Троицкий собор Александро-Невской Лавры
Троицкий собор Александро-Невской Лавры

Cвято-Троицкая Александро-Невская Лавра, общежительный мужской монастырь Санкт-Петербургской епархии

  • Адрес: Россия, 193167, Санкт-Петербург, наб. реки Монастырки, д. 1.
  • Тел.: (812) 274-17-02, факс: 274-24-33
  • Официальный сайт: http://lavra.spb.ru/
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Монастырь основан в 1710 году Петром I. В 1712 году приступили к работам.

25 марта 1713 освящен первый деревянный Благовещенский храм монастыря и отслужена первая Литургия.

18 декабря 1797 года высочайшим указом Святейшему Синоду Императора Павла I повелено Александро-Невский монастырь «переименовать Лаврою со штатом наравне с Киево-Печерскою и Троицкою Сергиевскою».


Основание Александро-Невского монастыря

Один из старейших историков Петербурга пишет, что уже весной 1704 года Петр Великий выбрал место для будущего Петербургского монастыря. Оно, как и все пространство нынешнего Петербурга, было покрыто болотами и лесом и требовало для своего устройства большого труда и времени. Между тем, не прекращавшиеся военные действия в борьбе со шведами за обладание устьем Невы не давали возможности приступить в скором времени к осуществлению мысли об основании в Петербурге монашеской обители.

В 1710 году, 13 июня, был взят Выборг, и таким образом была достигнута безопасность столицы со стороны ближайших границ. После этого Государь, будучи в Петербурге, в июле 1710 года «осматривал место, где быть строениям». Тогда и указано было «непременно на том месте быть Монастырю». Определено было именовать монастырь «Живоначальныя Троицы и Святого благоверного Великого князя Александра Невского» и быть — по правую сторону Черной речки каменному монастырскому строению, а по левую — деревянному партикулярному. «Назначенный в тот Монастырь» архимандрит Феодосий водрузил на избранном месте 2 креста: один на правой стороне Черной речки, а другой на левой. На кресте, водруженном на правой стороне, сделана была надпись: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, повелением Царскаго Пресветлаго Величества на сем месте имеет создатися Монастырь». А на левой стороне Черной речки водружен был крест с надписью: «Что сей крест образует, обонполный то сказует».


Место, выбранное для Александро-Невского монастыря, имело историческое значение.

Предания связывали с ним историческое сражение 15 июля 1240 года, когда новгородцы разгромили вторгшееся в пределы Руси войско ярла Биргера. Однако знаменитая битва произошла не в устье Черной речки, а в устье реки Ижоры, сорока верстами выше по Неве, где еще в XVI веке была срублена деревянная церковь в память победы над шведами. Тем не менее легенда существовала, и, может быть, основанием для нее послужила другая битва — 18 мая 1301 года, когда новгородцы, которых вел сын Александра — князь Андрей, вновь разгромили шведов и разрушили построенную ими в 1300 году крепость Ландскрону, стоявшую близ тех мест, где сейчас находится Александро-Невская Лавра.

20 февраля 1712 года Петр I приказал объявить архимандриту Феодосию, «дабы начинал на осмотренном месте строить Монастырь». Тогда же даны были и средства для постройки — именно к новосозидаемому Петербургскому монастырю был приписан богатый Иверский монастырь со всеми вотчинами и доходами, и от Новодевичьего монастыря — село Ояцкое с принадлежащими к нему деревнями и со всеми угодьями; кроме того, на построение и содержание в монастыре госпиталя была приписана половина монастырских вотчин Олонецкого уезда.
и этом крестьяне освобождены были на 3 года от податей и подводной повинности. Точная дата начала работ скоро была утрачена из памяти. Справка из Канцелярии Невского монастыря, данная в 1723 году и сохранившаяся в бумагах Кабинета Петра Великого в Государственном Архиве, устанавливает дату начала работ уже на основании изысканий в документах и относит ее к середине июня: «деревянное строение началось в 1712 году, а по уговору с плотниками значит июня 14-го дне». «В том же году заложена церковь деревянная на том месте, где водружен был крест и часовня стояла. В 1713 году оная церковь совершилась, и марта 25-го дня, при присутствии Царскаго Пресветлаго Величества с его высоким синклитом, во имя Благовещения Пресвятыя Девы Богородицы оная церковь освящена, и того дня Царское Пресветлое Величество, со всеми при нем обретающимися, в новом Монастыре изволил пировать». Святый антиминс и благословенная на освящение церкви грамота были присланы митрополитом Иовом через пресвитера Георгия Петрова еще в январе 1713 года. День 25 марта 1713 года, когда впервые в стенах обители совершена Святая Литургия, и является днем, с которого обитель должна считать начало своего бытия.

С постройкой храма в монастырь стали приезжать из города богомольцы. Первым членом братства Александро-Невского монастыря был его настоятель, «архимандрит новосозидаемого при Санктпитербурге Монастыря» Феодосий (Яновский). Он был назначен настоятелем в монастырь, когда в монастыре не было еще ни одной живой души.


Когда обитель несколько обстроилась, ее стали населять монашествующими. Предложено было сосредоточить в Александро-Невском монастыре лучшие монашеские силы всей России. По спискам, составленным архимандритом Феодосием, царским и сенатским указами вызывались монашествующие из монастырей почти всех епархий.

Александро-Невский монастырь был задуман Петром как образцовый. Здесь он желал претворить в жизнь свою идею «утилитарного» использования монашества для служения миру — он замыслил монастырь как благотворительное, исправительное, учебное и лечебное заведение. Здесь предполагалось устроить приют для увечных и отставных воинов, для инвалидов Северной войны, душевнобольных, устроить при монастыре госпиталь, в котором должны были нести послушание все иноки, а также учредить лечебно-исправительное заведение для принудительного лечения пьяниц. Эти намерения так и не были осуществлены — к счастью для обители, так как осуществление всех этих проектов противоречило самому смыслу монастыря, как источника духовного света и образца праведной жизни, где главное дело монашества — молитва. Со временем в обители открывались службы и подразделения, вызванные жизненной необходимостью распространения служения не только сугубо для монастыря, но и для всей Церкви и тогдашнего общества.


