На северной окраине Суздаля, на левом, высоком берегу реки Каменки, расположен огромный Спасо-Евфимиев монастырь (Спасо-Евфимиевский монастырь). В нем отразилась вся непростая история нашего государства. На меня он произвел невероятно сильное впечатление как своим могучим обликом, так и богатой музейной экспозицией.

История Спасо-Евфимиева монастыря

Спасо-Евфимиев монастырь был основан в 1352 году князем Борисом Константиновичем (умер в 1394 году) в качестве форпоста Суздальско-Нижегородского княжества. Первым его игуменом стал святой Евфимий, «духовный собеседник» и сподвижник Сергия Радонежского. Первоначально монастырь назывался Спасо-Преображенским, что отражено в названии монастырского собора. После того, как в 1507 году были обретены нетленные мощи святого Евфимия и утвердилось сначала его местное, а потом и общерусское почитание (1549 год), монастырь стал именоваться Спасо-Евфимиевым (Спасо-Евфимиевским).

В XVI-XVII веках обитель перестраивается в камне. Среди крупных жертвователей того времени — Василий III, Иван Грозный, князья Пожарские и другие. Впрочем, как сообщал Андрей Курбский в письме Ивану Грозному, «А что за городом Суздалем имеется Спасский монастырь, где монахи весьма сребролюбивы и зело пьянственны».


В Смутное время Спасо-Евфимиев монастырь пострадал в результате литовского разорения. Однако обитель быстро оправилась и к концу XVII века монастырь стал одним из самых больших и богатых на Руси. Он владел обширными вотчинами, полями, заставами, лесными угодьями, водоемами. В его собственности находились тысячи крестьян, которые поставляли свою продукцию ко столу монахов и трудились во славу монастыря.

В 1766 году по указу императрицы Екатерины II при монастыре была организована тюрьма. В 1923 году Спасо-Евфимиев монастырь был преобразован в политический изолятор ОГПУ (с 1934 года —  НКВД), в годы Великой Отечественной войны в нём разместилась тюрьма для военнопленных, а после её окончания — колония для несовершеннолетних.

В 1967 году Спасо-Евфимиев монастырь вошел в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Начался трудоемкий процесс реставрации, который не закончен до сих пор. В 1992 году комплекс памятников Спасо-Евфимиева монастыря был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (№ 3310133000).

Давайте познакомимся с этим великолепным монастырем-крепостью поближе.

Крепостные стены и башни

Уже издали замечаешь мощные крепостные стены и башни Спасо-Евфимиева монастыря, сооруженные по всем правилам фортификации. Особенно эффектно они смотрятся со стороны речки Каменки. Впечатление, что эти стены выдержали не одну оборону. Но нет, они были построены в 1660-1664 годах, когда монастырь уже утратил своё оборонное значение. Протяженность стен составляет 1160 метров, насчитывается 12 башен. Это немногим меньше общей длины крепостных валов Суздальского кремля — 1400 метров.


В XX веке их состояние стало критическим: произошло глубинное разрушение контрфорсов, в результате чего на стенах появились огромные трещины и они наклонились. В 2003 году началась уникальная реставрация, благодаря которой укрепления удалось спасти. В фундамент для заполнения пустот закачивался специальный раствор, стены скрепили металлическими связями. Были восстановлены шатровые завершения башен, галереи боевых ходов, кирпичная кладка и отделочная обмазка стен.

В сквере перед массивной проездной башней установлен памятник князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому, выполненный по проекту скульптора Азгура и архитектора Захарова в 1955 году.

За памятником находится проездная башня с двумя киотами, в которых установлены иконы Христа Спасителя и святого Евфимия Суздальского.

Высота проездной башни составляет 22 метра. Она квадратная в плане, её мощь сглажена нарядным декором — суздальским узорочьем. Внутри находятся кассы музея и книжная лавка.

Аптекарский огород и фруктовый сад


Пройдя через проездную башню, мы оказываемся на огромной монастырской территории. Справа за невысокой оградой — Аптекарский огород, где монахи выращивали лекарственные растения. За ним — фруктовый сад. Растениеводство было одним из видом монашеского послушания. В наши дни Аптекарский огород и сад воссозданы заново. Здесь произрастает более 70 видов лекарственных трав, плодовые и ягодные деревья и кустарники. Рядом с ними у крепостной стены находится детская площадка.

Надвратная Благовещенская церковь

Следующее строение на нашем пути — надвратная Благовещенская церковь, построенная в XVI–XVII веках. Она представляет собой бесстолпный одноглавый храм с четырехскатной кровлей, массивной алтарной частью и папертью. В XVI веке это были главные ворота монастыря, впоследствии монастырская территория была расширена. Церковь несколько раз перестраивалась. Свой нынешний облик она приобрела в XVIII веке, сохранились росписи XIX века. Сейчас в ней размещается выставка «Дмитрий Пожарский — национальный герой России».

Братский (келейный) корпус

Справа от Благовещенской церкви расположен Г-образный Братский корпус, где в прошлом размещались кельи монахов. Он был построен между 1628 и 1660 годами. К концу XVII века в монастыре проживало 118 человек братии. Второй этаж был перестроен в XIX веке. В южной части сохранились два сводчатых этажа и балконы-гульбища. Почти 100-метровый Братский корпус оживляют деревянные галереи-крыльца, которые вели в сени и кельи с двух сторон от них и небольшие арочные окна с наличниками. В наши дни помещения отданы под экспозиции «История суздальский монастырей», музей реставрации «Побеждая время» и «Сплетение судеб».

