Первый храм в честь Исаакия Далматского возник в нашем городе в 1710 году. Находился он рядом с Адмиралтейской верфью, на Адмиралтейском лугу. В первые годы после своего основания Петербург строился на скорую руку, и Исаакиевская церковь не стала исключением.

Она даже не была зданием специальной постройки. Просто к бывшему чертежному амбару пристроили колокольню со шпилем, да небольшую главку над алтарной частью, и церковь была готова.

Церковь эта простояла не так уж долго, но успела войти в историю. Именно здесь 19 февраля 1712 года состоялось публичное венчание Петра I и Екатерины, будущей императрицы Екатерины I.

Сколько строили исаакиевский собор
Церковь Исаакия Далматского. 1710 год. Литография с рисунка О. Монферрана.

Маленький деревянный храм не соответствовал величию столицы, и в 1717 году в присутствии Петра была заложена новая, теперь уже каменная Исаакиевская церковь. Располагалась она примерно на том месте, где сейчас стоит Медный всадник.


Проект ее разработал архитектор Георг Иоганн Маттарнови. Через несколько месяцев после закладки храма он умер, и церковь строили сразу несколько архитекторов: Н.Ф.Гербель, М.Г.Земцов, Г.Киавери, Д.Трезини. В 1727 году в присутствии Екатерины I церковь была освящена.

К сожалению, сохранилось очень мало изображений, по которым мы могли бы представить себе внешний вид этого здания. Судя по документам, оно представляло в плане равноконечный греческий крест. К однокупольному храму примыкала 40 метровая трехъярусная колокольня, которую украшали куранты.

Петр I специально заказал в Европе двое башенных часов — для колоколен Петропавловского собора и Исаакиевской церкви. Да и сам силуэт храма в панораме города напоминал Петропавловский собор.

И эта церковь тоже играла важную роль в истории Петербурга: согласно указу Петра I именно в ней принималась присяга «чинами Адмиралтейства и офицерами Балтийского флота».

Сколько строили исаакиевский собор
Макет второй Исаакиевской церкви хранится в Исаакиевском соборе.

Однако и она простояла очень недолго. Причин этому было две. Во первых, место для строительства было выбрано неудачно. Из-за близости к Неве почва под храмом не отличалась устойчивостью, и вскоре в стенах появились трещины.

Второй же напастью стал огонь. Церковь дважды горела, в результате пожаров сгорел деревянный купол над алтарной частью, железная кровля с перекрытием обрушилась внутрь здания, были повреждены шпиль и часы на колокольне.


Невезучее здание пытались спасти: его ремонт занял более десяти лет. Но церковь продолжала разрушаться, и в 1758 году было решено разобрать ее и построить новую.

Указ, вышедший 15 июня 1761 года, гласил: «при строении Исаакиевской церкви быть архитектору Савве Чевакинскому».

В 1762 году Чевакинский представил в Сенат проект храма и смету на его постройку. Именно Савва Иванович выбрал для Исаакия то место, на котором он стоит в наши дни. Но в 1767 году Чевакинский подал в отставку, и его сменил Антонио Ринальди, который разработал свой собственный проект.

Сколько строили исаакиевский собор
Проект третьего Исаакиевского собора Антонио Ринальди.

Самое лучшее представление о проекте Ринальди мы можем составить по модели, хранящейся в музее Академии художеств. Основной объем храма венчается куполом, который окружают четыре ажурные башенки-звонницы.

С запада к зданию примыкает трехъярусная колокольня. По проекту Ринальди храм должен был быть целиком облицован цветным мрамором — сибирским и олонецким.

Известный искусствовед и историк архитектуры В.Я.Курбатов писал в 1913 году: «Будь закончен Исаакий Ринальди, мы имели бы несравненный образчик зодчества совершенной эпохи барокко». Но, увы, судьба этого великолепного проекта оказалось печальной.


Средств на строительство в истощенной российской казне постоянно не хватало, и храм возводился черепашьими темпами. К 1796 году, когда на престол вступил Павел I, храм довели только до карниза.

26 декабря 1796 года Павел распорядился остановить отпуск средств на строительство собора. Драгоценный мрамор, собранный для его облицовки, отправили на украшение Михайловского замка.

Казалось, собор так и не будет достроен, но в марте 1797 года Павел поручает архитектору Винченцо Бренна довершить его возведение, однако ограничившись минимально возможными средствами. Наконец, 30 мая 1802 года, в присутствии уже следующего императора, Александра I, храм был освящен.

Сколько строили исаакиевский собор
Третий Исаакиевский собор по проекту архитектора В. Бренна на гравюре И. А. Иванова. 1816 год.

Винченцо Бренна был талантливым архитектором, но что он мог сделать в таких условиях? Волей-неволей пришлось строить собор одноглавым, а колокольню ограничить двумя ярусами. Понятно, что ни о какой мраморной облицовке речь уже не шла.

Наиболее точно ситуация со строительством собора была выражена в эпиграмме, ходившей тогда по Петербургу: «Сей памятник двух царств, обоим им приличный: основа его мраморна, а верх его кирпичный!»

Третий храм в честь святого Исаака также прослужил недолго. 9 апреля 1816 года, во время пасхального богослужения, отсыревшая штукатурка рухнула со сводов на правый клирос и «падением своим сделала сильный удар и в народе содрогание». После этого храм закрыли.


Собор, построенный Ринальди и Бренна, вышел откровенно неудачным. И вскоре всем стало очевидно, что на таком ответственном месте требуется куда более красивый храм.

Уже в 1809 году был объявлен архитектурный конкурс на лучший проект Исаакиевского собора. Еще один такой конкурс был проведен через четыре года. Но, хотя состязались такие выдающиеся архитекторы, как Ч.Камерон, Дж.Кваренги, А.Д.Захаров, А.Н.Воронихин, Ж.Ф.Тома де Томон, Л.Руска, В.П.Стасов, братья Михайловы, удовлетворительного результата конкурсы не дали. Мешало выдвинутое Александром I требование сохранить существенную часть старого храма (как минимум алтарную часть).