Типография в Александро-Невском монастыре возникла в 1720 году, когда по высочайшему указу 13 декабря 1719 года, в монастырь был передан из «С.-Петербургской типографии» стан церковной печати с 7 мастеровыми. Первой книгой, вышедшей здесь, было «Поучение в день св. Александра Невского». Был напечатан Букварь, выходили в свет книги против раскольников, наставления, проповеди, позднее — ученые труды и их переводы, богослужебные книги.

Создание школы-семинарии

Школа при Александро-Невском монастыре, ставшая родоначальницей блестящего сонма петербургских духовно-учебных заведений, создана распоряжением архиепископа Феодосия, от 25 октября 1721 года. «По содержанию Его Императорского Величества указов и Духовного регламента» указано было «учредить во общую пользу при Александро-Невском Монастыре для учения юных детей чтения и писания Славянскую школу, в которой как того Монастыря служительских детей, так и сирот, не имеющих родителей и своего пропитания, и посторонних, кто кого отдать похочет, принимая от 5-и до 13-и лет, — учить Славенского чтения и писания по новопечатным Букварям, и потом и грамматике». Главным учебным пособием был «Букварь или начальное учение отроком» Феофана Прокоповича. В 1726 г. на основе школы была создана Александро-Невская Славяно-греко-латинская семинария. Она давала будущим служителям церкви серьезное по тем временам общее и богословское образование.
ставники семинарии занимались также научной и издательской деятельностью. Трудами ректора семинарии иеродиакона Никодима (Пученкова) и архимандрита Иоасафа (Миткевича), ректора Новгородской семинарии, были подготовлены переиздания житий святых, составленных святителем Димитрием Ростовским, и Киево-Печерского патерика. После екатерининской училищной реформы, в 1788 г. Александро-Невская Славяно-греко-латинская семинария была преобразована в Главную Семинарию, а в 1797 г. — в Александро-Невскую Академию. Согласно указам Павла I от 18 декабря 1797 г. и 11 января 1798 г., новая академия вместе с существовавшими Киевской и Московской, а также новоучреждаемой Казанской становились высшими богословскими учебными заведениями, в которые надлежало посылать «из епаршеских семинарий отличивших себя успехами учеников для усовершенствования себя в познании высших наук и образования к учительским должностям». В 1800-1804 гг. префектом Александро-Невской Академии был архимандрит Евгений (Болховитинов), снискавший в дальнейшем известность своими церковно-историческими трудами. В 1809 г. в связи с реформой системы духовного образования в России Александро-Невская академия была преобразована в Санкт-Петербургскую Духовную Академию.

Перенесение мощей св. блгв. кн. Александра Невского

Через два года после окончания Северной войны, 29 мая 1723 г., Петр I посетил вновь устроенный монастырь. В тот же день им было издано постановление: «Обретающиеся во Владимирском Рождественском монастыре мощи св. благоверного великого князя Александра Невского перенести в Александровский монастырь».


…11 апреля 1723 года [1] древний Владимир огласился звоном многочисленных колоколов. Весь город собрался у стен Рождественского монастыря. После Литургии, согласно Величайшему повелению, рака с мощами св. благоверного князя Александра Невского была помещена в ковчег, богато украшенный и покрытый балдахином темно-вишневого бархата с позументами и увенчанный вызолоченным крестом. Было решено нести ковчег через Москву в Тверь до Боровичей посуху, от Боровичей — по Ильменскому озеру, через Новгород по Волхову до Ладоги, оттуда по Неве до Санкт-Петербурга. Сопровождать торжественную процессию Указом Святейшего Синода был назначен настоятель Рождественского монастыря архимандрит Сергий, «яко в первостепенных архимандритах Российских третий градус имеющему». Ему также надлежало наблюдать за тем, чтобы «ковчег с мощами через города и знатные места нести священным чинам». На всем пути следования процессию встречали толпы народа, стекавшегося для поклонения святыне, в городах служили торжественные молебны. Когда стало ясно, что процессия не успеет в столицу к дню заключения Ништадтского мира, царь повелел поставить ковчег с мощами в Шлиссельбургской каменной церкви. Через год, 30 августа 1724 г., в третью годовщину Ништадтского мира, останки св. князя были торжественно перенесены в Петербург. В Усть-Ижоре, у места Невской битвы, процессию встречал сам Петр. Ближе к столице к ней присоединились празднично украшенные галеры царской свиты во главе с «ботиком Петра Великого» — родоначальником русского флота. Под пушечный салют и колокольный звон рака с мощами была торжественно помещена в освященную к этому событию монастырскую церковь св. Александра Невского.


По окончании строительства главного монастырского храма — собора св. Троицы, останки св. князя были торжественно перенесены в собор в нишу за правым клиросом. Над ними была установлена великолепная серебряная рака, сооруженная в 1752 г. по указу Елизаветы и украшенная надписями М.В. Ломоносова. Саркофаг укрыт чеканными барельефами, повествующими о важнейших событиях из жизни св. князя. В 1743 г. Елизавета Петровна учредила крестный ход из столичного кафедрального собора в Александро-Невский монастырь. С тех пор ежегодно 30 августа, по окончании Литургии все столичное духовенство в белых одеждах, в сопровождении епископа, с хоругвями и иконами направлялось по Невскому проспекту к обители, где торжественно совершало молебен Святому Благоверному Князю.

Переименование монастыря

18 декабря 1797 года высочайшим указом Святейшему Синоду Императора Павла I повелено Александро-Невский монастырь «переименовать Лаврою со штатом наравне с Киево-Печерскою и Троицкою Сергиевскою».


Александро-Невская обитель по заслугам получала высокую честь. Ее жизнь была полна внутренним и внешним созиданием. Вместе с устроением собственной жизни она совершала устроительную работу для церковной жизни новосозданной столицы и всего тяготевшего к ней обширного района. В Александро-Невском монастыре до учреждения Святейшего Синода были сосредоточены все церковно-административные дела Петербурга с его уездами. Александро-Невские иеромонахи ежегодно в летние месяцы отправлялись по 10, 20, 30 человек и более для совершения богослужения на кораблях, в госпиталях, в церквях, возникавших в Западной Европе наших заграничных представительств. Александро-Невский монастырь вырастил у себя духовную школу, которая и ныне существует и осуществляет свою высокую миссию. Обитель немало поработала на пользу духовного просвещения своею проповедью, и в особенности при посредстве печати, снабдив все церкви огромного района изданными в Александро-Невской типографии книгами начального наставления о вере и добродетели.

