Кафедральный собор Хельсинки (Helsingin tuomiokirkko), расположенный с северной стороны Сенатской площади, — один из символов города. Его белоснежная громада с зеленоватыми куполами возвышается над центром Хельсинки и служит хорошим ориентиром. Она встречает нас при прибытии в город по воде, маячит над крышами и притягивает взор, в какой бы части Хельсинки мы ни находились. Двенадцать апостолов на крыше собора наблюдают за нами с недосягаемой высоты, охраняя город.

Кафедральный собор Хельсинки, Финляндия

Восхитительный в своей строгости и чистоте линий храм напоминает классические петербургские соборы (в качестве прообраза сооружения называют Исаакиевский собор, а иногда и Казанский). Знакомые формы петербургского ампира выглядят такими родными, что некоторые русские туристы искренне считают этот собор православным. На самом деле перед нами одна из важнейших лютеранских церквей Финляндии, главный храм Хельсинкской епархии финской Евангелическо-лютеранской церкви. В настоящей заметке речь пойдет об истории, архитектуре и внутреннем оформлении кафедрального собора Хельсинки.


История кафедрального собора Хельсинки: прошлое и настоящее

Кафедральный собор Хельсинки — неотъемлемая часть прекрасного целостного ансамбля центральной части города, застроенного в стиле классицизма (ампира) по плану знаменитого архитектора Карла Людвига Энгеля (Carl Ludvig Engel) (1778–1840) и инженера Юхана Альбрехта Эренстрёма (J.A. Ehrenström) (1762–1847). Ранее, до получения Финляндией независимости в 1917 году, храм назывался церковью Св. Николая (Nikolainkirkko).

Кафедральный собор Хельсинки начал строиться по проекту Карла Людвига Энгеля в 1830 году (архитектор был выходцем из Пруссии, но прославился именно благодаря многочисленным постройкам в Финляндии, ставшей его второй родиной). Собор возвели на месте церкви Ульрики Элеоноры (Ulrika Eleonora kirkko). Этот маленький деревянный храм появился на нынешней Сенатской (ранее Ратушной или Большой) площади еще в 1724-1727 годах и был назван в честь шведской королевы Ульрики Элеоноры, но после того как в 1812 году Хельсинки провозгласили столицей Финляндии (Великого княжества Финляндского в составе Российской империи), церковь решено было снести: она была недостаточно вместительной и презентабельной. Заодно снесли и еще несколько старых зданий: предстояло создать монументальную площадь в стиле ампир, соответствующую новому статусу города.


Вид Хельсинки, акварель 1820-х годов (видна церковь Ульрики Элеоноры)Вид Сенатской площади ок. 1820 (ратуша, гауптвахта и церковь Ульрики Элеоноры)

Получить примерное представление о том, как выглядел этот разрушенный храм, можно по старым гравюрам, а также фотографиям так называемой снежной церкви, которую в 1997 и 2000 годах выстраивали из снега рядом с кафедральным собором на Сенатской площади. Это была уменьшенная в три раза копия той, разрушенной в 1827 году церкви Ульрики Элеоноры.

Снежная копия церкви Ульрики Элеоноры, Финляндия

После решения Синода о сносе здания старое общинное кладбище сравняли с землей, часть церковного убранства пошла с молотка (равно как и уцелевшие, очень прочные деревянные балки), а кафедра, скамьи, люстры, алтарная рама и орган были перенесены в только что построенную (1824-1826 гг.) «временную» деревянную церковь в районе Камппи.


у церковь предполагалось использовать для нужд общины, пока строится новый собор, но после окончания строительства город разросся настолько, что решено было оставить ее наряду с собором. Сегодня этот деревянный храм известен как Старая церковь Хельсинки. А о снесенной церкви Ульрики Элеоноры напоминают четыре мемориальных каменных столбика и гранитный медальон с барельефом и надписью около здания Университета Хельсинки, в северо-западном углу Сенатской площади. Столбики указывают на место, где раньше находился алтарь разрушенного деревянного храма. Мемориал (Ulrika Eleonoran kirkon muistomedaljonki), созданный по проекту скульптора Гуннара Финне (Gunnar Finne) (1886-1952), был установлен в 1937 году.

Медальон в память о церкви Ульрики Элеоноры

Но вернемся к Николаевскому собору, который заменил снесенную деревянную церковь. Первые чертежи были готовы уже в 1818 году, но строительные работы начались лишь в 1830 году. Как уже было сказано, новый собор возводили по проекту Карла Людвига Энгеля, известного представителя архитектуры классицизма.


