Особенно поражали народ живые экспонаты. Люди, страдающие различными уродствами, жили в здании музея. Кунсткамера открылась для посещений в 1719 году. Император хотел, чтобы посетители смотрели экспонаты и развивались. Для увеличения количества гостей Кунсткамеры, плата не только ни взималась, но дамам выдавалась чашка кофе с конфетами, а кавалерам – токайское и закуски, народу попроще — кофе и водка. Казна выделяла специальные средства для этих целей на зависть Европе. Вскоре стало ясно, что коллекция экспонатов пополняется так быстро, что Кикины палаты не способны их вместить.

 

Легенда гласит, что место для Кунсткамеры было выбрано во время прогулки по Васильевскому острову. Император увидел две сосны, ветки которых переплелись так чудно, что определить, какому из деревьев они принадлежат было сложно. Царь, решил, что это знак. Было принято решение строить именно на этом месте в 1728 году. Сосны аккуратно спилили. Они стали экспонатами, которые можно увидеть и сегодня.


 

Размер построенного здания казался для того времени необыкновенно большим, длина почти 100 метров, ширина-15 метров.

Император лично наблюдал за строительством Кунсткамеры, но при его жизни оно не было завершено. После смерти царя надзор возглавила Академия, что сделало музей по-настоящему научным учреждением. Строительством занимались несколько архитекторов. Кунсткамера была закончена М. Земцовым в 1735 году. Башню увенчала сфера, в нишах по фасадам установили скульптуры двенадцати наук из липового дерева. Наш великий ученый М. Ломоносов, основавший первый российский университет, проработал в башне более 20 лет с 1741 года. Он открыл здесь планетарий и организовал работу астрономической обсерватории.

 

На основе главного музея, в 1836 году были организованы 7 академических музеев. Музей М.В. Ломоносова из 3-х залов был устроен в помещении Кунсткамеры после войны в 1949 году. Он представляет историю развития астрономии в России, кабинет ученого с его инструментами, приборами, личными вещами и книгами, документы. Воссоздана обстановка зала заседаний Академии.


 

МАЭ РАН – музей, рассказывающий об истории всех народов мира, об археологических открытиях, представлены антропологические экспонаты. Каталог включает 1,8 млн. предметов. Огромную коллекцию собрали несколько поколений знаменитых российских и зарубежных ученых и путешественников. Экспонаты пережили пожары и войны. В блокадном Ленинграде в музее работали всего 15 человек. Своим героическим трудом они сохранили для нас бесценную коллекцию.

  

В этом здании находятся Музей антропологии и этнографии им.Петра Великого и Музей М.В.Ломоносова.

Источник: grand-piter.ru

КунсткамераКунсткамера — это старейший музей России, основанный в 1714 году на базе личных коллекций Петра I, приобретенных им во время путешествий в Западную Европу. Первоначально они размещались в Летнем дворце Петра I, в специальном помещении, названном «Кунсткамера», что переводится с немецкого как «кабинет редкостей».


Собрание постепенно пополнялось отечественными и иностранными материалами и в 1719 году было открыто для обозрения в Кикиных палатах. Однако удаленность коллекции от центра Петербурга не устраивала Петра: он подыскивает место для строительства специального здания. Выбор императора пал на Стрелку Васильевского острова, который он стремился сделать административным и научным центром молодой столицы. Закладка здания Кунсткамеры состоялось в 1718 году. Это первое музейное строение в России и, видимо, старейшее здание в мире, возведенное специально для музея. Здание венчает башня с армиллярной сферой, символизирующей модель Солнечной системы.

Официально в новом здании музей был открыт для посещения в 1728 году. Посещение Кунсткамеры было не просто бесплатным. По словам Юрия Тынянова, «придумано было, чтобы каждый получал при смотрении Кунсткамеры свой интерес: кто туда заходил, того угощали либо чашкой кофе, либо рюмкой водки или венгерского вина. А на закуску давали цукерброд». Таким оригинальным способом Петр пытался приобщить русский народ к европейской культуре.

В настоящее время собрание Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук является одним из наиболее полных и интересных в мире. Оно насчитывает более миллиона экспонатов и отражает все многообразие культур народов Старого и Нового Света.


