Всем привет!
Я продолжаю свой рассказ-показ и настало время зайти во внутрь, тем более такой праздник.Было это 10 июня 2018 года, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице, в день памяти Всех святых, в земле Русской просиявших.В Казанском кафедральном соборе были совершены праздничные богослужения, это просто большая удача.Мне очень повезло.Делюсь фотографиями и кому интересно, могут почитать информацию найденную, для точности в соц.сетях.Сам узнал и Вам рассказал.Заходим.Вход бесплатный.

Внутреннее убранство петербургского Казанского собора больше напоминает зал в каком-нибудь царском дворце, чем церковное помещение в обычном понимании. Если бы не ряды высоченных гранитных колонн, объединяющих пространство зала, он мог бы казаться бесконечным. Льющийся из окон свет создает оптический обман, будто купол храма парит высоко-высоко и, кажется, возьмет да и упорхнет в небесную высь. Неизменное внимание посетителей, особенно православных верующих и представителей многих других христианских конфессий, привлекают иконы. Их авторами являются В. Боровиковский, В. К. Шебуев, А. Иванов, О. Кипренский, Ф. П. Брюллов, А. Е. Егоров, С. С. Щукин и другие.


В июне 1813 г. в Казанский собор из прусского города Бунцлау был доставлен гроб с телом М.И. Кутузова. Он был погребен в северо-восточной части храма, напротив придела святых Антония и Феодосия Киево-Печерских. Похороны состоялись 13 июня 1813 г. Над могилой была возведена бронзовая ограда, созданная по проекту А.Н. Воронихина, установлена икона Смоленской Божией Матери и укреплен герб Светлейшего князя Смоленского. Над могилой укреплены 5 штандартов и одно знамя, сохранившиеся до наших дней. Позднее над могилой была установлена картина художника Алексеева "Чудо от Казанской иконы Божией Матери в Москве". На ней изображено событие из истории российской воинской славы — освобождение Москвы ополчением под руководством К. Минина и князя Д. Пожарского в октябре 1612 г. с Казанской иконой Божией Матери.
После успешного освобождения русскими войсками под командованием М.Б. Барклая де Толли Западной Европы от Наполеона в собор начали поступать ключи от французских крепостей, взятых русскими войсками. 97 ключей было размещено на стенах собора. Большинство находится сейчас в Москве. 6 связок расположены над могилой М.И. Кутузова. Перед собором в 1837 году по проекту скульптора Орловского были установлены памятники Кутузову и Барклаю де Толли. В годы Великой Отечественной войны они были замаскированы и бойцы, проходя мимо них, отдавали им воинские почести. Возле памятников молодые офицеры давали клятву на верность Родине.
С историей Казанского собора самым непосредственным образом связаны события Отечественной войны 1812 г. и имя фельдмаршала М.И. Кутузова.
В самом начале царствования императора Александра I, когда собор только начинал строиться, Кутузов течение года, до августа 1802 г., был петербургским губернатором.


Гробница Кутузова стала источником вдохновения для А.С. Пушкина, написавшего в 1831 году знаменитое стихотворение «Перед гробницею святой…»:

Перед гробницею святой
Стою с поникшею главой…
Все спит кругом; одни лампады
Во мраке храма золотят
Столпов гранитные громады
И их знамен нависший ряд.

Под ними спит сей властелин,
Сей идол северных дружин,
Маститый страж страны державной,
Смиритель всех ее врагов,
Сей остальной из стаи славной
Екатерининских орлов.

В твоем гробу восторг живет!
Он русский глас нам издает;
Он нам твердит о той године,
Когда народной веры глас
Воззвал к святой твоей седине:
«Иди, спасай!» Ты встал – и спас…

Внемли ж и днесь наш верный глас,
Встань и спасай царя и нас,
О старец грозный! На мгновенье
Явись у двери гробовой,
Явись, вдохни восторг и рвенье
Полкам, оставленным тобой!

