Почему столица империи переносится на греческий Восток? Какие черты унаследовал Константинополь от древнего Рима, и какие являют его прежде всего христианским городом? Как было организовано его городское пространство, его жизнь? Какие образцы Новый Рим дал другим христианским столицам, русским городам? Рассказывает историк Павел Кузенков.

Здравствуйте, дорогие зрители! Сегодня мы поговорим о Константинополе. Этот город, основанный святым равноапостольным императором Константином Великим, стал Новым Римом – новой столицей великой Римской империи.

Это один из немногих городов в истории человечества, у которых есть точная дата рождения: 11 мая 330 года (24 мая по новому стилю) – в этот день прошла официальная церемония так называемого «обновления» (как мы сейчас переводим), или освящения, города, которую возглавлял сам император.


Вспомним историю основания этого города – Второго Рима, или Нового Рима, как его официально именовали, поскольку Москва является своего рода Новым Константинополем, или Третьим Римом, и отношения между нашей столицей и этим городом (ныне именуемым Стамбулом) очень близкие – я имею в виду отношения не формально политические, но прежде всего сакрально-духовные.

Притяжение греческого Востока

Константинополь – город святого Константина – изначально был задуман императором как восточная столица огромной империи, которая простиралась от Атлантического океана до Междуречья, как столица государства, которое было основано еще во времена Республики и с императора Августа стало империей, монархической державой, объединявшей самые разные народы и самые разные культуры, но в основном державшейся на двух ключевых элементах: греческий Восток и латинский Запад.

Греческий Восток воплощал собой культурное начало, традиции, связанные с Древней Грецией, с эллинистическими государствами – наследниками державы Александра Великого. Запад со времен борьбы Рима и Карфагена воплощал собою военное, юридическое начало, организационное начало, и именно римские императоры, римские правители взяли на себя труд и достаточно большую задачу – организовать все это средиземноморское пространство, взяв его в единый политический обруч римской державы, римских легионов. Но что касается культуры, что касается традиций, связанных с наукой, отчасти даже и с религией (потому что римляне своих богов отождествлять старались именно с греческими) и в первую очередь, конечно, традиций, связанных с научными и философскими знаниями, то всё это принадлежало именно грекам. И даже была такая римская поговорка: порабощенная Греция захватила Рим.


Действительно, это было именно так: Восток и Запад империи находились в очень органичном симбиозе, где не было однозначного лидера. Конечно, военный лидер был на Западе, это был Рим, но культурное первенство принадлежало именно Востоку империи.

А когда со времен римско-персидских войн III – начала IV века выявилось и фундаментальное военно-политическое значение восточной части империи, то императоры все чаще и чаще стали находиться именно там – в Малой Азии, вблизи персидской границы, и все чаще и чаще именно там оказывалась их ставка, их двор.

Но в Римской империи понятие «столица» было отделено от местонахождения императора, потому что столицей считался город, где находится Сенат империи, и поскольку древний Сенат находился именно в Риме, то императорская ставка рассматривалась как временная, военно-полевая столица. Задумка Константина была гораздо более серьезная, чем получить очередную ставку на Востоке: он хотел создать именно новый Рим, то есть перенести в этот город и Сенат. Именно так он видел свою задачу.

Троя или Византий?

Троянский эпос помогал империи обрести единство: оказывалось, что и Рим является частью древнегреческого ареала


Первоначально его взор обратился на берега Эгейского моря – туда, где в древности находилась Троя. Именно там Константин поначалу хотел построить новую столицу. Троя в истории Рима играет особую, уникальную роль. С одной стороны, этот город связан именно с греческой историей, и именно цикл о Троянской войне считается основным историческим эпосом древнегреческого мировоззрения – исторического, историософского, культурного. Но троянцы – соперники эллинов в эпосе, связанном с Троянской войной. Для римлян же троянцы – как раз их прародители, потому что, по преданию, которое воплощено было в «Энеиде» Вергилия, именно из Трои прибыли в Италию предки древних римлян – основателей древнего Рима Ромула и Рема. И впоследствии этот троянский след римской истории всегда подчеркивался. Тем самым Рим находил некую историческую и культурную связь с Востоком, и троянский миф, троянский эпос как раз помогал империи обрести единство: оказывалось, что и Рим является частью древнегреческого – троянского – ареала.

Но Троя к тому времени давно уже исчезла, остались только руины, и руины эти находились в достаточно неудобном для политического действия месте.


не только неудобство расположения сыграло здесь роль: по преданию, здесь еще играла роль мистика. Дело в том, что основание Константинополя в том месте, где он сейчас находится, то есть на мысе древнего полуострова Европа, в честь которого, собственно, и весь континент получил свое название, на мысе Мраморного моря, у Босфора, по преданию, которое зафиксировано было уже в глубокой древности, восходит к вещему сну императора Константина, который увидел некое небесное знамение о том, что город должен быть основан именно здесь, напротив древней и к тому времени уже лежавшей в руинах из-за землетрясения столицы Никомидии, и именно на европейском берегу Босфора.

Границы, очерченные ангелом

Место это, сейчас всем хорошо известное, во многих отношениях очень удобно. С одной стороны, оно находится в стратегически ключевом пункте всей евразийской системы торговых путей, потому что соединяет и сухопутные маршруты из Азии в Европу, и морской маршрут из Черноморского региона в Средиземное море. Он очень хорошо защищен, этот треугольник, на котором располагался древний Византий, в честь которого, собственно, мы и называем империю Византийской.

Конечно, Константинополь оказался гораздо больше, чем этот древний маленький городок, но, тем не менее, размера полуострова хватало для новой столицы. С двух сторон город был огражден естественными морскими препятствиями – Мраморным морем и заливом Золотой Рог, который вытягивается со стороны Босфора.


только с одной стороны требовалось возведение хорошо укрепленных стен. Так что город был еще и прекрасно укреплен, что впоследствии сослужило ему прекрасную службу. Фактически Константинополь за всю свою историю был взят только два раза, а именно: в 1204 году крестоносцами и в 1453 году турками, и оба раза это была очень напряженная осада. И оба эти взятия – и первое, и второе – не обошлись без предательства, так что это не было в прямом смысле военным поражением.

Такое естественное укрепление города помогало ему переживать самые тяжелые времена в своей истории. Повторюсь: это была одна из самых хорошо укрепленных столиц всего европейского континента.

Что касается сакрального значения города, то, по преданию, когда император Константин определял его границы, перед ним шел некий посланец Небес, ангел, как это записано в некоторых источниках. И когда изумленные царедворцы удивились, почему такие большие размеры городских стен, не пора ли остановиться, уж слишком огромный получался город, император сказал: «Остановлюсь тогда, когда остановится тот, который идет впереди меня». Никто не видел этого посланника, это мистическое существо, но император остановился только тогда, когда произошло нечто, что указывало ему свыше размеры этого будущего города.

