Софіївський собор у києві

  • Украина

Собор Святой Софии (Софийский собор) – храм, построенный в первой половине XI века в центре Киева, согласно летописи, князем Ярославом Мудрым на месте победы в 1037 году над печенегами. На рубеже XVII–XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Внутри собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик (260 м²) и фресок (3000 м²) первой половины XI века и значительные фрагменты стенописи XVII–XVIII веков. В советское время был действующим храмом до 1929 года, в 1934 году стал музеем – Софийским заповедником. Ныне является сердцевиной Национального заповедника «София Киевская», одного из крупнейших музейных центров Украины, который включает также Золотые ворота ХІ в., Кирилловскую церковь ХІІ в. и Андреевскую церковь ХVIII в. в Киеве.

В 1990 году Софийский собор, как и Киево-Печерская лавра, стал первым внесённым в список Всемирного наследия ЮНЕСКО памятником архитектуры на территории Украины.

Софіївський собор у києві

История создания


Приказ о строительстве собора отдал в 11 веке Ярослав Мудрый. Одна из версий гласит, что возведение храма было связано с приездом в город митрополита Феопемпта – будущий предстоятель русской церкви, грек, переезжал из Константинополя.

Изначально собор представлял собой 13-купольное сооружение, к которому через несколько веков добавили еще 6 глав. А к 17 веку здание реконструировали в стиле украинского барокко.

На протяжении десяти веков своего существования собор не раз подвергался нападкам захватчиков. В 13 веке он пережил нашествие Батыя – его орды разрушили чуть ли не все здание и вынесли драгоценную утварь. Два века спустя храм грабили уже крымские татары, убившие митрополита Киевского святого Макария.

В 14 веке уже добивали собор униаты. В храме к этому времени уже прекратились богослужения, а само здание держалось, как говорится, на честном слове. Ключевую роль в восстановлении собора сыграл Митрополит Петр, который в 1633 году привлек к работам итальянского архитектора Октавиано Манчини. Конец 17 века стал временем окончательного возвращения Софийского собора, когда были восстановлены иконы, фрески, а само здание приобретает главы грушевидной формы и украшенные лепниной стены.


Софіївський собор у києві

20 век и современность

Октябрьская революция напрямую повлияла на Софийский собор. До 1917 года он оставался кафедральным собором митрополитов Киевских и Галицких, а с наступлением советского режима здесь началась настоящая борьба за власть – кто из митрополитов может называть себя настоящим. Раскол в церкви мог привести к расколу в обществе, поэтому собор решили быстро закрыть и превратить его в музей-заповедник. В 1934 году был объявлен Государственным архитектурно-историческим заповедником «Софийский музей», в который сначала помимо Софийского собора вошла колокольня, позже – остальные памятники архитектуры XVIII века, сформировавшие архитектурный ансамбль Софийского монастыря: южная въездная башня (начало XVIII века), построенные в 1722–1730 гг. трапезная, хлебня (пекарня, позже – консистория) и Дом митрополита, наконец, ворота Заборовского (1731–1745), братский корпус (кельи) (середина XVIII века.) и бурса (1763–1767).

В соборе были проведены крупные реставрационные работы, открывшие грандиозный целостный ансамбль мозаик и фресок второго десятилетия XI века. В 1987 г. международное жюри Гамбургского фонда имени Альфреда Тёпфера присудило собору Европейскую Золотую медаль за сохранение исторических памятников. Включён в список Всемирного наследия в 1990 году.

Софіївський собор у києві

Архитектура Софии Киевской, некрополь


Софийский собор построен из бутового камня и плинфы. Ряды камня и плинфы чередуются. Арки и своды построены без камня. Цементирующим веществом является известковый раствор с примесью песка и цемянки (толченого кирпича). В стены собора в верхней части вмурованы керамические кувшины-голосники. Таким образом, облегчена конструкции стен и улучшена акустики в помещении храма.

Первоначально София имела пять апсид и пять куполов. Стены ее были оштукатурены. С запада и севера храм окружали открытые галереи.

София строилась в византийском стиле, но она еще изначально не была похожа на другие византийские церкви, а после перестроек и достроек превратилась в полностью оригинальный неповторимый архитектурный шедевр.

Современные размеры собора таковы: длина 37, ширина 55, высота 29 метров. Он имеет два этажа и девять апсид. Венчают собор 19 куполов, из которых 8 имеют старинную сферическую форму, а 11 – барокковую грушевидную.

Интерьер храма сохранился еще с 11 века, за исключением отдельных частей. С того же времени сохранились 3000 кв. метров фресок и 260 кв. метров мозаики. Мозаики храма, в которых использовано 177 оттенков цветов, имеют огромную ценность. Особенно это касается шестиметрового изображение Богородицы Оранты (той, что молится), которое сохранилось до нашего времени практически без реставрационных работ. Стену, на которой расположено изображение называют «Нерушимой стеной», ведь она оставалась абсолютно целой даже в худшие для Софии времена. Никто из захватчиков, которые в разные времена захватывали Киев, не поднял руки на Оранту. Можно только представить удивление путешественников, которые заходили в полуразрушенный собор и видели перед собой эту величественную мозаику.


Недавно на втором этаже собора разместили еще одну уникальную мозаику – панно «Взгляд в вечность», изготовленное из 15 тысяч писанок.

Софіївський собор у києві

Некрополь

Огромную ценность для украинского народа имеет некрополь Софии Киевской, древнейшим погребением которого является саркофаг Ярослава Мудрого. Сегодня среди ученых нет единого мнения относительно происхождения саркофага и его возраста. По одной из главных гипотез саркофаг был изготовлен в Херсонесе в 9 веке. В нем собирались захоронить мощи великомученика Климента Римского. В Киев саркофаг привез Владимир Великий, а в 1054 году он стал гробницей Ярослава. Вес саркофага 6 тонн.

Саркофаг Ярослава Мудрого неоднократно открывали. Сначала это делали еще в русские времена. Видимо именно тогда рядом с Ярославом был положен скелет

неизвестной женщины возрастом около 50 лет и мужской череп (вместо женского). В те же времена гробница была ограблена (кроме костей в саркофаге ничего нет).


Для научных исследований саркофаг открывали четыре раза: в 1936, 1939, 1964 и 2009 годах. Научные исследования почти доказали, что мужской скелет принадлежит Ярославу Мудрому. Сейчас его в гробнице нет — тело великого князя исследуется.

Кроме Ярослава в Софийском соборе похоронены митрополиты Киевские: Кирилл II (1282 г.), Святой Макарий (1497 г.), Сильвестр Косов (1657 г.), Гедеон Четвертинский (1690 г.), Рафаил Заборовский (1747 г.) и др. В трапезной хранится саркофаг-гробница княгини Ольги, который перенесен из Десятинной церкви.

