Почему бы и не вспомнить? Вражеские солдаты осквернили могилы адмиралов в 1855 году, посрезав с мундиров золотые пуговицы и эполеты. Кости из гробов никто не выбрасывал.
Акт о глумлении англо-французских захватчиков над могилами русских адмиралов М. П. Лазарева, В. А. Корнилова, П. С. Нахимова и В. И. Истомина.
11 апреля 1858 г.

…Во исполнение распоряжения г. контр-адмирала и кавалера Бутакова сего числа в 10 утра, прибыв на место заложенного в Севастополе храма во имя Святого равноапостольного князя Владимира, где устроены общий склеп покойных адмиралов Лазарева, Корнилова и Истомина и могила адмирала Нахимова… открыв как означенный склеп, так и могилу адмирала Нахимова, нашли…
В своде над склепом во время занятия Севастополя союзными войсками был сделан пролом и заделан непрочно… в оном крышка над гробом адмирала Корнилова совершенно изломана, что произошло… вероятно, людьми, спустившимися через пролом в склеп прямо на гроб; с гроба адмирала Истомина крыша снята вовсе… на мундирах адмиралов Корнилова и Истомина эполет не оказалось; в могиле Нахимова дождевая вода покрывала гроб адмирала до половины, крышка гроба изломана на мелкие части… и бренные останки адмирала были засыпаны землей, набранной извне могилы, в могиле был обнаружен шанцевый инструмент иностранного происхождения; на полуистлевшем мундире адмирала Нахимова эполет также не оказалось…».


А что сделали в 1930-х годах не враги, а правопреемники — напомнить? Вы что-то знаете о том, куда пошёл цинк с гробов? Да не только из собора, а и с братского кладбища?
Но, может вы и не в курсе:
В январе 1934 г. управляющий Крымским отделением треста «Металлолом» тов. Владимиров обратился в Севастопольский горсовет. Документ с грифом «секретно» констатирует (орфография оригинала): «В склепах,гробах лежат остатки быв. ГЕНЕРАЛОВ, Адмиралов и проч. буржуазии». Тов. Владимиров испрашивал разрешение на изъятие 150 (!) цинковых гробов с русского городского кладбища. Для удовлетворения потребностей (цитирую) «крымской промышленности в остродефицитном цинке в фонд обороны страны».
Спустя какое-то время инспектор Севастопольского Горфо Р. Бартле продал 150 кг гробового цинка… консервному заводу «Серп и Молот». Получил дисциплинарное взыскание за нарушение монопольного права «Цветметаллома» на реализацию сырья.
Вот здесь много ещё чего есть: https://yosha-orlow.livejournal.com/972918.html
Ну, а теперь ответьте, пожалуйста: какое это всё имеет отношение к моему фоторепортажу о Владимирском соборе?


Edited at 2019-01-02 06:39 pm (UTC)

Источник: yuhanson.livejournal.com

Vladimirsky Cathedral is a monument of neo-Byzantine architecture of the second half of the 19th century in Kiev on Taras Shevchenko Boulevard, on the decoration of which the leading artists of the Russian Empire worked. Now the main temple of the Ukrainian Orthodox Church of the Kiev Patriarchate.

In 1852, Metropolitan Philaret of Kiev and Galicia (Amphitheaters) turned to Emperor Nicholas I with a request to allow the city of Kiev to be built for charitable contributions a shrine-monument in honor of the Grand Duke of Kiev Vladimir the Great. On July 12, 1853, the Emperor of the Russian Empire approved the construction of a cathedral church in the name of St. Prince Vladimir, Equal to the Apostles. The project of the shrine was given for development to the academician of architecture Ivan Shtrom. After a visit to Kiev in 1857 by the All-Russian Emperor Alexander II, a decree was issued to build a cathedral between Bibikovsky Boulevard and Fundukleevskaya Street. The site was allocated by the city authorities near the Kiev University of St. Vladimir. Previously, the territory for the construction of the temple was located in the area of the ancient city of Yaroslav. The project involved the construction of a neo-Byzantine-style temple in the form of a cross. At the top of the cathedral, it was supposed to mount 13 golden domes. After approval, the project was sent to St. Petersburg, where it was approved by Alexander II. On the day of celebration In memory of Prince Vladimir, on July 15, 1862, Metropolitan of Kiev and Galician Arseny laid the first stone of the future cathedral.


In 1866, when the cathedral was built up to the domes, deep cracks appeared on the retaining walls, arches, ceilings. They decided to stop the work, and soon a special technical committee of the best Kiev architects was created, and Ivan Shtroma arrived from St. Petersburg. In the process of studying the drawings, it turned out that serious errors were made in mathematical calculations. In 1875, Emperor Alexander II again came to Kiev and saw the frozen construction of the Vladimir Cathedral. On an emergency basis, the sovereign ordered to continue the construction of the temple as soon as possible. The famous architect Rudolf Bernhard, who urgently arrived from St. Petersburg, made new mathematical calculations of the walls and ceilings, and then found a way to eliminate the cracks. It was decided to strengthen the external supporting structures with the addition of naves on the sides of the temple. In 1882, the epic of the construction of the building of St. Vladimir’s Cathedral ended, but now it was necessary to do the internal work in the church, improve the interior and paint the walls. Ivan Malyshevsky, a Kiev professor of the theological academy and church-archaeological society, advised the spirit of the time of the life of Prince Vladimir.


r the murals of St. Vladimir’s Cathedral in 1885, Viktor Vasnetsov was invited, and later Mikhail Nesterov, Pavel Svedomsky, Wilhelm Kotarbinsky and some other artists. On September 1 (August 20), 1896, in the presence of the imperial family, dignitaries, higher clergy and clergy, Metropolitan Ioanniky of Kiev (Rudnev) consecrated St. Vladimir’s Cathedral.

