Все мы знаем из учебников что нынешний Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге уже четвертый по счету. В самом Исаакиевском соборе есть даже наглядное пособие из макетов как это было. Вот они, все четыре по очереди. Якобы даже в одном масштабе.
Исаакиевский собор рисунок

Однако взирая на наглядное пособие, у любого нормального человека возникнут закономерные вопросы.

Учебники пишут, что Монферран при строительстве четвертого собора сохранил часть стен от третьего собора и полностью его алтарную часть. И это типа было одним из главных преимуществ варианта реконструкции Монферраном при кастинге проектов. Именно это стало главной причиной в том что назначили Монферрана перестраивать собор. Глядя на эти макеты совершенно не понятно как это могло быть на практике. Третий собор значительно меньше, геометрия коробки здания не совпадает, алтарная часть вообще в виде полусферы. Где эта полусфера в четвертом соборе? Лично я её никак не вижу.

А что нам рисуют художники и граверы 18-19 веков? Давайте посмотрим на этот самый третий собор на картинках. А для начала просто запомним тот вариант что исполнен в виде макета.


Исаакиевский собор рисунок

Итак поехали. Вот например такая картинка. Это типа "Торжественное возвращение Петербургского Ополчения на Исаакиевскую площадь". Раскрашенная гравюра И.А.Иванова. 1816 г. (тут правда серия вопросов из другой оперы, почему 1816 год, ведь ополчение по официальной истории вернулось в июне 1814 года, да и по самому ополчению много вопросов, первый из которых, как можно было назначить срок начала возвращения зимой в январе? Из Данцига (сейчас Польша). В Польше в январе бывает холодно. И путь вообще-то на север. А в Питере даже в марте минус 20-25 градусов — обычное дело. Ладно…)
Исаакиевский собор рисунок
 Эта гравюра лучше других сходится с макетом. Похоже что макет и делали по этой гравюре. Форма куполов, ориентация и форма крестов, размер и форма колокольни, местоположение и т.д.. А как дела у других картинок?

Здесь вроде всё тоже сходится, даже видно что купола зеленого цвета. Отметим этот факт.


Исаакиевский собор рисунок

а здесь? Это гравюра К.Ф.Сабата. Якобы проекта. Мы видим  и купола золоченые, а не зеленые, и кресты ориентированные по иному, и колокольню значительно более высокую. Возможно это просто проект, но запомним и пойдем смотреть дальше.
Исаакиевский собор рисунок

Есть вот такая интересная медалька периода Екатерины второй. На ней, именно такой вариант собора. С высокой колокольней.
Исаакиевский собор рисунок
Однако на медальке не указано что это именно проект Ринальди и что это именно Исаакиевская церковь (собор). Указано лишь то что Екатерина повелела построить такой вариант церкви, указана дата J768 год (768 год от Иисуса) , без указания местоположения, названия и архитектора. Запомним и этот факт. Да, пока не забыл. В музее академии художеств есть хороший макет этого варианта некой церкви.


Исаакиевский собор рисунок
Там же есть и вот такая красота, тоже не осуществленный проект.
Исаакиевский собор рисунок

А может и осуществленный. Но когда-то очень очень давно и так же давно разрушенный. Сохранились лишь макеты и желание возродить. Но планам сбыться было не суждено. Сейчас для нас это предмет споров и мечтаний с некой ностальгической ноткой. Было-не было, а если бы, да кабы.

Ладно, вернемся к Ринальди и его третьему собору. Опаньки, а почему собор вдруг оказался на берегу Невы? Да еще и с высокой колокольней?
Исаакиевский собор рисунок

Здесь лучше видно.
Исаакиевский собор рисунок

Что за ерунда? Может это какая-то ошибка и у художника просто исказился глазомер? Но вот другая картинка. Опять тоже самое.
Исаакиевский собор рисунок

А тут он снова далеко от берега. И с маленькой колокольней.
Исаакиевский собор рисунок


А тут вдалеке от берега, но с большой колокольней. И с желтыми куполами.

… Далее по тексту добавлено и исправлено в ноябре 2018 г.

здесь была картинка.

К сожалению картинка исчезла и поиск в интернете её не ходит. Видимо кто-то зачищает информационное поле. Если попадется, верну на место. Вообще у меня в статьях это уже далеко не первый раз, когда найденное в интернете и выложенное как крамола на официальную историю исчезает и удаляется. Возможно просто совпадение, не знаю. Постараюсь впредь все сохранять на компьютере.

Но это не проблема. Гравюр и картин множество. Вот картинки с собором вдалеке от берега но с высокой колокольней. Правда не цветные.

раз…
Исаакиевский собор рисунок
 два…
Исаакиевский собор рисунок

Картинку "раз" официальщики приписывают опять-таки Монферрану с приставкой "неосуществленный проект". Однако в аннотации к картинке "два" черным по белому написано что именно так и выглядела часть города от Адмиралтейства до Сената в конце 18 столетия. Именно так её якобы изобразил некто Патерсон аж в 1794 году.

А вот так некто Патерсон рисовал через 9 лет, якобы в 1803 году.
Исаакиевский собор рисунок


Эта картинка очень похожа на рисунок Патерсона 1794 года, в цвете. (прим. -эта картинка так же пропадала, найдена и восстановлена 5.9.2019)

Исаакиевский собор рисунок
Исаакиевский собор рисунок

Хотите удивлю? Последнюю картинку постарайтесь сравнить со следующей, на которой Исаакиевский собор как ему и положено у официальщиков красуется на положенном месте и с маленькой колокольней. Это между прочим с официального сайта Эрмитажа . Только датируется уже 1799 годом при авторстве всё того же Патерсона. За 5 лет лошади на мосту никуда не уехали, но собор поменялся.

Исаакиевский собор рисунок

Есть и исходник в цвете.
Исаакиевский собор рисунок

Вот так нам рисуют нашу историю.  С любыми церквями, любой формы и любого цвета куполов.


Между прочим есть и вот такая картинка с неким собором на заднем плане. С очень подозрительным собором. Ничего не напоминает?
Исаакиевский собор рисунок
Вот так он выглядит сейчас. Собор Святого князя Владимира.
Исаакиевский собор рисунок

 Продолжаем.