В 1922 г. монастырь лишился своей святыни. Мощи святого князя были изъяты и долгое время находились в музее атеизма. Драгоценная рака оказалась в Эрмитаже. Только летом 1989 г. мощи св. Александра Невского были возвращены Церкви, и вновь, как много лет назад, крестный ход прошел по Невскому проспекту в Троицкий собор Александро-Невской лавры.

Рака с мощами установлена на свое историческое место, доступное каждой душе, притекающей к ней. Ежедневно перед мощами совершаются молебны, поются акафисты, звучат молитвы.

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра в период с 1789 по 1917 гг.


Лавра св. Александра Невского. Лит. К. Беггрова по рисунку К. Сабата и С. Шифляра, сер. 1820-х гг.
Лавра св. Александра Невского. Лит. К. Беггрова по рисунку К. Сабата и С. Шифляра, сер. 1820-х гг.

Все главнейшие стороны деятельности Александро-Невской обители, получив самостоятельную организацию, выросли, окрепли и по естественному порядку жизни обособились. Церковно-административная деятельность отошла к Консистории. Школьное обучение сложилось в самостоятельную цепь духовно-учебных заведений. Церковно-назидательное издательство перешло в руки высших органов церковного управления и духовной науки. Образовались самостоятельные установления флотского и заграничного духовенства. Сама же Александро-Невская обитель сосредоточилась на молитве и благотворении. Такой характер остается неизменным для обители весь последующий продолжительный период ее истории.

Бытовые черты жизни обители остаются прежними. Были пострижения в монастыре и поступали в Лавру из других монастырей, только уже не по назначению, а по вызову или по собственным просьбам. Бывал и переход из Лавры в другие монастыри. Заслуженные монахи Александро-Невской обители получали настоятельство в провинциальных монастырях. Бывали назначения во флот, за границу и в разные другие места.

Монахи Александро-Невской Лавры занимались миссионерской деятельностью среди языческих народов. После возвращения из Китая здесь некоторое время жил о. Иакинф (Бичурин), бывший в 1807-1820 гг. начальником Русской Духовной Миссии в Китае. Здесь он готовил к изданию свои труды, имевшие огромное значение в деле становления мировой синологии. О. Иоакинф умер в 1852 г. и похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Подвиг миссионерского служения в Америке нес монах о. Гедеон, трудившийся в 1804-1807 гг. в составе православной миссии на острове Кадьяк, и многие другие.

От Лавры продолжала отходить ее земля в Петербурге, которую она частично отдала даром для духовно-учебных заведений и благотворительных и административных учреждений, частично должна была уступить под общественные сооружения — Обводный канал, Николаевскую железную дорогу. На оставшейся земле Лавра стала строить дома, которые являлись одним из главных источников средств на покрытие расходов по содержанию обители.

Александро-Невская Лавра была резиденцией столичной духовной власти и местом частых паломничеств Царской Фамилии. Здесь нередко совершались торжественные богослужения в присутствии Августейших особ, и поэтому все монастырские строения и храмы отличались пышностью и великолепием. Монастырские кладбища были самыми привилегированными в Петербурге.

Каменное строительство в монастыре началось еще при Петре I. Автором «Генерального плана строения» Александро-Невского монастыря был итальянский архитектор Доменико Трезини. Его проект не во всем отвечал православным канонам: фасад монастырского строения и включенный в него главный храм Святой Троицы были обращены к Неве, т.е. на восток, с востока же должен был быть устроен и вход в собор. Это задержало строительство монастыря, которое было завершено только в конце XVIII в. 30 августа 1790 г. состоялось торжественное освящение Троицкого собора Владыкой Гавриилом и перенесение в него мощей св. Александра Невского. Троицкий собор отличался богатством внутреннего убранства, правда, вместо икон его украшали произведения кисти Ван-Дейка, Рубенса, Бассано, многих известных русских живописцев. Монастырь и Троицкий собор часто посещали русские императоры и вносили богатые вклады, среди них золотые священные сосуды, подаренные Екатериной II вскоре после освящения собора, четыре драгоценных престольных Евангелия XVII в., золотой крест, выполненный в 1660 г. для Кириллова монастыря, и даже образ «Моление о чаше», присланный в дар от папы Пия IV Екатерине II. Среди наиболее драгоценных предметов, хранившихся в ризнице монастыря, была корона св. Александра Невского, «сделанная наподобие архиерейской шапки из белых горностаев и пунцового бархата».

Богослужение в Троицком соборе отличалось красотой и торжественностью. Хор митрополичьих певчих в лавре ничем не уступал придворным певчим. Еще при Петре I в монастыре было введено нотное пение. Указом императора было повелено списать у певчих государя копии «со всех знаменного напеву переводов, для знания в Невском монастыре клирошанам». В начале XIX в. регентом монастырского хора был протоиерей П.И. Турчанинов, переложивший многие древние и знаменитые напевы на ноты. Со времен императрицы Екатерины в Лавре было повелено одному иеромонаху, чтецу и певцу отправлять службу на греческом языке.

Александро-Невская Лавра в период с 1917 по 1996 гг.

После Февральской революции 1917 года правящим архиереем Санкт-Петербургской епархии был избран епископ Гдовский Вениамин (Казанский) (+1922). В мае 1917 была проведена ревизия финансово-хозяйственного управления Лавры, и по итогам ревизии прежний наместник Лавры, архимандрит Филарет, был отстранен от должности. Новым наместником был назначен епископ Елизаветградский Прокопий (Титов). В период с 14 декабря 1917 года по 26 января 1918 года епископ Прокопий являлся настоятелем обители, а 26 января 1918 года священноархимандритом Лавры был назначен митрополит Вениамин (Казанский). Наместником стал архимандрит Виктор (Островидов).