In 1929, the central executive committee closed the temple. During this period, the Cathedral housed the Museum of Anti-Religious Propaganda. Then the archives of the city authorities were placed in the Vladimir Cathedral, and soon the books of the pedagogical institute were kept here. The cathedral worked during the occupation of Kiev by fascist German troops. After the liberation of Kiev in 1944, it became the cathedral church of the Metropolitan of Kiev and Galicia, Exarch of Ukraine. Today Vladimirsky Cathedral is one of the most popular churches in the capital of Ukraine.

Источник: santosepulcro.co.il

Владимирский собор в Киеве – это одно из многих поистине знаковых мест столицы Украины, которые, вместе взятые, и составляют исторический портрет города. 

Владимирский собор киев


Владимирский собор киев

Владимирский собор киев

Архитектура Владимирского собора, построенного в честь крестителя Руси – князя Владимира , традиционна для русского зодчества.

Владимирский собор киев

Владимир Святославович. Гравюра И.И. Матюшина с рисунка Ф.Г. Солнцева, 1889

Внешнее и внутреннее убранство собора выполнено в старовизантийском стиле, который присущ церквям, строившимся во времена Ярослава Мудрого и Владимира Святого.

Владимирский собор киев

С другой стороны, в архитектуре храма отчетливо видны и черты Николаевского стиля, преобладающего во многих зданиях того времени. Шестистолпный Владимирский собор в Киеве увенчан семью куполами. Длина храма составляет 55 метров, ширина — 30, в высоту собор вместе с крестом достигает 49 метров.

Владимирский собор киев


Владимирский собор киев

Владимирский собор киев

По некоторым источникам, идея создания Владимирского собора в Киеве принадлежит митрополиту Филарету Амфитеатрову. Что касается официального подтверждения строительства храма, то оно было получено от Николая I в 1852 году. Обращение Филарета к народу со словами о том, что в граде Киеве до сих пор еще нет "храма Божия во имя святого Равноапостольного князя Владимира", нашло отклик в сердцах многих верующих. Был брошен своеобразный клич на сбор средств для возведения собора. Первым свою посильную лепту внес сам митрополит, пожертвовав 7 тысяч рублей. Идею поддержало достаточно большое количество людей и, к 1859 году было собрано около 100 тыс. рублей. Киево-Печерская Лавра также внесла свой вклад в это благое дело, предоставив для строительства миллион штук кирпича.

Владимирский собор киев

Владимирский собор киев


1320665147_1319049561_vladimirskiy-sobor_24 - Copy - Copy (250x345, 40Kb)Авторство первоначального проекта Владимирского собора в Киеве приписывают архитектору И.В. Штрому. Однако, его идея была настолько неподъемной по финансам, что проект был значительно видоизменен в сторону уменьшения количества затрачиваемых средств. Дальнейшей разработкой занялся епархиальный архитектор П.И. Спарро. Вместо планируемых 13 куполов он решил оставить всего 7, внес в проект и другие изменения.
Последующую работу над планированием Владимирского собора взял на себя архитектор А.В. Беретти, который, в свою очередь, тоже внес кое-какие коррективы, увеличив размеры храма в полтора раза. Именно по проекту А.В. Беретти и был возведен собор, а первый камень в его основание заложил митрополит Арсений, что произошло 15 июня 1862 года. Эта дата была выбрана неслучайно, именно 15 июня на Руси праздновался день памяти князя Владимира.

Владимирский собор киев


В течение двух лет, с 1862 по 1864 годы, кипела работа над строительством Владимирского собора в Киеве. Но, даже несмотря на то, что стены были выведены уже почти до куполов, строительство пришлось приостановить. На арках, сводах, да и на самих стенах храма стали появляться трещины, причем довольно глубокие, представлявшие опасность для здания. Чтобы исправить эти недостатки требовались огромные финансовые вливания, а достаточных средств на тот момент в казне не было. Поэтому, десять следующих лет недостроенный храм ожидал своей участи. 

Владимирский собор киев

Владимирский собор киев

Владимирский собор киев

Только в 1875 году по приказу Государя Александра Николаевича строительство собора было возобновлено. Доработку проекта поручили Рудольфу Бернгарду, а все последующие работы выполнял архитектор В.Николаев, под руководством которого все-таки удалось завершить возведение храма. Эпопея с появлением в Киеве Владимирского собора закончилась только в 1882 году.