Архимандритский корпус


Слева от Благовещенской церкви расположен двухэтажный Архимандритский корпус, построенный между 1628 и 1660 годами. Первоначально на первом этаже размещались приказ монастырских дел, присутственная камора и монастырский архив, на втором этаже — казённые и приказные палаты, казначейская келья. Архимандритскими палаты становятся лишь к концу XVIII века. В наши дни первый этаж здания занимает выставка «Русская икона XVIII — начала XX столетий», второй — «Книга шести столетий».

Успенская трапезная церковь

К Архимандритскому корпусу примыкает шатровая Успенская трапезная церковь, построенная, по некоторым данным, около 1525 года. Это один из самых ранних памятников шатровой архитектуры в истории древнерусского зодчества. В храме и трапезной палате сохранились фрагменты настенных росписей XVI века.

Здесь проходили литургия с колокольным звоном, молебен святому Евфимию, общая трапеза. В нижнем этаже трапезной палаты размещались различные хозяйственные службы: кухни, хлебные и др. По монастырским преданиям, одно из помещений представляло собой каменный мешок для заключения колодников. Сейчас в здании размещается экспозиция наивного искусства.

Спасо-Преображенский собор


Рядом с Успенской трапезной церковью возвышается огромный многоглавый Спасо-Преображенский собор, построенный в 1594 году. Первоначально это был небольшой деревянный Спасский храм, поставленный над могилой Евфимия Суздальского. В 1507 году старую церковь разобрали по причине ветхости и малых размеров и начали возводить собор, который спустя несколько десятилетий был включен в новый собор в качестве Евфимиевского придела. Своими геометрически ясными формами и многоглавием он напоминал собор Рождества Богородицы в Суздальском кремле.

В XVIII веке вокруг собора была построена галерея-паперть. Во второй половине XIX века с севера пристроили придел Сергия Радонежского. В результате перестроек строгий облик собора, характерный для традиций белокаменной архитектуры Суздаля XII—XIII веков, был значительно искажен.

Высокий иконостас собора был утрачен в XX веке, но, к счастью, уцелели фрески 1689 года работы костромских иконописцев под руководством знаменитого мастера Гурия Никитина (ок.1620-1691). Он известен, в частности, своими росписями Троицкого собора Данилова монастыря в Переславле-Залесском, Архангельского собора Московского Кремля, церкви Воскресения в Ростовском кремле, церкви Ильи Пророка в Ярославле, Троицкого собора Ипатьевского монастыря в Костроме и др., написал немало икон. Помощником Гурия Никитина был Сила Савин, артель насчитывала десять иконописцев. Фрески Спасо-Преображенского собора — последняя или одна из последних работ мастера.


Своды храма покоятся на четырех столпах. Росписи в сводах, парусах и главах изображают Церковь Небесную — «Отечество», архангелов, праотцов, евангелистов и апостолов. На столпах изображены святые, в том числе владимирские князья и «державные персоны» дома Романовых. Тема росписей алтаря — «О Тебе, Благодатная, радуется каждая тварь, ангельский собор и человеческий род». Роспись стен повествует о земной жизни Спасителя, нижний ярус посвящен деяниям апостолов.

Икона на столпе изображает (слева направо) преподобного первого игумена обители Евфимия Суздальского (1316-1404), святителя Дионисия, архиепископа Суздальского (начало XIV века — 1385), по благословению которого был построен монастырь и преподобного Сергия Радонежского (1314?-1391).

Фрески Евфимиевского придела иллюстрируют житие преподобного Евфимия Суздальского. Со всеми подробностями переданы основные вехи жизненного пути святого.

Мавзолей князя Дмитрия Пожарского

С восточной стороны Спасо-Преображенского собора расположен мраморный мавзолей. Трагична его судьба. В прошлом у алтаря Спасо-Преображенского собора находилась родовая усыпальница князей Пожарских и Хованских — усердных вкладчиков обители. В 1858-1885 годах на народные пожертвования над могилой князя Дмитрия Пожарского (1578-1642) был возведен резной мраморный мавзолей с мозаичным панно с образом Спасителя. Проект был выполнен архитектором, профессором Академии художеств А.М.Горностаевым. В 1933 году эту постройку разобрали.


К 2009 году по сохранившимся чертежам и фотографиям мавзолей воссоздали поблизости от прежнего места. В усыпальницу ведет бронзовая дверь с барельефом. Над могилой Пожарского установлен резной крест. Рядом с ним — чудом уцелевший фрагмент фасада старого мавзолея Д.М.Пожарского.

Монастырская звонница и Суздальские звоны

Рядом со Спасо-Преображенским собором возвышается монастырская звонница. Первой по времени здесь является девятигранная столпообразная церковь Рождества Иоанна Предтечи «под звоны», построенная в 1530 году. В 1599 году к ней пристроили ярус звона, представляющий собой арочный пролет на подклете. В 1691 году к нему были добавлены еще два арочных пролета. На звоннице находились 17 больших колоколов, пожертвованные боярами Черемисиновым и Пожарским. Вес самого большого колокола достигал 560 пудов (9172,8 кг).

Звон был особенный, «очепный». Раскачивали не язык колокола, а его тулово, жестко соединенное с деревянным валом, подвижно установленным в стенах. К валу крепили длинный шест (очеп), а к нему — длинный ремень, за который дергали снизу. После революции многие колокола погибли. В 1980-х годах звон восстановили.


В наши дни в начале каждого часа на звоннице проходят концерты колокольных звонов. Кроме того, раз в день (время уточняйте в кассе музея) проводится экскурсия «Суздальские звоны», во время которой можно подняться на монастырскую звонницу, увидеть, как работает профессиональный звонарь и самому попробовать позвонить в колокола.