Софіївський собор у києві

Мозаики и Фрески Софии Киевской

Собор София Киевская, заложенный в 1037 году великим князем киевским Ярославом Мудрым, сохранил до наших дней не только богатство древней архитектуры, но и живописное убранство XI века. В Софии Киевской гармонично сочетаются два вида монументальной живописи – мозаики и фрески. Мозаики выделяют главные части интерьера – центральный купол и алтарь. Все остальное пятинефное пространство, вторые этажи («полати», или хоры), обе лестничные клетки и открытые галереи, окружавшие Храм Софии Киевской в древности, были украшены фресками. До наших дней сохранилось 260 квадратных метров подлинных мозаик XI века и около трех тысяч квадратных метров фресковой росписи.


Система росписи, выбор сюжетов и размещение изображений подчинены четкому идейному замыслу, вытекавшему из назначения собора София Киевская как главного храма Древнерусского феодального государства. Посвященный Софии как символу мудрости, Киевский Собор Святой Софии, его архитектура и живопись должны были, по замыслу заказчиков, утверждать и укреплять христианское вероучение, а вместе с ним и феодальную власть. Столь важные для того времени религиозные и государственные идеи нашли воплощение в художественном образе Софии Киевской и, как лейтмотив, проходят через всю систему её живописного убранства. В росписях тесно переплелись светское и религиозное начала, сливаясь в торжественный гимн могуществу Древнерусского государства, его славе.

В центральном куполе и алтаре собора Софии Киевской размещены изображения главных персонажей и сцены христианского вероучения. Они выполнены в технике мозаики, т. е. набраны по сырой штукатурке из мелких кубиков стекловидной массы – смальты. Сияющий мозаичный золотой фон усиливает яркие, насыщенные тона изображений. Мозаики Софии Киевской насчитывают 177 цветовых оттенков. К сожалению, имен художников, которые в совершенстве владели этой богатой палитрой, история не сохранила.

В зените центрального купола Святой Софии Киевской, в медальоне,– огромное поясное изображение Христа-Вседержителя. Вокруг медальона были расположены четыре архангела. Сохранилась лишь одна мозаичная фигура в голубом одеянии, а три остальные дописаны маслом в 1884 году М. А. Врубелем.


Замечательный ансамбль мозаик украшает главный алтарь Храма Софии Киевской. Взгляд входящего в собор приковывает величественная монументальная фигура молящейся богоматери – Оранты (премудрость божия), размещенная в своде алтаря. Сочетание синего цвета ее одеяния и теплого золотого фона является основным принципом колористического замысла живописного убранства собора.

Убранство главного алтаря собора София Киевская является высоким образцом синтеза архитектуры и живописи, что вообще характерно для всего древнего интерьера Софии Киевской. Сцены и персонажи, набранные мозаикой,– это символы, раскрывающие основные положения христианского вероучения. Они воспринимаются как своеобразный эпиграф к последующему живописному рассказу, изложенному в технике фрески, т. е. расписаны водяными красками по сырой штукатурке. На сценах трансепта (главного поперечного членения храма) расположены евангельские сцены повествовательного характера, из которых лучше других сохранились «Распятие», «Сошествие Христа во ад», «Явление Христа женам-мироносицам», а также сцена «Сошествие святого духа», замечательная по композиции, своеобразной манере письма и мягкому колористическому решению.

Софіївський собор у києві

Фрески

Фрески в башнях Софийского собора – интереснейший источник сведений о жизни княжеского двора, о различных сторонах тогдашнего быта. Они являются единственным сохранившимся собранием бытовой монументальной живописи времен Древнерусского государства Киевская Русь.


Значительное место в живописном убранстве Храма София Киевская занимают орнаменты, которые украшают оконные и дверные проемы, обрамляют отдельные фресковые и мозаичные композиции, подчеркивают основные архитектурные линии интерьера. Чаще всего они имеют растительный характер и состоят из стилизованных пальметок, побегов лозы, завитков и почек. Реже встречаются геометрические орнаментальные построения. Нарядные и красочные, орнаменты также вносят светское начало в общую систему росписей Софии Киевской.

Мозаики и фрески собора София Киевская отвечают высоким требованиям монументального искусства. Им присуща органическая связь с архитектурой, четкость и лаконичность художественного языка, глубокая эмоциональность образов, композиционная и колористическая цельность, широта художественного мышления. Достижения киевских монументалистов бережно сохранили древнерусские художники последующих поколений. Лучшие традиции живописного убранства Софийского собора живут в творчестве Андрея Рублева и Дионисия, в фресках Новгорода и Пскова, в древней украинской иконе, в живописных ансамблях Московского Кремля, в росписях деревянных церквей Украины.

Софіївський собор у києві

Граффити Софии Киевской


София Киевская известна в основном своими росписями и мозаиками, в качестве источника палеографических надписей ее знают чуть меньше. Часто бывает, что посетители древнего собора заглядываются на настенные лики святых, но не замечают надписей, расположенных на уровне собственного носа. А это стоило бы сделать, ведь можно обнаружить много интересного. Святая София Киевская как Русская митрополия (дословно «мать городов русских») привлекала массу паломников, и многие из них оставляли автографы в память о своем посещении святыни.

Такие надписи называются итальянским словом «граффи́ти» (с ударением именно на второй слог, множественное число; в единственном – «граффи́то»).

Молитвенные призывы и покаянные возгласы – важная тема софийских надписей. И действительно, их довольно много: «Господи, помози рабу Своему Георгию», «Господи, помози рабу Своему Григореви. Аминь», «Господи, помози рабу Своему

Иоану грешному, иже се писа. Аминь», «Михаил убогий, а грехом богатый писал, Господи, помози ему», есть и собственно Василий: «Господи, помози рабу Своему Василиеви, грешному помози ему…»

Такие надписи можно воспринимать как своего рода «вечные» помянники, ведь книги и бумаги могут сгореть, а стены Софии Киевской все еще содержат просьбы о молитвах наших далеких предков… Но среди таких молений можно встретить и лаконичное анонимное покаянное сообщение: «Блуд сотворил в свят день».


Впрочем, древнерусские прихожане Софийского собора молились не только о себе. В проеме окна южной галереи некто верноподданный начертал: «Помози, Господи, кагану нашему». Каган – древнетюркский титул, аналог царя или князя. Каганами именовали, например, хазарских царей. Имел хождение титул и на Руси. Святитель Иларион Киевский в своем «Слове о Законе и Благодати» (1030–1050) каганами называет великих князей Владимира и Ярослава: «О законе, Моисеомъ даннеемъ, и о благодати и истине, Исусом Христом бывшии. И како законъ отиде, благодать же и истина всю землю исполни, и вера въ вся языкы простреся и до нашего языка рускаго. И похвала кагану нашему Влодимиру, отъ негоже крещени быхомъ», «Быша же си въ лето 6559, владычествующу благоверьному кагану Ярославу, сыну Владимирю».

Значительно реже каганами, т. е. царями, в древнерусской письменности именуют других князей. Автор «Слова о полку Игоревом» вспоминает о былом «каганьем времени» – времени могущества Киевской Руси до эпохи междоусобиц.

