Три предшественника Исаакиевского собора

Исаакиевский собор Огюста Монферрана стал четвертым собором, построенным на этой площади. Первую церковь в честь святого Исаакия Далматского возвели для рабочих Адмиралтейских верфей практически сразу после основания Санкт-Петербурга. Вернее, ее перестроили из здания чертежного амбара под руководством Хармана ван Болеса. Петр I, родившийся в день памяти святого Исаакия, в 1712 году обвенчался здесь с Екатериной I. Уже в 1717 году, когда старая церковь стала ветшать, было заложено новое каменное здание. Строительство шло под руководством Георга Маттарнови и Николая Гербеля. Через полвека, когда уже вторая петровская церковь пришла в негодность, было заложено третье здание — уже на другом месте, немного дальше от берега Невы. Его архитектором стал Антонио Ринальди.

Победа рисовальщика над архитекторами

Конкурс на строительство нынешнего Исаакиевского собора объявил в 1809 году Александр I. Среди его участников были лучшие зодчие своего времени — Андриан Захаров, Андрей Воронихин, Василий Стасов, Джакомо Кваренги, Чарльз Камерон. Однако ни один из их проектов не удовлетворил императора. В 1816 году по совету главы Комитета по делам строений и гидравлических работ Августина Бетанкура работу над собором поручили молодому архитектору Огюсту Монферрану. Решение это было удивительным: большого опыта в строительстве у Монферрана не было — он зарекомендовал себя не постройками, а рисунками.


Неудачное начало строительства

Неопытность архитектора сыграла свою роль. В 1819 году началось возведение собора по проекту Монферрана, однако всего через год его проект основательно раскритиковал член Комитета по делам строений и гидравлических работ Антон Модюи. Тот считал, что при планировании фундаментов и пилонов (опорных столбов) Монферран допустил грубейшие ошибки. Связано это было с тем, что архитектор хотел максимально использовать те фрагменты, что остались от собора Ринальди. Хотя первое время Монферран всеми силами отбивался от критики Модюи, позже он все же согласился с критикой — и строительство приостановили.

Архитектурные и инженерные достижения

В 1825 год Монферран спроектировал новое грандиозное здание в стиле классицизм. Его высота составляла 101,5 метра, а диаметр купола — почти 26 метров. Строительство шло крайне медленно: только на создание фундамента ушло 5 лет. Для основы пришлось вырыть глубокие траншеи, куда вбили просмоленные сваи — более 12 тысяч штук. После этого все траншеи соединили между собой и залили водой. С наступлением холодов вода замерзла, и сваи спилили под уровень льда. Еще два года ушло на установку колонн четырех крытых галерей — портиков, гранитные монолиты для которых поставляли из выборгских каменоломен.


Следующие шесть лет возводились стены и подкупольные столбы, еще четыре года — своды, купол и колокольни. Главный купол был выполнен не из камня, как это делалось традиционно, а из металла, что значительно облегчило его вес. При проектировании этой конструкции Монферран ориентировался на купол лондонского собора Святого Павла Кристофера Рена. На золочение купола ушло более 100 килограммов золота.

Вклад скульпторов в оформление собора

Скульптурное убранство собора создавалось под руководством Ивана Витали. По аналогии с Золотыми вратами флорентийского баптистерия он изготовил впечатляющие бронзовые двери с изображениями святых. Витали также стал автором статуй 12 апостолов и ангелов на углах здания и над пилястрами (плоскими колоннами). Над фронтонами разместили бронзовые рельефы с изображениями библейских сцен в исполнении самого Витали и Филиппа Оноре Лемера. Также в скульптурном оформлении храма участвовали Петр Клодт и Александр Логановский.

Витраж, каменная отделка и другие детали интерьера

Работа над интерьерами собора шла 17 лет и закончилась лишь в 1858 году. Внутри храм был отделан ценными породами камней — лазуритом, малахитом, порфиром, разными видами мрамора. Над росписью собора работали главные художники своего времени: Федор Бруни написал «Страшный суд», Карл Брюллов — «Богородицу во Славе» в плафоне, площадь этой росписи более 800 квадратных метров.


Иконостас собора выстроили в виде триумфальной арки и украсили монолитными малахитовыми колоннами. Иконы, выполненные в технике мозаики, были созданы по живописным оригиналам Тимофея Неффа. Мозаикой декорировали не только иконостас, но и значительную часть стен храма. В окне главного алтаря находился витраж с изображением «Воскресения Христа», выполненный Генрихом Марией фон Хессом.

Дорогое удовольствие

На момент строительства Исаакиевский собор стал самым дорогим храмом в Европе. Только на закладку фундамента ушло 2,5 миллиона рублей. Всего же Исаакий обошелся казне в 23 миллиона рублей. Для сравнения: все строительство соразмерного Исаакиевскому Троицкого собора стоило два миллиона. Связано это было как с грандиозными размерами (храм высотой в 102 метра до сих пор остается одним из самых крупных соборов в мире), так и с роскошной внутренней и внешней отделкой здания. Николай I, опешивший от таких расходов, приказал сэкономить хотя бы на утвари.

Освящение храма

Освящение собора прошло как государственный праздник: на нем присутствовал Александр II, а длилось мероприятие около семи часов. Вокруг собора располагались зрительские места, билеты на которые стоили немалых денег: от 25 до 100 рублей. Предприимчивые горожане даже сдавали квартиры с видом на Исаакиевский собор, откуда можно было наблюдать за церемонией. Несмотря на то что желающих посетить мероприятие было немало, многие из них не оценили Исаакиевский собор, и первое время из-за своих пропорций храм носил прозвище «Чернильница».

