Доброго дня, друзья! Все мы слышали об Афоне и населявших его старцах. А что это за место, не все знают.

Афон("Айон Орос" — святая Гора) — гористый полуостров, вдающийся в Греческий архипелаг к востоку от Салоникийского залива. Высота горы 2033 м

С древних времён люди населяли эти святые места. Мягкий климат, красота удивительных мест и чудесная природа способствовали заселению и благоприятствовали здесь уединенному жительству отшельников.


Древние народы, проживающие в тех местах, считали Афон священным местом и поэтому гора и особенно её центральная часть густо заселена. В V до н.э пришли на гору греки из Колхиды, которые проповедовали язычество и поклонялись богине Артемиде( О чём свидетельствуют наскальные рисунки)

Афон — земной Удел Богородицы.

По преданию, в 48 году Пресвятая Богородица, приняв благодать Святого Духа, отправилась на Кипр, но корабль попал в бурю и прибился к Афону. После ее проповедей местные язычники уверовали в Иисуса и приняли христианство. С тех пор Пресвятая Богородица и считается покровительницей афонской монашеской общины.

Интересные факты о святой горе Афон.


1.Сейчас святой Афон — это единственная в мире монашеская республика, с тысячелетней историей и исключительно мужским населением. Православная святыня сегодня включает в себя 20 монастырей, один из которых — монастырь святого Пантелеймона -русский.
2. Афон формально считается греческой территорией, но по факту — это единственная в мире самостоятельная монашеская республика. Верховная власть здесь принадлежит Священному Киноту, который состоит из делегированных в него представителей афонских монастырей. Исполнительную власть представляет Священная Эпистасия. Священный Кинот и Священная Эпистасия расположены в Кариесе (Карее) – столице монашеской республики.

3. Светская власть также представлена на Афоне. Здесь есть губернатор, полицейские, почтовые служащие, торговцы, ремесленники, персонал медпункта и недавно открывшегося отделения банка. Губернатор назначается Министерством иностранных дел Греции, он отвечает за безопасность и порядок на Афоне.

4. Первый крупный монастырь на Афоне был основан в 963 году святым Афанасием Афонским, который считается основоположником всего уклада монашеской жизни, принятого на Святой горе. Сегодня обитель святого Афанасия известна как Великая Лавра.

5.Соборный храм «столицы Афона» Кареи – Успения Пресвятой Богородицы – древнейший на Афоне. По преданию, он был основан в 335 году Константином Великим.


6. На Афоне до сих пор сохранилось византийское время. Новые сутки начинаются с заходом солнца, поэтому афонское время отличается от греческого — от 3 часов летом, до 7 часов зимой.

7. Монахи,стремясь к уединению, и спасаясь от врагов уходили в глубину острова.Уже в 4 веке появляются исихасты, или "молчащие". Это покинувшие этот суетный мир люди, бежавшие от страстей.

8. И первый такой греческий исихаст — прп. Петр Святогорец. Ещё до прихода на Афон ему пришло откровение от пресвятой богородицы с указанием поселиться на Святой горе. Преподобный Петр Святогорец — первый исихаст, созерцатель и монах, прожил в Афонской пещере 53 года. Все время его жизни Пресвятая Богородица поддерживала Петра Святогорца от разных бесовских нападений. Благодаря св. Петру Афон получил большую известность во всём христианском мире.

9. По неизреченному промыслу Божию на горе все представители православных народов. В настоящее время на Афоне 20 действующих монастырей, в которых проживает около двух тысяч братьев.

10. Русский монастырь (Ксилургу) был основан до 1016 года, в 1169 году ему была передана обитель Пантелеимона, ставшая затем центром русских монахов на Афоне. В число афонских монастырей, помимо греческих, входят русский Свято-Пантелеимонов монастырь, болгарский и сербский монастыри, а также румынский скит, пользующиеся правом самоуправления.


Русский монастырь св. Пантелеимона.

11. Несмотря на то, что Афон — земной Удел Богородицы, сюда не пускают женщин и «женские существа». Этот запрет закреплен в Уставе Афона.
Существует предание, что в 422 году дочь Феодосия Великого царевна Плакидия посетила Святую гору, но войти в монастырь Ватопед ей помешал глас, исходивший от иконы Божией Матери.
Запрет нарушался дважды: во время турецкого владычества и в ходе гражданской войны в Греции (1946-1949), когда женщины и дети спасались в лесах Святой Горы. За проникновение на территорию Афона для женщин предусмотрена уголовная ответственность — 8-12 месяцев лишения свободы.

12. На Афоне хранится множество реликвий и 8 известных чудотворных икон .

13 Одна из главных реликвий Афона — пояс Богородицы. Поэтому афонских монахов, а особенно монахов Ватопедского монастыря, часто называют «святопоясниками».