Софіївський собор у києві

Неизвестная София: 7 интересных фактов

  1. Колокольню Софийского собора построил гетман Иван Мазепа. Ее высота 76 м. В ней до сих пор хранится большой колокол «Мазепа», отлитый киевским мастером Афанасием Петровичем в 1705 году по заказу и на средства гетмана. Вес колокола 13 тонн, высота – 1,25 метра. Колокол покрыт пышным орнаментом и на нем отлит герб гетмана Мазепы.
  2. До сих пор ученые не знают, куда делась библиотека Ярослава Мудрого, которая якобы находилась в подвалах Софийского собора. Ни при одной из раскопок ее так и не обнаружили. Единственное упоминание о ней относится к 1037 году в «Повести временных лет», написанной Нестором Летописцем. Считается, что в ней было около тысячи книг. Возможно, они спрятаны в Киево-Печерской лавре.
  3. В Софийском соборе находится одно из известных и редких мозаичных изображений Оранты – Богоматери с поднятыми в молитве и раскинутыми в стороны руками. Ее еще называют Нерушимая Стена. От прочих изображений Богородицы Оранту отличает величественность и монументальность. Но главное – без младенца ее изображают крайне редко.
  4. В соборе сохранилось самое большое собрание фресок (3 тыс. кв. м) и мозаик (260 кв. м) ХІ века. Большинство «граффити» имеют религиозное содержание. В основном это молитвы с просьбой помиловать того или иного человека. На одной из стен сохранилась надпись, сделанная князем Брячеславом. Он просит Господа помочь ему, «грешному и убогому».
  5. В 2008-м Софии вернули иконостас – Царские врата – ажурную решетку с изображением святых. Они были изготовлены в 1747–1750 годы киевскими мастерами. Но в 30-е годы прошлого века советская власть решила отправить Врата на переплавку. Осталось только 11 фрагментов. По ним и сохранившимся рисункам восстановили святыню. На них ушло 104 кг серебра.
  6. Специалисты находят в «Софии» не только молитвы, но и надписи светского характера. Например, на одной из стен неизвестный автор написал: «Козьма тать (вор) – украл мясо. Осину на твою голову. Аминь!» Есть граффити не без юмора: «Грамоте обучаяся Фома евнух писал то». Запись несколько раз зачеркнута. Возможно, это сделал и сам Фома.
  7. Во время строительства собора в Киеве был введен новый налог: каждый, кто въезжал в город на возе, должен был привезти с собой несколько камней. Как говорят историки, внешне София была сурова и величественна, внутри же поражала золотом мозаик и роскошными красками фресок. Уже в те далекие времена София Киевская считалась подлинным архитектурным шедевром.

Источник: lifxil.ru

Каменная летопись

Основатель собора – князь Ярослав Мудрый, во времена правления которого Русь слыла образованнейшим государством Европы. Не только знатные горожане, но и простые люди знали грамоту, читали и писали. Князь говорил: «Велика бо польза бывает человеку от учения книжного».

В 1037 году на месте битвы киевлян с печенегами во славу победы русских воинов князь повелел заложить каменную церковь Святой Софии. В переводе с греческого имя «София» означает «мудрая», поэтому посвящение храма святой Софии воспринималось, как символ христианской мудрости, знак победы православия над язычеством. Храм, построенный в эпоху расцвета Киевской Руси, затмил все, что создавалось в русской земле в предыдущие эпохи.

Сегодня это памятник древнерусского зодчества XI века

Умный и любознательный Ярослав Мудрый превратил религиозный храм в культурный и общественно-политический центр Древнерусского государства. Софийский храм в Киеве – это центр летописания, переписывания и перевода книг и первой на Руси библиотеки, свидетель киевских вече, приема иностранных послов и церемоний «посажения» князей на киевский престол.

Строительство собора

Для строительства собора Ярослав Мудрый пригласил греческих мастеров. Главный храм могущественной державы строили 2,5 года 40 зодчих из Константинополя, не считая подмастерий. Неизгладимое впечатление на современников произвели огромные размеры собора – 55*37 метров.

Архитектурные особенности

Собор построили как крестово-купольный храм с пятью нефами – продолговатыми частями здания от входа до хоров, покрытыми сводами. Собор венчали 13 куполов в виде пирамидальной конструкции, символизирующей Христа и 12 апостолов.

В центре храма – главный купол, четыре купола – над алтарной частью, восемь – над западными углами здания. С трех сторон собор окружали два ряда галерей – гульбища (открытые балконы), которые облегчали массу собора, так что монументальное сооружение не «давило» на зрителей. Кровлю собора покрыли свинцовыми листами, уложенными на каменные своды купола.

Реконструкция, 11 век

Древнерусская кладка

Стены собора выложены из плоского прочного кирпича, плинфа, чередующегося с рядами крупных гранитных камней, залитых «цемянкой» – известковым раствором с добавлением толченого кирпича. Первоначальная кладка не штукатурилась.

На неоштукатуренных фасадах собора красовались декоративные ниши. Изящно и празднично украшали соборные стены плоские кирпичи, поставленные на ребро и «утопленные» в кладку здания.

Измененный облик храма

За тысячелетнюю историю собор разрушали, восстанавливали и перестраивали. В 1240 году хан Батый, захватив Киев, разграбил собор и уничтожил библиотеку, созданную Ярославом Мудрым. Грандиозное сооружение грабили крымские ханы и литовские князья. С тех пор заброшенный собор постепенно разрушался. Большой пожар 1697 года положил начало восстановлению Софийского собора.

Митрополиты Варлаам и Рафаил перестроили здание в стиле украинского барокко, соорудив 6 новых куполов, придав им грушевидную форму. С тех пор Софийский собор – 19-купольный. Над одноэтажными галереями построили вторые этажи, над входом соорудили красивую арку. Фасады украсили фигурными фронтонами, орнаментом и живописью. Окна получили пышные наличники и лепной орнамент. Перестроенный собор оштукатурили и побелили.

19-купольный Софийский собор

Тогда же появилась колокольня, новый иконостас и серебряные царские врата. 76-метровая колокольня напоминает пирамиду, состоящую из четырех частей, каждая – меньше предыдущей. Верхние ярусы – без межэтажных перекрытий и просматриваются через арочные проемы. Фасад украшен лепниной: фигурами Владимира Великого, апостола Андрея Первозванного и архангела Рафаила.

Внутреннее убранство Софийского собора

Интерьер Софийского собора сохранился с XI века. Центральное место занимает подкупольное пространство в виде креста. На севере и юге – открытые галереи. В центре собора – хоры в форме буквы П, на которые ведет винтообразная лестница. Здесь князь молился, принимал послов и обсуждал государственные дела.

Внутри храма

В цилиндрах куполов – широкие оконные проемы, пропускающие естественный свет, так что подкупольное пространство залито ярким светом, дальние углы – в полумраке. Перегородки и колонны украшены образами 500 святых. На сводах куполов представлены сцены из Библии, в медальонах – фигуры ангелов.