Владимирский собор киев


Первоначальный проект внутреннего убранства храма принадлежит В.Николаеву, но позднее, в 1885 году руководство оформлением декора собора была передано А.В. Прахову. Он не только управлял командой художников, но и выступил автором некоторых деталей интерьера, в частности массивных бронзовых дверей, на которых изображены образы княгини Ольги и князя Владимира.

Владимирский собор киев

Владимирский собор киев

Мрамор – главный материал, из которого выполнен центральный иконостас Владимирского собора в Киеве. Для отделки иконостаса и пола разноцветный мрамор специально доставляли из Италии, Франции, Бельгии и Испании. Мозаичные работы выполняли мастера из Венеции, а серебряную утварь для обрядов поставляла на тот момент очень известная ювелирная фирма Хлебникова.

Владимирский собор киев

Владимирский собор киев

Мраморный иконостас, выполненный по эскизам Адриана Прахова

Не секрет, что основная ценность Владимирского собора – это его уникальные росписи, благодаря которым храм получил статус памятника культуры. В работе над оформлением собора приняли участие ведущие русские художники В.М. Васнецов, М.А. Врубель, М.В. Нестеров, П.А. Сведомский и В.А. Котарбиньский, работавшие под руководством А.В. Прахова.


Владимирский собор киев

Внутренний вид Собора Св.Князя Владимира. в Киеве. Литография 1898г.(?)

Стены храма украшают огромные композиции на библейские темы, которые, взятые воедино, представляют посетителям историю русской церкви. Здесь можно лицезреть фигуры русских святых, мучеников, святителей, князей и святых жен. Удивителен тот факт, что авторы настенных росписей трактуют мученичество и подвижничество, как долг каждого человека перед Богом. Примечательно и то, что на стенах храма изображены не только лики святых, но и исторические сюжеты, как то "Крещение князя Владимира" и "Крещение Киевской Руси", а также портреты исторических личностей: Александра Невского, Андрея Боголюбского, княгини Ольги.

Владимирский собор киев

Владимирский собор киев

Владимирский собор киев

Виктор Васнецов.Крещение князя Владимира

Владимирский собор киев

Владимирский собор киев

Виктор Васнецов.Крещение Киевской Руси

Первым, кто предложил свои эскизы для оформления Владимирского собора в Киеве стал М.А. Врубель. К сожалению, его видение внутреннего декора храма было отвергнуто, но художнику все-таки удалось оставить свой след, он работал над отдельными орнаментами, а также расписал правый неф собора.

Владимирский собор киев

Правый неф

Владимирский собор киев

Владимирский собор киев

Левый неф

Главная роль в декоре храма принадлежит В.М.Васнецову. Прежде чем приступить к работе, художник подписал контракт, который обязал его и его помощников добросовестно выполнить поставленную задачу в течение двух лет со дня подписания этого договора. Однако, на весь объем работ ушло около 11 лет. Васнецов был воодушевлен своей миссией, он твердо верил в успешный исход работы, ведь все делалось на благо людей и Господа Бога. Художник и так не отличался отменным здоровьем, еще к тому же собор не отапливался, и работать приходилось в холоде, поэтому он часто болел. Кроме того, Васнецов несколько раз срывался с лесов, но ни болезни, ни травмы не остановили его. Кисти В.М. Васнецова принадлежат 15 композиций и 30 отдельных фигур. За весь период работы он расписал более 2 тысяч квадратных метров.

Владимирский собор киев

Главным детищем В.М.Васнецова стало изображение Богоматери с Младенцем в центральной части алтаря. Когда посетитель заходит во Владимировский собор в Киеве, то в глаза сразу же бросается образ Божьей Матери, освещенный теплыми лучами.

Владимирский собор киев

Искусствоведы недаром назвали этот образ "Васнецовской Божьей Матерью", ведь художник по-своему трактовал привычный для многих сюжет, наделив Марию человеческими чертами. Однако вместе с тем, он сумел передать великую божественность и святость лика. По словам самого В.М. Васнецова, его главной задачей было гармонично соединить в образе Царицы Небесной божественное начало и человеческие добродетели. Существует такая легенда, что когда однажды утром Васнецов вместе с Праховым вошли в храм, то на стене были отчетливо видны очертания образа Божьей Матери с младенцем. Художник стремглав бросился обводить красками этот образ. Таким образом, из-под кисти В.М.Васнецова вышли следующие композиции: Евхаристия, Собор Святителей Русской и Вселенской Церквей, Святые пророки, Бог-Слово, Бог-Отец и Бог-Сын, Христос-Спаситель, Страшный Суд, Блаженство Рая, Грехопадение. По завершении всех работ В.М.Васнецов сказал свою знаменитую фразу: "Я поставил свечку Богу".