14. В 1910 году на Афоне было около 5 тысяч русских монахов – значительно больше, чем священнослужителей всех других национальностей вместе взятых. В бюджете русского правительства была статья, по которой ежегодно Греции выделялось 100 тысяч рублей золотом на содержание афонских монастырей. Эту субсидию в 1917 году отменила власть большевиков.


15. Первым правителем России, посетившим Святую гору, стал Владимир Путин. Его визит состоялся в сентябре 2007 года.

Вот такие интересные факты о святыне христианской — священной горе Афон.

Надеюсь статья вам была интересна.

Буду благодарна за ваши лайки и комментарии.

Подписывайтесь на канал.

Спаси всех Господь!

Источник: zen.yandex.ru

Паломничество в монашеское государство Святой Горы Афон
Паломничество на Афон. Монастырь Ватопед

После посещения самого известного и богатого афонского монастыря Ватопеда, мы направились в столицу Автономного монашеского государства Святой Горы Афон город Карье.

Практически на всем Афоне не сложно ориентироваться по направлениям: если Гора впереди, то едем на юг.

В моем понимании, Афон — сосредоточие монастырей и скитов. При этом есть светская столица, ведь очень любопытно, как она выглядит в монашеском государстве. И вот довольно скоро мы оказались на дороге, на которой оказался рейсовый автобус. А известно, что рейсовый автобус на Афоне ходит только между портом Дафни и Карье. Слева сетчатый забор… Да, напоминает светский пригород.


На самом въезде в городок мы остановились и вышли из джипа.

А буквально пройдя сотню метров мы очутились на центральной площади городка. Впереди главный храм Карье — собор Протата.

Слева можно сказать «мэрия» — здание, где заседает Священный Кино́т, или Прота́т — центральный исполнительный соборный орган управления Святой Горы Афон. В него входят избираемые на год представители от каждого из 20 монастырей (сейчас из 19, один из монастырей Эсфигмен находится в схизме) и «президент», называемый Прот.

Карье — самый большой город Афона, население которого (десять лет назад) составляет всего 233 человека. Большинство, разумеется, монахи, но есть и представители гражданской администрации (которые мало вмешиваются в управление автономии, но приглядывают…) Отсюда и размер города, который компактно расположился вокруг центральной площади.

В Карье нас прежде всего интересовал древнейший храм Афона, по преданию основанный в 335 году Константином Великим, освященный в честь Успения Пресвятой Богородицы.

На входе в храм паломникам (думаю всем, потому как после нас здесь же повторяли эту историю другой группе) рассказывают о самой трагической странице истории православного монашества на Афоне. В 1280-х годах Афон был захвачен католиками-крестоносцами. Под страхом смерти всем монахам было предложено принять католичество. Первым пытали правителя Прота. После пыток он был повешен. После чего были казнены все 20 монахов Священного Кинода. Сейчас 5 декабря по местному календарю (а на Афоне по прежнему живут по юлианскому) отмечают день преподобномучеников Карейских.


Крестоносцы не остановились на убийстве монахов и разграблении в столице. Они свозили сюда служителей с других монастырей, до которых им удалось добраться и так же казнили, но ни один монах не отказался от православной веры. Через многие года один мальчик-послушник нашел большой камень, которым собирался подпирать ворота. Но этот камень постоянно как бы кровоточил, его не возможно было вытереть насухо. Мальчик рассказал об этом настоятелю. Поверхность камня была сильно посечена, и монахи определили, что именно на этом камне крестоносцы рубили головы афонцам. Сейчас он находится у входа в храм, над ним висит икона, изображающая трагические события 13 века.

А потом нас провели внутрь храма, где находится одна из самых почитаемых в православном мире чудотворная икона Божией Матери «Достойно есть» (X век). Именно с обретением этой иконы связывают появление церковной песни » Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим…» Понятно, что я не мог сфотографировать эту икону лично, но я ее видел!

Как я говорил, напротив храма находится здание заседаний Священного Кинода.


Как раз при нас в это здание проследовала какая-то делегация приезжих (судя по тому, что у каждого дорожная сумка, а один снимает на видео (блин, ему можно?)) монахов.

Ну а мы направились к автомобилю. По дороге я сделал несколько «городских» картинок.

Далее путь дальше на юг (помните об Горе?) к Иверскому монастырю.

Мы по пути проехали мимо соседнего со столицей монастыря Кутлумуш (он настолько близко, что единственный, представитель которого не проживает постоянно в Карье)…

… и впервые выехали на восточное побережье полуострова.

Источник: turbina.ru

 

Айон-Орос
Άγιο Όρος

Афон

Столица Карье (Карея)
Население 2 262 чел. (2001 год)
Площадь 335,63 км²
Плотность населения 6,7 чел./км²
Сайт http://www.mountathos.gr www.mountathos.gr

Свята́я Гора́ Афо́н (греч. Ἄθως; в Греции — греч. Άγιο Όρος — «Святая Гора») — географически полуостров в Восточной Греции, в районе Халкидики (Македония), представляющий собой гору высотой 2033 м над уровнем моря.