Иконостас

Христианские сюжеты на стенах собора призваны просветить людей, которые не знали грамоты. Декоративно украшенные полы мозаикой и глазурованными керамическими плитами подчеркивают красоту интерьера.

Мозаики

Особая ценность в убранстве Софийского собора – мозаики центрального купола, его барабан, паруса, арки, два столпа и алтарь. 260 квадратных метров мозаичных изображений XI века выполнены из смальты – кусочков цветного стекла с вкраплением драгоценных камней. Разноцветье смальты получали, добавляя в жидкое стекло соли и окислы металлов: железа, меди, свинца и олова. В палитре мозаик Софийского собора 117 оттенков разного цвета.

Мозаика из смальты

Золотую смальту делали, накладывая на стеклянную массу тонкие листики золота, и заливали сверху тонким слоем жидкого стекла. Из золотой смальты создавали фон мозаик. Стеклянный орнамент выкладывали на влажной штукатурке. Над созданием мозаик трудились византийские мастера.

В алтаре – 6-метровое мозаичное изображение Богоматери в ярко-голубых одеждах. В мягком золотом мерцании Богородица, поднявшая руки к небу, будто просит Христа о снисхождении к грехам человеческим. Мозаика «Богоматерь Нерушимая Стена» увековечила образ, защитивший киевлян в лихую годину татарского нашествия. В 1240 году, ворвавшись в Киев, татары безуспешно били тараном в стену собора, где укрылись горожане. Били с той стороны, где сияло мозаичное изображение Богоматери. Стена устояла.

Над алтарной аркой – мозаичная композиция: три лика в круглых медальонах, Иисус, Дева Мария и Иоанн Предтеча. На столпах предалтарной арки – сцена Благовещенья с архангелом Гавриилом. В средней части алтаря – мозаичная композиция причащения апостолов перед Иисусом Христом «Евхаристия».

В зените купола – строгий лик Спаса Вседержителя в медальоне размером 4,1 метра. Образ обрамлен девятью окружностями разных цветов. Христос предстает как Царь Небесный и Судия на предстоящем Страшном суде. Христос восседает на троне в той одежде, которую носил в земной жизни. Правой рукой он делает благословляющий жест, в левой руке держит свиток с законом.

Лик Спаса Вседержителя

Он, Вседержитель, искупивший людские грехи и обновивший человеческую природу. Вокруг – четыре Архангела. Впечатляет мозаика «Архангел в синем». Огромная фигура архангела (3,85метра) в пышных одеждах. Плечи и грудь начальника ангелов усыпаны жемчугами и драгоценными камнями, на ногах – красные сапожки. В правой руке – Зерцало, символ предвидения.

На купольном барабане, в простенках между окнами – фигуры апостолов, на четырех парусах купола – пишущие евангелисты, на арках – медальоны с поясными фигурами 40 севастийских мучеников.

О чем говорят фрески

Стены, своды и столпы собора украшают фрески площадью 5000 квадратных метров. Фреска – живопись, нанесенная на сырую штукатурку минеральными разведенными на воде красками. Сложность работы в том, что мастер, допустив ошибку, не может исправить изображение: краски впитываются в штукатурку и намертво остаются в стенах на века. Реставрируя собор, художники заново прописали древние фрески яркими масляными красками.

Росписи фресок посвящены архангелу Михаилу, деяниям апостолов Петра и Павла, Святому Георгию – покровителю Ярослава Мудрого. Цикл росписей посвящен детству Богоматери и событию отправления апостолов на проповедь Евангелия. Фрески изображают сцены Страстей Христовых, Воскресения, посланий апостолов, сошествию на них Духа Святого.

Фреска, архангел

«Окно в исчезнувший мир» – цикл фресок, посвященный светским темам из жизни византийского и киевского двора. Размещенные на лестничных башнях и ступеньках, ведущих на хоры, они повествуют о жизни князей:

  • посещение Византии киевской княгиней Ольгой;
  • торжественная встреча Ольги в Константинополе;
  • семья Ярослава Мудрого, его сыновья и дочери;
  • княгиня на приеме у императора Константина;
  • праздник на ипподроме в честь княгини Ольги;
  • выход княжеской дочери из дома;
  • судьи императоры в отдельной ложе.

Фресковые композиции рассказывают, как жила и развлекалась феодальная знать. Фреска «Акробаты и скоморохи» изображает развлечения, унаследованные от славянских предков. Акробаты с шестом, музыканты и танцоры, ряженые, дудочники, органист с органом. Скоморохи, а также сцены охоты на вепря и медведя украшают стены башен.

Фрески Софийского собора в Киеве

Росписи храма объясняли смысл христианской религии и морали, излагали события Ветхого и Нового Завета, прославляли идею защиты народа Божьего Христом и Богоматерью. Они вместе с апостолами и мучениками находятся в вечном единении с церковью Христовой на Земле. И с нами, конечно, если мы того захотим.

Граффити

7000 тысяч древнерусских надписей, сделанных прихожанами собора XI-XIII веков на стенах Софийского собора, – граффити. Процарапанные острием на штукатурке, они рассказывают о важных событиях в жизни Киевской Руси, например, о смерти Ярослава Мудрого в 1054 году.

Граффити Софийского собора

При реставрации собора найдено граффити на бытовую тему: «Козьма – вор, своровал мясо. Осиной тебя по голове. Аминь!» Также граффити утверждают, что Киев простоит до тех пор, пока будет стоять мозаика Богоматери «Нерушимая Стена».

Некрополь

Софийский собор – великокняжеская усыпальница со 100 захоронениями, где похоронены великие князья Всеволод Ярославич, Ростислав Всеволодович, Владимир Мономах.

Мраморный саркофаг Ярослава Мудрого

Здесь же – мраморный шеститонный саркофаг Ярослава Мудрого, состоящий из двух частей: прямоугольной нижней части и двухскатной верхней крышки, украшенной виноградной лозой, пальмовыми ветками, кипарисами. В XIX веке здесь появилось надгробие митрополита Платона Городецкого.

Восстановленный собор

В XX веке собор хотели уничтожить большевики, но вмешательство Франции, королевой которой в то время была родственница Ярослава Мудрого, Анна, спасло собор. В 1934 году соборный ансамбль превратился в Государственный архитектурно-исторический заповедник «Софийский музей».

Внутреннее убранство Софийского собора в Киеве

Реставрированные мозаики и фрески обновили собор, получивший в 1987 году европейскую Золотую медаль за сохранение исторических памятников. Собор нельзя передавать религиозным организациям и совершать богослужения, кроме как в День независимости Украины.

Источник: ArchitectureGuru.ru

Строительство Софийского собора

Если век основания храма не вызывает никаких разночтений, то относительно года мнения историков разделились.