Владимирский собор киев

Евхаристия

Владимирский собор киев

Собор Святителей Русской и Вселенской Церквей

Владимирский собор киев

Русские епископы

Владимирский собор киев

Бог Слово

Владимирский собор киев

Владимирский собор киев

Бог Отец

Владимирский собор киев

Владимирский собор киев

Бог — Сын (Крестная смерть)

Владимирский собор киев

Владимирский собор киев

Владимирский собор киев

Христос Вседержитель

Владимирский собор киев

Ветхозаветные Пророки

Владимирский собор киев

Пророки Ветхого Завета

Владимирский собор киев

Владимирский собор киев

Страшный суд

Владимирский собор киев

Иисус и апостолы в образе агнцов Божиих. Роспись потолка центральной апсиды

Владимирский собор киев

Владимирский собор киев

Евангелист Иоанн

Владимирский собор киев

Евангелист Матфей

Владимирский собор киев

Владимирский собор киев

Евангелист Лука

Владимирский собор киев

Евангелист Марк

Владимирский собор киев

Св.Ирина

Владимирский собор киев

Виктор Васнецов.Добрыня — дядя и воевода князя Владимира Святого является историческим прототипом богатыря Добрыни Никитича

Кроме Васнецова в росписи стен собора принимал участие и Н.В. Нестеров, который выполнил образы святых Кирилла и Мефодия, князей Бориса и Глеба, великой княгини Ольги, великомученицы Варвары, святых Константина и Елены, работал над такими композициями, как Рождество Христово, Богоявление, Воскресение Христово, занимался написанием икон четырех иконостасов верхних и нижних приделов собора.

Владимирский собор киев

Нестеров Михаил Васильевич.Святой Кирилл

Владимирский собор киев

Нестеров Михаил Васильевич.Святой Мефодий

Владимирский собор киев

Нестеров Михаил Васильевич.Богоявление

Над созданием настенных росписей также трудились художники иконописной мастерской А.И. Мурашко и выпускники Киевской рисовальной школы С. Костенко и Н. Пимоненко. Композиции Тайная вечеря, Христос перед Пилатом, Распятие, образы древнерусских князей Андрея Боголюбского и Игоря Святославича принадлежат кисти художников П.А. Сведомского и В.А. Котарбиньского. Все, работавшие над оформлением собора худодники, по окончании всех работ были награждены золотыми медалями, сделанными по эскизам А.В. Прахова.

Владимирский собор киев

Котарбинский Вильгельм Александрович.Тайная вечеря

Владимирский собор киев

Котарбинский Вильгельм Александрович.Воскресение Лазаря

Владимирский собор киев

Котарбинский Вильгельм Александрович.Распятие Иисуса Христа

Владимирский собор киев

Котарбинский Вильгельм АлександровичМоление о чаше

Владимирский собор киев

Котарбинский Вильгельм Александрович.Святой Пафнутий

Владимирский собор киев

Котарбинский Вильгельм Александрович.Серафимы — Малый купол Собора

Владимирский собор киев

Котарбинский Вильгельм Александрович.Роспись потолка

Своды боковых нефов изображают библейский сюжет "Дни творения". Авторами этих композиций стали художники П.А. Сведомский и В.А. Котарбинский.

Владимирский собор киев

Владимирский собор киев

Росписи сводов на хорах содержат сюжеты из земной жизни Иисуса Христа. В данном случае мы можем увидеть сюжет "Преображение Господне".

Владимирский собор киев

Владимирский собор киев

Владимирский собор киев

Сведомский Павел Александрович.Преображение Господне

Торжественная церемония освящения Владимирского собора в Киеве состоялась 20 августа 1896 года. Руководил обрядом Высокопреосвященный митрополит Иоанникий, своим присутствием празднество почтили император Николай с супругой Александрой Федоровной.

Владимирский собор киев

Владимирский собор киев

Владимирский собор киев

Владимирский собор киев

Владимирский собор киев

Владимирский собор киев

В 30-е годы 20 века во Владимирский собор были перенесены мощи Святой Варвары, привезенные в Киев еще князем Святополком и доселе хранившиеся в Михайловском Златоверхом монастыре.

Владимирский собор киев

Владимирский собор киев

Здесь же хранятся мощи св. Макария.

Владимирский собор киев

Владимирский собор киев

На сегодняшний день Владимирский собор принадлежит Киевскому патриархату. 

Владимирский собор киев

Цитата из летописи о событиях тысячелетней давности

Владимирский собор киев

Владимирский собор киев

Владимирский собор киев
Сергей Брандт.Киев.Владимирский собор.Вид из ботанического сад     Цитата сообщения Matrioshka Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!

Источник: bellezza-storia.livejournal.com

Свято-Владимирский собор — главный храм Украинской православной церкви Киевского патриархата, построенный в честь князя Владимира Великого к празднованию 900-летия Крещения Киевской Руси.

Мифы и факты

Когда в 1853 году в Киеве на крутом берегу Днепра установили огромный памятник Владимиру Великому, люди говорили: «Князь Владимир сбросил идолов, чтобы самому стать одним из них». Поэтому патриархат начал собирать деньги для будущего Свято-Владимирского собора.

Разработку проекта поручили петербуржскому архитектору Ивану Штром, который построил дом кадетов в Киеве. Он решил оформить храм в старом византийский стиле, как и все древние киевские церкви, с 13 золотыми куполами. Но проект оказался слишком дорогим для реализации. Несмотря на то, что удалось собрать более 100 000 рублей пожертвований в разных регионах, а Киево-Печерская Лавра выделила миллион кирпичей для строительства, средств не хватало.

Архитектору Киевской епархии Павлу Спарро поручили как-то согласовать смету с реалиями, и он с 13 предложенных куполов оставил 7. Киевский митрополит Арсений был расстроен: слишком невзрачным казался ему будущий храм.