Административно — особая единица Греческой Республики, самоуправляемое сообщество 20 православных монастырей в непосредственной церковной юрисдикции Константинопольского Патриарха (с 1312 года).

Суверенитет Греции над полуостровом закреплён Лозаннским договором 1923 года; режим самоуправления исходно базируется на положениях первого Устава Святой горы Афон («Трагос»), утверждённого Хрисовулом Императора Иоанна Цимисхия в 972 году. В отличие от остальной части Константинопольского Патриархата, на Афоне используется исключительно юлианский календарь, в том числе в административных документах.

Для православных всего мира — одно из главных святых мест, почитается как земной Удел Богородицы

Конституционно-правовое положение и администрация

Герб Палеологов на флаге Вселенской Патриархии, используемом на Афоне

В 676 году император Константин Погонат передал весь полуостров в вечную собственность населяющим его монахам.

До XVII века управление Афона носило монархический характер и осуществлялось Протом (Πρώτος).

Действующая конституция Святой Горы — Уставная Хартия Святой Горы Афонской 1924 года, ратифицированная 10 сентября 1926 года и имеющая силу государственного закона Греции. Особый статус Святой Горы закреплён в статье 105 действующей конституции Греции.


Устав, согласно своей последней статье (ст. 188), «проистекает из императорских золотых булл и типиков, патриарших сигиллий, султанских фирманов, имеющих силу всеобщих постановлений и древнейших монашеских положений».

Согласно Уставу, высший законодательный и судебный орган монастырского управления Святой Горы — Чрезвычайное двадцатичленное собрание, составляемое настоятелями всех 20 монастырей; собирается дважды в год: спустя 15 дней по Пасхе и 20 августа (ст. 43 Устава) в административном центре — Карее (Καρυές). Исполнительная власть на Святой Горе осуществляется Священным Собором (Кинотом), состоящим из 20 членов (антипросопов), каждый из которых представляет свой монастырь. Распорядительная власть — отдельный комитет (Священная Эпистасия) из четырех «наблюдателей» (επιστάτης), состав которой меняется каждый год первого июня. Каждый монастырь бывает представлен в Эпистасии в один из 5 лет наряду с тремя другими в его группе монастырей. Старший член Эпистасии (монах, представляющий старший в группе монастырь) именуется протоэпистатис или назир.

Хотя в Греции есть епископ с титулом «Иериссы, Святой Горы и Ардамериона» (греч. Ιερισσού, Αγίου Όρους και Αρδαμερίου; с 1981года — митрополит Никодим (Анагнасту), титул имеет чисто исторический характер и никакой церковно-канонической власти на Святой Горе данный епископ не имеет. Статья 5 Устава гласит: «Не разрешается поминовение никого другого, кроме имени Вселенского Патриарха». Хотя в Пантелеимоновом монастыре при Патриархе Пимене практиковалось возношение имени последнего на богослужении, подобное было прямо запрещено в конце 1980-х.

Греческое государство на Афоне представляет губернатор, находящийся в подчинении Министерства иностранных дел Греции. При нём есть небольшой штат административных сотрудников и полицейских. Его основная обязанность — наблюдать за соблюдением гражданского законодательства.

В Карее находится древнейший, по преданию основанный в 335 году Константином Великим, храм Успения Пресвятой Богородицы, неоднократно сильно страдавший от разрушений. В нём сохранились фрески XIV века. Святыня храма — чудотворная икона Божией Матери Достойно есть Посещение Афона

Статья 186-я Устава гласит: «В соответствии с древним обычаем запрещается для любого женского существа ступать на полуостров Святой Горы»

За проникновение на территорию Афона для женщин предусмотрена уголовная ответственность — 8-12 месяцев лишения свободы.

На Афон допускаются только мужчины любого вероисповедания, которым для посещения необходимо получить специальное разрешение — диамонитирион. Диамонитирионы бывают двух видов:

  • общее разрешение (выдаётся Бюро паломников министерства Македонии и Фракии в городе Салоники на 4 дня и даёт право пребывания в любом монастыре);
  • индивидуальное разрешение (делается самим монастырём на неограниченный срок с правом ночевать только в монастыре, выдавшем приглашение). Впрочем, как правило, паломник с таким разрешением может беспрепятственно переночевать и в любом другом монастыре.

Православные клирики, кроме того, должны получать предварительное разрешение от Вселенской Патриархии. Монастыри и иные монашеские поселения

Каждый из 20 монастырей имеет статус патриаршей ставропигии Со статусом монастыря на Афоне сопряжены исключительные имущественно-правовые привилегии. Создание новых монастырей запрещено.