Кафедральный собор Хельсинки, проект Энгеля

Однако Энгель в 1840 году скончался, не дожив до окончания строительства и так и не вернувшись в родную Германию.

Сенатская площадь Хельсинки, вид гауптвахты и собора по проекту ЭнгеляСенатская площадь Хельсинки, вид гауптвахты и собора по проекту Энгеля

После смерти зодчего работы возглавил другой берлинский архитектор — Эрнст Лорман (Лорманн) (Ernst Bernhard Lohrmann) (1803-1870). Преемник Энгеля несколько переработал проект, дополнив центральный купол собора четырьмя вторящими ему небольшими куполами. Это делает храм похожим на Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, возводившийся одновременно с кафедральным собором Хельсинки. Лорман также соорудил два дополнительных боковых павильона. Один из них, западный, предназначается для колоколов (сегодня в этой колокольне в летнее время работает сувенирный магазин, а зимой она служит конторой общины). В другом павильоне разместилась капелла (здесь по-прежнему проходят камерные богослужения, крещения и венчания; капелла вмещает 70 человек). Кроме того, на крыше собора появились крупные цинковые статуи 12 апостолов, которые не были предусмотрены первоначальным проектом Энгеля (по некоторым сведениям, идея украсить крышу статуями апостолов принадлежала Николаю I).


Кафедральный собор Хельсинки, Финляндия

Ниже собора, там, где сейчас начинается центральная лестница, ранее располагалось караульное помещение (гауптвахта) с изящной колоннадой, которая видна на следующей гравюре (помимо собора, видно здание Университета и Университетской библиотеки).

Сенатская площадь Хельсинки, литография 1838 года

В 1839 году гауптвахту по приказу Николая I (и вопреки желанию Энгеля) заменили монументальной лестницей шириной 60 метров. Говорят, что эта лестница — самая высокая к северу от Альп. В качестве материала для ее строительства был использован в основном местный гранит, а также коричневатый гранит-рапакиви.

Кафедральный собор Хельсинки, Финляндия

Собор был освящен только через 12 лет после смерти Энгеля, в 1852 году. Храм получил название Николаевской церкви (Nikolainkirkko) в честь святого Николая — покровителя торговли и мореходства, а также святого-заступника императора Николая I, инициатора строительства храма.


Хельсинки, улицы Unionikatu и Kaisaniemenkatu (картина 1888 года)

Когда в 1917 году Финляндия обрела независимость, храм переименовали в Большую церковь (Suurkirkko), а в 1959 году, когда в Хельсинки появилась епископская кафедра, собор получил свой нынешний статус главного храма епархии и стал называться кафедральным.

Кафедральный собор Хельсинки, Финляндия

В 1970-х годах была осуществлена реставрация крипты собора, когда ее обустроили для проведения выставок и богослужений. В 1996-1998 гг. были отреставрированы статуи апостолов на крыше собора, а также барельефы, лестница и внутренние помещения. Финский архитектор Вильгельм Хеландер (Vilhelm Helander) выполнил некоторые реставрационные работы в соборе в конце 1990-х годов.


Кафедральный собор Хельсинки, Финляндия

В настоящее время кафедральный собор на Сенатской площади является одной из самых популярных туристических достопримечательностей Хельсинки. Наряду с собором Турку, это одна из самых значимых протестантских церквей в Финляндии. Храм ежегодно посещают более 400 тыс. человек, в основном именно с туристическими, а не религиозными целями. Примерно половину этого количества составляют финны, а половину — путешественники со всего мира, среди которых, разумеется, не последнее место принадлежит нашим соотечественникам.

Кафедральный собор Хельсинки, Финляндия

В соборе Хельсинки регулярно проходят богослужения (в том числе праздничные службы), церемонии бракосочетания и разнообразные концерты. В храме организуются экуменические богослужения, знаменующие открытие и закрытие парламентских сессий, а также ежегодные торжественные богослужения по случаю Дня независимости Финляндии. Кроме того, Университетом Хельсинки и другими учреждениями высшего образования в соборе проводятся специальные торжественные богослужения, посвященные присвоению научных степеней на различных факультетах. В крипте собора (сводчатом нижнем этаже) в летнее время можно посетить концерты и выставки. Община кафедрального собора Хельсинки на сегодняшний день насчитывает около 29 тыс. человек.


