Первоначально на месте обретения Казанской иконы Божией Матери была устроена деревянная церковь. В 1594 году 14 апреля, при митрополите Казанском Гермогене и по повелению царя Феодора Иоанновича, был заложен каменный храм. Собор с двумя приделами во имя Пресвятой Богородицы и святого благоверного князя Александра Невского, освятили в 1595 году. Он просуществовал до 1796 года и был снесен по ветхости. На месте старого поставили новый Казанский («Холодный») собор, по проекту известного архитектора, основоположника классицизма в русской архитектуре Ивана Егоровича Старова.

Историческое событие — закладка первого камня главного храма города — состоялось 30 мая 1798 года, на нем присутствовал император Павел I с Великими князьями Александром (будущим императором Александром I) и Константином.

30 мая 1808 года собор Казанской иконы Божией Матери в Богородицком монастыре был освящен и по признанию очевидцев сразу же стал архитектурной доминантой Казани, одним из первых и лучшим образцом зрелого классицизма в Поволжье.


о появление сыграло большую роль в развитии новой стилистики волжских городов. Пятиглавый, с вызолоченными крестами и «яблоками», собор имел размеры 22 сажени 2 аршина по оси запад-восток и 20 саженей 2 аршина в поперечнике (примерно 48 м на 44 м) и 20 саженей 2 аршина в высоту (около 44 м). С трех сторон храм украшали колонные портики ионического ордера, увенчанные фронтонами. Барабан центрального купола, обрамленный снаружи трехчетвертными колоннами коринфского ордера, опирался на четыре столба. Главный престол был освящен во имя Казанской иконы Божией Матери, левый придел посвящен святому благоверному князю Александру Невскому. Правый придел во имя Успения Божией Матери. Собор возводился под руководством архитектора Ф.Е. Емельянова — автора проектов иконостасов для собора (центрального придела). С возведением нового собора еще более возросла архитектурно-градостроительная значимость монастыря. Он еще активнее, наряду с ансамблем Казанского Кремля, стал участвовать в формировании панорамного вида города, особенно со стороны реки Казанки. Именно в этом новом каменном храме, в теплое время, и находился обретенный в 1579 году образ Пречистой Богородицы, вплоть до похищения иконы в 1904 году чудотворный образ в рамах стоял в иконостасе слева от Царских врат в большом деревянном киоте в виде портика, к которому с боковых сторон вели лестницы, выполненные из вяза.

История строительства собора на этом не закончилась. Знаковое событие произошло еще позже, уже в начале XX веке, когда 13 июля 1910 года с визитом в Казань прибыла Великая княгиня Елизавета Федоровна.


ямо с теплохода она направилась в монастырь и пожелала побывать на месте непосредственного обретения чудотворной Казанской иконы. Спустившись в неприспособленный подвал под алтарем она долго молилась, а затем предложила помощь в устройстве этого святого места, находившегося до того времени в запустении. Указом Святейшего Синода от 27 ноября 1910 года император дал Великой княгине звание попечительницы часовни. Для разработки проекта был привлечен еще один знаменитый архитектор — академик Алексей Щусев.

Сам подземный храм с часовней должны были напоминать православные «пещеры» и усыпальницу Великого князя Сергея Александровича. Работами в Казани руководил инженер Голышев. В соборе увеличили высоту подземелья, расширили коридоры, сделали цементные полы, устроили две печи, оштукатурили стены и своды. Над местом обретения иконы установили иконостас. К весне 1913 года все работы были завершены. 20 апреля в присутствии Великой княгини Елизаветы Федоровны здесь состоялось первого богослужение. Святое место получило название «Казанские пещеры».

Трагично сложилась судьба монастыря с приходом советской власти. Собор был уничтожен, для строительства на этом месте киностудии (татарского отделения «Восток-кино»).

В новом тысячелетии комплекс монастыря начали восстанавливать. 4 ноября 2015 года Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов подписал указ «О создании Болгарской исламской академии и воссоздании собора Казанской иконы Божией Матери». Правительством Татарстана разработан комплекс мер по содействию организации сбора добровольных пожертвований, отчислений юридических и физических лиц, общественных и религиозных организаций для возрождения главной православной святыни Казани.


В настоящий момент внешний облик воссоздаваемого собора Казанской иконы Божией Матери имеет полностью завершённый вид — на куполах установлены кресты, на фасаде храма появились мозаичные иконы, благоустроена площадь вокруг храма. Собор стал одной из узнаваемых архитектурных доминант города.

В феврале 2020 года состоялось торжественное освящение Пещерного храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы — на месте явления Казанского образа Божией Матери.

В настоящее время ведется роспись стен возрождаемой российской святыни. Всё живописное убранство полностью соответствует историческому облику, а работы по его воссозданию ведутся точно в срок и подходят к своему завершению.