Тогда Александр I решил пойти другим путем. В 1816 году он обратился к одному из своих приближенных, известному инженеру генералу Августину Бетанкуру с просьбой рекомендовать ему архитектора. Как раз незадолго до этого в Петербург прибыл молодой французский зодчий Огюст Монферран.

Сколько строили исаакиевский собор
Анри Луи Огюст Рикар де Монферран — архитектор, строитель Исаакиевского собора и Александровской колонны в Санкт-Петербурге.

Он был зачислен в качестве старшего чертежника в возглавляемый Бетанкуром Комитет по делам строений и гидравлических работ, и Бетанкур решил «для пробы» поручить Монферрану разработать проект реконструкции собора.


Монферран понимал, что ему выпал шанс, который бывает только раз в жизни. В спешном порядке он создал двадцать четыре проектных варианта, выполненных в миниатюре в самых различных стилях: индийском, китайском, готическом, древнеримском, древнегреческом, ренессансном…

Рисунки были переплетены в альбом и поднесены Бетанкуром императору с просьбой «один из рисунков удостоить своим выбором». Альбом произвел требуемое впечатление (к сожалению, в архивах он не сохранился), и Александр I поручил Монферрану разработать проект собора. Проект был утвержден в феврале 1818 года, а с весны уже началось и строительство.

Однако утвержденный проект был откровенно недоработан (так, например, в комплекте чертежей отсутствовал поперечный разрез) и имел серьезные недостатки. Поэтому, когда проект опубликовали в печати, архитектор Антуан Модюи подверг его резкой критике.

Используя свои чертежи и расчеты, он доказывал, что собор, спроектированный Монферраном, рухнет. Возражения Модюи сперва пытались спустить на тормозах, однако он обратился к императору напрямую, и в феврале 1822 года строительство было приостановлено (продолжалась только заготовка материалов).

В 1824 году был проведен конкурс на лучшее исправление проекта Монферрана. В конкурсе на общих основаниях принял участие и сам Монферран, доработавший собственный проект и в результате победивший.


Сколько строили исаакиевский собор
О. Монферран. Проект Исаакиевского собора. Фасад, вариант. 1825 г.

Впрочем, и эти изменения были не последними. Позднее Монферран дорабатывал свой проект в 1835 м (изменились конструкции портиков, а круглые боковые башни превратились в квадратные колокольни) и в 1837–38 годах (изменился проект купола: кирпичные своды заменила легкая и прочная конструкция из металла).

Сколько строили исаакиевский собор
О. Монферран. Проект Исаакиевского собора. Фасад, вариант. 1835 г.

Возведение собора растянулось почти на 40 лет, так что у наших соседей, финнов, даже появилась поговорка: «Строится так же долго, как Исаакиевский собор».

О значимости строительства говорил тот факт, что членами Комиссии по перестройке Исаакиевского собора, осуществлявшей административное руководство, были самые высокопоставленные чиновники. А на всех наиболее важных этапах возведения собора присутствовали император и члены императорской фамилии.

На гигантское сооружение не жалели средств. На одну только архитектурную модель собора (ту, что хранится в музее Академии художеств) было потрачено 80000 рублей! А сам собор (причем без учета драгоценной церковной утвари) обошелся России в гигантскую сумму 23256852 рубля 80 копеек.


Сколько строили исаакиевский собор
Вид строящегося Исаакиевского собора в 1838 г. Литография Ф.Бенуа.

Для сравнения, на возведение Троицкого (Измайловского) собора было затрачено всего около двух миллионов рублей — меньше, чем обошелся один только фундамент Исаакия.

После церемонии освящения храма, состоявшейся 30 мая 1858 года, Исаакиевский собор стал главным храмом Российской империи. Горячие споры вызывала принадлежность храма, ведь Церковь настаивала, чтобы собор был передан в ее ведение. Вопрос этот был передан на рассмотрение особой комиссии под руководством ректора Академии художеств.

Было решено, что Церкви будет не под силу содержать столь дорогой храм и обеспечить ему достойный уход способно только государство. Поэтому Исаакиевский собор был передан в ведение Министерства путей сообщения и публичных зданий (а с 1871 года — в ведение Министерства внутренних дел).

На поддержание собора в надлежащем виде не жалели средств. Причт Исаакия был больше, чем во всех остальных храмах Петербурга: протоиерей, 3 священника, ключарь, протодиакон, 2 диакона, 2 иподиакона, 5 псаломщиков, 2 пономаря, просвирня, 50 певчих и шестнадцать звонарей.

В большинстве храмов России причт жил на деньги от приходских доходов и на проценты с капитала, пожертвованного на храм, но причт Исаакиевского собора состоял на казенном жаловании. Кроме Исаакия казенное жалование получал причт только трех соборов Петербурга: Морского Богоявленского (Никольского), Троицкого и Смольного, но жалование в Исаакиевском соборе было выше примерно в 3–4 раза.


А всего на содержание собора выделялось в год 68858 рублей (не считая разовых дополнительных затрат). При этом в ведении причта собора оставлялись также и все сборы («кружечные», «свечные», «кошельковые»).

Сколько строили исаакиевский собор
Северный фасад Исаакиевского собора. Литография Ф. Бенуа по рисунку О. Монферрана. 1845 г.

После Октябрьской революции из собора изъяли многочисленные ценности (было вывезено около 50 кг золота, свыше двух тонн серебра и множество драгоценных камней), но сам храм оставался действующим.

Однако обеспечивать гигантскому собору надлежащий уход без помощи государства община, естественно, была не в силах. Поэтому в 1928 году договор с церковной двадцаткой был расторгнут и храм передали Главнауке.

С 1928 по 1931 год в соборе провели ремонт, одновременно в храме открылся антирелигиозный музей, одной из главных достопримечательностей которого стал маятник Фуко, демонстрировавший вращение земли.

Собор сильно пострадал в годы блокады. Хотя прямых попаданий снарядов в храм не было, но фасады и наружные колонны испещрены следами от их осколков, а купол одной из звонниц был пробит авиабомбой.

Однако самый тяжелый урон храму нанесли не снаряды, а зима. Неотапливаемый собор промерз насквозь, на стенах выступил иней, и весной, во время его таяния, был нанесен огромный ущерб росписям.


