики — Киев стал её столицей.

26 января (8 февраля) 1918 года городом овладели войска Советской России. Красный террор, установление в городе советской власти.

1 марта 1918 года — взятие города войсками Украинской Народной Республики (УНР) под командованием С. В. Петлюры. Возвращение в город правительства Центральной Рады.

29 апреля 1918 года — свержение Центральной Рады германскими властями и провозглашение гетманом Украины П. П. Скоропадского. Город стал столицей нового Украинского государства (Украинской державы).

29 апреля — 14 декабря 1918 года в городе находилось управление корпуса — военного округа 4-го Киевского корпуса Украинской державы.,

14 декабря 1918 года — взятие Киева войсками УНР под командованием С. В. Петлюры.

5 февраля 1919 года — вступление в Киев войск Красной армии.

10 апреля 1919 года красные войска были выбиты из части Киева (Подол, Святошино, Куренёвка) на один день соединением атамана Струка, действовавшего в Чернобыльском уезде.

31 августа 1919 года (утро) — вступление в Киев частей Добровольческой армии Вооружённых Сил Юга России, Галицкой армии, армии Украинской Народной Республики (красные войска оставили город 30 августа). Во второй половине дня Добровольческая армия и украинские части начали бои[источник не указан 285 дней], украинские войска оставили город.


14 октября 1919 года — взятие города Красной армией.

16 октября 1919 года — Добровольческая армия отбила город обратно.

16 декабря 1919 года — взятие Киева Красной армией.

7 мая 1920 года — в Киев вступили части Войска Польского.

12 июня 1920 года — взятие Киева Красной армией.

С 12 июня 1920 года окончательно вошёл в состав УССР. 24 июня 1934 года по решению Совнаркома Украины столица Украинской ССР перенесена из Харькова в Киев.

Для защиты города со стороны советско-польской границы в 1928 году началось строительство Киевского укреплённого района. 13 августа комендантом КиУРа назначен П. Е. Княгницкий.

С 1936 по 1941 год в Киеве строилась система железнодорожных тоннелей под Днепром, однако её строительство было прервано войной. В дальнейшем её недостроенные составляющие были частично затоплены, а оставшиеся материалы стали основой для первых станций Киевского метрополитена.

22 июня 1941 года управление КОВО выделило полевое управление Юго-Западного фронта. Управление КВО продолжало работать под руководством генерал-лейтенанта В. Ф. Яковлева. Партийные организации города с начала войны направили в войска более 30 000 коммунистов.


11 июля начались бои на ближних подступах к городу. См. Киевская операция и Оборона Киевского укреплённого района

19 сентября 1941 года 37-я армия РККА, оборонявшая город, оставила его и начала пробиваться из окружения. В этот же день в Киев вступили войска 6-й немецкой армии. Более 70 дней продолжалась оборона города. Немецкая армия потеряла здесь более 100 000 человек. Столь длительная задержка в продвижении противника в этой войне была первой[источник не указан 285 дней].

В 1941-43 годах в районе Бабьего Яра находился Сырецкий лагерь смерти. За время оккупации здесь было расстреляно более 100 000 жителей города Киева и военнопленных.,,

3 ноября 1943 года войска 1-го Украинского фронта начали Киевскую наступательную операцию.

5 ноября 1943 года с утра вермахт начал отвод войск из города. К утру 6 ноября столица Советской Украины Киев был освобождён Красной армией,.

В 1951 году в Киеве создан первый в СССР и континентальной Европе компьютер МЭСМ.

6 ноября 1960 года начал свою работу Киевский метрополитен.

21 июня 1961 года в ознаменование 20-летия героической обороны Киев награждён орденом Ленина. В тот же день учреждена медаль «За оборону Киева». В Указе Президиума Верховного Совета СССР «Об учреждении медали „За оборону Киева“» г. Киев назван городом-героем.

8 мая 1965 года в ознаменование 20-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне городу Киеву присвоено почётное звание «Город-Герой» и вручена медаль «Золотая Звезда».

С 24 августа 1991 года Киев — столица независимой Украины.

В 2005 году Киев стал местом проведения 50-го музыкального конкурса Евровидение.

В 2012 году был одним из четырёх украинских городов, принимавших Чемпионат Европы по футболу 2012.

В конце 2013 — начале 2014 в городе проходили основные события Евромайдана.

Особый правовой статус города


Столица Украины

Согласно ст. 133 Конституции Украины город Киев как столица Украины имеет специальный статус, определяемый Законом Украины «О столице Украины — городе-герое Киеве» и не подчиняется областному руководству (такими же правами Конституция Украины наделяет город Севастополь). Согласно указанному Закону и его толкованию Конституционным Судом Украины, главой Киевской городской государственной администрации (КГГА) автоматически становится Киевский городской голова, избираемый на прямых выборах путём достижения наибольшего количества отданных голосов участвовавших в выборах городского головы избирателей.

Языковая ситуация

Языковая история Киева сложна и противоречива. Во многом она является отражением его долгой и довольно противоречивой истории, а также различных изменений в языковой политике последних столетий. Интенсивное смешение двух близкородственных языков, приведшее к появлению так называемого суржика, отмечалось в Киеве со второй четверти XIX века. По состоянию на 2000 год в cемейном общении 18 % киевлян использовали украинский язык, 48 % — русский, a 34 % — общались на двух языках, в зависимости от обстоятельств.


Комментируя итоги первой переписи населения 2001 года, журнал «Демоскоп» назвал Киев «скорее украиноязычным (во всяком случае, желающим казаться таковым)». По данным последней переписи населения 2001 года, 72,1 % киевлян назвали родным языком украинский, 25,3 % — русский язык. Это соотношение сильно изменилось с момента проведения последней советской переписи населения 1989 года.

Религия

Вскоре после Крещения Руси (988) в Киеве, ставшем центром Киевской митрополии Константинопольского патриархата, был построен первый каменный храм Руси — Десятинная церковь.