Адрес: Университетская наб., д. 3.
Режим работы: Музей работает с 11:00 до 18:00. Касса открыта до 17:00.
Выходной день — понедельник.
Санитарный день — последний вторник каждого месяца.

Источник: www.mirtc.ru

Кунсткамера в Санкт-Петербурге – уникальный и самый древний из общедоступных музеев в России. Создали его по инициативе Петра I в 1714 году. Здание Кунсткамеры возводили специально для размещения коллекций еще при жизни правителя, а первые  экспонаты лично отбирал Петр. Сегодня же, это крупнейший музей естествознания, науки и быта разных народов разных эпох.

Кунсткамера музей в Санкт-Петербурге
Здание Кунсткамеры в Санкт-Петербурге

Название музея неслучайно. Kunstkammer переводится с немецкого как «собрание диковинок». И действительно, коллекции всяческих редкостей были популярны в Европе в эпоху Возрождения, на волне роста интереса знати к научно-естественным знаниям.
ачале в кунсткамерах собирали необычные находки научных экспедиций, предметы быта и древние произведения искусства и ремесла. Такие реликвии никак не классифицировались и были рассчитаны впечатлить окружающих только по факту своей безусловной ценности и уникальности. В основном, кунсткамеры были призваны продемонстрировать академический интерес и финансовое благосостояние в княжеских домах Западной Европы.

Согласно легенде, однажды Петр I случайно заметил березу, ствол которой врастал в основание другого дерева, и эта природная аномалия натолкнула правителя на идею создания музея.

Петр Великий - основатель Кунсткамеры и великий русский правитель
Петр Великий, портрет

Но более реальная версия заключается в том, что идею таких хранилищ ценностей правитель подсмотрел во время своего путешествия в Европу в 1697-1698 году. Тогда он приобрел в Голландии несколько экспонатов, которые показались ему уместными – чучела птиц, скелеты рыб и несколько анатомических препаратов – заспиртованных уродцев. Вместе с секретными рецептами бальзамирования тел, Петр Первый привез в Россию «Кабинет Фредерика Рюйша», который поражает сохранностью препаратов и сегодня.


Фредерик Рюйш был профессором ботаники и анатомии, который полвека изготавливал свою уникальную коллекцию по анатомии и эмбриологии. Все 937 экспонатов редчайшей коллекции Рюйш согласился продать только императору России – видимо, Петр умел производить впечатление человека, который не только понимает ценность таких редкостей, но и сумеет их бережно сохранить и оставить потомкам.

Кунсткамера экспонаты - анатомические аномалии человека
Экспонаты Кунсткамеры — анатомические аномалии человека

И действительно, Петр Великий приложил массу усилий, чтобы коллекции музея пополнялись.

Так, в 1704 году он издал указ: «О приносе родившихся уродов, также найденных необыкновенных вещей».

В тексте говорилось: «Если кто найдет в земле или на воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть… да зело велики или малы перед обыкновенными, также старые надписи на каменьях, железе или меди…» и предлагалось пополнять такими необыкновенными вещами коллекцию, а бывающим за границей – привозить диковинки из поездок и передавать на хранение в Московскую аптеку Роберта Арескина, который был назначен хранителем коллекций.


Спустя 10 лет, в 1714 году обширная уже коллекция перемещается в Санкт-Петербург и получает временную прописку в здании Старого Летнего дворца. Роберт Арескин по-прежнему главный «казначей» диковинок, а Иоганн Шумахер становится его помощником, «надсмотрителем редкостей и натуралиев». Так 1714 год считается датой основания первого русского музея.

Кунсткамера экспонаты - анатомические аномалии животных
Экспонаты Кунсткамеры — анатомические аномалии животных

Во время следующего путешествие царя в Европу в 1716-1717 годах, Арескин помогал Петру I закупать новые экспонаты. Так Кунсткамера пополнилась коллекцией минералов, численностью в три тысячи экземпляров «каменьев необыкновенных» из Германии.