Сколько строили исаакиевский собор

Более всего была испорчена фреска Бруни «Адам и Ева в Раю», красочный слой которой смылся полностью. К несчастью, никаких фотографий или эскизов фрески не сохранилось, так что реставраторам пришлось просто нарисовать ее заново, подражая манере Бруни.

Первое богослужение в соборе после более чем шестидесятилетнего перерыва состоялось в 1990 году. И в наши дни Исаакий совмещает сразу две функции — храма и музея.

Источник: architectstyle.livejournal.com

Предшественники современного храма

Назван храм в честь византийского монаха, жившего в IV веке н.э. – Исаакия Далматского, почитаемого церковью за дар предвидения. День его памяти, 30 мая, совпадает с днем рождения Петра Великого, который почитал святого небесным покровителем.

Первая церковь

По указанию императора для 10 тысяч человек, работающих на Адмиралтейских верфях, к 1710 году соорудили деревянную церковь. На Адмиралтейском лугу под храм приспособили чертежный амбар – одноэтажное деревянное здание, на крыше которого возвели колокольню со шпилем и маленьким куполом с крестом.


Для обустройства храма в честь почитаемого святого царь пожертвовал личные иконы, и с 1710 года велись службы. 19 февраля (1 марта) 1712 года в наспех построенной и пропитанной корабельной смолой церкви при залпах с бастионов Петропавловской крепости Петр I обвенчался с женой Мартой Скавронской (Екатериной Алексеевной – Екатериной I). Церковь, оказавшуюся тесной для развивающегося города, вскоре разобрали.

Вторая церковь

Каменную постройку начали в 1817 году в 20 метрах от берега Невы. Петр лично заложил первый камень нового собора. Строили церковь в стиле «петровского барокко» по проекту знаменитого зодчего петровской эпохи Георга Маттарнови.

Штукатурные фасады без декора, окна с ямбургским стеклом, сводчатые кирпичные перекрытия и восьмигранный купол, а также стройная колокольня с часами-курантами – все сближало церковь с Петропавловским собором. Лукообразный шпиль с флюгером – позолоченным ангелом, держащим крест, дополнял сходство.

Возведение завершилось через 10 лет. Архитекторы менялись, работы приостанавливались. Богослужения в новом храме, несмотря на недоделки, начались в 1722 году. В 1723 году по указу Петра в храме торжественно принимали присягу чины адмиралтейства и флота.

До окончания строительства Петр Великий не дожил. Фундамент церкви размывался Невой, дорогостоящие ремонты вынудили городской Сенат искать новое место для храма, признав предыдущее неудачным.

Третья церковь

Третий собор решили строить подальше от коварной Невы. Место для храма утвердила императрица Екатерина II. Строительство доверили архитектору императорского двора Антонио Ринальди, который разработал проект пятикупольного храма сложной конструкции, облицованного мрамором. Собор заложили 8 августа 1768 года, но строительство остановилось. Императрица умерла, а придворный архитектор отбыл на родину.

Достраивали храм при Павле I. Проект в корне изменили: на роскошном мраморном основании, построенном Ринальди, соорудили надстройку из кирпича с одной главкой. Убогое сооружение выглядело нелепо и не соответствовало статусу города. В 1802 году собор освятили, но всем было ясно, что храм не украшает Петербург.

Инженерное чудо

В 1809 году Александр I объявил конкурс проектов на строительство нового храма – красивого, монументального, величественного. Проект Исаакиевского собора одобрили только в 1818 году. Должность «императорского архитектора» получил француз Огюст Рикар де Монферран, который изготовил и передал Николаю I, лично курирующему строительство, 24 проекта будущей церкви. Царь одобрил план пятиглавого храма с колоннами и портиками, который строили 1818-1858 годы.

19 век, Собор открыли

Исаакиевский собор – образец позднего классицизма, в котором проявились новые направления: неоренессанс, эклектика и византийский стиль. Архитектурный вид храма не характерен для русского храмостроения. Вес собора 300 тысяч тонн, самое тяжелое здание в Петербурге. Высота 101,5метра, ширина 100 метров, диаметр купола 28,5 метра. Внутренняя площадь 4000 квадратных метра, храм вмещает 12000 человек.

Особенности строительства

При строительстве собора использовали оригинальные и дерзкие для своего времени технологии. Для болотистого грунта здание было необычайно тяжелым: потребовалось вбить в основание фундамента 12 000 просмоленных сосновых свай. Здесь покоится 7-метровый гранитно-каменный фундамент сплошной кладки.

В каменоломнях финского побережья, у Выборга, строители вырубали гранитные колонны. Каменотесы изобрели способ извлечения монолитных глыб: сверлили в породе отверстия, вставляли в них клинья и били, пока в камне не появлялась трещина.

В трещину вставляли железные рычаги с кольцами, сквозь которые продевали канаты. Затем 40 человек тянули за них, постепенно выламывая гранитные блоки. Доставляли камни к месту строительства по рельсовым путям, хотя железных дорог в России тогда не было.

Монферран установил 17-метровые колонны до сооружения храмовых стен, что раньше не делалось. С помощью спроектированных лесов 114-тонные колонны, завернутые в войлок, за 45 минут ставились вертикально. На подъем первой колонны с портретом Александра I приехала императорская семья, собрались жители города и иностранцы. Установка 48 колонн заняла два года и завершилась в 1830 году.

Монферран

Храмовые стены толщиной 5 метров покрывали мрамором с внутренней и внешней стороны. Мрамором закрывали и перекрытия кирпичных сводов с железными каркасами. В стенах собора создавались ходы вентиляции, для естественного освещения предназначались световые галереи.

Работа с куполом храма

Купол храма отлили из смеси металлов: чугуна, железа и бронзы с медью, что облегчило вес, и обшили листами позолоченной меди. Внутри купола для улучшения акустики поместили 10000 керамических горшков. В 1841 году на смонтированное купольное основание подняли 24 колонны весом 64 тонны каждая, для того чтобы установить вокруг купола.