Явись и дланию своей
Нам укажи в толпе вождей,
Кто твой наследник, твой избранный!
Но храм – в молчанье погружен,
И тих твоей могилы бранной
Невозмутимый, вечный сон…


Но самый большой интерес, конечно же, вызывает главная святыня собора – Казанская икона. Ее история берет свое начало с далекого 1579 года, когда страшным пожаром была уничтожена большая часть Казани. Через две недели после буйства огня, согласно преданию, девочке по имени Матрона Онучина приснилась Богородица, повелевшая ей пойти на пепелище и найти там ее икону. В месте, на которое указала Дева Мария, почти на метровой глубине, действительно находился святой образ… Перед этой иконой впоследствии возносили молитвы к Богу царь Петр I и его войско, готовившиеся в 1709 году к Полтавской битве. Позже, в 1737 году, один из списков чудотворной иконы перевезли в Петербург и поместили в церковь Рождества Богородицы на Невском проспекте. В 1811 году Казанская икона, ставшая, как уже было отмечено в самом начале, одной из главных православных святынь Петербурга, была помещена в новый Казанский собор.

После Октябрьской революции 1917 года новые власти постарались сделать всё, чтобы один из ведущих храмов города на Неве утратил свое прежнее не только историко-военное, но и религиозное значение. Кроме того, что здесь открыли Музей истории религии, с купола сняли крест, а икону Казанской Божьей Матери переправили в собор Святого равноапостольного князя Владимира, или Князь-Владимирский собор. Она возвратилась на свое прежнее место только в 1991 году.

Тогда же, как уже упоминалось, храм вновь открыли для богослужений. Чуть позже на купол снова установили золотой крест, торжественно засиявший как символ торжества сил добра над силами зла. В 2003 году, в ознаменование 300-летия Санкт-Петербурга, в цехах судостроительного Балтийского завода мастера отлили для храма четырехтонный колокол, высота которого составила более двух метров, ставший самым крупным в ряду своих «собратьев».


В наше время в Казанском соборе часто проходят богослужения с участием высших чинов Русской православной церкви. Стали доброй традицией и крестные ходы в честь святого покровителя Северной столицы князя Александра Невского. Они проходят ежегодно 12 сентября, маршрут пролегает от Казанского собора по Невскому проспекту и далее до Александро-Невской лавры. И верующие, и просто туристы отмечают, что, войдя в храм, у них появляется ощущение спокойствия и умиротворения, все заботы и тревоги словно остаются за его порогом. Многие уверены, что дает о себе знать влияние святых стен, за долгий период существования собора впитавших в себя энергетику разных времен и искренние, идущие от всего сердца молитвы верующих.

Понравилась проповедь в день всех Святых земли русской Митрополита Антония Сурожского.Я её потом нашёл на официальном сайте собора.Всю её я не буду излагать.Только суть.Как говориться, передать атмосферу.

В бесконечном богатстве личности Всечеловека Христа каждый народ выделил черты святости, которые ближе его сердцу, которые более понятны, которые для него более осуществимы. Сегодня из всего дивного многообразия святости, всего богатства земных и небесных человеческих возможностей мы празднуем память всех святых, в земли Российской просиявших: людей, которые нам по крови близки, жизнь которых переплелась с самыми решающими событиями нашей истории, людей, которые являются славой нашей земли, богатым, прекрасным плодом сеяния Христова, как о них говорится в праздничном тропаре.


В этом сонме русских святых, мне кажется, можно выделить три черты как характерные свойства русской святости: не в том смысле, что они отсутствовали у других народов, а в том смысле, что эти именно свойства были восприняты и возлюблены в нашей родной земле.

Первая — бесконечное терпение Господне. Святой Апостол Петр говорит, что Бог не медлит Своим судом, а терпит; Он ждет, потому что Он любит, а любовь всему верит, на все надеется, всего ожидает и никогда не перестает.
Другое свойство, которое поразило в Христе русский народ, это величие Христовой униженности. Все языческие народы искали в своих богах образ того, чем мечтали сами быть — лично, каждый человек, и вместе, весь данный народ: они выделяли славу, выделяли власть, могущество, доброту, справедливость. И даже те боги древности, которые погибали ради народа, погибали героической смертью и восставали немедленно в славе.
И третья черта, которую мне хочется отметить, которая мне кажется общей всем русским святым, это то, что на протяжении всей русской истории святость совпадает с явлением и проявлением любви.