В 1719 году Петр издал Указ о том, что коллекции Кунсткамеры могут быть доступны для осмотра. Местом для демонстрации экспозиции стал дом обвиненного в заговоре против царя дворянина, Александра Кикина. Конфискованный под выставку дом у Смольного собора в Северной столице стал местом собрания не только анатомических и зоологических экспонатов, но и местом формирования и оформления первой исторической коллекции. Ею стали образцы одежды и предметы быта народов, населявших Россию. Сам Петр с удовольствием демонстрировал иностранным гостям и дипломатам собранные диковинки и с энтузиазмом рассказывал о них.

Примечательно, что в первые годы своего функционирования музей демонстрировал посетителям и живые экспонаты. Ими служили люди с врожденными уродствами и генетическими нарушениями. После смерти, скелеты карликов, великанов и прочих «уродцев» оставались там же, в музее, пополняя коллекцию.

Когда в 1725 году была основана Российская академия наук, коллекции Кунсткамеры стали пополняться экспонатами из «академических экспедиций» отечественных ученых. Заграницей же продолжали покупать отдельные коллекции чучел животных, птиц, рыб, амфибий и насекомых.

Лишь в 1727 году коллекции обрели новый, привычный обывателям дом – в специально выстроенном здании на стрелке Васильевского острова. Там Кунсткамера располагается и сегодня.


Кунсткамера - чертеж главного фасада образца XVIII века
Главный фасад Кунсткамеры — чертеж XVIII века

Строили здание по проекту известного русского архитектора М.Г. Земцова. И сегодня это изящное здание зеленого цвета с белыми колоннами остается выдающимся образцом архитектуры в стиле барокко.

С самого первого дня открытия музей стал бесплатным для посетителей. Царь распорядился предельно ясно: «следует охотников приучать и угощать, а не деньги с них брать», и даже выделил на эту цель средства из казны. И «охотников», действительно, угощали. Да не чем-нибудь, а в лучших западных традициях – «кофе и цукербродами». Вошедших встречал «суббиблиотекарь» и другие сотрудники музея, которые показывали посетителям экспонаты и рассказывали об их происхождении, а после экскурсии – угощали вином и закусками.  Результат такой политики не заставил себя ждать: в Кунсткамере всегда было «много разного звания народу».

К 1740 году в состав Кунсткамеры входили уже четыре группы «кабинетов»: «Натур-камера» (редкости естествознания), «Мюнцкамера» (коллекция монет», «Кунсткамера» (предметы прикладного искусства и быта разных народов), «Кабинет Петра Великого» (личные вещи царя).


На период 1741-1765 года приходится превращение музея в серьезный академический центр. Так, в здании башни в этот период работал Михаил Ломоносов, основатель Академии наук и первого университета в России. В это же время в башне здания появляется первый планетарий и начинает свою работу астрономическая обсерватория.

Астрономическая обсерватория - Кунсткамера
Астрономическая обсерватория — Кунсткамера, Санкт-Петербург

И, по трагическому стечению обстоятельств, на эти годы выпадает страшный пожар 1747 года, когда здание было буквально уничтожено огнем, вместе со многими ценными экспонатами.

Реконструкция и даже частичная перестройка здания музея заняла целых 20 лет. Но в 1766 году Кунсткамера вновь открыла свои двери всем желающим. В башне здания расположили астрономическую обсерваторию, кабинет физики, мастерские и две типографии Академии наук. Там же, в башне, разместился Анатомический театр.

Что касается пополнения музейных коллекций, то они росли за счет активных научных экспедиций, причем не только русских ученых, но и их западных коллег. В итоге к 1830 году в музее накопилось столько коллекций и экспонатов, что их систематизация и классификация заняла 7 лет, и привела к решению рассредоточить материалы по самостоятельным музеям. Так на базе Кунсткамеры появились Этнографический, Азиатский, Египетский, Анатомический, Зоологический, Ботанический, Минералогический музеи и Кабине Петра I. Причем территориально, основная часть образованных музеев осталась в здании, а другая часть переехала в соседнее строение (желтый дом с белыми массивными колоннами, современное здание Зоологического музея, Санкт-Петербург).

