Третьяковская галерея Москвы (или попросту «Третьяковка») имеет самое большое в мире собрание российского искусства – более чем 100 тысяч полотен, и её стоит посетить каждому. Своим существованием галерея обязана купцу Павлу Третьякову (1832-1898 годы), который начал собирать предметы русского искусства, когда ему было 34 года, а в 1892 году пожертвовал 2 тысячи работ Москве, вместе со своим собственным домом и другими зданиями, объединёнными после его смерти фасадом в неорусском стиле, выполненным художником Виктором Васнецовым.

Третьяковская галерея («Старая» Третьяковка) Москвы

Краткое описание Третьяковской галереи


Влияние Третьякова на российское искусство было огромно, поскольку без его покровительства многие художники, возможно, никогда не достигли бы успеха или не создали больших картин, требовавших многолетней работы. Национализированная после революции, галерея приняла на хранение конфискованные иконы и картины и продолжала приобретать предметы искусства социалистического реализма, увеличив свои коллекции почти в 5 раз.

Хотя площадь выставочного пространства музея была удвоена в 1930-х годах, недостаток места оставался весьма острой проблемой даже после постройки нового здания на Крымском Валу; проблема частично была решена только после реставрации исторического здания музея в Замоскворечье, повторно открытого для публики в 1995 году. Единственное, что не всегда удобно для посетителей: ведь хочется посетить обе галереи, чтобы насладиться во всей полноте русским искусством, а это означает две поездки и двойной расход на входные билеты.

В данной статье описаны шедевры «Старой» Третьяковской галереи, расположенной в центре Замоскворечья, – выставки икон, портретов и работ мастеров со Средних веков до конца XIX столетия. Для того чтобы увидеть произведения искусства футуристов и мастеров социалистического реализма XX века, вам необходимо посетить Третьяковскую галерею на Крымском Валу («Новая» Третьяковка), описанную в статье «От Крымского Вала до Павелецкого вокзала».

Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке


Государственная Третьяковская галерея («Старая» Третьяковка) расположена в 5 минутах ходьбы от станции метро «Третьяковская»: выйдя из метро, поверните налево, перейдите через дорогу, идите прямо, затем поверните направо, и вы увидите богато расписанный галерейный фасад в Лаврушинском переулке. Часы работы (10.00-19.30;) являются удобными, но касса закрывается в 18.30.

Билеты (студентам – за полцены) продаются в холле, расположенном в полуподвальном этаже, здесь имеются гардеробы для верхней одежды и места хранения для сумок. Фотоаппараты и фотокамеры необходимо также сдать в гардероб, поскольку фотографировать в залах галереи не разрешается. Если необходимо, можно взять напрокат инвалидную коляску, а на все этажи можно попасть ещё и на лифте.

Хотя поэтажные планы экспозиции, помещённые на карте, должны вам помочь, расположение залов галереи является запутанным; так, некоторые из его тематических залов занимают оба этажа галереи, в то время как Зал средневекового искусства находится в конце рекомендованного для осмотра маршрута, который начинается на втором, а заканчивается на первом этаже галереи. Также имейте в виду, что номера залов, указанных над дверями, относятся к следующему залу, а не к тому, в котором вы находитесь. Для иностранных туристов на некоторых экспонатах сделаны таблички на английском или французском языках.


Можно заранее заказать полуторачасовую экскурсию, купить обзор в агентстве «Патриарший Дом Турз» либо просто ходить позади группы, бесплатно слушая комментарии экскурсовода. Ещё один способ: вы можете взять на прокат аудиогида (в залог требуется оставить документ, удостоверяющий вашу личность) или приобрести иллюстрированный путеводитель, в котором имеется краткая информация по всем залам галереи, хотя этот способ считается немного устаревшим.

Описание в данной статье отличается от обычного маршрута по Третьяковской галерее: оно демонстрирует залы средневекового искусства сначала (а не в последнюю очередь), что даёт лучшее представление о развитии русского искусства и не требует в конце возвращения назад. В полуподвальном этаже вы найдёте пункт обмена валюты, банкоматы, информационное бюро, художественные лавочки и уборные. Там же есть шикарное дорогое кафе (10.00-23.00), расположенное у главного входа, и несколько киосков быстрого питания прямо за углом на пути к станции метро.

  • Храм Святителя Николая в Толмачах

К южному крылу галереи частично примыкает церковь (храм-музей) XVII века в Толмачевском переулке. В 1990-х годах она была оснащена кондиционерами и устройствами безопасности так, чтобы некоторые из самых почитаемых в России икон могли быть возвращены в Божию обитель – как того хочет церковь, в то время как Третьяковская галерея оставила бы за собой право собственности на них и гарантировала их сохранность. Наиболее почитаемая икона Владимирской Божией Матери, по преданию, написанная святым Лукой, но фактически относящаяся к началу XII века.


Привезённая из Константинополя (сегодняшний Стамбул) в Киев, затем во Владимир, а в 1395 году – в Успенский собор Кремля, она стала символом национального единства, ей приписывалась защита Москвы от полчищ Тамерлана. На главном иконостасе – шедевры XVII века из Оружейной палаты Кремля. В церковь можно пройти по крытому переходу, по лестнице из полуподвального этажа галереи или непосредственно с улицы – но вы должны иметь входной билет в галерею, чтобы предъявить его охране. Церковный храм лучше всего осмотреть перед посещением остальной части галереи, поскольку она открыта только с полудня до 16 часов.

  • Русское искусство Средних веков (залы № 56-62)

В Зал средневекового русского искусства, расположенный на первом этаже, можно попасть по лестнице на правой стороне полуподвального холла; этот зал эстетически отличается от остальной части собрания Третьяковской галереи. В течение 600 лет почти единственной формой изобразительного искусства в России было религиозное искусство – мозаики, фрески и, прежде всего, иконы. Иконы (от греческого слова эйкон – изображение, образ) пришли в Россию из Византии, так же как и православное христианство.


Иконы писали на деревянных досках, покрывали льняным маслом и амброй, на них лежит налёт от копоти свечей; эти священные иконы устанавливали в ряды, формируя иконостасы в церквях, вешали в красный угол в каждом русском доме. В основном иконы почитались в народе, но некоторые из них, те которые не исполнили заветную просьбу, иногда разбивались их разгневанными владельцами.

Иконы ценились, скорее, за их религиозное и духовное содержание, а не за художественные достоинства. Один российский критик утверждает, что явная уплощённость изображения на иконах отражает взгляд на каждую человеческую душу как на центр Вселенной, в отличие от пространственного и духовного дистанцирования, подразумеваемого перспективой Ренессанса. Анатомический реализм был первоначально запрещён как напоминание о большом несовершенстве человека, но постепенно стал допускаться.

В собрании Третьяковки имеются работы всех основных школ, включая некоторые иконы, глубоко почитаемые верующими, которые молятся перед ними. В зале № 56 экспонируются самые старые образцы русского искусства, относящиеся к XIII веку, к временам, предшествующим монгольскому нашествию. Налево от входа расположена мозаика «Димитрий Солунский» и фреска, изображающая святого Николая из Михаило-Архангельской церкви в Киеве, напротив висит редкий каменный барельеф из той же церкви, изображающий двух всадников.


В стеклянной витрине экспонируется двухсторонняя икона «Спас Нерукотворный», отражающая легенду о том, что Христос сотворил своё изображение на ткани, чтобы вылечить болезни правителя Эдессы. В дальнем конце зала – 2-метровые изображения святого Георгия и Устюжского Благовещения, самые старые иконы (около 1130-1140 годы), хранившиеся в Великом Новгороде. Россия переняла у Византии шесть типов иконописных изображений Божией Матери, два из которых были наиболее популярны: Одигитрия, которая спокойно сидит, а на её коленях – отрок-Христос; и Елеуса, или Богоматерь Умиление, которая любовно обнимает ребёнка-Христа.