Купол храма

Каждую колонну поднимали вверх по специально разработанной схеме. На золочение колонн потратили 100 кг червонного золота. Колоннада собора – самая высокая обзорная площадка в центре города. Купол собора виден с Финского залива.

400 тысяч крепостных по 16 часов в день в будни, праздники и воскресенья работали на стройке века. Четверть крепостных строителей погибла при несчастных случаях и болезнях. К 1842 году собор возвели, потратив 32 миллиона серебряных рублей. Впереди – отделка сроком на 16 лет. Освятили собор 30 мая 1858 года и открыли для служб.

Долгострой XIX века

Долгострой создавался Монферраном 40 лет. По легенде, прорицатель предсказал архитектору смерть после возведения храма, якобы поэтому зодчий не спешил со строительством. Действительно, Монферран не прожил и месяца после окончания работ.

Легенда гласит, что Александр II, осматривая храм, заметил среди скульптур святых, поклоном приветствующих Исаакия Далматского, самого Монферрана с поднятой головой. Отметив гордыню архитектора, император якобы не подал ему руки и не поблагодарил за работу, отчего зодчий расстроился, слег и умер.

Архивное фото 19 века

Монферран завещал похоронить себя в Исаакиевском соборе, но император не дал согласия. Гроб с телом архитектора обнесли вокруг собора, и вдова похоронила мужа в Париже. Так никому не известный на родине француз архитектор Огюст Рикар де Монферран создал шедевр мировой архитектуры, ставший символом Санкт-Петербурга.

Фасад храма

Собор представлен в виде четырехугольника с грандиозным куполом посередине. В каждом углу – колокольня. Стены с колоннадами и портиками, изготовленными из цельного гранита. Здание украшает 112 монолитных гранитных колонн неодинаковых размеров. Стены облицованы светло-серым мрамором.

На углах и вершинах фронтонов статуи 12 святых апостолов – ближайших учеников Иисуса Христа. Вершины увенчаны статуями евангелистов, авторов первых 4 книг Нового завета об учении и жизни Христа. По углам собора коленопреклоненные ангелы держат в руках факелы, в которых до 1917 года зажигали газовые горелки, что потрясало воображение прихожан. Напротив собора, в центре Исаакиевской площади, установлен памятник императору Николаю I.

3Д-макет

Главный колокол украшен обликом Исаакия и пятью медальонами с изображением русских государей – от Петра I до Николая I. Фасадный декор смотрится выразительно и монументально: фронтонные барельефы, статуи ангелов, оформление наружных дверей подчеркивают величие Исаакиевского собора. Каждая из архитектурных деталей храма глубоко символична. Фасады украшены неповторимыми скульптурными сюжетами.

Скульптура на фасаде

Северный фасад

Северный фасад демонстрирует воскресение Христа. В центре рельефного фронтона – поднявшийся из гроба Христос, справа и слева – ангелы, а за ними – перепуганные стражники и потрясенные женщины. Углы фронтонов украшены статуями апостолов Иоанна, Петра и Павла. На дверях и нишах – рельефные изображения святых и сцен из библии.

Фасад храма

Апостол Петр – с ключами от врат Царства небесного. Он исцелял расслабленных и воскрешал мертвых, шел по волнам моря вместе с Иисусом. Свою веру доказал мученической смертью: при императоре Нероне его распяли вниз головой.

Апостол Павел – с мечом, символом ревностного служения Иисусу Христу. Совершил немало чудес и претерпел много страданий: в Риме при императоре Нероне апостолу отрубили голову.

Евангелист Иоанн, по преданию, завещал ученикам, чтобы погребли его живым, что и было исполнено. Вскоре могилу вскрыли, но тела апостола там не оказалось – подобно Иисусу Христу он воскрес из мертвых.

Западный фасад

На западном фасаде – барельефная сцена встречи императора Феодосия и Исаакия Далматского, символ единения небесной и мирской власти. В лице Феодосия изображен император Николай I, императрица Александра Федоровна – в лице жены Феодосия, а митрополит Серафим – в лице Исаакия Далматского. Тут и сам Монферран, держащий в руках свое детище-храм.

Монферран с храмом в руках

Дополняют оформление скульптуры апостолов Фомы, Марка и Варфоломея. Фома с удивленным выражением лица: он склонен к маловерию, в воскресенье Христа поверил, только дотронувшись до него. Варфоломей изображен с крестом и скребком, которым с него содрали кожу и повесили вниз головой. Евангелист Лука изображен со львом, символом мудрости и отваги. Проповедуя учение Христа, он принял мученическую смерть в Александрии.

Барельефы на фасаде

Южный фасад

На южном фасаде – рельефная сцена «Поклонение волхвов». В центре – Мария с младенцем, сидящая на троне, ее окружают пришедшие на поклон волхвы. Справа около Марии, чуть склонив голову, стоит Иосиф. Слева – ребенок, в руках которого ларец с подношениями.

Барельф, Мария младенцев

Скульптуры апостолов Андрея, Матфея, Филиппа и сцены из Нового завета украшают фасад. Андрей проповедовал учение Христа во многих странах, даже в Русской земле. Его распяли на кресте особой формы, в виде буквы Х, который с тех пор называют Андреевским. В России он считается покровителем флота. При Петре Великом учредили Андреевский флаг и Орден Святого апостола Андрея Первозванного.

Рядом с Андреем – апостол Филипп, скромный и незаметный, проповедовал Евангелие в Скифии и принял смерть, распятым на кресте. Евангелист Матфей – с ангелом за спиной, символом чистоты деяний и помыслов. Принял мученическую смерть за Христа: избив камнями, его обезглавили.

Восточный фасад

Восточный фасад, выходящий на Невский проспект, украшен барельефом императора Валента и Исаакия Далматского. Святой преграждает путь византийскому государю, пророча ему скорую гибель, за что Исаака сковывают цепями и отправляют в тюрьму.

На фронтонах – скульптуры апостолов Луки, Иакова, Симона. Иаков – брат евангелиста Иоанна, решительный и непобедимый в вере, он пострадал быстрее прочих. Его обезглавили в Иерусалиме.