«Правящие» монастыри в порядке официальной святогорской иерархии:

  1. Великая Лавра (Μεγίστη Λαύρα)
  2. Ватопед (Βατοπέδι или Βατοπαίδι)
  3. Иверский (Ιβήρων; ივერთა მონასტერი)
  4. Хиландар (Χιλανδαρίου)
  5. Дионисиат (Неа Петра) (Διονυσίου)
  6. Кутлумуш (Κουτλουμούσι)
  7. Пантократор (Παντοκράτορος)
  8. Ксиропотам (Ξηροποτάμου)
  9. Зограф (Ζωγράφου)
  10. Дохиар (Δοχειαρίου)
  11. Каракал (Καρακάλλου)
  12. Филофей (Φιλοθέου)
  13. Симонопетра (Σίμωνος Πέτρα или Σιμωνόπετρα)
  14. святого Павла (Αγίου Παύλου, Agiou Pavlou)
  15. Ставроникита (Σταυρονικήτα)
  16. Ксенофонт (Ξενοφώντος)
  17. Григориат (Οσίου Γρηγορίου)
  18. Эсфигмен (Εσφιγμένου)
  19. Пантелеимонов (Αγίου Παντελεήμονος, или Ρωσικό)
  20. Констамонит (Κωνσταμονίτου)

Помимо монастырей по всей Святой Горе разбросаны 12 скитов (зачастую крупные поселения, ничем, кроме формального статуса, от монастырей не отличающиеся), а также: келлии (в русской литературе обычно именовались «келлейные обители» — обширные монашеские поселения с возделываемым участком земли), каливы (из которых, как правило, состоят скиты), кафисмы (одиночные поселения, обычно близ материнского монастыря), исихастерии (в них подвизаются те, кто стремятся к полному уединению, иногда в пещере). Последних много на юге полуострова и в местности Карулья.

Принципиальное отличие от монастыря всех прочих поселений — отсутствие у них прав на участие в органах самоуправления и на земельную собственность, что ставит их в прямую зависимость от того или иного монастыря, которому принадлежит их земля.

До начала 1990-х монастыри на Афоне были как общежительными (или киновийными, в которых монахи живут на общем монастырском довольствии), так и особножительными (идиоритмийными в России в синодальный период такого рода монастыри часто называли «штатными»). После перевода в 1992 году Пантократора на общежитие все монастыри стали общежительными. Однако многие скиты по-прежнему остаются особножительны

История

История Афона, как и всего полуострова Халкидики, свидетельствует о том, что человек поселился там в глубокой древности. Красота афонской природы, мягкий климат полуострова Халкидики и удивительный рельеф его местности способствовали ведению здесь уединённой жизни. Первыми известными жителями полуострова были фракийцы. В V веке до н. э. к ним присоединились греки из Халкидики, благодаря которым произошла эллинизация местных жителей. Основным родом деятельности их являлось сельское хозяйство, животноводство и рыболовство.

Превращение Афона в исключительно монашеское обиталище произошло после Трулльского Собора, постановившего в частности (Правила 18 и 42) в отношении скитающихся «пустынников»: «Аще восхотят, <…> то определяти их в монастырь, и причисляти к братиям. Аще же не пожелают сего, то совсем изгоняти их из градов, и жити им в пустынях, от коих и именование себе составили.» Многие из таких скитальцев, которых было много по причине нашествия магометан особенно в Константинополе, устремились на Афон.

Расцвет монашества на Афоне произошёл во время царствования Василия Македонянина восшедшего на престол в 867 году. Им было подтверждено исключительное право монахов на обитание на полуострове, дарованное ещё Константином Погонатом.

После захвата Салоник турками в 1430 году монахи Афона немедленно принесли заверения повиновения султану Мураду II; после падения Константинополя в 1453 году Афон продолжал долгое время пользоваться прежними правами и привилегиями, но в 1566году султан Селим II своим указом отобрал у афонских монастырей все имения.

В XVII—XVIII веках Афон стал местом греческого просвещения, учёности и книгоиздательства: при Ватопеде в средине XVIII века была основана Афонская академия (Афониада), при Лавре была устроена типография.

XVIII век был временем общего упадка афонского монашества.

После восстания 1821 года последовала турецкая военная оккупация Афона и репрессии; уцелевшие монахи рассеялись по островам архипелага. Андрианопольский мирный договор между Россией и Турцией в сентябре 1829 года обеспечил прекращение турецкой оккупации и возвращение монастырских имений.

2 (15) ноября 1912 года полуостров был с моря занят войсками Греческого Королевства. Русское правительство потребовало вывода греческих войск, которые и были выведены с территории Пантелеимонова монастыря; русские монахи в гражданском отношении продолжали подчиняться русскому посольству в Константинополе. На Лондонской конференции в декабре 1912 — январе 1913 года Россия предложила придать Афону статус «автономной монашеской республики» под протекторатом шести православных держав: России, Греции, Румынии, Болгарии, Сербии, Черногории. Против такого проекта выступило греческое монашество Афона, требовавшее присоединения к Греческому Королевству.