Кунсткамера и Академия Наук, Санкт-Петербург
Вид на Кунсткамеру и Академию Наук России с Университетской набережной, Санкт-Петербург

В 1878 году Антропологический и Этнографический музеи объединили в единый Музей антропологии и этнографии. Планировалось, что он объединит в своих экспонатах все научные данные о происхождении человека  и о его культуре, включая археологию и этнографию. В конце XVIII века коллекции музея пополнились уникальными экспонатами, собранными экспедицией В.В. Юнкера в Африке и Н.Н. Миклухо-Маклая в Новой Гвинее.

Кунсткамера экспонаты - этнография
Этнографические экспонаты музея

В честь празднования двухсотлетия основания Санкт-Петербурга, музей переименовали в Музей антропологии и этнографии им. императора Петра Великого. Во времена СССР на его базе был открыт Институт этнографии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Академии Наук СССР.

После блокады  и Великой Отечественной войны, в 1946 году, двери музея вновь открылись публике. Коллекции стали пополняться, появились новые, посвященные этнографии народов мира, экспозиции. Созданный еще в начале XIX века музей М.В. Ломоносова, располагавшийся в здании Кунсткамеры, снова вошел в состав Музея (при Советах он был частью Института истории естествознания и техники РАН).

На сегодняшний день Кунсткамера – это музей антропологии и этнографии им. Петра Великого, в котором представлены коллекции и экспозиции, раскрывающие этнографические и исторические особенности разных народов мира.

Официальный сайт Кунсткамера - экспозиции музея
Перечень экспозиций музея на официальном сайте

Тематические экспозиции посвящены культуре и быту, верованиям и ремеслам народов стран Азии и Африки, Северной Америки, Среднего и Ближнего Востока.

Природные экспонаты и, особенно популярная у туристов коллекция аномалий анатомии человеческого тела – Анатомический театр, располагается в башне здания и занимает всего один зал, но тем не менее, продолжает вызывать устойчивую ассоциацию Кунсткамеры с «уродцами в формалине».

Музей располагается в самом центре Северной столицы, на Университетской набережной, рядом со стрелкой Васильевского острова. Рядом находятся ст. м. «Адмиралтейская» и «Василеостровская».

Работает музей с 11 до 19 часов, кассы – до 18 часов. В понедельник Кунсткамера не работает, как и в праздничные дни.

Кунсткамера официальный сайт - главная страница
Официальный сайт Кунсткамеры — главная страница

Подробнее ознакомиться с экспозициями и коллекциями музея, уточнить режим работы и даже оставить заявку на экскурсию  позволит Кунсткамера Санкт-Петербург официальный сайт.

Источник: kunstkamera.su

КУНСТКАМЕРА — Первый публичный музей в Российской империи, естественно-научный.

