Кёльнский собор (Германия) официально называется — Собор Святых Петра и Марии. Это самая большая готическая церковь в Северной Европе.
Почему римско-католический собор в Кёльне, наряду с Шартрским и Нотр — Дам во Франции, считается величайшим выражением немецкой готической архитектуры?
Что делает его одним из самых известных средневековых памятников христианского искусства во всей Западной Европе?
Зачем туда ежедневно приходят 20000-30000 посетителей?
Об этом и многом другом читайте ниже.

Кёльнский собор, Германия
Кёльнский собор в Германии. Автор: Roland Unger, CC BY-SA 3.0, Ссылка

Сколько лет строили Кёльнский собор в Германии?

В 2048 году собору исполнится 800 лет. Из них на строительство ушло 632 года по официальным данным. Но стройка не окончена: работы продолжаются и сегодня. Каждый день приходится проводить работы, восстанавливающие разрушенный стихией, выхлопными газами, кислотными дождями строительный камень.

Для сравнения собор св. Петра в Ватикане строился 120 лет, а срок по возведению Саграда Фамилии (проект Гауди) в Барселоне предполагается 144 года.

Почему здание не самое высокое, хотя его строили именно таким?


Когда он был закончен в 1880 году, то здание высотой 157 м считалось самым высоким сооружением. Но в 1884 году, был закончен Монумент Вашингтону 169 метров в высоту. Через 3 года, в 1887 в Париже была возведена Эйфелева башня высотой 300 м. В 20 веке, в 1981 году, телевизионная башня Кёльна (266 м) отодвинула собор на 4 место в мире по высоте.

В 1890 г. завершили Ульмский собор в Мюнстере с башнями 162 м. И ожидается, что в 2026 году будет закончен храм Святого Семейства в Барселоне. И титул самой высокой церкви перейдёт к нему, т.к. его высота — 172 метра.

Кёльнский собор, Германия. Вид сверху
Вид Кёльнского собора сверху. Автор: Liane Metzler — https://unsplash.com/photos/cmWsPvwIvOk, CC0, Ссылка.

Что было на месте собора в Кёльне раньше?

Сегодняшний собор построен на месте римской церкви 4-го века, которую затем заменила другая церковь в Каролингском стиле (6 век).


о был квадратный собор, построенный Матернусом, первым христианским епископом Кельна. За ним последовал ещё один, называемый ныне Старый собор, выстроенный в 818 году н. э.. Оттоновскую базилику уничтожили пожаром в 1248 году, когда уже велись строительные работы в рамках подготовки к новому собору. Остатки этих церквей можно осмотреть на месте раскопок в нижнем ярусе сегодняшнего собора.

А нужен ли был новый собор на самом деле?

Когда архиепископ Райнальд фон Дассель привез «мощи трех королей» (в Русской православной церкви это 3 Волхва, посетившие Иисуса сразу после рождения) в Кельн, был 1164 год.  Мощи имели большое религиозное значение и привлекали верующих со всего христианского мира. Каждый немецкий монарх после коронации совершал паломничество, чтобы преподнести останкам подарки.

В результате церковные власти определили, что для реликвии необходим подходящий Дом. Отсюда и решение почти 90 лет спустя — построить новый собор в модном тогда готическом стиле по образу французского собора Амьена.

Всё-таки, сколько же лет собору в Кёльне?

Строительство Кельнского собора началось в 1248 году. Сохранились имена первых строителей:  мастер Жерар из Амьена (1257 год), его сын Арнольд (1308 год) и мастер Иоганн (1322 год). Хоры были освящены в 1322 году, и строительство продолжалось. Годом остановки проекта в одних источниках называют 1560 год, в других — 1520 г., в третьих — 1473 год. Веками храм оставался недостроенным. Большой деревянный кран около 56 метров в высоту так и стоял на верху южной башни.


Ян ван дер Гейден
Открытка с репродукцией картины Яна ван дер Гейдена «Улица в Кельне».

В Эрмитаже есть картина голландского живописца Яна ван дер Гейдена (1637-1712) «Улица в Кёльне», на которой изображён Кёльнский собор в начале 18 века. Видны недостроенная башня с краном.

В 1790-х годах войска французской революции заняли Кельн и использовали собор как конюшню и сеновал. Реставрационные работы начались в 1820-х годах под влиянием Сульпиза Буассере, немецкого сторонника движения “За возрождение готики”. В 1842 году королем Пруссии Фридрихом Вильгельмом IV был заложен новый краеугольный камень.

Архитекторы Эрнст Фридрих Цвирнер и Ричард Фойгтель следовали оригинальным средневековым планам и чертежам. Во время работ по завершению собора использовались новые технологии, такие как железные балки крыши.

Это обстоятельство породило домыслы, что возраст Кёльнского собора намного меньше, чем заявлено. И аргументом приводятся фотографии строительства конца 19 века: мол вся готика не может быть создана без достижений технического прогресса. Это якобы противоречит здравому смыслу. А как Вы считаете?


Кёльнский собор германия 19 в.
Фото 19 века. Собор в Кёльне, Германия

11 колоколов были установлены в 1870-х годах. Самый старый колокол был отлит в 1418 году и переделан в 1880 году. Два других, в том числе один весом 10,5 тонн, были установлены в 1448 году и остаются на месте и сегодня.

Завершение строительства было отмечено как национальное событие в августе 1880 года, через 632 года после его начала. Финансирование проводилось за счёт пожертвований и прусского государства.

Во время Второй Мировой Войны в 1944 году центр Кельна был разрушен бомбёжками. Чудесным образом собор оказался единственным сохранившимся зданием. Некоторые говорили, что это было божественное вмешательство: Кёльнский собор был ориентиром для пилотов.

