Храм, возведенный в 1505-1508 гг. итальянским зодчим Алевизом Новым. Являлся усыпальницей московского правящего дома до 1730 г.

Создание

Есть несколько версий о храмах с посвящением Архистратигу Михаилу (покровителю московских государей), стоявших там, где в начале XVI в. был возведен белокаменный собор. По одной из них, первый Архангельский храм был из дерева и строился в 1247-1248 гг. Однако данное предположение является дискуссионным. Наиболее вероятна версия о постройке храма Иваном Даниловичем Калитой, так как 1333 г. отмечен в летописи как дата создания подобного собора из камня. Предположительно, князь построил его в честь избавления страны от неурожая.

В период с 1344 по 1347 гг. при Симеоне Гордом Архангельский собор был расписан княжеской иконописной артелью (известны такие имена, как Захарий, Иосиф и Николай). При Василии I собор обогатился росписями авторства Феофана Грека (1399).

Во второй половине XV в. у него появилось два придела из дерева. Однако они сильно пострадали во время пожара 1475 г. и были обновлены в камне.


Во второй половине XV – начале XVI вв. Иваном III начала проводится реконструкция Кремля. Поэтому в 1505 г. Архангельский собор разбирается по причине ветхости. Приглашенным в Москву итальянским архитектором Алоизо (Альвизо) Ламберти да Монтаньяна, который отразился в источниках как Алевиз Новый, было заложено здание нового храма.

В 1508 г. уже при Василии III собор был освящен митрополитом Симоном.

Новый храм вместил в себя стилистические традиции венецианской архитектуры в сочетании с культурно-идеологическими запросами архитектоники Соборной площади.

Дальнейшая судьба

Храм выполнял функцию государевой усыпальницы. Предположительно, княжеские погребения имели место и в постройке 1333 г., однако их расположение неизвестно. В храме 1505-1508 гг. захоронения имеют определенную структуру, согласующуюся с эсхатологическими представлениями Средневековья.

Вдоль южной стены помещались погребения великих князей, вдоль западной — захоронения удельных князей, у северной хоронили опальных князей. В 60-х гг. XVI в. Иван IV устроил в южном предалтарии новый придел, предназначенный для царской усыпальницы. Царей из рода Романовых погребали уже в наосе у средних столпов. Последним русским государем, погребенным в данном некрополе, стал Петр II. В 1928 г. в крипту  собора были перенесены также погребения женщин из династии Рюриковичей и Романовых.


По-видимому, собор не расписывался с момента постройки вплоть до середины XVI в., когда в 1564-1565 гг. была выполнена стенопись, фрагменты которой частично сохранились.

Дошедшая до нас роспись относится к середине XVII в. Ее авторами стали такие мастера иконописи как Симон Ушаков, Степан Резанец, Федор Зубов, Федор Козлов, Иван Филатов, Гурий Никитин. За небольшим исключением они полностью повторили уникальную иконографию фресок 60-х гг. XVI в.

Иконостас 1508 г. был уничтожен пожаром 1547 г. Существующий ныне иконостас создан царскими резчиками в 1679-1680 гг., к этому же времени относится и большинство икон. Самым древним считается храмовый образ «Архангел Михаил с деяниями» (рубеж XIV-XV вв.).

Во время Отечественной войны 1812 г. многие иконы были повреждены, а их оклады и украшения были украдены. После освобождения Москвы соборное убранство было поновлено, часть гладких колонн была заменена на резные, изготовлены резные царские врата.

В 1893 г. наиболее ценные предметы из храмовой ризницы были переданы в Синодальную ризницу.

В 1918 г. восстанавливалась алтарная часть собора, пострадавшая во время обстрела Кремля революционными войсками. В 1955 г. Архангельский собор стал частью музея Кремля.

В 1991 г. в нем были возобновлены церковные службы.