Типы святости чередовались на нашей земле: были отшельники и были монахи, живущие в городах; были князья и были епископы; были миряне и подвижники всякого рода — не забывая и юродивых. Но все они появлялись не случайно, а в тот момент русской истории, когда в том или другом образе подвига можно было яснее явить любовь свою к Богу и любовь свою к людям.

А если не находим, то мы — вне потока русской святости, вне пути Христова в русской душе и в русской истории. Тогда мы осколок, отбросок. Как это страшно и жалко подумать! И если мы хотим, чтобы зазвенели все струны наших душ человеческих, чтобы зажило в нас и запело все, что может жить и петь песнь Господню, хотя бы и на земле чужой, то мы должны приобщиться именно этим свойствам русской святости, русской святой души, и тогда мы будем едины с теми подвижниками, которые ныне продолжают свой путь спасения земли Русской — кровью и не угасающей любовью.
На этом пока всё, но я продолжу.Всем спасибо и берегите себя и друг друга.До встречи.

Источник: www.drive2.ru

Внеконкурсный проект Андрея Воронихина

Павел I задумал построить новый Казанский собор на месте старой церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Император устроил конкурс проектов — в нем участвовали архитекторы Пьетро Гонзаго, Чарльз Камерон и Жан Франсуа Тома де Томон. Павел I уже одобрил работу Камерона, когда граф Строганов порекомендовал ему проект молодого архитектора Андрея Воронихина, который не участвовал в конкурсе. Императору его работа понравилась. Воронихина назначили главным архитектором, а Строганова — председателем попечительского совета при строительстве собора.

Рим, Флоренция, Петербург


Павел I хотел, чтобы новое здание напоминало римский собор Святого Петра. Андрей Воронихин спроектировал грандиозную колоннаду, которая перекликалась с проектом итальянского храма. 96 колонн Казанского собора не были расположены по периметру, они распахнулись навстречу Невскому проспекту. Боковая северная сторона храма стала парадной. По плану Воронихина, колоннаду должны были возвести и с южной стороны храма, но позже от этой идеи отказались.

Северные врата собора были отлиты из бронзы по образцу «райских дверей» флорентийского баптистерия — оригинал создал в XV веке скульптор Лоренцо Гиберти. Современники критиковали Воронихина за архитектурные заимствования и даже называли «копиистом».

Музей российского природного камня

Казанский собор называют музеем российского природного камня. Главным декоративным материалом стал известковый туф, который добывали в Гатчинском районе. Пудостский камень, как его называют, был похож на итальянский травертино, из которого построили собор Святого Петра. Туф с пористой структурой легко обрабатывался, его использовали для облицовки наружных стен собора, создания капителей, фризов и наличников. Во внутреннем декоре храма Воронихин использовал карельский мрамор, местный порфир, яшму. Интерьер собора украшали 56 колонн из розового гранита с позолоченными капителями.

Художники и скульпторы


И снаружи, и внутри Казанский собор декорирован скульптурой и барельефами. Бронзовые статуи святых Владимира и Андрея Первозванного, Иоанна Предтечи и Александра Невского создали Степан Пименов, Иван Мартос и Василий Демут-Малиновский. Над рельефами интерьера и фасадов, работали Федор Гордеев, Яков Рашетт, Иван Прокофьев.

Стены собора украшали росписями известные живописцы — Карл Брюллов и Федор Бруни, Василий Шебуев и Владимир Боровиковский. Первоначальный иконостас в 1837 году заменили на серебряный — его создал архитектор Константин Тон. На строительстве собора трудились не только именитые мастера: в 1810 году у помещика Теплова за тысячу рублей купили крепостного художника Тараса Иванова.