Русский народ всегда предпочитал последнюю, и молились Деве Марии как Божией Матери (Богоматери, или Богородице). С тех пор как икона Владимирской Божией Матери была передана часовне Третьяковской галереи, самым известным иконографическим изображением в зале № 57 была Богоматерь Великая Панагия, представляющим Богоматерь как небесную владычицу с Христом Эммануилом; эта икона была обнаружена в чулане монастыря в Ярославле в 1919 году.

Зал № 58 представляет иконы новгородской и псковской школ XIII-XV веков. Налево от двери – изображение святых Бориса и Глеба, которых убил их брат, чтобы не делить с ними их общее наследство, а справа – икона «Сражение новгородцев и суздальцев», посвящённая осаде Новгорода (1170 год) и его спасению иконой Знамения Божией Матери; попавшая в икону вражеская стрела отскочила, и таким образом икона подала новгородцам знак, чтобы они атаковали противника, выйдя за стены города, и так разбили суздальцев.
ратите внимание также на типично псковскую икону «Святая Параскева и три старца», которые изображены в белых одеждах, украшенных чёрными крестами.

Один из множества мастеров и учёных, которые бежали в Россию перед падением Константинополя, Феофан Грек (работы 1340-1405 годов) был справедливо назван «русским Эль Греко». Хотя он, как говорят, расписал сорок церквей перед своим прибытием в Москву, всё, что сохранилось – это его фрески в Преображенской церкви во Владимире и его иконы в Благовещенском соборе в Кремле.

В зале № 59 экспонируется его икона «Донская Богоматерь» и приписываемая школе Феофана Грека икона начала XV века «Преображение», на которой изображён Христос на вершине горы Табор с неверующими, сражёнными лучами, исходящими от его чела. Другой превосходной иконой является так называемое «Голубое Успение» из Твери, изображающее апостолов, парящих на облаках, окружённых ангелами (справа во втором сверху ряду).

Зал № 60 посвящён двум величайшим иконописцам средневековой Руси. Дионисий (работы 1440-1508 годов) был первым известным непрофессиональным художником, совершенствование мастерства которого совпало с повышающимся спросом на иконы, которые имели распространение во всех слоях общества, начиная с дворянства и купечества и заканчивая крестьянством.


Его «Спас в силах» (обрамлённый красным ромбом, тёмно-зелёным овалом и красным четырёхугольником, символизирующими славу Христа, его земную и небесную мощь) был когда-то главной иконой Деисусного ряда (чина) Павло-Обнорского монастыря, в то время как иконы, располагающиеся около неё, были созданы сыновьями Дионисия и принадлежали Деисусному ряду Ферапонтова монастыря.

Работы монаха Андрея Рублёва (работы 1360-1430 годов) более пронзительные и мистические, его манера письма сразу поражает заключённой в них энергетикой и тонким изяществом. Огромные лики Спасителя, архангела Михаила и апостола Павла, которые он создал для Звенигородского собора, казались современникам «нарисованными на облаках».

Рядом находятся иконы «Сошествие в ад», «Благовещение» и «Воскресение» из праздничного чина Успенского собора во Владимире, где Рублёв и Даниил Чёрный также создали Деисусный чин (ряд), состоящий из увеличенных фигур, включающих икону «Христос на престоле». В Третьяковской галерее имеется также «Троица» Рублёва, икона, относящаяся к более позднему времени, золотые и синие ангелы которой кажутся наполненными радостью и светом, как говорил о ней сам Рублёв; он нарисовал эту икону по заказу Троицкого монастыря, в котором он пребывал в качестве послушника.


В зале № 61 находятся работы XVI веков Московской школы и Северной Руси. Большая горизонтально расположенная икона «Вход в Иерусалим» посвящена взятию Казани Иваном Грозным и изображает царя и его армию, возвращающихся из горящей крепости в святой город Иерусалим, символизирующий Москву. Рядом висят две прекрасные иконы «Святой Георгий» и «Змий», которые были приняты в качестве эмблемы Московского государства Иваном III. Также обратите внимание на икону «Страшный суд» из Новгорода, изображающую Христа, следящего за взвешиванием человеческих душ, и зелёного змия – порождение антихриста, корчащегося внизу у ног крылатого сатаны.

Выставка заканчивается в зале № 62 иконами XVII века, когда появление лежащих фигур на иконах (например, на иконе строгановского письма «Гимн ангелов Иже херувимы») и стилизованная форма портретной живописи, или создание парсун (представленная ранним портретом боярина Скопина-Шуйского), явились провозвестниками светских форм искусства. Возможно, последним крупным иконописцем был Симон Ушаков (1626-1686 годы), который возглавлял иконописную студию кремлёвской Оружейной палаты и был также создателем фресок и теоретиком искусства.

На его иконе «Насаждение древа государства Российского», расположенной в дальнем конце зала, изображена Владимирская Богоматерь, дарующая свое покровительство правителям государства. Недалеко висит редкая икона «Святой Василий» неизвестного художника, изображающая святого, блуждающего обнаженным за стенами Кремля. Другие иконы можно увидеть в секции сокровищ (зал № 55), расположенной на этом же этаже.

  • Портретная живопись и академические произведения (залы № 1-15)


XVIII век был переломным моментом в российском искусстве, когда светская живопись и скульптура вытеснили иконографию, и вперёд выступила портретная живопись. Если Пётр Великий был первым, кто стал собирать иностранную живопись и посылал российских художников на обучение в Европу, то его дочь Елизавета учредила Академию художеств (1757 год), которая поддерживала российское искусство вплоть до второй половины XIX столетия.

Её учебный план был составлен по примеру французской Академии художеств и позднее был ограничен царской цензурой: художникам советовали придерживаться классических тем, безопасных жанровых сцен или официальных портретов. Так как государственные субсидии составляли большую часть дохода художников, они были вынуждены делать это – или работали за границей. Традиционный маршрут начинается со второго этажа, на который можно попасть, пройдя по лестнице из полуподвального этажа, минуя написанную по-английски табличку «Вход», а затем комнату, в которой имеется список спонсоров Третьяковки, а после ещё один лестничный пролёт.

В зале № 1 демонстрируются произведения иностранных художников, которые работали в России, и ранних русских живописцев, в том числе Ивана Никитина (около 1680-1742 годы), чьи прижизненные портреты сестры Петра Великого Натальи и канцлера Головкина не спасли его от обвинения в измене в период правления императрицы Анны Иоанновны. Скульптура развивалась медленнее, первым настоящим российским скульптором был Федот Шубин (1740-1805 годы), бюсты аристократов его работы экспонируются в зале № 2 .

Алексей Антропов (1716-1795 годы) обучался на иконописца, но позднее обратился к портретной живописи под влиянием своего учителя итальянца Пьетро Ротари. Его яркий портрет Петра III, демонстрирующийся в зале № 3, выдерживает сравнение с портретом Екатерины II (Великой) другого ученика Ротари, Фёдора Рокотова (1736-1808 годы), которого за использование в дальнейшем его творчестве бокового освещения и серебристых оливковых оттенков сравнивали с Гейнсборо.

