лавра успенский собор

Мы пришли сюда, в Троице-Сергиеву лавру посетителями абсолютно неискушенными, поэтому ничего нет удивительного, что у нас создалось впечатление, будто бы самый главный храм здесь – Успенский. Так ошибаются многие. Впрочем, это совсем неудивительно. Ведь, закладывая этот собор в 1559 году, могучий, неистовый и загадочный Иван Грозный планировал создание не просто храма, а храма грандиозного, затмевающего прочие своей красотой и величием.

Даже подумывал, со временем, перенести в него мощи Сергия Радонежского. Однако от задуманного вскоре отказался. Грозный царь оробел, убоявшись гнева святого, и не решился тронуть его мощи. Нда, если бы что-то так же напугало большевиков, когда они разоряли лавру и вскрывали мощи святителя…


С ощущением легкой эйфории, вернее особого душевного подъема, мы вышли из Троицкого собора, и наша маленькая толпа, по камушкам старинной брусчатки, двинулась в сторону следующего собора Сергиевой лавры – Успенского, правильное название которого звучит как Собор Успения Пресвятой Богородицы.

Это его купола блестят-переливаются, так издалека видные за пределами лавры. Да и отсюда – красота несказанная! Синее небо, ласковое солнышко, огромные зеленые ели, кипенно-белые стены храма, одна глава золотая и четыре неотразимых сине-голубых, в звездах… Стоп! А, собственно, почему купола голубые? Почему не все золотые, что означает такая метаморфоза? Кстати, а почему Успенский собор Троице-Сергиевой лавры украшают пять глав?

Внимательно оглядываемся. Проверяем – над Троицким собором – один купол, на церкви Сошествия Святого Духа – один, над церковью Рождества Иоанна Предтечи – тоже пять. Интересно… Потом покопались в интернете и все выяснили. Если же вы, друзья, тоже не знаете разгадки этого, то слушайте…

собор успенский сергиевой лавры

Золотые купола душу мою радуют

 

Как ни крути, храм – сооружение земное. Но предназначено оно, чтобы видеть небесное. Этой цели подчинено все, внутреннее убранство, росписи, в том числе и храмовая архитектура.

Купола над православными церквями достались нам в наследство от Византии. Они – символ, символизируют небесную сферу. И все остальное – форма куполов, их количество, цвет – тоже не просто так, все это тоже имеет свои смыслы.

О чем говорит форма купола


  • Тот вид, который мы называем луковицей, это стилизованная форма пламени свечи, символ молитвенного горения и божественного огня
  • Форма купола в виде воинского шлема должна напоминать, что церковь ведет непрестанную духовную битву с силами зла
  • Ребристые, волнистые и прочие самые замысловатые формы купола, окрашенные яркими оптимистическими цветами призваны напомнить всем, созерцающим их, о красоте небесного Иерусалима.

Какое значение у количества куполов

Количество глав у храма может варьироваться, начиная с единственной и доходить до 33 – таково было число лет, прожитых на земле Христом.

  • Единственный купол означает единого Бога
  • Две главы – знаменуют два естества Христа
  • Три – память о святой Троице
  • Пять глав – в честь Спасителя и четырех его апостолов-евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна
  • Семь – напоминание о семи православных таинствах

О чем говорит цвет купола

Да, конечно, существует определенная символика в выборе цвета купола. По канонам его окраска должна бы соответствовать каждому конкретному виду православного храма. Однако, в реальной жизни при выборе покрытия руководствуются, по большей части, не столько символикой, сколько теми денежными средствами, которыми располагает данный приход. Ну, а по правилам:


  • Золотые купола у храмов, посвященным либо Спасителю либо одному из двадцати самых наиглавнейших православных праздников
  • Синие или голубые, со звездами, – у храмов, посвященных Богородице
  • Зеленые – такой цвет должны иметь купола храмов, посвященных Троице
  • Серебряные – у церквей, носящих имя какого-нибудь святого

Но чаще на Руси купола все-таки золотили. Всем известно, что Русь – златоглавая. И сияли они, отражая свет божественной славы на земле. На сайте Свято-Троицкой Сергиевой лавры пишут, что главка Успенского собора в 18 веке была покрыта листами червонного золота, уже потом, в 19 веке, это богатство заменили на вызолоченную медь.

голубые и золотая главки успенский собор троице сергиевой лавры

Царь Борис Годунов

 

И вот, стоя перед центральным входом в собор, я получила знак свыше, что не зря приехала сюда. Около этого мощного и объемного сооружения сиротливо приткнулась низенькая и маленькая палатка – усыпальница Годуновых.

C Борисом Годуновым в своей жизни я повстречалась неожиданно. Я тогда училась, наверное, еще в начальной школе, когда однажды совершенно случайно услышала оперную арию. Мощный бас с характерным тембром пел: “И все тошнит, и голова кружится, И мальчики кровавые в глазах”. Я замерла, по коже побежали мурашки, колотилось сердце. Вот тогда я и запомнила – Борис Годунов, человек, уровень злодейства которого зашкаливает все возможные пределы.


Запомнила и не забывала. Интерес к нему не пропал с годами. Теперь я читала о нем все, что попадалось под руку. И неожиданно оказалось, что это вовсе не патологический злодей, а даже не самый плохой из царей, что фигура его в нашей отечественной истории одна из самых интересных и трагических.

усыпальница бориса годунова успенский собор

Страница нашей истории – драматичная и забытая

 

У большинства наших сограждан после школьного курса истории Отечества нашего в памяти остались две правящие династии: Рюриковичи и пришедшие им на смену родственные Романовы. О Романовых худо-бедно еще помнят, уж о трагической судьбе последнего императора известно всем. Рюриковичей знают на порядок меньше, упомянут разве только о царя Грозного, или князя Александра Невского, ну, возможно, припомнят еще великого князя Дмитрия Донского.