В 2007 году в Киеве насчитывалось 719 религиозных общин, среди них Украинская православная церковь Московского патриархата — 177, Украинская православная церковь Киевского патриархата — 91, Свидетели Иеговы — 49, баптисты — 45, христиане веры евангельской — 40, УАПЦ — 24, адвентисты седьмого дня — 21, пятидесятники — 15, УГКЦ — 9, мусульмане — 8, Римско-католическая церковь — 8, иудеи — 7, старообрядцы (Русская православная старообрядческая церковь) — 1 и как минимум 4 незарегистрированные буддистские общины.

По состоянию на 1 июля 2009 года в Киеве официально зарегистрированы и действовало 1067 религиозных организаций, среди них 813 религиозных общин, 44 духовных центра, 21 управление, 106 миссий, 21 братство, 41 духовное учебное заведение и 21 монастырь.

В ходе опроса, проводившегося в ноябре 2006 года, 64 % жителей Киева назвали себя верующими, 9 % определили себя верующими в сверхъестественные силы, 19 % не определили своей религиозной принадлежности, 8 % — атеисты. Регулярно посещают религиозные службы и учреждения 11 % всех опрошенных, 64 % — изредка. В различные суеверия верят от 23 % (гадания и предсказания) до 52 % (талисманы)[нет в источнике 680 дней].

По состоянию на 2013 год Киев был административным центром для ряда религиозных организаций Украины:

  • Украинская православная церковь в составе Московского патриархата. Резиденция её предстоятеля, Митрополита Киевского и всея Украины, и местонахождение временного кафедрального собора — Киево-Печерская лавра. Также ей принадлежат такие киевские храмы и монастыри как: Флоровский монастырь, Свято-Троицкий Ионинский монастырь, Зверинецкий пещерный монастырь, Введенский монастырь, Пантелеимонов монастырь, Покровский монастырь, Голосеевская пустынь, Китаевская пустынь, Кирилловская церковь, Ильинская церковь, Крестовоздвиженская церковь, Киево-Подольская Введенская церковь, Дмитриевская (Константино-Еленинская) церковь, Церковь Святителя Николая на воде, Церковь прп. Феодора Освященного и др.
  • Украинская православная церковь Киевского патриархата. Патриарший собор — Владимирский собор. Также ей принадлежат такие киевские храмы и монастыри как: Михайловский Златоверхий монастырь, Выдубицкий монастырь, Церковь Николы Притиска, Церковь Рождества Христова, Церковь Успения Богородицы Пирогощи, Сретенская церковь и др.
  • Украинская автокефальная православная церковь. Главный храм — Андреевская церковь. Также ей принадлежат церковь Николая Набережного и Покровская церковь.
  • Украинская грекокатолическая церковь. Главный храм — собор Воскресения Христова. Также ей принадлежат Церковь Николы Доброго и Церковь Святого Николая на Аскольдовой могиле.
  • Диоцез Киева-Житомира Римско-католической церкви. Главный храм — Собор Святого Александра; также ему принадлежит Николаевский костёл.
  • Духовное управление мусульман Украины (мечеть Ар-Рахма).
  • Старообрядческая Киевская и всея Украины епархия.

На территории города действуют несколько синагог: Синагога Киевской иудейской религиозной общины, Хоральная синагога Бродского и Галицкая синагога.

Источник: tropki.ru

Киев раскинулся на живописных берегах реки Днепр, в начале ее среднего течения. Город находится в центральной части Украины, на холмистых крутых спусках, и окружен кольцом густой растительности: в теплое время года улицы столицы и ее окрестности буквально утопают в зелени. Примечательно то, что Киев располагается на границе различных физико-географических зон — лесной и лесостепной. Большую часть площади города занимает правый берег, который достаточно высок и изборожден глубокими оврагами, образуя отдельные высоты. Они получили название Киевских гор. Наиболее высокие точки местности находят­ся в восточной части города. К западу территория города становится более равнин­ной (здесь расположены широкие долины Лыбеди, Крещатика и Скомороха), а по направлению к Батыевой горе рельеф местности снова повышается.

Среди городских зеленых насаждений преобладают каштаны; в парковых зонах, па улицах и площадях произрастают также клен, грецкий орех, липа, ива, сосна, ель, береза и др. Относительно мягкий климат в этой природной зонг способствует хорошему развитию различных декоративных культур, предназна­ченных для украшения садов и парков. На сегодняшний день в городе насчиты­вается 67 парков и 200 скверов. В целом зеленые насаждения в столице Украины занимают территорию более чем 49 тыс. га. а площадь водных пространств, находящихся в черте города, составляет около 5,5 тыс. га.

Климат умеренно континентальный; в зимний период в черте города отме­чаются заморозки, временами — снегопады, но, как правило, небольшие. Сред­няя температура воздуха в январе составляет -5° С. В летние месяцы количестве ясных, солнечных дней чаще всего превышает число дней с высокой облачно­стью и осадками в виде дождя или града. Среднеиюльская температура воздуха в столице равна +19,5° С. Сильная, изнуряющая жара — явление необычное для Киева; случаи продолжительного летнего зноя наблюдались в черте города довольно редко, последний раз — в конце июля — начале августа 2002 г., когда столбик термометра удерживался на отметке +39° С. Среднегодовое количестве осадков обычно не превышает 300 мм.

Население, язык, вероисповедание

В Киеве насчитывается свыше 2,7 млн. жителей. Численность населения в агломерации столицы достигает более 2 млн. человек (сюда входят города Борисполь, Бровары, Боярка, Вышгород, Васильков, Ирпень, Фастов и несколь­ко небольших поселков, примыкающих к Киеву в радиусе 80 км).

Основную массу населения города составляют украинцы. Значительная часть жителей столицы — русские, поляки и белорусы, национальный состав населения Киева формируют также молдаване, евреи, крымские татары. Государственным языком является украинский, однако подавляющее большинство коренных жите­лей одинаково хорошо владеет как украинским, так и русским языком. Множество печатных изданий в городе выходит на русском языке.