Мифы и легенды


Поговаривали, что такое длительное строительство собора было вызвано отнюдь не сложностью работ, а тем, что ясновидец предсказал Монферрану смерть сразу после завершения храма. И действительно, архитектор умер через месяц после освящения Исаакия. Завещание зодчего — похоронить его в храме — так и не выполнили. Гроб с телом архитектора обнесли вокруг храма, а потом передали вдове, которая увезла останки мужа в Париж. После смерти Монферрана прохожие якобы видели его призрак, бродивший по ступенькам собора, — входить в храм он не решался. Согласно еще одной легенде, дом Романовых должен был пасть после снятия строительных лесов, которые окружали собор еще долгое время после освящения. Совпадение или нет, но окончательно леса сняли в 1916 году, а в марте 1917 года Николай II отрекся от престола.

Храм в советское время

В первые годы советской власти храм оставался действующим, однако государство его не финансировало, а все церковные ценности изъяло. В 1931 году в здании музея был открыт антирелигиозный музей. Одним из ключевых экспонатов стал подвешенный к куполу собора 90-метровый маятник Фуко, который доказывал факт вращения Земли вокруг своей оси.

Во время Великой Отечественной войны в подвалах Исаакия находился склад, где хранились музейные ценности, которые не успели эвакуировать. Так как купол собора немецкие летчики использовали в качестве ориентира, напрямую в собор они не стреляли — и хранилище осталось невредимым. Однако собор все же пострадал в годы войны: взрывавшиеся рядом с храмом осколки повредили колонны, а холода (в годы блокады Исаакий не отапливался) — настенные росписи.


Автор: Лидия Утёмова

Источник: www.culture.ru

Огюст Монферран: Исаакиевский собор

Огюст Монферран: Исаакиевский собор

Хочу летать я белой чайкой по утрам
И не дышать над Вашим чудом, Монферран… (А. Розенбаум)

Своим появлением и названием Исаакиевский собор обязан Петру I: он родился 30 мая, а это день памяти Исаакия Далматского, византийского монаха, причисленного к лику святых. 

История


В 1707 г. появилось небольшое деревянное здание церкви, крытое тёсом. Здесь 19 февраля 1712 г. Пётр I венчался с Екатериной.

Огюст Монферран: Исаакиевский собор

Здание первой Исаакиевской церкви
К 1717 г. решено было построить каменный храм вместо Исаакиевской церкви, но поставить его ближе к Неве. Архитектор – Г.И. Маттарнови, а после его смерти Н. Ф. Гербель. Через некоторое время, когда храм ещё не был окончательно построен, в его сводах были обнаружены серьёзные повреждения, которые архитекторы П.А. Трезини, ван Звитен, Б. Растрелли и ученик архитектуры М. Г. Земцов исследовали и подали в Канцелярию доклад о способах устранения недостатков.

Огюст Монферран: Исаакиевский собор

Здание второй Исаакиевской церкви
Освящение новой (второй) Исаакиевской церкви состоялось 30 мая 1727 г.


21 апреля 1735 г. от молнии загорелся шпиль, в результате пожара выгорел весь храм. Его восстанавливал архитектор Трезини. По его указаниям были заново сложены своды и купол, а также обновлена внутренняя и наружная отделка. Восстанавливали Исаакиевскую церковь до 1746 г.
Но это здание оставалось проблемным, к тому же решение о близком расположении к Неве оказалось ошибочным: сильно проседал грунт.
В 1768 г. Екатерина II отдала приказ о строительстве очередного Исаакиевского собора по проекту Антонио Ринальди. Собор стали строить дальше от берега: примерно там, где находится современный собор. С тех пор он разделяет Исаакиевскую и Сенатскую площади.
В 1796 г. умерла Екатерина II, а храм был построен лишь наполовину. Павел I сразу после вступления на престол приказал передать весь оставшийся мрамор на строительство Михайловского замка, а Исаакиевский собор быстро достроить в кирпиче. Завершал строительство собора Винченцо Бренна в 1802 г. Построенный наспех храм не соответствовал статусу главного православного храма, не украшал собой центр столицы Российской империи.

Огюст Монферран: Исаакиевский собор

Здание третьей Исаакиевской церкви
В 1809 г. Александр I объявил конкурс на строительство нового, четвёртого Исаакиевского собора.


конкурсе участвовали А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, Ч. Камерон, Д. Кваренги, Л. Руска, В. П. Стасов, Ж. Тома де Томон, но их проекты не были приняты императором. Все они предлагали строить новый собор заново, не используя уже построенное сооружение.
Отечественная война 1812 г. остановила процесс, но в 1816 г. Александр I снова распорядился начать проектировать храм. Второй конкурс также не выявил достойного архитектора. Инженер Август Бетанкур, председатель Комитета по делам строений, предложил кандидатуру французского архитектора Огюста Монферрана, и император согласился. Это решение многих удивило, так как Монферран тогда не был известным архитектором. Из предложенных 24 вариантов проекта император остановился на 5-главом храме в классическом стиле: главный кафедральный собор должен быть в европейском, а не в византийском стиле.
Торжественная закладка храма произошла 26 июня 1818 г.
Как только проект Монферрана стал реализовываться, в нём сразу же нашлись ошибки, которые Монферрану пришлось исправлять. Собор строился почти 40 лет. Отдельного упоминания заслуживает купол. Монферран хотел сделать его максимально легким, но без потери прочности – из металла. Отливали металлоконструкции купола на заводе Чарльза Берда, на его создание пошло 490 тонн железа, 990 тонн чугуна, 49 тонн меди и 30 тонн бронзы. На отделку куполов ушло 100 кг золота. Купол состоит из трех оболочек, пространство между ними заполнено гончарными горшками для лучшей теплоизоляции. Высота храма 101,5 м, внутренняя площадь более 4 тыс. м².