Из многочисленных крепостных художников, обучавшихся на средства графа Шереметева, наиболее талантливым был Иван Аргунов (1729-1802 годы), чья картина «Портрет неизвестной в крестьянском костюме» (расположена направо от входа в зал № 4), по всеобщему признанию, воплощала русский идеал женской красоты. Наиболее часто встречающимся персонажем различных картин была Екатерина Великая, восторженная покровительница искусства, которую родившийся на Украине художник Дмитрий Левицкий (1732-1822 годы) изобразил законодательницей на фоне драпировки и дымки (зал № 5).

В отличие от типичных официальных портретов, которые Екатерина дарила другим монархам, менее парадной является картина ученика Левицкого Владимира Боровиковского (1735-1825 годы), которая висит в зале № 7; на ней императрица в домашней одежде изображена во время прогулки со своей собачкой («Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке»). С исторической точки зрения интересны виды «Красной площади в Москве» и «Невы в Санкт-Петербурге» Фёдора Алексеева (1753-1824 годы) и «Портрет Павла I» Степана Щукина (1762-1828 годы), расположенные в зале № 6.

Первым живописцем-романтиком России был Орест Кипренский (1782-1836 годы), незаконный сын дворянина и крепостной, который как автор картины «Портрет Пушкина» (расположена справа от входа в зале № 8) был обвинён в связях с декабристами и умер в ссылке от туберкулёза. Двое из его современников, которые также провели много лет в Италии, но сумели стать академиками в России, – Карл Брюллов (1799-1852 годы) и Александр Иванов (1806-1858 годы).

Брюллов наиболее известен своей картиной «Последний день Помпеи», хранящейся в Русском музее Санкт-Петербурга, но его любовь к театральности становится очевидной при рассмотрении малодинамичной картины «Осада Пскова» (зал № 9). Монументальный холст Иванова «Явление Христа народу», который считается основной картиной зала № 10, стал результатом многолетней работы над предварительными эскизами, которые показаны здесь же рядом с картинами, отражающими его воспоминания о пребывании в Италии, например «Аполлон и мальчики», «Оливы в Альбано» (другие картины находятся в зале № 12).

В зале № 13 демонстрируются лёгкие жанровые портреты Василия Тропинина (1776-1857 годы), который обучался на кондитера, до того как в возрасте 48 лет окончил Академию. Более увлекательными являются погружающие зрителя в размышления сцены сельской жизни Алексея Венецианова (1780-1847 годы), который никогда не учился в Академии и находил своих персонажей в маленьком имении, которое он приобрёл в Тверской области; там он рисовал сельскохозяйственные работы и человеческую жизнь на фоне этих работ; они отражены в таких картинах, как «На пашне», «Весна» и «Причащение умирающей» (зал № 14).

В зале № 15 посмотрите три картины Павла Федотова (1815-1852 годы), произведения которого подвергались цензуре, а сам он был исключён из Академии, сошёл с ума и умер в сумасшедшем доме. «Сватовство майора» изображает купеческую дочь, в смущении отвергающую ухаживания знатного военного, «Свежий кавалер» изображает мелкого чиновника, горделиво демонстрирующего полученный им крест, надетый на домашний халат, а «Завтрак аристократа» показывает беспутного юнца, удивлённо встречающего нежданных гостей.

  • Художники-реалисты и передвижники (залы № 16-31 и 35-37)

Во второй половине XIX века жанровая живопись всё более и более вдохновлялась идеями реализма и интересом к социальным проблемам, отражая растущее гражданское самосознание российского общества. В 1863 году 14 самых талантливых учеников Академии отказались рисовать картины на мифологические сюжеты, которые им назначили их профессора в качестве экзаменационного задания, и покинули Академию.

Они создали союз художников, который стал основой (в 1870 году) Товарищества передвижных художественных выставок и движения, которое избегало цензуры, устраивая выставки в провинции, и которое стало предвестником волны художественных движений, распространившихся в России накануне революции (члены союза стали известны как передвижники).

Зал № 16 ясно демонстрирует, что царские цензоры допускали критику общества, но не самодержавия. Василий Пукирев (1832-1890 годы) смог выдвинуть на обозрение публики тяжёлое положение девушки, принуждённой выходить замуж за старого распутника на картине «Неравный брак», Валерий Якоби (1834-1892 годы) – обличать жестокость уголовной системы в картине «Привал арестантов», а Константин Флавицкий (1830-1866 годы) изобразил княжну Тараканову, тонущую в своей камере, как невинную жертву государственного преследования.

Сибиряк Василий Перов (1834 -1882 годы) вызвал фурор своей картиной «Сельский крёстный ход на Пасхе», изображающей священника, который выходит с постоялого двора (картина, кажется, была снята с экспозиции), и поразил самых строгих критиков проникновенным «Портретом Достоевского» и крупномасштабными историческими полотнами, такими как «Проповедь в селе», которая представлена в зале № 17.

В залах № 18 и 19 демонстрируется появление пейзажной живописи как лирического жанра. Лидером московской школы был Алексей Саврасов (1830-1897 годы), навевающий печальное настроение пейзаж которого «Грачи прилетели» является для русской пейзажной живописи тем же, чем является пушкинский «Евгений Онегин» для русской литературы; в то время как Фёдор Васильев (1850-1873 годы) был близок Лермонтову в своём воспевании Крыма.

Иван Айвазовский (1817-1900 годы) сумел передать ощущение налетающего шторма в картинах «Бурное море» и «Радуга», Алексей Боголюбов (1824-1896 годы) прославился своими пейзажами улиц и площадей Санкт-Петербурга; а крымский грек Архип Куинджи (1842-1910 годы) запечатлевал на холсте реки, острова и степи России (зал № 21).

Одним из самых известных художников-передвижников был Иван Крамской (1837-1887 годы), автор портретов Толстого, «Неизвестная», которая, как считали, явилась прототипом для Анны Карениной, а также картины «Христос в пустыне», которую Крамской «писал слёзами и кровью». «Она глубоко выстрадана мною, – отмечал он, – она – итог многолетних исканий…» (зал № 20).

В то время как большинство передвижников соглашалось с социалистом Чернышевским в том, что искусство только тогда настоящее, когда оно социальное, Академия поклонялась культу красоты и древности, воплощённому в картинах «Танец среди мечей» и «Оргия времён Тиберия на острове Капри» Генриха Семирадского (1843-1902 годы), представленных в зале № 22.

Василий Максимов (1844-1911 годы), напротив, оставляет Академию для того, чтобы писать сельскую жизнь, наблюдать закат дворянства (в картине «Всё в прошлом») так же сочувственно, как и тяжёлое положение безземельных крестьян (зал № 23). Другие художники сосредоточились на изображении природы. Ивана Шишкина (1832-1898 годы) отличали его коллеги за его скрупулёзную прорисовку листвы на таких картинах, как «Утро в сосновом лесу» и «Еловый лес», которые висят в зале № 25, расположенном около лестницы, ведущей из зала № 56 на первый этаж.

1860-е и 1870-е годы были временем переоценки ценностей в вопросе национального самосознания россиян. Виктор Васнецов (1846-1926 годы) был основоположником неорусского стиля и прославлял славянское прошлое России в таких картинах, как «Богатыри» и «После побоища Игоря Святославича с половцами» (зал № 26), которые некоторые критики считают менее удавшимися по сравнению с более поздними картинами, навеянными русскими сказками, демонстрирующимися в Доме-музее Васнецова.

Василий Верещагин (1842- 1904 годы) участвовал в нескольких русских военных кампаниях в качестве официального военного художника, хотя проповедовал идеи пацифизма и был очарован Средней Азией, сравнивая её жизнь с «цивилизованными» способами правления российских царей (зал № 27). Прославившись своими картинами «Апофеоз войны» и «Скобелев на Шипке» (на которой Верещагин изобразил самого себя на серой лошади позади генерала, отвечающего на приветствие воинов), он погиб в проигранном российским флотом сражении в Цусимском проливе.