Собор – новый центр городского пространства

Форум и акрополь были полюсами, организовывающими пространство древних городов. В Новом Риме эту функцию выполнял собор


Константинополь еще интересен и важен для нас тем, что это первый в истории город, который задуман и построен именно как христианский. Центром античного и древнего города являлся по преимуществу форум, или, как это называлось по-гречески, агора – рыночная площадь. И акрополь. У древних городов было два центра: центр гражданский, связанный с торгом, – он обычно находился в низине, чтобы удобно было доставлять товары; это, собственно, в Риме и олицетворяет собой Форум, – и центр военный, куда спасалось население в случае опасности: в Риме это Капитолийский холм, в Афинах – Акрополь. Во всех древних городах форум и акрополь создавали такую систему полюсов, вокруг которых создавался город.

Константинополь в этом отношении совершенно уникален. В нем тоже есть система форумов, есть центральный форум – Форум Константина, есть и акрополь, оставшийся еще со времен Византия, укрепленный, маленький, что-то типа кремля, на мысе, выдающемся в Босфор. Но все-таки духовным центром и вообще политическим, культурным центром города стал не форум и не акрополь, а этим центром стал собор – собор Святой Софии, заложенный императором напротив дворца. Дворец и собор и связанный с ними комплекс сооружений, включающих ипподром, включающих другие храмы и выходящих на форум, на центральную улицу города, то есть некая связка политической, экономической и духовной жизни этой новой столицы империи, составляли совершенно уникальное новое соцветие элементов городской инфраструктуры, вокруг которой потом и вырос огромный Константинополь.


Это очень важно, потому что впоследствии христианские города всего мира имели своим центром именно храм, и это мы хорошо знаем по Москве. Мало кто помнит, что и в Санкт-Петербурге изначально центром был Троицкий собор, к сожалению, ныне не существующий, но Петр именно его мыслил в качестве духовного центра города. Константинополь задает такую парадигму, модель для будущих христианских городов, и важно, что это сочетание дворца и собора, впоследствии патриаршего, – а в то время, при Константине, Константинополь, как молодой город, еще не имел важного церковного значения, но уже его потенциал был понятен, – так вот, это сочетание государственного и церковного центров играло ключевую роль в истории всей уже христианизированной Римской империи, которую мы называем Византийской. Поэтому Константинополь – это архетип христианской столицы.

«Запад есть Запад, Восток есть Восток»

Что еще важно: Константин задумал перенести туда и Сенат. Вообще его идея была не просто создать Второй Рим, а перенести туда древний, то есть фактически не вторую, а первую столицу империи создать на новом месте.


а идея не реализовалась в силу целого ряда причин, в первую очередь оттого, что римская аристократия, которая, собственно, и составляла Сенат, не спешила вслед за Константином принимать христианство. В основном сенаторы, как представители древних родов, оставались приверженцами, как это считалось, «отеческой религии», древней религии, то есть язычества. И несмотря на все усилия Константина, на огромные привилегии, которые обещались переселенцам, – фактически строились уже готовые дворцы, надо было просто переехать, – очень малая часть древнеримской аристократии последовала за Константином на новое место. По сути, древний Рим остался там, где был, и Сенат остался там же. Впоследствии это привело к тому, что там, на Западе, время от времени появлялись императоры Западной империи; правда, жили они в основном в Равенне, не в самом Риме, или в Медиолане, но Запад остался, что называется, Западом.

А Константин, будучи человеком абсолютно западным по происхождению и по воспитанию, тем не менее переехал на Восток и старался укорениться на Востоке: учил греческий язык и завел очень тесные отношения с иерархами восточных провинций, потому что он каким-то особым чутьем, особой интуицией чувствовал, что именно здесь, на Востоке – будущее христианского Рима, христианской империи. Этому очень много было причин, но одна из них – то, что христианство появляется на Востоке: именно из Палестины, из восточной провинции Рима оно начинает свое победное шествие по Средиземноморью; именно там, в восточном регионе, появляются первые общины, которые создает апостол Павел; там в основном и закончили свой земной путь апостолы; там возникают первые Церкви, первые епархии.


западной территории – только один знаменитый апостол – апостол Петр, вокруг которого и конструируется латинская, именно Западная Церковь. На Востоке все гораздо богаче, гораздо интенсивнее: огромное количество церковных епархий возникает уже в глубокой древности.

«Миллионник»

Когда Константин в 324 году становится императором, победив Лициния, своего соправителя и бывшего друга, с которым они повздорили как раз на почве отношения к христианству, он уже переехал на Восток – сначала в Никею, потому что Никомидия лежала в руинах. Там, в Никее, Константин почувствовал себя в христианском окружении, и одно из первых его деяний – знаменитый Первый Вселенский Собор 325 года. И в это же время он закладывает новую столицу. Примерно в 327 году, мы считаем, начинается создание города на месте древнего Византия, и уже за три года город построен: 11 мая 330 года (24 мая по новому стилю) происходит его освящение. Это необычайно короткий срок для строительства такого грандиозного, можно сказать, мегаполиса, потому что Константинополь по масштабам поздней античности был одним из очень крупных городов. И к концу IV века, в правление императора Феодосия Великого, это был уже гигантский город, почти «миллионник».


Нам трудно представить, как существовали такие гигантские города в древности, где не было тех технических изобретений, которые известны нам: водопровода, канализации, электричества, но, тем не менее, археологические раскопки показывают, что инфраструктура города была очень хорошо разработана, продумана, и те же канализация и водопровод функционировали, но другими техническими методами, в основном связанными с самотоком: город находился на холмах – это один из принципов древнего градостроительства, – и склоны холмов играли роль естественных водонапоров, и можно было так и очищать улицы от всякого рода нечистот, и в то же время двигать воду по разного рода искусственным сооружениям.

Проблема воды решалась с помощью акведуков и множества огромных подземных водохранилищ

При всех своих плюсах Константинополь имел один существенный минус: он не стоял на большой реке. Как мы знаем, основные города все-таки строятся на реках: река дает городу постоянный приток воды – питьевой и для всякого иного рода нужд. А в Константинополе эту задачу пришлось решать технически. Поэтому река в Константинополь была приведена рукотворно, через так называемый акведук, который тянулся на многие десятки километров – через горы, ущелья – и снабжал город водою. Но поскольку на случай всякого рода непредвиденных обстоятельств требовались и запасы воды, весь город, весь Константинополь был усеян огромными подземными водохранилищами, так называемыми цистернами, некоторые из них сохранились до наших дней и являют собой совершенно эффектное, исключительное зрелище гигантских подземных водоемов, которыми пользовались во время осады или во времена засушливых сезонов.

