«Там, где Святая София, там и Новгород»

Так говорят на Руси уже тысячу лет. С тех самых пор, когда в XI веке был построен грандиозный собор Софии Премудрости Божьей. Храм был заложен Ярославом Мудрым и его сыном Владимиром. Задумывался собор как центральный городской храм. По прошествии многих веков в храме Софии продолжаются богослужения, и каждый желающий может прикоснуться к этой древнейшей православной святыне.  Собор открыт ежедневно с 8 утра до 8 вечера. Богослужения проводятся в 10:00 и в 18:00. Собор служит и городским некрополем. В его южной галерее похоронены знаменитые граждане этого города. Епископы, князья и посадники.

Храм строился с 1045 по 1050 год и является самой древней из сохранившихся каменных построек Руси. Сами новгородцы во все времена относились к собору с величайшим благоговением.


пример, они считали, что именно благодаря заступничеству Софии их город никогда не подвергался набегам татар. Известно, что 1238 году их отряды повернули назад, не дойдя совсем немного до города. Горожане увидели в этом Божье знамение. В 1391 году город был спасен от страшного мора. И снова новгородцы соотнесли это с заступничеством Святой Софии. Нужно заметить, что во время своей постройки храм был единственным каменным зданием в Новгороде. Строили его киевские и византийские мастера, без сомнения, очень талантливые, которые смогли передать в камне черты новгородского северного характера. Сдержанность, суровость, грандиозность помыслов, мощь.

Существует предание о том, как во время росписи купола, на котором должен был быть изображен Спаситель с простертой десницей, рука Иисуса Христа оказалась сжатой в кулак. Фреску переписывали несколько раз, пока художнику не приснился сон, в котором Христос говорил, что он специально сжал ладонь, чтобы держать там Новгород.

Собор имеет пять куполов. В XV веке центральный из них был покрыт позолотой, что придало храму еще более величественный вид. Одновременно с позолотой купола на кресте был укреплен свинцовый голубь, символизирующий Святой Дух. На Руси того времени была еще одна такая же постройка – Киевский храм, не сохранившийся до наших дней. От Киевского собора, Новгородский отличался меньшими размерами и более строгими формами.


Новгородский собор святой софииТелепроект «Новгородинки» телеканала «Триада»: Экскурсия по Софийскому собору с Сергеем Горминым.

Время не пощадило внутреннее убранство собора. Но, все же, кое-что сохранилось. Например, в Мартирьвской паперти сохранились удивительные изображения Святых Константина и Елены. Изображения датируются XI веком. Необычность этой фрески заключается в том, что она была написана не по сырой штукатурке, как обычно, а по сухой. Такая необычная техника, примененная древним художником, придет изображению своеобразный «парящий» вид. Исследователи считают, что именно в такой технике были расписаны древние деревянные церкви Руси. К сожалению, время не сохранило ни одну из них.

Окончательное оформления внутреннего убранства Софийского собора было завершено в XII веке. По сохранившимся фрагментам мы можем видеть, что центральный барабан украшали фигуры пророков трехметровой высоты. Алтарная часть была декорирована мозаикой и фигурами святых. В южной галерее находилось изображение Деисуса, то есть канонические иконы с изображением Иисуса Христа, Богородицы и Иоанна Крестителя.

От алтаря XI века сохранились две иконы:

  • «Спас на престоле»
  • «Апостолы Петр и Павел»

Новый иконостас, более высокий, был установлен в Софийском соборе гораздо позже, в XIV-XVI веках.

Одна из знаменательных икон, написанная в 1170 году, считается чудотворной. Икона эта и сегодня хранится в Софийском соборе. Речь идет об иконе Божьей Матери «Знамение», которая защитила город от нашествия Суздальцев. Событие это сыграло такую большую роль в жизни города, что по сей  день празднуется как почитаемый церковный праздник. Событие это легло в основу сюжета другой известной иконы, которая так и называется «Битва новгородцев с суздальцами». 

Новгородский собор святой софии
На Магдебургских вратах собора 
в бронзе изображены библейские 
и евангельские сцены (48 сюжетов).

Софийский собор является действующим храмом, открыт с 8 до 20 часов. Службы проводятся в 10 и 18 часов.