Здесь снова у самого берега. С высокой колокольней.
Исаакиевский собор рисунок

Прямо чудеса какие-то. Вообще в этот пинг-понг можно играть долго. Гравюр и рисунков разных вариантов собора очень много. С высокой колокольней, с маленькой колокольней, с несколькими малыми куполами, без малых куполов, с крестами такими, с крестами сякими, с куполами золотого, зеленого и синего цветов. Ну и местоположение тоже у разных вариантов разное. Тот же Бенжамен Патерсон умудрился рисовать собор в разных вариациях. Или ему приписывают разного рода рисунки? Вот например есть такая картинка с подписью что "с рисунка Патерсона".


Исаакиевский собор рисунок

Я не смог найти никаких точных данных по месту рождения и смерти (захоронения) этого самого Патерсона. Равно как и по его наследникам. Равно как и его портрета. Кстати это именно он умудрился нарисовать Казанский собор еще за 11 лет до его официального строительства и с тенями  при котором солнце в зените на северо-западе.

Исаакиевский собор рисунок

Но это всё цветочки. Есть и ягодка в виде еще одного варианта собора. Тоже третьего и тоже проекта Ринальди.
Вот такой вот соборчик.
Исаакиевский собор рисунок

Что-то он очень сильно напоминает современный собор.
 Только купола явно не золотые. Только малые купола с колоннадами по углам собора значительно крупнее. И малых колоннад внизу не хватает. За то в больших колоннадах внизу все колонны на месте, просветов художник не нарисовал. Как в современном соборе, там не хватает по 8 колонн. Кстати художник не абы кто, не безызвестный или забугорный, а Александр Брюллов.

А есть ли подобный собор у других авторов на картинках? Ведь учебники нам ничего не говорят об этом варианте собора. И макета такого в экспозиции Исаакиевского собора мы не наблюдаем. Оказывается есть. И не мало. Например вот эта картинка. Ракурс тот же что и у А.Брюллова. Тоже все колонны на месте. Разве что купола желтые и маковки куполов имеются. И кресты равноконечные.


Исаакиевский собор рисунок

А это нарисовал ни кто-нибудь, а сам Огюст Монферран!!! Во всяком случае так уверяют учебники. Датируют этот рисунок 20-ми годами 19 века. Купола и кресты у Монферрана такие же как и у Брюллова. Отсюда делаем вывод что таким собор был в начале 19 века, а ранее, в 18 веке был как на картинке выше.
Исаакиевский собор рисунок

Этот же вариант рисунка, но в акварели неизвестного художника. Официально датируется так же 20-ми годами 19 века. Тут правда встает закономерный вопрос  —  какая картинка первична. В любом случае документальный факт именно такого собора как говорится налицо.

Исаакиевский собор рисунок

 И еще.


Исаакиевский собор рисунок

И еще. Здесь хорошо видно что в портике по 10 колонн в ряду и 4 ряда колонн. То есть автор подразумевал до 40 колонн в портике. Кликабельно.

Исаакиевский собор рисунок

Еще. Уже в цвете.
Исаакиевский собор рисунок

 Тут немного иначе разукрашено.
Исаакиевский собор рисунок

Как же он величественно смотрелся! Действительно грандиозное монументальное здание. Мощь! Для сравнения примерно с похожего ракурса современный собор со своими ущербными угловыми колокольнями и куполами. Прыщики какие-то. Еще и волосатостью поросшие ( это я про парк, я считаю что он там не к месту).

Исаакиевский собор рисунок

Какие можно сделать выводы. Да очень простые.  Тот вариант собора, известный нам из учебников как третий собор или собор проекта Антонио Ринальди, в частности представленный на макете в самом Исаакиевском соборе, никогда в природе не существовал.


не было его. Не было и всё. Во всяком случае именно в версии третьей Исаакиевской церкви на месте современного собора. Возможно, и скорее всего, действительно существовал проект подобной церкви, но где именно её собирались ставить не известно. Не исключено что на месте Медного всадника с целью его сокрытия и возвеличивания до неких сакральных значений. И проект этот осуществлен не был. Как и некоторые другие проекты. Памятник удалось реставрировать (менялись голова, руки, вместо дракона змея и т.д.), возможно сама идея разонравилась, в общем не срослось.  А то что нам показывают на картинках — фальсификат. Зачем нужно было делать фальсификат, это отдельный вопрос. Частично я дал на него ответ в 4 части своей статьи о религии. Просто возникла необходимость языческий храм переделать в христианский. Частично эту задачу выполнил А.Ринальди, изменив угловые колокольни и купола с крестами. А возможно Ринальди и не имел такой конкретной задачи и просто вел реставрационные работы, ведь собор древний и видимо на тот момент был действительно в аварийном и ветхом состоянии.  Позднее О. Монферран отобразил это состояние собора у себя в альбоме.
Исаакиевский собор рисунок

Сам же Монферран уже имел конкретные задачи как по реставрации, так и по  целевому назначению. Храм из языческого был переделан в христианский. Как это происходило хорошо известно и я не считаю  необходимым в это углубляться.

На этом откланиваюсь.

Источник: zodchi1.livejournal.com

Известно, что Огюст Монферан был хорошим художником. Имеется альбом с видами строительства Исаакиевского собора, архитектором строительства которого он был. Но если по-внимательнее рассмотреть эти рисунки, то появляется много вопросов. Давайте разберём некоторые из них.

Исаакиевский собор рисунок

Мое мнение – это некорректный рисунок, не отвечающие инженерным требованиям. А именно: леса уходят вглубь строения. Купол как бы висит над лесами. Нижние ярусы без диагональных связей. Эти леса завалятся от малейшей боковой нагрузки. Мужики как древние египтяне тянут камень на перекатывающихся бревнах. Колесные пары облегчили бы страдания. Да, хотя бы тележки на колесах малого диаметра. А еще лучше – некое подобие железнодорожного полотна. Лошадей почему не использовали?