Храмовый музей Отечественной войны 1812 года

Казанский собор был торжественно открыт за год до Отечественной войны 1812 года. Перед отъездом в действующую армию службу в храме посетил Михаил Кутузов, которого только что назначили главнокомандующим. После войны в Казанский собор доставляли трофеи — военные знамена и штандарты, ключи от взятых городов и крепостей, маршальский жезл французского полководца Луи-Николя Даву.

В 1813 году в храме похоронили Михаила Кутузова, умершего от простуды. Решетку и надгробную плиту для его могилы изготовили по рисункам Андрея Воронихина.

В 1837 году в России отмечали 25-ю годовщину победы над Наполеоном. На площади перед собором установили памятники фельдмаршалам Отечественной войны — Михаилу Кутузову и Михаилу Барклаю-де-Толли.

Храм дома Романовых


Церковь Рождества Богородицы была придворным храмом дома Романовых. Здесь хранился список иконы Казанской Божией Матери — она считалась покровительницей династии. Когда возвели Казанский собор, он унаследовал и святыню, и роль придворного храма. Здесь венчались все члены царской семьи, здесь служили благодарственные молебны после неудачных покушений на Александра II, здесь праздновали 300-летие дома Романовых.

В ризнице собора хранились подарки императорской семьи: Евангелие в серебряном позолоченном окладе весом более 33 килограммов, крест из лазурита, золотая церковная чаша, украшенная алмазами, рубинами и мамонтовой костью.

Главная соборная святыня

Храм был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, одной из самых известных православных святынь. В соборе хранится ее список, который также считается чудотворным. Считается, что Петр I лично распорядился доставить святыню в Петербург, и до строительства церкви Рождества Богородицы икона хранилась в часовне на Петроградской стороне.

После Отечественной войны 1812 года Михаил Кутузов вернул в Россию сотни килограммов серебряных изделий, которые отступающие французы забирали из русских храмов. Часть этого серебра передали в Казанский собор. Его использовали, чтобы украсить киот Казанской иконы Божией Матери и иконостас главного придела.

Благотворительный центр


В XIX веке в Казанском соборе работала воскресная школа для взрослых, выходила собственная газета, храм был известным благотворительным центром. В годы Первой мировой войны здесь собирали продовольствие и теплые вещи для отправки на фронт, открыли один из первых в России лазарет на деньги прихожан и церковные средства. Он находился под покровительством императрицы Александры Федоровны. В самом храме ежедневно служили молебен о даровании победы над врагом.

Музей истории религии и атеизма

В 1932 году Казанский собор закрыли. На куполе храма вместо креста установили позолоченный шар со шпилем, церковную утварь распределили между городскими музеями. Внутри собора разместился Музей истории религии и атеизма. Его экспозиция рассказывала о возникновении и развитии христианства, ислама, восточных верований. Здесь можно было увидеть коллекцию православных икон XVII–ХХ веков, обереги и амулеты, ритуальные предметы и самое крупное собрание книг по истории религии и религиоведению.

Мощи на чердаке

На чердаке Казанского собора почти 20 лет были спрятаны мощи святых, которые хранились в храме. Сотрудники Музея истории религии и атеизма перенесли туда мощи святого благоверного князя Александра Невского, святых Зосимы, Саватия и Германа Соловецких, святого Серафима Саровского, святого Иоасафа Белгородского. Лишь в 1991 году святыни вернули в храм, а мощи святого Иоасафа отправили сначала в Москву, а потом в Белгород.

Источник: www.culture.ru

Могила Кутузова и военные трофеи

В Казанском соборе похоронен великий полководец М.И. Кутузов. Его могила находится справа от центрального входа, а сразу над ней много ключей от различных городов, которые были побеждены в ходе компании против Наполеоноа. 

Кутузов умер во время похода и его тело еще месяц доставляли на Родину.

Могила Кутузова
Могила Кутузова
Могила Кутузова
Могила Кутузова
Священник слева — это консультации по вопросам веры
Могила Кутузова
Могила Кутузова
Ключи от побежденных городов
Могила Кутузова

Архитектор Воронихин и его гениальный ход

Зодчий и архитектор Казанского Собора – Андрей Воронихин – был в молодости крепостным графа Александра Сергеевича Строганова. Граф-то и предложил императору проект авторства Воронихина, и этот проект был одобрен.