Чин великого освящения собора Казанской иконы Божией Матери предварительно намечен на 21 июля 2021 года.

Теги:
Казанско-Богородицкий монастырь
восстанавливающиеся храмы
воссоздание Казанского собора
храмы Казанско-Богородицкого монастыря
храмы I Казанского благочиния


Источник: tatmitropolia.ru

Построенный по приказу Ивана Грозного

Начиная с последней четверти XVI века история Казани была неразрывно связана с Казанским Богородицким монастырем, главной святыней которого была обретенная в 1579 году икона Богородицы, ставшая в недалеком будущем палладиумом России.

Источников по истории монастыря не очень много, если принять во внимание его значение и известность, но вполне достаточно для нашей задачи — дать представление об истории монастыря как архитектурного сооружения. Если точнее, то об истории главного монастырского храма.

Автор заметок решил пойти проторенной дорожкой: дать читателю поменьше собственных рассуждений, побольше цитат из источников и не заезженных иллюстраций.

Первой цитатой, довольно обширной, будет выписка из третьей части Словаря Географического Российского Государства, вышедшей в Москве в 1804 году:

«Казанский Богородицкий девичий монастырь в губернском городе Казане, вне городской крепости, подле приходской церкви св. Николая Тульского находящийся. Начало свое имеет с 1759 года на том самом месте, где обретена Чудотворная икона Пресвятыя Богородицы, явление которыя Грекороссийская церковь ежегодно празднует июля 8 числа. Основан по повелению Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича, которой, учредив Собор и монастырь на этом месте, повелел Соборянам и Игуменье с сорока сестрами производить ежегодное жалованье.


ачала церковь, в которую поставлена явленная Икона, была деревянная; в 1594 году Апреля в 14 день, спустя 16 лет после явления Иконы Пресвятые Богородицы во граде Казани, которая, будучи отстроена в 1595 году, Октября в 27 день, освящена. Царь и Великий Князь Феодор Иоаннович указал снабдить сию церковь святыми Иконами, книгами, ризницею и прочими церковными потребами; самую же явленную Икону украсить как можно лучше золотом, дорогими каменьями и жемчугом из Царских сокровищ, которых был тогда хранителем Деменьша Иванович Черемисинов. В 1768 году блаженныя и вечныя славы достойныя памяти Государыня Императрица Екатерина II, в Высочайшее Свое путешествие в город Казань, благоволила слушать в сем монастыре священную литургию и после приложить на оную Икону небольшую бриллиантовую корону, так как и другую подобную таковой же меры на местный образ Спасителя. В 791 году Преосвященный Амвросий, бывший Архиепископом Казанский, что ныне митрополит Новгородский, по совету Казанских Градоначальников и именитого гражданства, положил церковь сию, по причине ветхости, разобрать до основания, и на том же месте создать новую, для сооружения которыя сочиненный в Санкт-Петербурге план поднесен был им блаженныя памяти Государыне Императрице Екатерине Второй, которая, одобрив его, соизволила указать на построение ее выдать из Кабинета знатную сумму. Кончина сей Государыни намерению сему, так как и всем Ея действиям, конец положила.

В 1799 году, Мая 30 дня, церковь сия, по аппробированному вновь плану, заложена в Высочайшем присутствии блаженныя памяти Государя Императора Павла Петровича и Их Императорских Высочеств, Государей Великих Князей, Александра Павловича и Константина Павловича, которые в основание храма сего благоволили положить по камню в уготованном для сего месте; и в тот же год Его Императорское Величество указал выдать из суммы, на Духовные Департаменты определенной, двадцать пять тысяч рублей на построение сей церкви, которая теперь и строится, и по совершении будет составлять знатнейшее в Казани здание. Она будет о пяти главах, длина ея от Западной стороны с олтарем 20 сажен два аршина; ширина, кроме колонады, над коею фронтоны находиться будут, семнадцать сажен с аршином; вышина от земли до большой средней главы двадцать сажен; с трех сторон порталы, каждый длиною на девяти саженях и двух аршинах, и с шестью колоннами Ионического Ордена, поддерживающими фронтон; большой лантерн, украшенный снаружи колонадою Коринфского Ордена изнутри пилястрами того же Ордена, возвышаться будет на четырех столбах, внутрь церкви находящимися; в ней будут три олтаря, один средний большой церкви и два придельных. Наружности ея будут сообразны и внутреннему украшению. Благополучно царствующий ныне Государь Император Александр Павлович Указом 22 Января 1802 года повелеть соизволил, на докончание сей церкви выдать двадцать тысяч рублей, о чем видеть можно в Московских Ведомостях в № 62. Кроме сей соборной имеются ныне в монастыре еще пять церквей:1-я Живоначального Креста; 2-я Священномученика Антипы; 3-я теплая Рождества Богородицы; 4-я Собор Богородицы: 5-я на Святых вратах Иоанна Богослова. Ограда и монашеские кельи каменныя, а отчасти и деревянныя: по штатам 1764 года о Духовных имениях монастырь сей положен во 2 классе, Епархии Казанской; монахинь, под управлением Игуменьи, бывает до 60, а иногда и более сего числа».