Кунсткамера ос­но­ва­на в Санкт-Пе­тер­бур­ге в 1714 году по рас­по­ря­же­нию ца­ря Пет­ра I. В ос­но­ву Кунсткамеры по­ло­же­ны лич­ные со­б­ра­ния Пет­ра I, ана­то­мические кол­лек­ции, хра­нив­шие­ся в Главной ап­те­ке, и другие экс­по­на­ты. В 1714-1718 годах кол­лек­ции раз­ме­ща­лись в Санкт-Пе­тер­бур­ге в Лет­нем двор­це Пет­ра I, в 1718-1727 году в до­ме А. В. Ки­ки­на — «Ки­киных па­ла­тах» (от­кры­ты для по­се­ще­ния в 1719 году). Над­зор за кол­лек­ция­ми пер­во­на­чаль­но по­ру­чен лейб-ме­ди­ку Р. К. Аре­ски­ну, а по­сле его смер­ти в 1719 году — Л. Л. Блю­мен­тро­сту (смотри в статье Блю­мен­трост). В 1718-1728 годах на стрел­ке Ва­силь­ев­ско­го ост­ро­ва для раз­ме­ще­ния кол­лек­ций по­строе­но пер­вое в Рос­сии здание, спе­ци­аль­но спро­ек­ти­ро­ван­ное для нужд пуб­лич­но­го му­зея. Его вен­ча­ла баш­ня с мо­де­лью ар­мил­ляр­ной сфе­ры на ку­по­ле (ар­хи­тек­то­ры Г. И. Мат­тар­но­ви, Н. Ф. Гер­бель, Г. Киа­ве­ри; строи­тель­ст­во верх­не­го яру­са баш­ни за­вер­ше­но в 1734 году М. Г. Зем­цо­вым). В баш­не был ус­та­нов­лен Гот­торп­ский гло­бус (уни­каль­ный гло­бус- пла­не­та­рий — по­лая вра­щаю­щая­ся сфе­ра, на на­руж­ной сто­ро­не ко­то­рой изо­бра­же­на по­верх­ность Зем­ли, а на внут­рен­ней — кар­та звёзд­но­го не­ба), а так­же раз­ме­ще­на ас­тро­но­мическая об­сер­ва­то­рия Пе­тербургской АН (ны­не Му­зей М. В. Ло­мо­но­со­ва). По «Про­ек­ту уч­ре­ж­де­ния Ака­де­мии…» (1724 год) Кунсткамера и раз­ме­щён­ная в ней биб­лио­те­ка (ны­не Биб­лио­те­ка Рос­сий­ской ака­де­мии на­ук) пе­ре­шли в ве­де­ние Пе­тербургской АН. По­сле на­зна­че­ния Блю­мен­тро­ста пре­зи­ден­том АН прак­тическое ру­ко­во­дство Кунсткамерой до 1761 года осу­ще­ст­в­лял И. Д. Шу­махер. В декабре 1747 года при по­жаре бы­ли ут­ра­че­ны боль­шин­ст­во эт­но­гра­фических кол­лек­ций Кунсткамеры и Гот­торп­ский гло­бус (вос­соз­дан в 1751 году с учё­том но­вых гео­гра­фических от­кры­тий), на­не­сён су­ще­ст­вен­ный ущерб са­мо­му зда­нию (в 1754-1758 году пе­ре­строе­но архитектором С. И. Че­ва­кин­ским без верх­не­го яру­са баш­ни, вос­соз­дан­но­го в 1947-1948 году по про­ек­ту Р. И. Ка­пла­на-Ин­ге­ля). В 1766 году, по­сле ре­мон­та, Кунсткамера от­кры­та для по­се­ти­те­лей.

На про­тя­же­нии XVIII века шёл про­цесс ин­тен­сив­но­го по­сту­п­ле­ния но­вых кол­лек­ций в Кунсткамеру. Сре­ди пер­вых — ес­те­ст­вен­ное со­б­ра­ние «жи­вот­ных чет­ве­ро­но­гих, птиц, рыб, змей, яще­риц, ра­ко­вин и дру­гих ди­ко­вин­ных про­из­ве­де­ний из Ост- и Вест- Ин­дии» ам­стер­дам­ско­го ап­те­ка­ря А. Се­бы, со­б­ра­ние ана­то­мических пре­па­ра­тов голландского вра­ча и ана­то­ма Ф. Рёй­са (при­об­ре­те­ны Пет­ром I), те­ра­то­ло­гическое соб­ра­ние, фор­ми­ро­вав­ше­еся в со­от­вет­ст­вии с ука­зом Пет­ра I 1718 года «О при­но­се ро­див­ших­ся уро­дов…» за воз­на­граж­де­ние, и другие. В 1720-х годах в Кунсткамеру по­сту­пи­ло об­шир­ное со­б­ра­ние по эт­но­гра­фии на­ро­дов Си­би­ри немецкого учё­но­го и пу­те­ше­ст­вен­ни­ка Д. Г. Мес­сер­шмид­та. Во 2-й половине 1730-х годов в Кунсткамеру пе­ре­да­на кол­лек­ция ма­те­ма­тических и ме­ха­нических ин­ст­ру­мен­тов, мо­нет и ме­да­лей, со­б­ран­ная Я. В. Брю­сом. Бо­га­тые кол­лек­ции по­сту­пи­ли от уча­ст­ни­ков 2-й Кам­чат­ской экс­пе­ди­ции 1733-1743 годов.