Духовное руководство обратилось за помощью к зодчему Александру Беретти. Тот предложил за те же деньги увеличить линейный масштаб сооружения в полтора раза, благодаря чему объем вырос втрое. Его авторитету поверили и в 1862 году, на праздник Владимира, состоялась закладка будущего собора.

Первое время строительство продвигалось успешно. Но осенью 1864 года некоторые арки не выдержали веса верхнего яруса и раздвинулись. Архитектор обвинил во всем подрядчиков. На всякий случай решили уменьшить высоту куполов. Но в 1866 году трещины в арках увеличились. Беретти отчаянно отбивался от критики, но спасти репутацию ему не удалось — для выявления причин аварии в Киев послали… Ивана Штрома.

Беретти отстранили от строительства. Работы прекратились, поскольку никто не хотел брать на себя ответственность за их продолжение. А стены уже едва держались и их пришлось защитить от падения металлическими конструкциями. Эта печальная волокита прекратилась лишь в 1875 году, когда император Александр II увидел руины недостроенного собора. Тут же нашлись дополнительные средства и в Киев приехал специалист с мировым именем: ученый-строитель из Петербурга Рудольф Бернгард, чьи расчеты и легли в основу сооружения. Стены здания укрепили особыми пристройками — контрфорсами. В качестве руководителя проекта Бернгард рекомендовал своего ученика, 28-летнего Владимира Николаева, который занял должность киевского епархиального архитектора. Молодой зодчий прекрасно справился со сложными обязанностями и к 1882 году строительство было завершено. Оставалось украсить интерьер собора.

Искусствовед и археолог профессор Адриан Прахов проникся мечтой превратить храм Владимира в казну современной религиозной живописи. Он пригласил лучших художников: Васнецова, Нестерова, Врубеля, братьев Сведомских, Котарбинского, украинских мастеров Пиманенко и Костенко. Несмотря на дефицит средств, нарекания из-за чрезмерной смелости творчества и длительный срок росписи (целых 11 лет!), замысел Прахова был осуществлен. Живопись собора благодаря высокому мастерству исполнения, чрезвычайного эмоционального накала и точного исторического антуража стала выдающимся произведением монументального искусства конца XIX века.

20 августа (1 сентября) 1896 года тяжелые двери храма распахнулись. Во время торжественной церемонии люди не знали, куда смотреть: на митрополита Ионникия, проводившего освящение, царя Николая II, присутствовавшего при этом, или на удивительные росписи, что невольно притягивали взгляд… (по материалам «Нариси з історії Києва»)

В советский период Владимирский собор чудом избежал сноса. В 1929 году он был преобразован в музей религии и атеизма. Затем стал хранилищем архивов органов власти, а позже книгохранилищем педагогического института. Открытый в период оккупации во время Второй мировой войны, храм остался действующим и после освобождения Киева.

С тех пор Свято-Владимирский собор остается постоянно открытым и регулярно проводит богослужения на украинском языке.

Источник: allcastle.info

В росписи собора принимали участие разные художники, но здесь мы рассмотрим росписи Виктора Васнецова.

Роспись Виктора Васнецова (фото и эскизы)

http://img-fotki.yandex.ru/get/6840/270501744.c/0_e3513_b7714f92_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6737/270501744.c/0_e3507_9e53613_orig
Единородный Сыне и Словесе Божий. Росписи Владимирского собора

В барабане (основании) купола изображено Предверие Рая.

Владимирский собор киев
Радость праведных о Господе. Преддверие Рая (барабан главного купола Владимирского Собора в Киеве). Правая часть. 1885-1996

Владимирский собор киев
Радость праведных о Господе. Триптих, (левая часть)

Владимирский собор киев
Радость праведных о Господе. Триптих, (центральная часть)

Роспись барабана (основания) главного купола Владимирского собора изображает предверие рая.

В настоящее время находится довольно в плачевном состоянии.

Центр росписи — несомненно образы трех главных Архангелов небесной иерархии — Архистратиг Михаил, Гавриил и Рафаил. Справа от них выделяется фигура разбойника согбенного под тяжестью креста. Вера, которую он исповедал на этом кресте, спасла его; обет Христа: ныне будешь со мною в раю — исполнился.

Над разбойником — Адам, седой старик, его держит за руку ангел, рядом Ева, руки сомкнуты в молитвенном жесте, на лице как будто неверие своему счастью —  долгая трагедия человечества, начавшаяся с ее грехопадения, теперь пришла к концу, потерянный рай возвращен. С ними их сын, благочестивый Авель, в виде нежного женственного отрока с восторженно простертыми руками.

Позади их Мария Магдалина в темном покрывале на полуобнаженных плечах, с разметавшимися роскошными волосами, которыми она некогда отерла ноги Спасителя, со взглядом, исполненном веры. Возле этого молодого, прекрасного лица старое, изборожденное морщинами лицо Марии Египетской и длинные космы седых волос, которые 47 лет заменяли ей в пустыне одежду. Прижавшись  головой  к Марии Магдалине, она не то ободряет ее, не то делится с ней какой-то поразившей ее мыслью.