Сам архитектор был, что называется «народным самородком». Он учился бессистемно, занимаясь больше самообразованием, хотя и брал уроки у известных архитекторов и живописцев, например, Баженова и Казакова.

Став свободным человеком, он побывал за рубежом, но при этом продолжал работать при графском дворе. Именно Воронихину принадлежит гениальная идея о строительстве огромной Колоннады из 96 колонн перед северным фасадом.

Кстати, южную часть собора по замыслу архитектора тоже должна была симметрично замыкать подобная колоннада, но эта идея зодчего не была воплощена в жизнь. В 1811 году автор проекта собора был награжден за свой гениальный ход орденом Святого Владимира.

Колоннада
Колоннада
Колоннада

Памятники на площади

Казанский собор дал имя и площади. Уже современники считали его храмом, посвященным военным победам русской армии. Недаром в эту церковь свозили военные трофеи Отечественной войны 1812 года. Поэтому на Казанской площади установилии памятники героям этой войны – фельдмаршалу Кутузову и Барклаю-де-Толли.

К тому же, именно с этого места Кутузов отправился на войну с Наполеоном.

Император Александр решил увековечить память полководцев после их смерти. Он издал указ, согласно которому скульптуры Кутузова и Барклая-де-Толли будут стоять на площади прямо перед Казанским собором. Как обычно, был объявлен конкурс. Но произошла странная вещь – ведущие российские скульпторы отказались в нем участвовать! Оказывается, их художественное видение шло вразрез с требованиями императора. Он хотел, чтобы полководцев изобразили реалистично, в парадной военной форме. А мода того времени требовала, чтобы даже статуи современников выглядели как римские патриции, в тогах и туниках.

Только когда при следующем русском императоре, Николае I, снова объявили конкурс на эскизы памятников, победило предложение скульптора Бориса Орловского, который учился в Риме. Работы начались только в 1830 году. Постаменты были выполнены из полированного гранита каменотесом Самсоном Сухановым, а буквы на нем сделали каменными, а не бронзовыми, для долговечности. Сами статуи были отлиты в бронзе мастером Екимовым в литейной мастерской Академии художеств.

Интересно, что статуя Кутузова получилась у него сразу, а статуя Барклая-де-Толли только со второй попытки. Для того, чтобы лицо Кутузова вышло реалистичным, использовали портрет английского художника Джона Доу. Поза у него решительная, и даже агрессивная, в ней видна готовность дать отпор врагу. А в самой фигуре Кутузова был достигнут компромисс – он одет в парадный мундир фельдмаршала того времени, но завернут в плащ наподобие античной тоги.

Несмотря на то, что статуя Кутузова была создана на 4 года раньше, оба памятника открыли одновременно, в 1837 году, в честь 25-летия победы в Отечественной войне против Наполеона. Памятникам даже отдали воинские почести. Они были так популярны среди народа, что их даже окружили чугунными цепями, а потом тумбами, чтобы на статуи никто не залезал.

Колоннада
Колоннада

Масонский знак

Многие интересуются тем, что делает на фронтоне Казанского собора масонский знак – Всевидящее око. Говорят, что все дело в том, что и император Павел I, и его наследник Александр симпатизировали масонам, а они имели влияние на русскую аристократию.

Например, главной первой русской масонской ложи был граф Воронцов. Масоном был и граф Строганов, «попечитель» строительства собора. Однако именно Александр впоследствии запретил деятельность этих тайных обществ в России. Так в чем же дело?

На самом деле этот символ – треугольник, окруженный лучами – вовсе не является специфически масонским. Во-первых, Всевидящее Око – это чисто библейский термин. Традиция так изображать его в иконографии была распространена в западноевропейском искусстве с эпохи Возрождения. А с распространением стиля классицизм в 18 веке, проникла и в Россию. Поэтому неудивительно, что многие дизайна католических храмов были использованы и для украшения Казанского собора.