Новые храмы, новые покрытия

А теперь несколько впервые публикуемых иллюстраций. По ним можно проследить изменение архитектурного облика старого каменного собора и увидеть чертеж фасада нового, проектированного И.Е. Старовым.

Казанский собор казань

Первый каменный храм монастыря — пятиглавый храм, построенный, как отмечает авторитетный исследователь архитектурной истории монастыря С.П. Саначин, в «монументальном московском стиле XV—XVI веков» своими размерами превышал Благовещенский собор в кремле. Однако «предивность храма» определялась не только его размерами, но и богатыми рельефными резными украшениями простенков, мощным порталом и разнообразной чешуей глав.

Тот же исследователь, отмечая скудость сведений о строительной истории монастыря в XVII веке, полагает, что именно тогда в монастыре появляются новые каменные храмы: в честь Рождества Богородицы, во имя Св. благоверного царевича Димитрия Московского на Святых воротах, который в начале XIX века во время реконструкции был переименован во имя Св. мученицы Софии и трех ее дщерей, и Иоанна Богослова на других — Пятницких воротах.


В XVIII веке монастырь обновляется. В 1724 году протопоп Богородицкого монастыря Семен Васильев просил в Святейшем Правительствующем Синоде о построении новой каменной колокольни. Разрешение было получено, но понадобился специальный указ императрицы Екатерины I, чтобы преодолеть сопротивление местного начальства строительству. Высота колокольни «со крестом» была более 55 метров. Камер-обскурные снимки, сделанные командиром казанской гимназии И. фон Каницем, позволяют увидеть изменения в строениях монастыря до нашествия Пугачева. По ним видно, что позакомарное покрытие холодного храма было заменено скатной кровлей; что стены расчленены пилястрами с приставными колонками, несущими килевидные арки; что округлые луковичные главы стали гранеными.

Время, а главное, разорение Казани Пугачевым, привело к резкому обветшанию собора: в 1794 году в нем прекратились службы. Ремонт собора был признан весьма дорогим и безнадежным делом. По прошению архиепископа Амвросия I к Синоду Екатерина II поручает крупнейшему русскому архитектору того времени Ивану Егоровичу Старову подготовить проект нового собора. Проект был утвержден императрицей. Ею же были отпущены и деньги из Е.И.В. Кабинета. Читатель может видеть на впервые публикуемой иллюстрации рескрипт Екатерины II управляющему Кабинетом Е.И.В. действительному тайному советнику В. С. Попову (окончившему, кстати, Казанскую гимназию) об отпуске 25 тысяч рублей на строительство нового собора.


Казанский собор казань

Проект великого архитектора

Так исторически сложилось, что в Казани нет ни одной постройки, спроектированной российскими архитекторами, что называется, первого ряда. Это не значит, что в Казани нет выдающихся зданий — достаточно вспомнить здание университета, безусловно, красивейшее из всех учебных зданий в России. П.Г. Пятницкий был в высшей степени талантливым, но все же локальным архитектором. Новый собор Казанского Богородицкого монастыря является, пожалуй, единственным строго документированным примером участия выдающегося архитектора всероссийского масштаба в проектировании сооружения для Казани. Поэтому кажется нелишним привести читателю еще одну цитату, на этот раз из Русского биографического словаря.

«Старов, Иван Егорович, адъюнкт-ректор Императорской академии художеств, известный архитектор, статский советник, сын дьякона московской епархии, родился в 1743 г. в Москве. Усвоив начатки грамоты под руководством своего отца, в 1756 г. он поступил в гимназию при Московском университете, но там пробыл всего лишь год и переведен в гимназию, находившуюся при Петербургской академии наук; в последнем заведении Старов оставался до 1758 г., когда был принят (одним из первых по времени) в число учеников Императорской академии художеств. Здесь он избрал своею специальностью архитектуру и в области ее оказал настолько выдающиеся успехи, что по окончании академического курса для дальнейшего совершенствования был направлен за границу».