На стенах Софийского собора сохранились не только фрагменты фресковых росписей XII века, но и древние граффити. Древние граффити – так называют надписи на стенах русских средневековых зданий, нацарапанные «писалом» – инструментом для письма на бересте, – весьма распространенное явление на Руси до XV века (впоследствии  бересту сменяет бумага — писалом больше не пользуются – граффити не появляются), несмотря на то, что еще в X веке князь Киевской Руси Владимир Креститель указом запретил вырезать надписи на стенах храмов. Именно Новгород, архитектура которого не была разрушена набегами татар, в наибольшем объеме донес до нас эти надписи. Кроме Софийского собора, их можно встретить в церкви Спаса на Нередице, церкви Федора Стратилата на Ручью и  др. храмах Новгорода. Как и берестяные грамоты, новгородские граффити донесли до нас живые голоса жителей средневекового Новгорода. Но в отличие от берестяных грамот, привязанных к конкретной жизненной ситуации, большинство граффити обращено к Богу или святым, выражает мысли и чувства их писавшего («царапавшего»). Некоторые отрывки содержат отголоски язычества, или просто представляют собой надписи бытового характера.

Новгородский собор святой софииПрограмма Новгородского областного телевидения: «По святым местам Новгородской земли. Софийский собор»


Граффити

Археологи, которые исследовали когда-то место гибели древнеримского города Помпеи, смогли извлечь много информации из надписей на стенах домов, которые делали простые люди. То же самое произошло в Новгороде. Именно на стенах Софийского собора сохранились так называемые граффити – надписи, сделанные при помощи «писала» — приспособления для письма не бересте. 

Живопись XI века

Известно, что после постройки храм был расписан лишь частично, отдельными фрагментами. Настоящие работы по росписи собора начались только в 1108 году. Эти работы частично скрыли более ранние фрески, но они были обнаружены во время реставрации собора, которая проводилась в конце XIX века. Именно тогда и были обнаружены изображения императора Константина и императрицы Елена. Фигуры стоят по обе стороны огромного креста.

Чудотворные иконы Софийского собора

В Софийском соборе сегодня имеется два иконостаса. Это главный, Успенский и Рождественский. Перед Успенским иконостасом можно увидеть чудотворную икону «Божья Матерь Знамение».

На Рождественском иконостасе можно видеть сразу две иконы, которые считаются чудодейственными:

  • «Тихвинская Богоматерь»
  • «Спас на престоле»

Статья написана на основе книги «Где святая София, там и Новгород», СПб, 1997 г. 

Источник: www.visitnovgorod.ru

История

1045 году в Великом Новгороде случился пожар. Огонь, частый и неуправляемый гость в древнерусских городах, уничтожил деревянную Софийскую церковь, выстроенную в конце X века, вскоре после крещения новгородцев. Известно, что церковь та была дубовая, «о тринадцати верхах». Стояла она вне стен тогдашнего кремля.

Еще не успело остыть пепелище, как новгородский князь Владимир Ярославич заложил — уже каменный и уже в детинце — новый собор. При закладке присутствовали, согласно летописным сведениям, и родители Владимира, великий князь

Ярослав Мудрый и великая княгиня Ирина (впоследствии она приняла постриг с именем Анна и, погребенная в Софийском соборе, была прославлена Церковью как св. Анна Новгородская).

Каменный собор во имя Софии, Премудрости Божией, возводился под непосредственным наблюдением князя и новгородского епископа — небезызвестного Луки Жидяты (+1059).


Один из первых русских архиереев (в то время существовал обычай поставлять на епископские кафедры греков), он по праву должен быть назван среди первых просветителей Руси. Увы, из всех его письменных трудов сохранилось только «Поучение к братии». А главным памятником его деятельности стал каменный Софийский собор, при нем основанный и при нем же освященный.

Строительство завершили в пять (по другим источникам — в семь) лет. Над собором, который следует при-знать одним из самых прекрасных храмов домонгольской Руси, трудилось множество мастеров. Среди них были и русские, и греки. В 1050 или 1052 году храм освятили. Если предположить, что произошло это именно в 1052 году, то освящение Софийского собора приобретает драматический оттенок: оно состоялось за месяц до кончины князя Владимира Ярославича.

С самой своей постройки Святая София была центром христианского просвещения в Новгороде. Положение первых новгородских христиан — и в первую очередь духовенства — видится довольно сложным. Как пишет историк Церкви А. В. Карташев, Новгород, а равно и другие окраинные города Киевской Руси, был населен «ревностными язычниками, так что, по некоторым археологическим признакам, первые епископы в них жили, так сказать, на военном положении: их дома и церкви представляли особую окруженную стеной крепость».

Христианизация Руси являлась продолженным действием, а не одномоментным актом. То тут, то там по местам — летописи сообщают нам об этом — новой «государственной инициативе» приходилось сталкиваться с сопротивлением язычников, и столкновения эти иногда бывали кровавы: толпа убивала или изгоняла епископов и миссионеров.


С присоединением в XV веке Новгорода к Москве святая София утеряла свое былое влияние. На протяжении сотен последующих лет собор оставался просто главным храмом города, а затем и Новгородской губернии.