В соответствии с декретом «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» все церковное имущество было национализировано, и уже 13 января 1918 года Александра Коллонтай приказала реквизировать все помещения Александро-Невской Лавры. Монастырское имущество удалось отстоять, но в том же году все жилые помещения перешли в ведение Петросовета, а на территории каре было организовано захоронение видных партийных деятелей, ныне известное как «Коммунистическая площадка». В феврале 1919 года часть лаврских помещений занял Петроградский Епархиальный совет, а Надвратная церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» стала приходской.

В декабре 1919 года новым наместником был назначен архимандрит Николай (Ярушевич), при котором отношение Лаврского священноначалия к Советской власти стало более лояльным. В соответствии с Конституцией 1918 года при каждой церковной общине должен был быть организован церковно-приходской совет. Такой совет был организован и при Лавре. К ведению Совета относились сношения с государственной властью и церковно-хозяйственные функции, а также аккумуляция всех денежных пожертвований. Все остальные дела находились в ведении Духовного собора Лавры.

12 мая 1922 года, в разгар «изъятия церковных ценностей в пользу голодающих», была вскрыта рака с мощами св. блг. кн. Александра Невского. Рака была изъята и помещена в Государственный Эрмитаж, где находится и поныне. 20 ноября того же года были изъяты и св. мощи, вернувшиеся в собор лишь в 1989 году.

Во время «обновленческого раскола» 1920-1940-х годов, основой которого была группа петроградских священников, Лавра на короткое время перешла в руки обновленцев. Но уже в 1923 году епископ Лужский Мануил (Лемешевский), специально присланный в Петроград святителем Тихоном, Патриархом Московским и всея Руси, для борьбы с раскольниками, вернул братию обители в лоно Православной Церкви. Уже к 1926 году из 115 «обновленческих церквей» осталось только 32.

В 1928 году начался иосифлянский раскол. Стремясь сохранять в каноническом общении с митрополитом Сергием Св.Троице-Александро-Невскую лавру, владыка Серафим в мае 1928 г. добился удаления из наместников Лавры Шлиссельбургского епископа Григория (Лебедева), все больше сближавшегося с «иосифлянами». Однако последние в ноябре 1928 г. пошли на организацию раскола даже среди лаврского духовенства, в результате которого 5 из 7 храмов Лавры, несмотря на то, что большая часть их прихожан сохраняла верность святителю Серафиму, стали поминать за богослужением митрополита Иосифа.

При митрополите Иосифе (Петровых) Свято-Троицкий собор Лавры становится кафедральным и продолжает пребывать таковым до 1933 года. После закрытия собора в 1933 году в ведении Церкви остается только Свято-Духовский храм.

27 ноября 1935 года власти города приняли решение об окончательном закрытии всех храмов Лавры. «В связи с тем, – писали они, – что бывшая Александро-Невская Лавра превратилась в большой советский городок, насчитывающий 17 различных учреждений и школ, где и нежелательно нахождение церкви, и, кроме того, идя навстречу наказам избирателей… и массовому ходатайству ряда предприятий и учреждений и физкультурников… о закрытии церкви, так как помещение необходимо под районный дом физкультуры, – церковь закрыть, а здание использовать для указанной цели».

Свято-Духовский храм был закрыт в январе 1936 году. С этого времени весь комплекс лаврских зданий используется под хозяйственные цели.

После изменения отношения Советской власти к Русской Православной Церкви в 1943 году государство возвращает для организации и размещения Ленинградского Епархиального управления Свято-Духовский храм Лавры в 1946 году. Новый митрополит Ленинградский, Григорий (Чуков), ходатайствует перед светской властью и о возвращении Свято-Троицкого собора, но безуспешно. Только в 1956 году митрополит Елевферий (Воронцов) добивается возвращения собора Церкви. Первым настоятелем собора после его освящения 12-13 сентября 1957 года стал епископ Алексий (Коноплев). В храме возобновились ежедневные богослужения.

В 1961 году, во время «хрущевских гонений», поступило распоряжение о передаче Свято-Духовского храма государству. В связи с этим останки Преосвященных митрополитов Григория и Елевферия были перенесены из храма в специально устроенную крипту в подвале Свято-Троицкого собора, а Епархиальное управление переехало в здание духовной Академии на наб. Обводного канала, дом 17.

В память о том, что правящий архиерей Ленинградской епархии является священноархимандритом Лавры, митрополит Никодим (Ротов) переводит Свято-Троицкий собор в свое непосредственное подчинение, и в 1967 настоятели стали именоваться наместниками. Эта традиция сохранилась до 1997 года, когда приход был упразднен, и все его имущество распоряжением митрополита Владимира (Котлярова) было передано возрожденной Александро-Невской Лавре.

В 1985 году Церкви был передан Никольский кладбищенский храм, торжественно освященный 22 апреля 1985 года. В храме хранятся останки почитаемого многими верующими угодника Божия, затворника Матфея (Тотамира). Воскресные богослужения совершаются в храме еженедельно и в настоящее время.

Современное состояние Александро-Невской Лавры

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра является действующим общежительным мужским монастырем Санкт-Петербургской епархии.

Благодатным знамением к грядущим изменениям в судьбе Лавры послужило возвращение 3 июня 1989 года мощей святого благоверного князя Александра Невского. Это произошло, когда Ленинградскую кафедру занимал митрополит Алексий (Ридигер), впоследствии патриарх Московский и всея Руси. Митрополитом Алексием было совершено перенесение из Казанского собора честных мощей Александра Невского. Звоном Лаврских колоколов и крестным ходом сонма духовенства и мирян они были торжественно преренесены на место своего честного положения, благоговейного поклонения и почитания, куда и были они первоначально принесены Петром Великим из Владимира 30 августа 1724 года.