Симон, брат Андрея, изображен с пилой в руках – символом мучений, которые испытывали апостолы. Евангелист Лука изображен с тельцом, символом святости завета. Проповедовал в Ливии, Египте, Македонии, принял мученическую смерть, распят на оливковом дереве.

Интерьеры храма

Исаакиевский собор – единственный собор, в отделке которого использовано много природного цветного камня. Камнерезные работы выполнены с величайшим мастерством. Стены и пол выложены плитами из русского, французского, итальянского мрамора. Стены облицованы белым мрамором с отделочным панно из зеленого и желтого мрамора, яшмы и порфира. При отделке использовано 16 тонн малахита, 500 кг лазурита, 400 кг золота, 1000 тонн бронзы.

Исаакиевский собор внутри

Собор изнутри расписывали маслом, но высокая влажность мешала работе. Масляную роспись заменили мозаичными панно из смальты. Живописные и мозаичные картины лучших художников, посвященные библейским и евангельским сюжетам, украсили храм. Коллекция состоит из 103 стенных росписей и 52 картин на холсте, созданных русскими мастерами: Огюст Монферран был против привлечения к работе иностранных художников.

Над северными дверями – роспись «Чудесное насыщение пятью хлебами пяти тысяч голодающих». Главный купол украшен росписью «Богоматерь во славе» работы Карла Павловича Брюллова.

Сюжет росписи площадью 816 квадратных метров – молящаяся Богоматерь с предстоящими Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом. Рядом с ними – святые покровители дома Романовых. Композицию плафона венчает посеребренная скульптура голубя – символа Святого Духа. Под куполом на стальном тросе на 80-метровой высоте парит полутораметровая фигура голубя.

Карл Брюллов, расписывавший купол, поплатился жизнью. Во время работы на лесах простудился, заболел – лечение за границей не помогло, художник умер.

Восхищает мастерство мозаичистов: издали мозаика смотрится, как живопись, структура полотна видна лишь вблизи. 62 мозаики украшают храм, в том числе:

  • Тайная вечеря;
  • Бичевание;
  • Поцелуй Иуды;
  • Несение креста.

Роскошь внутреннего убранства

Иконы

Иконы расположены в богато орнаментированных мраморных рамах в 20 нишах. Под ними – на бордовом мраморе поясняющие надписи золоченой бронзой. Работа профессора Флорентийской академии художеств Чезаре Муссони «Крещение Господа», В. Сазонова «Блудный сын» и «Милосердие самарянина», работы кисти К. Штейбена «Святые праведные Иоаким и Анна», «Распятие».

Иконы

Кисти известного художника Т.А.Неффа принадлежат полотна:

  • Рождение Богоматери;
  • Сошествие Святого Духа на апостолов;
  • Вознесенье Господне;
  • Введение Богоматери в храм;
  • Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня;
  • Иисус посылает свой образ Авгарию;
  • Покров Пресвятой Богородицы.

Стены и окна

Стены, из плоскости которых выступали 12 статуй ангелов, облицованы белым мрамором. Все скульптуры в храме выполнены из меди. Через высокие арочные окна в собор льется умиротворяющий свет, отражаясь в меди, играет, создавая торжественную и праздничную обстановку.

Между фигурами ангелов – живописное изображение 12 апостолов кисти художника Басина. Окно главного алтаря украшено изготовленным в Германии витражом воскресшего Спасителя.

Окна под куполом

Витраж – нетипичный элемент русской церковной архитектуры. Во время богослужений, когда открываются царские врата, перед прихожанами возникал образ Христа, будто спускающегося с небес. Торжественность и трепет явлению придавало освещение витража газовыми горелками: на фоне языков пламени фигура Иисуса Христа оживала.

Алтарь и иконостас

В храме три алтаря. Главный посвящен Исаакию Далматскому, алтарь справа – святой великомученице Екатерине, левый – святому благоверному князю Александру Невскому. Иконостас главного алтаря облицован белым мрамором, украшен колоннами из уральского малахита в стиле русской мозаики.

Царские врата украшены двумя колоннами из афганского лазурита и скульптурной группой «Христос во славе». В таком количестве лазурит не использован нигде в мире. В храме установлен маятник Фуко, показывающий, что земля вертится.

Советский период храма

В 1918 году собор передали в ведение народного комиссариата. В 1922 году изъяли все ценности – 48 кг золота, 2 тонны серебра. В апреле арестовали протоиерея, а здание передали Главнауке. В 1931 году в Исаакиевском соборе открыли антирелигиозный музей.

Во время Великой Отечественной войны собор серьезно пострадал, в его подвалах хранились ценности из пригородных дворцов.

Исаакиевский собор внаши дни

В 1963 году завершилась послевоенная реставрация. Музей атеизма перенесли в Казанский собор. В центр купола возвращена фигура голубя, символизирующая Святой Дух. Здание собора в ведении Русского Музея. Здесь бюст Огюста Монферрана, выполненный из 43 пород минералов и камней, что использовали при строительстве храма.

Восстановленные барельефы

В 1990 году в храме совершил Божественную Литургию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.Сегодня богослужения проводятся регулярно по воскресеньям и праздничным дням. Стоит вопрос о передаче собора русской православной Церкви.

Источник: ArchitectureGuru.ru

f46f968558ddaf009d3b6ab4a1bf70d093f38532.jpg

Исаакиевский собор, который уже 150 лет является самым большим и красивым храмом Петербурга, а также одним из главных символов города, строили четыре раза.

Первый, деревянный, Исаакиевский храм заложили в 1707 году в день рождения царя, который совпадал с днем памяти святого Исаакия Далматского, – отсюда и название. «Император недаром решил почтить именно его — он родился в день святой памяти преподобного, 30 мая по юлианскому календарю». Его переделали из чертежного амбара, находившегося рядом с Адмиралтейством. Здесь, в наспех построенной сырой и пропитанной корабельной смолой церкви, венчались в 1712 году Петр I и Марта Скавронская (Екатерина I).

Первая Исаакиевская церковь. Литография с рисунка О. Монферрана. 1845 год.jpg
Первая Исаакиевская церковь. Литография с рисунка О. Монферрана. 1845 г.