вя преимущественно в Риме и оттуда предпринимая поездки в другие итальянские города, выдающиеся своими старинными и стильными постройками, Старов пробыл за границей всего около 6 лет и за это время основательно изучил гражданскую и особенно церковную архитектуру. По возвращении на родину, он в 1768 г. советом академии художеств был назначен в академики, а в следующем году за представленный им проект здания шляхетского кадетского корпуса признан академиком. Педагогическая деятельность его в академии началась в 1770 г., когда он был избран адъюнкт-профессором архитектуры, каковым пробыл до 1785 г.; с этого же времени и до самой смерти, последовавшей в 1808 г., он состоял ординарным профессором архитектуры; наконец, его участие в направлении художественно-воспитательной деятельности академии начинается с 1790 г., когда он был избран в члены академического совета, а еще более усиливается с 1794 г. — времени назначения его адъюнкт-ректором академии. Старов был энергичным администратором и талантливым профессором, но вся его известность, однако, создана не этими сторонами его деятельности, а почти исключительно работами его как практического архитектора. В этой области он является, несомненно, одним из наиболее видных русских деятелей. Уже вскоре после возвращения из-за границы, именно в 1773 г., он был назначен членом комиссии строения императорских дворцов и садов, в которой достиг такого влияния, что редко какое-либо сооружение обходилось без его непосредственного участия; позже он состоял членом целого ряда комиссий, образованных для строения храмов; так, например, в 1776 г. он Высочайшим указом был определен руководителем строительства соборной церкви Александро-Невского монастыря, в 1801 г. назначен членом комиссии, строившей церковь Казанской Божией Матери в Петербурге, и пр. Старову принадлежит длинный ряд построек в различных местах России. Самыми капитальными памятниками его архитекторской деятельности являются Таврический дворец (окончен постройкой в 1782 г.) и собор Александро-Невской лавры (1779—1791 гг); из менее значительных сооружений следует назвать еще собор в Софии, близ Царского Села, упомянутую выше церковь Казанской Божией Матери в Петербурге и дачные дворцы в имениях Демидова — Сиворицы и Пелла Петербургской губернии. По смерти Старова в его домашних бумагах и в академии художеств осталось большое количество архитектурных проектов и относящихся к архитектурному искусству записок.

Казанский собор казань

В заключение остается напомнить, что закладка и освящение собора вкратце описаны в первой цитате наших заметок и предложить читателю снимки, хранящиеся в фондах Национального музея РТ.

Казанский собор казань

Казанский Богородицкий монастырь. 1911 год

Казанский собор казань

Внутри Казанского женского Богородицкого монастыря, иконостас. 1900-е годы

Казанский собор казань

Чудотворная Казанская икона Божией Матери. 1900-е годы, Казань

Автор заметок благодарит Сергея Павловича Саначина за помощь и любезное разрешение использовать иллюстрации

Источник: realnoevremya.ru

Чудесное место

Казанско-Богородицкий монастырь был основан в XVI веке на месте обретения чудотворного образа Божией Матери. Распоряжение о строительстве деревянного храма в честь иконы отдал Иван Грозный. Также царь велел устроить женский монастырь для 40 инокинь.

В конце XVI века на месте деревянной церкви был сооружён пятиглавый каменный храм. 
В конце XVIII века по проекту архитектора И. Старова начали строить новый храм. На закладке собора 30 мая 1798 года присутствовал лично император Павел I с великими князьями Александром (будущим императором Александром I) и Константином. В 1808 году собор был расписан и освящён. Размеры его составляли 49 на 43 м при высоте в 44 м. Общий облик собора определяли пять полусферических куполов и три фронтона с колоннами. Рядом с храмом была колокольня высотой более 55 м (для сравнения: колокольня Петропавловского собора составляет 49 м). Главный собор монастыря был архитектурной доминантой и выдающимся памятником русского классицизма. 

Фото: из личного архива Абдуллы Дубина

Обитель занимала площадь, ограниченную нынешними улицами Большой Красной, Япеева, Нагорной и уже не существующим переулком у Пятницкой церкви.

В течение почти 350 лет в Богородицкий монастырь непрерывным потоком шли люди, чтобы поклониться Пречистому образу Богородицы. В него непременно направлялись все царствующие особы при посещении Казани. Есть сведения, что до 70% доходов городу приносили крестные ходы и паломничество в монастырь. Последний крестный ход с Казанской иконой состоялся в 1903 году. Через год она будет украдена. Традицию крестных ходов с Казанской возобновили лишь 21 июля 2000 года. 

Гибель обители 

К началу XX века монастырь представлял собой обширный архитектурный комплекс разновременных построек, а обитель считалась одной из самых благоустроенных и богатых в Казанской епархии. К 1917 г. монастырь имел налаженное свечное производство, живописную и золотошвейную мастерские, пасеку, плодоносящий сад, дойное стадо. Но с приходом к власти большевиков на Православную церковь начались гонения. Не обошли они и Казанский монастырь.

В 1918 году были закрыты храмы Казанского кремля. Казанский Богородицкий монастырь стал религиозным центром города. Здесь были сосредоточены все главные святыни, каждый праздник совершалась архиерейская служба. В 1920 году принадлежавшие Богородицкому монастырю 270 десятин пахотной земли были конфискованы, а все монастырские строения перешли в собственность государства. С 1921 года при монастыре стала функционировать религиозная община. 

