Шартрский собор европа
1.
Общий вид собора. На этом фото не очень впечатляет, но в реальности он огромный и величественный.

Холм, на котором стоит Шартрский собор, считался «местом силы» с незапамятных времен. Тысячелетиями он был культовым местом и притягивал паломников. В стародавние времена здесь был ритуальный комплекс друидов. Галльские друиды, руководствовались необычайной энергетикой, которой славилась гора в Шартре, а также целебными водами источника, который бил из-под земли неподалеку. Таким образом, Шартр со временем стал настоящим центром паломничества друидов со всех уголков Европы, а также местом, где они передавали молодому поколению секреты своей магии. В середине первого тысячелетия на развалинах языческого капища была построена христианская базилика, в ознаменование победы веры в истинного Бога над заблуждениями язычников.

С 876 года в Шартре хранится Святая плащаница Девы Марии.


пожертвовал Шартскому собору король Франции Карл II Лысый, а сама сорочка представляла собой часть одежду, которая была надета на Деве Марии в момент рождения ею Спасителя. Как утверждают историки, в момент передачи Покрова епископу Жильберу, кусок ткани имел в длину более пяти метров. Однако в бурные времена Великой французской революции настоятель собора приказал разделить сорочку на несколько частей, которые затем спрятать в разных местах, надеясь сохранить хотя бы часть христианской святыни от поругания со стороны беснующейся черни. Сегодня Покров, выставленный в храме, представляет собой кусок ткани бежевого цвета, имеющий в длину около 2 метров при ширине в 46 сантиметров.
Свои чудесные свойства Покров Девы Марии впервые проявил уже в 911 году, когда под Шартром вновь появились орды неугомонных норманнов. Тогда городской епископ Жантельм, после усердной молитвы, вынес на городские стены одеяние Богородицы, вследствие чего, как утверждает легенда, неустрашимые викинги обратились в паническое бегство.

Вместо первого кафедрального собора, сгоревшего в 1020 году, был возведён романский собор с огромной криптой. Он сильно пострадал во время пожара 10 июня 1194 года. От этого пожара, занявшегося от удара молнии, уцелели только башни с западным фасадом и крипта. Огонь бушевавший три дня оставил нетронутым ларец с реликвией. Чудесное спасение от огня священной плащаницы было сочтено знамением свыше и послужило поводом для строительства нового, ещё более грандиозного, здания.
Сроки строительства нового собора были невероятными — всего за 31 год в Шартре появился величественный собор, прославивший этот французский город на весь мир.


бывалые темпы строительства храма объясняются количеством верующих со всей Франции, жертвовавших деньги на это богоугодное дело. На волне энтузиазма городские жители бесплатно работали на каменоломнях. За основу был взят проект предыдущего сооружения, в который были вписаны сохранившиеся части старого здания. Освящение собора, получившего название Нотр-Дам де Шартр (Шартрской богоматери), произошло в 1260 году при личном присутствии короля Франции Людовика IX Святого. Именно по его распоряжению и на личные средства была изготовлено знаменитое витражное окно-роза, украшенное гербами Франции и Кастилии, откуда родом была супруга Людовика IX.

Шартрский собор уникален тем, что сохранился с конца XIII века до наших дней практически нетронутым. Он избежал разрушений и ограбления, не реставрировался и не перестраивался.

Шартрский собор европа
2.

Шартрский собор европа
3.
Очень хотелось принести вот эту фотографию, которая может дать представление о том, как выглядит собор целиком.


то, конечно, не мое, как-то не было у нас под рукой вертолета)) Но собор прекрасен, а по моим фоткам о нем можно судить только как о целой картине по кусочкам мозаики:) И в любом случае — его нужно видеть самим, постоять под древними сводами, посмотреть как свет витражей рисует узоры на загадочном лабиринте, проникнуться атмосферой места. Могу сказать, что там становится легко на душе и сами собой приходят ответы на старые вопросы. Ну и красота вокруг, конечно, завораживает.

Шартрский собор европа
4.
Прекрасные готические розы Шартрского собора и снаружи великолепны.

Сам Шартрский собор по форме представляет собой латинский крест, основа которого имеет длину чуть более 130 метров. Свод главного нефа возвышается над полом на 37 метров при его ширине более 16 метров. При этом каждый его фасад оборудован тремя порталами, которые богато отделаны скульптурными группами (всего убранство собора насчитывает около 10 000 скульптурных изображений из камня и стекла).

Шартрский собор европа
5.

Шартрский собор европа
6.
Западный фасад храма (оставшийся от старого романского костела) украшен двумя величественными башнями, отличающимися между собой как по высоте, так и по архитектурному исполнению.


верная башня, имеющая высоту 113 метров, является более старой, и была построена в первой половине XII века. В своем основании она имеет романскую часть, которая только в XVI веке была увенчана великолепным ажурным каменным шатром, выполненным в причудливом стиле так называемой «пламенеющей готики».
Южная башня, которая была закончена через пятнадцать лет после Северной, на 11 метров ниже соседки, и выглядит более сдержанно и строго. «Старая колокольня», как еще иногда называют Южную башню, выдержана в едином архитектурном стиле со всем Шартрский собором, и считается одной из самых красивых башен во всем мире.

Шартрский собор европа
7.
Западный фасад собора, соединяющий обе башни, выполнен в тяжеловесном романском стиле и содержит в своем составе три прекрасных портала, которые были врезаны в него немного позже.

Шартрский собор европа
9.
Центральный тимпан (это как раз он на фото, тимпан — треугольное или полукруглое внутреннее поле фронтона), расположенный над главным, так называемым «королевским порталом», украшен знаменитой скульптурной композицией «Христос во славе», созданной в 12 веке.