Возрождение Лавры как монастыря началось летом 1995 года при правящем митрополите Иоанне (Снычеве). Первым наместником монастыря стал старейший клирик Санкт-Петербургской епархии архимандрит Кирилл (Начис) — епархиальный духовник. К этому времени монашествующим был частично предан «Духовской» корпус, где и поселилась немногочисленная монашеская братия, состоявшая в основном из постриженников Санкт-Петербургских Духовных школ. Первое монашеское богослужение состоялось 14 сентября 1995 года. Службу возглавил наместник Лавры архимандрит Кирилл. За неимением достаточного числа братии пел хор из учащихся Духовной Семинарии. Службы совершались каждый день в Никольском храме, расположенном на Никольском кладбище, кроме воскресных и праздничных дней, когда братия сослужила белому духовенству в Свято-Троицком Соборе.

В апреле 1996 года, при правящем архиерее митрополите Владимире (Котлярове), был назначен новый наместник Лавры игумен Викентий (Кузьмин) (Синодом утвержден не был). 5 апреля 1996 года при участии патриарха Алексия II, духовенства Санкт-Петербургской епархии, представителей города в лице мэра г. Санкт-Петербурга Анатолия Собчака, руководства НИИ «Прометей», которому на тот момент принадлежало большинство зданий Лавры, состоялась символическая передача комплекса Лавры. К этому времени уже началась передача Митрополичьего, «Духовского» и «Просфорного» корпусов; окончательная передача архитектурного комплекса Лавры должна была быть осуществлена к 2000 году.

В октябре 1996 года наместником Лавры был назначен архимандрит Назарий (Лавриненко), который был утвержден указом Священного Синода в апреле 1997 года.

3 ноября 1997 года приходское собрание Свято-Троицкого Собора было упразднено, и управление передано Духовному собору Лавры. Был также принят устав монастыря, назначены основные должностные лица: благочинный, эконом, духовник, ризничий, казначей, секретарь. Лавра начала жить полноценной монашеской жизнью. Постепенно развернулись и обширные восстановительные работы.

Статистика

  • 1 июня 2002 — 27 человек братии: архимандрит, 2 игумена, 10 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 2 монаха, 3 инока, 4 послушника [2]

Настоятели и наместники

  • Феодосий (Яновский) (1712 — 1721)
    • N
    • Варлаам (Голенковский) (1716 — 1721)
    • Иларион (Марков) (1721 — 1727)
  • Петр (Смелич) (1725 — 1735)
    • Вениамин (Фальковский) (1727 — 1730)
    • Симон (Тихомиров) (1730 — 1732)
    • Гервасий (Корда) (1732 — 1737)
  • Стефан (Калиновский) (1735 — 1742)
    • Досифей (Лебедевич) (1737 — 1745)
  • Санкт-Петербургские (Петроградские) владыки (1742 — 1917)
    • Свт. Софроний (Кристалевский) (1746 — 1753)
    • Никон (Красовский) (1753 — 1757)
    • Иаков (Палашковский) (1757 — 1759)
    • Иоанникий (Броднетский) (1759 — 1761)
    • Сильвестр (Юницкий) (1761)
    • Гурий, игум. (1761 — 1762)
    • Климент (Белошапкин) (1763 — 1765)
    • Иларион (Максимович) (1768 — 1774)
    • Амвросий (Гиновский) (1774 — 1781)
    • Афанасий (Вольховский) (1781 — 1788)
    • Иосаф (Клоков) (1788 — 1792)
    • Иона, игум. (1792 — 1794)
    • Герасим (Князев) (1794 — 1795)
    • Мелхиседек (Короткий) (1795 — 1797)
    • Иоасаф (Чапужников) (1797 — 1799)
    • Антоний (Знаменский) (1799)
    • Амвросий (Протасов) (8 января — март 1800)
    • Израиль (Звегинцев) (1804 — 1808)
    • Вениамин (Бесновский) (1808 — 1809)
    • Порфирий (Кириллов) (1809 — 1810)
    • Гедеон (Федотов) (1810 — 1819)
    • Товия (Моисеев) (1819 — 1829)
    • Палладий (Белевцев) (1829 — 1842)
    • Аарон (Петров) (1842 — 1843)
    • Вениамин (Морачевич) (1843 — 1853)
    • Ириней (Боголюбов) (30 сентября 1853 — январь 1860)
    • Никанор (Ильинский) (1860 — 1863)
    • Герман (Осецкий) (1863 — 1866)
    • Поликарп (Гонорский) (1866 — 1867)
    • Ювеналий (Половцев) (1867 — 1871)
      • Филипп, архим. (1871 — 1873) и/о
    • Никодим (Белокуров) (1873 — 1875)
    • Симеон (Линьков) (1875 — 1883)
    • Антоний (Люцернов) (1883 — 1888)
    • Иннокентий (Данилов) (1888 — 1890)
    • Исаия (Булин) (1890 — 1896)
    • Арсений (Орлов) (1896 — 1900)
    • Корнилий (Смуров) (1900 — 1909)
    • Феофан (Туляков) (1 февраля 1909 — 6 июля 1916)
    • Филарет, архим. (1915 — 1917)
      • Сщмч. Прокопий (Титов) (май 1917)
    • Сщмч. Прокопий (Титов) (май — 14 декабря 1917)
  • Сщмч. Прокопий (Титов) (14 декабря 1917 — 26 января 1918)
  • Санкт-Петербургские (Петроградские, Ленинградские) владыки (с 1918)
    • Сщмч. Прокопий (Титов) (январь — апрель 1918)
    • Геннадий (Туберозов) (11 апреля — 14 августа 1918)
      • Артемий (Ильинский) (август — октябрь 1918) и/о
    • Сщисп. Виктор (Островидов) (сентябрь/октябрь 1918 — декабрь 1919)
      • Николай (Ярушевич) (14 декабрь 1919 — март 1920) и/о
    • Николай (Ярушевич) (март 1920 — 25 марта 1922)
      • Иоасаф (Журманов) (июль — сентябрь 1922) и/о
    • Иоасаф (Журманов) (сентябрь 1922 — ?)
    • Сщмч. Григорий (Лебедев) (ноябрь 1923 — март/май 1928)
    • Амвросий (Либин) (июль 1928 — 10 октября 1933)
    • Кирилл (Начис) (сентябрь 1994 — март 1996)
    • Викентий (Кузьмин) (апрель — октябрь 1996)
      • Назарий (Лавриненко) (25 октября 1996 — 17 апреля 1997)
    • Назарий (Лавриненко) (с 17 апреля 1997) и/о