Творчество самого известного исторического живописца России Василия Сурикова (1846-1916 годы) представлено четырьмя холстами в зале № 28. Картины «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова» изображают мучеников, вставших на защиту традиционных ценностей. «Посещение царевной женского монастыря» намекает на судьбу царевны, осуждённой на заключение в женский монастырь, в то время как картина «Меншиков в Березове» представляет зрителям впавшего в немилость князя, вспоминающего в сибирской избе о прошедших днях своей славы при Петре Великом.

Залы № 29 и 30 посвящены великому художнику-реалисту Илье Репину (1844-1930 годы), чьи симпатии к простому народу были выражены в картине «Крёстный ход в Курской губернии» и в такой выразительной работе, как «Не ждали», изображающей возвращение ссыльного из изгнания. Его мучающийся угрызениями совести Иван Грозный, обнимающий своего мёртвого сына, до сих пор потрясает до глубины души; также в галерее представлен откровенный репинский портрет известного русского композитора Мусоргского.

Хотя Николай Ге (1831-1894 годы) переосмысливал библейские сюжеты, например в «Голгофе» или «Гефсиманском саду», в удивительной своеобразной манере, которая явилась предтечей импрессионизма, публика предпочитает его академические исторические работы, особенно картину «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», находящуюся в зале № 31. Отсюда легче пройти по короткому лестничному пролёту в зал Врубеля, вместо того чтобы спускаться по параллельной лестнице для осмотра остальной части экспозиции, посвящённой передвижникам, расположенной внизу.

Там, в зале № 35, демонстрируются жанровые пейзажи Василия Поленова (1884-1927 годы), включая любимые публикой картины «Московский дворик», «Бабушкин сад» и «Среди учителей». Посмотрите портрет Чехова среди пейзажей в зале № 36. Выставка передвижников заканчивается в зале № 37 работами Исаака Левитана (1860-1900 годы), одного из самых талантливых российский пейзажистов XIX века, почитаемого за прозрачность, лёгкость и мягкий свет его работ, как, например, в картинах «Вечерний звон» и «Над вечным покоем».

  • Врубель, символизм и «Мир искусства» (залы № 32-34 и 38-48)

Михаил Врубель (1856-1940 годы) имел влияние на русское искусство, подобное тому, какое имел Сезанн на западное; он вышел из Абрамцевского художественного кружка, чтобы примкнуть к движению символистов, которое восстало против реализма. Постимпрессионизм, символизм, новое искусство и экспрессионизм достигли России почти одновременно, образовав гремучую смесь, бурление которой было не меньшим, чем в западноевропейском искусстве, его можно было сравнить с политической и социальной лавиной.

В высоком зале на втором этаже (зал № 33) демонстрируются огромные витражи, изготовленные для особняков богатых москвичей, типа витражей из серии «Фауст» из Готического кабинета Морозова в его доме на улице Спиридоновке. «Сирень» Врубеля похожа по фактуре на коралловые рифы и столь же грандиозна, как «Водяные лилии» Моне, в то время как «Демон (сидящий)» – одна из ряда картин, навеянных одноимённой поэмой Лермонтова, которая привела его на грань безумия.

В 1902 году, накануне открытия четвёртой выставки «Мира искусства», Врубель заперся в галерее с бутылкой шампанского и полностью переписал эту картину; на следующее утро он был найден невнятно бормочущим нечто бессвязное и отправлен в сумасшедший дом. Два смежных зала – № 32 и 34 – посвящены Николаю Рериху (1874-1947 годы), для которого Киевская Русь и восточные цивилизации были духовными путеводными звёздами. Длинные корабли варягов и крепости, написанные Рерихом, напоминают иллюстрации из учебника истории для младших школьников.

В музее Рериха можно увидеть ещё много его работ. Экспозиция, расположенная на первом этаже, концентрирует внимание посетителей на множестве художников, представляющих различные движения; она начинается с зала № 38. Неорусский романтизм представлен картинами Аполлинария Васнецова (1856-1927 годы) – брата Виктора Васнецова – и Андрея Рябушкина (1861-1904 годы), оба специализировались на изображении Московской Руси XVII века.

Ранние пейзажи Константина Юона (1875-1958 годы) не дают никакого намёка на тот фейерверк красок, который он воплощал в своих картинах в более поздний период (демонстрируются в новом здании Третьяковской галереи), в то время как Филипп Малявин (1869-1940 годы) шёл в своём творчестве от невыразительных светских портретов до блистательных образов крестьянских женщин, подобных тем, что он создал в картине «Вихрь» в малиновых тонах, которая является основной картиной всего зала.

Михаил Нестеров (1862-1942 годы), один из членов Абрамцевского художественного кружка, черпал вдохновение в православной духовности. «Видение отроку Варфоломею» изображает мгновение, в которое святой Сергий Радонежский впервые почувствовал прикосновение Бога, жизнь монахов Соловецкого монастыря отражена в картинах «Молчание» и «Пустынник», тогда как в картине «Святая Русь» передан взгляд Нестерова на Россию как на духовный идеал (зал № 39).

Пройдя через зал № 40 (откуда начинается выставка средневекового искусства), вы найдёте два зала с картинами Валентина Серова (1865-1911 годы), художника Абрамцевского кружка, который с симпатией относился к импрессионизму и имел славу светского портретиста. Среди персонажей, изображённых на картинах в залах № 41 и 42, – Римский-Корсаков, Шаляпин, Левитан, Суриков, здесь находится несколько портретов Морозова и портрет дочери покровителя художественного кружка Саввы Мамонтова, изображённой на картине «Девочка с персиками», с которой очень любят делать репродукции.

Другим русским импрессионистом и художником, которого поддерживал Мамонтов, был Константин Коровин (1861-1939 годы), чья поездка вместе с Серовым по Мурманскому краю, где Мамонтов строил железную дорогу, вдохновила его на такие работы, как «Северная идиллия» – хотя среди его работ чаще встречаются зарисовки парижских уличных сцен, расположенные в зале № 43 . Коровин эмигрировал во Францию после революции и умер от голода в трущобах Парижа.

Большинство художников из первой волны символистов принадлежало к движению «Мир искусства», оформившемуся в Санкт-Петербурге; во главе этого движения стояли Дягилев и Бенуа, создатели труппы «Русского балета Дягилева». Многие из балетных постановок были оформлены Львом Бакстом (1866-1924 годы) и Александром Головиным (1863-1930 годы), которые применяли методы декорационного искусства к камерной живописи, как это было в картине «Сиамский священный танец» Бакста и в портрете Шаляпина в роли Олоферна работы Головина.

Если на творческую манеру Константина Сомова (1869-1939 годы) повлиял французский маньеризм XVIII века, то Борис Кустодиев (1878-1927 годы) отдавал своё предпочтение таким ярким, красочным, явно «русским» картинам, как, например, «Масленица» и «Сенокос». Другой очень популярной картиной в зале № 44 является «За туалетом. Автопортрет» Зинаиды Серебряковой (1884-1967 годы).

После Врубеля самым известным символистом своей эпохи был Виктор Борисов-Мусатов (1870-1905 годы), который в детстве получил травму позвоночника и остался калекой; его картины «Призраки», «Водоём» и «Сон божества» навевают мысли об ином, нереальном и прекрасном мире (зал № 45).