Принятая в мае 1924 года Священным Кинотом «Уставная Хартия Святой Горы Афонской» («Новый канонизм»), законодательно признанная Грецией в 1926 году, не была подписана представителем Пантелеимонова монастыря, хотя в 1940 году Пантелеимонов монастырь согласился исполнять её предписания как действующего государственного законоположения

Закон Греции 124/1969 (в 1969 году) отнимал у монастырей права самоуправления и давал полномочия губернатору, что вызвало сильные протесты как на Афоне, так у руководства поместных Церквей.

В июне 1963 года торжественно праздновалось 1000-летие монашества на Афоне; в торжествах принимали участие предстоятели ряда поместных Церквей.

Древнейший из 20 монастырей, расположенных на полуострове, Лавра был основан в 963, а позднейший, Ставроникита, — в 1542году.

На Афоне на протяжении его истории подвизались монахи (святогорцы) различного происхождения. Монастыри знали периоды расцвета (конец XIX века) и упадка (сокращение численности братии на протяжении большей части XX века). Минимальное число насельников Святой Горы было зафиксировано в 1971 году (1145 человек), после чего наблюдается неуклонный рост.

С последней четверти XX века, после демократизации Греции и включения Афона в список всемирного наследия ЮНЕСКО, наблюдается новый подъём как чисто туристического, так и религиозного интереса к Афону.

Среди наиболее известных святогорцев 20 века можно назвать Силуана Афонского, Иосифа Исихаста и Паисия Святогорца.

Русские на Афоне

Присутствие русских иноков на Афоне достоверно относят к XI веку, ко времени царствования императора Алексея Комнина, — в обители «Ксилургу».

Согласно 2-й Кассиановской редакции Киево-Печерского Патерика, преподобный Антоний Печерский отправился на Афон ещё в княжение святого Владимира, то есть до 1015 года, и принял постриг в монастыре Эсфигмен.

15 августа 1169 года русским была передана «обитель Фессалоникийца» («Руссик»). С конца XV века московские князья и цари начали оказывать щедрую помощь русской обители и иным на Афоне, который попадает под московское покровительство. В XVII веке Руссик занимал 5-е место в афонском диптихе.

Существуют документальные свидетельства о том, что Руссик стоял в запустении в конце XVI века и в 1693 году. По рассказам, слышанным русским путешественником Василием Григоровичем-Барским в 1744 году, подобное запустение могло быть следствием следующего инцидента: «Повѣсть тамо ужасную слышахъ, от Сербовъ и Болгаровъ, и многолѣтнѣ живущыхъ Россовъ преданную, о чесомъ Греки слышати не хощутъ, глаголющи быти ложь. Иногда, древле, уже въ царствованіе Турецкое, Россійскымъ инокомъ въ монастири семъ владѣющимъ и инымъ тогожде язика, Греческимъ же подъ началомъ у ныхъ съжительствующымъ, обличиша Россы Грековъ за нѣкое творимое беззаконіе (о чесомъ не лѣтъ есть писати), оны же, больше числом сущи и не терпѣвши срамоти и обличенія, сице наущеніем дѣмонскимъ возяришася на нихъ, и сицеву брань велію сотворивши междоусобную, яко нечаянно на нихъ нападши, всѣхъ заклаша до едина, аще и отъ ныхъ многы заклашася. Прочіи же, иже осташа, боящися внѣшней казны, убѣгоша <…> и оставиша монастирь празденъ, иже стояше пустъ чрезъ множество лѣтъ.» Далее Барский указывал, что в 1735 году «взяша его в власть свою Греки».

В XVIII веке произошёл резкий упадок как всего монашества на Афоне, так и русского в частности; к концу века Руссик, обременённый значительными долгами, практически прекратил существование.

В начале XIX века Руссик был заново отстроен на новом месте, на берегу моря; после греческого восстания 1821 года вновь пришёл в упадок.

В 1840-е начал заселяться паломниками из России Ильинский скит (на восточном берегу), основанный в 1757 году Паисием Величковским и до 1841 года пребывавший в полном упадке. Купцы Василий Толмачёв (в монашестве — Виссарион) и Василий Вавилов (Варсонофий) приобрели у Ватопедского монастыря келлию преподобного Антония Великого, которая в 1850 году сделалась русским Андреевским скитом с 300 исключительно русских иноков. Скит был назван в честь небесного покровителя Андрея Н. Муравьёва, немало содействовавшего устроению скита.

С половины XIX века, с развитием пароходного сообщения, начался массовый приток русского монашества на Афон, что было в значительной степени вызвано тем, что многие из российских паломников оставались на Афоне, чему Оттоманское правительство не чинило препятствий. Причём, с точки зрения российского правительства, такие насельники оставались подданными России, что обосновывалось ссылкой на 62-ю статью Берлинского трактата (1878): «право официального покровительства признаётся за дипломатическими и консульскими агентами держав в Турции» по отношению к «духовным лицам, паломникам и инокам всех наций». В 1875 году, с назначением игуменом монастыря архимандрита Макария (Сушкина), под контроль русских перешёл Пантелеимонов монастырь; однако, надежды русских монахов и правительства добиться статуса монастыря для Андреевского и Ильинского скитов не увенчались успехом; малоуспешной была и многолетняя тяжба российских грузин за права на Иверон.