Источник: w.histrf.ru


История Архангельского собора

По утверждению летописных источников, Архангельский собор был заложен в 1333 году Иваном Калитой. Согласно одной из версий, скромная каменная постройка возводилась в благодарность высшим силам за избавление Руси от голода в неурожайный год, однако получившееся в итоге сооружение настолько понравилось великому князю, что он завещал себя похоронить в его стенах.

С легкой руки правителя Архангельский собор почти на 180 лет стал родовой усыпальницей, куда стали свозить почивших представителей правящей верхушки. За относительно короткий срок многочисленные гробницы княжеской родни настолько заполонили внутреннее пространство церкви, что уже при Иване III здание пришлось разобрать, чтобы возвести на его месте более массивное и вместительное сооружение.

Строительство нового собора доверили итальянскому зодчему Алевизу Новому, который презентовал свое архитектурное детище в 1508 году. Правда, сам Иван III к тому времени успел покинуть «земную обитель», поэтому принимать работу пришлось его сыну – Василию III. Менее чем через полтора столетия Архангельский собор вновь изменил свой облик: старинная настенная роспись стала осыпаться, угрожая полностью исчезнуть. По приказу царя Алексея Михайловича остатки фресок сбили, предварительно сделав копии оригинальных рисунков, но сами реставрационные работы затянулись. В итоге закончить роспись храма удалось лишь к 1666 году.


В 1733 году церковь сильно пострадала при Троицком пожаре, и целых два года в ней шли восстановительные работы. Впоследствии храмовый ансамбль лишился своих галерей, а центральный купол Архангельского собора, имевший ранее шлемовидную форму, превратился в «луковицу».

После взятия Москвы Наполеоном французы изрядно наследили в храме, устроив в его алтаре походную кухню. А при отступлении бравые гвардейцы прихватили с собой драгоценные оклады, снятые с икон. В результате из всех церквей Соборной площади, пострадавших от французского нашествия, Архангельский собор приводили в порядок первым.

В 1918 году храм объявили культурным памятником, закрыв его на реконструкцию, которая затянулась до 50-х годов прошлого столетия. Кстати, несмотря на то, что доступ в церковные помещения открылся сразу же после войны, первое богослужение в Архангельском соборе Московского Кремля было проведено лишь в 1991 году.

Архитектура

Архитектурный стиль Архангельского собора можно назвать типичным для православных крестово-купольных храмов домонгольского периода. В шестистолпном пятиапсидном сооружении тесно переплелись мотивы итальянского Возрождения и архитектурные традиции Византии. Так, например, западный фасад собора, благодаря арочным окнам, напоминает экстерьер венецианских дворцов. Из традиционно русских украшений можно назвать закомары (ниши), расположенные по периметру верхней части фасада. Правда, Алевиз Новый и здесь умудрился оставить свой «автограф», придав закомарам форму морских раковин, что не совсем обычно для храмового зодчества того времени.


Стены здания разбиты на так называемые прясла (порталы). Разделяющие участки стены пилястры (декоративные колонны) увенчаны акротериями, декорированными затейливым растительным орнаментом. Если верить исследователям, каждая из пилястр имеет собственный оригинальный рисунок, который больше нигде не повторяется.

Первоначально Архангельский собор был выкрашен в красный цвет, с которым эффектно контрастировали белые барельефы. Сегодня стены храма имеют однородный белый оттенок.

Интерьеры

Внутренние помещения собора довольно тесные, так как большую площадь в них занимают водруженные на постаменты столпы, разграничивающие сооружение на нефы и гробницы. Оригинальные фрески, украшавшие церковь в эпоху Ивана III, не сохранились, поэтому сегодня прихожане могут наблюдать на стенах лишь их искусные копии, впрочем, тоже довольно древние. Всего над созданием единого настенного полотна трудились 92 художника, которых тщательно отбирал знаменитый иконописец XVII века, автор Спаса Нерукотворного, – Симон Ушаков.

Живописные сюжеты в храме располагаются в два яруса. Верхнюю, подкупольную часть Архангельского собора занимают изображения пророков и небесных сил, церковные своды украшают эпизоды из жизни Спасителя, чуть ниже расположились изображения апостолов, воинов-мучеников и святого покровителя храма – архангела Михаила.