К началу 1900-х годов русское и западное искусство развивались в тесной взаимосвязи друг с другом и были взаимодополняющими; Кандинский и Шагал, например, обучались в Мюнхене и Париже, а в Москве проводились международные выставки символистов. Ведущими мастерами движения русских символистов «Голубая роза» были Павел Кузнецов (1878-1968 годы) и армянин Мартирос Сарьян (1880-1972 годы), чьи таинственные, как будто застывшие пейзажи повлияли на немецкую школу – «Голубой всадник» (зал № 46).

Зал, полный скульптур, обозначает конец хронологической экспозиции в зале № 47, где показаны ранние работы Натальи Гончаровой (1881-1962 годы) и Михаила Ларионова (1881-1964 годы), которые лишь намекают на последующее увлечение примитивизмом их авторов, направлением, которое явилось импульсом для развития авангардистского искусства 1900-х годов. Их более поздние работы – так же как и работы футуристов – можно увидеть в Третьяковской галерее на Крымском Валу.

  • Графика и сокровища (залы № 49-55)

Последние два раздела Третьяковки посетители обычно пропускают, если только не забредают туда случайно, но эти залы стоит посмотреть, потому что некоторые экспонаты, выставленные здесь, восхитительны. Если у вас есть только час на то, чтобы провести его в галерее, то раздел графического искусства (залы № 49-54) на первом этаже предлагает короткое знакомство с гравюрами, рисунками и акварелями многих художников, живопись которых представлена в других залах. Основными шедеврами являются «Золотая осень» Левитана, испанские картины Сурикова, гуаши Бакста, Лансере и других художников объединения «Мир искусства» и эскизы к картинам Шагала, Малевича, Кандинского и Попова.

Зал № 54 представляет собой вход в галерею сокровищ, отдельную длинную комнату с витринами, в которых экспонируются расшитые жемчугом покровы, в XVI веке укутывавшие иконы Божией Матери; икона святого Николая Можайского, которая когда-то была укреплена над Никольскими воротами Кремля, и другие иконы в великолепных серебряных окладах. Здесь вы можете также увидеть ювелирные изделия, выполненные в мастерских, которые вполне могли бы конкурировать с произведениями мастеров дома Фаберже.

  • Источник: turizm.world

    1. Третьяковская Галерея. Современная фотография

    Третьяковская галерея – самый посещаемый музей страны. Галерея была основана в конце XIX века известными купцами и меценатами – Павлом и Сергеем Третьяковыми, которые отдали свои коллекции в дар городу. Галерея расположена в бывшей усадьбе братьев Третьяковых в Лаврушинском переулке. Фонд музея значительно пополнился после Октябрьской революции 1917 года собраниями богатых дворянских и купеческих семей. В просторных залах Третьяковской галереи представлены древнерусские иконы и картины русской живописной школы. Двигаясь по хронологически расположенным залам музея, можно подробно изучить русское изобразительное искусство с XVII века по начало XX века.

    2. В.А. Серов. Портрет С.М. Третьякова

    Братья Третьяковы потеряли своего отца, когда старшему – Павлу – было семнадцать лет, а младшему – Сергею – пятнадцать. Они оказались предпринимателями от Бога. Очень скоро братья расширили дело от обычной торговли в лавках до собственного большого магазина полотняных, бумажных и шерстяных товаров на знаменитой купеческой улице Ильинке. Они организуют торговый дом «П. и С. братья Третьяковы». В середине 1860-х годов они приобрели Ново-Костромскую льняную мануфактуру, которую впоследствии сделали одной из лучших в России. Историк московского купечества П.А. Бурышкин называл Третьяковых в числе пяти самых богатых купеческих фамилий Москвы

    3. И.Е. Репин. Портрет П.М. Третьякова

    Третьяковы были известными жертвователями и благотворителями. Павел Михайлович был попечителем Арнольдовского училища для глухонемых, оказывал финансовую помощь исследовательским экспедициям, жертвовал деньги на возведение храмов. Иногда пожертвования Третьякова превышали затраты на приобретение картин. Сергей Михайлович активно участвовал в общественной жизни Москвы. Он был гласным Московской городской думы и городским головой. На этой должности он сделал много для Москвы. Благодаря Третьякову Сокольническая роща стала городским парком Сокольники: он выкупил ее за собственные деньги.

    4. Усадьба Третьяковых в Лаврушинском. Фотография конца XIX века

    В 1851 году Третьяковы приобрели у купцов Шестовых усадьбу в Лаврушинском переулке с двухэтажным особняком, украшенным классицистическим аттиком, и обширным садом. Полноправной хозяйкой дома была Александра Даниловна, а братья Третьяковы сосредоточились на торговле. Это был редкий в купеческой среде идеальный семейный и деловой союз. При этом Третьяковы отличались характерами. Павел был замкнутым, ему нравилось работать и читать в уединении, мог часами рассматривать и изучать картины и гравюры. Сергей, более общительный и веселый, был всегда на виду, любил пощеголять.

    5. Внутри Третьяковской Галереи. Современная фотография

    Однажды Павел Михайлович Третьяков приехал по делам фирмы в Петербург и попал в Эрмитаж. Он был настолько поражен богатством художественного собрания, что непременно захотел заняться коллекционированием. Вскоре он приобрел девять картин малоизвестных западных художников. «Первые две-три ошибки в столь трудном деле как определение подлинности старых картин, навсегда отвернули его от собирательства полотен старых мастеров, – писал И.С. Остроухов после смерти собирателя. – «Самая подлинная для меня картина та, которая лично куплена мной у художника», – любил говаривать Третьяков». Вскоре Третьяков знакомится с коллекцией Ф.И. Прянишникова и решает собирать картины русских художников.

    6. А.Н. Шильдер. Искушение

    В Третьяковской галерее годом основания музея принято считать 1856 год, когда Павел Михайлович Третьяков приобрел две первые картины «Искушение» Н.Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В.Г. Худякова. Сегодня они висят рядом в одном зале. Условие, по которому Павел Михайлович отбирал картины для своей галереи, можно найти в его словах, обращенных к художникам: «Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, дайте мне хоть лужу грязную, но чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника».

    7. И.Н. Крамской Портрет Павла Михайловича Третьякова

    Но это отнюдь не значит, что Третьяков просто скупал все приглянувшиеся ему картины. Он был смелым критиком, не признающим чужих авторитетов, часто делал замечания художникам, а порой и добивался поправок. Обычно Павел Михайлович покупал полотно до открытия выставок, прямо в мастерской, когда картину еще не видели ни критики, ни зрители, ни журналисты. Третьяков прекрасно разбирался в искусстве, но этого было мало, чтобы выбирать лучшее. Павел Михайлович обладал своеобразным даром провидца. Никакие авторитеты не могли повлиять на его решение. Показателен случай, о котором пишет С.Н. Дурылин в книге «Нестеров в жизни и творчестве»:

    8. М.В. Нестеров Видение отроку Варфоломею

    «На предварительном, закрытом, вернисаже XVIII Передвижной выставки, куда допускались немногие избранные друзья передвижников, Мясоедов подвел к «Варфоломею» В.В. Стасова, трибуна-апологета передвижничества, Д.В. Григоровича, секретаря Общества поощрения художеств, и А.С. Суворина, редактора газеты “Новое время”. Все четверо судили картину страшным судом; они согласно все четверо признали ее вредной… Зло нужно вырвать с корнем. Пошли отыскивать по выставке московского молчальника, нашли где-то в дальнем углу, перед какой-то картиной. Стасов заговорил первым: эта картина попала на выставку по недоразумению, ей на выставке Товарищества не место.