Основной религией является православие, что в огромной степени обуслов­лено историческим развитием города (Древний Киев был центром православ­ной веры восточных славян). Ряд жителей Киева (как правило, поляки и вы­ходцы из областей Западной Украины и Западной Белоруссии) исповедуют католицизм.

История развития

Столица Украины имеет интереснейшую и очень древнюю историю. Время появления первых древнейших поселений на территории современного Киева, обнаруженных в ходе археологических раскопок, датируется еще эпохой позднего палеолита (XV-XX тысячелетием до н. э.). Крупная древняя стоянка в районе теперешнего Кирилловского спуска в Киеве — одна из важнейших находок археологов конца XIX в.

Согласно многим историческим источникам, основание Киева относится к V-VI вв. н. э. По преданию, город был заложен тремя братьями — Кием, Щеком и Хоривом — и их сестрой Лыбедью. Как гласит древняя украинская легенда, могучий кузнец по имени Кий вступил в поединок со змеем, наводившим ужас на все окрестное население и заставлявшим людей платить неимоверную дань. Выиграв сражение, кузнец запряг побежденного им змея в огромный плуг и вспахал землю в том месте, где сейчас находится город, названный именем славного богатыря. Из борозд от плуга и земляных насыпей, по легенде, впо­следствии возникли река Днепр, ее пороги и валы вдоль речного- побережья, которые и были названы Змиевыми валами.

Так об истории закладки города повествует народное предание, но существу­ют и реальные исторические источники, содержащие сведения о том, что после своего основания Киев стал известен как центр древних поселений восточносла­вянского племени полян. На крутом правобережье реки Днепр поселенцы возво­дили достаточно мощные укрепления, служащие жителям города для защиты от вторжения кочующих племен. В дальнейшем, на протяжении нескольких столе­тий, Киев выдерживал набеги несметных полчищ печенегов, половцев, хазар, монголотатар.

В русских летописях первые упоминания о Киеве датируются 860 г. События, происходившие в этом городе, неразрывно связаны с историческим развитием древнего феодального государства — Киевской Руси. История Киева как столи­цы Киевской Руси начинается с IX в., когда город стал крупным политическим и культурным центром восточных славян в результате объединения нескольких разрозненных славянских племен под властью киевских князей.

Быстрому развитию города способствовало его весьма выгодное располо­жение. Именно через Киев были проложены дороги, имеющие огромное торго­во-экономическое значение. Торговые пути вели в Константинополь, именуемый в те времена Царьградом, в Азию, а также в Новгород и в донские земли. В 882 г, в Киеве начал править князь Олег, и с этого периода до 1132 г. город считался центром объединенных земель Киевской Руси. Благодаря удобному географи­ческому положению Киев в течение длительного времени поддерживал стабиль­ные политические и торгово-экономические связи со странами Центральной и Восточной Европы.

Киевские князья, правившие в городе, используя опыт более древних поселен­цев, возводивших укрепления на возвышенных местах, строили дворцы и храмы на довольно высокой Старокиевской горе. Что же касается представителей город­ского купечества и ремесленников, то они устраивали свои поселения в низовьях, например на Подоле.

В IX-XI вв, в Киеве происходило бурное развитие ремесел, культуры (в част­ности, славянской письменности), возводилось множество новых зданий, в том числе и христианских церквей. К наиболее знаменитым архитектурно-историческим памятникам Древней Руси, построенным в Киеве, относятся Киево-Печерская лавра и Софийский собор, сыгравшие значительную роль и в развитии русского христианства.

Заметный след в историческом и политическом развитии города оставил период правления в Киеве князя Владимира Святославича (980-1015 гг.). К этому времени относится и крещение Руси — событие, способствовавшее усилению международного влияния русского государства и распространению христианской веры. В IX-X вв., в период раннего феодализма, христианство приобрело статус официальной религии древних славян, благодаря чему начали быстро развивать­ся политические и культурные связи Руси с Византией и Болгарией.

В XI в. Киев завоевал высокий авторитет в политических и религиозных кругах христианских государств. К началу XII в. в городе было построено около 400 христианских церквей и храмов, 8 торговых рынков. Высокого уровня развития достигло ремесленное производство и торговля с другими городами и странами. В Киеве был принят первый в Древней Руси кодекс законов под названием «Русская правда». В XI в. в Киеве насчитывалось свыше 50 тыс. жителей, и численность населения достаточно быстро возрастала. Для сравнения в качестве примера можно привести тот факт, что прославившийся в древних летописях Новгород занимал в те времена лишь второе место среди русских городов по количеству жителей (в нем проживало около 30 тыс. че­ловек) и занимаемой территории.

Тем не менее в среде ремесленников и мастерового люда зрело недоволь­ство киевскими князьями и боярами. Во второй половине XI в. классовые про­тиворечия между правящей верхушкой и трудовым населением города резко обострились, что привело к народным восстаниям 1068 и 1113 гг.

После кончины киевского князя Владимира Мономаха объединенная Киев­ская Русь стала подвергаться дроблению на удельные княжества. К середине XII в. возникло множество таких самостоятельных государств-княжеств, что при­вело к потере былой мощи русских князей и распаду Киевской Руси. В 1242 г. было совершено крупное нашествие монголотатарских войск на Киев. Городу не уда­лось справиться с бесчисленными полчищами неприятеля, и в результате крово­пролитной борьбы, закончившейся для киевлян полным поражением, Киев был разрушен почти до основания.

После захвата города монголотатарами он утратил свое былое политическое значение и попал в вассальную зависимость от правительства Золотой Орды. Разви­тие культуры и экономики на территории Киевского княжества было надолго приостановлено, однако, даже несмотря на длительный упадок, город сохранил накопленные им в период своего расцвета богатые культурные и ремесленные традиции. Это позволило Киеву оставаться важным экономическим и политиче­ским центром восточных славян.