и этом сам Спаситель не обладает чертами строго судии, карающего человечество за грехи. Наоборот, он выглядит как милосердный учитель, желающий привести всех к спасению. Сам Христос, благословляющий всех поднятыми руками, находится в окружении сонма святых, а также крылатых фантастических животных. Расположение скульптурных групп тщательно продумано и имеет глубокий символический смысл. Так, скажем, внизу под тимпанами расположены скульптуры ветхозаветных персонажей и предков Христа, а на самом центральном и боковых тимпанах, — персонажи из Нового Завета. В этом случае четко прослеживается духовная связь между поколениями и роль древних пророков, подготовивших своим подвижничеством приход в мир Христа-Спасителя.

Шартрский собор европа
10.

Шартрский собор европа
11.

Шартрский собор европа
12.
Рельеф южного фасад собора, датируемый самым началом XII века, посвящен чрезвычайно напряженной картине Страшного суда, который ожидает мир в конце земной истории. Данный рельеф вполне заслуженно считается наиболее ярким образцом средневековой готики во всем мире.

Шартрский собор европа
13.


Шартрский собор европа
14.

Шартрский собор европа
15.

Шартрский собор европа
16.

Шартрский собор европа
17.

Шартрский собор европа
18.

Шартрский собор европа
19.

Шартрский собор европа
20.

Шартрский собор европа
21.

Шартрский собор европа
22.

Шартрский собор европа
23.
Северный портал датируется 1230 годом и содержит скульптуры ветхозаветных персонажей.


Шартрский собор европа
24.

Шартрский собор европа
25.

Шартрский собор европа
26.

Шартрский собор европа
27.

Шартрский собор европа
28.

Шартрский собор европа
29.

Шартрский собор европа
30.

Шартрский собор европа
31.

Шартрский собор европа
32.

Шартрский собор европа
33.
Мне все таки северная башня нравится больше, чем южная.


Шартрский собор европа
34.
На южной стороне собора расположены астрономические часы XVI века. До поломки часового механизма в 1793 году они показывали не только время, но и день недели, месяц, время восхода и заката Солнца, фазы Луны и текущий знак Зодиака.

Шартрский собор европа
35.

Шартрский собор европа
36.

Шартрский собор европа
37.
И немного об искусстве:) 1830 г. Камиль Коро, Шартский собор.

А внутрь собора мы заглянем в следующем посте:)

Источник: marisha-amber.livejournal.com

Плащаница Девы Марии — реликвия Шартрского собора

На месте Шартрского собора издавна находилось святилище друидов — кельтских жрецов. В VIII веке здесь уже существовал алтарь, построенный в честь Св. Марии Шартрской, а в 876 году в Шартре появилась одна из самых драгоценных реликвий христианства — плащаница (покров) Богородицы.

Предание гласит, что именно в это одеяние была облачена Дева Мария в момент рождения И. Христа. В Шартре же реликвия оказалась благодаря французскому королю Карлу II Лысому, пожертвовавшему её городскому храму.


Шартрский собор во Франции

Вид на южный фасад здания

В 1194 году в городе случился пожар, который практически полностью уничтожил первый кафедральный собор Шартра, возведенный в 1020 году, но ларец, где хранилась святыня, чудом уцелел, и это событие сочли знамением свыше.

Рекордно короткое строительство

Строительство нового собора началось сразу же после пожара. Пожертвования стекались со всей Франции. На волне энтузиазма городские жители бесплатно работали на каменоломнях. По сравнению с другими готическими храмами, которые возводились веками, Шартрский собор создан в рекордно короткие сроки.

Шартрский собор во Франции

Вид на северную и южную башни Шартрского собора

К 1220 году основная часть здания была готова, а 24 октября 1260 года храм был освящён в присутствии короля Людовика IX. Некоторые источники утверждают, что грандиозную стройку профинансировали рыцари Ордена тамплиеров.

Сторонники этой гипотезы считают, что загадочный лабиринт 1205 года, выложенный мозаикой на полу собора, отмечен символами тамплиеров, которые также присутствуют на некоторых других деталях интерьера.

Скульптуры и витражи — сокровища Шартрского собора


Шартрский собор во Франции

Южное крыльцо Шартского собора

Грандиозный готический храм, получивший название Нотр-Дам де Шартр, сохранился до наших дней практически в том виде, в каком и был построен 800 лет назад. Две башни Шартрского собора поразительно различаются между собой. 113-метровая Северная башня возвышается на древнеготическом основании и имеет ажурный шпиль, украшенный затейливым каменным кружевом. Южная башня высотой 105 метров увенчана простым романским шпилем в форме пирамиды. Фасад собора «изрезан» барельефами, а интерьер декорирован высеченными из камня скульптурами.

Шартрский собор во Франции

Северное крыльцо Шартского собора

В общей сложности в Нотр-Дам де Шартр насчитывается 10 000 скульптурных композиций. Внутри собора — цветные витражи XII-XIII веков. Ансамбль шартрских витражей абсолютно уникален: на 146 окнах изображены 1359 различных сюжетов. Они повествуют о библейских событиях и о жизни людей всех сословий — королей, рыцарей, ремесленников, крестьян. Помимо больших витражей на оконных розах главного фасада и трансептах, наиболее известным является витраж с Богоматерью в облачении уникального оттенка, «шартрского синего».

Шартрский собор во Франции

Цветные витражи Шартского собора

Шартрские витражи отличаются яркостью и чистотой красок, секрет изготовления которых средневековые стеклодувы унесли с собой в могилу. Собор ещё называют «Стеклянной Библией», и чтобы прочитать её, потребуются годы и годы.

Рейтинг достопримечательности

Шартрский собор во Франции на карте

Города Европы на Putidorogi-nn.ru:

Источник: putidorogi-nn.ru

Обдуваемый со всех сторон сильными ветрами собор стоит на вершине холма, который возвышается над рекой Эр. Когда его видишь, первое, что бросается в глаза, – это две разные по высоте башни-колокольни. Та, что поменьше – это Старая (Южная) колокольня (103 м), она была построена в XII в. (1145 – 1165 гг.). Колокольня повыше (115 м) носит название Новой (Северная), хотя по сути является более старой, так как ее начали строить в 1134 г., а закончили в 1150 г. Однако, шпиль Новой колокольни был добавлен позднее – в XVI в.