В конце 1730-х годов в Кунсткамере ве­лась ра­бо­та по сис­тема­ти­за­ции кол­лек­ций. В 1741 году из­дан ил­лю­ст­ри­ро­ван­ный пу­те­во­ди­тель по му­зею «Па­ла­ты Санкт-Пе­тер­бург­ской им­пе­ра­тор­ской ака­де­мии на­ук, Биб­лио­те­ки и Кун­ст­ка­ме­ры…» (2-е издание в 1744 году), в 1741-1745 годах в 2 то­мах на латинском язы­ке — ка­та­лог экс­по­на­тов Кунсткамеры «Musei Im­pe­rialis Petropolitani».

По­сле по­жа­ра 1747 года АН пред­при­ня­ла ме­ры по вос­ста­нов­ле­нию ут­ра­чен­ных кол­лек­ций, в част­но­сти в середине 1750-х годов в Ки­тай пос­лан ле­карь Ф. Л. Ела­чич. В по­след­ней тре­ти XVIII века в Кунсткамеру по­сту­пи­ли кол­лек­ции, со­б­ран­ные уча­ст­ни­ка­ми Ака­де­мической экс­пе­ди­ций 1768-1774 годов, пер­вые эт­но­гра­фические экс­по­на­ты из Япо­нии и Южной Аме­ри­ки, а так­же Океа­нии и Северо-Западной Аме­ри­ки, со­б­ран­ные 3-й кру­го­свет­ной экс­пе­ди­ци­ей Дж. Ку­ка. В 1776 году из­дан ка­та­лог кол­лек­ций Кунсткамеры «Опыт о Биб­лио­теке и Ка­би­не­те ред­ко­стей и ис­то­рии на­ту­раль­ной Санкт-Пе­тер­бург­ской Ака­де­мии на­ук», со­став­лен­ный И. Г. Бак­мей­сте­ром (на французском языке; русский перевод 1779 год), а в 1793 году — ка­та­лог «Ка­би­нет Пет­ра Ве­ли­ко­го», со­став­лен­ный О. П. Бе­ляе­вым (на русском языке, части 1-2; 2-е издание, части 1-3, 1800 год). В 1-й тре­ти XIX века в Кунсткамеру по­сту­пи­ли эт­но­гра­фич. кол­лек­ции, со­б­ран­ные во вре­мя кру­го­свет­ных пу­те­ше­ст­вий И. Ф. Кру­зен­штер­ном  и Ю. Ф.Ли­сян­ским (1803–1806 годы), Ф. П. Лит­ке и М. Н. Ста­ню­ко­ви­чем (1826-1829 годы) и другими.

Во 2-й половине XVIII века Кунсткамеру воз­глав­ля­ли вид­ные отечественные учё­ные П. С. Пал­лас (1767-1771 годы) и С. К. Ко­тель­ни­ков (1771-1797 годы). По­след­ний ди­рек­тор еди­ной Кунсткамеры — Н. Я. Озе­рец­ков­ский (1800-1827 годы). Как еди­ный му­зей Кунсткамера функ­цио­ни­ро­ва­ла до пер­вых де­ся­ти­ле­тий XIX века, ко­гда на её ба­зе бы­ли соз­даны Ази­ат­ский музей (1818 год), Бо­та­ни­че­ский (1823 год; ны­не Бо­та­ни­чес­ко­го института РАН имени В. Л. Ко­ма­ро­ва), Еги­пет­ский (1825 год, ны­не кол­лек­ция в Эр­ми­та­же), Зоо­ло­ги­че­ский (1832 год; ны­не Зоо­ло­ги­чес­ко­го института РАН), Ми­не­ра­ло­ги­чес­кий (1836 год; ны­не имени А. Е. Ферс­ма­на РАН) му­зеи, а так­же в 1836 году ка­би­не­ты — Эт­ногра­фи­чес­кий (ны­не Ан­тро­по­ло­гии и эт­но­гра­фии му­зей, функ­цио­ни­рую­щий в ис­то­рическом зда­нии быв­шей Кунсткамеры) и Ну­миз­ма­ти­чес­кий (ны­не кол­лек­ция в Эр­ми­таже).

 © Большая Российская Энциклопедия (БРЭ) 

Источник: w.histrf.ru


Categories: Сообщение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.