Внешний вид собора


Огюст Монферран: Исаакиевский собор

Это 5-главый храм с главной центральной полусферической главой и 4 малыми главками, завершающими квадратные колокольни. Большой купол венчает 8-угольный фонарик.
Фасады украшены портиками коринфского ордера. Главный вход – в западном портике, восточный входа не имеет, что не характерно для православного храма. Треугольные фронтоны украшены скульптурными группами. Здание представляет собой почти равноконечный крест.
Здание собора украшено 112 монолитными гранитными колоннами разных размеров. Стены облицованы светло-серым мрамором. Плиты облицовки, треснувшие из-за неравномерной осадки здания, были заменены во время реставрационных работ в 1870-1890 гг. мрамором «бардиллио».
Собор включает в себя 4 площади города: Адмиралтейскую, Дворцовую, Исаакиевскую и Сенатскую. Благодаря своему положению собор отлично просматривается со всех сторон. Он возвышается в обрамлении фасада Адмиралтейства с бульваром (слева) и здания Сената и Синода с аркой (справа).

Скульптура собора

Снаружи здания собора украшают более 350 скульптур Витали, Клодта, Лемера, Логановского, которым удалось достичь гармонического единства с масштабом и архитектурными формами здания.

Северный фасад

На фризе северного портика помещена фраза: «Господи, силою твоею возвеселится царь». Это идея всего сооружения.


Огюст Монферран: Исаакиевский собор

Северный фронтон «Воскресение Христа». Скульптор Ф. Лемер

В центре композиции – поднявшийся из гроба Христос, справа и слева от него ангелы, а за ними перепуганные стражники и женщины.
Венчают фронтоны апостол Пётр (слева), изображённый с ключами от врат Царства Небесного; апостол Павел (справа) с мечом, символизирующим его ревностного служения Иисусу Христу; апостол Иоанн (в центре) изображён с орлом, символом высокого парения его богословской мысли. Скульптуры в нишах выполнены скульптором П.К. Клодтом.

Огюст Монферран: Исаакиевский собор

Апостол Пётр

Огюст Монферран: Исаакиевский собор

Правая ниша «Положение в гроб». Скульптор П. Клодт

Западный фасад

Огюст Монферран: Исаакиевский собор

На фронтоне западного портика выполнен барельеф «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием» (скульптор И. П. Витали). В правой части – коленопреклонённые воины. В левом углу барельефа изображена небольшая полуобнажённая фигура с моделью собора в руках – портрет О. Монферрана. Надпись по фризу: «Царю царствующих».

Огюст Монферран: Исаакиевский собор

Барельеф с изображением Монферрана
Венчают фронтоны фигуры апостолов (скульптор Витали): Фома изображён с угольником в левой руке (как архитектор), с протянутой вперёд правой рукой, с удивлённым выражением: он только тогда поверил в воскресение Христа, когда дотронулся до него; Варфоломей изображён с крестом и скребком; Марк – со львом, символизирующим мудрость и отвагу.

Огюст Монферран: Исаакиевский собор

Апостол Фома

Южный фасад

На фронтоне южного портика помещён барельеф Витали «Поклонение волхвов». В центре изображена Мария с младенцем, сидящая на троне. Её окружают пришедшие на поклонение волхвы. Справа от Марии, склонив голову, стоит Иосиф. Надпись по фризу: «Храм мой храм молитвы наречётся».

Огюст Монферран: Исаакиевский собор

Барельеф «Поклонение волхвов»
Фигуры апостолов также выполнены Витали: Андрей, Филипп, Матфей.

Огюст Монферран: Исаакиевский собор

Апостол Андрей
Скульптуры левой и правой ниши – А.В. Логановский.

Восточный фасад

Огюст Монферран: Исаакиевский собор

На барельефе восточного портика изображена сцена «Исаакий Далматский останавливает императора Валента» (скульптор Лемер). В центре Исаакий Далматский преграждает путь императору Валенту, предсказывая ему скорую гибель. Валент был покровителем ариан, учение которых представляло собой попытку пересмотра христианского учения. Исаакий Далматский изображён в момент, когда воины цепями сковывают ему руки. Надпись по фризу: «На Тя Господи уповахом, да не постыдимся во веки».
Фигуры апостолов выполнены скульптором Витали: Иаков, Симон, Лука.

Огюст Монферран: Исаакиевский собор

Апостол Лука (он был врачом и художником и написал первую икону Божией Матери)

Интерьер

Внутри собор отделан мозаикой (общая площадь мозаики более 600 м²). Монферран хотел перевести все живописные произведения в более прочные мозаичные картины.
В соборе 3 алтаря: главный посвящен Исаакию Далматскому, левый – Великомученице Екатерине, правый – благоверному князю Александру Невскому.

Огюст Монферран: Исаакиевский собор

Интерьеры отделаны мрамором, малахитом, афганским лазуритом, золоченой бронзой и мозаикой. В работах над интерьером приняли участие знаменитые русские художники: Бруни, Брюллов, Бурухин, Шебуев, Рисс и скульпторы Витали, Клодт, Пименов. Внутреннее убранство собора украсили 150 панно и картин ведущих художников XIX в., а также потолочный плафон, расписанный Карлом Брюлловым.
В Исаакиевском соборе представлено уникальное собрание монументальной живописи первой половины XIX в.: 150 панно и картин.

Огюст Монферран: Исаакиевский собор

Витраж в алтаре Исаакиевского собора
В интерьере собора – витраж, что не было характерным для православного храма. Его площадь составляет 28,5 м². Изображение Воскресения Христа является ключевым памятником в истории витражного искусства в России.