Шартрский собор европа

С незапамятных времен ещё друиды считали этот холм священным и проводили здесь свои обряды, позднее римляне отправляли сюда христиан на мучительную смерть. Первая христианская церковь была основана на этом месте в IV в. двумя святыми (Saint Altin и Saint Eodald). Дальнейшая судьба собора была постоянно сопряжена с большим количеством страшных пожаров. В 743 г. Гунальд I, герцог Аквитании и Васконии, который сражался с франкскими королями Пепином и Карломаном, сжёг Шартр во время своего похода на Нейстрию. [Нейстрия со столицей в Лютеции (Париж) – это юго-западная часть франкского королевства, принадлежавшего Меровингам, другая часть королевства, северно-восточная, назвалась Австразией].

Следующий важный и трагический момент происходит в IX в., когда датские викинги во главе с Гастингом (Hasting) совершали военные походы на французские города – Амбуаз, Блуа, Орлеан, Лимож, Пуатье и многие другие. Не обходили они стороной и итальянские земли, и испанские, прошлись вдоль берегов Пиренейского полуострова, заглянули даже в Марокко. Русская википедия почему-то так пишет о Гастинге «Род деятельности: путешественник-исследователь», оригинальная точка зрения, но может в чем-то они и правы. 🙂

Итак, 12 июня 858 г. в Шартр вошли грозные викинги. Они проникли в заново отстроенную церковь, где расправились с епископом, монахами и верующими и сожгли церковь. Кстати, сожжённый несколькими годами ранее собор в Орлеане – это тоже они. Варвары, что тут говорить! После пожара 858 г. жители Шартра возвели новое здание церкви, а в 876 г. король Карл II Лысый преподнёс в дар священную реликвию – шёлковый Покров Святой Девы Марии, который по преданию был на Богоматери в момент рождения Иисуса. Считалось, что Покров дарит защиту от войн и разрушений. Это фрагмент шёлковой ткани и первоначально его длина была 5,5 м. Покров сохранился, несмотря на многочисленные разрушительные пожары. Во время ВФР священники, опасавшиеся за сохранность Покрова, разделили его не несколько частей, причём самый большой (2 х 0,46) остался в Шартре, где находится по сей день.

2
Шартрский собор европа

3
Шартрский собор европа

4
Шартрский собор европа

5
Шартрский собор европа

Столетие спустя, 5 августа 962 г. город был захвачен войсками под предводительством герцога Нормандии Ричарда I Бесстрашного, который находился в состоянии войны с Тибо I, графом Блуа и Шартра. И собор опять был предан огню. Под руководством епископа Вульфальда (Wulphard) строят новый собор. Но в сентябре 1020 г. от удара молнии начинается пожар – собор снова принесен в жертву огненной стихии.

Сразу же после пожара в 1020 г. началось новое строительство под руководством епископа Фульберта Шартрского. Надо сказать, что Фульберт был выдающимся человеком своего времени – учёный, поэт и музыкант. Он принимал участие в Первом крестовом походе (1095–1099 гг.), о котором оставил подробные записи. Он же был основоположником знаменитой Шартрской философской школы – научного центра Франции XI–XII вв. Молодые люди стремились сюда попасть, чтобы получить прекрасное образование. Здесь преподавали грамматику, риторику, логику, арифметику, геометрию, музыку, право, медицину и астрономию.

Тогда и построили собор, части которого сохранились до наших дней. Работы начались с создания Крипты, затем возвели две колокольни и главный фасад. Сильные мира сего жертвовали деньги на постройку: король Франции Роберт II Благочестивый, король Дании, Англии и Норвегии Кнуд II Великий, герцог Аквитании Гильом V Великий направили значительные суммы.

После смерти Фульберта в 1028 г. работы продолжились, несмотря на периодически возникающие пожары. В этот период были построены два боковых портала и главный портал. В конце XI – начале XII вв. строительство и оформление внутреннего убранства собора шло в том числе на деньги герцога Нормандского и короля Англии Генриха I Боклерка и его супруги Матильды Шотландской. Новый собор, уже пятый по счёту, торжественно открыли 17 октября 1037 г.

Весной 1106 г. в Шартре состоялась свадьба Боэмунда, князь Антиохии и Констанции, дочери короля Франции Филиппа I (который в свою очередь был сыном Генриха I и Анны Ярославны, дочери Ярослава Мудрого – вот такие переплетения судеб!). Как писал позднее аббат Сен-Дени Сугерий: «Ловкий князь Антиохии так сумел покорить всех подношениями и обещаниями, что был признан весьма достойным торжественно соединиться с принцессой в городе Шартре, в присутствии короля, сеньора Людовика [будущий король Франции Людовик VI Толстый], многих архиепископов, епископов и вельмож». По словам Сугерия грандиозный свадебный праздник, иногда разбавляемый кровавыми драками, длился несколько дней.

6
Шартрский собор европа

7
Шартрский собор европа

8
Шартрский собор европа

9
Шартрский собор европа

10
Шартрский собор европа

5 сентября 1134 г. пожар опустошил город и повредил часть собора, что послужило поводом к интенсивному строительству. И вскоре перед взорами людей предстала Новая башня-колокольня (1134 – 1150 гг.), затем Западный фасад (1134 – 1160 гг.) и Старая башня-колокольня (1145 – 1165 гг.). Первые витражи установили в соборе примерно в 1150 — 1175 гг.

Средневековый нормандский хронист Робер де Ториньи писал об этом строительстве: «Люди принялись тащить на своих плечах телеги, гружённые камнем, лесом, съестными припасами и другими предметами для сооружения церковных башен… Сначала это происходило в Шартре, а затем почти во всем Иль-де-Франсе, Нормандии и во многих других местах…».