На звоннице также сохранилась «часовенная палатка», в которой некогда висели колокола, отбивавшие «боевые часы» каждую четверть часа. Часы имели одну стрелку, цифры обозначались буквами кириллицы. В 2004 году они были восстановлены, однако вместо гирь и колоколов установили современный кварцевый механизм.

Тюремный корпус

За Спасо-Преображенским собором расположено самое мрачное место Спасо-Евфимиевого монастыря — тюремный корпус, отделенный от монастырской территории стеной. В 1766 году по распоряжению Екатерины Великой здесь была открыта тюрьма «для безумствующих колодников», в которой содержались лица духовного и светского звания. В 1829 году по распоряжению императора Николая I в тюрьму стали ссылаться только лица духовного звания.


Узниками тюрьмы были декабрист Федор Шаховской, скончавшийся в 1829 году и похороненный на тюремном кладбище, монах-предсказатель Авель, скончавшийся здесь в 1841 году, старообрядческие священнослужители — Алимпий, Аркадий, Конон, Геннадий, лидер секты прыгунов Максим Рудомёткин, старообрядец Фёдор Ковалёв, архангельский благотворитель Василий Рахов, основатель движения чуриковцев Иван Чуриков и другие. Многие заключенные провели в заточении не один десяток лет.

Впервые о существовании тюрьмы в Спасо-Евфимиевом монастыре рассказал А.И.Герцен в романе «Былое и думы»:

Теперь больше в этом монастыре нет политических арестантов, хотя тюрьма и наполнена разными попами, церковниками, непокорными сыновьями, на которых жаловались родители, и пр. Архимандрит, плечистый, высокий мужчина, в меховой шапке, показывал нам тюремный двор. Когда он взошел, унтер-офицер с ружьем подошел к нему и рапортовал: «Вашему Преосвященству честь имею донести, что по тюремному замку все обстоит благополучно, арестантов столько-то». Архимандрит в ответ благословил его. Что за путаница!

В 1905 году по высочайшему указу императора Николая II последние узники тюрьмы были освобождены.


В 1923 году в Спасо-Евфимиевом монастыре был открыт лагерь для «перевоспитания» идейных противников, который находился в ведении ОГПУ (с 1934 года — НКВД). В 1935 году он был преобразован в тюрьму особого назначения НКВД. Помимо тюремного корпуса, заключенных размещали в «белом корпусе» — здании бывших монастырских келий. «Суздальская бастилия» известна меньше, чем Соловки, но она была не менее страшна. По воспоминаниям заключенных в ней, «внутренняя тюрьма на Лубянской площади кажется раем».

Среди узников «Суздальской бастилии» были ученые с мировым именем: экономист, автор теории экономических циклов Николай Дмитриевич Кондратьев (1892-1938), биолог Алексей Григорьевич Дояренко (1874-1958). Через Суздальский политизолятор прошли митрополит Петр Крутицкий (1862-1937), епископ Александр Боярский (1885-1937), экономист Леонид Юровский (1884-1938), коммунистические и комсомольские деятели Владимир Невский (1876-1937), Мартемьян Рютин (1890-1937), Лазарь Шацкин (1902-1937), Иван Смирнов (1881-1936) и другие.

В 1940-1941 году политизолятор был преобразован в фильтрационный лагерь для интернированного Чешского легиона, с 1943 года — лагерь для военнопленных. Здесь провел несколько месяцев фельдмаршал Фридрих Паулюс, находились итальянские офицеры, принимавшие участие в битве под Сталинградом и другие. Итальянец Джузеппе Басси запечатлел в своих рисунках облик монастыря и события лагерной жизни.

В 1946 году лагерь был вновь преобразован, на этот раз в детскую колонию при МВД, в которой сначала содержались мальчики, а потом — девочки. В 1961 году её посетил первый космонавт Юрий Гагарин. В наши дни в бывшем Тюремном корпусе размещена огромная экспозиция, которая знакомит с трагической историей Суздальской тюрьмы.

Больничные покои и Никольская церковь

Двигаясь дальше, мы попадем в Больничные покои при Никольской церкви и бесстолпную одноглавую Никольскую больничную церковь, построенные в 1669 году той же артелью мастеров, которая строила и монастырские стены. В сводчатом зале на первом этаже находилась трапезная, на втором этаже — больничные покои. Сейчас здесь размещается экспозиция «Золотая кладовая», в которой представлены произведения прикладного церковного искусства из драгоценных металлов и камней.

Киворий

Еще одна постройка на территории монастыря, о которой стоит упомянуть — это киворий, который находится напротив Братского корпуса. Рядом с ним расположены информационные щиты с фотографиями, рассказывающие о реставрации монастыря.

Закрытая территория

Часть территории монастыря закрыта для посещения — там продолжается реставрация и находятся хозяйственные постройки.

«Блинная» и боевой ход

Мы обошли практически весь монастырь. По всей территории расставлены лавочки, около входа — «Блинная», где можно недорого и вкусно поесть. Неподалеку находится лестница на галерею боевого хода.

Смотровая площадка около Спасо-Евфимиева монастыря

После посещения монастыря стоит пройти на смотровую площадку, расположенную на высоком берегу реки Каменки. Отсюда открываются великолепные виды на Суздаль.

На другом, низком берегу Каменки виднеется Свято-Покровский женский монастырь, основанный в 1364 году при князе Дмитрии Константиновиче. Как и Спасо-Евфимиев монастырь, Покровский монастырь был одним из крупнейших на Руси. Вероятно, на ранних этапах своего существования оба монастыря имели единое хозяйство. С XVI века сюда ссылали опальных цариц и женщин знатных боярских фамилий.