Исаакиевский собор рисунок
Откуда столько стальных крупноформатных конструкций? Первая промышленная (мартеновская) сталь появилась в 1864г.! Перековкой умели тогда изготавливать примерно пудовые стальные чушки. Если отливать, то могли отливать чугун, который из-за своей хрупкости не подходит под такие фермы. Или уже в то время умели удалять излишки углерода из расплава?

Исаакиевский собор рисунок
Современный вид. Стальные балки замурованы. Видны только внешние стальные связи, связанные с внешним куполом. Подробнее

Исаакиевский собор рисунок
В этом месте они выходят. Очень похожи на современный стальной прокат. Где изготавливали такие болты?

Исаакиевский собор рисунок

Продолжим разбирать рисунки Монферана.

Исаакиевский собор рисунок
Если так тянуть колонну, то она разломится под собственным весом в момент перемещения с горизонтального положения на угол настила. Угол примыкания настила к полу слишком большой.
Леса, держащие настил завалятся под боковой нагрузкой, т.к. нет диагональных связей. Рисовал абсолютно незнающий человек, т.е. Монферан не участвовал в этом процессе. Или рисовал по памяти поле?

О.Монферан не единственный, кто рисовал процесс строительства:

Исаакиевский собор рисунок
М. Н. Воробьёв. «Подъем колонны на Исаакиевский собор». 1838 год. Государственный Эрмитаж.
Как не допускали разрушения колонны при подъеме? Вероятность того, что она треснет на излом — велика.

Исаакиевский собор рисунок
Такой ровной цилиндрической формы колонну можно выточить только вращая ее. Но она гранитная. Скорее всего показан лишь процесс ручной полировки колонны. Заметили на прямоугольные выступы на колонне? Они технологически зачем?

Исаакиевский собор рисунок

Еще обратите внимание на нижний правый угол рисунка. Где лежат основания колонн. Такое впечатление, что крайняя правая – это опалубка для литья. Она явно пустотелая и текстура иная. Может быть, и колонны – не тисали и точили, а обмазывали жидкими камнем, снимали лишнее лекалами и потом полировали после затвердения?

Исаакиевский собор рисунок
Процесс изготовления измельчения обожженой извести или иной породы. Измельчали, растворяли с водой и эта паста сливалась в корыто. Здесь все логично. Справа мужик с тачкой привозит обломки породы. Возможно, гранитные, которое истирали в крошку в этом же месте. На заднем плане справа – затвердевшие монолиты от неиспользованной массы. Вынули из корыта и положили у забора?

Исаакиевский собор рисунок
Почему на стенах обсыпается штукатурка? Хотя еще идет строительство, но леса у стен убраны. Такое впечатление, что эту часть здания восстановили.

Где хоть одна фотография стройки? Первая фотография появилась в 1830-х гг. Вот первые фотографии Собора, сделанные в 1860-х годах:

Исаакиевский собор рисунок

Исаакиевский собор рисунок

Источник

Альбом скачать можно здесь. Кстати, там много тестов на франц узком. Кто бы перевел?

Исаакиевский собор рисунок
70-я страница Исакиевского собора из альбома

Сооружение здания Исаакиевского собора и работы по его оформлению продолжались с 1818 по 1858 год. Но существуют картины, где в эти годы здание уже построено и находится без лесов.

Исаакиевский собор рисунок

Исаакиевский собор рисунок
В.С.Садовников. «Отправление дилижанса с Исаакиевской площади». Акварель. 1841 г
Верхний ярус еще в лесах. Несовпадение дат и этапов стройки.

Исаакиевский собор рисунок
Садовников В. С. «Вид Дворцовой площади с Миллионной улицы». 1830-е годы. Источник

Источник

В википедии есть такой момент:
Бетанкур предложил поручить проект молодому архитектору Огюсту Монферрану, незадолго до этого приехавшему из Франции в Россию. Чтобы показать своё мастерство, Монферран сделал 24 рисунка зданий различных архитектурных стилей (впрочем, технически никак не обоснованных), которые Бетанкур и представил Александру I.

Может быть, эти рисунки Монферана перед строительством (или реконструкцией) есть просто презентация проекта, которую выдают за проектную документацию?

Интересная версия по античному стилю С-Петербурга высказана здесь
***

Если Вам нравится информация в этом журнале и статьи, которые размещает автор, то его можно поблагодарить здесь. Мотивация не бывает лишней. Благодарю всех, кто выразил свою признательность за время существования журнала!

Кому удобно следить за новыми статьями журнала в ВК — это можно делать в своей ленте новостей, вступив в группу: sibved24

Источник: sibved.livejournal.com

Цитата сообщения Stephanya Исаакиевский собор. Часть 1.


Исаакиевский собор рисунок

Исаакиевский собор рисунок
Часть 1

Глядел я, стоя над Невой,
Как Исаака-великана
Во мгле морозного тумана
Светился купол золотой.

Ф. Тютчев

Золоченые купола Исаакиевского собора — такой же общепризнанный символ Санкт-Петербурга, как кораблик на шпиле Адмиралтейства или ангел Петропавловского собора.
Один из крупнейших храмов Старого Света объединяет в единый ансамбль Сенатскую и Исаакиевскую площади, на фоне его силуэта мы видим Медного всадника и знаменитых пушкинских львов дома Лобанова-Ростовского.
В создании этого грандиозного сооружения объединились талант Огюста Монферрана и инженерный опыт Августина Бетанкура, гении живописца Карла Брюллова и скульптора Ивана Витали, мастерство русских камнерезов и ломщиков гранита и знания создателя гальванопластики профессора Б.С. Якоби.

Исаакиевский собор рисунок
Максим Воробьев.Исаакиевский собор и памятник Петру I.1844 г.

Исаакиевский собор(официальное название — собор преподобного Исаакия Далматского) — крупнейший православный храм Санкт-Петербурга. Расположен на Исаакиевской площади. Имеет статус музея; зарегистрированная в июне 1991 года церковная община имеет возможность совершать богослужение по особым дням с разрешения дирекции музея.
По мнению специалистов, в 2000-х годах «с механической точки зрения состояние собора аварийное.» Освящён во имя преподобного Исаакия Далматского, почитаемого Петром I святого, так как император родился в день его памяти — 30 мая по юлианскому календарю.