1194 г. ознаменовался большими пожарами, которые охватили целый ряд городов и деревень. Людская молва утверждала, что виной тому были чёрные вороны, которые подхватывали горящие головешки, перелетали из города в город и поджигали дома. В июне пожары добрались и до Шартра. В ночь с 10 на 11 июня 1194 г. огонь разрушил почти весь собор кроме Крипты, нижней части Западного фасада, Старой колокольни и фундамента Новой. Невероятно, но огонь также пощадил витраж XII в., на котором изображена Дева Мария, и священную реликвию – Покров Девы Марии.

По инициативе папского легата Мелиора, бывшего в то время в Шартре, и епископа Рено де Мусона начинаются работы по восстановлению собора. Король Франции Филипп II Август (а позднее короли Людовик VIII и Людовик Святой) и церковники делали значительные денежные пожертвования на новое строительство. К 1200 г. построили основные стены из камня, который привозили из деревни Berchères, находящейся в 12 км от Шартра по направлению к Орлеану, причем размер некоторых блоков составлял более 2 м в длину и 1 м в высоту.

Считается, что собор был построен уже к 1240 г. (невероятно быстро!), а во второй половине XIII в. и в XIV в. возводили уже дополнительные строения, как например, ризницу, алтарную преграду, часовни и т.д. Великий французский архитектор и реставратор XIX в. Виолле-Ле-Дюк писал: «В общей сложности собор в Шартре [на плане] был украшен девятью башнями. Если бы этот архитектурный памятник был полностью достроен, включая все девять шпилей, которые возвышаются один над другим вплоть до центрального самого высокого шпиля, то это было бы необычайное зрелище».

11
Шартрский собор европа

12
Шартрский собор европа

13
Шартрский собор европа

14
Шартрский собор европа

С 1200 по 1236 гг. в соборе было установлено 164 витража (конечно, витражи устанавливали и позднее). Выполняя ту же роль, какую ранее играла стенная роспись, они повествовали прихожанам о библейских сюжетах, знаках Зодиака, житие святых и исторических персонажей, в частности, о Карле Великом – о событиях, связанных с борьбой с сарацинами, и о смерти легендарного Роланда в Ронсевальском ущелье. Большая часть витражей – это дары от французских королей и членов королевской семьи, но витражи приносили в дар и другие представители знати, а также богатые и влиятельные жители Шартра.

Отличительной чертой этих витражей является неповторимый сине-голубой цвет, получивший название «bleu de Chartres» (Шартрская синь). Рецепт изготовления такого оттенка синего цвета, который был изобретен в 1140 г. во время постройки базилики Сен-Дени, до наших времён не сохранился. Но может быть эту загадку кто-нибудь разгадает?

А ещё существует легенда, что в Шартрском соборе в тайнике спрятан философский камень. Найти тайник можно в день летнего солнцестояния, когда солнечные лучи, проникая через маленькое отверстие одного из витражей, падают то ли на пол, то ли на колонну, тем самым точно указывая месторасположение тайника. Только вот незадача – никто не знает, что это за витраж.

Нельзя не упомянуть еще о знаменитом Шартрском лабиринте, созданном в 1205 – 1215 гг. Подобные лабиринты раньше существовали во многих готических соборах и представляли собой символическое паломничество в Святую Землю. Лабиринты располагались не только на полу, но и на стенах, и прихожанин мог «пройти путь» с помощью пальцев.

Шартрский лабиринт, выложенный на полу цветными плитами, состоит из 11 кругов, разделённых на четыре части. Его длина составляет 12,9 м, а протяженность – 261,55 м. Центральную часть лабиринта иногда сравнивают с лотосом с шестью лепестками – символом чистоты и озарения. В самом центре была установлена металлическая пластина, которая в наполеоновские времена была демонтирована и отправлена на переплавку. Некоторые считают, что этот лабиринт позволял вычислять день Пасхи, а также являлся специальной частью Пасхальной литургии.

15
Шартрский собор европа
"Notre-Dame-de-la-Belle-Verrière", 1180 г.

16
Шартрский собор европа

17
Шартрский собор европа

18
Шартрский собор европа

19
Шартрский собор европа

20
Шартрский собор европа

21
Шартрский собор европа

24 октября 1260 г. собор был освящен епископом Пьером де Манси в присутствии короля Франции Людовика Святого. Хронист и поэт XIII в. Гийом Бретонец (Guillaume le Breton) так говорил о новом соборе: «Это шедевр, равного которому нет в целом мире. Он может не бояться пожара до самого Судного Дня». Он сравнивал своды собора с панцирем черепахи, а также писал о том, что огонь, которым была уничтожена старая церковь, спас души всех, кто помог своими деньгами строительству новой.

Шартрский собор удостаивали своим посещением разные исторические личности. Известно, что в 1254 г., в город прибыл король Англии Генрих III во время своей поездки из Испании в Англию. Позднее, несколько десятилетий спустя, здесь побывал король Франции Филипп IV Красивый. А 21–24 марта 1314 г. сюда приезжала дочь Филиппа Красивого Изабелла, королева Англии, она подарила собору несколько отрезов из дорогих тканей.

В 1407 г. впервые упоминаются астрономические часы, расположенные с южной стороны внутри собора. Часы показывали время, день недели, месяц, фазы луны, восход и закат Солнца и знаки Зодиака, а циферблат составляет около метра в диаметре. Часы сохранились до наших дней.

22
Шартрский собор европа

В 1417 г. собор пополнился небольшой часовней с южной стороны. История её создания такова. В битве при Азенкуре (25 октября 1415 г.) Людовик де Бурбон, граф Вандомский попал в плен к англичанам и будучи в плену дал обет выстроить часовню, что и было исполнено уже к 1417 г.