В 1362 г. территория Киевского княжества была присоединена к Великому княжеству Литовскому.

В 1471 г. Киев вошел в состав Киевского воеводства и стал его центром. В 1482 г. татаромонгольские войска под предводительством хана Менгли-Гирея совершили опустошительный набег на город, в результате чего он был почти полностью разграблен. К концу XV в. правительство Литовского княжества начало проводить в Киеве новую политику, направленную на привлечение пред­ставителей богатых и знатных слоев городского населения на свою сторону. В итоге в Киеве было введено магдебургское право, и это событие в немалой степени способствовало преодолению экономического упадка в городе и росту промышленного производства, что, в свою очередь, привело и к увеличению численности населения.

В 1569 г, после заключения Люблинской унии, Киев был присоединен к тер­ритории Польши. В конце XVI — начале XVII в. в городе активизировалась борьба украинского народа против гнета польских шляхтичей. В 1591-1593 гг. здесь про­изошло народное восстание под предводительством К. Косинского, в 1594-1596 гг. — восстание, возглавляемое С. Наливайко, а также ряд крестьянско-казацких восста­ний в 1625,1630 и 1637-1638 гг. Уже в первой четверти XVIIв. в Киеве образовался центр народной борьбы против насильственного утверждения на территории Ук­раины униатства и католической религии.

С начала XVII в. отмечался определенный подъем в культурной жизни Киева. Так, на территории Киево-Печерской лавры была открыта типография, с которой в 1616 г. издали первую в городе печатную книгу — «Часослов». 1632 г. датируется основание Киево-Могилянской академии.

Ко второй половине XVII в. на Украине развернулась мощная освободитель­ная народная борьба против засилья польских шляхтичей, возглавляемая Богда­ном Хмельницким. Жители Киева приняли активное участие в этой народной войне, целью которой являлось свержение шляхетского гнета и воссоединение Украины с Россией.

Освободительная борьба продолжалась в течение нескольких лет, с 1648 по 1654 г. Летом 1648 г. повстанческое казачье войско под предводительством сподвижника Б. Хмельницкого, Данилы Нечая, очистило территорию Киева от отрядов польской шляхты. В декабре 1648 г. в пределы города вошли войска Б. Хмельницкого, состоявшие из казаков и крестьян. Упорная и кровопролитная борьба за независимость от Польши завершилась в 1654 г. подписанием договора о воссоединении Украины с Россией, в результате чего Киев был присоединен к территории Российского государства.

С 1654 г. Киев приобрел статус центра Киевского воеводства, вошедшего в состав России. Объединение русских и украинских земель сыграло значитель­ную роль в дальнейшем развитии культуры и экономики Киева. В 1708 г. город стал центром Киевской губернии, а с 1781 г. — Киевского наместничества. С 1797 г. Киев известен как центр Киевской губернии.

Вторая половина XVII в. — период многократных вооруженных вторжений в Киев со стороны шляхетской Польши и Крымского ханства. Для того чтобы противостоять набегам вражеских войск, киевляне возвели специальные укрепления, благодаря которым была обеспечена надежная защита от нападений извне, и Киев стал городом-крепостью. К началу XVIIIв. жизнь в Киеве брела более спокойный, мирный характер; в это время отмечался постоянный рост уровня городского промышленного производства. Так, уже в 1760-х гг. в городе насчитывалось свыше 3 тыс. ремесленников, которые трудились в 18 производственных цехах. Возникновение первых крупных предприятий относиться ко второй половине XVIII в. Знаменитый оружейный завод «Арсеал» был построен в 1764 г.

В первой половине XIX в. в Киеве начала развиваться деятельность политических организаций, направленная против царского самодержавия. В 1820-х гг.в городе состоялось первое собрание Южного общества декабристов. В 1840-е гг.возникло Кирилло-Мефодиевское общество, целью которого являлась общественно-политическая борьба против произвола существующей в стране государ­ственной власти. Во главе этой организации стоял известный украинский писатель Т. Г. Шевченко. К числу политических обществ второй половины XIX в., являю­щихся частью революционно-демократического движения в России, принадлежа­ли действующие в Киеве «Южно-русский рабочий союз», «Киевская коммуна», Юго-западная группа партии народовольцев и др.

В XIX в. Киев стал весьма значительным в России центром культуры и про­мышленности; наиболее высокое развитие приобрели пищевое и машиностроитель­ное производство. В 1834 г. был основан Киевский университет, а в 1878 г. — Высшие женские курсы. В 1898 г. киевские студенты приступили к занятиям в новом учеб­ном заведении города — Политехническом институте, готовившем специали­стов с инженерным образованием. После того как в Киеве была построена железная дорога с сообщением Москва — Курск — Киев и Киев — Одесса, город стал еще и одним из важнейших транспортных узлов страны (конец 1860 — начало 1870-х гг.). Помимо этого, в 1858 г. открылось движение па­роходов по Днепру в районе Киева, что способствовало быстрому налажива­нию судоходных связей с другими российскими городами. В 1892 г. на улицах Киева (впервые в России) появилось невиданное ранее чудо техники — трам­вай, со временем ставший для киевлян привычным видом городского обще­ственного транспорта.

Интенсивное развитие капиталистического производства во второй полови­не XIX в. привело и к увеличению численности представителей рабочего класса в Киеве. В связи с этим в городе усилилось и демократическое рабочее движе­ние, при учебных заведениях и мастерских начали создаваться рабочие и студенче­ские политические кружки. В конце XIX в. было организовано социал-демократи­ческое общество под названием «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Эта организация оказала большое влияние на деятельность Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП).

В 1903 г. в южных областях России состоялась всеобщая политическая ра­бочая стачка, в которой весьма активное участие приняли и трудящиеся Киева. Город являлся центром революционно-демократической борьбы и в период пер­вой русской революции 1905-1907 гг. В это время здесь одно за другим вспыхивали многотысячные восстания горожан, которые тем не менее были подавлены властями.