Описание архитектуры кафедрального собора Хельсинки

Кафедральный собор Хельсинки выстроен в стиле классицизма и имеет в плане форму симметричного греческого креста (с перекладинами равной длины). Крестообразный храм увенчан центральной купольной башней и воплощает давнюю архитектурную традицию, восходящую к собору Св. Петра в Риме.

Кафедральный собор Хельсинки, Финляндия

Хотя в некоторых источниках указывается, что Энгель брал за образец Казанский собор (а в дальнейшем строители якобы ориентировались на Исаакиевский собор), есть сведения, что непосредственным прообразом для Хельсинкского собора послужили церкви-близнецы на площади Жандарменмаркт (Французский и Немецкий собор) в родном городе архитектора, Берлине.

Кафедральный собор Хельсинки, Финляндия

Центральный купол собора Хельсинки поднимается на высоту свыше 80 метров над уровнем моря. Четыре небольших купола, окружающих центральную башню, были, как уже сказано, добавлены после смерти Энгеля.


Кафедральный собор Хельсинки, Финляндия

С каждой из четырех сторон сооружение выделено треугольным фронтоном и колоннадой с шестью коринфскими колоннами. Фасады расчленены пилястрами того же архитектурного ордера и украшены барельефами неизвестного автора, изображающими события из жизни Христа. На барельефе над главным входом в собор начертано имя Бога, «Яхве».

Кафедральный собор Хельсинки, ФинляндияКафедральный собор Хельсинки, Финляндия

На крыше кафедрального собора Хельсинки установлены отлитые из цинка фигуры 12 апостолов. Это одна из крупнейших в мире целостных коллекций цинковых скульптур, упоминаемая в большинстве статей о производстве и применении цинка. Трехметровые статуи апостолов выполнили берлинские скульпторы Герман Шифельбайн (Hermann Schievelbein) (1817-1867) и Август Вредов (August Julius Wredow) (1804-1891). Вредов является автором скульптур свв. Андрея, Матфея, Иуды Фаддея, Иоанна, Филиппа и Варфоломея, а Шифельбайн создал образы апостолов Павла, Петра, Фомы, Симона Кананита, Иакова Зеведеева и Матфия.


Кафедральный собор Хельсинки, Финляндия

Фигуры апостолов были отлиты на фабрике S.P. Deravanne в 1845-1847 гг. и в 1849 году установлены по углам фронтонов, над колоннами, что сближает композицию храма с Исаакиевским собором в Санкт-Петербурге. Впрочем, подобный прием часто использовался и в античной и ренессансной архитектуре.

Кафедральный собор Хельсинки, Финляндия

Св. Петра, покровителя проповедников и слесарей, легко распознать по ключам от Рая. Св. Фома — покровитель архитекторов, строителей и топографов — изображен с линейкой-угольником, а Симон Кананит, являющийся покровителем кожевников, дровосеков и ткачей, представлен с пилой, символом его мученической смерти. Апостол Иоанн, держащий в руках евангелие и чашу (выпив предложенную ему чашу с ядом, он остался жив), является покровителем книгопечатников, книготорговцев и писателей. Левий Матфейбыл мытарем (сборщиком налогов) и считается покровителем таможенных работников, налоговых служащих, бухгалтеров и всех финансовых служб, а его символ — письменные принадлежности.

Кафедральный собор Хельсинки, Финляндия

Апостол Варфоломей (по преданию, с него живого содрали кожу) изображен с ножом мясника как символом своей мученической смерти. Апостол почитается как покровитель ремесленников, в том числе переплетчиков, кожевников, портных, виноградарей, пастухов и мясников. Апостол Павел, атрибутом которого является меч (символ его казни), считается покровителем теологов и церковных журналистов. Иаков Зеведеев, святой покровитель паломников, солдат и кавалеристов, держит в руке посох с изображением раковины морского гребешка. Апостол Андрей, брат Петра, является покровителем рыбаков, а его символом служит всем известный косой крест, называемый Андреевским. В качестве атрибута Матфия выбран топор (алебарда), которым он был казнен; этот апостол почитается как защитник плотников, мясников и кузнецов. Иуда Фаддей представлен с дубиной (символ его мученической смерти). Наконец, апостол Филипп, покровитель мелких торговцев и валяльщиков, держит в одной руке крест, а в другой — открытую книгу. Крест символизирует его мученическую смерть, а книга олицетворяет всех 12 апостолов, которые умерли, защищая слово Божие. Статуи апостолов Петра, Симона и Фомы установлены непосредственно над главным западным входом в собор, напротив здания Национальной библиотеки. Остальные фигуры апостолов украшают фронтоны с северной, южной и восточной стороны собора.