Источник: anashina.com

Так получилось, что Спасо-Евфимиев монастырь стал конечным пунктом нашего путешествия по Суздалю и его окрестностям. И несмотря на то, что мы уже немного устали и были пресыщены разной информацией, монастырь произвел на  нас сильное впечатление. Впечатлило все — и его история, и архитектура, и интересные музейные экспозиции. Из-за ограничения во времени нам удалось посмотреть далеко не все, поэтому наш рассказ не претендует на исчерпывающую полноту.


Сразу оговоримся, Спасо-Евфимиев монастырь не действующий. Сейчас это музейный комплекс, входящий в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника. История  монастыря насчитывает более 600 лет. В 1352 году  монахом нижегородского Печерского монастыря Евфимием по просьбе суздальско-нижегородского князя Бориса Константиновича была основана Преображенско-Суздальская обитель. Прп. Евфимий сам выбрал для нее место на высоком берегу реки Каменки. Как сообщается в его житии, пробыв настоятелем монастыря 52 года, он умер в 1404 году глубоким старцем в возрасте 88 лет и здесь же был похоронен. В 1507 году при восстановлении  монастыря после пожара,  были обретены нетленные мощи прп. Евфимия. В 1549 году прп. Евфимий Суздальский был канонизирован, а монастырь переименован в Спасо-Евфимиев. Благодаря вкладам суздальско-нижегородских и московских князей в XVI – XVII вв. был возведен каменный архитектурный ансамбль, сохранившийся до наших дней. В него входят Спасо-Преображенский собор (1594), монастырская звонница (XVI-XVII вв.), Благовещенская надвратная церковь (XVI-XVII вв.), Успенская трапезная церковь (XVI в.), Никольская церковь с корпусом больничных покоев (1669), архимандритский корпус (XVII в.), братский келейный корпус (XVII-XIX вв.), тюремный корпус (XVIII в.), крепостные стены с 12 башнями (XVII в.)


Самая высокая монастырская (проездная) башня имеет высоту 22 метра. Башня богато украшена декоративными элементами,  в ее массивном основании проделаны две проездные арки. Сейчас здесь вход в музей, книжная лавка и билетная касса. В 60-е годы XIX века, когда возникла угроза обрушения башни, были проведены работы по ее укреплению. В советское время башня использовалась в качестве водонапорной. В начале 1980-х годов было проведено еще одно ее серьёзное инженерное укрепление и реставрация. Перед входом установлен памятник князю Дмитрию Пожарскому, прах которого покоится в родовой усыпальнице на территории монастыря.


За проездной башней  открывается внутренний дворик и вид на Святые врата с Благовещенской надвратной церковью. Святые врата служили  входом в монастырь до того, как были возведены каменные крепостные стены.  В настоящее время в Благовещенской церкви размещается экспозиция «Дмитрий Пожарский — национальный герой». Дорожка от Святых врат ведет к основной части архитектурного ансамбля монастыря — Спасо-Преображенскому собору, звоннице и Успенской трапезной церкви.

Спасо-Преображенский собор — главный храм Спасо-Евфимиева монастыря. В 1511 году на месте пострадавшей во время пожара Спасо-Преображенской церкви здесь, над могилой прп. Евфимия, была возведена  маленькая бесстолпная Спасская церковь. На сегодняшний день это древнейшее из сохранившихся каменных монастырских сооружений.  В 1594 году к ней было пристроено здание большого четырёхстолпного собора, а церковка переименована в Евфимиевский придел (он расположен с юго-восточной стороны собора). Во второй половине XIX века с противоположной стороны к храму пристроен придел прп. Сергия Радонежского.

На стенах собора — монументальная живопись 1689 года, до этого храм не был расписан. К сожалению, первоначальный иконостас храма утрачен. Уникальные фрески созданы артелью костромских иконописцев под руководством Гурия Никитина — одного из лучших мастеров того времени. Во второй половине XIX века фрески Никитина были поновлены, а с конца 1970-х годов велась работа по раскрытию первоначальной росписи, которая к настоящему времени почти завершена.

В Соборе покоятся мощи св. прп. Евфимия Суздальского. Сень и рака с мощами преподобного примыкает к стене Евфимиевского придела, недалеко от места, где находилось его первоначальное захоронение. В Евфимиевском приделе выставлена одна из ценностей собора — мозаичная икона «Спас Вседержитель» (1867-1869) с фронтона мавзолея Дмитрия Пожарского.


У мавзолея непростая история. Княжеский род Пожарских, имея владения в Суздальской земле, был тесно связан со Спасо-Евфимиевым монастырем: здесь была их родовая усыпальница с часовней, здесь были похоронены родители Дмитрия Пожарского, сюда он приезжал помолиться перед битвой за Москву с поляками и литовцами, здесь он был похоронен апреле 1642 года. В XVIII веке после указа Екатерины II о секуляризации монастырских земель, усыпальница была разорена разгневанной братией, часть плит пущена в ход как строительный материал. Тогда же была разрушена и часовня. Новый мавзолей был построен в 1885 году. Более пяти лет собирались средства (добровольные пожертвования) на его строительство. Была собрана огромная по тем временам сумма — 75 тысяч рублей. Строительство продолжалось более 25 лет. Мавзолей представлял собой очень красивое, величественное сооружение из белого итальянского мрамора. В 1933 году усыпальница вновь была разорена, часть мраморных плит вывезена в Москву (по некоторым свидетельствам, их использовали для отделки станции Московского метрополитена). Практически все иконы и прочее внутреннее убранство было утрачено. В 1974 году на месте усыпальницы была установлена плита с барельефом Д.М. Пожарского. В наши дни разрушенный мавзолей XIX века воссоздан по сохранившимся чертежам, обмерам и фотографиям. Его торжественное открытие состоялось 4 ноября 2009 года. На главном фасаде установлена копия мозаичной иконы Спаса Вседержителя. Памятник-часовня поставлен не на месте прежнего мавзолея, а немного дальше от апсид собора. Там, где он находился раньше, установлен памятный каменный крест.