Однако, он тоже сильно пострадал, 14 раз поражённый авиабомбами. Однако, остался стоять, несмотря на серьезные повреждения. Сохранились также средневековые окна, которые были заранее удалены из здания.


Основание северо-западной башни подверглось аварийному ремонту в 1944 году с использованием некачественного кирпича, взятого из разрушенного здания неподалеку. Эта аварийная кирпичная кладка оставалась видимой до 2005 года как напоминание о войне.

К 1948 году хоры были восстановлены и начались регулярные службы. Остальная часть интерьера восстанавливалась ещё 8 лет до 1956 года. С тех пор собор почти постоянно ремонтируется. Песчаник из которого построен собор постепенно заменяется на более стойкий синтетический материал, по внешнему виду не отличающийся от натурального.

Что отличает архитектуру собора в Кёльне от других немецких готических зданий?

Возведение собора велось по чертежам его первого архитектора баумайстера Герхарда фон Риле. Строительство началось в 1248 году по заказу Конрада фон Хохстадена (1200-61), архиепископа Кельнского с 1238 по 1261 год.

Кёльнский собор. Западный фасад
Кёльнский собор. Западный фасад. Автор: http://susi.e-technik.uni-ulm.de:8080/Meyers2/index/index.html, Общественное достояние, Ссылка

Архитектурный стиль лучистой готики пришёл из Франции и был быстро принят в ведущих торговых городах. Кельн, как и его современный Страсбург, стал одним из главных центров развития направления. В отличие от большинства аналогичных немецких зданий, в Кёльнском соборе трудно распознать какие-либо влияния германской традиции.


План собора выполнен в форме латинского креста и имеет два прохода с обеих сторон (особенность, взятая из Парижа или Буржа), которые поддерживают один из самых высоких готических сводов, когда-либо построенных. Примерно такой высоты был свод в соборе Бове, рухнувший в 1284 году.

Общий дизайн здания повторяет дизайн собора Амьена, но не без изменений. В настоящее время собор является самой высокой двухскатной церковью в мире и самой большой готической церковью в Северной Европе. Северная башня высотой 157,38 м на 7 см выше Южной. Собор имеет длину 144,6 м и ширину — 86,25 м.

Площадь поверхности окон превышает площадь собора — 10 000 квадратных метров, что примерно в три раза больше, чем у Шартра. Экстерьер славится экстравагантным использованием ажурных летающих контрфорсов, каменной скульптуры, шпилей и высоких портиков. Восхищают изящные аркбутаны, пилястры, галереи, сквозные решетки и пластичные скульптуры.

Хоры имеют наибольшее отношение высоты к ширине любой средневековой церкви — 3,6 : 1. Для них характерны высокие аркады во французском стиле и узкая галерея трифорий, освещенная окнами.

Легенда о настоящем архитекторе Кёльнского собора

Существует легенда, по которой автором проекта Кёльнского кафедрального собора был сам дьявол. Он заключил сделку с архитектором в обмен на душу: когда пропоют первые петухи, дьявол передаёт чертежи и забирает то, что ему причитается. Но жена архитектора, узнав об этом, решила вмешаться и рано утром прокукарекала вместо петуха. Обманутый дьявол выполнил своё условие, но позже наложил проклятие, что как только закончится строительство собора, настанет конец света. Поэтому строительство никогда не заканчивается.


Кёльнский собор, Германия
Кёльнский собор. Автор: http://susi.e-technik.uni-ulm.de:8080/Meyers2/index/index.html, Общественное достояние, Ссылка

Что за сокровища хранит Кёльнский собор?

Главным сокровищем собора является алтарь, установленный в 1322 г. Выполнен из цельного куска черного мрамора длиной 4,6 метра.  Его передняя и боковая поверхности облицованы белыми мраморными нишами, украшенными рельефной скульптурой, иллюстрирующей популярный готический мотив коронации Богородицы.

Реликварий 3 королей в Кёльнском соборе, Германия
Реликварий трёх волхвов. Справа видна часть алтаря. Автор: Arminia, CC BY-SA 3.0, Ссылка

Наиболее значительным произведением искусства в Кельне является Рака трех волхвов (Трёх королей). Она находится рядом с главным алтарем в виде массивного золотого ларя. Предположительно, там находятся мощи мудрецов, посетивших Иисуса при рождении.  Шедевр средневекового золотых дел мастера Николая Верденского был начат в 1182 году, завершен примерно в 1220 году, 38 лет спустя. Интересные факты об этой реликвии можно узнать на Дзен канале Архитектура: читайте Три короля: сознательный обман 13 века.


Алтарь в часовне Богоматери (на южной стене хора) представляет собой триптих под названием «Поклонение волхвов» (ок. 1445), восхитивший в своё время Гёте.  Выдающийся художник Кельнской школы Стефан Лохнер сделал его очень символичным оберегом для города, хранящим целительные секреты.

Самые старые витражи собора были изготовлены в 13 веке. Современным по стилю является огромное витражное окно Кельнского художника-постмодерниста Герхарда Рихтера. Выполнено в 2007 году для замены мозаики 19-го века, разрушенной во время Второй мировой войны. Состоящая из 11 500 кусочков цветного стекла одинакового размера, расположенных наугад компьютером, она вызвала протест архиепископа собора кардинала Иоахима Мейснера (р. 1933). По его мнению должно быть более подходящее образное изображение католических мучеников 20-го века.

Рядом с ризницей находится крест Геро (965-70) — большая деревянная резьба распятого Христа, первоначально позолоченная и расписанная. Созданное около 960 года для архиепископа Геро (900-976), архиепископа Кельнского (969-976), это изысканное произведение библейского искусства считается самым ранним известным крупномасштабным распятием к северу от Альп.