К концу XIX века собор имел иные очертания, чем те, что были приданы ему строителями. Контрфорсы, пристроенные к стенам для пущей прочности, и четырехскатная кровля столь резко изменили его облик, что родились толки о фактическом «несуществовании» древней Софии. Однако реставрационные работы, проведенные в 1890-е годы под руководством академика архитектуры В. В. Суслова, «расчистили», насколько это было возможно, собор от позднейших наслоений. Впоследствии в адрес Суслова не раз звучали упреки в том, что реставрацию он провел небрежно, что «переделал Софию в духе своего времени». Но следует все же признать: начало исследованию древнего собора положил именно Суслов. А неумение опередить свою эпоху в том, что касается мастерства реставрации, нельзя ставить ему в упрек.

В 1929 году Софийский собор закрыли как «культовый объект» и преобразовали в музей, открыв для посетителей все помещения и первого, и второго ярусов. До серьезных научных изысканий тогда дело не дошло, они были осуществлены в послевоенный период, когда пришлось восстанавливать полуразрушенную оккупантами Софию. Причем первые работы, включавшие в себя схематические обмеры и оценку нанесенного ущерба, исследователям удалось провести осенью 1944 года, когда раны собора еще «дымились».


Смотрите также: Памятная книжка для поклонниковъ Новгородской святыни. Новгородскій Софійскій соборъ какъ ​обильнѣйшій кивотъ или ​вмѣстилище нетлѣнныхъ мощей святыхъ угодниковъ Божіихъ и чудотворныхъ иконъ (1873 год, 110 страниц)

Современное состояние

Передача Святой Софии Церкви состоялась в 1991 году и подготавливалась очень тщательно. Была проведена реставрация, по инициативе архиепископа Новгородского Льва (Церпицкого) создан Консультационный совет, выработавший подход к обеспечению сохранности уникального памятника в его новом положении. И вот, 16 августа собор освятил Святейший Патриарх Алексий II, совершилась первая литургия, а когда крестный ход вышел на улицу, то люди увидели: в небе над храмом парит радужный венец.

Праздничное ликование кончилось. Начались будни. Святая София открыта ежедневно, в течение двена-дцати часов. Службы проводятся ут-ром и вечером за исключением понедельника, а в остальное время любой желающий может бесплатно зайти в собор. По большим праздникам он часто бывает переполнен. В таких условиях поддержание памятника в должном состоянии требует непре-станного и напряженного труда.

Однако, несмотря на все сложности, Святая София живет и здравствует. За двадцать лет, истекшие с момента ее передачи Церкви, ее состояние не ухудшилось, что подтверждают профессионалы. Более того, были отреставрированы некоторые иконы, заменена система кондиционирования (старая функционировала начиная с 1960-х годов).

Премудрость созда себе дом…


Главный храм Новгорода посвящен Софии, Премудрости Божией, а между тем его престольный праздник —Успение Пресвятой Богородицы. Как же так получилось? Начнем издалека. В Византии (а русские «Святые Софии» — прямые наследницы константинопольской) долгое время вообще не существовало престольных праздников, да и праздники Господские и Богородичные не были столь четко разделены, как теперь. Однако к моменту освящения Софийского собора в Константинополе (360 год) христиане ясно понимали, что под Софией, Премудростью Божией, следует понимать Христа, воплощенное Слово Божие. Это нашло отражение во многих письменных памятниках того времени. На Руси, однако, как справедливо отмечал Георгий Флоровский, «в… Софийских храмах издавна престольный праздник совершается в Богородичные дни». Так, в первой русской Софии — киевской — престольным праздником является Рождество Пресвятой Богородицы. Видимо, здесь произошло некоторое смещение смыслового акцента —с самой Премудрости Божией на Ее вместилище, то есть с Христа на Божию Матерь. «Премудрость созда Себе Дом и утверди столпов седмь», — говорится в Книге притчей Соломоновых. Под «Домом», согласно общепринятому толкованию, понимается Божия Матерь, из Которой воплотилось Слово Божие. Но дом Божий — это также и храм, и это двойственное значение, судя по всему, нашло свое отражение в установлении престольных праздников русских Софийских соборов. Для новгородской Софии такое установление произошло довольно поздно, при архиепископе Геннадии (+1505). Именно он «повеле» праздновать Успение Пресвятой Богородицы как престольный праздник Святой Софии, ориентируясь при этом, по-видимому, на Москву с ее главным Успенским собором, ибо и сам он был московским ставленником — из архимандритов Чудова монастыря.

Святыни

Софийский собор во все века был богат чтимыми иконами и драгоценной утварью. Все, что могло послужить к вящей славе Господа и «Дома Святой Софии», новгородцы помещали в своем главном храме.