26 июля 1506 г. разбушевавшаяся гроза послужила причиной пожара Новой башни-колокольни. Капитул поручил реконструкцию Jehan de Beauce (настоящее имя Jean Tixier), который построил новый шпиль с 1507 по 1513 г. Этот же мастер создал в 1519–1520 гг. часы, которые расположены с внешней стороны северной стороне собора (эти часы — на фото). Часы указывали время с помощью единственной стрелки и были соединены с колоколами Северной башни. В 1676 г. они были снабжены маятником, а к 1887 г. добавляют электромеханизм. В настоящий момент ни одни, ни вторые часы Шартрского собора они не функционируют.

23
Шартрский собор европа

В 1519 г. начинается строительство хора (стена из резных фигур, огибающая алтарную часть), который впоследствии станет самым большим во Франции. Работы по его созданию будут продолжены до 1716 г. И сегодня в нём насчитывается 200 скульптур. К слову сказать, во всем соборе – около 3 500 скульптур. Примерно в этот же период в соборе появляется новый орган, вместо старого, построенного ещё в XIV в. Однако современный нам орган установили лишь в 1971 г.

24
Шартрский собор европа

25
Шартрский собор европа

26
Шартрский собор европа

27
Шартрский собор европа

Собор упоминается в письме от 10 августа 1558 г. Генриха II к своей фаворитке Диане де Пуатье: «Мадам, вчера я получил ваши письма, доставленные Менардьером, а также ладанки из Нотр-Дам де Шартр». Французский историк и архивист Иван Клулас приводит их описание: «эти ладанки представляли собой металлические медальоны квадратной формы с отверстиями по углам, чтобы их можно было пришить к одежде». Письмо Генриха к своей возлюбленной заканчивается такими словами: «Умоляю вас не забывать того, который всегда любил и всегда любить будет только вас. Г.».

26 марта 1586 г. – в самый разгар Религиозных войн – король Франции Генрих III (четвёртый сын Генриха II и Екатерины Медичи) с двумя сотнями подданных совершил пешее паломничество из Парижа в Шартр. Можно предположить, что он побывал в соборе и два года спустя, когда в мае 1588 г. бежал в Шартр после парижского восстания, известного в истории как «День баррикад».

Шартрский собор был свидетелем коронации основателя династии Бурбонов Генриха IV. Традиционно короли Франции короновались в Реймсе – там хранилось миро, которое по преданию было передано ангелом для коронации легендарного Хлодвига. Но Реймс находился под властью Католической Лиги, и тогда к счастью для Генриха было обнаружено другое миро — его привезли из какого-то аббатства. Наверное, это был «госзаказ» – найти альтернативный вариант, раз уж в Реймс никак нельзя. И 27 февраля 1594 г. здесь прошла торжественная церемония.

28
Шартрский собор европа

29
Шартрский собор европа

30
Шартрский собор европа

31
Шартрский собор европа

В время Французской революции Шартрский собор чудом избежал разрушения, поскольку было принято окончательное и бесповоротное решение о его сносе. К счастью, архитектор, которому поручили это ответственное задание, сумел убедить власти отказаться от этой идеи. Главным аргументом послужило то, что обломки здания и строительная пыль могут усеять весь город. В 1790 г капитул собора был распущен, а через два года городской муниципалитет выставил на продажу сокровищницу собора и некоторые скульптуры. В конце 1793 г. собор был «переориентирован» – в нём расположился Temple de la Raison (Храм Разума), а затем 19 мая 1794 г. – в Culte de l'Etre Supreme (Культ Верховного Божества). 31 мая 1795 г. собор был передан католической церкви.

32
Шартрский собор европа

4 июня 1836 г. ремонтными работами был спровоцирован сильный пожар. Пострадали основания нефы, хоры, орган, была уничтожена кровля собора, повреждена Старая башня. Однако собор уцелел, и его стали приводить в порядок, в том числе установили медную кровлю. К концу XIX в. встал вопрос о реставрации витражей. Всего в Шартрском соборе 176 витражей (общая площадь 2 600 кв.м), которые признаны одними из самых прекрасных, дошедших из далекого Средневековья до наших дней. И все же за столь долгий срок часть витражей пострадала. В 1896 г. французский художник по стеклу и мозаист Феликс Годен (Félix Gaudin) приступил к восстановлению утерянных и пострадавших фрагментов. Работы заняли несколько лет, но Годен мастерски справился с этой сложнейшей задачей.

33
Шартрский собор европа
Фотография сделана около 1890 г.: мост через речку Эр, за которым виден Шартрский собор с его южной стороны

Начиная с 1997 г. и по сегодняшний день ведутся грандиозные работы по реконструкции, которые позволят увидеть собор в том виде, каким он был много столетий назад. Глядя на эти фотографии, можно оценить всю искусность реставраторов, которые сейчас работают над восстановлением облика собора.

34
Шартрский собор европа

Сегодня Шартрский собор известен еще и ночными световыми представлениями, когда его стены озаряются всеми красками и перед взором зрителей возникают волшебные образы.

35
Шартрский собор европа

36
Шартрский собор европа

37
Шартрский собор европа

38
Шартрский собор европа

39
Шартрский собор европа

40
Шартрский собор европа

41
Шартрский собор европа

42
Шартрский собор европа

43
Шартрский собор европа

44
Шартрский собор европа

Источник: aisses-s.livejournal.com

Стиль Готика

Сам термин «готика» возник и трактовался, как презрительное обозначение всякой архитектуры, отличной от зодчества Древнего Рима. Рождение этого стиля стало возможным благодаря открытию нового способа распределения нагрузки от тяжёлого свода. Вместо толстых несущих стен вес стали воспринимать новые строительные элементы: колонны, контрфорсы, аркбутаны. Благодаря им, стены стали тоньше и начали выполнять ограждающую и декоративную функции. Так возник готический каркас. Сам свод так же претерпел конструктивные изменения: из массивного цилиндрического превратился в крестовый, поддерживаемый нервюрами, которые, в свою очередь, передают давление на колонны. Полукруглые арки заменились стрельчатыми, которые позволили минимизировать боковой распор. Все эти конструктивные решения сделали возможным увеличение высоты здания. И как следствие, улучшение освещённости и создание цельного внутреннего пространства. Тогда готика стала своеобразным архитектурным прорывом. Диаметрально противоположным предшествующему романскому стилю по своему декоративному, эстетическому наполнению.