Построен в 1818—1858 годы по проекту архитектора Огюста Монферрана; строительство курировал император Николай I.

Торжественное освящение 30 мая (11 июня) 1858 года нового кафедрального собора совершил митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Григорий (Постников).

Исаакиевский собор рисунок
Огюст Монферран

Творение Монферрана — четвёртый по счёту храм в честь Исаакия Далматского, построенный в Санкт-Петербурге.

Высота — 101,5 м, внутренняя площадь — более 4 000 м².

Исаакиевский собор рисунок
Панорамный вид реки Невы от Адмиралтейства вниз по течению, выполненный Дж. А. Аткинсоном в период 1805-1807 гг. Подпись (англ., фр.): "Лист 2. Адмиралтейство. Исаакиевская церковь. Статуя Петра I. Сенат. Английская набережная. Академия наук".
1805-1807

Первая Исаакиевская церковь

К 1706 году на Адмиралтейских верфях работало более 10 тысяч человек, но церквей, куда могли бы они ходить, не было. Чтобы решить эту проблему, Пётр I отдал приказание найти подходящее помещение для будущей церкви. Было выбрано здание большого чертёжного амбара, расположенного с западной стороны Адмиралтейства на расстоянии 15—20 м от канала (проходящего вкруг Адмиралтейства) и в 40—50 м от берега Невы.

Исаакиевский собор рисунок
Адмиралтейство (слева) и Исаакиевский собор (справа) во времена Петра I. Гравюра к.XIX — н.ХХ века

Строительство как первой, так и последующих Исаакиевских церквей велось за счёт казны.
Первый храм был возведён на деньги, выделенные на строительство Адмиралтейства под руководством графа Ф. М. Апраксина, для возведения шпиля церкви был приглашён голландский архитектор Х. ван Болес.
Первый деревянный храм, названный Исаакиевской церковью, был освящён в 1707 году.
Её простота типична для первых построек Петербурга петровского периода. Это был сруб из круглых брёвен длиной до 18 м, шириной 9 м и высотой до крыши 4—4,5 м.
Внешние стены были обиты горизонтальными досками шириной до 20 см. Чтобы обеспечить хороший сход снега и дождя, крыша имела угол наклона не менее 45 градусов. Её также сделали деревянной и покрыли водонепроницаемым воско-битумным составом чёрно-коричневого цвета, которым тогда смолили днища кораблей.

Исаакиевский собор рисунок
Первая Исаакиевская церковь. Литография с рисунка О. Монферрана. 1710 год.

На башенке, оставшейся от амбара и где раньше вывешивался флаг или флюгер, подвесили небольшие колокола, а на самом шпиле установили крест.
В восточной части конька крыши бригада олонецких плотников в традиции северной русской архитектуры возвела небольшой деревянный купол.
Печная труба возвышалась на расстоянии 0,5—0,7 м над коньком крыши.

В 1709 году Пётр I распорядился о проведении реставрационных работ в церкви. Это решение было обусловлено желанием улучшить вид самой церкви, а также решить ряд проблем, возникших по ходу эксплуатации (отмечалось, что в церкви постоянно сыро и холодно, что приводило к разрушению деревянных конструкций).

Эта скромная церковь играла роль одной из главных в городе.
Здесь 19 февраля (1 марта) 1712 года венчались Пётр I и Екатерина Алексеевна.
С 1723 года, по императорскому указу, только в Исаакиевском храме могли приносить присягу моряки Балтийского флота и служащие Адмиралтейства.

Вторая Исаакиевская церковь

Вторая Исаакиевская церковь была заложена в 1717 году . Был сооружён каменный храм в стиле «петровского барокко» (архитектор Г. И. Маттарнови).
6 августа 1717 года Пётр I собственноручно заложил первый камень в основание новой церкви во имя Исаакия Далматского (первая церковь к тому времени обветшала). Вторая Исаакиевская церковь строилась по проекту видного зодчего петровской эпохи Г.-И. Маттарнови, находившегося на службе в Петербурге с 1714 года.
После кончины Маттарнови, в 1721 году строительство возглавил Н. Ф. Гербель. Но через три года он тоже умирает, и фактически завершает строительство каменных дел мастер Яков Неупокоев.

Церковь, построенная в 1727 году в плане имела форму вытянутого прямоугольника, а по облику напоминала Петропавловский собор. Это сходство ещё более усиливалось благодаря стройной колокольне с часами-курантами, привезёнными Петром I из Амстердама вместе с часами для Петропавловского собора.
И. П. Зарудным для церкви был сделан резной золочёный иконостас, подобный иконостасу в Петропавловском соборе.

Церковь была построена на берегу Невы, там, где сейчас стоит Медный всадник. Место было выбрано явно неудачно, вода, размывая берег воздействовала на фундамент, разрушая кладку.
К тому же летом 1735 года удар молнии вызвал пожар в церкви и она серьёзно пострадала.
Для обследования состояния церкви Сенат направил архитектора С. И. Чевакинского, который констатировал невозможность сохранения здания. Церковь решили разобрать и построить новую дальше от берега.

Исаакиевский собор рисунок
Третий Исаакиевский собор
Проект А. Ринальди третьего Исаакиевского собора. Литография с рисунка О. Монферрана.

Указом Сената 15 июля 1761 года руководителем строительства нового Исаакиевского собора был назначен С. И. Чевакинский. Но начало работ затянулось.
В 1762 году вступает на престол Екатерина II. Она одобрила идею воссоздать Исаакиевский собор, связанный с именем Петра I.
Вскоре С. И. Чевакинский подаёт в отставку и строительство поручается архитектору А. Ринальди.
В 1766 году был издан указ о начале работ на новой строительной площадке, намеченной С. И. Чевакинским. Торжественная закладка здания состоялась 8 августа 1768 года, и в память об этом событии была выбита медаль.

Исаакиевский собор рисунок
Вид Исаакиевского собора в период правления императрицы Екатерины II

По проекту А. Ринальди собор должен был иметь пять сложных по рисунку куполов и высокую стройную колокольню. Стены по всей поверхности облицовывались мрамором.
Макет и чертежи проекта хранятся в музее Академии Художеств.
Обстоятельства сложились так, что Ринальди не смог завершить начатую работу. Здание было доведено лишь до карниза, когда после смерти Екатерины II строительство прекратилось, и Ринальди уехал за границу.