  • икона Софии Премудрости Божией
  • икона Пресвятой Богородицы «Знамение»
  • икона Пресвятой Богородицы «Тихвинская»
  • икона Успения Пресвятой Богородицы (с частицей мощей свт. Нифонта Новгородского)
  • мощи свт. Никиты Новгородского
  • мощи свт. Иоанна Новгородского
  • мощи свт. Григория Новгородского
  • мощи свт. Иоакима Новгородского
  • мощи свт. Луки Новгородского
  • мощи свт. Аркадия Новгородского
  • мощи свт. Иоанна Новгородского
  • мощи свт. Мартирия Новгородского
  • мощи свт. Антония Новгородского
  • мощи свт. Василия Новгородского
  • мощи свт. Симеона Новгородского
  • мощи свт. Аффония Новгородского
  • мощи блгв. кн. Владимира Ярославича
  • мощи блгв. кн. Анны Новгородской
  • мощи блгв. кн. Феодора, брата святого блгв. кн. Александра Невского
  • мощи блгв. кн. Мстислава Храброго

Сохранность иконы апостолов Петра и Павла оставляет желать лучшего. «К сожалению, — пишет В. Н. Лазарев, — от первоначальной живописи до нас дошли лишь фрагменты одежды и фона, лики же, руки и стопы ног утрачены (здесь не удалось обнаружить красочный слой древнее XV века)».

В 1991 году икона Божией Матери «Знамение» была передана из Новгородского музея-заповедника в Софийский собор.

Шедевр русских камнерезов — Алексиевский крест. Во время Великой Отечественной войны его нижняя часть была утрачена, и в 1950-е годы ее восстановили в гипсе. Сейчас крест находится не снаружи Софийского собора, а внутри.

Структура храма

1. Центральный купол 2. Центральный неф 3. Главный иконостас 4. Алтарная апсида 5. Богородице-Рождественский придел 6. Южная галерея (Мартирьевская паперть) 7. Западная галерея (Корсунская паперть) 8. Северная галерея 9. Иоанно-Богословский придел 10. Лестничная башня 11. Купол над лестничной башней

Внешний вид

Пять нефов

Вместе с христианством Русь заимствовала у Византии и приемы храмового зодчества, уже вполне сложившиеся к тому времени. Типичный византийский храм имел крестово-купольную конструкцию, одну главу, прямоугольный или квадратный наос (основной, центральный объем храма). К наосу с запада примыкал нар- текс (притвор), с востока — граненые или полукруглые алтарные апсиды. Внутри наоса помещались четыре опорных столпа, над которыми находился купол, поднятый на световом барабане. Если храм был большим, то количество столпов увеличивалось. Столпы делили храм вдоль на три части — нефа, заканчивавшихся в восточной части здания апсидами.

Из всех трех Софийских соборов новгородский демонстрирует наилучшую сохранность своих древних форм. Его основной объем харак-теризуется как пятинефный, трех- апсидный, десятистолпный. С трех сторон (кроме восточной, где рас-положены алтарные полукружия) храм окружен широкой двухэтаж-ной галереей, не отделяемой, на первый взгляд, от центрального объема. Это придает ему сурово-монолитный облик. Впечатление монолитности усиливается мощным, тесно сгруппированным пятиглавием и практически полным отсутствием декоративных элементов на фасадах. Недаром автор путеводителя по Новгороду столетней давности пишет применительно к Софии о «радости уравновешенных, одухотворенных замыслом художника каменных масс, прекрасных без узоров и декоративных побрякушек».

Обзорная площадка

Внутренний вид

КОГДА МЫ ВХОДИМ в Софийский собор, то льстимся надеждой погрузиться в прохладный сумрак веков, ощутить себя «человеком XI века». Но на самом деле интерьеры Святой Софии претерпели довольно значительные изменения по сравнению с XI столетием. Начать с того, что пол раньше был ниже, чем теперь, примерно на 130 сантиметров. Павел Алеппский в XVII веке писал о нем: «Пол весь составлен из огромных плит, твердых и тонких, толщиною только в два пальца. Ломки находятся в этом городе; камень добывают слоями, и каждый кусок может покрыть пол большой комнаты, подобно ковру.

Пол в алтарях весь мраморный». Уже в конце XVII века этот пол стал историей: его сломали, чтобы настелить новый. Тогда же растесали существовавшие окна, а над входами пробили дополни-тельные. То есть в древности Софийский собор был темнее. Затем, в древней Святой Софии не было высоких иконостасов. Их роль выполняли низкие алтарные преграды, позволявшие молящимся следить за богослужением, происходившим в алтаре. Иконостасы в Софии появились только в конце XIV века. Сейчас их три. Наиболее известные — главный, с иконами XIV—XVII веков, и иконостас Богородице-Рождественского придела (основная часть икон написана в первой половине XVI века).