В причастной часовне находится деревянная Мадонна Майландер (1290 г.) — образец готической скульптуры с изображением Девы Марии и Младенца Иисуса. Это редкое изображение улыбающейся мадонны, а не скорбящей.

Как добраться до Кельнского собора


Если вы выбрали метро или поезд, сойдите на остановке «Dom/Hauptbahnhof».  Кельнский собор возвышается над центральным железнодорожным вокзалом Кельна. Вы не сможете пропустить его поскольку он стоит прямо по соседству. Точный адрес: Domkloster4, 50667 Köln. Официальный сайт Кёльнского собора https://www.koelner-dom.de.

Советы для посещения собора

  • НЕ планируйте посещение главного зала собора по праздникам и воскресеньям. В эти дни 4 раза совершается месса, во время которой вход в зал закрыт. Будние дни двери открыты для посетителей до позднего вечера.
  • Алтарная и хоровая зоны закрыты во время исповеди.
  • Вид с Соборной башни захватывает дух. Чтобы попасть на смотровую площадку, придется подняться по 509 ступеням.
  • Если вы решили посетить и башню, и казначейскую палату, купите комбинированный входной билет.

Расположенный недалеко от реки Рейн, Кёльнский собор в Германии славится своими архитектурными статуями, крутыми фронтонами, ажурными узорами объединяющими ряды шпилей. Не удивительно, что Ф.М. Достоевский рыдал на ступенях собора от восхищения.

«В волнах прекрасного Рейна, как в зеркале, видит взор венец чудесный Кёльна — великий дивный собор!» Генрих Гейне


Читайте статью Готические соборы средневековья, в которой описаны 6 самых ярких примеров этого стиля в Европе.

Забирайте статью себе на стену в социальных сетях, чтобы не потерять.
Делитесь своим мнением по поводу статьи в комментариях.
Ставьте оценку статье, выбрав нужное число звёзд ниже.
Читайте больше интересного на Дзен Канале Архитектура.

Источник: arhi1.ru

Легенды о Кёльнском соборе

Кёльнский собор (https://www.flickr.com/photos/8712554@N02/)Как и всякая подобная величина, Кёльнский собор буквально пропитан легендой. Говорят, что главный архитектор, Герхард фон Риле, создавая чертежи будущего собора, настолько запутался и потерялся в собственных записях и рисунках, что воссоздать единый проект совершенно не представлялось возможным. Отчаявшись в собственном бессилии, он нашел едино верное решение — попросить помощи у самого дьявола. Сатана себя ждать не заставил, и за оказанную услугу затребовал душу архитектора, как плату: в назначенный час, когда пропоет первый петух, сделка должна была быть заключенной — архитектор получит готовые чертежи и взамен отдаст свою душу. Далее разные источники дают разное развитие событий : кто-то говорит, что совершить сделку помешала жена архитектора, подслушавшая разговор , кто-то считает, что сам архитектор обманом нарушил сделку. В любом случае, исход легенды одинаковый — сатана, подаривший чертеж Кёльнского собора и не заполучивший желанной души, в ответ на обман пообещал, что в день, когда работа над собором завершится, в момент когда будет возложен последний камень, наступит Конец света.

Несмотря на внушительное количество архитекторов, причастных к созданию и строительству собора, ни один из них не отошел от первоначальных, средневековых чертежей. Кёльнский собор полностью соответствует оригинальной задумке.

Судить легенду сложно, также как выбирать или отрицать веру в неё — но на сегодняшний день работы в Кёльнском соборе все еще продолжаются; храм будто живой, постоянно меняется, движется и дышит. И посмотрев на него со стороны, не слишком охотно верится, что это дело человеческой мысли и человеческих рук — уж слишком собор таинственный, слишком своенравный и внушающий. Да только кто к нему приложил свою руку, Бог или дьявол, решить нужно самостоятельно, ибо подлинного не известно.

Строительство Кёльнского собора

Святое место
Кёльнский собор (https://www.flickr.com/photos/ashenwolf/)

Место, на котором 15 августа 1248 года начнется первый этап строительства Кёльнского собора, изначально можно назвать особенным или как настаивают некоторые исследователи, святым. Этот факт неопровержим и официально задокументирован — на месте нынешнего собора, его церкви — предшественницы возводились с завидной частотой. Поражает то, что первое здание с апсидами, по показанию историков и исследователей, возведенное на месте собора, относится к концу IV — началу V века нашей эры( до наших дней дошли фрагменты кладки помещения для крещения, а также восьмигранная купель). Признан также факт, что еще во времена Римской империи, это место воспринималось как религиозный центр христиан, проживающих в окрестностях. Поиски следов и доказательств древности не прекращаются и сегодня — на территории собора постоянно ведутся археологические исследования и раскопки, к поискам неоднократно привлекаются эзотерики и экстрасенсы. Посмотреть и понаблюдать за процессом можно издалека — туристов не подпускают ни к непосредственно месту проведения раскопок, ни к добытым экспонатом.

Поэтапное строительство.