Источник: ency.info

Третий Исаакиевский собор был заложен 8 августа 1768 по проекту А. Ринальди, выполненному в духе раннего классицизма. Это было пятикупольное здание с высокой двухъярусной колокольней (позже колокола висели в боковых главках).
Деньги были отпущены, но строительство под руководством самого зодчего и его помощника А. Ф. Виста шло очень медленно, — к кончине Екатерины II собор был только подведен под карниз, хотя его стены внутри и снаружи уже были облицованы разного цвета финским и итальянским мрамором. Недовольный затянувшейся стройкой Павел I поручил арх. В. Бренна быстро завершить ее, упростив проект и заменив мрамор кирпичом. 30 мая 1802 митрополит Амвросий освятил в Высочайшем присутствии собор, который одновременно из придворного ведомства был передан епархиальному. Скульптурное убранство исполнили К. Альбани, П. П. Соколов и И. Шварц, лепное — Ф. Бернаскони, образа — Гуалтьери и А. И. Иванов, роспись — Ф. Д. Данилов.

Вопреки замыслу, вид наскоро завершенного собора оказался маловыразительным, и уже в 1809 среди столичных зодчих был объявлен конкурс на его перестройку, который не имел положительного результата. В 1816 из-за аварийного состояния собора службы в нем прекратили и перенесли в ближайшую , а в 1822 — в Адмиралтейство, где был устроен новый с иконостасом из придела собора.

В 1818 Александр I неожиданно утвердил проект, составленный молодым и еще неизвестным французским архитектором О. Монферраном, и 26 июля 1819 митрополитом Михаилом в Высочайшем присутствии новый собор был заложен. По замыслу зодчего восточная часть прежней постройки сохранялась, а из разобранной предполагалось возвести ограду со статуями русских святителей.
В 1822 из-за технического несовершенства проекта работу по подготовке фундамента приостановили, и при Академии художеств была создана специальная комиссия по исправлению проекта, в которую вошли известные зодчие: В. П. Стасов, А. И. Мельников, братья Михайловы, В. И. Беретти.

Предложения комиссии Монферран учел в новом проекте, утвержденном в 1825, и строительные работы продолжились. В марте 1828 была поднята первая гранитная колонна портика, весившая 114 тонн и сделанная из цельного монолита. Согласно оригинальной идее Монферрана колонны портиков устанавливали до кладки стен. В 1836 началось возведение перекрытий и огромного металлического купола, одного из крупнейших в мире, на позолоту которого пошло около 100 кг червонного золота. Под смотрением валдайского мастера И. М. Стуколкина в Петербурге из старых медных пятаков были отлиты одиннадцать колоколов, самый большой из которых (и величайший в столице) весил 1860 пудов. К 1841 собор был вчерне готов, и началась его отделка.
Облицованное серым рускольским мрамором здание во фронтонах украшено бронзовыми барельефами Ф. Лемера («Воскресение Христово» и «Прп. Исаакий перед Императором Валентом») и И. П. Витали («Прп. Исаакий благословляет Императора Феодосия» и «Поклонение волхвов», исполнившего также статуи апостолов и евангелистов по углам, ангелов со светильниками и портальные двери. Рельефы в нишах принадлежат двум другим скульпторам: П. К. Клодту и А. В. Логановскому, ангелы на балюстраде купола — И. Герману.

В соборе после его возведения ничего не менялось, шли только мозаичные и реставрационные работы, в том числе выпрямление колонн портиков в 1873–1881 по плану М. Е. Месмахера и под руководством И. В. Штрома.

30 мая 1858, в престольный праздник, митрополит Григорий освятил собор, который был объявлен кафедральным, отчего в нем всегда торжественно отмечались церковные праздники и царские дни. Особенно привлекали богомольцев два обряда: Торжество Православия (в первое воскресенье Великого поста) и Умовение ног (в Великий четверг). В Пасху зажигались светильники на крыше собора, — об этом позднее вспоминали многие горожане. 19 февраля архиерейской службой праздновалась годовщина освобождения крестьян; 11 мая, в день свв. Кирилла и Мефодия, Славянское благотворительное общество служило молебен о единстве славян. 30 августа из собора шел великолепный крестный ход по Невскому проспекту к лавре. Ранее он начинался в Казанском соборе.

В конце 1919 собор перешел под управление «двадцатки», а три года спустя был ограблен при пресловутом „изъятии церковных ценностей“, когда чекисты вывезли 48 кг золота и 2200 кг серебра. В 1923 и 1927 власти пытались закрыть собор из-за якобы «неправильной эксплуатации», но преуспели в этом лишь 14 июля 1928, отняв здание у обновленцев под предлогом плохого его состояния. 10 декабря 1930 в нем открылся антирелигиозный музей, проработавший семь лет. В том же году сняты и отданы в переплавку все колокола.

В 1957 после больших реставрационных работ, которые продолжались и позже, собор открылся как музей-памятник, охраняемый государством.
В июне 1991 зарегистрирована церковная община, а через год было принято решение о „совместном“ использовании собора верующими и музеем. Службы в нем совершались только по особым дням с разрешения дирекции музея. Обычно это делалось в престольный праздник и вечером в третий день Рождества и Пасхи. 12 сентября 2002 в левом приделе св. Александра Невского начались регулярные богослужения.                                           ([].  2010 г.и.C.55-57)

Источник: www.citywalls.ru

Почему здесь?

Про Петербург можно писать ежедневно, особенно про разные странности. Вот просто встать в начале Невского и идти. У каждого здания придется останавливаться. То гранитная отделка ювелирная, то очередные подвальные этажи с планировкой, как у парадных залов и фундаментом ближе к центру Земли. Для веселья можно взять с собой историка, который все время будет бубнить про подвалы-холодильники, великих мастеров каменного дела прошлого и про десять тысяч солдат приквартированных к каждому кирпичу, чтобы его поднять. Ну и, конечно, культурный слой.