Еще дальше трогательная группа мученицы св. Софии и ее трех дочерей — Веры, Надежды и Любви. Ангел указывает им на рай. София, спокойная, с твердой и кроткой верой в лице, смотрит на райские врата. Но дочери ее, как бы испуганные земными мучениями, боязливо жмутся к ней. Прелестное личико прильнувшей к ее плечу темноволосой девочки измучено и печально. Самая младшая с роскошными белокурыми кудрями спрятала головку на груди у матери.

На третьей части росписи, — великомученица Варвара, прижимающая к себе тот меч, которым ей отсекли голову. Ее поддерживает Ангел. Дальше дивной красоты группа св. Екатерины и поддерживающих ее Ангелов (помните монастырь на горе Синай в Египте?, по приданию ангелы вознесли тело Великомученицы после казни на гору Синай, где в VI веке его обрели монахи и перенесли в монастырь). Взгляд Святой тверд и спокоен, на руке ее блестит обручальное кольцо, символ обручения ее с Небесным Женихом.

Далее изображен равноапостольный Владимир с крестом и жена его Анна. Под ними смуглые восточные лица пяти мудрых дев, у которых хватило елею, что бы дождаться Жениха. Над Владимиром и Анной их сыновья мученики Борис и Глеб, и св. Алексий.

Еще дальше, прямо против центральной группы Ангелов торжественно шествуют в зеленоватых ассирийских одеждах три отрока, чудесно спасшиеся в пещи огненной. За этими главными фигурами целый сонм праведников и праведниц с радостными лицами, с пальмовыми ветвями, сливающийся в один светлый венец. Таков сюжет этой знаменитой картины, прославившейся как смелостью концепций, так и вдохновенным исполнением.

По церковному преданию, основанному на словах Христа, души праведников относятся ангелами в преддверие рая, где они пребывают до Страшного Суда, ожидая вечного блаженства. Души грешников попадают в руки демонов и находятся "в аду, в муках". Окончательное разделение на спасенных и осужденных произойдет на Страшном Суде, когда "многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление".

http://img-fotki.yandex.ru/get/6846/270501744.b/0_e33b1_7aa360e2_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6842/270501744.c/0_e3514_cc8c9109_orig

Владимирский собор киев
Бог Отец (Бог Саваоф)

Бог Отец (лат. Deus Pater) — в христианстве первая ипостась Святой Троицы (Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух).

http://img-fotki.yandex.ru/get/6745/270501744.c/0_e352c_94499422_orig

Владимирский собор киев
Крестная смерть

Распятие Христово — это казнь Иисуса Христа через распятие, эпизод, венчающий
Страсти Христовы и предшествующий погребению и Воскресению Христову.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6843/270501744.b/0_e33b2_2393dc06_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6830/270501744.b/0_e33b3_fae28cf6_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6825/270501744.c/0_e350a_425de104_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6831/270501744.c/0_e3509_a63112db_orig
Апостол и Евангелист Иоанн Богослов
Символ Евангелиста Иоанна — Орел.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6846/270501744.c/0_e350b_b695bd99_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6806/270501744.c/0_e350c_c697e5_orig
Апостол и Евангелист Левий Матфей
Символ Евангелиста Матфея — Человек.

На свитке который подает ангел Матфею написаны завершающие слова Евангелия от Матфея в которых Иисус посылает своих учеников нести слово учения всем народам и обещает быть всегда рядом с ними:
се Аз с вами есмь во вся дни… века (Мф. 28, 20) или в современном звучании "Я с вами во все дни до скончания века. Аминь".

http://img-fotki.yandex.ru/get/6840/270501744.c/0_e350e_d89bbcfb_orig
Апостол и Евангелист Марк
Символ Евангелиста Марка — Лев.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6806/270501744.c/0_e350d_1d8fcde9_orig
Апостол и Евангелист Лука
Символ Евангелиста Луки — Телец.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6832/270501744.b/0_e33b5_5225e799_orig
Серафимы (орнамент)
Серафим  — ангел, особо приближённый к престолу Бога и Его прославляющий. У него 6 крыльев. В христианской системе ангельской иерархии это первый ангельский чин.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6833/270501744.c/0_e3516_98ec0fa1_orig

Все иконы алтаря Владимирского собора написаны на свинцовых досках, толщиной около 2 см.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6808/270501744.c/0_e3504_d0003cc6_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6821/270501744.c/0_e3505_71bf56aa_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6700/270501744.c/0_e3503_92640f7_orig
Мария Магдалина — христианская святая, мироносица, которая, согласно евангельскому тексту, следовала за Христом, присутствовала при Распятии и была свидетельницей его посмертного явления.