Кафедральный собор Хельсинки, Финляндия

Интересно, что первоначально собор Хельсинки был окрашен в желтый цвет, как и другие здания на Сенатской площади, но с конца XIX века для храма был выбран привычный нам сегодня светло-серый оттенок с белым декором.

Виртуальная экскурсия по Сенатской площади и кафедральному собору Хельсинки: data.helsinginseurakunnat.fi

Кафедральный собор Хельсинки внутри: скульптуры, кафедра, главный алтарь и орган

Интерьер кафедрального собора Хельсинки отличается предельной строгостью и минимализмом (такой аскетичный стиль отвечал представлениям Энгеля о лютеранском христианстве).

Кафедральный собор Хельсинки, Финляндия

Внутреннее пространство, вмещающее 1300 человек, хорошо освещается естественным светом. Как и снаружи, в интерьере преобладает белый цвет.

Кафедральный собор Хельсинки, Финляндия

Собор почти лишен внутреннего убранства. По углам центрального зала находятся памятники величайшим деятелям реформации: Мартину Лютеру, Филиппу Меланхтону и Микаэлю Агриколе. Памятники Лютеру и Меланхтону являются увеличенными гипсовыми копиями фигур с памятника Реформации в Вормсе работы Эрнста Ритшеля (1868) и были доставлены в Хельсинки в 1886 году. Изготавливали их в Париже; причем из-за ошибки в расчетах скульптуры оказались меньше предполагаемого, из-за чего скульптору Карлу Магнусу фон Вригту пришлось исправлять ситуацию, добавив внушительные пьедесталы.

Кафедральный собор Хельсинки, ФинляндияКафедральный собор Хельсинки, Финляндия

Статуя отца финской Реформации и создателя финской письменности Микаэля Агриколы является работой известного финского скульптора Вилле Вальгрена (Ville Vallgren), автора фонтана «Хавис Аманда».

Кафедральный собор Хельсинки, Финляндия

В четвертом углу церковного зала установлена круглая кафедра проповедника с золотым балдахином. Кафедра выполнена по проекту самого Энгеля, уже после его смерти (в 1849 году), на зеркальной фабрике H. ijer. Ее украшают скульптуры шведской работы. Деревянная поверхность кафедры покрыта штукатуркой и раскрашена под мрамор. Работы по позолоте выполнил художник Чельстрём (J. llström).

Кафедральный собор Хельсинки, Финляндия

В восточной части храма помещается алтарь. Первоначально Энгель планировал установить на этом месте простой крест. Затем придворному художнику Роберту Вильгельму Экману (Robert Wilhelm Ekman) (1808-1873) была заказана алтарная картина. Однако созданное им полотно «Иисус благословляет детей» сочли недостаточно серьезным для главной церкви города, и в итоге его поместили в интерьер Старой церкви Хельсинки, где картина находится и поныне. А алтарный образ для кафедрального собора выполнил придворный художник Николая I, выходец из прибалтийских немцев Тимофей Андреевич Нефф (Карл Тимолеон фон Нефф) (Carl Timoleon von Neff) (1805-1876). Нефф наиболее известен своими многочисленными портретами красавиц аристократических фамилий, картинами народной жизни, а также религиозными произведениями, среди которых — «Святой Исаакий Далматский» и другие образа для главного иконостаса Исаакиевского собора в Петербурге. Алтарную картину Неффа «Погребение Христа» (Jeesuksen hautaaminen) император Николай I преподнес собору Хельсинки в подарок.

Кафедральный собор Хельсинки, Финляндия

Полотно помещено в классицистическое обрамление с коринфскими пилястрами и фронтоном. Под фронтоном мы видим лавровые венки, которые символизируют четырех евангелистов, а также две маленькие фигурки ангелов, олицетворяющие Слово и Музыку как два главных элемента лютеранского богослужения.

Кафедральный собор Хельсинки, Финляндия

Позолоченные фигуры ангелов по сторонам от главного алтаря создал немецкий скульптор Густав Блезер (Gustav Hermann Bläser) (1813-1874), известный своими работами на Дворцовом мосту в Берлине, а также монументальными памятниками в разных городах Германии. Скульптуры ангелов на пьедесталах по бокам от алтаря были предусмотрены первоначальным проектом Энгеля — это единственное, что Лорман не стал менять. Сегодня эти коленопреклоненные ангелы с молитвенно сложенными руками обращены не к алтарю, а смотрят непосредственно на всех приходящих в храм. Перед алтарным ограждением установлена белая купель.