Если послушать специалистов, то вся жизнь наших предков была положена на алтарь единственной цели — произвести максимальное количество мусора и дерьма, чтобы отложить такой могучий культурный слой, который закапает весь город минимум по второй этаж. Зачем они тогда канализацию с водопроводом проводили? Это же столько добра пропало даром. Гадили бы в горшочки, чтобы потом заботливо размазать собранное, культурным слоем по городу. Может, и до третьего этажа, тогда бы дотянули.

Это забавно, но уже наскучило. Место где от наводнений впору строить дома на сваях или понтонах, первым делом, конечно, надо оборудовать жилой подвал величиной в полдома в высоту. Еще в детстве я удивлялся, почему вход в Эрмитаж, он же Зимний дворец, начинается с подвала и гардероба. Как так? Мы в царском дворце или в гостях у хоббитов? И это я еще был не в курсе, что после подвала есть более глубокие этажи. Какая-то норная мания! У царей. Построить огромный город за 20 лет, а самим заходить через подвал.

Собор

Но это уже о глобальном, о городе в целом. Сегодня же у нас цель, быстренько «по верхам» пробежаться по Исаакиевскому собору, который лично я считаю самым красивым архитектурным сооружением в городе. Раньше, наверное, он был и самым большим, но теперь у нас есть башня Газпрома, она «малость» повыше. Я, кстати, не противник, я бы ее и на Охте поставил. Было бы даже последовательнее. Нашли ведь у Смольного собора основание под 150-метровую колокольню, значит, в той стороне уже предполагали высотную доминанту, надо было и идти в русле задумок предком. Но у нас же все самые умные, подписей насобирали. Что за бред? Город должен развиваться! Или давайте все на хрен закапаем, снова. Лет через 200 с радостью найдем. Будем увлеченно откапывать.

Чтобы присмотреться к Исаакиевскому собору, надо сначала взглянуть на его архитектора, а он личность не менее увлекательная чем его сооружения. Помните, как он ловил 700-тонную глыбу в море, а потом ставил ее на Дворцовую площадь с мировым рекордом по времени и безо всяких технических приспособлений. Руками и веревками, как первобытный человек. Даже Гром камень везли, на каких-то медно-бронзовых мифических шариках. Здесь же, чудо на деревянных подмостках. фейерверк возможностей мышечной силы и парад кабестанов с веревками. И ведь стоит. Безо всяких опор.

Монферран

Может, мусье Монферран и не француз вовсе, и не Монферран, а например, Гендальф? А почему нет, если вход во дворец царей у нас оформлен, как лаз в хоббитскую нору?

Какие еще странности содержит личность создателя двух, чуть ли не главных достопримечательностей Петербурга?

Во-первых, он не архитектор, в смысле, что это даже современники подтверждают, что он приехал в Питер юношей и был отличным рисовальщиком, но не имел никакого опыта в строительстве, даже трансформаторных будок. А умение строить будку— это из века ввек, считалось основой строительного искусства!

Во-вторых, даже непонятно, какое у него образование, где он учился и откуда взялся? Прибился к возвращающимся из Парижа войскам? Бездомный, что ли? И вдруг такая блестящая карьера с передовыми достижениями в инженерном деле. Это я про крышу Собора где Монферран «использовал» новейшую систему двойного купола, которая есть только еще в одной церквушки Европы. В Лондоне у Петра.

Кстати, отказ в просьбе похоронить его в Исаакиевском соборе, косвенно подтверждает, что он его только реставрировал. И похвала от царя «Монферран, вы себя обессмертили», уже видится в другом свете. Как дружеский стеб, над человеком, которого наняли, чтобы подмести вокруг, но потом решили немножко поменять историю и вывесили его имя в качестве строителя.

Еще одним доказательством служит издание двух графических альбомов по строительству Колонны и Собора, во Франции. Только во Франции!!! Это как можно объяснить, с точки зрения заказчика — Российского самодержца? Вы тут построили чудо-света монолитное. Самый высокий штырь в мире, который к тому же и стоит сам безо всяких приспособлений (я сейчас не про Виагру), а выпустить документальный фильм «Как я крут, у меня есть штырь!», с документальным подтверждением уже не полагается?

То же и с Исаакиевским собором. 40 лет стройки, 100К погибших строителей (это отдельная история не вполне вменяемых историков), уйма денег и даже памятного буклетика нет? Бедному Монферрану пришлось тащиться в Париж, чтобы хоть кому-то втюхать свои рисунки. И это я просто не в курсе, может, он и за свой счет эти альбомы выпускал. Ну обидно же! Рисовал-рисовал, придумывал-придумывал, а тут на тебе, никто не интересуется.

Видимо, у заказчика были сомнения или в содержании зарисовок, или в реальности тех способов, которые Монферран придумал в рисунках для описания технологии строительства.

Наследие рисовальщика

И, кстати, небезосновательно. Альбомы Монферрана многое проясняют в «реальном» ходе событий.

Давайте теперь пересчитаем некоторые несоответствия в официальных утверждениях и найдем огрехи в объяснениях странностей. Меньше текста, больше картинок!

Собор Монферрана по официальной истории — это четвертая реинкарнация церковного заведения на данном месте.

Это первый собор. Точнее церковь. но Исаакия Долмацкого. Первый рисунок Монферрана, дальше модель музея собора, а потом какая-то сельская церквушка из Канады. Я понимаю, что Монферран первый вариант церкви в глаза не видел, но что он тогда рисовал?