Еще одно уникальное монастырское строение — звонница. Она состоит из нескольких построенных в разное время зданий. Самое древнее из них — девятигранная столпообразная церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи (нач. XVI в.). Позднее (XVI—XVII вв.) к ней была пристроена трёхпролетная галерея звонов. Церковь и галерея соединены башенкой-«часозвоней», где размещены часы с боем. В настоящее время звонница имеет 17 колоколов (колокола XVI в. не сохранились). Напротив звонницы находится Успенская трапезная церковь (1525) с примыкающими к ней архимандритским корпусом.


В братском корпусе размещается несколько музейных экспозиций, самая большая из них — «История суздальских монастырей», рассказывающая о хозяйственной, просветительской и благотворительной деятельности местных монастырей. Русские монастыри, особенно в средние века служили опорой княжеской власти, нередко участвовали в исторически значимых событиях, обладали большим духовно-нравственным авторитетом.  Суздаль был одним из крупнейших религиозных центров с большими монастырями, которые использовались не только в качестве крепостей, но и как культурные и образовательные центры. До появления книгопечатания в некоторых монастырях занимались перепиской книг. В XVI веке создателем житийной литературы в Суздале был монах Спасо-Евфимиева монастыря Григорий. Им написаны жития основателя монастыря Евфимия, Евфросинии Суздальской, суздальского епископа Иоанна. Книгохранилище Спасо-Евфимиева монастыря имело полный состав богослужебных книг, многочисленные проповеднические и нравоучительные сочинения. В женских монастырях, как правило, занимались различным рукоделием: вышивкой, вязанием, плетением кружев и т.п.


Существует в истории Спасо-Евфимиева монастыря и мрачная страница. В 1766 году по распоряжению императрицы Екатерины II в монастыре была учреждена тюрьма. В XIX веке здесь находились в заточении декабрист Ф. Шаховской, монах-предсказатель Авель, епископы-старообрядцы. Последние узники тюрьмы были освобождены указом императора Николая II в 1905 году. В 1923 году Спасо-Евфимиев монастырь был ликвидирован, на его территории разместился СЛОН — Суздальский лагерь особого назначения. По свидетельствам очевидцев условия содержания здесь были не менее суровые, чем в Соловецком лагере. Через него прошли многие  политические деятели, священнослужители,  экономисты и др., осужденные по политическим статьям. В годы Второй Мировой войны на этой территории был фильтрационный лагерь и лагерь для военнопленных. В 1946 году лагерь был преобразован в детскую колонию при МВД. Сейчас в бывшем Тюремном корпусе находится большая экспозиция «Суздальская тюрьма. Летопись двухвековой истории».


Уже двигаясь к выходу, мы посетили еще одну монастырскую достопримечательность — «Аптекарский огород». Он находится недалеко от проездной башни, справа от входа. «Аптекарские огороды», предназначенные для выращивания лекарственных трав, начинают создаваться по всей России с XVI века, после открытия по указу царя Иоанна Грозного Аптекарского приказа. Согласно историческим данным в XVIII веке Спасо-Евфимиев монастырь имел обширное садовое хозяйство с Аптекарским огородом. Уход за огородом было одним из монашеских послушаний.

Ну и напоследок не удержались, прошлись по крепостным стенам.

Наш рассказ о других  замечательных местах древнего Суздаля можно почитать здесь. Продолжение следует …

Источник: kaliki.ru

История

Монастырь основан в XIV веке и продолжал достраиваться вплоть до XIX века. С момента основания, монастырь — мужской. Своё название он получил в честь первого игумена — святого преподобного Евфимия Суздальского, призванного в Суздаль основателем монастыря, князем Борисом Константиновичем.

Его деревянные стены стали защитой от врагов. В XVI—XVII вв. собор реконструировали: сделали белокаменным — в таком виде он и сохранился до наших дней. Правда, новые стены уже не знали боевых сражений: набеги на город прекратились. Соответственно, нынешние стены ансамбля монастыря стоят уже около IV–V веков, помнят многих и многое.

Возведение новых масштабных построек в XVI—XVII вв. оказалось возможным только при помощи больших пожертвований состоятельных жителей страны. Свой материальный вклад в обновление монастыря внесли даже Иван Грозный и его отец, великий князь Василий III.

Главный храм монастыря — Спасо-Преображенский собор. Сейчас с трудом верится, что он постепенно вырастал из маленькой церквушки. Особенно интересно то, что по сей день стены собора хранят фрески XVI века с фасадов здания и росписи XVII века от знаменитых мастеров Гурия Никитина и Силы Савина.

В 1642 г. с восточной стороны собора в фамильном некрополе был похоронен князь Дмитрий Пожарский, наиболее известный как герой борьбы с польско-литовскими войсками. Его род делал вклад в развитие местных территорий.

Романовы тоже не обделили вниманием это место. В 1837 году монастырь посещал цесаревич Александр Николаевич, а 16 мая 1913 года в честь празднования 300-летия дома Романовых сюда заезжали Николай II и великие княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия.

Затем случилась революция 1917 года. Эти времена оказались самыми сложными для религиозных сооружений. Спасо-Ефимовскому собору повезло: его не снесли, а адаптировали под современные нужды. Так началась новая история монастыря.