В несторовской «Повести временных лет» говорится о том, что в 1037 г. князь Ярослав Мудрый основал Софийский собор и несколько других сооружений, в ознаменование победы над печенегами. А в Новгородской летописи датой основания указан 1017 г.

Тщательное исследование современных украинских учёных Никитенко и Корниенко назвало 1011–1018 гг. периодом строительства Софийского собора. Отсюда следует, что построили Софийский сбор двое: начал князь Владимир, а закончил – Ярослав. Последняя версия послужила основанием для празднования в 2011 г. тысячелетнего юбилея Софийского собора.

Для его возведения в XI в. были приглашены строители из византийского Константинополя. После постройки храм стал главным в Киевской Руси, отобрав это звание у Десятинной церкви. Здесь была резиденция православного митрополита. В нём короновались князья, принимались иностранные послы, у его стен собиралось киевское вече. Ярослав Мудрый основал при храме первую древнерусскую библиотеку. В те времена митрополичий двор опоясывался стеной, близ которой были дворцы бояр и жилища горожан.

Софіївський собор у києві

Дальнейшая история собора полна драматичных событий. Его неоднократно захватывали и грабили враги, он частично разрушался, перестраивался и восстанавливался. В очень тяжёлый 1240 год захвата и разграбления Киева ордами Батыя, фасад храма, к счастью, уцелел, но погибли многие мозаики и фрески. На протяжении XV в. собор, как и весь город, дважды опустошался крымскими татарами.

Кроме набегов внешних врагов, негативное влияние на сохранность собора оказывали межконфессиональные распри. В конце XVI в. его захватили поддерживаемые Польшей униаты, не заботившиеся о сохранности. В этот период разрушалась крыша и своды галерей, было утрачено множество настенных росписей.

К середине XVII в. усилиями митрополита Петра Могилы храм возвратился к православным. Здесь был создан небольшой мужской монастырь. Обветшавший собор частично реконструировали в стиле барокко по проекту итальянского зодчего Октавиано Манчини. Повреждённые фрески и иконы были восстановлены, а купола получили грушевидную форму. Их количество увеличилось ещё на шесть.

После пожара 1697 г., уничтожившего окружавшие собор деревянные монастырские здания и ограждения, они начали заменяться каменными. За несколько десятилетий в стиле украинского барокко были возведены колокольня, трапезная, хлебня (пекарня), покои митрополита, монастырская стена и другие сооружения. В следующих веках кардинальных перестроек в храме не производилась.

Софіївський собор у києві

После Октябрьской революции собор, ненадолго оказавшийся в руках автокефальных православных раскольников, функционировал до 1929 г. После закрытия над ним нависла угроза уничтожения. К счастью, 5 лет спустя он, вместе с монастырскими постройками XVIII в., вошёл в созданный историко-архитектурный заповедник София Киевская. После этого собор, к сожалению, был лишён ряда ценных элементов внутреннего убранства. Но в те же советские годы в рамках реставрационных работ были высвобождены из позднейших наслоений главные сокровища храма – мозаики и фрески XI в.

Богослужения возобновились уже в независимой Украине. Но продолжались они недолго. В соответствии с правилами ЮНЕСКО для сооружений, вошедших в её список, собор не должен принадлежать какой-либо религиозной организации и в нём не должны проходить службы. Это требование с 2005 г. нарушается один раз в году – в день украинской независимости. 24 августа в храме возносится «экуменическая молитва» об Украине. Местная православная церковь, относящаяся к Московскому Патриархату, участия в ней не принимает.

С XI века до наших дней, кроме собора, дошли лишь развалины Золотых ворот, бывших парадным входом в Киев периода Ярослава.

Софіївський собор у києві

Особенности и фрески Софийского собора

Высота Софийского собора в Киеве – 29 м, длина – 55, а ширина – 42. Двухъярусные галереи окружают пятинефный храм с трёх сторон. По византийской традиции с запада в галереи встроены две башни, лестницы которых ведут на вместительные хоры. Главный купол Софийского собора – символ Христа. 12 куполов поменьше напоминают о Его апостолах. Подкупольное пространство выполнено в форме креста. Такой же вид в сечении имеют и столпы.

Внутри Софийский собор очень красив. Его интерьер расписан монументальной живописью – мозаикой и фресками. Центральный купол, алтари и арки собора покрыты уникальной сохранившейся мозаикой XI в. 177 оттенков общей площадью 260 м2 (первоначально было 640 м2). Основной материал мозаики – смальта (сплав стекла с окислами металлов). Её фрагменты, размером 1*1 см, вдавливались в свежую штукатурку.

Наиболее известны две мозаики храма. Одна из них – 6-метровая «Нерушимая стена», находящаяся в своде алтарной апсиды (выступа). Она изображает Богородицу с поднятыми в молитве руками (Оранту). Считается, что «Нерушимая стена» защищает как собор, так и город Киев. Бурная история избежавшего катастрофических разрушений храма подтверждает это мнение.

В центре главного купола в большом медальоне изображён Христос-Вседержитель. Медальон окружают четыре архангела. Один из них – в голубых одеждах – оригинал, а фигуры остальных заново расписаны Михаилом Врубелем маслом в конце XIX в.

Остальное пространство интерьера покрыто фресками. Их общая площадь превышает 3 тыс. м2, но сохранились они значительно хуже, чем мозаика. Фрески на стенах Софийского собора отображают библейские истории – детство Богородицы, Страсти Христовы, деяния апостолов, а также житие святых.

К особенностям собора относится и множество нацарапанных с XI в. настенных надписей – граффити. Некоторые из них сообщают ценные исторические сведения. Во время реставрации они, вместе с мозаикой и фресками, были освобождены от покрывавшей их побелки.

Главные реликвии, хранящиеся в храме – распятие, привезённое царицей Ольгой из Костантинополя, и "Шапка Мономаха" – монарший венец. Он был подарен Владимиру Мономаху императором Византии.

В соборе находилось более сотни захоронений, включая Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Саркофаг первого из них сохранился. Однако исследование обнаруженных в нём останков показало, что они принадлежали женщине.

Как добраться до Софийского собора в Киеве

Адрес собора – Володимирська вулиця, 24. Часы работы – с 10 до 17 (в среду – до 16:30), кроме четверга.

Ближайшие к храму станции метро – «Золоті́ воро́та» и «Майда́н Незале́жності». Выйдя с первой из них, достаточно спуститься по ул. Володимирська вулиця до Софийской площади. От метростанции «Майда́н Незале́жності» к Софийскому собору ведут два квартала ул. Софиевской.

Стоимость билетов: на территорию заповедника «София Киевская» – 3 UAH (гривны), в Софийский собор – 40 UAH (с экскурсионным обслуживанием). С 11 до 15 часов экскурсии, (в том числе на русском), проводятся ежечасно. Последние экскурсии в среду – в 15:30, в остальные дни – также в 16 и в 16:30.