После Февральской революции 1917 г. власть в Киеве захватили эсеры и меньшевики. Представители буржуазных националистических партий объеди­нились и создали новый орган городского управления — Центральную раду, против которой через некоторое время выступили члены большевистской орга­низации — РСДРП(б), перешедшей от подпольной деятельности к открытой борьбе за установление советской власти.

В сентябре 1917 г. в Киеве завершилось формирование общегородского штаба Красной гвардии. Почти сразу же после октябрьских событий в Санкт-Петербурге на заседании Киевского совета рабочих и солдатских депутатов, а также предста­вителей гарнизона, фабричных и заводских комитетов и профсоюзов был избран состав Ревкома (революционного комитета), который должен был возглавить вооруженную борьбу за свержение власти меньшевиков и эсеров. 29 октября (11 ноября) 1917 г в городе началось восстание, закончившееся победой рабочих и революционно настроенных солдат. Но ею весьма выгодно для себя воспользо­вались члены Центральной рады, пришедшие к власти в Киеве сразу же после кончания восстания.

В январе 1918 г. в Киеве вспыхнуло новое восстание трудящихся, целью которого являлось свержение власти Центральной рады. Однако это массовое выступление рабочих отрядов было жестоко подавлено. В феврале 1918 г. в город вошли части Красной армии, которые захватили власть в Киеве, а несколь­ко дней спустя сюда из Харькова было переведено недавно созданное украинское советское правительство. Работа правительства в Киеве продолжалась недолго: уже 1 марта 1918 г. город заняли германские войска. Одновременно было создано правительство буржуазных украинских националистов, возглав­ляемое генералом П. Скоропадским. Последний вскоре был провозглашен гет­маном Украины.

После того как в конце 1918 г. германские войска были выдворены с территории Украины, власть в Киеве перешла в руки представителей украинской Директории во главе с атаманом С. Петлюрой.

В начале февраля 1919 г. в город вошли вооруженные отряды Красной армии, которым удалось разбить войска петлюровской Директории и захватить власть в Киеве. Однако советская власть в городе удерживалась лишь до конца густа 1919 г. С сентября по декабрь 1919 г. Киев был занят частями белогвардей­ской армии под предводительством генерала А. Деникина. В конце 1919 г. на улицах года проходили кровопролитные бои частей Красной армии с деникинцами, в ходе которых последние потерпели поражение и в Киеве снова установилась советская власть.

В начале мая 1920 г. в Киев вступили войска буржуазной Польши, однако через несколько дней польские отряды были выбиты из города частями Красной армии. Напряженная военно-политическая обстановка в городе стала стабилизироваться после окончания Гражданской войны. В начале 1920-х гг в Киеве проводилось активное хозяйственное восстановление разрушенной экономики города.

В период 1920-1930-х гг. Киев был отстроен заново и стал крупным промышленным и культурным центром не только Украинской Республики, но и всего Советского государства. Перед Второй мировой войной в городе усиленно развивались такие отрасли промышленности, как химическая, металлургическая, машиностроительная, текстильная и др. В июне 1934 г. было принято Постанову КПУ (Коммунистической партии Украины) о перенесении украинской столицы из Харькова в Киев. Таким образом, с 1934 г. Киев являлся столицей Советской Украины.

22 июня 1941 г. Киев подвергся авиационной бомбардировке войсками не­офашистской Германии, развязавшей войну против СССР. Одновременно алом Великой Отечественной войны в Киеве стали формироваться отряды народного ополчения, защищавшие город от захватчиков до сентября 1941 г. С завершением Киевской оборонительной операции начался период оккупации города немецкими войсками, продолжавшийся до ноября 1943 г. На оккупированной территории Киева действовали подпольные организации, созданные для борьбы с немецко-фашистской Германией, в которых жители города принимали в самое активное участие.

Киев был освобожден от оккупантов 6 ноября 1943 г., когда части 1-го Укра­инского фронта (командующий – генерал Н.Ф. Ватутин) прорвали немецкую оборону в ходе знаменитой Киевской наступательной операции.

Ущерб, нанесенный городу за годы оккупации, был огромен. От рук немец­ко-фашистских захватчиков погибло более 200 тыс. жителей Киева и свыше 100 тыс. человек были насильственно вывезены в Германию. Более 800 го­родских промышленных предприятий пострадали или были полностью разру­шены в результате бомбардировок и обстрелов, из строя были выведены также около 1000 учреждений и общественных организаций, свыше V жилых зданий. По окончании войны начались работы по восстановлению хозяйства и экономики Киева, которые успешно завершились в 1950-е гг. В 1954 г. город был впервые представлен к награждению орденом Ленина; во второй раз такой же награды Киев удостоился в 1961 г. Киеву также было присвоено звание города-героя за героизм и мужество, проявленные его защитниками в годы Великой Отечественной войны. В 1965 г. город-герой Киев был отмечен очередной наградой — медалью «Золотая Звезда». С 1990 г. Киев — столица суверенного государства Украина. В 1991 г. в Киеве был учрежден пост пре­зидента страны.
Культурное значение

Большое количество архитектурных достопримечательностей в Киеве свя­зано с богатейшей историей развития этого города как религиозного и культур­ного центра Киевской Руси. Одним из наиболее знаменитых памятников архи­тектуры является Киево-Печерская лавра, основанная в 1051 г. как мужской монастырь. В XI-XIX вв. лавра была известна как крупный культурно-религи­озный центр восточных славян: здесь были открыты школа и типография, ра­ботала иконописная мастерская, а в XIII-XV вв. был выпущен рукописный труд «Киево-Печерский Патерик», включавший в себя жизнеописание монахов. В Киево-Печерской лавре жил известный русский летописец Нестор.