Кафедральный собор Хельсинки, ФинляндияКафедральный собор Хельсинки, Финляндия

Еще одним украшением кафедрального собора Хельсинки, причем не только визуальным, является орган. Нынешний инструмент, насчитывающий 57 регистров, выполнен на датской фабрике Marcussen & n в 1967 году. Нарядный органный проспект, созданный по проекту Лормана, сохранился от предыдущего инструмента немецкой фирмы Walcker (1847).

Кафедральный собор Хельсинки, Финляндия

Еще один небольшой орган имеется в крипте. Крипта, вмещающая 500 человек, предназначена для проведения собраний общины, концертов и выставок. В летнее время крипта открыта для всех желающих: здесь работает кафе Krypta. Первоначально крипта, представляющая собой сводчатое помещение с земляным полом, использовалось для хранения дров и других хозяйственных нужд. В 1970-х годах в этом подвале была проведена реставрация по проекту архитектора Тарьи Салмио-Тойвиайнен (Tarja Salmio-Toiviainen), и с 1973 года помещение начало использоваться как собственно крипта. После новой реставрации 1996-1998 гг. в крипте был установлен новый алтарь с картиной современного финского художника Каролуса Энкеля (Carolus Enckell). Орган крипты создан в 2006 году финским органостроителем по имени Мартти Портан (Martti Porthan), в необарочном духе. Образцом для него послужил небольшой северонемецкий орган XVII века мастера Арпа Шнитгера.

Кафедральный собор Хельсинки, Финляндия

Виртуальная экскурсия по Сенатской площади и кафедральному собору Хельсинки: data.helsinginseurakunnat.fi

Практическая информация о посещении кафедрального собора Хельсинки (часы работы, концерты и т.п.)

Кафедральный собор Хельсинки находится в центре города, в районе Круунунхака (Kruununhaka). Адрес собора: Unioninkatu 29, 00170 Helsinki, Finland. Главный вход в собор расположен не со стороны Сенатской площади, а слева, напротив входа в Национальную библиотеку, с улицы Unioninkatu.

Собор Хельсинки открыт для посещения ежедневно с 9:00 до 18:00 (в июле и августе с 9:00 до 00:00). Фотографировать в соборе разрешается.

Сувенирный магазин в колокольне собора открыт летом, с понедельника по субботу с 9:00 до 18:00 и по воскресеньям с 12:00 до 20:00

Кафедральный собор Хельсинки, Финляндия

В крипте проходят выставки и концерты. Кафе Krypta открыто ежедневно с июня по август с 11:00 до 17:00. Вход в крипту — со стороны улицы Kirkkokatu, 18 (виден на следующей фотографии).

Кафедральный собор Хельсинки, Финляндия

В соборе Хельсинки ежедневно проходят богослужения (в том числе на английском языке) и концерты. Каждую среду круглый год в 12:00 проходят короткие органные концерты. Кроме того, короткие органные концерты организуются летом в 12:00 по пятницам. Также в летний период по воскресеньям в 20:00 можно посетить полноценные органные концерты.

В соборе есть бесплатный туалет (слева от входа).

Источник: www.mishanita.ru

Собор святого николая хельсинки

Saint Nikolaos Orthodox Community of Helsinki city comes within the canonic jurisdiction of Russian Orthodox Church (Moscow Patriarchate).

His Holiness Patriarch Kirill is the ruling bishop of the community.

St.Nikolaos Orthodox community in all its Christian activities: the Teaching of faith, its Divine services and religious rites, its forms of spiritual and church management and internal daily life, steadfastly conforms to the confession of Orthodox faith, canonic rules and regulations, rites and practices of Holy Orthodox Church.

All Christian feasts are carried out according to Julian calendar in the two temples of the community (the main – St.Nikolaos and the Blessed Xenia of St. Petersburg).

The community (then, the parish) was founded by Russian emigration in 1927.

Собор святого николая хельсинки

At present St.Nikolaos Orthodox parish is the largest community of Moscow Patriarchy in Finland (according to the number of registered parishioners).

In legal aspect the parish is registered as a religious community based on the law of freedom of faith (uskonnonvapauslaki) 453/2003. In its financial, economic and organizational activities the community is guided by the laws and normative regulations of the Finnish Republic and European Union.