Масоны действительно часто использовали этот знак, но они тоже не выдумывали свою символику, а брали ее из традиционной христианской иконографии, просто придавали ей немного другой смысл. По их мнению, Бог является архитектором Вселенной, поэтому они любили изображать циркуль и треугольник – символы зодчества. В православии такие символы были не очень распространены, но все-таки встречаются и в настенных росписях, и в иконописи. Историки полагают, что не стоит искать каких-либо таинственных смыслов во фронтоне Казанского собора, так же как и особого влияния масонов.

Собор
Масонский знак над алтарем в Казанском соборе
Собор
Колоннада
Масонский знак над входом в Казанский собор в Петербурге

Список казанской иконы

Об иконе Казанской Божьей матери ходит немало легенд. Но сначала расскажем о том, что она собой представляет. Это так называемый образ «Богоматери Одигитрия». Такие иконы начали писать в Византии, и на них принято изображать Богородицу с младенцем Христом, Она слегка наклоняет голову к ребенку и одной рукой поддерживает его. Одна из таких икон  — «Богоматерь Казанская» — была очень почитаема в Казани. Легенда говорит, что после пожара 1579 года, уничтожившего почти весь город, Богородица явилась десятилетней девочке и велела выкопать икону на пепелище. Икона была найдена, и с тех пор в русском православии существует праздник «Обретения Казанской иконы Божьей матери».

Икона была признана чудотвороной, но почитали ее только в Казани. Чтобы подобные иконы появились и в других местах, с первообраза делали списки, то есть копии. Некоторые из них тоже были признаны чудотворными.  Но их было так много, что историки путаются в том, какой же именно список, в конце концов, попал в Петербург. Принято считать, что один из них был отправлен в Москву еще по требованию Ивана Грозного. А в Смутное время перед этой копией молилось ополчение, шедшее воевать с польскими оккупантами.

 За сотни лет в России распространилось множество таких копий, но, по-видимому, прообраз этих икон долго хранился в Казанском Богородичном монастыре.

В 1904 году монастырь под Казанью ограбил крестьянин Варфоломей Чайкин, который продал ее оклад, а саму икону сжег в печи. Что касается копии, которая попала в Петербург, то ее привез туда Петр I. Долгое время икона находилась в церкви Рождества Богородицы, а потом ее перенесли в Казанский собор, построенный на том же месте. Она хранится в центральной части собора, и туда приходит множество паломников.  В самом соборе можно прочитать много интересного об истории иконы.

Собор
К иконе огромная очередь, поэтому фотографировать ее не стал
Собор

Самое знаменитое кафе с видом на Казанский

Напротив находится торговый дом Зингера в котором сейчас Дом Книги, на втором этаже большое кафе с огромными окнами. Это лучший инстаграмный вид на Казанский. 

Людей всегда много, поэтому придется либо минут 15 подождать, либо вставайте у одного из окон. 

На крышу дома Зингера можно подняться, но это неофициально и платно. 

Торговый дом Зингера
Торговый дом Зингера
Торговый дом Зингера
Торговый дом Зингера

История создания кратко

Раньше на месте Казанского Собора стояла простенькая церковь Рождества Богородицы, с деревянным куполом и скульптурами апостолов на карнизе. Ее часто сравнивают с Петропавловским собором. Несмотря на скромное убранство храма, в нем венчался сам император Павел I. Но он считал, что она слишком неказиста, и надо бы построить какой-нибудь грандиозный собор, достойный «Северной столицы». Образцом для него должен был служить собор Святого Петра в Риме.

В 1799 году император объявил конкурс на проект собора, в котором участвовало множество известных архитекторов. Но ни один из них Павлу не нравился. Он даже вроде бы отбирал некоторые проекты, но потом вновь от них отказывался. И тут граф Строганов представил императору наброски Воронихина. Они-то и отвечали желаниям Павла затмить Рим.

Он не только утвердил проект Воронихина, но и назначил Строганова главой попечительского совета, который контролировал ход строительства. Кстати, этот совет заявил Павлу о том, что в проекте собора нет колокольни, и это существенный недостаток. На что Павел заявил, что если у собора Святого Петра в Риме нет колокольни, то и здесь она не нужна. Поэтому колокола разместили прямо в проемах Колоннады.