Неодобрительно смотрел на массовое увлечение в России Афоном митрополит Московский Филарет (Дроздов): «О поддержании афонских монастырей забота едва ли нужна, и не обещает пользы. Сии монастыри много выносят из России денег посредством своих сборщиков. <…> И то, что русские идут на Афон иногда не по правильным побуждениям (как, например, потому, что там скорее можно получить монашество и священство) и влекут туда русские капиталы на покупку келлий и скитов и на своё содержание, не заслуживает поощрения.»

Преподобный Серафим Саровский также никого не благословлял отправляться на Афон: «Многие являлись к отцу Серафиму, просить благословение удалиться для спасения души на Афон, но старец никому благословения не давал, говоря, что там очень трудно, невыносимо скучно. Спасаться, по его мнению, всего удобнее в Православной России», говорил игумен Николо-Барковской пустыни Георгий, бывший гостинник Саровской пустыни.

14 мая 1896 года группа русских старцев-келлиотов основала «Братство русских обителей (келлий)», о чём они уведомили русского посла в Константинополе Нелидова. Объединение русских келлиотов для защиты своих интересов диктовалось, среди прочего, крайне негативной репутацией, которую они стяжали себе в России к концу XIX века (церковные и полицейские власти в России неоднократно возбуждали следствие по незаконному сбору средств афонцами и их поверенными); византист и знаток православного Востока Алексей Дмитриевский в начале XX века о злоупотребленях русских келлиотов говорил, в частности: «Среди афонских келлиотов известны имена настоящих хищников благосостояния русского народа и наглых эксплуататоров его глубокого религиозного чувства и исконного уважения к Афону. Такого рода келлиоты, хотя иногда и проживают на Афоне, но в одиночной келлии, обставляя себя всеми удобствами жизни и не выполняя ни одного из желаний своих „боголюбцев“, которых они засыпают письмами. Собираемые ими большие суммы денег отдаются нуждающимся монастырям за большие проценты, и лишь предметы церковной утвари уступаются монастырям, на землях которых они имеют келлии, чтобы последние благоволили им.»

Андреевский скит, а также иные русские поселения, в начале 1910-х был очагом имяславия и в 1913 году его насельники были с помощью русских войск выдворены в Одессу.

С переходом Афона в гражданскую юрисдикцию Греческого Королевства в ноябре 1912 года, бесконтрольному потоку русских на Афон был навсегда положен конец, что было не в последнюю очередь связано с планами российского правительства «нейтрализовать» (или аннексировать) полуостров (наряду с Константинополем) в ходе Первой мировой войны (Германия от имени Порты перекрыла Дарданеллы 27 сентября 1914 года, что сделало невозможным морское сообщение с Россией). Характерно, что в 1914—1915 годах 90 иноков Пантелеимонова монастыря были мобилизованы в армию, что породило подозрения среди греков, что русское правительство засылает на Афон под видом монахов солдат и шпионов. Официальный орган российского Святейшего Синода «Церковныя Вѣдомости» в январе 1917 года писал: «Телеграф сообщил о занятии Афона русско-французским отрядом. Оккупация эта вызвана образом действий некоторых греческих монастырей, снабжавших немецкие подводные лодки всем необходимым. 4 года и два месяца владели греки Афоном, и этот период оставил мрачные воспоминания среди русских насельников Святой Горы. Власть Эллады оказалась тяжелее власти Турции. <…> Была попытка со стороны элладского правительства уничтожить русскую почту, но попытка эта, равно как и попытка обложения русских монастырей податями, была предотвращена нашей дипломатией Однако, провести телефон на лежащую близ Пантелеймоновского монастыря пристань Дафну греки так и не позволили русским. Особенно усилились притеснения русских монахов после того, как греки стали действовать заодно с болгарами. <…> С началом великой войны недавние враги объединились в деле притеснения русских.»

После окончания гражданской войны в России, приезд русских был практически запрещён как для лиц из СССР, так и из русской эмиграции вплоть до 1955 года Замечательными исключением в данный период были Софроний (Сахаров) и В. А. Кривошеин впоследствии архиепископ Московского Патриархата Василий). Последний проживал на Афоне с декабря 1925 года до сентября 1947 года когда он был выдворен со Святой Горы гражданскими властями. Овладев греческим языком, Кривошеин сумел получить доступ к древним греческим манускриптам для их исследования.

В 1931 году Архиерейский Синод РПЦЗ создал Комитет помощи русским афонским инокам, в котором активно работал епископ Серафим (Соболев).