The title of the community in Finnish is (according to registration) ORTODOKSINEN PYHÄN NIKOLAUKSEN SEURAKUNTA. The type of registration  is ”Registered religious community” (Rekisteröity uskonnollinen yhdyskunta). Registration № 900.015.

The community is in the state of dynamic growth. Its membership has soared more than twice in the last decade: from 1121 members (December 2002) to 2400 members (October 2012).

At present three priests perform Divine services on the regular basis in the two temples mentioned above. Liturgies are carried out in Church-Slavonic, sermons are  performed in Russian. Occasional religious rites are delivered in Church-Slavonic and in Finnish.

One may apply on all matters of spiritual and church daily life to the following priests of the community:

  • rector archpriest Nikolai Voskoboinikov,  tel. +35850 4084446
  • archpriest Orest Tschervinski, tel. +358503548829
  • priest Vladislav Menshikov, tel. +358405439047

Almost all work in the community is being carried out as a voluntary activity of its members. Singing in the church choir, obedience at the candle-desk, librarian work, making food and  refreshments for Christian feasts, diaconal and circle work, renovation of the home-page on the Internet and its translation/typing into different languages, routine and major repairs of the temples, sewing work, cleaning of the church and maintenance work on the territory of the churchyard, etc. are mainly carried out voluntarily by parishioners themselves.

Divine liturgies at St.Nikolaos Temple are always performed on Saturdays (start at 18:00 p.m.) and Sundays (start at 9:40 a.m.)

Services are also held on the eve of the festival day (start at 18:00 p.m.) and in the morning on the feast day. The time-table of public worship is available in the church and it is also pinned on the notice-board on the front door. One can easily find it on the Internet home page (in Russian and Finnish).

Confessions are made during the evening worship before the beginning of liturgy. It is recommended to agree the time for making a confession with the priest in advance if one has not confessed for a long time or makes it for the first time in life.

The Patronal feast (transference of  Relics of St.Nikolaos of Myra,  the Wonderworker) is celebrated on May 9/22.

There is a church library at the temple which is open for visitors when the Divine liturgy is over.

Archpriest Orest Tshervinski  performs public prayers on regular basis at the church of the Blessed Xenia of St.Petersburg. An early liturgy starts every second Sunday at 8:00 a.m. On Mondays an acathistos and a public prayer take place in turn at 18.00 p.m. there.

Archpriest Nikolai Voskoboinikov has regular classes on the Holy Scripture with children on Wednesdays and Saturdays. Classes are organized for two age groups. They are held in the Crypt of St.Nikolaos temple where catechism talks on the Teaching of Orthodox faith are also carried out on the same days. They start at 18.00 p.m. on Wednesdays after an acathistos and before the night service on Saturdays correspondingly.

Analogous catechism talks and classes are systematically delivered by archpriest Orest Tschervinski on Mondays at the temple of the Blessed Xenia of St. Petersburg.

Источник: www.svt-nikolai.org

История Кафедрального собора

В настоящее время Кафедральный собор является главной лютеранской церковью Финляндии, а еще в начале XX века собор был православным и носил имя Святого Николая (Nikolainkirkko).

Как известно, в 1812 году Хельсинки стала столицей Великого княжества Финляндского в составе Российской империи. На Ратушной (ныне Сенатской) площади в то время располагалась Старая церковь Ульрики Элеоноры, названная в честь шведской королевы. Строение было деревянным, непрезентабельным и стало тесным для большого числа прихожан.

Храм решили снести и на его месте возвести новую Николаевскую церковь. Инициатором строительства выступал император Николай I. Проект, выполненный архитектором Карлом Людвигом Энгелем, был готов в 1818 году.

Лишь в 1830 году началось сооружение новой православной церкви, Однако, Энгель в 1840 году скончался и строительство продолжил архитектор Эрнст Лорман. В первоначальный проект он внес изменения. В частности, центральный купол он дополнил четырьмя небольшими куполами, 12 апостолов, выполненные из цинка, также были установлены по его предложению. А вот лестница шириной в 60 метров была построена по инициативе Николая I.

Облик Кафедрального собора напомнит Вам Исаакиевский собор, который строился примерно в это же время под руководством архитектора Огюста Монферрана.

Храм был освящен в 1852 году в честь Святого Николая, покровителя моряков и путешественников, земледелия и торговли. Это имя он носил вплоть до 1917 года, когда Финляндия получила независимость. Храм стал называться Большой церковью, а в 1959 году в соборе появилась епископская кафедра и Кафедральный собор стал главным храмом Финляндии.