Одним из примеров ранней готики можно назвать Шартрский собор во Франции, г. Шартр. Он был перестроен из романской базилики и стал переходным звеном к готике в том виде, в котором мы подразумеваем её сейчас. Собор сохранил некоторые черты романской архитектуры: массивные башни (позже получившие готическое завершение) и полукруглые (а не стрельчатые) окна второго яруса. Очень массивно смотрятся приставленные вплотную к стенам контрфорсы, обладающие повышенным запасом прочности. Дополнительные аркбутаны, поддерживающие апсиду, появились в XIV веке. Шартрский собор был первым, в конструкции которого использовался этот архитектурный элемент. Это придало ему совершенно невиданные ранее внешние очертания, позволило увеличить размеры оконных проёмов и высоту нефа (36 метров).

Шартрский собор, Франция, экстерьер.
Шартрский собор, Франция, экстерьер. В Разрезе: Шартрский собор..

Западный вход собора оформлен тремя порталами, обильно украшенными скульптурой. От скульптур Шартра берет начало типичное для французской высокой готики заполнение, или, если можно так выразиться, заселение, соборов целым миром статуй и рельефов. При этом на стенах ещё не появилось такого разнообразия декора, и они буквально пустуют, производя более архаичное впечатление, нежели сооружения поздней готики.

На третьем ярусе, между основаниями башен, в плоскость стены врезано огромное окно-роза, являющееся главным элементом фасада.

На примере башен:

Можно ясно увидеть различия между ранней и поздней готикой: правая башня имеет классическое для готики лаконичное шатровое завершение, а шпиль левой башни, появившийся гораздо позже, в XVI веке, получил завершение в стиле «пламенеющей готики». Он обильно украшен каменной резьбой и скульптурами. Основания обеих башен остались ещё от романской базилики.

Шартрский собор, Франция. В Разрезе: Шартрский собор
Шартрский собор, Франция,башни. В Разрезе: Шартрский собор..

Так же как и внешнее, внутреннее пространство выполнено в переходном (от ранней готики к поздней) стиле. Декор внутри ещё достаточно простой и лаконичный, что позволяет оценить изящество конструктивных решений. Благодаря системе колонн и нервюр, пространство зала не утяжелено несущими стенами. А поддерживается лёгкими аркадами, что делает его воздушным и относительно светлым. Это ощущение поддерживается так же и внушительной высотой сводов, что, в свою очередь, усиливает ощущение таинства и целостности.

Шартрский собор, Франция, интерьер. В Разрезе: Шартрский собор
Шартрский собор, Франция,интерьер.

Грамотное использование конструкций позволяет пространству не только эстетично выглядеть, но и моделировать и управлять поведением человека в нём. Сначала стройные ряды колонн, уходящие далеко в перспективу, приковывают внимание к главной, алтарной части собора, побуждая стремительно двигаться в её сторону. Нужно отметить, что апсида, как архитектурный элемент, впервые была применена именно в Шартрском соборе. Однако, на пересечении с трансептом пространство резко расширяется, и замедляет движение человека, рассеивая его внимание. Теперь мы имеем возможность осмотреться, заметить резьбу на стенах, пилястры и резные фигуры, изображающие сцены из жизни Христа и Богородицы.

Шартр.

Нотр- Дам-де-Шартр, велик и интересен до чрезвычайности. Он начал строиться еще в 1130 г., т.е. раньше, чем собор Сен-Дени, и, видимо, не на пустом месте, т.к. крипта восходит к IX в. Однако каким он был, мы никогда не узнаем, т.к. он сгорел в том же XII в. От первой постройки чудом сохранился только западный фасад.

Город в ту пору обладал большими амбициями, и горожане решили его восстановить – своими руками и на свои средства. Нынешний собор воздвигали «всем миром» с 1164 по 1260 год. По нему видно, что финансирование его строительства было неритмичным и недостаточным, потому левая часть от правой разительно отличается и стилем, и мастерством исполнения, и, похоже, просто эпохами.

Шартрский собор, В Разрезе: Шартрский собор
Шартрский собор, главный фасад. В Разрезе: Шартрский собор.

Итак, «главный фасад, названный Королевским порталом, выполнен с величайшей тщательностью» – это произведение еще романской архитектуры, башни и остальная часть – уже готические. «По ним /соборам Нотр-Дам-де-Шартр и де-Пари/ мы можем видеть с поразительной ясностью, как устанавливался и рос новый стиль. Кроме того, они свидетельствуют о том, что готика во Франции развивалась совершенно свободно, из собственных корней. Многие отдельные мотивы нового мирового стиля, как мы видели, были выработаны еще романским храмостроительством в этой стране». Но главное достояние Шартрского собора – скульптура. В Шартрском соборе вообще насчитывается свыше 10 тыс. изваянных или написанных фигур.

Справка.

«Переходы от стиля романской эпохи к строгому стилю раннеготической и к свободному, идеальному стилю высокой готической пластики лучше всего можно проследить по скульптурам Шартрского и Парижского соборов. Особенно важное значение для дальнейшего развития французской пластики имели скульптурные украшения Шартрского собора. Три западных портала этого храма, сооруженные вскоре после середины XII столетия, сплошь покрыты изваяниями, имеющими самую тесную связь с архитектурными элементами. Пластика в этом соборе, как ни представляется романской по своему общему характеру, уже вступает в зависимость от формы порталов, от их внутренних ниш, уставленных статуями, от стрельчатых тимпанов и архивольтов, 5 сплошь усаженных небольшими, помещенными на консолях статуями. Система декорирования… здесь уже в полном развитии, свойственном готической эпохе».