О Годунове же помнят в основном благодаря кинокомедии Гайдая с неподражаемым Яковлевым в роли Ивана Васильевича, где он восклицает: «Бориску – на царство?!!!»


Когда пресеклась правящая ветвь Рюриковичей, разразился политический и социальный кризис, вызвавший череду, сменяющих друг друга верховных правителей, пока не утвердилась династия Романовых. Вот среди этих вклинившихся государей и был царь Борис Годунов.

Править он собирался долго, предполагая, что с него начнется новая и долговременная династия. За государственные дела взялся рьяно. Перед ним стояла неимоверно сложная задача – вывести Россию из кризиса.

Но новый царь – талантлив, у него могучий и изворотливый ум, сильная воля. Он снижает налоги, освобождает крестьян от податей на год. В его время продолжается энергичная колонизация территорий Западной Сибири, основывается Архангельск – главный порт допетровской России.

собор успенский сергиевой лавры деталь

Во внешней политике он – сторонник мира. Заключает мирные договора с Польшей и Швецией. На юге для обороны от татар строит цепи новых сторожевых постов, которые глубоко проникают в “дикое поле”. Так называли примыкающие к Крыму и протянувшиеся на сотни километров, необитаемые пространства. В степях которых нет ни воды, ни жилья, ни корма для лошадей.


При нем возникают новые города – Белгород, Воронеж, Самара, Саратов и другие. Он проводит разумную торговую политику. Приглашает в страну разных иностранных специалистов, которые могли бы помочь в его преобразованиях. Посылает для учебы за границей молодых дворян. В общем, сами видите, для страны сделал он немало хорошего.

Бывший любимец Ивана Грозного, умный и лукавый Борис, к тому же не любил крови. Да и зачем боярам рубить головы, когда их можно ссылать и лишать вотчин?

Десять спокойных лет – и, с его умением находить эффективные ответы на вызовы времени, все в стране пришло бы в порядок. Но нет, не случилось этих лет. Трон царя стоял на вулкане.

Против него ополчилось все – природа, неурожаи, когда от проливных дождей и неожиданно-ранних заморозков три года подряд на корню гибли все посадки, возникший в стране страшный голод, обернувшийся катастрофический мором, бунтующие низы, недовольная знать, даже загадочная гибель царевича Дмитрия.

Череда несчастий продолжилась появлением на нашей территории польских войск во главе с Лжедмитрием.

И в 1605 году, в самый разгар войны с Лжедмитрием Борис скоропостижно умер. Он – надорвался. С почетом его похоронили в Кремле, в Архангельском соборе, а Москва присягнула его сыну – шестнадцатилетнему Федору.

успенский собор троице сергиевой лавры роспись успенье богородицы

Семья Годунова


 

Что мы знаем о судьбе семьи Бориса Годунова? На плитах усыпальницы написано, что царь Борис Федорович Годунов преставился 1 мая 1605г. А 10 июня этого же года за ним последовали его супруга и их сын Федор Борисович. Написано, что эти двое тоже “преставились”. Но нет, преставиться – значит умереть, а с ними случилось нечто ужасное.

Надо заметить, современников Бориса Годунова просто поражало его постоянство в семейной жизни и нежная привязанность плюс дальновидная забота о своих детях – Федоре и Ксении. Но сначала о супруге Бориса.

Жены царей, да и русских князей, как-то привычно остаются за кадром, о том, какие они были – мало что известно, А жаль. Ведь женой царя Бориса была дочь Бельского Григория Лукьяновича. Говорит вам это что-нибудь? Да-да, дочка того самого Малюты Скуратова, всесильного любимца Ивана Грозного, хитрого, расчетливого, человека звериной жестокости, одного из самых знаменитых средневековых злодеев. Мучительно интересно, какая же она была, эта его дочка? Что было в ней от папы? Искала долго, но нашла лишь, что известна она была своей благотворительностью.

История полна загадок и неожиданностей…

Сын Бориса – Федор Годунов был умен, обладал незаурядными способностями и талантами, трудолюбием, был прекрасно образован, его эрудиции можно было бы позавидовать. Его и сестру учили лучшие учителя. Отец готовил из него не просто государя, но государя просвещенного, и он наверняка стал бы замечательным русским правителем. Но процарствовал Федор Годунов всего 49 дней. Самое короткое царствование в отечественной истории.


10 июня 1605 года в Москву вошел Лжедмитрий. То ли по его приказу, толи нашлись желающие услужить ему, толи так кому-то захотелось свести счеты с Годуновыми, но свои же, русские люди задушили царя, которого укрывали иконами мать и сестра, а потом расправились и с его матерью. Вот вам и “преставились”. Народу, конечно, объявили правду – Федор и Мария сами отравились ядом.

Дочь царя, умную, красивую, несчастную Ксению, на глазах которой были убиты мать и брат, самозванец возьмет в наложницы. Потом ее постригут монахини и, безотрадно дожив до 40 лет, Ксения Годунова в 1622 году скончается.

борис годунов с женой сыном федором и дочерью ксенией

Царя Бориса Годунова, после расправы над его семьей, из монаршей усыпальницы Архангельского собора, конечно, тут же убрали.

В большой и красивой Троице-Сергиевой лавре, в этом невзрачном, низком сооружении около Успенского Собора закончилась история некогда блестящей семьи, которую, казалось, ожидает только радужное будущее. В Википедии написано, что Борис, жена его и сын погребены не в горизонтальном, как требует православный обычай, а в сидячем положении. Почему? Мало того, что покоятся они вне храма, на улице?