Исаакиевский собор рисунок
Третий Исаакиевский собор, достроенный В. Бренна. Литография XIX века.

Вступивший на престол Павел I поручил архитектору В. Бренна срочно завершить работу.
Выполняя желание царя, архитектор был вынужден исказить проект Ринальди — уменьшить размеры верхней части здания и главного купола и отказаться от возведения четырёх малых куполов.
Мрамор для облицовки верхней части собора был передан на строительство резиденции Павла I — Михайловского замка. Собор получился приземистым, а в художественном отношении даже нелепым — на роскошном мраморном основании высились безобразные кирпичные стены.

Исаакиевский собор рисунок

Это сооружение вызывало насмешки и горькую иронию современников.
К примеру, приехавший в Россию после длительного пребывания в Англии флотский офицер Акимов написал эпиграмму:

Се памятник двух царств,
Обоим столь приличный
На мраморном низу
Воздвигнут верх кирпичный

При попытке прикрепить листок с этим четверостишем к фасаду собора Акимов был арестован.
Он дорого поплатился за своё остроумие: ему отрезали язык и сослали в Сибирь.

В различных вариантах петербуржцы пересказывали опасную эпиграмму:

Сей храм покажет нам,
Кто лаской, кто бичом,
Он начат мрамором,
Окончен кирпичом.

Позднее, при императоре Александре I, когда при исполнении окончательного монферрановского варианта собора стали разбирать кирпичную кладку, фольклор откликнулся на это новой эпиграммой.

Сей храм трёх царствований изображение:
Гранит, кирпич и разрушение.

30 мая 1802 года третий Исаакиевский собор был освящён.

Современный Исаакиевский собор

Исаакиевский собор рисунок

Несоответствие Исаакиевского собора парадному облику центральной части Петербурга вызвало необходимость уже в 1809 году объявить конкурс на возведение нового храма.
Условием было сохранение трёх освящённых алтарей существующего собора.
В конкурсе приняли участие архитекторы А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, В. П. Стасов, Д. Кваренги, Ч. Камерон и другие.
Но все проекты были отвергнуты Александром I, так как авторы предлагали не перестройку собора, а строительство нового.
В 1813 году на тех же условиях опять был объявлен конкурс, и вновь ни один из проектов не удовлетворил императора.
Тогда в 1816 году Александр I поручает инженеру А. Бетанкуру, председателю только что образованного «Комитета по делам строений и гидравлических работ», заняться подготовкой проекта перестройки Исаакиевского собора.
Бетанкур предложил поручить проект молодому архитектору О. Монферрану, недавно до этого приехавшему из Франции в Россию.

Чтобы показать своё мастерство, Монферран сделал 24 рисунка зданий различных архитектурных стилей, которые Бетанкур и представил Александру I.

Исаакиевский собор рисунок
Copyprint of Ricard de Montferrand’s elevation study entitled "Dome of St. Isaac’s Cathedral, St. Petersburg, 1818-1858," St. Petersburg, Russia.1855

Исаакиевский собор рисунок
Montferrand capitals

Исаакиевский собор рисунок
St.Isaacs Dome by Auguste de Montferrand.1838

Исаакиевский собор рисунок

Императору рисунки понравились, и вскоре был подписан указ о назначении Монферрана «императорским архитектором». Одновременно ему поручалась подготовка проекта перестройки Исаакиевского собора с условием сохранить алтарную часть существующего собора.

Исаакиевский собор рисунок
Исаакиевский собор. Худ. Р. де Монферран

Проект 1818 года

В 1818 году Монферран, следуя указанию Александра I, составил проект, который предусматривал сохранение алтарной части и подкупольных пилонов. Разборке подлежали колокольня, алтарные выступы и западная стена ринальдиевского собора, а южная и северная стены сохранялись.
Собор увеличивался в длину, а его ширина оставалась прежней и здание в плане приобрело прямоугольную форму. Высота сводов тоже не изменялась.
С северной и южной сторон предполагалось возвести колонные портики. Собор должны были венчать один большой купол и четыре малых по углам.

Исаакиевский собор рисунок

Внутри Монферран предполагал сделать облицовку стен мрамором, а своды купола украсить росписью, скульптурой и позолотой. 20 февраля 1818 года проект был утверждён Александром I.
Руководство над строительством возлагалась на специальную комиссию. Её председателем был член Государственного совета граф Н. Н. Головин, членами — министр внутренних дел О. П. Козодавлев, министр духовных дел и народного просвещения князь А. Н. Голицын, инженер А. Бетанкур.
В комиссии также работали архитекторы А. П. Брюллов, Р. Вейгельт, В. А. Глинка, Н. Е. Ефимов, Д. В. Шебуев, А. И. Штакеншнейдер, К. А. Молдавский и многие другие.
После этого старый собор обнесли забором и принялись за его разборку.

26 июня 1819 года состоялась торжественная закладка нового собора. Прямо на сваи был положен первый гранитный камень с прикреплённой к нему бронзовой позолоченой доской с датой закладки собора.

В 1820 году Монферран выпустил великолепный альбом с гравюрами, изображающими планы и фасады будущего собора.

С резкой критикой проекта вступил архитектор А. Модюи, бывший одним из членов «Комитета по делам строений и гидравлических работ».
В октябре 1820 года он в Академию Художеств представил записку с замечаниями к проекту Монферрана.
Суть замечаний Модюи сводилась к трём основным пунктам: сомнения в прочности фундамента, опасность неравномерной осадки здания и неправильное проектирование купола, размер которого превышал допустимые пределы и мог обвалиться при опоре на разные по времени постройки пилоны. После рассмотрения записки Модюи строительство собора было приостановлено и создан специальный комитет по рассмотрению этих замечаний.
В объяснениях комитету, Монферран подчёркивал свою зависимость от условий императора, он:

«Поскольку из нескольких проектов, которые я имел честь представить, предпочтение было отдано тому, который уже осуществляется, то… следует обсуждать этот вопрос не со мной; мне надлежит скрупулёзно сохранить то, что приказано сохранить…».