Когда задача снабжения города водою была решена, город стал расти как на дрожжах и достиг огромного масштаба, став самым крупным городом Востока империи, взяв верх над Александрией, Антиохией, Эфесом – древними мегаполисами. Но, тем не менее, конкуренция с этими городами у него оставалась: в течение почти двух веков Константинополь, и особенно это касается его церковного статуса, боролся за право признания.

От апостола Андрея

Город-новичок, город-чужак, он часто воспринимался в штыки, и мы хорошо знаем о борьбе, которая разгорелась в IV и V веках вокруг Константинопольского патриаршего престола.

Местное церковное предание возводило начало Церкви старого Византия к проповеди апостола Андрея

Вообще сам факт того, что епископ Константинополя достоин высшего архиерейского статуса, то есть патриаршего статуса, оспаривался многими в то время. Римом он оспаривался вплоть до времен крестоносцев, и самое интересное, что только захваченный крестоносцами Константинополь Римский папа признал все-таки патриаршим городом – до этого постоянно возникали на этот счет сомнения в Риме, поскольку римское понимание церковного центра было основано на апостольском основании местной Церкви. А Константинополь, как город молодой, еще даже не существовавший в апостольскую эпоху, не мог претендовать на высший церковный статус. На что в Константинополе было обнародовано свое церковное предание, которое возводило начало местной Церкви к проповеди апостола Андрея. Поскольку мы знаем, что апостол Андрей проповедовал по берегам Черного моря и кончил свою земную жизнь в Греции, в Патрах, то мы получаем Константинополь как то место, где он не мог не проповедовать. И действительно, епископская кафедра древнего Византия считалась основанной апостолом Андреем. Кстати, это потом дало тему для того, чтобы сближать византийскую и древнерусскую церковные традиции, и императоры часто указывали на то, что и Константинопольская, и Русская Церкви основаны одним апостолом, – это тоже была некая духовная скрепа наших цивилизаций.

А это противостояние Петра и Андрея, точнее – некое соперничество их, а они же родные братья, это надо помнить… так вот, это соперничество символическим образом выражалось впоследствии в виде иконы, где апостол Петр и апостол Андрей символизируют собою два Рима: апостол Петр – Рим древний, апостол Андрей – Новый Рим.

Константинополь – это первый город в мире, изначально строящийся христианским императором. Это не означает, что в городе вообще не было языческих элементов. Они, конечно, были, потому что основное население империи были язычники. Император по своему статусу оставался pontifix maximus – главой языческой религии, поэтому Константин не спешил навязывать христианство своим подданным – он, скорее, стремился являть свое личное христианство.

Одним из главных соборов, которые он сам строил, является собор Двенадцати апостолов, где он хотел быть похороненным, где он уже уготовал себе могилу в окружении 12 апостолов, за мощами которых отправились во все концы империи специальные комиссии для того, чтобы их обрести и доставить. К сожалению, далеко не все, только мощи двух или трех апостолов удалось обнаружить и доставить в этот собор, но, тем не менее, сама идея, что император желает покоиться в окружении самых ярких для христиан деятелей, учеников Господа, показывает, что отныне вся империя изменилась, она теперь ориентирована не на поклонение Зевсу и Юпитеру, а на христианское учение, христианское начало, в том числе и на христианское церковное богослужение.

И здесь очень важный момент: император – не часть церковного управления. Константин четко отмежевался от того, чтобы возглавить Церковь. Но император уже не мыслится вне Церкви, и он как раз соединяет политическое и религиозное начала в своей фигуре. Это не мешало статуе Константина возвышаться на форуме, на колонне, с короной Гелиоса на голове, – это было выражение классического античного представления об императоре как о солнце, но это уже не было обожествленное изображение, это уже была, как бы сейчас сказали, некая форма памятника – памятника, который символизировал память о великом деянии, великом деятеле, но религиозная составляющая этого компонента римской культуры сходила на нет.

Возле собора и дворца неслучайно располагались лавки с благовониями: здесь должно особо хорошо пахнуть

Поэтому форум в Древнем Риме и форум в Константинополе – это разные все-таки явления. Константинопольские форумы в основном торговые, их было четыре крупных, множество более мелких. И сама торговая жизнь в новой столице была организована очень разумно, и я бы даже сказал – гениально. В центре города, рядом с императорским дворцом, располагались торговые ряды самых престижных купцов – ювелиров и, как ни странно, парфюмеров, – и это тоже очень важная черта. В древнем городе, как мы знаем, было обилие всякого рода запахов, в том числе и очень неприятных, и когда на центральной площади города располагалось огромное количество лавок парфюмеров, это создавало особую атмосферу: здесь, в эпицентре, там, где стоит собор Святой Софии, там, где стоит императорский дворец, была особая атмосфера благоухания, благовония. Дальше располагались тоже обладающие приятным ароматом лавки хлебопеков, и только далеко, в нескольких километрах от дворца, располагались уже лавки мясоторговцев и торговцев скотом. Вот эта в том числе и эстетическая организация городского пространства тоже играла большую роль.

Реликварий размером с город

Константинополь изначально стал для империи не просто вторым Римом – он стал своего рода Новым Иерусалимом, и это тоже очень важный момент, об этом пишут многие древние авторы. Перенесение сюда, в этот город и мощей апостолов, и многих других христианских реликвий была одной из идей Константина Великого. Как мы знаем, его мать, равноапостольная Елена, потратила много усилий на поиск этих древних христианских святынь. Она обрела в Святой Земле Животворящий Крест Господень, частицы которого были доставлены в Константинополь; она обрела много других реликвий. И эти реликвии были частью городского пространства, потому что и статуя Константина на форуме, о которой я уже упоминал, имела в своем основании гвозди с того самого чудотворного Креста, который обрела царица Елена. Это был некий духовный талисман, духовный хранитель Константинополя, выраженный в виде христианской святыни.

Впоследствии количество этих святынь постоянно росло, и, когда крестоносцы в 1204 году захватили город, они нашли там целые россыпи древних святынь самого разного вида и растащили их по всей Европе – немилосердно, но, с другой стороны, понимая, что это как раз и есть сокровище, гораздо большее, чем золото или какие-то драгоценности. Эти древние реликвии оказались в разных городах мира: в Париже, Майнце, Вене… – и фактически вот с этого момента разграбления древней столицы империи начинается путешествие древних святынь по европейскому миру, многие из них сейчас уже даже и в Америке. А Константинополь был собирателем этих святынь.