    9. Внутри Третьяковской Галереи. Фотография 1898 года

    Задачи Товарищества известны, картина же Нестерова им не отвечает: вредный мистицизм, отсутствие реального, этот нелепый круг вокруг головы старика… Ошибки возможны всегда, но их следует исправлять. И они, его старые друзья, решили его просить отказаться от картины… Много было сказано умного, убедительного. Все нашли слово, чтобы заклеймить бедного «Варфоломея». Павел Михайлович молча слушал, и тогда, когда слова иссякли, скромно спросил их, кончили ли они; когда узнал, что они все доказательства исчерпали, ответил: «Благодарю вас за сказанное. Картину я купил еще в Москве, и если бы не купил ее там, то купил бы сейчас здесь, выслушав все ваши обвинения».

    10. М.А. Врубель. Майоликовый камин

    Сергей Михайлович Третьяков начал собирать свою коллекцию на пятнадцать лет позже брата и сумел приобрести лишь около ста произведений. Однако собрание его было единственным в своем роде, ведь он интересовался современной западной живописью – Ж.-Б. К. Коро, Ш.-Ф. Добиньи, Ф. Миле и др. Павел Михайлович, в отличие от брата, который собирал картины для себя, стремился создать общедоступный музей национального искусства. Еще в 1860 году (а было ему тогда всего двадцать восемь лет) он составил завещание, согласно которому завещал сто пятьдесят тысяч рублей на устройство в Москве «художественного музеума». Павел Михайлович уговаривал своего брата поступить так же.

    11. И.Н. Крамской. Портрет В.Н. Третьяковой

    В 1865 году состоялась свадьба Павла Михайловича с Верой Николаевной Мамонтовой – двоюродной сестрой известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова. У Третьяковых было шесть детей – четыре дочери и два сына. В семье все любили друг друга. Павел Михайлович писал жене: «Искренно от всей души благодарю Бога и тебя, что мне довелось сделать тебя счастливой, впрочем, тут большую вину имеют дети: без них не было бы полного счастья!» Сергей Михайлович женился гораздо раньше брата, в 1856 году, но его жена умерла вскоре после рождения сына. Лишь спустя десять лет Сергей Михайлович вступил во второй брак.

    12. Павел Михайлович Третьяков с внучками. Фотография 1893 года

    Павел Михайлович придерживался традиционных купеческих взглядов на воспитание детей. Он дал детям прекрасное домашнее образование. Конечно, заметную роль в формировании детей сыграли художники, музыканты и писатели, бывавшие в гостях у Третьякова почти каждый день. В 1887 году от скарлатины, осложненной менингитом, умер сын Павла Михайловича Ваня – всеобщий любимец и надежда отца. Третьяков болезненно переносил эту тяжелую утрату. Второй сын Михаил страдал слабоумием и не мог стать полноценным наследником и продолжателем семейного дела. Дочь Александра вспоминала: «С этого времени характер отца сильно изменился. Он стал угрюм и молчалив. Только внуки заставили былую ласку проявляться в его глазах».

    13. Лаврушинский переулок времен П.М. Третьякова

    Долгое время Третьяков был единственным собирателем русского искусства, по крайней мере, в таких масштабах. Но в 1880-х годах у него появился более чем достойный соперник – император Александр III. Существует множество легенд, связанных с противостоянием Третьякова и царя. Павел Михайлович несколько раз буквально из-под носа Александра уводил картины художников, которые при всем уважении к августейшей особе отдавали предпочтение Третьякову. Александр III, которого называли «мужицким царем», приходил в ярость, если посещая передвижные выставки, видел на лучших картинах отметки «собственность П.М. Третьякова».

    14. И.Е. Репин. Портрет В.И. Сурикова. 1885 год

    Но были случаи, когда представители императора просто перебивали цену Третьякова. Например, уже после кончины Александра III его сын Николай II предложил невероятную по тем временам сумму за картину «Покорение Сибири Ермаком» В.И. Сурикова – сорок тысяч рублей. Новоявленный император не желал скупиться в память о своем отце, который мечтал приобрести это полотно. У Сурикова уже была договоренность с Павлом Михайловичем, но он не мог отказаться от столь выгодной сделки. Третьяков просто не мог предложить больше. В качестве утешения художник совершенно бесплатно отдал собирателю эскиз к картине, который до сих пор висит в музее.

    15. Внутри Третьяковской Галереи. Современная фотография

    В 1892 году умер Сергей Михайлович. Задолго до его смерти братья Третьяковы решают отдать свои коллекции в дар Москве. В своем завещании Сергей Михайлович жертвовал городу половину дома в Лаврушинском переулке, все картины и сумму в сто тысяч рублей. Павел Михайлович подарил свою огромную коллекцию (более трех тысяч произведений) Москве еще при жизни вместе с собранием брата. В 1893 году состоялось открытие «Московской галереи Павла и Сергея Третьяковых», причем коллекция западного искусства висела рядом с картинами русских художников. 4 декабря 1898 года Третьяков умер. Его последними словами были: «Берегите галерею и будьте здоровы».

    16. Третьяковская Галерея. Парадный фасад. Современная фотография

    После смерти Третьякова в течение 1899-1906 годов главный дом был переоборудован под выставочные залы. Фасад, оформленный по рисунку В.М. Васнецова, стал на многие годы эмблемой Третьяковской галереи. Центральная часть фасада была выделена шикарным кокошником с рельефным изображением Георгия Победоносца – древнего герба Москвы. В то время художники проявляли интерес к формам древнерусского искусства. Роскошно украшенные порталы, пышные наличники окон, яркие узоры и прочие украшения – все это говорит о стремлении Васнецова сделать из Третьяковской галереи древнерусский сказочный терем.

    17. Третьяковская Галерея. Фотография 1930-х годов

    В 1913 году попечителем Третьяковской галереи стал художник И.Э. Грабарь. Началась переделка экспозиции по научному принципу, как в лучших музеях мира. Произведения одного художника стали висеть в отдельном зале, а расположение картин стало строго хронологическим. В 1918 году произошла национализация Третьяковской галереи и передача ее в введение Народного комиссариата просвещения. Именно в это время музей значительно пополнился огромными собраниями П.И. и В.А. Харитоненко, Е.В. Борисовой-Мусатовой, А.П. Боткиной, В.О. Гиршмана, М.П. Рябушинского и коллекциями из подмосковных усадеб.

    18. Третьяковская Галерея. Инженерный корпус. Фотография 1990-х годов

    В 1980-е годы проходила грандиозная реконструкция галереи. Проект предполагал «создание крупного музейного комплекса, включающего хранилища, обширное выставочное помещение, конференц-зал за счет застройки внутренних дворов и переоборудование старого здания при сохранении его исторически сложившегося внешнего облика». К сожалению, новый корпус, построенный на пересечении Лаврушинского и Большого Толмачевского переулков, оказался чуждым архитектурному ансамблю старых зданий Третьяковки. Реконструкция обернулась фактической гибелью памятника. Новый угловой корпус оказался вне традиционных связей с окружением.

    19. Третьяковская Галерея. Открытка 1960-х годов

    В результате реконструкции выставочная площадь Третьяковской галереи возросла в полтора раза. В 1998 году в новом корпусе музея на Крымском Валу открылась первая постоянная экспозиция искусства ХХ века, построенная по историко-хронологическому и монографическому принципам. Собрание музея насчитывает сейчас около ста пятидесяти тысяч произведений. Коллекция Павла Михайловича увеличилась более чем в пятьдесят раз. Третьяковская галерея – это огромный образовательный и культурный центр, занимающийся научной, реставрационной, просветительской, издательской, популяризационной и другими видами деятельности.