А в письме Ш. Персье Монферран уже откровенно признаётся:
«Легко видеть, что, подчиняясь приказу императора, я не мог удовлетворительно решить купол».
Таким образом проект 1818 года был признан неудачным не только членами комитета, но и самим автором. Комитет установил «невозможным произвести перестройку Исаакиевского собора по известным до сего времени проектам архитектора Монферрана».

Узнав о выводах, Александр I приказал комитету заняться исправлением проекта, соблюдая при этом условие «сохранения, если так можно, существующих стен, а более того старых и новых фундаментов». Также предписывалось сохранить основные черты проекта Монферрана — пять глав и колокольные портики.
Решение внутреннего пространства собора, главного купола, освещённости здания предоставлялось на усмотрение комитета. Монферрану разрешалось участвовать в работе на общих основаниях. В этом новом конкурсе помимо самого Монферрана участвовали архитекторы В. П. Стасов, А. И. Мельников, А. А. Михайлов-старший и другие.

Исаакиевский собор рисунок
Неизвестный художник: Вид на Адмиралтейство, старый Исаакиевский собор, Английскую набережную и здание Академии Наук на Васильевском острове

Проект 1825 года

Монферран учёл советы и замечания крупнейших русских архитекторов, инженеров, скульпторов и художников. По его новому проекту собор оформлялся четырьмя колонными портиками (в проекте 1818 года их было лишь два — южный и северный). Центральная часть собора подчёркивалась подкупольным квадратом, образованным четырьмя новыми опорными пилонами, поставленными шире остальных. Благодаря этому главный купол чётко вписывался в квадрат пилонов и исключалось его провисание.
По углам основного объёма устанавливались четыре колокольни, как бы врезанные в стены.
Теперь они располагались ближе к центральному куполу, чем в предыдущем проекте. Этим ещё более усиливалось квадратное построение собора.

3 апреля 1825 года был утверждён новый проект Монферрана. Именно в таком виде и был построен современный Исаакиевский собор.

План Исаакиевского собора
Исаакиевский собор рисунок

Строительство собора

Работы по сооружению фундамента начались ещё в 1818 году, по первому проекту Монферрана.
Он поставил перед собой сложную задачу соединить старый и новый фундаменты. В этом принимал деятельное участие талантливый инженер А. Бетанкур.
Находясь в Нижнем Новгороде, он пишет Монферрану:

«В последние дни пребывания моего в Петербурге я так был занят, что не имел возможности поговорить с вами о способах кладки фундаментов Исаакиевской церкви… Будьте добры осведомлять меня через каждые две недели о состоянии, в коем находятся работы по строительству церкви, не премину и я вам отвечать, указывая на все полезное для прочности сооружения…»,
и несколько позже: «Сударь, я получил ваши три письма по поводу работ по строительству Исаакиевской церкви и был рад узнать, что фундаменты этого здания были сделаны тем способом, какой я вам указал в предыдущем письме…»

Под фундамент Исаакиевского собора вырывались глубокие траншеи, из которых выкачивалась вода. Затем в грунт вертикально вбивали просмоленные сосновые сваи диаметром 26—28 сантиметров и длиной 6.5 метра. Расстояние между сваями в точности соответствовало их диаметру.
Сваи забивались в землю тяжёлыми чугунными бабами с помощью во́ротов, приводимыми в движение лошадьми. По каждой свае делали десять ударов. Если после этого свая не входила в землю, то её с разрешения смотрителя обрезали.
После этого все траншеи были соединенны между собой и залиты водой. Когда вода замёрзла, сваи были спилены под один уровень, рассчитанный от поверхности льда. Всего под фундамент было забито 10 762 сваи.

При устройстве фундамента Исаакиевского собора Монферран применил сплошную кладку, так как считал, что «для фундаментов крупных зданий сплошная кладка предпочтительнее любого другого вида его выполнения, особенно… если здание строится на плоском и болотистом грунте…»
Это также позволило лучшим способом связать старый ринальдиевский фундамент с новым и в значительной мере гарантировало здание от опасных последствий осадки.

В общей сложности сооружение фундамента заняло около пяти лет. В этой работе было задействовано 125 тысяч каменщиков, плотников, кузнецов и рабочих других профессий.

Исаакиевский собор рисунок
Building the Isaakcathedral in Sankt Petersburg .кликабельна

Вырубка гранитных монолитов для колонн собора велась в каменоломне Пютерлакс недалеко от Выборга. Эти земли принадлежали помещице фон Экспарре.
Преимуществом именно этого места для каменоломни было большой запас гранита, близость Финского залива с глубоким фарватером и почтового тракта.
Вот что отметил в своём дневнике Монферран, впервые посетив каменоломню:
«Удивление, которое мы испытывали, когда увидели… гранитные скалы, было, конечно, велико, но оно сменилось прямо восхищением, когда позже мы любовались в первом карьере семью необработанными ещё колоннами…»

Работами на каменоломне руководил подрядчик С. К. Суханов, который также участвовал в работах по созданию Ростральных колонн и Казанского собора.
В Пютерлаксе он применил следующий метод выломки монолитов. На отвесной гранитной скале отмечали контур заготовки, затем по этой линии сверлили отверстия, в которые затем вставляли железные клинья.
Сильные рабочие по условному знаку одновременно били по клиньям тяжёлыми кувалдами.
Операция повторялась несколько раз до тех пор, пока не появится трещина. В неё закладывали железные рычаги с кольцами, в которых были закреплены канаты.
За каждый канат брались по сорок человек и, оттягивая их в стороны, отодвигали заготовку.
В образовавшийся промежуток закладывались берёзовые распорки, удерживавшие монолиты в таком состоянии. Далее рабочие пробивали отверстия в заготовке и запускали в них крючья с канатами прикреплёнными к стоящим рядом во́ротам, с помощью которых монолит окончательно отделялся от скалы и скатывался на заранее приготовленный деревянный помост.

Часто посещая ломки, Монферран отмечал: «Добывание гранитов, труд сего рода во всех иных местах не весьма обыкновенный, встречают в России очень часто и весьма хорошо разумеют… работы, возбуждающие наше удивление к произведениям древности, здесь не что иное суть, как ежедневное дело, которому никто не удивляется».