Одна из главных православных святынь собора – четырёхъярусный иконостас. Авторы практически всех размещенных на нем образов неизвестны, и лишь икона «Распятие» сохранила имя своего создателя, которым оказался ученик Симона Ушакова – Михаил Милютин. Еще одна святыня и гордость храма – икона «Михаил Архангел с житием». По легенде, это изображение создавалось по заказу вдовы Дмитрия Донского – княгини Евдокии.

Усыпальница Архангельского собора

Во внутренних помещениях Архангельского собора находится 45 надгробий, под которыми покоятся останки 56 представителей княжеского рода. Кстати, именно в усыпальнице этого храма в свое время был погребен сын Ивана Грозного, убитый своим вспыльчивым родителем, а также его малолетний брат – царевич Дмитрий, дважды чудесным образом «воскресавший» в период Смуты. Нашли здесь свой приют и некоторые представители династии Романовых, в частности: цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович, а также оба брата Петра I. Сам же «великий реформатор» упокоился в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, где в дальнейшем стали хоронить всех представителей царствующей фамилии.

У северной стены Архангельского собора находится рака с мощами князя Михаила Черниговского, причисленного православной церковью к лику святых за отказ подчиниться воле золотоордынского хана Батыя и зверски за это убитого. Одно время в храме размещалась гробница Бориса Годунова, но в период Смуты останки бывшего самодержца перенесли в Варсонофьевский монастырь.


Как добраться

Сегодня Архангельский собор Московского Кремля носит статус музея, и богослужения в нем проводятся лишь дважды в год: на престольный праздник и Радоницу. Попасть в один из старейших храмов столицы можно с организованной экскурсией, включающей осмотр основных достопримечательностей Соборной площади. Добираться сюда удобно на метро (станции «Александровский сад», «Библиотека им. Ленина», «Боровицкая»), либо на автобусе (маршруты № 144, М1, М2, М3, М6, Н1, Н2).

Источник: wikiway.com

Галерея А.Шилова

Московская государственная картинная галерея Народного художника СССР А.М.Шилова была создана в 1996 году единогласным Постановлением  Государственной Думы и Правительства Москвы на основе  безвозмездно переданной А.М.Шиловым в дар Отечеству коллекции живописных и графических произведений.     Александр Максович Шилов является гордостью нашей страны, его талант удостоен высоких государственных наград, одна из планет в нашей вселенной названа его именем. Сегодня картинная галерея А.М.Шилова – важнейший общественный, эстетический, культурный центр российской столицы, центр духовного, патриотического воспитания москвичей и гостей города. Она постоянно пополняется новыми картинами живописца. Её коллекция насчитывает уже более 1260 произведений живописи и графики, безвозмездно переданных  Народным художником СССР, академиком РАХ А.


ловым в дар Отечеству.  Эти картины – результат бескорыстного, самозабвенного труда души и сердца художника Александра Шилова.  Ниже можно посмотреть материалы галереи А. Шилова. Обзорная экскурсия «Творчество Народного художника СССР, академика РАХ Александра Шилова»: Тематическая экскурсия «Образы творческой интеллигенции России на полотнах Народного художника СССР, академика РАХ Александра Шилова»: Лекция «Городские пейзажи мира в изобразительном искусстве»:   Тематическая экскурсия «Они сражались за Родину» доступна для чтения по ссылке. Тематическая экскурсия «Дороги, которые мы выбираем» доступна для чтения по ссылке. Тематическая экскурсия «Образы духовенства в творчестве Народного художника СССР, академика РАХ Александра. Шилова» доступна для чтения по ссылке.  Тематическая экскурсия «Натюрморты и пейзажи в творчестве Народного художника СССР, академика РАХ Александра Шилова» доступна для чтения по ссылке. Лекция «Отчизны славные сыны» доступна для чтения по ссылке. Лекция «Вся наша жизнь — игра» доступна для скачивания по ссылке.

Источник: um.mos.ru


Categories: Собор

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.