Источник: TripGuide.ru



Одним из основных символов Хельсинки является расположенный на Сенатской площади белоснежный красавец Кафедральный собор. История собора, координаты и часы работы, расположенные достопримечательности по соседству в этом материале …

Собор Святого Николая, Хельсинки, Финляндия
Первым построить подобный собор в Хельсинки хотел император Александр I Павлович, наметивший строительные работы на апрель 1812 года. Именно в те времена город предстал в качестве столицы Великого княжества Финляндского, хоть и был полностью разрушен в результате пожара, в 1808 году. Жителей в городе было мало, и возведение церкви стало одной из приоритетных задач по восстановлению городских сооружений.

Работы по строительству Кафедрального собора в Хельсинки начались в 30 году XIX века. Руководил работами архитектор К. Л. Энгель, немец по происхождению. Посвятить собор, было решено — Святому Николаю Чудотворцу. На строительство собора выделили огромную сумму — 2,6 миллионов рублей. Карл Энгель не смог завершить, пожалуй, свою одну из самых грандиозных работ – он скончался в 1840 году. Однако завершал возведение храма его соотечественник — Эрнст Лорманн. Собор  достроили и торжественно открыли в феврале 1852 года.

Примечательно, что почти в те же сроки – в период с 1819 по 1858 год – в Санкт-Петербурге строился Исаакиевский собор, автором которого был Огюст Монферран (1786 — 1858). Сами соборы и прилегающие к ним территории очень похожи.

Хельсинский собор построен в виде креста в стиле неоклассицизма. Его крышу украшают, вылитые из цинка — фигуры двенадцати апостолов, такое  требование было выдвинуто императором Николаем. Он же повелел соорудить огромную лестницу, которая бы спускалась от здания собора к Сенатской площади, Энгель же планировал разместить на этом месте колоннаду гауптвахты. При работе над проектом Лорманна, Николаевский собор еще больше стал похож на Исаакиевский — к примеру, по окружности центрального купола были построены четыре точно такие же башенки. В дополнение были возведены два боковых павильона, в которых расположились колокольня и капелла.

Внутри Николаевского собора уместились 3 статуи известных исторических личностей — Мартина Лютера (1483 — 1546), христианского богослова, известного переводчика Библии на немецкий язык, Микаэля Агриколы (1510 — 1557), епископа, просветителя и переводчика Библии на финский язык и Филиппа Меланхтона (1497 — 1560), немецкого гуманиста, теолога и педагога.

После официального признания финского языка и национальной валюты Финляндии, в 94 году XIX века на Сенатской площади был торжественно установлен памятник Александру II, работы Йоханнеса Таканена и Вальтера Рунеберга, который явился благодарностью за эти события.

При обретении Финляндией статуса независимой страны в 1917 году, храм был переименован в Большой собор. В 59 году XIX века он стал официально называться Кафедральным, т. е. не только главным собором города, но и всей страны.

Примечательной особенностью Кафедрального собора является вместительный сводчатый склеп, расположенный под собором, который и по настоящее время используется для проведения разнообразных мероприятий и выставок.

В 1952 году в стенах церкви организовали хор мальчиков — Cantores Minores. Дети репетируют по нескольку раз в неделю. Членство в хоре свободное, что нехарактерно для протестантства.

Кроме обычных служб, в храме проводят также торжественные парламентские и университетские богослужения. Также в Николаевском соборе происходит одно из самых красивых и значимых действ Финляндии — коронация королевы света, Люсии. Специально отобранная девушка в белом платье, с зажженными свечами на короне, чинно выходит из церкви, шествуя по направлению к площади Хиеталахдентори.


маркер
Адрес и координаты

Адрес:
Helsinki, Unioninkatu 29

Координаты GPS:
Широта 60°10′13″N (60.170339)
Долгота 24°57′8″E (24.952171)

Кафедральный собор на карте № 2

Достопримечательности
Что находится рядом?



№3 на карте — Хельсинкский университет

№4 на карте — Национальная библиотека Финляндии

№5 на карте — Городской музей Хельсинки


Питание
Питание рядом

Ресторан финской кухни — Savotta  (№6 на карте)

В этом ресторане можно понастоящему ощутить деревенскую романтику, отведать настоящих финских блюд и диликатесов. В меню вам будет предложена как речная рыба, так и настоящая дичь. Меню ресторана предлогается на нескольких языках.