Кёльнский собор (https://www.flickr.com/photos/w4nd3rl0st/)Началу строительства Кёльнского собора предшествовал далеко не благородный замысел. По одной из версий, архиепископу Кёльна, заложившему первый камень в основание будущего собора, хотелось подчеркнуть статус и богатство одного из самых величественных городов тогдашней Германской империи. В его мечтах, собор обязан был затмить известный Собор Парижской богоматери, и превзойти по своему масштабу и величию любой ранее созданный храм. Другая версия менее амбициозная — в Кёльне хранилась одна из христианских реликвий — останки Святых волхвов или Трех королей. Для святыни, в течении десяти лет создавался саркофаг из золота, серебра и драгоценных камней — Рака трех царей-волхвов, и именно это произведение лотарингского искусства навело на мысль о соборе, вход в который будет открыт всем паломникам мира, желающим своими глазами увидеть реликвию (старый городской собор уже не выдерживал толп верующих, прибывающих в город).
Кёльнский собор (https://www.flickr.com/photos/dierkschaefer/)Итак, в 1248 году, был запущен первый этап строительства Кёльнского собора. К 1265 году стены собора были равны высоте сводов, а в 1311 оконные пролеты хора уже украшали семнадцатиметровые витражи. К этому времени уже был возведен алтарь и внутренние хоры, окруженные галереей. Также были установлены два колокола, именуемые «Специоза» и «Претитоза». отлитые в 1448/1449 г. В последующие годы, темп работы над созданием величественного собора заметно убавился, и уже в середине XVI века, работы полностью остановились. Причин такой «заморозки» достаточно много, и выбрать главную не является возможным. Говорят о Реформации, об изменившемся эстетическом восприятии собора, о финансовом кризисе ввиду уменьшения посещающих собор паломников. Как итог, более трехсот лет незавершенный собор являл собой широкое и продолговатое сооружение, высотой не более тринадцати метров, с незаконченной южной башней, с отсутствием западных башен и фасадов. Первый этап строительства завершен.

Официально, Кёльнский Собор — третий по счету храм внушающей величины, возведенный на этом месте, ему предшествовал храм 313 г н.э. и « Старый собор», возведенный в 818 году и сгоревший в 1248 г.

Кёльнский собор (https://www.flickr.com/photos/beigephotos/)Новая «эпоха» создания Кёльнского собора начинается вместе с реставрационными работами в 1823, хотя официальной датой начала второго этапа строительства принято считать 4 сентября 1842 года — день, когда в южную башню был вмурован камень. Ответственным за строительные работы был назначен Эрнст Фридрих Цвирнер. Официальной датой завершения строительства собора считают 1880 год, хоть завершением это сложно назвать: завершены были башни, высота которых равнялась 157 метрам. Сам Кёльнский собор продолжал «жить» — менялись стекла, украшения, обновлялся интерьер. Постоянно велись работы по реставрации, а в 1906 даже пришлось заменять внезапно рухнувшую декоративную башню. Тем не менее, собор уже соответствовал чертежам и планам 1280 года, а заостренные арки Кёльнского собора тянулись ввысь, символизируя тягу человека к Богу.

Внешний вид Кёльнского собора

Кёльнский собор (https://www.flickr.com/photos/22106384@N07/)Высота Кёльнского собора — 157,38 метра, и все, что видно путешественнику, впервые ставшему лицом к стенам — искусное готическое кружево, изогнутые арки и башни, тянущееся ввысь. Особенность строения Собора Святых Петра и Марии полное отсутствие горизонтальных линий. Также примечательно то, что каждый ярус собора имеет свою форму, особенность и даже стиль исполнения, при этом в контексте единого храма, все смотрится более чем гармонично и впечатляюще. Особо впечатляет туристов тот самый Западный фасад, построенный по старым планам собора.

Каждая сторона фасада имеет свои порталы (украшенные скульптурами входы либо же отдельные здания). У Западного фасада три портала, среди них единственный средневековый, сохранившийся до наших дней, портал Святого Петра, левый портал Трех волхвов и единственный безымянный, главный портал собора. Южный фасад тоже состоит из трех входов: портал святой Урсулы, портал Страстей Христовых и портал святого Гереона.Кёльнский собор (https://www.flickr.com/photos/ptwo/) Южный фасад представляет собой одно из наиболее значительных творений стиля неоготики. С историей создания и непосредственно строительства собора художественно связаны три портала северного рукава — портал Бонифация, портал святого Михаила и портал святого Матерна.

Фотографу-любителю или просто туристу невозможно сфотографировать Кёльнский собор в «полный рост», сколько бы передвижений и поисков «нужной точки» на площади он не совершил.

Следует упомянуть, что из-за временных особенностей строения, камень фасада отличается по оттенку, а иногда можно заметить и отличие в качестве резьбы, скульптур и иного внешнего декора.

 

Внутренний интерьер Кёльнского собора

Кёльнский собор (https://www.flickr.com/photos/bastique/)От готической сдержанности и налета мрачности, внутри собора не остается и следа. Внутреннее убранство чрезвычайно богато и особую атмосферу создают ломаные лучи солнца, наполняющие собор через стекла цветных витражей. В сумерках же, Кёльнский собор, подсвеченный бутылочно-зеленым светом, обретает совершенно иное очарование — складывается ощущение, что собор парит в воздухе. Не стоит забывать и о древних сокровищах, украшающих Кёльнский собор. К примеру, Главный алтарь, представляющий собой единую мраморную плиту, в центре которой изображена церемония коронации Богородицы, а по бокам, каждый в своей нише, покоятся статуи двенадцати апостолов; который был освящен еще в 1322. Алтарь Трех волхвов, расположен в капелле Богоматери, считается жемчужиной не только Кёльнского собора, но и ярчайший примером кёльнской позднеготической живописной школы. Примечательно, что алтарь, в закрытом и раскрытом виде, демонстрирует разные отрывки и картины библейских сюжетов.

Внизу, под ногами также творится чудо — от напольной мозаики, от трех основных её сюжетов, оторваться действительно сложно. Мозаика была создана в 1887 году и демонстрирует историю епископства, в хоре — христианский картину мира, а под деревянным подиумом, в средокрестии, спрятана картина Вселенной. Внимания заслуживают даже скамьи, созданные в 1308 — 1311 г., предусматривающих места для папы римского и императора.

Во время Второй мировой войны, собор не был уничтожен благодаря негласному сговору летчиков, использующих высокие башни как ориентир. Развалины города укрывали обломки и пепел, и тень нетронутого собора прятала их.