Династия Романовых была на престоле 300 лет. Но то, что врагом ее – главным, опасным, едва не погубившим в смутные времена – был Борис Годунов, она так и не забыла. И не простила. Поэтому искажения и корректировки истории этого периода в удобном для новой династии направлении наверняка были.

Светло и божественно – внутри Успенского собора Сергиевой лавры

 

Свою задачу монументально отображать достоинство древней, прославленной на всю Русь, обители зодчие и мастера каменных дел выполнили на сто процентов. Массивный, белый, с прекрасной простотой гладких стен, практически лишенных украшений, кажется он необычайно величественным. И вместить, пожалуй, сможет пятьсот, а то и больше, человек. Так думала я.

Однако оказалось, что по этому вопросу единства в наших рядах нет! Мнения были разные и отстаивались они, особенно мужской половиной, весьма горячо и уверено.

Спор наш разрешился статьей об Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры в журнале Московской Патриархии, где черным по белом было написано, что собраться в храме может даже никакая не тысяча человек, а все пять. Но и написанному поверили не все спорщики, предпочитая оставаться при своем мнении и убеждая прочих в его правоте.

Вот какие дела, друзья мои, нет мира под оливами. Может быть кто из вас захочет высказать свое мнение?


лавра ступени успенского собора

“Какая же это удача, наша поездка в Сергиеву Лавру!” – думала, поднимаясь по ступеням Успенского собора. Четкие ступени казались совсем новыми, словно по ним еще вовсе не ступали человеческие ноги. Так отреставрировали?

Но ведь главные реставрационные заботы были внутри храма! Там вот уже больше ста лет не проводилось серьезных работ, на стенах скопился слой пыли, внутри барабанов куполов ее наросло толщиной аж в три сантиметра, срочно нуждались в реставрации росписи 17 века, требовали восстановления элементы иконостаса…

Старинное медное кольцо на входной двери храма своей древностью внушало почтение. Сразу как-то поверилось, что оно молчаливо висит здесь с самого 16 века.

медное кольцо на входной двери храма

Внутри – великолепие убранства, обилие света и простор. Прошло сто лет после освящения храма, пока его украсили изнутри.

Стены в росписи – светлые фрески голубоватых, синих, фиолетовых, сиреневатых тонов, дивная фантасмагория нежных красок. Когда-то эти росписи сделали лучшие мастера, которыми руководил знаменитый Дмитрий Плеханов, руке которого принадлежат некоторые фрески в Архангельском соборе и живопись на стенах храмов московских, ростовских, вологодских.

внутри успенского собора лавры стены в росписи

На трех стенах – в пять горизонтальных рядов ведут фрески свое повествование, на четвертой стене – со множеством деталей и фигур изображен Страшный суд. Благоверные князья, мученики, святые в рост изображены на шести столбах, подпирающих своды. Расписаны религиозными картинами оконные откосы, паруса, барабаны, своды. Нереально сказочная, торжественная, тоже какая-то голубая, высь храма.

Пара свисающих сверху несравненной красоты чеканных паникадил. Пятиярусный иконостас с золочеными оправами икон и резными, обвитыми виноградными лозами, столбиками. Возвышенная и торжественная красота…

Откуда-то возникло живое чувство сопричастности к великой истории христианства и многовековой истории православной России. У меня закружилась голова.

Про ангелов-хранителей и святых покровителей

 

Я в церковном отношении человек совсем малограмотный. Вот хочу с вами поделиться новыми познаниями. Известно, что при крещении каждый христианин получает ангела-хранителя, оберегающего его и не оставляющего всю жизнь. Почти для всех он остается невидим. Лишь немногим избранным дается бесценный дар видеть своего небесного покровителя. Например, известно, что преподобный Сергий Радонежский общался со своим ангелом.

Но имя своего хранителя человеку остается неведомым. Зато когда дается имя человеку, то дается оно в честь какого-либо святого.

И тот день, в который церковь отмечает память этого святого называется именинами или днем Ангела. Отмечать этот праздник начали на Руси очень давно. А уж царские именины всегда праздновались особенно пышно, в более поздние времена именины царя станут государственным праздником.

Собор строился долго. За это время умер Иван Грозный, горячий почитатель преподобного Сергия Радонежского. Достраивать и обустраивать храм выпало сыну Грозного – царю Федору, женатому на сестре Годунова Ирине. Поэтому два придела к главному алтарю Успенского собора лавры носят имена их святых, их небесных тезок – великомученика Феодора Стратилата и мученицы Ирины.

франмент собора успенского сергиевой лавры

Жаль, мы не попали на богослужении в Успенском соборе. Но один иностранец, побывав на нем, написал, “оно столь невероятно прекрасно, что ведет прямо на небо, в царство небесное”.

Заговорив о царстве небесном, вспомнила, что еще не сказала: в этом храме тоже хранятся святыни. Здесь тоже покоятся мощи святых и хранится та самая деревянная рака преподобного Сергия, в которой были обретены его нетленные мощи. Сами же мощи теперь в серебряной гробнице находятся в Троицком соборе лавры. А от дубового гроба, пока он не был укрыт под стеклом, богомольцы своими зубами откусывали щепочки. Их, как драгоценные реликвии, счастливцы уносили домой.

А в конце – поразительное. По словам специалистов-архитекторов, именно собор Успенский Сергиевой лавры, несмотря ни на что, изучен недостаточно хорошо. В нем еще могут поджидать пытливых исследователей новые открытия и, возможно даже, какие-нибудь спрятанные сюрпризы…

TEXT.RU - 100.00%

Источник: www.control-point.ru

Успенский собор (1585)

Величественный пятикупольный Успенский собор (1559-1585) был заложен по велению царя Иоанна IV Грозного в центре Лавры, на предварительно освобожденном от старых деревянных келий месте. Государь со всем семейством присутствовал при закладке храма. Его строительство стало продолжением традиции возведения в честь Успения Пресвятой Богородицы главных соборов древних русских городов (в Ростове, Суздале, Владимире, Москве). Освящение храма состоялось в 1585 году уже после смерти царя Иоанна Васильевича, совершил его митрополит Московский и всея Руси Дионисий в присутствии сына Иоанна Грозного государя Федора Иоанновича и его супруги Ирины. Воздвижению Успенского собора было придано государственное значение.