Использованные материалы

  • Страницы официального сайта Александро-Невской Лавры:
    • http://lavra.spb.ru/
    • http://lavra.spb.ru/ru/about/svjaschennonachalie/svjaschenno…tml

Источник: drevo-info.ru

АРХИТЕКТУРНЫЕ АНСАМБЛИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

 

Елена ЖЕРИХИНА,
при участии Владимира ЯРАНЦЕВА

 

 

Монастырь Русской православной церкви в Санкт-Петербурге — одна из великих православных святынь России. Он основан в 1710 г. Петром I во имя покровителя города св. Александра Невского в память его победы над шведами на Неве в 1240 году. Вверив новую столицу покровительству святого защитника северных рубежей Руси, Петр I строил монастырь как новый духовный центр страны, противостоящий богатой православными древностями Москве.

25 марта 1713 г. на берегу Невы и речки Черной (Монастырки) была освящена деревянная Благовещенская церковь, просуществовавшая до 1787 г., вокруг нее стали складываться деревянные монастырские постройки. В 1721 г. при монастыре были открыты типография и школа для детей церковнослужителей. Символично, что первой отпечатанной в монастыре книгой стало «Поучение в день св. Александра Невского».

И. Старов. Троицкий собор Александро-Невской лавры. 1776–1790

И. Старов. Троицкий собор Александро-Невской лавры. 1776–1790

 

Проект монастыря («Генеральное каменное строение») составлен в 1716 г. Д. Трезини. В отличие от древних русских монастырей, у Александро-Невского отсутствуют крепостные стены. Общая конфигурация ансамбля имеет форму трапеции, основанием обращенной к Неве; в центре этой стороны был намечен собор. Углы трапеции отмечены башнеобразными храмами. Линия боковых корпусов изящно изогнута.

В 1720 г. руководство постройкой было возложено на Т. Швертфегера, переработавшего проект в формах немецкого барокко. В 1722–1724 гг. освящены расположенные в одном каменном здании в северо-восточном углу нижняя Благовещенская церковь и верхняя церковь Александра Невского. 30 августа 1724 г., в третью годовщину Ништадтского мира, завершившего Северную войну, Петр перевез сюда из Рождественского монастыря города Владимира мощи св. Александра Невского и учредил в этот день новый церковный праздник.

Новый монастырь с 1720 г. стал постоянной резиденцией новгородского митрополита, который одновременно имел сан священноархимандрита монастыря. Со времени учреждения в 1742 г. Петербургской епархии ее епископ (впоследствии митрополит) по традиции являлся также настоятелем монастыря.

Панорама Александро-Невской лавры. Старая открытка

Панорама Александро-Невской лавры. Старая открытка

 

Центральный Троицкий собор монастыря, построенный Швертфегером, оказался непрочен. Он был разобран и заново выстроен И.Е. Старовым в 1774–1790 гг., закладка и освящение происходили 30 августа. Композиция собора, одного из первых в России православных храмов классического стиля, восходит к композиции собора Швертфегера и через него к западноевропейским храмам готики, Возрождения и барокко. Трехнефный собор в плане представляет собою латинский крест, его венчает не традиционное елизаветинское пятиглавие, а одна глава высотою 60 м на широком барабане, над притвором — две симметричные 46-метровые башни колоколен. Паперть собора находится внутри монастыря, а алтарь выдвинут к реке за линию корпусов. На фасадах помещены рельефы работы Ф.И. Шубина со сценами из Ветхого Завета.

В качестве икон в соборе были помещены «Благовещение» Р. Менгса (запрестольный образ), «Спаситель» Ван Дейка (в иконостасе), «Воскресение» и «Снятие с креста» Рубенса, «Богоматерь с младенцем» Гверчино и другие картины западноевропейских мастеров, пожертвованные Екатериною II. Собор был орденским храмом кавалеров ордена св. Александра Невского, в приделе Александра Невского находилась огромная (3 х 1,3 м) серебряная рака работы графа Б. Растрелли с мощами святого и портрет Екатерины II в орденском платье св. Александра Невского работы Д.Г.Левицкого. По завершении строительства именным указом Павла I обитель была переименована в лавру (1797).

Троицкий собор фланкируется по восточному фасаду двумя церковными башнями. Во втором этаже северной располагается церковь св. Александра Невского, а во втором этаже южной — церковь св. Феодора Новгородского — старшего брата св. Александра. Оба брата считаются святыми покровителями Новгорода и северных земель России. Их соединение в святой Троице делало монастырь священно несокрушимым и представляло духовный щит России с северо-запада.

Церковь Благовещения. Гравюра. XIX в.

Церковь Благовещения. Гравюра. XIX в.

 

Каре монастырских корпусов выстроено в 1756–1773 гг. «по часовой стрелке» от Александро-Невской церкви, рядом с которой к югу возведен Духовской корпус с церковью Сошествия Св. Духа. Симметрично им построен Федоровский корпус с церковью св. Феодора и церковью св. Николая. В западном корпусе монастырского каре в 1750-х построен митрополичий дворец с церковью Успения Пресвятой Богородицы. С южной стороны расположен Семинарский корпус, с северной — Просфорный с церковью Покрова Пресвятой Богородицы и св. Палладия при трапезной.

Панорама Лавры

Панорама Лавры

 

Все эти здания возведены в формах елизаветинского стиля, отличаясь от построенной Трезини Благовещенской церкви мягкостью рокайльных форм. В классическом стиле построены надвратная церковь Божией матери Всех скорбящих Радости, богадельня, ограды, жилые дома в конце Невского проспекта. В комплекс входят также церковь-усыпальница Воскрешения Лазаря (Лазаревская), церковь Божией Матери Тихвинской, Никольская церковь и Исидоровская церковь-усыпальница, Древлехранилище.