Но интересно, что Константин не ограничился сбором именно христианских реликвий, он еще превратил Константинополь в огромный музей – он решил собрать в этот город все самое интересное, что существовало вообще в империи. Конечно, египетские пирамиды перенести туда он просто технически не смог, хотя у него были такие планы, а вот обелиски из древнего Луксора – а это гораздо дальше, чем пирамиды, это Верхний Нил – перенес. Нашлись на это средства и технические возможности, и они были доставлены. Правда, один из них уехал в древний Рим, там долгое время валялся, пока его папы не поставили в центре Ватикана – и если кто был в Ватикане, он видел этот древний египетский обелиск, доставленный по приказу Константина.

Второй обелиск прибыл в Константинополь и нашел свое место на центральной преграде ипподрома. Там же, на этой преграде ипподрома, были установлены древняя греческая так называемая «змеиная колонна», которая напоминала грекам о Марафонской битве, – она создана из персидских щитов и доспехов, которые валялись на поле брани, это символ победы греков над персами в знаменитых греко-персидских войнах, – и много других святынь и реликвий. Большинство из них погибло, остался только обелиск и обрубленная уже в Новое время при неизвестных обстоятельствах «змеиная колонна».

Этих святынь, как мы знаем, было очень много, и фактически весь город был украшен древними антиками или реликвиями, но к ним уже относились именно как к музейным древностям, никто им уже не придавал какого-то сакрального значения, хотя, конечно, язычники были довольны тем, что город украшен в том числе и древними памятниками.

Константинополь был городом диалога культур, но доминирующей была христианская

Этот город был, я бы сказал, городом диалога культур, в котором, конечно, доминировала христианская тема, христианский голос, потому что император был христианин, но в то же время город знаменовал собой преемство и древних традиций. И то, что он был построен на месте древнего Византия, часто подчеркивалось византийскими авторами, которые писали о нем, именно антикизируя его, говоря о том, что мы с вами – жители Византия, мы византийцы, и впоследствии это слово перешло уже в литературу Нового времени, а всю империю стали называть именно так: Византийской империей.

К Риму Третьему

Для нас важно, что этот город в сознании наших предков, русских, был Царьградом, именовался именно так. И хотя в наших источниках есть, конечно, название «Констяньтинь-град», но такое длинное слово, видимо, было неудобно для произношения, и чаще наши предки называли этот город именно Царьград или Цесарь-град, поскольку он знаменовал собой идею именно царства, греческого царства, которое было создано, как считается, Константином Великим. Наши предки прекрасно понимали, что Константин был не просто великий римский император, но император греческий и римский – объединяя в себе эти два начала: греческое и римское. Уже в «Слове о законе и благодати» это отражено. И впоследствии мы в основном ориентировались на греков, а западный мир оказался в поле западной цивилизации, европейской.

Во многих русских городах есть элементы топографии Константинополя

Мы имели дело с греками, и этот греческий Царьград стал символом греческого царства, столицей, на которую равнялись и наши древние города. Во многих наших городах есть элементы топографии Константинополя, например в Киеве есть Золотые ворота, Софийский собор. Когда Ярослав Мудрый строил свой Киев, он в определенной степени ориентировался на Константинополь. И во Владимире тоже есть Золотые ворота, но там уже вместо Софийского собора – Успенский собор, а в Москве уже только Успенский собор. Москва – это уже третья ступень того константинопольского начала, не остается уже прямых параллелей с Константинополем, но зато остается сакральное начало: идея храма как центра. И Успенский собор в Москве вообще знаменует собой Москву как таковую. Точно так же, как в Константинополе символом города была Святая София, которая заложена была при Константине, построена при его сыновьях, создана в том виде, в котором сейчас она красуется, при императоре Юстиниане, после очередного пожара.

Собор и ипподром

И, действительно, Святая София, или «око вселенной», как ее иногда называли, представляет собой главный, стержневой элемент Константинополя как города. И когда подплываешь к городу с моря, с какой бы стороны ты ни приближался к нему, первое, что видишь на горизонте, – это возвышающийся величественный купол Софийского собора, который, как ни парадоксально, по мере приближения к городу как раз уменьшается, – я не знаю, как этот оптический эффект был разработан древними архитекторами, но вот такое чудо: сначала ты видишь только этот собор, потом постепенно он утопает в окрестных постройках, и, уже придя в Константинополь, выйдя на центральную дворцовую площадь, ты вновь видишь всю эту великолепную красоту. И собор, и дворец.

Дворец тоже очень важная часть константинопольского городского пространства, и он связан с ипподромом. Казалось бы, что может быть общего между спортивными играми и церковными обрядами. Тем не менее, как раз византийский церемониал очень тесно связывал эти два начала, потому что ипподром был не просто местом для состязаний – это было место диалога императора и народа. Очень важный элемент древней культуры, перешедший и в византийскую эпоху, – элемент живого контакта правителя и подданных, которые нигде в других местах так напрямую увидеть друг друга и пообщаться не могли. И поэтому здесь, на ипподроме, бушевали страсти не только спортивные, но и политические. Но важным моментом было то, что рядом, по соседству находился собор Святой Софии, и он как бы умиротворял всю эту бушующую политическую стихию и соединял народ и императора в некоем богослужебном единении, напоминал и властям, и подданным о подлинном смысле их земного существования – о пути в Царствие Небесное. И там, в соборе Святой Софии, проходили все важнейшие мероприятия, связанные с политической жизнью страны: коронации, венчания, важнейшие события, связанные с осадами, и т.д.

***

Константинополь, как символ Царя-града, центра христианского мира, передал свою эстафету Москве в ходе достаточно сложного процесса, который проходил в конце XV – начале XVI веков, процесса, который иногда называется процессом становления идеи Москвы как Третьего Рима. И в дальнейшем эта идея подпитывала очень сильно и наших мыслителей и философов, и наших политиков. Идея о том, что этот град царя Константина, попав в руки мусульман, попав в руки турок, остался как земной город у них, но как духовное явление он перенесся в свободную столицу православного царства, которой с XVI века стала Москва.

Источник: pravoslavie.ru

Город Рим (Италия)

Рим — столица Италии и региона Лацио, один из красивейших и интереснейших городов мира, который часто называют «Вечным». Расположен на легендарных семи холмах на реке Тибр, примерно в 25 км от побережья Тирренского моря. Рим — колыбель великой цивилизации и центр одной из величайших империй в истории человечества. Это город, вобравший в себя тысячелетия истории, познавший удивительный расцвет и громкое падение. Рим — это удивительная концентрация древностей и великих античных сооружений, сакральных памятников и очаровательных улочек, с гладкими мощеными камнями, отполированный миллионами ног. Этот город невозможно охватить за короткий промежуток времени, а для перечисления всех его достопримечательностей понадобится целая книга.