В 1929 году в жилых корпусах монастыря разместилось общежитие студентов педагогического техникума. Студенты привели его в безобразное состояние: были сломаны двери и окна, порублены на дрова ступени лестниц и перила, разбиты надгробные памятники во дворе. Один из храмов использовали под склад для хлеба, причём зерно ссыпали прямо под иконостас. 22 февраля 1930 года с колокольни были сняты колокола. Община сама отказалась от здания колокольни, т. к. платить налоги за него не могла.

До 1930 года монастырским священнослужителям ещё разрешалось проводить крестный ход на Казанку с иконой Всеблаженная, присланной взамен утраченной Казанской. А с 10 января 1930 года крестный ход был запрещён. Спустя год православная община переводится в Петропавловский собор. На 1932 год в ней состояло 120 человек. 

Фото: АиФ/ из архива Анатолия Елдашева

В то время судьба храма решалась просто — достаточно было признать церковь или мечеть ветхой (при условии невыполнения ремонта общиной) или получить ходатайство со стороны большинства населения для использования здания под общественные нужды.

Существует фотография, на которой видно, как разбирают купол монастырской церк­ви Николы Тульского, предположительно, это 1932-1933 годы. В 1932-м был взорван главный собор монастыря. Здание бывшей обители отдали под обустройство кинофабрики, но работы так и не были закончены. В 1942 году в Казань были эвакуированы две табачные фабрики из Москвы и Выборга. Они разместились в полуразрушенных зданиях монастыря. В кратчайшие сроки было смонтировано оборудование и начато производство табачных изделий для фронта. Фабрика закрылась в 90-е годы, оставив после себя разруху. 

Что осталось? 

До наших дней дошли лишь немногие строения некогда прекрасного архитектурного комплекса. Наиболее древним из них является Софийская надвратная церковь (конец XVII — начало XVIII века), которая была возвращена верующим в 1994 году. Вконец обветшали ни разу не видевшие ремонта Братский и Настоятельный корпуса (1810-1835 гг.), они были переданы церкви лишь в 2003 году.

То же произошло и с прекрасным памятником классической архитектуры — тёплым храмом Николы Тульского (1806-1816 гг.), где зимой пребывала чудотворная Казанская икона. Больше других повезло Крестовоздвиженской церкви (1877 г.), где до начала 2000-х находился учебный корпус педуниверситета. Сейчас здесь пребывает Ватиканский список Казанской иконы. Сравнивая фотографии прошлых лет и современное состояние территории Казанского Богородицкого монастыря, мы можем видеть, как много потеряла Казань с ликвидацией этого прекрасного градостроительного ансамбля, игравшего важную роль в формировании силуэта города.

Комментарий

Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан

«Никаких нововведений не будет. Если речь идёт о воссоздании, то только в таком виде, в каком собор был 80 лет назад. В этом нуждаются не только православные верующие, но и вся республика. Паломничество верующих в Казань — это одновременно и радость от соприкосновения с Божией Матерью, и скорбь по утраченному храму. Если мы заново построим разрушенный собор, то от этого выиграет и город, и Татарстан в целом. Казань в этом случае станет не менее привлекательным местом для православного паломничества, чем, например, Дивеево.

Митрополит Казанский и Татарстанский Феофона. Фото: Татарстанская митрополия.

Также восстановленный собор покажет, как живут в республике носители разных религий. Мы всегда говорим, что наша республика многонациональная и многоконфессиональная. У нас нет необходимости соревноваться, мы должны взаимодействовать. Не нужно думать, что если одна религия станет сильнее, то другая ослабнет. Кто-то может сказать, что сейчас не лучшее в экономическом плане время, чтобы заниматься восстановлением Казанского собора. Но давайте вспомним историю строительства храмов и мечетей: разве они строились в экономически более успешные годы? И даже если сейчас не самые лучшие времена для России, нужно памятовать, что Казанский образ связан со Смутным периодом истории нашего государства. Воссоздание храма будет способствовать укреплению единства жителей Татарстана, нравственного состояния общества».

Что писали в газетах того времени

Сочтите, сколько в Казани монастырей и какую они занимают жилплощадь? Казанский женский монастырь — 360 монахинь, Фёдоровский — 40, Ивановский — 30, Зилантовский — 34, Семиозерная пустынь — 40, Раифская — 30, Кизический монастырь — 34. 

Если принять во внимание, что в большинстве монастырей монахи живут в просторных и неуплотнённых квартирах, то в целом мы имеем значительную жилплощадь, населённую незначительным количеством тунеядцев, наигрывающих на мистических струнах легковерных людей, жаждующих чудес… В большинстве монастырей собрались «осколки разбитого вдребезги» — бывшие помещицы и купчихи, оплакивающие безнадёжно ушедшее прошлое, времена былой власти и величия. Горсовет постановил — все монастыри, находящиеся на территории Казани и прилегающих к городу местностей, необходимо изъять… Проживающих в монастырях монахинь и монахов — немедленно выселить. 