Кёльнский собор (https://www.flickr.com/photos/mhx/)

Не смотря на обилие декораций, украшений и откровенных драгоценностей, общую атмосферу и тем более картину интерьера сложно уличить в яркости, выедающей глаза роскоши — внутренне убранство собора по-готически сдержанное, цвет драгоценностей приглушенный, а блеск камней не вызывает раздражения. Собор не наполнен излишеством или крайностями — каждая деталь на своем месте, каждый элемент составляет единую картину неповторимого духа Кёльнского собора.

 

Христианские святыни и реликвии хранящиеся в Кёльнском соборе

Кёльнский собор (https://www.flickr.com/photos/k1rsch/)Не поддается сомнению, главная реликвия Кёльнского собора находится чуть позади Главного алтаря -Реликварий трех волхвов, одно из главнейших произведений ювелирного искусства времен Средневековья. Реликварий состоит из двух возлежащих рядом саркофагов и возвышающимся над ними третьим. Достоверные источники, указывающие на автора, создателя святыни, отсутствуют. Известно только, что мощи трех волхвов, хранящиеся в реликварии, были перенесены в собор уже на первом этапе его строительства — 27 сентября 1322 года.

Помимо реликвий волхвов, архиепископом Дассельским, была привезена и другая христианская святыня — резное изображение Мадонны, признающееся благословенным, чудодейственным и исцеляющим. Миланская Мадонна была изменена временем — считается, что оригинальная скульптура сгорела при пожаре, поэтому используя утраченный образец, была создана новая скульптура, сохранившая за собой имя и славу предшественницы. Рождение Миланской Мадонны датируется 1290 годом но в конце XIX века статуя изменилась — Мадонне «вручили» скипетр и корону, что говорит о новом витке в истории изваяния, одного из прекраснейших образцов зрелой готики.

Кёльнский собор (https://www.flickr.com/photos/benandclare/)Неоспоримое украшение Кёльнского собора — крест Геро, слухи о котором и мистические намёки, сопутствовали всем историям подаренной реликвии. Особенность этого распятия не столько в монументальных размерах ( около двух метров), сколько в необычайном реализме и детализации изображения Христа в момент его смерти.

Помимо скульптур, в Кёльнском соборе, в так называемой «палате святынь» хранится условная коллекция наиболее ценных, дорогих реликвий. К ним относят: посох Святого Петра с набалдашником IV века, дароносица Святого Петра и ларь с мощами Трех волхвов. Многие экспонаты выставлены в витринах с подсветкой : можно увидеть церемониальный крест, эпитафия Якова Кройского. На этом этаже можно познакомится и с редкими, необычайно ценными литературными произведениями, хранящимися в библиотеке собора. Этажом ниже, можно осмотреть древние церковные одежды и найденное, в результате раскопок 1959, содержимое могилы матери и ребенка династии Меровингов.

Захоронения

Кёльнский собор (https://www.flickr.com/photos/criscmaia/)Кёльнский собор привлекает паломников всего мира не только своими драгоценными реликвиями, но и древними захоронениями архиепископов, большая часть которых была причислена к лику святых. Но не все архиепископы были похоронены в соборе, так же как и не все захоронения были перенесены из старого собора в новый. Примечательно, что многие «могилы» несут в себе не только христианскую ценность, но и ценность художественную.
К примеру, на саркофаге архиепископа Конрада Хохштаденского, умершего в возрасте 63 лет, установлена лежачая бронзовая скульптура молодого архиепископа, своей точностью передачи деталей и мастерством бронзового литья, относящаяся к образцам выдающихся произведений.

Кёльнский собор (https://www.flickr.com/photos/k1rsch/)Интересна с художественной точки зрения и могильная плита архиепископа Филиппа Гейнсбергского — его лежачая фигура, высеченная из известняка, надежно окружена литьем стен и ворот. Такой памятник объясняют деяния при жизни — архиепископ работал с жителями Кёльна на возведении городской оборонительной стены.

Среди иных захоронений вызывает интерес могила графа Готфрида Арнсбергского, уснувшего рыцарем в доспехах и окруженного решеткой, что возвышается над саркофагом. Поговаривают, что эта решетка была создана специально для защиты могилы от родственников, не согласившись с завещанием графа.

Посещение Кёльнского собора

Кёльнский собор (https://www.flickr.com/photos/k1rsch/)Кёльнский собор находится в 50 м от центрального железнодорожного вокзала и приблизительно в 250 м от берега Рейна. Точный адрес — Domkloster 4, 50667 Köln, Германия. Собор открыт ежедневно, с 6 утра до 9 вечера с мая по октябрь и с 6 утра и до 7.30 вечера с ноября по апрель. Вход в собор бесплатный, как и возможность фотографировать, снимать видео и просто прикасаться к экспонатам и святыням. Заплатить придется только за осмотр башни (2,50 евро) или услуги экскурсовода (4 евро). Цены могут меняться, но любую желаемую информацию можно получить как на официальном сайте, так и по телефону, указанному в разделе контактов.

1. В соборе не продают свечи и брошюры — в свободном доступе они выставлены на специальных подносах. Каждый желающий может зажечь свечу, поставить на отведенное место и помолится.

2. Доступ в сокровищницу, где хранятся самые ценные экспонаты собора, туристам, к сожалению, воспрещен.

3. Собор действующий и до сегодняшнего дня в нём справляют службы. Со «списком» служителей можно ознакомится на официальном сайте.

4. Ежегодно на содержание и нужды собора тратится не менее 10 миллионов евро.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter, чтобы сообщить нам.

Источник: AboutPlace.ru

Кельнский собор кельн

Готический Кафедральный собор в Кёльне занимает третье место в списке самых высоких церквей мира и входит в число памятников всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Кёльнский собор является одним из самых известных архитектурных памятников в Германии и национальным символом страны.