После революции здесь размещались в разное время и воинские части, и тюрьма для политзаключенных (она была возведена еще при Екатерине II), и даже концлагерь. Во время Великой Отечественной войны здесь был оборудован лагерь для военнопленных. После победы в 1945 году в стенах храма основали колонию для девочек. Историю об этих заключениях рассказывают сейчас на экскурсиях в тюремном корпусе.

В 1967 году монастырь, наконец, вновь признали культурным памятником, и начали реставрировать. Последняя глобальная реставрация ансамбля пришлась на 2001—2008 гг. Сейчас он часть Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

В 1991 г. белокаменный Спасо-Евфимиев монастырь включили в список мирового наследия ЮНЕСКО. В наши дни любой желающий может добраться до Суздаля и прикоснуться к богатой и противоречивой русской истории.

Архитектурный ансамбль

Здания Спасо-Евфимиева монастыря состоят из белого камня, ни одно из них не похоже на другое, у каждого своя история, своя специфика, выстроенная за века:

  1. Фамильный некрополь князей Пожарских. Его несколько раз разбирали, а в конце XX века вовсе снесли и оставили только памятную плиту. В 2008 году была построена точная копия, основанная на архивных документах. На месте некрополя когда-то был захоронен Дмитрий Пожарский.
  2. Спасо-Преображенский собор. Настоящая жемчужина монастыря. Веками он рос из маленькой деревянной церквушки до живописного собора. Здесь находятся росписи мастеров конца XVII века — одна из главных экспозиций монастыря.
  3. Никольская больничная церковь. Находится с востока от Спасо-Преображенского собора. Представляет собой скромный стационар для монастырской братии. Здесь питались и молились монахи, которым нездоровилось. Сейчас в здании размещен музей «Золотая кладовая».
  4. Монастырская звонница. Уникальное здание со сложной структурой построения. Разнообразно украшенная галерея звонов из трех пролетов, приближенная к псковской архитектуре. На башне, соединяющей столп и аркаду, размещен пустой круг, вероятно, предназначенный для часов (хотя некоторые исследователи интерпретируют его символическим образом).
  5. Благовещенская надвратная церковь. Когда-то монастырь имел менее широкие границы. Вероятно, в эти времена данное здание исполняло роль въездной башни. Самая красивая часть церкви — южная. Паперть украшают 5 живописных окон с висящими «бусинами» и резными перспективными килевидными наличниками.
  6. Успенская трапезная церковь. Это хозяйственное здание, однако туристов привлечь ему есть чем. Церковь интересна не только своей архитектурой, но и структурой: несколько хозяйственных этажей показывают, как был устроен быт людей давних времён.
  7. Братский келейный корпус. Здесь жили монахи. Здание поделено на несколько секций, в каждой по две комнаты-кельи. Фасады украшены аскетично-скромным образом: только оконными наличниками с кокошниками и пилястрой на южной стороне.

Весь огромный комплекс Спасо-Евфимиева монастыря охватывают высокие стены разной высоты, которые венчают башни монастыря (насчитывается 12 башен). Именно они указывают на то, что мужской монастырь был вынужден существовать в боевой готовности.

Более подробно о каждом объекте можно узнать на экскурсиях в Суздале или на официальном сайте монастыря.

«Золотая кладовая»

Золотая кладовая — экспозиция, разместившаяся в стенах Никольской больничной церкви, входящей в состав Спасо-Евфимиева монастыря. Здесь собраны различные произведения древнерусского декоративно-прикладного искусства: украшения, иконы, посуда. Всего в «кладовой» выставлено более 500 экспонатов.

Все предметы выставки обладают редкой ценностью, причём не только исторической (возраст некоторых изделий составляет более 1000 лет). Многие изделия изготовлены из серебра и золота или богато украшены природными камнями. Каждый гость монастыря может посетить выставку и увидеть, как жили состоятельные люди прошлых веков и на что были способными руки древних мастеров.

Как добраться до Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале

Спасо-Евфимиев монастырь находится в северной части города Суздаль. Добраться до него можно несколькими способами из двух соседних крупных городов: из Москвы и из Владимира.

Автомобиль. Из Москвы на автомобиле следует ехать по автомагистрали М-7 в сторону Владимира. После въезда во Владимир нужно повернуть влево, на объездную дорогу с указателем на Иваново; по ней едете до указателя на Суздаль, затем снова поворачиваете налево. Время пути — около 4 часов.

Маршрут из Москвы до Спасо-Евфимиева монастыря по автомагистрали — Google Maps

Автобус. Из Москвы до монастыря можно добраться автобусами «Москва — Суздаль» или «Москва — Иваново» — они ходят от Щелковского автовокзала (станция метро «Щёлковская»). Кроме этого, можно садиться на любой автобус до Владимира, затем делать пересадку на Владимирском автовокзале на автобус до Суздаля.

Поезд. С Курского вокзала (станция метро «Курская») можно сесть на поезд до Владимира, а затем на автобус, который курсирует здесь раз в полчаса. Можно и заказать такси, в городе действуют популярные службы Uber, Яндекс.Такси, Gett и другие. Время пути от Владимира до Суздаля — около 40 минут.

Видео о Спасо-Евфимиеве мужском монастыре

Источник: www.tourister.ru

Долго я подбиралась к этой теме. Она последняя в цикле о Суздале.Суздаль. Спасо-Евфимиев мужской монастырь.Часть 1.

Среди бесценных архитектурных памятников Суздаля особое место занимает ансамбль Спасо-Евфимиевского  монастыря. Чудный таинственный город-крепость был построен на высоком  берегу Каменки как форпост Суздаля в 1352 году. У стен этой обители оживают «преданья старины глубокой», возникает чувство причастности  к судьбам своих далёких предков.Суздаль. Спасо-Евфимиев мужской монастырь.Часть 1.