От 5.300 русских насельников из общего числа 12.000 в 1913 году к декабрю 1965 года осталось 62 русских монаха (все весьма преклонного возраста) из общего числа 1.491. В Андреевском скиту последний русский насельник (старец Сампсон) умер в 1972 году, после чего скит отшёл к Ватопедскому монастырю; в 1992 году там появились первые греческие монахи.

В 1960-х Московской Патриархии, благодаря усилиям председателя ОВЦС митрополита Никодима (Ротова), который, ещё будучи архимандритом, неофициально посетил Афон в феврале 1959 году, удалось добиться ограниченной отправки русских монахов в Пантелеимонов монастырь: в 1966 году прибыло 4 человека из Псково-Печерского монастыря, в 1969 году— 2 из Троице-Сергиевой Лавры.

В ноябре 1959 года Афон посетила группа участников церковных торжеств в Салониках в связи с 600-летием со дня преставления Григория Паламы (14 ноября) в составе: епископ Волоколамский Василий (Кривошеин), ректор МДА прот. К. И. Ружицкий и профессор ЛДА Н. Д. Успенский. Первая официальная делегация Московского Патриархата в составе архиепископа Никодима, архимандрита Питирима (Нечаева) и референта ОВЦС В. С. Алексеева прибыла на Афон в конце июня 1962 года Игумен Пантелеимонова монастыря Илиан (Сорокин; † 1971 в письме от 19 сентября 1962 года архиепископу Василию (Кривошеину), через которого Никодим Ротов поддерживал сношения и получал информацию от русской братии на Афоне, писал: «После посещения Высокопреосвященнейшего владыки Никодима греки, то есть греческое правительство, очень озлобились на нас. Все письма наши читают. Отец Давид [Цубер; эконом] совсем испугался, сидит и молчит, боится, что его могут арестовать.»

В 1970-е русское присутствие на Афоне начало медленно восстанавливаться; значительная часть отправляемых на Афон кандидатов возвращалась в СССР по причинам нездоровья и неспособности переносить тяготы жизни в Пантелеимоновом монастыре.

В 1972 году Святую Гору посетил Патриарх Московский и всея Руси Пимен, что было первым в истории посещением Афона Всероссийским Патриархом.

Действует российское издательство Пустынь Новая Фиваида Афонского Рус. Пантелеимонова монастыря.

Русские сообщения об Афоне

Наиболее древнее описание русского паломничества по Афону, с рассказом о всех монастырях и святынях, рассказы в сопровождении рисунков, — это «Странствования Василия Григоровича-Барскаго по святым местам Востока и на Афон с 1723 по 1747 г». Самым полным описанием афонских обычаев и преданий считаются письма иеросхимонаха Сергия (Веснина) — «Письма святогорца» (1844-49 гг.). Инок Парфений (Агеев) в 1839-54 гг. жил на Афоне и написал «Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Св. Земле…» — это произведение считается лучшим описанием Афона, а сам автор назван «афонским Гоголем». А. В Дружинин писал об этой книге, как о «великой поэтической фантасмагории, переданной оригинальнейшим художником на оригинальном языке… Мы не видели еще такого высокого таланта со времен Гоголя».

География и климат

Вид на полуостров с верхней точки горы Афон

Узкий гористый полуостров (восточная часть широкого Халкидикского полуострова), вдающийся в Эгейское море, несколько к востоку от Салоникского залива, 40°40′ с. ш., 24° в. д. Длина полуострова около 60 км, ширина от 7 до 12 км; площадь — 335,637 км². Высота собственно горы Афон — 2 026 метра. Климат — субтропический (средиземноморский климат), с мягкой дождливой зимой и жарким летом.

Почти весь полуостров, за исключением южного пика и прилегающих к нему скал, покрыт богатой субтропической растительностью: здесь произрастают различные деревья, отчасти фруктовые, лимоны, апельсины, груши; целые поля усажены виноградом.

 

Источник (Википедия)

Views (254)

Источник: como.prihod.ru

Видео: Гора Афон в рекламе местного вина

Основные моменты

Гора Афон

Гора Афон — место сосредоточения православных монастырей, основанных с X века. Большинство из них греческие, но некоторые находятся под эгидой русских, сербских и болгарских сообществ. Здесь проживает около 1500 монахов. Правила разнятся от обители к обители, а некоторые монахи, как в былые времена, даже живут отшельниками, селясь в пещерах и каливах. Правила на Святой Горе очень строгие. Число посетителей (неправославных) — ограничено (двенадцать человек в день). Большинство туристов ограничивается экскурсией на лодке, которая приближается к берегу. Женщинам ступать на святую землю Афона запрещено. Если вам повезет, во время морской прогулки вы увидите дельфинов, которые не редкость в этих водах.