Образцом для нового собора главного монастыря России стал Успенский собор Московского Кремля. Монастырский собор повторяет общую композицию пятиглавого и пятиапсидного храма, превышая по размерам столичный образец (соответственно 29,2×42,3 м и 27×39,75 м). В отличие от белокаменного московского храма собор монастыря сложен из кирпича, толщина его стен 2,25 м. Его кубический объем с невысокими апсидами увенчан пятью тесно поставленными главами, первоначальная сферическая форма которых в XVIII в. была заменена на луковичную (тогда же барабан центральной главы был надстроен в высоту). Мощные лопатки, поддерживающие полуциркульные закомары, выступают из плоскости стены на 0,8 м и напоминают собой массивные контрфорсы. Характерным украшением гладких стен собора является аркатурно-колончатый пояс, типичный для владимиро-суздальского зодчества и вновь использованный в качестве декоративного приема при строительстве Успенского собора Московского Кремля.

Массивность конструкций и более простой рисунок деталей отличают монастырский собор от столичного храма, возведенного итальянским зодчим Аристотелем Фиораванти. С западной стороны к собору примыкала открытая паперть, которую в XVIII в. заменили на крыльцо (1781), расписанное по указанию митрополита Платона (Левшина).

Внутреннее пространство Успенского собора поражает величественными размерами и насыщенностью светом. Шесть массивных пилонов размером 3×3 м держат высоко поставленные крестовые своды с пятью глубокими барабанами, оконные проемы которых излучают мощный световой поток. Строители монастырского храма не стали воспроизводить форму цилиндрических столбов кремлевского образца, а вернулись к традиционным русским опорам — пилонам прямоугольного сечения. Центральные нефы и соответствующие им стены фасадов сделаны шире остальных, не повторяя регулярности форм кремлевского собора. За иконостасом имеются хоры в виде трехъярусной галереи, аналогичные хорам Успенского собора Московского Кремля. При главном алтаре устроены два придела: великомученика Феодора Стратилата и мученицы Ирины — в честь небесных покровителей царя Федора Иоанновича и его жены царицы Ирины Федоровны Годуновой. Возникновение еще одного придела — святителя Николая Чудотворца — относится к 1608-1610 гг., времени героической 1б-месячной защиты монастыря от польско-литовских войск.

В соборе с «полуденной» (южной) стороны в стеклянном саркофаге хранится главная святыня собора — деревянный гроб, в котором вплоть до 1585 года покоились мощи преподобного Сергия Радонежского. В 1585 году гроб был перенесен из Троицкого собора в Успенский, мощи же Преподобного в Троицком соборе были переложены в серебряную золоченую раку, выполнение которой было завершено при царе Федоре Иоанновиче.

Собор был расписан фресками за три с небольшим летних месяца 1684 г. ярославскими и троицкими мастерами под руководством одного из известных иконописцев того времени Дмитрия Григорьевича Плеханова. С именем этого художника связано выполнение целого ряда замечательных росписей, в том числе фресок Архангельского собора в Московском Кремле (1660-1666), Успенского собора в Ростове (1676), Софийского собора в Вологде (1686-1688) и других.

Стенопись Успенского собора выполнена в лучших традициях фресковой живописи XVII столетия и представляет собой целостный и яркий комплекс. На протяжении XVIII-XIX вв. она неоднократно поновлялась и в некоторых местах сохранилась под несколькими слоями записей. На северной и южной стенах в четырех регистрах помещены изображения на евангельские сюжеты, на темы акафиста Божией Матери, семи Вселенских Соборов и пояс «полотенец», на западной стене — «Страшный Суд». На мощных пилонах и в оконных проемах изображены фигуры святых. Примечательной особенностью монументальной росписи собора являются многочисленные изображения русских святых княжеского происхождения: благоверных князей Владимира Киевского, Бориса и Глеба, Александра Невского, Михаила Черниговского, Довмонта Псковского, царевича Димитрия и других. Важное место занимают изображения особо чтимых преподобных отцов: Онуфрия Великого, Петра Афонского, Павла Фивейского, Антония и Феодосия Печерских, Зосимы и Савватия Соловецких. Специальная тема росписи — образы Радонежских чудотворцев преподобных Сергия и Никона, Михея, Максима Грека, Саввы Стромынского, в том числе редкое изображение архимандрита монастыря Дионисия (Зобниновского).

Центральный купол заполняет образ Христа Вседержителя, в малых изображены Господь Саваоф, Отрок Иисус Благословляющий, образ Пресвятой Богородицы «Знамение» и святой Иоанн Предтеча, в барабанах — фигуры праотцев и пророков.

По-видимому, одновременно с фресками был создан резной золоченый пятиярусный иконостас, включающий в настоящее время 76 икон. Большинство икон в иконостасе относится к концу XVII в. Иконы неоднократно поновлялись и находятся под записью XIX в.