Номер два. Монферрановой руки тут нет, он решил игнорировать этот собор. Наверное просто не разобрался, какой у него должен быть вид. Как по мне, так макет из музея самого собора, ближе к желтой подводной лодке, чем к церкви вообще, и чем к обеим на рисунках.

Лодка посреди столицы — это был позор. Надо было, что-то делать. Цари, царицы и придворные зашевелились. Ну, то есть на бумаге зашевилились.

И вот он номер 3. Вверху слева — музейный макет, вверху справа, он же на гравюре, посередине композиции рисунок храма, каким он стоял на площади. По официальной версии,разумеется. А теперь взгляните на нижний ряд. Слева макет задумки Ринальди, которую как утверждают окромсали,справа рисунок Монферрана. Он собирается переделывать храм. Зачем он зарисовывает вариант с которым ему не придется работать? Может так же как и первый храм,который у него совсем не похож на макет, он его в глаза не видел? Но исходник-то по легенде должен быть, вот он и срисовал макет.

Битва за подряд

В 1809г. и 1813г. объявлялся конкурс о перестройке собора. Обратите внимание на записку царя. Он просит слегка облагородить существующее строение, потому что это — ВЕЛИКИЙ ПАМЯТНИК. Как быть с тем, что ни одного доброго слова в официальной истории о третьем соборе нет! Кроме как г..ном, иносказательно , конечно, его никто не называет.

В боях за бюджет принимают участие многие архитекторы. В финал выходят Моферран и Воронихин, но второй слаб и уже собирается на тот свет, а францез молод бодр и гибок. Ничего, что только рисовать умеет, вопрос ведь и не идет о строительстве.

А теперь посмотрите на проекты обоих финалистов. Мне лично, кажется, что легко можно определить, над чем им предстояло работать.

Верхнии два — это варианты Манферрана, нижний Воронихина. Мы видим, что они одинаковые. Но у Воронихина, колонны предполагалось раздвинуть и надстроить над ними крышу.

Победил Монферран. Не знаю, какие критерии помогли склонить чашу бабла в его пользу. В выдуманных историях, вообще, тяжело найти логичную мотивацию. Тем не менее предположу, что не дали мучить колонны.

Типа, пусть стоят, как стояли. Вдруг уроните? Где мы вам новых наберем? Сами в Баальбек поедите собирать по частям?

Ну, это если придерживаться теории, что все стояло здесь тысячу лет. А если вспомнить , что еще есть теория, по которой всю древность построили из бетона и растворимого кранита 200 лет назад, то тогда, наверное, просто задолбались отливать стопятсот палок для Казанского Собора и на этот раз сказали Воронихину нет.

Многие полагают, что Монферран никаких коллон в Финляндии на каменоломнях не ваял. Во-первых, не мог, не умел, да и Финский залив , тогда был еще не судоходен — осадка судна бы не позволила. Всякие истории про плоскодонки, прямо как из детской считалочки: "Три мудреца в пустом тазу, пополыли по морю в грозу..". Во-вторых, зачем, если все и так стоит? Это, кстати и к Александровской колонне относится.

И из бетона он ничего не ваял. Осколочные ранения от немецких снарядов показывают, что колонны вроде, и впрямь, из целых гранитных кусков.

Россия большая, там много чего осталось. От кого, правда, непонятно, но они пока не возражают, а молчание, это знак согласия на пользование.

В пользу, того, что собор там уже стоял во всем своем великолепии, говрят не только его близнецы братья по всему миру. Я покажу парочку в конце. А пока, лениво отводим наш взгляд от Петербурга и смотрим вглубь страны. Например на Симбирск, который теперь Ульяновск. И что мы видим?

Если это не брат близнец Исаакия, Пантеона и кучи других храмов по миру (я покажу парочку в конце), то значит это Дворец Съездов в Кремле. Но ведь такого быть не может?

Если вы внимательно посмотрите на картинки , то маленький Ленин, там еще, конечно, не бегает. Зато вы сможете разглядеть соборы и церкви, которые были взяты за основу всех четырех Исаакиевских храмов, на Сенатской площади. Так они там и стояли в ряд. В Симбирске. До нас не дожили. Ленина в одном из них, когда он был маленький, поп покусал, вот коммунисты и снесли их в отместку.

С учетом вымышленности всей официальной истории, даже не обязательно знать, какой год постройки приписали Ульяновскому ансамблю, он все равно стоял там очень давно.

40 лет рисования и оформления

Ну, а Монферран тем временем принялся за работу. Начал рисовать. Как уже упоминалось, рисовальщик он был хорошой, все детали вперенес из головы на бумагу отлично. Но, как говорил один персогаж из фильма "Я шагаю по москве" — нет правды жизни! На каждой зарисовке должен быть мертвый рабочий, а если на скетч уходил целый день, то сразу 8! По словам наших историков, за время строительства собора, а это 40 лет, там погибло 100К человек. Поделите! Монферран? Где 8 тел? не подставляй историков!

Еще хотелось бы знать, где то кладбище на 100К и что делали в это время всякие правозащитники типа Пушкина и Ко, когда рабочие мерли в таком количестве?

Вот он отделяет от скалы геометрически правильные огромные фигуры. Да, как в Баальбеке, без единого следа от инструментов и сразу в параллелепипеде. Вот он плывет с колоннами по морю, где даже торговые суда не ходят ближе Кронштадта. Ну и снава верчение любимого кабестана для подъема всего, что попадется под руку

Если я когда-нибудь изобрету лекарство, которое побъет Виагру, я назову его гордым именем "Кабестан"! Принимать его надо будет в комплексе с "Канатами" (много-много драже) и растворимыми "Рычагами" (порошок охренительной силы). Все это в честь строителей прошлого!

Колонны "маленькие", не столп поди. Их можно катать как мячики. Хоть на крышу, хоть по земле.