Но, конечно, дух древнего Новгорода чувствуется во внутреннем пространстве храма, стесненном массивными столпами, лишенными какой бы то ни было архитектурной нарядности, всем своим видом подчеркивающими свою сугубую функциональность. Еще легче ощутить его в лестничной башне, расположенной в юго-западной части собора. Лестница, обвивающаяся несколько раз вокруг столпа, ведет на «полати» (хоры). Ее широкие ступени помнят князей, бояр, знатных людей новгородских — словом, всех тех, кто слушал церковную службу, стоя на хорах (в древности это место считалось привилегированным и исполняло роль своего рода «правительственной ложи»). В стенах башни на разной высоте есть четыре «каморы», прикрытые железными дверцами. Это тайники, где хранилась казна (в летописях о ее местонахождении всегда так и пишут: «У Святей Софии на полатех»), В случае военной угрозы тайники замуровывались. Чем еще любопытны стены этого «служебного» помещения? Местами на них сохранились куски древней штукатурки с процарапанными граффити XI—XII веков. Древние новгородцы, как и наши современники, писали на стенах! Только тексты были несколько иные, чем теперь. Обычно в них содержится молитвенное обращение к Богу — за себя или за кого-то из близких. Вот типичное: «Помоги, Боже, нашему Луке».

Путеводитель по Софийскому собору

1. Придел в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова

2. Алексеевский крест (воздвигнутый архиепископом Алексием в память павших в Куликовской битве)

3. Паникадило (главного купола, немецкой работы, подарено Борисом Годуновым)

4. Мощи благоверного князя Феодора, брата св. благоверного князя Александра Невского

5. Придел в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи

6. Фрески XI века, в главном куполе собора

7. Мощи святителя Григория в «темничке»

8. Мощи святителя Иоанна Новгородского

9. Магдебургские (Сигтунские) врата (бронзовые двери первоначально придела Рождества Богоматери Софийского собора в Великом Новгороде; затем эти двери, отреставрированные мастером Аврамом, были перенесены в западный портал собора; в настоящее время они открываются только во время праздников, когда службу возглавляет митрополит Новгородский и Старорусский)

10. Лестница на хоры

11. Граффити (открыты в конце XIX века; сратиграфический и палеографический анализ свидетельствуют, что более половины граффити Софии Новгородской датируется второй половиной XI — началом XII века)

12. Мощи благоверной княгини Анны Новгородской

13. Место погребения Новгородских святителей. Древний уровень пола

14. Фрески XII -XIII веков. Равноапостольные Константин и Елена, а также малый Деисус

15. Мощи благоверного князя Владимира Новгородского

16. Царское место (установленное по приказу Ивана Грозного, делалось новгородскими мастерами в течение двух лет)

17. Корсунские врата

18. Мощи благоверного князя Мстислава Храброго

19. Рождественский придел и его иконостас

20. Чудотворная икона Богоматери «Тихвинская»

21. Мощи святителя Никиты

22. Придел святых Богоотец Иоакима и Анны

23. Чудотворная икона Богоматери «Знамение»

24. Икона «Софии Премудрости Божией»

25. Центральный Успенский иконостас

26. Крест с купола Святой Софии и голубь (на кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя — символа Святого Духа: по легенде, когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь; видав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса; после Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу — и пока он не слетит с креста, город будет им храним)

27. Мозаика в Алтаре Софийского собора (вход только церковно-священнослужителям)

28. Икона Успения Богоматери с мощами святителя Нифонта Новгородского

29. Фреска свт. Поликарпа Смирнского 1109 (видна только с хоров)

Престольные праздники

Успение Пресвятой Богородицы — 28 августа

Фото

Видео

Как добраться

Адрес: Великий Новгород, Софийский собор, Кремль, д. 11

Тел.: (88162)77-35-56

Софийский собор находится на территории Нов-городского детинца, в самом центре Великого Новгорода. Надо полагать, что специальных трудностей с тем, чтобы добраться до него, у читателей не возникнет. Единственное, о чем следует помнить, так это о том, что на машине в детинец заехать нельзя. Личный автотранспорт надо парковать где-нибудь поблизости. GPS-координаты: 58.522178, 31.276729.

Расписание богослужений

Божественная Литургия совершается ежедневно в 10:00.

Вечернее богослужение — в 18:00 (кроме понедельника и вторника).

Если в понедельник и пятницу нет великих праздников или памятей великих святых, то в четверг вечером — великая вечерня с акафистом святителю Никите Новгородскому.