Официально кёльнский храм именуется Кафедральный собор Святых Петра и Марии и является резиденцией архиепископа Кёльна

Кафедральный собор Кёльна имеет самый большой в мире соборный фасад, его длина – 144,5 метра, ширина – 86,5 метра. Кафедральный собор Святых Петра и Марии  способен вместить одновременно свыше 20 000 человек. Поразительной красоты готическое здание тянется к небу своими башнями-близнецами 157-метровой высоты, которые видны из любой точки города.
Кельнский собор кельн

       Первые камни в фундамент будущего великолепного храма были заложены в 1248 году архиепископом Конрадом фон Гоштаденом, а в 1322 году был освящён его главный алтарь. Почти 90 лет ушло на строительство нефа, трансепта и основания колокольни.

Но потом работы были остановлены из-за эпидемий и политических волнений, приведшим к финансовым затруднениям. Вынужденная пауза в строительстве растянулась до 1842 года, когда прусский монарх Фридрих Вильгельм IV  при поддержке граждан взялся завершить возведение грандиозного сооружения. Чудом сохранились бесценные уникальные планы строительства колоколен, разработанные средневековым архитектором. По ним и были построены башни собора. С помощью современных технологий в 1880 году Кёльнский храм был завершен. 

Подобные грандиозные строения не обходятся без легенд. Говорят что архитектор Кельнского собора Герхард был не в силах выполнить чертежи будущего собора, прибег к помощь дьявола, затребовавшего душу архитектора. Уговор должен был свершиться на заре после первых криков петухов, но жена архитектора подслушала беседу и решила спасти мужа, обманув самого дьявола. Она встала рано утром и прокукарекала вместо петуха. Дьявол немедленно явился, передал чертежи и забрал её душу.

Обман не долго оставался тайной. Обманутый дьявол разгневался и заявил, что город Кёльн будет стоять и процветать до тех пор, пока будет строиться Кёльнский собор. Как только строительство собора завершиться, то всё провалится в бездну. С тех пор и по сей день собор не перестают строить и достраивать — то тут, то там можно встретить строительные леса.

Кельнский собор кельн

Двухметровый дубовый крест был подарен Кёльнскому собору архиепископом Геро (969—976 гг.), доверенным и посланником римского императора Отто I.

Особенность этого распятия заключается не столько в монументальных размерах креста, сколько в необычном для того времени высочайшем реализме изображения. На кресте распростерто безжизненное тело Иисуса. Его голова наклонена вперед, глаза закрыты. Отчётливо просматриваются все детали мускулов, сухожилий и костей. Христос изображён не в минуту триумфа, а в момент смерти, которая принесёт избавление человечеству.

Одной из ценнейших реликвий собора является знаменитая Миланская Мадонна — одно из красивейших скульптурных творений времён зрелой готики  и прекраснейших  скульптур в мире. Это изображение богоматери, дошедшее до наших дней, также  было вывезен­о  архиепископом Райнальдом  фон  Дасселем  из Милана и в 1290 г. полностью отре­ставрировано в Кёльне.

Кельнский собор кельн

Жемчужиной интерьера собора по праву считается расположенный в капелле Богоматери Алтарь Трёх волхвов, работы великого немецкого мастера Штефана Лохнера (1451 год).

Главной святыней Кёльнского Собора является Ковчег (Рака) Трёх Волхвов, Магов или Святых Царей, пришедших в Иерусалим с востока, поклониться родившемуся Иисусу Христу. Кафедральный собор с самого начала был задуман и построен именно как гигантская усыпальница трёх Волхвов.

6 января, в день чествования трёх волхвов, саркофаг Трёх Волхвов открывается, и можно сразу увидеть, что волхвов-магов-царей было не трое, а пятеро, и один из них – женщина…

В 1164 году Райнальд фон Дассель с триумфом ввёз реликвии в Кёльн. Для их хранения в течение десяти лет изготавливали специальный саркофаг из серебра, золота и драгоценных камней – рака Трёх волхвов-магов царей (королей), которые первыми увидели свет Вифлеемской звезды и, следуя за нею, пришли к пещере, где родился Ииссус Христос, и принесли свои дары младенцу Христу. Рака Трёх Волхвов одна из самых драгоценных святынь христианства.

Трапециевидная передняя сторона ларя раки – съёмная. 6 января, в день чествования трёх волхвов, её снимают, и взору посетителей открываются хранящиеся в ларе три черепа, увенчанных золотыми коронами.

На рельефах раки изображено крещение Иисуса, апостолы, второе пришествие Христа, а также поклонение волхвов. Со всех концов света в Кёльн стекались паломники поклониться раке Трёх Волхвов, а императоры приезжали после коронации, чтобы принести жертву.

Кельнский собор кельн

Главный сюжет передней стенки саркофага

В отделке саркофага особенно впечатляют маленькие колонны из позолоченной эмали с постоянно меняющимся узором. Кромка по краю и конёк ларя увенчаны узором тончайшей работы в форме вьющихся растений.  Саркофаг украшен 1000 драгоценных камней и жемчужин. На нём установлены более 300 античных гемм и камей, считавшихся в те времена самым ценным украшением. При изготовлении использовались только самые драгоценные материалы.

Долгое время Ковчег Трёх Магов или Святых Царей был официальной святыней, которую посещали короли и императоры после восшествия на престол.

Кельнский собор кельн

Тайны Волхвов

Вспомним Евангелия. От Матфея говорит, что Волхвы пришли в Иерусалим с востока, поклониться родившемуся Иисусу Христу. Их имена: Балтасар, Мельхиор, Каспар. Русское издание Библии называет Волхвов мудрецами. Евангелия от Марка и Иоанна о Волхвах ничего не сообщают. Лука же, вместо Волхвов повествует о неких пастухах, не называя их имён.