Вторая Исаакиевская церковь, в камне, была заложена в 1717 году, так как первая к тому времени уже обветшала. Церковь строилась в стиле «петровского барокко» по проекту видного зодчего петровской эпохи Г.И. Маттарнови. Новая церковь очень напоминала Петропавловский собор архитектурным решением и высоким шпилем. Летом 1735 года удар молнии вызвал пожар в церкви и она серьёзно пострадала.

Вторая Исаакиевская церковь.jpg
Вторая Исаакиевская церковь

В конце своего царствования императрица Екатерина II взялась возродить собор, однако ставить его было решено на новом месте, за спиной знаменитого «Медного всадника», памятника Петру. Строительство доверили итальянскому зодчему Антонио Ринальди, но Ринальди заболел и уехал на родину, а вскоре скончалась и Екатерина II. Ее сын, император Павел I, поручил завершить сооружение храма другому итальянцу ‑ Винченцо Бренне.

Третий Исаакиевский собор. Проект А. Ринальди третьего Исаакиевского собора. Литография с рисунка О. Монферрана..jpg
Проект А. Ринальди третьего Исаакиевского собора. Литография с рисунка О. Монферрана

Третий Исаакиевский собор по проекту Антонио Ринальди.jpg
Третий Исаакиевский собор, достроенный В. Бренна. Литография XIX в.

Собор не соответствовал парадному облику северной столицы, и в 1809 году император Александр I объявил о его перестройке. На этот раз ставилась задача сделать Исаакий главной церковью и украшением Петербурга. Был объявлен конкурс на лучший проект. В нем приняли участие известные зодчие А.Н. Воронихин, А.Д. Захаров, В.П. Стасов, Ч. Камерон, Т. де Томон, Д. Кваренги и многие другие. Основное условие конкурса — требование Александра I сохранить в новом храме алтари предшествующего. Царь считал, что сносить их было бы «оскорбительным для памяти основателей». Однако, прекрасно понимая, что компоновка в одном сооружении новых и старых частей неизбежно приведет к неравномерной осадке здания и вызовет его разрушение, все участники конкурса предлагали полностью снести старый собор. Царь с этим не согласился. Ни один из конкурсных проектов им одобрен не был.

В 1816 году был создан Комитет по делам строений и гидравлических работ, призванный превратить Петербург в парадный представительный город. Император дал распоряжение подготовить предложения по перестройке Исаакиевского собора и подобрать для этого архитектора. Выбор пал на только что приехавшего в Россию из Франции Огюста Монферрана. 20 февраля 1818 года Александр I утвердил его проект и назначил автора придворным архитектором. Проект дорабатывался еще несколько лет и в марте 1825 года получил Высочайшее одобрение.

В строительстве Исаакиевского собора принимали участие архитекторы А.П. Брюллов (брат Карла Павловича Брюллова) и Н.Е. Ефимов, А.И. Штакеншнейдер, А.И. Кракау, И.А. Монигетти и другие.

Северный фасад Исаакиевского собора. Литография Ф. Бенуа по рисунку О. Монферрана. 1845 г..jpg
Северный фасад Исаакиевского собора. Литография Ф. Бенуа по рисунку О. Монферрана. 1845 г.

Начавшееся в 1818 году строительство растянулось на сорок лет и осуществлялось при трех императорах — Александре I, Николае I и Александре II. За это время в нем приняли участие почти 500 000 человек: каменотесов, плотников, камнерезов, лепщиков, кузнецов, скульпторов и живописцев.

Вид на строительство Исаакиевского собора в 1838 г..jpg
Вид на строительство Исаакиевского собора в 1838 г.

Исаакиевский собор в лесах. Литография Байо по рисунку О. Монферрана. 1845 г..jpg
Исаакиевский собор в лесах. Литография Байо по рисунку О. Монферрана. 1845 г.

Для грандиозного сооружения, задуманного Монферраном, требовался надежный сплошной фундамент, поскольку возводился он на болоте. В дно котлована было забито около 11 тысяч просмоленных сосновых свай длиной 6,5 метров диаметром 25-30 сантиметров. Промежутки между ними заполнили древесным углем и утрамбовали до твёрдости камня. На сваи в два ряда уложили гранитные плиты, выше — кладку из камня, связанного специально приготовленным известковым раствором. На этой мощной опорной подушке и строился собор. Работы по сооружению фундамента собора продолжались пять лет, в них приняли участие около 125 000 человек.

Строительство Исаакиевского собора.jpg
Леса для установки колонн. Лист из альбома О. Монферрана. 1845 г.

Четыре фасада собора были украшены портиками с монолитными гранитными колоннами, которые вырубались на каменоломне Пютерлакс (недалеко от Выборга) и по воде доставлялись на баржах к месту строительства.

Выгрузка и перекатывание колонны на Адмиралтейской набережной. Тонированная литография А. Кювилье и В. Адама по рисунку О. Монферрана. 1845 г..jpg
Выгрузка и перекатывание колонны на Адмиралтейской набережной. Тонированная литография А. Кювилье и В. Адама по рисунку О. Монферрана. 1845 г.

Установка этих 112 монолитных колонн вызвала восхищение современников – их поднимали вручную, при помощи деревянных лесов. Монферран принял неординарное архитектурное решение: установить колонны до возведения стен.

Вид северного портика Исаакиевского собора. Литография Бенуа по рисунку Монферрана. 1845 г..jpg
Вид северного портика Исаакиевского собора. Литография Бенуа по рисунку Монферрана. 1845 г.

Колонны Исаакиевского собора.jpeg
Колонны Исаакиевского собора

После возведения основания купола собора в 1837 году вокруг него установили 24 гранитные колонны массой более 60 тонн каждая. Монферран предложил заменить традиционную кирпичную кладку купола металлическими конструкциями, что давало возможность облегчить верхнюю часть здания и ослабить его неравномерную осадку.