"Красная Татария", 9 мая 1928 г.

Источник: kazan.aif.ru

Любопытный турист уже прорывается!

На территорию вновь отстраиваемого собора Казанской иконы Божией Матери вход преградил охранник, потребовавший указаний на пропуск «сверху». Когда ситуация была улажена, наш проводник Валерий Косушкин, ас своего дела, художник-реставратор I категории и бригадир мастеров Межобластного научно-реставрационного художественного управления (МНРХУ, Москва — Ред.), выполняющего реставрацию росписей нижнего храма собора, пояснил, что охрана в последнее время действительно усилила бдительность, несмотря на то, что собор еще не открыт и даже не достроен. Это связано с «пронырливостью» туристов.

«Любопытный турист уже так и прорывается! Понимаете?» – констатировал Косушкин.

Посмотреть, действительно, уже есть на что. Во-первых, внешне собор уже готов. нутренние работы. Фасады с установленными в верхней части иконами из смальты, ночная архитектурная подсветка завершены и уже около года привлекают взгляды казанцев и гостей города. С трех сторон храм украшают колонные портики ионического ордера, увенчанные белыми фронтонами. Барабан центрального купола – колонны коринфского ордера.

Во-вторых, близ воссозданного собора завершается благоустройство прилегающей площади, обустроены подъезды к зданию приходской школы (пока не эксплуатируется, в обветшавшем состоянии) и парковка для туристических и паломнических автобусов со стороны улицы Нагорная.

Кроме того, на воссоздаваемой монастырской территории уже разбиты два палисадника. Один у восточного фасада, напротив алтаря – для священнослужителей (архимандрита). В нем установлен поклонный крест в память о захороненных под площадью обители монахинях. Второй – для посетителей и паломников, в котором предусмотрены скамьи для отдыха. Площадь только благоустроенной территории, включая участок вокруг действующего сейчас Крестовоздвиженского храма, – почти 1,7 гектара. Работы выполнил исполком Казани, предварительно выкупив под снос размещавшиеся здесь частные гаражи.

От прошлого к будущему

Проект «воскрешения» собора разработал «Татинвестгражданпроект», имеющий непосредственное отношение к реставрационным работам на татарстанских объектах, причисленных ко Всемирному наследию ЮНЕСКО, – острову-граду Свияжску и Болгару.

Воссоздание взорванной большевиками в 1932 году святыни началось по Указу Президента РТ, символически подписанному в 2015 году в праздничную дату – 4 ноября. Старт работ был объявлен 26 апреля следующего года.

Изучив старинные фотографии, рисунки и чертежи, специалисты не только смогли спроецировать из прошлого в будущее внешнее сходство утраченного собора, но и нашли уникальный способ сохранить и восстановить второй храм, размещавшийся под основным. Взорванные, но частично уцелевшие руины так называемого пещерного храма как бы накрыли мощной монолитной плитой. К настоящему времени под ней работы практически завершены.

Первый же каменный собор во имя явления чудотворной иконы Божией Матери в Казани был заложен на месте ее обретения 14 апреля 1594 года. Он простоял чуть более двухсот лет, до 1796 года, а затем был снесен из-за ветхости. На его месте 30 мая 1798 года был заложен новый по проекту Ивана Старова. Освящение вновь отстроенного храма состоялось день в день через 10 лет – в 1808 году. Спустя еще почти век чудотворную икону выкрали из собора… 

Пещерный храм непосредственно под собором Казанской иконы Божией Матери строился в 1910-х годах по инициативе княжны Елизаветы Федоровны Романовой.  Вскоре для собора и действующего здесь монастыря настали темные времена, когда в порыве богоборчества советская власть уничтожала храмы и колокольни.Братские корпуса были приспособлены под табачную фабрику, в одном из храмов обители, Крестовоздвиженском, до начала 2000-х располагался филологический факультет пединститута…

Верхний храм

Воссоздание храма в наши дни, хоть и в полном соответствии проекту Старова, происходило во многом уже по новым технологиям.

Альтернативой старинной кирпичной кладке главного зала верхнего храма стали монолитные монументальные бетонные конструкции. Проектировщики с гордостью подчеркивают, что главный и боковые иконостасы запроектированы с исторической точностью. Предусмотрены, по аналогии с историческими, чугунные полы, живописная роспись стен, сводов и купола, лепной декор с позолотой.