Однако Павел I не дожил до закладки первого камня собора. Это произошло уже при его наследнике Александре I, который присутствовал во время этой торжественной церемонии. Воронихину помогал известный российский архитектор и гравер Николай Алферов, а денег на строительство ушло очень много – грандиозная по тем временам сумма, больше 4 миллионов рублей! Если учесть, что тогдашний рубль стоил столько же, сколько 550 нынешних, то это значит, что строительство собора обошлось в 35 миллиардов долларов США. Собор закончили в 1811 году. Его освятил митрополит Амвросий. Тогда же окончательно разобрали и старую церковь.

Полезная информация

Совсем рядом мост с Грифонами, где можно сделать красивые снимки

Посещение: бесплатно

Фотографировать можно

Время на посещение где-то 10-20 минут

Вокруг много различных кафе средней ценовой категории, поэтому посещение собора лучше планировать в середине, чтобы тут можно было покушать.

Машина

Дальше можно пойти

Собор Спаса на Крови (200 метров)

Смотровая площадка в мастерской Карла Буллы (200 метров)

Екатерининский сад и Миллионная улица

Русский музей

Внутренняя отделка (14 фото)

Зодчий Воронихин впервые в России использовал для купола собора особую конструкцию из ковкого железа из двух ребер. Ее диаметр – больше 17 метров. На ней висит шар с крестом – символ мироустроительства, а также паникадило храма. Кроме железного купола, в соборе есть еще два кирпичных, причем они делались не столько по инженерному расчету, сколько по интуиции архитектора. Сама церковь построена из кирпича, но внутри, по желанию Павла, облицована пудотским камнем, который добывали неподалеку от его любимой Гатчины. А для 56 внутренних колон с позолоченными капителями использовали мрамор и финский гранит.

В 19 веке собор выглядел более величественно и празднично, чем теперь. Там было 12 барельефов работы известных мастеров, посвященных Страстям Христовым, но многие были удалены. Теперь остались только «Несение креста» и «Взятие под стражу». Главный иконостас, установленный Воронихиным заменили в 1830-х годах на другой, работы архитектора Тона. Но привлекает внимание не живопись, а оклад икон – он был переплавлен из трофейного серебра, отнятого у французов. Но в советский период иконостас уничтожили, а 2 тонны серебра вывезли. Оклад удалось восстановить только недавно. Скульптуры собора тоже практически не сохранились, и их заменили росписями.

Тем не менее, собор все равно смотрится очень торжественно – недаром его постоянно изображают на открытках. Он похож и на грандиозные католические храмы эпохи Возрождения, и на античный дворец. Огромную роль в этом играют внутренние колонны и расположение окон. Если прийти туда днем, то свет, падающий из окон, создает впечатление, что купол парит над храмом. Впечатление усиливают розетки – стилизованные цветы под потолком, сделанные из французского алебастра. А двери северного входа – это бронзовая копия знаменитых «Райских врат» Баптистерия во Флоренции.

Пол собора выполнен в технике мозаики и выложен финским мрамором и кварцитом четырех цветов – черным, розовым, серым и темно-красным. Основная тема мозаики – Вифлеемская звезда. Сами геометрические рисунки пола связаны с общим планом собора и помогают воспринимать его внутреннее убранство, как одно целое. Так под главным куполом пол оформлен кругами, сужающимися к центру. Этот рисунок вторит линиям купола. По форме и цвету композиция мозаики создает иллюзию объема, что еще больше увеличивает визуально размер храма, и он кажется совсем огромным.

Собор
Иконы
Собор
Собор

Источник: site2max.ru

Объясняю почему это не так.

Казанский собор. Санкт-Петербург. Фото автора.