10426.jpg

57642.jpg

Купол облицевали позолоченными медными листами. Медь золотили с 1835 по 1843 год необычным способом. Листы меди покрывали амальгамой (сплавом золота и ртути) и, нагревая их над жаровнями, выпаривали ртуть. Золочение каждого листа делали трижды. Подобный метод позволил сохраниться позолоте купола собора без повреждений на протяжении более чем полутора веков. На золочение куполов ушло 100 килограмм золота. Позолоченные купола православных храмов встречаются достаточно часто, но золоченый купол Исаакиевского собора по своим размерам единственный в своем роде не только в России, но и в мире. Диаметр купола — более 25 метров.

Металлический каркас главного купола. Литография с рис. О.Монферрана. 1845.jpg
Металлический каркас главного купола. Литография с рис. О. Монферрана. 1845 г.

Строительство Исаакиевского храма стало школой новых технологий, многие из которых использовались впервые, в том числе рельсовый путь, легкий металлический купол и широкое применение в декоративном убранстве гальванопластики.

На внутреннее убранство собора пошло 400 кг золота, 16 тонн малахита, 500 кг лазурита и тысяча тонн бронзы. Было отлито около 300 статуй и горельефов, мозаика заняла площадь 6,5 тысяч кв. метров. Слабый запах благовоний, который улавливается в соборе, источают малахитовые пластинки, украшающие колонны главного алтаря. Мастера скрепляли их специальным составом, куда входило миро — освящённый состав из елея (масла) и благовонных трав и веществ.

Церемония освящения и открытия храма состоялась 30 мая 1858 года, в присутствии императора Александра II, членов царской фамилии и хора из 1200 певчих. Исаакиевский собор стал главным кафедральным храмом России.

Общий вес всего Исаакиевского Собора равен 300 тысяч тонн
Площадь Собора составляет 4000 квадратных метра
Одновременно в Соборе могут находиться 7500 человек
Общий вес золотого убранства — 100 килограмм
Вес верхней колоннады – 67 тонн
Всего в Соборе насчитывается 103 настенные росписи.

Торжественная церемония открытия.jpg
Церемония освящения Исаакиевского собора 30 мая 1858 г. Литография

Панорама внутреннего убранства собора.jpg
Панорама внутреннего убранства собора

К. П. Брюллов. Богоматерь в окружении святых. Плафон главного купола. Фигуры 12 апостолов в барабане купола написаны П. А. Басиным по картонам Брюлло…
К.П. Брюллов. Богоматерь в окружении святых. Плафон главного купола. Фигуры 12 апостолов в барабане купола написаны П.А. Басиным по картонам Брюллова

Колонны из зеленого малахита.jpg
Колонны из зеленого малахита

05-768x536.jpg
Главный иконостас

В связи с тем, что Исаакиевский собор строился необычайно долго, в Петербурге ходили слухи о намеренной задержке стройки, поскольку главному архитектору Исаакиевского собора, Огюсту Монферрану, было предсказано, что он будет жив до тех пор, пока строится собор. Возможно, это случайное совпадение, но через месяц после окончания строительства Исаакиевского собора, ставшего делом всей жизни архитектора, Огюст Монферран скончался. В связи с этим, в петербургском фольклоре появились различные версии происшедшего. Многие из них ссылаются на неприязненное отношение императора Александра Второго к архитектору. Якобы, во время освящения Исаакиевского собора кто-то обратил внимание Александра на горельеф западного фронтона.

Огюст Монферран на фронтоне собора.jpg
Огюст Монферран на фронтоне собора

Здесь Монферран оставил своеобразный автопортрет, изобразив себя среди группы святых и своих современников с макетом собора в обнимку. Причём, все персонажи склонили голову, приветствуя Святого Исаакия Далматского, и лишь Монферран держит голову прямо. Государю это настолько не понравилось, что, проходя мимо Монферрана, он даже не поприветствовал его и не сказал ему ни слова благодарности за работу. Архитектор не на шутку расстроился, ушёл домой до окончания церемонии освящения, заболел и через месяц — скончался. Монферран завещал похоронить его в своём главном детище, Исаакиевском соборе, но Александр это пожелание не одобрил. Поэтому гроб с телом архитектора обнесли вокруг храма, отпели его в костёле Святой Екатерины на Невском, после чего вдова увезла его в Париж.

Вскоре после революции Исаакиевский собор был разграблен. Только в мае 1922 года власти изъяли из собора 45 килограммов золотых изделий, 2230 килограммов — серебряных украшений, около 800 драгоценных камней.

История музея начинается с 1928 года, когда в Исаакиевском соборе была открыта выставка «История строительства Исаакиевского собора». Посетители могли увидеть чертежи, рисунки, модели, связанные со строительством храма документы Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта, Русского музея, Академии художеств и Ленинградского центрального архива, а также портреты архитектора О. Монферрана, художников К.П. Брюллова, Ф.А. Бруни и П.В. Басина.

Бюст архитектора Огюста Монферрана, выполненный из 43 пород минералов и камней — всех, что использовали при строительстве храма.jpg
Бюст О. Монферрана. Скульптор Фолетти. 1850-е гг. Выполнен из 43 пород минералов и камней — всех, что использовали при строительстве храма

12 апреля 1931 года в Исаакиевском соборе был установлен и запущен маятник Фуко. Тогда это назвали триумфом науки над религией, так как маятник доказывал вращение Земли. С показа опыта с самым большим в мире маятником Фуко в храме был открыт Государственный антирелигиозный музей.

В 1937 году Исаакиевский собор получил статус памятника, а музею был определен историко-художественный профиль. В годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда в Исаакиевский собор для сохранения перевозятся экспонаты музеев города и пригородных дворцов Петродворца, Павловска, Пушкина и Гатчины. После войны, вместе с подготовкой к открытию, в соборе проводились ремонтные и реставрационные работы, которые начались в 1945 году и продолжались до 1963 года.

Послевоенная экспозиция Исаакиевского собора включала следующие разделы: «Исаакиевский собор как историко-художественный и архитектурный памятник»; «История постройки Исаакиевского собора»; «От собора к музею»; «Маятник Фуко», который был демонтирован лишь 12 апреля 1986 года. С тех пор он находился в хранилище музея-памятника Исаакиевского собора.

Маятник Фуко в Исаакиевском соборе Ленинграда. 1978.jpeg
Маятник Фуко в Исаакиевском соборе Ленинграда. 1978 г.