В конце 1920-х гг. монастырь закрыли, а на территории лавры был создан музей-заповедник. В состав архитектурного комплекса входят Верхняя лавра с группой Ближних и Дальних пещер. Находящийся на территории лавры Успенский собор, построенный во второй половине XI в., был разрушен в годы Великой Отечественной войны, и в настоящее время сохранились лишь раз­валины этого здания. Примечательны Троицкая надвратная церковь, возве­денная в начале XII в. и реконструированная в XVIII в.; надвратная церковь. Всех Святых, построенная в XVII в. Обе эти церкви, находящиеся в составе архитектурного ансамбля Киево-Печерской лавры, образуют так называе­мый Ковнировский корпус. На Ближних пещерах расположена церковь Воз­движения, а на Дальних — церковь Рождества Богородицы (обе были возве­дены в конце XVII — начале XVIII в.). На территории лавры имеется и колокольня, созданная по проекту архитектора И. Шеделя в XVIII в.

В 1988 г. на территории заповедника был открыт Свято-Успенский Киево-Печерский монастырь, а в 1989 г. — духовная семинария.

Строительство христианских церквей и соборов началось в X в.; в то время Киев был разделен на две части: Верхний (Старый) город иНижний город (Подол), в котором находились ремесленные слободы. В конце X в. в Верхнем городе была возведена Десятинная церковь; кроме того, его окружали крепкие каменные стены (развалины Золотых ворот сохранились здесь до сих пор). Гофийский собор был выстроен в центре Верхнего города в XI в. (реконструирован в XVII в.). Сейчас в этом месте находится архитектурный ансамбль Софийский музей. Особый интерес вызывают фрески и мозаичные работы, являющиеся элементами внутреннего убранства собора.

Помимо Киево-Печерской лавры и Софийского собора, наибольшую культурно-историческую ценность представляют такие произведения древнего зодчества, как Выдубецкий монастырь (XI в.), церковь Спаса на Берестове (XII в.), Кирилловская церковь (XII в., реконструирована в XVIII в. архитектором И. Григоровичем-Барским), а также Андреевская церковь, построенная по проекту архитек­тора В. Растрелли в XVIIIв., и величественный Владимирский собор, возведенный вXIX в. по проекту архитекторов А. Беретти, В. Николаева и П. Спарро.

Внутренние стены Андреевской церкви украшены росписями в стиле рококо, выполненными живописцем А. Антроповым. Росписи во Владимирском соборе являются работами знаменитых русских художников В. Васнецова и М. Нестерова. В XIII-XVI вв. застройка города переживала значительный спад, однако в XVII в. она возобновилась. Именно к этому периоду относится строительство таких монументальных сооружений, как церковь Николы Притиска и Ильинская церковь. Архитектурные формы, присущие этим зданиям, были сродни украинскому деревянному зодчеству.

В 1752-1755 гг. по проекту архитекторов В. Растрелли и А. Квасова в Киеве был возведен Мариинский дворец — сооружение, с первого взгляда покорявшее зрителя своей красотой и изысканностью. В 1819 г. это здание в значительной степени пострадало от пожара, но в 1870 г. было восстановлено архитектором К Маевским. Еще один дворец, ставший архитектурным украшением города, —

Кловский — строился под руководством архитекторов С. Ковнира и В. Неелова

В 1754-1758 гг. Первая половина XIX в. ознаменовалась строительством зданий в стиле классицизма. В числе архитектурных памятников подобного рода — монумент, возведенный честь магдебургского права в 1802-1808 гг., ротонда на Аскольдовой могиле, построенная в 1809-1810 гг. Автором обоих проектов — и монумента, и ротонды — был архитектор А. Меленский. Образцом архитектуры в стиле классицизма является и здание Киевского университета, сооруженное в 1843 г. по замыслу архитектора В. Беретти.

В XIX в. начала интенсивно застраиваться центральная часть города, в част­ота его главная улица — Крещатик. Строительные работы проводились под руководством архитектора В. Беретти. В начале того же века планомерно осуществлялось строительство зданий на Подоле (бывший Нижний город). Проектированием сооружений в этом районе Киева занимался архитектор В. Гесте.

Во второй половине XIX — начале XX в. ощущалось стремление киевских зодчих к новаторским находкам: в архитектуре города отмечалось преобладание эклектики. К наиболее примечательным памятникам городского зодчества этого периода можно отнести здания Музея украинского изобразительного искусства, возведенное по проекту архитекторов Г Бойцова и В. Городецкого в 1900 г., Киевского оперного театра (1901 г, архитектор В. Шретер), Государственного банка 1905 г., архитекторы А. Вербицкий и В. Кобелев).

Среди скульптурных достопримечательностей Киева — величественные бронзовые монументы князя Владимира (1853 г., скульпторы В. Демут-Малинов-ский и П. Клодт, архитектор К. Тон) и Богдана Хмельницкого (1888 г., скульптор М. Микешин).

В 1930-х гг. в Киеве началась интенсивная застройка города, коренным образом преобразившая его внешний облик. К весьма примечательным архитек­турным произведениям советского периода относится здание железнодорожного вокзала, возведенное по проекту А. Вербицкого в 1933 г. Это грандиозное соору­жение, помещения которого украшены роскошными хрустальными люстрами, было реконструировано в начале 2000-х гг.

За годы Великой Отечественной войны серьезно пострадали улицы и пло­щади города, многие здания были почти полностью разрушены. В послевоен­ный период начались работы по возрождению архитектурного облика Киева. Особое внимание градостроители уделяли восстановлению Крещатика. Не­смотря на относительно небольшую протяженность этой центральной улицы (ее длина равна 1 км), она вполне достойна называться лицом города. В ходе восстановительных работ здания Крещатика облицовывались керамической плиткой светло-коричневого цвета, что придало им весьма оригинальный вид и выделило из общей массы городских сооружений. В настоящее время Крещатик — одна из самых красивых и благоустроенных улиц Киева. Проект нового архитектурного ансамбля этой улицы создавался в 1947-1954 гг. архи­текторами А. Власовым, А. Добровольским, В. Елизаровым, А. Малиновским, Б. Приймаком.