В воскресенье вечером великая вечерня с акафистом в честь иконы Богоматери «Знамение».

Софийский собор открыт ежедневно С 7:00 до 20:00. Храм действующий, вход бесплатный. Вход в Софийский собор через северные двери.

Источник: azbyka.ru

Новгородский собор святой софии

«сердце Новгорода»

Как и любой древний город, Новгород начинался с крепости – кремля, или как здесь говорят Детинца (из-за того, что в крепости жили дружинники князя, звавшиеся «отроками», «детьми»). Детинец и был тем самым «Новым городом», куда перенесли поселение с Рюрикова городища. Вообще новгородский кремль заслуживает, конечно, отдельного обстоятельного рассказа (и поста). Но есть в нём всё-таки главная достопримечательность, и главный символ всего города Новгорода – это Софийский собор, или Софии Премудрости Божьей. Интересно, что собор являлся в своё время первой каменной постройкой Новгорода. А сегодня это ещё и древнейшая сохранившаяся каменная церковь России. Поэтому предлагаю подробно и с глубоким уважением посмотреть Софийский собор (кроме внутренних интерьеров, где я постеснялась снимать).

Новгородский собор святой софии

Дошедший до нас Софийский собор — это второе его воплощение. Впервые собор Святой Софии в Новгороде создали в год крещения Руси (988г.) искусные новгородские плотники, из дерева – имел он 13 глав и считался чудом архитектуры. Но простояла та деревянная София около 50 лет и в очередном пожаре сгорела дотла. После этого князь Владимир (сын Ярослава Мудрого) и решил возвести вот эту каменную церковь, похожую на так любимый его отцом одноимённый Софийский собор в Киеве.
Построенный «по образу и подобию» киевского собора — «наш», новгородский, все же имеет свои особенности и впоследствии стал примером для целого стиля новгородских церквей. Именно в Новгородской Софии было впервые использовано традиционное русское пятиглавие, определившее церковную архитектуру на всю последующую историю России. Правда, позднее (в конце 11 века) к храму была пристроена Мартирьевская паперть, поэтому у современного Софийского собора 6 глав. Все купола шлемовидной формы – как шлемы древнерусских воинов, это символ борьбы со злом и тьмой. При этом четыре центральных купола – серебряного (свинцового) цвета, а пятый сверкает на солнце золотом!

Новгородский собор святой софии

Софийский собор был построен в короткие даже по нынешним меркам сроки — всего за 5 лет, с 1045 по 1050 годы. В то время как в тогдашней средневековой Европе многие знаменитые готические соборы возводились в течение 100-200 лет. Ещё более поразительно то, что Софийский собор в основном дошёл до нас в первозданном виде! Даже во время Великой Отечественной войны внешне он серьёзно не пострадал — линия фронта проходила по реке Волхов: левый берег занимали немцы, а правый — советские войска, которые получили приказ не обстреливать древние памятники города, прежде всего — кремль и собор.

Новгородский собор святой софии

Розовое здание, которое вплотную примыкает слева к собору – это Митрополичьи покои 18в.

Новгородский собор святой софии

Помимо собственно здания собора, Новгородская София имеет и множество других, уникальных достопримечательностей. На кресте центрального купола находится маленькая фигурка голубя — символа Святого Духа. Снизу, с земли, без фото-зума не очень видно – но голубь там точно есть)) По легенде – это живой голубь, который окаменел от ужаса и горя, увидев жестокую расправу Ивана Грозного над жителями Новгорода в 1570г. Голубь был послан в утешение городу — и пока он не слетит с креста, Новгород будет им храним.

Новгородский собор святой софии

Во время войны в 1942 г., когда Новгород был оккупирован немцами, в главный купол собора всё-таки попал советский снаряд, и упавший крест с голубем 19в. был вывезен в Испанию в качестве военного трофея. Потом в 2000-х годах была целая история по его возвращению обратно в Россию, хлопотал об этом сам президент Путин – в итоге сегодня тот старый крест с голубем стоит внутри собора около иконостаса.

А снаружи это уже «новый» крест и голубь, образца 2007г. – символ мирного неба.

А вот что уже никогда не вернуть в сбитом снарядом в войну 1942г. центральном куполе – это интереснейшую древнюю фреску изображения Бога-Отца, написанное со сжатой в кулак ладонью. По преданию, иконописцам трудно давалось написание образа Спаса Вседержителя. Два раза они его писали, начав писать в третий раз, услышали глас, просящий их: "Не пишите Мя с рукой благословляющей, а оставьте с рукой сжатой. Держу Я в руке сей Новгород, и когда разожму руку, будет сему граду скончание". Сегодня под центральным куполом на месте этой утраченной фрески пустота. Там только висит огромное (высота — 4,5 метра, размах — 3,5 метра, вес — 2 тонны) бронзовое четырехъярусное паникадило (люстра для свечей), изготовленное в Нюрнберге и подаренное собору Борисом Годуновым.