Исторический центр Рима включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь можно прикоснуться к периоду Античности и увидеть сооружения, заставшие расцвет могучей империи: знаменитый Форум, легендарный Колизей, древний Пантеон и множество других грандиозных руин. Также Рим — это уютные уличные кафе и траттории, знаменитые площади и фонтаны, дворцы и сады. Кроме этого, здесь расположен Ватикан — карликовое государство и центр католической веры с великолепными музеями и огромным собором св. Петра, который является шедевром сакральной архитектуры.

Панорама Рима
Панорама Рима

У Рима много эпитетов. Самые известные — «вечный город» и «город на семи холмах». Вечным Рим стали называть еще в Античности. Этот эпитет город пронес через тысячелетия, несмотря на падение могущественной Римской Империи. «Городом на семи холмах» Рим именуют за то, что исторически он расположился на семи возвышенностях: Палатин, Капитолий, Квиринал, Целий, Авентин, Эсквилин и Виминал. Первым был заселен холм Палантин, потом Капитолий и Квиринал.

Основание Рима

Основание Рима по известной легенде связано с братьями Ромулом и Ремом. Они выросли на берегу Тибра у подножия Палатина, вскормленные волчицей. Именно они основали здесь поселение. Тогда между братьями возникла ссора. Ромул убил Рема, став первым царем Рима. Также он основал укреплённое поселение на Палатинском холме.

Капитолийская волчица вскармливает своим молоком Ромула и Рема - скульптура
Капитолийская волчица вскармливает своим молоком Ромула и Рема — скульптура

География и климат

Рим расположен в центральной Италии между Аппенинскими горами и Тирренским морем. Исторический центр города раскинулся на семи холмах.

Климат Рима субтропический средиземноморский. Весна — относительно мягкий и дождливый сезон. Обычно прохладно до середины апреля. В мае уже может быть жарко. Лето — жаркое и сухое. Осень — теплая и влажная, солнечные дни чередуются с дождями, которые постепенно становятся все более частыми.

Рим в снегу
Рим в снегу — явление очень редкое

Зима, с декабря по февраль, довольно мягкая, учитывая, что средняя температура в январе составляет около 7,5 ° C. Ночью возможны заморозки. Февраль обычно больше похож на весну.

Информация для туристов

  1. Население — 2.9 млн человек (агломерация 4.6 млн). По численности населения Рим является 4-м городом в ЕС.
  2. Площадь — 1.3 тысяч квадратных километров.
  3. Язык — итальянский.
  4. Валюта — евро.
  5. Виза — шенгенская.
  6. Время — центральноевропейское UTC +1, летом +2.
Колизей
Колизей

Районы

  • Современный центр — площадь Венето, Республики и Барберини, фонтан Треви и окрестности Квиринала. Здесь расположено множество ресторанов и магазинов. 
  • Старый город — площади эпохи Возрождения, пьяцца Навона, Пантеон.
  • Капитолийский холм — древнейшее место Рима, в пределах которого расположены легендарный Колизей, Форум, другие античные античные руины и множество музеев.
  • Ватикан — католическая столица мира: музеи, собор и площадь св. Петра, замок св. Ангела.
  • Север-Центр — испанская лестница и вилла Боргезе.
  • Трастевере — очаровательный район к югу от Ватикана на западном берегу Тибра, район узких мощёных улиц и уютных площадей, которые послужили источником вдохновения для творческих людей. 

Административное деление Рима

Рим делится на 19 муниципиев (municipi), 22 исторических района, 35 кварталов, 6 пригородов и 53 зоны.

Лучшее время посещения

Рим можно посещать практически круглый год. Единственное — летом в городе очень жарко. В конце июля-августе закрываются некоторые заведения. Поэтому если Вам не нравится жара, лучше приехать в Рим в другое время. 

История

История Рима богата и уникальна, поэтому чтобы её рассказать потребуется написать целую книгу. Здесь мы ограничимся перечислением основных исторических личностей и событий. 

Возвышение Рима началось еще в Античности, во время царского периода. По традиции насчитывается семь царей. Первым стал Ромул. В это время в Риме появляются первые храмы (Храм Весты и Храм Януса), строится известная Сервиевая стена.

Рим в Античности
Рим в эпоху Античности

После Царского периода Рим стал Республикой. Тогда началось значительное расширение Римского государства и усиление его могущества: были проложены дороги, построены великолепные храмы и дворцы. Развивалась культура, ремесла, архитектура, искусство. Римская республика становится очень могущественной, а Рим — центром Ойкумены. Центральной площадью стал знаменитый Форум, руины которого сейчас можно лицезреть. Рост государства сопутствовал изменению Рима, который стал быстро расширяться, возводились новые здания и сооружения.

Римский форум
Римский форум — центр древнего Рима

Императорский период Рима тесно связан с личностью Гая Юлия Цезаря. Цезарь воздвигает новое здание сената, создает новую территорию для общественных зданий на Марсовом поле. В этот период увеличивается возрастает могущество Римской империи.

В правлении императора Нерона город пострадал от сильного пожара. После него Рим отстраивался заново.

Упадок Рима совпал с падением Римской империи. В 5 веке город разграбили вестготы и вандалы.

Римские улицы
Римские улицы

В начале и середине 6 века в войне Византии с остготами Рим шесть раз переходил из рук в руки. В это время население города уменьшилось до 30—40 тыс. человек. Некогда величайший город Земли пришел в упадок. Великолепные здания медленно разрушались и расхищались.

Далее следует период Папской власти в Риме. С ее возвышением центром города стал Ватиканский холм с храмом св. Петра. В это время старые здание беспрепятственно разрушаются. Сохранились лишь те здания, которые использовались местной знатью или Церковью.

Панорама Рима
Панорама Рима

В начале 16 века Рим снова подвергся разграблению.

В новейшее время город снова стал Республикой. Наполеон упразднил Папское государство, хотя после его поражения власть Папы была восстановлена.

В 1870 года войска Итальянского королевства заняли Рим, и он стал столицей королевства.

Во время Второй мировой войны Рим избежал серьезных разрушений, хотя и подвергся немецкой оккупации.

Как добраться

Рим располагает современным международным аэропортом — Фьюмичино, который связывает столицу Италии с большинством крупных городов Европы и мира.

Почти в центре Рима располагается главный железнодорожный узел города — вокзал Термини, из которого можно добраться в любую точку Италии.