В ковчеге Ковчег Трёх Магов покоятся останки не трёх, а пяти человек. Известны их имена: Балтасар, Мельхиор, Каспар, Набор и Феликс.

Кельнский собор кельн

В Кёльнском соборе можно увидеть несколько художественных воспроизведений библейского сюжета преподнесения даров родившемуся Исусу: на самом золотом саркофаге, на одном из древних витражей изготовленных в 1320 году, и ещё нескольких местах. Три волхва, пришедшие поклониться родившемуся Христу в царских коронах. Один из волхвов очень молод, и его безбородый юный облик напоминает женское лицо.

Кельнский собор кельн

На древних витражах Кёльнского собора мы с удивлением находим славянские черты внешности одного из Волхвов – Балтазара (Балта-царя). Из ветхозаветного пророчества Даниила известно, что Балтазар был вавилонским царём.

Кельнский собор кельн

В древности Балтийское море называлось морем Варяжским. Архиепископ Григорий Конисский в «Истории русов или Малой РОССИИ» пишет: «Восточных славян называли Скифами или Скиттами. Полуденных (южных славян) – Сарматами и Руссами/Русняками. Северных славян  – Варягами. А славян, живущих в центральных от них районах, по родам, потомков Афетовым, по князю Русу, Роксоланами и Россами, – по князю Мосоху… Московитами и Мосхами, отчего впоследствии и царство получило название Московского, а в последствии Российского…».

Кельнский собор кельн

Об этом свидетельствуют и другие известные зарубежные историки. Книга католического священника Мавро Орбини «Славянское царство», ставшая по сути первой историей всех славянских народов … Впервые книга была издана в 1601 году в Италии и переведённой по указанию Петра в России в 1722 году. Мавро Орбини в книге «Славянское царство» пишет:

«Имеется мнение людей учёных, что Скандинавия есть славная Туле: такое утверждение идёт от древних, образуя фундамент. Помпоний Мела полагает, что Туле лежит напротив нижней Германии, тогда как Птоломей считает, что Туле находится на 73 градусе (с.ш.) широты и 26 градусе (в.д) долготы. Прокопий, описывая Туле, полагает, что на этом острове проживает 13 народов, и столько же царей управляли этим островом, и что он в 10 раз больше Британии. Стефан Византианин называет Туле великой, поскольку она объемлет такие народы, как скрифитианы, ныне именуемые скрифиннами. Исакий Чеса уверяет, что Туле лежит на восток от Британии, чьи окраины все принадлежат Скандии и еще ныне носят имя Туле Марка. Балтийское море, которое окружает Туле, не подвержено ни приливам, ни отливам, и поэтому весьма бурное и чревато бедами. Когда текучую воду подгоняют ветры, с севера приходит настолько пресная вода, что матросы употребляют её для кипячения, и это возникает от множества рек и озёр, впадающих в него. Однако когда вода идёт в противоположном направлении, с запада, то она промерзает зимой настолько сильно, что поверху ездят на каретах, которые эти народы называют санями. Иногда и целое войско переходит пешком по льду на скандинавские острова, которые, отложив в сторону все другие имена, все-таки именуется Скандия. Это имя означает веселость или красоту, ибо данная земля не уступает ни одной богатой стране ни здоровым воздухом, ни земным плодородием, ни богатством пристаней и товаров, ни морским богатством, ни речным и озёрным рыболовством, ни отловом пушных зверей, ни неистощенными жилами золота и серебра, меди и свинца, ни множеством городов и гражданскими постановлениями.

Из неё же в древности через нерастленных девиц часто посылали (Солон, 25-я глава, о северных народах) плоды для жизни Аполлона Дельфийского, поскольку они из-за насилия в старых государствах не могли вернуться нетронутыми. А теперь издалека они везли оброк от этих плодов в пределы скандинавские. Эти земли содержат ныне в себе три королевства: Норвегию, Швецию и Готию, с частью королевства Датского, и некоторые другие провинции, которые суть Ботния, Финмаркия, Лаппония и Финляндия, в которой в прежние времена проживал народ славянский и которая имела их язык. Но когда ею овладели русияне, то приняла веру греческую. И кроме вышеназванных, имеется ещё много провинций в Скандинавии, из которых вышли славяне, которые со многими другими сильнейшими народами покорили и владели потом Азией, Африкой и Европой» (с. 10-13).»

Таким образом, Балтазар (Балта-царь), пришедший с Балтийского (Варяжского) моря,  может быть Славянским Царём.

По имеющимся в Кёльнском соборе нескольким сюжетам складывается стойкое ощущение об изображениях библейской сцены, в которой три царственные особы посещают своих родственников – Богородицу и родившегося младенца Христа.

Кельнский собор кельн

Фрагмент сцены поклонения Волхвов-Магов-Царей мозаичных «Окон Царей» 1311 г.

Несколько сот лет назад ковчег Трёх волхвов выглядел иначе. Существует редкое изображение ковчега, сделанное в 1671 г. Это старинная гравюра, на которой изображены наиболее ценные предметы, хранившиеся в XVII веке в сокровищнице Кёльнского Дома — так раньше называли собор. Отметим, что наряду с ковчегом на гравюре показано много других реликвий, некоторые из которых сегодня по каким-то соображениям не выставлены.звестно, что ковчег несколько раз реставрировался. Под реставрацией понимается восстановление утраченных или испорченных фрагментов по сохранившимся рисункам и описаниям. При этом стараются как можно точнее воспроизвести древний утраченный оригинал, дабы не искажать историческую правду. Можно сравнить между собой три изображения ковчега Волхвов: 1671 г., 1781 г. и современное.

Кельнский собор кельнИзображение ковчега в 1671 г.