При подъезде к нему справа видится Смоленская церковь.Суздаль. Спасо-Евфимиев мужской монастырь.Часть 1.

Эта церковь была построена на рубеже 17-18 вв. и служила храмом для ремесленников, трудившихся в расположенном в нескольких десятках метров Спасо-Евфимиевом монастыре. Позднее рядом построили церковь Симеона Столпника, а еще позже — колокольню.Суздаль. Спасо-Евфимиев мужской монастырь.Часть 1.

Вот по этому переходу и пойдем к главному входу в бывший монастырь. Спасо-Евфимиев мужской монастырь расположен на левом берегу реки Каменка в северной части Суздаля. Основан в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем. Первоначально монастырь был Спасским, позже стал называться Спасо-Евфимиевым в честь первого игумена монастыря — святого преподобного Евфимия Суздальского.
Он был нижегородцем (род.в1316г., впоследствии преподобный Евфимий Суздальский чудотворец) и в 1330-х годах был воспитанником и затем сподвижником монаха Киево-Печерского монастыря (ныне лавры) Дионисия (впоследствии св.Дионисий), который пришел с несколькими иноками в Нижний Новгород и ископал в трех верстах от города на склоне высокого правого берега Волги пещеру, где и поселился. Затем здесь Дионисий основал Вознесенский Печерский монастырь, ставший важнейшим духовным и культурным центром Суздальско-Нижегородского княжества.
Первый игумен монастыря — Евфимий — был в начале XVI века канонизирован. Его мощи хранились в монастыре.Суздаль. Спасо-Евфимиев мужской монастырь.Часть 1.

Суздаль. Спасо-Евфимиев мужской монастырь.Часть 1.Первые постройки монастыря были деревянными. Существующий прекрасный ансамбль сформировался в XVI — XVII вв.Суздаль. Спасо-Евфимиев мужской монастырь.Часть 1.

Организация этого монастыря, одновременно с Покровским, расположенным рядом через речку Каменку, не является случайной. Перенеся свою столицу на берега Волги в Нижний Новгород, суздальские князья решили укрепить восточные границы и подступы к Московскому княжеству крепостными сооружениями.
Как видно из письма Андрея Курбского Ивану Грозному, монастырь в то время находился за городом Суздалем. «А что за городом Суздалем имеется Спасский монастырь, где монахи весьма сребролюбивы и зело пьянственны». В настоящее время монастырь вместе со своими слободами находится в границах города в северной части.Суздаль. Спасо-Евфимиев мужской монастырь.Часть 1.

Он расположен на крутом берегу реки Каменки. Его могучие стены с бойницами и разнотипными высокими башнями эффектно выделяются своей розоватой окраской среди берегов, отражаясь в глади реки. Вот так он выглядит сверху. Фото из инета.Суздаль. Спасо-Евфимиев мужской монастырь.Часть 1.

Во время объединения Суздальского княжества возникла необходимость в создании защитного форпоста. Так монастырь становится крепостью-обителью, оберегая город с западного направления. В истории обители много печальных страниц. Здесь князь Василий Темный проиграл сражение с мощным войском казанского хана Улу-Мухамеда. Много лет монастырь выполнял миссию обороной защиты города. Однако, многочисленным отрядам интервентов не раз удавалось наносить сокрушительные удары на окрестные города и села.Суздаль. Спасо-Евфимиев мужской монастырь.Часть 1.

Входная башня, фото 1912 года.Суздаль. Спасо-Евфимиев мужской монастырь.Часть 1.

Иконы над входом.Суздаль. Спасо-Евфимиев мужской монастырь.Часть 1.

Двенадцать башен, из которых одна двадцатидвухметровая — входная — с двумя пролетами, представляют уникум в архитектуре Суздаля. Из-за стен выглядывают завершения расположенных на территории монастыря памятников архитектуры: большие и малые шатры, звонница и трапезная, массивные купола Преображенского собора, «луковица», покрытая деревянной чешуей надвратной церкви. Крепостное ограждение монастыря построено в 1660—1664 годах.

Крупнейший феодал-крепостник, монастырь обладал обширными вотчинами, пожнями, мостовыми заставами, лесными угодьями, водоемами. Подвластные ему монастыри занимали 94 десятины земли. Подчиненных крестьянских и бобыльских дворов числилось 1665, где проживали обложенные всевозможными податями 6375 крестьян только мужского пола. Большинство из них принимали участие в строительстве крепостных стен. В 1669 году была построена Никольская церковь с больничными палатами.

Из монастырской описи 1701 года видно, что в объемистых погребах и многочисленных хозяйственных постройках хранились обильные запасы. Так, только одной рыбы находилось в запасе: «232 связки сушеной белой рыбы, 540 лытей (связка по 12 рыб) черной рыбы, 2170 вяленых лещей, 32 кади (по 9 мер) щук, 40 калуг, 216 севрюг, 25 пудов икры, 255 белорыбиц, 20 лососей. Кроме того, было 25 пудов меду, 68 пудов коровьего масла, 31 ведро постного масла, 576 пудов соли».

Крестьянское население облагалось и другими видами поборов. На стол монастырской братии, которых было 113 человек, крестьяне ближайших вотчин должны были приносить за лето: масла коровьего — 71 пуд, яиц — 13100 штук, грибов — 71 четверть, груздей — 158 ведер, орехов — 26 четвертей.

Под монастырскими стенами на берегу Каменки и оврага «Дебрь» стояло двенадцать больших сараев, конный завод, в котором находилось: стоялых жеребцов — 5, ногайских коней — 28, меринов — 48, табунных «свиреп» — 42 и 6 «свиреп» ногайских. Под стенами монастыря образованы две слободы, называемые «Скучилихами», в которых проживали крестьяне, вывезенные из подвластных вотчин.