С Марией Магдалиной связывают появление традиции пасхальных яиц: по легенде, когда Мария пришла к императору Тиберию и объявила о Воскресении Христа, то император сказал, что это так же невозможно, как то, чтобы куриное яйцо было красным, и после этих слов куриное яйцо, которое он держал, стало красного цвета.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6829/270501744.c/0_e3506_4615d054_orig
Святой Владимир
Владимир I Святославич (др.-русск. Володимеръ Святъславь, ок. 960 — 15 июля 1015) — киевский великий князь, при котором произошло крещение Руси.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6821/270501744.c/0_e33bd_53f42797_orig
Святая Ольга

Княгиня Ольга, в крещении Елена (умерла 11 июля 969) — великая княгиня, правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича (древляне привязали его к двум согнутым деревьям и разорвали), как регент с 945 примерно до 960 года. Святая Русской православной церкви, первая из русских правителей приняла христианство ещё до Крещения Руси.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6746/270501744.c/0_e352a_a1321a08_orig

Владимирский собор киев
Крещение Руси. Фреска работы В. М. Васнецова в киевском Владимирском соборе. 1896

http://img-fotki.yandex.ru/get/6818/270501744.c/0_e350f_74872a7e_orig
Святой Князь Михаил Черниговский

http://img-fotki.yandex.ru/get/6810/270501744.c/0_e3510_d39c5a20_orig
Святой Нестор-Летописец

Владимирский собор киев
Святые отцы. Роспись алтарной части собора святого Владимира в Киеве. Конец 1880-х гг.

Владимирский собор киев

http://img-fotki.yandex.ru/get/6824/270501744.c/0_e3530_86b3f998_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6833/270501744.c/0_e352f_4fa5eacf_orig
Страшный суд. 1885-1896

Страшный суд, Судный день — последний суд, совершаемый над людьми с целью выявления праведников и грешников, и определения награды первым и наказания последним.

Владимирский собор киев
Иисус и апостолы в образе агнцов Божиих. Роспись потолка центральной апсиды

В основе изображения Христа в виде агнца (жертвенное животное) лежат слова евангелиста Иоанна: "На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира" (Ин 1, 29).

"…ось Агнець Божий, який бере на себе гріхи світу" Ін 1.29

Изображение Христа в иносказательном символическом образе было распространено в среде христиан в периоды гонений на христианскую веру римских властей. Тогда они были понятны лишь посвященным.
Впоследствии, после установления христианства в качестве официальной религии Римской империи в 4 веке, церковный собор запретил изображать Христа в виде отличном от канонического.
Однако такие символические, обращенные к традициям первых веков христианства, изображения можно довольно часто встретить и в наши дни.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6736/270501744.c/0_e3511_e6559ebc_orig
Евхаристия

Данное изображение находится в закрытой для посещения части Храма — алтаре. Увидеть его можно или частично во время службы через врата в иконостасе или сверху, находясь на хорах Собора. Внутреннее убранство алтаря можно осмотреть с помощью панорамы алтарь в разделе виртуальный тур данного сайта.

Евхаристия (греч. благодарение), Святое Причастие — главнейший, признаваемый всеми христианскими вероисповеданиями обряд или — Таинство, при котором верующие христиане вкушают Тело и Кровь Иисуса Христа под видом хлеба и вина, и через этот акт взаимной жертвенной любви соединяются непосредственно с самим Богом.

Согласно Евангелию, евхаристия была установлена самим Иисусом Христом на Тайной Вечери. Причащение необходимо каждому христианину для спасения:

«Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.» (Ин.6:53-58).

http://img-fotki.yandex.ru/get/6811/270501744.b/0_e33b8_e13aee85_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6823/270501744.c/0_e3515_d13b9281_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6841/270501744.0/0_e2fff_b9027c6c_orig
Образ Богоматери у Виктора Васнецова

В 1885 году во время посещения собора вице-губернатором Баумгартеном и Адрианом Праховым, им обоим на только что отштукатуренной запрестольной стене открылось видение Богородицы с младенцем на руках. О чудесном явлении лика Божьей Матери тут же пошли слухи, которые дошли до митрополита. Тот попросил Прахова немедленно написать заметку в газету, и объяснить публике, что никакого чуда совсем нет, что изображение-де всего-навсего от пятен сырости на штукатурке.  Как повелели, так Прахов и сделал.

Виктор Васнецов, уже отказавшись от работы во Владимирском, весенним вечером на даче, был просто поражен образом своей супруги с сыном младенцем на руках. Ребенок потянулся к открывшемуся ему дивному зрелищу весеннего сада и всплеснул руками. Вид женщины с младенцем настолько поразил Васнецова, что ему вдруг пришла мысль, как хорошо было бы написать Богородицу с младенцем, такими, как только что представшие перед глазами дорогие ему люди. Он тут же принял решение расписывать Собор и на другой день послал Прахову телеграмму о своем согласии…

Впоследствии, когда Васнецов представил Прахову свои эскизы алтарного образа Богоматери, тот извлек и показал художнику сделаны когда то набросок проступившего на штукатурке изображения. Сам Прахов рассказывал, как поразился Васнецов точному совпадению обоих изображений образа Божьей Матери. На несколько минут утратив дар речи, впоследствии он произнес сакраментальную фразу: Это был заказ Божий.

Около двух лет писал Васнецов этот образ. Когда леса были убраны, открылся совершенно потрясающий вид иконы Богоматери.

Вот она легко и неторопливо идет навстречу зрителям. Царица небесная несет грешному миру своего Сына… ее большие, полные печали и любви карие глаза ласково смотрят на зрителя. Необыкновенно прекрасно ее бледное, озаренное внутренним светом лицо. Образ наполнен любовью и человеческой красотой.