Внутри все работы, инженерные сети и т.д. – все выполнено. Выполнен также архитектурно-лепной декор, то есть к настоящему времени вся лепнина в принципе смонтирована. Сейчас происходит процесс ее позолоты согласно церковным канонам. И пока не приступали еще к росписи куполов, арок и стен храма. А это очень долгий процесс: сами понимаете, это фактически произведение искусства – а, значит, кропотливая и долгая работа», – рассказал «Татар-информ» Тимур Алишев, заместитель директора компании «Евростройхолдинг», генерального подрядчика по собору.

При этом он отметил, что технически «ничто не мешает расписывать храм уже сейчас», однако еще не определен подрядчик художественных работ. Большой купол собора традиционно будет изнутри расписан библейскими сюжетами, по стенам и аркам будут нанесены узоры орнаментальной православной тематики.

«Такие специалисты – известные на всю страну люди, и их не так много. Сейчас идет выбор подрядчика – кому же доверить такую грандиозную и кропотливую работу», – сообщил Алишев.

Он также уточнил, что чугунные плиты, аналогичные аутентичным, уже изготовлены Каслинским заводом архитектурно-художественного литья под Челябинском и доставлены в Казань.

«Это один из старейших русских заводов, который еще царскому двору поставлял изделия (основан потомком Демидовых – Ред.). Чугунные плиты пока ждут, когда будут убраны внутренние леса, чтобы их смонтировать. Работы мы не останавливаем никогда – для нас сезон года не имеет значения. Да и храм отапливается уже с прошлого года – и верхний, и нижний», – подчеркнул собеседник агентства.

Нижний храм

Нижний, пещерный или еще называют подземный храм, – особая гордость. Задача стояла сохранить все уцелевшие исторические части, обнаруженные при раскопках в 2016 году. Более того, их необходимо было включить в проект действующего храма. Единственными, кто смог выложить по старинной технологии из кирпича своды пещерного храма, оказались реставраторы из Костромы (компания «Рестор»). Сейчас граница между сохранившимися нижними частями аутентичных стен и воссозданными сводами четко видна и, более того, даже намеренно акцентирована.

По архивному эскизному проекту архитектора Алексея Щусева верхняя часть стен, воссозданные своды, окрашена в голубой цвет и декорирована золотыми звездами. «Силуэты» прежней росписи восстановлены по возможности до максимально четких орнаментов и местами продублированы на стенах, которые пришлось возвести заново. Художественно-реставрационную работу в нижнем храме возглавил Валерий Косушкин, известный также по «лечению» уникальных фресок в Успенском соборе Свияжска, внесенного в список объектов ЮНЕСКО.

В Царском селе есть Федоровский городок. Комплекс строился в это же время, и там есть храм, у которого тоже есть подземная церковь. Наверное, после того, как наши начали ездить в римские катакомбы, идея подземных храмов таким образом запечатлелась, и со второй половины XIX века у нас [в России] появляется желание создавать подземные храмы. Но здесь он абсолютно оправдан, потому что если вы помните историю, был это обычный подклет, заваленный хозяйственным мусором», – пояснил появление нижнего храма Валерий Косушкин.

Он также обратил внимание на то, что живопись по низу стен была воссоздана по сохранившимся фрагментам с соблюдением цветовой палитры и шага орнаментов. Подлинные участки, которые специалисты осознанно сохранили в их естественном виде, выглядят по сравнению с новой живописью заметно потертыми.

В нижнем храме у места обретения чудотворной иконы и алтарь уже воссозданы иконостас. Элементы выполнены из серебра и позолоты с чеканкой, украшены драгоценными камнями. Некоторые, правда, как рассказал Валерий Косушкин, искусственно выращенные. Нижний храм ранее планировалось открыть к осеннему празднованию Казанской Божией Матери и Дню народного единства 4 ноября, поэтому временно установили иконостасы с написанными ликами. Из-за продолжающегося строительства в верхнем храме нижний из соображений техники безопасности остается также официально закрытым. К завершению работ иконы, в том числе на иконостасе алтаря, заменят полностью на образы, расшитые вручную мастерицами из Мурома.

От места обретения к алтарю ведет узкий сводчатый коридор. Внимательный посетитель заметит, что стоя по центру этого коридора, впереди увидеть центр алтарной композиции нельзя. Изображение по центру арки получается, только если сдвинуться к одной из стен прохода.

«Это не анекдот, это правда: работали две бригады навстречу друг другу и не состыковались, потому что ориентирование было с той стороны. Больше того, у нас еще и высоты [потолка] гуляют», – признался художник-реставратор.

22 октября с ходом работ в соборе ознакомился первый президент Татарстана, советник нынешнего главы региона Минтимер Шаймиев. Поскольку роспись нижнего храма и изготовление иконостаса выполняли разные подрядные организации, оказалось, что оттенок звезд на сводах и позолота иконостаса отличаются. Было принято решение заменить потолочные звезды, нанесенные акриловой краской, на изготовленные из сусального золота.