Источник: SnovaDoma.ru

Київський собор Святої Софії – найвеличніша архітектурна споруда України. Хто скаже, що це не так – нехай першим кине у мене камінь. Відбивати каміння я готовий (особливо, зважаючи на те, що цю будівлю я вважаю однією із найвеличніших не лише в Україні, а й у Світі).

Софіївський собор у києві

Софіївський собор у києві

Софіївський собор у києві

Софійський собор – це архітектурна казка (особливо якщо поглянути на нього із монастирської дзвіниці). Це фантастика, якщо зважити на майже тисячолітній вік споруди, на те, що в стінах собору поховано найвеличнішого руського князя і багатьох його нащадків, на те, що собор не виглядає старим дідуганом і що він є еталоном справжньої УКРАЇНСЬКОЇ архітектури (навіть зважаючи на те, що будували його гастарбайтери із Візантії).

Софія Київська – архітектурна душа України, адже це архітектурна душа її столиці – Києва. Це будівля, якою не соромно хвалитись. Яку можна на заздрість показувати іноземцям: «Бачите, що у нас є!» (а ті здивовано будуть намагатись порахувати бані собору, і нічого у них не вийде). Цією спорудою можна хизуватись навіть перед росіянами: «У вас газ? То подивіться, що в нас – те з чого ліпили все ваше». Хоча і росіяни, і білоруси вважають Софію Київську трохи й своїм храмом, адже Київ – «матір городів руських».

Софіївський собор у києві

Софіївський собор у києві

 

Історія

Софійський собор – найдавніший руський храм, серед тих, що збереглися. Старше за нього була лише Десятинна церква. Але ту будівлю зруйнували монголо-татари. Тривалий час вважалося, що Софію збудував Ярослав Мудрий у 1037 році. Відповідно найдревнішою пам’яткою княжих часів був чернігівський Спасо-Преображенський собор (1033-1034 рр.). Про те, що Софію Ярослав збудував у 1037 році, сказав Нестор, у своїй «Повісті минулих літ». Але він вказав, що того ж року князь збудував і Золоті ворота, і Благовіщенську церкву над ними, і ще два великих монастирі. Будівництво цілого комплексу великих споруд за один рік навіть у сучасних умовах видається малоймовірним, а що можна сказати про будівельні технології і можливості тисячолітньої давнини. Тому дослідники давно ставили під сумнів дату будівництва Софії, кажучи про те, що Нестор лише підсумував будівельну діяльність Ярослава до 1037 року.

Новгородський літопис датує будівництво Софії 1017 роком. Але в цьому документі чимало дат піддаються сумніву істориків. Зважаючи на 20 річну різницю у датах двох значних писемних джерел вчені вирішили – у 1017 році Софію заклали, а у 1037- му – закінчили будівництво. Але на цьому дослідження не закінчилися. Було знайдено у німецькій «Хроніці» Титмара Мерзебурзького, запис про існування Софійського собору у 1017-1018 рр., зокрема про пожежу у цьому соборі. Детальне вивчення «Слова про Закон і Благодать», написаного митрополитом Іларіоном, дозволило сказати, що у 1022 році Софійський собор не лише існував, але й вже був дуже відомим. Крім того Іларіон зазначив, що будівництво Софії почав князь Володимир Великий, а завершив його син – Ярослав. Оскільки Володимир помер у 1015 році, то виникло припущення, що Софію заклали ще раніше. Це припущення підтвердили і дослідження графіті (настінних написів) собору, які були проведені в останнє десятиліття.

Наукові співробітники історико-культурного заповідника «Софія Київська» стверджують, що результати останніх досліджень довели – собор було закладено у 1011 році Володимиром Великим; добудував його Ярослав Мудрий у 1017 році, а у 1018 році собор освятили. Отже, у 2011 році слід готуватись до 1000-літнього ювілею? Керівництво заповідника запевняє, що варто готуватись, навіть незважаючи на те, що є велика частина науковців, які не сприймають 1011 рік, як рік закладення собору. Але ЮНЕСКО, ніби, вже прийняла нову дату.

Софійський собор

Софійський собор в ХІ столітті. Реконструкція Ю.Асєєва, В.Волкова, М.Кресального

Софійський собор

Софійський собор у 1651 році. Малюнок Абрагама ван Вестерфельда

Собор Святої Софії (Мудрості) будувався за аналогією із Софійським собором Константинополя, як головна будівля держави. Його будували візантійські майстри, але він ні в якій мірі не був копією візантійської Софії. Поява цієї будівлі у руській столиці ознаменувала появу «другого Єрусалима» (саме так називали Київ, а зовсім не Москву, як зараз нам намагається довести «старший брат»).

Згідно із князівськими планами Софійський собор став головним храмом Київської Русі, резиденцією Київського митрополита, а майдан перед собором – головним майданом держави, на якому збиралися віче, ради, князі неодноразово виголошували промови перед народом.

Після смерті Ярослава Русь охопила страшна криза, пов’язана із жорсткою боротьбою князів за Київське князівство. Відчув на собі цю кризу і Софійський собор: його кілька разів грабували і, навіть, намагалися спалити (1180 р.).

6 грудня 1240 року Київ було захоплено військом Батия. Останні захисники міста загинули під руїнами найстарішої кам’яної будівлі Русі – Десятинної церкви. А ось Софії дещо пощастило – її хоча і пограбували, але залишили цілою. І вже через десять років собор відновився як духовно-історичний центр Києва та князівства, центр митрополії та головний храм 19 єпархій.

У 1246 році стараннями Данила Галицького було створено нову митрополію із центром у Галичі. Вона перейняла на себе функції загальноруської. Митрополитом висвятили Данилового ставленика Кирила ІІ. Через деякий час новий митрополит переїхав до Києва, до старої резиденції митрополитів – Софії Київської. Сталося це, ймовірно, після 1264 року (після смерті Данила Галицького). У 1267 році Кирило ІІ отримав від хана Менгу-Тимура ярлик на віротерпимість ординської влади до православної церкви. Духовенство звільнили від податків, а церковне майно визнали недоторканим.

Софійський собор

Софійський собор у 1846 році (малюнок Михайла Сажина). Дзвіниця ще триярусна.

Софійський собор

Софійський собор вже із чотириярусною дзвіницею. Фото кінця ХІХ століття

На початку 1270-х років Софійський собор було капітально полагоджено. Але через три десятиліття наступник Кирила ІІ митрополит Максим переніс митрополію у місто Володимир-на-Клязьмі. А у 1325 році резиденція митрополитів переїхала до Москви. До 1461 року митрополити в Москві називались митрополитами Київськими і всія Русі. Дивно, чому тоді нині так пропагується релігійна зверхність Москви? Звичайно, були певні причини переносу митрополичої резиденції, зокрема постійні татарські набіги. Але ж в той час і Москва їх зазнавала…

У 14 столітті Південно-Західну Русь захопила Литва. Виникла парадоксальна ситуація, коли митрополит Київський і всія Русі знаходився у столиці іншої держави. Литовські князі вирішили змінити цю ситуацію і домоглися від Константинопольського патріарха відокремлення Київської митрополії у складі Великого князівства Литовського. Сталося це у 1375 році. Митрополит у Києві називався „Київським, Руським і Литовським”. В цей же час московські митрополити також називались Київськими. Нонсенс!