В конце XVII в. в написании икон для Успенского собора принимал участие знаменитый царский изограф Симон Ушаков. Среди них — одна из последних работ иконописца, подписная икона «Тайная вечеря» (1685 г.; в настоящее время находится в музее «Ризница» Троице-Сергиевой Лавры). Исследователи считают, что изображения Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов на Царских вратах также являются работой Симона Ушакова. В местном ряду слева и справа от Царских врат представлены наиболее ранние памятники, в том числе иконы первоначального комплекса конца XVI в. Храмовый образ «Успение Пресвятой Богородицы», а также иконы «Святая Троица с бытием» и «Благовещение Пресвятой Богородицы» относятся ко времени освящения собора в 1585 г. Иконы «София Премудрость Божия», «Предста Царица одесную Тебе» и «Похвала Пресвятой Богородицы» датируются 30-ми гг. XVII в.

Внутри собора сохранились два бронзовых литых и чеканных паникадила XVII в. работы мастеров московской Оружейной палаты, подаренные в монастырь представителями рода Яновых.

У западной стены собора, по обеим сторонам главного входа, стоят 5 каменных надгробий, под которыми покоятся: супруга короля Левонии Магнуса королева Мария Старицкая (в монашестве Марфа, +1614 г.) — дочь удельного князя Владимира Андреевича Старицкого; ее дочь королевна Евдокия (+ 1589 г.), архиепископ Рязанский Моисей (+ 1651 г.), духовник царя Михаила Федоровича Романова и одного из ктиторов собора, архиепископ Московский Августин (Виноградский, +1819 г.), митрополит Московский Макарий (Булгаков, + 1882 г.). В соборе покоятся мощи святителя Иннокентия, митрополита Московского († 1879 г.).

В середине XIX веке, после засыпки Писаревского пруда в академическом саду северо-восточнее собора, в последнем стала наблюдаться сырость на стенах, появились трещины. Первая после революции реставрация Успенского собора проводилась в 1940-67 гг., тогда были произведены промывки фресок от поздних клеевых записей, отремонтирован поврежденный сыростью цоколь собора, восстановлены растесанные оконные проемы нижнего яруса, восстановлено первоначальное позакомарное покрытие. Масштабные реставрационные работы, проводимые к 700-летнему юбилею рождения Игумена земли Русской силами ЗАО «БАЛТСТРОЙ», позволили во всем первозданном блеске возродить Успенский собор — эту настоящую жемчужину обители преподобного Сергия.

http://www.stsl.ru/about_lavra/all/uspenskiy-sobor-1585/

Источник: sobory.ru

Храм-памятник построен по повелению Ивана Грозного и освящен при его сыне Федоре Иоанновиче. Здесь вы увидите усыпальницу династии Годуновых и могилу великого лингвиста, которому до сих пор молятся студенты и школьники, желающие изучить иностранные языки. А еще в Успенском соборе находится гроб самого Сергия Радонежского, правда слегка обкусанный паломниками – в буквальном смысле этого слова…

Успенский собор - 01.jpgУспенский собор Троице-Сергиевой лавры был построен по повелению Ивана Грозного и является триумфальным памятником в ознаменование падения последнего осколка Золотой орды – Казанского ханства. На закладке храма присутствовал сам царь со всем семейством. Строительство продолжалось 26 лет – с 1559 по 1585 год. Освящение собора состоялось уже после смерти Ивана IV, совершил обряд митрополит Московский и всея Руси Дионисий в присутствии царя Федора Иоанновича и его супруги Ирины.

Образцом для Успенского собора главного российского монастыря стал Успенский собор Московского Кремля, возведенный по проекту итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти. Только лаврский храм немного больше размерами и сложен не из белого камня, а из кирпича. Конструкция получилась более массивная, а рисунок деталей более простой. Кроме того, строители монастырского собора не стали повторять цилиндрическую форму опорных столбов кремлевского храма, а вернулись к традиционному русскому стилю – пилонам прямоугольного сечения.

Усыпальница Годуновых.jpgСлева от парадного крыльца Успенского собора ранее была трапезная паперть, на которой находился трапезный притвор – на том месте, где он когда-то стоял, на стене Успенского собора до сих пор видны следы кирпичной кладки арочной формы. Внутри притвора была усыпальница Годуновых. В XVIII веке притвор был разобран, и чтобы усыпальница не оказалась под открытым небом над ней в 1782 году была сооружена небольшая палатка, накрывающая могилы царя Бориса Годунова, его супруги Марии, сына, царевича Федора и дочери – царевны Ксении.

Успенский кладезь с часовней.jpgСправа от входа в храм стоит часовня. В XVII веке после снятия осады польско-литовского войска в стене Успенского собора была обнаружена трещина. Для проведения ремонтных работ было необходимо обнажить часть фундамента в этом месте. Стали копать и прямо под стеной собора обнаружили родник. Водой из этого источника умылся страдающий слепотой инок Пафнутий и прозрел. Источник оказался целебным и признан святым. Был устроен колодец, над которым построили часовню, от колодца впоследствии был сделан отвод, и святая вода стала поступать под летнюю сень в чашу с крестом – кстати, последнее историческое сооружение на территории монастыря.

Почти столетие величественный Успенский собор простоял не расписанный – лишь через 99 лет после окончания строительства, в 1684 году, на средства архиепископа Моисея Рязанского была нанята артель ярославских и троицких иконописцев из 25 человек под руководством мастера Дмитрия Плеханова. Мастера покрыли стены и своды храма фресками за один летний сезон. До наших дней роспись дошла без реставрации, только была очищена от копоти свечей и лампад.

После своей кончины архиепископ Моисей Рязанский был похоронен в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры, где, кроме него, погребены архиепископ Августин (Виноградов), поднимавший дух русского воинства во время Отечественной войны 1812 года, а также митрополит Макарий (Булгаков), написавший фундаментальные труды по догматическому богословию и истории церкви. Кроме того, у западной стены храма покоятся супруга короля Ливонии Магнуса королева Мария Старицкая (дочь удельного князя Владимира Старицкого) и ее дочь — королевна Евдокия.