Кстати не только мелководье Финского залива, было бы преградой, соберись, прости господи Монферран и в самом деле вытачивать из скалы все свои колонны. Естественная неустойчивость кораблей с подобным грузом, привела к тому, что судно, которое перевозило египетский обелиск масонам в Америку, целенаправлено распилили при разгрузке. Это был единственный способ, чтобы достать обелиск, а не утопить его.

Пока Монферран рисует , давайте оглядимся! Машины времени у нас нет, поэтому будем водить жалом посредством все того же французского альбома архитектора.

Из альбома Монферрана о стройке Исаакия

Зачем это в с ног до головы православной стране, правда в столице которой, не продохнуть от массонских символов, рабочий занят головой Зевса- Юпитера-Ваала? Наверное она слегка поцарапалась, когда выносили из третьего Исаакиевского собора античный иконостас! Сейчас он ее подправит, привинетит к туловищу и отнесет Пиотровскому в Эрмитаж. Тогда ведь музеем тоже заведовал , кто-то из предком Пиотровского? У них же передача руля эрмитажа, как у жрецов Древнего Египта — по наследству.

Вот она и стоит в полуподвальном зале, рядом с кафе, если мне не изменяет память. Но это неточно. Некоторые утверждают, что на троне с Никой и орлом, на самом деле, Нептун и вынесли его со стрелки Васильевского острова из здания Биржи. Это была его резиденция, как и полагалось по мифам.

Видите,что валяется вокруг стройки? Лишние детали.

Где то мы все это видели!

Да, это же Древнеримский Баальбек!

Ну, я конечно придуриваюсь, я помню, как выглядят развалины Баальбека, я о них недавно писал. Вот тут, жмите. В принципе римско-греческое- и вплоть до этрусковое офрмление храмов весьма схоже, поэтому можно было брать из любого места той эпохи. Взял из Ливана, потому , что фотки остались.

А, вот что они делают у Монферрана в альбоме?Может вы мне скажите? кто их туда засунул, вместе с головой Зевса и античными статуями? Подрожатели? Модно было? Один в один , как на принтере, с технологиями и узорами. Ну-ну!

Кстати, Монферран не все выкинул из античного прошлого. Ну, то есть, оставил вместе со всем собором вцелом.

Если посмотрите под ноги, при следующем посещении, увидете древне греко риский пол.

Хотел бы отметить! Я не хочу сказать, что наши предки времен Монферрана ничего не умели. Умели и многое, но в данном случае они , к сожалению не при чем.

Я готов согласится на всякие допущения и выдержать многие казусы в исторических хрониках, но отсутствие технической документации на строительство Исаакиевского собора я не могу списать на случайность и беспокойное безвремение "темных веков".

Монферран собор, что на глазок его строил? Отмерял кисточкой на вытянутой руке, закрыв один глаз, как настоящий художник? Ну ладно он. Точнее совсем не ладно , но пусть будет. А чем подрядчики руководствовались при исполнении субподряда? На пальцах жестами?

То есть вот это вот, он не забыл над городом повесить, а все технические задания шептал на ухо по секрету?

ПедоМонферран под куполом.

Хороший, наверное, был рисовальщик, детей любил. Ну и собор неплохо оформил — красочно! Не все страны свои Исаакиевские соборы облагораживали.

Множество. Бесконечность. Армада. На последней картинке — американский Капитолий в Вашингтоне. Туда влезут штук 10 Исаакиевских соборов, и даже после этого там будет относительно свободно.

Я остановился в добавлении картинок подобных зданий, когда понял, что начинаю в них путтать ся ирискую в какой то момент поставить вместо собора или капитолия станцию метро площадь Восстания или Автово. Короче в каждом городе, был, есть или даже и был и есть , а иногда и два. Это наводит на определенные мысли, но они уже выходят за рамки этой заметки.

Источник: zen.yandex.ru

История строительства Исаакиевского собора

Первый Исаакий

В 1710 году недалеко от Адмиралтейства из амбарного помещения было начато строительство деревянной скромной церквушки. Церковь строили в честь Петра Первого. Название «Исаакиевский собор» или просто «Исаакий» будущий храм получил по дате рождения царя – 30 мая. Этот день посвящается памяти святого Исаакия Далматского — монаха из Византии, которого глубоко почитал русский Царь. В 1712 году в Первом Исаакии венчались Петр и будущая императрица Екатерина Первая.Монферран исаакиевский собор

Второй Исаакий

В 1717 году вместо деревянной постройки начали возводить каменную. Первый камень заложил сам Петр Первый. Второй Исаакий был выстроен в стиле барокко. Внешне имел заметное сходство с Петропавловским собором. Монферран исаакиевский соборЗдание простояло около 50 лет. За это время оно постепенно пришло в аварийное состояние. Фундамент постоянно подмывали волны Невы. Дело в том, что тогда гранитных набережных, сдерживающих воды реки, еще не было. А в 1735 строение ощутимо пострадало от пожара, который разгорелся от молнии, ударившей в шпиль.

Третий Исаакиевский собор

Настал час Третьего Исаакия. В 1768 году за дело взялся знаменитый архитектор Антонио Ринальди. В Санкт-Петербурге много зданий, созданных по его проектам и украшающих город. Задумка великого зодчего была прекрасна. Собор должен был быть увенчан пятью куполами, облицован мрамором. Колокольня собора возвышаться почти наравне со шпилем Адмиралтейства.Монферран исаакиевский собор Екатерина Вторая мечтала достойно почтить память Петра Первого. Но строительство собора так затянулось, что до окончания работ она не дожила. Ее сын Павел Первый эстетом не был, часть облицовочного мрамора, привезенного для внешних работ с Исаакием, он забрал для украшения собственной резиденции.