Вокзал Термини
Вокзал Термини

Общественный транспорт Рима представлен тремя линиями метро, трамваями и автобусами. Очень хорошо развито пригородное сообщение. Билеты можно купить в табачных киосках и общественных терминалах. Одноразовый билет стоит 1.5 евро и действителен на одну поездку в течении 100 минут. 

Покупки

Рим — отличное место для шопинга. Брендовые магазины можно найти в районе улицы del Corso. Магазины подешевле на via del Tritone, площади Кампо-де-Фьори и в районе Пантеона. Если вам нужен большой торговый центр, то есть:

  • Euroma2 — 230 магазинов и ресторанов. Линия B «EUR Fermi» или «EUR Palasport».
  • Cinecittà Due

Еда

Италия славится своей кухней: лазанья, пицца, паста и множество других блюд очень вкусны. В Риме просто огромный выбор ресторанов и кафе. Но главный совет — избегайте туристических мест. Еда в них часто дороже и не столь хороша. Отойдите немного в сторону, присмотритесь — сидят ли в заведении итальянцы. Именно там можно насладиться настоящей итальянской кухней. По своему опыту римских турне могу сказать, что самая вкусная еда в Риме в районе площади Кампо-де-Фьори и Трастевере. Из напитков предпочтительно вино, которое здесь просто отличное и даже в ресторанах стоит не очень дорого. Также обязательно попробуйте джелато (мороженое).

Уличные кафе у Пантеона
Уличные кафе у Пантеона

Достопримечательности

Достопримечательностей в Риме огромное количество. Наверное, количество памятников истории, культуры и архитектуры здесь самое большое на квадратный метр. Чтобы изучить хотя бы основные достопримечательности Рима нужно потратить не один день, а чтобы изучить этот древний город полностью — нужно приехать сюда несколько раз. 

Колизей
Колизей

Колизей или амфитеатр Флавиев — символ величия древнего Рима и гордость настоящего. Это одна из самых известных достопримечательностей мира, которую посещают 6 млн туристов ежегодно. Колизей — самый крупный амфитеатр Античности, который вмещал около 50 000 зрителей. Удивительно, но это грандиозное сооружение было построено всего за 8 лет. Строительство амфитеатра было начато в 72 году и закончено в 80 году. Колизей использовался на протяжении 500 лет. В нём проводились гладиаторские бои, казни, выставки экзотических животных. Несмотря на землетрясения, грабежи и даже бомбардировки Колизей до сих пор производит сильное впечатление.

Интересные факты о Колизее:

  • В Средневековье жители Рима использовали травертин, из которого построен амфитеатр, для строительства церквей, домов и дорог. Поэтому можно назвать чудом, что Колизей вообще сохранился.
  • Оригинальное название «Амфитеатр Флавиев» было изменено в Средневековье. Название произошло от латинского слова «колоссальный». 
  • Открытие Колизея сопровождалось 100 дневными играми, на которых погибло около 2000 гладиаторов.
  • Первоначально амфитеатр имел богатую внешнюю мраморную отделку. 
  • Для того, чтобы защитить зрителей на трибунах от солнца — натягивали специальное полотно.
  • Клетки с животными и гладиаторами находились под ареной.
Римский форум
Римский форум

Римский форум — одно из древнейших мест Рима, центр политической и религиозной жизни города. Эти легендарные развалины расположены между Колизеем и площадью Венеции. После падения империи Форум был забыт, разграблен и похоронен под землёй. Раскопки были произведены только в начале 20 века.

Помимо большого количества храмов, которые находятся на Форуме (Сатурн, Венера, Ромул, Веста и др.), стоит обратить особое внимание на следующие сооружения:

  • Виа Сакра — главная улица в Древнем Риме, которая соединяла Пьяцца-дель-Кампидольо с Колизеем.
  • Арка Тита — триумфальная арка, посвящённая победе над иудеями. Была построена после смерти императора Тита.
  • Арка Септимия Северуса, построенная в 203 году нашей эры в ознаменование третьей годовщины нахождения Северуса на посту императора. 
  • Храм Антонина и Фаустины, построенный во втором веке, выделяется как самый сохранившийся храм на Римском форуме.
  • Базилика Максенция и Константина — это было одно из самых важных зданий Римского форума.
  • Курия — здание Сената, заложенное Юлием Цезарем. 
  • Колонна Фока высотой более 13 метров, созданная в 608 году нашей эры в честь императора Византии.
Фонтан Треви
Фонтан Треви

Фонтан Треви — самый большой и красивый фонтан Рима. Был построен в конечной точке древнего акведука. Окончательное появление Треви датируется 1762 годом, когда после многих лет работы над ним Николо Сальви, он был доработан Джузеппе Паннини.

Пантеон
Пантеон

Пантеон — это одно из величайших купольных сооружений в мире и одно из самых хорошо сохранившихся сооружений Античности. Был построен в период между 25-27 годами н.э. консулом Марком Випсанием Агриппой, зятем императора Августа. После нескольких пожаров он был перестроен в 126 году н.э. при императоре Адриане, который повелел на фасаде выбить следующие строки — «M. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT», что переводится с латыни как «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом, воздвиг это».

В 609 году Пантеон был освящен как христианский храм. Это событие позволило сохранить это уникальное здание почти в первозданном виде.

Пантеон — это настоящий шедевр древнеримской архитектуры и инженерии. Конструктивно представляет собой бетонно-кирпичную ротонду с гигантским 43-х метровым куполом. Предполагается, что раньше купол украшали золотистые розетки, похожие на звёзды, но точных свидетельств этому не найдено.

Палатин
Палатин

Палатинский холм расположен в полсотне метров от Форума. Это древнейшее место Рима. Считается, что итальянская столица была основана именно на Палатине. В Республиканский период римская знать селилась на Палатинском холме и строила роскошные дворцы.

На Палатинском холме можно увидеть сотни руин внушительных зданий, которые были созданы для знатных римлян в древние времена. Из них заслуживают особого внимания :

  • Дом Флавиев (Domus Flavia) — великолепный дворец, построенный в 81 году до нашей эры по приказу императора Домициана в качестве его государственной и официальной резиденции. 
  • Дом Ливии — довольно скромный дом, который был построен в 1 веке до нашей эры. Является одним из самых хорошо сохранившихся зданий на Палатинском холме. До сих пор можно увидеть остатки мозаики и фресок, которые когда-то украшали потолки и стены.
  • Дом Августа —  резиденция Октавиана Августа, которая все ещё имеет большую часть ценных и красочных фресок, украшавших его стены.
  • Сады Фарнезе —  спроектированные в середине 16-го века на развалинах Дворца Тиберия. Фарнезские сады были одним из первых ботанических садов в Европе.
  • Ипподром Домициана — точно неизвестно, был ли это стадион для проведения гонок или просто использовался в качестве сада.
  • Палатинский музей — в этом небольшом музее выставлены раритеты, найденные во время раскопок, проводимых на Палатинском холме. Экспозиции содержат скульптуры, фрески, мозаики и другие предметы.
Арка Константина
Арка Константина 

Арка Константина — самая красивая, большая и хорошо сохранившаяся из древних триумфальных арок Рима. Построена в начале 4 века н.э. и посвящена победе императора Константина над Максенцием в битве у Мильвийского моста. Арка является трехстворчатой и выполнена из мрамора. Украшена надписями и барельефами.