Исаакиевский собор рисунок
доставка колонн Исаакиевского собора

Транспортировка из каменоломни осуществлявлась на плоскодонных судах, специально для этого изготовленных на заводе Чарльза Берда.

Исаакиевский собор рисунок
Building the Isaakcathedral in Sankt Petersburg

Исаакиевский собор рисунок
Building the Isaakcathedral in Sankt Petersburg

Монолиты колонн скатывали на морской берег, где их грузили на баржи. Каждое судно буксировалось двумя пароходами до пристани в Петербурге. Там монолиты выгружали и перевозили по специальному рельсовому пути на строительную площадку для их окончательной обработки.
Применение этого рельсового пути на строительной площадке стало первым в России.

Исаакиевский собор рисунок
Building the Isaakcathedral in Sankt Petersburg

Исаакиевский собор рисунок
Raising St.Isaacs Columns by Auguste de Montferrand.1830..34

Следующим этапом строительства было возведение портиков до постройки стен собора. Такое решение архитектора, противоречащее правилам архитектуры, обуславливалось сложностью установки гранитных колонн.

Исаакиевский собор рисунок

Для подъёма колонн были построены специальные леса, состоящие из трёх высоких пролётов, образованных четырьмя рядами вертикальных стоек, перекрытых балками.
В стороне были установлены 16 чугунных во́ротов-кабестанов, на каждом из которых работало по восемь человек. Колонну обшивали войлоком и циновками, обвязывали корабельными канатами и вкатывали в один из пролётов лесов, а концы канатов через систему блоков закрепляли на кабестанах. Рабочие, вращая во́роты, приводили монолит в вертикальное положение.
Установка одной 17-метровой колонны весом 114 тонн занимала около 45 минут.

Монферран в своих записях отмечал, «что деревянная конструкция лесов… столь совершенна, что при всех сорока восьми установках колонн ни разу не было слышно даже простого скрипа».

Исаакиевский собор рисунок
установка колонн главного купола Исаакиевского собора

Первая колонна была установлена 20 марта 1828 года в присутствии царской семьи, иностранных гостей, многих архитекторов, специально приехавших для этого торжества, и простых горожан, заполнивших собой площадь и крыши окрестных домов.
Под основание колонны была заложена платиновая медаль с изображением Александра I.

Сооружение портиков завершилось к осени 1830 года, когда жители Петербурга уже могли видеть четыре 12-тиколонных портика и алтарную часть старой ринальдиевской церкви.

Исаакиевский собор рисунок

Затем началась постройка опорных пилонов и стен собора. Тут применялась кладка из кирпичей, скреплённых известковым раствором. Для бо́льшей прочности применяли гранитные прокладки и металлические связи различного профиля.
Толщина стен составляла от 2.5 до 5 метров. Толщина наружной мраморной облицовки составляла 50—60 см, внутренней — 15—20 см. Она выполнялась одновременно с кирпичной кладкой, с помощью железных крючьев (пиронов), вставленных в специально высверленные для этого отверстия.
Для устройства кровли были изготовлены стропила из кованого железа. Внутри южной и северной стен устроили вентиляционные галереи. Для естественного освещения собора над галереями аттика сделали световые галереи.

Исаакиевский собор рисунок
Помост для подъема колонны к барабану купола

В 1836 году возведение стен и пилонов было завершено и началось сооружение перекрытий. Построенные кирпичные своды имеют толщину от 1.1 до 1.25 метра и опираются на шесть пилонов. Помимо конструктивных кирпичных сводов были ещё сделаны декоративные, представлявшие собой железный каркас, покрытый металлической сеткой и облицованный искусственным мрамором.

Исаакиевский собор рисунок
Вид металлических конструкций внутри купола.Литография по рисунку Монферрана.

Между декоративными и конструктивными сводами оставлено пространство высотой в 30 см.
Такое двойное перекрытие сводов является характерной особенностью собора, не встречавшейся ранее в других церковных сооружениях России и Западной Европы.

Исаакиевский собор рисунок

В 1837 году, когда было завершено основание купола, была начата установка 24 верхних колонн. Колонны подымались наверх по наклонному настилу на специальных тележках при помощи оригинальных механизмов.
Для поворота колонн использовались приспособления из двух чугунных кругов, в борозду нижнего из которых вставлялись шары.

Исаакиевский собор рисунок
Вид Исаакиевского собора в лесах. Литография, 1845 г.

Следующим этапом строительства собора было сооружение купола. Монферран стремился сделать его максимально лёгким без потери прочности.
Для этого он предложил сделать его не кирпичным, а полностью металлическим. Расчёты купола выполнил инженер П. К. Ломновский.
Отливка металлоконструкций купола проводилась на заводе Чарльза Берда. При этом было использовано 490 тонн железа, 990 тонн чугуна, 49 тонн меди и 30 тонн бронзы.
Купол Исаакиевского собора стал третьим куполом в мире, выполненным с применением металлических конструкций и оболочек (после башни Невьянского завода на Урале, построенной в 1725 году, и купола Майнцского собора — в 1828).

Исаакиевский собор рисунок

Конструктивно купол состоит из трёх взаимосвязанных частей, образованных чугунными рёбрами: нижней сферической, средней — конической и наружной — параболической. Диаметр наружного свода составляет 25.8 м, нижнего — 22.15 м. Для создания теплоизолирующего слоя пространство между фермами было заложено пустотелыми гончарными горшками конической формы.
Для этого потребовалось около 100 тысяч таких горшков. Помимо теплоизоляции, горшки улучшают акустику храма.

Нижний сферический купол был обшит досками, обит просмолённым войлоком и оштукатурен. Внутренний конический купол покрыт медными листами, окрашенными в голубоватый тон, с большими бронзовыми лучами и звёздами, создавшими эффектную картину ночного неба. Снаружи купол покрыт плотно пригнанными друг к другу медными позолочёнными листами.

Золочение куполов собора в 1838—1841 годах проводилось методом огневого золочения, парами ртути отравились и умерли 60 мастеров.