Ринальди отбыл за границу, но строительство собора нужно было как-то завершать. Дело было поручено зодчему Винценцо Бренна, но и он крайне торопился закончить проект. В итоге на прекрасном мраморном фундаменте, установленном Ринальди, Бренна соорудил нечто нелепое и кирпичное. И, к великому сожалению современников этой стройки, гармония начисто отсутствовала, любоваться оказалось нечем. Строительство к 1800 году было завершено, но крайне быстро Третий Исаакий стал разваливаться.

Четвертый Исаакий

В 1809 году Император Александр Первый объявил конкурс на лучший проект собора. Выбор пал на работу молодого архитектора из Франции Огюста Монферрана. Монферран предложил использовать основу, заложенную при Ринальди, а храм возвести пятиглавый классический. Путь от победы Монферрана в конкурсе до непосредственного утверждения проекта и начала приведения собора в гармоничный вид составил почти 10 лет. Строитель-гидравлик Модюи нашел серьезную ошибку в расчетах. Проект был скорректирован и все же утвержден. Новый собор начали строить в 1818 году, а закончили через 40 лет.

Четвертый Исаакий дался потом, кровью и большим количеством человеческих жертв. В своем неудержимом стремлении создать самый грандиозный и роскошный храм Николай Первый лично отслеживал, как продвигается строительство и выделял из государственной казны значительные суммы на него. Ну а результат всеобщих усилий мы можем видеть и по нынешний день.

Монферран исаакиевский собор

Что представляет Исаакиевский собор внешне

Нынешний Исаакий – грандиозный храм о пяти главах в стиле позднего классицизма, но с некоторыми проявлениями неоренессанса, византийского стиля и с элементами эклектики. Высота собора 101.5 м, ширина – 97.6 м, длина – 111.3 м. 112 мощных гранитных колонн служат украшением строения. Великолепный рускеальский мрамор обнимает стены собора, а сам храм служит отличным фоном «Медному всаднику».

Вокруг купола на высоте более 40 м над землей находятся 24 колонны, составляющие колоннаду длиной 14 м и массой более 65 тонн! По двум винтовым лестницам в 200 ступеней можно подняться наверх и через 12 проемов восхищаться фантастическими видами города.Монферран исаакиевский собор

Монферран исаакиевский собор

Исаакиевский собор

Внутренние интерьеры Исаакиевского собора

Основная задумка Монферрана при работах над внутренним убранством храма была основана на сочетании разноцветного мрамора при оформлении стен, пола, колонн. Роскошные же росписи находились непосредственно под главным куполом и сводами. Монферран исаакиевский соборВ соборе есть 3 алтаря, посвященные Исаакию Далматскому, Екатерине Великомученице, Александру Невскому.

Большое внимание при облицовке внутренних поверхностей было уделено подбору цветовой гаммы. Верхняя часть стен – это белоснежный мрамор из Италии, а нижняя на контрасте – черный сланец. Колонны и разнообразные элементы декора исполнены в самых разных оттенках: нежно-розовый, насыщенный вишневый, изумрудный, охра, кирпичный. Великолепен и резной иконостас в обрамлении белого мрамора с малахитовой и лазуритовой отделками.

Под куполом Исаакия размещены 12 чудесных кариатид в виде удлиненных фигур ангелов, между которыми расположены искусные изображения апостолов.Исаакиевский собор

Интересно то, что скульптуры у внутренних дверей собора имеют явное портретное сходство со строителями, которые принимали участие в работах над собором.

На алтарном окне православного храма красуется витраж с изображением Воскресшего Христа площадью почти 30 на 10 квадратных метров. Витражи, как известно, более свойственны убранству католических соборов, поэтому появление этого элемента декора в храме православном было поистине революционным.Исаакиевский собор

А еще Исаакий может похвастаться уникальными панно и картинами начала 19 века общим количеством 150 предметов живописи.

Какие функции нес и несет Исаакиевский собор

Изначально собор действовал как кафедральный. Какое-то время при храме работало братство, осуществляющее благотворительную деятельность. А в 1909 году впервые прошла служба под всенародное пение.

После революционных событий Исаакиевский собор нещадно и неоднократно грабили. Новые власти пытались совсем закрыть храм. Но в результате колокола сняли и переплавили, а в помещении открыли антирелигиозный музей. Ночью с 11 на 12 апреля 1931 года в этом музее запустили маятник Фуко. Он стал символом «торжества науки над религией».

Во время Великой Отечественной войны в помещении хранились ценные вещи и экспонаты. Их привозили сюда из пригородных музеев Ленинграда, из Летнего дворца и из Исторического городского музея.

В нынешние дни проводятся интересные экскурсии, которые входят в стоимость входного билета. Набирается группа 15 человек, и вы погружаетесь в историю собора, которую вам поведает грамотный гид. Почти все туристы поднимаются на колоннаду, откуда делают памятные фотографии и любуются видами на центральный Санкт-Петербург, Исаакиевскую и Дворцовую площади, а также на Неву и Петропавловскую крепость на той стороне реки.

Исаакиевский собор

Как доехать до Исаакиевского собора и режим работы

Ближайшие станции метро:

  • Адмиралтейская
  • Сенная площадь
  • Садовая
  • Спасская

Купол Исаакия виден издалека. Это и будет вам ориентиром.

Режим работы Исаакиевского собора

  • Время работы — 10:30 — 18:00
  • Среда — выходной
  • Время закрытия касс — 17:30

Вечерние экскурсии, рассказывающие о внутреннем убранстве собора, проводятся с 27 апреля по 30 сентября с 18:00 до 22:30 ежедневно, кроме среды.

Источник: mygeografi.ru


Categories: Собор

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.