«Я думаю, что если бы их было больше, они совпали бы с иконостасом. Но все дело в том, что была разница в два месяца между нашей работой и установкой иконостаса у места обретения», – поделился мнением Косушкин.

Музей истории собора

Несколько помещений пещерного храма отведены под Музей истории собора Казанской Иконы Божией Матери. Предполагалось, что его можно будет открыть для посещений уже к 4 ноября этого года. Однако ждать возможности заглянуть сюда придется еще какое-то время, несмотря на установленные стенды с экспонатами, смонтированной для них подсветкой и завершенной музеефикацией под стекло части фундамента старинного храма.

Экспонатами музея стали качественные муляжи подлинных предметов из музея изобразительных искусств РТ, документы из библиотек, а также находки на месте воссоздаваемого собора. Например, фрагмент металлического оклада для молитвенника XIX века, деревянные кресты того же времени, иконки. Одна из комнат будет посвящена патриарху Московскому и всея Руси Гермогену, выходцу из Казани, который, еще не имея высокого чина, принял чудотворно явившуюся икону Богоматери из рук обнаружившей ее девочки Матроны. В одном из залов установлен меняющий подсветку макет собора. Все музейные стенды установлены на значительном расстоянии от стен храма – чтобы не закрывать их подлинные росписи.

«Пещерный храм – это не музей, это действующая церковь, в которую включены элементы музеефикации. И смысл был именно такой – не перегружать церковное пространство нашей экспозицией. Она специально сделана легковесной, показаны фундаменты с подсветкой как основной экспонат того, что здесь было. Основной акцент – памятник, сам пещерный храм, а естественные стены – главный экспонат. Экспозиция лишь создана на фоне этих стен, этого фундамента, и она немного объясняет, подводит к образу того, что было. Макет с подсветкой показывает, какие храмы были во все времена и какой в итоге был храм XVI века, который и стоит на постаменте. Все это дает человеку дух, ощущение того времени», – рассказал корреспонденту «Татар-информ» директор Центра музейного проектирования, создававшего экспозицию, Юрий Григорьев.

К слову, для соблюдения температурно-влажностного режима (ТВР) в нижнем храме ради безопасности старинных росписей специалисты музейного дела рекомендовали допускать к посещению одновременно не более 30 человек. Валерий Косушкин, со своей стороны, обратил внимание, что из тех же соображений после открытия температура в храме будет прохладной. Регламент допуска паломников и туристов сообразно ТВР сейчас в разработке.

Кроме того, Юрий Григорьев также подтвердил, что обнаруженное летом на площади перед собором старинное мощение останется невидимым для туристов и паломников. Оно было законсервировано и укрыто новым покрытием.

Монастырь будущего

12 октября под площадью у собора были перезахоронены останки настоятельниц и послушниц Богородицкого монастыря, которые археологи обнаружили при раскопках. У архиерейского палисадника установлен поклонный крест. Здесь же перезахоронены полковник и воевода Симбирска (сейчас Ульяновск – Ред.) Афанасий Бекетов и его супруга.

Об этом, а также об утраченных монастырских колокольне, церквях Николы Тульского, Сретения Господня и Рождества Богородицы (все построены в XVII веке) на новой мощеной площади у собора будут напоминать мемориальные бронзовые плиты.

Там предполагается Крестный ход, поэтому музеефицировать старинную мостовую под стекло не стали, ограничились обозначением – знаковыми информационными системами в виде шести бронзовых плит. Они смонтированы заподлицо с брусчаткой и сообщают о том, что было выявлено на этой территории при археологических исследованиях – склепах, гробницах и фундаментах существовавших здесь ранее храмов. Мы гордимся этой работой», – подчеркнул Григорьев.

Согласно проекту воссоздания собора, одновременно в верхнем его храме находиться смогут до 600 верующих, в пещерном – до 45 человек. По словам Валерия Косушкина, осматривая подземный 22 октября, Минтимер Шаймиев остался доволен и сказал, что здесь «посещаемость должна быть очень активной». Кроме того Государственный советник Татарстана пожелал, чтобы после завершения работ на соборе были восстановлены два братских корпуса на территории монастыря, которые в советские годы занимала табачная фабрика.

«Но сказал, что это уже республиканская проблема…» – заключил Косушкин.

Кроме того, как сообщил «Татар-информ» архитектор Казанской епархии Степан Новиков, в ближайшее время на территории Богородицкого монастыря начнутся восстановительные работы по историческому зданию приходской школы (краснокирпичный корпус справа от центрального входа обители по улице Большая Красная).

«В свое время на здание приходской школы уже был разработан проект архитектором Алексеем Никитиным. С ним мы эту работу и продолжим. А по церкви Николы Тульского под моим руководством студент КГАСУ разрабатывает дипломный проект», – поставил многоточие в новой истории монастыря Новиков.

Источник: sntat.ru


Categories: Собор

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.