Успенский собор - интерьер - 02.jpgВ Успенском соборе имеются две мозаичных иконы – Первомученника Якова Стефана и Божией Матери Казанской. Первая из них ранее находилась в Храме Христа Спасителя и была изъята оттуда перед разрушением старого здания храма в 1931 году. Что касается иконы Божией Матери Казанской, то о ее происхождении до сих пор идут споры. Согласно некоторым источникам,  она также из Храма Христа Спасителя, однако имеются свидетельства, что эта икона ранее находилась в часовне Казанского вокзала Москвы.

В храме находятся две раки с мощами – святителя Макария Невского, митрополита Московского и Алтайского, освящавшего народы Алтайского края, и святителя Иннокентия, митрополита Московского, который просвещал народы Сибири, Дальнего Востока, Аляски и Алеутских островов. Святитель Иннокентий знаменит тем, что изучал языки коренных народов и делал на них переводы святого писания. Он считается небесным покровителем тех, кто изучает иностранные языки и к нему за помощью обращаются студенты и школьники.

В юго-западной части Успенского собора на постаменте под стеклянной витриной стоит гроб Сергия Радонежского, деланный преподобным собственноручно. В этом гробу он был похоронен в 1392 году и в нем же были обретены его мощи спустя 30 лет после смерти. Мощи оставались в гробу вплоть до XVI века, когда по приказу Ивана Грозного была изготовлена серебряная рака, которая теперь стоит в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры.

Когда мощи Сергия Радонежского покоились в гробе, люди приходили и прикладывались к святыне. Каждый из паломников хотел иметь у себя частичку этого гроба и поэтому, приложившись, откусывал маленький кусочек. И правая стенка постепенно стала исчезать. Чтобы это остановить, края гроба оббили металлическими пластинами…

Крипта Успенского собора - 00 - Вход.jpgС южной стороны Успенского собора расположен вход в крипту, в которой находятся усыпальницы двух патриархов Русской православной церкви и двух митрополитов. Крипта редко посещается туристами, хотя проход в нее совершенно свободен. Причины две: во-первых, туристы о крипте практически ничего не знают, а, во-вторых, вход в в нее неприметен и не привлекает внимание посетителей Троице-Сергиевой лавры.

Крипта Успенского собора - 06.jpgКрипта в Успенском соборе появилась в XIX веке — здесь были похоронены митрополит Сергий и митрополит Леонтий. И, чтобы служить по ним заупокойное богослужение, освящают придел с алтарем. Затем, уже в ХХ веке, появляются еще два придела. В центральном находится усыпальница двух патриархов — Алексия I (Симанского), скончавшегося в 1970 году, и Пимена (Извекова), умершего в 1990-м. В витринах, находящихся в этом приделе, представлены личные вещи патриархов, части облачения, фотографии — посетители крипты могут пройти внутрь за надгробья и все рассмотреть.

За ракой патриарха Алексия I часть каменного пола прикрыта ковром — это место, где были обретены мощи святителя Макария, митрополита Московского.

Источник: visitlavra.ru

История монастыря

Прославленную обитель Живоначальной Троицы основал преподобный Сергий Радонежский в 1337 году. Сергей Радонежский — один из самых почитаемых на Руси святых. Именно он благословил Дмитрия Донского на битву с захватчиками на Куликовом поле и стал родоначальником московского государства. Его молитвы веками хранили стены Лавры от врагов. С детства Сергию Радонежскому была уготована особая роль — роль великого подвижника и молитвенника.

Сергий Радонежский родился в семье знатных бояр из города Ростова Великого, при рождении он получил имя Варфоломей («сын радости»). Однажды отец послал отрока Варфоломея в лес за лошадьми, где мальчику явился старец и передал ему частичку святого хлеба и сказал «Возьми, чадо, и съешь; сие дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания. Не смотри на то, что сия частица так мала: велика будет радость твоя, если вкусишь от нее«.

В 20 лет Варфоломей остался сиротой, а потом уговорил брата уйти в лес, чтобы стать иноками. На месте будущей Троице-Сергиевой Лавры они вместе построили шалаш, потом келью и возвели небольшую церковь во имя Живоначальной Троицы. В 23 года Варфоломей принимает монашество под именем Сергий. В этой обители монах Сергий провел большую часть своей жизни.

Троице-Сергиева Лавра. Храмы

Троице-Сергиева Лавра была построена на подобие крепости, она была окружена высокой белой стеной. Никакие усталость и заботы не могли помешать преподобному Сергию Радонежскому пропустить богослужение. Он сам работал в монастыре, изготавливал свечи и кутью. 25 сентября 1392 года на 78-ом году жизни Сергий Радонежский почил. Когда позже монахи открыли гроб, останки старца оказались нетленными….

Святыни обители

  • В Троицком соборе: святые мощи преподобного Сергия.
  • Серапионова палата (находится в в приделе Троицкого собора): здесь покоятся останки главных настоятелей Троице-Сергиевой Лавры — святых Серапиона, Дионисия Радонежского и Иосафата.
  • Две «моленные» иконы преподобного Сергия: Богоматери Одигитрия и Святителя Николая.
  • Образ святого мученика Димитрия Солунского, написанного в рост. Это храмовая икона с боевого корабля, о чем свидетельствует имеющаяся на ней надпись: «От крейсера Дмитрий Донский 1901». Крейсер погиб во время русско-японской войны, а икону прибило волнами к берегу.