    20. Замоскворечье П.М. Третьякова

    В одном из писем художнику Василию Васильевичу Верещагину П.М. Третьяков написал: «Ваше негодование против Москвы понятно, я и сам бы негодовал и давно бы бросил свою цель собирания художественных произведений, если бы имел в виду только наше поколение, но поверьте, что Москва не хуже Петербурга: Москва только проще и как будто невежественнее. Чем же Петербург лучше Москвы? В будущем Москва будет иметь большое, громадное значение (разумеется, мы не доживем до этого)». Настоящим патриотом и благороднейшим человеком был Павел Михайлович Третьков. А тут еще и настоящим провидцем оказался.

    21. Третьяковская Галерея. Современная фотография

    Каждый раз, приходя в галерею, мы вспоминаем о ее великом создателе не только потому, что перед входом стоит памятник Третьякову (замечательный, к слову, памятник). Павел Михайлович не просто коллекционер, основатель музея, он, наряду с художниками, создавал русское изобразительное искусство, и роль Третьякова здесь объективно больше, чем роль любого из них. И.Е. Репин (а он в этом толк знал) сказал однажды: «Третьяков довел свое дело до грандиозных, беспримерных размеров и вынес один на своих плечах вопрос существования целой русской школы живописи».

    Источник: moscowsteps.com

    История Третьяковской галереи

    Государственная Третьяковская галерея

    Фото: http://visenda.ru/obzor/Tretyakovskaya-galereya—zhemchuzhina-Moskvy!.html

    История Третьяковской галереи берет свое начало в 1856 году и связана с именем Павла Михайловича Третьякова, который в то время начал собирать коллекцию работ современных ему отечественных художников.

    Павел Третьяков был родом из богатой семьи, принадлежавшей к известному купеческому роду. Он получил отличное образование и продолжил дело родителей – развитие фабрики.

    Государственная Третьяковская галерея

    Источник: http://www.hrono.ru/biograf/tretyakov.html

    Павел Михайлович был очень увлечен историей искусства.

    О создании первой постоянной экспозиции русской живописи он задумывался еще задолго до основания музея. Правда, за два года до открытия Третьяковской галереи будущий меценат приобрел картины голландских мастеров, и только в 1856 году было положено начало его легендарной русской коллекции. Первыми полотнами в ней стали написанные маслом «Искушение» Н. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Худякова. Тогда имена этих художников еще не были известны широкой публике, а Павел Михайлович начал свое собрание картин именно с их работ.

    В течение нескольких десятилетий Третьяков собирал полотна выдающихся мастеров живописи, поддерживал дружеские отношения со многими художниками и помогал тем из них, кто в этом нуждался.

    История здания Третьяковки — это постоянное расширение площадей. Изначально картины располагались непосредственно в доме коллекционера. Затем к купеческому особняку Третьяковых был пристроен своеобразный пассаж, который окружил дом с трех сторон. С 1870 года выставка стала доступной для посещения. С течением времени пришло понимание, что вместить всю живописную коллекцию на имеющемся пространстве уже невозможно, поэтому в 1875 году и было построено по особому распоряжению Павла Михайловича здание Третьяковской галереи, постоянно прирастающее с тех времен необходимыми площадями.

    По замыслу создателя, Третьяковский музей должен быть включать в себя только работы русских художников и только те их произведения, которые бы передавали особую сущность подлинной русской души.

    Летом 1892 года коллекция была преподнесена в дар Москве. На тот момент собрание состояло из 1 287 картин и 518 графических произведений русских художников. Экспозиция включала в себя еще и более 80 работ европейских авторов и многочисленное собрание икон. С тех пор за счет городской казны галерея начала пополняться настоящими шедеврами мирового искусства. Таким образом, к роковому для истории России 1917 году коллекция Третьяковки состояла уже из 4 000 единиц хранения. Спустя год галерея стала государственной, тогда же произошла и национализация разнообразных частных коллекций. Помимо этого, история художественного собрания продолжилась вхождением в фонд произведений из небольших московских музеев: Цветковской галереи, Румянцевского музея, Музея иконописи и живописи И. С. Остроухова. Именно поэтому уже в начале тридцатых годов прошлого столетия коллекция была более чем пятикратно увеличена. В это же время работы западноевропейских мастеров переходят в другие собрания.

    Третьяковская галерея сегодня

    Сегодня Третьяковская галерея является центром по изучению искусства. Мнение ее работников и специалистов высоко ценится во всем мире, эксперты и реставраторы считаются одними из самых профессиональных в современном мире искусства. Уникальная местная библиотека — еще одно достояние Третьяковки: книжное собрание содержит более 200 000 специализированных томов по искусству.

    Сегодня коллекция включает более 170 000 произведений русского искусства, при этом пополнение экспозиций и хранилищ продолжается. Художники, частные дарители, разнообразные организации и наследники приносят в дар замечательные работы, а значит, не завершена и история создания уникального собрания отечественных шедевров.

    Деятельность Третьяковской галереи

    Произведения из собрания Галереи регулярно экспонируются как на международных, так и на отечественных выставках в разных городах.

    С середины 1990-х годов в Третьяковской галерее ведется серьезная научно-исследовательская работа по подготовке и изданию сводного каталога собрания. Это научное и наиболее полное многотомное издание, представляющее всю коллекцию Галереи.

    Третьяковская галерея ведет большую публикационную и популяризаторскую работу: издаются книги, альбомы, другая печатная продукция. В 2004 году был создан инновационный отдел мультимедиа и интернет проектов, осуществляющий работу по созданию современного веб-сайта Третьяковской Галереи и изданию электронных каталогов выставок.

    В Галерее работает детская студия. В стенах музея регулярно проходят музыкальные вечера. В 1999 году состоялись первые «Третьяковские чтения», посвященные проблемам комплектования музеев произведениями классического и современного искусства, роли меценатов и коллекционеров в комплектовании и взаимоотношений музея с ними.

    В Третьяковской галерее проводятся научные конференции по проблемам экспертизы, атрибуции произведений и другим проблемам музейной жизни. В последние годы Государственная Третьяковская галерея была награждена дипломами, в том числе «За лучший мультимедиа CD-ROM  по культуре и искусству» (2003). Ведется большая публикационная и популяризаторская работа: издаются книги, альбомы, другая печатная продукция. В 2004 году был создан инновационный отдел мультимедиа и интернет проектов, осуществляющий работу по созданию современного веб-сайта Третьяковской галереи и изданию электронных каталогов выставок.

    Продолжается пополнение музея художественными произведениями. Многие коллекционеры дарят Галерее произведения из своих собраний, продолжая традицию ее основателя П.М.Третьякова. Музей всегда с благодарностью принимал и принимает как отдельные работы, так и целые коллекции. Пополнение фондов происходит также благодаря Обществу друзей Третьяковской галереи, образованному в 1995 году. Оно объединяет индивидуальных и корпоративных членов, оказывающих Третьяковской галерее благотворительную помощь в реализации самых разных проектов, в том числе в приобретении произведений искусства. В сентябре 1996 года был воссоздан Попечительский Совет, председателем которого стал мэр Москвы Ю.М.Лужков.

    В 2006 году Государственная Третьяковская галерея встретила свое 150-летие. Юбилей был отмечен целым рядом крупных выставочных проектов. Одна из главных выставок юбилейного года – «Братья Павел и Сергей Третьяковы. Жизнь и деятельность» – разносторонне представила образ жизни братьев Третьяковых, их характеры, историю создания их коллекций.