Наиболее интересными архитектурными работами послевоенного периода являются здание Дворца спорта (1960 г., архитекторы М. Гречина и А. Заваров), Дворец пионеров (1965 г., архитекторы А. Милецкий и Э. Бильский, скульптор В. Бородай), здание аэровокзала в Борисполе (1966 г., архитектор А. Доброволь­ский), Дворец культуры «Украина» (1970 г., архитекторы Е. Маринченко, И. Вай-нер и П. Жилицкий).

В 1930-1970-х гг. в городе появилось немало памятников, созданных в честь великих деятелей культуры, а также монументов, увековечивших память во­инов-освободителей. Можно особо отметить следующие скульптурные рабо­ты: памятник Т. Шевченко (1938 г., скульптор М. Манизер, архитектор Е. Левинсон), обелиск Вечной славы на Могиле Неизвестного Солдата в парке Славы (1957 г., архитекторы А. Милецкий, В. Бакланов и Л. Новиков, скульптор И. Першудчев), памятник А. С. Пушкину (1962 г.. скульптор А. Ковалёв, архитектор В. Гнездилов), памятник Лесе Украинке (1973 г., скульптор Г Кальченко, архитектор А. Игнащенко), мемориальный комплекс «Украинский го­сударственный музей истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» (1981 г., скульптор В. Бородай).

В Киеве расположена Академия наук Украины и ряд ее филиалов. Миро­вой известностью пользуются такие научно-исследовательские учреждения, как Институт физической химии имени Л. В. Писаржевского, Институт элект­росварки имени Е. О. Патона, Институт кибернетики, Институт механики, Ин­ститут микробиологии и вирусологии имени Д. К. Заболотного и др. Научные лаборатории и исследовательские центры открыты и при некоторых высших учебных заведениях города.

Киев — один из крупнейших студенческих городов Украины; в городе име­ется более 20 вузов. Наибольшей популярностью у абитуриентов пользуются Киевский университет, Торгово-экономический, Педагогический, Медицинский, Инженерно-строительный, Художественный институты, Институт легкой про­мышленности, Институт народного хозяйства, Сельскохозяйственная академия. В Киеве есть также Институт театрального искусства и консерватория, несколь­ко высших военных училищ. В городе работают свыше 200 массовых библиотек, крупнейшими из них являются Библиотека Академии наук и Государственная библиотека Украины.

В Киеве много музеев, вызывающих особый интерес прежде всего потому, что большинство экспозиций так или иначе связано с историей и культурой Киевской Руси, историческим прошлым Украины времен Богдана Хмельниц­кого, жизнью и деятельностью выдающихся деятелей культуры и искусства. На территории города открыто около 30 музеев; наибольшей популярностью у туристов и гостей города пользуются Исторический музей Украины, Литера­турно-художественный музей Т. Шевченко, Музей украинского изобразительно­го искусства, Музей русского искусства, Музей западного и восточного искусства, историко-культурный заповедник Киево-Печерская лавра, архитектурно-истори­ческий ансамбль Софийский музей, Археологический музей, Музей истории Ки­ева, Музей народной архитектуры и быта, Музей народного декоративного ис­кусства, Музей истории медицины и др.

В городе постоянно работают 15 театров, в том числе Академический театр оперы и балета имени Т. Шевченко, Академический украинский драматический театр имени И. Франко, Академический русский драматический театр имени Л. Украинки, Театр юного зрителя, Театр оперетты, Театр кукол, Эстрадный театр мимики и жеста. В Киеве открыто множество клубов, спортивных залов, бассей­нов, кинотеатров.

В столице Украины работают несколько издательств, телеграфное агент­ство, государственные и коммерческие каналы радио и телевидения, построен телецентр.

Информация для туристов

Туристам, приезжающим в Киев, рекомендуется непременно посетить зна­менитую Киево-Печерскую лавру. На территории этого архитектурно-исторического заповедника организуются экскурсии различной продолжительно­сти и тематики.

Осмотр исторического центра города желательно начинать с легендарной улицы Крещатик, являющейся архитектурным символом столицы. Помимо уни­кальных зданий и сооружений, на Крещатике и примыкающих к нему улицах имеется множество магазинов, в которых туристам предложат самые разнооб­разные товары: одежду, обувь, книги, галантерейные, текстильные и ювелирные изделия, картины, панно, предметы для украшения интерьера и др.

Для гостей столицы в Киеве организовываются недорогие автобусные эк­скурсии, во время которых можно ознакомиться с основными достопримечатель­ностями города. Туристы смогут также полюбоваться видами Киева, совершив кратковременное, но весьма увлекательное путешествие по Днепру на прогулоч­ном теплоходе, отправляющемся с речного вокзала.

В городе много уютных ресторанов, кафе, баров, работают ночные клубы, дискотеки, казино. В концертных залах столицы проходят выступления поп- и рок-звезд, концерты классической музыки, причем билеты стоят гораздо де­шевле, чем в Москве.

Денежная единица, имеющая хождение в Киеве, — украинская гривна. Пункты валютного обмена находятся повсеместно: на железнодорожном вокзале, авто­вокзале, в аэропорту, в банках, в крупных фирменных и универсальных магази­нах, гостиницах, а также на улицах города.

Источник: www.best-country.com

Киев — история основания

Киев как город был основан на рубеже VII-VIII вв. До этого его основали 3 брата с сестрой. Как утверждает легенда, описанная в летописи, братья Кий, Щек и Хорив с сестрой Лыбидь были полянами и жили на холмах, которые позже вошли в состав Киева. На одном из холмов основали поселение, которое и назвали в честь старшего брата. В то время город представлял собой терем и двор, где князь Кий принимал гостей и содержал свою дружину. Однако, в тот момент это поселение нельзя было назвать городом в современном понимании.

По поводу основания города до сих пор идут споры о веке основания и его основателе, потому что надежных источников по поводу реальности Кия, по сути, нет, только письменные свидетельства и все. Среди гипотез и теорий про основание Киева фигурируют разные кочевые племена от гуннов и аваров до сарматов и готов. Также есть и гипотеза о норманском (варяжском) происхождении города, иными словами, варяги основали его.