Монастыри России. Троице-Сергиева Лавра

Храмы и часовни

  1. Колокольня (1741 – 1770): Колокольня Троице-Сергиевой Лавры, строившаяся с 1741 по 1768 г., замыкает собой северную сторону соборной площади. Высота колокольни составляет 88 м, что на 11 м больше звонницы Новодевичьего монастыря и на 6 м – колокольни Ивана Великого в Московском Кремле.
  2. Троицкий собор (1422-23 гг.): Троицкий собор — главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря, первое каменное здание Лавры.
  3. Успенский кладезь с часовней (1644 г. – кон. XVII в.): Успенский кладезь был устроен в 1644 г. у юго-западного угла Успенского собора над открывшимся здесь источником целебной воды. Возведение часовни над ним относится к концу XVII в.
  4. Успенский собор (1585): Величественный пятикупольный Успенский собор (1559-1585) был заложен по велению царя Иоанна IV Грозного в центре Лавры, на предварительно освобожденном от старых деревянных келий месте.
  5. Храм в честь преподобный Зосимы и Савватия Соловецких (1635 – 1637): Церковь преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, расположена в северо-западном углу монастыря. Построенная в 1635–1637 гг., это единственная в монастыре церковь, сооружение которой осуществлялось одновременно со строительством окружающих ее каменных палат, в которых размещалась монастырская лечебница.
  6. Церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи (1693-1699 гг.): Церковь Рождества Иоанна Предтечи (Предтеченский храм) расположена на восточной стороне монастыря, над широким арочным проемом, в котором до перенесения в сер. XVI в. монастырской стены несколько далее к востоку располагались Святые врата – главный вход в монастырь.
  7. Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов (Духовская церковь, 1476-1477 гг. ): Расположенный к востоку от Троицкого собора, храм Сошествия Святаго Духа (Духовская церковь), замыкает собой юго-восточный угол соборной площади, органически включаясь в архитектурный ансамбль монастыря.
  8. Церковь в честь Явления Пресвятой Богородицы со святыми Апостолами Преподобному Сергию Радонежскому (Михеевская церковь, 1734 г.): Михеевская церковь, воздвигнутая в 1734 г. над гробом преподобного Михея, ученика и келейника преподобного Сергия Радонежского, располагается у северо-западного входа в Трапезный храм.
  9. Церковь во имя преподобного Никона Радонежского (1623): Никоновская церковь расположена с южной стороны Троицкого собора, вплотную к нему. Храм был воздвигнут в 1548 г. над гробом преподобного Никона Радонежского (†1428), ученика и преемника по игуменству основателя монастыря, преподобного Сергия Радонежского.
  10. Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь, 1686-1692 гг.): Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь), расположенная на южной стороне монастыря, была сооружена по повелению царей Иоанна и Петра Алексеевичей в 1686–1692 гг.
  11. Церковь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии (1746 – 1753): Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Одигитрии) расположена за колокольней, напротив церкви преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, и замыкает собой северо-западный угол соборной площади.

Читайте также — Псково-Печерский монастырь: открытая крепость

Паломнику

как добраться

На автомобиле:
По Ярославскому шоссе (дорога М8) — до Сергиева Посада.
Расстояние от Московской кольцевой автомобильной дороги 54 км.

Автобусом:
Маршрут № 388 (экспресс) от станции метро ВДНХ.
От метро (выход к ВВЦ) нужно перейти по диагональной дорожке на 2-й Поперечный проезд.
Автобусы отправляются из Москвы — с 6.50 до 22.40, из Сергиева Посада — с 5.10 до 21.00. Интервал движения — 15–20 минут.
Время в пути зависит от загруженности автодорог и в среднем составляет 1 ч. 15 мин.
Телефон автостанции в Сергиевом Посаде — (496) 540-62-90.

Пригородным электропоездом:
От Ярославского вокзала города Москвы до станции Сергиев Посад пригородными электропоездами, следующими до Сергиева Посада, а также Александрова или Балакирево. Среднее время в пути 1 ч. 25 мин.
Телефон справочной ж/д вокзала в Сергиевом Посаде — (496) 540-58-78.

В Сергиевом Посаде от вокзала до Лавры Вы можете добраться пешком (зеленая линия на карте) по улице Сергиевской и Вознесенской. На общественном транспорте – любой маршрут, одна остановка (остановка «Центр»).

где остановиться

1. Вознесенская гостиница Троице-Сергиевой Лавры расположена в Сергиевом Посаде в историческом центре города и по своему архитектурному облику является его украшением. Шаговая доступность от обители Преподобного Сергия создает комфортные условия для пребывания в ней паломников и туристов.

2. Старая гостиница Лавры Адрес: г. Сергиев Посад, проспект Красной Армии, д. 133 К услугам паломников комфортные номера со всеми удобствами, одно-, двухместные и многоместные (трех- и четырехместные).
Телефоны: +7 (496) 549 9000   тел./факс +7 (496) 541 43 00

богослужения Троице-Сергиевой Лавры

УСПЕНСКИЙ СОБОР

Вечернее богослужение (9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом) – 16.45 Всенощное бдение – 17.00
Ранняя Литургия – 06.00 05.30
Поздняя Литургия – 08.30
После ранней и поздней Литургии служатся панихиды.
В крипте Успенского собора ежедневно (кроме двунадесятых праздников) служатся заказные молебны: в 09.00 с водоосвящением и в 13.00 без водоосвящения.


ТРОИЦКИЙ СОБОР

Будние дни Воскресные и праздничные дни
Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница – 05.30–06.30 Молебен с акафистом преп. Сергию – 05.00–06.30
Средняя Литургия – 06.30 06.30
В воскресенье соборный молебен с акафистом преподобному Сергию – 17.00 (если нет всенощного бдения).
В пятницу соборный молебен Божией Матери с акафистом – 17.00 (если нет всенощного бдения).
Освященное масло можно получить за свечным ящиком.