А. Зубов. Монастырь князя Александра Невского. 1716–1717

А. Зубов. Монастырь князя Александра Невского. 1716–1717

 

С момента основания монастырь стал центром духовного просвещения северного края. Его братия большей частью не была постоянной. В основном это были монахи провинциальных монастырей, проходившие здесь послушание. Сам штат монастыря был составлен при императрице Анне Иоанновне (сорок монахов). Постриженники и насельники монастыря отсюда направлялись в другие епархии для занятия высоких должностей — например, архиепископ Тобольский и Сибирский Варлаам (Петров). Из Александро-Невских монахов своей подвижнической деятельностью особенно прославились старец Федор (Ушаков) — гвардейский офицер, ставший известным духовным наставником; схимонах Алексий, имевший сильное влияние на императора Александра I; отец Гедеон, просвещавший жителей Аляски; схимонах Матфей. Из ученых лавры наиболее известен о. Иакинф (Бичурин) — выдающийся синолог, миссионер в Китае.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

 

При монастыре существовали церковное училище, семинария и академия. В середине XIX в. на монастырских землях на противоположном берегу Невы была устроена монастырская киновия для престарелых монахов, в дальнейшем она стала играть роль самостоятельного монастыря. Главный собор ее, как и лаврский, был освящен во имя св. Троицы.

План

План

 

Со времени Петра I сложилась традиция погребения в Александро-Невском монастыре государственных и военных деятелей, в том числе членов царской фамилии (в Благовещенской церкви — царица Прасковья Федоровна, царевна Наталия Алексеевна, две малолетние дочери императора Александра I; там же при Екатерине II находился и прах императора Петра III). Сохранились надгробные памятники П.И.Ягужинскому, А.Г.Разумовскому, А.М.Голицыну, Н.И.Панину, И.И.Шувалову, И.И. Бецкому и другим известным деятелям русской истории XVIII в. В 1800 г. здесь был погребен А.В.Суворов. Многие памятники представляют значительный художественный интерес, скульптурные надгробия созданы известными мастерами эпохи классицизма. Николо-Федоровская церковь служила усыпальницей членов грузинской царской фамилии и епископов.

Некрополь XVIII в. Надгробие М.В. Ломоносова Мастер Ф. Медико, по эскизу Я. Штелина. 1760-е

Некрополь XVIII в. Надгробие М.В. Ломоносова
Мастер Ф. Медико, по эскизу Я. Штелина.
1760-е

 

Лазаревское кладбище учреждено в 1716 году. Среди похороненных в Лазаревской церкви и на кладбище ученые, писатели, архитекторы, скульпторы, художники. Многие из них сюда перезахоронены в 1930-х при уничтожении ряда исторических кладбищ Петербурга (в 1923 г. Лазаревское кладбище было передано обществу «Старый Петербург» и стало первым и единственным в стране «кладбищем-музеем»). На части территории Александро-Невской лавры был создан Музей городской скульптуры. С 1932 г. к этому музею перешли также Благовещенская церковь и Тихвинское кладбище. В 1935–1937 гг. на месте перепланированного Тихвинского кладбища создан Некрополь мастеров искусств.

П. Трезини. Северо-западная башня. 1758–1770

П. Трезини. Северо-западная башня. 1758–1770

 

Непосредственно перед входом в Троицкий собор в 1919 г. устроена Коммунистическая площадка, препятствующая пастве собираться перед храмом. Здесь захоронены военные, администраторы и советские деятели науки.

Источник: art.1sept.ru

Внутреннее убранство

Автором внутреннего убранства принадлежит руке Федора Ивановича Шубина. Кроме его прекрасных скульптур, в соборе хранятся работы Рафаэля Менгса, Антониса ван Дейка,Питера Пауля Рубенса.

Наивысший статус – статус лавры, монастырь получил 18 декабря 1797 года по указу императора Павла І.

Наше время — 20 век

К началу 20 века в Александро-Невской лавре было возведено 16 церквей. К счастью, с приходом советской власти монастырю удалось избежать тотального разгрома и разорения, однако ее ценности были изъяты. Сам комплекс был взят под охрану государства, что, однако, не помешало организовать во многих его помещениях различные мастерские. Мощи Святого князя Александра Невского перенесли в музей религии и атеизма находящийся при Казанском соборе, а серебряную раку переместили в Эрмитаж.

В 1930 году на основе некрополя был основан Музей городской скульптуры. Музеем городской скульптуры была занята Благовещенская церковь с 1948 года.

Возвращение Свято-Троицкого собора церкви произошло 5 апреля 1956 года.

На сегодняшний день Никольское кладбище является единственным действующим местом захоронения при Александро-Невской лавре.

Мощи Александра Невского были возвращены собору в 1989 году.

Интересные факты

Оказывается, Невский проспект, без которого невозможно себе представить современного Петербурга, был основан в 1712-1713 годах. В те времена это была обычная просека устроенная монахами от монастыря до Новгородского тракта для удобства связи с Адмиралтейской частью города.

На своей территории  монастырь насчитывает четыре кладбища: Лазаревское (Некрополь XVIII века), Тихвинское (Некрополь мастеров искусств), Никольское, Казачье кладбище (Коммунистическая площадка). Здесь были похоронены самые известные личности Российского государства.

Удивителен тот факт, что после постройки Свято-Троицкий собор ни разу не подвергался капитальному ремонту и не менял внутренний вид.

Когда в 1800 году в Благовещенской церкви хоронили Александра Васильевича Суворова, многие сомневались, сможет ли пройти балдахин катафалка с гербом под сводом лавры. По легенде, эти переживания развеял один из ветеранов суворовских походов:  «Не бойтесь, пройдёт! Он везде проходил». И оказался прав.

Как известно, Суворов в быту был неприхотлив и скромен. Даже после смерти он оставил своим потомкам пример удивительной краткости. На могильной плите, вместо многих пышных фраз, написана лишь одна: «Здесь лежит Суворов».

Источник: peterburg.center

Строительство монастыря.

Строительство этого монастыря имело как религиозное, так и политическое значение – канонизированный православной церковью Александр Невский рассматривался как божественный покровитель православных россиян в борьбе с извечным врагом – Швецией. Этот глубоко почитаемый Петром святой стал покровителем Санкт-Петербурга. В 1724 г. по приказу Петра I мощи Александра Невского были перенесены из Владимира в новую столицу. Сначала их поместили в только что освященную Александро-Невскую церковь, а впоследствии перенесли в главный собор монастыря – Троицкий.