Поэтому принято считать, что город Киев появился ближе к VIII в., название же получил от поселения, как раз и созданного братьями с князем во главе.

Киев — город церквей и соборов

Благодаря почти 1200-летней истории в Киеве построено много различных соборов и церквей, которые рекомендуется посмотреть, будучи в столице. Начать стоит с Киево-Печерской лавры, первого монастыря на Руси, созданного в далеком 1051 г. Создан он был при правлении князя Ярослава Владимировича, прозванного Мудрым. На территории монастыря (лавры) находится много церквей и соборов, среди которых выделяется Собор Успения Пресвятой Богородицы, построенный в 1073 г. Конечно, изначальный вид собора был утерян после разрушительных набегов кочевых племен (половцы, монголы, татары и др.), но после них его восстанавливали неоднократно.

Сегодня он стоит после реконструкции по проекту Граужиса, в августе 2000 г. его освятили под руководством предстоятеля УПЦ митрополита Владимира. Работа по реставрации фресок продолжается и сейчас. Кроме собора Успения Пресвятой Богородицы на территории Лавры можно посетить Ближние и Дальние пещеры, где первоначально и был основан монастырь, когда там поселилась братия и начали искапывать себе кельи, там же они соорудили первый храм, где и проводили богослужения и молебны, до 1073 г. Сейчас там находятся мощи всех Печерских подвижников. У каждого своя история. Рекомендуется пройтись по пещерам с экскурсоводом.

На рубеже правления Владимира Святославича, Крестителя, и его сына Ярослава Мудрого был создан комплекс Собора Святой Софии, который является венцом достижений мастеров того времени. В 2011 собор отпраздновал свое 1-е тысячелетие. Несмотря на такой большой срок, собор перестраивался после татаро-монгольского ига 1240 г. Современный вид Святая София приобрела только во время митрополита Рафаила (Заборовского) в 1740-х годах.

C 1934 комплекс объявлен историческим заповедником, а в 1990 г. включен ЮНЕСКО в список Всемирного наследия. Стоит отметить, что его найденные исследователями фрески и мозаики, датированные началом XI в. получили Европейскую Золотую медаль за сохранение исторических памятников. Тут можно посмотреть и внешнее убранство собора в стиле украинского барокко, и зайти полюбоваться в самом соборе фресками, могилой Ярослава Мудрого, а также колокол Мазепы (отлитый в 1705 г.) при правлении Ивана Мазепы и его митрополите Варлааме (Ясинском), трапезную и бурсу. Рекомендуется посетить обзорную экскурсию по территории исторического заповедника.

От Святой Софии киевской можно добраться до Андреевской церкви. Построенная по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны 1749-1754 гг. по проекту Растрелли местными зодчими под руководством московского архитектора Ивана Мичурина, церковь была названа в честь апостола Андрея Первозванного. На Руси на этом месте действовал Янчин монастырь, построенный из дерева и сожженный монголами после захвата Киева в 1240 г. Расположена церковь на правом берегу Днепра с видом на исторический центр города. К Подолу ведет Андреевский спуск, и находится он на Замковой горе.

Также к просмотру рекомендованы церковь Святого Владимира, которая стоит на месте первой церкви Киева после Крещения, Десятинной; Николаевский костел, где можно послушать выступления органистов; Златоверхий Михайловский мужской монастырь; Свято-Покровский женский монастырь… Список рекомендаций можно продолжать и продолжать, потому что в Киеве много церквей, монастырей и соборов, заслуживших свое место в истории и культуре города.

Достопримечательности Киева и исторические памятники

Кроме религиозных памяток в Киев также много и исторических. Одной из них стали Золотые ворота. Это памятник оборонительному градостроительству, дошедший до современности из середины XI в. Тогда это был единственный вход в город. Считается, что их строительство проходило при князе Ярославе Мудром, и заняло период 1019-1026 гг. Впервые их упоминают в 1037. Примечательно то, что сверху была возведена церковь, маленькая, но действующая.

После монголо-татарского ига были разрушены, заново их раскопали в XVIII в. С тех пор началась их реставрация. Последний ее этап прошел уже в независимой Украине. Тогда провели реставрацию и сохранение частей ворот, которые уцелели с изначальной конструкции во время правления Ярослава Мудрого, заменили дерево в перекрытиях и поменяли облицовку. Теперь в восстановленном памятнике находится музей, где можно ознакомиться с Золотыми воротами, их историей, архитектурой, посмотреть на оставшиеся части стены проезда ХІ в., подняться по лестнице в церковь Благовещения, осмотреть Киев сверху.

Также можно посмотреть на Майдан Независимости, который из главной площади столицы стал звездой всех телеканалов в последние годы. Именно там проходили антиправительственные митинги, в которых 2-жды побеждали митингующие. На майдане находятся памятник Независимости, разнообразные статуи и памятники, а также много кафе и магазинов.

Чтобы почувствовать себя киевлянином, стоит прогуляться и по Крещатику. Можно выйти с Майдана и пойти по улице Крещатик. Тут находятся и фонтаны, и памятники, и кафе, и рестораны, магазины и кофейни, много творческих людей, которые поют, танцуют и всячески развлекают гуляющих. Если Майдан — сердце города, то Крещатик — это сосуд к сердцу, по которому люди гуляя идут на Майдан и обратно.

На самом деле, за 1200-летнюю историю Киев накопил больше исторических памятников и достопримечательностей. Статья описывает лишь незначительную их часть. Поэтому ехать в Киев стоит хотя бы на неделю.

Магазин чемоданов Pilgrimstore.RU — качественный багаж. Приходите!

Если вам понравилась статья, ставьте лайк или подпишитесь на канал PilgrimStore.RU — только правильный багаж

Источник: zen.yandex.ru


Categories: Столица

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.