Новгородский собор святой софии

За столетия своего существования собор «врос» в землю на 1,5 метра глубины (это можно оценить, зайдя внутрь, особенно у Мартирьевской паперти).

Новгородский собор святой софии

Около соборных стен можно посмотреть и на средневековое оружие — каменные ядра 15-16 вв. Их метали с помощью специальных орудий – мортир — со стен крепости. Ядра эти появились тут у собора для обозрения ещё в 19 веке.

Новгородский собор святой софии

В Софийским соборе молился, идя на битву, сам Александр Невский. Отсюда, получив благословение, уходили на ратные подвиги его княжеские дружины. Это мемориальная табличка на фасаде собора была установлена в 1970 г. в честь празднования 750-летия со дня рождения князя.

Новгородский собор святой софии

На восточной стене собора специально обнажён и оставлен неоштукатуренным кусок древней кладки. Кладка стен делалась по византийскому принципу строительства (в т.ч. из плинфы) и произведена из местного известняка с прокладкой рядов тонкого кирпича. Тут я вспомнила, сколь короток в нашей стране список уцелевших домонгольских храмов Руси – и новгородская София среди них.

Новгородский собор святой софии

Стены собора скрывали (а может быть и по сей день скрывают!) в себе немало кладов и тайников, где хранились богатства зажиточных новгородцев и самого князя Владимира, а также казна города. По легенде, именно «схоронку» князя нашел Иван Грозный, неизвестно откуда прознавший о тайнике. Однако царь точно указал место, где в стену церкви были вмурованы сокровища, и перевез их в Москву.

Новгородский собор святой софии

Сегодня в собор входят с северной стороны, а в старинные времена главным был, конечно, западный вход. Сегодня над ним видны плохо сохранившиеся росписи с изображением Троицы, Спаса Нерукотворного и Софии — Премудрости Божией.

Новгородский собор святой софии

Новгородский собор святой софии

Новгородский собор святой софии

Здесь находится одна из главных достопримечательностей новгородского Кремля — бронзовые ворота в романском стиле, украшенные множеством горельефов. Ворота имеют два названия. Более известное — Магдебургские, т.к. они были изготовлены в немецком городе Магдебурге (в 1153 году). Второе их название — Сигтунские: по легенде новгородцы привезли ворота из шведского города Сигтуна в качестве военного трофея. Да-да, оказывается, новгородцы были не только талантливыми торгашами купцами и входили в Ганзейский торговый союз, но и умели воевать «если надо». Из одного из таких военных походов в Швецию и были привезены эти ворота, которые шведы, в свою очередь, привезли из Магдебурга (Германия), отбив их также во время нападения. А в Магдебурге их сделали для собора в Плоцке, но доставить туда не успели.

Новгородский собор святой софии

Эта вобщем-то небольшая, двустворчатая дверь, которая отличается потрясающими кованными рельефами на ветхозаветную тематику, покрывающими всю поверхность, и расположенных как бы во множестве ячеек. Редкий образчик художественного литья Западной Европы, который датируется 12 веком.

Новгородский собор святой софии

Ворота были привезены в Новгород в разобранном виде и вновь смонтированы, но уже не совсем в своём первоначальном виде: некоторые части ворот «по пути» оказались потерянными и заменены рельефами, немного отличавшимися по стилю (что косвенно говорит в пользу версии военной добычи – уносили, как могли, типа "потом разберёмся"))

Вот внизу слева (вместо явно где-то утерянной вертикальной планки с растительным орнаментом) можно увидеть фигурку новгородского мастера Авраама, который собирал ворота. Он поместил себя между изображениями изготовивших ворота немецких литейщиков Риквина (слева от Авраама, с весами и клещами в руках) и Вайсмута (справа, только с клещами). Авраам отличается от «немцев» фирменной славянской стрижкой "под горшок" – он самый первый реставратор этих ворот😊

Новгородский собор святой софии

Новгородский собор святой софии

Новгородский собор святой софии

В целом же ворота украшены разными библейскими сценами из Ветхого и Нового Заветов

Новгородский собор святой софии

Новгородский собор святой софии

Ручки ворот выполнены в виде змей, прикреплённых к львиным мордам с раскрытыми пастями. Считается, что эти жуткие морды)) символизируют ад, поглощающий грешников. Головы грешников, торчащие из львиных пастей, прилагаются – ведь не зря ворота расположены именно на западной стороне собора, где традиционно на стене внутри, над входом изображается Страшный суд.