UoITHr_BJyk Александро-Невская лавра.

Александро-Невский монастырь.

Александро-Невский монастырь был задуман Петром как образцовый. Здесь он желал претворить в жизнь свою идею «утилитарного» использования монашества для служения миру – он замыслил монастырь как благотворительное, исправительное, учебное и лечебное заведение. При нем были учреждены госпиталь, богадельня, типография и школа для детей священно- служителей, которая впоследствии приобрела статус Духовной семинарии и Духовной академии – высшего учебного заведения патриархии (они существуют по сей день).

Be54VCLwFBs Александро-Невская лавра.

Александро-Невский монастырь.

Первоначальный проект Александро-Невского монастыря составил архитектор Трезини. Первой была построена Благовещенская церковь, сохранившаяся почти без изменений до наших дней. Ее с полным правом называют первым российским Пантеоном – в начале XVIII в. она служила усыпальницей членов царской семьи и видных государственных деятелей. Здесь похоронены царевна Наталья Алексеевна, царица Прасковья Федоровна, любимый маленький сын Петра I Петр Петрович, правительница Анна Леопольдовна.

y3JHuEpTx4g Александро-Невская лавра.

Александро-Невская лавра.

Позже в Благовещенской церкви похоронили великого русского полководца Суворова, на надгробии которого – лаконичные державинские строки «Здесь лежит Суворов». Двухэтажное прямоугольное здание Благовещенской церкви в стиле русского барокко послужило образцом для более поздних монастырских построек – Федоровской церкви и угловых башен. Ансамбль монастыря продолжал развиваться на протяжении всего XVIII в. Над въездными воротами появилась надвратная церковь во имя иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость.

SuH5BJ1Wndc Александро-Невская лавра.

Свято-Троицкий собор.

Композиционным центром Александро-Невского монастыря стал Свято-Троицкий собор, сооруженный по проекту архитектора Старова в конце XVIII в. Троицкий собор отличался богатством внутреннего убранства, но со своей особенностью: вместо икон его украшали живописные произведения кисти Ван Дейка, Рубенса, Бассано, многих известных русских художников. Над входом в собор – золоченые фигуры ангелов, несущие орден Святого Александра Невского.

XiIvE4AG7Go Александро-Невская лавра.

Свято-Троицкий собор.

Главной святыней храма были мощи святого благоверного великого князя Александра Невского, хранившиеся до революции в великолепной серебряной раке, изготовленной по велению императрицы Елизаветы Петровны. Сейчас рака находится в Эрмитаже, а сами мощи, переданные при советской власти в Музей истории религии и атеизма, давно возвращены обратно в собор. Ковчег с мощами стоит справа от иконостаса, около него обычно много народу.

19wb2KagnwQ Александро-Невская лавра.

Свято-Троицкий собор.

Богослужение в Троицком соборе всегда отличалось красотой и торжественностью. Хор митрополичьих певчих в лавре ничем не уступал придворным певчим. Собор часто посещали русские императоры и вносили богатые вклады, среди них золотые священные сосуды, золотые кресты, драгоценные престольные Евангелия. Одним из самых важных праздников столицы был день чествования святого Александра Невского, когда совершался торжественный крестный ход из Казанского собора в лавру и обратно.

ADdtVQhE30k Александро-Невская лавра.

Александро-Невский монастырь.

К концу XVIII в. Александро-Невский монастырь постепенно превратился в один из духовно-культурных центров Российской империи. В 1797 г. он получил высший статус православного монастыря – лавры. Огромный, похожий на крепость монастырь занимает целый остров между Невой, Монастыркой и Обводным каналом. Традиционные для древнерусских монашеских обителей крепостные стены заменены здесь соединенными между собою монастырскими корпусами. В Александро-Невской лавре находятся несколько старинных кладбищ, объединенных в Музей городской скульптуры.

4Q2DCJM4Ltg Александро-Невская лавра.

Александро-Невский монастырь некрополь.

В Некрополе XVIII в. (Лазаревское кладбище) более тысячи надгробных памятников. Здесь находятся могилы великого русского ученого Ломоносова, писателя Фонвизина, деда Пушкина Ганнибала, архитекторов Кваренги, Старова, Воронихина, Росси, скульпторов Шубина, Козловского, Мартоса и многих других, чьими замечательными творениями любуемся мы, гуляя по Петербургу.

OyMzx2KCOMk Александро-Невская лавра.

Александро-Невский монастырь некрополь.

В Некрополе мастеров искусств (Тихвинское кладбище) около 200 надгробий, многие из которых поражают изысканностью и пышностью. Здесь похоронены писатели Карамзин, Крылов, Достоевский, композиторы Чайковский, Мусоргский, Римский-Корсаков, Глинка, художники Шишкин, Куинджи, Кустодиев, известные артисты, государственные и общественные деятели. Есть в Лавре и могилы уже нашего времени. За Свято-Троицким собором расположено Никольское кладбище, названное так по церкви во имя святого Николая Чудотворца. На этом кладбище в 2000 г. был похоронен первый мэр Санкт-Петербурга, вернувший городу историческое имя, Анатолий Собчак. Там же находятся могилы депутата Государственной Думы Галины Старовойтовой и сына Анны Ахматовой и Николая и Льва Гумилева.

Vd6vPQu5SM8 Александро-Невская лавра.

Александро-Невская лавра.

Сейчас все здания лавры, при советской власти использовавшиеся различными организациями, не имевшими никакого отношения к религии, возвращены церкви. Изрядно пострадавшие от безжалостного течения времени и ненадлежащего обращения, они ремонтируются и реставрируются. Александро-Невская лавра была главным мужским монастырем Санкт-Петербурга, а главным женским был Воскресенский Новодевичий монастырь, заложенный во времена императрицы Елизаветы Петровны на месте бывшего Смоляного двора. Монастырь впоследствии был переведен отсюда, зато здесь сохранился великолепный Смольный собор – творение великого Растрелли.

Источник: travellgide.ru


Categories: Собор

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.