В 2016 году маятник, забавлявший туристов, опять достали из закромов советского атеизма — ровно через 75 лет после установки и 30 лет после демонтажа. Сотрудники музея сообщают, что на прежнее место — под купол — маятник подвешен не будет. Но, вполне вероятно, скоро экспонат вынесут на улицу — для всеобщего обозрения. В центре купола, где раньше крепился трос, возвращена фигура голубя, символизирующая Святой Дух.

1..jpg

5..jpg

В 1990 году (впервые с 1922 года) в храме совершил Божественную литургию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 2005 году было подписано «Соглашение между Государственным музеем-памятником «Исаакиевский собор» и Санкт-Петербургской Епархией о совместной деятельности на территории объектов музейного комплекса», и сегодня богослужения проводятся регулярно по праздникам и воскресным дням.

Источник: taen-1.livejournal.com

В конце своего царствования императрица Екатерина II взялась возродить собор, однако ставить его было решено на новом месте, за спиной знаменитого "Медного всадника", памятника Петру. Строительство доверили итальянскому зодчему Антонио Ринальди, но Ринальди заболел и уехал на родину, а вскоре скончалась и Екатерина II. Ее сын, император Павел I, поручил завершить сооружение храма другому итальянцу ‑ Винченцо Бренне.

В 1816 году во время богослужения с потолка храма рухнул огромный кусок штукатурки, вызвав ужас среди верующих. Здание явно нуждалось в серьезном ремонте. Однако следующий император, Александр I, предпочел решить проблему кардинально и приказал перестроить собор. На этот раз ставилась задача сделать Исаакий главной церковью и украшением Петербурга. Был объявлен конкурс на лучший проект.

С последним строительством Исаакиевского собора связана вся жизнь выдающегося французского архитектора Огюста Монферрана. Именно он представил на конкурс проект, поразивший воображение монарха. Монферрану и было доверено возводить новый Исаакий. Начавшееся в 1818 году строительство растянулось на сорок лет и осуществлялось при трех императорах ‑ Александре I, Николае I и Александре II.

Работу сдерживал целый ряд причин ‑ многочисленные пожелания царей, неточные технические расчеты, а также то, что фундамент ставился на болоте. Пришлось забить в землю около 11 тысяч свай и положить на них в два ряда отесанные гранитные блоки. На этой мощной опорной подушке и возводился собор.  Возникли проблемы и с установкой 48 монолитных гранитных столбов в 114 тонн весом каждый, которые предназначались для портиков. Усилиями тысяч крепостных эти колонны были доставлены в Петербург из Финляндии.

Монферран принял неординарное архитектурное решение: установить колонны до возведения стен. В марте 1822 года в присутствии царской семьи и толпы горожан была поднята первая колонна. Последнюю же поставили только через 8 лет, и лишь тогда началось строительство стен. Когда все уже двигалось к финалу, на крышу был поднят огромный сферический купол диаметром 22 метра. Его медную обшивку трижды заливали расплавленным золотом. На куполе был водружен крест внушительных размеров. Монферран отказался от традиционной для русских церквей колокольни, однако сохранил присущее им пятиглавие, расставив по углам здания башни с куполами. Каменная громада собора вместе с куполом и крестом поднялась над городом более чем на 100 метров.

Строительство собора завершилось в 1848 году, однако еще 10 лет понадобилось для отделки интерьера. Торжественное открытие и освящение Исаакиевского собора, который был провозглашен кафедральным собором Русской Православной церкви, состоялись 11 июня (30 мая по ст. ст.) 1858 года.

Интересные факты.

Работы по сооружению фундамента собора  продолжались пять лет и на них было задействовано 125 тысяч рабочих ‑ каменщиков, плотников, кузнецов. На каменоломнях острова Пютерлакс под Выборгом шла вырубка гранитных монолитов для колонн. Работы велись круглый год.

В каменоломнях Карелии осуществлялась добыча огромных гранитных блоков весом от 64 до 114 тонн. Гранитные монолиты для колонн четырех портиков и мрамор для облицовки фасадов и интерьера собора добывались на Тивдийских и Рускольских мраморных ломках. Первые располагались в Петрозаводском уезде Олонецкой губернии, а вторые ‑ в Сердобольском уезде Выборгской губернии. На Тивдийских ломках добывался светло и темнокрасный мрамор, а на Рускольских ‑ светлосерый с синеватыми прожилками.

Доставка этих блоков к месту строительства, возведение купола и установка 112 монолитных колонн, были труднейшими строительными операциями, потребовавшими от строителей множества технических нововведений. Когда один из инженеров, возводящих Исаакиевский собор, изобрел полезный механизм для облегчения труда строителей, он получил строжайший выговор за то, что не изобрел такую полезную штуку раньше, введя, тем самым,  казну в напрасные расходы.

На внутреннее убранство собора пошло 400 кг золота, 16 тонн малахита, 500 кг лазурита и тысяча тонн бронзы. Было отлито около 300 статуй и горельефов, мозаика заняла площадь 6,5 тысяч кв. метров.

Слабый запах благовоний, который улавливается в соборе, источают малахитовые пластинки, украшающие колонны главного алтаря. Мастера скрепляли их специальным составом на основе масла миро. Готовят миро по специальному рецепту, соединяя масло священного дерева мирры с красным вином и благовониями. Смесь варится на огне, в чистый четверг, и обычно используется для обряда миропомазания.

Процесс отделки Исаакиевского собора был сложным: особенно тяжело давалось золочение куполов, на отделку которых ушло 100 кг золота. Неотъемлемой частью золочения куполов собора было использование ртути, от ядовитых испарений которой погибло около 60 мастеров.

В связи с тем, что Исаакиевский собор строился необычайно долго, в Петербурге ходили слухи о намеренной задержке стройки, поскольку  главному архитектору Исаакиевского собора, Огюсту Монферрану, было предсказано, что он будет жив до тех пор, пока строится собор. Возможно, это случайное совпадение, но через месяц после окончания строительства Исаакиевского собора, ставшего делом всей жизни архитектора, Огюст Монферран скончался.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Все справки>>

Источник: ria.ru


Categories: Собор

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.