Пьяцца Навона
Пьяцца Навона

Пьяцца Навона — одна из самых знаменитых площадей Рима, которую часто называют «площадью трёх фонтанов». Была образована в конце 15 века и сохраняет форму стадиона Домициана, который в Античности стоял здесь. Стадион был построен в 86 году нашей эры и был больше Колизея. В основном стадион использовался для проведения фестивалей и спортивных мероприятий. Здания, окружающие площадь, построены на фундаменте древних трибун. Сегодня площадь Навона является одним из самых популярных мест столицы Италии.

Фонтан Мавра
Фонтан Мавра на пьяцца Навона

Площадь Навона известна своими фонтанами:

  • Фонтан Четырех рек — это один из самых знаменитых и красивых фонтанов Рима, построенный в первой половине 17 века по проекту Бернини. Интересно, что он, как и Треви, берет воду из древнего акведука — Аква Вирго. Скульптурная композиция фонтана символизирует четыре великие реки: Дунай, Нил, Ганг и Ла-Плату. Скульптуры изготовлены из белого мрамора. Доминантой скульптурной группы является египетский обелиск (который на самом деле был сделан при императоре Домициане и украшал цирк на Аппиевой дороге). Высота обелиска более 16 метров.
  • Фонтан Мавра расположился в южной части площади. Сначала фонтан был без скульптур. Скульптуру Мавра изготовил Бернини в 17 веке, а в 19 веке —  все остальные скульптуры.
  • Фонтан Нептуна занимает северную часть площади. До 19 века он не обладал скульптурной композицией.

Прямо напротив Фонтана Четырёх рек расположена Сант-Аньезе-ин-Агоне — красивая барочная церковь 17 века с двумя колокольнями работы Борромини. Хотя изначально архитектором были Райнальди. Церковь обладает пышным и богатым внутренним убранством. Посвящена святой Агнессе — раннехристианской мучение.

Испанская лестница
Испанская лестница

Площадь Испании — одна из самых очаровательных площадей Рима. Главная её достопримечательность — Испанская лестница в стиле барокко, построенная в 18 веке, которая ведет к вершине холма Пинчо и церкви Тринита-деи-Монти. У подножия лестницы расположен красивый фонтан, называемый Баркачча.

Поднявшись по Испанской лестнице, можно осмотреть древнеримский обелиск Саллюстия, построенный в период правления императора Аврелиана. Он является копией древнеегипетских обелисков, рассеянных по Риму. На вершине холма Пинчо также расположена церковь Тринита-деи-Монти, построенная в 16 веке в стиле итальянского Возрождения. 

Алтарь Отечества (Витториано)
Алтарь Отечества (Витториано)

Алтарь Отечества (Витториано) — одна из самых неоднозначных достопримечательностей итальянской столицы, расположенная на площади Венеции. Сооружение было построено в начале 20 века и посвящёно Виктору Эммануилу II, первому королю объединённой Италии. Внутри расположен музей — Рисорджименто. Колоссальный памятник имеет длину 135 метров и высоту 70 метров. Витториано состоит из множества величественных коринфских колонн и лестниц, которые вырезаны из белого мрамора. По центру расположена конная скульптура Виктора Эммануэля из бронзы.

Кордоната
Кордоната

От Витториано можно пройти по Via del Teatro di Marcello до Кордонаты — величественной лестницы на Капитолийскую площадь, спроектированную великим Микеланджело в 16 веке. В углу площади расположена знаменитая Капитолийская волчица — небольшая бронзовая скульптура. Скульптура изображает волчицу, которая вскармливает своим молоком младенцев Ромула и Рема — легендарных основателей Рима.

Замок св. Ангела или мавзолей Адриана
Замок св. Ангела или мавзолей Адриана

Замок святого Ангела или мавзолей Адриана — монументальное сооружение на правом берегу Тибра в парке Адриана. Представляет собой высокое укреплённое цилиндрическое здание. История данного сооружения начинается в первой половине 2 века н.э. Император Адриан (отстроивший буквально треть Рима) задумал его как усыпальницу для себя и членов своей семьи. Мавзолей достроили уже после его смерти. В нем были размещены погребальные урны Адриана и Септимия Севера. Последним погребённым в нем был Каракалла. В эпоху Папства здесь была крепость и тюрьма. В настоящее время Замок Святого Ангела является музеем, одним из самых посещаемых в Риме. В замок можно попасть по мосту св. Ангела — это пешеходный мост через Тибр, украшенный статуями св. Петра и Павла и десяти ангелов.

В 1277 году был построен 800-метровый укреплённый коридор, который соединял замок с Ватиканом, чтобы папа мог укрыться в крепости в случае опасности. Этот коридор использовали только один раз — в 1527 году. 

Площадь св. Петра - Ватикан
Площадь св. Петра — Ватикан

Ватикан — миниатюрное государство в пределах Рима, центр католической веры. Если Вы ценитель искусства, то обязательно посетите ватиканские музеи. В них собраны сотни уникальных, ценнейших творений, картин, скульптур. Музеи Ватикана — очень популярны среди туристов, поэтому здесь обычно большие очереди. Лучше всего, конечно, их посещать в составе групп.

Вид на собор св. Петра с берега Тибра
Вид на собор св. Петра с берега Тибра

Одной из главных достопримечательностей Ватикана является собор Святого Петра — крупнейшая христианская церковь в мире, главный католический храм. Это наиболее крупное и грандиозное сооружение Ватикана. Над созданием собора трудились величайшие мастера того времени: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини. Вместимость собора около 60 тыс. человек. Интерьер собора поражает гармонией пропорций, и своими огромными размерами. Здесь масса статуй, алтарей, надгробий, произведений искусства работы выдающихся мастеров. Попасть в собор можно абсолютно бесплатно. Вход с площади св. Петра.