Вот эти порталы по порядку — центральный, левый и правый:

Шартрский собор. В Разрезе: Шартрский собор

Шартрский собор. В Разрезе: Шартрский собор

Шартрский собор. В Разрезе: Шартрский собор

Пластика заполняет не только тимпаны (полукруглые пространства над дверями), архивольты (перспективные арки над тимпанами, сплошь утыканные мелкими фигурками, восхитившими меня в Нотр-Дам-де-Пари) и углубляющиеся косяки дверей, но все свободное пространство, причем разнокалиберные фигурки показаны в движении и во взаимодействии, т.е. образуют сцены:

Шартрский собор. В Разрезе: Шартрский собор

Так что недаром этот фасад называют «настоящей каменной «книгой» по истории христианства».

Сооружение фасадов трансепта началось уже в XIII в.: северного крыла – в 1215 г., южного – в 1212 г. Они выглядят уже совершенно по-готически и более нарядно за счет наличия притвора (или паперти) – лоджии, в которую утоплены порталы.

Шартрский собор. В Разрезе: Шартрский собор
В Разрезе: Шартрский собор.

В северном крыле столбы лоджий также украшены скульптурой, так что вся композиция становится еще более насыщенной:

Шартрский собор. В Разрезе: Шартрский собор
В Разрезе: Шартрский собор.

Шартрский собор. В Разрезе: Шартрский собор

Обратите внимание, какими изящными арочками соединены между собой ярусы аркбутанов:

В Разрезе: Шартрский собор

На самом деле это такой многоквартирный дом, где каждый выступ представляет собой жилую каморку для каменного человека. Сейчас, в погожий день, все обитатели вышли наружу – на балкончики, консоли, выступы, — чтобы подышать воздухом. Неважно, что фигуры на такой высоте невозможно рассмотреть в подробностях, главное, — они тем есть! И собор – не просто великолепное архитектурное сооружение, а дом обитания многочисленного разнообразного населения.

В Разрезе: Шартрский собор

Остается добавить,

Что пластика Шартрского собора создала школу, оказавшую прямое влияние на развитие средневековой скульптуры не только в городах Франции, но и за ее пределами (Сангуэс, Магдебург, Страсбург) – везде, где работали те же шартрские мастера или их ученики. Вот так – такой маленький городишко, а какой мощный след оставил в мировом искусстве! Причем не путем приглашения итальянцев на деньги спонсоров, а своими, местными, никому не известными силами, мы даже имен этих мастеров не знаем…

Нотр-Дам-де-Шатр: интерьер

Интерьер Собора, хор и продольный корпус которого был завершен ко времени вступления на престол Людовика Святого (1226 г.), — а весь Собор был освящен только в 1260 г., — позволил К. Верману сделать следующий вывод: «Во главе церквей французской высокой готики должен быть поставлен Шартрский собор» и причислить его к чудесам готики наряду с Парижским, Реймсским и Амьенским соборами.

Здесь впервые при трехнефном продольном корпусе и трехнефном в направлении от севера к югу трансепте хор, очень обширный, состоит из пяти нефов.

В Разрезе: Шартрский собор

В Разрезе: Шартрский собор

окна — только двухлопастные, со слабыми намеками на узорчатые переплеты, но занимают уже всю ширину продольных (стенных) подпружных арок;

В Разрезе: Шартрский собор

три опорные арки, одна над другой, очень характерной формы, уже подпирают это великолепное сооружение.

В Разрезе: Шартрский собор

Главное преимущество Шартрского собора — полный ряд окон с витражами.

В Разрезе: Шартрский собор

По крайней мере, в данном отношении эта церковь-родоначальница высокой готики вполне сохранила за собой до нашего времени то впечатление, какое производил интерьер готического храма.

Еще один шедевр Собора – его витражи, заменившие в готических храмах стенную живопись. Здесь можно «ясно проследить последовательный переход задач стенной живописи к задачам живописи по стеклу». «Изображения отдельных окон соединялись здесь, как в стенной живописи романской эпохи, в большие циклы картин. В продолжение XIII столетия рисунок этих изображений оставался еще строгим и оживленным, и в их технике неизменно употреблялись свинцовые скрепы и шварцлотовая краска.

Витраж. В Разрезе: Шартрский собор

Витраж. В Разрезе: Шартрский собор

В течение всей своей истории искусство не произвело ничего, что могло бы выдержать в отношении декоративной эффектности сравнение с этими рядами витражей.

Витраж В Разрезе: Шартрский собор

Витраж В Разрезе: Шартрский собор

В наиболее полном виде дошли до нас витражи Шартрского собора, самые древние из подобных произведений высокой готики. Еще бы! Ведь в современный Собор перенесены витражи первого, еще романского, Собора, которые, по оценке К. Вермана, «замечательны по простоте контурного рисунка, отсутствию в нем излишних подробностей и гармоничности красок»! Вот, например, великолепная «Роза Франции» с изображенной Богоматерью в середине северного фасада и эффектная «Королевская роза» с композицией «Страшный Суд» над западным порталом:

витраж В Разрезе: Шартрский собор

Уникальная шартрская витражная мастерская, индивидуальным почерком которой является особый синий цвет стекол, существует до сих пор! Она, а также музей витражей, размещается сразу за Собором, в фахверковом здании на площади с говорящим названием Клуатр Нотр-Дам. А в городе еще несколько витражных мастерских. А еще в Соборе имеется «Черная мадонна» — скульптура черного дерева, почему-то особенно почитаемая на Юге Франции и в Каталонии, где для аналогичного изображения построен целый монастырь на горе Монсеррат, постоянно полный паломников:

В Разрезе: Шартрский собор

Наконец, — лабиринт, выложенный плиткой на полу примерно в 1200 г. который паломники должны были проходить на коленях — в церковных записях он называется «путь в Иерусалим» — и символизирует путь человеческих душ к Небесному Иерусалиму, с которым, как считается, Шартрский собор имеет незримую связь.