Накануне воскресных, двунадесятых и великих праздников после всенощного бдения с литией совершается исповедь (около 21.00), а в сам день праздника – дополнительная средняя Литургия в Трапезном храме в 07.00.
Надкладезная часовня открыта ежедневно с 08.00 до 20.00.
Пятницкая часовня открыта ежедневно с 09.00 до 17.00.
На Пасху, в дни Великого поста и в некоторые двунадесятые и престольные праздники богослужения совершаются по особому расписанию. Телефон для справок +7 (496) 540-53-34.

Читайте также — Мой монастырь

НАДВРАТНЫЙ ХРАМ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

Будние дни Воскресные и праздничные дни
Исповедь 1-я смена – с 06.00 с 05.00
Исповедь 2-я смена – с 08.00 с 07.30


ХРАМ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА БОЖИЕЙ МАТЕРИ В МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Будние дни Воскресные и праздничные дни
Вечернее богослужение (9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом) – 16.45 Всенощное бдение – 17.00
Исповедь в исповедальне Академии – 06.00 07.00
Литургия – 06.20 07.45
По средам совершается акафист Покрову Божией Матери (кроме дней, когда совершается всенощное бдение) – 18.20


ХРАМ ВО ИМЯ ПРЕП. ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА В СЕМИНАРИИ

(вход с западной стороны Лавры только во время богослужения)

Будние дни Воскресные и праздничные дни
Вечернее богослужение (9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом) – 16.45 Всенощное бдение – 17.00
Исповеди в притворе храма нет Исповедь в притворе храма – 07.00
Литургия – 06.20 07.30
По средам (кроме дней, когда совершается всенощное бдение) чередуются акафист Иисусу Сладчайшему и параклисис Божией Матери – 18.20


ХРАМ СВ. АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА

Ежедневно
Вечернее богослужение 17.00
Литургия 07.40
Таинство соборования 12.00

Чин изгнания злых духов (отчитывание бесноватых) совершает архимандрит Герман в пятницу, субботу и воскресенье, кроме двунадесятых праздников, в 12:00 в храме Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла подворья Троице-Сергиевой Лавры (г. Сергиев Посад, ул. 1-ой Ударной Армии). Справки по тел. +7 (496) 547-36-45.

трапезные

Вознесенская трапезная: тел. +7 985 929-35-49, +7 985 145-07-25.
Ресторан “Монастырская трапезная”: тел. +7 (496) 549-90-49, +7 915 111-66-89.
Ресторан “Гостевая изба”: тел. +7 (496) 541-43-43.
Ресторан “Красные палаты”: тел. +7 (496) 541-25-29, +7 903 228-18-40. 

контакты

ПОЧТОВЫЙ АДРЕС ЛАВРЫ 
141300, Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра.

ВОПРОСЫ ЧАСТНОГО ХАРАКТЕРА
можно задать, написав письмо на почтовый ящик: [email protected]

Телефон Петро-Павловского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
(где совершается отчитывание бесноватых — чин изгнания злых духов): +7 (496) 547-36-45 

Желающим потрудиться в Лавре:
— на срок от 1 до 3 дней: тел. +7 915 165-81-01 (Алексей, зв. строго в рабоч. дни, с 10:00 до 17:00 мск).
— волонтерами в выходные и праздничные дни: тел. +7 905 599-08-47 (Ольга).
— в качестве монастырского трудника, на длительный срок: тел. +7 (496) 541-55-55 (Благочинническая служба)  

Троице-Сергиева Лавра. Как добраться
СПРАВКИ ПО ОБЩИМ ВОПРОСАМ

Монастырская проходная: тел.+7 (496) 540-53-34 (круглосуточно).
Канцелярия Лавры: тел. +7 (496) 540-59-42, тел./факс +7 (496) 547-70-35 (8.00 до 17.00 часов мск),
электронная почта канцелярии (для официальной переписки): [email protected].    

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ 
Паломнический центр: тел. +7 (496) 540-57-21, +7 (910) 471-01-70   

Волонтерам и трудникам

Схема проезда

Троице-Сергиева Лавра. Схема проезда

Интересные факты

  • 7 июня (н.ст.) 1827 года неподалеку от приписного к Лавре Спасо-Вифанского монастыря сгорела кузница. По докладу Вифанского казначея, «пожар открылся поутру в 3-м часу; сперва изнутри дым валил, потом вспыхнула задняя стена, и вся кузня обнялась пламенем».  В огне погибло все оборудование: инструменты «рассыпались в песок», или были безнадежно испорчены. Ущерб от пожара составил 124 руб. Кузнец уверял, что пьян не был, кузница же могла загореться из-за деревянного основания горна, под которое мог неприметно добраться огонь.
  • 6 декабря 1594 года Борис Годунов передал в Троицкую обитель «колокол большой благовестник, весу в нем 625 пудов (или 10,2 тонны)». Годуновский колокол, названный «Лебедь», сохранился до настоящего времени. Его не тронули страшной зимой 1929-30 г.г., когда уничтожали колокола.
  • 1 (14) февраля 1750 г. в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру был привезен отлитый в 1748 г. царь-колокол. При перевозке колокола весом более четырех тысяч пудов было задействовано три тысячи человек.
  • Известно, что Елизавета Петровна ходила на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру из Москвы пешком, правда, весьма оригинальным способом. В день она проходила всего 2-3 версты, после чего отправлялась в карете во дворец. Назавтра карета привозила её к тому месту, откуда и забрала, и Елизавета шла дальше ещё пару вёрст. Таким образом, путь растягивался на месяцы, но зато был не очень утомительным. Стоит отметить, что статус и наименование лавры крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России получил указом Елизаветы Петровны 8 июля 1742 года.

Источник: Сайт Троице-Сергиевой Лавры

Читайте также — Житие Сергия Радонежского в пересказе Бориса Зайцева

Источник: www.pravmir.ru


Categories: Собор

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.