На рисунке 1671 года видна только половина саркофага, поэтому обратимся к гравюре боннского надворного советника Фогеля 1781 года. Название рисунка: «Сторона Давида ковчега трех Королей (по Фогелю)». Отчетливо видно, что во втором и в четвертом рядах имеется по 9 фигур, то есть всего на каждой стороне по 18 таких фигур. А в первом и третьем рядах, как и сегодня, – по 7 фигур на каждой стороне.

Таким образом, на боковых стенках саркофага в 1671 году всего было 64 фигуры. 28 больших в первом и третьем рядах и 36 поменьше во втором и четвертом рядах.

Это не какие-то условные, абстрактные фигуры, а конкретные исторические персонажи, и они присутствуют и на рисунке 1781 г.

Например, в первом снизу ряду пророков правой боковой стороны ковчега, называемой стороной Соломона, часть которой видна на рисунке 1671 года, изображены пророки Амос (Amos), Наум (Naum), Иоиль (Joel), Соломон (Salomon), Иезекииль (Ezechiel), Аввакум (Habakum), Аарон (Aaron). Мелкие надписи над головами этих персонажей не видны. Однако они хорошо видны, в частности, на современных фотографиях ковчега. Надписи сохранились до сегодняшнего дня. Современные посетители Кельнского собора могут убедиться в этом лично. Хотя прочесть их издали нельзя: саркофаг поднят на большую высоту, накрыт толстым стеклянным колпаком и огорожен решёткой, не позволяющей подойти ближе чем на несколько метров.

В третьем снизу ряду апостолов c правой боковой стороны, именуемой стороной Соломона, изображены апостолы Фома (Thomas), Иуда Фаддей (Judas Thaddaus), Иоанн (Johannes), Сирах (Seraph), Иаков младший (Jakobus minor), Андрей (Andreas), Петр (Petrus).

В первом ряду пророков с левой боковой стороны, называемой стороной Давида, показаны известные библейские персонажи: Моисей (Moses), Иона (Jonas), Авдей (Abdias), Давид (David), Даниил (Daniel), Иоахим (Joachim), Иеремия (Jeremias).

В третьем снизу ряду апостолов, с левой боковой стороны Давида изображены апостолы: Павел (Paulus), Матфей (Matthaus), Иаков старший (Jakobus major), Херуб (Cherub), Варфоломей (Bartholomaus), Симон (Simon), Филипп (Philippus).

Каждое изображение индивидуально и снабжено надписью, указывающей имя данного пророка.

Таким образом, на ковчеге в 1671 году в первом и третьем рядах были представлены знаменитые деятели церковной истории Средних веков.

Кельнский собор кельн

А теперь перейдем к изображениям второго и четвертого рядов. Может быть, здесь представлены какие-то не менее известные светские персонажи – цари, императоры? На старом рисунке 1671 года и на рисунке 1781 года они слишком мелкие, поэтому естественно обратиться к прекрасным современным фотографиям ковчега.

И тут мы сталкиваемся с шокирующим фактом. На современном ковчеге Трёх Волхвов все фигуры второго и четвёртого ряда исчезли. Исчезли тридцать шесть изображений!  Сегодня их нет! Вместо них – золотые диски без надписей во втором ряду и золотые пластины с аркой в четвертом ряду. Всего дисков и пластин 36. Они помещены в точности там, где в древности, во всяком случае еще в XVII–XVIII веках, находились какие-то фигуры. Исчезли с ковчего и надписи, которые мы видим на гравюре 1671 г. и на рисунке 1781 г.

Кельнский собор кельн

О судьбе исчезнувших фигур научные издания хранят полное молчание. Почему же изображения были кем-то сняты с саркофага? Где они сейчас? Очевидно реставраторы XVIII-XX веков имели в своём распоряжении старые рисунки 1671 и 1781 годов, абсолютно чётко показывающие, что на ковчеге были ещё 36 изображений, ныне безвозвратно утраченые. Существует предположение, что фигуры уничтожены не случайно, так как они хранили какую-то историческую информацию, ныне сокрытую, по настоянию католической церкви.

Кельнский собор кельн

ПОЧЕМУ УНИЧТОЖИЛ 36 ЗОЛОТЫХ ФИГУР НА САРКОФАГЕ? Можно предположить, что уничтоженные фигуры скрывали какую-то информацию, которую католическая церковь предпочла умышленно скрыть от глаз прихожан.

Среди фигур, изображённых на саркофаге в Кёльнском соборе, в сюжете поклонения Богородице и младенцу есть фигура с именем «Оттон». Так звали нескольких императоров Священной Римской империи германской нации X-XIII веков н.э. Волхвы и Богородица, а на некоторых изображениях и младенец Иисус изображены с короной на голове, а император Оттон – без короны. Можно предположить, что в существовавшей тогда иерархии император Оттон по статусу был ниже царей.

Кельнский собор кельн

С северной стороны собора расположен  алтарь Святой Клары. Этот старейший из сохранившихся створчатых алтарей 1360 года интересен тем, что створки у него двойные: в закрытом виде он представляет изображение 12 свя­тых, в открытом – 24 евангель­ские сцены, в открытом виде по праздникам можно увидеть Христа, апостолов и спутниц Святой Урсулы.

Кельнский собор кельн

Кельнский собор кельн

Кельнский собор кельн

Кельнский собор кельн

Кельнский собор кельн

Кельнский собор кельн

Кельнский собор кельн

Кельнский собор кельн

Кельнский собор кельн

Кельнский собор кельн

Кельнский собор кельн

Во время Второй мировой войны, когда бомбардировками союзников был уничтожен практически весь Кёльн, чудесным образом не пострадал только Кёльнский собор. По негласному сговору лётчиков, собор берегли как географический ориентир.

Источник: ru-sled.ru


Categories: Собор

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.