В Разрезе: Шартрский собор

В Разрезе: Шартрский собор

Шпили и островерхие крыши готического собора, высоко вознесшиеся над городом, поражают величием и красотой. Внутреннее убранство соборов не уступает внешнему великолепию: посетителей восхищают цветные витражи, обилие резьбы по камню и дереву, сложные многофигурные композиции.

Строительство собора и в наши дни было бы дорогой и нелегкой затеей, а в средние века, когда было возведено большинство европейских соборов, все работы производились вручную. Начиная свой грандиозный труд, строители соборов не думали о современных туристах. Они возводили храм для молитв и богослужений во славу Господа. Соборы и поныне сохраняют свое значение как главные храмы церковных округов, где совершает богослужения возглавляющий округ епископ.

Жемчужина Франции

Рисунок изображает знаменитый Шартрский собор во Франции. Он строился с 1195 по 1260 год. Многие считают его самым совершенным из европейских соборов. По проекту у собора должно было быть 9 башен, но завершены только две.

В Разрезе: Шартрский собор
В Разрезе: Шартрский собор

Служители рабочие собора. Посмотрите , как они выглядели:

В Разрезе: Шартрский собор

В Разрезе: Шартрский собор

В Разрезе: Шартрский собор

Расшифровка обозначений (В Разрезе: Шартрский собор):

1-14:

  1. Главный вход. Посетители входят в собор через двери в западном фасаде.

2. Ниши. Фасад собора украшен множеством статуй, стоящих в нишах (углублениях в
стене). Когда-то статуи были ярко раскрашены, но сейчас приобрели цвет камня, из
которого изваяны.

3. Колокола. Колокола на башне собора сзывали людей на богослужение. Самый большой колокол мог весить больше тонны. Группа колоколов с разным звучанием называлась звоном и вызванивала тысячи мелодий.

4. Водостоки. Дождевая вода извергается изо ртов фантастических каменных фигур, называемых горгульи.

5. Трифорий. Это сводчатая галерея, проходящая посередине стены собора.

6. Контрфорсы. Для поддержания веса свода использованы контрфорсы — опорные столбы, пристроенные снаружи к стенам собора. Часть веса сводов передают контрфорсам аркбутаны — подпорные каменные полуарки.

7. Орган. Веками музыка имела большое значение для христианского богослужения.
Органы появились в европейских соборах более тысячи лет назад.

8. Крыша. Толстые деревянные брусья (стропила) и узкие поперечные доски покрыты
свинцовыми или медными листами.

9. Хоры. Хорами в Соборе называется место, где стоит хор, поющий
во время службы. Хоры и алтарь отделены пергеородкой — алтарной преградой.

10. Кирпичные своды (изогнутые потолки).
11. Витражи. Витражи составлены из тысяч кусочков цветного стекла и изображают библейские сюжеты.

12. Пресбитерий. Епископ по традиции совершал богослужение с пресбитерия — возвышения в восточной части собора, где находится алтарь.

13. Алтарь. Алтарь — самая важная часть собора. Он расположен с той стороны, где восходит солнце в день памяти святого, которому посвящен собор. Например, день святого Патрика — 17 марта, поэтому в соборе святого Патрика алтарь находится там, где восходит солнце 17 марта.

14. Арки по шаблону. Для точной подгонки камней каменщики пользовались деревянными шаблонами. Шаблон имел форму арки в натуральную величину. каменщики все время проверяли форму камней с помощью шаблонов, чтобы не отбить
от блока слишком много.

15-28:

15. Апсида. С восточной стороны собора есть полукруглый выступ — апсида — В центре апсиды располагается алтарь.

16. Богородичный придел. Во многих соборах есть приделы во имя Девы Марии, матери Иисуса Христа — Богородицы. Их называют богородичными приделами.

17. Амбулаторий. Аспиду окружает галерея — амбулаторий.

18. Придел. Богатые прихожане часто завещали собору средства на заупокойные службы по себе и на возведение боковых пристроек — приделов. Завещатели надеялись, что это поможет им попасть на небеса.

19. Прочный фундамент. При постройке соборов использовали много камня. Вес такого здания выдерживал прочный фундамент.

20. Рака. В соборах можно часто увидеть раки — большие ларцы для хранения особо чтимых верующими реликвий — святых мощей или частиц преста Господня. Много людей приходило помолиться у раки.

21. Толпы людей. Множество туристов посещает знаменитые соборы, чтобы полюбоваться прекрасными творениями старинных мастеров. В прошлом соборы были полны паломниками, которые стекались отовсюду, чтобы помолиться и послушать службу.

22. Трансепт. Трансепты пересекают неф поперек. В плане они придают собору форму креста, напоминающую христианам о распятии Иисуса Христа.

23. Камень к камню. Камни для кладки собора заготавливали в каменоломнях, а на стройке окончательно обтесывали до нужного размера.

24. Крипта. Во многих соборах есть подземная часовня — крипта, служившая для захоронения высших духовных лиц и других важных персон.

25. Лабиринт. На полу многих средневековых (800-1450 rr.) соборов выложен лабиринт. Прохождение лабиринта символизировало паломничество в Святую землю, в Иерусалим (современный Израиль).

26. Винтовая лест ница. Подняться на крышу собора можно только по винтовой лестнице со множеством ступеней. Отчасти зто объясняет, почему так много соборов гибло от пожаров. Ведра с водой передавали из рук в руки по цепочке, и большая часть воды расплескивалась.

27. Неф. Люди, приходящие на богослужение, попадают в центральный неф собора. Сейчас там поставлены скамьи, но на протяжении многих веков молящиеся во время богослужения стояли.

28. Контрфорс

Документальный Фильм — Суперсооружения древности «Шартрский собор» (История) Это интересно!

Спасибо за внимание, редакция сайта Fotovarka!

 

Источник: www.fotovarka.ru


Categories: Собор

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.