Традиционный образ Богоматери получил под кистью Васнецова необыкновенно оригинальную и свободную трактовку. Этот образ стали называть с тех пор Васнецовской Богоматерью.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6738/270501744.c/0_e3512_cb53c20b_orig
Дочь Прахова в образе Серафима

Росписи Собора проходили под руководством профессора Адриана Прахова более 10 лет. За это время художники сдружились, а дом Прахова стал своеобразным клубом, средоточием их общения. Нестеров и Врубель были влюблены в харизматичную, не отличавшуюся особенной красотой Эмилию Прахову (ее портрет есть на страничке Врубеля). Михаил Врубель даже избразил ее в образе Мадонны в Кирилловской церкви.
Чрезмерное увлечение женой патрона стоило Врубелю участия в росписях Владимирского Собора. Его эскизы были отвергнуты. Васнецов же, как видим, ограничился прелестным детским портретом, изобразив дочь Прахова в образе серафима.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6738/270501744.c/0_e34fd_cf509add_orig
Ветхозаветные Пророки

Пророки — одна из первых работ Васнецова в соборе. …

Пророки — это две группы людей, лицами обращенных к запрестольной "Богоматери", предмету их пророчеств. Это уже не портреты, каковы изображения святителей, а фигуры в движении, со взглядами обращенными в определенную точку, с лицами, воодушевленными определенными чувствами и определенной мыслью… Двенадцать великолепных лиц, двенадцать своеобразных одеяний, двенадцать вдохновенных оюразов. Давид, в причудливом роскошном царском наряде, сосредоточенно играющий на лире; также пышно одетый безбородый юноша Соломон, с прекрасным восточным лицом, с большими мудрыми черными глазами, видящими будущее; богатырь и воин Гедеон; мальчик Даниил с горящими глазами; седой, в рубище Исайя, ликующий в пляске; великий Моисей с заповедями в руках.

Текст рядом с пророками гласит: пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз — слова апостола Павла следующие за словами Апостола Петра, которые нанесены напротив. Полностью мы произносим эти слова перед причастием:

 Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз?.

Заметьте, что вначале мы произносим исповедание апостола Петра, а затем произносим слова апостола Павла, который называет себя самым первым грешником из всех людей. Таким образом, в одной молитве соединяются вера Петра и смирение Павла, дерзновение и самоуничижение.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6738/270501744.c/0_e34fe_d49d226b_orig
Пророки Ветхого Завета

Текст рядом с пророками гласит: Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6841/270501744.0/0_e3009_871b322e_orig
Вход Господень в Иерусалим

http://img-fotki.yandex.ru/get/6800/270501744.c/0_e3517_e2d29625_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6735/270501744.c/0_e3531_19046557_orig
Св.Ирина

http://img-fotki.yandex.ru/get/6745/270501744.b/0_e33b7_4b5db64d_orig
Эскизы

http://img-fotki.yandex.ru/get/6829/270501744.0/0_e2ff4_8737ef2_orig
Андрей Боголюбский (эскиз)

http://img-fotki.yandex.ru/get/6837/240376229.4b/0_114e92_b0bf0185_orig
Княгиня Евдокия, 1885-1893

http://img-fotki.yandex.ru/get/6810/240376229.4b/0_114e98_84350eca_orig
Святой Нестор-летописец, 1885-1893

http://img-fotki.yandex.ru/get/6823/240376229.4b/0_114e8b_1ecf497a_orig
Богоматерь с Младенцем на престоле. 1885-1893 г.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6741/240376229.4b/0_114e87_728ddd91_orig
Святой Алипий Живописец, 1885-1893

http://img-fotki.yandex.ru/get/6737/240376229.4b/0_114e93_c542a308_orig
Святая княгиня Ольга, 1885-1893

http://img-fotki.yandex.ru/get/6837/240376229.4b/0_114e94_8dad2245_orig
Святой Александр Невский, 1885-1893

http://img-fotki.yandex.ru/get/6818/270501744.c/0_e33bc_80cf45c8_orig
Эскизы орнаментов росписи Владимирского собора, 1885-1893

Росписи других художников (фото и эскизы)

http://img-fotki.yandex.ru/get/6803/270501744.c/0_e3529_eda0a8e2_orig
Внутренний вид Собора Св.Князя Владимира. в Киеве. Литография 1898 г.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6838/270501744.c/0_e352b_db7a64b7_orig
Правый неф

http://img-fotki.yandex.ru/get/6805/270501744.b/0_e33ae_687a7c19_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6811/270501744.b/0_e33b0_49db667a_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6741/270501744.b/0_e33b4_6c479512_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6847/270501744.d/0_e3542_fa5b249_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6739/270501744.d/0_e3541_8527ee17_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6800/270501744.c/0_e3528_d2bd5dd4_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6745/270501744.d/0_e3543_51e22570_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6808/270501744.d/0_e3544_4dc6f727_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6838/270501744.d/0_e3545_b074a560_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6821/270501744.b/0_e33ad_f95d5111_orig

I интерактивная экскурсия по собору I

Источник: radiant-kristal.livejournal.com


Categories: Собор

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.