Внутри собор отделан мозаикой. К тому времени в Императорской Академии Художеств умели получать смальту для мозаики семнадцати тысяч цветов.

Исаакиевский собор рисунок
HorsetramSPbIsaakievskyCathedral1900-s

Освящение

Исаакиевский собор рисунок
Торжественная церемония открытия

Исаакиевский собор рисунок

Торжественное освящение собора состоялось в 1858 году, 30 мая, в день памяти преподобного Исаакия Далматского, в присутствии императора Александра II и иных членов императорской семьи.

Исаакиевский собор рисунок

Были выстроены войска, которых император приветствовал перед началом чина освящения; на Петровской и Исаакиевской площадях были устроены трибуны для народа; соседние улицы и крыши ближайших домов были переполнены людьми

Исаакиевский собор рисунок
Ceremonial Return of Saint Petersburg Levee en Masse… on June 12, 1814. Engraving by I.A.Ivanov. 1815.

Заканчивая строительство собора, архитектор задумывался над планом преобразования центральных площадей Петербурга — он решил связать в единый ансамбль Исаакиевскую, Адмиралтейскую, Дворцовую и Сенатскую площади.
Но грандиозному плану Монферрана не суждено было осуществиться: вскоре после торжественного открытия Исаакиевского собора он скончался. Вдова архитектора обратилась с просьбой похоронить его в соборе, как завещал сам Монферран, но получила от Александра II категорический отказ. Тело архитектора увезли в Париж, там Монферран и был похоронен.
В углу фронтона одного из портиков Исаакиевского собора скульптор И. Витали поместил фигуру архитектора в античной одежде.

Исаакиевский собор стал главным творением зодчего. Еще во время долгого строительства много спорили об архитектурных достоинствах здания, отголоски этих споров можно услышать и сейчас. Но несомненно одно — строительство Исаакиевского собора стало целой эпохой в петербургской архитектуре.

Исаакиевский собор рисунок

Исаакиевский собор рисунок

Исаакиевский собор бесспорно является одним из символов Санкт-Петербурга. Его высокий барабан с куполом виден ещё с Финского залива, он стал заметной частью портрета города. Однако по поводу непропорциональности барабана и поставленных рядом колоколенок возникли неофициальные названия. Одно из них — «Чернильница».

Исаакиевский собор рисунок

Исаакиевский собор рисунок

Исаакиевский собор рисунок

Исаакиевский собор рисунок
Куинджи Архип Иванович. Вид Исаакиевского собора при лунном освещении
1869

Исаакиевский собор рисунок
И.Айвазовский. "Исаакиевский собор в морозный день.

Исаакиевский собор рисунок
Исаакиевский собор в морозный день 1891 Айвазовский И.

Исаакиевский собор рисунок
Weiss, Johann Baptist — Winter Landscape with St. Isaac’s Cathedral
Вайс, Иоганн Баптист — Зимний пейзаж с Исаакиевским собором, Эрмитаж

тут,тут,тут,тут

***


Санкт-Петербург и пригороды

Инженерный (или Михайловский) замок
Адмиралтейство. Санкт-Петербург
Смольный институт благородных девиц
Строгановский дворец
Гатчинский дворец.Часть 1.
Гатчинский дворец .Часть 2
Гатчинский дворец.Часть 3(1)
Гатчинский дворец.часть 3(2)
Гатчинский дворец.Часть 4.
Приоратский дворец
ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫЙ АНСАМБЛЬ ПЕТРОДВОРЕЦ
Готическая капелла. Петродворец.
Большой Петергофский дворец.Часть 1.
Большой Петергофский дворец.Часть 2.
Павловский дворец.Часть 1.
Павловский дворец .Часть 2.
Павловский дворец.Часть 3.
Павловский дворец.Часть 4.
Павловский дворец и парк. Часть 5.
Императорский Царскосельский лицей
Египетский стиль в истории Санкт-Петербурга. часть 1
Египетский стиль в истории Санкт-Петербурга. Часть 2.
Египетский стиль в истории Санкт-Петербурга. Часть 3.
Египетский стиль в истории Санкт-Петербурга. Часть 4.
Египетский стиль в истории Санкт-Петербурга. Часть 5.
Египетский стиль в истории Санкт-Петербурга. Часть 6.

Памятники Петербурга.Памятник Носу майора Ковалева
Памятники Петербурга.Памятник Чижику-Пыжику.
Памятник кошкам на Малой Садовой.
Памятник фонарщику
Памятник фотографу
Памятник городовому
Памятник водовозу
Памятник Охтинской молочнице.
Памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге
ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ: Памятник Екатерине II . Санкт-Петербург.
Памятник Петру I. Медный всадник.

Легенды и мифы Санкт-Петербурга
Легенды и мифы Санкт-Петербурга

Дом "Пиковой дамы"
Дом Мурузи. Архитектура Санкт -Петербурга.
Дом Розенштейна .
Ботанический сад . Санкт-Петербург.
Дом Троекурова.
Дом Глуховского.

Сбитенщик
Басин Яков Иванович.Национальные изображения промышленников
Гравюры Санкт-Петербурга.1753г.
Музей-квартира А.С. Пушкина
Казанский собор
АНИЧКОВ ДВОРЕЦ.
Петербург начала XIX века
Питер пушкинской поры

Дворцово-парковый ансамбль "Ораниенбаум".Часть 1.
Дворцово-парковый ансамбль "Ораниенбаум".Часть 2.
Александр Данилович Меншиков.Часть 3.
Петр III.Часть 4.
Екатерина II.Часть 5.
Петр III.
Павел I
Архитектура Петербурга. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы .
БУДДИЙСКИЙ ХРАМ "ДАЦАН ГУНЗЭЧОЙНЭЙ" . Санкт-Петербург
ЦЕРКОВЬ СЕРАФИМА САРОВСКОГО .Санкт -Петербург.
Храм святых апостолов Петра и Павла. Петергоф.

ЭРМИТАЖ
ЭРМИТАЖ.Павильонный зал.
Картины Эрмитажа. Мадонна Литта.
Эрмитаж
«Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи

Исаакиевский собор рисунок

Источник: www.liveinternet.ru


Categories: Собор

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.