Вилла Боргезе
Вилла Боргезе

Вилла Боргезе — крупнейший парк Рима и один из крупнейших городских парков Европы. Государство приобрело сады семьи Боргезе в 1901 году и вскоре сделало из них парк. Вилла Боргезе — интересное сочетание природы и искусства, место где расположены интересные архитектурные элементы, скульптуры, памятники и фонтаны, созданные в разное время известными художниками и скульпторами.

Что интересного здесь можно посмотреть:

  • Галерея Боргезе — один из самых важных музеев итальянской столицы. В нем представлены картины таких художников, как Рафаэль, Тициан и Караваджо.
  • Зоопарк содержит более 1000 животных. 
  • Водные часы Пинчо 19 века. 
Трастевере
Трастевере

Трастевере — один из самых приятных для прогулок районов Рима с типично итальянской атмосферой. Это одно из лучших мест для обеда или ужина в итальянской столице. Прогулка по узким мощёным зелёным улочкам Трастевере откроет скрытые сокровища, такие как скромные средневековые церкви, небольшие магазины с самыми необычными предметами или сцены повседневной жизни римлян. 

Средневековый «рабочий район» Трастевере, расположенный на «другой стороне» Тибра, является одним из самых очаровательных мест Рима. Вкуснейшее мороженое, лучшее печенье в городе и великолепная гастрономия привлекает не только туристов, но и самих итальянцев. Хотя этот район находится всего в 15 минутах ходьбы от исторического центра Рима, здесь царит оживленная атмосфера небольшого города. Жители этого популярного квартала считают себя настоящими римлянами. Здесь, в лабиринте узких улиц, вокруг площади Санта-Мария, которая является сердцем Трастевере, время, кажется, остановилось. После заката в многочисленные ресторанчики стекается народ, оживляя эти улочки до поздней ночи. 

Площадь Санта-Мария в Трастевере
Площадь Санта-Мария в Трастевере

Центром района является площадь Санта-Мария, где можно увидеть древнюю базилику и фонтан.

Катакомбы
Катакомбы

Катакомбы — разветвленная сеть подземных захоронений ранних христиан и иудеев, которые относятся к 2-5 веку. Катакомбы были основаны христианами, которые не принимали языческих обычаев сжигания тел. Поэтому для решения данной проблемы, из-за нехватки места и высокой цены на землю в Риме, они решили создать эти огромные подземные кладбища. Катакомбы обладают огромным количеством подземных проходов, которые образуют настоящие лабиринты длиной несколько километров , вдоль которых были выкопаны ряды прямоугольный погребальных ниш.

В Риме насчитывается более шестидесяти катакомб, состоящих из сотен километров подземных проходов, в которых находятся тысячи гробниц. В настоящее время только пять из них открыты для общественности :

  • Катакомбы Сан-Себастиано (Via Appia Antica, 136). Эти катакомбы длиной 12 километров посвящены св. Себастьяну. Время работы: с понедельника по субботу с 9:00 до 12:00 и с 14:00 до 17:00.
  • Катакомбы Сан-Каллисто (Via Appia Antica, 126). Сеть проходов длиной более 20 километров. Гробницы Сан-Каллисто были местом захоронения 16 понтификов и десятков христианских мучеников. Время работы — с четверга по вторник с 9:00 до 12:00 и с 14:00 до 17:00.
  • Катакомбы Присциллы (Via Salaria, 430). В них хранятся некоторые фрески, имеющие большое значение для истории искусства и первые изображения Девы Марии. Время работы: с воскресенья по воскресенье с 9:00 до 12:00 и с 14:00 до 17:00.
  • Катакомбы Домитиллы (Via delle Sette Chiese, 280).  Обнаруженные в 1593 году, эти катакомбы длиной более 15 километров обязаны своим именем внучке Веспасиана. Время работы — с понедельника по понедельник с 9:00 до 12:00 и с 14:00 до 17:00.
Рынок Траяна
Рынок Траяна 

Рынок Траяна расположен напротив Форума. Был построен между 100 и 110 годами нашей эры и считается первым крытым «торговым центром Европы». Комплекс, состоящий из красного кирпича и бетона, имел шесть уровней, в которых было до 150 различных лавок и квартир.

Термы Каракалла
Термы Каракалла

Термы Каракалла — расположены недалеко от Аппианского пути. Являются одними из самых больших и впечатляющих ванн,  построенных в Римской империи. Посещение ванн было любимым занятием римлян, которые регулярно приходили сюда на только для поддержания своей гигиены, но и для социальных отношений. На обширном участке, где находились термы, граждане Рима могли не только использовать общественные бани, но и посвящать свое время выполнению физических упражнений, посещать библиотеку, гулять по садам или молиться богам. Термы Каракалла, покрытые мрамором и украшенные ценными произведениями искусства, были самыми роскошными банями, которые были и будут построены в древние времена.

Пьяцца дель Пополо
Пьяцца дель Пополо

Пьяцца дель Пополо — большая овальная площадь в северном Риме, которая существовала ещё со времён Римской империи. В свое здесь начиналась важная дорога, ведущая на север. Три церкви граничат с площадью, но главной достопримечательностью  является обелиск из Древнего Египта. На северной стороне площади расположены Порта дель Пополо, которые ведут к Via Flaminia — дороге, соединяющей Рим с Адриатическим побережьем.

Базилика Санта-Мария-ин-Космедин
Базилика Санта-Мария-ин-Космедин

Базилика Санта-Мария-ин-Космедин — это небольшая базилика, построенная в средние века, в которой хранится несколько христианских реликвий (например, череп св. Валентина).

Уста Истины
Уста Истины

Уста Истины — огромная мраморная маска, которая по легенде кусает руку тех, кто лгал. Расположена в портике Санта-Мария-ин-Космедин.

Цирк Максимуса (Массимо)
Цирк Максимуса (Массимо) 

Цирк Максимуса — самый большой стадион Рима, расположенный между Палатином и Авентином. Был построен для гонок колесниц. Стадион мог вмешать до 300 000 зрителей. В настоящее время руины того, что когда-то было цирком Максимуса, едва сохранились. Сейчас существует только огромная терраса, которая повторяет форму стадиона. Это часто вызывает разочарование туристов, которые посещают ее, надеясь найти хотя бы руины.

Панорама Рима с Яникула
Панорама Рима с Яникула

Яникул — очень приятное место для прогулок, которое удалено от шума и суеты города, а также отличная смотровая площадка. Многие называют Яникул восьмым холмов Рима.

Фонтан Аква Паола
Фонтан Аква Паола

Фонтан Аква Паола — монументальный мраморный фонтан, созданный в 17 веке, чтобы отпраздновать открытие старого римского акведука.

Источник: traveller-eu.ru


Categories: Столица

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.