У 1390 році дві митрополії знову об’єднали. Сприяв цьому митрополит Кипріан Цамблак. Цей митрополит в черговий раз відремонтував Софію Київську. Його наступник митрополит Фотій остаточно зайняв промосковську позицію. В Київ він приїздив лише для активного збору церковних податків. Знову православний митрополит Литви виявився підданим Московського князівства. Цю ситуацію вирішив литовський князь Вітовт. У 1414 році він домігся створення окремої митрополії у Литві. Осередок її лише два роки пробув у Києві. Із 1416 року резиденцією митрополитів перенесли до міста Вільно. Митрополити називали себе Київськими, Галицькими і всія Русі. Але в цей же час ще 45 років московські митрополити також називали себе Київськими і всія Русі.

Наприкінці 15 століття почався сильний тиск на православну церкву з боку католицької. Великий князь Литовський та король Польщі Казимир IV у 1481 році видав наказ про заборону будівництва нових і ремонту старих православних храмів. Для Софіївського собору почалися важкі часи. Митрополитом в той час був Макарій – видатний церковний діяч, якого в майбутньому канонізували. Він стійко витримував неймовірний тиск з боку католицького духовенства і намагався підтримувати православну церкву на високому рівні. У 1497 році Макарія було вбито. За однією із версій його вбили татари, за іншою – це було політичне вбивство, замовлене прихильниками церковної унії. Тіло Макарія було поховано у Софії Київській.

Дзвіниця Софієвського собору Дзвіниця Софієвського собору

Софіївський собор у києві

Софіївський собор у києві

Дзвіниця Софієвського собору

Є документальне підтвердження про стан Софії у 16 столітті. „У даний час церква стоїть на пустому місці далеко від людей… вона стоїть ще ціла і там духовенство в певний час проводить богослужіння. Довкола протікає дощ. Там завалилося не що інше, а тільки змурована навколо церкви галерея. Двері не мають замків, тільки забиті поганими дошками… Всередині церква ще стоїть непорушна, всюди коштовно розмальована і щедро позолочена… Образ Марії майже такої висоти, як уся церква… З-перед вівтаря вже забрали небесні врата до іншої церкви, але залишили там дві гарні ікони… Баня посередині вівтаря ще має хрест і вкрита свинцем. В інших місцях свинець забрано і замість нього зроблено покрівлю із дощок”. Такою Софію побачив львівський купець Мартин Груневег у 1584 році.

У 1595 році собор перебував у ще гіршому стані. Ось як описував його київський біскуп Йосип Верещинський: „…цей храм не тільки спаплюжений через лайно рогатої худоби (що входить до нього), коней, собак і свиней… але останнім часом почалося вже руйнування й самих стін…”

У 1596 році було прийнято церковну Берестейську унію, а у 1609 році його захопили греко-католики на чолі із ставлеником митрополита Іпатія Потія Антонієм Грековичем. За це через 9 років кияни втопили Грековича у Дніпрі.

В часи постійної релігійної боротьби Софійський собор неухильно руйнувався, адже греко-католики майже не займались підтриманням його у належному стані. У 1625 році впала західна стіна. Назрівала катастрофа, від якої спас собор Петро Могила.

У 1632 році Петро Могила добився від сейму офіційного відновлення Руської православної церкви. Наступного року його призначили Київським митрополитом. Ще до приїзду нового митрополита у Київ київські міщани та козаки вигнали із Софії уніатів й почали готувати храм до влаштування у ньому митрополичої резиденції. У 1633 році Петро Могила розпочав глобальну реставрацію собору. Роботи тривали досить довго і за життя митрополита не були закінчені. Петро Могила відреставрував вівтарну частину храму та північний фасад, в якому на той час був головний вхід. Собор набув рис ренесансу, бані відновили у сферичних формах. Хоча частину собору, зокрема галереї, так і не було відремонтовано.

Панорама Києва

Панорама Києва їз дзвіниці

Вежа Вежа

Південна в’їзна вежа

При Софійському соборі Могилою було засновано чоловічий монастир, для якого збудували комплекс дерев’яних будівель.

Результати робіт, проведених за Петра Могили, видно на малюнках Абрагама Ван Вестерфельда. Цей голландець деякий час був художником при дворі литовського гетьмана Януша Радзивілла. Під час Визвольної війни (1648-1654 рр.) у 1651 році військо гетьмана захопило Київ. За тимчасову резиденцію було обрано Софійський монастир. Саме тоді Ван Вестерфельд і замалював вигляд собору. Ці малюнки мають неоціненне значення для сучасного покоління.

Після Переяславських договорів із Москвою та смерті Богдана Хмельницького розпочалася „Руїна”. Цей період став періодом занепаду і для Софійського собору. Тривав він три десятиліття й закінчився лише наприкінці XVII століття, коли гетьманом України став Іван Мазепа.

Мазепа розпочав активне будівництво храмів в Україні. Будинки та церкви часів Мазепи зводились у новому стилі – бароко. Гетьману цей стиль був дуже до вподоби, але він хотів бачити у ньому й українські риси. Архітектори намагалися втілити бажання Мазепи у численних церквах, які будувались на його кошти. Таким чином виник новий архітектурний стиль – козацьке (мазепинське) бароко. Цей стиль можна вважати чи не єдиним суто українським, але саме він став візитівкою України у ХХ столітті.

Мазепа вклав величезні кошти у ремонт Софії Київської. Храм було відбудовано і добудовано. З’явилися внутрішні відкриті галереї, над зовнішніми галереями збудували другі поверхи. Тоді ж збудували шість нових бань, які, як і старі, набули рис українського бароко та грушоподібної форми верхів. Софійський собор вдруге у своїй історії перетворився в еталон українського храму.

Поряд із собором у 1699-1707 роках виросла велична барокова дзвіниця. Ця споруда стала прижиттєвим пам’ятником Мазепі та його храмобудівничій діяльності. Спочатку дзвіниця мала три яруси. Після землетрусу 1742 року два верхніх яруси частково зруйнувались. Через два роки почалася реставрація дзвіниці. Роботами керував відомий архітектор Йоган Шедель. Він відновив верхні яруси будівлі. У 1851-1852 рр. за проектом архітектора Спарро було надбудовано четвертий ярус дзвіниці і вона набула сучасного вигляду.

Висота дзвіниці Софійського монастиря 76 метрів. Це одна з найвищих дзвіниць України. Бароковий декор дзвіниці дуже багатий і помпезний. Над ним свого часу працювали найкращі українські майстри. У 18 столітті на дзвіниці було встановлено дзвони. Найбільшим з них був дзвін „Рафаіл”, який важив 13 тон. Із старих дзвонів дивом зберігся лише один – дзвін „Мазепа”. Інші були знищені у 30-ті роки минулого століття.