Адрес:
Aleksanterinkatu 22, Helsinki
тел. +358 9 7425 5588

Работает:
Пн–Сб 12.00–23.00 Вс и праздники 17.00-22.00

Координаты:

Широта: 60°10′8.36″N (60.168989)
Долгота: 24°57′9.04″E (24.952512)


Кафе — Neuhaus  (№7 на карте)

Это милое заведение находится в самом центре Хельсинки, в нескольких минутах пути от Senaatintori. Здесь вы всегда сможете найти аппетитный свежий бельгийский шоколад, а также большой выбор великолепной горячего шоколада или ароматный кофе.

Адрес:
Unioninkatu 32,
тел. +358 44 7 622 022

Работает:
Пн-Чт 10.00-19.00, Сб-Вс 11.00-18.00

Координаты:

Широта: 60°10′7.81″N (60.168837)
Долгота: 24°57′3″E (24.950833)

Источник: RedHit.ru

История собора

Проект  Собора был разработан по указанию русского царя Николая I. В средине XIX века воздвижением занялся архитектор, который был хорошо известен в Германии, – Карл Людвиг Энгель.  Но закончить Собор архитектор не смог, после его смерти в 1840 году новым архитектором стал его последователь – немец Эрнст Лорман. Он полностью изменил проект собора.

Собор святого николая хельсинки

В конце XIX века собор был освящён во имя императора Николая І и был назван Большой церковью. Изначально сооружение было освящено во имя Николая Чудотворца.

Собор был построен в стиле классицизма в форме греческого креста. Фасад здания украшает скульптура финских мастеров. Также есть много монументов, которые ассоциируются с важными политиками, которые повлияли на лютеранскую церковь. Здесь есть полотно живописца Неффа, которое стало историческим достоянием.

Всего над зданием возвышается четыре купола: центральный и три небольшие. С крыши виднеются 12 апостолов, которые сделаны из цинка по указанию императора.

Эрнст Лорман по собственной инициативе возвёл лестницу у входа в собор. Николай І только положительно отзывался об этом замысле. Здесь проводятся небольшие мероприятия, гуляет молодежь, и отдыхают пожилые граждане.  Весьма символично, но для того, чтобы подняться в храм нужно преодолеть такое препятствие. Особенно сложно преодолеть такое препятствие старикам и детям.

Собор святого николая хельсинки

Внутренняя часть Собора также выполнена в стиле классицизма и по правилам лютеранской церкви. Интерьер лаконичен и сдержанный без лишней изысканности. Ежедневно здесь проходят службы, потому что почти все население Финляндии исповедует лютеранство. Наиболее примечательным элементом внутреннего декора есть люстра, которая спускается с центрального свода Собора. А также орган, который возвышается над входом в храм, во время службы можно послушать органную музыку. В храме есть несколько скульптур исторических деятелей, которые повлияли на лютеранскую церковь. Также есть особое место для проповедей. Кафедра оформлена в форме цилиндра с золотым балдахином.

Собор расположен на возвышении, поэтому всегда пользовался интересом и любовью прихожан. Во время службы здесь можно послушать орган и хор Cantores Minores. Каждый год 6 декабря в Соборе Святого Николая  осуществляется экуменическое богослужение. На мероприятии присутствует президент Финляндии и члены государственного Совета. Особенно яркий день Люсии, который празднуют 13 декабря. Общим голосованием выбирается одна девушка, которая должна преобразиться в роль Люсии и стать Королевой Света. Люсия в белом платье и короной из свечей совершает шествие до центральной площади Хельсинки. Её сопровождают подруги от Соборной к главной площади.

Собор святого николая хельсинки

Собор Святого Николая – визитная карточка столицы. Посетить храм довольно просто и это не займет много времени. Чтобы понять город лучше и прочувствовать его атмосферу, обязательно нужно посетить это место, особенно в празднование дня Люсии. Отдых в Финляндии станет отличным поводом, чтобы посетить самый известный в стране Кафедральный собор.

Адрес на карте

Собор Святого Николая в Хельсинки расположен по адресу:

Посмотреть точное расположение на карте можно ниже:

Как добраться

Добраться до Собора в Хельсинки можно на трамвае – остановка Hallituskatu, № 1, 1A, 7A, 7B. Другой вариант – на собственной машине или пешком, по дороге есть указатель, также можно воспользоваться картой.

Источник: myfinlandia.ru


Categories: Собор

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.