    Здания Третьяковской галереи

    • Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке
    • Третьяковская галерея на Крымском Валу
    • Инженерный корпус
    • «Культурный центр в Толмачах»
    • Музей-храм Святителя Николая в Толмачах
    • Музей-квартира А.М.Васнецова
    • Дом-музей В.М.Васнецова
    • Музей-мастерская А.С.Голубкиной
    • Дом-музей П.Д.Корина

    Третьяковская галерея: выставки

    Государственная Третьяковская галерея

    Фото: http://www.planetofhotels.com/rossiya/moskva/tretyakovskaya-galereya

    Каждый год организуются выставки, вызывающие большой интерес публики, в их числе следует упомянуть экспозиции:

    «Возрожденные сокровища России» (1995),

    «К 150-летию И.Е.Цветкова» (1995),

    «Сокровища музеев Подмосковья» (1996),

    «Очарованные морем. К 300-летию основания флота России» (1996),

    «Незабываемая Россия. Россия и русские глазами британских  художников. XVIII – первой половины XIX века» (1997),

    «Михаил Врубель в Третьяковской галерее, московских музеях и частных собраниях» (1997),

    «Стиль жизни – стиль искусства. К 150-летию со дня рождения В.М.Васнецова» (1998),

    «М.Ларионов – Н.Гончарова. Шедевры из Парижского наследия. Живопись» (1999),

    «К.П.Брюллов. К 200-летию со дня рождения» (2000), «Западно-европейское искусство XVI–XVIII веков из собрания Тульского музея изобразительных искусств» (2000),

    «И.С.Остроухов – коллекционер, общественный деятель, попечитель Третьяковской галереи» (2001),

    «Государственная Третьяковская галерея в годы Великой Отечественной войны» (2002), 

    «Вернем Грозному музей» (2002),

    произведений Н.Н.Сапунова (2003),

    «Пленники красоты» (2004),

    «М.З.Шагал. Здравствуй Родина» (2005),

    «Пророк и мечтатель. М.А.Врубель, В.Э.Борисов-Мусатов. Графика» (2005),

    «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения» (2015-2016).

    Третьяковская галерея: картины

    Собрание Третьяковской галереи насчитывает более 100 тысяч произведений и делится на несколько разделов:

    • древнерусское искусство XII-XVIII веков — иконы, скульптура, мелкая пластика, прикладное искусство (ок. 5 тыс. экспонатов);
    • живопись XVIII — первой половины XIX века, второй половины XIX века и рубежа XIX и XX веков (ок. 7 тысяч произведений);
    • русская графика XVIII — начала XX века (свыше 30 тысяч произведений);
    • русская скульптура XVIII — начала XX века (ок. 1000 экспонатов);
    • коллекция старых антикварных рам, мебели, прикладного искусства и огромный раздел (более половины всей коллекции) послереволюционной живописи, скульптуры и графики, размещающийся в помещениях на Крымском валу.

    Наиболее звестные картины Третьковской галереи

    Государственная Третьяковская галерея

    Зинаида Серебрякова За туалетом. Автопортрет

    Государственная Третьяковская галерея

    Серов В.А. «Девочка с персиками»

    Государственная Третьяковская галерея

    «Богатыри», Виктор Васнецов

    Государственная Третьяковская галерея

    И. К. Айвазовский. «Радуга»

    Государственная Третьяковская галерея

    «Неизвестная», Иван Крамской

    Государственная Третьяковская галерея

    Михаил Врубель «Сидящий демон»

    Источник: http://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/categories/_id/42

    Контакты Третьяковской галереи

    Сайт: http://www.tretyakovgallery.ru/

    Телефоны: 8-495-951-13-62, 8-499-238-13-78

    Факс: 8-495-953-10-51

    e-mail: [email protected]

    Работа Третьяковской галереи

    Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке

    Адрес: 119017, г. Москва, Лаврушинский переулок, 10

    Проезд: Метро «Третьяковская» или «Полянка»

    Режим работы:

    вторник, среда, воскресенье — с 10.00 до 18.00

    (кассы и вход на экспозицию до 17.00)

    четверг, пятница, суббота — с 10.00 до 21.00

    (кассы и вход на экспозицию до 20.00)

    выходной — понедельник

    Третьяковская галерея на Крымском Валу

    Адрес: 117049, г. Москва, Крымский Вал, 10

    Проезд: Метро «Парк культуры» или «Октябрьская», Троллейбус «Б» или «10» до остановки «Парк культуры им. М.Горького»

    Режим работы постоянной экспозиции:

    вторник, среда, воскресенье — с 10.00 до 18.00

    (кассы и вход на экспозицию до 17.00)

    четверг, пятница, суббота — с 10.00 до 21.00

    (кассы и вход на экспозицию до 20.00)

    выходной — понедельник

    Инженерный корпус

    Адрес: г. Москва, Лаврушинский переулок, 12

    Проезд: Метро «Третьяковская» или «Полянка»

    Режим работы:

    вторник, среда, воскресенье — с 10.00 до 18.00

    (кассы и вход на экспозицию до 17.00)

    четверг, пятница, суббота — с 10.00 до 21.00

    (кассы и вход на экспозицию до 20.00)

    выходной — понедельник

    «Культурный центр в Толмачах»

    Адрес: г. Москва, Малый Толмачевский переулок, дом 6, стр. 1

    Проезд: Метро «Третьяковская» или «Полянка»

    Режим работы:

    открыт только в период проведения мероприятий

    Музей-храм Святителя Николая в Толмачах

    Адрес: г. Москва, М.Толмачевский переулок, 9

    Проход к Музею-Храму — через Третьяковскую галерею (Лаврушинский переулок, 10).

    Проезд: Метро «Третьяковская» или «Полянка»

    Справки по телефонам: 8-499-230-77-88, 8-495-951-13-62, 8-499-238-13-78

    Режим работы:

    вторник — воскресенье — c 12.00 до 16.00 (вход до 15.30)

    выходной — понедельник

    Музей-квартира А.М.Васнецова

    Адрес: г. Москва, Фурманный переулок, 6, кв.21-22 (домофон «22»), 3 этаж

    Проезд: Метро «Чистые пруды», «Красные ворота», «Курская»

    Телефон для справок: 8-495-608-90-45

    Режим работы:

    среда — воскресенье — с 10.00 до 17.00

    кассы до 16.00

    выходные — понедельник, вторник

    последний четверг каждого месяца — санитарный день

    Дом-музей В.М.Васнецова

    Адрес: г. Москва, переулок Васнецова, 13

    Справки по телефонам: 8-495-681-13-29, 8-495-681-13-29

    Режим работы:

    среда — воскресенье — с 10.00 до 17.00

    кассы до 16.00

    выходные — понедельник, вторник

    последний четверг каждого месяца — санитарный день

    Музей-мастерская А.С.Голубкиной

    Адрес: г. Москва, Большой Лёвшинский переулок,12, вход со двора

    Проезд: м. «Парк культуры», «Смоленская», далее по Садовому кольцу; троллейбусы: Б, 10, 79 до остановки «1-й Неопалимовский переулок» или пешком 10 минут по внутренней стороне Садового кольца.

    Режим работы:

    среда — воскресенье — с 10.00 до 17.00

    кассы до 16.00

    выходные — понедельник, вторник

    последний четверг каждого месяца — санитарный день

    Дом-музей П.Д.Корина

    Адрес: г. Москва, Малая Пироговская улица, 16, флигель 2

    Внимание! Музей закрыт на ремонт

    Справки по телефону: 8-499-245-11-90

    Источник: www.dk.ru


Categories: Сообщение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.