Казанский собор является одним из символов Санкт-Петербурга. Он был построен взамен церкви Рождества Пресвятой Богородицы (она стояла там, где сейчас сквер с фонтаном перед собором со стороны Невского проспекта), которая своим внешним обликом уже не отвечала новому парадному виду столицы. Проект собора разработал архитектор Андрей Воронихин в 1800 году. А строительство велось с 1801 по 1811. Название связано с хранящимся в храме (за исключением советского периода, когда здесь был музей истории религии и атеизма) списка с иконы Казанской божией матери.

Что стало с деревянной дачей Воронихина?

Православные храмы всегда стараются располагать так, чтобы алтарь располагался в восточной части здания, а главный вход был напротив, с запада. И западный (главный) фасад всегда оформляется более торжественно, чем боковые северный и южный. В случае с Казанским собором получалось, что непарадный северный фасад выходит на главную улицу российской столицы – Невский проспект, а главный вход с боковой узкой Мещанской улицы (ныне – Казанская улица). Воронихин нашёл смелый выход: мало того, что храм в форме латинского креста и всего с одним куполом, что нетипично для русских православных храмов, так ещё и построил вытянутую колоннаду со стороны Невского проспекта, спрятав от нас боковой фасад. Эта колоннада из 94 колонн высотой 13 метров полностью прячет от нас само здание. И со стороны проспекта кажется, что купол венчает колоннаду. И многие туристы уверены, что на главную улицу города выходит главный фасад. Во всех путеводителях, открытках, сувенирах вы увидите не главный фасад, а именно колоннаду бокового северного фасада. И именно с той стороны входят в собор большинство туристов и верующих.

Казанский собор. Фото автора.

Из-за этой колоннады Казанский собор часто сравнивают с собором святого Петра в Ватикане. Да, инициатор строительства, император Павел I выдвинул требование о схожести с этим храмом. Но они кардинально отличаются. Во-первых, собор св. Петра изначально был возведён без колоннады. Там она вытянута, имеет овальную форму и значительно ниже здания храма, изолируя площадь перед храмом от «внешнего» мира. А у нас она полукруглая, задумана и построена как неотъемлемая часть храма и связывает здание с площадью и улицами перед ним, открыта к городу, создавая единый ансамбль. В этом Воронихин был первым в Петербурге.

Собор св. Петра и его колоннада. Фото из открытых источников.
Казанский собор и его колоннада. Фото из открытых источников.

Во-вторых, отличаются и купола. У собора св. Петра барабан купола низкий, с колоннами и маленькими окнами. У Казанского собора барабан тянется ввысь и прорезан высокими окнами без колонн между ними. Он не кажется массивным и тяжёлым. Наоборот, скорее лёгкий.

Купол собора св. Петра. Фото из открытых источников.
Барабан купола Казанского собора. Фото автора.

В-третьих, вокруг купола собора св. Петра есть маленькие купола. А у Казанского собора, как я уже выше написал, их нет и они не были предусмотрены.

Два маленьких купола возле главного. Ватикан. Фото из открытых источников.
Казанский собор. Фото автора.

В-четвёртых, по проекту Воронихина должна быть вторая колоннада с противоположной, южной стороны храма. Но нехватка денег и затянувшееся строительство привели к отказу от второй колоннады. Таких примеров в Европе нет.

Проект Казанского собора с двумя колоннадами и площадью между ними. Фото из открытых источников.

В-пятых, задуманная архитектором Воронихиным деталь – ближе к концам колоннад мы можем видеть высокие и пустые постаменты. Они были построены для двух колоссальных коленопреклонённых фигур архангелов Михаила и Гавриила. Изначально, из-за нехватки средств, поставили гипсовые фигуры, покрашенные под бронзу. Но через 13 лет их сняли по причине ветхости. С тех пор они стоят пустые.

Один из постаментов из гранита. Фото автора.

Таким образом мы можем говорить о принципиальных различиях между Казанским собором и собором святого Петра. Только лишь слово "колоннада" никак не может являться аргументом.

Подписывайтесь на мой канал. По этой же ссылке можно прочитать и другие мои статьи. Буду признателен, если поставите лайк, сделаете репост и прокомментируете данную статью. Мне интересно ваше мнение.

Источник: zen.yandex.ru


Categories: Собор

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.