Дзвін „Мазепа” – найбільший із старих дзвонів в Україні. Його висота 125 см, діаметр – 155 см. Точної ваги дзвону ніхто не знає, бо ніхто його не важив. Відлили дзвін у 1705 році у майстерні київського майстра Афанасія Петровича.

Нині дзвіниця Софійського собору відкрита для відвідувачів. Придбавши квиток, кожен бажаючий може піднятись на верхній ярус й оглянути краєвиди центральної частини Києва.

Софіївський собор у києві

Софіївський собор у києві

Софіївський собор у києві

Трапезна церква

Поряд із Софійським собором розташований розкішний бароковий двоповерховий палац. Це будинок митрополита. Будівництво палацу розпочали у 1722 році. Через вісім років його завершили як одноповерхову будівлю. У 1731-1747 рр. було добудовано другий поверх. Протягом 1747-1757 рр. було надбудовано мансарду. Ці три етапи будівництва були лише початком. Кожен із митрополитів у другій половині 18 та у 19 століттях намагався добудувати якусь частину до палацу. Останні добудови відбулися у 1913 році.

У радянські часи в будинку митрополита розміщувалося багато різних організацій та установ. В останні десятиліття існування СРСР приміщення будинку займали Музей архітектури УРСР та Науково-технічна бібліотека Держбуду УРСР. Зараз будівля реставрується.

У 1722-1730 рр. було збудовано трапезну та хлібню. Трапезна поєднувала у собі монастирську їдальню та церкву. Зводилась вона у формах українського бароко. На початку 19 століття архітектор Андрій Меленський перебудував трапезну у теплу церкву. Зараз у приміщенні трапезної розміщено виставку „Архітектура та монументальне мистецтво Києва кінця Х – першої половини ХІ ст.”

У другій половині 18 століття поряд із Софійським собором звели великий келійний корпус. У 1786 році Софійський монастир було скасовано і потреба у келіях відпала. Тому в корпусі розмістили бурсу.

Крім перерахованих будівель в комплекс монастиря входило ще чотири корпуси та південна надбрамна башта. Ці будівлі збереглися.

У 1843 році розпочалася реставрація Софії Київської, якою керував академік Ф.Солнцев. Роботи тривали 10 років. Це була наймасштабніша реставрація за весь час існування собору.

Із 1919 до 1929 року Софійський собор був кафедральним храмом новоствореної Української Автокефальної Православної Церкви (УАПЦ). У 1929 році УАПЦ ліквідували, а собор закрили. З того часу регулярні богослужіння у Софії більше не відбувалися. Через п’ять років ансамбль Софійського монастиря було перетворено на Софійський державний заповідник й відкрито для відвідувачів.

Софіївський собор у києві

Будинок митрополита

Софіївський собор у києві

 

Бурса

Архітектура Софії Київської, мозаїки та некрополь

Софійський собор побудований із бутового каменю та плінфи. Ряди каменю та плінфи чергуються. Арки та склепіння змуровані без каменю. Цементуючою речовиною є вапняковий розчин із домішками піску та цем’янки (товченої цегли). У стіни собору у верхній частині вмуровано керамічні глечики-голосники. Таким чином, досягнуто полегшення конструкції стін та покращення акустики у приміщенні храму.

Первісно Софія мала п’ять апсид та п’ять бань. Стіни її не були потиньковані. Із заходу та півночі храм оточували відкриті галереї.

Софія будувалася у візантійському стилі, але вона ще від початку не була схожа на інші візантійські церкви, а після перебудов та добудов перетворилася на повністю оригінальний неповторний архітектурний шедевр.

Сучасні розміри собору такі: довжина 37, ширина 55, висота 29 метрів. Він має два поверхи та дев’ять апсид. Увінчують собор 19 бань, з яких 8 мають старовинну сферичну форму, а 11 – барокову грушоподібну.

Інтер’єр храму зберігся ще з 11 століття, за винятком окремих частин. З того ж часу збереглися 3000 кв. метрів фресок та 260 кв. метрів мозаїки. Мозаїки храму, в яких використано 177 відтінків кольорів, мають величезну цінність. Особливо це стосується шестиметрового зображення Богородиці Оранти (тієї, що молиться), яке збереглося до нашого часу практично без реставраційних робіт. Стіну, на якій розташовано зображення називають „Непорушною стіною”, адже вона залишалася абсолютно цілою навіть в найгірші для Софії часи. Ніхто із загарбників, які в різні часи захоплювали Київ, не підняв руки на Оранту. Можна лише уявити подив мандрівників, які заходили у напівзруйнований собор і бачили перед собою цю величну мозаїку.

Нещодавно на другому поверсі собору розмістили ще одну унікальну мозаїку – панно „Погляд у вічність”, виготовлене із 15 тисяч писанок.

Величезну цінність для українського народу має некрополь Софії Київської, найдавнішим похованням якого є саркофаг Ярослава Мудрого. Нині серед учених немає єдиної думки щодо походження саркофагу та його віку. За однією із головних гіпотез саркофаг було виготовлено в Херсонесі в 9 столітті. У ньому збиралися захоронити мощі великомученика Климента Римського. До Києва саркофаг привіз Володимир Великий, а у 1054 році він став гробницею Ярослава. Вага саркофага 6 тон.

Саркофаг Ярослава Мудрого неодноразово відкривали. Спочатку це робили ще в руські часи. Мабуть саме тоді поряд із Ярославом було покладено кістяк невідомої жінки віком близько 50 років та чоловічий череп (замість жіночого). У ті ж часи гробницю було пограбовано (крім кісток у саркофазі нічого немає).

Для наукових досліджень саркофаг відкривали чотири рази: у 1936, 1939, 1964 та 2009 роках. Наукові дослідження майже довели, що чоловічий скелет належить Ярославу Мудрому. Зараз його у гробниці немає – тіло великого князя досліджується.

Крім Ярослава у Софійському соборі поховано митрополитів Київських: Кирила ІІ (1282 р.), Святого Макарія (1497 р.), Сильвестра Косова (1657 р.), Гедеона Четвертинського (1690 р.), Рафаїла Заборовського (1747 р.) та ін. У трапезній зберігається саркофаг-гробниця княгині Ольги, яку перенесено із Десятинної церкви.

Фото та текст Романа Маленкова

Софійський собор

Схема розташування споруд Софійського монастиря (із офіційного сайту заповідника «Софія Київська»)

Цифрами позначені: 1. Софійський собор. 2. Дзвіниця собору. 3. Будинок митрополита. 4. Трапезна (тепла Софія). 5. Бурса. 6. Брама Заборовського.  7. Південна башта.  8. Братський корпус. 9. Мури. 10. Хлібня.  11. Пристінний корпус.

Источник: ukrainaincognita.com


Categories: Собор

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.