Сверху над левой ручкой можно прочесть на старославянском языке: "Ад пожирает грешных". Почему по-русски? Потому что часть "родных" поясняющих надписей на латинице были переведены и заменены новгородцами на русские.

Новгородский собор святой софии

Ну что сказать. С фантазией у средневековых людей, искренне верующих, было всё хорошо. Не то что в наше прагматичное и материалистичное время))

Новгородский собор святой софии

В 17в, когда Новгород был на несколько лет оккупирован шведами, шведский король захотел вернуть обратно в Швецию эти ворота. Но военачальники уговорили его не делать этого, опасаясь, что «это причинило бы много крика, жалоб и беспокойства»))

Вот такой архитектурный элемент из католического мира на портале православного храма –они очень необычно «смотрятся вместе»

Новгородский собор святой софии

В нескольких десятках метров от собора расположена его звонница. Она была возведена в 1437-39гг на месте прежней, за два года до этого обрушившейся во время весеннего половодья. Однако в дальнейшем её много раз перестраивали, и то, что мы видим сегодня, относится в основном уже к 17 столетию. Особенно заметно это по характерному для того времени крыльцу)

Новгородский собор святой софии

Новгородский собор святой софии

Новгородский собор святой софии

У подножия звонницы установлены несколько бронзовых колоколов 17в. разных размеров — как новгородских, так и привезённых сюда

Новгородский собор святой софии

Новгородский собор святой софии

Новгородский собор святой софии

Новгородский собор святой софии

О значении колокола на древней Руси, о непростой работе мастеров-литейщиков очень хорошо рассказал в своей новелле "Колокол" Андрей Тарковский (в кино "Андрей Рублёв"). Всегда вспоминаю его во всех наших звонницах)

Новгородский собор святой софии

Сегодня в верхней части звонницы устроена смотровая площадка, билет на которую также позволяет пройти по крепостной стене — кремлёвскому боевой ходу. Но из-за ковид-ограничений этот туристический аттракцион был для меня, увы, закрыт.

Новгородский собор святой софии

Зато посчастливилось послушать рядом со звонницей колокольный звон собора. В 17 часов буднего дня зрителями у звонаря (мужчина в пальто, работавший кстати не руками, а только ногой, нажимая на особую педаль) оказались только я и.. малыш (справа за деревом))

Новгородский собор святой софии

Новгородский собор святой софии

В заключении покажу здание, которое прямо не связано с Софийским собором. Но которое я долгие годы детства и юношества зрительно, в уме путала с ним. Путала упорно и упрямо, иногда даже в спорах. Это смешная и поучительная история))

Между Софийским собором и его звонницей находится вот эта особо неприметная церковь Входа Господня в Иерусалим 1759г. Про неё мало кто знает даже в самом Новгороде, а уж за пределами и подавно.

Новгородский собор святой софии

Когда я училась в 3 классе школы, нас с сестрой привезла в Новгород на музыкальный конкурс им.С.Рахманинова наша учительница музыки (конкурс этот, кстати, до сих пор ежегодно проводится в Новгороде). Мы выступали с фортепианным концертом здесь, на территории кремля — конкурс проходил прямо в здании этой церкви. Она, как видно, не маленькая в длину, зал внутри вмещает много посетителей – и с 60-х гг 20 века здесь располагается лекторий новгородского музея.

Новгородский собор святой софии

Новгородский собор святой софии

Новгородский собор святой софии

Долгие годы после той детской поездки в Новгород и участия музыкальном конкурсе, когда я рассказывала об этом кому-либо, то говорила: «Мы выступали в кремле — в соборе/церкви». Напомню, что в 90-х (и даже в начале 2000-х) интернет и быстрый поиск информации был не дешёвой по деньгам привилегией, не всем и всегда доступный, все современные поисковики, форумы и платформы информации были тогда ещё в самом зачатке, а фотографий малоизвестных достопримечательностей в сети почти не было. Друзья ровесники и знакомые в те времена переспрашивали, мол, как это – "Неужто в самом /Софийском/ соборе выступали? А разве там можно играть? И хватило всем места? итд". Но я-то «точно помнила», что «мы выступали именно в церкви, рояль стоял в самом алтаре итд.»)))) В общем, да здравствует нынешняя эпоха гугл-карт/викимапии и прочих удобных мест в интернете, где можно быстро, точно и с фотографиями посмотреть все-все места на планете)

Напоследок Софийский собор на весеннем закате😊

Новгородский собор святой софии

Источник: architectstyle.livejournal.com


Categories: Собор

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.