Византийские монахи возвели самый древний монастырь, Великую лавру, в 963 г. Уже в 972 г. было достигнуто уникальное соглашение с Византией, по которому гора Афон признавалась духовным государством, независимым от Византийской империи, с полным суверенитетом, гарантированным Афону лично императором. Это сделало Афон политическим и религиозным центром для греческих, балканских и российских православных христиан. В XIV в., золотом веке Афона, около 40 000 монахов обитало в 20 больших монастырях и мелких «скитах» — тех же монастырях, напоминавших небольшую деревню.

Монастырь на гореНа горе Афон стоят десятки небольших монастырей Образ жизни в монастыре не меняется веками

Хотя жители горы Афон номинально являются гражданами Греции, ее автономный статус сохранился и по сей день: последнее соглашение, подтверждающее суверенитет духовного государства, было подписано в 1912 г. Согласно Уставу, высший законодательный и судебный орган монастырского управления Святой горы — Чрезвычайное двадцатичленное собрание, составляемое настоятелями всех 20 больших монастырей и заседающее в столице Афона Карее. Исполнительная власть на Святой горе осуществляется Священным собором (Кинотом), состоящим из 20 членов, каждый из которых представляет свой монастырь. Распорядительная власть — отдельный комитет из 4 «наблюдателей», состав которых меняется каждый год первого июня. Также в Карее находится резиденция главы правительства, Прота (по-гречески — первого). Греческое государство на Афоне представляет губернатор, находящийся в подчинении Министерства иностранных дел Греции. При нем есть небольшой штат административных сотрудников и полицейских. Его основная обязанность — наблюдать за соблюдением гражданского законодательства.

Образ жизни монахов в этом «Уделе Божьей Матери» оставался практически неизменным со времен Византийской империи, когда государство впервые официально определило их статус. И по сей день ни женщинам, ни большинству домашних животных нет доступа на эту святую землю. Монахи утверждают, что это правило было установлено согласно библейской традиции, по которой сама Дева Мария избрала гору Афон в качестве места отдохновения, где ее не побеспокоят другие представительницы женского пола. В наши дни за стенами главных монастырей живут 1700 монахов.

Рассвет на горе АфонГорный пейзажМоре, переходящее в небо

Сам полуостров отличается редкой природной красотой. Склоны горы покрыты древними вечнозелеными лесами почти до самой вершины, высота которой 2033 м. Согласно легенде, Богоматерь совершала путешествие на Кипр со св. Иоанном, и когда буря заставила ее искать убежище, она остановилась на месте, где ныне находится Иверский монастырь. Красота этих мест произвела на нее такое впечатление, что Господь подарил Богоматери эту гору, сказав: «Пусть это место будет твоим, станет твоим садом и твоим раем, а также спасением и приютом для тех, кто ищет спасения».

Монастыри Афона

Панорамный вид с моря

Даже те, кому удалось получить разрешение на посещение (а ожидание может продлиться несколько недель), могут попасть на территорию горы Афон только морем, из Уранополи: других путей сюда нет. По ходу движения парома на западном берегу вы увидите сначала монастырь Дохиар, своей сторожевой башней напоминающий форт, затем Ксенофонт и Пантелеймонов монастырь. Он весьма впечатляет своими размерами и населен русскими монахами. За ним следует Симонопетра, построенный, словно орлиное гнездо, на склоне горы, прямо над морем. Далее расположен Дионисиат, он знаменит тем, что владеет самой старой иконой горы Афон, датируемой VII веком. Его местоположение также никого не оставит равнодушным. Южная точка полуострова — вотчина отшельников и маленьких монастырей. На восточном берегу находится Великая Лавра, самый старый из монастырей, основанный в 693 году святым Афанасием у подножия горы Афон. Он также и самый большой, вмещающий в себя сотню монахов. Его библиотека знаменита своим собранием 5000 античных книг.

Ближе к северу расположены монастыри Каракал, Ставроникита, Пантократор, и, еще далее, Ватопед, основанный в 980 году, и Эсфигмен. Вдали от глаз, в самом сердце полуострова, расположена Карея — административный центр республики.

Вершина горы в облаках

Факты про гору Афон

  • Название: Официально это место называется Автономная монашеская республика Афон.
  • Расположение: Расположен на севере Греции, в Македонии. Афон — самая высокая из трех горных вершин на Халкидикском полуострове.
  • Столица: Город Карея с населением 300 человек.
  • Парламент: Священный собор.
  • Население: 1 700 православных монахов.
  • Уникальность: В монастырях могут находиться монахи и все лица мужского пола, но женщинам и большинству домашних животных доступ закрыт.
  • Привлекательность: В 20 богатых монастырях есть всемирно известные фрески и бесценные коллекции икон.

Улочки в горахРуины монастыряКолокола

Нужно знать

Посещения разрешены только мужчинам, они должны зарегистрироваться в Администрации паломников на гору Афон в Салониках, причем как минимум за 6 месяцев до поездки. В день на гору допускаются лишь десять паломников неправославной веры, и в каждом монастыре можно переночевать лишь один раз.

Источник: wikiway.com


Categories: Столица

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.