Внутри монастырской ограды находятся следующие памятники: Спасо-Преображенский собор (1591—1594), Надвратная Благовещенская церковь (через нее вход) XVI—XVII вв., Успенская трапезная церковь (рядом со Спасо-Преображенским собором) XVI—XVII вв., звонница XVI—XVII вв., Никольская церковь с больничным корпусом (1664), келейный корпус XVII—XVIII вв., дом архимандрита XVI—XVII вв., тюремный корпус «Крепость» (1764), могила Дмитрия Пожарского.Суздаль. Спасо-Евфимиев мужской монастырь.Часть 1.

Вид изнутри монастыря на входную башню.

Это более ранние фото.Суздаль. Спасо-Евфимиев мужской монастырь.Часть 1.

Главная проездная башня в высоту достигает двадцати двух метров и доминирует с южного фасада стены. В ее массивном прямоугольном в плане объеме проделаны две проездные арки, в которых сейчас располагаются книжная лавка и билетная касса музея. В ее декоре совмещаются строгость и узорочье; над почти абсолютно гладкой нижней частью в верху башни в изобилии размещены бойницы и кирпичные украшения: наличники, колонки, карнизы, пояски. Венчает башню четырехскатная крыша. В эту крышу в XVIII веке ударила молния, но восстановили ее нескоро, только в 1860г.Суздаль. Спасо-Евфимиев мужской монастырь.Часть 1.Суздаль. Спасо-Евфимиев мужской монастырь.Часть 1.

Прочие башни украшены гораздо скромнее, но разнообразие их форм не может не оживлять общего вида стен. Выходящие на берег реки башни проще и скромнее; напротив, с восточной части стены, выходящей к городу, башни декорированы более нарядно, с зубцами и широкими лопатками.
Стенам монастыря не пришлось выполнять свою оборонительную функцию: к тому времени, когда они были построены, нападения на город прекратились.

Надвратная Благовещенская церковь (первая половина XVIIв.) — массивный, впечатляющий памятник монастырского зодчества. Вероятно, она была въездной башней до времени постройки новой крепостной стены с башнями.Суздаль. Спасо-Евфимиев мужской монастырь.Часть 1.

Между Главной Проездной башней и Надвратной Благовещенской церковью расположен справа по ходу Аптекарский огород, который я очень люблю посещать, приезжая в Суздаль.Суздаль. Спасо-Евфимиев мужской монастырь.Часть 1.

Суздаль. Спасо-Евфимиев мужской монастырь.Часть 1.

Сейчас он (осень) практически весь убран, но кое-что еще осталось.Суздаль. Спасо-Евфимиев мужской монастырь.Часть 1.

Тут же прорыт колодец и для полива и для воды, если случилась осада.Суздаль. Спасо-Евфимиев мужской монастырь.Часть 1.

Суздаль. Спасо-Евфимиев мужской монастырь.Часть 1.

Рядом за оградой находится и плодовый сад.Суздаль. Спасо-Евфимиев мужской монастырь.Часть 1.

Слива.Суздаль. Спасо-Евфимиев мужской монастырь.Часть 1.

Подняла паданку, оказалась вкусная и медовая. Давно таких яблок не пробовала.Суздаль. Спасо-Евфимиев мужской монастырь.Часть 1.

Но пройдемся за Надвратную церковь.Суздаль. Спасо-Евфимиев мужской монастырь.Часть 1.

Основание надвратной церкви исследователи относят к началу XVII века (по другим источникам – даже к концу XVI века). В городской описи 1628-1629гг. церковь уже упоминается как каменная двухшатровая. К 1722г. она уже названа пятиглавой — за эти сто лет здание претерпело существенные изменения. Позднее церковь была перестроена в одноглавую. В ней два арочных проезда — под центральной частью – больший, и меньший – под высоко поднятой папертью. Паперть украшена пятью красивыми окнами с висячими «бусинами» и резными перспективными килевидными наличниками. Сама церковь декорирована главным образом с южной стороны, считавшейся, вероятно, парадной. Между двумя окнами помещен киот для иконы, убранной оттуда в советское время и сейчас снова помещенной на место. С востока к основному четверику примыкает массивная трехапсидная алтарная часть. 

Далее идет Братский корпус справа.Суздаль. Спасо-Евфимиев мужской монастырь.Часть 1.

Братский корпус (XVIIв.) — двухэтажное каменное здание, вытянувшееся параллельно северной стене монастыря, Г-образное в плане. Здесь располагались кельи монахов.Суздаль. Спасо-Евфимиев мужской монастырь.Часть 1.

Наиболее старыми постройками (первая половина XVII века) являются, по результатам исследований И.А.Столетова, южный двухэтажный корпус и весь первый этаж. Келейная архитектура секционного типа довольно редка для построек такого назначения. Здание поделено на несколько секций, состоящих каждая из трех каменных клетей — сеней и двух жилых комнат.Суздаль. Спасо-Евфимиев мужской монастырь.Часть 1.

Фасады здания украшены скромно, главным образом оконными наличниками с кокошниками, а также пилястрой на южном фасаде.Сегодня там находятся музейные экспозиции.Суздаль. Спасо-Евфимиев мужской монастырь.Часть 1.

А справа от Братского корпуса торчат пни многовековых вязов. От старости они представляли угрозу и их постепенно спилили, но можете представить по пням какие это были вековые деревья.Суздаль. Спасо-Евфимиев мужской монастырь.Часть 1.

Источник: zhiznteatr.mirtesen.ru


Categories: Собор

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.